Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов сред пед учеб заведений

Иллюстрации, представленные в книге – одно из первых произведений искусства, существующих в обществе лю дей, с которым знакомится ребёнок. Книжная иллюстрация останавливает мгновение, оп исанное в произведении, д аёт возможность проникнуть в ми р, придуманный писателем, поэтом. При работе с малышами основная задача взрослого – привлечь внимание детей к иллюстрации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ДЕТСКОЙ КНИГЕ.

Впервые идея сделать иллюстрированную книгу средством художественного воспитания детей возникла в конце 19века. И хотя основным принципом детской книги была её «красивость», явно прослеживалось стремление донести до читателя ценности русской художественной культуры и русского художественного творчества.

Знакомство с книгой происходит у ребёнка уже в самые первые месяцы жизни. Иллюстрации, представленные в книге – одно из первых произведений искусства, существующих в обществе людей, с которым знакомится ребёнок. Художник-иллюстратор книги «приходит» к ребёнку, когда он ещё не умеет разговаривать, ходить. Картинка, предлагаемая ребёнку художником, формирует в детях любовь к прекрасному, прививает художественный вкус, знакомит с окружающим миром. Так как иллюстрация – это реально видимое изображение, она очень важна для воспитания и развития ребёнка. Рисунок – это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей – новая ступень в познании мира.

Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников создали книги, ставшие эталонами оформления детской литературы. Рисунки Е.Н.Чарушина, В.М.Конашевич, Е.Д.Поленова, Ю.А.Васнецова, В.Сутеева и других авторов радуют своих читателей не одно десятилетие. Ряду художников-иллюстраторов детской книги постоянно пополняются новыми мастерами, обладающими своим оригинальным почерком.

Книжная иллюстрация останавливает мгновение, описанное в произведении, даёт возможность проникнуть в мир, придуманный писателем, поэтом. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.

Сначала ребёнок узнаёт на картинке свои игрушки, домашних питомцев – кошку, собачку. Позже книжная картинка познакомит его с животными, птицами, которых он ещё не видел в реальности, но слышал о них в маминых песенках-потешках, сказках. Для детей, живущих в определённой природной зоне, будут понятны и зрительно осязаемы слова море, горы, пустыня, водопад. Книжка покажет, как выглядит слон, кит, самолёт, корабль.

Для того, чтобы художественный образ в иллюстрации был выразительнее, авторы используют для рисунка цвет, композицию книжной страницы, макет книги в целом.

Цвет – это главный помощник художника. Именно он играет важную роль в процессе восприятия ребёнком иллюстрации. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет. Например, в иллюстрациях Ю.А.Васнецова цвет «привязан» к предмету: волк у него серый, гуси – белые, лиса – рыжая. Это своеобразная цветовая азбука, помогающая осмыслить цвет и его значение. В.М.Конашевич «вселяет» цвета друг в друга, добиваясь замедленного превращения цвета. Его иллюстрации развивают у ребёнка принципы согласованности, сопоставления цветов. В детской книге изображения предметов, человека, животных должны быть конкретными, чёткими, точными, ясными и простыми. Если это мяч, то он непременно должен быть круглым, так как это его основной признак. Передавая в рисунке характер человека, его душевное состояние, необходимо отобразить момент движения, определённые жесты. Многие художники стараются избегать сложных ракурсов, чаще применяя профильное изображение человека, животных, помогающее передаче движения. Кроме того, детские иллюстраторы передают пространство условно, помещая на рисунке вверху листа то, что далеко, а внизу то, что близко – это более понятно ребёнку. Приём уменьшения дальней фигуры для детей ещё непонятен.

Ещё одной особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Такое расположение оказывает влияние на понимание текста детьми. Для самых маленьких детей рисунок играет роль основного материала, является той действительностью, которую нельзя заменить словесным описанием. У детей старшего дошкольного возраста слова текста вызывают определённые ассоциации и, поэтому, иллюстрации нужны только для понимания наиболее трудных моментов сюжета произведения.

Если взрослый не только знакомит детей с содержанием текста, но ещё и обращает внимание на художественно-выразительные средства книжной графики, это значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.

При работе с малышами основная задача взрослого – привлечь внимание детей к иллюстрации. Здесь существенную роль играют вопросы, требующие определённого описания внешнего вида и эмоционального состояния, характерных черт героя. Вопросы взрослого заставляют ребёнка внимательнее вглядываться в образ, устанавливать некоторые связи, делать несложные выводы, обобщения. При рассматривании картинки взрослый может попросить выполнить ряд игровых действий: погладить изображённый предмет, «положить» в рот ягодку, промяукать как котёнок и т.д. При чтении какого-либо произведения (потешки, сказки), взрослый показывает иллюстрации, обращая внимание детей на то, что написал автор и что нарисовал художник. Рассматриваем цветовую гамму, позы, движения, применяемые художником для выразительности образа. Зрительная память, художественное восприятие будут формироваться постепенно, сначала неосознанно, эмоционально, оставляя след в душе ребёнка, приобщая его к подлинной красоте.

С 4 – 5 лет детей начинаем знакомить с ролью иллюстрации к книге и, соответственно с трудом художников-иллюстраторов, манерой выполнения ими рисунков, сопровождающих текст. Внимание детей привлекается к построению изображения на странице книги: где и как художник изображает героев. С помощью каких цветовых решений показан характер героя, его настроение; сезонные и временные изменения в природе. С детьми можно провести беседу о том, зачем в книжках нужны картинки.

У детей старшего дошкольного возраста продолжается формирование устойчивого интереса к книжной графике, внимательного и бережного отношения к книге. Подводим детей к пониманию того, что иллюстрации в книге сопровождают текст, поясняют его и соответствуют жанру литературного произведения. Обратим внимание детей и на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности их почерка.

В книге для детей специфично внешнее и внутреннее оформление, требующее продуманности, занимательности решения, способного увлечь детей.

Принципы отбора художественной иллюстрации для детей.

  1. Учёт возраста детей, особенностей их восприятия, жизненного опыта и интересов.
  2. Высокохудожественность произведений, как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности, доступность их детям.
  3. Соответствие книжной графики жанру и стилю литературного произведения.
  4. Детям необходимо показывать разнообразные книги – как по форме организации и оформлению, так и по творческой манере изображения.

Типы макетов книг: ширма, раскладушка, с сюрпризом, игрушка (образ), альбом, тетрадка, сцена, панорама, без текста.

Используемая литература:

1. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности.

2. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике.

Воспитатель: Долгиерова Л.В.

МАУДО «Детский сад №5» г. Ялуторовск


Композиция – это способ расположения изображения в пространстве. Это средство выразительности, которое помогает понять идею произведения, т.е. замысел. В ИЗО искусстве композиция реализует несколько законов. Законы композиции в плоскостных и объемных видах искусства представлены по-разному.

Плоскостные - выделение сюжетно-композиционного центра. Художник пользуется несколькими способами, чтобы выделить главное: расположение главного в центре, выделение размером или цветом, изоляция гл героя, направление жестов, взглядов гл. героя, динамика движения, яркими дополнительными деталями. Используется в живописи и графике.

7. Графика как вид изобразительного искусства. Художники-иллюстраторы детской книги.

Графика – это вид искусства, в основе которого лежит письмо, рисунок – это изображение на плоскости, когда окружающий мир изображается схематично. Художник не стремиться передать глобальность, используются основные без оттенков и переходов. Появилась в 15 в, как самостоятельный вид искусства. Долго был черно-белым, с развитием техники стали использоваться цвета. Любое отпечатанное произведение является оригиналом. Графическое изображение создается в два этапа: создание оттиска и печать.

Выделяется два вида печати: графика высокой печати – изображение выступает над фоном, и графика низкой печати – изображение вдавлено.

По назначению – книжная, плакатная, прикладная (марки, обертки)

По технике – ксилография (дерево), офорт (металл), литография (камень), линогравюра (линолиум).

Графика как вид изоискусства характеризуется тем, что образы носят пространственный характер, переданы на двухмерной поверхности и воспринимаются непосредственно только с помощью зрения. Графика использует разные средства для создания образа – линии, световые пятна. Знакомство детей с изо искусством рекомендуется начинать с произведений графики и прежде всего с иллюстрацией детских книг. Простота, лаконичность графики позволяет детям схватывать главное, определять сюжетную линию.

Через восприятие иллюстрации дети вводятся в мир условных, графических образов.

С каждым годом растет число художников, отдающих свои силы дошкольной книге. Художники много работают над оформлением книг. Запоминающиеся иллюстрации созданы в иллюстрациях Лебедева, Васнецова, Рачева, Конашевича. Каждый художник по-своему выражает содержание иллюстрируемых произведений.

В иллюстрациях Коношевича видна любовь художника к вымыслу, характерна сюжетная и декоративная изобретательность, юмор, некоторая условность формы, соответствующая характеру сказки. Его страницы занимательны, со множеством мелких рисунков.

Лебедев дает ясное, четкое изображение предметов, придает большое значение деталям, его композиции завершены, пространственны, занимают всю страницу книги.

Необыкновенно острые характеристики дает художник Рачев в иллюстрациях к сказкам. Художник раскрывает в них обычно характер и переживания зверей по аналогии с человеческими, но сохраняет при этом в полной мере повадки зверей, их подлинный нрав и привычки.

Васнецов подходит к сказке как к народной фантазии, связывает ее образы с народной игрушкой. Используя гиперболичность, повторность образов, фантастичность, условность.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  • Особенности иллюстрации как вида графики.

  • Особенности восприятия иллюстрации детьми дошкольного возраста

  • Цели, задачи и содержание развития художественного восприятия детьми книжной иллюстрации.

  • Организация процесса восприятия иллюстрации детьми раннего и дошкольного возраста.

  • Дошкольникам о художниках в детской книге (из опыта работы): Книга для воспитателя детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1991.

  • Кионова В. Сравнение иллюстраций как один из путей развития эстетического восприятия у детей 5-7 лет. // Дошкольное воспитание. – 1973, – № 2. –С.30-32. (Электронное приложение).

  • Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студ. сред, и высш. .пед. учеб, заведений. – М.: Академия, 1998.

  1. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2004. (Электронное приложение).

  • Мирошкина Р.А. Формирование выразительности образа в детских рисунках.//Дошкольное воспитание. – 1988. – № 7. – С.27-31. (Электронное приложение).

Задание 1

Проанализируйте особенности творчества любого художника-иллюстратора детской книги. Ответьте письменно на вопросы, представленные далее, - занесите их в таблицу 1.

Таблица 1. Особенности использования средств выразительности

в иллюстрациях художника (ФИО)

А) Как художник использует функции рисунка:


  1. передача формы предмета;

  2. величины;

  3. движения;

  • пропорции;

  1. масса;

  • объем;

  1. фактура;

  2. мимика, жесты;

  3. характерные детали, их выписанность;

  4. обстановка;

  5. фон, на котором сделано изображение;

  6. очеловечивание сказочных героев.
    Докажите на примере конкретных иллюстраций, какими материалами пользуется иллюстратор для создания своих работ? Сделать выводы:

  • Все ли функции рисунка использует художник?

  • Какие функции представлены лучше?

  • Что лежит в основе рисунка: линия или пятно?

  • Можно ли иллюстрации данного автора назвать сказочными?
Б) Какие цвета характерны для иллюстраций данного автора? Особенности использования изобразительной функции цвета; выразительной; декоративной, композиционной.

Выводы:


1. Какая функция цвета наиболее ярко используется автором?

2. Какую функцию цвета художник не использует?

В) Рассмотрите иллюстрации с целью выявления особенностей применения законов композиции:

Сделайте выводы:


  1. Какими приемами художник выделяет сюжетно-композиционный центр?

  2. Как передается пространство в иллюстрациях автора?

  3. Сколько планов в его иллюстрациях?

  4. Какими способами передается перспектива?

  5. Как используется линия горизонта?

  6. От чего зависит выбор формата?

  7. Сколько героев обычно в одной иллюстрации художника , и какие способы их расстановки он использует?
Г) Какие особенности композиции характерны только для книжной гра фики?

Сделать выводы:


  1. Как осуществляется связь иллюстраций: по расположению в рисунках художника?

  2. Как иллюстрация, созданная данным автором, связана с текстом?

  3. Что богаче текст автора или созданная к нему иллюстрация? Докажите: Найдите слова из текста, к которым создана конкретная иллюстрация. Как художник раскрывает мысль автора? Чем иллюстрация богаче (беднее) текста, в чем она точно ему соответствует?
Выводы:

  1. Какие законы композиции использует художник?

  2. Какие законы композиции не применяются?

  3. Как связаны иллюстрации этого художника-графика с текстом, к которому они созданы?
Задание 2

Анализируя литературу к занятию, выделите специфику восприятия графики как вида искусства детьми младшего и старшего дошкольного возраста и на основе особенностей восприятия иллюстрации, определите возможный возраст детей:

Пример 1. Ребенок трогает, гладит изображение, проявляет яркий эмоциональный отклик на отображение знакомых объектов. Стремится собственными движениями показать те предметы, которые изображены; привносит игровые элементы в восприятие картинки (выполняет действие на картинке). Ему доставляет удовольствие перечислять предметы, называть цвета. Предпочитает реалистичный способ изображения.

Пример 2. Ребенок перечисляет интересные подробности, указывает некоторые эстетические качества (цвет, форму, величину и прочее), может воспринимать настроение, переданное отдельными средствами выразительности (мимика, жесты, движение): может понимать некоторую условность выражения, способен к эстетической оценке и суждению.

Задание 3

Ознакомившись с литературой, выделить основные компоненты методики ознакомления дошкольников с иллюстрацией в разных возрастных группах, заполнить соответствующие графы таблицы 3.


Таблица 2. Методика ознакомления дошкольников с иллюстрацией

Возрастная группа детей

Цель и задачи обучения

Примеры иллюстраций из книг

Методические приемы

Деятельность детей

Фрагменты занятий по рассматриванию книжной иллюстрации

младшая

средняя

старшая

Задание 4

Проанализировав особенности творчества художника-иллюстратора детской книги, составить искусствоведческий рассказ по одной иллюстрации выбранного художника, проанализировать художественный образ, созданный графиком. Оформить рассказ на листе А 4, приложить к нему проанализированную иллюстрацию и отрывок из текста, к которому создана иллюстрация.

Задание 5

По предложенной иллюстрации составьте примерные вопросы для обсуждения с детьми одной из возрастных групп, (иллюстрация выдается на занятии, задание выполняется подгруппой). Подберите интересные методы и приемы, способствующие восприятию иллюстрации дошкольниками. Разработайте рекомендации для воспитателей (родителей) в организации процесса восприятия иллюстрации детьми. Рекомендации можно представить в различной форме (статьи в газете, журнала для родителей, памятки, эссе, интервью с психологом и т.п.). В рекомендациях можно указать: специфика содержания иллюстраций, основные смысловые элементы, стиль художника, специфика средств выразительности (композиция, цвет, линия и т.п.), размер иллюстраций, их количество по отношению к тексту).

Задание 6

Определите, творчество каких художников-иллюстраторов может характеризоваться следующими чертами:

В его работах передано "народное ощущение образа, непосредственность и наивность его натуры", " эмоционально напряженный цвет... обладает не только поразительным, декоративно - образным звучанием. Цвет характеризует состояние, настроение, чувства. Ясность композиционных построений, упрошенный язык форм, повышенная роль контурной линии идут от традиционных народных основ";

В его работах каждая сказка начинается с "оригинальной заставки, - рисунков, заключенных в подобие, оконных наличников и ставен, отделанных деревенским кустарем. В рисунках обычно нечто таинственное, волшебное...Ритмы красного, коричневого, охристого, розового, голубого, желтого, зеленого, цветов родственны колориту народного лубка."

(Кудрявцева Л.С. Художники детской книги.- М.: Академия, 1998.)

5 СЕМЕСТР

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАТЮРМОРТОМ И ПЕЙЗАЖЕМ (практическое занятие1)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:


  • Живопись как вид изобразительного искусства, средства выразительности и жанры.

  • Особенности восприятия натюрморта и пейзажа детьми дошкольного возраста.

  • Методика ознакомления детей с разными жанрами живописи.

  • Требования к организации средств развития художественного восприятия живописных работ детьми дошкольного возраста.

  • Специфика методов и приёмов приобщения дошкольников к искусству живописи (натюрморту, пейзажу).


  1. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1969. – С. 71-90. (Электронное приложение).

  2. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб., 1996. (Электронное приложение).

  3. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. – СПб.: Детство-пресс, 2000. –С.3-5, 38. (Электронное приложение).

  4. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. – СПб.: Детство-пресс, 2000

  5. Никитина Э. В. О некоторых особенностях эстетических суждений о пейзаже детей дошкольного возраста (по данным констатирующего эксперимента) // Герценовские чтения. – Л.: ЛГПИ, 1976. - С.55-63. (Электронное приложение).

  6. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992. – С. 6-10, 30-33, 35-54. (Электронное приложение).

Задание 1

Задание выполняется подгруппами студентов. Каждая подгруппа выбирает один из жанров живописи, представляет методику ознакомления с живописью, разработанную одним из исследователей.

На занятии подгруппы студентов представляют особенности восприятия детьми выбранного жанра живописи, в заключении выделяют сходное и различное в данном процессе.
Задание 2

Ознакомившись с литературой, выясните основные компоненты методики ознакомления дошкольников с живописными картинами. Дайте характеристику использованных в эксперименте картин, по возможности имейте их репродукции или электронные версии. Заполните таблицу.

Таблица 1.Методика ознакомления детей с пейзажем и натюрмортом


Автор, цель

исследования



Цель обучения

Программа обучения

Метод.

приемы


Организация деятельности детей

Требования к личности воспитателя

Зубарева Н.М.

Курочкина П. А.

Чумичева Р.М.

Задание 3

Отберите и проанализируйте произведения искусства, которые можно использовать в работе с дошкольниками. Обоснуйте их доступность для восприятия дошкольниками определенного возраста, наметьте примерное содержание работы по их использованию, методы и приемы их рассматривания с детьми. Составьте рассказ – «личное отношение» об одном из произведений искусства (любого жанра живописи), которое можно предложить для рассматривания детям дошкольного возраста (на1-2 стр.). В подготовке к данному заданию можно использовать требования к отбору произведений искусства , представленные в литературе.

Задание 4

Проанализируйте один из конспектов занятия по ознакомлению дошкольников с искусством живописи (конспект в электронном приложении). Определите адекватность поставленных целей и задач содержанию и используемым методам и приемам работы с детьми. Выделите и обоснуйте наиболее эффективные методы и приемы развития художественного восприятия детей (беседа, диалог, вопрос, сравнение произведений искусства, «вхождение в картину», пластический этюд, подбор ассоциаций, искусствоведческий рассказ, акцентирование деталей, синтез искусств и др.). Спрогнозируйте возможные трудности в восприятии детьми рассматриваемых материалов, разработайте содержание предварительной работы к занятию, методические рекомендации к последующей работе.

Схема для анализа занятия по ознакомлению с произведением искусства:


  • Тема занятия.

  • Программное содержание (виды задач, точность, конкретность их формулировок; соответствие виду занятия, возрасту).

  • Материал и оборудование к занятию, его качество, принцип расположения.

  • Грамотный отбор художественных произведений.

  • Организация и структура занятия.

  • Методика проведения занятия:

  • приемы, направленные на создание эмоционального настроя, доброжелательной атмосферы;

  • приемы, направленные на развитие эстетического восприятия, на установление связи между содержанием картины и выразительными средствами, на то, чтобы научить детей понимать их единство;

  • приемы развития эмоционально-личностного отношения к произведению искусства, эстетических суждений о нем;

  • последовательность рассматривания произведения искусства.

  • Активность детей на занятии (эмоциональная, речевая, умственная двигательная).

  • Длительность занятия.
Задание 5

Назовите жанры живописи и обоснуйте, восприятие каких из них более доступно для детей младшего (старшего) дошкольного возраста?


ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОРТРЕТОМ И

ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ (практическое занятие 2)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:


  1. Специфика портрета и жанровой картины как жанров живописи.

  2. Особенности восприятия дошкольниками портрета и жанровой живописи.

  3. Методика ознакомления детей с портретной и жанровой живописью.
Список рекомендуемой литературы

  • Григорьева Г.Г., Буякова Е.И., Боброва З.А. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников. – М., 2001.

  • Зубарева Н.М. Особенности эстетического восприятия натюрморта детьми старшего дошкольного возраста //Вопросы психологии.- 1965. - .№5. – С.50-58

  • Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1969. – С. 24-42.

  • Халезова Н., Чумичева Р. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах // Дошкольное воспитание. –1985. – № 3. – С.52-54. (Электронное приложение).

  • Чумичева Р.М. Особенности ознакомления старших дошкольников с жанровой живописью // Формирование первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного возраста / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: МГПИ, 1984. – С.137-145. (Электронное приложение).

  • Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992.С.6-10, 30-33, 35-54. (Электронное приложение).
Задание 1

На основе данных материалов, разработайте конспект ознакомления дошкольников с портретом, жанровой живописью (на выбор), с указанием возрастной группы , целей и задач, хода занятия с возможными вопросами к детям и заданиями.

Задание 2


  • Назовите русских художников, портретные и жанровые репродукции которых можно рассматривать с детьми одной возрастной группы (на выбор).

  • В чем специфика средств выразительности портретного жанра.

  • Сформулируйте требования к отбору портретов для дошкольников.

  • Отметьте достоинства жанровой картины для развития художественного восприятия и возможные затруднения дошкольников в данном процессе.

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

(практическое занятие 3)

Цель: Научить студентов анализировать рисунки с точки зрения применения детьми основных функций рисунка.

ЗАДАНИЕ №1. Проанализируйте планирование работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников, учитывая особенности специфики программы, реализуемой в ДОУ.

ЗАДАНИЕ №2. Проанализируйте работы (рисунки, аппликации, лепку) детей, созданные в непосредственно-образовательной деятельности и свободной деятельности (не менее 10 работ). Укажите их тематику, средства выразительности, используемые техники и материалы.


ЗАДАНИЕ №3. Организуйте непосредственно-образовательную деятельность с детьми средней-подготовительной групп на тему «Грустный и весёлый эпизод сказки». Проанализируйте полученные рисунки, выделяя особенности применения детьми функции цвета. Заполните таблицу 1.

Таблица 1. Применение дошкольниками основных функций цвета

Сформулируйте выводы: умеют ли дети пользоваться функциями цвета? Какая из них освоена лучше?


3. Рассмотрите рисунки детей по теме «Дети на прогулке».

Найдите, что на каждом рисунке является главным, сюжетно-композиционным центром (СКЦ)?

Заполните таблицу 2.

Таблица 2. Выделение сюжетно-композиционного центра


Сформулируйте выводы: как дети овладели СКЦ в рисунке? Найдите разные способы выделения СКЦ. Заполните таблицу 3.

Таблица 3. Способы в ыделения сюжетно-композиционного центра

Сформулируйте выводы: какие способы выделения СКЦ дети используют чаще? Найдите в рисунках детей, как отмечена линия горизонта.

Заполните таблицу 4
Таблица 4 . Применение линии горизонта


Общее количество

рисунков


Без линии горизонта

Линии горизонта

низкая

средняя

высокая

двойной, тройной горизонт

Заполните таблицу 5.
Таблица 5. Соответствие выбора линии горизонта теме рисунка

Сформулируйте выводы: овладели ли дети выбором места линии горизонта как элемента композиции. Проанализируйте рисунки и определите, передают ли дети глубину пространства, какими способами.

Заполните таблицу 6.

Таблица 6. Способы передачи пространства

Сформулируйте выводы: умеют ли дети пользоваться способами передачи пространства. Проанализируйте рисунки, выявляя особенности применения детьми формата. Заполните таблицу 7.

Таблица 7. Особенности применения детьми формата

Отметьте разнообразие форматов по размеру.

Сформулируйте выводы: пользуются ли дети выбором формата в зависимости от темы рисования?

Проанализируйте рисунки, выделяя в них количество героев.

Заполните таблицу 8.



Общее количество рисунков

Однофигурные композиции

двухфигурные композиции

многофигурные композиции

Определите общее количество предметов на рисунке.

Сформулируйте выводы: насколько грамотно пользуется ребёнок способом расстановки фигур в соответствии с темой занятия.

ЗАДАНИЕ №4. Разработайте развёрнутый конспект беседы по ознакомлению дошкольников с портретом, жанровой живописью (на выбор), с указанием возрастной группы, целей и задач, с возможными ответами детей и заданиями, с музыкальным сопровождением, презентацией.

ЗАДАНИЕ №5

Проанализируйте педагогические задачи (2 на выбор), сопоставьте данные особенности с личным опытом руководства детской деятельностью.

№.1. Детям 5 лет, живущим в городе, предложили нарисовать дом. Большинство детей нарисовали дом в виде одноэтажного домика, в основе которого изображен прямоугольник и сверху треугольник. Объясните данные особенности, наметьте направления коррекционной работы.

№ 2. Если понаблюдать за рисующими детьми, перед которыми поставили предмет, то можно установить общую особенность, едва взглянув на предмет, они продолжают быстро и уверенно рисовать на бумаге. Объясните причину данного факта.

№ 3. Прокомментируйте детские высказывания, определите возраст детей.

Лена; "На рисунке изображены мальчик, девочка, речка и мяч."

Женя: "Одни мальчики купаются, другие играют в мяч, с ними играет девочка".

Митя: ""Был жаркий день. Дети пошли на речку. Вася и Миша купаются. Таня играет в мяч"

№ 4 Илона решила нарисовать, как она ходила в лес по грибы. На вопрос воспитателя, почему на бумаге изображены четыре девочки, Илона пояснила: " Это я вошла в лес. Это я шла по такой дорожке большой. Это я видела такой большой гриб. А это я там увидела много цветов и стала их рвать".

Поясните особенности создания ребенком рисунка. Назовите примерный возраст девочки.

Педагогические задачи заимствованы из книги Б.С. Волкова, Н.В. Волковой Задачи и упражнения по детской психологии. М.,Просвещение,1991,
ЗАДАНИЕ 6

Проанализируйте варианты показателей развития художественно- изобразительных умений и навыков дошкольников. Выберите вариант, более полно отражающий уровень развития художественно-изобразительных умений.

Вариант1: Уровень устанавливается путем наблюдения за деятельностью ребенка, на основе анализа ее результатов (4-6 последних рисунков дошкольника), а также на основе рассказа дошкольника о сюжете своих изображений.

Вариант 2. Диагностика изучения изобразительной деятельности, воображения и самооценки на материале рисования по замыслу у детей 3-7 лет проводится в форме оценки детского рисунка, выполненного по собственному замыслу и беседы. Фиксируются следующие параметры:

I .Особенности рисования: Используемые приемы рисования, качество технических навыков.2.Скоординпровинность движения руки и глаза (точность движений, регуляция силы, амплитуда, скорость, ритмичность, контроль). 3. Развитие формообразующих движений. 4.Используемые средства выразительности. 5-Устойчивость замысла, причины его изменения. 6. Содержание рисунка (называние и количество предметов, наличие связи между ними, особенности переданных впечатлений об окружающем). 7.Соответствие изображения реальному предмету (цвет, форма, величина, соотношение частей, детали, расположение в пространстве). 8. Степень самостоятельности в процессе рисования. 9. Отношение к рисованию (равнодушие, положительные или отрицательные эмоции).

2.Особенности самооценки: 1.Оценка собственного рисунка (положительно, отрицательно, дифферентно). 2. Мотивированность оценки (качество, содержание рисунка).

Г.А. Урунтаева Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум. М.. 1997.

Вариант 3. Диагностика исследования уровня интеллектуально-эстетического развития детей проводилась по трем направлениям: выявление особенностей развития эстетического восприятия, эстетической оценки и эстетической деятельности в процессе сравнение двух игрушек (дымковской и филимоновской) и росписи силуэта игрушки.

При сравнении дошкольниками двух игрушек (дымковской и филимоновской) и росписи силуэта игрушки фиксируются:

Уровень интеллектуально-эстетического развития детей


Критерий

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Определение вида росписи

называет игрушку

правильно



называет неправильно

молчит

Описание игрушки

описывает

достаточно полно



называет лишь

некоторые признаки



совсем не

называет

признаков


Сравнение по

сходству и различию



сравнение полное и последовательное

указывает сходство и различие по одному признаку

не проводит действие сравнения

Выражение своего отношения к произведению искусства

ярко выраженное положительное обоснованное

отношение



положительное,

но не обоснованное

отношение


не дает оценки, безразличное отношение

Анализ выполнения узора на силуэте

игрушки (соответствие элементов у дымковской и филимоновской игрушки)



полное соответствие узора, роспись

сделана на двух

силуэтах


частичное несоответствие. Есть погрешности в цвете, форме, композиции

Большое

несоответствие.

Значительные

нарушения

характера росписи


игрушки (уровень творческого решения)


вносит в соответствии со стилем 1-2 элемента

вносит незначительные элементы

полностью

копирует изделие



Анализ выполнения узора на силуэте

игрушки (уровень

завершенности)


роспись завершена на обоих рисунках

завершенность работы составляет две

завершенность

работы составляет одну треть



Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (техника выполнения)

высокая

средняя

низкая

Вариант 4: Показатели и критерии овладения ребенком изобразительной деятельностью составляют две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая- при анализе процесса деятельности.

Анализ продукта деятельности

2.Передача формы:


  1. форма передана точно:


  2. искажения значительные форма не удалась.
3.Строение предмета:

  • части расположены верно;

  • есть незначительные искажения;

  • части предмета расположены неверно.
4.Передача пропорций предмета:

  • пропорции предмета соблюдаются;

  • есть незначительные искажения;

  • пропорции предмета переданы неверно.
5.Композиция:

а) расположение на листе:


  • по всему листу;

  • на полосе листа;

  • не продумана, носит случайный характер;
б) отношение по величине разных изображений:

  • соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

  • есть незначительные искажения;

  • пропорциональность разных предметов передана неверно.
6.Передача движения:

  1. движение передано достаточно четко;

  2. движение передано неопределенно, неумело;

  3. изображение статическое.
7.Цвет: Две группы показателей: первая - " а "- характеризует передачу реального цвета предметов и образное декоративного искусства вторая - " б " - творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

а) цветовое решение изображения:


  • реальный цвет предмета;

  • есть отступление от реальной окраски;

  • цвет предметов передан не верно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  1. многоцветная гамма;

  2. преобладание нескольких цветов или оттенков (теплых, холодных); безразличие к цвету,

  3. изображение выполнено в одном цвете.

Анализ процесса деятельности:

1. Характер линии: Критерий включает 4 группы показате лей:

а) характер линий: - линия прерывистая; - слитная; - дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим: - сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу); - средний; - слабый.

в) раскрашивание: - мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура; - крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура:

г) регуляция силы нажима, размаха: - регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
Вариант 5:

Развитие технических навыков и умений у дошкольников


Группы классификации

навыки

умения

I группа.

Навыки и умения владения инструментом



1. Навык держания карандаша и кисти (исходное положение).

2. Навык положения руки с карандашом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий.

3. Навык ведения линий кистью.

4.Навык держания кисти

При рисовании широких и тонких линий.


1. Умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования

II группа

Навыки, связанные с выработкой качества движения от которых зависит качество линий и закраски в рисунке



1.Навык произвольной регуляции силы нажима.

2. Навык произвольного движения амплитуды «размаха движений».

3. Навык произвольного изменения скорости движения (его замедление и ускорение)

4. Навык прекращения движения в нужной точке.

5.Навык ритмичного проведения повторных, однородных движений.


Умение регулировать движения в соответствии с задачами изображения

III группа

Навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных

предметов

(формы, строения, величины, пропорции)


Навык удержания направленности движения (по прямой, по дуге, по окружности).

1.Умение изменять направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот; переход от движения по одной дуге к движению по другой)

2. Умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат).

3. Умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине.


Назовите, какие изобразительные средства может использовать ребенок в рисунке.

Поясните, что собой представляет «фризовая» композиция? В рисунках детей, какого возраста она чаше имеет место?

В каком возрасте в рисунках чаще проявляются следующие особенности: "обратная " перспектива, отсутствие заслоняемости предметов?

КОНСПЕКТ НОД КАК ФОРМА ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(практическое занятие 4)
Цель: 1. Научить студентов определять программное содержание занятия по обучению детей изобразительной деятельности в зависимости от вида занятия, темы. 2. Обучение составлению конспекта занятия по изобразительной деятельности.

Материал: конспекты разных видов занятий по обучению детей изобразительной деятельности.

Задание 1

Проанализируйте конспекты занятий по развитию изобразительной деятельности дошкольников, выделите структуру занятия, логику его построения. Конспекты выдаются на занятии; работа выполняется по подгруппам.

План анализа конспекта

1.Структурные части конспекта (вид занятия, тема, программное со


держание, предварительная работа, ход занятия).

2.Задачи обучения на занятии, их варианты:

изобразительные:


  1. технические;

  2. развивающие;

  3. воспитательные.
3.Содержание предварительной работы.

4.Методы обучения изобразительной деятельности, применяемые на занятии.

Выданные конспекты анализируются по следующему плану работы:


  1. Ознакомиться с ходом занятия, выделить в нем основные части .

  2. Выделить начало занятия. Определить, как ставится цель, мотив, записать варианты.

  3. Продемонстрировать методические приемы реализации задач по рисунку. Записать варианты.

  4. Продемонстрировать методические приемы реализации задач по цвету, композиции. Дополнить варианты.
5. Продемонстрировать решение технических, развивающих и воспитательных задач. Записать варианты.

  1. Дать анализ второй части занятия.

  2. Показать способ организации третей части занятия. Записать варианты
    анализа детских работ.

Задание 2

На основе данных материалов составить конспект НОД по одному виду изобразительной деятельности для выбранной возрастной группы. Разработать структурные части конспекта. Используйте разнообразные приемы, способствующие обучению дошкольников и стимулирующих творческие проявления в изобразительной деятельности.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Студенту в начале изучения курса необходимо выбрать один «Маршрут», выполняются задания в самостоятельно выбранной форме. Обучающийся информирует о его выполнении: выступает с сообщением на лекции, практическом занятии, предоставляет материал к итоговому контролю (экзамену). Порядок выполнения заданий определяется порядком их расположения в «Маршруте».

2. Задание под названием «Маршрут» представляет собой индивидуальное комплексное задание, состоящее из 6 теоретических и практических заданий-вопросов, называемых аналогично - «маршрут». Эти вопросы охватывают проблему каждого из модулей учебной дисциплины. Последовательность заданий совпадает с порядком изложения содержания учебного материала в программе «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», что и позволяет называть такие задания маршрутом следования по дисциплине.

3. При выполнении задания каждый маршрут связывается с каким-либо одним видом искусства и адекватной ему изобразительной деятельностью детей, предполагается изучение психолого-педагогических аспектов художественного развития детей дошкольного возраста.

4. Выполнение заданий конкретного маршрута предполагает усвоение содержания каждого модуля учебной дисциплины, а также междисциплинарных знаний учебных дисциплин культурологического и психолого-педагогического цикла.


Маршрут 1

Особенности художественного восприятия у детей дошкольного возраста.

Исследователи проблемы восприятия детьми художественного образа в живописи.

Использование выразительных средств искусства живописи детьми при создании художественного образа в рисунке.

Разработать методические основы формирования художественного образа в рисунке детей дошкольного возраста :


  • средства формирования;

  • формы;

  • методы и приемы.

Маршрут 2

Искусство живописи, его виды и жанры.

Выразительные средства искусства живописи.

Исследователи проблемы восприятия детьми художественного образа в рисунке.

Рисование – вид изобразительной деятельности детей в детском саду.

Роль знаний детей об изобразительном искусстве (живописи) на создание художественного образа в рисунке.

Методические основы художественного развития детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства (планирование занятий на календарный год).
Маршрут 3

Искусство графики, его виды.

Художественный анализ иллюстрации детской книги.

Анализ исследований по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с искусством графики.

Методические основы формирования графического образа у детей дошкольного возраста:


  1. средства формирования;

  2. формы;

  3. методы и приемы.

Маршрут 4

Искусство графики, его виды.

Выразительные средства искусства графики.

Виды искусства графики, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.

Иллюстративное рисование детей.

Элементы графических техник как средство выразительности детского рисунка.

Влияние знаний об искусстве графики на изобразительную деятельность детей дошкольного возраста.
Маршрут 5

Искусство скульптуры, его виды и жанры.

Выразительные средства скульптуры.

Ознакомление детей дошкольного возраста с искусством скульптуры.

Создание детьми художественного образа в лепке.

методические основы ознакомления детей дошкольного возраста с искусством скульптуры (планирование на год работы по ознакомлению детей старшей / подготовительной группы с искусством скульптуры).
Маршрут 6

Лепка детей дошкольного возраста. Виды лепки, их особенности.

Выразительные средства лепки и способы создания образа детьми в лепке.

Роль воображения в создании детьми художественного образа в лепке.

Исследования проблемы содержания и организации лепки детей дошкольного возраста.

Виды народных игрушек, их пластическое разнообразие.

Выразительные графические средства, такие как линия, пятно, штриховка являются неотъемлемой частью освоения художественной грамоты по рисунку. Из опыта работы над рисунком известно, что для каждого предмета, формы, материала, фактуры используются разные средства. К примеру, гипс или портрет мы будем передавать тонким и маленьким штрихом, одежду или предметы быта - крупным и т.д. В зарисовках мы используем чаще всего быстрый динамичный штрих, отражающий легкость и сиюминутность натуры, штрих передаёт динамику или статику происходящего явления. В качестве материала для рисунка чаще всего применяют графитный карандаш. Еще в античную эпоху использовались свинцовые и серебряные штифты. В Средневековье к ним добавились оловянные и из сплава свинца и олова. В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый итальянский карандаш (черный мел), который в XVI в. был окончательно вытеснен графитным. Однако первые графитные карандаши плохо держались на бумаге и пачкались. В 1720 г. француз Н. Конте предложил обрамлять графитные стержни деревянными дощечками, чтобы уменьшить их ломкость и сделать более удобными в работе. До сих пор мы пользуемся графитным карандашом, но сейчас существует множество других материалов, такие как уголь, сангина, сепия, соус, тушь, чернила, гелевые ручки, линеры и множество других. Эти материалы помогают нам добиться огромной выразительности в рисунке . Следует отметить, что такой подход в настоящее время отражает в большей степени отечественную систему художественной подготовки .

Рассмотрим более точно, что же такое штрих и как он связан с пятном и линией. Штрих- изобразительное средство графического искусства, один из основных элементов рисунка. Он представляет собой короткую линию, выполненную одним движением руки. В зависимости от направления линий, штрихи могут быть прямыми, наклонными, перекрестными и другими. Различия в толщине, длине, динамике штрихов играют большую роль в формировании выразительных особенностей рисунка. Прием работы штрихом называется штриховкой или штрихованием. С помощью штрихов передают объем фигур и предметов, контур, форму, фактуру и пространство. При помощи штрихов мы можем создавать эффекты света и тени. Близко расположенные параллельные штрихи воспринимаются глазом как тоновое пятно .

При использовании мягких материалов (карандаша, угля, сангины, соуса, пастели) структура штриха может уничтожаться. Такой прием называется тушеванием. С помощью тушевки создаются мягкие, плавные тональные градации, происходит растирание мягких рисовальных материалов на бумаге. В штриховке самое главное - это просветы, которые образуют пересечения линий или пятен. Они указывают на движение формы, фактуру и тон. Классической формой просвета в штрихе является ромб, с помощью этой косой клетки можно передать форму, пространство и материальность предметов. В зависимости от нажима карандаша, пера с тушью штрих становится темным или светлым, мягким или жестким. В штриховом наброске (как и в линейном) нанесение контура является первоочередным делом, и штриховая линия также при этом способна выполнять несколько функций. Рядом параллельных или перекрещивающихся в разных направлениях штрихов создается так называемое штриховое тональное пятно требуемой силы. К тому же штриховая линия может быть длинной, короткой, широкой, тонкой, едва заметной. Пластические качества штриха дают разнообразные художественные возможности. Непрерывность движения карандаша имеет существенное значение, так как в процессе работы художника одновременно происходит не только отбор нужного для обобщенного изображения, но и увязка отдельных частей, пластическое подчинение их целому. Лишь после нанесения контура можно отнять карандаш от бумаги, чтобы, заканчивая набросок, наметить внутри или вне его некоторые характерные детали, подчеркнуть штрихами объем или показать затененность. К графическим средствам изображения в набросках предъявляются особые требования: они должны быть просты, экономны и универсальны, чтобы способствовать быстроте работы при решении разнообразных задач в походных условиях. Такими графическими средствами, обладающими широкими возможностями и применяющимися при исполнении набросков, являются линия и ее видоизменение - штриховая линия, или штрих.

Рассмотрим более подробно линию. Богатейшие, неисчерпаемые возможности рисунка в первую очередь связаны с использованием линии, которая является квинтесенцией рисунка. Линией можно назвать абстрактное, условное средство для осознания границ, форм и изломов формы предметов. Но это средство рисунка крайне необходимо. Энгр говорил своим ученикам, что существует даже линейный рисунок у дыма . Линии бывают разные. Линия, оставляемая острием карандаша или рейсфедера с тушью, движение которого направляется каким-либо чертежным инструментом (линейкой, лекалом или циркулем), называется «чертежной». На всем протяжении она одинакова по ширине. Это считается ее достоинством. Но в наброске такая линия непригодна - она безжизненна .

Линия, свободно проведенная графитным карандашом или другим инструментом с красящим материалом, и есть основное графическое средство, применяемое в наброске и передающее плоскостность и двухмерность изображения. При этом линия может быть длинной, короткой и даже превратиться в точку. Наброски, исполняемые такой линией, принято называть линейными. Линия также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Примером может служить рисунок великих художников эпохи Возрождения. При использовании силуэтного абриса фигуры можно добиться восприятия пропорциональности целого, гармонии общего и пластичности строения отдельного предмета . Применение разных по характеру линий дает художнику возможность решать пластические и пространственные задачи.

Кроме того в рисунке мы используем тональное пятно. Им называют плоское цветовое пятно на более тёмном или более светлом фоне. Рисунок пятном может быть силуэтным и не силуэтным. В нём могут использоваться градации тона, от светлого к более тёмному и наоборот. В силуэтном изображении можно добиться большой выразительности с помощью форм, положения и освещённости изображаемого. Пятно при кажущейся непластичности может показать бесконечное разнообразие состояний и сюжетных ситуаций. Тональное пятно применяется при решении следующих задач: при выявлении или подчеркивании объемности натуры; для передачи ее освещенности; при желании показать силу тона, окраску формы и ее фактуру; для передачи глубины пространства, окружающего форму. Тональное пятно создается внутри контура параллельными или перекрещивающимися штрихами. В этом случае на силу тонального пятна воздействует ширина линий или штрихов и светлых промежутков, остающихся между ними, которые должны соответствовать размеру исполняемого рисунка . При использовании для наброска «сухих» материалов (мягкие графитные и угольные карандаши, обыкновенный и прессованный уголь, «соус», сангина) тональное пятно нужной силы достигается с помощью жесткой кисти, растушевкой или просто пальцем. Чернила и тушь в готовом виде или разведенные водой кладутся на бумагу мягкой или жесткой кистью. Бывает так, что тональное пятно наносится в начале работы, сразу, а затем уже по натуре уточняется контур изображаемой формы. Нередко в работе над набросками применяются все графические средства: линия, штрих и тональное пятно или в комбинациях: линия и тон. Следует иметь в виду, что выбор этих средств определённо связан с особенностями графического материала. Важно знать также, что при оценивании рисунка именно владение выразительными графическими средствами и материалами, умение быть гибким в выборе того или иного технического приема рисования, является одним из главных критериев .

Таким образом, все выразительные средства являются неотъемлемой частью любого рисунка. С помощью штрихов передают объем фигур и предметов, контур, форму, фактуру и пространство. При помощи них мы можем создавать эффекты света и тени. Линию можно назвать самым главным выразительным средством рисунка. Она может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Линейным абрисом можно добиться восприятия пропорциональности целого, гармонии общего и пластичности строения отдельного предмета. Линию в свою очередь поддерживает штрих и тональное пятно. Тональные пятна одной силы, выполненные штрихами или акварелью, отличны друг от друга по своему звучанию. Поэтому один и тот же объект, изображенный на бумаге разными материалами, зрительно воспринимается по-иному, имеет свой изобразительный язык, обладает особыми художественными качествами.

Особенности творческой манеры (стиля) художника (материал, техника, выразительно-изобразительные средства)

За тридцать лет творческой деятельности Рачев исполнил сотни иллюстраций, и в каждой его работе, будь то красочная акварель к детской сказке, натурный рисунок животного или аллегорический образ басенного персонажа, виден умный, добрый и веселый человек, глубоко чувствующий поэзию родной природы, любящий людей и ненавидящий тех, кто мешает им жить дружно и счастливо. Это цельное жизнеутверждающее мировоззрение является основой искусства Рачева и определяет ведущую тему его творчества.

Иллюстрации Е. Рачева добрые и веселые, занимательные и поучительные, знакомы не одному поколению читателей. Их главные герои - звери. Но ведут они себя, думают, ходят и говорят, как люди. Прием очеловечивания зверей использует

Е. Рачев для создания ярких и выразительных образов. Для полноты их характеристик наряжает своих героев в костюмы. Именно в его исполнении сразу встают перед глазами волк, удящий рыбу хвостом, лиса верхом на волке, хитрый кот и незадачливый медведь. Все в щегольских кафтанах или крестьянских залатанных зипунах: художник хорошо знал русский костюм и быт.

Е.М. Рачев - волшебник, под кистью которого сказка оживает до такой степени, что смотришь и смотришь на этих зайцев, лис, медведей, и никак не налюбуешься. Все животные и звери - герои рисунков Рачева «одеты» как люди, в человеческую одежду, тем самым Рачев показывает, что за сказочным сюжетом и сказочными образами скрываются реальная жизнь и реальные человеческие отношения. Цветные рисунка Рачева нарядны, красочны, декоративны. Работал художник акварелью, которую клал тонким прозрачным слоем, гуашью и углем. Художник всегда выбирал для своих иллюстраций наиболее острые и драматические или комические моменты, сюжеты, чтобы раскрыть перед ребенком самую суть произведения.

Стремясь к психологической выразительности и социальной заостренность образов, художник использует тонко наблюденные им природные качества, повадки и привычки животных, вводит в свои иллюстрации костюм, обстановку, предметы обихода.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса