Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Предназначение человека. Как определить свой жизненный путь. Жизненный путь человека

А также сам процесс ее изменения и эволюции начиная с рождения человека и заканчивая его смертью. Во многих случаях этот термин является синонимом к слову "биография".

Первым человеком, сформулировавшим понятие жизненного пути, была Ш. Булер. В ее формулировке жизненный путь имел три различных линии. Первая - это последовательность реальных событий, происходящих в Вторая - это эмоциональные переживания, связанные с ними. Третья - это результаты действий, осуществляемых этим человеком.

Одновременно с ней собственную теорию выдвигал П. Жане, характеризовавший жизненный путь как последовательность этапов развития и биографии личности, ее эволюцию.

Существуют и другие формулировки этого понятия, однако все они являются вариациями на тему этих двух первых определений. Какой трактовки придерживаться, каждый решает сам для себя - поскольку существенных различий между ними нет, любая из них имеет право на существование.

Следует отметить, что приведенные выше определения жизненного пути являются приемлемыми лишь для человека с рациональным Мистик же считает, что под понятием "жизненный путь" подразумевается некий сценарий, придуманный специально для него высшими силами. Но даже он, как правило, признает, что есть возможность как-то влиять на этот самый сценарий. Как? Своими собственными действиями! Сделав что-то правильное (читай - что-то выгодное для "сценаристов"), он как бы получает вознаграждение в виде благоприятного развития событий, а допустив ошибку, вынужден терпеть многочисленные неприятности.

Точка зрения такого мистика хоть и не слишком-то верна, но, безусловно, намного интереснее сухих знаний реалиста.

Однако существует еще одна трактовка понятия жизненного пути. Она не менее важна, чем приведенные выше, да и используется чаще, чем они. Итак, жизненный путь личности - это процесс осуществления ею своего предназначения, дорога, ведущая к цели жизни.

К сожалению, для большинства людей поиски этой самой дороги являются очень сложным делом. Почему? Да потому, что окружающие (родители, друзья, коллеги, родственники) часто считают, что они лучше знают, какой жизненный путь лучше подходит их близким. Особенно сильное влияние ощущают дети - со стороны многочисленных взрослых родственников. Поэтому-то так много людей выбирают себе неправильную дорогу в жизни - за гомоном голосов друзей и близких очень сложно услышать тихий зов истинного призвания.

Наиболее остро встает жизненного пути у молодых людей, только-только начинающих взрослую жизнь. Это и не удивительно, ведь именно перед ними разворачивается множество разных возможностей.

И именно у молодых людей больше всего шансов сделать ошибку и жалеть о ней всю жизнь. Поэтому им так важно научиться принимать правильные решения, а для этого нужно соблюдать несколько простых правил.

Во-первых, нужно научиться отличать собственные желания и стремления от образов, навязанных другими людьми. Не менее важно отличать желания истинные, осознанные, идущие от сердца, от низменных стремлений, навеваемых инстинктами.

Во-вторых, каждый человек должен научиться уважать собственные желания и не ставить их ниже желаний посторонних людей - хотя бы наедине с собой.

И, в-четвертых, нельзя забывать об ответственности: любой выбор будет на совести человека, сделавшего его - неважно, по собственной воле или под чьим-то влиянием.

Можно отметить, что эволюция научных представлений о жизненном пути человека в известной мере отражала социальную ситуацию в нашем обществе. Понятие жизненного пути и идея субъекта жизни были предложены Рубинштейном в середине 30-х годов, но затем они надолго исчезли с горизонта психологической науки. Они не развивались далее в советской психологии из-за той социальной атмосферы, которая составляла особенности нашего общества и влияла на развитие гуманитарных наук: отрицание какой бы то ни было роли отдельного человека. К решению этих проблем Рубинштейн обратился в 50-х годах — в самый тяжелый период своей жизни и жизни общества, когда эти научные проблемы стали остросоциальными. В 60-х годах конкретными исследованиями жизненного пути занялся советский психолог Б. Г. Ананьев [См.: Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. Исследования Б. Г. Ананьева были продолжены его учениками (см.: Карсаевская Т. В. Прогресс общества и проблемы биосоциального развития современного человека. М., 1978; Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М., 1978).]. Для него основным в характеристике жизни является возраст человека. Возраст, по Ананьеву, соединяет социальное и биологическое в особые «кванты» — периоды жизненного пути….. В жизненном пути он выделяет познание, деятельность и общение, через которые проявляется и изучается личность. Ананьев ввел понятие социальных достижений личности и выделил несколько периодов ее жизни: детство (воспитание, обучение и развитие), юность (обучение, образование и общение), зрелость (профессиональное и социальное самоопределение личности, создание семьи и осуществление общественно полезной деятельности). На период зрелости приходится «пик» карьеры. Последний период — старость, т.е. уход из общественно полезной и профессиональной деятельности при сохранении активности в сфере семьи.

Но поскольку в общественном сознании тех лет в силу тенденции к стандартизации, к унификации людей господствовало представление о типичности жизни всех людей, оно отразилось и на концепции Ананьева, который, с одной стороны, стремился подчеркнуть индивидуальность человека, но с другой — все же не смог отойти от тенденции унификации, стандартизации жизни. Концепция жизненного пути, по Ананьеву, учитывала скорее социальную и возрастную периодизацию жизни, чем собственно личностную. Ему не удалось раскрыть индивидуальный аспект жизни потому, что он не обратился к изучению активности самой личности, которая и формирует собственную, неповторимую жизненную линию. Вместе с тем концепция Ананьева была необходимой предпосылкой для последующего обсуждения вопроса о типичном и индивидуальном в жизненном пути личности.

Сегодня мы имеем возможность раскрыть индивидуальные особенности жизненного пути человека. Но для этого нужно не просто установить соответствие тех или иных этапов, событий и обстоятельств жизни тем или иным особенностям и чертам личности, а раскрыть причинную связь активности, развития личности и изменений ее жизни. Мы не можем погрузиться в описание индивидуальной истории жизни каждого человека, потому что каждая история неповторима. Кроме того, исходной остается зависимость личности от объективных характеристик жизнедеятельности как общественного процесса. Но личность включается в совокупность причин и следствий своей жизни не только как зависимая от внешних обстоятельств, но и как активно их преобразующая, более того, как формирующая в определенных пределах позицию и линию своей жизни.

Личность не просто изменяется на протяжении жизненного пути, не только проходит разные возрастные этапы. В качестве субъекта жизни она выступает как ее организатор, в чем и проявляется прежде всего индивидуальный характер жизни. Индивидуальность — это не только неповторимость жизни, которая обычно подчеркивается понятием судьбы как якобы независимой от человека. Индивидуальность жизни состоит в способности личности организовать ее по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями, устремлениями (они отражаются в понятии «стиль жизни» [См.: Стиль жизни личности. Киев, 1982.]). Чем меньше человек продумывает, осмысливает свою жизнь, чем меньше он стремится организовать ее ход, определить ее основное направление, тем больше, как правило, его жизнь становится подражательной, а потому похожей на жизнь других людей, стандартной.

Разные люди в разной мере являются субъектами жизни, поскольку они в разной мере стремятся и могут реально организовать свою жизнь как целое, соединить ее отдельные планы, сферы, выделить главное направление. Организацию жизни иногда связывают с планированием, с осмыслением жизненных перспектив, будущего. Конечно, планирование является одной из важных составляющих организации жизни, но она не сводится к одному планированию, предвидению. Как уже отмечалось, современная общественная жизнь предъявляет человеку множество не связанных друг с другом требований, он все время оказывается в разных ситуациях, которые так или иначе требуют от него если не участия, то присутствия. Способность к организации жизни и заключается в том, чтобы не поддаться этому жизненному потоку, не раствориться и не захлебнуться в нем, забыв о собственных целях, задачах. Поэтому организация жизни — это и способность так связать и осуществить дела, ситуации, чтобы они подчинились единому замыслу, сконцентрировались на главном направлении, придать им желательный определенный ход.

Люди различаются как раз по степени влияния на ход собственной жизни, овладения многочисленными жизненными ситуациями, которые могут «раздробить» человека на не связанные друг с другом части. В свое время советский психолог Л. С. Выготский для обозначения высших психических функций ввел понятие «овладение» низшими психическими функциями. Для нас понятие субъекта жизни предполагает всевозрастающую степень и расширяющееся пространство таких «овладений», присвоений. Сначала у ребенка происходит овладение своими действиями для придания им нужного направления, затем посредством действий — овладение ситуациями, далее на этой основе — построение отношений, и через их регуляцию все более возрастает возможность организации жизни как целостного процесса, учитывая ее изменчивость и сопротивляемость.

Способность личности регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное ее целям, ценностям, есть высший уровень и подлинное оптимальное качество субъекта жизни. Оно одновременно позволяет человеку стать относительно независимым, свободным по отношению к внешним требованиям, давлению, внешним «соблазнам». Но это лишь идеал, а реально у разных людей обнаруживается разная мера целостности жизненного пути, разная степень соответствия действий личности ее ценностям, намерениям [См.: Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. М., 1978.].

Одни люди зависят от хода жизненных событий, едва успевая за ними, другие — предвидят, организуют, направляют их. Некоторые попадают под власть внешних событий, их удается вовлечь в чуждое их характеру общение, а то и в дела. Они легко забывают о собственных целях, планах, совершая неожиданные для себя поступки. Иные, напротив, живут только планами, мечтами, создают собственную логику внутреннего мира, уходят в него, так что внешние события не имеют для них никакого значения. Они также не способны организовать свою реальную жизнь. Столь разный характер способностей к организации жизни позволяет выделить определенные типы личностей с точки зрения способа их жизни. При таком подходе мы увидим уже не бесконечное множество различных характеров и бесконечное множество отдельных проявлений настроений каждого человека, а различия по существенному основанию — способности к организации жизни, умению сконцентрировать свои силы и действия в решающий момент, скоординировать ситуации и события в главном направлении. Поэтому разные способы организации жизни мы рассматриваем как способности разных типов личностей стихийно или сознательно строить свои жизненные стратегии.

Типы активности человека — это характерные для него способы соединения личностью внешних и внутренних тенденций жизни, превращения их в движущие силы своей жизни. Можно проследить, как у одних эти тенденции совпадают (целиком или частично), поддерживают друг друга, у других оказываются разобщенными. Одни преимущественно опираются на социально-психологические тенденции, т.е. окружающих людей, используя социальные ситуации; другие — на внутренние возможности, рассчитывают на свои силы в жизни, действуют самостоятельно; третьи оптимальным образом соединяют внешние обстоятельства и внутренние тенденции; четвертые постоянно решают противоречия между ними. При всех условиях эта типология раскрывает не просто свойства каждого характера, психические особенности личности. Она в первую очередь позволяет сопоставить особенности, способ жизненного движения личности, выявить способность к решению жизненных противоречий. Совпадение внешних и внутренних тенденций в жизни личности или их столкновение, противодействие характеризуют способ организации жизни и тип личности.

Жизненные цели и задачи личности одного типа оказываются целиком сосредоточены на том, чтобы разрешить жизненные противоречия, которые она, строго говоря, сама создает непоследовательностью своих действий или, напротив, чрезмерной активностью, подавляя инициативы окружающих. Она не может их решить, поскольку не в силах изменить свой способ жизни и понять, что сама является их причиной. Другой тип личности оказывается вовлеченным в конфликты, которые, хотя и развертываются в конкретной группе (в семье, в производственном коллективе), являются выражением более глубоких общественных противоречий. В таком случае личность либо обретает опыт и социальную зрелость, которые затем способствуют организации личной жизни, отстаиванию ее ценностей, либо «перемалывается» неразрешимым конфликтом и затем старается отделить свою личную жизнь от общественной.

Высшие личностные качества, такие, как сознание, активность, психологическая зрелость, интегративность, проявляются и формируются в жизненном пути личности, в специфическом процессе ее изменения, движения, развития. Активность личности проявляется в том, как она преобразует обстоятельства, направляет ход жизни, формирует жизненную позицию. Динамика жизни человека перестает быть случайным чередованием событий, она начинает зависеть от его активности, от способности организовать и придать событиям желаемое направление.

Жизненный путь подлежит периодизации не только возрастной (детство, юность, зрелость, старость), но и личностной, которая, начиная с юности, уже перестает совпадать с возрастной. Один человек проходит один социальный этап в более раннем, другой — в более позднем возрасте; юноша оказывается по-стариковски мудрым, а старик — по-юношески незрелым. Личность выступает как движущая сила жизненной динамики, интенсивности, содержательности своей жизни.

Ее качество как субъекта жизни проявляется не в произвольных поступках, действиях (делаю, что хочу), а в действиях, учитывающих сопротивление обстоятельств, их несовпадение с желательным для личности направлением, их противодействие. Поэтому внутренние намерения, цели испытываются на прочность в жизни, а личность должна отдавать себе отчет в их прочности.

Эти общие соображения грузинская школа психологов конкретизировала на таком примере. У группы молодых людей сформировалось определенное представление о будущей профессии, они сделали свой выбор, возникла установка на поступление в институт. У другой группы такая установка отсутствовала, поскольку они слабо представляли себе профессию, свои способности, возможности. Но насколько сильна эта установка, насколько она не только существует в сознании, но и определяет характер жизненных действий, насколько противостоит внешним неблагоприятным событиям, оказалось возможным выявить только тогда, когда молодые люди стали сдавать экзамены в институт. Действительно упорными, настойчивыми организаторами своей жизни можно назвать тех молодых людей, кто несколько лет подряд поступал в этот институт, несмотря на предыдущие неудачи, и в конце концов реализовал свою установку.

Психологи выявили много личностных характеристик, которые как будто подтверждают наличие у человека активности: это побуждения к действию, притязания, способности, намерения, направленность, интересы и т.д. Но трудности психологов в изучении личности были до сих пор связаны с тем, что эти характеристики и черты личности изучались сами по себе, вне жизненного применения, часто в искусственных условиях или искусственными методами. Нельзя сказать, что эти методы не давали знания о личности. Однако реальным критерием активности личности (мотивов, желаний, намерений) является ее способность (или неспособность) реализовать эти устремления в действиях, в поступках, в жизненном пути.

Необходимо постоянно выявлять, как намерения, притязания, склад личности выражаются в жизненных проявлениях личности и какие последствия те или иные способы жизни имеют для внутреннего мира и личностного склада, как изменяют ее мотивы, характер, как развивают способности. Например, закаляют ли неудачи характер или ослабляют, ломают его? Иными словами, необходимо знать, насколько жизненная практика личности (а не отдельные ее поступки) соответствует ее намерениям, замыслам, ценностным установкам. Степень совпадения или расхождения жизненной практики и ценностей своего «я», способностей, устремлений человека может служить показателем цельности или разобщенности, противоречивости личностных структур, перспективности или регрессивности их развития. Именно поэтому изучение личности и ее жизненного пути имеет значение и для психологической науки, и для людей, которые реализуют, применяют, проверяют свои способности, характер, склонности в реальных жизненных достижениях [См.: Активность и жизненная позиция личности. М., 1988; Жизненный путь личности. Киев, 1987.].

Все перечисленные способности к организации жизни, к решению ее противоречий, к построению ценностных отношений мы называем жизненной позицией, которая является особым жизненным и личностным образованием. Способ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности, можно назвать жизненной позицией. Она представляет собой результат взаимодействия личности с ее собственной жизнью, ее личностное достижение. Будучи таким результатом, жизненная позиция начинает определять и все последующие жизненные направленности личности. Она становится потенциалом ее развития, совокупностью ее объективных и субъективных возможностей, открывающихся именно на основе занятой человеком позиции, своеобразной опорой, крепостью.

В 70-е годы в общественно-политической литературе появилось понятие активной жизненной позиции. Социологи попытались определить это понятие через совокупность ролей, которые осуществляет личность в жизни, но этим обозначением не раскрывается, как личность реализует свои жизненные роли (важно не только то, что женщина — мать, но какая она мать; важно не то, что человек — педагог, но какой он педагог и т.д. [См.: Сарджвеладзе Н. И. Личностная позиция и репрезентация жизненного пути у молодежи // Психология личности и образ жизни. М., 1987.]). На наш взгляд, жизненная позиция личности — это совокупность ее отношений к жизни. (Психолог В. Н. Мясищев разработал теорию личности, в которой она определяется через совокупность отношений.) Но отношения личности — это не только ее субъективные мнения и взгляды, это способы ее взаимоотношений с окружающими людьми и действительностью. В. Н. Мясищев понимал под отношениями совокупность субъективно значимого для личности, а жизненная позиция предполагает не только наличие субъективных отношений, но и их действенную, практическую реализацию личностью в жизни.

Выше речь шла об одном из главных отношений к жизни — об ответственности. Кроме этого отношения, которое можно назвать своеобразным жизненным принципом, существует множество других отношений: отношения к другим людям (в том числе к близким), отличающиеся или равнодушием, или заботой; отношения к труду, к своей профессии, к самому себе (более конкретно — к тому месту, которое удалось занять в обществе, в профессиональной сфере) и т.д. Испытывая страх перед жизненными трудностями, человек может занять созерцательную жизненную позицию, отстраниться от проблем близких людей, уклоняться от помощи им, заботы о них. Аналогичной может оказаться и его профессиональная позиция: работать в меру сил, не ставить никаких задач, делать только то, что требуют. К сожалению, подобные жизненные позиции были наиболее типичными в недавнее время.

Позиция другого типа личности заключается, например, в четком отделении своего собственного жизненного мира, интересных для него задач, важных для него дел от дел и интересов (служебных, семейных и т.д.) окружающих. Значимые для него отношения (связи, контакты) он последовательно и активно реализует, незначимые поддерживает «для вида». С такой позицией молодого мужчины иногда сталкивается женщина; она напрасно стремится укрепить, завоевать его отношение к себе, не догадываясь, что он может иметь такие же отношения с любой другой на ее месте. Этот человек легко сменит одну работу на другую, одних друзей на других, если новая обстановка поможет ему достичь своих целей. Это эгоцентрическая (если не эгоистическая) жизненная позиция.

Долго и упорно психологи и даже социологи (например, Морено) пытались в качестве главного фактора выделить и исследовать субъективные отношения, т.е. симпатии и антипатии людей. Однако при таком подходе реальные отношения людей из поля зрения выпали, а ученые оказались в плену субъективизма, поскольку симпатии и антипатии часто бывают необоснованными и даже неосознаваемыми. Хотя они и сказываются в жизненных отношениях, но не могут заменить реальных объективных отношений людей (деловые отношения людей, как правило, не строятся на симпатии или антипатии). «Жизнь, — писал Рубинштейн, — это процесс, в котором объективно участвует сам человек. Основной критерий его отношения к жизни — строительство в себе и в других новых, все более совершенных, внутренних, а не только внешних форм человеческой жизни и человеческих отношений» [Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. С. 379.].

Жизненная позиция личности может быть определена и через ее активность, но тогда важно не только раскрыть активность как психологическую особенность самой личности и ее сознания, но и показать, как она реализовала свои возможности, способности, свое сознание в своей жизненной позиции. Речь идет о том, насколько она применила свои способности, в какой мере сознательно она живет.

Выше были приведены примеры достаточно последовательных позиций. Однако возможны и их раздвоенные, противоречивые варианты. Человек считает себя принципиальным, любит поговорить о своих принципах, однако реально использует свое профессиональное положение для своей выгоды, может обмануть, подвести, сделать назло. Его «двойная игра» в конечном счете кроме материальных приобретений приводит к одним потерям (теряется уважение близких, коллег, прочность профессионального статуса, профессиональное мастерство, авторитет и т.д.).

Другой тип противоречивой позиции проявляется в своеобразных жизненных «метаниях»: человек то принимает решения продвигать свои дела (защиту диссертации, «карьеру»), то замыкается в семейном кругу, откладывая первые до «лучших времен», потом бросает и то и другое, решив начать жизнь «заново», меняет семью, работу. Позиция такого человека (и он сам) ненадежна, неустойчива, хаотична, хотя в каждом начинании он берется все «наладить», «устроить», «организовать». Он до конца так и не узнает, чего хотел и чего достиг в жизни.

Жизненная позиция имеет исходную объективную характеристику — участие личности в сферах, где социальная жизнь наиболее интенсивна, перспективна, где сконцентрировано множество возможностей. Одни люди начинают жизнь с того, чего другие добиваются только к концу жизни. Это и культурная среда, и возможности образования, и более или менее благоприятная социальная ситуация, в которой они оказываются независимо от своей воли и усилий. Но существует и «бедная социальная среда», или обстановка, лишенная значительных возможностей, событий. Попадая в такие условия, личность оказывается в бесперспективной жизненной позиции, которая объективно не способствует ее развитию. Но и от человека как субъекта зависит, достигнет ли он более высоких успехов, добьется ли более оптимальных условий. Личность как субъекта жизни характеризует стремление, направленность на развивающие, более оптимальные сферы жизни, потребность в собственном развитии.

Когда мы говорим о роли социальных условий в жизни отдельного человека (при равенстве принципов труда, прав, свобод и т.д.), то они также могут оказаться более или менее благоприятными для его развития (вовремя и в лучшем учебном заведении полученное образование, благоприятные возможности для освоения профессии и т.д.) [См.: Парыгин Б. Д. Научно-технический прогресс и проблема самореализации личности // Психология личности и образ жизни.]. Более благоприятные условия в свою очередь могут повышать активность личности, которая более интенсивно (чем другая при тех же условиях) реализует их в профессиональной деятельности, дополняя их своими личными усилиями, способностями, что в совокупности и образует активную жизненную позицию.

Однако можно привести много примеров из жизни семей крупных ученых, художников, т.е. людей, предоставивших своим детям исходные оптимальные условия для развития, из которых видно, как протекция родителей при поступлении в институт, на работу и т.д. парализуют собственную мотивацию, потребности молодого человека. Эти благоприятные условия еще должны «согласоваться», совпасть с внутренними потребностями, возможностями, активностью детей. Иногда молодой человек получает так много, что это закрывает для него перспективу собственного развития и движения, лишает мотивации достижения, потребности жить на свой страх и риск. Именно поэтому нужно говорить о пропорциональности объективных и субъективных моментов в жизненных отношениях и позиции личности.

И при отсутствии благоприятных социальных условий личность может благодаря своей активности добиться перспективной жизненной позиции (вырваться из провинции, из профессиональных традиций семьи, поступить в лучшее учебное заведение страны, в совершенстве овладеть профессией, сочетать учебу и работу и т.д.).

Жизненная позиция — это не только жизненные отношения, но и способ их реализации, отвечающий (или не отвечающий) потребностям, ценностям личности. Человек может иметь активные жизненные устремления, высокие нравственные ценности, но способ организации жизни (иногда неумение, иногда страх, иногда пассивность в реализации) может противоречить этим исходным «добрым намерениям», его жизненная позиция оказывается не соответствующей этим стремлениям, потребностям. Тогда он или начинает оправдывать себя в своих же глазах, или пытается изменить такую позицию.

Анализ своей жизненной позиции дает в своих дневниках С. Л. Рубинштейн. В связи с внезапной болезнью отца, который лишился адвокатской практики и возможности материально обеспечивать семью, он очень рано (вначале нравственно-психологически, а затем и жизненно-практически) стал старшим в семье, опорой родителей и братьев. Позиция старшинства и связанная с ней ответственность стала его ведущей позицией на всю жизнь, определила его отношения и с близкими, и с «дальними», проявилась и в его личной, и в научной жизни.

Жизненная позиция — это выработанный личностью при данных условиях способ своей общественной жизни, место в профессии, способ самовыражения. В отличие от субъективных отношений (смысла, картины и даже концепции жизни) жизненная позиция — это совокупность реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который и определяет дальнейший ход жизни.

Если основные жизненные отношения личности интегрированы, отвечают ее исходным намерениям, то ее позиция характеризуется целостностью, целенаправленностью и даже гармоничностью. Если основные отношения не связаны между собой, а способ их осуществления не соответствует им, то такую жизненную позицию можно назвать неустойчивой, неопределенной, а личность — неуверенной. Такая личность не готова к жизненным переменам, неожиданностям, жизненным трудностям.

Бывают такие варианты жизненной позиции, когда она оказывается оторванной от реальной жизни. Это происходит с творческими личностями, когда они не могут реализовать себя в науке или искусстве, или с людьми, которые сугубо внешне, поверхностно участвуют в практической жизни и фактически занимают позицию неучастия. Их жизненные отношения случайны, но это замаскировано их собственными иллюзиями.

Жизненная позиция — это определенное сложившееся образование, имеющее свою относительно фиксированную структуру, что не исключает ее изменчивости, возможности развития. Жизненная позиция может быть охарактеризована на разном уровне конкретности, начиная от эмпирически-описательного и кончая сущностно-абстрактным. Важную ее характеристику составляют жизненные противоречия, которые в результате такой или иной позиции или обостряются, или сглаживаются. Например, личность максимально активна, но не может данным способом реализовать ее, и, наоборот, у личности отсутствуют готовность, активность, зрелость, казалось бы, в самой оптимальной жизненной обстановке. Легко получаемые материальные блага развращают личность, вырабатывают опасную иллюзию вседоступности и вседозволенности, формируют установку на легкую жизнь. Жизненная позиция характеризуется и противоречиями, и способом их решения (конструктивным, пассивным, поверхностным и т.д.), который показывает, умеет ли личность соединить свои индивидуально-психологические, статусные, возрастные возможности и притязания с условиями жизни, умеет ли непротиворечиво скомпоновать эти условия.

В эпоху застоя жизненные позиции многих людей, как это ни парадоксально, не вступали в противоречие с общественными требованиями в силу внутренних компромиссов, на которые (сознательно или бессознательно) шли люди. Однако личностная цена, которую им приходилось платить за этот компромисс, состояла в глубоких личностных потерях и в деградации личности. Занимая позицию «лишь бы уцелеть», «перебиться», люди, сохраняя жизненное благополучие, теряли собственные цели, идеалы, смелость и широту натуры, становились мелкими обывателями. Желая сохранить возможность творчества и самореализации в искусстве, человек попадал в зависимость от чуждых искусству людей, верил некомпетентным оценкам, оказывался связанным круговой порукой со спекулировавшими его талантом и постепенно терял свое творческое вдохновение, превращался в ремесленника.

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — с. 10-75

«Любой путь — лишь один из миллиона возможных путей»
Карлос Кастанеда

Путей великое множество... какой выбрать? Говоря о предназначении и его поиске, нельзя обойти вниманием весь жизненный путь человека . Это более емкое и длительное понятие протяженностью во всю человеческую жизнь. Кто-то живет по инерции «пусть все идет так, как идет», радуется удачам и расстраивается, когда они обходят его стороной, говоря, что это судьба такая… А кто-то ищет правильный для себя путь ― свой собственный путь. Так, что же предпочесть? Выбор жизненного пути или пустить свою жизнь на самотек?

Сталкиваясь с очередной неудачей в своей жизни, наверно, каждый человек задумывался, а можно ли что-то вообще изменить? Как правило, все проблемы и последствия ошибок мы списываем на судьбу. А каждую удачу записываем на свой счет. Но, может быть, стоит проанализировать и неудачи ? Увидеть в них свои ошибки, неверные поступки? Понаблюдайте за детьми: один, споткнувшись об камень, посмотрит на него, сделает выводы и будет в следующий раз обходить стороной, а другой будет постоянно падать на одном и том же месте. Столь бесхитростный пример можно наложить трафаретом на любой поступок человека. И это не умение мыслить логически ― это, в первую очередь, желание понять, «почему же я упал». Вряд ли кто-то взрослый всерьез подумает, что этот камень ему под ноги положила ему судьба. И, пожалуй, выбор жизненного пути и заключается в том, чтобы сначала научиться анализировать, какие последствия грядут за какими поступками.

Ведь мало кто задумывается, что жизненный путь человека , по которому он идет, ― это не только наличие или отсутствие работы, дохода, успеха. Это и мировоззрение, и умение строить гармоничные отношения как в семье, так и с деловыми партнерами, умение радоваться и конструктивно грустить, умение ЖИТЬ. Согласитесь, от нашего отношения к окружающему миру зависит и наше восприятие всего происходящего. Можно созидать, а можно все разрушать . Очевидно, что это два противоположных полюса, но дорога между ними очень короткая, так как зависит только от наших мыслей и чувств. А уж этими материями мы умеем управлять, ну, или хотя бы можем научиться.

Делайте выбор жизненного пути самостоятельно, сравнивайте:

  • Разрушение ― это раздражение, страх, тоска, недовольство собой, разочарование, ревность и даже чувство вины, которое влечет за собой наказание (самого себя). Все это не только заставляет человека разрушать отношения, свою жизнь, но и самого себя, так как мысли и чувства имеют свойство материализоваться.
  • Созидание ― это ответственность за свои поступки, чувства и мысли. Это понимание, что наше собственное подсознание контролирует жизненный путь человека . Это дорога развития.

Кто-то скажет, что ответ очевиден, но как же найти себя, свою дорогу, а не принципы жизни, даже сделав правильный выбор жизненного пути ? Ведь чувство нереализованности тоже является разрушительной силой.

«У каждого из нас есть только одно истинное призвание –
найти путь к самому себе»
Герман Гессе

Найти себя, как бы это не звучало для скептиков, люди стремились во все времена. Но за всю историю человечества никто так и не нашел ответа на вопрос, как же найти себя , свой собственный жизненный путь. Человек все время думает над этим, хотя одними размышлениями вопрос решить сложно.

«Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»
Лао-цзы

Как и с достижением цели, нужно уметь не только думать/анализировать/делать выводы, но и действовать. Первый шаг вы уже сделали ― вы решили, что нужно найти себя. Как вы будете это делать ― это уже другой вопрос.

«Либо я найду свой путь, либо проложу его сам»
Ф. Сидней

Найти себя ― значит, почувствовать себя реализованным, востребованным и, как итог, счастливым. Составляющими счастья для многих является здоровье, семья и, конечно, успех в работе ― в деле, которое доставляет удовольствие. Вот именно последняя составляющая и является самой сложной для большинства: как найти себя ― свое место в жизни, свое призвание, свое дело. Возвращаясь к вопросу, как найти свое призвание, следует понимать, что однозначно на него никто не может ответить, но ряд специалистов предлагают тренинги и разнообразные упражнения, которые помогают найти подсказки, отклики в себе на то, что действительно, может быть, станет делом вашей жизни.

Как сделать очередной шаг в поиске своего призвания, своего жизненного пути вы найдете в следующей статье, в который мы поговорим о .

admin

Цели, поступки, отношение к окружающим, ведение личной жизни, формирование отношений, участие в профессиональной сфере. Эти области касаются индивида и в науке объединены под одним термином – жизненный путь человека. Поскольку люди во время существования затрагивают множество областей, то изучают жизненный сценарий философы, психологи, этнографы, социологи. Но, ближе к жизненному пути психология. Эта наука изучает становление личности, постановку целей, достижение задуманного. Что собой представляет жизненный путь личности?

Понятие жизненный путь личности

Что скрывается под этими тремя словами? Жизненный сценарий человека протекает по индивидуальной схеме. Нет одинаковых или похожих историй. Личность отличается от других существ на планете образом жизни. Человек не только существует и проходит этапы развития по отношению к временному отрезку, но и закладывает основы личностного становления.

Понятие жизненный путь личности включает множество аспектов и зависит от места обитания человека. Так законом установлена норма закончить среднее образование, обществом – или жениться, продолжить род. Социум к этим понятиям устанавливает сроки, когда следует закончить учебу, создать семью. Нормы давят на человека и заставляют придерживаться установок. Не принято становиться студентом в 40 лет или жениться в 50. Хочет человек или нет, но подсознательно он строит жизненный путь с учетом установленных норм. Небольшие отклонения и отличия являются индивидуальным жизненным сценарием.

Получается, на развитие жизненного пути человека влияют психологические, возрастные, общественные, социальные факторы и личные желания.

Проблема жизненного пути личности

В научном мире данным вопросом впервые озадачился Рубинштейн С.Л. Именно на него и его работу «Человек и мир» ссылаются при изучении предмета в высших заведениях и трактовании проблемы жизненного пути личности. В своих трудах автор ссылается на личную жизнь человека, которая оказывает влияние на развитие жизненного пути. У каждой личности свои взгляды на отношения, быт и другие сферы. Совокупность этих понятий формирует жизненный мир человека. Отсюда вытекает мотивация личности и выстраивается индивидуальный сценарий. На развитие жизненного пути влияет качество и глубина отношений. При их изменении корректируются действия человека, и меняется сценарий.

Личность развивается в зависимости от поступков, решений, ответственности. Участие в развитии отношений формируют субъекта жизни. Получается, что индивид меняется и развивается в ходе жизненного пути. Данное явление автор назвал деятельностным опосредованием.

Проблемой жизненного пути личности занимался ряд специалистов:

Леонтьев А.Н. Его теория основана на том, что быт людей складывается из действий, которые они практикуют. На основании этого формируется индивидуальный сценарий. Следовательно, жизненный путь складывается только из тех видов деятельности, которые осуществляет конкретный человек.
Ананьев Б.Г. Основной упор делает на происшествиях, с которыми человек сталкивается в жизни. Из них формируется индивидуальная жизнь личности. Происшествия автор разделяет на две группы, которые взаимосвязаны между собой. Первая касается среды и окружения. Это природные факторы, социальные изменения. Вторая группа формируется на фоне жизненных обстоятельств, другими словами исходит из поведенческого фактора.
Абульханова-Славская К.А. Теории строится на том, что человек зависим от множества факторов: социальных норм, жизненных условий, структур. Личность опирается на условия, проводит сравнительный анализ. Главная задача индивида – это сравнить себя с установленными нормами и найти место в жизни. При этом социум заинтересован в развитии индивида. Но, человек самостоятельно создает условия для получения профессиональных навыков, формирует семейные отношения, заводит социальные связи. Из этого выходит основная мысль. Необходимо осознать жизненный путь как проблему, не допуская стихийного развития, а подключая усилия и ум.

жизненной позиции – выбор человека как вести свою жизнь, который отображается на жизненных проявлениях;
жизненной линии – возможности и потенциал людей, которые зарождаются в настоящем и переходят в будущее;
смысла жизни – включает осознание конкретной личностью жизни, как целостной машины.

Влияние возраста индивида на жизненный путь личности

На жизненный сценарий влияют возрастные ожидания. Человек подстраивается под установленные нормы, иногда отклоняется от них. Изменения, касающиеся опережения следующего возрастного этапа вызывают у окружающих восхищение. Таким образом, личность завоевывает авторитет. В свою очередь отставание от возрастных установок вызывает у общественности . Человек реагирует на такие осуждения болезненно. Из этого видна прямая связь, как влияет возраст индивида на жизненный путь личности.

Осталось выяснить, какой возраст рассматривается при притягивании личности к социальным нормам. Существуют следующие понятия:

Биологический возраст. Не всегда совпадает с цифрой в паспорте. Для определения берется состояние здоровья человека, учитывается, как протекает обмен веществ. Полученные данные сравнивают со среднестатистическими показателями схожего индивида.
Психологический возраст. Рассматривается развитие человека, эмоциональная и психологическая составляющая. Затем проводят сравнительный анализ, ориентируясь на психические показатели, признанные нормой для конкретного возраста. Из подобных исследований исходят заключения: гиперактивный, инфантильный или слишком умный человек.
Социальный возраст. Изучаются навыки, которыми обладает личность на данный момент. Деятельность индивида сравнивается с общепринятыми нормами, которыми должен обладать среднестатистический человек.

Жизненный путь со стороны социологии рассматривается с учетом программ, установок, . Психологи же изучают формирование взгляда человека на жизнь, реальное представление себя в будущем. Социология включает уровень оптимизма и представление будущего человеком с учетом определенных социальных групп и конкретных жизненных обстоятельств.

Развитие и жизненный путь личности

Рассматривая этот вопрос, за основу берут изучения Бюлера Ш. Для определения концепции, жизненный сценарий человека рассматривался с учетом линий развития (было найдено 97 видов). Линии касаются разных сфер: социальной, психологической, профессиональной, семейной, трудовой. На основании исследований были выведены 5 фаз, определяющие развитие и жизненный путь личности:

Первая фаза не включается в жизненный сценарий человека. Считается, что от рождения и до возраста 16–20 лет личность еще не создала семью и не начала профессиональную деятельность.

Второй период посвящается поиску второй половинки, попытках завязать контакты. С 16–20 лет и до 30 человек пробует различные виды деятельности. В этот период появляются первые мечты, цели, наброски будущей жизни. Вторая фаза характеризуется жаждой действий и рассеянностью.
Третья фаза включает зрелый возраст человека. Максимальный порог от 25 до 50 лет. Начало третьего периода определяется созданием семьи или постоянной профессией. Человек ставит реалистичные цели, достигает их. Благодаря этим действиям формируется .


Четвертая ступень от 45 до 70 лет. Происходит постепенный спад жизненной активности. Профессиональная деятельность завершается выходом на пенсию, дети вырастают и покидают семейное гнездышко. Это время итогов и самокопаний. Для многих тяжелый период, поскольку включаются процессы старения, происходит биологическое увядание. Пожилой человек склонен к ностальгии, предается воспоминаниям, . Будущие планы строятся с учетом подведенных итогов и сегодняшних обстоятельств.
Пятая фаза. В возрасте от 65 лет люди прощаются с работой. Цели, поставленные в юношестве, становятся неактуальными. Мысли человека остаются в прошлом, снижается социальная активность. Личность сосредотачивается на хобби, путешествиях, отдыхе. О будущем думать не хочется, так как очевиден скорый конец жизни. Подводится окончательная черта жизненного пути. Человек, выполнивший цели, чувствует удовлетворение. Личность, не достигшая поставленных задач, испытывает разочарование.

Выбор личностью своего жизненного пути

Человек так устроен, что жизненные ошибки и неудачи списывает на коварства судьбы. А удачу присваивает на свой счет, рассказывая какие титанические усилия были приложены для достижения цели. Начните анализировать ошибки, понимать, почему произошло так. С этого и начинается выбор личностью своего жизненного пути. Анализа и понимания, что последует после совершения действий или поступков.

Жизненный путь человека включает доход, успех, профессиональную деятельность и мировоззрение. Отношение к окружающему миру формирует жизненный путь личности. Что вы выберете разрушение или созидание? Чтобы не было разочарований, ставьте достижимые цели и не проживайте жизнь понапрасну, раздражаясь, злясь и обижаясь на окружающих. Человек сам выбирает и формирует жизненный путь.

18 марта 2014

Жизненный путь человека… Что это? Простой набор фактов биографии или субъективная картина мира, нечто предначертанное или подвижное, меняющееся по воле самой личности?

Вопросы, на которые так просто не ответить. Однако поразмышлять и посмотреть, какие мнения высказывают об этой фундаментальной проблеме ученые, можно.

Что говорит наука

Проблема жизненного пути изучается множеством дисциплин: это и психология, и история, и философия, и биология... И конечно, специалисты в каждой области предлагают смотреть на эту проблему с определенной стороны. К примеру, биологи говорят о важности так называемых сенситивных периодов в жизни человека, то есть таких, в которые создаются наиболее благоприятные условия для формирования определенных свойств и качеств организма (например, период развития речи).

Социологи отмечают значимость социальных ритуалов: достижения совершеннолетия, вступления в брак… Ведь действительно, после таких событий, как правило, у человека появляется новый набор прав и обязанностей, меняется его отношение к самому себе и отношение к нему других.

Сейчас психология определяет жизненный путь личности весьма широко: процесс индивидуального развития от рождения до смерти. Но в самом ли деле индивидуального? На каждого из нас влияют принятые в обществе правила и нормы, те самые социальные ритуалы, существующие во всякой культуре.

Считается, что нужно закончить школу, затем вуз, работать, завести семью… Или одинаковые для всех организмов одного вида биологические стадии развития, о которых мы тоже уже упоминали? И тогда как найти свой, действительно свой путь, если за тебя уже, кажется, все решено?

Тут появляется еще один термин - «жизненный цикл». Он как раз и включает повторяющиеся, уже определенные стадии развития, которые должны проходить все люди, - стадии биологические и социальные. К первым, например, относятся рождение, детство, юность, взросление, старение… Ко вторым - усвоение какой-либо социальной роли, ее исполнение, а затем отказ от нее.

К чему мы идем

Именно от определения жизненного цикла отталкивалась Шарлотта Бюлер, исследовательница, предложившая понятие «жизненный путь личности». В отличие от жизненного цикла в жизненный путь включается возможность выбора из множества вариантов. Рассматривая связь между фазами жизненного цикла и изучая биографии реальных людей, принадлежащих к различным социальным группам, она выделила три линии, задающие направление человеческой жизни.

  • Объективные события, приходящие друг другу на смену.
  • То, как человек переживает смену этих событий, его духовный мир.
  • Результаты действий человека.

В целом, как считала Бюлер, главной силой, которая заставляет личность двигаться по жизненной дороге, становится стремление к «самоосуществлению», то есть достижение всех целей, осознанных или неосознанных. Бюлер выделила этапы жизненного пути, основываясь на двух факторах – возрасте человека и его отношении к целям в каждый период развития.

  • До 16-20 лет: перед самоопределением. Вопросы о том, как найти свой жизненный путь, человека еще не беспокоят.
  • До 25-30 лет: активизация тенденций к самоопределению. Человек ищет подходящий ему вид деятельности, выбирает спутника жизни. Цели и планы на жизнь еще носят предварительный характер.
  • До 45-50 лет: кульминация самоопределения. Это пора расцвета: считается, что удалось определить профессиональное призвание, создать стабильную семью. Уже есть результаты, которые можно сравнить с намеченными целями. Однако на данном этапе может наступить и кризис. Личность может осознать, что цели не достигнуты или были неправильно поставлены.
  • До 65-70 лет: снижение тенденций к самоопределению. Меняется психология личности: отныне человек больше обращен назад, к прошлому, а не к возможности новых свершений.
  • От 70 лет: после самоопределения. Человеком овладевает стремление к размеренности и покою. На этом этапе личность может оценить жизнь как целое.

Как элементарную структурную единицу жизни Бюлер выделяла событие, причем, как она полагала, события могут быть объективными (происходящими во внешнем мире) и субъективными (во внутреннем мире личности). Интересно, что большое количество последних, по мнению исследовательницы, свидетельствует о более активных попытках узнать свое предназначение, о более сильном желании самоопределения.

Событийного подхода придерживался и первый из отечественных ученый, рассмотревший проблему жизненного пути, - С. Л. Рубинштейн. По его мнению, к событиям могут быть отнесены только некие поворотные моменты, которые задают направление развития личности в дальнейший период жизни. Рубинштейн настаивал на том, что жизненный путь необходимо рассматривать не только как процесс развития организма, но и как индивидуальную историю конкретной личности.

Индивидуальный вклад человека подчеркивает и К. А. Абульханова-Славская. Исследовательница не отрицает, что личность ограничена социумом и господствующими в нем нормами, однако в то же время она способна, сравнивая себя с другими, найти свое место в мире. Важен особый взгляд на собственную жизнь – ее нужно рассматривать как управляемую, подчиняющуюся разуму и усилиям человека.

В поисках себя

Современная психология в целом отмечает несколько факторов, влияющих на жизненный путь человека: определенный исторический период, объективные события, происходящие во время него, общественные нормы, поступки личности, ее внутренние переживания и так далее.

Так или иначе, сложно не признать, что выбор жизненного пути во многом зависит от самого человека. Любая периодизация развития жизни условна, каждый подход субъективен.

Например, можно поспорить с этапом старости в концепции Бюлер. Да, безусловно, это менее активный период по сравнению со зрелостью, но жизнь (особенно в наш век) совсем не прекращается после 70 лет. Так же и с самым ранним этапом: известны отдельные личности, уже в подростковом возрасте определившиеся с планами на всю жизнь.

Об этом нельзя забывать, пытаясь найти свой жизненный путь: в конечном итоге выбор всегда за вами. Конечно, проблема выбора жизненного пути после прочтения этого текста не решится. Не решится она и после десятка таких текстов или более серьезных психологических трудов.

Психология тут может помочь только отчасти, однако грамотный психологический тренинг или консультация специалиста, возможно, подскажут, в каком направлении следует двигаться. В любом случае вы начали поиск ответа, а значит, ступили на сложный, но невероятно интересный и полезный путь самосовершенствования. И это уже здорово! Автор: Евгения Бессонова

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса