Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Вновь я посетил краткий анализ. Анализ стихотворения Вновь я посетил: история создания, художественные средства, идея, тропы, кратко (Пушкин А. С.)

Цели урока:

– развивать учебно-информационные умения на основе учебных текстов;
– развивать аналитические умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;
– обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;
– воспитывать внимательное обращение с текстом лирического произведения в процессе его исследования, любовь к родному языку.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, тексты стихотворения “Вновь я посетил…”, мультимедийная презентация.

Форма урока: исследование.

Методы и приемы: смысловой анализ текста лирического произведения, работа над извлечением информации, выразительное чтение, метод задач, основанных на обмене информацией.

Ход урока

1. Организационный момент.

Для постановки цели урока для себя надо спросить себя:

– Что сегодня мы узнаем на уроке?

– Чему мы все вместе научимся?

– Что каждый из нас сегодня сумеет сделать?

Исходя из темы данного урока, хода предыдущих уроков, когда мы изучали творчество А.С. Пушкина, сформулируйте цели нашего урока сами.

– изучить историко-биографический материал, связанный с написанием стихотворения “Вновь я посетил…”

– раскрыть идейный смысл стихотворения через анализ

Объект исследования: творчество А.С. Пушкина (1 слайд)

Предмет исследования: стихотворение “Вновь я посетил…”

Гипотеза: Если мы обратим внимание на лаконизм описаний, прозрачность, простоту словесных красок, которые А.С. Пушкин вводит в свое стихотворение, определим идейный смысл, сравним логическую последовательность событий с тем, как их изложил автор, то убедимся, что в стихотворении заложен философский смысл

2. Актуализация субъективного опыта учащихся.

– С чего нужно начать создание исследовательского текста о стихотворении?

(Исследование можно начинать с любого пункта плана: подсказку надо искать в самом стихотворении)

– Прокомментируйте этапы исследования (2 Слайд)

1. Историко-биографический материал

(Требует знания даты написания стихотворения, фактов биографии автора, которые связаны с лирическим сюжетом или имеют отношение к истории создания лирического произведения)

2. Место стихотворения в творчестве поэта

(При определении места стихотворения в поэтике автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути художника)

3. Ведущая тема

Темы составляют основу любого произведения. Существует тематическая классификация лирики /любовная лирика, лирика дружбы, гражданская и патриотическая лирика, философская лирика, тема поэта и поэзии, тема природы.

4. Лирический сюжет

Лирический сюжет связан с каким-то событием. Воспоминание или случайная встреча, сюжетная сценка или созерцание природы становятся импульсом к лирическому переживанию

5. Композиция

Деление стихотворения на смысловые части позволяет проследить развитие темы, увидеть смену настроения, вычленить поэтическую мысль, отметить композиционную стройность стихотворения. Принцип композиционного членения подскажут строфы

6. Лирический герой

При анализе стихотворения необходимо учитывать проблему соотнесенности лирического героя и автора. Эти отношения могут быть различными. Лирический герой может выступать “двойником” автора.

7. Жанр стихотворения. Сонет, послание, исповедь, песня, элегия, романс, дума

8. Строфа. Двустишие, трехстишие, четырехстишие т. д.

9. Изобразительные средства

(Тропы: сравнения, эпитеты, метафоры, стилистические фигуры)

10. Поэтический синтаксис (инверсия, повторы, анафора, эпифора, лейтмотив, рефрен, бессоюзие, перенос фраз)

11. Звукопись (звуковые повторы, ассонанс, аллитерация

12. Размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий)

13. Ритм и рифма (перекрестная, кольцевая, смежная)

3. Этап изучения нового материала.

Работа по группам (тексты № 1, 2, 3, 4).

Прочитайте внимательно фрагменты критических текстов и выполните следующее задание:

1.выпишите из текста те сведения, которые будут являться ответом на отдельные пункты плана исследования лирического стихотворения

2. Подготовьте устное публичное выступление на 1-2 пункт плана.

Стихотворение “Вновь я посетил…” написано 26 сентября 1835 года в Михайловском. Это итоговое произведение автора. В нем Пушкин подводит итоги своих раздумий о смысле жизни, о своей судьбе и в то же время говорит о будущем, выражает свое утверждение жизни.

Стихотворение написано в очень трудное и тяжелое время. Тягостное и двусмысленное положение поэта при дворе усугубилось пожалованием камер-юнкерского звания, нелепого и смешного в его возрасте. Неоплатные долги, расстройство хозяйственных дел. Уже назрел конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить поэту его духовного превосходства.

Пушкин пытался разорвать этот заколдованный круг. Перед самым отъездом в Михайловское он принимает решение порвать со столичной жизнью, поселиться в деревне, заняться хозяйством

Поездка на полтора месяца в Михайловское в начале сентября 1835 г. и явилась такой попыткой вырваться из замкнутого круга столичной жизни, осмотреться, попытаться наладить новую жизнь. Пребывание это вызвало волну воспоминаний о прошлом и раздумья о будущем. Поэтому в стихотворении “Вновь я посетил…” обращение к прошлому сплетается с темой будущего.

Стихотворение “Вновь я посетил…” написано 26 сентября 1835 года в Михайловском, куда Пушкин приехал спустя 8 лет. Последние годы жизни тяжело давались поэту. 1834 год явился переломным годом в жизни Пушкина. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры, что оскорбило его, так как такие звания обычно давались юношам. Пушкин же был уже не молод. Обстоятельства его жизни складывались трагично: камер-юнкерство бросало тень на Пушкина. Народный поэт, которым Пушкин себя уже осознал, должен быть чистым и непорочным. Поэту хотелось уединения, тишины для осуществления больших творческих замыслов, но он вынужден был служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение.
В 1834 году произошло событие, необычайно взволновавшее Пушкина: полиция распечатала его письмо жене. Пушкин был возмущен действиями полиции и в особенности тем, что Николай I не посовестился прочитать доставленное ему письмо. Теперь понятие “свобода” наполняется для Пушкина новым содержанием: его не волнует свобода политическая. “Без политической свободы жить – очень можно, без семейственной неприкосновенности… невозможно. Каторга не в пример лучше” – таков итог его размышлений. Свобода теперь понимается как личная духовная независимость.
Пушкин противопоставил мрачным обстоятельствам напор творческой энергии. Жизнь пыталась его сломить, а он преобразовывал ее в своих произведениях в мир, проникнутый драматизмом. Пушкин стремился переделать жизнь, одухотворить ее, но она оставалась косной, холодной и жестокой.
Он пытался найти выход, вновь предпринимал отчаянные попытки вырваться из тесного круга. Современники замечают тяжелое состояние его духа.
Летом 1835 поэту удалось получить отпуск на четыре месяца, и он уехал в Михайловское. Здесь и было создано стихотворение “Вновь я посетил…”
Текст№3

Стихотворение “Вновь посетил я…” делится на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в ее постоянном изменении. Он обращается к прошлому, ибо настоящее напоминает об ушедших годах, в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление о быстротекущем времени, смене преемственности поколений. В стихотворении речь идет о пяти поколениях: внуке “владений дедовских” и его внуке.
Рассмотрим первую часть.

“...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор - и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я - но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах”.

Лирический герой возвращается в то место, где пробыл он в заточении два года. Он говорит о том, что с тех пор прошло десять лет, десять лет прошло после восстания декабристов. В жизни лирического героя много переменилось, переменился и он, покорный общему закону. “Общий закон” – это вечное обновление и торжество жизни. Лирический герой чувствует всю важность и мудрость этого закона. Перемены объясняются возрастом, все же остальное – взгляды, убеждения, отношения к друзьям, к власти – осталось неизменным. В неизменности нравственных и идейных позиций автора убеждают нас последние строки экспозиции:
“И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах”.

Текст№ 4
Стихотворение “…Вновь я посетил…” написано Пушкиным в 1835 году, в селе Михайловском в тяжёлое для него время.
Назрел конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить Пушкину его духовного превосходства. Хозяйство разваливается, растут неоплатные долги. Пушкин пытается разорвать этот круг: принимает решение порвать со столичной
жизнью, поселиться в деревне, заняться хозяйством.
Пребывание Пушкина в Михайловском в 1835 году вызвало волну воспоминаний о прошлом и раздумье о будущем.
В стихотворении дан почти точный, реальный пейзаж Михайловского, показаны излюбленные поэтом места. Михайловское встаёт перед поэтом как свидетельство об “общем законе” развития жизни. Этот философский смысл заложен в стихотворении.

…Вновь я посетил
тот уголок земли, где я провёл
изгнанником два года незаметных.
…Но здесь опять
Минувшая меня объемлет живо,
И, кажется, вечор ещё бродил
Я в этих рощах.

Среди этих мыслей о прошлом Пушкина волнует воспоминания о няне. Облик няни теперь, в годы душевной тревоги, в обстановке обострившегося конфликта со “светом”, становится особенно дорогим, близким: Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжёлых,
Ни кропотливого её дозора.

В этих полных нежной признательности стихах сожаление о прошедшем, благодарная память о няне. С образом няни у Пушкина связаны не только личные воспоминания, не только горячая признательность её заботам. Он противопоставляет её простую и цельную натуру, её народную мудрость внутренней пустоте окружавшего её общества. Пушкин рисует пейзаж Михайловского, вид, открывшийся с лесистого холма, на котором он особенно любил сидеть, глядя на озеро:

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сидел недвижим…

Пушкин рисует точный, будничный пейзаж – вид озера с рыбаком, тянущим невод, с рассеянными по берегам деревнями, со скривившейся старой мельницей. Это картина, которую он ежедневно наблюдал. Центральное место в стихотворении занимает описание любимых поэтом трёх сосен, вокруг которых раскинулась молодая поросль владений дедовских. Пушкин прибегает к поэтическим средствам выражения: сравнения, метафоры. В основе образа “зелёная семья”. Отсюда и кусты, которые теснятся, “как дети” и старое одинокое дерево – “угрюмый”, “старый холостяк”. Эта метафора разрастается в целые метафорические ряды. Всё стихотворение как бы подготавливает основной образ – образ молодой зеленеющий рощицы, олицетворяющей целое движение жизни, её развития, веру поэта в будущее. Эта картина “племени младого, незнакомого” и вызывает у Пушкина строки полные оптимизма.

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!

Пушкин видит бессмертие в вечной смене материи, в развитии жизни. Он приветствует молодость, те новые поколения, которые придут ему на смену. Мысль о внуке, который услышит в будущем “приветливый шум” тех деревьев, что при жизни поэта были ещё лишь молодой порослью, говорит о неизменном торжестве жизни. И поэтому в мечте поэта внук пройдёт этими местами, с “приятной беседы возвращаясь”, “весёлых и приятных мыслей полон”, то есть в том весёлом бодром настроении, которое рождалось у самого Пушкина от встреч с друзьями.

Выразительное чтение стихотворения

(3 СЛАЙД) ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В ГРУППАХ

1 группа. Какими же увидел Пушкин родные места в 1835 году?

– Что же вы видите, ребята? (Зачитайте и прокомментируйте соответствующие отрывки из стихотворения) Что изменилось в природе? Какая конкретно пейзажная картина больше всего привлекла внимание поэта? Почему? (4, 5 слайды)

Модельный ответ

Опальный домик, холм лесистый, озеро, брега отлогие, покривившуюся мельницу, изрытую дождями дорогу, три сосны. Сокровенные мысли о жизни, о прошлом, настоящем и будущем соотнеслись с поднимающейся в гору дорогой, с тремя соснами, с новой порослью. Лирический герой вглядывается в детали, а у него рождаются размышления самого философского плана.

– Что же связывает Пушкина с образом няни?

Модельный ответ

Не только личные воспоминания, не только горячая признательность за её заботу, он ещё и противопоставляет ее простую и цельную натуру, её народную мудрость внутренней пустоте окружавшего его общества. Вместе с воспоминанием о няне вводится очень важная здесь тема человеческой памяти. В финале произведения лирический герой верит, что его внук “вспомянет о поэте”.

2 группа. Обратим внимание на “форму” этого произведения. Чем необычна форма произведения?

Модельный ответ

Нет рифмы. Размер – классический пятистопный ямб. Белый нерифмованный пятистопный ямб идеально передает интонацию элегического раздумья

3 группа. Обратите внимание на структуру предложений. Зачем прием переноса понадобился Пушкину?

4 группа. В чем находит поэт для себя утешение?

Слушаем ответы групп

  • Повторное чтение текста “про себя”
  • РАБОТА по группам (6 слайд) Вопросы для обсуждения

– Что подчеркивает пейзаж Михайловского?

Пейзаж Михайловского очень точный, будничный, подчеркивает мирный, бедный характер всего края. Поэт нарочно уходит от всего, что перегружало впечатление от скупой и в тоже время прекрасной природы русского севера, уводило от основной мысли о вечном обновлении природы.

2 группа

– К каким же поэтическим средствам прибегает поэт, воссоздавая эту картину?

Сравнению, метафоре, в основе которой образ “зелёная семья”, уподобляющий зеленую рощицу вместе со старыми соснами единой семье. Отсюда и кусты, которые теснятся, “как дети”, и старое одинокое дерево – “угрюмый”, “старый холостяк”

– Какое настроение, какие впечатления вызывает заключительная часть?

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!

Эта картина “племени младого, незнакомого” вызывает у Пушкина строки, полные оптимизма, глубокого философского значения:

Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум…

– Какова, по вашему мнению, идея этого стихотворения?

Пушкин видит бессмертие в вечной смене материи, в развитии жизни, неизменно меняющейся и прекрасной в каждом своем проявлении. Поэт приветствует молодость, те новые поколения, которые придут ему на смену. В этом и есть идея стихотворения, его лирический и философский подтекст. Это идея вечного обновления природы, идея бессмертия: на смену старому вырастает новое

– Как же выражена эта идея?

(В образе неизменно обновляющегося леса)

У: Хорошо, что сохранилось Михайловское. Оно воскресило старые воспоминания, оно вернуло поэта вновь к творчеству. Это стихотворение – завещание поэта, обращенное к будущим поколениям, наполненное бодростью и верой в непобедимость человеческих деяний. Пушкин всегда оставался гуманистом, мыслителем и успел сказать свое последнее слово.

Проведем наблюдение над текстом, проследим, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства лирического героя?

Работа выполняется в группах. Подготовьте публичное выступление

1 группа – фонетический уровень (ритм, звукопись, строфика, размер)

2 группа – лексический уровень (значения слов, изобразительно-выразительные средства)

3 группа – Грамматический уровень (части речи, грамматические формы)

4 группа – Синтаксический уровень (структура предложений)

4. Этап первичной проверки результатов работы.

Модельный ответ

1гр. 2гр. 3гр. 4гр.

Фонетический уровень

Лексический уровень

Грамматический уровень

Синтаксический уровень

Пушкин обратился к белому стиху, выдерживая пятистопный ямб.

Рифма отсутствует. Её отсутствие переносит центр тяжести на смысловую и интонационную роль ритма, на выразительность каждого слова.

Ритмическая схема пятистопного ямба неизменно сохраняется.

Ритмический рисунок стиха явно чувствуется.

Аллитерация

Синея, с телется широко

Ассонанс

Часто повторяется звук “п” и ударный “о”

Шипящие звуки передают шум и шелест ветвей в “младой роще”

“Уголок земли” – уменьшительная форма слова выражает особую близость к этой земле. Слово “ушло” говорит о невозвратимости этих лет. “Объемлет живо”– охватывает, переполняет

воспоминаниями.

Эпитет “опальный” (находящийся в немилости власти) перекликается по смыслу со словом “изгнанник” “Младая роща” – олицетворение вечного обновления природы, вечное движение жизни. Много слов литературной речи, но есть и разговорная “вечор”, “сиживая”.

“дозор” – в контексте

“присмотр”

Различные временные формы глагола передают связь между прошлым, настоящим и будущим, помогают раскрыть поэту очередной жизненный этап. Частица “вот” указывает на действие, протекающее в настоящем. Глагольные формы прошедшего времени рождают в нашем воображении представление о действиях героя, завершённых, исчезнувших. Глагол наст вр. “бегут” переносит весь план “рассказа” к моменту совершающегося действия.

Глаголы “ увижу”,

“ услышит”, “пройдет” отмечают идею желаемого результата. “Вновь” – настраивает читателя на волну воспоминаний. Начиная свои размышления с этого слова, поэт словно пытается вызвать новый прилив вдохновения

По структуре предложения делятся на части. “Тот уголок земли, /

“Тот уголок земли, где я провёл

Изгнанником два года незаметных”

Кажется, что речь Пушкина свободно льется со строчки на строчку, не стесняемая рамками стихосложения. Первый укороченный стих “Вновь я посетил…” еще более усиливает это впечатление. Инверсия “нив златых”, “ пажитей зеленых” – один из способов замедлить чтение, побуждая читателя вникнуть в глубинный смысл текста. Слова не просто перенесены, а поставлены в начало и конец стиха.

5. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.

Учитель: Обобщим наблюдения, составив связное высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления.

Пункты плана

Примерные речевые конструкции

2 Историко-биографический материал

В стихотворении “Вновь я посетил.” Пушкин подводит итог…

3. Ведущая тема стихотворения

В лирическом произведении переданы …

4Настроение стихотворения

Настроение меняется на протяжении…

5. Композиция

– Как построено стихотворение? – На какие части можно его разделить

– О чем каждая часть?

– Какие картины вам представляются?

– Как звучит стихотворение?

Стихотворение можно разделить на…части…

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…

Строки рисуют…

Мне видится…

6. Каким мне представляется лирический герой?

Лирический герой этого стихотворения представляется мне…

Основная мысль стихотворения…

Идея лирического произведения…

Учащиеся готовят устное высказывание по предложенному плану

6. Этап обобщения знаний и способов деятельности.

Учитель: таким образом, проанализировав стихотворение “Вновь я посетил..:”, теперь, когда рассмотрены средства, с помощью которых лирический герой передает свои чувства, сделайте вывод о том, что в лирическом произведении Пушкина заложен философский смысл.

Модельный ответ

В жизни лирического героя много переменилось, переменился и он, покорный общему закону. “Общий закон” – это вечное обновление и торжество жизни. Михайловское встает перед поэтом как свидетельство об “общем законе” развития жизни. Этот философский смысл и заложен в стихотворении.(7 слайд)

7. Этап рефлексии.

– Помог ли анализ лирического произведения понять философский смысл стихотворения?

Продолжите фразы:

В результате работы на уроке нам открылись
Три самых важных чувства…
Три самых важных действия…
Три самых важных качества…

Задайте себе вопросы:

– Чему я научился на уроке?
– Каких целей добился?
– Чему можно было научиться ещё?

8. Домашнее задание.

Письменное размышление “Что я думаю, читая стихотворение “Вновь я посетил…”

Вариант письменного размышления.

“Что я думаю, читая стихотворение “Вновь я посетил…”

Читаю стихотворение Пушкина, и вновь со мною поэт говорит, ненавязчиво приглашая посетить с ним любимый “уголок земли”, село Михайловское, колорит которого поэт создает с документальной точностью, во всей конкретной неповторимости: “опальный домик”, “озеро с отлогими берегами”, “ холм лесистый”, заветные “ три сосны”, “младая зеленая роща”.

Вспоминая няню, поэт не забывает сказать о рыбаке, что “тянет за собой убогий невод”.

Читая все это, я чувствую, как бесконечно мило все Пушкину в этом “уголке земли” Как хорошо, что в тяжёлые годы ссылки он ощутил полноту жизни с её радостями, горестями, грустью, тоской, одиночеством и теплом общения с близким человеком. Отсюда эпитет к этим годам – “незаметный”, а также необыкновенное признание:

Минувшее меня объемлет живо…

Глагол “объемлет” как нельзя лучше дает понять внутреннее состояние поэта.

И от мыслей об этом незабвенном уголке Пушкин естественно и незаметно переходит к раздумьям о земной жизни вообще, о смысле человеческого бытия, о будущих поколениях, которым суждено воспринять и почувствовать ту же полноту и сложность жизни.

Читая стихотворение, вбираешь в себя все мотивы пушкинской лирики: любовь к земному, светлую грусть от сознания быстротечности человеческой жизни, мудрую веру в бесконечность смены поколений, торжествующей над разрушением и тленом.

Стихотворение, написанное более удобным для разговорной интонации пятистопным ямбом, насыщено большой философской мыслью: надо верить в вечное развитие и прогресс человечества.

Таков итог Пушкина – поэта, таков и мой итог после чтения стихотворения “Вновь я посетил...”

И, наверное, я не ошибусь, если скажу, что Пушкин чувствовал себя не только лириком, но и летописцем человеческой жизни.

Стихотворение «Вновь я посетил…» датировано 26 сентября 1835 года, но работал над ним поэт несколько дней, о чем свидетельствуют многочисленные черновики. Произведение создавалось в сложный, переломный момент жизни Пушкина . Он приехал в Михайловское спустя десять лет. Здесь поэт надеялся отдохнуть от светской суеты, сплетен, обдумать планы на дальнейшую жизнь. Он всерьез задумывался о том, чтобы оставить шумную столицу и поселиться в Михайловском, посвятив всего себя литературному творчеству.

Произведение можно отнести к жанру философской лирики. Здесь описаны воспоминания поэта, его размышления о жизни и смерти, смене поколений, опыте прожитых лет. Стихотворение не поделено на строфы, но в нем можно выделить три смысловые части.

Вначале автор признается, что молодость прошла и следует подвести первые жизненные итоги. Вторая часть произведения посвящена воспоминаниям о днях, которые поэт провел в этих местах. Пушкин описывает «опальный домик» , где жил с няней Ариной Родионовной, грустит о том, что «уже старушки нет» .

Перед лирическим героем предстают знакомые пейзажи. Он видит холм, на вершине которого любил сидеть и смотреть на синеющее внизу озеро. Глядя на его волны, поэт грезил о счастливых днях, проведенных на море. Затем герой любуется старыми соснами, мимо которых он часто проезжал верхом. В этих картинах Пушкин четко обозначает три периода, связанные с Михайловским: детство, юношество и взрослую жизнь.

В третьей части стихотворения герой пытается заглянуть в будущее, приветствует новые поколения. Он видит молодую поросль у подножия старых сосен и обращается к ним со словами, которые потом станут крылатыми: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Образ молодых деревьев служит иллюстрацией к неизменному закону жизни: одно поколение всегда сменяет другое. Прежде под соснами было «пусто, голо» , а теперь – «младая роща разрослась» . Со временем она перерастет своих прародителей. Со светлой грустью говорит Пушкин о том, что свидетелем преобразований будет его внук, который вспомнит о своем знаменитом предке.

В поэтическом монологе «Вновь я посетил…» лирического героя невозможно отделить от автора. Читатель прекрасно понимает, что в этих строчках отражены сокровенные мысли Пушкина. Но этот факт не снижает философского звучания стихотворения. В представлении поэта старость естественна и прекрасна, поскольку с годами к человеку приходит мудрость.

Сюжет произведения раскрывается как бы с двух сторон: через картины природы и размышления лирического героя. Такой подход помог Пушкину отобразить неразрывную связь прошлого и будущего, единство природы и человека в бесконечном круговороте времени.

Для своей элегии поэт избрал простой, но торжественный пятистопный ямб без рифм. Их отсутствие выводит на первый план интонацию. В стихотворении много психологических пауз и дефисов. Основное смысловое слово всегда стоит в конце строки. Такая ритмика создает эффект разговорной речи и размышлений. Есть также ощущение, что монолог в любой момент может прерваться. Поэт как бы подчеркивает бренность человеческой жизни, которая может в любой момент оборваться. Усиливают это ощущение многоточия.

Близость к разговорной речи потребовала от Пушкина экономно использовать выразительные средства. В произведении из 58 строк эпитетов немного, но они всегда кстати: «два года незаметных» , «опальный домик» , «холм лесистый» , «нив златых» , «неведомые воды» , «унылый невод» , «зеленая семья» , «знакомый шорох» . Автор легко и естественно перемежает разговорную лексику (сиживал, вечор ) с книжной (под сенью, мрак, объемлет ) и поэтическими штампами (младая, главу, златых, брегам ).

В описании сосен важную роль играют сравнения и олицетворения «угрюмый их товарищ, как старый холостяк» . В этом же эпизоде есть красивая аллитерация : «шумом шорох их вершин» . Повторение шипящих воспроизводит и звук шаркающих старческих шагов при воспоминании о няне: «не слышу я шагов ее тяжелых» .

При жизни Пушкина стихотворение «Вновь я посетил…» не печаталось. Оно было опубликовано в 1837 году в журнале «Современник» и быстро стало академическим. Размышления поэта о вечном круговороте времени созвучны всем поколениям.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

Стихотворение “Вновь я посетил” А. С. Пушкин написал в 1835 году. В нем он передал свои впечатления от возвращения в село Михайловское. Вам предлагается краткий анализ “Вновь я посетил” по плану. Разбор можно использовать на уроке литературы в 9 классе, когда изучается данное произведение.

Краткий анализ

История создания - стихотворение было написано Александром Пушкиным в 1835 году во время его возвращения в Михайловское и встречи с родными местами после долгой разлуки.

Тема - лирический герой возвращается на Родину спустя десять лет, он переосмысливает свое прошлое и настоящее, строит планы на будущее.

Композиция – произведение не делится на части, но по смыслу можно выделить три основные: появление у поэта потребности в переосмыслении жизни, воспоминания и размышления о жизни, ее ходе и неизбежной смене поколений.

Жанр - философская лирика.

Стихотворный размер - стихотворение написано ямбом, рифма не используется.

Метафоры - “Минувшее меня объемлет живо” , “кропотливого ее дозора” , “озеро… синея, стелется широко“ , “неведомые воды” , “По брегам отлогим рассеяны деревни” .

Эпитеты “опальный домик” , “шагов ее тяжелых” , “нив златых” , “приветный шум” , “веселых и приятных мыслей” .

Сравнения - “Кусты теснятся под сенью их как дети”, “Как старый холостяк…” .

Метонимия “…уголок земли” .

Аллитерация “Знакомым шумом шорох их вершин” , “знакомый уху шорох” , “Но около корней их устарелых” , “Услышит ваш приветный шум” .

История создания

Стихотворение “Вновь я посетил” Пушкин написал в сложный момент его жизни. В 1835 году по возвращении в родное село Михайловское он обдумывает дальнейшие планы. Его мысли устремлены одновременно назад, ведь за спиной – уже большая часть жизни, и вперед, в будущее, которое пока не определено.

Тема

В качестве темы для стихотворения поэт выбрал свои размышления о местах, где он когда-то “провел изгнанником два года незаметных” – Михайловском. Ему одновременно приятно и горько: с этим местом связано много его воспоминаний, но оно и он сам сильно изменились с момента их последней встречи.

Композиция

Одна из особенностей построения стихотворения состоит в том, что оно не поделено на строфы. Но можно условно разделить его на части. В первой поэт осознает, что часть его жизни уже осталась позади, и пришла пора переосмыслить прошлое. Во второй части Пушкин вспоминает места, которые видит теперь перед собой. Многое изменилось с тех пор, когда он был здесь в последний раз: умерла любившая его няня, дом остался пустым, изменился пейзаж.

В третьей части, в описании природы скрывается размышление поэта о постоянном течении времени. Когда-то росло три сосны – а теперь у их подножия выросла целая роща молодых деревьев. Пушкин не увидит, какими они станут высокими, но это сделает его внук: “Веселых и приятных мыслей полон, пройдет он мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет” . В этом и заключается смысл жизни на земле: одни поколения непременно сменяют другие.

Таким образом, возвращение в Михайловское заставило Пушкина задуматься не только о прошлом, но и попытаться заглянуть в будущее.

Жанр

Жанр стиха можно определить как философский. Поэт вспоминает о прошлом, приводит свои размышления о жизни и смерти, прожитых годах.

Стихотворение написано ямбом, что придает ему некую торжественность. Примечательно, что он не имеет рифмы. Ритм создается за счет того, что последнее слово в каждой строке выделяется интонацией, оно – самое значимое.

Средства выразительности

Стихотворение изобилует различными художественными средствами, умело, красиво примененными поэтом. Среди них встречается много метафор : “Минувшее меня объемлет живо” , “кропотливого ее дозора” , “озеро… синея, стелется широко” , “неведомые воды” , “По брегам отлогим рассеяны деревни” , “Зеленая семья” , “угрюмый их товарищ” , “могучий поздний возраст” .

Также в тексте присутствуют и метонимия : “уголок земли” , и эпитеты : “опальный домик” , “шагов ее тяжелых” , “нив златых” , “приветный шум” , “веселых и приятных мыслей” , и олицетворения : “Скривилась мельница, насилу крылья “ , “…в гору подымается дорога, изрытая дождями” , “…кусты теснятся” , и сравнения : “Кусты теснятся под сенью их как дети” , “старый холостяк…” .

Для передачи звуков Пушкин пользуется таким средством, как аллитерация . Например, для создания эффекта шуршания листвы повторяются звуки “ш” и “х”: “Знакомым шумом шорох их вершин” , “знакомый уху шорох” , “Но около корней их устарелых” , “Услышит ваш приветный шум” .

Стихотворение «Вновь я посетил…», анализ которого мы проведем в этой статье, было написано Пушкиным в 1835 году, 26 сентября, когда поэт после восьмилетнего отсутствия приехал в Михайловское. Это было нелегкое время в жизни Александра Сергеевича.

Предыстория

Накануне нового 1935 года поэта пожаловали в камер-юнкеры. Это обстоятельство расстроило Пушкина и даже оскорбило, ведь обычно такие звания давали юношам, а он был уже не молод. Камер-юнкерство бросало на него тень. Александр Сергеевич давно уже осознавал себя народным поэтом, а это значило, что он должен был быть непорочным и чистым. Пушкина угнетало светское окружение, ему хотелось тишины, уединения для реализации творческих замыслов, но ради содержания семьи он был вынужден служить.

В 1834 году случилось еще одно неприятное событие. Полицией было распечатано написанное Александром Сергеевичем жене письмо. Поэта возмутили и действия полиции, и тот факт, что Николай Первый не посовестился прочесть доставленное послание. После этого слово «свобода» приобрело для Пушкина иное значение и новое содержание. Теперь он понимал свободу как личную духовную независимость. Александр Сергеевич захотел вырваться из тесного круга, одухотворить свою жизнь, переделать ее, но она оставалась жестокой и холодной, проникнутой драматизмом.

Летом 1835-го поэт смог на четыре месяца получить отпуск и уехал в Михайловское. Там-то он и написал стих «Вновь я посетил…». Пушкин, снова находясь в имении, где проходила его двухлетняя ссылка, вспомнил ушедшие годы, няню, которая уже умерла. Его мысли обратились к прожитому, и в печальной думе о времени и о себе он подвел итоги прошлых лет и отразил их в рассматриваемом произведении.

«Вновь я посетил…» (Пушкин). Анализ

Стихотворение разделено на три части. В первой повествуется о приезде в Михайловское, во второй поэт погружается в воспоминания, а в третьей описывается природа края и делается обращение к будущим поколениям. Александр Сергеевич показывает жизнь в постоянной динамике. Настоящее напоминает ему об ушедших годах, и тогда он возвращается в прошлое, вместе с тем в самом настоящем уже пробиваются ростки будущего. «Вновь я посетил…» - стихотворение о быстротекущем времени, о смене преемственности поколений.

Первая часть

В начале произведения лирический герой приезжает вновь в то место, где раньше пробыл в двухлетнем заточении. Пушкин говорит, что уже десять лет минуло с тех пор, как произошло В жизни автора многое изменилось, и он сам изменился, «покорный общему закону», заключающемуся в торжестве жизни и вечном обновлении. Перемены в поэте объясняются возрастом, а все остальное: отношение к друзьям, убеждения, взгляды - осталось неизменным.

Вторая часть

В следующем пятистишии стихотворения «Вновь я посетил…» Пушкин вводит тему памяти. Лирический герой увидел «опальный домик», в котором когда-то жил вместе со своей няней, ныне уже покойной. Автор ласково называет ее «старушкой» и горько переживает утрату. Упоминание «бедной няни» и «опального домика» возвращает читателей к самым важным периодам в жизни поэта. Ведь в 1825 году именно отсюда, из Михайловского, Александр Сергеевич решил тайно уехать в Петербург, поскольку подозревал грядущие великие потрясения. От неминуемой гибели тогда его спасло типично русское суеверие. То, что в произведении «Вновь я посетил…» автор вспоминает Арину Родионовну (няню), тоже неслучайно, ведь это она приобщила маленького Сашу к поэтическому творчеству, да и вообще оказала на поэта огромное влияние.

Третья часть

Стихотворение «Вновь я посетил…» Пушкин продолжает описанием среднерусского пейзажа, который очень похож на тот, что предстает перед читателем в произведении «Деревня». Лирический герой вспоминает все то, что было связано с этими местами. На своем пути он встречает три сосны и припоминает, что видел их еще десять лет назад. Поэт обнаруживает, что около корней пробиваются молодые кусты, но отмечает, что сосны все те же, и тем самым подчеркивает постоянство, неизменность природы. Время в корне не меняет ее - она остается прежней. Так и в человеке меняется не все с течением времени: его память, убеждения, помыслы, идеалы тоже остаются прежними.

Пушкин. «Вновь я посетил…» (стихотворение). Средства выразительности

Произведение начинается многоточием. Таким образом автор не ведет повествование с начала, а как бы вводит читателя в продолжение своих размышлений. В этом заключается особенность произведения «Вновь я посетил…». Анализируя текст, можно обнаружить фразы с наиболее емким смыслом. Например, такой является строчка «Минувшее меня объемлет живо». Здесь слово «объемлет» употребляется в значении «переполняет», «охватывает». В памяти поэта прошлое предстает настолько ясно, как будто оно стало явью. Кажется, что всё происходило только вчера: «Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей». В этой фразе эпитет «опальный» используется в значении «находящийся в немилости», по содержанию он перекликается со словом «изгнанник», которое тоже фигурирует в стихотворении.

Приемы для описания природы

Стих «Вновь я посетил…» Пушкина живо описывает природу Михайловского, которая, как и прежде, влечет поэта. Александр Сергеевич отдельными штрихами воссоздает бедность края: об этом говорят и убогий невод рыбака, и мельница, скривившаяся от времени, и сам домик, в котором жил автор. Особенно дороги Пушкину три сосны, некогда приветствовавшие его шумом вершин. Поэт замечает, что теперь около корней разрослась «младая роща». Она олицетворяет вечное обновление природы. Автор убежден, что будущее за молодым, за растущим.

Вечное движение, обогащение человеческой мысли - такими предстают законы бытия в стихотворении «Вновь я посетил…». Анализируя его, становится ясно, что Александр Сергеевич верит в светлое будущее потомков.

Стиль написания

В произведении выдержана мелодия поэтической речи и сохранена разговорная интонация, подчеркивающая отсутствие рифмосочетания. Это говорит о том, что поэт решительно отошел от романсного, песенного стиха и стремился создать смысловое стихотворение, более точно воспроизводящее мысль. Читателям не удастся найти сложных образов или обилия тропов в произведении «Вновь я посетил…». Анализ позволяет понять, что хотя в нем превалируют литературные слова, но присутствуют и разговорные (сиживал, вечор), и книжные (сенью, объемлет), и славянизмы (брегам, младая, златых). Вся эта лексика соединена в единое целое.

В заключение

Написанное в тяжелые для Пушкина времена стихотворение проникнуто бодростью и верой в конечную победу света над тьмой. В нем поэт передал привет будущим поколениям и завещал им свой оптимизм. В произведении «Вновь я посетил…» человек изображен в тесной связи с природой, а лирические переживания слиты с философскими и историческими размышлениями.

Стихотворение «Вновь я посетил…» было создано во время последне-
го приезда Пушкина в село Михайловсков. Здесь
прошло детство поэта, здесь он провёл два года
ссылки.
Прошедший 1834-й год был для Пушкина тяжёлым: пожалование царём звания камер-юнкера, нелепого и смешного в его возрасте, долги и расстройство хозяйственных семейных дел, конфликт с великосветским обществом, которое не могло про-
стить поэту его превосходства, и, наконец, потрясшее
поэта событие: полиция распечатала его письмо к
жене. Теперь поэт понимает свободу и как личную
духовную независимость.
Поездка на полтора месяца в Михайловекое в начале сентября 1835 года была для поэта попыткой обдумать свою жизнь, желанием порвать со столичной суетой, поселиться в деревне, заняться хозяйством. Несмотря на сложный период в жизни, поэт находит в себе силы для оптимизма и понимает, что истинное умиротворение ему даёт лишь общение с
природой. Он даже принимает решение поселиться в
Михайловском. Но этому не было суждено сбыться —
менее чем через полтора года Александр Пушкин
Погибнет на дуэли, так и не воплотив в жизнь мечту:

вернуться в Михайловекое и провести там остаток
своей жизни.
Начнём анализ стихотворения с его формы. Пуш-
кин обратился здесь к белому стиху, выдерживая
классический пятистопный ямб.
Белый нерифмованный пятистопный ямб идеально
передаёт интонацию элегического раздумья. К тому
же отсутствие рифмы переносит центр тяжести на
смысловую и интонационную роль ритма и на вы-
разительность каждого слова — поэтому интересно
обратить внимание на средства поэтической вы-
разительности.
Отточием перед самой первой строкой поэт как бы
впускает читателя в продолжение каких-то своих
глубоких размышлений. В выборе почти каждого
слова угадывается или особый образ, или нужная
поэту краска: например, уменьшительная форма
слова уголок выражает особую близость Пушкина к
Михайловскому, слово изгнанник точно определяет
положение ссыльного поэта.
В выражении « минувшее меня объемлет живо »
тоже есть глубокий смысл: обое-млет — значит охва-
тывает, переполняет воспоминаниями. Прошлое так
живо предстаёт в памяти поэта, что ему кажется,
будто всё происходило лишь вчера.
Автор использует и разговорную лексику (вечор,
ворочая, сиживал), и книжные слова (объемлет, сень,
мрак), и славянизмы (златые, брега, глава, младая),
но вся эта разнообразная лексика органически сплав-
лена в единое целое. В стихотворении можно найти
интересные эпитеты: кропотливый дозор, златые
нивы, угрюмый товарищ, опальный домик.
54

Поэт использует инверсию (нивы златые,’ пажити
зелёные). Инверсия — один из способов замедлить
чтение, побуждая читателя вникнуть в глубинный
смысл текста.
Автор часто использует приём переноса части фра-
зы с одной строки на другую:
Тот уголок земли, где я провёл
Изгнанником два года незаметных …
Такой перенос даёт возможность почувствовать
нам, как свободно льется речь поэта, не стесняемая
рамками стихосложения.
В стихотворении используется аллитерация (си-
нея, стелется), а шипящие звуки (шумом шорох
их вершин …) передают шум и шелест ветвей в «мла-
дой роще».
Различные временныв формы глаголов помогают
автору передать связь между прошлым, настоящим
и будущим.
Стихотворение делится на три смысловые части:
привзд в Михайловское, описание природы, обра-
щение к потомкам.
От мыслей о незабвенном уголке, в который он
возвратился спустя десять лет, Пушкин переходит к
раздумьям о жизни вообще и о будущих поколениях,
которым суждено воспринять и почувствовать всю
Полноту земного бытия.
В стихотворении изображены реальные пейзажи
Михайловского — любимые места поэта.
Первая часть посвящена ностальгическим воспо-
МИнаниям — поэт говорит о том, что многое пере-

менилОСЬ и ОН, «покорный общему закону», переме-
нился тоже. «Общий закон» — это вечное обновление
жизни. Но перемены лирического героя объясняются
только возрастом. Взгляды и убеждения, отношение
к друзьям _ всё это осталось прежним, и в этом
убеждают последние строки экспозиции:
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Во второй части стихотворения лирический герой
упоминает « опальный домик » , Арину Родионовну и
своё двухлетнее изгнание. Образ няни для Пушкина
всегда был очень дорог. С няней были связаны не
только тёплые воспоминания; поэт всегда противо-
поставлял её простую и цельную натуру, её народ-
ную мудрость внутренней пустоте людей светского
общества. Вместе с воспоминанием о няне вводится
ещё одна важная тема — тема памяти- К этой теме
лирический герой вернётся в финале, когда вы-
разит свою надеждУ на то, что внук непременно
вспомнит о нём.
Точно И подробно Пушкин рисует пейзаж Михай-
ловского _ тот самый вид, который открывается с
лесистого холма, на котором он любил сидеть, глядя
на озеро. Этот пейзаж очень напоминает картину из
стихотворения « Деревня » , Отдельными штрихами
поэт воссоздал бедность края: убогий невод рыбака,
скривившаяся от времени мельница.
Центральное место отведено описанию трёх со-
сен, вокруг которых раскинулась молодая поросль.
Чувствуется, что они особенно дороги поэту — шу-
56

моМ своих вершин они некогда приветствовали
его. 3а прошедшие годы про изошли разительные
перемены:
… около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась …
Пушкин прибегает к поэтическим сравнениям и
метафорам. В основе образа — эе лёная семья, так
названа лирическим героем молодая поросль. Кусты
теснятся, как дети, и только одинокая сосна уподо-
блена угрюмому холостяку, лишённому потомства.
Природа одухотворена. Образ молодой зеленеющей
рощицы олицетворяет движение жизни, вечное об-
новление и, конечно, веру поэта в будущее.
Поэт видит бессмертие в вечной смене материи. Он
приветствует молодых людей, которые придут ему на
смену. Мысль о внуке, который услышит приветли-
вый шум деревьев, бывших при жизни поэта молодой
порослью, говорит о торжестве жизни и смене поко-
лений. Эта идея вечного обновления природы, идея
бессмертия (на смену старому идёт новое) — очень
важная философская мысль стихотворения.
И Пушкин приветствует новые поколения афори-
стичной фразой: «3дравствуй, племя младое, незна-
комов! ». Предвидение поэта оптимистично: его внук
окружён приятелями, и мысли его веселы и приятны.
Стихотворение « … Вновь Я посетил … » часто назы-
вают своеобразным прощанием Пушкина с родными
местами и подведением жизненных итогов. Но в нём
нет грусти — в нём есть вера в то, что всё ещё можно изменить к лучшему, и это придаёт произведению
лёгкость, возвышенность и романтичность.
Можно сказать, что в этом замечательном сти-
хотворении собраны все самые главные мотивы
пушкинской лирики. Здесь и его любовь ко всему
земному, и свет лая грусть от сознания быстротеч-
ности жизни, И мудрая вера в смену поколений,
которая всегда будет торжествовать над временем,
разрушением и тленом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса