Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Морфология культуры. Структура культуры. Своеобразие культурологии как комплексной науки

Культурология стала одной из существеннейших и бурно развивающихся гуманитарных наук, что, несомненно, имеет свои причины. Попытаемся охарактеризовать некоторые из них.

1. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура привлекает к себе внимание как неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы. Рассматривая культуру как средство самореализации человека, можно выявить новые неистощимые импульсы, способные оказывать воздействие на исторический процесс , на самого человека.

2. Потребность в изучении феномена культуры обусловлена отчасти профессирующим экологическим кризисом. На современном этапе своего развития культура наносит все больший вред окружающей среде. Невольно возникают вопросы: не враждебна ли культура природе? есть ли возможность гармонизировать их отношения?

3. Актуален и вопрос о соотношении понятий культура и общество, культура и история . В прошлом социальный цикл был гораздо короче культурного. Человек, появившись на свет, заставал определенную структуру культурных ценностей. Она не менялась в течение столетий. В XX веке ситуация резко изменилась. Теперь на протяжении одной человеческой жизни проходят несколько культурных циклов, что ставит человека в крайне трудное положение. Все меняется так быстро, что человек не успевает осмыслить и оценить по достоинству те или иные нововведения и оказывается в состоянии потерянности и неуверенности. В связи с этим особую значимость приобретает выявление наиболее существенных особенностей культурной практики прошлых эпох во избежание моментов примитивизации современной культуры.

Культурология — это комплексная наука, изучающая все аспекты функционирования культуры, от причин ее возникновения до различных форм исторического самовыражения.

Основными составными компонентами культурологии являются философия культуры и история культуры, области гуманитарных знаний, существовавшие издавна. Слившись воедино, они и составляют основу культурологии как комплексной науки. Философия культуры - это раздел культурологии, изучающий концепции происхождения и функционирования культуры. История культуры - раздел, изучающий специфические черты культур различных исторических этапов. В культурологических исследованиях исторические факты подвергаются философскому анализу и обобщению. В зависимости от того аспекта, на котором сосредотачивается основное внимание, создаются различные культурологические теории и школы.

Новыми разделами культурологии, основные параметры которых формируются до сих пор, являются морфология культуры и теория культуры. Под морфологией культуры понимается раздел культурологии, изучающий строение и развитие культуры. О некоторых аспектах морфологии и теории культуры речь шла в главе 1.

Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, в качестве самостоятельного явления ее начинают пристально изучать лишь в XVIII-XIX вв. Первоначально это осуществлялось в рамках философии истории и этики и было связано с философскими концепциями Дж. Вико (1668-1744), И. Г. Гердера (1744-1803), И. Канта (1724 - 1804). Уделяя должное внимание вопросам культуры, эти мыслители еще не делали её непосредственно объектом исследования. Она выступала лишь сопутствующим звеном в осмыслении существования истории и нравственности.

Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер (1759-1805) пытался снять обозначенное в трудах предшественников противоречие между "природным", "чувственным", с одной стороны, и "моральным" - с другой. По Шиллеру, культура состоит в гармонии и примирении физической и нравственной природы человека: "Культура должна отдавать справедливость обоим - не только одному разумному побуждению человека в противовес чувственному, но и последнему в противовес первому". У младших современников Шиллера — Фридриха Вильгельма Шеллинга, братьев Августа и Фридриха Шлегелей - на первый план выдвигается эстетическое начало культуры. Главным ее содержанием провозглашается художественная деятельность людей как средство преодоления в них животного, естественного начала. Эстетические взгляды Шеллинга наиболее полно изложены в его книге "Философия искусства " (1802-1803), где отчетливо прослеживается стремление показать приоритет художественного творчества перед всеми другими видами творческой деятельности человека, поставить искусство и над нравственностью, и над наукой. "Искусство - это как бы завершение мирового духа, - писал он, - ибо в нем находят объединение в форме конечного субъективное и объективное, дух и природа, внутреннее и внешнее, сознательное и бессознательное, необходимость и свобода. Как таковое, искусство есть самосозерцание абсолюта". Несколько упрощенно культура сводилась Шеллингом и другими романтиками к искусству, прежде всего к поэзии. Человеку разумному и нравственному они в известной степени противопоставляли мощь человека-художника, человека-творца.

В трудах Г. В. Ф. Гегеля основные виды культуры (религия, искусство, философия, право) представлены этапами развития мирового разума. Гегель создает универсальную схему развития мирового разума, в соответствии с которой любая культура воплощает определенный этап его самовыражения. Мировой разум проявляется и в людях. Первоначально в виде языка, речи. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания мирового разума, начиная с "детского лепета" и заканчивая "абсолютным знанием", т.е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития человечества. С точки зрения Гегеля, развитие мировой культуры обнаруживает такую целостность и логику, которые не могут быть объяснены суммой усилий отдельных индивидов. Сущность культуры, по Гегелю, проявляется не в преодолении биологических начал в человеке и не в творческой фантазии выдающихся личностей, а в духовном приобщении индивида к мировому разуму. "В развитии всеобщности мышления состоит абсолютная ценность культуры", - писал Гегель.

В работах "Феноменология духа", "Философия истории", "Эстетика", "Философия права" Гегель проанализировал весь путь развития мировой культуры. Такого до него не делал ни один мыслитель. Тем не менее в трудах Гегеля культура еще не выступает в качестве основного предмета исследования. Гегель анализирует прежде всего историю самораскрытия мирового разума.

Работы, адекватные современному представлению о культурологии, появляются лишь во 2-й пол. XIX века. Одной из них можно по праву считать книгу англичанина Эдварда Бернетта Тайлора (1832-1917) "Первобытная культура " (1871). Утверждая, что "наука о культуре есть наука о реформах", он рассматривал культуру как процесс непрерывного поступательного развития. Тайлор дает одно из первых определений культуры обобщающего характера, которое считается и по сей день каноническим: "Культура или цивилизация в широком, этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества".

Тайлор смотрел на культуру как на непрерывную цепь превращений продуктов человеческой мысли и труда из менее совершенных в более совершенные. У него все предметы и идеи развиваются "одни из других". Такой подход принято называть эволюционистским.

В 1869 и 1872 гг. появляются две работы, которые неизменно включаются сейчас в число наиболее существенных для курса культурологии. Это "Россия и Европа" русского исследователя Николая Данилевского и "Рождение трагедии из духа музыки" немецкого философа Фридриха Ницше. Здесь уже налицо все признаки настоящего культурологического исследования: материал по истории культуры философски интерпретируется и сопровождается выкладками общетеоретического порядка. А главное - культура и ее формы являются основным объектом рассмотрения. О взглядах Данилевского и Ницше на культуру речь пойдет в следующей главе. Нужно лишь отметить, что факт появления культурологических исследований еще не означал появления самой науки. Ни Данилевский, ни Ницше культурологами себя не называли, да и вряд ли подозревали о том, что становятся праотцами новой науки. Данилевский воспринимал себя скорее историком, хотя по образованию был биологом, а Ницше вполне естественно выступал как философ.

Георг Зиммель (1858-1918) обращает особое внимание на конфликтные моменты в культуре рубежа XIX-XX вв., пытаясь дать им глубоко объективное объяснение. В начале XX века, с точки зрения философа, происходит резкое отклонение линии развития культуры от прежних путей. В работе "Конфликт современной культуры" (1918) Зиммель объясняет характерное для данного исторического отрезка желание разрушить все старые формы культуры тем, что в последние десятилетия человечество живет вне какой-либо объединяющей идеи, как это было вплоть до середины XIX века. Новых идей возникает много, но они столь фрагментарны и неполно выражены, что не могут встретить адекватного отклика в самой жизни, не могут сплотить общество вокруг идеи культуры. "Жизнь в своей непосредственности стремится воплотить себя в конкретных формах и явлениях, но вследствие их несовершенства обнаруживает борьбу против всякой формы", - пишет Зиммель, обосновывая свое видение причины кризисных явлений в культуре. Возможно, философу удалось открыть один из существеннейших показателей культурного кризиса как такового, а именно отсутствие глобальной общественно важной идеи, способной сплотить все культуротворческие процессы.

Точка зрения Зиммеля крайне интересна еще и потому, что высказана именно в тот период, когда культурология окончательно превращается в самостоятельную науку. Ощущение кризиса, характерное для оценки состояния культуры самыми разными мыслителями, в определенной степени предопределило завершение формирования науки о культуре. Это произошло под воздействием определенных событий в европейской культуре . Они свидетельствовали о глубоком переломе в истории, равном которому не было в предшествующие столетия. Первая мировая война и революции в России , Германии, Венгрии, новый тип организации жизни людей, обусловленный индустриальной революцией, рост власти человека над природой и гибельные последствия этого роста для природы, рождение обезличенного "человека массы" - все это обязывало иначе взглянуть на характер и роль европейской культуры. Многие ученые, так же как и Зиммель, считали ее положение крайне плачевным и уже не рассматривали европейскую культуру как некий культурный эталон, говорили о кризисе и распаде ее основ.

Вот что писал в конце 1915 г. русский философ Л. М. Лопатин о событиях того времени: "Современный мир переживает огромную историческую катастрофу, - настолько ужасную, настолько кровавую, настолько чреватую самыми неожиданными перспективами, что перед ней немеет мысль и кружится голова... В свирепствующей теперь небывалой исторической буре не только реками льется кровь, не только крушатся государства... не только гибнут и восстают народы, - происходит и нечто другое... Крушатся старые идеалы, блекнут прежние надежды и настойчивые ожидания... А главное — непоправимо и глубоко колеблется самая наша вера в современную культуру: из-за ее устоев вдруг выглянуло на нас такое страшное звериное лицо, что мы невольно отвернулись от него с отвращением и недоумением. И поднимается неотступный вопрос: да что же такое, в самом деле, эта культура? Какая ее моральная, даже просто жизненная ценность?"

Последующие события в Европе и в мире показали, что Л. М. Лопатин ничуть не преувеличивал значение кризисных явлений в культуре. Стало очевидно, что человек и сама культура могут развиваться совсем не так, как представлялось когда-то гуманистам Возрождения и деятелям Просвещения , что идеал саморазвивающейся творческой личности в XX веке являлся очередной утопией. Складывалась парадоксальная ситуация: историческое и техническое развитие продолжалось, а культурное развитие замедлялось, обращалось как бы вспять, возрождая в человеке древние инстинкты разрушения и агрессии. Эту ситуацию невозможно было объяснить на основе традиционных представлений о культуре, согласно которым она является процессом организации и упорядочивания самой истории.

Следовательно, культурология как мировоззренческая наука окончательно укрепила свои позиции в результате осознания кризисного состояния культуры начала XX века, так же как бум, переживаемый культурологией сейчас, объясняется кризисом состояния культуры его конца.

Ощущение дискомфорта и неуверенности было настолько сильно, что опубликованный в 1918 году первый том сочинения Освальда Шпенглера "Закат Европы" встретили с небывалым интересом. Книгу читали и обсуждали не только специалисты: философы, историки, социологи, антропологи и т.д., но и все образованные люди. Она стала неотъемлемой частью многих университетских программ. И это несмотря на существенную критику многих высказанных Шпенглером положений. Правомерен вопрос о причинах такого интереса к этому произведению. Ведь Шпенглер буквально повторил некоторые моменты из написанного на полвека раньше произведения Н. Данилевского "Россия и Европа", которое было замечено лишь узким кругом профессионалов.

Несомненно, что дело было в культурно-исторической обстановке. Само название "Закат Европы" звучало как нельзя более актуально. Большинство современников Шпенглера действительно ощущали, что живут в мире крушения старых привычных культурных норм, и неизбежно ставили перед собой вопрос, означает ли это конец европейской цивилизации вообще или же является началом следующего витка в ее развитии. Читая Шпенглера, люди пытались найти ответ на вопрос о судьбе культуры.

Многие ученые, занимающиеся разными аспектами гуманитарных знаний, сочли для себя делом чести принять участие в создании общей теории культуры, отражающей многоаспектность и сложность этого понятия. Термин "культурология" появился не сразу. Он был внедрен примерно в 40-е гг. по инициативе американского исследователя культуры и антрополога Лесли Элвина Уайта. В работах "Наука о культуре" (1949), "Эволюция культуры" (1959), "Понятие культуры" (1973) и др. Уайт утверждал, что культурология представляет собой качественно более высокую ступень постижения человека, чем другие общественные науки, и предсказывал ей большое будущее. Получилось так, что к тому времени, когда Уайт ввел в обиход название, сама наука уже активно функционировала.

Вместе с тем нельзя не принимать во внимание тот факт, что культурология и по сей день остается самой противоречивой и парадоксальной наукой. Создать науку о культуре, равную по логичности, внутреннему единству, фундаментальности другим гуманитарным наукам, оказалось делом крайне не простым: слишком многогранен сам объект исследования. В этом причина многообразия философских подходов к объяснению как сути культуры, так и законов ее функционирования. В этом же кроется и специфическая привлекательность культурологии.

Фундаментальная культурология

Цель: теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования

Онтология культуры

Многообразие определений культуры и ракурсов познания, социальных функций и параметров. Онтология культуры – это фундаментальные принципы и концепция бытия культуры

Гносеология культуры

Основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология

Морфология культуры

Основные параметры функциональной структуры культуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, накопления и трансляции социального опыта

Культурная семантика

Представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации

Антропология культуры

Представления о личностных параметрах культуры, о человеке как "производителе" и "потребителе" культуры, о человеке как субъекте культуры.

Социология культуры

Представления о социальной стратификации и пространственно-временной дифференциации культуры, о культуре как системе социального взаимодействия

Социальная динамика культуры

Представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем

Историческая динамика культуры

Представления об эволюции форм социокультурной организации

Философия культуры - рассматривает культуру с некой единой точки зрения, отражая взгляды того или иного автора.

Прикладная культурология

Цель: прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике

Прикладные аспекты культурологии

Представления о культурной политике, функциях культурных институтов, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, включая охрану и использование культурного наследия.

Культурология сегодня включает достаточно широкий набор дисциплин, изучающих с помощью различных методов культуру в ее бесконечно многообразных аспектах.

Структуру культурологии составляют три слоя наук о культуре:

    антропологический , опирающийся, прежде всего, на этнологию , т. е. науку, изучающую состав, происхождение и культурно-исторические отношения между собой народов мира;

    гуманистический , включающий в себя весь комплекс так называемых наук «о духе» (философию, филологию, педагогику, психологию и др.);

    социологический , где определяющим является изучение современноймассовой культуры , способов ее производства и функционирования и обществе.

Функции культурологии как науки в некотором смысле традиционны. Гносеологическая (познавательная) функция является общей для науки в целом. Применительно к культурологии она имеет специфику, обусловленную необходимостью объединения различных принципов и методов познания мира, присущих науке, искусству, религии, философии.

Эвристическая функция культурологии задается, исходя из понимания культуры как диалога. Культуру в различных ее проявлениях (например, выращивания культурных растений и домашних животных, изготовления изделий, ремесел, создания памятников художественной культуры и пр.) созидает не только отдельный познающий и деятельностный субъект, но и целые коллективы людей. Это созидание сопровождается взаимопониманием, сотворчеством, коллективным обучением и изобретением новых форм культуры. С эвристической тесно связана воспитательная функция культурологии. Иначе говоря, коллективное обучение и решение проблем, стоящих перед данной культурой, сопровождается воспитанием индивидов, входящих в мир культуры прошлого и настоящего, в мир культуры человеческих отношений. В свою очередь, элементами воспитательной функции выступают эстетическая, этическая и правовая функции , ориентирующиеся на формирование политической, правовой и нравственной культуры человека, т. е. то, что мы называем культурой поведения. И еще одну функцию культурологии следует выделять - мировоззренческую . По сути дела она является принадлежностью философии культуры, являющейся составной частью культурологии. Назначением мировоззренческой функции служит в данном случае выявление как бы духовного ядра, определяющего культурные устремления той или иной исторической эпохи, а также формирование художественной, религиозной либо научной картины мира. Скажем, для русской культуры XIX в. стержневой была проблема исторической судьбы России, которая нашла столь разнообразное решение в творчестве А. С. Пушкина, идейном противоборстве славянофилов и западников, в книге Н. Я. Данилевского «Россия и Европа», в живописи и музыке, в культурологических изысканиях сторонников «русской идеи».

Культурология как наука начала формироваться 300 лет назад в 18 веке. В основном сформировалась в конце 19 в. и тогда появилось впервые слово культурология. Окончательно название науки закрепил америк ученый Уайт в 1947году.

Культурология изучает культуру во всех ее формах и проявлениях, взаимосвязь и взаимодействие различных форм культуры, функции и законы ее развития, взаимодействие человека, культуры и общества.

Основные разделы:

Философия культуры
История культуры
Социология культуры
Психология культуры
Междисциплинарные связи культурологии: философия, история, социология, психология, этнография, этнология, археология, лингвистика, искусство, экономика, медицина и др.

Источники изучения культуры: мифы, сказания, предания, обряды, обычаи, археологические находки, памятники искусства и архитектуры, орудия труда и предметы быта, письменные источники и литературные памятники, языки и т. д.

Культурология как интегративная научная дисциплина

Что же касается культурологии, то она представляет собой интегративную научную дисциплину, которая изучает культуру и с точки зрения поведенческого подхода к ней» и с точки зрения выяв­ления специфического места различных форм искусства в единой системе культуры, и с точки зрения ее социальной обусловленности, динамики ее структуры и функции, ее роли в развитии человека и общества. Следовательно, она впитывает в себя и переосмысливает с позиций собственной предметной области знания, концепции, мето­ды, свойственные социологии, психологии, философии культуры, антропологии, этнологии, искусствоведению и другим гуманитар­ным наукам, но добавляет ко всему этому еще нечто, присущее только ей, что выделяет ее из всех других областей социально-гуманитарных наук. Это есть интегративное знание о целостном феномене культуры как специфическом способе человеческой дея­тельности, как системе идеалов, ценностей и норм, регулирующих поведение личности, Социальной группы, народа в определенных социально-исторических условиях.

Сказанное дает основание для определения объекта и предмета культурологии. Объект культурологии - это целостный феномен культуры как творческого специфически человеческого способа дея­тельности и ее результатов в виде материальных и духовных пред­метов, необходимых для подлинно человеческого существования и развития личности.

Выяснив своеобразие объекта культурологии, мы получаем возможность определить, в чем заключается ее предмет. Выделение предмета науки производится путем вычленения определенных, ин­тересующих исследователя свойств и особенностей объекта, их син­тезирования в более или менее четко очерченную предметную об­ласть данной науки. Хотя культура как объект изучения занимала умы мыслителей, начиная с периода античности, вплоть до новей­шего времени, вычленение предметной области культурологии как науки началось сравнительно недавно, только в XX столетии. Впер­вые термин “культурология” ввел в употребление выдающийся не­мецкий химик, Нобелевский лауреат Вильгельм Оствальд в 1913 г. Спустя 16 лет американский социолог Рид Бейн соотнес этот термин с понятиями "социология" и "экология человека". Однако в значении, близком к вышеприведённому, впервые употребил этот термин в 1939 г. выдающийся американский антрополог и культуролог Лес­ли Уайт. Он трактовал культурологию как "ветвь антропологии, рассматривающую культуру как специфический порядок явлений, организованных по своим собственным принципам и развивающих­ся по своим собственным законам".

За шестьдесят с лишним лет, прошедших после применения именно такого словоупотребления данного термина, представления о предметной области культурологии существенно расширились. В нее ныне включаются представления о культуре как специфической деятельности по созиданию символических форм, как регулятивно-нормативной системе, как совокупности культурных функций, идеа­лов, норм, стандартов поведения, как динамическом социальном процессе, протекающем в исторически конкретных социально-экономических и духовных условиях определенной эпохи.

Все сказанное позволяет уточнить определение предмета рас­сматриваемой науки. Предметом культурологии является исследо­вание закономерностей становления и развития целостного фено­мена культуры как специфически человеческого способа деятельно­сти, системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, ре­гулирующих поведение людей и развивающихся по своим собствен­ным принципам, в контексте исторических особенностей социаль­но-экономического, политического и духовного развития определен­ного народа и определенной эпохи.

Уточнение объекта и предмета изучаемой научной дисциплины дает возможность сформулировать определение культурологии как науки. Культурология есть система научных знаний об особенно­стях, тенденциях и закономерностях становления и развития куль­туры как специфически человеческого способа деятельности и сис­темы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирую­щих взаимодействия личностей и социальных общностей (семейных, этнических, территориальных и т.п.) в исторически своеобразных социально-экономических, политических, духовных условиях опреде­ленной эпохи.

Тема 1.

Структура и состав современного культурологического знания

1. Место культурологии в системе наук, объект, предмет, цели культурологии. Смежные дисциплины. Разделы культурологии.

2. Понятие "культура", классификация культуры

3. Функции культуры

До XX в. исследование культуры находилось в рамках философской и исторической наук. Выделение культурологии как отдельного научного блока в конце XX в. связано с накоплением большого объема знаний о культуре и необходимостью систематизировать его.

Термин "культурология" образован от лат. cultura (который в свою очередь произошел от colo, cultum, colere – «возделывать, обрабатывать») и от греч. logos (слово, понятие, учение, теория, разум, мысль, знание). Если брать за основу перевод как "знание о культуре", то это означает, что культурология изучает и теорию культуры, и историю культуры, если же брать как "теория культуры", то только теорию. Впервые слово «культурология» в качестве научного термина предложил использовать американский исследователь Лесли Уайт.

Существует несколько взглядов на вопрос о статусе культурологического знания:

1. Культурология – учебная дисциплина , которая рассматривает человека, общество и культуру, используя знания различных наук: философии , эстетики, этики, истории, искусствознания, религиоведения, этнографии, археологии, психологии, лингвистики и т.д. Эта гуманитарная дисциплина была введена в России в специфических условиях (1980-е гг.), когда происходил кризис марксисткой системы обществознания, и предназначалась она в основном для студентов негуманитарных вузов. После обретения экономикой, политологией, социологией, философией собственного места и значения в системе гуманитарного знания, культурология стала исполнять роль подготовительного курса дисциплин социально-гуманитарного цикла.

2. Культурология – самостоятельная отрасль научного знания, имеющая собственный объект и предмет познания, методы и подходы исследования., т.е. культурология – это наука о культуре (только в России).

Объект исследования:

o социокультурная среда (включающая культуру)

o наиболее общие закономерности культуры;

o принципы функционирования культуры в обществе;

o взаимосвязь и диалог различных культур;

o единые тенденции культурного развития человечества.

Предмет исследования:

· результат деятельности людей;

· модели культуры;

· установки, регулирующие жизнь общества, проявляющие себя в обычаях, законах, нормах и ценностях;

· коммуникационные связи между людьми, формирующие специальные языки межличностного общения;

Цели культурологии:

1. Прогнозирование и проектирование духовных процессов общественного развития, анализ социокультурных последствий общественных процессов;

2. Поиск новых методов социализации (общественного становления) и инкультурации (т.е. освоения содержания культуры) личности;

3. Предоставление знания о национальной культуре;

4. Сравнительный анализ культур (компаративный метод культурологического исследования).

Смежные с культурологией дисциплины

Антропология культуры (культурная антропология) показывает, что теория культуры имеет дело с этническими общностями, имеющими свою самобытную культуру. Сосредотачивает внимание на социальной структуре, политической организации, эконом.системе, система родства, особенностях пищи, жилища, одежды инструментов, религии, мифологии той или иной культуры. Культурная антропология опирается на большой этнографический материал.

Философия культуры (культурфилософия) – выступая в качестве самостоятельного направления, остается разделом в философии, направленным на осознание сущности и значения культуры. Философия культуры – это максимально возможный уровень обобщения культурных процессов. Изучает культуру в контексте фундаментальных философских проблем – бытия (онтология культуры), сознания, общества, личности.

Социология культуры – специфическая отрасль знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры и, соответственно, изучает социальные закономерности в человеческой деятельности. В социологии понятие «культура» обозначает созданную людьми искусственную среду существования: вещи, символические системы, обычаи, верования, ценности, нормы, находящие выражение в предметной среде, моделях поведения, которые усваиваются людьми, передаются ими из поколения в поколение, являются важным источником коммуникации, регулирования социального взаимодействия и поведения.

Выделяют 2 раздела в культурологии

Фундаментальная культурология изучает процессы и формы интеграции и взаимодействия людей на основе их общих ценностей, создает категориальный аппарат.

1. Прикладная культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной, социальной и культурной политики. Цель: прогнозирование и регулировка актуальных культурных процессов, разработка социальных технологий передачи культурного опыта, управление и охрана культуры, культурно-просветительская и досуговая деятельность.

Сегодня существует около 600 определений термина "культура", слово "культура" является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем изученности. Почему так много?

– Многообразие феномена культура

– Определение давали ученые из разных областей знаний

– Определения формулировались на основе разных методологических оснований

Термин "культура" – латинского происхождения, что значит "возделывание", "обработка", "уход". Цицерон (1 в. до н.э.) сказал: "Культура – это возделывание человеческого ума в процессе целенаправленного воздействия". То есть основным объектом «возделывания» становится сам человек, его внутренний мир. А следовательно до его размера начинается сужаться и само понятие «культура»: под ней начинают понимать только духовную культуру – область высших достижений человека в духовной сфере.

Более широкий и доминирующий подход в понимании культуры - когда акцент переносится на окружающий мир человека и таким образом культура расширяется, охватывая наряду с духовной и материальную сферу. Таким образом, культуру можно определить как совокупность достижений (и утрат) человечества в материальной и духовной сфере.


Похожая информация.


Лекция 1. Структура и состав современного культурологического знания

1. Общая характеристика современной культуры

Признаки современной культуры: динамизм, эклектичность, многозначность, мозаичность, пестрота общей картины, полицентричность, разрыв ее структуры и целостной иерархии организации ее пространства.

Развитие информационных технологий, утверждение СМИ формируют общественное мнение и общественный настрой. СМИ отражают внешнюю, потребительскую, бездуховную жизнь, создают определенные представления о мире, формируют разрушение традиционно ценимых качеств, обеспечивают эффект внушения.

Маршал Мак-Люэн (1911–1980) в своей работе «Галактика Гутенберга» делит историю на три этапа:

1) дописьменный этап коммуникации;

2) кодифицированная письменная коммуникация;

3) кудивизуальная.

Современное общество называется информационным, т. к. информация обеспечивает в нем связь разных уровней и планов его существования и деятельности. Информационные процессы лежат в основе функционирования всех его систем. Развитие средств массовой коммуникации усилило качество массовости, придало ему определенные черты социокультурного феномена. Прибыль обеспечивается не через производство, а через обращение капитала, власть осуществляется путем специальных информационных операций, сама информация приобретает статус товара, становясь ценным объектом бизнеса.

Постиндустриальная цивилизация – это цивилизация новых технологий. Средства коммуникации начинают не просто влиять на массы, но и производить их.

Последние десятилетия развития современного общества привели к становлению феномена массового человека. Для феномена массового человека характерно:

1) человек массы представляет собой по численности большую группу, которая оказывает влияние на социокультурные процессы;

2) фактор объединения в массу обусловлен наличием информационного поля, воздействием СМИ;

3) современный массовый человек не ощущает какой-либо культурной недостаточности в плане уровня своего развития и т. д.;

4) массовый человек сегодня востребован современным укладом жизни и приспособлен к нему.

Массовый человек – человек с массовым сознанием и в то же время индивидуалист.

Человек воспринимает настоящую реальность посредством системы создания СМИ-мифов. Мифологизированность характерная черта современной массовой культуры, пребывание в сфере мифов – характерная особенность жизни современного человека.

2. Состав и структура культурологического знания

Культурология как наука возникла в середине XX в. Одна из главных задач этой науки – выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия.

Современные культурологические исследования являют собой большой комплекс научных дисциплин, различных направлений научной работы, разнообразных подходов к культурологическим проблемам, методологией, научных школ и т. д. Не приходится говорить о четкой или внятной структуре культурологического знания. Очень часто она носит предварительный характер. И тем не менее сейчас мы можем выделить наиболее значительные составляющие структуры культурологического знания.

Во-первых, это теория культуры, которая демонстрирует нам все многообразие попыток общего осмысления культуры, версии «картин» культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, при помощи которых можно попытаться описать культуру и ее развитие.

В этой сфере особое место занимает философия культуры, которая решает задачи создания теории культуры при помощи свойственных философии методов и понятий.

Во-вторых, это социология культуры, представляющая собой союз социологии (изучающей общественную систему) и культурологической науки.

Исследования в области социологии культуры имеют как теоретическую, так и практическую направленность. В последнем случае можно указывать на концепции культурной политики и деятельности культурных инстинктов (структур общества, связанных с культурой), социокультурноепрогнозирование, проектирование и регулирование, изучение культурологического образования в России и других странах, проблемы социализации и инкультурации личности (вживания человека в общественно-культурную систему), охрану культурного наследия.

В-третьих, это историко-культурные исследования, которые не только базируются на достижениях гуманитарных наук (истории, филологии, литературоведения, искусствоведения, истории религии и др.), но и используют новые культурологические подходы. Здесь мы можем выделить:

1) историко-культурные исследования общего профиля, исследования культуры ментальностей (т. е. формировавшихся в различных культурах способов восприятия людьми мира);

2) исследования религиозного аспекта культуры;

3) культурологические аспекты лингвистики, семиотики (теории знаковых систем), искусствоведения и эстетики. В-четвертых, это культурная антропология – область культурологических знаний, во многом близкая к социологии культуры, но уделяющая большее внимание этническим элементам культуры, процессам взаимодействия культур разных народов, изучающая особенности языковых и иных средств коммуникации (общения, обмена информацией) в различных культурах.

Интересы культурной антропологии не ограничиваются вышеозначенными вопросами.

В соответствии со своим названием (в переводе с греческого антропология – «наука о человеке») она ставит своей главной задачей создание наиболее полной картины жизни человека в культурной среде, т. е. в среде, созданной самим человеком. Для решения этой задачи культурная антропология широко использует данные естественных наук, занимающихся жизнедеятельностью человека, а также археологии, этнографии, лингвистики, социологии, истории религии и мифологии, фольклористики, философии.

Все эти направления культурологических наук можно назвать основными, или базовыми. Однако, кроме них, складываются и другие специальные и нетрадиционные сферы исследований. Многие из них приобретают особую важность.

К примеру, в рамках теории культуры появились детально разработанные теории динамики (изменения, развития) культуры, морфологии (образования системы видов и форм) культуры, типологии (изучения типов) культур, герменевтики (науки об истолковании) культуры, культурных образцов и людей (архетипов, парадигм, цинверсалий). Здесь же отдельно изучаются методы культурологических исследований.

Синтез на базе культурологии, историко-культурных, социологических, психологических знаний позволяет разрабатывать проблемы ментальностей, психологических характеристик отдельных культур, «соматической» (телесной) культуры у разных народов и т. д. Большое значение для развития культурологии имеют сравнительные культурные (компаративные) исследования. В последние десятилетия динамично развивается эколого-культу-рологическое направление («культурологическая экология»), изучающее отношение различных культур к природной среде. Система культурологических знаний находится в постоянном развитии.

Из книги Судьба эпонимов. 300 историй происхождения слов. Словарь-справочник автора Блау Марк Григорьевич

Состав и структура словаря Словарь содержит биографии людей и описание названий (произведенных от имен этих людей), которые употребляются во многих сферах сегодняшней жизни – в науке (в т. ч. математике, физике, зоологии, ботанике, географии, истории и пр.), технике (в т. ч.

Из книги Письма о русской поэзии автора Амелин Григорий

ОТПРАВЛЕНИЕ V Смешанный состав

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

2.1. Становление культурологического знания Первоначально исследование культуры шло в границах философской проблематики и в русле философии истории. Впервые употребив понятие «культура» как противоположное «натуре» – «природе», античные авторы определили границы

Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер

16.5. Роль культурологического подхода в понимании и решении новых педагогических проблем Культурологический подход – совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том числе сферы образования и педагогики)

Из книги Открытый научный семинар:Феномен человека в его эволюции и динамике. 2005-2011 автора Хоружий Сергей Сергеевич

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

07.10.09 Касаткина Т.А. Достоевский: структура образа - структура человека - структура жизненной ситуации Хоружий С.С.: Сегодня у нас доклад Татьяны Александровны Касаткиной по антропологии Достоевского. И я должен сказать в качестве малого предварения, что я особое

Из книги Год быка--MMIX автора Романов Роман Романович

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Состав мыслепреступ­ления В ходе нашего рас­следо­вания обстоя­тель­ств и сути тайного мятежа, осуще­ств­лён­ного Автором про­тив князя мира сего, нам уже неоднократно встречались признаки ещё более опасного умысла – скрытой про­паганды так называемого второго

Из книги Алхимия автора Рабинович Вадим Львович

«Натурный подвижной состав» Открытая площадка на станции «Лебяжье» Октябрьской ж.д. Проезд: Ст. «Лебяжье» (от Балтийского вокзала в пути 1 час 22 мин). Пройти вперед по ходу поезда, перейти через переезд на левую сторону, далее – по дороге перпендикулярно путям. Через 100–150

Из книги Русские пословицы и поговорки автора Берсеньева Катерина Геннадьевна

Состав основных латинских алхимических корпусов Здесь приводится состав двух наиболее представительных латинских алхимических корпусов XVII века, являющихся первостепенным источником для историкоалхимических изысканий в более поздние времена. Все последующие

Из книги Культурология и глобальные вызовы современности автора Мосолова Л. М.

Состав и структура сборника В Сборник вошли:а) широко бытующие в современном русском языке пословицы и поговорки;б) пословицы, имеющие конкретное социально-историческое содержание (о бедных и богатых, о барине и мужике и т. п.), например: Богачу - красть, а бедному -

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

О вкладе Э. С. Маркаряна в разработку теоретико-методологических основ культурологического исследования искусства Л. М. Мосолова. (г. Санкт-Петербург). Первые статьи по культурологии искусства появились в нашей стране в 80-ые годы XX века, когда активизировалась система

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Осетины на Ближнем Востоке: поселение, адаптация, этносоциальная эволюция (краткий очерк) автора Чочиев Георгий Витальевич

Состав славянства В состав восточного славянства постепенно включались многие племена. Одним из таких племен были невры, о которых говорит Геродот и память о которых сохранилась в топонимике западных областей древней Руси.Геродот так описывает нравы невров: «Эти люди,

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса