Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Успешное публичное выступление: пример текста. Ораторская речь: примеры публичных выступлений известных людей

Остановимся подробнее на начале выступления. Из чего оно складывается?

1. Выход оратора на сцену. Помните – у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Внимательно следите за позой, походкой, манерой держаться.

2. Выдержав паузу, оратор дожидается тишины.

3. Оратор приветствует аудиторию.

4. Оратор переходит к основной части выступления. Однако прежде чем произнести речь, обращаясь к аудитории, ему стоит проделать ряд подготовительных мероприятий.

Аудитория, не готовая к выступлению оратора, не сможет адекватно воспринять произносимую им речь. Для того, чтобы «разогреть» слушателей, ораторы нередко используют прием, именуемый зачином. Зачин – это первые фразы, произносимые оратором в процессе его выступления. Он необходим для установления контакта с публикой и привлечения к себе внимания.

Таким образом, мы можем выделить следующие задачи зачина:

1. Зачин привлекает внимание слушателей.

2. Он способствует налаживанию эмоционального контакта со слушателями.

3. Он готовит аудиторию к контакту с оратором.

Мы можем выделить около двадцати различных видов зачинов, однако, сегодня мы рассмотрим основные восемь.

2. Событие, пережитое лично. Факты из жизни оратора и истории, основанные на реальных событиях, всегда отлично воспринимаются аудиторией и легко привлекают к рассказчику внимание.

4. Нестандартный вопрос. Нестандартное начало лекции – отличный способ активизировать не только внимание публики, но и её мыслительные процессы.

5. Попробуйте использовать парадоксальное начало. В самом начале лекции попробуйте начать разговор с аудиторией на тему, на первый взгляд, абсолютно никак не связанную с основной идеей повествования. Это приведет к тому, что слушатели начнут волей-неволей прислушаются к вам, стараясь найти закономерность, связывающую их. Со временем вы можете провести параллели между рассматриваемой темой и зачином, объясняя его суть. Однако, главного эффекта вы все же добьетесь – внимание публики будет сосредоточено только на вас и вашей речи!

6. Заинтригуйте публику. Попробуйте максимально задействовать воображение публики, посоветовав слушателям нарисовать в уме необычную картину или представив необычную ситуацию с нестандартной развязкой.

7. Подготовьте интересные факты, способные вызвать у аудитории сильные эмоции.

8. Удивите аудиторию впечатляющими цифрами. Ничто не может произвести на слушателей такое впечатление, как цифры с большим количеством знаков. Помните об этом и не бойтесь использовать этот прием для того, чтобы привлечь и надолго удержать внимание слушателей.

Рассмотреть дополнительные варианты зачинов, которые непременно пригодятся вам в будущем, вам поможет

Откажитесь от банальных, а также затянутых введений, которые входят в число 4 ошибок, сводящих ораторское искусство на нет . Забудьте о фразах типа “Как мне приятно присутствовать здесь”.

Начните свою речь с чего-то неожиданного – будто бы погружение в холодную воду. Элемент оригинальности и непредсказуемости заставит их слушать вашу речь с самого начала. После сильного 30-60 секундного введения вы можете формально представиться и представить вашей аудитории краткий обзор своей речи. Важно, чтобы они знали, почему ваша речь важна для них.

Пример: Как начать речь об ораторском искусстве

Скажем, вы хотите составить речь о важности ораторского искусства. Вот пять советов, которые вы могли бы использовать:

1. Начните свою речь с цитаты

Процитируйте знаменитого и/или влиятельного человека, о котором аудитория знает и мнение которого уважает. Соблюдайте правила цитирования в публичном выступлении .

“Если бы у меня забрали все, чем я обладаю, и разрешили оставить лишь что-то одно, я выбрал бы силу слова. Так как благодаря этому, я возвратил бы всю остальную часть моего имущества”. Так размышлял о важности ораторского искусства бывший сенатор и госсекретарь Даниэль Вебстер. Греческий оратор Перикл также осознавал важность мастерства слова: «Человек, который может думать и не знает, как выразить то, что он думает, ничем не лучше того, кто не умеет думать вовсе».

2. Начните свою речь с доказательств

Существующая статистика или другие данные, свидетельствующие о важности ораторского искусства. Правильно включайте в речь цифры .

Мичиганский университет провел опрос среди 1 290 выпускников школы бизнеса, которые недавно получили повышение. Их спросили, какая определенная предметная область сыграла наибольшую роль в продвижении карьеры. Более 70 процентов назвали самым ценным умением в бизнесе эффективное общение, которое оказалось даже важнее финансовых знаний и деловой хватки!

Такое начало будет удачным, если вы проводите совещание . Так его участники сразу окунутся в деловую атмосферу.

3. Начните свою речь с истории

Расскажите историю о том, как ораторское искусство изменило чью-то жизнь.

Изабель жила одна в течение первых шести лет ее жизни. Она была очень одинокой в своем тихом мире. Она жила только со своей матерью-отшельницей, которая также не могла говорить. Мать девочки была глухонемой. Изабель была столь изолирована от других людей, что у нее не было никакого шанса изучить и практиковать речь.

Когда власти наконец вытащили девочку из ее безмолвного мира, казалось, что она никогда ничему не научится. Но, будучи окружена людьми, которые могли говорить, Изабель потихоньку покидала свой плен тишины. Через неделю она произносила звуки. Через два месяца она говорила полными предложениями. Через 16 месяцев она выучила 2 000 слов, а через 56 месяцев ее IQ утроился, частично из-за того, что она могла слышать речь людей вокруг нее.

4. Начните свою речь с утверждения

Сделайте смелое заявление относительно важности ораторского искусства.

Ораторское искусство – это sine qua non [ лат.: неотъемлемый элемент] лидерства. Без него вы не сможете руководить. Умея пользоваться этим даром, вы можете “возглавить страны, поднять армии, вдохновить победы и вдохнуть новую храбрость в сердца мужчин”, так Эдлай Стивенсон восхвалял сэра Уинстона Черчилля.

5. Начните свою речь с примера

Процитируйте человека, карьера которого действительно взлетела благодаря ораторскому искусству.

Кстати, очень многие люди приходят на курсы публичного выступления в Москве , когда они собираются получить или уже получили повышение на работе. Так что профессиональный рост и публичные выступление очень тесно связаны между собой.

После окончания колледжа, получив степени в области химии и микробиологии, Вилма Сабра полагала, что проведет больше времени с микроскопом, чем перед микрофоном. Но это было прежде, чем во время полевых работ в Луизиане она узнала, сколько семей подвергалось высоким уровням химикатов и других токсинов. Ее работодатель не хотел предавать огласке информацию о загрязнении. Таким образом, Вилма решила организовать свою собственную компанию, которая проводила бы экологические тесты и сообщала о результатах власти и СМИ.

Вилме вскоре пришлось очень много выступать публично. Благодаря ее работе за последние 20 лет были очищены десятки токсичных мест по всей стране и спасены тысячи жизней. Вилма говорит, что обязана своим успехом ораторскому мастерству. По ее словам, публичное выступление – лучший способ собрать и объединить людей для общего дела.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие существуют правила публичного выступления
  • Какие бывают правила подготовки публичного выступления
  • Какие психологические приемы можно использовать в публичных выступлениях

Выступление с публичной речью – это стрессовая ситуация для любого человека. Это подтверждают даже самые блестящие ораторы, которые провели сотни часов на сцене. Почему же так происходит? Любая публичная речь – это высказывание собственных мыслей и идей. Удачное или неудачное их выражение сразу же сказывается на репутации человека, на его оценке как эксперта, специалиста. Правила публичных выступлений, как правило, достаточно универсальны. Вы можете выступать перед разными группами людей – это могут быть министры и банкиры, студенты и школьники, журналисты, коллеги и даже заключенные. Но все они, прежде всего, будут вашими слушателями, и нужно знать несколько правил, которые помогут правильно структурировать и подавать информацию, сохранять спокойствие и держать ситуацию под своим контролем.

Публичное выступление: правила подготовки

Любое выступление с публичной речью должно быть основательно подготовлено. У знаменитого психолога Д. Карнеги есть целая книга, где содержатся рекомендации и правила подготовки публичного выступления. Основная мысль: «Нужно знать, что хочешь сказать и что хотят услышать слушатели. Только основываясь на этом знании, можно правильно донести информацию и убедить поверить себе».

Для начала давайте проанализируем, какие бывают виды выступлений:

  • Импровизация. Такой вид выступлений не нуждается в подготовке, но требует очень глубокого знания материала и темы. Оратор в таком случае высказывает тезисы по заданной теме, отвечает на любые вопросы из зала легко и аргументированно. Это под силу только опытным ораторам и мастерам своего дела. Такими были Троцкий, Ленин и Мечников.
  • Речь по конспекту. Подготовка идет по каждому пункту, который прорабатывается заранее. Так же прописываются ответы на возможные вопросы, которые могут возникнуть во время выступления.
  • Подготовка полного текста. Чаще всего вы можете наблюдать такой доклад у политиков. Иногда их ответы на заданные вопросы не совсем совпадают, потому что они не привыкли откланяться от заранее составленного текста.

Как спланировать презентацию от начала и до конца и владеть вниманием аудитории? Узнайте на тренинговой программе «

  • Выступление без использования подсказок. Подготовленный текст учится наизусть, проговаривается на репетициях, но в данном случае правила публичных выступлений не предусматривают возможность отвечать на дополнительные вопросы.

Особо ценным качеством мастерства оратора является возможность учитывать в своем выступлении настроение публики и умение подстраиваться под различные меняющиеся обстоятельства.

Подготовка конспекта выступления

Какие же существуют правила публичных выступлений. Начнем с подготовки. Делайте заметки по тем вопросам, которые имеют отношение к теме выступления или специфике вашей темы, отрасли или профессии. Д. Карнеги советует: «Записывайте чужие и, конечно, свои мысли на клочках бумаги – так их легко собрать и классифицировать».

  1. Сделайте перечень фактов, которые имеют отношение к теме и могут вам понадобиться для доклада.
  2. Определитесь с основными, интересными, информативными фактами, второстепенные или только косвенно относящиеся к делу смело вычеркивайте.
  3. Вернитесь к теме доклада и посмотрите, каких данных вам может не хватать для полного раскрытия темы в том ключе, в котором отбирались материалы.

Обязательно подкрепляйте тезисы фактами, цифрами, статистикой, примерами. Лучше, если на каждый тезис у вас будет несколько пунктов, подкрепляющих основную мысль.

Правила выступления с публичной речью так же рекомендуют внимательно отнестись к языку, когда вы будете составлять конспект своей речи. Не сокращайте предложения, пишите полные развернутые формы. Вносите в конспект не вопросы, а конкретные утверждения, которыми вы могли бы пользоваться во время публичной речи.

Работа с конспектом

Конечно, все лекторы по-разному использовали подготовленные материалы во время своих выступлений. Например, Ч. Чаплин, который не очень уютно чувствовал себя перед микрофоном, всегда держал перед глазами полный текст речи и старался не отклоняться от него. А признанный лектор И. И. Мечников с особой тщательностью готовился ко всем выступлениям, но не делал записей. Его речь всегда была мастерской импровизацией.

Правила публичных выступлений известного химика С. Н. Реформатского были такими: он прописывал полностью весь текст лекции, а затем читал его домашним. Записи он, как правило, брал с собой на кафедру, но не заглядывал в них. Знаменитый историк В. О. Ключевский обладал способностью интересно рассказывать, опираясь на заготовленный план выступления, а физиолог И. М. Сеченов перед лекцией шепотом проговаривал ее полностью. Признанный оратор В. И. Ленин готовил небольшие бумажки с тезисами, с помощью которых он выстраивал публичную речь.

Конечно, выступать перед публикой безо всякого волнения могут только единицы. Но если вы выступите несколько раз с одной и той же темой, то с каждым разом ваша уверенность будет только расти. Вы будете намного свободнее владеть материалом. При подготовке старайтесь больше рассказывать, проговаривать текст, а не просто читать. Со временем, применяя правила выступления с публичной речью, вы добьетесь успеха и в этом деле. Только помните, даже самые опытные ораторы всегда репетируют свою речь, не пренебрегайте этим важным этапом.

Репетиция будущей речи

Не стесняйтесь обсуждать тему, которая будет предметом вашего выступления в неформальной обстановке. Репетируйте перед друзьями, семьей, говорите с людьми, которые могут вас поддержать.

Но как, когда и сколько лучше репетировать будущую речь? Чем чаще, тем лучше! Используйте все возможности для этого. Идете по улице – повторяйте ее про себя, дома или в офисе вы можете повторить ее с жестами, произнося в полный голос, делая акценты в важных местах.

Правила публичных выступлений Д. Карнеги гласят: устройте дома с семьей или друзьями своеобразную игру – произнесение речей. Вы можете выбрать темы, в которых вы сильны и за три минуты постарайтесь максимально ярко и информативно донести ее до своих слушателей.

Многие слышали рекомендацию по работе с зеркалом, но начинающих ораторов чаще всего оно только отвлекает. Ведущие психологи, например О. Эрнст, даже пишут о таком способе как о крайне вредном. В первую очередь вам нужно сосредоточиться на теме и смысле произносимой речи.

Правила публичных выступлений: психология

К моменту вашего публичного доклада нужно подойти в отличном психологическом и физическом состоянии. Не думайте о своих страхах, ведь в конце концов это просто выступление. О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики».

Существующие правила выступления с публичной речью содержат несколько важных пунктов:

  • Обратите пристальное внимание не на свои переживания, а на содержание вашей речи.
  • Не стоит говорить слушателям абсолютно весь заготовленный материал, оставьте место для вопросов, если они предусмотрены. Да и мысль о том, что вы знаете намного больше, чем говорите на данной лекции, значительно повысит вашу уверенность в себе.
  • Не стоит готовиться в день выступления, лучше закончить всю подготовку накануне вечером.
  • До выступления не стоит начинать новых дел или включаться в новую, необычную для вас деятельность. Они перенесут на себя все ваше внимание и направление мыслей.
  • Постарайтесь устроить легкий обед или завтрак, не переедайте перед ответственным докладом.

Если вы все же чувствуете, что волнение не оставляет вас, главное – понять, в чем причина вашей тревоги. Чаще всего это:

  • Нехватка практического опыта в подобных выступлениях.
  • Особенности, связанные с особенностями вашего характера: стеснительность, сдержанность, излишняя тревожность, неуверенность в себе.
  • Сомнение в заинтересованности слушателей.
  • Факт неудачного выступления в прошлом.
  • Сильные эмоции, связанные с волнением и переживанием стрессовой ситуации.

Если ваша тревожность в основном связана с реакцией слушателей, то есть следующие правила публичных выступлений:

  • выберите положительно настроенного к вам зрителя и рассказывайте, глядя ему/ей в глаза, словно вы одни в этом зале;
  • если вы почувствуете, что контакт установлен, можно слегка кивнуть и перевести взгляд на соседа и посмотреть ему в глаза;
  • старайтесь сохранять дружелюбное и открытое выражение лица;
  • попробуйте чаще улыбаться и тогда вы увидите, как преобразиться настроение в зале.

Если ваша тревожность связана с собственным состоянием, то внимательно изучите эти правила публичных выступлений:

  • Тренируйтесь выступать перед публикой как можно чаще, участвуйте в публичных обсуждениях, разговорах, задавайте вопросы.
  • За это время вы найдете такое внутреннее состояние, которое вселяет в вас уверенность и помогает чувствовать себя успешным. Для каждого это чувство будет свое. Кому-то необходимо ощущать «радость полета», кому-то чувствовать себя максимально сосредоточенным, сконцентрированным на свой теме, а кому-то помогает легкое волнение, которое делает его слегка возбужденным и радостным.
  • Подумайте, какого эмоционального отклика вы хотите добиться от слушателей, какой посыл идет от вас аудитории.
  • Перед выходом на сцену обязательно «разомнитесь». Вы можете поговорить с кем-то из слушателей или организаторов или просто пройтись по комнате.

Общие правила выступления с публичной речью:

  1. Идеально, если у вас есть возможность накануне репетировать в том помещении, где будет происходить выступление. Вы можете осмотреть зал, прорепетировать выход, произнести речь, отработать позу, жесты, громкость голоса, какие-то важные поворотные моменты вашей речи.
  2. Перед сном представьте полностью весь ход своего выступления. Как начинается мероприятие, как собирается публика, как вы выходите на сцену, что говорите, куда смотрите. Доведите речь до конца и почувствуйте, как замечательно вы с этим справились.
  3. За несколько часов до выхода на сцену, в своем воображении пройдитесь по плану вашего доклада, закрепите в сознании ключевые моменты речи и почувствуйте радость, которая будет переполнять вас после успешного выступления.

Правила успешного публичного выступления: психотехники

Один из секретов общения с аудиторией заключается в определенной психотехнике. Вам обязательно нужно сформировать зрительный контакт и показать свой интерес к ней.

Когда вы выходите на сцену или кафедру, не спешите сразу начинать свою речь, сделайте паузу, оглянитесь вокруг, посмотрите на зрителей, улыбнитесь, если это уместно. Устанавливая зрительный контакт со слушателями, вы приветствуете их и даете понять, что вы здесь находитесь специально для них. Поэтому важно соблюдать его и во время выступления.

Не забывайте о необходимости сохранять зрительный контакт, даже если вы выступаете с научным сообщением, где нормой является частое обращение к своим записям. Подсознательно человек чувствует, когда на него обращают внимание: взгляд может длиться всего долю секунды, но он дает понять, что происходит что-то важное и ценное для него. Поэтому пробуйте не просто осматривать зал, но и установить контакт «глаза в глаза» со слушателями.

Когда вы занимаетесь психотехникой установления контакта с аудиторией, очень важно понимать, что самое большое значение имеет эмоциональное наполнение вашего взгляда. Что есть в нем – расположение к аудитории или равнодушное безразличие, кураж или страх. В глазах все наши эмоции читаются без труда, а значит, слушатели, как правило, безошибочно видят и чувствуют что происходит в вашей душе.

Итак, главные правила выступления с публичной речью – оглянитесь, установите зрительный контакт с публикой, сконцентрируйте свое внимание на предмете вашего выступления.

Помните, первые слова вашего доклада наиболее важные, именно в этот момент слушатели определяют, будут ли они слушать вас или продолжат витать в облаках. Существует несколько приемов, которые позволят удержать внимание аудитории.

  • Интересный факт. Один из самых эффективных способов привлечь внимание любой аудитории – это рассказать любопытный факт, который имеет прямое отношение к теме выступления: «Знаете ли вы, что…» или «Задумывались ли вы, что…»
  • Красочная презентация. Презентация помогает структурировать и регламентировать выступление. Вы можете обозначить на слайдах основные тезисы или правила обратной связи. Правила публичных выступлений предлагают вам так сформулировать этот аспект: «У меня есть пятнадцать минут, чтобы рассказать о…», «В ходе выступления я хотел бы обратиться к следующим вопросам…», «Если в ходе выступления появятся вопросы, вы сможете задать их по окончании доклада».
  • Вопросы. Если в вашем формате это возможно, то обязательно пользуйтесь этой техникой привлечения внимания. Вопросы заставляют невольно искать ответы, даже если они не будут произнесены вслух, поэтому вас уже будут слушать внимательнее.
  • Шутка, анекдот. Важно сохранить некую интригу и не сразу раскрыть связь анекдота и темы выступления. Но связь должна существовать обязательно. Помните, что шутка должна быть толерантной и привлекательной для большинства, чтобы создать нужное настроение.
  • Комплимент аудитории. Рассматривайте комплимент как знак уважения и признания публики. Правильно сказанный комплимент вызовет ответную благодарную реакцию у слушателей. Старайтесь не переигрывать и не преувеличивайте вес комплимента, чтобы его не восприняли как насмешку. Лучше, если комплимент будет кратким, недвусмысленным, отражающим реальность. Он может быть высказан не только персонально аудитории, но и обратиться к их профессии или компании.

Приемы привлечения и удержания внимания аудитории

Искусные ораторы для привлечения и удержания внимания аудитории используют некоторые правила выступления с публичной речью:

  • Контрастные раздражители. Это правило заключается в изменении типа сигнала получения информации. Чаще всего можно изменить аудио- и видеосигналы. Оратор, например, может сделать продолжительную паузу, замедлить или ускорить темп речи. Также примером контрастного раздражителя могут быть перемещения по сцене. Сначала оратор может стоять неподвижно и в процессе доклада начать передвигаться или наоборот.
  • Обращение к актуальным вопросам. Для каждого человека в определенный период жизни существуют актуальные, волнующие его темы. Как правило, в группе людей, большой или малой, эти проблемы идентичны или имеют большое сходство. Тогда при обращении к этим волнующим их темам вы можете привлечь внимание аудитории. В данном методе источником внимания будет значимость информации.
  • Обращение к авторитетным источникам. Правила публичных выступлений с давних времен содержат совет обращаться к авторитетным источникам. Цитаты великих людей, глубокие высказывания часто применяют в своей технике выступлений многие ораторы. Успех зависит от нескольких факторов: актуальности, полноты высказывания, авторитетности источника.
  • Адресные вопросы. С таким типом вопроса обращаются к присутствующим в зале. И даже вопросы риторические повышают внимание аудитории.
  • Юмор. Хорошая шутка оратора всегда вызывает приятные эмоции у слушателей, обращает на него внимание, вызывает симпатию и интерес. Часто юмор может снять возникшее напряжение и подготовить аудиторию к восприятию новой информации. И хотя чаще всего юмор привлекает внимание не к теме выступления, а к самому говорящему, его следует правильно использовать.

Вот и подошла к концу наша статья о правилах публичных выступлений. Искренне надеемся, что вы смогли найти в ней полезные идеи для своего бизнеса. Не исключено, что какие-то мысли стали для вас открытием, а что-то оказалось просто интересным фактом, расширившим понимание процесса сложных продаж. Какие из представленных моментов вам захотелось применить на практике? Насколько вы довольны тем, как идет ваш бизнес? Проанализируйте свои ответы на эти вопросы, тогда наша статья сможет оставить существенный след в вашем сознании.

Помните, что при возникновении любых вопросов, сомнений или даже возражений вы имеете возможность написать нам на почту [email protected] или воспользоваться формой обратной связи на официальном сайте. Опытный бизнес-тренер Евгений Котов, основатель тренинговой компании «Practicum Group», с удовольствием ответит на них, а возможно и подискутирует с вами, ведь в споре рождается истина.

До новых встреч!

Здравствуйте, дорогие друзья!

Каждому из нас в жизни доводилось блистать силой ораторского искусства. Для одних - это сплошная радость и забава. А для других - немыслимое испытание.

Выступать перед аудиторией - это как сдача экзамена. Казалось, бы и билет выучил, но все же тремор и предательски дрожащий голос, делают свое коварное дело. В итоге — ступор, и заметное желание отказаться от затеи, приняв решение сбежать через приоткрытое окно в закат. Знакомо, правда?

Собрания на работе, нуждающиеся в вашем победном спиче, тосты на Дне рождения близких или на свадьбе, выступления на различного рода семинарах и тренингах, частенько лишают нас пару сотен нервных клеток. Как начать публичное выступление правильно и закончить его на феерично успешной ноте?

Для сегодняшнего материала я постаралась найти максимально эффективные стратегии и методики, оказывающие положительное влияние на подход к диалогу с массами. Готовы? Тогда, приступаем!

Начав свое шоу за упокой душ собравшихся в аудитории, вы рискуете не закончить его за здравие. В канун начала вашего выступления, у вас есть примерно 60 секунд, чтобы дать понять «кто здесь хозяин?! ».

В этой ситуации очень важно завладеть вниманием слушателей и окончательно влюбить их в себя. Вы обязаны заручиться их доверием, сориентировать в теме повода собраться, а так же настроить на дальнейший ход прослушивания.

Если вы потратите драгоценные секунды на запинания, заикания, рассказ о вашей бабушке, на шутки, понятные только вам и рыбкам в аквариуме - то время будет упущено и вернуть обратный отсчет, станет невозможным желанием.

Постарайтесь творчески подойти к выступлению и наполнить его позитивной аурой восприятия, наряду с креативом, доброжелательностью и эмоциональным посылом. Но как это сделать?

1. Рассказ ошеломляющей истории о выступлении

Правильно начать выступление поможет история. С самого рождения человеку нравится слушать повествовательные басни, сказки и поговорки, обучаясь с их помощью мудрости жизни.

Нас увлекают герои фантастических сюжетов, сильные личности, сражающиеся со злодеями из басен или театральные персонажи, мастерски завораживающие сюжетными перипетиями и диалогами.

Благодаря им, мы набираемся векового опыта, знаний и теоретических навыков. Проводим параллели анализа между собой и героями, вырабатывая собственное мнение о противостоянии добра и зла во Вселенной.

С каких слов начать удивительное путешествие? Подготовьте историю, в которой вы выступаете, как главный персонаж. История из первых рук или от всем известного лица, приковывает внимание и уводит за собой.

Конечно же, может подойти рассказ о другом человеке, вашем , мотиваторе или учителе. Вступление - это не деловая беседа, это забрасывание удочки в пруд, полной рыбы.

Основная и самая важная миссия этого приема - очаровать присутствующих за 1 минуту содержательностью и темой ключевой мысли доклада, а следовательно самого выступления.

Дайте возможность слушателям, задаться вопросами: «С какими проблемами вы или ваш коллега столкнулись? », «Каким образом нашли решение и проводили анализ? », «Чем руководствовались? » и самое главное — «Что они должны понять или почувствовать? А быть может сделать вывод после прослушивания? »

2. Любопытство

Человек - существо пытливое. Нам нравится разгадывать загадки и подогревать собственный интерес. Создать структуру таинственного образа, направленного на то, что бы аудитория начала думать - важно и нужно.

Это можно сделать благодаря вопросам и точечным, во время озвученным цитатам . Примеры «говорящих за себя» изречений: «А судьи кто? », «Маленький шаг для человека - но огромный, для всего человечества! » и т. д.

Риторические , эффективные помощники в убеждении оппонентов. Они наталкивают на нужную мысль и подчеркивают атмосферу таинства и интеллигентности.

Если они поданы качественно и уместно, то аудитория непременно последует по пути, который для них подготовил спикер. Помните о том, что таким образом, можно склонить присутствующих к своей точки зрения.

Но, вопрос не всегда должен стремиться к однозначному ответу «да или нет». Вы можете подтолкнуть их поразмыслить над чем-то более тяжелым, нажимая на рычажки любопытства.

3. Шокирующие цифры или заголовки

Стоп-слова, целые фразы или броская статистика, всегда производят ощущение встряски или удара по голове.

Человек думает: «Вау! Ого, я и не знал! » и продолжает следить с нескрываемой заинтересованностью за вашим ртом, с которого доносятся интересные факты.

Креативный заголовок или мысль, выраженная достаточно в откровенной форме, идеально убеждают аудиторию в том, что вашим доводам, аргументам или рекомендациям, можно продолжить следовать.

4. Вместо тысячи слов

Ораторское искусство, способно творить чудеса и вести за собой массы, но не менее ярким дополнением к повествованию, выступает иллюстрирование и графическое сопровождение выступления.

Попробуйте использовать графики, иллюстрации, диаграммы и картинки для усиления эффекта, а так же для создания привлекательного, эстетического образа.

Визуализация помогает легче усваивать аудио-поток вещания, понимать поданный материал глубже и заполнять воображение аудитории. Это может делать выступление запоминающимся и удивительным!

Вкрапление творческих ноток, всегда воспринимается на ура! Дополнительные гаджеты, атрибуты или даже бутафория, усиливают эффект восприятия.

Почему-то мне вспомнилось выступление одного из руководителей страховой компании, что был влюблен в свое хобби — игру в теннис. Собственно, свою речь он начал с эффектного удара ракеткой. В дальнейшем это стало узнаваемым триггером.

Триггеры в психологии - это предметы или действие человека, вызывающее определенную реакцию. Это так называемый спусковой крючок. А в выступлении, это может быть жест, фраза или уникальный сигнал - способный «взорвать» слушателей! Помните о всех уловках и непременно практикуйте прочитанное в жизни.

Друзья, вот и конец!

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. В комментариях расскажите о том, какие стратегии вам известны и что из них успешно довелось воплотить в выступлении?

До встречи на блоге, пока-пока!

Правила, позволяющие сделать публичное выступление
доступным для слушателей

Как начинать выступление?

Начало выступления представляет наибольшую трудность. В то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Если полагаться на случайность, то это может привести к слишком серьезным последствиям. Начало выступления следует тщательно готовить заранее.

Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений. Часто можно вообще обойтись без него.

Приступайте прямо к сути вашего выступления , затратив на это минимальное количество слов. Никто не станет возражать против этого.

Не начинайте выступление с юмористического рассказа . Это не всегда бывает удачным, особенно у новичков. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот . Чаще всего такая попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того чтобы доставить ей удовольствие. Рассказ должен быть к месту, юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом.

Никогда не извиняйтесь , так как обычно это раздражает слушателей. Говорите именно то, что вы собираетесь сказать, скажите это четко, быстро и сядьте на свое место.

Не начинайте ваше выступление слишком формально . Не показывайте, что вы тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным. Этого можно достичь, заговорив о том, что только что произошло, или о том, о чем только что говорилось.

Чтобы завоевать внимание аудитории в начале своего выступления можно использовать следующие приёмы:

– вызвать любопытство слушателей;

– поведать интересную историю;

– начать с конкретной иллюстрации;

– задать вопрос;

– начать с какой-нибудь «потрясающей» цитаты или фактов;

– показать, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.

Как сделать ясным смысл вашего выступления?

1. Делайте незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями.

2. Избегайте специальных терминов в своем выступлении. Излагайте свои мысли простым и понятным языком.

3. Будьте уверены в том, что предмет, о котором вы собираетесь говорить, так же ясен для вас, как солнечный свет в полдень.

4. Используйте зрительное восприятие слушателей. Когда возможно, используйте экспонаты, картинки, иллюстрации. Говорите конкретно (не говорите слово «собака», если вы имеете в виду «белого фокстерьера с черным пятном над правым глазом»).

5. Повторяйте ваши главные мысли, но не повторяйте и не употребляйте дважды или трижды одни и те же фразы.

6. Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводив общие категории конкретными примерами и случаями.

7. Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов. В небольшом выступлении невозможно должным образом рассмотреть больше, чем один или два раздела большой темы.

8. Заключайте свое выступление кратким резюме высказанных вами положений.

9. Если возможно, используйте сбалансированные предложения и контрастирующие идеи.

10. Интерес заразителен. Аудитория наверняка будет им охвачена, если сам выступающий им проникнется.

Как заканчивать выступление?

Концовка речи действительно является ее самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить.

Не заключайте свое выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому поводу. Так что, пожалуй, я на этом закончу». Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете.

Тщательно подготовьте концовку вашей речи, заранее прорепетируйте ее. Знайте почти слово в слово, как вы собираетесь закончить выступление. Заканчивайте свою речь плавно. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой, подобно зазубренному булыжнику. Помните: хорошая импровизация – это хорошо подготовленная импровизация.

– резюмировать – вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении;

– призвать к действию;

– сделать слушателям подходящий комплимент;

– вызвать смех;

– процитировать подходящие поэтические строки;

– использовать яркую цитату;

– создать эмоциональный подъем.

Подготавливая начало и конец выступления, всегда связывайте их между собой. Прекращайте выступление прежде, чем этого захотят слушатели. Помните: после пика популярности очень скоро наступает пресыщение.

Примеры публичных выступлений.

В каждом из приведенных отрывков выделены те особенности текста, которые отмечаются как имеющие положительное воздействие на аудиторию. Все выступления посвящены проблеме стимулирования педагогов к ведению методической самообразовательной работы.

1. «Уважаемые коллеги ! (обращение ). Мы не первый раз собираемся в этом году по вопросу активизации работы методических объединений (подчеркивание общности дела ). Я выражаю благодарность (называются имена, кому она адресована), поддержавшим эту линию работы школы (указание на положительные примеры ). Да, действительно, «еще одна модернизация» (кивает в сторону самого недовольного слушателя) выпала на нашем профессиональном пути (признание права аудитории на собственное мнение ). Методическая работа – составная часть всего образования, именно через нее модернизация и возможна (подчеркивание значимости ).

Я не раз говорила об итогах анализа посещенных уроков (обращение к прошлому опыту взаимодействия ). Строгая их экспертиза дает все основания считать, что они у всех нас без исключения (разделение ответственности ) построены однообразно. Только для открытого урока мы стараемся покопаться в методической литературе (открытое признание неприглядного факта ). Да, действительно, у нас маленькая зарплата, мы перегружены совместительством и подработками, наши семьи дома хотят нас видеть не только сидящими за книжками и тетрадками (предупреждение возражений ).

Свои предложения по развитию методической работы в школе я высказала на прошлом методическом Совете. Основные направления ее активизации я написала на доске (наглядное представление ). Их пять. Я прошу вас высказаться относительно их или внести свои (готовность к диалогу со слушателями )».

2. «Мы сегодня будем говорить о методической работе. Но мне хотелось бы сначала рассказать притчу про лошадь (смех) (интригующее начало ). Расхваливает мужик на базаре покупателю свою лошадь, упирая на то, что она быстро бегает. А тот ему говорит: «Тогда нужно продавать ее дешевле». «Это почему же?» – спрашивает мужик. «А вдруг она побежит быстро, да не в ту сторону?» (смех ).

К чему я это? Была я позавчера на семинаре в одной школе. Там выступает учительница с сообщением «применение НЛП на уроках математики в начальной школе». Выступает с энтузиазмом, директорам всем нравится. А я простодушно спрашиваю: «Какое лингвистическое – на математике? Какое программирование, если всегда на математике развивали мышление? Какие научные основания у этого новшества? Как это отразится на детях – сейчас и в дальнейшем?». Понимаете, куда без методического догляду эта бойкая учительница может забежать? (риторические вопросы ).

Другой пример. Стал мой сын готовиться по истории к сессии в институте, перебирает свои старые тетради. Мне тоже стало интересно вспомнить, как раньше давали материал. Открываю: на всю страницу в тетради под запись дана учителем биография Черномырдина (смех ). Конечно, нет хороших учебников по истории и все такое. А учителя хорошие есть?.. Как побежала лошадь по идеологической дороге, так ее и не остановить (проблематизация через метафору, опора на примеры из собственной жизни и работы ).

Уважаемые мои коллеги! Дорогие единомышленники! (пафосное обращение ). Мы с вами прошли не одну полосу препятствий, пройдем и эту (подчеркивание общности со слушателями, выражение уверенности в их дееспособности ). Подскажите мне слова, которыми я смогу объяснить каждому из вас, что сегодня так работать нам никто не позволит. Методическая работа – это наше лицо, это уровень нашего профессионализма. Методическая работа для учителя – это обращение к новому знанию. Без этого наша работа теряет смысл. Я – за осмысленную работу. А вы?.. (публицистичность, призыв к слушателям )».

3. «Я солидарна с предыдущими докладчиками в том, что методическая работа имеет большое значение в работе учителя (ссылка на предыдущих ораторов ). Даже тогда, когда она не оплачивается, и даже тогда, когда она проводится за свой счет, – я имею в виду курсы и методическую литературу (открытое, возможно оппозиционное, отношение к проблеме ). Представьте себе детского врача с маленькой зарплатой, который лечит, используя знания своей студенческой юности, закончившейся тридцать лет назад. Станете вы спорить с тем, что мы в такой же степени ответственны за растущего человека (сравнение )?

В своем выступлении я акцентирую внимание на том, что делает методическую работу жизненно необходимой для учителя (аннотация содержания выступления ).

Первое, о чем следует помнить (нумерация выдвигаемых аргументов ). Ребенок, которого мы учим, меняется на глазах. Пятиклассника этого года нельзя учить так, как мы учили в пятом классе нынешних выпускников. Нужно искать другие методики, даже другими словами объяснять учебный материал (приведение очевидных аргументов ).

Второе. Педагог, занимающийся методической работой, – это уважаемый нами, родителями и учениками учитель. В ситуации падения престижа нашей профессии мы обязаны (я подчеркиваю – обязаны) обеспечить уважительное отношение к нашему труду (обращение к ценностям ).

И третье. Мы – то, что оставим после себя. Что останется после нас, когда нас самих не станет? Стопка выглаженных пододеяльников?.. Если память – то пусть мы запомнимся как блестящие профессионалы своего дела. А еще лучше – как авторы «методичек», учебников и статей в наших профессиональных журналах, как делегаты съездов и конференций, как лучшие представители нашей страны (обращение к высшим смыслам ).

Спасибо за возможность обо всём этом сказать (благодарность слушателям )».

Результативность делового совещания, проводимого в форме публичных выступлений , повышается, если имеются следующие характеристики:

Ø точность приводимой информации, проверяемость фактического материала;

Ø проявление доверия слушателям, включение их профессиональной и жизненной ситуации в контекст выступления говорящего;

Ø примеры из собственного опыта и из опыта слушателей;

Ø подчеркивание значимости, престижности того, о чем говорится в выступлении;

Ø подчеркивание общих со слушателями интересов и целей;

Ø продуманная структура текста, его эмоционально-образная выразительность;

Ø чуткое реагирование на настроение аудитории;

Ø доброжелательность, непринужденность общения;

Ø предоставление возможности слушателям выбора отношения к воспринимаемому материалу, отсутствие принуждения и категоричности;

Ø налаженная обратная связь с аудиторий (подробно об этом будет сказано ниже).

Ситуация публичного выступления позволяет определить, какого типа говорения, монологического (доминантного, авторитарного) или диалогического, в большей степени придерживается оратор. Два этих типа сравниваются по нескольким показателям, приведенным в таблице.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса