Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мандалы древних религий, стран и народов. Мандалы в разных мировых культурах. Мандала для исполнения желания очень сильная: фото для раскраски

Я начинаю излагать стадии Большого Круга Мандалы, которые отражает сиюминутный рисунок, по порядку Джоан Келлогг. Прошу обратить внимание на то, что любой символ или цвет в мандале — амбивалентен, двояк. Он может означать как «хорошее», так и «плохое». Интерпретация в ту или иную сторону зависит от окружающего спорный символ контекста, опыта, интуиции и... здравого смысла интерпретатора.

Теперь, когда у вас есть на руках рисунок вашей первой мандалы, мы начинаем её «читать». Далее вы будете создавать мандалы, отталкиваясь не от данного описания (которое вы всё равно забудете), а от внутренней потребности - рисовать так, а не иначе, чтобы «стало легче и понятнее».

Кроме прочего, вы можете намеренно «входить» в один из 13 архетипов. Тогда вы будете пытаться создать «осознанную» мандалу, опираясь на её архетип.

Нулевая стадия «Чистый свет»

Как выглядит:

Мандалы как таковой - нет. Вместо рисунка мандалы - кольцо, обруч, окружность. Огненное кольцо. Впрочем, любого цвета, на любом фоне. У рисунка отсутствует «тело круга», повторю, видна только окружность.

Расшифровка:

В данный момент вам очень необходим покой, опыт и состояние «предшествующие рождению», имитация пребывания в небытии, в полной темноте и тишине. Состояние зерна, посаженного в чёрнозём. Зерна, которое очень скоро «взорвётся» зелёным ростком. Накапливание энергии, необходимой для прорыва. Сильные религиозные переживания.

Первая стадия «Пустота»

Как выглядит:

Появляется «тело круга», но больше практически ничего, за одним исключением. Все рисунки типа «японский флаг». Цветной круг на цветном фоне. Белый круг на чёрном фоне. Чёрный круг на белом фоне.

Исключение: к первой стадии «Пустота» относятся также мандалы, изображающие паутину или похожие на паутину.

Расшифровка:

Возвращение «на землю», ощущение единения с материей, с землёй, с матерью. Состояние «мы достигли суши». Почва под ногами, способность контактировать с окружающим «земным». Также чувство тяжести, ригидности, неподвижности, приземлённости. Состояние «некуда бежать, мы на острове».

Вторая стадия «Блаженство»

Как выглядит:

Любые рисунки типа «американский флаг», то есть - обилие мелких звёздочек на фоне. Поле, усеянное цветочками, принт «горошек», герб, усыпанный геральдическими линиями, снежинки, небо в мелких кудрявых облачках, рыбки в воде, веснушки. Рисунок рябит, пестрит, представляет собой - россыпь чего-либо, искры, фейерверк, салют, блёстки.

В то же время, главное ощущение от такой мандалы - текучесть или лёгкость, мерцание и переливы.

Расшифровка:

Ощущение удовольствия, блаженства, пассивности, регресс в детство. (Регресс может быть как «хорошим», так и «плохим»).

Вы готовы к полному принятию мира, вы готовы доверять. Мироощущение: «Всё связано со всем и отражается во всём». Тяга к мифологическому мышлению, отказ от рациональности, бытие в противоположность «деянию».

Третья Стадия «Лабиринт, спираль, вихрь»

Как выглядит:

Очень простая мандала. Выглядит как лабиринт, спираль, пружина, вихрь, торнадо, винтовая нарезка, винтовая лестница. Пуповина.

Расшифровка:

Лабиринт имеет два выхода. Один ведёт вглубь, в чрево лабиринта — к смерти. Второй выход ведёт к свету, к Пробуждённости.

Амбивалентное состояние. Движение, продвижение, поиск пути, цели, интуиция, неизвестность, медленное продвижение по тоннелю, в конце которого ещё не видно света.

Четвёртая стадия «Начало»

Как выглядит:

Любой рисунок с чётким символом, расположенным строго по центру. Любая геометрическая фигура, вписанная в круг; любой символ в центре, треугольник, точка, «запятая», «человечек», глаз, сердце, цветок. Эмбрион в чреве. Готическая «розетка», роза.

Расшифровка:

Картина, отражающая видение: «Я и мир», самоозабоченность, нарциссизм, пробуждение «Я», потребность в самоутверждении, борьба за свои права, попытка заявить о себе, однако - в сочетании с пассивностью, зависимостью от окружающих и их оценки. Хорошо для тех, кто «никогда не имел своего Я».

Пятая Стадия «Мишень»

Как выглядит:

Мандала выглядит как мишень, воронка, в отличие от спирали - мандала часто выглядит «объёмной».

Серии концентрических кругов.

Расшифровка:

Высокое чувство беспомощности, тревожности, уязвимости. Попытка в связи с этим — чёткими ритуальными действиями оградить себя от случайности, беды, ошибки. Попытка побороть хаос, искусственно упорядоченной структурой. Поиск сильного покровителя.

«Магическое мышление», невроз навязчивых состояний, попытка вести упорядоченный образ жизни, закрытость. Внешний мир воспринимается как угроза. Стремление «всё объяснять», сводить к простым формулам.

Шестая стадия «Расщепление, единоборство с Драконом»

Как выглядит:

Круг мандалы разделён пополам - вертикально или горизонтально. Чёткая линия делит рисунок на две половины. Небо и земля, разделённые линией горизонта, разделённые морем.

Расшифровка:

Настало время открыто заявить о своих правах, время объявить войну, открытая конфронтация. «Верхи не хотят, низы не могут».

Активная жизненная позиция. Вера в свои силы. Усиление противоречий, предшествующее позитивным изменениям. В отличие от стадии «Начало», Я заявляет о себе, но при этом уже не полагается на окружение и не зависит от него.

Седьмая стадия «Оквадрачивание круга»

Как выглядит:

Рисунки, на которых изображён:

  • либо вертикально стоящий крест,
  • либо квадрат, вписанный в круг.

В мандале присутствуют практически одни только прямые линии.

Расшифровка:

Мандалы с крестами: Ощущение, что энергия распирает тебя изнутри и её «некуда девать». Ощущение свободы, «оковы пали», самооценка — высокая и не завышенная.

Поза «раскинув руки, стою на вершине горы».

Начало нового позитивного этапа в жизни. Смена социальной роли, повышение статуса.

Мандалы с квадратом, вписанным в круг: архетип закрытого от посторонних глаз зачарованного сада или внутреннего двора —патио, где растут чудесные плоды и бьют струи волшебного фонтана.

Успешное отстаивание собственных территориальных прав, построение границ своей личности, даже — своего дома, даже — покупка «клочка земли», «заземление» вообще, иногда желание и отличная возможность переселиться жить в деревню, в свою комнату, в свою квартиру. Ощущение себя «Хозяином», землевладельцем, позитивное домоседство.

Восьмая стадия «Функционирующее Эго»

Как выглядит:

Пятиконечная звезда в круге, стоящая «на ногах» (символ человека и его нормальной телесности — прямостояние). Человек Леонардо.

Любые изображения свастики и цветов с лепестками, похожих на свастику.

Молнии внутри круга, иногда выходящие за пределы круга.

Расшифровка:

«Открытие тела». Человек с удивлением узнаёт, что у него есть... тело. Период «телесности». Радость от обладания телом, радость от способности двигаться, ходить, давать телу физическую нагрузку — даже колоть дрова. Пребывание в динамичном периоде жизни. Выход из состояния покоя, сна. Наслаждение Действием и любой двигательной активностью. Показано начать учиться танцевать, бегать, рискнуть отправиться в турпоход.

Девятая стадия «Кристаллизация»

Как выглядит:

Красивые, симметричные рисунки (или явно стремящиеся к симметрии и красоте - не все умеют рисовать). Напоминают снежинки Кая под увеличительным стеклом, Солнце, многоугольники, плоды, фрукты в разрезе, многолучевые звёзды, многолепестковые цветы, «правильные» буддийские мандалы.

Расшифровка:

Вы находитесь в данный момент - в состоянии гармонии с собой и окружающим миром. Социальное положение — устойчиво.

Однако, стереотипное «зацикливание» на такой мандале - нехорошо. Если эта «супер»-мандала явно не кажется «позитивной», то она может означать следующее.

Эта мандала вообще-то открывает тему «Я и Мир», «Я и социум», как вы ощущаете это в данный момент.

Вы пытаетесь сохранить «всё как есть», заморозить. Не желаете ничего менять. Либо вы находитесь в динамично изменяющейся непредсказуемой среде (или абсолютно новой, чуждой среде) и отчаянно пытаетесь к ней адаптироваться, понравиться ей.

Десятая стадия «Ворота Смерти»

Как выглядит:

  • «поверженныйй» Икс-образный (или — диагональный) крест,
  • перекрёсток дорог,
  • круг, разделённый на четыре (не связанных воедино центром) фрагмента,
  • треугольник вершиной вниз.

Расшифровка:

Необходимое одиночество, ощущение беспомощности, мазохистские тенденции, желание принести себя в жертву, готовность «претерпеть муки ради...», наслаждение от переживаемого страдания или умение черпать в нём силы для нового роста, возрастной кризис, драматичная утрата прежних идеалов, переоценка ценностей, яркая потребность в обновлении, гибель старых масок-Персон, погружение в бессознательное и отказ от сотрудничества с прежней Логикой жизни.

Одиннадцатая стадия «Фрагментация»

Как выглядит:

  • Месиво, отсутствует ощущение «целостности рисунка». (Дисгармоничная мандала, у которой почти всегда отсутствует центр. Фрагменты никак не связаны между собой. Хаос деталей, линий, штрихов).
  • Капкан, зубастая пасть, vagina dentata, яма с острыми краями - в качестве центра (такой центр — исключение).

Расшифровка :

Сейчас вы позволяете себе делать и говорить всё то, что не могут делать и говорить другие - накипело. Вы - шут, юродивый, служитель культа Шивы, обмазанный человеческим пеплом. Так юродствуйте.

Воспользуйтесь этим ресурсным состоянием как шансом к росту и самоактуализации.

Разрушение старого Эго. Состояние «Кто я такой?» «Какой я мельник? Я — ворон!..»

Имеет место внутрипсихический разрушительный процесс, который вы, возможно, даже не осознаёте. Фрустрация подлинных потребностей.

Двенадцатая стадия «Трансцендентный Экстаз»

Как выглядит:

  • Струи воды, фонтаны, фейерверки, взрывы, салюты;
  • зелёные ростки, стебельки и побеги, «вырывающиеся» из-под земли к свету.

Очень часто изображение выплёскивается за границы круга.

В отличие от «звёздочек» и «блёсток» стадии «Блаженство», стадия «Экстаз» имеет четко направленный, активный, динамичный «мужской» характер.

Расшифровка:

Вы в лучшей форме и полны энергии. Состояние влюблённости, влюблённости в жизнь. Стремление к «естественной красоте», неприятие всего «искусственного», «цивилизованного», «ограничивающего», обретение своего Пути, стиля, разрешение загадки-коана, «ага-эффект», понимание и обретение смысла жизни, торжество.

В заключение нашего разговора (в следующем материале) мы поговорим о кое-каких «оставшихся мелочах», необходимых для чтения спонтанной мандалы или конструирования мандалы целенаправленного вхождения в архетип.

До встречи!

Елена Назаренко

Думаю начать нужно с того, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МАНДАЛА вообще…

Мандала (санскр. मण्डल, «круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях, ритуальный предмет.
Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света.

Изображения мандал встречаются уже в самых ранних, первобытных культурах. Круг символизирует священную территорию, место силы, поэтому мандала способна оградить от враждебных сил. Кроме того, мандала олицетворяет связь с Абсолютом, с высшими силами. Ее центр - это изображение Солнца, Небесной Двери. Многие индуистские храмы построены в форме мандал - они представляют собой сочетание кругов и квадратов и символизируют различные уровни космоса. Включают в себя мандалы и изображения человеческой личности, которой предстоит пройти ПУТЬ ОТ СВОЕГО ЭГО К АБСОЛЮТУ, постепенно переходя от одного уровня вселенной к другому. Изображения демонов напоминают о низменных страстях, тех частях психики, которые препятствуют пути к просветлению. В эзотерическом плане мандала символизирует целостность, единение духа и материи, мужского и женского начала и т.д.

Мандала является ещё и вспомогательным средством в медитации, цель которой — преодоление разобщённости и достижение единения с Богом, а так же целостности со всеми имеющими сознание аспектами самого себя. Медитация на мандалу открывает уснувшие области сознания.

Индейские МАНДАЛЫ Ojo de Dios

Обереги Ojo de Dios (читается как «охо де диос»), или Глаз бога, подарило нам индейское племя уичоли, жившее в горах Сьерра-Мадре в Мексике. Уичоли глубоко уважали природу. Плетение мандалы ojo de dios начинается с центра - квадратного "глаза". Четыре угла оберега символизируют 4 природных стихии: землю, огонь, воздух и воду.
Ojo de Dios - это самый известный из их символов. Индейцы верят, что узор «глаза» может исцелять и оберегать. Ojo de Dios вешается на стену и
используется в обрядах и при молитве. Цвета, используемые при плетении оберега также имеют свои значения.

Плетение любой мандалы процесс мистический, само плетение доставляет неимоверную радость и наполняет энергией саму мандалу и того, кто ее создает. Часто даже не знаешь какой получиться мандала в самом конце, она как-бы плетется сама и постепенно раскрывает себя в процессе.

В целом же, оберегам Ojo de Dios предначертано приносить удачу.

ПРИМЕНЕНИЕ МАНДАЛ В ПСИХОТЕРАПИИ

Изображения мандал используются современными психотерапевтами при работе с измененными состояниями сознания, для погружения в трансовые состояния и для символического изображения своих чувств и внутренних образов. Рисование мандал широко используется в холотропной терапии: после возвращения из своего «внутреннего путешествия» и знакомства с глубинными образами бессознательного человеку предлагают создать несколько рисунков в виде мандал, которые могли бы служить символическим выражением его опыта.

Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства — ныне она используется в психотерапии в качестве средства достижения полноты понимания собственного «я».
Карл Юнг был первым, кто познакомил с идеей мандалы западных исследователей сновидений. В своей автобиографии, "Воспоминания, сны, размышления", Юнг рассказывает о том, как в 1916г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою "психическую трансформацию". В конце концов, Юнг пришел к выводу, что метод мандалы -- это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.

ЧЕЛОВЕК КАК СВЕТОВАЯ МАНДАЛА

Я есть центр

Я есть точка, из которой исходит рождение

Я есть семья, из которой берёт начало время, что отпускает меня по течению бесконечных дней, и тысяча солнц окружают меня

Я есть сияющее в центре солнце

Я есть лучи, сияющие в ночи благодаря свету

Я есть миллионы бесценных сокровищ, сияющих в свете моих лучей

Я есть прошлое и будущее, объединяющиеся в вечность

Я есть утро и вечер в непрерывном свечении

И всё-таки есть во мне хранящая тишину тайна, что светится одна - но это не я.

И я в бессловесной молитве перед этим молчаливым свидетелем, который внутри меня, который всегда ведёт, всегда сияет, всегда указывает путь.

Каждый человек в своей сущности Мандала, которая раскрывается и постоянно создаёт себя заново, вновь и вновь. Быть единым значит быть цельным и способным к преображению. Быстрые изменения в нас - лучшая защита; ты больше не тот, кем был раньше и никогда больше не будешь тем, кем ты был сейчас. Только этот вечный источник энергии в нас существует вечно и не изменен.

Одной из разновидностей мандал являются ЯНТРЫ. Их используют в буддизме для медитаций.

МЕДИТАЦИЯ НА МАНДАЛУ

Внешний мир, тело, чувства и эго иллюзорны, они нереальны, но и не ложны. Эти состояния постоянно изменяются. Всё, что появляется, изменяется, движется и исчезает, не имеет сущности и нереально.

В действительном созерцании мандалы исчезает сознание «я». Это состояние, где нет ни субъективности, ни объективности. Если возникает двойственность, это уже не бытие единения с Богом. Тут лучше провести световую медитацию, которая создаёт чувство единства. Я в свете, свет во мне, всё есть единый свет.

Нельзя позволять мыслям путаться из-за различных воображений. Пусть они будут сосредоточены на внутреннем свете.

Мир как иллюзорный воздушный замок. Все мировые драмы придуманы разумом, происходят в нём и в нём же распадаются. Разум - как тюремщик и освободитель. Он как сон для спящего, существует так долго, пока длится сон.

Когда мы концентрируемся на своём внутреннем свете, наши страдания исчезают.

Разум - это пучок мыслей. Раствори мысли и останется лишь чистое сознание.

Разум - это безграничное сознание, связанное с ограниченным телом. Взгляд нужно с объектов материального мира перевести на абсолют, т.е. реальность.

Единственный язык, на котором можно говорить с внутренним светом - это язык молчания.

В бытие света нет никаких занятий либо размышлений о чём-либо, только пребывание в чистом покое.

Действительная реальность - постоянное состояние, неизменное и непреходящее.

Луна светит благодаря солнцу. Так же и разум, высшее сознание и тело сияют благодаря внутреннему свету.

Разуму свойственно постоянно нарушать внутренний покой. Поэтому нужно постоянно фокусировать разум на внутреннем свете. Беспокойный разум не может осознать внутренней благодати. Медитации, в которых присутствуют видения и переживания, исходят только с уровня разума.

Понятие «увидеть Бога» означает почувствовать Его, т.е. внутренний свет в глубине своей сущности.

Значение цветов, используемых при создании мандал:

Сразу оговорюсь, что у одного и того же цвета может быть много значений, и не стоит все воспринимать однозначно. Причем в комбинации с другими цветами заложенный смысл может корректироваться.

КРАСНЫЙ (основная чакра) - даёт силу, смелость, тепло, способность действовать. Она добавляет уверенности в себе и активизирует сексуальную энергию.

РОЗОВЫЙ (сердечная чакра) - излучает отзывчивость, тепло и ласку. Универсальный цвет любви.

ОРАНЖЕВЫЙ (сакральный центр) - цвет, отражающий жизненную силу, созидание, движение и освобождение.

ЖЁЛТЫЙ (солнечное сплетение) - выражает оптимизм, радость, творящее мышление и раскрытие. Лёгкая, лучистая энергия. Цвет творящей визуализации и всевозможного обучения. Против переутомления и плохого самочувствия. Цвет занимающихся духовным трудом.

ЗОЛОТОЙ - цвет, излучающий мудрость и радость жизни.

ЗЕЛЁНЫЙ (сердечная чакра) - излучает естественность, гармонию чувств и возможность развития. Универсальный оздоравливающий цвет, действует уравновешивающе как на организм, так и на чувства. Цвет равновесия.

СИНИЙ - успокаивающий, духовный, благоговейный и серьёзный цвет. Тёмно-синий тон излучает силу воли и выносливость. Светло-синий - облегчающий цвет, излучает благоговение и покой и оздоравливает нервную систему. Цвет служения, неприхотливости, материнства. Бирюзовый излучает дружелюбие, отзывчивость и свободную от религиозных ограничений духовность.

ФИОЛЕТОВЫЙ (лобовая чакра) - излучает вдохновение, глубину, изменение и трансформацию. Очищает энергетическое поле, физическое тело и кровь. Используется для удаления препятствий.

БЕЛЫЙ (коронная чакра) - исцеляющий и очищающий цвет. Его колебания скрывают в себе все цвета радуги. Защитный цвет, помогающий мыслям и чувствам оставаться чистыми от негатива.

КОРИЧНЕВЫЙ - цвет близости земле, практичности и защищённости. ЕЩЕ: КРАСНЫЙ цвет в мандале указывает на наличие целебного, животворного потенциала, который выступает на поверхность из глубины психики. Он отвечает за силу эмоциональных и духовных поисков, за стремление выжить, за волю к трансформации. Красная огненная корона во круг большинства традиционных малдал означает сжигание всего темного и невежественного, фальшивых представлений и ошибочных самооценок. Бросающееся в глаза отсутствие красного цвета в мандале, наоборот, может свидетельствовать о пассивности или недостатке воли и сил для самореализации.

ОРАНЖЕВЫЙ цвет является смягченной формой праэнергии красного цвета, другими словами, символизирует "границу огня". Оранжевый цвет отвечает за чувство идентичности и положительного самоутверждения.

ЖЕЛТЫЙ цвет символизирует способность нашего духа видеть, воспринимать и понимать. В изображении индейского лечебного колеса желтый цвет ориентирован на восток и символизирует свет прозрения. В мандале желтый цвет ассоциируется с активным мужским началом. Его появление в мандале свидетельствует о развитии индивидуальности и независимости и считается признаком начала новой жизни, полной радостных ожиданий и надежд. Заметное отсутствие жёлтого цвета в мандале говорит о поляризации света и темноты и может указывать на вытеснение "тени".

ЗЕЛЕНЫЙ цвет отвечает за созидательные и целительные силы в человеке, за его стремление обновить себя. В упоминавшемся уже лечебном колесе зелёный цвет ориентирован на юг и символизирует мудрую способность воспринимать других людей, защищать их и помогать им.

В этой связи зелёный цвет очень часто проявляется в мандале людей, чья профессия связана с оказанием помощи людям или их лечением. Кроме того, зелёный цвет является символом целостности, так как объединяет в себе жёлтый и голубой цвета, т.е. мужское и женское начала.

Одной из разновидностей голубого цвета является БИРЮЗОВЫЙ , получивший свое название от бирюзы - драгоценного камня, который, как считается, обладает целебными свойствами и защищает своего хозяина. Комбинация зелёного и голубого цветов рождает чувство ответственности, стремление самому решать собственные проблемы, а также способность духа к самоисцелению. Бирюзовый цвет довольно часто встречается в традиционных мандалах.

ГОЛУБОЙ цвет является символом бесконечности, глубины океана и высоты безоблачного неба. Он занимает важное место в религиозной символике и соотносится с местом жительства богов. В христианстве голубой цвет считается символом женского начала и прообразом материнства. В мандале голубой цвет соответственно символизирует чувство материнства, беззаветной любви и сострадания.

Тёмные оттенки голубого могут свидетельствовать о наличии элементов тирании в материнском чувстве, как это, например, символически отображено в чёрно-голубом одеянии индийской богини Кали. Первородный хаос, возникающий при этом в ассоциациях, заключает в себе начало и конец сознания.

СИНИЙ цвет ассоциируется с цветом темного ночного неба, бушующего моря, с отображением фаз внутренней темноты. В мандалах синий цвет соответствует интуиции и мудрости, способности взглянуть на бесконечную реальность через видимые формы, через цикл, включающий в себя начало и конец, смерть и возрождение.

ФИОЛЕТОВЫЙ цвет (а также его тёмно-сиреневые оттенки) считается королевским цветом, объединяющим в себе мужское и женское начала и символизирующим мистическое слияние объекта и субъекта.

В символике мандалы фиолетовый цвет означает энергию (красное), проявляющуюся на духовном уровне (голубое).

Фиолетовый цвет означает стремление наладить "магические" связи с самим собой и с окружающим миром. При склонности к экстремальным ситуациям фиолетовый цвет может означать чрезмерный индивидуализм, эгоцентрическое поведение и поступки, а гипертрофированная образность может нарушить связь с реальным миром. ЧЕРНЫЙ цвет, т.е. в принципе отсутствие цвета, ассоциируется с темнотой, тайной, со всем отрицательным, со смертью и с пустотой. Чёрный цвет означает темноту, из которой появляется жизнь и сознание и в которую они со временем возвращаются, - живой хаос любого начала, символ бессознательного и потери сознания.

Чёрный цвет может означать также и "психологическую смерть", что отчасти проявляется и в тёмно-голубом цвете, тёмную ночь духа, предшествующую милости нового познания. В алхимических процессах чёрный цвет соответствует фазе глубоких изменений, когда важные превращения происходят незаметно.

Чёрный цвет в мандале может указывать на чувство депрессии, потери или печали. Он может быть также свидетельством интеграции нашей "темной" стороны в самосознание.

В противоположность чёрному цвету БЕЛЫЙ цвет символизирует свет, человеческое сознание, чистоту, что-то нематериальное и духовное. Если в мандале присутствует слишком много белого цвета, то это может свидетельствовать, с одной стороны, о духовной ясности, о готовности к изменениям, к трансперсональным изменениям психики, а с другой - о недостатке энергии, удалении от восприятия и потребностей тела, об угрозе завышенной самооценки, о сильных, но скрытых эмоциях.

СЕРЫЙ цвет - это нейтральный цвет, состоящий из черного и белого. Он может рассматриваться как выражение равновесного состояния противоположностей.

Если в целом цвет является выражением эмоций, то серый цвет, так сказать, состояние не-цвета, может быть признаком недостатка чувств, а иногда и депрессивного состояния.

Цвета, корреспондирующие с семью чакрами, соответствуют семи цветам радуги. Если все они спонтанно проявляются в мандале, то это свидетельствует о наличии "ощущения радуги". Дождь, как оплодотворяющий элемент, и дуга, как олицетворение связи между отдельными частями, являются символом магического духовного возрождения.

Мандалы древних религий, стран и народов


Мандалы известны с древних времён как уникальные графемамы ((от греч. γράφω - пишу и -ема) - единица письменной речи (в алфавите - буква напр., а , б и т. д.; в неалфавитных системах письма - слоговой знак, иероглиф, идеограмма и др.)), встречающиеся в разное время, в разных странах и у разных народностей. Наиболее древними графемами, появившимися еще в палеолите и неолите, являются шеврон (незамкнутый треугольник), зигзаг, крест, и собственно мандала-круг с точками и без них, а также некоторые другие.


В статье представлен краткий обзор следующих мандал:


Мандалы - Символы народов Двуречья, Египта, Индии, Персии, Тибета

Мандалы - Австралия, Лемурия, Полинезия, Средиземноморье

Мандалы - Кельтика и Скандинавия

Мандалы - Символы индейских племен и народов Мезоамерики

Мандалы - Символы Энергии

Мандалы - Символы вращения (водоворота)

Мандалы - Символы Дракона

Мандалы - Символика эльфов


Мандала (в переводе с древнеиндийского «круг») - геометрический символ сложной структуры, один из основных сакральных символов в тантрических направлениях буддизма и индуизма. Элемент ее построения - круг. По форме совпадает с колесом мира, цветком лотоса, розы, мифическим Золотым цветком. Соответствует фигурам, заключенным в круг (или квадрат), таким как годовой круг, зодиакальный круг, лабиринт, циферблат. Графема, вызывающая определенные ментальные состояния, способствующие достижению состояния созерцания и концентрации. Согласно этимологии слова, мандала связывается с символикой круга, колеса. Это образ, или карта, мира, средоточие космических сил, пространство, отмеченное присутствием божества. Мандала выступает как инструмент созерцания и концентрации, средство достижения особого психического состояния. Ментальный образ, который может быть выстроен в воображении, в виде ритуальной геометрической диаграммы, содержащей в себе визуальное выражение определенных пророческих свойств или магии.


Тибет Молитвенная мандала:



Египет Мандала смерти Сета:



Индия Мандала Джайна:



Кельтика Мандала защиты воинов:



В ней создается фокус для глубокой медитации. Включает в себя не изображаемый визуально центр. Он полагается через концентрацию фигур и является визуализацией препятствий на пути постижения Центра.


Мандала содержит диаграмму священного искусства. В ней присутствует как бессознательная символика упорядочивания определенного пространства с целью его украшения или использования, так и мистическое стремление к высшему объединению. Ее основные составляющие - уравновешенные и концентрические геометрические фигуры. Синтез традиционной структуры и свободной интерпретации. Может рисоваться и чертиться. Также строится из песка или изображается на земле. Служит ритуальным - ступень за ступенью - объектом продвижения к внутреннему центру. Связана с идеей Центра. Задается целью, аналогичной цели алхимиков - помогает перегруппировать все, что рассеяно вокруг оси. Ритуал создания мандалы психологически и духовно аналогичен прохождению через лабиринт. Образ и синтез двух пар оппозиций: внешнего и внутреннего разнообразия и однообразия, диффузии и концентрации, дифференциации и объединения, По своей природе должна преодолевать беспорядок. Это визуальное пластическое выражение борьбы за достижение порядка, стремление к воссоединению с первоначальным центром.


Во время движения к центру мандалы человек проходит путь эволюции от биологических форм (сферы материального) к формам геометрическим - абстрактным, духовным; этот путь в символической форме представляет всю драму разъединения и повторного соединения и отражает стремление к воссоединению с изначальным, внепространственным и вневременным центром. Сущность этого символа состоит именно в том, чтобы зафиксировать дуальность дифференциации и интеграции, многообразия и единства, внешнего и внутреннего, рассеяния и концентрации и синтезировать их. Мандала преодолевает неупорядоченное и относительное и утверждает порядок и абсолют. Она характеризуется ориентацией на центр; последний не изображается графически, но задается посредством концентрации фигур. Существует множество разновидностей мандалы, каждая из которых считается не похожей на другие и отражающей ментальное состояние ее творца.


В Китае, Тибете и Японии выделяются два вида мандал, символизирующие различные аспекты бытия: гарбха-дхату («утробный мир»), мир инволюции, в котором развитие происходит от единого к множественному; ваджра-дхату («алмазный мир»), мир эволюции, в котором развитие происходит от множественного к единому.


Составляющими мандалы являются геометрические фигуры, подчиненные принципам симметричного и строго центрированного изображения. Основные фигуры, задействованные в построении мандалы, - круг, квадрат, треугольник. Наиболее распространенная схема включает внешний круг (который символизирует целостность мира и определяет его пространственно-временные границы), вписанный в него квадрат (символизирующий пространство обитаемого мира и стороны света) и круг внутри квадрата (содержащий изображение сакрального объекта, нередко лотоса с ваджрой в нем - символизирующих единение двух начал). Высшие элементы мандалы изображаются ближайшими к центру. Таким образом, внутренний круг внутри квадрата является более сакральным, чем сам квадрат.


Важную роль играют также числовые элементы мандал, упорядоченные по определенному параметру и отождествленные с фундаментальными идеями и объектами; посредством этого обеспечиваются дополнительные коннотации. Основными числами являются 12 (звенья цепи зависимого происхождения и стадии временного цикла), 6 (разряды обитаемого мира), 4 (пространственные координаты и соответствующие им сакральные персонажи). Противопоставление треугольников и квадратов, по-видимому, связывается с общепринятой оппозицией чисел 3 и 4, первое из которых олицетворяет центральное и духовное, а второе - периферическое и внешнее.


Космическая мандала:



Ассирийская мандала:



Мандала дриад:



Мандала змей:



Один из вариантов мандалы - так называемая шричакра («Колесо Шри», то есть шакти бога). Она содержит изображения девяти пересекающихся друг с другом равнобедренных треугольников разного размера и цвета; четыре из них изображены вершинами вверх и символизируют Шиву, мужское начало; пять - вершинами вниз, символизируют Шакти, женское начало. В середине располагается фокус энергии, бинду, - невидимый центр, из которого исходит, разворачивается изображение (то есть космос в целом). Треугольники обрамлены двумя окружностями, образованными, соответственно, 8 и 16 лепестками лотоса, символа созидания и жизненной силы. Внешний круг имеет четыре отверстия, которые символизируют стороны света.


Мандала наделяется функциями ограничения сакрального пространства и защиты его от дезинтегрирующих сил. Это геометрическая проекция вселенной, в ее пространственном и временном аспекте; а также средство достижения глубин подсознания в ходе ритуала или медитации. Она служит выражению космического ритма и объединению микрокосма и макрокосма. Адепт в ходе медитации либо ритуала помещает себя в центр мандалы и ожидает нисхождения божества, которое явится на его призыв, таким образом он отождествляет себя с силами, управляющими космическими процессами. Ожидаемое явление божества с небес придает мандале дополнительное вертикальное измерение и сближает ее с образами мировой оси. Некоторые буддийские храмы (например, Боробудур) построены в форме мандалы и разделяют ее ритуальную функцию, связанную с обретением центра (аналогичным образом рассматривается продвижение по лабиринту).


Аналогичные мандале структуры могут быть найдены и в других традициях; любой объект, задающий модель мира и могущий быть использованным при медитации, выступает как мандала. Таковы различные мегалитические комплексы, в том числе Стоунхендж, ритуальные сооружения, лабиринты, шаманские бубны, китайские бронзовые зеркала, на обратной стороне которых помещалась схема вселенной. Многие храмы в различных религиозных традициях построены по схеме мандалы и используют космическую и психологическую символику элементов, геометрических фигур и чисел.


Мандалы Символы народов Двуречья, Египта, Индии, Персии, Тибета


Мандала (Азия) Круг и крылья


Ассирийский шумерский символ, распространенный с 3000гг. до н.э. от Египта до Двуречья. Круг символизирует тайную защиту, крылья - силу и власть. Позже этот символ появился и в христианской символике (нимб и крылья архангелов):



Мандала (Индия) Танец Шивы на демоне


Шива, один из главных богов в индуизме, представляет собой силу разрушения и созидания природы. В своем космическом танце он перемещает мир. Шива, окруженый ореолом огня и света, танцует на ужасном демоне забвения Шеше:



Мандала (Персия) Орнамент


Древнеиранская мандала с декоративным орнаментом типична для древнейшего персидского искусства изготовления ковров:



Мандала (Двуречье) Стихия земли и воды


Символическое представление шумерского бога земли, бога воды. Символ - зооморфное существо козла и рыбы, или козла и воды. Выражение изобилия земных и водных физических процессов:



Мандала (Тибет) Кристалл в лотосе


Молитвенная мандала. Кристалл в лотосе. Управляющие круги символизируют просвещение. В лепестках лотоса молитва написана тибетскими письменами:



Мандала (Израиль) Святой символ каббалы


Святой символ тайной философии каббалы. Представление развития духовной силы человека. На кресте в иудейских письменах написано имя бога JHWH:



Мандала (Египет) Символ могилы Сета


Эта мандала описывает сферы влияния и зависимостей различных сфер: мир звезды, мир богов, мир людей. Во внешнем круге представление материальной основы жизни, полевых зерновых культур и папируса:



Мандала (Гана) Символика Ашанти


Двойной скорпион символизирует правосудие и справедливое решение. Символ скорпиона - один из самых древних и распространенных на Земле. Знак птицы, венчающий его голову, - символ возможности оправдания:



Мандала (Индия) Космические сферы


Мандала - представление различных космических сфер в индийской традиции:



Мандалы Австралия, Лемурия, Полинезия, Средиземноморье


Мандала (Австралия) Символ связи земных энергий


Мандала австралийских аборигенов, показывающая связь земных энергий с насекомыми и ящерицами Австралии:



Мандала (Австралия) Дух земли и власть змеи


В центре мандалы располагается дух земли со змеёй (женским началом и властью), окруженной линиями, кругами и волнами энергетического поля земли:



Мандала (Австралия) Змеи и таинство менструации


Двойственные радужные змеи-близнецы в мандале представляют творящую власть женщин в период менструации. Мандала может использоваться для разрушения и созидания:



Мандала (Полинезия) Лицо, рыба и птица


Мандала показывает очень стилизованное лицо с птицей и заплетенной рыбой - символами полинезийских народов:



Мандала (Средиземноморье) Символ осьминога


В культурах древних народов Средиземноморья осьминог воплощал мистический центр создания и развития жизни:



Мандала (Лемурия, Страна Му) Эмблема Лемурии-страны Му


В центре - крест и восемьмиконечная звезда, окруженная тайными символами. Эти знаки были найдены на каменных плитах в Мексике. (Термин Лемурия был широко распространен у древних народов от Калифорнии до островов Индийского океана):



Мандалы Кельтика и Скандинавия


Мандала Символ защиты воинов


Эта мандала гравировалась на щите для защиты. Небольшой квадрат является центром силы, четыре внешних площади представляют человеческий дух в физических средах. Круги представляют различные формы физических и духовных энергий:



Мандала Кельтский крест


Кельтский крест на много столетий является более древним чем христианский крест. В кельтском кресте-мандале круг (женская энергия) соединяется с крестом (мужская энергия). В центре - узел как знак вечности и верности:



Мандала Спираль плавной энергии


Мандала-спираль как плавная энергия. Для кельтской символики типично иметь много различных орнаментальных картин спирали. Они описывают течение физической и духовной энергии:



Мандала Спираль созидания


Спираль созидания. В центре мандалы - спираль как символ возникновения энергии созидания всего сущего:



Мандала Лабиринт


Мандала - лабиринт. Символ лабиринта как неустанного и вечного поиска недостижимого центра мистического происхождения:



Мандала Кристаллы и цветы


Мандала представляет традиционную норвежскую символику стилизованных ледяных кристаллов и узоров:



Мандалы Символы индейских племен и народов Мезоамерики


Мандала (Ацтеки) Щит Солнца


Солнце с дневными календарными знаками: крокодил, ветер, дом, ящерица, змея, череп, олень, кролик, вода, собака, обезьяна, трава, тростник, оцелот, орел, гриф, движение, нож, дождь, цветок:



Мандала (Хопи) Легенда о Змее


Классическая мандала хопи описывает историю легенды о змее (с левой верхней части по часовой стрелке):



Мандала (Апачи) Солнце, Луна, Змей, первоэлементы


В центре Солнце и Луна, хранимые змеем. Во внешнем круге мандалы первоэлементы мира представлены в образе животных: орел - воздух и душа, дельфин - вода и разум, черепаха - земля и терпение, конь - огонь и сила:



Мандала (Навахо) Устройство мира


Каноническая мандала индейского племени навахо, описывающая мировой порядок:



Мандала индейских племен Защита и лечение


Магическая мандала аборигенов Америки, используемая для защиты тела и заживления ран, ловушка сновидений:



Мандала (Инуит) Символика божества


Представление индейским племенем инуитов самого высшего божества как земного существа(неведомого животного):



Мандалы Символы Энергии


Мандала Энергетическая


Во внешнем круге показаны небеса, которые держатся на четырех столпах. Внутренний круг представляет зарождение жизни из космического центра. Молнии символизируют энергию небес, дарующую жизнь и изобилие:



Мандала Четыре элемента


Символ четырех элементов и проникновения их друг друга. Структура мандалы это символика ступ (древних буддийских храмов). Площадь представляет землю, круг - воду, треугольник - огонь, полукруг - воздух:



Мандала Космическая


Космическая мандала. Символизирует представление семи сфер гептады (в виде кругов и эллипсов) и их взаимодействие:



Мандала Первоэлементы


Мандала - символ первоэлемента, строения атома. Сплетающиеся круги мандалы являются представлением о непостижимом лабиринтообразном строении атома:



Мандала Магическая энергия


Мандала - символ единения внутренних и внешних миров в космический абсолют. В основе - магический ключ (три сердца, сформированные тремя змеями), как символ объединения мужского и женского начал. Справа и слева символы роста и убывания луны, воплощающие представления о жизни и смерти:



Мандала Энергия единения


Мандала единения и эволюции. Связана с символами Солнца (планета), павлина (животное), алмаза (камень), льва (знак зодиака) и развития (растение):



Мандалы религиозной и эзотерической символики


Мандала Уроборос


Мандала отношения людей к космическому миропорядку. Во внешнем круге расположен дракон Уроборос (Ouroboros), заглатывающий собственный хвост как символ вечного круговорота мира:



Мандала Зодиак


Мандала астрологических знаков. В центре - человек, как микромир во вселенной. В первом круге - графические символы знаков зодиака, во внешнем круге - знаки зодиака:



Мандала Шри-Янтра


один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма и его прослеженные исторические корни уходят за рубеж 1 тысячелетия до н.э. (санскр. shri означает «святой, священный», yantra - «инструмент», «приспособление») - магическая диаграмма (точнее, комплекс диаграмм). Шри-Янтра служит посредником между Вселенной (макрокосмосом) и человеком (микрокосмом) и способствует пробуждению духовности человека, помогает встать ему на путь духовной эволюции, часто применяется в ритуальных и магических действиях, в амулетах и оберегах, защищая от воздействия тёмных, разрушающих сил, способствует раскрытию чакр и управлению энергией в человеке:



Мандала Чакра


Религиозная графема Джайна из Раджистана (Индия). Диаграмма представляет восемь лепестков лотоса, символизирующих этапы пути к высшему постижению смысла жизни, которое достигается в центре мандалы:



Мандала Чакра Сахасрара


1000-лепестковый лотос, «высшая» духовная чакра, место пребывания Атмана. Находится вне тела, над головой. Сахасрара является высшей сущностью, которая в определённом смысле включает все другие чакры. Она изображается в виде лотоса с тысячей лепестков, на которых - все возможные варианты санскритского алфавита из 50 букв (50 × 20), как метафора для обозначения в действительности бесконечного количества её лепестков. Внутри лотоса изображают полную Луну, которая заключает в себе треугольник. Является символом полного слияния Шивы и Шакти, конечной целью духовной эволюции. Связана с космическим сознанием и просветлением. Считается, что в этом месте энергия Кундалини достигает состояния Нирваны:



Мандала Чакра Аджна


Межбровная чакра бесстрастия и сверхъестественных способностей (ясновидение, гипноз). Изображается в виде двухлепесткового лотоса, на одном из которых - Солнце, на другом Луна. В лотосе содержится белый треугольник вершиной вниз - символ йони, а внутри треугольника - черный (или белый) символ линга. Биджа–мантра этой чакры - Аум. Аджна связана с межбровным центром, который традиционно называют бхрумадхья. Аджна считается «третьим глазом». Аджна-чакру («третий глаз») связывают с шишковидной железой (эпифизом, пинеальной железой), которая находится между большими полушариями мозга напротив места межбровного центра. Управляет динамическим умом, волей, видением, ментальными образами:



Мандала Чакра Вишуддха


Горловая чакра гармонии. Изображается в виде шестнадцатилепесткового лотоса голубовато-синего цвета, лепестки которого соответствуют шестнадцати гласным звукам. В центре лотоса - капля божественного нектара. Чакра расположена на середине шеи. Соответствующим органом является щитовидная железа. Связана со слухом, творчеством и самовыражением. Эта чакра ведает эфиром и имеет круглую форму и голубые лепестки; ее биджа–мантра - «Хам». Чакра Вишуддха считается обителью воли и власти внутреннего Я, что, следовательно, связывает ее также с Вишну. Чакра Вишуддха – центр, где Шива поглощает нектар и яд. Это означает, что все эмоции, как хорошие, так и плохие, рассматриваются уже как проявления единого целого:



Мандала Чакра Анахата


Сердечная чакра любви. Это творческая энергия, на которой работают люди искусства: музыканты, художники, писатели. Изображается в виде зеленоватого (или золотого) лотоса с двенадцатью лепестками. В середине лотоса - два перекрещенных треугольника. Треугольник с вершиной вверх символизирует духовный путь развития (Шиву), а треугольник с вершиной, которая направлена вниз, - путь материального упадка (Шакти). Символ перекрещенных треугольников символизирует «среднюю точку» духовного развития. Биджа–мантра Анахати - буква Йам. На рисунках чакры можно видеть и белую антилопу. Расположена в центре груди. Символ стихии этой чакры - воздух. Раскрытие чакры Анахата способствует проявлению свойств ясновидения. Ассоциируется с воздухом и органами дыхания. В физическом теле отвечает за кровеносную систему:



Мандала Чакра Манипура


Пупочная чакра власти. Изображается в виде голубого или ярко-желтого лотоса с десятью лепестками. В центре лотоса - красный треугольник со свастиками, в середине которого - красный Рудра на быке (или баране-Агни) вместе с Лакини-Шакти «чья грудь красна от крови, которая течет изо рта». Стихия, ассоциируемая с этой чакрой, - огонь. Биджа–мантра этой чакры - буква Рам. На уровне духовной эволюции Манипура-чакры человека начинают интересовать вопросы смысла жизни, своего места в общей схеме бытия. В тантрических традициях считается, что когда Кундалини достигает этой чакры, начинается настоящая духовная эволюция. В физическом теле отвечает за мышечную систему. Чакра Манипура связана со зрением, жизненной силой, энергией самосохранения:



Мандала Чакра Свадхистана


Биоэнергетический центр сексуальный (творческой) энергии человека. Изображается в виде лотоса с шестью лепестками светло-красного цвета. В середине лотоса - полумесяц, мистически сопоставленный с Варуной и стихией воды. Варуна изображается верхом на белом крокодиле Макара. Биджа–мантра этой чакры - Вам. Анатомически свадхистхану принято локализовать в основе позвоночника, на копчике. Эта чакра ассоциируется с мотивами получения материальных удовольствий, таких как еда, секс, алкоголь и т. п. Чакра управляет внутренней жизнедеятельностью, осуществляет извлечение праны. На уровне свадхистани-чакры мир и все вещи в нём рассматривается как источник тех или других материальных удовольствий. Это также чакра творческой энергии. Сексуальная энергия сублимируется поэтами, философами, учеными в творческую. В физическом теле отвечает за скорость обменных процессов:



Мандала Чакра Муладхара


Первая чакра жизненного энергетического потенциала (Кундалини). Символически обозначается в виде тёмно-красного лотоса с четырьмя лепестками. В центре лотоса - желтый квадрат, эмблема элемента «земля», в который вписан треугольник с вершиной, направленной вниз, символ Кама-йони. В центре треугольника - лингам, который обвивает в три с половиной оборота спящий змей - Кундалини. Иногда здесь также изображают слона, как символ силы и прочности. Биджа–мантра этой чакры - слог Лам. Муладхара ассоциируется с инертным, суетным миром в его самых низких проявлениях (самосохранение и комфорт). В физическом теле отвечает за регенеративные процессы и иммунную систему:




Сивмолы вращения (водоворота)


Мандала Вращение


Символ представлен двумя рыбами в виде женского и мужского начал (инь и ян):



Мандала Водоворот


Мандала, как символизация водной энергии в форме водоворота:



Мандала Объединение энергий


Мандала объединения энергий. Четыре водоворота энергии объединяются в космическом треугольнике:



Мандалы Символы Дракона


Мандала Дракон-хранитель мира


Дракон, оберегающий мир. Символ создания и сохранения сил природы и мировой энергии:



Мандала Китайский дракон


Дракон, собирающий жемчуг. Символ вечной жизни, совершенствования, бесконечности и чистоты:



Мандала Огненный дракон


Дракон, управляющий огнем. Символ силы, могущества, власти и созидания:



Мандалы Символика эльфов


Мандала Эльфы цветов


Эльфы, живущие в цветах. Символ сохранения сил природы:



Мандала Эльфы розы


Эльфы, танцующие в бутоне розы. Символ юности и чистоты:



Мандала Осенний танец


Эльфы, танцующие осенний танец в листьях виноградной лозы:



Мандалы символики мифических существ, животных и растений


Мандала Дриады


Деревья с дриадами. Корни сплетаются в центре мандалы. Символ единства сил природы:



Мандала Звезда Горгоны


Мандала, представляющая морскую звезду с головой змеи Горгоны:



Мандала Павлин


Мандала этой стоглазой птицы - символ осторожности и бессмертия:



Мандала Процветание жизни


Мандала, представляющая процветание жизни. Описывает передачу жизненной энергии из кристаллов и растений птицам и животным и далее людям:



Мандала Колибри


Колибри, летящие в центр цветка к началу их рождения и жизни. Символ возвращения к истокам:



Мандала Моллюск в раковине


Моллюск в раковине - хищное животное, живущее сотни миллионы лет. Символ скрытности и коварства:



По материалам энциклопедии "Символы и Знаки", sigils.ru

Думаю начать нужно с того, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МАНДАЛА вообще…

Мандала (санскр. मण्डल, «круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях, ритуальный предмет.
Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света.

Изображения мандал встречаются уже в самых ранних, первобытных культурах. Круг символизирует священную территорию, место силы, поэтому мандала способна оградить от враждебных сил. Кроме того, мандала олицетворяет связь с Абсолютом, с высшими силами. Ее центр - это изображение Солнца, Небесной Двери. Многие индуистские храмы построены в форме мандал - они представляют собой сочетание кругов и квадратов и символизируют различные уровни космоса. Включают в себя мандалы и изображения человеческой личности, которой предстоит пройти ПУТЬ ОТ СВОЕГО ЭГО К АБСОЛЮТУ, постепенно переходя от одного уровня вселенной к другому. Изображения демонов напоминают о низменных страстях, тех частях психики, которые препятствуют пути к просветлению. В эзотерическом плане мандала символизирует целостность, единение духа и материи, мужского и женского начала и т.д.

Мандала является ещё и вспомогательным средством в медитации, цель которой — преодоление разобщённости и достижение единения с Богом, а так же целостности со всеми имеющими сознание аспектами самого себя. Медитация на мандалу открывает уснувшие области сознания.

Индейские МАНДАЛЫ Ojo de Dios

Обереги Ojo de Dios (читается как «охо де диос»), или Глаз бога, подарило нам индейское племя уичоли, жившее в горах Сьерра-Мадре в Мексике. Уичоли глубоко уважали природу. Плетение мандалы ojo de dios начинается с центра - квадратного "глаза". Четыре угла оберега символизируют 4 природных стихии: землю, огонь, воздух и воду.
Ojo de Dios - это самый известный из их символов. Индейцы верят, что узор «глаза» может исцелять и оберегать. Ojo de Dios вешается на стену и
используется в обрядах и при молитве. Цвета, используемые при плетении оберега также имеют свои значения.

Плетение любой мандалы процесс мистический, само плетение доставляет неимоверную радость и наполняет энергией саму мандалу и того, кто ее создает. Часто даже не знаешь какой получиться мандала в самом конце, она как-бы плетется сама и постепенно раскрывает себя в процессе.

В целом же, оберегам Ojo de Dios предначертано приносить удачу.

ПРИМЕНЕНИЕ МАНДАЛ В ПСИХОТЕРАПИИ

Изображения мандал используются современными психотерапевтами при работе с измененными состояниями сознания, для погружения в трансовые состояния и для символического изображения своих чувств и внутренних образов. Рисование мандал широко используется в холотропной терапии: после возвращения из своего «внутреннего путешествия» и знакомства с глубинными образами бессознательного человеку предлагают создать несколько рисунков в виде мандал, которые могли бы служить символическим выражением его опыта.

Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства — ныне она используется в психотерапии в качестве средства достижения полноты понимания собственного «я».
Карл Юнг был первым, кто познакомил с идеей мандалы западных исследователей сновидений. В своей автобиографии, "Воспоминания, сны, размышления", Юнг рассказывает о том, как в 1916г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою "психическую трансформацию". В конце концов, Юнг пришел к выводу, что метод мандалы -- это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.

ЧЕЛОВЕК КАК СВЕТОВАЯ МАНДАЛА

Я есть центр

Я есть точка, из которой исходит рождение

Я есть семья, из которой берёт начало время, что отпускает меня по течению бесконечных дней, и тысяча солнц окружают меня

Я есть сияющее в центре солнце

Я есть лучи, сияющие в ночи благодаря свету

Я есть миллионы бесценных сокровищ, сияющих в свете моих лучей

Я есть прошлое и будущее, объединяющиеся в вечность

Я есть утро и вечер в непрерывном свечении

И всё-таки есть во мне хранящая тишину тайна, что светится одна - но это не я.

И я в бессловесной молитве перед этим молчаливым свидетелем, который внутри меня, который всегда ведёт, всегда сияет, всегда указывает путь.

Каждый человек в своей сущности Мандала, которая раскрывается и постоянно создаёт себя заново, вновь и вновь. Быть единым значит быть цельным и способным к преображению. Быстрые изменения в нас - лучшая защита; ты больше не тот, кем был раньше и никогда больше не будешь тем, кем ты был сейчас. Только этот вечный источник энергии в нас существует вечно и не изменен.

Одной из разновидностей мандал являются ЯНТРЫ. Их используют в буддизме для медитаций.

МЕДИТАЦИЯ НА МАНДАЛУ

Внешний мир, тело, чувства и эго иллюзорны, они нереальны, но и не ложны. Эти состояния постоянно изменяются. Всё, что появляется, изменяется, движется и исчезает, не имеет сущности и нереально.

В действительном созерцании мандалы исчезает сознание «я». Это состояние, где нет ни субъективности, ни объективности. Если возникает двойственность, это уже не бытие единения с Богом. Тут лучше провести световую медитацию, которая создаёт чувство единства. Я в свете, свет во мне, всё есть единый свет.

Нельзя позволять мыслям путаться из-за различных воображений. Пусть они будут сосредоточены на внутреннем свете.

Мир как иллюзорный воздушный замок. Все мировые драмы придуманы разумом, происходят в нём и в нём же распадаются. Разум - как тюремщик и освободитель. Он как сон для спящего, существует так долго, пока длится сон.

Когда мы концентрируемся на своём внутреннем свете, наши страдания исчезают.

Разум - это пучок мыслей. Раствори мысли и останется лишь чистое сознание.

Разум - это безграничное сознание, связанное с ограниченным телом. Взгляд нужно с объектов материального мира перевести на абсолют, т.е. реальность.

Единственный язык, на котором можно говорить с внутренним светом - это язык молчания.

В бытие света нет никаких занятий либо размышлений о чём-либо, только пребывание в чистом покое.

Действительная реальность - постоянное состояние, неизменное и непреходящее.

Луна светит благодаря солнцу. Так же и разум, высшее сознание и тело сияют благодаря внутреннему свету.

Разуму свойственно постоянно нарушать внутренний покой. Поэтому нужно постоянно фокусировать разум на внутреннем свете. Беспокойный разум не может осознать внутренней благодати. Медитации, в которых присутствуют видения и переживания, исходят только с уровня разума.

Понятие «увидеть Бога» означает почувствовать Его, т.е. внутренний свет в глубине своей сущности.

Значение цветов, используемых при создании мандал:

Сразу оговорюсь, что у одного и того же цвета может быть много значений, и не стоит все воспринимать однозначно. Причем в комбинации с другими цветами заложенный смысл может корректироваться.

КРАСНЫЙ (основная чакра) - даёт силу, смелость, тепло, способность действовать. Она добавляет уверенности в себе и активизирует сексуальную энергию.

РОЗОВЫЙ (сердечная чакра) - излучает отзывчивость, тепло и ласку. Универсальный цвет любви.

ОРАНЖЕВЫЙ (сакральный центр) - цвет, отражающий жизненную силу, созидание, движение и освобождение.

ЖЁЛТЫЙ (солнечное сплетение) - выражает оптимизм, радость, творящее мышление и раскрытие. Лёгкая, лучистая энергия. Цвет творящей визуализации и всевозможного обучения. Против переутомления и плохого самочувствия. Цвет занимающихся духовным трудом.

ЗОЛОТОЙ - цвет, излучающий мудрость и радость жизни.

ЗЕЛЁНЫЙ (сердечная чакра) - излучает естественность, гармонию чувств и возможность развития. Универсальный оздоравливающий цвет, действует уравновешивающе как на организм, так и на чувства. Цвет равновесия.

СИНИЙ - успокаивающий, духовный, благоговейный и серьёзный цвет. Тёмно-синий тон излучает силу воли и выносливость. Светло-синий - облегчающий цвет, излучает благоговение и покой и оздоравливает нервную систему. Цвет служения, неприхотливости, материнства. Бирюзовый излучает дружелюбие, отзывчивость и свободную от религиозных ограничений духовность.

ФИОЛЕТОВЫЙ (лобовая чакра) - излучает вдохновение, глубину, изменение и трансформацию. Очищает энергетическое поле, физическое тело и кровь. Используется для удаления препятствий.

БЕЛЫЙ (коронная чакра) - исцеляющий и очищающий цвет. Его колебания скрывают в себе все цвета радуги. Защитный цвет, помогающий мыслям и чувствам оставаться чистыми от негатива.

КОРИЧНЕВЫЙ - цвет близости земле, практичности и защищённости. ЕЩЕ: КРАСНЫЙ цвет в мандале указывает на наличие целебного, животворного потенциала, который выступает на поверхность из глубины психики. Он отвечает за силу эмоциональных и духовных поисков, за стремление выжить, за волю к трансформации. Красная огненная корона во круг большинства традиционных малдал означает сжигание всего темного и невежественного, фальшивых представлений и ошибочных самооценок. Бросающееся в глаза отсутствие красного цвета в мандале, наоборот, может свидетельствовать о пассивности или недостатке воли и сил для самореализации.

ОРАНЖЕВЫЙ цвет является смягченной формой праэнергии красного цвета, другими словами, символизирует "границу огня". Оранжевый цвет отвечает за чувство идентичности и положительного самоутверждения.

ЖЕЛТЫЙ цвет символизирует способность нашего духа видеть, воспринимать и понимать. В изображении индейского лечебного колеса желтый цвет ориентирован на восток и символизирует свет прозрения. В мандале желтый цвет ассоциируется с активным мужским началом. Его появление в мандале свидетельствует о развитии индивидуальности и независимости и считается признаком начала новой жизни, полной радостных ожиданий и надежд. Заметное отсутствие жёлтого цвета в мандале говорит о поляризации света и темноты и может указывать на вытеснение "тени".

ЗЕЛЕНЫЙ цвет отвечает за созидательные и целительные силы в человеке, за его стремление обновить себя. В упоминавшемся уже лечебном колесе зелёный цвет ориентирован на юг и символизирует мудрую способность воспринимать других людей, защищать их и помогать им.

В этой связи зелёный цвет очень часто проявляется в мандале людей, чья профессия связана с оказанием помощи людям или их лечением. Кроме того, зелёный цвет является символом целостности, так как объединяет в себе жёлтый и голубой цвета, т.е. мужское и женское начала.

Одной из разновидностей голубого цвета является БИРЮЗОВЫЙ , получивший свое название от бирюзы - драгоценного камня, который, как считается, обладает целебными свойствами и защищает своего хозяина. Комбинация зелёного и голубого цветов рождает чувство ответственности, стремление самому решать собственные проблемы, а также способность духа к самоисцелению. Бирюзовый цвет довольно часто встречается в традиционных мандалах.

ГОЛУБОЙ цвет является символом бесконечности, глубины океана и высоты безоблачного неба. Он занимает важное место в религиозной символике и соотносится с местом жительства богов. В христианстве голубой цвет считается символом женского начала и прообразом материнства. В мандале голубой цвет соответственно символизирует чувство материнства, беззаветной любви и сострадания.

Тёмные оттенки голубого могут свидетельствовать о наличии элементов тирании в материнском чувстве, как это, например, символически отображено в чёрно-голубом одеянии индийской богини Кали. Первородный хаос, возникающий при этом в ассоциациях, заключает в себе начало и конец сознания.

СИНИЙ цвет ассоциируется с цветом темного ночного неба, бушующего моря, с отображением фаз внутренней темноты. В мандалах синий цвет соответствует интуиции и мудрости, способности взглянуть на бесконечную реальность через видимые формы, через цикл, включающий в себя начало и конец, смерть и возрождение.

ФИОЛЕТОВЫЙ цвет (а также его тёмно-сиреневые оттенки) считается королевским цветом, объединяющим в себе мужское и женское начала и символизирующим мистическое слияние объекта и субъекта.

В символике мандалы фиолетовый цвет означает энергию (красное), проявляющуюся на духовном уровне (голубое).

Фиолетовый цвет означает стремление наладить "магические" связи с самим собой и с окружающим миром. При склонности к экстремальным ситуациям фиолетовый цвет может означать чрезмерный индивидуализм, эгоцентрическое поведение и поступки, а гипертрофированная образность может нарушить связь с реальным миром. ЧЕРНЫЙ цвет, т.е. в принципе отсутствие цвета, ассоциируется с темнотой, тайной, со всем отрицательным, со смертью и с пустотой. Чёрный цвет означает темноту, из которой появляется жизнь и сознание и в которую они со временем возвращаются, - живой хаос любого начала, символ бессознательного и потери сознания.

Чёрный цвет может означать также и "психологическую смерть", что отчасти проявляется и в тёмно-голубом цвете, тёмную ночь духа, предшествующую милости нового познания. В алхимических процессах чёрный цвет соответствует фазе глубоких изменений, когда важные превращения происходят незаметно.

Чёрный цвет в мандале может указывать на чувство депрессии, потери или печали. Он может быть также свидетельством интеграции нашей "темной" стороны в самосознание.

В противоположность чёрному цвету БЕЛЫЙ цвет символизирует свет, человеческое сознание, чистоту, что-то нематериальное и духовное. Если в мандале присутствует слишком много белого цвета, то это может свидетельствовать, с одной стороны, о духовной ясности, о готовности к изменениям, к трансперсональным изменениям психики, а с другой - о недостатке энергии, удалении от восприятия и потребностей тела, об угрозе завышенной самооценки, о сильных, но скрытых эмоциях.

СЕРЫЙ цвет - это нейтральный цвет, состоящий из черного и белого. Он может рассматриваться как выражение равновесного состояния противоположностей.

Если в целом цвет является выражением эмоций, то серый цвет, так сказать, состояние не-цвета, может быть признаком недостатка чувств, а иногда и депрессивного состояния.

Цвета, корреспондирующие с семью чакрами, соответствуют семи цветам радуги. Если все они спонтанно проявляются в мандале, то это свидетельствует о наличии "ощущения радуги". Дождь, как оплодотворяющий элемент, и дуга, как олицетворение связи между отдельными частями, являются символом магического духовного возрождения.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса