Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Презентация по истории на тему "традиции и обычаи русского народа". Значение традиции для русского народа в календарных праздниках, приметах. Их влияние на современную культуру

ДОКЛАД

Культура и народ

1. Понятие культура и народ

Понятие «этнос» – греческого происхождения, которое имело около десяти значений: народ, племя, толпа, группа людей и т.д. Оно указывало на всякую совокупность одинаковых живых существ, имеющих некие общие свойства. Термин «этнос» в современном его понимании появился во второй половине XIX в., однако до сих пор нет устоявшейся точки зрения на его сущность и значение. Так, академик Ю. В. Бромлей указывал: «Определение места этнических общностей среди различных человеческих объединений - задача чрезвычайно сложная, о чем наглядно свидетельствуют значительные расхождения в существующих дефинициях этноса. Одни авторы, например, в качестве главных признаков этноса называют язык и культуру, другие добавляют к этому территорию и этническое самосознание, некоторые указывают, кроме того, на особенности психического склада; иные включают также в число этнических признаков общность происхождения и государственную принадлежность».

Таким образом, этнос – это понятие культурное и органическое. Культура - это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации. Культура - это святыни народа, святыни нации.

Таким образом, народ – это генетическая общность, с одной стороны, и социальная, с другой. Этносы чаще всего возникают как человеческие популяции, но в дальнейшем развиваются как социальные системы. Этнос – это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание – сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы. Следует отметить, что здесь имеется в виду не столько действительная генетическая связь, сколько представление о ней.

Исходя из вышесказанного, под понятием «народ» в смысле этнической общности понимается группа людей, члены которой имеют общее название, язык и элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством солидарности.

Культура - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства.

Под культурой понимается сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества. Культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования как народов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла.

Именно в культуре и через культуру народы и каждая отдельная личность обретают себя в своем уникальном и неповторимом историческом своеобразии и цельности.

Культура народа - это исторически сложившийся национальный тип духовности.

2. Народ как субъект культуры

Понятие народа как субъекта культуры существенно отличается от понятия народа в других общественных науках. В демографии – народ это народонаселение, но населять определенное пространство – еще не значит автоматически творить культуру в его пределах. В исторической науке – народ это население определенных стран (например, белорусский или французский народ).

Если говорить о проблеме «народ и культура», то надо отметить, что тысячелетняя традиция заключалась в отрицании народа как субъекта культурного творчества. К этому располагало, прежде всего, общественное разделение деятельности на умственную и физическую и взгляд на умственную деятельность как приоритетную, что подкреплялось социальным господством представителей последней. Таким образом, народ был противопоставлен элите.

Народ впервые был обозначен как субъект истории – творец общественного богатства – в марксистской философии, хотя и в ней оппозиция «народ – элита» не была снята. Предполагалось, что она исчезнет с разрешением противоречий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом в ходе коммунистического строительства. При таком подходе Пушкин, например, элита, а Арина Родионовна – народ, из чего следует, что Пушкин не принадлежит к числу лиц, составляющих народ? Что же такое народ с точки зрения культурологии?

Народ как субъект культуры – динамическая общность людей, объединенная материальным, социальным и духовным творчеством. Народ не возникает в истории сразу. Население не рождается, а становится народом в совместной исторической судьбе. С распадом общих ценностей, единства угасает и народ. Путь превращения населения в народ долог и сложен: народ способен не только создавать культуру, но и заблуждаясь, утрачивать ее. Уже эллины различали populis – народ и его выродившуюся и агрессивную часть - vulgus – охлос.

Народ-творец культуры, но народ состоит из отдельных людей – личностей. Личность – это человек, который в индивидуальной мере и формах усваивает и преобразует свою социальную сущность. В этом смысле народ, состоящий из личностей – творцов материальной и духовной культуры, - противоположен обезличенной массе.

3. Возникновение науки о народах и культурах

Многочисленные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях не только о своей жизни, традициях и обычаях, но и о культуре окружающих народов.

Возникновение самостоятельной науки о народах относится к середине XIX в. и также связано со многими практическими потребностями того времени, в первую очередь со стремлением объяснить различия в культурном развитии народов, понять механизмы формирования и особенности этнической психологии, выяснить причины расовых различий народов, установить взаимосвязь этнических особенностей и общественного устройства, определить причины расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа. В ответ на эти проблемы и потребности стали возникать теории и концепции, складываться научные направления и школы, которые постепенно трансформировались в единую науку о народах - этнологию.

Само название науки, «этнология», образовано из греческих слов - etnos (народ) и logos (слово, наука). В античные времена древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т. п.

Вплоть до XIX в. понятие «этнология» спорадически употреблялось при описании различных этнографических процессов, но не обозначало особую науку. Использовать это понятие в качестве наименования новой науки о народах и культурах предложил французский ученый Жан Жак Ампер, который в 1830 г. разработал общую классификацию «антропологических» (т.е. гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию.

Первоначально этнология развивалась как наука об отсталых, т.е. не создавших собственной государственности, народах. В этом качестве она существовала вплоть до первых десятилетий XX в., когда появились представления об этносах как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уровня их социально-экономического развития. Этот методологический подход доминирует в этнологической науке и в настоящее время.

Стоит отметить, что в первой половине XX в. исследования носили в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах; со второй половины XX в. ситуация коренным образом меняется: стала очевидной прагматическая ценность этнологических знаний. Сегодня рекомендации и знания этнологов по самым разным сферам общественной жизни необходимы для решения политических, экономических и социальных проблем, они эффективно используются в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д.

Не зря национальная культура России всегда считалась душой народа. Основная ее особенность и привлекательность состоит в удивительном разнообразии, самобытности и неповторимости. Каждая нация, развивая собственную культуру и традиции, старается избегать подражания и униженного копирования. Именно поэтому создаются свои собственные формы организации культурной жизни. Во всех известных типологиях Россию принято рассматривать отдельно. Культура этой страны поистине уникальна, ее нельзя сравнить ни с западным, ни с восточным направлениями. Конечно же, все народы разные, но именно понимание важности внутреннего развития и объединяет людей на всей планете.

Важность культуры разных национальностей в мире

Каждая страна и каждый народ по-своему важны для современного мира. Особенно это касается истории и ее сохранения. Сегодня достаточно сложно говорить о том, насколько важна культура для современности, ведь шкала ценностей за последние годы существенно изменилась. Национальная культура все чаще стала восприниматься несколько двусмысленно. Это связано с развитием двух глобальных тенденций в культуре разных стран и народов, которые все чаще стали развивать на этом фоне конфликты.

Первая тенденция напрямую связана с некоторым заимствованием культурных ценностей. Все это происходит стихийно и практически бесконтрольно. Но несет за собой невероятные последствия. Например, потеря колоритности и неповторимости каждого отдельного государства, а значит, и его народа. С другой стороны, все чаще стали появляться страны, которые призывают своих граждан к возрождению собственной культуры и духовных ценностей. Но один из самых важных вопросов - русская национальная культура, которая в последние десятилетия стала стираться на фоне многонациональной страны.

Формирование русского национального характера

Пожалуй, многие слышали о широте русской души и о силе русского характера. Национальная культура России во многом зависит именно от этих двух факторов. В свое время В.О. Ключевский высказал теорию о том, что формирование российского характера во многом зависело именно от географического расположения страны.

Он утверждал, что пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли. Неудивительно и то, что для большинства граждан, живущих в современном государстве, понятие «Русь» несет глубокий смысл.

Хозяйственно-бытовая жизнь также отражает пережитки прошлого. Ведь если говорить о культуре, традициях и характере российского народа, то можно отметить, что он сформировался еще очень давно. Простота быта всегда была отличительной чертой русского человека. И связано это прежде всего с тем, что славяне перенесли множество пожаров, которые истребляли русские деревни и города. Результатом стала не только неукорененность российского человека, но и упрощенное отношение к быту. Хотя именно те испытания, которые выпали на долю славян, и позволили сформировать этой нации специфический национальный характер, который невозможно оценить однозначно.

Основные черты национального характера нации

Русская национальная культура (а именно ее формирование) в значительной мере всегда зависела от характера народа, который проживал на территории государства.

Одна из самых весомых черт - это доброта. Именно это качество проявлялось самыми разнообразными жестами, которые и сегодня можно смело наблюдать у большинства жителей России. Например, гостеприимство и радушие. Ведь ни один народ так не встречает гостей, как это делают в нашей стране. Да и такое сочетание качеств, как милосердие, сострадание, сопереживание, сердечность, великодушие, простота и терпимость, редко встречается у других национальностей.

Еще одна важная черта в характере россиян - это любовь к труду. И хотя многие историки и аналитики отмечают, что насколько русский человек был трудолюбив и способен, настолько же ленив и безынициативен, все же нельзя не отметить работоспособность и выносливость этой нации. В целом же характер русского человека многогранен и до конца еще не изучен. В чем, собственно, и заключается та самая изюминка.

Ценности русской культуры

Для того чтобы понять душу человека, необходимо узнать его историю. Национальная культура нашего народа формировалась в условиях крестьянской общины. Поэтому и неудивительно то, что в русской культуре интересы коллектива всегда были выше личностных интересов. Ведь значительную часть своей истории Россия прожила в условиях военных действий. Вот почему среди ценностей русской культуры всегда отмечают необыкновенную преданность и любовь к своей Родине.

Понятие справедливости во все века считалось на Руси первым делом. Это пришло еще с тех самых пор, как каждому крестьянину выделялся равный участок земли. И если у большинства наций такая ценность считалась инструментальной, то в России она приобрела целевой характер.

Много российских поговорок говорят о том, что отношение к работе у наших предков было очень упрощенное, например: «Работа не волк, в лес не убежит». Это совсем не говорит о том, что труд не ценился. Но понятие «богатство» и само желание разбогатеть никогда не присутствовали у русского человека в той мере, которую сегодня ему приписывают. И если говорить о ценностях русской культуры, то вся она отражалась в характере и душе русского человека прежде всего.

Язык и литература как ценности народа

Что ни говори, а самая большая ценность каждого народа - это его язык. Язык, на котором он говорит, пишет и думает, который позволяет выражать собственные мысли и мнение. Не зря среди россиян бытует поговорка: «Язык - народ».

Древнерусская литература возникла еще во времена принятия христианства. В тот момент было два направления литературного искусства - это мировая история и смысл человеческой жизни. Книги писались очень медленно, а основными читателями были представители высших классов. Но это не помешало со временем развиться российской литературе до мировых вершин.

А в свое время Россия была одной из самых читающих стран в мире! Язык и национальная культура очень тесно связаны. Ведь именно через писания в древности передавались опыт и накопленные знания. В историческом плане доминирует русская культура, но роль в ее развитии принимала и национальная культура народов, проживающих на просторах нашей страны. Именно поэтому большинство произведений тесно переплетаются с историческими событиями других стран.

Живопись как часть культуры России

Так же, как и литература, живопись занимает весьма значимое место в становлении культурной жизни России.

Первое, что развилось как искусство живописи на территориях Руси - это иконопись. Что в очередной раз доказывает высокий уровень духовности этого народа. А на рубеже XIV-XV веков иконопись достигает своего апогея.

Со временем желание рисовать возникает и у простого народа. Как уже говорилось ранее, большое влияние на становление культурных ценностей оказали те красоты, на территории которых проживали россияне. Возможно, именно поэтому огромное количество картин российских художников были посвящены просторам родного края. Через свои холсты мастера передавали не только красоту окружающего мира, но и личное состояние души, а иногда и состояние души целого народа. Зачастую в картины закладывался двойной тайный смысл, который открывался исключительно тем, для кого предназначалась работа. Художественная школа России признана всем миром и занимает почетное место на мировом пьедестале.

Религия многонационального народа России

Национальная культура во многом зависит от того, каким богам поклоняется нация. Как известно, Россия - многонациональная страна, в которой проживает около 130 наций и народностей, каждая из которых имеет свою религию, культуру, язык и быт. Именно поэтому религия в России не имеет единого названия.

На сегодняшний день на территории РФ существует 5 ведущих направлений: православное христианство, ислам, буддизм, а также католицизм и протестантизм. Каждой из этих религий есть место в огромной стране. Хотя, если говорить о становлении национальной культуры России, то еще издревле россияне относились исключительно к православной церкви.

В свое время великое русское княжество ради укрепления отношений с Византией решило принять на территории всей Руси православие. Церковные деятели в те времена в обязательном порядке входили в ближайшее окружение царя. Отсюда и понятие, что церковь всегда связана с государственной властью. В древние же времена, еще до крещения Руси, предки народа русского поклонялись ведическим богам. Религия древних славян являлась обожествлением сил природы. Конечно, там встречались не только добрые персонажи, но в основном боги древних представителей нации были загадочны, прекрасны и добры.

Кухня и традиции на Руси

Национальная культура и традиции - практически неразделимые понятия. Ведь все это - прежде всего память народа, то, что хранит человека от обезличивания.

Как уже говорилось ранее, россияне всегда славились своим гостеприимством. Именно поэтому российская кухня настолько разнообразна и вкусна. Хотя еще несколько столетий назад славяне питались достаточно простой и однообразной пищей. Кроме того, для населения этой страны было принято соблюдать пост. Поэтому стол в основном всегда делился на скромный и постный.

Чаще всего на столе можно было встретить мясные, молочные, мучные и растительные продукты. Хотя многие блюда в российской культуре имеют исключительно ритуальное значение. Традиции крепко переплелись с кухонным бытом в России. Некоторые блюда считаются ритуальными и готовятся только в определенные праздники. Например, к свадьбе всегда готовят курники, к Рождеству варят кутью, блины пекут к Масленице, а куличи и пасхи - к Пасхе. Конечно же, проживание других народов на территории России отразилось и на ее кухне. Поэтому во многих блюдах можно наблюдать необычные рецепты, а также наличие отнюдь не славянских продуктов. А вообще не зря говорят: «Мы есть то, что мы едим». Российская кухня очень простая и полезная!

Современность

Многие пытаются судить о том, насколько национальная культура нашего государства сохранилась сегодня.

Россия, действительно, уникальная страна. У нее богатая история и непростая судьба. Именно поэтому культура этой страны иногда нежная и трогательная, а иногда жесткая и воинственная. Если рассматривать еще древних славян, то именно здесь и зарождалась настоящая национальная культура. Сохранение ее, как никогда, важно сегодня! За последние несколько столетий Россия научилась не только жить с другими народами в мире и дружбе, но и принимать религию иных наций. До сегодня сохранилось большинство древних традиций, которые россияне с удовольствием чтят. Многие черты древних славян присутствуют сегодня у достойных потомков своего народа. Россия - великая страна, которая относится к своей культуре крайне бережливо!

В последние годы активно растет национальное самосознание, усиливается внимание различных наций, народов, народностей к сохранению и развитию своих культур, языков, к возрождению семейных традиций. Так как уже третий год в нашем детском саду реализуется годовая задача по внедрению в воспитательно-образовательный процесс элементов русской культуры, перед нами стоит задача по приобщению новых поколений к исторической памяти народа. Собирая материал по русскому народному творчеству, мы, прежде всего, опирались на его доступность для детского восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В последние годы активно растет национальное самосознание, усиливается внимание различных наций, народов, народностей к сохранению и развитию своих культур, языков, к возрождению семейных традиций. Так как уже третий год в нашем детском саду реализуется годовая задача по внедрению в воспитательно-образовательный процесс элементов русской культуры, перед нами стоит задача по приобщению новых поколений к исторической памяти народа. Собирая материал по русскому народному творчеству, мы, прежде всего, опирались на его доступность для детского восприятия.

Мы предполагаем, что реализация нашего годового проекта должна помочь детям осознать самобытность родной культуры непосредственно через песни, обряды, игры, игрища, упражнения, которые прививались с раннего детства и передавались как великая ценность.

Отдельно хочется выделить народную игру. Игра издревле присутствовала и в обрядах и в повседневности. Ее физиологический смысл - формирование, развитие и тренировка всех систем и органов тела. С помощью игры у детей развивалась память, внимание, сообразительность, быстрота интеллектуальных и физических реакций, общительность, дружелюбие. Исследования многих ученых доказывают также, что ребенок в процессе игры может не только самовыразиться с разных сторон, но и познавать мир. В данном случае, если рассматривать социальную роль игры, то в русской национальной культуре народные игры являются основным средством воспитания и передачи опыта, накопленного предыдущими поколениями.

Так как одним из разделов программы «Развитие» является «Выразительное движение», мы считаем, что знакомство с русской народной культурой позволит детям всесторонне гармонично развиваться, приобретать лучшие черты русского характера, научиться уважать свою Родину, гордиться прошлым и настоящим.

Объект исследования: Дети.

Предмет исследования: развитие выразительного движения

Цель: способствовать развитию образно-пластического творчества ребёнка, обогащая их знания о русской национальной культуре на основе обучения языку выразительных движений.

Задачи:

Развитие образно-пластического взаимодействия у детей через развитие творческих способностей в разнообразных сферах деятельности (в песенно-музыкальном, театральном, литературном, декоративно-прикладном, и других видах творчества) на основе интегрированного воспитания и художественного развития личности.

2. Формирование у детей эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов устного народного творчества (потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, считалки);

3. Целенаправленное формирование эстетическое мировоззрение детей через приобщение к культурным ценностям - знакомство с народными промыслами (хохлома, гжель, городец, и т.д.);

4. Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.

Гипотеза исследования - реализация задач будет более эффективным, если:

1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через развитие выразительности движения.

2. В свободной игровой деятельности использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми в соответствии с возрастными особенностями воспитанниками в группе.

3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.

4. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

Этапы исследовательской деятельности:

Диагностический: сентябрь.

А) диагностическое обследование детей, выявление уровня знаний и умений;

Б) тестирование родителей с целью выявления уровня заинтересованности данным вопросом;

Прогностический этап: сентябрь.

А) определение целей и задач исследовательской работы;

Б) изучение литературы;

В) утверждение исследовательского проекта.

Организационный этап: октябрь

А) разработка и утверждение плана исследования.

В) наработка первичного опыта.

Практический этап: сентябрь - май.

А) работа в соответствии с планом проекта.

Обобщающий этап: апрель-май.

А) обработка данных полученных в ходе исследования.

Б) анализ результатов деятельности, полученных в ходе исследования.

В) описание результатов исследовательской работы по проблеме.

Контроль за усвоением материала:

Итоговые испытания по проекту проводятся в форме творческой работы, по принципу посвящения в «воины», «витязи», «мамину помощницу», «рукодельницу», «Василису Премудрую» и др. номинации. Итоговый контроль в виде творческой работы, может быть, выглядеть как участие в праздничном мероприятии, выставке и по степени посильного участия ребенка в мероприятии, педагогом может быть оценен уровень усвоения программы.

Перспективное планирование по проекту

«Традиции русской народной культуры»

Сентябрь

Тема » В гости к бабушке Рассказушке».

Занятие № 1 «Обряды осени: «Новолетие»

Цель: Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Объяснить значении Руеня - сентября для славян - начинался новый год. Познакомить с понятием - «Род, Родословное Дерево. Расшифровка русского поклона «моё сердце и ум у ваших ног».

1. Чтение мифа о Древе Рода.

2. Игра «Муха». Расшифровка русского поклона «моё сердце и ум у ваших ног».

3. Рисование «Древо Рода»

4. Знакомство с русскими народными загадками об осенних дарах «Кладовая осени».

Занятие № 2 «Осенины»

Цель: познакомить детей с обычаем праздновать Осенины, расширить знания о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Развивать выразительность исполнения в передаче двигательной пластики времени года- осени. Побуждать к творческому поиску выразительных деталей и «штрихов» в народных играх.

1. Повторение заклички «Восенушка-осень»

2. Игры «Редька», «Репка», «Огурцы».

3. Изготовление куклы-матери: Макошь-Осенина.

4. Выставка совместного творчества детей и родителей из природного материала «Золотая осень».

Занятие № 3 «Детский фольклор»

Цель: Учить юмору, доброжелательному отношению друг к другу, находчивости, меткости русского языка. Повторяются «дразнилки», «поддевки». Развивать умение самостоятельно сочинять «уловки», «мирилки». Развивать способность чувствовать и понимать партнера в образно-пластическом взаимодействии. Знакомство с детским фольклором и его особенностями.

1. Игра «Фанты», словесная игра «Путаница».

2. Оформление «Книжки-ловишки» с придуманными детьми текстами «дразнилок», «поддевок», «уловок» .

3. Вечер потешек и шутливых песенок «Нам смешинка в рот попала».

Октябрь

Тема «Мой дом моя крепость»

Занятие № 1 «Хлеб - всему голова»

Цель: знакомство со старинным орудием труда- цепом и серпом. Проследить логическую цепочку: сев, уборка, обработка зерна, выпечка хлеба. Воспитывать уважение к труду хлебороба. Развивать пластическую выразительность в передаче образов полевой деятельности. Умение совмещать движения с пением.

1. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде и хлебе.

2. Игры «Царь», «Мак-маковистый».

3. Изготовление из соленого теста хлебобулочные изделия.

4. Чаепитие с караваем «Мы за чашкой не скучаем, всех мы чаем угощаем!»

Занятие № 2

Цель: Закрепить знание детей о внутреннем убранстве крестьянской избы. Познакомить детей с таким понятием как «женская половина- бабий кут, и мужская половина-коник», «красный угол». Знакомство с орнаментальными хороводами, отражающими четыре стихии мироздания. Развивать исполнительскую выразительность при исполнении хоровода.

1. Чтение сказки «Огневушка-поскакушка» Огонь-Солнце.

2. Игры «Кострома», «Дударь»

3. Коллективное панно из бумажных кукол в народных костюмах «Солнечный круг».

4. Драматизация русской народной сказки «Лиса и волк».

Тема «Деревенский двор»

Занятие № 1 «У ворот хоровод».

Цель: Обогащать представления детей о компонентах крестьянского двора, функциональное значение отдельных хозяйственных построек (хлев, сарай, баня, овин, гумно) в старину. Закрепить знания в сравнении современного крестьянского двора с старинным. Обратить внимание детей, что двор - хозяйственный комплекс, удобный в климатических условиях России. Побуждать детей к поиску вариантов композиции образно-пластического произведения. Орнаментальный хоровод «Вода»

1. Беседа «Волшебница водица»

2.Чтение сказки о живой и мертвой воде «Марья- Маревна»

3. Игры «Ручеёк», «Капустка»

4. Рисуем орнамент «Вода»

5. Просмотр мультфильма «Коза-дереза»

Занятие № 2 «Земля Матушка и кормит и поит»

Цель: Познакомить воспитанников с тем как почитали Землю крестьяне. С народными праздниками связанных с землёй (Покров) Формировать интерес к окружающему миру. Воспитывать стремление бережного отношения к природе. Побуждать детей к поиску вариантов композиции образно-пластического произведения. Орнаментальный хоровод «Земля»

1. Беседа «Земля».

2. Игра «Челнок»,

3. «Узор для крестьянской рубахи», разрисовывание шаблонов.

4. Церковный календарный праздник «Покров»

Занятие № 3 «Деревянное кружево»

Цель: Продолжить знакомство с деревянными архитектурными памятниками России. Дать новое понятие «Деревянное зодчество», «кремль» Побуждать детей к поиску вариантов композиции образно-пластического произведения. Орнаментальный хоровод «Воздух».

1. Беседа «воздух».

2. «Золотые ворота», «Тетера шла»

3. Работа по подгруппам. Изготовление макета «Деревянный кремль».

4. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

Ноябрь

Тема «Мебель и утварь деревенского дома»

Занятие № 1 «Наша-то хозяюшка сметлива была».

Цель: Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением. Обратить внимание детей что в избе обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. Знакомить детей с условно-сценическим способом взаимодействия партнёров в подвижных играх.

1. Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте.

2. Игры «Кочерга», «Заря-заряница»

3. Занятия- игры с использованием макета русской избы.

Занятие № 2 «При солнышке тепло - при матери добро».

Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. Обогащение словаря » Чадо, дитятко, люлька«. Развивать выразительность исполнения образов матери и ребёнка, совместный поиск двигательно-пластических деталей в воплощении образов.

1. Беседа «Мама, мамочка, мамулечка, матушка»

2. Материнские игры: пестушки, потешки, поскакушки «ладушки», «пеленашки», «потягушки»

3. Изготовлении Куклы пеленашки

4. Вечер частушек «Нашим мамам».

Тема «Быт и ремесла»

Занятие № 1 «Знай сверчок свой шесток».

Цель: Объяснить детям причины разделения труда в семье в старину, дать знания о традициях русского народа в воспитании мальчиков и девочек. Совместно с детьми сравнить и выделить различия в воспитании мальчиков и девочек на Руси. Закреплять умение соединять с играми считалки и жеребьевки.

1. Знакомство со сказкой «Семь Симеонов».

2. Игры » Горшки«, «Прялица»

3. Провести опыты по применению предметов старинного русского быта в современных условиях.

4. Конкурс на придумывание своих считалок. «Раз, два, три…»

Занятие № 2 «Дело мастера боится»

Цель: Продолжить знакомить детей с разнообразными ремёслами. Знать женские ремёсла и мужские и их характерные особенности. Добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы - рукодельницы.

Развивать выразительность исполнения по ролям.

1. Повторение пословиц о труде и мастерстве.

2. Ролевые подвижные игры. Игра для мальчиков «Кузнецы», Игра для девочек «Пряха»

3. Занятие для мальчиков гончарное дело «Кувшин для молока», Занятие для девочек «Вышивка»

4. Календарный народный Синичкин день и Кузьминки.

Декабрь

Тема «Старинный сундучок»

Занятие № 1 «Диво дивное - чудо чудное»

Цель: Продолжать знакомство с народным костюмом. Учить видеть красоту народного костюма. Закрепить знание, из какого материала шили одежду. Определить какая одежда была праздничной, какая повседневной. Обогащение словаря «кокошник, косоворотка, кушак, душегрея, епанечка, кика».

1. Беседа на тему: «Как рубашка выросла» (по рассказу К.Д.Ушинского).

2. Игры с предметами «Колечко», «Бусики» .

3. Познакомить детей с ткацким станком. И приемами ткачества.

4. Конкурс стихов «Здравствуй зимушка зима».

Занятие № 2 «Выступает, будто пава»

Цель: Закрепить название основных элементов женского народного костюма: рубаха, понёва, передник, кика, гашник, коруна, волосник. Женские украшения и их обережное значение: рясы-серьги, накосник, монисто, зарукавье-браслеты, гребни. Формировать умение предавать образ только при помощи рук, кистей, пальцев. Развитие мелкой моторики.

1. Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане».

2. Пальчиковые игры «Марьино окошко», «Кулачки», «Гости».

3. Плетение из бисера колечка.

4. Посиделки с использованием соответствующих пословиц и поговорок об одежде.

Занятие № 3 «Народный мужской костюм».

Цель: закрепить знания детей о мужском крестьянской одежде. Расширить знания детей о мужском костюме: кафтан, косоворотка, калита, зипун, начельник. Повторить значение орнаментальных символов и знаков на воротнике, подоле и наплечниках. Продолжить знакомить детей с разновидностями русских народных игр. Словесные игры развивают русскую речь, сохраняют диалект, народную манеру общения, фантазию, находчивость, внимательность.

1. Просмотр мультфильма «Волшебное кольцо»

2. Словесные игры «Поехали», «Чепуха».

3. Выкраиваем из бумаги элементы мужской одежды.

4. Посиделки «Дело было вечером».

Занятие № 4 «Платье ладное- да нарядное».

Цель: Закрепить знания о цветовом строе народного костюма. Использование отделки (цветная тесьма, вышивка, кружево, драгоценные камни, бисер, жемчуг). Сравнение костюмов разных регионов России. Развивать эстетический вкус, умение видеть красоту народного костюма. 1. Просмотр сказки «Морозко» 2. Игра «Два Мороза» 3. Изготовление настенного панно «Новогодний хоровод» 4. Викторина на лучшего знатока народного костюма «Чудесный сундучок».

Январь

Тема «Дети в гости наряжайтесь».

Занятие № 1 «В январе что не день то праздник»

Цель: Продолжать знакомить детей с народными праздниками их историей и значением. Новый год, Рождество. Святки-игры колядовальщиков. Прививать интерес к народным праздникам.

1. Чтение сказки «Конёк Горбунок».

2. Игра «В кузнеца», «Царевич королевич»

3. Изготовление масок для колядования.

4. Празднование Рождества «Коляда в детском саду».

Занятие № 2 «Народный театр»

Цель: Подготовка костюмов к символам колядок, этюдам, театрализации. Развивать умение передавать характерные черты персонажа при помощи движений, речи, мимики. Объяснить что такое игрища, чем отличаются от обычной игры. Игрища и народный календарь: «Вождение коня» на Колядки - символ перехода в новое время.

«Медведь» - предок, приносит с собой мудрость и богатство духовное. «Коза» - символ урожая, «Журавль» - плодородие, чадородие.

1. Беседа «Любимые персонажи народного театра (медведь, коза, конь, журавль).

2. Обрядовая игра «Вождение коня»

3. Изготовление из лыка «Коня»

4. Игровые этюды с персонажами народного театра.

Занятие № 3 «Обрядовые игры с элементами театрализации».

Цель: Расширить знания детей о том, что такое «обряд». Развивать интерес к народным традициям. Народный театр - игровые этюды с персонажами народного театра. Умение передавать характерные черты персонажа при помощи движений, речи, мимики. Игра: «Шел козел дорогою», «Медвежьи потехи» (изображает недостатки современного общества), «Продажа коня» (старый - старый год, молодой - новый год).

1. Обрядовые игры: «Костер», «Курилка»

2. Изготовление костюмов для обрядовых игр.

3. Игровые этюдов «Обрядовые игры».

Февраль

Тема «Посиделки»

Занятие № 1 «На героя и слава бежит»

Цель: Знакомить с былинами о русских богатырях. Молодецких забавах- силовых играх. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них. Воспитание терпимости. Выносливости, развитие доброго духа соперничества среди мальчиков. Умение не смеяться над слабыми и беззащитными.

1. Просмотр мультфильма «Детство Ратибора»

2. Силовые игры «Борцы», «Триноги», «Тараканы», «Петухи».

3. Рисование богатыря.

4. Спортивное развлечение «Молодецкие забавы».

Занятие № 2 «Кто в тереме живет?»

Цель: Помочь детям понять смысл увлекательной и мудрой сказки, полюбить ее, обратить внимание на начало и конец сказки. Видеть символы, понимать их значение. Терем-символ устроение мира и тех, кто в нём проживает. Мышка-символ бегущего времени. Яйцо-символ жизни. «Волк» - «Чужой» - представитель иного мира. «Гуси» - символ древних знаний, потому учат неразумных детей, которые не слушаются родителей, служат - Бабе-Йоге. «Медведь» - предок, ему нужно угодить, с ним нет опасности, а есть испытания.

1. Чтение сказок «Курочка ряба», «Теремок».

2. Просмотр мультфильмов «Курочка ряба», «Теремок», для сравнения персонажей в книге и на экране.

3. Ролевая игра изображением без слов и звуков по сказке «Курочка Ряба»

4. Подвижные игры Игра «Волк и гуси», «У медведя во бору».

5. Подготовка костюмов к сказке «Теремок»

6. Игра-инсценировка «Теремок».

Тема «Русские промыслы»

Занятие № 1 «Где живет перо Жар-птицы?»

Цель: Актуализировать знания воспитанников о хохломской росписи; научить рисовать элементы хохломской росписи

формировать понятия об орнаменте; развивать образное представление; воспитывать патриотические чувства.

1. Чтение легенды о «Золотой хохломе».

2. Игры «Салки с хвостиками»

3. Роспись шаблонов посуды растительным орнаментом.

4. Вечер потешек и песенок «Детский фольклор».

Занятие № 2 «Матрёшки-сестрицы».

Цель: Содействовать патриотическому воспитанию дошкольников; развивать художественный вкус; учить различать матрешек по форме, цветовому оформлению.

1. Чтение рассказа «Русская матрёшка»

2. Д\и «Кто за кем».

3. Игры «Салки-сороконожки»

4. Учить детей изображать игрушку матрёшку (в лепке, аппликации, рисунке)

5. Выставка детских работ «Моя матрёшка».

Март

Тема «Русские промыслы»

Занятие № 1 «Городецкая роспись»

Цель: Расширять знания детей об особенностях Городецкой росписи. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории. Формировать навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель). Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

1. Просмотр презентации «Городец»

2. Посиделочные игры девочек «Шигирялка», «Кобылка».

4. «Вместе с мамой» роспись кухонной лапаточки городецким узором.

Занятие № 2 «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько»

Цель: Пополнить знания детей о празднике «Масленица». Познакомить со значением каждого праздничного дня. Способствовать восстановлению традиции празднования народного праздника в семье. Скоморошьи игры - символ вечного закона природы - возрождения. «Скоморох» - вестник главных событий, носитель древних знаний.

1. Рассказ воспитателя о Масленице.

2. Заучивание названий дней масленочной недели и обычаях каждого дня.

3. Игра «Скоморошины», «Заря-Зареница», «Горелки»

4. Изготовление куклы малой Масленицы

5. Спортивное развлечение «Взятие снежного городка»

Занятие № 3 «Обрядовые игры и символы весны».

Цель: Сплочение детского коллектива, формирование дружеских взаимоотношений через изучение обрядовых игр. Расширить знания детей о том, что такое обрядовые игры.

1. Просмотр DVD «Встреча весны»

2. Игра «Уроза»

3. Лепка из пластилина и соленого теста птичек «Веснянок» «Весна, весна, поди сюда!»

4. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне «Солнышко-вёдрышко»

Занятие № 4 «Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Цель: Познакомить детей с русскими трудовыми обычаями и действиями весной в огороде, поле. Активизировать в речи детей пословицы о труде. Самостоятельный посев детьми семян. Воспитывать трудолюбие.

1. Весенние попевки во время сева семян «А мы просо сеяли»

2. Оформление орнаментом тарелки «Ростки и колоски»

3. Викторина «Ты мне, я тебе», о временах года с использованием соответствующих загадок, примет, стихов, закличек.

Апрель

Тема «Игрушки наших бабушек»

Занятие № 1 «Шутку шутить - людей насмешить»

Цель: Формировать представление детей о народной игрушке Петрушке как о герое народного юмора. Познакомить детей с персонажами народного театра «немец», «барин», «солдат», а так же с видами народного юмористического фольклора - небылицами, дразнилками, скороговорками. Развивать творческую фантазию детей, побуждать их искать необычные движения и пластику выбранного персонажа.

1. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц с участием Петрушки

2. Игры «Скоморошины», «Салки-мартышки».

3. Аппликация из цветной бумаги «Петрушка»

4.«Представление всем на удивление» - разыгрывание игровых ситуаций с использованием Петрушки.

Занятие № 2

«Расширять представления об игрушках забавах. Развивать интерес, желание узнать о мастерах изготавливавших игрушки и игрушках, которые делали сами дети. Закреплять умение передавать контрастную манеру исполнения движения: то пластическую, то механическую.

1. Рассказ воспитателя и показ иллюстраций и игрушек (ветряная мельница, волчок, наседка и цыплята, фарфоровая кукла, деревянная лошадка).

2. Игра » Наседка и цыплята», игрушка-забава «Клюющие курочка и петушок»

3. Конкурс «Мельница-вертельница». 4. Изготовление совместно с родителями ветряной мельницы.

Занятие № 3 «Пасха»

Цель: Познакомить детей с понятием православный церковный праздник. Чем отличается от народных праздников. Знакомство с пасхальными песнями. Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Знакомство с русским обычаем обмениваться на Пасху яйцами, о значении этого действия.

1. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

2. Проведение игр с крашеными яйцами.

3. Раскрашивание пасхальных яиц «Писанки»

4. Фольклорный досуг «Красная горка».

Занятие № 4 «Народная вышивка»

Цель: Познакомить детей с образцами вышивки и кружев. Объяснить какие инструменты использовали рукодельницы в работе.

1. Разучивание песни «Уж я сеяла ленок»

2. Игра » Сито»

3. Обучение детей составлять орнамент для рушника.

4. Викторина «Преданья старины». Выяснить знания детей о русских ремеслах, название орудия труда.

Май

Тема «В гости к бабушке Рассказушке».

Занятие № 1 «Победа в воздухе не вьется, а руками достается».

Цель: Формировать представление о героическом прошлом и настоящем русского народа. Великих русских богатырях - защитниках земли русской и простых людях защищающих свою Родину. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать. Активизация словаря: ратник, богатырь, былина, сказитель, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберег.

1. Просмотр х/ф «Илья Муромец»

2. Силовые игры «Великаны», «Перетяжки»

3. Изготовление девочками подарка для мальчиков «Плетение „зарукавья“-браслета» Фольклорное развлечение «Богатыри земли русской».

Занятие № 2 «Веселись частной народ»

Цель: Расширять знания детей о разновидностях обрядовых кукол. Объяснить значение каждой куклы в чем их сходство и различие: «Осенина», «Коляда», «Масленица», «Леля, Русалка» «Коляда». Развивать композиционное творчество, побуждая детей придумывать варианты воплощения сюжета.

1. Беседа «Делу время, а потехе час».

2. Хороводы: «Березка», «Ле-ле-ли».

4. Изготовление обрядовой куклы «Лели»

5. Фольклорный досуг «Лелешное пение» с использование самостоятельно изготовленных музыкальных инструментов (трещёток).

Литература

1. И.Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду»

2. И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народны творчеством»

3. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Макареева, О.Н.Корепанова. Метод. пособие «Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников».

4. И.А. Агапова, М.А. Давыдова «Мы патриоты».

5. Е.Е. Каява «Музыкальные игры и пляски в детском саду».

6. М.А. Давыдова «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников»

7. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла».

8. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством».

9. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры».

10. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях».


Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

В основном, обычаи и традиции русского народа связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Календарь на Руси называли месяцесловом, который охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян. В нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления, обычаи, традиции и суеверия.

Традиции русского народа связанные с календарными праздниками и важными событиями в жизни русского человека

Народный календарь был земледельческим, что существенно отразилось в названиях месяцев, и являлся своего рода энциклопедией, которая включала и включает в себя сельскохозяйственный опыт, нормы общественной жизни, обряды.

Народный календарь русского народа - это слияние христианского и языческого начал с помощью народного православия. Обряды, которые из покон веков приурочены к достаточно большим праздникам, включали огромное количество песен, хороводов, игр, приговоров, танцев, масок, драматических сценок, народных костюмов и своеобразного реквизита. Русские традиции бесспорно богаты фантазией и произведениями искусства.

Интересными являются традиции русского народа на масленицу. Они связаны с темой семейно-брачных отношений, так как на масленицу чествовали тех молодоженов, которые поженились в предыдущем году. А вот обычаи, связанные с церковным праздником Пасхи, характеризуются Священным писанием - Библией, а также украшением столов освященными пасхами из творога, расписными яйцами и куличами.

Рождество традиционно является праздником возвращения и возрождения, его обычаи исполнены подлинной добротой, человечностью, высокими нравственными идеалами. На Рождество дарят вечери, собирали и собирают дорогих родственников и гостей, а молодые девушки в ночь перед этим праздником увлекались народными гаданиями.

А вот день летнего солнцестояния русский народ олицетворял с праздником Ивана Купала. Теплыми вечерами распевались песни, а молодежь прыгала через костер. Это действие смешивало языческую и христианскую традицию.

Русские национальные традиции в быту связаны с такими событиями, как ожидание и рождение младенца, крестины, свадьбы и похороны. Пополнение в семье всегда было радостной вестью и связано со множеством примет, которые многие будущие мамы соблюдают и по сей день. После рождения ребенка было не принято показывать его в течение 40 дней посторонним людям.

Обряд крестин олицетворялся с омовением ребенка в свяченой воде и наречением, то есть ребенку давали имя. Свадьбы проводили с выкупом невесты, разнообразными конкурсами и похищением молодой супруги. А вот похороны проводились только по церковным обрядам.

Несмотря на сходство обычаев с другими народами, русский народные обряды наиболее красочны, музыкальны и красноречивы.

И так, самое время поговорить подробнее о календарных праздниках, включая те, которые мы празднуем и по сей день.

Традиции празднования календарных праздников:

Масленица - это древний славянский праздник, который нам достался в наследство от языческой культуры. Праздник проходит на неделе, предшествующей Великому посту (сырная неделя). Во время масленицы едят сытно и обильно. Масленица - это весёлые проводы зимы, которые озарены радостным ожиданием приближающегося тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, которые являются непременным атрибутом масленицы, имели ритуальное значение: румяные, круглые, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Масленица является одним из самых весёлых праздников на Руси. Её называют по-разному: разгульною, широкою, узкою, честною… В дни масленицы в городах, сёлах, деревеньках проходили широкие гулянья: игрища, катания с гор на санях, скачки на лошадях, взятие снежных крепостей, кулачные бои. Кулачные бои были очень распространены и на масленицу устраивались тремя способами: один на один, стенка на стенку и свалка. В кулачных боях могли принимать участие мужчины без различия звания и возраста. Но, конечно же, обильный стол, является главной особенностью масленицы. Её в народе называют "объедухой". На масляной неделе люди едят и пьют, как говорится, "от пуза". Но любимым и главным блюдом всегда были вкусные блины. Масленица начиналась блинами и заканчивалась ими же. Неимоверное количество блинов съедали всегда в эти дни. Во время масленичной недели каждый день имеет своё название, а сама неделя разделяется на два периода - это Широкая Масленица и Узкая Масленица.

Первые три дня: с понедельника по среду - Узкая Масленица, следующие четыре дня: с четверга по воскресенье - Широкая Масленица. Во время Узкой Масленицы можно заниматься работой по дому, а уже с четверга работы завершались, начиналась Широкая Масленица.

Понедельник - встреча

В понедельник начиналась Узкая Масленица. Свекор со свекровью утром отправляли невестку к отцу и матери на день, а сами вечером приходили в гости к сватам. Они обговаривали состав гостей, место и время гуляний.

К этому дню уже были готовы балаганы, качели, снежные горы. В понедельник начинали сооружать чучело Масленицы из старой одежды, соломы и других подручных материалов. Чучело возили по улицам на санях.

Вторник - заигрыш.

Во второй день обычно происходили смотрины невест. По сути, все обряды масленицы сводились к сватовству, для того, чтобы сыграть свадьбу на Красную горку, после Великого поста. Молодые люди с утра катались с гор, звали родных и знакомых на блины.

Масленицу зазывали словами: "У нас горы снежные готовы и блины напечены - просим жаловать!".

Среда - лакомки.

В это день к тёще на блины приходил зять. Тёща показывала своё расположение к мужу дочери. Тёща кроме зятя приглашала и других гостей.

Четверг - разгул (Разгуляй, Широкий разгул, Перелом, Широкий четверг, Разгульный четверток)

С четверга уже начиналась Широкая Масленица, прекращались работы по хозяйству, разворачивались празднования. Народ предавался потехам: устраивались кулачные бои, катания на лошадях, соревнования, завершаемые шумными пирушками. Главным действием в четверг являлся штурм и захват снежного городка. Смыслом широкого четверга и всей Масленицы являлся выплеск негативной энергии, накопившейся за зиму, и разрешение конфликтов между людьми.

Пятница - тёщины вечёрки.

В пятницу в гости к зятю с ответным визитом приходила уже тёща. Блины пекла дочь. Тёща приходила к зятю в гости с родственниками и подругами. Зять демонстрировал свое расположение к тёще и её родственникам.

Суббота - золовкины посиделки.

В этот день невестки приглашали золовок и родственников мужа в гости. Невестка должна была подарить какой-нибудь подарок золовке.

Церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов.

Воскресенье - проводы.

Этот день называют Прощенный день, Целовальник. Последний день Масленицы - Прощёное воскресенье и является кульминацией всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста.

За все причиненные за прошедший год обиды, близкие люди просили друг у друга прощения. Вечером в Прощеное воскресенье поминали усопших.

В этот день ходили в баню. Сжигали остатки праздничной еды, тщательно мыли посуду. Торжественно сжигали в конце праздника чучело Масленицы, пепел рассыпали по полям. На вечернем богослужении в храмах совершается чин прощения. Все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения, в ответ произносят "Бог простит". Начинают совершать великопостные службы.

Поговорки про масленицу:

Блин не клин, брюха не расколет. Без блина не масляна. На горках покататься, в блинах поваляться. Масленица объедуха, деньгам приберуха.

Маслена: честная, весёлая, широкая, всемирный праздник.

Покров Пресвятой Богородицы.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришел на Русь из Византии и был установлен в середине XII в. усилиями святого князя Андрея Боголюбского. Согласно преданию, основой праздника стало событие, произошедшее 14 октября 910 г. в осажденном сарацинами городе Константинополе, в Влахернском храме, в котором хранились риза, головной покров и пояс Пресвятой Богородицы. В числе молившихся на всенощном бдении были блаженный Андрей и его ученик Епифаний. Взглянув на Небо, святой Андрей неожиданно увидел Пресвятую Деву, шествовавшую по воздуху в окружении ангелов и святых. Преклонив колени, Пресвятая Дева долго молилась, а после этого, подойдя к престолу храма, сняла со Своей головы покрывало (покров) и распростерла его над молившимися в храме людьми, ознаменовав тем самым даруемую Ею всему христианскому миру защиту от врагов. Когда Богородица отошла, то покров стал невидимым. Это предание отражает распространенное в Византии почитание одеяния (ризы) Богоматери. В православной Руси под словом "покров" понималось и покрывало, и покровительство, исходящее от образа Пресвятой Девы. Именно этому покровительству приписываются многочисленные победы русского народа. В 1165 г. в честь Покрова Богородицы Великим князем Владимирским Андреем Боголюбским был построен красивейший храм Покрова на Нерли.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующие люди молятся о заступничестве, защите от всяческих бедствий, ниспослании благодати. К этому времени заканчивались все сельскохозяйственные работы. Покров - первое зазимье, возможное наступление холодов и заморозков. До Покрова сельчане берегли засохшие ветви яблони, потому что считалось, что если сжечь их именно 14 октября, то всю зиму в доме будет тепло. По погоде на Покров люди судили о предстоящей зиме: если журавли уже улетели, будет ранняя и холодная зима; если в этот день дует восточный ветер, зима будет холодная, южный ветер - к теплой зиме, западный - к снежной. Снег на Покров предвещает снежную и холодную зиму, а если снег до Покрова упадет, зима наступит не скоро. Кроме того, с 14 октября в деревнях начинали играть свадьбы. Если на Покров выпадет снег, молодые будут счастливы, а если погода ветреная, будет большой спрос на невест, - говорили в народе. На Покров девушки приговаривали: "Батюшка Покров, покрой мать сыру землю и меня, молоду!", "Бел снег землю покрывает: не меня ль молоду, замуж снаряжает?". В это время девушки собирались вместе прясть лен, а затем ткать "обыденную" пелену, стараясь непременно окончить всю работу за один день. Приготовленную холстину перед обедней несли к иконе Покрова Пресвятой Богородицы, при этом приговаривая: "Матушка Богородица! Покрой меня поскорее, пошли женишка поумнее!". С Покрова хозяева начинали утеплять дом на зиму, "загонять тепло". Во время работы говорили: "Захвати тепла до Покрова", "Чини шубу до Покрова, не то тепла не будет". Затапливая печь, хозяйки приговаривали особые слова: "Батюшко-Покров, натопи нашу хату без дров". К празднику Покрова в избе старались навести полный порядок и наготовить как можно больше угощений из плодов нового урожая. Также этот праздник считался последним днем сбора плодов и грибов. Верили, что в этот день можно уберечь детей от простуды, для этого ребенка обливали водой сквозь решето на пороге избы. Если праздник Покрова Пресвятой Девы приходится не на среду и пятницу, разрешается любая пища, в другом случае возбраняется мясная, молочная и яичная пища, и дозволяется рыбы. В радостный день Покрова Пресвятой Богородицы верующие молятся своей Заступнице: "Покрой нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего, Христа, Бога нашего, спаси души наша!"

Пасха Христианская.

В сознании людей Пасха всегда ассоциировалась с возрождением для новой жизни. На богослужение в храм одевались самые лучшие, сшитые для этого случая, одежды. Но, в первую очередь, заботились о душе. Старались забыть зло, простить обиды, отбросить в сторону все недоброе. Всю неделю не стихал над землей колокольный благовест. Поистине велик был праздник Светлого Христова Воскресения на Святой Руси.

Дела милосердия.

В старину люди старались освятить праздник делами благотворения. Они верили, что в эти дни Сам Господь вместе с апостолами ходит по земле в нищенских одеждах, благословляет тех, кто проявляет милосердие и наказывает жестокосердых. Подражая своими поступками Спасителю, благочестивые вельможи отворяли темницы, прощая заключенных. Двери домов простых христиан были отворены для всех страждущих, бедных и голодных.

Пасхальный кулич.

Православные христиане всю праздничную неделю за трапезой вкушали куличи - обрядовый хлеб, освященный на Пасхальной утрени. Существовала традиция угощать им всех приходящих в дом, поэтому и пекли их много. Освящать кулич в храм нес хозяин, а когда все возвращались домой, то касался им голов детей, чтоб те скорее подрастали. Если по какой-то причине кто-то из семьи оказывался далеко от дома, то хозяйка отрезала большой ломоть кулича, вместе с тремя яйцами заворачивала его в полотенце и ставила в Красном углу.

Пасхальные яйца.

На Руси существовала традиция окрашивать яйца луковой шелухой. Назывались они крашенками. Но если на общем фоне изображались полоски, точки и извилинки, то это были крапинками. Расписанные орнаментальным узором яйца получили название писанок.

Кондитеры готовили к празднику сахарные и шоколадные яйца, а ювелиры создавали настоящие шедевры из камня, костей и фарфора, украшенные позолотой. Каждый год в канун праздника к Царскому двору поставлялось огромное количество пасхальных яиц. На Пасху Государь одаривал ими своих подданных.

Но настоящим творением, конечно же, были яйца Фаберже. Их изготовили всего 68 штук: 56 - для двух последних русских Царей, и 12 - для частных лиц. Даже по прошествии столетия никто не смог превзойти мастеров этого ювелирного дома.

Пасхальная трапеза.

По возвращении из храма начиналась праздничная трапеза. К столу подавались скоромные блюда. Рыбу, как правило, на Пасху не ели. Обязательно, в дань евангельской традиции, на кулич клали сахарного, а на сырную паску - масляного барашка. Для их изготовления существовали специальные формы. Хозяин дома с миской крашенок и освященным куличом обходил вокруг стола, останавливался перед иконами, разрезал несколько освященных яиц, раздавал их собравшимся и говорил: "Дай, Боже, и через год дождаться Пасхи в здоровье и счастье". Во многих местах был обычай после разговления умываться водой, в которую клали крашенки и медную монету. Остатки пищи от пасхальной трапезы в Юрьев день разбрасывали по полю, или закапывали на меже.

Издавна крестьяне на Руси верили, что в этот день отверсто Небо и у Господа можно испросить все. В чудесное исполнение желания все верили беспрекословно. Старались запомнить, что первым бросится в глаза, как только выйдешь на улицу после пасхального стола. Это считалось указанием на то, что принесет успех в делах. Люди подкарауливали как "солнце играет", считая, что сам Христос, таким образом, приветствует верующих в Него. Кланялись в пояс и говорили: "Слава Тебе, Господи, за личико Твое!". На второй день праздника женщины оставались дома, а мужчины отправлялись христосоваться к родным и друзьям. Дети, как на Рождество, ходили от дома к дому, славя воскресшего Христа. Их одаривали пасхальными яйцами и сладостями. С этого дня начинались гулянья парней и девушек, это, также, было лучшее время для смотрин.

Рождество Христово.

Рождество как отдельный праздник у православных христиан отмечается еще с 4 века. Разумеется, за столетия в разных странах мира появились многочисленные традиции встречи великого дня прихода в этот мир Иисуса. Если присмотреться чуть-чуть повнимательней, то можно четко увидеть, что в рождественских обычаях как в зеркале отражаются практически все культурные и исторические эпохи. Каждое поколение, отталкиваясь от традиций, завещанных предками, привносило в празднование Рождества Христова что-то новое, особенное, свойственное именно тому историческому периоду, в котором оно жило и национальным обычаям именно своего народа.

Скрытый смысл рождественских традиций и обычаев.

Но, вне всяких сомнений, основные традиции празднования Рождества сформировались еще в глубокой древности. Более того, многие из них глубоко уходят корнями в язычество, во времена поклонения Солнцу и могущественным силам природы. Наши предки (в отличие от нас) всегда помнили, что человек - это неотъемлемая духовная составляющая природы. Именно поэтому подавляющее большинство рождественских традиций, обычаев, ритуалов напрямую связаны с природными явлениями и с духовным очищением. Чем чище душа, тем меньше отрицательной энергетики "выбрасывается" в этот мир, тем меньше стихийных бедствий и катастроф, тем гармоничнее человек существует с окружающей его природой.

Главные традиции православного Рождества

Если судить с такой точки зрения, традиция соблюдать перед Рождеством Христовым Великий пост, выглядит совсем по-другому. Ограничивая себя в пище сорок дней, а, особенно, в Сочельник, человек очищается и на физическом, и на ментальном плане и возрождается, как Иисус, чтобы продолжить свою жизнь на новом, более качественном уровне.

Также совсем другое звучание с этой точки зрения приобретают и другие рождественские традиции. Например, в старину существовал очень странный для современного человека обычай. В канун Рождества нельзя было мыться и ходить в баню. Некоторые историки утверждают, что связана такая традиция была исключительно с большими хлопотами по подготовке к "водным процедурам": наколоть дров, натопить баню действительно занимало в старину немало времени. На самом деле, вода имеет свойство "смывать" с человека всю накопленную информацию и, соответственно, очищать от грехов. Перед нашими предками стояла очень сложная задача - очиститься без этого мощного вспомогательного средства, только путем воздержания и молитвы.

Освободившись пред Рождеством от всего плохого, что накопилось за год, нужно было "засеять" душу новыми, энергетически чистыми зернами удачи и благополучия. Именно с этим связана еще одна рождественская традиция, "посевание". Поэтому утром 7 января всегда колядуют, разбрасывая по углам комнаты зерна риса, пшеницы, проса. При этом "посевающие" всегда желают хозяевам дома счастья, достатка и здоровья.

Традиционно на Рождество накрывался пышный стол. Но связано это было не только с любовью наших предков к вкусной пище. Красивые яства привлекали добрых духов, которые в эту ночь тратили очень много сил на борьбу со всякой нечистью. Конечно же, им надо было хорошенько подкрепиться, чтобы защитить хозяев дома от разных невзгод.

Что нельзя делать на Рождество?

На Рождество существовали и свои запреты. Более того, есть целый список вещей, которые нельзя делать на Рождество. Например, заниматься хозяйственными делами, шить да вязать. А мужчины должны были на время позабыть об охоте: в рождественскую ночь в животных вселяются души умерших людей! Незамужним девушкам на Рождество нельзя было гадать - все гадания на суженого лучше проводить в 12 дней Святок, вплоть до Крещения.

Ирина Владимировна Поповец
Проект «Культура и традиции русского народа»

Актуальность

В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям , а также творческому развитию детей в различных видах деятельности.

Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство . В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа , которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции , обычаи, особенности жизни своего народа , приобщается к его культуре . Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства , цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка : восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т. е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Постановка проблемы :

Знакомство детей, начиная с раннего возраста с родной культурой , родной речью, произведениями устного народного творчества , способствует развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов.

Цель проекта :

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры . На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

Задачи проекта . Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество , выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

II. Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа .

III. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию предметно – развивающей среды.

IV. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Планируемый образовательный результат :

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины , любви к родному краю.

Формирование чувств национального достоинства.

Расширение представлений у детей о быте русского народа .

Приобщение к народным традициям через фольклор .

Взаимодействие педагогов и родителей при организации работы по приобщению к .

Программа реализации педагогического проекта :

I. Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам проекта .

II. Изучение положительного педагогического опыта, использование народного фольклора для воспитания детей дошкольного возраста.

III. Изучение традиций народного семейного воспитания.

IV. Разработка плана работы с детьми.

Основные формы работы с детьми :

I. Непосредственно-образовательная деятельность :

1. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам :

- «Знакомство с родным краем» .

- «Знакомство с декоративно – прикладным искусством» .

-«Природа родного края»

- «Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше" (места проживания, строительство жилища)

- «В гостях хорошо, а дома лучше" (быт и основные занятия русских людей )

- «История русского народного костюма »

- «Эх, лапти, да лапти мои» (знакомство с обувью)

- «История головных уборов»

- «Эх, блиночки мои» (история русской кухни )

2. Художественное творчество детей :

Рисование на темы :

- «Городецкая роспись дощечек»

- «Роспись Гжельской посуды»

- «Роспись дымковских игрушек»

Лепка на темы :

- «Мир сказки»

- «Дымковские игрушки»

Аппликация на темы :

- «Украшение сарафанов и кокошников»

Матрешка - русская красавица . Всем нам очень нравится»

II. Проведение праздников и развлечений :

- «Осень, осень в гости просим»

Рождественские посиделки»

- «В гости приглашаем, чаем угощаем»

- «Широкая масленица»

- «Пасхальный звон колоколов»

- «Путешествие по сказке»

III. Игровая деятельность :

Дидактические игры :

- «Чей костюм» , «Укрась кокошник» , «Составь узор» , «Угадай роспись»

Подвижные народные игры :

- «Гуси-лебеди» «Горелки» , «Пятнашки» , «Краски» , «Золотые ворота» , «Дедушка-кот» , «Как по мостику котик ходил»

Игры-драматизации :

По русским народным сказкам : «Колобок» , «Репка» , «Теремок» и «Гуси-лебеди»

IV. Знакомство с художественной литературой :

Знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками) ;

Чтение русских народных сказок : «По щучьему велению» , «Лисичка со скалочкой» , «Гуси - лебеди»

Чтение рассказов Валерия Кострючина из книги «Небесные колокольчики «Зернышки» : «Христос и дети» , «Материнская любовь» , «Любовь к людям прогоняет скуку» , «Пасхальный звон колоколов»

V. Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей :

- «Синие цветы Гжели»

- «Золотая Хохлома»

VI: Выставки :

- «Умелые руки не знают скуки»

- «Мир узоров»

- «Пасхальные композиции»

VII: Экскурсии :

В краеведческий музей;

В детскую библиотеку.

Система работы с родителями :

I. Анкетирование родителей на тему : «Приобщение детей к истокам русской культуры » .

II. Беседа за круглым столом : «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре ».

III. Совместные посиделки с родителями и детьми :

- «Я – семья – род – народ »

- «Семейные традиции »

- «Русский самовар и чаепитие на Руси»

IV. Совместное посещение родителями, детьми и педагогами краеведческого музея.

V. Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками» .

VI. Проведение родительских собраний на тему :

- «Приобщение детей к русской культуре »

-«Духовно нравственного воспитания в дошкольном возрасте»

VII: Консультации для родителей :

- «Познакомьте детей с народными играми »

- «Как знакомить детей с русским народным искусством , ремеслами, бытом»

- «Из истории русского народного костюма »

- «Русская народная игрушка »

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса