Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Что такое идеальная семья в понимании Л. Толстого по роману «Война и мир»? Идеальная семья в понимании Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир») патриархальный жизненный уклад

МОУ СОШ №2 с. Дивное Г.А. Заварухина Тема: «Что такое идеальная семья в понимании Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир»?»

Цель: показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой

заботой старших о младших и младших о старших, с умением

каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями,

построенными на «добре и правде»,

развивать умение учащихся обобщать прочитанное,

воспитывать бережное отношение к родному дому, семье, ее

традициям.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, тексты, карточки – задания,
Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь…

с возможностью делать добро людям…

Л.Н. Толстой

Мой идеал – жизнь простого трудового народа,

того, который делает жизнь, и тот смысл, который

он придает ей.

Л.Н. Толстой

Ход урока


  1. Предъявление темы
Ребята! Сегодня у нас с вами интересный урок. Посмотрите, пожалуйста, какую проблему мы попробуем решить. Как вы думаете, эта проблема актуальна? Почему? Л.Н.Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. И этот исток- родной дом, семья, ее традиции.

Семья… Какой ей быть? Это трудный вопрос, но вы справитесь с его решением.

Как же будет проходить наш с вами урок?

ПЛАН

1.Работа в группах по проблеме.

2. Афиширование результатов.

3.Работа над проектом «Идеальная семья в понимании Л.Н.Толстого».

4.Представление проектов.

5.Рефлексивный момент.

Ребята! Прочтите, пожалуйста, эпиграф, который я записала на доске. Попробуйте ответить, почему я решила вас познакомить именно с этими словами писателя?

Так каков же идеал семьи в понимании Л.Н.Толстого? Прежде чем вы начнете работать над проблемой, прочтите задание, которое вы будете выполнять. Сначала каждый подумайте над вопросом. Времени у вас 2 минуты.

МОУ СОШ №2 с. Дивное Г.А. Заварухина
Выберите, кто у вас сегодня будет «генератором» идей, обменяйтесь, пожалуйста, мнениями и представьте свои выводы в схеме.


  1. Работа в группах.

  1. В чем особенности семьи Ростовых?

  2. Чем отличается семья Болконских от семьи Ростовых?

  3. Семья Пьера и Наташи. На каких принципах строились отношения в их семье?

  4. Семейная жизнь Марьи и Николая Ростовых?

  1. Афиширование.
Ребята! Во время представления результатов работы групп, вам необходимо найти общие черты и различия.

  1. Работа над проектом.
Спасибо. Как мы видим, все четыре семьи имеют общие черты. Сейчас мы с вами поработаем над проектом: «Идеальная семья в понимании Л.Н.Толстого». Запишите, каковы отличительные черты идеальной семьи.

  1. Представление проектов.
Учитель:

Вы представили нам идеальную семью в понимании Л.Н.Толстого. Давайте теперь запишем отличительные признаки, обобщив ваши проекты.

Любовь к детям Взаимопонимание

Самопожертвование

Доброта

Честность, Патриотизм

правдивость

Открытость

души Близость к народу Естественность

Ребята, есть еще одна особенность такой семьи. Давайте вернемся к эпиграфу. О чем говорит писатель! Какое отношение он имеет к теме нашего разговора! Значит, близость к народу обязательна. Запишите.

Скажите, о семье сегодня мы можем так же сказать? Каких качеств нам не хватает? А может нашей семье это все не нужно?


  1. Рефлексия.
Ребята, у вас в будущем тоже будет семья, и от каждого из вас зависит, какой ей быть. Я буду вам очень благодарна, если вы поделитесь со мной вашими мыслями. Закончите, пожалуйста, предложение:

Размышляя над тем, что такое идеальная семья, я понял (а), что …

8. Итог урока

МОУ СОШ №2 с. Дивное Г.А. Заварухина


Вот и подошел к концу наш урок. Мы выяснили, какая она, идеальная семья в понимании Толстого. И пусть мы другие, но все равно в семье остается святая забота старших о младших и младших о старших, умение каждого в семье отдавать больше, чем брать, строить отношения на правде и добре.

Я надеюсь, что сегодняшний наш разговор поможет вам в будущем создать хорошую семью. За работу на уроке оценки я не буду ставить: жизнь поставит их сама. А чтобы наш разговор был завершен, я предлагаю вам в качестве домашней работы написать мини- сочинение

Семья для Толстого - это почва для формирования человеческой души, и в то же время в “Войне и мире” введение семейной темы является одним из способов организации текста. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев. Именно поэтому в системе всех основных образов романа Л. Н. Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага, - это Болконские, Ростовы и Курагины.
В то же время Болконские и Ростовы - это не просто семьи, это целый жизненный уклад, уклад, основанный на русских национальных традициях. Наверное, наиболее полно эти особенности проявляются в жизни Ростовых - благородно-наивной семьи, живущей чувствами и импульсными порывами, сочетающей в себе и серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), и сердечность, и теплоту внутрисемейных отношений, и хлебосольство, и гостеприимство, всегда свойственное русским людям.
Доброта и беззаботность семьи Ростовых распространяются не только на ее членов; даже посторонний для них человек, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный естественностью и жизнерадостностью Наташи Ростовой, стремится изменить свою жизнь. И, наверное, самым ярким и наиболее характерным представителем ростовской породы является Наташа. В ее естественности, пылкости, наивности и некоторой поверхностности - суть семьи.
Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с представителями другой дворянской семьи в романе - с Болконскими. Но у этой породы основные качества противоположны ростовским. Все подчинено разуму, чести и долгу. Именно эти принципы, вероятно, и не могут принять и понять чувственные Ростовы.
Чувство фамильного превосходства и собственно достоинства ярко выражены в Марье - ведь и она, более, чем все Болконские, склонная скрывать свои чувства, считала брак брата и Наташи Ростовой неподходящим.
Но наряду с этим нельзя не отметить и роль долга перед Отечеством в жизни этой семьи - защита интересов государства для них выше даже личного счастья. Андрей Болконский уезжает в то время, когда жена должна родить; старый князь в порыве патриотизма, забыв о своей дочери, рвется на защиту Отчизны.
И в то же время необходимо сказать, что в отношениях Болконских присутствует, пусть глубоко скрываемая, любовь естественная и искренняя, скрытая под маской холодности и высокомерия.
Прямые, гордые Болконские совсем не похожи на уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение двух этих родов, в представлении Толстого, возможно лишь между наиболее нехарактерными представителями семей (брак между Николаем Ростовым и княжной Марьей), поэтому встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского в Мытищах служит не для того, чтобы соединить и исправить их отношения, а чтобы восполнить и прояснить их. Именно в этом и кроется причина торжественности и пафосности их отношений в последние дни жизни Андрея Болконского.
Совсем не похожа на эти две семьи низкая, “подлая” порода Курагиных; их даже с трудом можно назвать семьей: никакой любви между ними нет, есть лишь зависть матери к своей дочери, презрение князя Василия к своим сыновьям: “спокойному дураку” Ипполиту и “беспокойному дураку” Анатолю. Их близость - круговая порука эгоистичных людей, их появление, нередко в романтическом ореоле, вызывает кризисы в остальных семьях.
Анатоль, символ свободы для Наташи, свободы от ограничений патриархального мира и в то же время от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого...
В этой “породе”, в отличие от Ростовых и Болконских, нет культа ребенка, нет трепетного к нему отношения.
Но эта семья интриганов-наполеонов исчезает в огне 1812 года, подобно неудачной мировой авантюре великого императора, исчезают и все интриги Элен - запутавшись в них, она умирает.
Но к концу романа появляются новые семьи, воплотившие в себе наилучшие черты обоих родов, - гордость Николая Ростова уступает место нуждам семьи и крепнущему чувству, а Наташа Ростова и Пьер Безухов создают тот домашний уют, ту атмосферу, которые они оба искали.
Николай и княжна Марья, вероятно, будут счастливы - ведь они именно те представители семей Болконских и Ростовых, которые способны найти что-то общее; “лед и пламень”, князь Андрей и Наташа, были не способны связать свои жизни - ведь даже любя, они не могли до конца понять друг Друга.
Интересно добавить, что условием для соединения Николая Ростова и намного более глубокой Марьи Болконской стало отсутствие отношений между Андреем Болконским и Наташей Ростовой, поэтому эта любовная линия активизируется лишь в конце эпопеи.
Но, несмотря на всю внешнюю завершенность романа, можно отметить и такую композиционную особенность, как открытость финала - ведь не случайна последняя сцена, сцена с Николенькой, вобравшим в себя все лучшее и самое чистое, что было у Болконских, у Ростовых и Безухова. Он - будущее...

Тема семьи в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого (2 вариант)

Лев Николаевич Толстой – великий писатель 19 века. В своих произведениях он сумел поставить множество важных вопросов, а также дать ответ на них. Поэтому его работы занимают одно из первых мест в мировой художественной литературе. Вершиной его творчества является роман-эпопея «Война и мир». В ней Толстой обращается к коренным вопросам человеческого бытия. В его понимании, одним из таких важных вопросов, определяющих сущность человека, является семья. Толстой почти не представляет своих героев одинокими. Наиболее ярко и многогранно эта тема отображается в тех частях произведения, которые повествуют о мире.

В романе пересекаются разные семейные линии, раскрываются истории разных семей. Свои взгляды на взаимоотношения близких людей, на семейное устройство Лев Николаевич показывает на примере Ростовых и Болконских.

В большой семье Ростовых главой является Илья Андреевич- московский барин, добрейший человек, боготворивший свою жену, обожающий детей, довольно-таки щедрый и доверчивый. Несмотря на то, что его материальные дела находятся в расстроенном состоянии, так как он совершенно не умеет вести хозяйство, Илья Андреевич не мог ограничить себя и всю свою семью в привычной роскоши. Сорок три тысячи, проигранные сыном Николаем, он заплатил, как ни тяжело ему было это сделать, ведь он очень благороден: собственная честь и честь его детей для него превыше всего.

Семья Ростовых отличается добротой, душевной отзывчивостью, искренностью, готовностью прийти на помощь, чем и привлекает к себе людей. Именно в такой семье вырастают патриоты, безрассудно идущие на смерть, как Петя Ростов. Родителям тяжело было его отпускать в действующую армию, поэтому они и хлопотали за сына, чтобы он попал в штаб, а не в действующий полк.

Семье Ростовых не присуще лицемерие и ханжество, поэтому все здесь любят друг друга, дети доверяют родителям, а те уважают их желания, мнения по различным вопросам. Поэтому Наташе все-таки удалось уговорить родителей увезти из осаженной Москвы не приданное и предметы роскоши: картины, ковры, посуду- а раненых солдат. Тем самым семья Ростовых осталась верна своим идеалам, тому ради чего стоит жить. Пусть то и окончательно разорило семью, но все же не позволило им преступить законы совести.

В такой дружной и доброжелательной семье выросла Наташа. Она похожа на мать и внешне, и по характеру – также как и мать проявляет такую же заботливость и хозяйственность. Но есть в ней и черты отца – доброта, широта натуры, желание объединить и осчастливить всех. Она – любимица отца. Очень важное качество Наташи – естественность. Она не способна играть заранее заданную роль, не зависит от мнения посторонних людей, не живет по законам света. Героиня наделена любовью к людям, талантом общения, открытостью души. Она может любить и отдаваться любви полностью, а именно в этом Толстой видел главное назначение женщины. Истоки преданности и доброты, бескорыстия и преданности он видел в семейном воспитании.

Еще один член семьи - Николай Ростов. Его не отличают ни глубина ума, ни способность глубоко мыслить и переживать боль людей. Но его душа проста, честна и порядочна.

В образе Ростовых Толстой воплотил свой идеал о крепости семьи, нерушимости родового гнезда, дома. Но не все молодое поколение этой семьи пошло по стопам родителей. В результате женитьбы Веры на Берге образовалась семья, не похожая ни на Ростовых, ни на Болконских, ни на Курагиных. В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства (мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявления нормальных чувств- эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей). Берг «эксплуатирует» войну 1812 года, «выжимает» из нее максимум выгоды для себя. Берги всеми силами стараются походить на приятные в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги- точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. В результате влияния мужа, Вера, еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры, привитые ей, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу – материальные приобретения, которые, скорее, опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

Несколько иная семья Болконских – служивых дворян. Всех их характеризует особая талантливость, незаурядность, одухотворенность. Каждый из них примечателен по-своему. Глава семьи, князь Николай, со всеми окружающими людьми был резок, и поэтому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность. Больше всего он ценит в людях ум и деятельность. Поэтому, воспитывая свою дочь, он пытается развить в ней эти качества. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству своему сыну. И сын, и отец Болконские – разносторонние, образованные, одаренные люди, умеющие держать себя с окружающими. Андрей – высокомерный человек, уверенный в своем превосходстве над другими, знающий, что в этой жизни у него высокое предназначение. Он понимает, что счастье в семье, в нем самом, но это счастье оказывается не легким для Андрея.

Его сестра, княжна Марья, показана нам как совершенный, абсолютно цельный психологически, физически и нравственно человеческий тип. Она живет в постоянном бессознательном ожидании семейного счастья и любви. Княжна умна, романтична, религиозна. Она покорно переносит все издевки отца, смиряется со всем, но не перестает глубоко и сильно его любить. Мария любит всех, но любит любовью, заставляющей находящихся рядом подчиняться ее ритмам и движениям и раствориться в ней.

Брат и сестра Болконские унаследовали странность и глубину натуры отца, но без его властности и нетерпимости. Они проницательны, глубоко понимают людей, как и отец, но не для того чтобы их презирать, а для того, чтобы сострадать.

Болконским не чужды судьбы народа, они честные и порядочные люди, старающиеся жить в справедливости и в ладу с совестью.

Прямой противоположностью предыдущих семей Толстой изображает семью Курагиных. Глава семьи – князь Василий. У него есть дети: Элен, Анатоль и Ипполит. Василий Курагин – типичный представитель светского Петербурга: умен, галантен, одет по последней моде. Но за всей этой яркостью и красотой скрывается человек насквозь фальшивый, неестественный, алчный и грубый. Князь Василий живет в атмосфере лжи, светских интриг и сплетен. Самое главное в его жизни – деньги и положение в обществе.

Он готов даже на преступление ради денег. Это подтверждается его поведением в день его смерти старого графа Безухова. Князь Василий готов на все, лишь бы получить наследство. Он относится к Пьеру с презрением, граничащим с ненавистью, но стоит Безухову получить наследство, как все меняется. Пьер становится выгодной партией для Элен, потому что может оплатить долги князя Василия. Зная это, Курагин пускается на любые уловки, лишь бы приблизить к себе богатого, но неопытного наследника.

Перейдем теперь к Элен Курагиной. В свете все восхищаются ее статностью, красотой, вызывающими нарядами и богатыми украшениями. Она – одна из самых завидных невест Петербурга. Но за этой красотой и блеском бриллиантов нет души. Она пуста, черства и бессердечна. Для Элен семейное счастье состоит не в любви мужа или детей, а в трате денег супруга, в устройстве балов и салонов. Стоит лишь Пьеру завести разговор о потомстве, как она грубо смеется ему в лицо.

Анатоль и Ипполит ничем не уступают ни отцу, ни сестре. Первый проводит жизнь в гуляниях и кутежах, в карточных играх и разного рода развлечениях. Князь Василий признается, что «этот Анатоль стоит сорок тысяч в год». Второй его сын глуп и циничен. Князь Василий говорит, что он «беспокойный дурак».

Автор не скрывает своего отвращения к этой «семье». В ней нет места добрым побуждениям и стремлениям. Мир Курагиных – это мир «светской черни», грязи и разврата. Царящие там эгоизм, корысть и низменные инстинкты не позволяют называть этих людей полноценной семьей. Главные их пороки – это беззаботность, эгоизм и неуемная жажда денег.

Основы семьи по Толстому строятся на любви, труде, красоте. Когда они рушатся, семья становится несчастливой, распадается. И все же, главное, что хотел сказать Лев Николаевич о внутренней жизни семьи, связано с теплом, уютом, поэзией настоящего дома, где все тебе дороги, и ты дорог всем, где тебя ждут. Чем ближе люди к естественной жизни, тем прочнее внутрисемейный связи, тем больше счастья и радости в жизни каждого члена семьи. Именно эту точку зрения выказывает Толстой на страницах своего романа.

Тема семьи в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого (3 вариант)

Какой должна быть семья в понимании Толстого, мы узнаем лишь в самом конце романа. Начинается же роман с описания неудачного брака. Речь идет о князе Болконском и маленькой княгине. Мы встречаем их обоих в салоне Анны Павловны Шерер. На князя Андрея невозможно не обратить внимание - настолько он непохож на остальных: “Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно”. Всем остальным интересно в этой гостиной, потому что здесь, в этих разговорах, сплетнях вся их жизнь. И для жены князя Андрея, прелестной маленькой женщины, здесь - вся жизнь. А для князя Андрея? “Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее.” А когда она обратилась к нему кокетливым тоном, он даже “зажмурился и отвернулся”. Когда они вернулись домой, отношения их не стали теплее. Князь Андрей не становится ласковее, но мы уже понимаем, что дело тут не в его скверном характере. Слишком мягок и обаятелен он был в общении с Пьером, которого искренне любил. С женой же он обращается “с холодной учтивостью”. Он советует ей пораньше лечь спать, якобы беспокоясь о ее здоровье, но на самом деле желая лишь одного: чтобы она поскорее ушла и дала ему спокойно поговорить с Пьером. Перед тем как она удалилась, он встал и “учтиво, как у посторонней, поцеловал руку”. Почему же он так холоден со своей женой, ждущей от него ребенка? Он старается быть учтивым, но мы чувствуем, что он груб с ней. Жена говорит ему, что он переменился к ней, значит, раньше он был другим. В гостиной Шерер, когда все любовались “на эту полную здоровья и живости хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение”, было трудно понять, что в ней раздражает князя Андрея. Но все становится ясно, когда она дома продолжает разговаривать с мужем “тем же кокетливым тоном, каким она обращалась и к посторонним”. Князю Андрею опостылели этот кокетливый тон, эта легкая болтовня, нежелание задумываться над своими словами. Хочется даже вступиться за княгиню - ведь она не виновата, она всегда была такой, что же он раньше этого не замечал? Нет, отвечает Толстой, виновата. Виновата, потому что не чувствует. Только чуткий и понимающий человек может приблизиться к счастью, потому что счастье - это награда за неустанную работу души. Маленькая княгиня не делает усилий над собой, не заставляет себя понять, почему муж изменился к ней. А ведь все так очевидно. Ей нужно было стать всего лишь повнимательнее - присмотреться, прислушаться и понять: с князем Андреем так себя вести нельзя. Но ее сердце ей ничего не подсказало, и она продолжала страдать от учтивой холодности мужа. Однако Толстой не встает и на сторону Болконского: в отношениях с женой тот выглядит не слишком привлекательно. Толстой не дает однозначного ответа на вопрос, почему так сложилась жизнь молодой семьи Болконских, - оба виноваты, и никто не может ничего изменить. Князь Андрей говорит сестре: “Но если ты хочешь знать правду... хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю...” Можно только догадываться - отчего. Оттого, что разные, оттого, что не поняли: семейное счастье - это труд, постоянный труд двух человек.

Толстой помогает своему герою, освобождая его от этого тягостного брака. Позднее он так же “спасет” Пьера, тоже хлебнувшего невзгод в семейной жизни с Элен. Но ничего в жизни не бывает напрасно. Наверное, Пьеру нужно было получить этот страшный опыт жизни с подлой и развратной женщиной, чтобы испытать полное счастье во втором браке. Никто не знает, была бы счастлива Наташа, выйди она замуж за князя Андрея, или нет. Но Толстой чувствовал - с Пьером ей будет лучше. Спрашивается, почему он не соединил их раньше? Зачем заставил пройти через столько страданий, соблазнов и лишений? Ведь очевидно, что они созданы друг для друга. Однако Толстому было важно проследить формирование их личностей. И Наташа, и Пьер выполнили огромную духовную работу, которая подготовила их к семейному счастью. Пьер пронес любовь к Наташе через долгие годы, и за эти годы в нем накопилось столько духовного богатства, что и любовь его стала еще серьезнее и глубже. Он прошел плен, ужас смерти, страшные лишения, но душа его только окрепла и стала еще богаче. Наташа, пережившая личную трагедию - разрыв с князем Андреем, потом его смерть, а затем смерть своего младшего брата Пети и болезнь матери, - тоже выросла духовно и смогла другими глазами посмотреть на Пьера, оценить его любовь.

Когда читаешь о том, как изменилась Наташа после замужества, сначала становится обидно. “Пополнела и пошире-ла”, радуется детской пеленке “с желтым вместо зеленого пятна”, ревнивая, скупая, пение забросила - да что же это такое? Однако надо разобраться - почему: “Она чувствовала, что те очарования, которые инстинкт ее научал употреблять прежде, теперь только были бы смешны в глазах ее мужа, которому она с первой минуты отдалась вся - то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него. Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекли его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с ее телом”. Ну как тут не вспомнить бедную маленькую княгиню Болконскую, которой было не дано понять то, что открылось Наташе. Та считала естественным обращаться к мужу кокетливым тоном, как к постороннему, а Наташе казалось глупым “взбивать локоны, надевать роброны и петь романсы, для того чтобы привлечь к себе своего мужа”. Наташе было гораздо важнее чувствовать душу Пьера, понимать, что его волнует, и угадывать его желания. Оставаясь с ним наедине, она разговаривала с ним так, “как только разговаривают жена с мужем, то есть с необыкновенной ясностью и быстротой познавая и сообщая мысли друг друга, путем противным всем правилам логики, без посредства суждений, умозаключений и выводов, а совершенно особенным способом”. Что же это за способ? Если проследить за их разговором, он даже может показаться забавным: иногда их реплики выглядят совершенно бессвязными. Но ведь это - со стороны. А им не нужны длинные, законченные фразы, они и так понимают друг друга, потому что вместо них говорят их души.

Чем отличается семья Марьи и Николая Ростовых от семьи Безуховых? Пожалуй тем, что она основана на постоянной духовной работе одной лишь графини Марьи. Ее “вечное душевное напряжение, имеющее целью только нравственное добро детей”, восхищает и удивляет Николая, но сам он на это не способен. Однако его восхищение и преклонение перед женой тоже делают их семью крепкой. Николай гордится женой, понимает, что она умнее его и значительнее, но не завидует, а радуется, считая жену частью себя самого. Графиня Марья же просто нежно и покорно любит своего мужа: слишком долго она ждала своего счастья и уже не верила, что оно когда-нибудь придет.

Толстой показывает жизнь этих двух семей, и мы вполне можем сделать вывод о том, на чьей стороне его симпатии. Конечно, идеальной в его представлении является семья Наташи и Пьера.

Та семья, где муж и жена - одно целое, где нет места условностям и ненужному жеманству, где сияние глаз и улыбка могут сказать гораздо больше, чем длинные, запутанные фразы. Мы не знаем, как в дальнейшем сложится их жизнь, но мы понимаем: куда бы судьба ни забросила Пьера, Наташа всегда и везде будет следовать за ним, какими бы тяготами и лишениями это ей ни грозило.

Учителем русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48 им. Р.М. Каменева» г. Курска.

Цель урока : показать, что Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» утверждает вечные ценности – патриархальную семью с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде» – как основу человеческой жизни.

Задачи :

– на материале романа Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрыть тему «Авторский идеал семьи в романе», используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику двух поколений выявить авторский взгляд на тему семьи;

– развивать исследовательские навыки обучающихся: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы.

– формировать собственный семейный идеал у обучающихся.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, текст романа-эпопеи «Война и мир», видеофрагменты экранизации романа «Война и мир», мультимедийная презентация, карточки с изображением героев романа, шаблон генеалогического дерева.

Используемая образовательная технология: педагогическая мастерская.

Эпиграф к уроку: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь... с возможностью делать добро людям» (Л.Н. Толстой).

Ход урока

1-й этап – индукция . Вступительное слово учителя.

Добрый день! Сегодня мы с Вами собрались здесь, чтобы отправиться в творческую мастерскую по страницам одного из романов русской литературы и чтобы написать психологический портрет героев этого романа.

Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало.

Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада: древо жизни и древо познания добра и зла. «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». Плоды первого дают бессмертие, под деревом здесь разумеется вера. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.

Вспомним и генеалогическое древо русских царей, их жизни – это история, ушедшая своими корнями в далекое прошлое, но позволяющая нам дать свою оценку времени и событиям, олицетворением которых они были.

Отражение поступков, их оценку можно найти не только в истории, но и в литературе. В литературе, как в зеркале, отражается история, но только преломленная через призму духовности.

Я прошу Вас обратить свое внимание на экран, где будет представлен эпизод романа русской литературы, являющийся, по моему мнению, одним из корней русской национальной культуры.

Экранизация эпизода «Первый бал Наташи Ростовой».

2-й этап малое афиширование.

1.Скажите, эпизод какого литературного произведения был представлен на экране?

(роман «Война и мир», эпизод «Первый бал Наташи Ростовой»).

2.А кто эти герои? (Наташа Ростова и Андрей Болконский)

Слово учителя.

Выбор этого эпизода не случаен – в нем оживают герои, олицетворяющие честь, любовь к Отчизне, долг перед Отечеством – с одной стороны, гостеприимство, радушие, открытость – с другой. Именно эти качества ложатся в основу авторского идеала семьи.

Каждая семья в романе имеет свою историю, гордится своим родом, традициями.

Хочется заметить, что это не только портрет героя, где красиво или нет прописаны его черты, но это и тот внутренний мир, те ценности, которые идут от отца к сыну, те нравственные мерила, которые идут из рода в род, впитываются с молоком матери.

– Вы узнали произведение, с которым мы будем работать, и увидели работы студентов. Скажите, в чем, по вашему мнению, состоит задача? Что станет результатом работы мастерской? (составление генеалогического дерева)

– Составление генеалогического древа – не самоцель, важнее – уяснить нравственный облик семьи, те моральные качества, которые ложатся в основу авторского идеала семьи?

4-й этап – социоконструкция (на данном этапе раздаются карточки с иллюстрациями героев романа).

Слово учителя. Л.Н. Толстой, тонкий исследователь человеческой души, говорил: «Люди, как реки: у каждого свое русло, свой исток». Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад. Мир семьи – важнейшая составляющая романа.

Для того чтобы достичь цели нашего учебного занятия, отправимся в творческую мастерскую по изучению романа «Война и мир».

Итак, мы отправляемся в родовое имение семьи Болконских – Лысые горы.

При работе с текстом романа Вы будет получать карточки, которые лягут в основу генеалогического древа на следующем этапе нашего урока, для того чтобы зафиксировать полученные знания, Вы заполняете рабочие листы , лежащие у Вас на столах.

Рассказ о генеалогическом древе в столовой дома Болконских.

Семья Болконских.

Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые горы» (т.I, ч.1, гл.22-25).

Беседа по вопросам:

1.Кто из героев романа может быть представлен среди плодов этого древа?

2.Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении? (невысокий рост «сухие» черты, удивительные глаза – «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу)

– Н.А. Болконский;

– Княжна Марья;

– Андрей Болконский;

– Маленькая княгиня Лиза Болконская (работа с карточкой: сравнительный анализ);

– Николенька Болконский;

– Николай Ростов;

– Дети Марьи Болконской и Николая Ростова.

3.Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских (сцена прощания с сыном, прощание с сестрой, Марья и Бурьен).

4. Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?

Вывод: Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова – государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чужих чувств.

Работа с таблицей (соотнесение героя и черт характера).

Для закрепления пройденного материала я предлагаю еще раз повторить нравственные качества семьи Болконских.


5-й этап мастерской – социализация.

Слово учителя. Сейчас из карточек Вам предстоит составить генеалогическое древо семьи Болконских, используя полученные знания.

(Обучающиеся выполняют групповую творческую работу на основе наработанного материала. Они самостоятельно выстраивают свой наглядный образ, сформировавшийся у них в ходе данного урока, при помощи карточек с иллюстрациями, полученных на предыдущем этапе.
Таким образом, происходит закрепление изученного материала через деятельность, сопряженную с творчеством).

6-й этап – большое афиширование. Вывешивание «произведений» - творческих работ обучающихся в аудитории и ознакомление с ними.

7-й этап – этап мягкой коррекции . Учитель делится своими наработками, показывает обучающимся свое видение темы и идеи урока – представляет творческую работу как образец.

8-й этап проект мастера. Сравниваются проекты обучающихся и учителя, отмечаются сходства и отличия (мягко корректируются ошибочные суждения и выводы).

9-й этап – разрыв. Это внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, это внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению проблемы, поиску ответов, к сверке нового знания с литературными источниками.

– Скажите, какие дворянские семьи еще представлены в романе?

– Чем похожи дома Болконских и Ростовых?

Слово учителя. На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.

Сейчас я предлагаю Вам обратить свое внимание на экран (работа с деревом Ростовых и Курагиных).

Собственно, Болконские и Ростовы – это больше, чем семьи, это целые жизненные уклады, каждый из которых овеян своей поэзией. Простое и такое глубокое для автора «Войны и мира» семейное счастье, то самое, которое знают Ростовы и Болконские, оно им естественно и привычно. Это семейное счастье не будет дано семейству Курагиных, где царит атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. В этом доме нет места искренности и порядочности.
О ложной семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»

Последний этап – рефлексия. Отражение чувств, ощущений, ассоциаций, возникших у участников мастерской в ходе работы. Происходит совместное обсуждение результатов урока и того настроения, которое осталось после него.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Заключительное слово учителя.

Рабочий лист обучающихся

Имя героя романа Л.Н. Толстого

«Война и мир»

Нравственные качества героев

Князь Николай Андреевич Болконский

Андрей Болконский

Княжна Марья Болконская

Маленькая княгиня Лиза Болконская

Николенька Болконский

Николай Ростов

Старший сын Андрюша

Трехлетняя Наташа

Сын Митя

1. Сложное эпическое полотно.
2. Идеальная семья и отношения.
3. Недостатки других семей.
4. Семья как высшее воплощение человеческого счастья.

Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно-единственное неповторимое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это мгновение повторялось как можно чаще.
О. Уайльд

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — это сложное эпическое полотно, в котором сочетаются яркие, живые картины частной жизни и сцены батальных сражений. Роман вызывает неподдельный интерес у читателей. Трудно найти другое произведение, которое могло бы сравниться с романом этого писателя.

Зачастую читателей в произведении привлекают не только сцены сражений и исторические реалии, а будни дворянской семьи. На самом деле невозможно не восхититься крепости семейных уз Ростовых. Мы видим, каким вниманием и заботой они окружали детей. Невозможно не восхититься Наташей, в которой писатель воплотил свой нравственный идеал женщины.

Образ Наташи не статичен. Она растет, развивается. В начале романа она — ребенок, а в конце — это взрослая женщина, вся жизнь которой сосредоточена на детях. Семья Ростовых — это исключительные люди. Они умны, образованны, интеллигентны. Жизнь их легка и безмятежна. Кажется, что так будет всегда. Однако война все меняет. И на долю Ростовых выпадает немало испытаний и горестей. Толстой пытался показать идеальную семью. И ему это удалось.

У Ростовых удивительно трогательное отношение друг к другу. Они снисходительны к слабостям близких, не требуют от родных слишком многого. И дарят друг другу неподдельную любовь, искреннюю заботу. Любые проблемы и неурядицы не влияют на семейную атмосферу, в их доме все так же царит взаимопонимание. Семья Ростовых — это исключительные люди. Они умны, образованны, интеллигентны. Жизнь их легка и безмятежна. Кажется, что так будет всегда. Однако война все меняет. И на долю Ростовых выпадает немало испытаний и горестей. В то же время невозможно не восхититься их решением отдать подводы для раненых. При этом Ростовы не могут не понимать, что будут разорены, ведь на подводах они собирались вывезти собственное имущество. Перед смертью граф, «рыдая, просил прощения у жены и заочно у сына за разорение именья — главную вину, которую он за собой чувствовал».

Заслуживает пристального внимания то, как Наташа ухаживает за матерью после гибели Пети. Смерть сына в одночасье превратила цветущую женщину в старуху. Графиня практически сошла с ума. Наташа не отходит от своей матери. «Она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала в кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, — говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокаивал графиню». Наташе в этот период и самой было очень тяжело. Ведь ей довелось ухаживать за умирающим Болконским, что было нелегким испытанием для молодой девушки. Гибель брата оказалась очередным ударом. Но необходимость заботиться о матери делают Наташу сильнее. «Проснулась любовь, и проснулась жизнь». Девушка с готовностью приносит себя в жертву ради помощи матери.

В финале романа Толстой показал свой идеал жены и матери семейства, воплотив его в Наташе. Она полностью погрузилась в семью, живет интересами своего мужа и детей. Пусть уже нет у Наташи внешней красоты и очарования, зато в ней есть безграничная любовь к собственной семье. Наташе чужды стремления к развлечениям, праздности, веселью. Она думает лишь о благополучии детей. «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, — была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать. И чем больше она вникала, не умом, а всей душой, всем существом своим, в занимавший ее предмет, тем более предмет этот разрастался под ее вниманием, и тем слабее и ничтожнее казались ей ее силы, так что она их все сосредоточивала на одно и то же, и се-таки не успевала сделать всего того, что ей казалось нужно». По мнению Толстого, истинное человеческое счастье — это любовь и взаимопонимание семьи. А все остальное кажется ненужным. Именно поэтому Наташа в финале романа «не любила общества вообще, но она тем более дорожила обществом родных — графини Марьи, брата, матери и Сони».

В романе, помимо семьи Ростовых, есть изображение и других семей. Однако отношения у них совершенно другие. Например, в семье Болконских царила строгая и холодная атмосфера, что не могло не сказаться на характере Марьи. Девушке тяжело в отчем доме, она живет сердцем, что не встречало понимания у ее отца. Старик Болконский живет «жизнью ума», в нем нет теплоты, доброты. Он очень деспотичен, что сказывается даже на отношениях к собственным детям.

В семье Курагиных соблюдаются только внешние приличия. Истинных чувств по отношению к собственным детям у князя нет. Каждый член семьи Курагиных привык к одиночеству и не чувствует потребности в поддержке близких. Отношения в семье Курагиных фальшивы, лицемерны. Истинное отношение автора к ним очевидно. Отношения в семье Курагиных не могут идти ни в какое сравнение с отношениями в семье Ростовых.

Семья Берга, по мнению писателя, далека от идеала. Толстой подчеркивает, что Берг — настоящий мещанин со всеми отрицательными качествами. Он старается использовать войну для собственных нужд, стремиться получить как можно больше выгоды. Берги стремятся соответствовать принятым в обществе канонам. Не случайно вечер Бергов очень похож «на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами». Вера, воспитанная в традициях семьи, с юности кажется неприятной, потому что равнодушна, эгоистична и надменна.

К материальному благополучию всегда стремилась Анна Михайловна Друбецкая и ее сын. В семье Друбецких на первое место ставились именно финансовые интересы, ради наживы использовались любые действия. Борис не сопротивляется воле матери, перенимает ее стиль поведения. Друбецкие не способны на искренние чувства, на настоящую дружбу.

Крепость семейных уз для Толстого определяется прежде всего отношением к детям. Не случайно Марья Болконская и Наташа Ростова становятся намного счастливее после рождения детей. Образы их гармоничны в отличие от светской.красавицы Элен. Она отказывается от материнства, умирает никому не нужная. Род Курагиных на ней прекращается.

Неповторимые мгновения жизни, дарящие счастье, должны повторяться. И у некоторых людей именно так и происходит. Читая роман Толстого «Война и мир», об этом невозможно не задумываться. В финале писатель изображает по-настоящему счастливых людей. Это Пьер и Наташа, а также Николай Ростов и Марья Болконская.

Толстой, Лев Николаевич


Лев Толстой
в Ясной Поляне (1908).
Фотографический портрет
работы С. М. Прокудина-Горского


Лев Никола́евич Толсто́й (28 августа 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя - 7 ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя) - граф, один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.

Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения - толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).

Писатель, ещё при жизни признанный главой русской литературы. Творчество Льва Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме, выступив мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века.

Лев Толстой оказал сильное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе.

Произведения Льва Толстого многократно экранизировались и инсценировались в СССР и за рубежом; его пьесы ставились на сценах всего мира.

Наиболее известны такие произведения Толстого, как романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», повести «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат», цикл очерков «Севастопольские рассказы», драмы «Живой труп» и «Власть тьмы», автобиографические религиозно-философские произведения «Исповедь» и «В чём моя вера?» и др.


Взгляды Толстого на семью и семья в творчестве Толстого

Лев Толстой как в своей личной жизни, так и в творчестве, центральную роль отводил семье. По мнению писателя, главным институтом человеческой жизни является не государство или церковь, а именно семья.



Л. Н. Толстой рассказывает сказку об огурце
внукам Ильюше и Соне, 1909 год, Крёкшино,
фото В. Г. Черткова.
Софья Андреевна Толстая в будущем - последняя жена Сергея Есенина


Толстой с самого начала творческой деятельности был поглощён мыслями о семье и этому посвятил своё первое произведение - «Детство». Тремя годами позднее, в 1855 году, он пишет рассказ «Записки маркёра», где уже прослеживается тяга литератора к азартным играм и женщинам.

Это же отражается и в его романе «Семейное счастие», в котором взаимоотношения мужчины и женщины поразительно похожи на супружеские отношения самого Толстого и Софьи Андреевны.

В период счастливой семейной жизни (1860-е годы), создавшей стабильную атмосферу, духовно-физический баланс и ставшей источником поэтического вдохновения, были написаны два величайших произведения писателя: «Война и мир» и «Анна Каренина».

Но если в «Войне и мире» Толстой твёрдо отстаивает ценность семейной жизни, будучи убеждённым в верности идеала, то в «Анне Карениной» он уже выражает сомнения по поводу его достижимости. Когда отношения в его личной семейной жизни стали более тяжёлыми, эти обострения выразились и в таких произведениях, как «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол» и «Отец Сергий».

Лев Николаевич Толстой уделял семье большое внимание. Его размышления не ограничиваются деталями супружеских отношений. В трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» автор дал яркое художественное описание мира ребёнка, в жизни которого важную роль играют любовь ребёнка к своим родителям, и наоборот - любовь, которую он получает от них.

В «Войне и мире» Толстой уже наиболее полно раскрыл разные типы семейных отношений и любви. А в «Семейном счастии» и «Анне Карениной» различные аспекты любви в семье просто теряются за силой «eros». Критик и философ Н. Н. Страхов после выхода романа «Война и мир» отмечал, что все предыдущие произведения Толстого можно отнести к категории предварительных исследований, завершившихся созданием «семейной хроники».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса