Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Картотека конспектов НОД в старшей группе ДОУ. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе Сказки по программе в подготовительной группе

Ознакомление детей с художественной литературой в подготовительной группе детского сада проходит разными методами. Используют произведения как народного творчества, так и авторские на любых занятиях, в играх, театральной деятельности, праздниках.

Роль чтения в развитии детей

Дети, которым часто читают художественную литературу, имеют грамматически правильную речь, могут выражать свои мысли красиво. Помимо этого, знакомство с книгой помогает малышам познавать окружающий мир, вырабатывает оценочные суждения, развивает умение различать добро и зло, учит моральным ценностям, развивает патриотические чувства, любовь к природе и многое другое.

Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе.

Задачи программы

  • Развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать сказки и рассказы, учить выразительно рассказывать стихи, узнавать продолжение начатой книги, рассматривать с любопытством картинки, иллюстрации к произведениям.
  • Знакомить с разнообразием литературных форм: пословица, поговорка, потешка, колыбельная, загадка, скороговорка, считалочка, стихотворение, рассказ, сказка. Уметь их узнавать и различать, понимать значение пословиц.
  • Знакомить детей со средствами выразительности произведений, как можно образно описать предмет, человека, событие. При этом важно научить детей понимать, как такими образными выражениями, эпитетами и сравнениями возможно охарактеризовать литературного персонажа.

  • Учить детей выразительно декламировать стихотворения или пересказывать сказку, используя громкость и силу голоса, изменяя тембр и выбирая эмоции, подходящие для данного произведения, развивать произвольную память и внимание.
  • Развивать грамматически правильную литературную речь для успешной учебы в школе.
  • Учить сопереживать героям произведений, развивать чувство юмора.
  • Знакомить детей с русскими и зарубежными писателями и поэтами, а также со знаменитыми художниками-иллюстраторами, учить узнавать их изображения на портретах.
  • Знакомить с историей народа с помощью былин и сказаний.

Художественная литература в подготовительной группе по ФГОС

Дан примерный список литературных произведений, которые рекомендованы для ознакомления детьми в детском саду. Конечно, на этом ни один воспитатель не останавливается. Педагоги - творческие люди, которых невозможно поставить в жесткие рамки цензуры. Используется, помимо основных, еще и целый ряд дополнительных произведений.

Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе имеет основные разделы. Это малые литературные формы - песенки, потешки, например, "Чигарики-чок-чигарок", "Идет матушка-весна", Когда солнышко взойдет..." и т. д.

Небольшие стихотворные формы применяют в календарных обрядовых песнях. При знакомстве с традициями народной культуры читают и заучивают наизусть колядки, например, "Коляда, коляда, ты подай пирога" или "Как пошла коляда...", на Масленицу - "Как на масленой неделе..." или "Тин-тин -ка...".

Учат посмеиваться над недостатками прибаутки - "Федул, что губы надул?" или "Где кисель - тут и сел". Развивают чувство юмора небылицы - "Богат Ермошка" или "Вы послушайте, ребята".

Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе предусматривает и знакомство с поэтическими произведениями русских поэтов, таких как А. Блок, "Ветер принес издалека", М. Волошин, "Осень", С. Есенин, "Пороша", М. Лермонтов, "На Севере диком", Ф. Тютчев, "Весенние воды" и т. д.

Когда знакомят детей с поэзией

Восприятие художественной литературы в подготовительной группе происходит не только во время отдельных занятий. Читают детям стихотворения воспитатели и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при изучении правил дорожного движения читают стихи про светофор и как переходить дорогу.

На занятиях по ознакомлению с природой загадывают загадки про животных, овощи и фрукты. Например, когда знакомят детей с жизнью пернатых, то используется художественная литература о птицах. В подготовительной группе можно почитать В. Жуковского "Жаворонок", А. Пушкина "Птичка", В. Орлова "Ты лети к нам, скворушка". Времена года помогут изучить творения таких авторов: И. Суриков, "Зима", П. Соловьева, "Подснежник", Ф. Тютчев, "Зима недаром злится", Я. Аким, "Апрель", П. Воронько, "Лучше нет родного края", Л. Станчев, "Осенняя гамма".

Чтение стихов во время игровой деятельности

В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, "Лизочек", С. Маршак, "Кошкин дом", Л. Левин, "Сундук".

Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники (например, в Рождество) походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков.

Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.

Что за праздник без стихов

При подготовке к утренникам или организации спектаклей дети также заучивают огромное количество стихотворений и песен, как своих, так и чужих, которые по сценарию предназначаются для других детей.

Это все развивает память и интерес к стихотворным произведениям. Есть еще целый ряд словесных игр, применяемых воспитателем на занятиях по развитию речи, которые дают возможность детям самим придумывать рифмы.

Моральное воспитание через художественную литературу

Во время чтения литературных произведений дети знакомятся с разными персонажами, как положительными, так и отрицательными. Слушая текст, ребята учатся сопереживать героям, сочувствовать их бедам и неприятностям, проявлять заботу о ближнем, различать хорошее от плохого, добро и зло. После прочтения произведения, особенно такого морального смысла, воспитатель обязательно проводит беседу, стараясь укрепить уверенность детей в моральных принципах, понятых в ходе прослушивания литературного творения.

Список художественной литературы для подготовительной группы детского сада содержит целый ряд таких произведений.

Рассмотрим несколько из них.

В. Катаев, "Цветик-семицветик"

Это знаменитое произведение Валентина Петровича Катаева, конечно, с детства знакомо почти всем. По мотивам этого произведения для детей был снят мультфильм. Напомним вкратце содержание сказки. Девочка Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками, по дороге отвлеклась, и незнакомая собака съела все бублики. Когда Женя пыталась ее догнать, то попала в незнакомое место и заплакала. Вышедшая навстречу ей старушка дала ей волшебный цветочек с 7 лепестками. Если оторвать лепесток и произнести нужные слова, то желание тотчас же исполнится. Так девочка вернулась домой.

Потом она на всякую ерунду потратила все свои лепестки, кроме последнего. Встретив в парке мальчика-инвалида, Женя последний лепесток с пожеланием посвятила выздоровлению этого незнакомца. После волшебного воздействия цветка мальчик вскочил на ноги и побежал с девочкой дальше играть.

Произведение В. Катаева "Цветик-семицветик" учит детей понимать важность человеческой жизни и здоровья по сравнению с ненужными капризами, такими как отправиться на Северный полюс, отремонтировать чашку или заказать целую кучу игрушек.

Воспитание отзывчивости сказками

Не зря мудрые люди говорят: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Каждое произведение рекомендованной литературы, в том числе и сказки, учит детей мудрости, соблюдать золотое жизненное правило - как ты относишься к человеку, так и он будет относиться к тебе.

Возьмем, например, сказку в обработке известного писателя и педагога "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться". Она тоже включена в картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе детского сада.

Отзывчивая падчерица Машенька угостила мышку кашей, и та ей помогла обмануть медведя. За свою доброту девочка получила щедрые подарки. А родная дочь старухи Наташка не была такой сердобольной, мышка осталась голодной. Соответственно, и злая девочка получила вместо награды сплошные тумаки от медведя, еле ноги унесла.

Та же нить прослеживается во многих русских и зарубежных сказках - "Кот в сапогах", "Дюймовочка" Х. Андерсена, "Айога" и других.

Словесные игры

Часто в детском саду воспитатели организовывают литературные викторины. Их можно придумать великое множество. Одним из вариантов игры может быть угадывание названия сказки по прочитанному небольшому отрывку. Еще рекомендуется поиграть в игру "Узнай персонаж сказки". Воспитатель зачитывает отрывок или описывает устно какого-то литературного героя, а дети его должны правильно назвать.

Следующий вариант словесных игр по мотивам произведений художественной литературы - это игры "Назови положительных героев и их качества", "Назови отрицательных героев, чем они тебе не нравятся".

Можно пересказывать или узнавать сказку по алгоритмам. Например, воспитатель дает несколько ключевых слов в правильном порядке (это могут быть картинки), а дети по ним составляют сказку. Можно даже, развивая фантазию, самим придумывать сказки.

Поможет запомнить виды литературы игра "Назови, что это?". Воспитатель читает отрывок сказки, рассказа или стихотворения, а дети угадывают вид литературы.

Развитие речи и памяти дошкольников

При постоянном знакомстве с различными произведениями у детей откладывается в памяти грамматически правильная речь, а заучивание стихотворений и пересказ прозы - рассказов и сказок - закрепляет эти навыки. Скороговорки способствуют развитию фонематического слуха, малыши лучше произносят слова, а это важно, так как дети подготовительной группы - это выпускники детского сада. Им нужно иметь для обучения чтению в школе навыки правильной речи.

В запоминании участвует произвольная и непроизвольная память. При чтении произведений в стихотворной форме дети все равно запоминают отрывки или отдельные строки произведения.

Художественная литература для подготовительной группы детского сада имеет большое значение в разностороннем развитии детей. Просмотрев данный каталог для чтения, родители дома могут тоже заниматься воспитанием моральных качеств ребенка с помощью произведений известных авторов.

Ознакомление детей с художественной литературой в подготовительной группе детского сада проходит разными методами. Используют произведения как народного творчества, так и авторские на любых занятиях, в играх, театральной деятельности, праздниках.

Роль чтения в развитии детей

Дети, которым часто читают художественную литературу, имеют грамматически правильную речь, могут выражать свои мысли красиво. Помимо этого, знакомство с книгой помогает малышам познавать окружающий мир, вырабатывает оценочные суждения, развивает умение различать добро и зло, учит моральным ценностям, развивает патриотические чувства, любовь к природе и многое другое.

Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе.

Задачи программы

  • Развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать сказки и рассказы, учить выразительно рассказывать стихи, узнавать продолжение начатой книги, рассматривать с любопытством картинки, иллюстрации к произведениям.
  • Знакомить с разнообразием литературных форм: пословица, поговорка, потешка, колыбельная, загадка, скороговорка, считалочка, стихотворение, рассказ, сказка. Уметь их узнавать и различать, понимать значение пословиц.
  • Знакомить детей со средствами выразительности произведений, как можно образно описать предмет, человека, событие. При этом важно научить детей понимать, как такими образными выражениями, эпитетами и сравнениями возможно охарактеризовать литературного персонажа.

  • Учить детей выразительно декламировать стихотворения или пересказывать сказку, используя громкость и силу голоса, изменяя тембр и выбирая эмоции, подходящие для данного произведения, развивать произвольную память и внимание.
  • Развивать грамматически правильную литературную речь для успешной учебы в школе.
  • Учить сопереживать героям произведений, развивать чувство юмора.
  • Знакомить детей с русскими и зарубежными писателями и поэтами, а также со знаменитыми художниками-иллюстраторами, учить узнавать их изображения на портретах.
  • Знакомить с историей народа с помощью былин и сказаний.

Художественная литература в подготовительной группе по ФГОС

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дан примерный список литературных произведений, которые рекомендованы для ознакомления детьми в детском саду. Конечно, на этом ни один воспитатель не останавливается. Педагоги - творческие люди, которых невозможно поставить в жесткие рамки цензуры. Используется, помимо основных, еще и целый ряд дополнительных произведений.

Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе имеет основные разделы. Это малые литературные формы - песенки, потешки, например, "Чигарики-чок-чигарок", "Идет матушка-весна", Когда солнышко взойдет..." и т. д.

Небольшие стихотворные формы применяют в календарных обрядовых песнях. При знакомстве с традициями народной культуры читают и заучивают наизусть колядки, например, "Коляда, коляда, ты подай пирога" или "Как пошла коляда...", на Масленицу - "Как на масленой неделе..." или "Тин-тин -ка...".

Учат посмеиваться над недостатками прибаутки - "Федул, что губы надул?" или "Где кисель - тут и сел". Развивают чувство юмора небылицы - "Богат Ермошка" или "Вы послушайте, ребята".

Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе предусматривает и знакомство с поэтическими произведениями русских поэтов, таких как А. Блок, "Ветер принес издалека", М. Волошин, "Осень", С. Есенин, "Пороша", М. Лермонтов, "На Севере диком", Ф. Тютчев, "Весенние воды" и т. д.

Когда знакомят детей с поэзией

Восприятие художественной литературы в подготовительной группе происходит не только во время отдельных занятий. Читают детям стихотворения воспитатели и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при изучении правил дорожного движения читают стихи про светофор и как переходить дорогу.

На занятиях по ознакомлению с природой загадывают загадки про животных, овощи и фрукты. Например, когда знакомят детей с жизнью пернатых, то используется художественная литература о птицах. В подготовительной группе можно почитать В. Жуковского "Жаворонок", А. Пушкина "Птичка", В. Орлова "Ты лети к нам, скворушка". Времена года помогут изучить творения таких авторов: И. Суриков, "Зима", П. Соловьева, "Подснежник", Ф. Тютчев, "Зима недаром злится", Я. Аким, "Апрель", П. Воронько, "Лучше нет родного края", Л. Станчев, "Осенняя гамма".

Чтение стихов во время игровой деятельности

В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, "Лизочек", С. Маршак, "Кошкин дом", Л. Левин, "Сундук".

Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники (например, в Рождество) походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков.

Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.

Что за праздник без стихов

При подготовке к утренникам или организации спектаклей дети также заучивают огромное количество стихотворений и песен, как своих, так и чужих, которые по сценарию предназначаются для других детей.

Это все развивает память и интерес к стихотворным произведениям. Есть еще целый ряд словесных игр, применяемых воспитателем на занятиях по развитию речи, которые дают возможность детям самим придумывать рифмы.

Моральное воспитание через художественную литературу

Во время чтения литературных произведений дети знакомятся с разными персонажами, как положительными, так и отрицательными. Слушая текст, ребята учатся сопереживать героям, сочувствовать их бедам и неприятностям, проявлять заботу о ближнем, различать хорошее от плохого, добро и зло. После прочтения произведения, особенно такого морального смысла, воспитатель обязательно проводит беседу, стараясь укрепить уверенность детей в моральных принципах, понятых в ходе прослушивания литературного творения.

Список художественной литературы для подготовительной группы детского сада содержит целый ряд таких произведений.

Рассмотрим несколько из них.

В. Катаев, "Цветик-семицветик"

Это знаменитое произведение Валентина Петровича Катаева, конечно, с детства знакомо почти всем. По мотивам этого произведения для детей был снят мультфильм. Напомним вкратце содержание сказки. Девочка Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками, по дороге отвлеклась, и незнакомая собака съела все бублики. Когда Женя пыталась ее догнать, то попала в незнакомое место и заплакала. Вышедшая навстречу ей старушка дала ей волшебный цветочек с 7 лепестками. Если оторвать лепесток и произнести нужные слова, то желание тотчас же исполнится. Так девочка вернулась домой.

Потом она на всякую ерунду потратила все свои лепестки, кроме последнего. Встретив в парке мальчика-инвалида, Женя последний лепесток с пожеланием посвятила выздоровлению этого незнакомца. После волшебного воздействия цветка мальчик вскочил на ноги и побежал с девочкой дальше играть.

Произведение В. Катаева "Цветик-семицветик" учит детей понимать важность человеческой жизни и здоровья по сравнению с ненужными капризами, такими как отправиться на Северный полюс, отремонтировать чашку или заказать целую кучу игрушек.

Воспитание отзывчивости сказками

Не зря мудрые люди говорят: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Каждое произведение рекомендованной литературы, в том числе и сказки, учит детей мудрости, соблюдать золотое жизненное правило - как ты относишься к человеку, так и он будет относиться к тебе.

Возьмем, например, сказку в обработке известного писателя и педагога Константина Ушинского "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться". Она тоже включена в картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе детского сада.

Отзывчивая падчерица Машенька угостила мышку кашей, и та ей помогла обмануть медведя. За свою доброту девочка получила щедрые подарки. А родная дочь старухи Наташка не была такой сердобольной, мышка осталась голодной. Соответственно, и злая девочка получила вместо награды сплошные тумаки от медведя, еле ноги унесла.

Та же нить прослеживается во многих русских и зарубежных сказках - "Кот в сапогах", "Дюймовочка" Х. Андерсена, "Айога" и других.

Словесные игры

Часто в детском саду воспитатели организовывают литературные викторины. Их можно придумать великое множество. Одним из вариантов игры может быть угадывание названия сказки по прочитанному небольшому отрывку. Еще рекомендуется поиграть в игру "Узнай персонаж сказки". Воспитатель зачитывает отрывок или описывает устно какого-то литературного героя, а дети его должны правильно назвать.

Следующий вариант словесных игр по мотивам произведений художественной литературы - это игры "Назови положительных героев и их качества", "Назови отрицательных героев, чем они тебе не нравятся".

Можно пересказывать или узнавать сказку по алгоритмам. Например, воспитатель дает несколько ключевых слов в правильном порядке (это могут быть картинки), а дети по ним составляют сказку. Можно даже, развивая фантазию, самим придумывать сказки.

Поможет запомнить виды литературы игра "Назови, что это?". Воспитатель читает отрывок сказки, рассказа или стихотворения, а дети угадывают вид литературы.

Развитие речи и памяти дошкольников

При постоянном знакомстве с различными произведениями у детей откладывается в памяти грамматически правильная речь, а заучивание стихотворений и пересказ прозы - рассказов и сказок - закрепляет эти навыки. Скороговорки способствуют развитию фонематического слуха, малыши лучше произносят слова, а это важно, так как дети подготовительной группы - это выпускники детского сада. Им нужно иметь для обучения чтению в школе навыки правильной речи.

В запоминании участвует произвольная и непроизвольная память. При чтении произведений в стихотворной форме дети все равно запоминают отрывки или отдельные строки произведения.

Художественная литература для подготовительной группы детского сада имеет большое значение в разностороннем развитии детей. Просмотрев данный каталог для чтения, родители дома могут тоже заниматься воспитанием моральных качеств ребенка с помощью произведений известных авторов.

Коммуникация. Чтение художественной литературы

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Пояснительная записка

Перспективное планирование ведется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по физическому направлению. Программа соответствует современным задачам дошкольного образования, предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Программа разрабатывается, утверждается и реализовывается в образовательном учреждении на основе: Закона «Об образовании» РФ; Конвенции ООН оправах ребенка, 1989; всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей,1990; концепции дошкольного воспитания; декларации прав ребенка,1959; приказа Минобрнауки России №655 от 23 ноября 2009 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях- СанПиН 2.4.1.2660-10; Устава МКДОУ.

Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с образовательными программами. Образовательные программы реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии) книг через решение следующих задач:

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных

представлений;

Развитие литературной речи;

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного

восприятия и эстетического вкуса".*

Формирование интереса и потребности в чтении

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

Литература Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. М.: Мозаика-синтез, 2011

Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа). М.: 2009

Итоговые результаты:

1. Различает жанры литературных произведений;

2. Называет любимые сказки, рассказы; знает наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки;

4. Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.

1 Подготовишки

Цель: Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания.

Ход Гербова В.В. стр.14

2 Для чего нужны стихи?

Цель: побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения они помнят.

Ход Гербова В.В. стр.18

3 Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал»

Цель: познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обработке Дж. Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

Ход Гербова В.В. стр.19

4 Беседа о А. Пушкине

Цель: рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта

Ход Гербова В.В. стр.21

5 Заучивание стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…»

Цель: помочь детям запомнить стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…»

Ход Гербова В.В. стр.22

6 Русские народные сказки.

Цель: выяснить, знают ли дети русские народные сказки

Ход Гербова В.В. стр.26

7 Чтение сказки А.Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я- вам, вы- мне»

Цель: познакомить детей со сказкой А.Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли ни с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей производить последовательность слов в предложении.

Ход Гербова В.В. стр.28

8 Небылицы - перевертыши

Ход Гербова В.В. стр.29

9 Сегодня так светло кругом!

Цель: познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.

Ход Гербова В.В. стр.31

10 Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко с рассвет»

Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

Ход Гербова В.В. стр.34

11 Чтение сказки К.Паустовского «Теплый хлеб»

Цель: познакомить детей с литературной сказкой К.Паустовского «Теплый хлеб»

Ход Гербова В.В. стр.37

12 Первый снег. Заучивание стихотворения наизусть А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Цель: развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение наизусть А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Ход Гербова В.В. стр.38

13 Работа с иллюстрированными изданиями сказок.

Цель: приучить детей с интересом рассматривать рисунки в книгах, активизировать речь детей.

Ход Гербова В.В. стр.41

14 Чтение рассказа Л.Толстого «Прыжок»

Цель: рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок»

Ход Гербова В.В. стр.43

15 Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь»

Цель: познакомит детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь».

Ход Гербова В.В. стр.45

16 Повторение стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой»

Цель: повторить с детьми любимые стихотворения.

Ход Гербова В.В. стр.47

17 Произведения Н.Носова

Цель: вспомнить с детьми рассказы Н.Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки и его друзей»

Ход Гербова В.В. стр.50

18 Здравствуй, гостья- зима!

Цель: познакомить детей со стихотворениями о зиме

Ход Гербова В.В. стр.52

19заняие Чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев»

Цель: познакомить детей со сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев»

Ход Гербова В.В. стр.54

20 Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Цель: вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

Ход Гербова В.В. стр.54

21 Чтение былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник»

Цель: познакомить детей с былиной, с её необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Ход Гербова В.В. стр.57

22 Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант»

Цель: совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.

Ход Гербова В.В. стр.50

23 Чтение рассказа Е.Воробьева «Обрывок провода»

Цель: обогатить литературный багаж детей. Помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

Ход Гербова В.В. стр.59

24 Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Цель: приобщить детей к былинному эпосу, к былинному складу речи

Ход Гербова В.В. стр.60

25 Чтение сказки В.Даля «Старик-годовик»

Цель: совершенствовать диалогическую речь детей.

Ход Гербова В.В. стр.62

26 Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «День и ночь»

Цель: познакомить детей со стихотворением П. Соловьёвой «День и ночь»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения

Ход Гербова В.В. стр. 63

27 чтение былины «Садко»

Цель: познакомить детей с былиной «Садко»

Ход Гербова В.В. стр. 68

28 Сочиняем сказку про золушку

Цель: помогать детям составлять творческие рассказы

Ход Гербова В.В. стр. 70

29 Пересказ сказки «Лиса и козёл»

Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».

Ход Гербова В.В. стр. 72

30 Сказки Г.Х.Андерсена

Цель: помочь детям вспомнить известные им сказки Г.Х.Андерсена

Ход Гербова В.В. стр.73

31 Заучивание сихотворения З.Александровой «Родина»

Цель: помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение

Ход Гербова В.В. стр. 74

32 Весенние стихи

Цель: помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне

Ход Гербова В.В. стр. 77

33 Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. Бианки «Май»

Цель: учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В.Бианки познакомить детей с приметами мая - последнего месяца весны.

Ход Гербова В.В. стр. 77

34 Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

Цель: Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения.

Ход Гербова В.В. стр. 79

35 Заучивание стихотворения С.Есенина «Черемуха»

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Развивать интонационную выразительность речи.

Ход. Г.Я. Затулина с153

36 Чтение Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Цель: Познакомить детей с новым произведением, вызвать сочувствие к животным, воспитывать чувство доброго юмора.

Ход. Г.Я. Затулина с 136

37 Повторение

Цель: Повторение материала (по выбору педагога)

Ход Гербова В.В. стр. 80

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Количество занятий 34

Планирование составлено на основе программы

_____________________________

Рассмотрена и принята на

заседании педагогического совета

Протокол № ______

от «____»_____ 20___г.

Нуртдинова Раушан Гасимовна

РТ

г. Альметьевск

Коммуникация. Чтение художественной литературы

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии) книг через решение следующих задач:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных

представлений;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного

восприятия и эстетического вкуса".*

Формирование интереса и потребности в чтении

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников

Чтение художественной литературы

МЕСЯЦ

НЕДЕЛИ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

ЛИТЕРАТУРА

СЕНТЯБРЬ

1

Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка»

учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанрах, композиционных, языковых особенностях русской сказки; продолжать развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводит детей к осознанию и пониманию образных выражений.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.1 стр.175

2

«О чем печалишься осень». Чтение стихотворений об осени, рассматриваний иллюстраций

закрепить знания об изменениях природы; вызвать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов; развивать поэтический слух

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.2 стр.182

3

Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»

Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей, закрепить знания о жанровых особенностях сказки

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.3 стр.184

4

Заучивание стихотворения Е.Трудневой «Осень»

учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы; продолжать развивать поэтический слух; умение чувствовать, понимать и воспроизводит образный язык стихотворения; развивать умение подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей; активизировать употребление в речи глаголов.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.4стр.191

ОКТЯБРЬ

1

Чтение туркменской народной сказки «Падчерица»

учить замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев обеих сказок; развивать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.5стр.193

2

Ознакомление с малыми фольклорными формами

уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц; учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, развивать умение составлять по ним небольшие рассказы, соотносить при этом содержание с названием текста.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.6стр.199

3

Чтение «Сказки про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д.Мамин-Сибиряка

Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.7стр.201

4

Заучивание стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…

учит детей выразительно читать наизусть стихотворение и передавать интонационно печаль осенней природы, чувствовать понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирики А.Пушкина

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.8стр.205

НОЯБРЬ

1

Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка»

познакомит детей с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.9стр.205

2

Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И. Крылова

«Стрекоза и муравей

познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; помочь пониманию аллегории басни, идеи, значении пословиц о труде; воспитывать чуткость к образному строю языка басни, учить связывать значение пословицы с определенной ситуацией

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.10 стр.205

3

Беседа о творчестве А.Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбки»

углублять и расширять знания детей о творчестве А.Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.11стр.212

4

Чтения стихотворения К.Чолиева «Деревья спят». Беседа об осени

Учить детей составлять рассказ с использованием выразительно-изобразительных средств языка; развивать умение подбирать эпитеты к заданному слову; передавать в слове настроение, впечатления

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.12стр.219

ДЕКАБРЬ

1

Малые фольклорные формы

уточнять и закреплять представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.13стр.212

2

Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»

развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.14 стр.223

3

Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Первый снег»

Учить детей интонационно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения; учить замечать изобразительно-выразительные средства

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.15 стр.226

4

Рассказывание сказки В.Одоевского «Мороз Иванович»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки; подвести к пониманию идеи произведения; показать ее связь со значением пословицы

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.16 стр.228

ЯНВАРЬ

1-2 недели каникулы

3

Чтение басни Крылова « Ворона и Лисица»

продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учит понимать аллергорию, ее обощенное значение, выделит мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста; развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.17 стр.235

4

Чтение рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным» . Составление рассказов по пословице

учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию; продолжать учить детей составлять по пословице короткие рассказы или сказки; осмысливать образное содержание и обощенное значение пословиц и поговорок.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.18 стр.237

ФЕВРАЛЬ

1

Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза». Творческое рассказывания

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.19 стр.241

2

Чтение сказки. У.Диснея «Три поросенка отдыхают»

учить чувствовать юмористический характер сказки, обращать внимание на образный язык произведения; развивать творческую активность детей в процессе придумывания продолжения сказки

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.20 стр.242

3

Малые фольклорные формы

Знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками; учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.21 стр.246

4

Чтение рассказа С.Иванова «Каким бывает снег»

углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы; формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; учить передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.22 стр.247

МАРТ

1

Чтение басни С. Михалкова. «Ошибка» Анализ фразеологизмов, пословиц, рисование к ним иллюстраций

учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллергории, содержащейся в басне; продолжат учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.23 стр.250

2

Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знание детей о жанровых особенностях сказки

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.24стр.252

3

Комплексное занятие «Весна идет». Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций

вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.25стр.259

4

Чтение басни Л.Толстого «Собака и её тень». Анализ половиц

учить детей осмысливать аллергонию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.26стр.262

АПРЕЛЬ

1

Чтение сказки М. Михалков

«Лесные хоромы» . Сопоставлений с русской народной сказкой « Теремок»

познакомить детей со сказкой, помочь найти сходное и отличное от русской народной сказки «Теремок», научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.27 стр.263

2

Чтение рассказа В. Драгунского

«Друг детства» -

чтение рассказа

Вызывать эмоциональный отклик на восприятие образного содержания произведения; помочь осмыслению идеи значения образных выражений; закрепить знания о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.28стр.262

3

Малые фольклорные формы

систематизировать и обобщить знания о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.29стр.270

4

Заучивание стихотворения Г.Новицкой « Вскрываются почки». Творческое рассказывание «Как разбудили клен»

учит детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы; развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы; развивать умение составлять лирические рассказы и сказки (речетворческие способности)

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.30стр.273

МАЙ

1

Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С.Аксакова «Аленький цветочек». Лексические упражнения.

систематизировать и углубить знания детей о русском устном народном творчестве; о сказках, потешках, песенках, пословицах; о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.31стр.275

2

Чтение сказки Х-К.Андерсена «Гадкий утенок»

уточнить знание детей о творчестве датского сказочника Х.-К. Андерсена; учить осмысливать и оценивать характер персонажей сказки, формировать внимание к поэтическим образам.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.32стр.277

3

Чтение басни И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

продолжать учить осмысливать содержание басни, образный строй языка; развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.33стр.278

4

Итоговая литературная викторина

закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений; закрепить знания о малых фольклорных формах.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.34стр.279

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен формировать интерес к чтению художественной литературы у детей-дошкольников посредством игр, иллюстраций и разнообразием выразительных средств и литературных жанров. Помимо этого, задачей воспитателя является развитие монологической и диалогической речи дошкольников, их социализация и подготовка к школе. Для реализации данных целей и задач необходимо грамотно спланировать каждое занятие.

Цели и задачи воспитателя на занятиях по чтению художественной литературы

Перед воспитателем стоят важные задачи: воспитание, обучение и развитие детей. Художественная литература - лучший помощник в решении поставленных задач. Каждое конкретное занятие должно:

  • тренировать внимание и память;
  • развивать мышление и речь;
  • воспитывать интерес к интеллектуальным занятиям.

Помимо этого, все изучаемые художественные произведения ориентированы на разные стороны жизни ребёнка. Наиболее важными для детей подготовительной группы являются:

  • нравственное воспитание;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • развитие самостоятельности, самообслуживания.

Например, сказка «Крошечка-Хаврошечка» относится к области нравственного воспитания. Конкретная цель занятия может звучать так: «Воспитывать доброе отношение друг к другу». Русская народная сказка «По щучьему велению» относится к развитию самостоятельности. Изучая её, воспитатель может поставить себе цель «Объяснять важность человеческого труда». Социально-коммуникативного развитие происходит при чтении произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Медведко», цель занятия по этой сказке: знакомить с окружающим миром, с планетой.

Чтению в подготовительной к школе группе уделяют особое внимание

Чтение художественной литературы, обсуждение, ситуативный разговор, - именно так реализуются на занятиях поставленные цели. Воспитатель не объясняет смысл сказки сразу после прочтения - он даёт возможность детям самостоятельно разобраться в ней, помогает детям увидеть и понять описанную проблему, например, при помощи беседы.

Использование вопросно-ответной формы коммуникации - оптимальный способ развития у дошкольников речевого мышления.

Например, при изучении сказки «Гуси-лебеди» в беседу можно включить такие вопросы:

  1. О ком говорится в сказке?
  2. Куда собираются мать с отцом?
  3. О чём мать просит дочку?
  4. Как вела себя дочка после того, как родители ушли в город?
  5. Что случилось с братцем?
  6. Кто такие гуси-лебеди?
  7. Какое решение принимает девочка?
  8. Почему печка, яблонька и молочная речка не захотели помочь девочке?
  9. Куда прибежала девочка?
  10. Кого она увидела в избушке?
  11. Как девочке удалось спасти братца?
  12. Почему на обратном пути печка, яблонька и молочная речка помогают девочке?
  13. Может ли быть такое, чтобы печка, яблонька и молочная речка разговаривали с девочкой?
  14. Где мы можем встретить говорящих животных и говорящие предметы?

Серия вопросов для беседы должна быть выстроена логично: сначала простые вопросы (по содержанию), затем уточняющие, интерпретационные («Почему…»), оценочные и творческие.

Важно помнить, что у занятия цель одна, а задач несколько.

Воспитатель на каждом занятии решает следующие задачи:

  • воспитательные;
  • образовательные;
  • развивающие.

Например, при изучении сказки «Аленький цветочек» должны решаться следующие задачи. Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу. Образовательные: знакомить с литературой, развивать связную речь, формировать понимание текста на слух. Развивающие: развивать речевой слух, мелодико-интонационную сторону речи.

У каждого занятия должна быть уникальная тема и цель, может быть подтема, дополнительная к основной. На примере сказки «Царевна-лягушка» можно определить цель: «Развивать познавательную активность детей, учить уважать чужие интересы», тему «Слушание сказки» и подтему «Послушание и своеволие в сказке…» (нравственное воспитание). В ходе беседы дети должны понять, что такое послушание и своеволие, в чём выражается, что следует за ними, как нужно вести себя и проч. Мотивируя детей самостоятельно разобраться в этих вопросах, воспитатель добьётся поставленной цели.

Чтение в подготовительной группе должно быть познавательным. Педагог, развивая познавательный интерес, воспитывает сознательного читателя, который в школьные годы будет самостоятельно мотивировать себя и с удовольствием читать книги.

Мотивация дошкольников на занятиях

В педагогике выделяют четыре типа мотивации старших дошкольников:

  1. Игровая. Она поможет ребёнку сместить акцент с технических сложностей процесса чтения. Дидактические игры: «Чтение небылиц», «Слово заблудилось», «Узнай героя».
  2. Помощь взрослому. Она основана на желании общаться со взрослым, потому что он одобрит и проявит интерес к совместной деятельности. Например: возьмите изображения героев сказки и попросите детей помочь вам выбрать или нарисовать наряды (сарафан для лисички, рубаху для медведя).
  3. «Научи меня».В основе лежит желание каждого воспитанника чувствовать себя умным, способным. Например: если ребёнок знает сказку, скажите ему, что забыли последовательность действий или не понимаете поступки героев. Так он будет увереннее обсуждать изучаемый материал.
  4. «Своими руками». Внутренняя заинтересованность сделать что-либо в подарок себе или для родных. Рисунки, поделки, открытки, – всё это можно делать на занятиях по чтению, но дети обязательно должны озвучивать все свои действия.

В качестве мотивирующего начала занятия по чтению художественной литературы можно использовать игры, иллюстрации к произведению, загадки, проблемную ситуацию. Например, при изучении русской народной сказки «Лиса и кувшин» воспитатель может показать детям картинки с изображением лисы, кувшина, речки, использовать элементы театрализации, игры для развития интонации (восклицания лисы).

Вопросы для беседы:

  1. О чём рассказывается в этой сказке?
  2. Как лиса попала в кувшин?
  3. Как она сначала разговаривала с кувшином?
  4. Какие слова она говорила?
  5. А как лиса стала потом разговаривать?
  6. Какие слова она говорила?
  7. Чем заканчивается сказка?
  8. Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно?

Для расширения и обогащения словаря нужно обсудить слова: жадность, глупость, доброта.

Игры на развитие интонации:

  • Угадай интонацию;
  • Скажи ласково;
  • Скажи сердито.

При изучении рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» можно также использовать изображения главных героев, сливы, элементы театрализации, дидактические игры («Свари компот»). Вопросы, которые нужно обсудить с детьми: честность, борьба с искушением, любовь к семье, умение признаваться, говорить правду.

Материалы для вводного этапа могут быть разными, все зависит от заинтересованности и фантазии воспитателя. Например, при изучении сказки Братьев Гримм «Госпожа Метелица» детей привлечёт и мотивирует музыка. При изучении татарской народной сказки «Три дочери» можно использовать загадки (про маму, сестёр, белочку, пчёлку), чтобы познакомить с героями и включить в активную деятельность.

  • Кто милее всех на свете?
    Кого любят очень дети?
    На вопрос отвечу прямо:
    - Всех милее наша… (мама).
  • Кто любит и меня, и братца,
    Но больше любит наряжаться? -
    Очень модная девчонка -
    Моя старшая… (сестрёнка).
  • С веточки на веточку
    Прыгает, резвится,
    Ловкая, проворная,
    А не птица. (Белка).
  • Полетала над цветами,
    Полетала над полями.
    Весело жужжала.
    Набрала нектара.
    И добычу понесла
    Прямо в дом к себе… (пчела).

Для занятия по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» педагог может взять игрушку кота и представить её детям, как гостя.

Появление на занятии такого замечательного гостя вызовет восторг у детей

Структура занятия

Каждое занятие с детьми должно соответствовать структуре ФГОС ДО и состоять из следующих частей:

  1. Вводная часть (создание мотивации).
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Основная часть.
  4. Анализ деятельности (после каждого вида деятельности).
  5. Физкультминутка (одна или несколько).
  6. Заключительная часть (решение проблемной ситуации).

В работе с детьми дошкольного возраста нужно очень грамотно планировать занятие. Чтобы оно оказалось максимально продуктивным, необходимо чередовать различные виды деятельности. Помимо чтения художественной литературы, можно использовать игровую, двигательную или коммуникативную деятельность.

К примеру, одним из обязательных элементов каждого занятия является физкультминутка. Она помогает детям отдохнуть от активной деятельности, предупредить утомление, улучшить эмоциональное состояние и проч.

Формы проведения физкультминуток:

  • общеразвивающие упражнения;
  • подвижная игра;
  • дидактическая игра с движениями;
  • танцы;
  • движения под чтение стихотворения.

На занятиях по чтению художественной литературы воспитатель может использовать любую из вышеперечисленных форм, но чаще всего в качестве физкультминутки используются движения под чтение стихотворения.

Пример физкультминутки под чтение стиха

Помимо этого, нужно составлять временной план занятия. Воспитатель должен помнить, что занятие, которые длится больше тридцати минут, неэффективно.

Структура занятия по чтению и временной план для старшей группы.

  1. Вводная часть. 1–2 минуты.
  2. Создание проблемной ситуации. 2–3 минуты.
  3. Основная часть. 23–25 минут.
  4. Заключительная часть. 2–3 минуты

Картотека тем

Картотеки художественной литературы составляют по разным критериям. Например, по лексическим темам: фрукты/овощи, деревья, хлеб, времена года, грибы/ягоды, птицы, домашние/дикие животные, земля/вода и проч.

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
  • Н. Носов «Огурцы»;
  • Г. Б. Остер «Котёнок по имени Гав».

Также картотеку можно составить по нравственно-патриотическому воспитанию: родина, общество, семья, дружба, праздники, гражданин и проч.

  • Н. Носов «Мишкина каша»,
  • Д. Габе «Моя семья»,
  • Я. Сегель «Как я был мамой».

Критерием для объединения произведений может выступать и безопасность: пожары, ПДД, правила поведения в природе и проч.

  • А. Барто «Гроза»;
  • О. Смирнов «Степной пожар»;
  • Г. Шалаева «Не ешь незнакомые ягоды в лесу».

Популярна также картотека, составленная Е.В. Щербаковой по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Критерии: образовательные области.

Из области нравственного воспитания:

  1. Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»;
  2. Русская народная сказка«Заяц-хвастун»;
  3. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»;
  4. Б. Шергин «Рифмы»;
  5. Русская народная сказка«Сивка-бурка»;
  6. Русская народная сказка«Финист - ясный сокол»;
  7. В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
  8. С. Михалков «А что у вас?»;
  9. Ненецкая сказка «Кукушка»;
  10. «Златовласка» (пер. с чеш. К. Паустовского);
  11. К. Чуковский «Мойдодыр».

Книга К. Чуковского «Мойдодыр» обязательна должна изучаться в ДОУ

Таблица: конспект занятия К. В. Товмасян на тему «Честность в сказке Л. Н. Толстого «Косточка»»

Этап НОД Содержание этапа
Цель и задачи Формировать представление о честности.
  • образовательные: учить слушать и понимать текст на слух, развивать аналитическое мышление;
  • воспитательные: воспитывать умение сопереживать, понимать эмоциональное состояние, воспитывать любовь к чтению и книгам;
  • развивающие: развивать речевой слух, расширять и обогащать словарный запас.
Оборудование
  • текст сказки;
  • портрет Л.Н. Толстого;
  • иллюстрации к сказке;
  • картинки с изображениями разных ягод: малина, слива, черника, ежевика, земляника, крыжовник.
Вступительная часть Приветствие и настрой на работу.
– Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
– Как ваше настроение?
Игра «Найди косточку»
– Посмотрите на эти картинки. Тут изображены ягоды. Найдите среди них ягодку с косточкой.
Знакомство с портретом писателя.
– Посмотрите на этот портрет. На нём изображён Лев Николаевич Толстой. Это великий русский писатель, который подарил нам очень много интересных рассказов, сказок, стихов и даже загадок. Он очень любил детей: открыл школу в Ясной поляне (это усадьба в Тульской губернии), учил их по «Азбуке», которую написал сам.
– Сегодня мы будем обсуждать рассказ Л.Н. Толстого «Косточка». Хотите узнать, о чём он и почему так называется?
Основная часть Воспитатель читает рассказ.
Вопросы для беседы:
- Что купила мама?
- Как повёл себя Ваня?
- Кто заметил, что сливы не стало?
- Почему Ваня решил съесть сливу?
- Почему он не признался?
- Почему беспокоился папа?
- Как Ваня должен был поступить?
Физкультминутка
Воспитатель читает стих детям и даёт указания по движениям:
  • Раз, два, три, четыре, пять!
  • Будем прыгать и скакать! (прыжки на месте)
  • Наклонился правый бок (наклоны туловища влево-вправо).
  • Раз, два, три.
  • Наклонился левый бок.
  • Раз, два, три.
  • А сейчас поднимем ручки (руки вверх).
  • И дотянемся до тучки.
  • Сядем на дорожку (присели на пол),
  • Разомнём мы ножки.
  • Согнём правую ножку (сгибаем ноги в колене),
  • Раз, два, три!
  • Согнём левую ножку,
  • Раз, два, три.
  • Ноги высоко подняли (подняли ноги вверх).
  • И немного подержали.
  • Головою покачали (движения головой).
  • И все дружно вместе встали (встали).

Говорят: «Все тайное рано и поздно становится явным». Вы согласны с этим? Приведите пример из рассказа «Косточка».
- Скажите, нужно ли что-то скрывать и быть нечестным, если правду все равно узнают?
Словарная работа.
- В рассказе было выражение «покраснел как рак». Посмотрите на иллюстрации к сказке. Вы поняли, что оно означает? Как ещё можно было это описать?
- Что означает слово «сочла»? Горница - это что?

Заключительная часть - Как называется рассказ, который мы сегодня обсуждали?
- Почему он так называется?
- Как бы поступили вы на месте Вани?
- Вы все очень хорошо работали сегодня, молодцы.

Качественная работа воспитателя по планированию и на занятиях по чтению художественной литературы - это залог продуктивной работы каждого ребёнка. Стихи, загадки, дидактические игры - всё это необходимо на занятии вне зависимости от выбранного произведения. Занятия в подготовительной группе должны быть позитивными и увлекательными для всех детей, поэтому задания нужно подбирать интересные и разнообразные. Только так можно привить детям любовь к чтению и литературе.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса