Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Гуманистическая психология предмет исследования. Гуманистическая психология: основные положения и методы, представители, интересные факты

Предмет гуманистической психологии: Модель идеальной личности

Представители гуманистической психологии: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл

Гуманистическая психология (англ. humanistic psychology) - направление в западной, преимущественно американской, психологии. Гуманистическая психология сформировалась в 1960-х гг. XX в., предметом изучения являются психологически здоровые, зрелые, творчески активные представители человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни.

Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии:


а) человек целостен и должен изучаться в его целостности;

б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения;

в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность;

г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Истоки гуманистической психологии лежат в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Общая методологическая платформа гуманистической психологии реализуется в широком спектре различных подходов:

В работах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности.

Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др.

Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности.

Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (С. Джурард,

В. Франкл, А. Маслоу).

Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах

К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.

Основной областью практического приложения гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика:

Недирективная психотерапия К. Роджерса (Человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.

Другая важная область практического приложения гуманистической психологии - гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности.

Третья область практического приложения гуманистической психологии - социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К. Роджерс.

Успехи гуманистической психологии в этих прикладных областях во многом определили её социальную платформу, основанную на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (А. Маслоу).

Заслуга гуманистической психологии в том, что она поставила на первый план изучение важнейших проблем личностного бытия и развития, задала психологической науке новые достойные образы как самого человека, так и сущности человеческой жизни.

Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.

(Д. А. Леонтьев.)

Практическое занятие №3

«Основы психологии общения. Пути решения конфликтов»

Вопрос 2: Личность в группе и коллективе. Педагогическое руководство коллективом

В зависимости от поведения участников конфликта, в том числе и тех, кто его решает, различают следующие способы разрешения конфликта:

1. уклонение - человек, предвидя возникновение конфликта, выбирает такой стиль поведения, который не приведет к конфликту. При этом человек тщательно обдумывает свое поведение, а организация проводит политику, которая имеет профилактическую цель, то есть отдел персонала отслеживает причины возникающих конфликтов, а также появившиеся напряженности и принимает меры к их разрешению, снятию;

2. сглаживание конфликта - используются разные аргументы, включая убеждение другой стороны в необходимости сотрудничества. В частности, когда при обсуждении вопроса, программы высказывается много замечаний, их можно нейтрализовать с помощью некоторых методов, включая, например, такие, как ссылка на авторитеты, условное согласие, перефразирование замечаний, их предупреждение и т.д. Недостаток этого стиля состоит в том, что обычно конфликт заглушается, но не разрешается;

3. принуждение - противника заставляют принять другую точку зрения. Такой вид поведения наиболее присущ руководителю, когда у него возникают разногласия с подчиненным. Принуждение почти всегда вызывает возмущение подчиненного, антипатию. Такие решения обычно сковывают инициативу подчиненных, что для организации нерационально;

4. поощрение - предоставление преимущества человеку в обмен на его согласие с предполагаемым решением.

Хотя этот вид поведения можно рассматривать как компромиссный, есть большая вероятность, что конфликт останется;

5. компромисс - одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь частично.

Способность к компромиссам - важнейшая черта, которую, при желании, может воспитать в себе каждый человек. Однако компромисс нецелесообразен на ранних стадиях развития конфликта, так как прекращает поиск наиболее эффективного решения. Предположим, уточняется стратегия мебельного комбината.

Спор в выборе альтернатив идет между отделом
маркетинга, отделом персонала и производственным отделом. Если административный директор, которому поручено согласовать позиции отделов, слишком рано примет одно из предложений за основное, то он не учтет и не рассмотрит другие варианты и, возможно, лучшее решение принято не будет. Прекратив дискуссию, определив решение на этой стадии, он прекратит поиск и анализ других альтернатив.

Задача руководителя заметить тот момент, когда предложения начнут повторяться, и только тогда остановиться на компромиссном решении;

6. предупреждение конфликта - совокупность мероприятий в основном организационного и разъяснительного характера. Речь может идти об улучшении условий труда, более справедливом распределении вознаграждений, обеспечении строгого соблюдения правил внутренней жизни, служебной этики и т.д.

Разрешение конфликта во многом зависит от уровня профессиональной компетенции руководителя, его умения взаимодействовать с работниками, что не в последнюю очередь определяется его общей культурой.

2. Педагогический конфликт как отдельная отрасль конфликта

2.1 Особенности, виды и стадии развития педагогического конфликта

Существует несколько классификаций конфликтов.

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» (между работниками одного уровня), «вертикальные» (между руководителем и подчиненными) и «смешанные», а так же:

1) конфликты деятельности, возникающие по поводу невыполнения учеником учебных заданий, неуспеваемости, вне учебной деятельности;

2) конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;

3) конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

В первой группе - мотивационные конфликты. Они возникают между педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и ребятами возникают неприязнь, противостояние, даже борьба.

Во второй группе - конфликты, связанные с плохой организацией обучения в школе. Имеется четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе. Первый период - первый класс: происходит смена ведущей деятельности, с игровой на учебную, появляются новые требования и обязанности, адаптация может длиться от 3 месяцев до 1,5 лет. Второй конфликтный период - переход из 4 в 5 класс. Вместо одного учителя ребята занимаются у разных учителей-предметников, появляются новые школьные предметы. В начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема: необходимо решить, что делать после 9-го класса - идти в среднее специальное учебное заведение или продолжить учебу в 10-11 классе. Для многих молодых людей 9 класс становится чертой, за которой они вынуждены начинать взрослую жизнь. Четвертый конфликтный период: окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в ВУЗ, начало личной и интимной жизни.

Третья группа педагогических конфликтов - конфликты взаимодействий учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Эти конфликты происходят по причине субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентацией. Наиболее распространены среди «ученик - ученик» конфликты лидерства, в средних классах конфликтуют группы мальчиков и девочек. Конфликты во взаимодействиях «учитель-ученик» помимо мотивационных, могут вспыхнуть конфликты нравственно-этического характера. Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: от проблем школьного расписания до столкновения интимно-личностного порядка. Во взаимодействии «учитель-администрация» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения.

Особенности конфликтных ситуаций в трех возрастных категориях:

В младших классах: переживания носят кратковременный характер; ребенок нуждается в защите и поддержке учителя; конфликты часто связаны со стилем и тактикой учителя на поступки учащихся.

В подростковый период: наступает потеря интереса к учебе; проявляется недисциплинированность учащихся; конфликты чаще возникают при ошибках в методике оценивания знаний и умений со стороны педагогов.

В старших классах: завышение требований ко взрослым при снисходительном отношении к себе; характерна эмоциональная неустойчивость; отстаивание своей точки зрения в ответ на доминантную позицию педагога - приводит к конфликтам.

Для девочек более характерны вербальные формы разрешения конфликтов. Мальчики склонны к выраженной телесной агрессивности в разрешении конфликтов.

Все конфликты, несмотря на их разнообразие, развиваются по определенной схеме:

1. Конфликтная ситуация (спор, между заинтересованными сторонами). На этом этапе конфликтующие стороны обсуждают конкретный предмет разногласия.

2. Конфликт (столкновение интересов участников, активна конфронтация). На этом этапе конкретный вопрос отходит на второй план, происходит столкновение на уровне подходов и мнений. Привлекаются другие доказательства и аргументы.

3. Расширяющийся конфликт (в ситуацию втягиваются другие участники). В этот момент в качестве арбитров и болельщиков в конфликт втягиваются другие члены коллектива. Вопрос принимает общечеловеческий характер. Вспоминаются старые прегрешения и обиды.

4. Всеобщий конфликт (большинство сотрудников охвачено поисками виноватых). На заключительном этапе понять первопричину невозможно. Идет настоящая война партий «до последнего патрона».

Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников, Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях. Конфликтные взаимоотношения учителя с подростком могут измениться в лучшую сторону, если учитель будет ориентироваться не на его внешнее поведение, а на внутреннюю позицию, т.е. сможете понять его цели, интересы и мотивы. Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Учителя и школьники часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако надо стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал в личностную.

Педагогические ситуации могут быть простыми и сложными. Первые разрешаются учителем без встречного сопротивления учеников через организацию их поведения

Особенности педагогических ситуаций и конфликтов

Педагогическая ситуация определяется Н. В. Кузьминой как “реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и
взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них”.

В педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так. В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учениками по поводу его конкретного поступка, действия в школе.

В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам: останавливает драку, предупреждает ссору между учениками, просит помочь в подготовке к уроку, включается в разговор между учениками, проявляя порой находчивость.

В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации, влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно.

При разрешении педагогических ситуаций действия часто определяются личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым. Для учителя и ученика различные ситуации могут быть школой познания других людей и самого себя.

Конфликт в психологии определяется как “столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями”. Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.п. Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт. Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от “милости” учеников.

Практическое занятие №4

«Методы воздействия на человека. Педагогические технологии»

Вопрос: Методы воспитания

Метод воспитания не придумывается, не создается произвольно, он даже не является продуктом творчества субъекта. В выборе метода субъект полностью зависит от того, каким он предвидит результат.

Предвосхищение воспитательного результата в сознании педагога создает предпосылки для мысленного конструирования пути (путей) достижения предполагаемого результата. Категория метода воспитания отражает двойственное предвосхищение “знаю, чего хочу получить, знаю и как этого достичь”.

Метод воспитания – это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.Следовательно, метод выводится в процессе осознания поставленной цели, он жестко диктуется ходом производимого мысленного анализа. По количеству, методов не может быть ни много, ни мало – ровно столько, сколько необходимо для программируемого результата, исходя из природы данного результата. Система методов воспитания сложна, потому что цель воспитания многопланова, многомерен человек, противоречивы взаимоотношения его с миром. Вся эта сложность добавляется традиционно укрепившемся смешением понятий “методы воспитания” и ”методы воздействия”. Говоря о первом, многие педагоги разумеют второе, сводят предполагаемый результат воспитания к конкретной сиюминутной реакции ребенка. Например, говорят: “Применил метод упражнения, когда организовывал правильное поведение ребенка”, или “Я воспользовался убеждением, разъясняя детям значение нормативного поведения”. Не отрицая, правомерность сказанного, отметим. Что сказанное относилось к методам воспитательного воздействия – отнюдь не к методам воспитания.Если известны факторы воспитания, (а они нам известны), то, следовательно, остается произвести проекцию этих факторов на реальность воспитательного процесса и обозначить факторные (объективно обусловленные) влияния как способы воспитания личности. Разумеется, эти факторные влияния нуждаются в педагогической инструментовке. Конечно же, педагог не пассивно наблюдает, какое воздействие производят факторы формирования личности. Он задает им определенное направление (социально-ценностный вектор), сопровождая происходящее педагогическим комментарием, инициируя социально-ценнностную реакцию детей. Но зная факторы формирования, педагог уже знает и способы воспитания. Как садовник: зная то, что необходимо для высокой урожайности яблони, обеспечивает это необходимое, и его объективно обусловленные действия квалифицируются как методы взращивания плодовых деревьев.

Следовательно, если посмотреть на метод воспитания с точки зрения содержательного влияния, организуемого педагогом, то таковым выступает конструирование системы педагогических воздействий на детей в полном соответствии осмысленным основным факторам развития в формировании личности.

Фактор социальной среды в личностном формировании трансформируется в воспитательной практике в метод организации воспитывающей среды, а точнее, в метод организованного взаимодействия детей со средой.

Фактор собственной активности человека, решительным образом влияющий на развитие человека, проходит педагогическую трансформацию и получает название метода организации воспитывающей деятельности.

Фактор возвратно-оценочного влияния взрослых на ребенка проецируется на воспитательную действительность, трансформируясь в организованное осмысление ребенком разворачивающейся жизни.

Посмотрим, как происходит учет трех факторов воспитания в школьной практике.

Обустраивается дом, в котором протекает воспитательный процесс. Его архитектура, дизайн, внутреннее расположение функционирующих помещений продумывается. Директор школы, как правило, участвует в обсуждении строительных проблем, и его голос не последний в принятии решений. Продумывается устройство школьного двора, сада, площадок. Планировка диктуется воспитательными задачами. Чистота, порядок, красота – основные характеристики предметной среды воспитательного учреждения. Но эту среду воспроизводят в дальнейшем дети, усилиями своими поддерживая порядок, чистоту, воссоздавая красоту. В этом доме скоро складываются традиции, рождается психологический климат, совершаются события. Каждый из детей каким-то образом реагирует на данную, текущую перед ним жизнь, участвуя в ней, либо отстраняя ее себя от нее. Педагоги, выстраивая содержание школьной жизни, заботятся о том, чтобы в ней был значим каждый ребенок и чтобы каждый ребенок был субъектом жизни школьного дома.Самая разнообразная деятельность организуется в школе – именно такое разнообразие вовлекает детей в разносторонние отношения к жизни. Если в ходе организованной педагогами деятельности формируются социально – культурные и психологически значимые ценностные отношения, то такого порядка деятельность способствует личностному развитию.Педагоги школы постоянно апеллируют к сознанию детей, помогая осмыслить важное в жизни человека, раскрывая сущность того или ионго явления, участниками либо наблюдателями которого становятся дети, так чтобы постоянно развивалась способность ребенка осознавать свое “Я” в
системе социальных отношений и процессе взаимодействия с действительностью.

Таким образом, надо признать существование трех методов воспитания стратегического плана: 1) метод организации воспитывающей среды; 2) метод организации воспитывающей деятельности, то есть взаимодействия детей со средой; 3)метод организации осмысления ребенком разворачивающейся перед ним жизни. Перечисленный методы носят факторный характер: обладают силой объективного, неотвратимого влияния на подрастающую личность. Иногда все эти методы называют методами организации жизни ребенка.

Практическое занятие №5

«Образовательная система России»

Вопрос: Образовательные уровни и типы образовательных учреждений.

Уровни общего и профессионального образования

1. В государствах-участниках устанавливаются следующие образовательные уровни:

Основное общее образование;

Среднее (полное) общее образование;

Начальное профессиональное образование;

Среднее профессиональное образование;

Высшее профессиональное образование;

Послевузовское профессиональное образование.

2. Типы образовательных учреждений:

Дошкольные;

Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

Учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

Учреждения дополнительного образования взрослых;

Специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

Учреждения дополнительного образования детей;

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. В Содружестве Независимых Государств действуют государственные и негосударственные образовательные учреждения.

Негосударственные образовательные учреждения могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных национальным законодательством. Их деятельность в части, не урегулированной настоящим модельным Законом, регулируется национальным законодательством

Практическое занятие №6

«Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности»

Вопрос: «Методы воспитания в семье»

Велика роль семьи в воспитании ребенка, ведь именно в этой ячейке нашего общества ребенок находится большую часть времени. Именно здесь он формируется как личность. Здесь он чувствует заботу, ласку и любовь. В семьях, где царит взаимопонимание, и уважение обычно вырастают хорошие дети. Многие считают, что самое главное в воспитании ребенка, чтобы малыш был накормлен, чисто одет и вовремя лег спать. Но это ошибочное мнение. Воспитание - непростая работа, требующая много сил и энергии. Ведь родителям приходится не только словами, но и личным примером воспитывать свое чадо.С первых дней своей жизни ребенок ощущает влияние мамы и папы. Это и является одним из основных методов воспитания детей в семье. Но не всегда личный пример помогает получить положительный результат. Тогда стоит применять другие методы воспитания. Два из них мы очень хорошо знаем метод «кнута» и метод «пряника». За хорошие поступки ребенка поощряют, а за плохие - наказывают. Иногда приходится потратить много сил, чтобы убедить ребенка в неправильности его поступков. Доказать ему, что он сделал очень плохо. Но если это произошло, то его память надолго сохранит все приведенные нами доводы. Убеждение - это еще один из методов воспитания ребенка в семье.Основой воспитания детей из покон веков являлся труд. Приучать ребенка к труду необходимо с раннего возраста. В противном случае ваши надежды в будущем могут не оправдаться. Дети вырастут настоящими бездельниками и эгоистами. Нельзя освобождать их от трудовых обязанностей. Независимо, какое материальное положение семьи, каждый ребенок должен иметь свои обязанности по дому. Выполнять их он должен ответственно и без напоминания. Не забывайте, что воспитывая своё чадо, не следует допускать шаблонности. Каждый ребенок это отдельный мир: одни дети более подвижны, другие смелые и решительные, а третьи наоборот медлительные, застенчивы и обидчивы. Но подход надо найти ко всем. И чем быстрее этот подход будет найден, тем меньше проблем создаст ребенок в будущем. В большинстве семей на первый план ставятся эмоции и чувства к своему ребёнку. Редко кто из родителей пытается оценить свое дитя, мы его любим и принимаем таким, какое оно есть. Этот момент является основной особенностью воспитания детей в семье. И хотя мы часто слышим, что любовью ребенка никогда не испортишь, это неправда. От большой любви мы потакаем всем его капризам, готовы исполнить любое его желание. Таким своим поведением мы портим наше чадо. Любя ребенка, мы должны уметь отказать ему. Если же мы этого не может сделать, значит, у нас возникли проблемы в воспитании детей в семье. Позволяя малышу делать все, что угодно, мы любовью прикрываем свою слабость.

Говоря о воспитании детей в семье, нельзя забывать и об их нравственности. В чем же оно заключается? С самых первых дней жизни, еще не умея говорить и передвигаться, ребенок начинает «оценивать» обстановку в семье. Спокойный ласковый тон в разговоре, уважение друг к другу помогут выработать в ребенке нравственные потребности. Постоянный крик, ругань, хамство приведут к отрицательным результатам. Нравственное воспитание в семье начинается с: отзывчивости, доброты, непримиримости к проявлению зла. Из всего вышесказанного мы видим, что роль семьи в воспитании ребенка огромна. Первые знания, поведение, привычки, которые получит человек в семье, останутся с ним на все годы жизни.

Часть III

Проотокол

Учебно-исследовательского задания 3.2

Бахматов Артем Викторович

Учебно-исследовательское задание 3.2

ДИАГНОСТИКА ЭМПАТИИ

Цель. Диагностика эмпатии с помощью с помощью модифицированного опросника А.Меграбяна и Н.Эпштейна.

Задание . Внимательно прочтайте приведенные ниже утверждения и, ориентируясь на то, как

Вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите степень своего согласия или несогласия с каждым из них. Для этого в соответствующей графе ответного листа поставьте галочку.

Пояснение к заданию. Прежде чем приступить к выполнению дан­ного задания, внимательно прочитайте в специальной литературе главы, посвященные эмпатии. Помните, что эмпатия составляет ядро коммуника­ции, она способствует сбалансированности межличностных отношений. Развитая эмпатия - один из важнейших факторов успеха в тех видах дея­тельности, которые требуют чувствования в мир партнера по общению: в психологии, педагогике, искусстве, медицине, журналистике и т.д. Поста­райтесь определить роль эмпатии в успешности Вашей жизнедеятельности и освоении избранной Вами профессии, познакомьтесь со способами раз­вития Эмпатии.

Изучите методику проведения эксперимента и подготовьте необхо­димый материал.



Номер утверждения Да (всегда) Скорее да, чем нет (часто) Скорее нет, чем да (редко) Нет (никогда)
Стены
Стандартный Процент 2,28 4,40 9,19 14,98 19,15 19,15 14,98 9,19 4,40 2,28
Мужчины <45 46-51 52-56 57-60 61-66 66-69 70-74 75-77 79-83 >84
Женщины <57 58-63 64-67 68-71 72-75 76-79 80-83 84-86 87-90 >91


Вывод: Пройдя тест Диагностики Эмпатии и получив проценты 14,98%

Нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей.

2 уровень эмпатии - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. Свойственен любым типам личности, хотя и в разных проявлениях.

Прочитав специальную литературу и выяснив, оценку своего состояния в отношении самоконтроля и самовоспитания.

Эмпатия

Часть IV

«Мои достижения»

«Официальные документы» документы об окончании школы, сертификаты официально признанных, российских, городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий, документы об, окончании музыкальной, художественной, сертификаты о прохождении практик, тестирования, участии в проектах и программах, журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах.

«Жизненный опыт» автобиография, анализ важнейших событий и эпизодов жизни, их оценка, основные этапы становления личности, факторы, события, люди, повлиявшие на это. Обучение в вузе, предпрофессиональная и профессиональная подготовка ваши оценки на всех этапах обучения в вузе, комментарии к ним, любимые предметы, преподаватели, мотивы обучения, основные периоды и этапы учения, изменения взглядов на свою будущую профессию, вуз, список курсовых и дипломных работ, отзывы преподавателей и научных руководителей, руководителей учебных, преддипломных и дипломных практик, список мест прохождения практик и выполненных работ

«Курсы по выбору и творческие работы»список дополнительных курсов, оценки, сертификаты, комментарии, приобретенные компетенции, список или структурированное представление в том или ином виде своих творческих работ, отзывы на них, в том числе в СМИ и т.п

Часть V

Словарь терминов:

Адекватный - соответствующий, подходящий для данных условий.

Амнезин – нарушения памяти

Активность психическая процесс психического отражения в форме психических актов, действий, деятельности, поведения.

Апатия - состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.

Бихевиоризм- направление в психологии, сводящее предмет психологии к анализу поведения, изучения его зависимости от внешних и внутренних материальных стимулов.

Воля способность человека сознательно управлять своей психикой и поступками.

Внутренняя речь - особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предикативностью, фрагментарностью и предельной свернутостью грамматической структуры; интериоризованная внешняя речь, первоначально предназначавшаяся для общения, а затем ставшая внутренним инструментом мышления и регуляции деятельности.



Возбудимость - способность живой системы быстро переходить из состояния физиологического покоя к деятельному под влиянием раздражения. Имеет в своей основе сложный комплекс физико-химических процессов, в наиболее отчетливой форме проявляется в нервной и мышечной тканях.

Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием как высшей инстанцией внутренняя и внешняя активность, порождаемая потребностью.

Раздражимость - свойственная всем животным образованиям способность реагировать на внешние воздействия определенным комплексом функциональных и структурных изменений. Первичное проявление деятельности живой системы, воплощающее основное ее свойство - отражать воздействия внешней среды.

Идентичность (от англ. identity – тождественность) – многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания.

Защитные механизмы - в психоаналитической теории любые психические процессы, позволяющие сознанию достичь компромиссного решения проблем, не поддающихся полному разрешению, и оградить его от негативных, травмирующих личность переживаний

Привязанность - (англ. attachment) - термин, используемый в детской психологии для обозначения формирующейся (обычно во 2-м полугодии) у младенцев избирательной П. к одному или нескольким лицам (прежде всего, к родителям или лицам, их замещающим).

Сопротивление - Общее понятие для обозначения всех особенностей психики человека, которые противодействуют снятию (или ослаблению) психологических защит, т.к. оно предполагает болезненные переживания.

Ощущение - элементарный психический процесс, представляющий собой отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств пред­метов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Память - психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем возможном воспроизведении в сфере сознания или в процессе деятельности того, что человек делал, пе­реживал, воспринимал.

Педагогика - теория и практика достижения целей воспитания, об­разования и обучения.

Перцепция - в современной психологии то же, что и восприятие. Пограничное состояние - слабо выраженные нервно-психические расстройства, состояния на грани нормы и психического отклонения.

Познавательные психические процессы - психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как про­цесс и как результат. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внима­ние, представление, !,!оображение, память, мышление, речь.

Предмет педагогики - область педагогических явлений, в которых исследуются педагогические закономерности, механизмы, условия и фак­торы эффективного обучения, воспитания и развития социальных субъек­тов - конкретных людей и коллективов.

Предмет психологии - закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека.

Представление - психический познавательный процесс воссоздания образов предметов, событий на основе их припоминания или же продук­тивного воображения.

Психика - совокупность душевных (сознательных и бессознатель­ных) процессов и явлений.

Психоанализ - учение, разработанное З. Фрейдом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека.

Психология - наука о закономерностях, механизмах, условиях, фак­торах и особенностях развития и функционирования психики.

Страсть - длительное и устойчивое эмоционалъное состояние чело­века, возникающее при сильном стремлении к кому- или чему-либо, со­провождающееся глубокими эмоциональными переживаниями, связанны­ми с соответствующим объектом.

Стресс - состояние чрезмерно сильного и длительного психологиче­ского напряжения, возникающего у человека или животного под влиянием сильных воздействий.

Субъект - конкретный носитель предметно-практической деятель­ности и познания, активный творец своей жизни.

Темперамент - психическое свойство личности, предопределяемое силой, уравновешенностью, подвижностью нервных процессов и влияю­щее в свою очередь на динамику протекания всех психических явлений, свойственных личности. Различают четыре основных вида Т.: сангвини­стический, флегматический, холерический и меланхолический.

Тест - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.

Флегматик - один из четырех основных типов темперамента, харак­теризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но отиоситель­но высокой силой нервных процессов, что проявляется в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и стремлений.

Фрейдизм - общее обозначение различных школ и учений, возник­ших на научной базе психологического учения З. Фрейда (психоанализа) и работавших над созданием единой концепции.

Характер - совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловливающая его ус­тойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющая­ся в стиле деятельности и общении.

Холерик - один из четырех основных типов темперамента, характе­ризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных про­цессов, проявляющихся в несдержанности, бурных эмоциональных реак­циях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, ми­мике, поведении.

Чувство - сложное, постоянное, устойчивое отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей.

Эмоции - простое, непосредственное переживание в данный мо­мент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

Эмпатия - способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.



Часть VI


Часть VII

Заключение

В современных условиях образование рассматривается как важнейшая ценность мировой культуры. Это проявляется, прежде всего, в отношении к человеку как к свободной и творческой личности, реализующей себя на протяжении всей жизни. Поскольку личность является активной, непрерывно развивающейся, ее деятельность должна быть направлена на созидание, на поиски новых нестандартных решений возникающих проблем, в том числе и профессионального характера.

Главная идея современного образования состоит в создании такой системы, которая обеспечит каждому человеку возможность получения и пополнения знаний, компетенций, непрерывное развитие, совершенствование, самореализацию.

В период образовательной деятельности были зафиксированы, накоплены, и оценены индивидуальные достижения.

Выполнимая работа эффективный способ рационального и прозрачного продвижения настоящих и будущих профессионалов на рынке труда, способ оценивания имеющихся у них ключевых и иных компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия работодателя с ними.


Похожая информация.


Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму.

Главным предметом гуманистической психологии является личность и ее уникальность, переживание человеком мира и осознание своего места в нем. В основу теории заложено предположение, что человек имеет врожденную способность достигать полного раскрытия своего духовного потенциала, решать все свои личностные проблемы, если он находится в оптимальной для него, дружелюбной социально-психологической атмосфере.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

На развитие гуманистической психологии огромное влияние оказал персонализм в середине XX века. Гуманистическая наука появилась в качестве альтернативного направления всем существующим в середине века психологическим школам (бихевиоризму, персонализму и психоанализу), сформировав при этом собственную концепцию личности и этапы ее развития. Главными представителями гуманистической психологии стали: А.Маслоу, К.Роджерс, Г.Олпорт и Р.Мэй. Новые направления в данной науке предопределяли собственные программы через противопоставление установившимся ранее, поскольку она наблюдала неполноценность психологических направлений. Собственные же стремления способствовали разряжению внутреннего напряжения для достижения уравновешенности при взаимодействии с окружающей средой. Гуманистическая психология призывала понять непосредственно человеческое существование на уровне между философией и наукой нашего времени.

Оригинальность гуманистической психологии (авторы А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт) в том, что она развернулась в сторону здоровой, гармоничной личности, не задетой невротическими недугами.

Основные идеи:

  • - человек не заложник своего прошлого опыта, не пассивное животное и не жертва природы;
  • - человек больше устремлен в будущее, к самореализации;
  • - главный мотив - развитие созидающего начала человеческого Я;
  • - человек должен изучаться в его целостности;
  • - каждый человек уникален.

К. Роджерс. Фундаментом личности является Я-концепция "самость".

Восприятие самого себя формируется в процессе взаимодействия с другими людьми, окружающей средой. Структура Я-концеиции:

  • - реальное Я (восприятие того, какой «я есть»);
  • - идеальное Я (представление того, каким бы «я хотел и должен быть»).

Поведение человека можно понять исключительно на основе познания его Я-концепции. Любые реакции и поведение человека обусловлены тем, как он субъективно воспринимает происходящее вокруг, каковы его субъективные переживания. Если реальное Я не совпадает с идеальным Я, то индивид оказывается в состоянии тревоги и растерянности. Это представляет опасность для Я-концепции, угрожает потерей самоуважения. Поэтому в действие приводятся механизмы психологической самозащиты, которые не пускают угрожающие переживания в сознание. Обычно это:

Искажение восприятия, или намеренно ложное истолкование своего переживания (например, ради сохранения Я-концеиции человек интерпретирует факт неназначения на руководящую должность происками злоумышленников, завистников - реакция отрицания, игнорирования переживания (например, весь мир летит кувырком, но «в Багдаде все спокойно...»).

«Полноценно функционирующий человек» должен характеризоваться:

  • - открытостью к переживаниям и благоразумием;
  • - самоприятием и уважением к себе;
  • - интернальностью (ответственностью за все, что с ним происходит, перед самим собой);
  • - творческим образом жизни, адаптивностью к реальным условиям жизни;
  • - насыщенностью жизни в каждый момент времени.

Психотерапия К. Роджерса - не директивная не предполагающая активного воздействия на пациента со стороны психотерапевта: никаких просьб, оценок, рекомендаций и советов. Только роль "выпрамляющего зеркала":

  • - слушай, поясняй его переживания, устанавливай позитивный контакт и спокойную атмосферу полного взаимного доверия;
  • - смотри на мир глазами пациента.

Пациенту отводится равноправная ответственность за терапевтические последствия..

Теория личностных черт Г. Олпорта

Основные положения гуманистической психологии сформулировал Гордон Олпорт. Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек, прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite - черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом, Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии..

Одна из наиболее современных областей психологии, гуманистическая психология выросла из потребности в более позитивных взглядах на человеческую личность. чем это было предложено в теориях психоаиализа или бихевиоризма. Основные представители гуманистической психологии, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, верили в то, что люди рождаются с желанием расти, творить и любить, что они обладают способностью распоряжаться своей жизнью. Среда обитания и общественного взаимодействия может либо способствовать, либо препятствовать этой естественной склонности. Если человек живет в угнетающей среде, она препятствует его развитию; с другой стороны. благоприятная среда способствует развитию. гуманистический роджерс олпорт маслоу

Представители гуманистической психологии также считают, что важнейшим аспектом человечности является субъективный опыт. Вероятно, это представляет самую серьезную проблему с точки зрения научной психологии, которая требует, чтобы объект изучения был доступен для прямого наблюдения и проверки. Субъективный опыт по определению не вписывается в эти критерии.

Последнее обновление: 07/06/2015

Гуманистическая психология появилась в 1950-х года как реакция на психоанализ и бихевиоризм, занимавшие в то время доминирующее положение.Психоаналитики сосредоточивали своё внимание на понимании бессознательных мотиваций, которые управляют поведением, а бихевиористы изучали процесс обусловливания, по их мнению, определявший поведение. Гуманистические мыслители же считали, что и психоанализ, и бихевиоризм слишком пессимистичны, ибо делают упор на негативные эмоций и не принимают во внимание роль личного выбора.

Гуманистическая психология фокусируется на потенциал каждого человека и подчеркивает важность роста и самореализации. Фундаментальной для гуманистической психологии является убеждённость в том, что люди добры по своей природе и что именно психические и социальные проблемы приводят к отклонениям от этой естественной тенденции.

Гуманизм предполагает также, что для человека характерна деятельность и что благодаря своей воле он преследует цели, которые помогут ему реализовать собственный потенциал. Эта потребность в самоактуализации и личностном росте представляет собой ключевой, с точки зрения психологов-гуманистов, фактор мотивации поведения. Люди постоянно ищут новые способы вырасти и стать лучше, узнать что-то новое и реализовать свои возможности.

В конце 1950-х годов Абрахам Маслоу и другие психологи организовали несколько встреч, на которых обсудили возможность формирования профессиональной организации, посвященной гуманистическому подходу к психологии. Они согласились, что такие темы, как самореализация, творчество и индивидуальность, а также связанные с ними вопросы должны стать ключевыми для нового подхода. Так, в 1961 году они создали Американскую ассоциацию гуманистической психологии.

В 1962 году Абрахам Маслоу опубликовал книгу «По направлению к психологии бытия» (Toward a Psychology of Being), в которой описал гуманистическую психологию как «третью силу» в психологии. Первой и второй были бихевиоризм и психоанализ соответственно.

Тем не менее, не стоит думать об этих направлениях как о конкурирующих между собой. Каждая ветвь психологии вносит вклад в наше понимание человеческого разума и поведения. Гуманистическая психология добавила ещё один аспект, который делал представление о личности целостным.

Гуманистическое движение оказало огромное влияние на развитие психологии и способствовало появлению новых подходов к работе с психическим здоровьем человека. Психологи стали по-новому понимать поведение и мотивы человека, что привело к развитию новых методов психотерапии.

К основным идеям и концепциям в рамках гуманистического движения относят такие понятия, как:
самооценка;

  • свободная воля;
  • и т.д.

Основные сторонники гуманистической психологии

Наибольшее влияние на процесс формирования и развития гуманистического направления в психологии оказали работы таких психологов, как:

  • Ролло Мэй;
  • Эрих Фромм.

Важные события в истории гуманистической психологии

1943 - Абрахам Маслоу описал свою иерархию потребностей в своей статье «Теория человеческой мотивации», опубликованной в Psychological Review;

1961 - видные гуманисты того времени сформировали Американскую ассоциацию гуманистической психологии и начали выпускать «Журнал гуманистической психологии»;

1971 - Американская ассоциация гуманистической психологии становитсяодним из подразделений АПА.

Критика гуманистической психологии

  • Гуманистическую психологию часто считают слишком субъективной - важность индивидуального опыта затрудняет объективное изучение и измерение психических проявлений. Можем ли мы объективно сказать, что кто-то самоактуализировался? Конечно, нет. Мы можем полагаться только на собственную оценку своего опыта, данную индивидом.
  • Кроме того, результаты наблюдений не поддаются проверке - точного способа измерить или количественно оценить исследуемые свойства не существует.

Сильные стороны гуманистической психологии

  • Одно из главных достоинств гуманистической психологии заключается в том, что она отводит человеку большую роль в управления и определении состояния собственного психического здоровья, по сравнению с остальными школами.
  • Она также принимает во внимание воздействие окружающего мира. Вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на наших мыслях и желаниях, гуманистическая психология также подчёркивает также важность влияния на наш опыт окружающей среды.
  • Гуманистическая психология продолжает оказывать влияние как на терапию, так и на образование, здравоохранение и другие сферы нашей жизни.
  • Она помогла побороть некоторые из стереотипов о психотерапии и сделала её приемлемым вариантом для обычных здоровых людей, которые желают исследовать свои способности и потенциал.

Гуманистическая психология сегодня

Сейчас центральные понятия гуманистической психологии можно встретить во многих дисциплинах, включая другие отрасли психологии, образование, терапию, политику и пр. Например, на гуманистические принципы во многом опираются трансперсональная и позитивная психология.

Оно сложилось, как реакция на психоанализ и бихевиоризм. Акцент делался на самоактуальностисти личности, самоактуализации. Обратилась к конкретному человеку и подчеркивала его уникальность. Это направление было заложено в 1962г. Это не единая школа. В 1962г. было основано в Сан-Франциско общество гуманистической Психологии. Основатели - Шарлотта Бюллер, Дурт Гольдштейн, Роберт Хартман. Штерн – основатель персонологической теории, Джемс – экзистенциальная психология. Президент - Джеймс Бугентал. Он обозначил характерные черты гуманистической психологии:

1. Цель гуманитарной психологии – комплексное описание существования человека как человеческого существа

2. Акцент на человеке как целом

3. Акцент на субъективном аспекте

4. характеристика основных понятий – ценности личности, понятие личности (главные понятия), намерения, цель, принятия решения

5. Исследование самоактуализации и формирование высших человеческих качеств

6. Подчеркивание положительного в человеке

7. Акцент на психотерапии. Забота о здоровом человеке.

8. Интерес к трансцентдентальному

9. Отказ от детерминант

10. Гибкость методов и приемов, протест против лабораторных экспериментов, т.к. они неэкологичны. (метод анализа биографии, метод анкеты, метод анализа документов, беседа, интервью, наблюдение)

За субъективность методов

Несвязанность с развитием общества

Вне трудовой деятельности

Гуманистическая психология объединяет логотерапию Франкла, персонологию Штерна и экзистенциальное направление.

Маслоу. Каждого человека нужно изучать как единое, уникальное целое, а не как набор дифференциальных частей. То, что случается в отдельной части влияет на весь организм. Он сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке. Мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье («увечная» психология).

А) Концепция иерархии потребностей. Человек – «желающее существо», которое редко достигает состояния полного завершающего удовлетворения.



Все потребности врожденные и они организованы в иерархическую системы приоритетов.

Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне и т.д.)

Потребности безопасности и защиты (в стабильности, законе и порядке и т.д.)

Потребности принадлежности и любви (отношение привязанности с другими)

Потребности самоуважения (самоуважение – компетентность, уверенность достижения, независимость и свобода и уважение другими – престиж, признание, репутация, статус)

Потребности самоактуализации (желание человека стать тем, кем он может стать)

Б) Дефицитарная и бытийная психология. Две глобальные категории мотивов:

Дефицитарные мотивы (Д-мотивы) – цель – удовлетворение дефицитарных состояний (голод, холод, опасность, секс и т.д.)

Бытийные мотивы (мотивы роста, метапотребности, Б-мотивы) – имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать потенциал. Метапатологии – появляются в результате неудовлетворенных метапотребностей – недоверие, цинизм, ненависть, перекладывание ответственности и т.д.

Д-жизнь – стремление удовлетворять существующий дефицит или требование окружения (рутина и однообразие).

Б-жизнь – усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу.

В) концепция самоактуализации – Маслоу разделил самоактуализирующихся людей на 3 группы:

Весьма определенных случаев

Весьма вероятных случаев

Потенциальных или возможных случаев

Г) Препятствие к самоактуализации – характеристики самоактуализирующихся людей: принятие себя, других и природу, центрированность на проблеме, общественный интерес и т.д.) Исследование «вершинных переживаний» - моменты благоговейного трепета, восхищения и экстаза у самоактуализированных людей.

Д) Методы исследования самоактуализации – разработка «Опросника личностной ориентации» - опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу.

Недостатки концепции:

Мало эмпирических исследований

Недостаточная строгость теоретических формулировок

Много исключений из своей иерархической схемы мотивации человека

Отсутствие четких доказательств того, что различные метапотребности возникают или становятся доминирующими, если удовлетворены основные потребности.

Роджерс Карл . Феноменологическая теория – поведение человека можно понимать в терминах его субъективного восприятия и познания действительности, люди способны определить свою судьбу; люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, т.е. каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Личность следует изучать в контексте «настоящее-будущее».

Я-концепция . Самость или Я-концепция – организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий форм «я» или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этим восприятием. Развитие Я-концепции – изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно. Младенец не осознает себя как отдельное сущее. Для новорожденного самость не существует. Но вследствие общей дифференциации ребенок постепенно начинает отличать себя от остального мира.

Переживание угрозы и процесс защиты . Угроза существует, когда люди осознают несоответствия между Я-концепцией и каким-то из аспектов актуального переживания. Защита – поведенческая реакция организма на угрозу, главная цель которой – сохранить целостность Я-структуры. 2 механизма защиты: искажение восприятия и отрицание.

Психические расстройства и психопатологии . Когда переживания совсем не согласуются с Я-структурой, человек испытывает сильную тревогу, которая может сильно изменить повседневный порядок жизни – невротик. Полноценно функционирующий человек – открытость переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмическое довереие, эмпирическая свобода, креативность. Ему принадлежит идея энкаутер-групп (группы встреч), Q-сортировка – инструмент для сбора данных о терапевтическом улучшении.

Психология индивидуальности Олпорта. Определение личности . В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. «Личность - это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление»

Концепция черты личности . Черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Олпорт предложил восемь основных критериев определения черты.

1. Черта личности - это не только номинальное обозначение

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка.

3. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения

4. Существование черт личности можно установить эмпирически.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе

8. То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты.

Типы индивидуальных диспозиций. Генеральные диспозиции = индивидуальные черты – такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнение с другими людьми. 3 вида диспозиций: кардинальные (настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию), центральные (представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие) и вторичные (менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и, таким образом, менее пригодные для характеристики личности).

Проприум: развитие самости . Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Короче, это не что иное, как самость. Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости:ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; проприативное стремление + познание самого себя.

Функциональная автономия . Основной в теории Олпорта является идея о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Олпорт предлагал свой собственный анализ мотивации, перечисляя четыре требования, которым должна отвечать адекватная теория мотивации. 1. Она должна признавать согласованность мотивов во времени. 2. Она должна признавать существование различных видов мотивов. 3. Она должна признавать динамическую силу когнитивных процессов. 4. Она должна признавать реальную уникальность мотивов.

Зрелая личность . Созревание человека - это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами. 1. Зрелый человек имеет широкие границы «Я». 2.Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. 3.Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. 4.Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. 5.Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. 6.Зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

Шпаргалка по общей психологии Войтина Юлия Михайловна

6. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

Гуманистическая психология – направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

– человек целостен и должен изучаться в его целостности;

– каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

– человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;

– человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

– человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

– человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

– человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.

A. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

– физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

– потребности в безопасности – потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

– потребности в принадлежности и любви – потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

– потребности уважения (почитания) – потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

– познавательные потребности – потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

– эстетические потребности – потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

– потребности самоактуализации – потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

B. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности – это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Дым старинного камина (Авторская сказкотерапия) автора Гнездилов Андрей

Сказкотерапия как направление современной практической психологии Есть еще немало людей, у которых термин «сказкотерапия» вызывает улыбку и отношение как несерьезному, «детскому» методу. Но, познакомившись со сказкотерапией поближе, большинство из них изменяют свое

Из книги Из Ада в Рай [Избранные лекции по психотерапии (учебное пособие)] автора Литвак Михаил Ефимович

ЛЕКЦИЯ 7. Гуманистическое направление: А. Маслоу, К. Роджерс Здесь я хотел бы остановиться на двух представителях гуманистического направления А. Маслоу и К. Роджерсе. Это уже наши современники. К. Роджерс, когда в нашей стране начались социальные изменения, в возрасте 84 лет

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

13 ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ИСПАНИИ К началу XVI в. в Испании начался экономический подъем, который был связан с завоеваниями новых колоний и зарождением капиталистических отношений. Происходившие изменения отразились на общественном сознании и

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу Теоретические направления персонологии часто классифицируют в терминах трех основных категорий. Первая, психоанализ, представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Революция надежды. Избавление от иллюзий автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Кризис психоанализа автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Из книги Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей автора Казанская Валентина Георгиевна

1.1. Гуманистическое предназначение подростка к будущему как цель социальной адаптации «Всякое дыхание восхвалит Господа». Это библейское выражение говорит о многом. О том, что каждое живое существо, а тем более человек, имеет право на жизнь, и никто не должен у него ее

Из книги Душа человека. Революция надежды (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации –

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Гуманистическое направление Данное направление изначально формировалось как закономерная реакция на психодинамические и поведенческие виды психотерапии. В последних человек представал либо как объект неких бессознательных, во многом безличностных сил; либо как

Из книги Правила жизни от Зигмунда Фрейда автора Кар Бретт

Часть IV. Экзистенциально-гуманистическое

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса