Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Левитан над вечным покоем описание. Левитан. «Над вечным покоем. В чем живописное достоинство картины

Над вечным покоем, 1894

Над вечным покоем - одна из самых мрачных, и, вместе с тем, значительных работ Левитана, о которой сам он писал в письме к Павлу Третьякову: "В ней - я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием..." Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена. Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из друзей художника назвал "реквиемом самому себе".

Над вечным покоем, 1894. Картина Левитана. Шедевры русского пейзажа, фото - Исаак Левитан. Официальный сайт. Жизнь и творчество. Живопись, графика, старые фото. - Над вечным покоем. Высокий мыс, вода, серое озеро, берег, часовня, земля, тоска, мрак, одиночество. Исаак Левитан, картина, шедевр, рисунки, фото, биография.

Михаил Нестеров об Исааке Левитане:

"Говорить о Левитане мне всегда приятно, но и грустно. Подумать только: ведь он был лишь годом старше меня, а я как-никак еще работаю. Работал бы и Левитан, если бы "злая доля", ранняя смерть не отняла бы у нас, всех знавших и любивших его, всех старых и новых почитателей его таланта, - чудесного художника-поэта. Сколько дивных откровений, сколько не замеченного никем до него в природе показал бы людям его зоркий глаз, его большое чуткое сердце. Левитан был не только прекрасным художником - он был верным товарищем-другом, он был настоящим полноценным человеком..." »

А.А. Федоров-Давыдов об Исааке Левитане:

"Исаак Левитан - один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Его искусство впитало горести и радости своего времени, переплавило то, чем жили люди, и воплотило творческие искания художника в лирических образах родной природы, став убедительным и полноценным выражением достижений русской пейзажной живописи..." »

Александр Бенуа об Исааке Левитане:

"Самым замечательным и драгоценным среди русских художников, внесших в черствый реализм живительный дух поэзии, является безвременно умерший Левитан. В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1891 года. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы. Появление же «Тихой обители» произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог..."

Исаак Левитан. Над вечным покоем.

Исаак Левитан.
Над вечным покоем.

1894.
Холст, масло. 150 x 206.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.


«Над вечным покоем» - это третья среди картин своеобразной драматической трилогии, созданной Левитаном в первой половине 1890-х годов. - (наряду с картинами "У омута" и "Владимиркой").

Впервые в картине мастера помимо поэтической красоты вечной природы чувствуется философское отношение к бренности человеческого бытия. Под клубящимися свинцово-лиловыми тучами на крутом и пустынном берегу огромного, простирающегося до самого горизонта озера стоит ветхая деревянная церковь.

Позади нее укрывают унылый погост сгибающиеся под резкими порывами ветра немногочисленные деревья. А вокруг – ни души, и только тусклый свет в окне церквушки дает призрачную надежду на спасение.

Не случайно художник выбрал подобный ракурс отображения образа. Картина полна чувства глубокой тоски, бессилия и одиночества, но очень выразительна точка зрения автора, которая направляет зрителя ввысь, навстречу холодным воздушным потокам.

«Над вечным покоем» - одна из самых значительных работ Левитана, о которой сам он писал в письме к Павлу Третьякову:


"В ней - я весь.
Со всей своей психикой,
со всем своим содержанием..."


Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена. Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из друзей художника назвал "реквиемом самому себе".

Cкачать Симфония №3 "Героическая" . бесплатно на pleer.com
Сергей Есенин.
Слезы

«Чем больше я видался и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить... большое чувство и поэзию в искусстве...

Я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались возможно более эффектными, - это не искусство.

Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух - тот глагол, которым пророку было повелено жечь сердца людей. Что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в жесте - как в речи.

Я сделал из этих новых для меня впечатлений надлежащие выводы для моей собственной работы в театре»
(Ф.И. Шаляпин).

…Картины Левитана вызывали такую же боль, как воспоминания о страшно далеком, но всегда заманчивом детстве.

Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж печален всегда, когда печален человек. Веками русская литература и живопись говорили о скучном небе, тощих полях, кособоких избах. "Россия. нищая Россия, мне избы черные твои, твои мне песни ветровые, как слезы первые любви".

Из рода в род человек смотрел на природу мутными от голода глазами. Она казалась ему такой же горькой, как его судьба, как краюха черного мокрого хлеба. Голодному даже блистающее небо тропиков покажется неприветливым.

Так вырабатывался устойчивый яд уныния. Он глушил все, лишал краски их света, игры, нарядности. Мягкая разнообразная природа России сотни лет была оклеветана, считалась слезливой и хмурой.

Художники и писатели лгали на нее, не сознавая этого.
Левитан был выходцем из гетто, лишенного прав и будущего, выходцем из Западного края - страны местечек, чахоточных ремесленников, черных синагог, тесноты и скудности…

Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам; но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков…

Левитан увидел прелесть дождей и создал свои знаменитые "дождливые работы": "После дождя" и "Над вечным покоем"…

В картине "Над вечным покоем" поэзия ненастного дня выражена с еще большей силой. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.

С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берез сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. Косые холстины дождя закрывают просторы.

Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.
Константин Паустовский. «Исаак Левитан».

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Холст, масло. 150x206 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Работа над картиной проходила летом 1893 на озере Удомля, близ Вышнего Волочка. По поводу приобретения картины И.И.Левитан писал П.М.Третьякову 18 мая 1894: "Я так несказанно счастлив, что моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточноно что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием...".

В частном собрании в Москве находится этюд "Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца", с которого написана церковь в картине. По свидетельству А.П.Лангового, ранее он принадлежал П.М.Третьякову. При работе Левитана над картиной художник взял этюд из галереи, после чего "...Павел Михайлович сказал Левитану, что этюд ему больше не нужен, и предложил взять его обратно, заменив другим по его выбору".

Эскиз картины под названием "Перед грозой" (бумага, графитный карандаш) находится в ГТГ.

Глубокой философией, размышлениями о человеческой судьбе проникнута картина Исаака Левитана "Над вечным покоем".

Эта картина занимает особое место в творчестве художника. Это не только философский пейзаж-картина. Здесь Левитан стремился выразить свое внутреннее состояние. "...В ней я весь со всей своей психикой, со всем моим содержанием...", – писал он.

Левитана всегда волновала ширь водного простора. Он писал, что чувствует "себя одиноким с глаза на глаз с громадным водным пространством, которое просто убить может..." На Волге художник преодолел это чувство. В картине же "Над вечным покоем" огромная водная гладь и тяжелое небо давят на человека, будят мысль о ничтожности и быстротечности жизни. Это один из самых трагических пейзажей в мировом искусстве. Где-то внизу у края разлившегося озера на юру приютилась деревянная церквушка, рядом кладбище с покосившимися крестами. Безлюдье, свистит ветер над вздыбленным озером. Возникают определенные ассоциации: озеро, небо со сложной игрой света и облаков воспринимаются как огромный, суровый, вечно существующий мир. Человеческая жизнь подобна маленькому острову, виднеющемуся вдали, который в любой момент может затопить вода. Бессилен человек перед всевластной и могущественной природой, он один в этом мире, как слабый огонек в окне церквушки.

Я так несказанно счастлив сознанием, что последняя моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, – но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием, и мне до слез больно бы было, если бы она миновала Ваше колоссальное …
Из письма Левитана П.М.Третьякову от 18 мая 1894
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=3

Над вечным покоем – одна из самых мрачных, и, вместе с тем, значительных работ Левитана, о которой сам он писал в письме к Павлу Третьякову: "В ней – я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием..." Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена. Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из друзей художника назвал "реквиемом самому себе".

"Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года." (К.Паустовский)

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» является заключением драматической трилогии, которую художник создал в начале 1890-х годов. К этой трилогии принято относить картину «У омута» и «Владимиркой». Многие улавливают в картине «Над вечным покоем» не только воспевание вечной красоты природы, но и философское размышление о бренности человеческого бытия. Ветхая деревянная церквушка стоит на пустынном берегу огромного озера под клубящимися свинцово-лиловыми тучами. На заднем плане изображен унылый погост, над которым согнулись под резкими порывами ветра деревья. Вокруг ни души, лишь свет, мерцающий в окне церкви, дает страннику небольшую надежду на спасение. Картина переполнена чувством глубокой тоски, одиночества и бессилия. Художник не случайно определил ракурс отображения образа. Чувствуется точка зрения автора картины, которая устремляет взоры зрителя ввысь наперекор холодным воздушным потокам.

Работа Левитана «Над вечным покоем» по праву является наиболее яркой и значительной в творчестве художника. В своих письмах к П.Третьякову, Левитан писал, что полностью сам воплотился в нее. Своим содержанием и психологическим состоянием она полностью соответствует его настрою. Не случайно один из друзей Левитана назвал эту работу «Реквиемом самому себе». Рождалось это произведение под печальную торжественную музыку Бетховена, а именно, траурный марш из «Героической симфонии».

Левитан считается художником печального пейзажа. Его пейзажи часто вызывают боль и уныние. Многие связывают это с воспоминаниями о далеком и грустном детстве автора, ведь пейзаж всегда печален, когда печален человек. Рассматривать картину Левитана «Над вечным покоем» лучше медленно и вдумчиво. Как и многие другие работы, она не ошеломляет глаз, а наоборот точна и скромна, подобна рассказам Чехова, но чем глубже всматриваешься в нее, тем милее становится глубина и ее пронзительность. Ощутив прелесть дождей, художник создал знаменитые полотна «После дождя» и «Над вечным покоем». Написана картина «Над вечным покоем» была в Тверской губернии, на берегу озера Удомли. В ней поэзия ненастного дождливого дня выражена с большой силой.

Пожалуй, нельзя назвать другого художника кроме Левитана, который мог передать неизмеримые просторы русского ненастья с такой печальной силой. Величие этого ненастья ощущается через покой и торжество.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса