Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое социальные нормы? Социальные нормы государства. Понятие социальной нормы. Социальные нормы и их классификация

Нормативное регулирование общественных отношений в современный период осуществляется с помощью достаточно сложной и многообразной совокупности социальных норм. Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества - и сферой их действия являются общественные отношения. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.

Следовательно, социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность создаваемых ими организаций во взаимоотношениях друг с другом. Социальные нормы характеризуются тем, что они являются:

Правилами поведения людей, указывая на то, какими должны быть их поступки;

Правилами поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил);

Не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия.

Благодаря приведенным свойствам социальные нормы способны оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения и сознание их участников.

Многообразие видов социальных норм объясняется сложностью системы общественных отношений, а также множественностью субъектов, осуществляющих нормативное регулирование общественных отношений.

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основным критериям:

Способу их формирования (создания);

Способу обеспечения (охраны, защиты).

В соответствии с этими критериями различают следующие виды социальных норм:

Нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. Отличительными чертами права как социального регулятора являются его формальный характер, т.е. его внешнее выражение в официальных юридических источниках (законах, международных конвенциях, судебных решениях и т.д.), системность или четкая взаимосвязь правовых норм, общеобязательность предписаний, обеспеченность государственным принуждением в случае посягательства на нормы права.

Нормы морали (нравственности, этики) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения в течение исторически длительного периода времени и вошедшие в привычку людей; они охраняются от нарушения естественной внутренней потребностью людей и силой общественного мнения.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.


Религиозные нормы - правила поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.

Деление социальных норм возможно и по содержанию. По этому признаку выделяются экономические, политические, экологические, трудовые, семейные нормы и т.д. Социальные нормы в их совокупности называются правилами человеческого общежития.

Наиболее важными регуляторами поведения людей всегда выступали обычаи, право и мораль. Как известно, самыми древними правилами поведения людей были обычаи. Обычай наиболее близок к инстинкту, потому что люди исполняют его, не задумываясь, зачем это нужно, - просто так заведено испокон веков. Обычай сплотил и упорядочил первобытную общность людей, но там, где они не преодолели его господство, развитие общества застыло на мертвой точке, потому что обычаи душили творческую фантазию, стремление к новому, необычному.

Младшей сестрой обычая явилась другая система правил поведения - мораль. Правила морали возникают так же стихийно, как и обычаи, но от обычая они отличаются тем, что обладают идейным основанием. Человек не просто механически повторяет то, что до него исполняли испокон веков, а делает выбор: он должен поступить так, как предписывает ему мораль. Чем руководствуется человек, обосновывая свой выбор? Совестью, которая рождает чувство долга. Смысл морального долга состоит в том, что один человек узнает себя в другом, сочувствует другому.

Хотя мораль, как и обычай, ориентировала человека на соблюдение коллективных интересов, на коллективные действия, она явилась важным шагом вперед по сравнению с обычаем в становлении индивидуального начала в людях как природных существах. Мораль представляет собой систему принципов глубоко личного отношения человека к миру с точки зрения должного. Мораль – это, прежде всего, жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция - утверждение подлинно человеческого в человеке. Если механическое повторение обычаев еще близко к инстинкту, то совесть, долг, чувство ответственности, присущие морали, абсолютно чужды миру природы, они являются плодами «второй природы» человека - культуры.

Именно по мере культурологического развития общества у людей постепенно начинают формироваться собственные, индивидуальные потребности и интересы (экономические, политические, социальные). И в связи с защитой личности, отдельного человека и его личных интересов возникла третья система правил поведения - право. Становление этой системы тесно связано с возникновением неравенства внутри общности людей, последовавшего за неолитической революцией (переходом от присваивающей экономики к производящей). Неравенство развивалось по двум направлениям: неравенство в престиже, а, следовательно, во влиянии и власти, и неравенство в имуществе. Естественно, у обладателей этих ценностей (престижа или имущества) возникает потребность защищать их от посягательств других, а также потребность упорядочить новые общественные отношения, чтобы каждый «знал свое место» в соответствии с личными возможностями.

Таким образом, право изначально возникает для выражения притязаний людей на те или иные блага как дозволение, реализуемое индивидом в целях удовлетворения своих собственных потребностей посредством силового воздействия на других индивидов. Но этот способ защиты был недостаточно надежным. Кроме этого, пользуясь силой, можно не столько защитить свои, сколько присвоить чужие права. Это вело к беспорядку, грозившему гибелью общества. Поэтому в обществе возникла новая организация, призванная упорядочить отношения между людьми, - государство, а инструментом государства стал закон - акт, изданный государством и обязательный к исполнению под страхом физического принуждения. В законе (и других официальных источниках) закреплялись признанные обществом права (притязания на социальные блага). Следовательно, право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

В настоящее время правовые и моральные нормы занимают в системе нормативного регулирования доминирующее, главенствующее положение. Это не в последнюю очередь обусловлено тем, что и те, и другие имеют наиболее обширную сферу действия - потенциально они охватывают все общество. В этом плане сфера действия морали и права в значительной мере пересекается. В то же время они являются самостоятельными элементами нормативной системы, единство, взаимосвязи и взаимодействие которых заслуживает особого внимания.

Единство правовых норм и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости. Единство между правом и моралью выражается в том, что:

В системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

У норм морали и права единый объект регулирования - общественные отношения;

Как и нормы права, нормы морали исходят от общества;

Нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;

Нормы права и нормы морали выделились из слитных (синкретичных) обычаев первобытного общества в ходе его разложения.

Право и мораль служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, развитию и духовному возвышению человека, защите его прав и свобод, поддержанию общественного порядка и гармонии. Мораль и право выступают мерой личной свободы индивида, устанавливают границы дозволенного и возможного в регулируемой ими ситуации поведения, способствуют балансу интересов и потребностей. Они являются фундаментальными общеисторическими ценностями, входят в содержание культуры народа и общества, показывают уровень социального прогресса цивилизации.

Вместе с тем нормы права и нормы морали всё же отличаются друг от друга следующими признаками:

По происхождению .

Нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия.

По форме выражения .

Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей, существуют и действуют как свод неписаных правил в виде поучений и притч. Недавние попытки навязать обществу четко сформулированные вышестоящими партийными инстанциями заповеди в виде Морального Кодекса строителя коммунизма («Человек человеку друг, товарищ и брат») вряд ли могут расцениваться как удачный эксперимент. В свою очередь, правовые нормы в современных условиях чаще всего получают письменное выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и т.д.), что повышает их авторитет, придает их требованиям четкость и определенность.

По механизму воздействия. Право может регулировать только поступки людей, т.е. только такие их действия (или бездействие), которые воспринимаются и осознаются самим действующим субъектом как общественные акты, как проявления субъекта, которые выражают его отношение к другим людям. Правовые нормы не могут прямо вмешиваться в мир мыслей и чувств. Правовое значение имеет только то поведение человека или коллектива, которое выражено во вне, во внешней физической среде – в форме телодвижений, действий, операций, деятельности, совершаемых в объективной действительности.

«Лишь постольку, поскольку я проявляю себя, поскольку я вступаю в область действительности, - я вступаю в сферу, подвластную для законодателя. Помимо своих действий, - писал Маркс, - я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом». Поэтому человека нельзя привлечь к юридической ответственности за низменные чувства и грязные мысли, если они не объективировались во вне в той или иной общедоступной форме, но мораль однозначно осуждает и то, и другое. Мораль предъявляет требования не только к благородству поступков, но и к чистоте мыслей и чувств. Действие норм морали осуществляется через формирование внутренних установок, мотивов поведения, ценностей и устремлений, принципов поведения, и в определённом смысле не предполагает наличия неких заранее внешне установленных механизмов регулирования. Как известно, основным внутренним механизмом нравственной саморегуляции является совесть, а неформальным, внешним – обычаи и традиции как многовековая коллективная мудрость народа.

По способу охраны от нарушений .

Нормы морали и нормы права в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Само общество, его гражданские институты, коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты. При этом моральное воздействие может быть не менее действенным, чем правовое, а иногда и более эффективным. «Злые языки страшнее пистолета!» – восклицал Молчалин в знаменитой пьесе Грибоедова. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. особую юридическую ответственность, порядок возложения которой строго регламентирован законом и носит процессуальный характер. Человек наказывается от имени государства. И хотя в каждом отдельном случае могут непосредственно нарушаться и интересы отдельных «частных» лиц, государство не может доверить применение мер юридической ответственности к правонарушителю этим «частным» лицам. Правонарушитель открыто противопоставил свою волю общей воле, воплощенной государством в нормах права, и его осуждение и наказание должно носить не только личный, но и государственный характер. Государство даже в правонарушителе должно видеть «человека, живую частицу общества, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать родину, … члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которого священно, и, наконец, самое главное - гражданина государства. Государство не может легкомысленно отстранить одного из своих членов от всех этих функций, ибо государство отсекает от себя свои живые части всякий раз, когда оно делает из гражданина преступника».

Последствия аморального, безнравственного поведения также могут быть тяжёлыми и непоправимыми. Однако нарушение нравственных норм, в основном, не влечёт за собой вмешательства государственных органов. В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершает никаких противоправных поступков. Ответственность за нарушение нравственных норм носит иной характер и не имеет строго регламентированной формы и процедуры осуществления. Мораль располагает традиционной и достаточно ограниченной системой санкций. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению или даже принуждению, к нему применяются меры общественного и индивидуального воздействия (замечание, требование извинения, расторжение дружеских и иных взаимоотношений и т.п.). Это ответственность перед окружающими людьми, коллективами, семьёй и обществом, а не перед государством.

По степени детализации.

Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным, не завидуй и т.д.). Требования морали категоричны и не знают исключений: «не убий», «не солги». Правовые нормы представляют собой детализированные, по сравнению с нормами морали, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений. Давая конкретную формулу правомерного поведения, право стремиться подробно обозначить все варианты запретов. Например, заповедь «не убий» в уголовном законе представлена целым реестром составов: просто убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; убийство, совершенное в состоянии аффекта; убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление; и даже – причинение смерти по неосторожности. Кроме этого, как видим, право считает правомерным (при соблюдении установленных в законе условий) причинение смерти в состоянии необходимой обороны, либо при задержании преступника.

По сфере действия.

Нормы морали охватывают практически все области взаимоотношений людей, в том числе и правовую сферу. Право воздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни, регулируя только общественные отношения, подконтрольные государству. Как уже отмечалось, мораль призвана воздействовать на внутренний мир человека, формировать духовную личность, право же не способно вторгаться в сферу чувств и эмоций, в глубинный внутренний мир личности. Однако сфера действия морали не безгранична. Большинство правовых процедурных и процессуальных моментов (последовательность стадий процесса законотворчества, порядок ведения судебного заседания, осмотр места при дорожно-транспортном происшествии) являются этически нейтральными и в силу этого - не могут регулироваться моралью.

Нельзя забывать, что в каждой стране официально признается, по общему правилу, одна единая и единственная система права, которой должно подчиняться все население этой страны. Моральные требования не составляют такой единой и единственной системы. Мораль может дифференцироваться в соответствии с классовым, национальным, религиозным, профессиональным или иным делением общества: господствующая мораль – корпоративная, мораль правящей элиты и управляемых. Групповая «мораль» особенно криминализированной и маргинализированной частей общества, чаще расходятся с общими для всех граждан правовыми установлениями, чему яркие примеры в немалом количестве можно найти в жизни современного российского общества. Однако их тиражирование через средства массовой информации без должного акцента на негативность и крайнюю патологичность подобных явлений уже приводит к распространению таких субкультур отдельных групп на всё общество (например, в языке бытового общения).

Различия в моральных принципах и моральных установках существуют не только между определенными социальными группами (можно указать на особенности профессиональной этики врачей, юристов, учителей и т.п.), но и между людьми одной и той же социальной группы. Достаточно вспомнить индивидуальный свод морали одного из героев романов Л.Н. Толстого – Вронского: «Жизнь Вронского была тем особенно счастлива, что у него был свод правил, несомненно определяющих все, что должно и не должно делать… Правила эти несомненно определяли, что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно; что лгать не надо мужчинам, а женщинам можно; что обманывать нельзя никого, но мужа можно; что нельзя прощать оскорблений и можно оскорблять и т.д.». Понятно, что подобных «индивидуальных» правовых норм не может быть.

По принципу действия . В юридической литературе давно отмечается, что норма права исходит из формального равенства между теми людьми, на которых распространяется ее действие. Право в этом смысле есть применение равного масштаба к разным людям. Например, в современном обществе действуют принципы всеобщего и равного избирательного права, согласно которым все избиратели имеют один голос, хотя кто-то образован, а кто-то не очень, кто хорошо разбирается в политических проблемах, а кто-то хуже и т.д. Но право и не может действовать иначе, потому что оно охраняет и выражает интерес каждого – в данном случае – избирателя, а интересы всех избирателей равны. Мораль не признает этого равенства. По ее канонам, кому больше дано, с того и больше спросится.

Различия права и морали служат основанием их взаимодействия и сотрудничества. Они служат высоким целям – идеалам добра и справедливости, достижению гармонии и процветания, развитию личности и общества, обеспечению и поддержанию общественного порядка. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, насколько они соответствуют нормам морали. Чтобы правовые нормы действовали эффективно, они, по крайней мере, не должны противоречить моральным ценностям общества. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм. Например, именно через право шел процесс преодоления кровной мести - одного из постулатов морали прошлых времен. Одновременно ряд правовых норм (в частности, уголовные нормы) непосредственно закрепляют в законе моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями.

В связи с этим нельзя категорично утверждать, что право проводится в жизнь только принудительными методами. Ведь большинство граждан соблюдает правовые нормы добровольно, а не под страхом наказания. Конечно, реализация права представляет собой сложный процесс, в котором используются и методы убеждения, профилактики, воспитания, дабы побудить субъектов к правопослушанию. Исследования психологов показали, что в обеспечении подчинения правилам такие факторы, как доверие, честность, правдивость и чувство причастности, гораздо важнее принуждения. Как отмечает Г.Дж. Берман, именно тогда, когда праву доверяют, и принудительные санкции не требуются, оно и становится эффективным: кто правит законом, тому незачем присутствовать повсюду со своим полицейским аппаратом. Сегодня это доказано от противного – тем фактом, что в наших городах тот раздел права, санкции которого наиболее суровы, а именно уголовное, оказалось бессильным и не может породить страх там, где оно не сумело создать уважение иными средствами. Сегодня каждый знает, что никакая сила, которую способна применить полиция, не может остановить городскую преступность. В конечном счете преступность сдерживает традиция законопослушания, а она, в свою очередь, как раз и основана на глубоком убеждении, что право не только институт светской политики, но и имеет отношение к высшей цели и смыслу нашей жизни. Тесно соприкасаясь, право и мораль, как правило, поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, в формировании у граждан должной нравственной и правовой культуры, в предотвращении ряда преступлений. Такие преступления, как азартные игры, проституция или наркомания, как правило, не связаны с сознательным желанием причинить вред, а относятся к так называемым «преступлениям без жертв». В данном случае недостаточно упразднить за них обычные уголовные санкции, связанные с заключением или штрафами, высвободив тем самым массу времени и энергии полиции, судов и пенитенциарных органов. Здесь более целесообразно создание новых правовых процедур, как в рамках самих уголовных судов, так и вне их: новых общественных служб типа литургий – для вынесения решений (коль скоро поведение таких лиц антиобщественно), включая участие в них психологов, социальных работников, духовенства, а также членов семьи, друзей, соседей – до, во время и после слушания дела. Большинство правонарушителей отнюдь не больные люди, и мы обязаны подходить к рассмотрению этих дел более гуманно и творчески, осуждая не людей, а их поведение и конкретные условия, порождающие это поведение.

Итак, в процессе осуществления своих функций право и мораль должны помогать друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы. И задача заключается в том, чтобы сделать такое взаимодействие возможно гибким и глубоким. Особенно это важно в тех отношениях, где проходят грани между юридически наказуемым и общественно порицаемым, где правовые и нравственные критерии тесно переплетены. Нравственными и правовыми критериями выступают базовые понятия – добро, зло, честь, достоинство, долг и др., а также принципы – справедливости, гуманизма, уважения, открытости, формального равенства и др.

Эта сложная взаимообусловленность права и морали выражается в том, что эти фундаментальные начала являются всё же общими, универсальными для всей нормативно-регулятивной системы общества. Однако, именно в праве, справедливость как формальное выражение равенства в свободе характеризует в основном внешнюю приверженность нравственности, связанностью с ней лишь только посредством регулятивной формы, а не внутреннего содержания. Приблизительно того же мнения придерживается и В.С. Нерсесянц: «…справедливость входит в понятие права… право по определению справедливо, а справедливость – внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая… только право и справедливо. Ведь справедливость потому собственно и справедлива, что воплощает собой и выражает общезначимую правильность, а это в своём рационализированном виде означает всеобщую правомерность, т.е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы. И по смыслу, и по этимологии (iustitia) восходит к праву (ius), обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его правильность, императивность и необходимость».

Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка и юстиции. Это может выражаться в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе всевозможных жизненных ситуаций, противоправных действий, а также личности правонарушителя. Часто право не может квалифицировать то или иное деяние как правонарушение (преступление) без соответствующих моральных критериев (подобный поступок – зло), поскольку иначе невозможно правильно определить признаки и меру ответственности за такие, например, деяния как «хулиганство», «оскорбление», «клевета», «унижение чести и достоинства», оценочных понятий «цинизма», «особой жестокости», «корысти», «низменных побуждений», «личной неприязни», «морального вреда» и др., выступающих мотивами и элементами многих правонарушений.

Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий и бесконфликтный. Между ними могут довольно часто возникать острые противоречия, коллизии, расхождения. Нравственные и правовые требования не всегда и не во всём согласуются, а нередко прямо противоречат друг другу. Например, на Руси широко была известна взаимопомощь при поимке преступника на месте преступления, вора при краже или прелюбодея в объятиях чужой жены. Наказание следовало немедленно и не влекло последствий – кровной мести, так как рассматривалось как само собой разумеющееся (совершённое по совести, по обычаю). Еще в советский период многожёнство осуждалось как моралью, так и преследовалось Уголовным кодексом (наказывалось лишением свободы). Между тем, современный Уголовный кодекс РФ в отношении подобных деяний просто молчит, т.е. полностью нейтрален, а в нравственной сфере данный проступок относится к весьма серьёзному аморальному поведению, разрушающему семейный союз как основу нравственной социализации личности и устоев общества.

Причины возникающих противоречий между правом и моралью заключаются в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоёв, групп, классов. Расхождение между правом и моралью вызывается сложностью и противоречивостью, несбалансированностью самой социальной жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней жизненных ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового развития сознания людей, изменчивостью социальных и природных условий и т.д.

Мораль по своей природе более консервативна, чем право, она неизбежно отстаёт от течения жизни, от тенденций экономического, научно-технического и политического развития общества, а, соответственно - и от новелл законодателей, которые стремятся их отразить в нормативных правовых актах. Мораль формировалась веками, а содержание правовых норм в той или иной мере менялось каждым новым политическим строем. И сейчас право более подвижно, динамично, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения (проблемы смены пола, гомосексуализма, эвтаназии и аборта, изменения пола зародыша ребёнка на ранних стадиях беременности по желанию родителей и т.д.). Право своим неуёмным темпераментом и молодостью, новизной и революционностью, формальностью и утилитарностью как бы подталкивает мораль в его развитии к изменениям, соответствующим современному уровню развития общества.

Между нормами права и морали могут возникать и конфликтные ситуации, которые негативны не только для отдельной личности, но и для всего общества в целом. Многое из дозволенного правом может находиться под запретом моральных норм, и наоборот, то, что запрещает право, разрешает мораль. Так, например, нормы российского законодательства (Закон 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека») закрепляют презумпцию «согласия индивида на трансплантацию». Между тем ряд граждан по причине различных моральных и религиозных убеждений категорически против того, чтобы их умерший родственник был донором, однако нормы права требуют проведения трансплантации для спасения жизни иных людей, если умерший при жизни не выразил в установленной форме своё нежелание быть объектом трансплантации. Столь же остра проблема эвтаназии. Одни считают, что моральный долг врача – гуманное прекращение страданий, другие – что аморально вмешательство иных лиц в вопросы жизни и смерти. Сторонники и противники эвтаназии есть и в странах, где она официально разрешена (право дозволяет, а мораль осуждает), и в странах, где она официально запрещена (право запрещает, а мораль разрешает).

Также неоднозначно оцениваются правом и моралью, например, клонирование (повторение генотипа из стволовых клеток) животных и человека, многоразовое заключение и расторжение брака одним и тем же лицом. Между тем, очевидно, что здесь встаёт другая более острая проблема – нравственных целей и ориентиров для самой науки, научной деятельности и научного эксперимента. Может ли наука, двигаясь по пути прогресса и эволюции, пусть даже в самых благородных целях просвещения и познания научной истины, нарушать моральные императивы?

Последствия бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, а также создание в 1953 году А.Д. Сахаровым водородной бомбы, способной уничтожить всё живое в радиусе нескольких десятков километров, должно было отрезвить человечество и поставить жирную точку в этом вопросе для всей науки. И дело здесь не в аморальных и беспринципных политиках, которые могут её использовать в своих корыстных интересах, а в самой науке, которая, обожествляя саму себя, оторвалась (отчасти по вине государства) от общества, его нравственной и духовной среды, его насущных жизненных интересов. Она не может быть вне моральных принципов, а, наоборот, должна соблюдать, утверждать и даже бороться за них вместе с активной частью общества, указывая направления взвешенного, а не патологичного прогресса цивилизации. И, к сожалению, право, находясь на передовой социальных изменений, не справляется со сложной задачей сдерживания духовно-нравственных патологий во всех сферах жизнедеятельности общества, а иногда само их усиливает.

Таким образом, удельный вес, сфера действия того или иного регулятора в различные исторические эпохи то расширялась, то сужалась. В нынешних условиях кризисного состояния российского общества и всей цивилизации противоречия между правом и моралью крайне обострились. Резко понизился порог нравственных требований, предъявляемых к личности и обществу. Легализация многих сомнительных форм обогащения, безудержная погоня за наживой и удовольствием неразвитых душ сильно подорвали моральные устои общества.

Изменились социальные и духовные ценности. Мораль неразвитого большинства общества стала более терпима и снисходительна к разного рода ловкачеству, противоправным действиям. В результате обвальной криминализации общества право не эффективно осуществляет свои регулятивные и охранительные функции, иногда просто «не замечает» многие опасные антисоциальные явления.

Необходимо отметить, что оптимальное совмещение этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой всех правовых систем. И, как показывает опыт, идеальной гармонии здесь достичь не удаётся – противоречия неизбежно сохраняются, возникают новые, усугубляются старые. Их можно в какой-то мере уменьшить, ослабить и сгладить, но не снять полностью.

Вершин нравственности не достигло ни одно общество, так как нравственность - это не абсолютная константа, а относительная. Это бесконечный поиск идеала и гармонии, взвешенности и соответствия, адекватности и соразмерности, справедливости и целесообразности, гуманизма и воздаяния. Это движение к развитию, совершенствованию и самосовершенствованию, бесконечности и прогрессу.

Существуют разные основания классификации социальных норм. Наиболее распространенное основание - по способам установления (создания) и обеспечения. В соответствии с ним социальные нормы разделяются на следующие виды:

  • (правовые нормы);
  • нормы морали (нравственности);
  • религиозные нормы;
  • корпоративные нормы;
  • нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычки людей (обычаи, традиции, ритуалы, обряды, деловые обыкновения).

Рассмотрим их подробнее (нормы права рассмотрим в отдельной главе).

Нормы морали

Следует отметить, что в теоретическом аспекте точек зрения па мораль не меньше, чем разных пониманий права. Известный польский социолог М. Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли.

Первое течение - фелицитология (от лат. felicia - счастье). В этом случае мораль понимается как искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Одной из разновидностей этого течения является эпикуреизм , связанный с именем древнегреческого философа Эпикура. Главные добродетели этого течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, душевный покой. Счастье, по Эпикуру, — это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические (удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде и т. п.) и духовные, получаемые от знания и дружбы. Последние Эпикур ставит выше первых. Следует отметить, что многие сторонники этого течения отмечали, что в удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность. Все должно быть в меру. Кто держится во веем середины, тот обретет счастье и покой.

Второе течение - перфекциопизм (от лат.peifectus — совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит в том, как жить достойно, в соответствии с природой человека. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Это мог быть идеал несгибаемого революционера, борца за справедливость и т. д.

Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития , определяющих, как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы не было стыдно за себя и др. Согласно этой концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т. п. и складывающихся на их основе правил поведения.

Эта точка зрения является самой распространенной, и именно ее мы и будем в дальнейшем принимать во внимание.

Итак, мораль или моральные нормы — правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных нравственных (этических) требованиях и принципах.

Наряду с термином «мораль» используется термин «нравственность». Данные термины равнозначны. Первое название — латинского происхождения(mores - нравы), второе — русского. Наряду с ними используется термин «этика» (от греч.ethic a , ethos - обычаи, нравы). Последний термин используется также для обозначения науки о нравственности.

Имеет внутренний и внешний аспекты.

Внутренний аспект проявляется через известный кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать. По Канту, две веши поражают наше воображение — звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив. Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Его суть изложена еще в учениях древнейших мыслителей, а также в одной из христианских заповедей.

«Внутреннее законодательство» составляет понятие совести, т. е способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Совесть ставит границы эгоизму, себялюбию. «Закон, живущий в нас, — писал Кант, — называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».

Внешнии аспект морали проявляется через действия, поступки человека. Они позволяют судить о его сути, о его «внутреннем законодательстве».

Мораль — явление историческое. Стечением времени ее понятие, суть меняются. То,что было моральным на каком-то историческом отрезке времени, может превратиться в дальнейшем в аморальное. Так, в рабовладельческом обществе моральным было жестокое отношение к рабам, которых не считали за людей.

Десять нравственных заповедей, зафиксированных в Ветхом Завете Библии, в значительной мере были правилами только для соплеменников. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, люби ближнего своего, как самого себя» - эти заповеди относились только к израильтянам , т. е с этой точки зрения с представителями других народов можно было поступать иначе.

Современная концепция морали стоит на иных общечеловеческих позициях. Следует отметить, что начало этой позиции положено Новым Заветом. Новозаветная христианская мораль круг людей, к которым следует относиться морально (не делать зла, творить добро), расширяет до всего человечества. Современное право, в том числе международное, утверждает именно эту общечеловеческую мораль. В Декларации прав человека, международных пактах о правах говорится о признании человеческого достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, которое является основой справедливости, свободы и всеобщего мира.

Следует отметить, что в содержательном плане моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали , т. е системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя, которая может не совпадать с общественной моралью. Так, в реальной жизни имеет место антисоциальная мораль криминальных слоев общества, где налицо не просто противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.

Нормы морали охраняются силой и внутренним убеждением. За исполнением норм морали осуществляет контроль общество либо отдельный социальный слой (если речь идет о морали социальной группы). К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуждение, изгнание нарушителя из сообщества и др.

Религиозные нормы

Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах — Библии, Коране и др. — либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

  • определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;
  • определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;
  • регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;
  • закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

Право и религиозные нормы

Право и религиозные нормы могут взаимодействовать друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер их взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. К таковым можно отнести индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии, и мусульманское право , которое, по существу, является одной из сторон религии ислама.

В период Средних веков в Европе были широко распространено каноническое (церковное) право. Однако оно никогда не выступаю всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачпосемейные отношения и др.). В настоящее время в большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные нормы не связаны с нормами права.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

Корпоративные нормы:

  • создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;
  • распространяются на членов данного сообщества;
  • обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;
  • закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

В программах имеются нормы, в которых содержатся стратегия и тактика организации, ее цели.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются:

  • условия и порядок приобретения и утраты членства в организованном сообществе, права и обязанности его членов;
  • порядок реорганизации и ликвидации организованного сообщества;
  • компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества.

Таким образом, корпоративные нормы имеют письменную форму выражения. Этим они отличаются от норм морали, обычаев и традиций, существующих по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и не имеющих четкого документального закрепления.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпоративные нормы в отличие от норм права:

  • не обладают общеобязательностью права;
  • не обеспечиваются государственным принуждением.

Не следует путать корпоративные нормы и локальные правовые нормы: уставы предприятий, коммерческих и иных организаций и др.

Последние представляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязанности и защищаемых от нарушений органами государства. В случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей

Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения. Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае обычаи могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто не обходится без рукопожатий со знакомыми. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохранилась и поныне. Примерами обычаев служат передача имущества близким, кровная мссть и т. д.

Традиции — как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества (традиции проведения демонстраций, застолья, получения офицерского звания, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе. Традиции имеют определенное значение и в политической жизни государства.

Ритуалы. Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна.

Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека. Примеры: церемония заключение брака или захоронения.

Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д.

Виды социальных норм но содержанию:

  • политические — это правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами, социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. К ним относятся нормы права, программы политических партий и т. д.;
  • нормы культуры или этические нормы. Это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (форма обращения, одежда, манеры и т. д.);
  • эстетические нормы — это правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному, посредственному, безобразному;
  • организационные нормы — определяют структуру, порядок образования и деятельности государственных органов и общественных организаций. Например, уставы общественных организаций.
  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
    • Характеристика власти в первобытном обществе
    • Социальные нормы первобытного общества и способы социального регулирования
    • Происхождение государства
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
    • Соотношение гражданского общества и правового государства
    • Личность, право и государство
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
    • Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права
    • Марксистская теория права. Психологическая теория права. Социологическая теория права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Понятие, структура, функции и виды правосознания
    • Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • Правовое воспитание: понятие, формы и методы
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
    • Понятие, принципы и виды правотворчества
    • Этапы и стадии законотворческого процесса
    • Законодательная техника
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Социальные нормы: понятие и виды

Отношения между людьми в обществе носят упорядоченный характер и подчиняются определенным правилам (нормам). При помощи норм устанавливаются стандарты допустимого и недопустимого поведения, осуществляется оценка совершаемых людьми поступков, определяются процедуры разрешения спорных конфликтных ситуаций, а также меры ответственности за несоблюдение и нарушение содержащихся в нормах предписаний. Учитывая неразрывную связь норм с поведением людей в обществе, их назвали социальными .

Все социальные нормы оценивают волевые действия людей с точки зрения их направленности (цели) и наступивших последствий (результата). При этом тот или иной вариант поведения может быть признан социальной нормой только в том случае, если закрепляет типичное (повторяющееся и признаваемое определенным числом людей) оценочное суждение: хорошо-плохо, приемлемо-неприемлемо, возможно-невозможно и т.п. Из оценок вытекают соответственные предписания, которые, в свою очередь, порождают определенные последствия. К примеру, красть плохо - красть нельзя - кража влечет к наказанию виновного.

Система социальных норм складывается под воздействием различных факторов: исторического периода, уровня технического и культурного развития, геополитической обстановки и т.п. Историческое развитие, смена различных форм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изменениями и в системе социального регулирования: отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношения и формы взаимодействия социальных регуляторов (правовых, моральных, религиозных, политических и др.). При этом в каждом обществе система социальных норм содержала (и содержит) унаследованные от предшествующих поколений и развивающиеся под воздействием национальной традиции и «внешних факторов» оценки «добра» и «зла». Эти оценки, в свою очередь, лежат в основании выработки обществом вариантов возможного, должного, недопустимого поведения.

Таким образом, социальные нормы представляют собой сложившиеся в процессе общественного развития, устойчивые, признаваемые и поддерживаемые определенными социальными группами образцы (стандарты) поведения участников социального общения.

В качестве общих признаков социальных норм можно выделить следующее:

  1. социальность - социальные нормы определяют, каким может или должно быть поведение субъекта либо какое поведение является допустимым с точки зрения интересов общества;
  2. нормативность - социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер: сформулированы в виде общей модели поведения; их адресаты определены не поименно, а путем указания типовых признаков (пол, возраст, партийная или религиозная принадлежность); они рассчитаны на многократное применение, т.е. вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой типовая ситуация;
  3. сочетание объективности и субъективности - социальные нормы складываются закономерно, исторически в связи с тем, что общество представляет собой сложный социальный организм и нуждается во внутренних процессах. В то же время возникновение и конкретное содержание социальных норм связаны с волей и сознательной деятельностью людей;
  4. культурная обусловленность - социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры. Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неопределенностью общественных отношений. Поэтому классификация социальных норм может быть осуществлена по различным основаниям.

В зависимости от способа формирования выделяют нормы обычаев и традиций, нормы морали, религиозные, корпоративные, правовые нормы.

Обычай - наиболее древней регулятор общественных отношений. Это правило поведения общего характера, сложившееся в результате неоднократного исполнения и основывающееся на соображениях полезности данного поведения, одобряемого общественным мнением. Он есть выражение убежденности общественного мнения в необходимости какого-либо варианта поведения. Поэтому основными признаками обычая являются древность происхождения, полезность, устойчивость и повторяемость в общественной практике, опора на авторитет общественного мнения и привыкания людей, процедурность, или обрядовое оформление, и существование в виде элемента духовой культуры неписаного характера.

С понятием обычая тесно связано, но в полной мере не совпадает понятие традиция. Традиции представляют собой относительно устойчивые, достаточно обобщенные правила общественного поведения, имеющие тенденцию со временем стать обычаями, нуждающиеся для своего сохранения в поддержке общественным мнением или деятельностью специальных субъектов.

Отличие традиции от обычая:

  • по условию возникновения . Время возникновения большинства обычаев неизвестно, их формирование носит спонтанный характер, возникновение же традиций вполне обозримо в истории общественной жизни. Довольно часто они возникают в результате какой-либо яркой инициативы, нравственного или политического почина, полезного новаторства. У традиций есть свои авторы-основатели и заинтересованные в сохранении и развитии субъекты. Например, в Следственном комитете Российской Федерации существует традиция принятия присяги гражданином, впервые назначаемым на должность, что регламентируется ст. 19 ФЗ № 403 «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г., а также приказом № 51 Следственного комитета российской Федерации от 21 августа 2012 г.;
  • по характеру содержащихся в них правил поведения традиции отличаются от обычаев меньшей степенью сформированности внутреннего содержания;
  • по сфере действия . Традиции в первую очередь опираются на организационную деятельность специальных субъектов;
  • по мотивам их соблюдения . Особенностью традиций является их связь с политикой, идеологией, социально-публичной сферой жизни. Они способны подхватывать и аккумулировать отдельные идеи и принципы социального опыта и формировать их в виде тенденций общественной жизни. Это делает традиции объективно удобными, полезными средствами социальной регуляции.

Нормы морали выглядят как нормативные предписания людей о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом. Это древнейший регулятор общественных отношений, который в значительной мере породил, вызвал к жизни иные виды социальных норм (право, обычаи, религия) и наполнил их нравственными идеалами.

Религиозные нормы регламентируют порядок организации и функционирования сферы культовых отношений, связанных с оформлением и осуществлением религиозных верований. К числу религиозных относятся правила, устанавливающие религиозные праздники и памятные дни, регламентирующие отношения верующих в рамках собственной конфессии и по отношению к представителям иного вероисповедания.

Корпоративные нормы - установления, принятые в общественных организациях, трудовых коллективах, учебных учреждениях, предпринимательских союзах. Эти нормы учреждаются в уставных объединениях, учреждениях, в положениях, других актах. Например, деятельность Академии Следственного комитета регулируется Уставом. Большая часть корпоративных норм - это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования общественных организаций, а также права, обязанности и ответственность, взаимоотношения членов этих организаций.

Правовые нормы - конкретное правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение, установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое мерами государственного принуждения.

Право как нормативное выражение государственной воли непосредственно регулирует общественные отношения в классовых или в общесоциальных интересах. Право служит инструментом политики государства, средством организации управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций. Право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве социального регулятора общественных отношений.

В отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм. «Система нормативного регулирования - это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой».

Являясь важнейшим элементом нормативного регулирования общественных отношений, право занимает особое место в системе социальных норм. Как формально-определенные, правовые нормы являются единственными из социальных норм, которые санкционируются и обеспечиваются государством.

1. В зависимости от способа образования выделяют спонтанные (сложившиеся стихийно) и директивные (созданные в результате целенаправленной нормотворческой деятельности) нормы.

В качестве спонтанных следует рассматривать нормы обычаев, складывающиеся в результате многократного повторения социально значимого явления, которое именно в силу своей повторяемости начинает рассматриваться в качестве закономерности.

К числу директивных норм относятся правила, установленные одними субъектами социальной деятельности в отношении других.

2. По характеру воздействия на социальную среду нормы подразделяются на прогрессивные (позитивные) и регрессивные (негативные).

Прогрессивные нормы (позитивные) способствуют внесению в общественные отношения позитивных изменений.

Регрессивные нормы (негативные) оказывают на общественные отношения деструктивное воздействие.

3. По признаку закрепления в каких-либо актах : формально определенные и формально неопределенные.

4. По содержанию социальные нормы делятся на политические, экономические, эстетические, этические и др.

Социальные нормы - общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Каждое общество имеет свою определенную систему норм, ценностей, эталонов и т.п. Причем нормы регулируют не только поведение и обязанности членов этого общества, но и определяют, задают цели существования – как отдельных людей, так и всего общества. Система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития данного общества, а также от производственных и общественных отношений. Социальные нормы формируются неизбежно как следствие коммуникации и кооперации людей, они являются внутренне присущей и основополагающей составной частью любой формы социализации человека. Не существует ни одного общества или группы людей без системы норм, определяющих их поведение.

Социальные нормы выполняют многообразные функции: ориентационную, регулирующую, санкционирующую, информационную, коррекционную, воспитательную и др. В нормах заложены определенные способы действия, в соответствии с которыми индивиды направляют, организуют и оценивают свою деятельность, регулируют свое поведение. Социальные нормы ориентируют на формирование целей поведения человека, но содержат и требования относительно средств их достижения.

В отношении социальных норм возможно различное их понимание, которое влечет за собой разные направления их изучения:

Социальные нормы - как средства социальной регуляции поведения индивидов и групп; - социальные нормы - как совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам

Первое из этих пониманий носит функциональный оттенок. Иными словами, нормы рассматриваются инструментально, динамично. При этом предполагается, что они известны или, как минимум, доступны для обнаружения и фиксации. С другой стороны, представляет интерес не та или иная конкретная норма, а каков механизм их действия вообще, каковы закономерности их возникновения, существования, смены иными нормами? Как возможно практическое использование изучаемых закономерностей?

Второе понимание имеет, скорее, феноменологическую окраску. При этом представляют интерес вопросы содержательного характера в отношении конкретных норм, вопросы их качественного отличия и сходства.

Социальные нормы выполняют многие функции и охватывают все стороны нашей жизни. Благодаря нормам общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же акты индивидуального поведения. Естественно, регулирование происходит в соответствии с господствующей системой ценностей, потребностей, интересов, идеологии. Тем самым социальные нормы оказываются инструментом целеполагания. Столь же естественно они становятся инструментом прогнозирования, социального контроля и коррекции отклоняющегося поведения в социальной среде, а также стимулирования творческой и социальной активности человека.

Следует заметить, что исследование социальных норм сопряжено с определенными трудностями, обусловленными тем, что ответа на вопрос о генезисе и механизмах возникновения нормы не могут дать ни гносеология, ни психология, ни медицина, ни социология по отдельности. Норма объективно является точкой пересечения многих социальных процессов, поэтому ее изучение имеет междисциплинарное значение.

Различают три способа возникновения и функционирования социальных норм:

  • стихийный (естественный);
  • планомерно-сознательный (целенаправленный) и
  • смешанный.

Причем при каждом из этих механизмов могут возникнуть любые виды социальных норм, и в каждом случае обнаруживаются свои, присущие конкретному механизму особенности генезиса норм.

Происхождение норм может быть вызвано естественными процессами. Можно наблюдать саморазвитие социальных норм, обычно функционирующих в виде обычаев, традиций, ритуалов и т.п. Создание и трансформация социальных норм в результате целенаправленной, упорядоченной деятельности - искусственный процесс. Их возникновение есть продукт человеческого сознания, опыта, культуры. Но хотя этот процесс и искусственный, но он не утрачивает объективности, ибо в качестве своих предпосылок имеет объективно сложившиеся условия.

Роль социальной нормы в общественном процессе состоит в том, что она является средством закрепления практического опыта людей и познания, а затем воплощения их в социальную практику на более высоком, эффективном уровне.

Выяснение сущности нормы как целостной системы станет более завершенным, когда мы выделим, из многообразия признаков различных видов норм вообще основные свойства нормы составляющие ее структуру, характеризующие диалектическую природу. Такими основными свойствами социальной нормы являются:

  • объективность отражения действительности;
  • однозначность (непротиворечивость);
  • историчность (преемственность);
  • обязательность воспроизводства;
  • относительная устойчивость (стабильность);
  • динамичность (изменчивость);
  • формальная определенность (внешняя завершенность);
  • степень распространенности, обращенность в будущее;
  • оптимальность; .
  • возможность ее измерения;
  • организующая, регулирующая способность;
  • превентивность;
  • коррекционно-воспитательная способность.

Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

  • поддерживают порядок, равновесие в обществе;
  • подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека;
  • помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

Функции:

- Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

- Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное).

- Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т. д.).

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образе человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами.

Главное общественное предназначение социальной нормы может быть сформулировано как регуляция социальных отношений и поведения людей. Регулирование отношений через социальные нормы обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей.

Регулятивная - это одна из главных функций социальных норм. По большому счету ее суть заключается регламентировании, упорядочивании взаимодействия людей и их объединений. Тем самым стабилизировать и организовывать общество, а также создавать основу для его существования и развития общества.
Другой не маловажной функцией является оценочная . Являясь эталонами и образцами социально необходимого или допустимого поведения. Оценочная функция является в каком-то роде критерием отношения к конкретным актам поведения людей и их объединений как аморальным либо нравственным и т.д.
Но не стоит забывать о важности трансляционной функции. Так как в социальных нормах сконцентрирована и историческая память людей и их общностей относительно оптимальных форм их взаимоотношений в рамках общества. Ведь знание о различных типа нормах передаются через систему образования, а нормы поведения, в свою очередь, передаются от поколения к поколению, таким образом, на протяжении многих лет, и закладывается возможность использования исторического опыта нормативного регулирования в новых условиях.

Социальные нормы выполняют ряд важных социальных функций:

  • Социализации - нормы являются средством приобщения людей к определенному социальному и культурному опыту.
  • Трансляции культуры - передача ее от поколения к поколению.
  • Социального контроля - нормы регламентируют поведение индивидов.
  • Социальной интеграции - с помощью норм поддерживается социальная и внутригрупповая сплоченность.
  • Сакрализации - нормы освящают различные социальные отношения и объекты, как реальные, так и вымышленные. Нормы не видны до тех пор, пока они не нарушаются. Нарушение социальных норм может быть признаком анемии в обществе.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ?лений людей о добре и зле, о справедливости и не?справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошед?шие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев - это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:
по способу их установления (создания);
- по средствам охраны их требований от нарушений. На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:
1. Нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
3. Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.
4. Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека.
5. Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные идругие традиции).
6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются во время проведения национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов - их красочность и театрализованность.
Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.

Существует множество классификаций социальный норм, предлагаемых учеными в юридической литературе, такое многообразие классификаций можно объяснить тем, что в основу той или иной классификации положены различные классификационные критерии. Наиболее распространена их систематизация по двум критериям:

1. По сфере действия социальных норм различают экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений – предмета регулирования. Экономические нормы имеют особое значение для нашей страны в условиях становления рыночной экономики и являются саморегулирующимися началами хозяйственной деятельности общества. Политические нормы призваны регулировать отношения социальных групп, граждан к государственной власти, отношения между народами, участие народа в целом и отдельно взятых социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Религиозные нормы регулируют отношения верующих людей к Богу, церкви, друг другу, строение и функции религиозных организаций. Религиозные нормы имеют большое значение. Существование различных вероисповеданий и направлений диктует необходимость выделения свода морально-этических установлений – составной части религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с древнейших этапов развития человечества. Особую роль в возможности существования и признания религиозных норм сыграло положение «Всеобщей декларации прав человека»: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждение как единолично. Так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».;

2. По механизму (или регулятивным особенностям): мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Здесь различие кроется в процессе формирования норм, формы их фиксации, характера регулятивного воздействия и способах и методах обеспечения.

Количество социальных норм огромно. По содержанию выделяют разное количество видов социальных норм в зависимости от того, каким образом различают регулируемые социальными нормами общественные отношения. Здесь нет четкой классификации.

Традиционно выделяют:

  • Политические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом);
  • Экономические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения социальных благ);
  • Культурные нормы (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь прежде всего имеются в виду нормы, регулирующие творческую, спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека);
  • Эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого и безобразного);
  • Религиозные нормы (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, религиозные обряды и т.п.);
  • Иные социальные нормы.

По механизму действия социальные нормы подразделяют на социальноавтономные и социальногетерономные, что отражает различные способы воздействия социальных норм на поведение личности.

Социальноавтономные нормы - это правила поведения, основанные на внутреннем убеждении личности (например, моральные нормы).
Социальногетерономные нормы - это правила поведения, внешние по отношению к личности человека, навязанные извне, их выполнение строго регламентировано и обеспечено принуждением извне (например, юридические нормы).
С точки зрения юридической науки основной классификацией социальных норм является классификация, критерием которой выступает способ формирования и способ обеспечения социальных норм. На этом основании все социальные нормы подразделяются на две группы: правовые нормы и иные социальные нормы.
Правовые нормы и по способу формирования, и по способу обеспечения связаны с государством. Они устанавливаются или санкционируются государственной властью, с одной стороны, и обеспечиваются силой государственного принуждения, с другой.
Иные социальные нормы формируются иными социальными институтами и обеспечиваются иными - негосударственными - мерами воздействия. В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) социальных норм они подразделяются на три основных вида:

Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения и являющиеся регулятором общественных отношений.

С точки зрения способа формирования обычаи складываются исторически, естественным путем как устоявшиеся и наиболее приемлемые варианты поведения; они формируются обществом независимо от государства. С точки зрения способа обеспечения обычаи поддерживаются прежде всего силой привычки; кроме этого, как и все социальные нормы, они обеспечены силой общественного мнения.

Нормы морали (нравственности) - общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре, зле, чести, долге, справедливости и т.п. категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения.
С точки зрения способа формирования нормы нравственности складываются в обществе, впитываются личностью в процессе социализации, внедряются в сознание путем воспитания. С точки зрения способов обеспечения специфичной для нравственных норм является поддержка силой внутреннего убеждения личности; помимо этого нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения, причем для них этот способ более значим, чем для других социальных норм.

Корпоративные нормы - правила поведения, установленные тем или иным объединением людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений.
Примерами таких норм могут быть уставы всевозможных общественных объединений, клубов по интересам, например, клуба любителей кошек, клуба филателистов, домовых комитетов и т.д.

С точки зрения и способов формирования, и способов обеспечения эти нормы связаны с различными негосударственными объединениями граждан, они устанавливаются этими объединениями самостоятельно, с целью упорядочить их взаимоотношения в процессе общения по интересам. При этом граждане самостоятельно вводят меры воздействия на тех членов объединения, которые нарушают установленные им нормы. Самой значительной мерой обеспечения корпоративных норм является исключение из членов данного общества.

Все классификации социальных норм тесно пересекаются друг с другом. Охарактеризовать отдельную группу социальных норм можно, лишь отразив ее особенности с точки зрения различных классификаций.

Под социальными нормами понимается не что иное, как определенные образцы и правила поведения, которые закрепились в обществе. Данное закрепление произошло в результате практической деятельности, в процессе которой появились определенные стандарты, а также модели поведения, признанные стандартными. Социальные нормы поведения определяют то, как человек должен поступать в определенных ситуациях. В какой-то мере они определяют и то, каким должен быть тот или иной человек.

Социальные нормы многочисленны:
- нормы морали. Одно является хорошим, а другое - плохим, одно есть добро, а другое есть зло. Как правило, санкциями в данном случае является общественное порицание, а также угрызения совести;
- нормы этикета. Это нормы общения, правила и так далее. Они определяют то, как человек должен вести себя в обществе;
- Они закреплены в законах. Их несоблюдение ведет за собой государственные санкции;
- традиции и обычаи. Они закрепились в результате длительных повторений;
- политические нормы. Как уже понятно из названия, они регулируют политическую жизнь. Эти нормы закреплены в международных договорах, хартиях и так далее;
- эстетические нормы. Применяются по отношению к произведению искусства, поступкам человека и так далее;
- Регулируют отношения внутри каких-либо организаций;
- религиозные нормы. Содержатся в священных писаниях.

Социальные нормы и санкции

Необходимо, чтобы каждый член общества относился к социальным нормам всерьез и выполнял их беспрекословно. В первую очередь это необходимо для того, чтобы обезопасить самого человека и все общество в целом. Наказание за несоблюдение социальных норм - различные санкции, которые могут быть в данном случае весьма и весьма специфическими. Речь идет и о и о санкциях со стороны государства. Все зависит от конкретного случая и от того, какие социальные нормы были нарушены.

Социальные нормы и их особенности

Все эти нормы так или иначе регулируют те отношения, которые возникают в результате осуществления социально-культурных, политических и многих других задач, которые возникают перед государством, обществом и, конечно же, перед отдельной личностью.

Социальные нормы являются регуляторами, устанавливающими очень конкретные и четкие рамки поведения всех участников Конечно же, данные нормы содержат в себе одинаковые меры и повеления. Социальные нормы отличительны тем, что никому не адресованы, но в то же самое время адресованы всем и каждому. Никто не может безнаказанно нарушать их. Регулирующее воздействие в данном случае направлено на то, чтобы достичь определенного состояния общественных отношений. Для этого вполне могут быть использованы механизмы социального принуждения.

Чем лучше развито общество, тем лучше развиты в нем социальные нормы. Сферой их действия всегда являются Социальные нормы создаются внутри коллективов и предназначаются для этих же коллективов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что эти нормы помогают сделать взаимодействие между людьми максимально эффективным.

Социальные нормы могут быть характеризованы следующим:
- они имеют общий характер, то есть не могут быть применены только к кому-то индивидуально;
- они указывают на то, как должен вести себя человек для того, чтобы быть полезным обществу;
- за несоблюдением социальных норм обязательно должны следовать санкции.

Напоследок хочется заметить, что социальные нормы особо эффективны не тогда, когда человек соблюдает их лишь для того, чтобы избежать каких-либо санкций, а тогда, когда лично осознает их значимость и необходимость.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса