Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Особенности восприятия детьми художественной литературы. Формирование познавательных интересов дошкольников в процессе восприятия художественной литературы и фольклора. Под культурой общения мы понимаем совокупность сформированных социально значимых качес

Процесс восприятия литературы можно рассматривать как психическую деятельность, суть которой заключается в воссоздании художественных образов, придуманных автором.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание)

На основании исследований педагогов и психологов Л. М. Гурович выделила особенности восприятия литературы у детей на разных этапах дошкольного возраста.

Младшая группа (3-4 года). В этом возрасте понимание литературного произведения тесно связано с непосредственным личным опытом. Сюжет дети воспринимают фрагментарно, устанавливают наиболее простые связи, прежде всего последовательность событий. В центре восприятия литературного произведения – герой. Воспитанников младшей группы интересует, как он выглядит, его действия, поступки, а переживаний и скрытых мотивов поступков они ещё не видят. Воссоздать образ героя в воображении самостоятельно дошкольники этого возраста не могут, поэтому им нужны иллюстрации. Активно содействуя с героем, дети пытаются вмешаться в события (прерывают чтение, бьют изображение и т. п.).

Средняя группа (4-5 лет). Дошкольники этого возраста легко устанавливают простые, последовательные причинные связи в сюжете, видят так называемые скрытые мотивы поступков героя. Скрытые же мотивы, связанные с внутренними переживаниями, им ещё не понятны. Характеризуя персонаж, дети выделяют одну, наиболее яркую черту. Эмоциональное отношение к героям определяется прежде всего оценкой их поступков, которая более устойчива и объективна, чем ранее.

Старшая группа (5-6 лет). В этом возрасте дошкольники в какой то мере утрачивают яркую, внешне выраженную эмоциональность, у них возникает интерес к содержанию произведения. Они способны понять и такие события, которых не было в их собственной жизни. В связи с этим возникает возможность знакомить детей с познавательными произведениями.

Дети продолжают воспринимать главным образом действия и поступки, но начинают видеть и некоторые наиболее простые и ярко выраженные переживания героев: страх, горе, радость. Теперь ребёнок не только содействует с героем, но и сопереживает ему, что помогает осознавать более сложные мотивы поступков.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет). В поведении литературного героя дети видят разнообразные, иногда противоречивые поступки, а в его переживаниях выделяют более сложные чувства (стыд, смущение, боязнь за другого). Осознают скрытые мотивы поступков. В связи с этим усложняется эмоциональное отношение к персонажам, оно уже не зависит от отдельного, даже наиболее яркого поступка, что предполагает способность рассматривать события с авторской точки зрения.

Таким образом, изучение особенностей восприятия литературного произведения на разных этапах дошкольного возраста позволяет определить формы работы и отобрать средства ознакомления с литературой. Для эффективного восприятия детьми художественной литературы педагогу необходимо провести анализ произведения, который включает: 1) анализ языка произведения (объяснение непонятных слов, работа над образностью языка автора, над средствами выразительности); 2) анализ структуры и содержания.

В соответствии с ФГОС ДО можно определить основные принципы работы по приобщению детей к художественной литературе. - Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. В отборе художественных текстов учитываются предпочтения и особенности педагогов и детей. - Содействие и сотрудничество детей и взрослых. Ребёнок - полноценный участник (субъект) образовательных отношений. - Поддержка инициативы дошкольников. - Сотрудничество организации с семьей. Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, праздников и др. - Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства на произведениях литературы. - Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в процессе восприятия художественной литературы. - Возрастная адекватность: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.

Кировское областное государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

«Кировский педагогический колледж»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по МДК 03.02

Теория и методика развития речи у детей

Особенности восприятия дошкольниками художественной литературы

специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

заочная форма обучения

группа Д-31

Чистякова Дарья Александровна

МКДОУ 102 «Колосок»

Введение. 3

1. Роль художественной литературы в развитии речи детей. 4

2. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы. 5

3. Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой. 6

4. Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям. 11

5. Особенности восприятия детьми художественной литературы во второй младшей группе. 12

Заключение. 21

Список литературы.. 23

Введение

Дошкольное образование - основа всеобщего образования детей.

В ФГОС ДО (пункт 2.6) образовательные области представляют следующие направления развития ребенка дошкольного возраста: речевое развитие; познавательное развитие; коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования указывается: «ребенок знаком с произведениями детской литературы».

ФГОС ДО – опора для разработки перспективных планов, написания конспектов занятий, которые должны быть направлены на восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и почти всех остальных детей данного возраста, следовательно, увлекая ребенка дошкольного возраста в сказочный мир восприятия художественной литературы, мы развиваем у него творческие способности и воображение .

Роль художественной литературы в развитии речи детей.

В условиях реализации ФГОС особое место вдошкольном образовании отведено роли художественной литературы в развитии речи дошкольников.

Речевое развитие дошкольника включает : овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;развитие речевого творчества;развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой , понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи . Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь кхудожественной литературе . Ведь, как сказал В. А. Сухомлинский : «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы.

В таблице 1 приведены возрастные особенности восприятия детьми художественной литературы.

Таблица 1 – Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы.

Возраст (лет), группа

Возрастные особенности восприятия детьми художественной литературы
2-3-4 Младший дошкольный возраст В младшем дошкольном возрасте начинает складываться первич­ный круг детского чтения, в него входят поэтические и прозаические жанры фольклорных и литературных произведений. Восприятие худо­жественного текста ребенком этого возраста характеризуется наивнос­тью и яркой эмоциональностью. В центре внимания ребенка находит­ся главный герой, его внешность, действия, а понимание переживаний и мотивов поступков героя затруднены.
4-5 Средний дошкольный возраст В возрасте 4-5 лет ребенок знакомится с широким кругом лите­ратурных произведений разных видов и форм, у него появляется осмысленный интерес к художественным текстам и к различным видам творческой деятельности на их основе. У детей качественно меняется восприятие литературного текста. Они начинают осознавать разницу между реальной действительностью и ее отражением в книге. Это активизирует появление самоценного интереса к книге, к слушанию литературных произведений.
5-6-7 Старший дошкольный возраст На седьмом году жизни у детей наблюдается углубление и диффе­ренциация читательских интересов, появляются предпочтения в вы­боре видов и жанров литературы. Дети этого возраста воспринимают произведение в единстве его содержательной, смысловой и вырази­тельной стороны, чувствуют и стремятся истолковать красоту литера­турной речи, проецируют события и образы героев произведений на себя и взаимоотношения с окружающим, стремятся объяснить и вы­разить смысл произведения и свое отношение к нему в разных видах творческой деятельности. В результате слушание, восприятие и пони­мание литературного текста приближается к уровню собственно эсте­тической деятельности.

Таким образом, художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение, мотивирует поведение.

В психологической литературе существуют разные подходы к определению восприятия. Так, Л.Д. Столяренко рассматривает восприятие как «психологический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии из на органы чувств» . С.Л. Рубинштейн под восприятием понимает «чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств» . Свойствами восприятия являются: осмысленность, обобщенность, предметность, целостность, структурность, избирательность, константность. Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию в новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя «событий», в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия. Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Н.В. Гавриш , Н.С. Карпинской , Л.В. Таниной , Е.И. Тихеевой , О.С. Ушаковой .

По мнению Н.В. Гавриш, «воспринимая произведение на слух, ребенок, через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику проникает в содержание произведения» . Н.С. Карпинская отмечает, что полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой «сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена» .

С.Л. Рубинштейн выделяет два типа отношения к художественному миру произведения. «Первый тип отношения - эмоционально-образный - представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй - интеллектуально-оценочный - зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа» .

Возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки. Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии.

М.П. Воюшина под полноценным восприятием понимает «способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы» .

В трудах Л.С. Выготского , Л.М. Гурович , Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой , Н.С. Карпинской , Е. Кузьменковой , О.И. Никифоровой и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. К примеру, восприятие художественной литературы рассматривается Л.С. Выготским как «активный волевой процесс, предполагающий не пассивное содержание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях» .

Восприятие детьми дошкольного возраста художественной литературы не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребёнка, имеет важное значение для его умственного и нравственного развития.

С точки зрения М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной «слушание художественных произведений наряду с творческими играми имеет важнейшее значение для формирования этого нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность» . Четкая фабула, драматизированное изображение событий способствуют тому, чтобы ребенок вошел в круг воображаемых обстоятельств стал мысленно содействовать с героями произведения.

С.Я. Маршак писал в «Большой литературе для маленьких»: «Если в книге есть четкая незаконченная фабула, если автор не равнодушный регистратор событий, а сторонник одних своих героев и противник других, если в книге есть ритмическое движение, а не сухая, рассудочная последовательность, если вывод из книги не бесплатное приложение, а естественное следствие всего хода фактов, да еще ко всему этому книгу можно разыграть, как пьесу, или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней новые и новые продолжения, то это значит, что книга написана на настоящем детском языке» .

М.М. Алексеева показала, что «при соответствующей педагогической работе уже у малыша - преддошкольника можно вызвать интерес к судьбе героя повествования, заставить ребенка следить за ходом событий и переживать новые для него чувства» . У преддошкольника можно наблюдать лишь зачатки такого содействия и сопереживания героям художественного произведения. Более сложные формы восприятие произведения приобретает у дошкольника. Его восприятие художественного произведения носит чрезвычайно активный характер: ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует вместе с ним, борется с его врагами. Деятельность, осуществляющаяся при этом, особенно в начале дошкольного возраста, по психологической природе очень близка к игре. Но если в игре ребенок реально действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и действия, и обстоятельства воображаемые.

О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: «непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание)» .

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: «от двух до пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным» .

Процесс развития художественного восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4-5 лет. О. Василишина, Е. Коновалова отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как «активность, глубокое сопереживание героям произведений» . У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Самыми любимыми у детей старшего дошкольного возраста становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.), с яркими, сильными характерами героев.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Н.Г. Смольникова доказывает, что «старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе» . Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

Ю. Тюнников справедливо отмечает: «Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами» . Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

В работе со старшими дошкольниками продолжают активно использоваться малые фольклорные жанры. Приговорки издавна употребляются в воспитании как педагогические приемы, для того, чтобы эмоционально окрасит значимость того или иного момента жизни ребенка. Пословицы и поговорки доступны пониманию ребенка старшего дошкольного возраста. Но поговорка - принадлежность речи взрослого, дети ею почти не могут пользоваться и только подводятся к этой форме фольклора. Однако обращенные к детям отдельные пословицы могут им внушить некоторые правила поведения.

В.В. Гербова отмечает, что «старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников» . В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Таким образом, художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у старших дошкольников.

Однако для грамотного использования художественной литературы в воспитании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Под средствами Г. Бабина, Е. Белобородова понимают «предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач» . Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения следует отнести развивающую среду, игру, художественную литературу.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Е.И. Тихеевой, «искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение» . Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Л.А. Введенская предъявляет два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы Л.А. Введенская говорит, что «художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою» . Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их.

Автор «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильева говорит о важности тематического распределения произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий. «Это позволит педагогу проводить работу по воспитанию культуры поведения детей целенаправленно и комплексно» . При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах Л.М. Гурович , Н.С. Карпинской , Л.Б. Фесюковой и других. Ими разработано несколько критериев:

  • - идейная направленность книги (например, моральный облик героя);
  • - высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;
  • - доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
  • - сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
  • - конкретные педагогические задачи.

Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому М.М. Алексеева , Л.М. Гурович , В.И. Яшина указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном. «Готовясь к беседе, педагог должен продумать, какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы» . Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. С точки зрения И. Зиминой, «именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания» .

Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения. В течение дошкольного возраста развитие отношения к художественному произведению проходит путь от непосредственного наивного участия ребенка в изображенных событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые для правильной оценки явления требуют умения занять позицию вне их, глядя на них как бы со стороны.

Итак, дошкольник в восприятии художественного произведения не эгоцентричен: «постепенно он научается становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач» . Формирование в дошкольном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Можно выделить особенности восприятия литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста:

  • - способность сопереживать, позволяющая ребёнку давать моральную оценку различным поступкам персонажей, а затем и реальных людей;
  • - повышенная эмоциональность и непосредственность восприятия текста, что влияет на развитие воображения. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития фантазии, так как ребенок очень легко входит в воображаемые ситуации, предложенные ему в книжке. У него быстро возникают симпатии и антипатии по отношению к «хорошим» и «плохим» героям;
  • - повышенная любознательность, острота восприятия;
  • - сосредоточение внимания на герое литературного произведения, его поступках. Детям доступны простые, активные мотивы поступков, они словесно выражают отношение к героям, их впечатляют яркий, образный язык, поэтичность произведения.

На этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать, проявлять индивидуальность и творческую активность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО) заложено создание индивидуальных условий для развития личности ребенка. ФГОС ДО является главной опорой для разработки перспективных планов, написания конспектов занятий, которые должны быть направлены восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста.

В соответствии с ф едеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие предполагает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, восприятия произведений художественной литературы.

В данной статье рассмотрены возрастные особенности детей младшего возраста, а также работа по восприятию детьми художественной литературы, приобщение их к словесному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кабанова Л.М., воспитатель

ГБДОУ детский сад №29 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Организация восприятия детьми младшего возраста произведений художественной литературы: реализация требований ФГОС

На этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать, проявлять индивидуальность и творческую активность, а также умение ориентироваться на будущее, уметь переходить к новым видам деятельности. Современный дошкольник должен уметь воспринимать и творчески подходить к любой жизненной ситуации, должен уметь самостоятельно принимать серьезные решения и уметь нести за эти решения ответственность. Но готовность к восприятию художественной литературы детьми дошкольного возраста не может появиться сама по себе, она проявляется в условиях воспитания и обучения воспитанников в дошкольном образовательном учреждении. Создание индивидуальных условий для развития личности ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения заложено в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО). В нем показана гуманистическая направленность образования, которая обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия воспитателя и ребенка дошкольного возраста, а также развитие его личности, его творческого потенциала. Дошкольное образование является главной основой всеобщего образования детей. В связи с чем, к нему предъявляется очень много важных требований, а также вводятся единые стандарты, которых должны придерживаться все дошкольные образовательные учреждения.

ФГОС ДО является главной опорой для разработки перспективных планов, написания конспектов занятий, которые должны быть направлены восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста. В ФГОС ДО образовательные области представляют следующие направления развития ребенка дошкольного возраста: речевое развитие; познавательное развитие; социально - коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое. Знание возрастных особенностей восприятия детьми дошкольного возраста литературного произведения позволит воспитателю дошкольного образовательного учреждения качественно разработать содержание литературного образования и на этой основе реализовать задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста». Дошкольный возраст - это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и почти всех остальных детей данного возраста, следовательно, увлекая ребенка дошкольного возраста в сказочный мир восприятия художественной литературы, мы развиваем у него творческие способности и воображение.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования речевое развитие предполагает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Важнейшим условием реализации этой задачи является знание возрастных особенностей восприятия дошкольников, в данном случае, восприятия произведений художественной литературы.

В 3-4 года (младшая группа) дети понимают основные факты произведения, улавливают динамику событий. Однако понимание сюжета часто бывает фрагментарным. Важно, что понимание связано у них с непосредственным личным опытом. Если повествование не вызывает у них никаких наглядных представлений, не знакомо по личному опыту, то например, Колобок, может быть им более не понятен, чем золотое яичко из сказки «Курочка Ряба».

Малыши лучше осмысливают начало и конец произведения. Представить самого героя, его внешность они смогут, если взрослый предложит им иллюстрацию. В поведении героя они видят только действия, но не замечают его скрытых мотивов поступков, переживаний. Например, они могут не понять истинных мотивов Маши (из сказки «Маша и медведь»), когда девочка спряталась в коробе. Эмоциональное отношение к героям произведения у малышей ярко выражено.

Для организации восприятия детьми младшего дошкольного возраста произведений художественной литературы мой педагогический процесс проходит в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта ДО, в котором четко прослеживается не разрывная связь между следующими образовательными областями: речевым и художественно-эстетическим развитием. В речевое развитие включено знакомство с книжной культурой, детской литературой, а также понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства, мира природы; формирование восприятия художественной литературы. стимулирование сопереживания персонажем художественного произведения, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Кроме этого восприятие по художественной литературы ФГОС ДО является одним из видов детской деятельности.

Основная цель моей работы в данном направлении это развитие художественного восприятия детей, приобщение их к словесному искусству. Для решения этой цели поставлены следующие задачи:

Формирование целостной картины мира.

Приучать детей слушать потешки, стихи, сказки, рассказы и следить за развитием действия.

Развивать литературную речь: умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения.

Способствовать развитию навыка инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок с помощью воспитателя.

На первом этапе работы для достижения поставленной цели и решения задач, необходимо создать предметно-развивающую среду. Подборка художественной литературы с учетом возрастных особенностей детей и в соответствии требованиям программы. Оформление книжного уголка, с аккуратно расставленными книгами, а так же стол для просматривания книг. Детская литература в течении года постоянно должна обновляться в зависимости от комплексно-тематического планирования. При подборке материала стараюсь учитывать принцип от простого к сложному, а также обращать внимание на познавательную и нравственную сторону художественного произведения Ознакомление с художественной литературой происходит в ходе непосредственной образовательной деятельности. Игра является основным видом деятельности у детей младшей группы. Именно поэтому вся работа с детьми проводиться в игровой форме. Для того чтобы привлечь внимание дошкольника, я использую игрушку (наглядный материал) и только затем начинаю читать и рассказывать. С помощью вопросов стараюсь вызвать эмоциональный отклик на содержание произведения. Широко использую в своей работе настольный и кукольный театров. Появление ярких настольных фигурок позволяет привлечь внимание детей. С большим удовольствием дети берут в руки лисичку, петушка из кукольного театра и пытаются повторить действия воспитателя. Умелое проигрывание художественного произведения позволяет создавать радостное настроение в группе, устанавливается эмоциональный контакт с малышом, активизируется речевое общение, организовывается ненавязчивое воспитательное воздействие, которое способствует пополнению запаса знаний и сведении об окружающем. В течение года дети знакомятся с разными художественными произведениями. На ряду с авторскими произведениями, такими как стихи А.Барто из серии «Игрушки», А.Плещеева «Сельская песенка», В. И. Токмаковой «Весна», К.И.Чуковского «Чудо-дерево», «Путаница», «Краденое солнышко», «Сказку о глупом мышонке», С.Я.Маршака рассказ об «Усатом - полосатом» котенке и другие, также знакомятся дети с устным народным творчеством или фольклором. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное воспитательное значение, помогает формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Фольклор, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Устное народное творчество позволяет ребенку приобщаться культурным ценностям, усваивать их через такие формы, как сказки, потешки и колыбельные песенки.

Сказки наиболее любимый детьми вид народного творчества. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в тоже время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны. Именно поэтому дошкольники с большим удовольствием слушают эти сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и т.д.

Маленькие дети – замечательные актеры: стоит кому-нибудь надеть хотя бы часть кого-то костюма, как он сразу же входит в образ. Воображение, как волшебная палочка, переносит ребенка в иную плоскость бытия, наделяя его новыми, недостижимыми в реальной жизни возможностями. Под веселую музыку, в ярких шапочках предложенные воспитателем, дети увлеченно изображают персонажей русской народной сказки «Теремок».

На ряду с групповой и подгрупповой работой по ознакомлению с художественной литературой планируются и проводятся индивидуальные занятия с детьми недостаточно полно усвоившими материал на занятии. Такой подход позволяет более подробно остановиться на содержании литературного произведения и рассмотреть иллюстрации вместе с воспитателем. При рассматривании иллюстраций, у детей формируется потребность постоянного общения с художественной литературой, постепенно развивается эстетический вкус, формируется самовосприятие прекрасного. Она помогает ребенку глубже понять конкретное литературное произведение, прояснить авторскую мысль, а также влияет на нравственное воспитание детей. Дошкольники учатся более бережно относится к книге. Начинают понимать, что нельзя рвать страницы, закрашивать картинки, кидать их на пол. Но если все таки это происходит, то ни в коем случае нельзя оставлять без внимания данный факт. Необходимо объяснить, что кто-то из детей поступил плохо, не правильно и предложить заклеить вместе с воспитателем.

Книжные уголки имеются в каждой группе детского сада. Организация экскурсий позволяет моим воспитанникам рассмотреть книжные уголки других групп. Во время таких посещений, обращаю внимание детей как аккуратно расставлены книги, в каком они состоянии.

И конечно, одним из важных аспектов является тесный, хорошо налаженный контакт с мамами и папами. Для этого мы проводим: беседы и консультации, родительские собрания на тему: «Организация семейного чтения и уголка книги», «Обучение ребенка пересказу», «Книги- семейные реликвии», проводим анкетирование «Есть ли у вашего ребенка любимые сказки?» «Любимый сказочный персонаж?» «Читаете ли вы ребенку сказки? какие?», приглашаем на просмотр открытых мероприятий, а также оформляем стенды, книжки-раскладушки, помещаем в уголок список художественной литературы для детей 3– 4 лет.

Таким образом, в ходе организации восприятия художественной литературы удалось достичь положительных результатов; дети стали более внимательно слушать художественные произведения, понимать содержание, отвечать на вопросы, самостоятельно рассказывать стихи, потешки и небольшие сказки. принимать участие в драматизации.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса