Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Владимир Васильев: «Мне тесно в рамках одной профессии. Артист Васильев Владимир Викторович: биография, деятельность и интересные факты Участие в фильмах

Владимир Васильев стал в отечественном балете поистине человеком-эпохой. Между тем, начало жизни будущего танцовщика, казалось бы, не предвещало балетной карьеры.

Будущий знаменитый танцовщик появился на свет в 1940 году в Москве. Родители его не были связаны с искусством вообще и с балетом в частности: отец был шофёром, мать – начальником сбыта. Семья была счастливой, несмотря на идеологические различия (отец был убежденным атеистом, а мать – православной христианкой). Раннее детство Владимира пришлось на тяжёлые годы войны – отец мальчика был на фронте, мать в три смены работала на заводе.

В детстве у Владимира было много друзей, и один из них пригласил его в хореографический кружок в Доме пионеров, где занимался сам. Преподаватель Е. Р. Россе разглядела его талант, и семилетний Владимир начал обучаться искусству танца. В кружке он довольно быстро стал лучшим учеником – настолько, что другие ребята разучивали движения на его примере. В 1948 году детский хореографический ансамбль выступал на сцене Большого театра, Владимир участвовал в исполнении украинского и русского танцев – и именно тогда он в полной мере осознал своё желание связать жизнь с балетом.

В 1949 году Владимир Васильев поступил в Московское хореографическое училище, где тоже становится одним из лучших. Уже в студенческие годы проявляются те качества, которые впоследствии будут отличительными чертами танцовщика: экспрессия, лёгкость прыжка, сила и мужественность танца, актёрские данные. Обучается он у Михаила Габовича, который характеризовал своего ученика следующим образом: «Володя Васильев танцует не только всем своим телом, но каждой клеточкой его, пульсирующим ритмом». Ещё более определённо высказалась о нём Т. Ткаченко после его выступления в балете «Франческа да Римини», где юноша убедительно раскрыл глубоко трагичный образ старого мужа героини: «Мы присутствуем при рождении гения!»

В 1958 году, завершив учебу, Владимир Васильев становится артистом Большого театра. Он выступает в характерных образах в оперных хореографических сценах – цыганский танец в «Русалке» А. Даргомыжского, лезгинка в «Демоне» Н. Рубинштейна. Исполнение им роли Пана в «Вальпургиевой ночи» в «Фаусте» Ш. Гуно привлекло к нему внимание , и с нею он исполнил свою первую классическую партию в Большом театре – солист в балете « ».

Поистине триумфальным оказалось выступление Владимира Васильева в балете « » в 1959 году в постановке . Балетмейстер доверил ему главную роль – Данилы. Этот успех открыл для молодого танцовщика путь к различным центральным партиям: Принц в « », Батыр в «Шурале», Фрондосо в « », заглавные роли в балетах «Паганини» и « » и другие.

Для некоторых партий Владимир Васильев стал первым исполнителем: солист в «Танцевальной сюите» А. Варламова на музыку , Лукаш в балете О. Тарасовой и А. Лапаури музыку М. Скорульского «Лесная песнь», Иванушка в « » Р. Щедрина в постановке А. Радунского. Танцовщик участвовал в первом исполнении двух хореографических редакций балета А. Хачатуряна « »: в постановке он исполнил роль раба, а в постановке – заглавную партию. Принимал он участие в первом исполнении и других балетов в постановке : главная роль в « », принц Дезире в «Спящей красавице», в одноимённом балете на музыку , Сергей в «Ангаре» на музыку А. Эшпая. Он был первым танцовщиком, исполнившим в СССР роль Ромео в балете М. Бежара на музыку Г. Берлиоза « ». Ценил танцовщика и другой балетмейстер – К. Голейзовский, создавший для него миниатюру «Нарцисс» и партию Меджнуна в балете «Лейли и Меджнун» на музыку С. Баласаняна.

Выдающийся отечественный танцовщик назвал В. Васильева «гениальным исключением из правил», имея в виду его исключительную способность к перевоплощению. Он был одинаково убедителен в образе лиричного Щелкунчика-принца, героического Спартака, страстного Базиля в « ». Балетмейстер Ф. Лопухов, сопоставляя балетные образы с оперными голосами, говорил, что В. Васильев – это «и тенор, и баритон, и бас». Выступления В. Васильева за рубежом были так же успешны, как на родине: его называли «богом танца» во Франции, он удостоился звания почетного гражданина американского города Тусона и Буэнос-Айреса. Его талант оценил такой известный итальянский режиссер, как Франко Дзефирелли – в его фильме-опере « » В. Васильев поставил и исполнил испанский танец.

Ещё в студенческие годы возникло чувство между Владимиром Васильевым и балериной . В 1961 году они стали супругами, и стала для танцовщика не только женой, но и постоянной партнёршей, которую он называл своей музой.» на музыку В. Гаврилина по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее», «Макбет» на музыку К. Молчанова. Он ставил и бессюжетные балеты, главными «действующими лицами» в которых становились музыка и раскрывающий её танец: «Эти чарующие звуки» на музыку А. Корелли, Ж. Ф. Рамо и В. А. Моцарта, «Ностальгия» на фортепианную музыку русских композитов, «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов. В 2015 году В. Васильев создал уникальную постановку на музыку Мессы си минор «Даруй нам мир», в которой сочетаются элементы оратории, балета и драматического действа.

Балет – главная, но не единственная область творчества Владимира Васильева: он занимается живописью и пишет стихи.

Музыкальные Сезоны

Один из самых выдающихся танцовщиков мира, народный артист СССР, солист балета (1958 - 1988 гг.) и художественный руководитель Большого театра (1995 - 2000 гг.), хореограф, режиссер. Участник спектаклей труппы Мориса Бежара «Балет XX века», Марсельского балета, театра Неаполя «Сан-Карло», театра Арена ди Верона и др. Педагог, профессор, заведующий кафедрой хореографии ГИТИСа. Снимался в кино и на телевидении. Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, двух Государственных премий России, премий имени В. Нижинского «Лучший танцовщик» (1964 г.) и Мариуса Петипа (1972 г.), лауреат международных конкурсов и др. Член Попечительского совета Творческого центра ЮНЕСКО. Художник, автор поэтического сборника «Цепочка дней». Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» III степени, Св. , Св. Благоверного князя Даниила Московского, французским орденом «За заслуги».

«Каторгой в цветах» назвала жизнь артистов балета великая актриса Фаина Раневская. И это определение в полной мере подходит к жизни народного артиста СССР Владимира Васильева. Его многолетний труд, без отдыха, без передышки для души и тела, по заслугам усыпан цветами, и эхо грома оваций не затихло до сих пор. Танцовщиков такого уровня, как Васильев, можно перечислить по пальцам. Может быть, поэтому так ценны слова его собрата по искусству Сержа Лифаря, который сказал: «Я хорошо знал Нижинского, он считался лучшим танцовщиком в мире. Но теперь я могу с полной ответственностью утверждать, что Васильев превзошел своего знаменитого предшественника во всем. Он великолепен».

Будущий «бог балета» родился 18 апреля 1940 г. в Москве, в семье рядовых работников фабрики по производству технического войлока. Отец, Виктор Иванович Васильев, работал шофером директора, а мать, Татьяна Яковлевна Кузьмичева, - начальником отдела сбыта. Послевоенная Москва жила своими проблемами, а у мальчишек была одна задача - не скучать. Вот и Володя «за компанию» с другом в 1947 г. пришел в хореографический кружок Кировского дома пионеров. И оказалось, что мир танца - это его стихия. Педагог Елена Романовна Россе, отметив особую одаренность мальчишки, сразу предложила ему перейти в старшую группу. Васильев быстро пошел «на повышение»: через год, занимаясь уже во Дворце пионеров, он вместе с ансамблем впервые выступил на сцене Большого театра с русскими и украинскими танцами, а в 1949 г. был принят в Московское академическое хореографическое училище в класс Е. Лапчинской. Затем одаренный юноша занимался у знаменитого премьера Большого театра М.М. Габовича, который точно отметил характерную особенность ученика: «Володя Васильев танцует не только всем своим телом, но каждой клеточкой его, пульсирующим ритмом, плясовым огнем и взрывчатой силой».

Уже в годы учебы Васильев поражал редким сочетанием экспрессии, виртуозной техники с несомненным актерским талантом и умением перевоплощаться. На отчетном концерте выпускников в 1958 г. он не только показал традиционные вариации и па-де-де, но и создал исполненный глубокого трагизма образ 60-летнего ревнивца Джотто из балета «Франческа да Римини». Именно об этой роли были сказаны пророческие слова педагога МАХУ Тамары Степановны Ткаченко: «Мы присутствуем при рождении гения!»

Сразу же по окончании училища Васильев был принят в балетную труппу Большого театра, где поначалу у него были характерные роли: цыганский танец в опере «Русалка», лезгинка в опере «Демон», Пан в хореографической сцене «Вальпургиева ночь» - первая большая сольная партия. Но от проникновенного взгляда великой Галины Улановой не ускользнул огромный потенциал, еще дремлющий в молодом танцовщике, и она предложила ему стать ее партнером в классическом балете «Шопениана». Поверил в его талант и только начинающий тогда балетмейстер Юрий Николаевич Григорович. Он предложил 18-летнему выпускнику училища центральную партию в своей постановке балета С. Прокофьева «Каменный цветок», в которой Васильев сразу завоевал любовь и признание зрителей и критики. Последовали другие главные партии современного и классического репертуара: Принц («Золушка», 1959 г.), Андрей («Страницы жизни», 1961 г.), Базиль («Дон Кихот», 1962 г.), Паганини («Паганини», 1962 г.), Фрондосо («Лауренсия», 1963 г.), Альберт («Жизель», 1964 г.), Ромео («Ромео и Джульетта», 1973 г.).

Так практически сразу Васильев стал ведущим танцовщиком Большого театра, и балетмейстеры ставили главные партии в расчете на его удивительное мастерство. Но подлинным триумфом стала для Владимира роль Спартака в одноименном балете, поставленном Григоровичем на музыку Хачатуряна (1968 г.). «В 28 лет он станцевал роль, - напишет о нем великий танцовщик Асаф Мессерер, - которая сразу встала в тот избранный, имеющий общекультурное и вневременное значение ряд, где Лебедь Анны Павловой, Джульетта Галины Улановой, Кармен Майи Плисецкой. И при этом все писавшие о Васильеве сходились в одном: ничего "божественного" в "боге танца" нет - ни в лице, ни в фигуре. По-есенински русый, темноглазый; лицо хорошей лепки, но усталое, оно не привлекает. Словом, он не из тех, кому вслед оглядываются». И все же в танце Васильев превращался в бога. В каждой новой работе он опровергал установившееся мнение о своих возможностях артиста и танцовщика, доказывая, что он - действительно «гениальное исключение из правил» (М. Лиепа), личность, способная воплотить на сцене любой образ: и классического балетного Принца, и горячего испанца Базиля, и русского Иванушку, и безумно влюбленного восточного юношу, и мощного народного вождя, и кровавого царя-деспота.

Владимир обладал феноменальной техникой и тонким актерским мастерством, он умел перевоплощаться и удивительно тонко чувствовал музыку. Балетмейстеры называли Васильева «живым воплощением композиторского замысла». Он движением «акцентировал» и расставлял «интонации», как настоящий музыкант. «По разноликости он не идет ни в какое сравнение ни с кем, - сказал патриарх русского балета Ф. Лопухов, - он ведь и тенор, и баритон, и, если хотите, бас».

Почти все лучшие спектакли и образы, созданные танцовщиком в первый период творчества, связаны с именем Ю. Григоровича. Это и Щелкунчик (1966 г.), и Голубая птица (1963 г.), и принц Дезире (1973 г.) в балетах П.И. Чайковского, и уже упомянутый знаменитый Спартак, за роль которого Васильев был удостоен Ленинской премии и премии Ленинского комсомола, Иван Грозный в одноименном балете на музыку С.С. Прокофьева (1975 г.), Сергей в «Ангаре» А. Эшпая (1976 г., Государственная премия). Однако постепенно между балетмейстером и танцовщиком наметилось серьезное различие в творческих позициях, переросшее в затяжное противостояние, в результате которого в 1988 г. Васильев, а вслед за ним его партнерша и супруга Екатерина Максимова и ряд других ведущих солистов, оставшись без ролей, были вынуждены расстаться с Большим театром.

Но феномен Васильева всегда привлекал выдающихся деятелей зарубежного театра. Владимир обратил на себя внимание еще в 1959 г., завоевав первую премию и золотую медаль на VII Международном фестивале молодежи и студентов в Вене, а затем Гран-При и золотую медаль на I Международном конкурсе артистов балета в Варне (1964 г.). «Золотой дуэт» - Васильев и Максимова - был причислен чиновниками к «выездным» и достойно представлял советское балетное искусство на лучших сценах мира, несмотря на то что Владимир всегда имел собственное мнение и открыто высказывал его. Так, однажды перед очередной поездкой на приеме у тогдашнего министра культуры Е. Фурцевой он в ответ на ее сомнительный комплимент: «Вы же наши, настоящие советские люди. Вы же не Нуриев, который взял и остался», - заявил: «Знаете, Екатерина Алексеевна, может, настанет такое время, что мы одну из улиц назовем "улица Нуриева"», - чем вверг министра в шок.

После ухода из Большого Васильев много и с огромным успехом выступал за рубежом: Гранд-опера, Римская опера, театр «Колон», Ковент-Гарден, Метрополитен-опера и т. д. Морис Бежар специально для него поставил в своем театре «Балет XX века» версию балета И. Стравинского «Петрушка». 1987 год стал годом исполнения роли профессора Унрата в постановке Ролана Пети «Голубой ангел» на музыку М. Констана («Марсельский балет»). 1988 год принес артисту первое исполнение партии Зорбы в постановке Лоркой Мясина «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса («Арена ди Верона»), а также первое исполнение главных партий в возобновлении Лорки Мясиным одноактных балетов Леонида Мясина «Пульчинелла» И. Стравинского (Пульчинелла) и «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха (Барон) в театре «Сан-Карло» (Неаполь). В 1989 г. Беппо Менегатти поставил спектакль «Нижинский» с Васильевым в главной роли (театр «Сан-Карло»).

Выступления Васильева (а позднее и его балеты) всегда вызывали особое отношение публики - французы назвали его «Богом танца», итальянцы, узнавая на улицах, пытались носить на руках, в Аргентине (после премьеры его постановки на музыку аргентинских композиторов «Фрагменты одной биографии») он стал просто национальным героем, в Америке его избрали почетным гражданином города Тусона.

Кроме Екатерины Максимовой, которую он всегда называл своей Музой, Васильев танцевал с такими знаменитыми балеринами, как , Ольга Лепешинская, Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Нина Тимофеева, Наталья Бессмертнова, Ирина Колпакова, Людмила Семеняка, Алисия Алонсо и Хосефина Мендес (Куба), Доминик Кальфуни и Ноэль Понтуа (Франция), Лилиана Кози и Карла Фраччи (Италия), Рита Пулворд (Бельгия), Жужа Кун (Венгрия) и др.

Невероятная виртуозность танцовщика, пластическая выразительность, исключительное ощущение музыки, драматический талант, глубина мысли и огромная сила эмоционального воздействия явили новый тип современного артиста балета. Эталоны исполнительского мастерства, заявленные Васильевым, для которого не существует ни технических сложностей, ни ограничений амплуа или сюжета, во многом остаются недосягаемыми до сих пор - например, Гран-При Международного конкурса артистов балета, который он завоевал в 1964 г., на последующих конкурсах так больше и не был никому присужден. Поэтому закономерно, что в конце прошлого столетия по опросу ведущих специалистов мира именно Владимир Васильев был признан «Танцовщиком XX века».

Огромный творческий потенциал Владимира Викторовича реализовался и в хореографии. Его балетмейстерским дебютом стал «Икар» С. Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов (1971 г., вторая редакция - 1976 г.). Наряду с этой и последующими оригинальными работами («Эти чарующие звуки.», «Я хочу танцевать», «Макбет», «Анюта») мастер предлагает зрителю свое видение классических балетов («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Дон Кихот»,

«Лебединое озеро», «Жизель»). Обращается Васильев к постановке концертных номеров и хореографических миниатюр - «Двое», «Классическое па-де-де», «Русская», «Два немецких танца» и «Шесть немецких танцев», «Ария», «Менуэт», «Вальс», «Карузо», «Шут», «Петрушка», «Элегия», «Увертюра на еврейские темы», «Синкопы», - а также больших хореографических композиций на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского и Увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. И зачастую постановки Васильева восторженно принимает публика, особенно те, где он сам и Екатерина Максимова исполняют центральные партии. В настоящее время балеты в постановке Владимира Викторовича идут не только на сцене Большого театра, но и в 19 других театрах России и мира.

Творческие интересы Васильева привели его в кино. Как драматический актер он снялся в художественных фильмах «Жиголо и Жиголетта» (1980 г.), «Фуэте» (1986 г.), в фильме-оратории «Евангелие для лукавого» (1992 г.). В них, так же как и в оригинальных телебалетах «Анюта» (1982 г.) и «Дом у дороги» (1983 г.), он выступил не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик. У него обнаружился редкий дар и в построении кадра, и в ощущении конструкции целого, и, главное, в монтаже музыкального видеоряда. Васильев изобрел термин «монтажная хореография» и осуществил ее в своих экранных работах. Специалисты отмечают, что при этом он «держит в голове свой единственный фарватер - музыку». А музыкальный вкус у него безукоризненный. Интересными экспериментами стали работы Васильева на драматической сцене: хореография сказки-комедии «Принцесса и Дровосек» в театре «Современник» (1969 г.) и рок-оперы «Юнона и Авось» в театре Ленком (1981 г.), режиссура и хореография музыкально-драматических композиций «Сказка о Попе и работнике его Балде» (1989 г.), «Художник читает Библию» (1994 г.).

Раскрылся Васильев и как педагог. В 1982 г. он окончил хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и сразу же начал там преподавать. С 1985 по 1995 г. Владимир Викторович заведовал кафедрой хореографии ГИТИСа, а в 1989 г. ему было присвоено звание профессора. Казалось, что уж дальше развиваться просто некуда. Но Васильева не без основания считают не только сверходаренным артистом, но и сверходаренной личностью. Этот много читающий человек и пишет как профессиональный литератор, и многие с нетерпением ждут, когда он засядет за письменный стол и создаст серьезные зарисовки о своем творческом пути и о балете в целом. Ведь пока свет увидел только его первый поэтический сборник «Цепочка дней» (1999 г.). К тому же Васильев замечательно рисует этюды, пейзажи, натюрморты. Пишет маслом, причем все лучше и интереснее. В разные периоды жизни он увлекался различными видами спорта: играл в футбол, в волейбол, фехтовал, боксировал, занимался прыжками в воду, плаванием. В настоящее время предпочитает теннис. Иногда со стороны кажется, что артист сильно «распыляется», не отдает себя целиком чему-то одному, самому значительному. Но в понимании самого танцовщика это неразрывные звенья одной цепи. И когда ему задают вопрос «зачем?», в ответ слышат любимое словосочетание Владимира Викторовича: «Я давно хотел.»

Вот и после назначения (кстати, Указом Президента РФ) в 1995 г. художественным руководителем - директором Большого театра Васильев дал слово заниматься только организационными вопросами. Ему удалось вывести театр из тяжелого кризисного состояния, в котором он находился в те годы: новый директор утвердил современную контрактную систему, возродил традиции бенефисов кордебалета, хора и оркестра, организовал собственную видеостудию театра и подготовил постоянный цикл передач на телеканале «Культура». Но лишь только работа наладилась, Васильев вновь вернулся к хореографии и постановке спектаклей (хотя клялся больше этого не делать), организовал Академию классического танца в Бразилии, провел множество благотворительных акций в поддержку реконструкции Большого театра. Но и это только капля в море. А в сентябре 2000 г. Васильев. был освобожден от занимаемой должности «в связи с сокращением штата». Но свою задачу он выполнил сполна: Большой триумфально вернулся на мировые сцены.

В настоящее время Владимир Викторович активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, участвует (и возглавляет) в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, репетирует, готовит новые спектакли и роли. В конце 2000 г. в Римской опере с триумфальным успехом прошла премьера спектакля «Долгое путешествие в Рождественскую ночь», посвященного П.И. Чайковскому, главную роль в котором исполнил 60-летний Васильев, а в 2001 г. - премьеры его постановок «Дон Кихот» в труппе «Токио-балет» (Япония) и «Золушка» в Челябинском театре оперы и балета. Продолжает Владимир Викторович и общественную деятельность на благо балета и развития искусства. Он является почетным профессором МГУ, действительным членом Международной академии творчества и Академии российского искусства, секретарем Союза театральных деятелей России, заместителем председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО. А еще Васильев вот уже на протяжении 15 лет является бессменным художественным руководителем конкурса «Арабеск».

Остается только удивляться, когда он при этом находит время заниматься своим постоянным и давним увлечением - живописью. И работ у Васильева немало. Они были представлены на трех персональных выставках его работ. Пишет, как правило, на даче в Снегирях или в деревне Рыжевка под Костромой, где они с женой всегда проводят отпуск. Екатерина Максимова - особая страница в биографии Владимира Викторовича. Даже в Энциклопедии русского балета наравне с его многочисленными званиями написано: «Муж Е.С. Максимовой». Васильев вспоминает: «В начале нашей совместной жизни с Катей у нас была одна комната величиной в восемь метров. Чтобы добраться до окна, приходилось перелезать через постель. Теперь у меня множество забот: квартира, дача, две машины, гастроли и общественные обязанности. Стал ли я счастливее, чем тогда, когда у нас ничего не было? Нет». Друзья признают, что он человек очень добрый, ответственный, но вечно занятой, и из-за этой загруженности боится показаться кому-то чванливым или недосягаемым, но именно на таких подвижниках и держится русское искусство. Вот и поэт Андрей Вознесенский считает, что «Владимир Васильев - это орден Владимира для нашего искусства».

Валентина Скляренко

Из книги «100 знаменитых москвичей», 2006

Владимир Васильев - выдающийся танцор, поражавший артистичностью и техничностью исполнения не одно поколение зрителей. Кроме того, Владимир Викторович является членом Российской академии искусств и Международной творческой академии. Однако мало кто знает, что творческое наследие балетного гения не ограничивается танцами.

Детство и юность

Владимир Васильев родился в Москве 18 апреля 1940 года. Отец будущей звезды, Виктор Иванович, работал шофером. Мать, Татьяна Яковлевна, трудилась руководителем отдела сбыта на войлочной фабрике.

В семь лет мальчик случайно попал на занятия танцевального клуба в Доме пионеров. Хореограф Елена Россе, занимавшаяся с детьми, сразу обратила внимание на талант маленького Володи и пригласила мальчика заниматься. Так, уже спустя год, Владимир Васильев впервые вышел на сцену Большого театра с украинским и русским танцами.

Балет

Творческая биография Владимира Васильева продолжилась в стенах Московского хореографического училища (сейчас это академия). Преподаватели отмечали не только несомненный талант Владимира, но и актерские способности: юноша, помимо идеального технического исполнения, вкладывал в танец эмоции, экспрессию, с легкостью перевоплощаясь в героев постановок как настоящий артист.


Владимир Васильев в юности

В 1958-м Васильев, окончив обучение, начал служить в Большом театре, став официальным членом балетной труппы. Поначалу Владимиру Викторовичу доставались характерные роли: в «Русалке» танцор исполнял цыганский танец, в «Демоне» - лезгинку. Но вскоре на начинающего танцора обратила внимание неподражаемая Галина Уланова, предложив Васильеву партию в классической балетной постановке «Шопениана». То была не просто партия, а дуэт с самой . После этого Галина Сергеевна останется другом и наставником Владимира Васильева.


Обратил внимание на Васильева и Юрий Григорович, театральный балетмейстер. Владимир Васильев показался Григоровичу весьма перспективным танцовщиком. Вскоре Васильев получил главную партию в балете «Каменный цветок». Эта постановка подарила танцору первых поклонников и поклонниц, не чуждых искусству. Вслед за этим Владимир Викторович исполнил главные партии в «Золушке» (здесь танцору досталась партия принца), «Дон Кихоте» (Базиль), «Жизели» (партия Альберта) и «Ромео и Джульетте» (здесь Владимир Викторович перевоплотился в юного Ромео).


Долгие 30 лет Владимир Васильев отдал сцене Большого. С 1958-й по 1988-й танцор числился ведущим балетным солистом театра. Балерина Екатерина Максимова, по совместительству жена Владимира Васильева, стала постоянной партнершей талантливого балеруна.

Пожалуй, главным признанием таланта Васильева являлся тот факт, что танцора не только приглашали на главные партии в уже готовых постановках, но и писали их специально для него. Так, танцор стал первым, кто исполнил Иванушку в «Коньке-Горбунке», Сергея в «Ангаре», Спартака в «Спартаке» . В 1977-м выдающийся балетмейстер Морис Бежар поставил партию Юноши в «Петрушке» специально для Владимира Викторовича.


Танцевальные успехи Васильева увидели не только стены родного Большого театра. Танцор побывал с гастролями в парижском Гранд-опера, итальянском театре Ла Скала, нью-йоркской Метрополитен опере, лондонском Ковент-гардене.

В 1988-м Владимир Васильев и его бессменная партнерша и жена Екатерина Максимова ушли из Большого. Причиной стал творческий спор с Юрием Григоровичем. Владимир Викторович продолжил творческую карьеру как худрук Государственного академического Большого театра, эта должность останется у танцора до 2000 года.


Владимир Васильев проявил талант и в деятельности хореографа-постановщика. В 1971-м танцор впервые поставил собственный танцевальный спектакль. Это был балет «Икар», представленный в стенах Кремлевского дворца съездов. Несколько лет спустя появится постановка «Эти чарующие звуки», в 1980-м Васильев представит «Макбет», а в 1984-м - «Дом у дороги».

Зарубежным странам также посчастливится познакомиться с Васильевым-постановщиком. На аргентинской сцене Владимир Викторович представил на суд зрителей балет «Фрагменты одной биографии», а Соединенные Штаты восхищались талантливой интерпретацией «Дон Кихота».


В 1990-х годах Васильев работал над постановками «Тахир и Зухра», «О, Моцарт! Моцарт...», «Травиата», «Хованщина», «Аида», «Золушка». После некоторого перерыва, в 2010-м, Васильев представил балет «Красный мак» в Красноярске. 2011-й отмечен постановкой балета «Балда» для детей.

В 2014-м Васильеву выпала честь лично выступить в балете «Первый бал Наташи Ростовой». Эта мини-постановка готовилась специально для концерта по поводу открытия сочинских Олимпийских игр. Владимиру Викторовичу досталась партия Ильи Андреевича Ростова. В том же году Васильев представил на суд зрителей проект по произведениям . Постановка состояла из шести танцевальных миниатюр.

В 2015 году, в честь 75-летнего юбилея танцора, прошла премьера балетного спектакля «Donna nobis pasem” на музыку . Юбиляр выступил как постановщик балета, партии же исполнили танцоры Татарского академического театра имени Мусы Джалиля.

Театр и кино

Таланты Владимира Васильева оказались востребованы также в театре и кино. Драматическая сцена увидела сказку «Принцесса и дровосек» и рок-оперу «Юнона и Авось» - для этих спектаклей Владимир Викторович стал хореографом, а фото танцоров в образах Кончиты и Николая Резанова хранились, пожалуй, в коллекции каждого поклонника искусства.

Попробовал Васильев силы и в актерском мастерстве, появившись в фильмах «Жиголо и Жиголетта», «Фуэте», а также телевизионных версиях балетов «Спартак», «Гран па в белую ночь», «Сказка о Коньке-Горбунке» и других. Здесь Владимир Викторович также не только танцевал сам, но и взял на себя постановку партий для других артистов.

Личная жизнь

Личная жизнь Владимира Васильева - пример крепкой любви, которая длилась целую жизнь. Избранницей талантливого танцора стала , также не мыслившая жизни без танца. Екатерина Сергеевна стала для Васильева возлюбленной, другом и бессменной партнершей на сцене. Детей у творческой пары не было.


В 2009 году Максимова скончалась. Владимир Викторович, по собственному признанию, лишился части души и до сих пор скорбит о супруге. Танцор и балетмейстер по-прежнему посвящает постановки, спектакли и выставки Екатерине Сергеевне.

Владимир Васильев сейчас

Сейчас Владимир Васильев продолжает творческую деятельность. Танцор уже не выходит на сцену из-за преклонного возраста, однако с юношеским энтузиазмом берется за новые постановки, обучая талантливую смену. В свободное время танцор любит путешествовать, открывая новые страны и культуры. Поклонникам же остается надеяться на скорое появление новых постановок великого танцора.


Помимо балета, Владимир Викторович интересуется живописью. Танцор неплохо рисует и даже устраивает собственные выставки. На счету Васильева уже не меньше 400 картин. Не чужд Васильеву и мир поэзии: в 2001-м танцор подарил миру сборник стихов под названием «Цепочка дней».

Партии

  • 1958 - «Демон»
  • 1958 - «Шопениана»
  • 1959 - «Каменный цветок»
  • 1959 - «Золушка»
  • 1960 - «Нарцисс»
  • 1961 - «Лесная песня»
  • 1962 - «Паганини»
  • 1964 - «Петрушка»
  • 1966 - «Щелкунчик»
  • 1968 - «Спартак»
  • 1971 - «Икар»
  • 1973 - «Ромео и Джульетта»
  • 1976 - «Ангара»
  • 1987 - «Голубой ангел»
  • 1988 - «Пульчинелла»

Исполнитель главных ролей в балетных спектаклях Щелкунчик/Принц (Щелкунчик ), Пан (Вальпургиева ночь ), Поэт (Шопениана ), Данила (Каменный цветок ), Прнц, Мачеха (Золушка ), Батыр (Шурале), Андрей (Страница жизни ), Базиль (Дон Кихот ), Альберт (Жизель ), Фрондозо (Лауренсия ), Спартак (Спартак ), Меджнун (Лейли и Меджнун ), Иванушка (Конек-Горбунок ), Петрушка(Петрушка ), Икар (Икар ), Макбет (Макбет ), Прин Дезире (Спящая красавица ), Нарцисс (Нарцисс ), Лукаш (Лесная песня ), Паганини (Паганини ), Павел Первый (Подпоручик Киже ), Ромео (Ромео и Джульетта ), Иван Грозный (Иван Грозный ), Сергей (Ангара ), Барон (Парижское веселье ), Зорба (Грек Зорба ), Нижинский (Нижинский ), Балда (Сказка о Попе и о работнике его Балде ), Петр Леонтьевич (Анюта ), Профессор Унрат (Голубой ангел ); Чайковский (Долгое путешествие в рождественскую ночь ); Нижинский-Дягилев (Дягилев-Мусагет)

Профессиональный путь Васильева начался осенью 1958 года на сцене первого театра страны, куда он был принят сразу после окончания училища.

Поступив в Большой, он и не думал, что станет классическим танцовщиком: ему нравились партии, в которых можно через танец играть роль, характер. Посему и решил, что его удел – характерные и демихарактерные роли.

Первый сезон в театре начался (пусть только на пару месяцев) с работы в кордебалете, уроки которого Васильев всегда считал очень полезными в своем становлении. Уже тогда отмечено было его сольное исполнение балетных сцен в операх: лезгинка в «Демоне», цыганский танец в «Русалке». Последний с Л.Трембовельской и И. Хмельницким имел такой бешеный успех у зрителя, что его пришлось бисировать. Исполнение Пана в «Вальпургиевой ночи» из оперы Гуно «Фауст» (пост. Л.Лавровского, 1958 г) рядом с любимой его балериной Ольгой Лепешинской поражало буйной энергией, яростным, вакхическим исступлением: танцевал блестящий гротесковый танцовщик.

До сих пор Васильев недоумевает, почему именно его, неопытного юношу, всего несколько месяцев назад пришедшего в театр, Галина Сергеевна Уланова выбрала себе в партнеры в чисто классической «Шопениане» (1958). Сам он, как это часто с ним бывало, остался недоволен своим дебютным выступлением, но честь и ответственность была велика, и начало «классическому» пути положено. Именно Галина Сергеевна впоследствии будет часто направлять его в классическом репертуаре.

« Галина Сергеевна – очень взыскательный художник, очень чуткий. Своим творчеством, тем, что она в свое время сделала, она оставила такой неизгладимый след в нашем восприятии, что мы каждому слову, которая говорит Галина Сергеевна, относимся иначе, чем к словам какого-то другого балетмейстера или танцовщика, которые нам делают замечание. Потому что перед нами прошла ее творческая жизнь, и то, как она работала, как, какие образы она создавала на сцене, она безусловно сказываются и на нашем творчестве. …. Самое главное, что отличает Галину Сергеевну – это необыкновенно сложный внутренний мир при минимуме внешних выразительных средств. Вот чем ее творчество ценно для меня лично. В ней какая-то скрытность есть во внешней пластике и в тоже время – необыкновенная внутренняя наполненность.»

После «Шопенианы» был изысканный Принц в «Золушке» Р.Захарова (1959), колоритный Али-Батыр в «Шурале» Л.Якобсона (1960) и одна из сложнейших, виртуозных партий — Паганини (1962) — на музыку С.Рахманинова в одноименной постановке Л.Лавровского.

В 1959 г. вместе с группой талантливой советской молодежи Владимир Васильев принял участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене, где получил I-я Премию и Золотую медаль.

В выпускном классе школы судьба свела Васильева с замечательным человеком и интереснейшим хореографом, выдающейся личностью Касьяном Ярославовичем Голейзовским, ставшим Васильеву близким другом и учителем, открывшим любознательному юноше столько нового и прекрасного не только в искусстве танца, но и в литературе, истории, живописи, скульптуре. Васильев и раньше дружил со многими художниками, посещал их мастерские, учился у них живописи, начал писать собственные картины, а благодаря Голейзовскому увлекся еще и скульптурой.

Дружба с этим интереснейшим балетмейстером и человеком подарила Васильеву несколько незабываемых работ, поставленных специально на него. Со знаменитым «Нарциссом» на музыку Н.Черепнина (1960) он выступил на первом Международном балетном конкурсе в Варне в 1964 году, куда их с Катей буквально в приказном порядке отправило Министерство культуры в лице Е.Фурцевой (в балетных конкурсах Васильев больше никогда не участвовал), и хотя при жеребьевке на конкурсе вытащил номер 13, завоевал Гран-при. С тех пор Гран-при на этом престижнейшем мировом смотре вот уже более полувека больше не присуждался никому.

В том же 1964 году Парижская академия танца вручила ему Премию имени Вацлава Нижинского «Лучший танцовщик мира».

А «Нарцисс» позднее исполнялся и другими артистами, которым Васильев передал этот номер, но тот образ первозданности, «детства человечества», полного слияния человека с природой, которого добивался хореограф, с такой выразительной силой больше не удалось создать никому.

Другие работы с Голейзовским – лиричная «Фантазия» (1960) на музыку С.Василенко, гротесковая партия Шута в сцене из балета «Сказка для Шута, семерых шутов перешутившего» в документальном фильме о Сергее Прокофьеве (1960), и, конечно, неповторимый образ Кайса/Меджнуна в восточной сказке-легенде о необыкновенной и трагической любви «Лейли и Меджнун» композитора С.Баласаняна (1964). В этом балете две сцены «Монолог Меджнуна в пустыне» и адажио с Лейли стали для Васильева особенно дорогими. И сегодня, много десятилетий спустя, в этих сценах, случайно запечатленных на кинопленку, поражает красота «поющего» человеческого тела, поток свободно льющихся пластических мелодий и «восточный привкус» танца Васильева. В нем — удивительное соединение мучительной неги и утонченности с внезапными порывами отчаяния, разрывающими тело. Танец исполнен в таком сумасшедшем темпе, что неизменно у зрителя возникает вопрос: «Не ускоренная ли это съемка?». Действительно, трудно поверить, что возможно такое совершенство в постижении танцовщиком изощренной пластической формы и сложного, своеобразного стиля, предложенных хореографом.

Голейзовский часто вспоминал балетных кумиров своего времени, и, прежде всего, легендарного Нижинского, которого хорошо знал и любил. Сравнивая с ними Васильева он все же ставил его выше всех, удивляясь его самобытности и масштабу таланта.

В своей статье о К.Я.Голейзовском Васильев отметил: «Я обязан многим людям, с которыми свела меня творческая судьба. Но были два человека, которые оказали огромное влияние на мое творческое мировоззрение. Это балетмейстеры Касьян Голейзовский и Юрий Григорович ».

Встреча в конце пятидесятых выдающегося балетмейстера Юрия Григоровича и уникального танцовщика Владимира Васильева, вероятно, стоит в числе счастливых предначертаний судьбы обоих Мастеров. Григорович сразу заметил, каким необъятным диапазоном возможностей, равновеликих как в технике, так и в художественном воплощении, наделен этот исполнитель. И в первой же своей постановке в Большом театре – балете «Каменный цветок» С.Прокофьева (1959) хореограф дает Васильеву главную роль. Партнершами его Данилы стали Е.Максимова (Катерина) и М.Плисецкая (Хозяйка Медной Горы). Этот спектакль Большой включил в программу своих первых гастролей в США в 1959 году. Для 19-летнего артиста они также стали первыми — в жизни. И, хотя в гастрольном составе было немало самых именитых мастеров, Нью-Йорк отметил его необычайный талант и обаяние с первых же выступлений.

Роль народного умельца и художника Данилы в «Каменном цветке», как и роль Иванушки в последовавшем балете Р.Щедрина «Конек-Горбунок» в постановке А.Радунского (1960 г.), конечно, была близка Васильеву по своему русскому стилю и характеру. Его «есенинская» внешность, «типажность» как нельзя лучше соответствовали образу героя русских сказок и преданий. Но, если в партии Иванушки танцовщик купался в стихии юмора, озорства, яркой красочности русского лубка, то в роли Данилы Васильев танцевал свою самозабвенную преданность, свою горячую влюбленность в искусство. Удивительно чутко Васильев улавливал пластические русские интонации в классическом танце, что особенно ярко проявилось и в его Петрушке (1964). Этой «руссковостью», а точнее природной широтой и неповторимой национальной породистостью действительно был отмечен исполнительский стиль первого танцовщика ХХ века. Но очень скоро стало очевидно, что «руссковость», не утеряв лидирующего, основного места в индивидуальных его характеристиках, бескровно и естественно сошлись с художественным космополитизмом. В каждом новом спектакле Васильев предъявлял на сцене правду, что оказывалась выше временных и национальных границ, жила поверх рамок амплуа, сметала все жанровые ограничения и границы пластических систем. Очень эмоционально написал об этом патриарх русского балета Федор Лопухов: «Говоря слово «Бог» применительно к Васильеву, я имею в виду… чудо в искусстве, совершенство… По разноликости он не идет ни в какое сравнение ни с кем…Он ведь и тенор, и баритон, и если хотите, бас. ». Позже Серж Лифарь вторит этой цитате Лопухова, назвав Васильева «кудесником русского балета ».

В 1966 году Григорович пригласил Васильева на главную роль в свою постановку «Щелкунчика». С этим балетом другого хореографа В.Вайнонена были связаны детство и юность Васильева, его взросление в хореографическом училище. Он начинал в нем с солдатиков, потом выступал во всех народных танцах, и только на выпуске ему доверили станцевать главную партию с очаровательной Катей Максимовой.

Совместная творческая жизнь этих двух молодых дарований в театре начала развиваться с балетов Юрия Григоровича, балетмейстера-новатора, приход которого они оба так горячо приветствовали в Большом, и с которым долгое время были близкими друзьями и единомышленниками. Васильев всегда тонко чувствовал, чего хочет от него балетмейстер, переосмысливая предложенное ему постановщиком и постоянно находясь вместе с ним в творческом поиске, постоянно импровизируя и пробуя и предлагая новые движения, оттенки и штрихи роли.

Впечатление импровизационности танца Васильева всегда было одной из его важнейших черт исполнителя, одним из «секретов» его воздействия на зрителей.

С Григоровичем той «золотой» поры Большого он чувствовал духовную и творческую общность. «Щелкунчик» был, наверное, самым светлым спектаклем в творчестве и балетмейстера и главных его исполнителей: в нем так осязаема созданная ими хрупкая и нежная атмосфера рождественской сказки. Щелкунчик Васильева, по словам хореографа, — «идеальный сказочный герой — трогательная кукла и поэтичный принц, мужественный и смелый, и, как и подобает истинному принцу, по-настоящему элегантный».

Именно «Щелкунчиком» с Максимовой и Васильевым в главных партиях на гастролях Большого театра в 1966 году закрылось старое здание Метрополитен Опера в Нью-Йорке.

В «Щелкунчике» Васильев дважды получил сильнейший ожог спины: сначала в Большом в 1968 г. при проведении парового эффекта, а потом в той же сцене в Метрополитен Опера, но уже с использованием химикатов. Оба раза Васильев доводил спектакль до конца, а в зрительном зале никто и не подозревал, чего это ему стоило!

Впрочем, в профессиональной жизни Васильева случались и другие истории как примеры выдержки и мужества первого солиста Большого, которые за свою исполнительскую карьеру ему приходилось проявлять не раз. Периостит костей проявился у него с первых шагов в театре, когда каждое движение давалось с неимоверной болью Васильев превозмог только через терпение и упорство. Порванный миниск, когда только благодаря крепким мышцам он станцевал «Жизель» с А.Алонсо и три «Дон Кихота». Уже на операционном столе врачи не могли поверить, что такое возможно. А надорванные связки на бисах во Франции, когда он упал на сцене как подкошенный. – это лишь немногие из тех трудностей балетной профессии, которые изо дня в день преодолевал этот любимец публики, часто танцуя через неимоверную боль, которую никто не должен был видеть. Даже со сложнейшими травмами он выходил на сцену и танцевал, не смея обмануть ожидания зрителя.

Новая версия балета «Спящая красавица» была поставлена Григоровичем для этого дуэта в 1973 году. Снова — неожиданный поворот, ведь, казалось бы, партия галантного французского принца далека от индивидуальности Васильева. «Голубых» принцев он вообще недолюбливал: сфера церемонных пантомимных жестов была далека от его творческих устремлений. Кроме того, он всегда считал, что его физические данные не очень подходят для таких ролей. Его фигура, построенная скорее по схеме Леонардо — пропорциональная, с развитыми мужскими мышцами, видится в скульптурных работах старых итальянских мастеров или в античных образах танцующих богов. Федор Лопухов так написал об этом: «Васильев в своих танцах остается мужчиной,..изящен как мужчина и грациозен как мужчина…Он в танце мощно красив, как творения Микеланджело ».

Так было и в этой версии «Спящей красавицы», где совместный поиск хореографа и танцовщика привел к созданию новаторского образа Принца — живого молодого человека, отличавшегося от чопорно-дворцового штампа и при этом органично вписавшегося в рисунок роли.

В «Жизели» (1964) к решению образа главного героя Васильев пришел не сразу. Его Альберт не стал негодяем, каким виделся он другим исполнителям того времени — скорее неразумным, неопытным юношей, не задумывающимся о последствиях своих поступков. Его интерпретация этой роли, показанная в 1968 году в Риме, произвела настоящий фурор. Именно эта версия позже широко распространилась в мире.

Станцевать Ромео в спектакле Лавровского Васильева уговорила Г.С.Уланова (1973). Легендарная Джульетта балетной сцены и педагог Максимовой помогала и ему готовить спектакль. Найденные ими совместно нюансы актерской игры и пластического исполнения этой партии представили зрителю не просто влюбленного мальчика, но и показали процесс его духовного роста и взросления, многогранность его натуры.

« Потом был дивный совершенно педагог, репетитор и сам — потрясающий актер, зачинатель героического танца на советской балетной сцене – Алексей Николаевич Ермолаев.

Алексей Николаевич Ермолаев отличался одним качеством – его не интересовало то, сделаем мы пируэт точно или не сделаем. Вернее, он … считал, что каждый танцовщик, профессиональный танцовщик, обязан просто напросто из пятой позиции в пятую делать два тура или три, если нужно. Это само собой разумелось. Но он всегда обращал внимание на его репетициях — и это было очень интересно – на обстоятельства, бытовые подробности и на смысл того, что мы делаем. Вот это было очень ценно .» (из воспоминаний В.В.Васильева)

И все же самым революционным в творчестве этого замечательного артиста суждено было стать балету «Дон Кихот» (1962), подготовленному вместе с его педагогом, прославленным танцовщиком Большого театра Алексеем Ермолаевым. Исполнение Васильевым партии Базиля представило балетному миру новую, переработанную редакцию, с придуманными заново движениями и мизансценами. Эта хореографическая версия роли так удачно и прочно вошла в ткань этого уже «немолодого» спектакля, что во всем мире стала считаться канонической. В своей статье о Владимире Васильеве Юрий Григорович так описал это событие:

«1962 год… Его запомнили все, кто так или иначе связан с балетом, с искусством хореографии. В мае этого года Владимир Васильев впервые выступил в балете «Дон Кихот», и я не ошибусь, если скажу, что он открыл новую эру в истории мужского классического танца… Он создал новый эталон, ставший классическим и у нас в стране, и во всем мире. Базиль Васильева породил совсем новые критерии не только в отношении «Дон Кихота», но и мужского танца вообще ».

Через год после премьеры Васильева в «Дон Кихоте» другой знаменитый разрушитель старых канонов в балете Вахтанг Чабукиани передал ему одну из любимых своих партий — Фрондосо в балете «Лауренсия» (1963).

Конечно, революцию, совершенную Васильевым в мужском танце второй половины прошлого века, единоличным актом не назовешь: тут были и предшественники, и соратники, и самостоятельно проявлявшие себя «последователи». Но именно Васильев записан в истории балета как первый и главный новатор: все новое, что происходило на территории танца того времени, он переосмыслял в соответствии со своими представлениями о хореографическом театре; все поверял собственным отношением к искусству.

К середине 60-х годов Богом данное Васильеву дарование уже приобрело великолепную огранку, превратив его танец в праздник человеческой пластики во всем ее разнообразии. В нем было все: неотразимое обаяние, органичность, музыкальность, выразительность в соединении с виртуозной техникой, поражавшей невероятным парящим прыжком с мгновенным взлетом и неслышной мягкостью приземлений, красотой пируэтов и легкостью сложнейших поддержек. Да разве можно в словах описать «безбрежный танец» Васильева?!! Авторитетнейший в балетном мире Павел Гусев вывел свое заключение: «Яркий и мощный мастер, в Большом театре «правит бал» Владимир Васильев. Лучше, чем он, танцевать невозможно, так же, как он – трудно, а хуже – бессмысленно! »

Незабываемой останется и особая, уникальная пластическая выразительность рук Васильева, в которых то невероятная мужская сила и мощь, то почти детская нежность и робость! Как-будто про них пелось в песне: «как две большие птицы» — столь завораживающим зрелищем был их взмах. Васильев взмывал над сценой с широко распахнутыми руками, и, казалось, мог обнять ими все человечество. Балетные критики назвали эти руки «версальскими», а они по форме – точный слепок больших рабочих рук отца. Но их бесконечная кантилена создавала ощущение невероятно длинных, беспредельных линий. Зрители видели артиста, закрывающего собой огромную сцену Большого, хотя в жизни Васильев гигантом не был. Но именно иллюзия, в которую безоговорочно верят, и создает настоящее искусство, искусство театра в особенности.

Эту иллюзию Васильев дарил своему зрителю во множестве ярких и неповторимых ролей. И все же мир до сих пор ассоциирует его имя с образом восставшего римского гладиатора в балете Юрия Григоровича «Спартак» (1968), ставшим, без преувеличения, культовым. Выбор главного героя был, по-видимому, непростой задачей для хореографа. Для самого Васильева это предложение было неожиданным: в предыдущих постановках у И.Моисеева и Л.Якобсона роль Спартака исполняли высокие и статные артисты героического амплуа, к которому он сам не очень подходил. Но танцовщик мгновенно увлекся предложенной балетмейстером идеей, и выбор этот стал поистине историческим. По определению А.Мессерера: «в двадцать восемь лет Васильев сделал роль, которая сразу встала в «избранный, имеющий общекультурное и вневременное значение ряд ». Для многих поколений любителей балета в России Васильев стал «нашим Спартаком» не только на сцене: воля и стремление к победе, мужество и стойкость во имя справедливости и счастья, воплощенные им в спектакле, и в жизни вдохновляли людей на преодоление любых преград и трудностей ради заветной цели. Легендарная итальянская балерина, также партнерша Васильева, Карла Фраччи написала о нем: «Владимир Васильев – символ для поколения, выросшего вместе с ним. Олицетворение прекрасной мечты ».

По иронии судьбы именно «Спартак» стал апогеем в творческом содружестве Юрия Григоровича и Владимира Васильева. Как это часто бывает, достигнув высшей точки, их отношения и в творчестве, и в жизни пошли на спад. Васильев всегда был принципиальным и прямолинейным человеком. Прямодушие было для Васильева естественным состоянием. В том, что он выступил с критикой нескольких «послеспартаковских» работ Григоровича на Художественном совете театра, не было никакого потаенного умысла или выстроенной стратегии. Он тогда искренне полагал, что не только можно, но и нужно, не таясь, говорить открыто правду «в глаза» всем, даже главному балетмейстеру и особенно другу. Такая критика, по его простодушному убеждению, должна была помочь и пойти на пользу общему делу. Естественно, что Григоровича она сильно задела за живое. Он воспринял и расценил ее иначе, и после постановки «Ивана Грозного», партию которого Васильев готовил уже с Галиной Улановой (1975), и балета на советскую тему «Ангара» (1976) произошел окончательный разрыв, болезненный для обоих: их пути разошлись навсегда.

Cудьба распорядилась так, что «творческой пустоты» у Васильева не было никогда. В 1977 г. в его жизни появился мастер, которым он всегда восхищался. Знаменитый хореограф Морис Бежар поставил на него «Петрушку» в своей труппе «Балет ХХ века». Работа с Бежаром несла в себе много нового и интересного. Оригинальное художественное видение этого уникального балетмейстера отрыло Васильеву новые горизонты в искусстве хореографии. В 1979 году Бежар подарил ему с Катей необыкновенный по красоте и пластике дуэт из своего балета «Ромео и Юлия» на музыку Г.Берлиоза, который они исполнили на съемках фильма «Белые ночи». Великий хореограф в одном из интервью признался, что никогда раньше не встречал такого танцовщика, который «соединяет в себе все: виртуозность, технику, драматический талант, многогранность и мощь ».

Каждое выступление Васильева, независимо от его географической точки, было неповторимо и незабываемо, каждое неизменно рождало все большее число поклонников по всему миру, многие из которых следовали за ним во всех его зарубежных поездках. От роли к роли, от балета к балету Васильев создавал образ танцовщика мира, который ни повторить, ни пересоздать после его ухода со сцены еще долго никому не удастся.

Короткой, но интересной и плодотворной стала работа Васильева и Максимовой со знаменитым итальянским режиссером, учеником Висконти, Франко Дзеффирелли в 1982 в фильме-опере «Травиата». Их встреча произошла благодаря знакомой — английской леди Сен Джаст, урожденной княгине Оболенской. На вопрос ее друга Дзеффирелли, кого он мог бы пригласить как лучшую балетную пару мира, она воскликнула: «Как, ты не знаешь? Конечно же, Катю и Володю!». Правда, изначально предложенная для фильма хореография Васильеву не понравилась, и он решил отказаться от съемок. Но, получив «карт-бланш» от Дзеффирелли, он изменил хореографический рисунок испанского танца, поставив его по-своему, и вместе с Максимовой блистательно исполнил к удовольствию взыскательного итальянского мэтра. Аплодисменты и восторженные возгласы хора и миманса на съемочной площадке после их выступления — не специально придуманная, выстроенная режиссером сцена, а всего лишь спонтанная, искренняя реакция зрителей, удачно включенная в фильм.

В 1987 Ролан Пети пригласил Васильева на главную роль в «Голубом ангеле» с труппой Марсельского балета. Спектакли в Париже прошли с большим успехом.

Премьера постановки Лорки Мясина «Грек Зорба» (1988) на музыку М.Теодоракиса с Васильевым в главной роли на грандиозной Веронской Арене произвела фурор. Зрители, заполнившие площадь у стен античной Арены после спектакля, скандировали ему «Зорба!». Для Италии, которая на протяжении более тридцати лет предоставляла Васильеву свои лучшие сцены и арены, Васильев навсегда остался «Il Dio della Danza». Его узнавали повсюду, кланялись на улицах, устраивали фотовыставки, наперебой приглашали участвовать в самых разных мероприятиях и проектах.

Кроме своей постоянной партнерши, Васильев танцевал и с другими выдающимися балеринами, такими как Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Нина Тимофеева, Ирина Колпакова, Алисия Алонсо, Карла Фраччи, Ноэлла Понтуа, Жозефина Мендес и другими. Партнершам с ним было легко и надежно на сцене – они любили с ним выступать — о его умении «держать» балерину ходили легенды. С Алисией Алонсо он станцевал только однажды по просьбе самой балерины. Это была «Жизель» в Большом театре Гаваны (1980). Несмотря на травму Васильева, о которой, конечно, знали только за кулисами, его выступление потрясло кубинскую публику. С замечательной итальянской балериной Карлой Фраччи Васильев много танцевал «Жизель» по всей Италии. В гала-спектакле в театре Ла Скала в честь великого Чарли Чаплина, они станцевали па де де из «Жизели». Позже с Карлой Фраччи они выступили вместе в спектакле «Нижинский» (1984) в театре Сан-Карло и «Дягилев-Мусагет» в Римской Опере (2009) режиссера Б.Менегатти.

Незанятые, а в 1988 году и вовсе уволенные из Большого театра, Максимова и Васильев много гастролировали по США, Франции, Италии, Аргентине с группой, которую организовал и для которой создал свой репертуар хореограф В.Васильев. В качестве приглашенной звезды он выступал с Кировским театром и МАЛЕГОТом, Пермским театром, Польским балетом, а также в Кремлевский балете, становлению которого Васильев значительно способствовал, поставив для него при поддержке французской компании «Нина Риччи» лиричный, полный юмора балет «Золушка» (1991), где впервые выступил в женской партии Мачехи (Золушку блистательно исполнила Екатерина Максимова).

По иронии судьбы свой последний классический спектакль этот русский танцовщик, прославивший искусство своей Родины, исполнил на американской сцене Метрополитен Опера в 1990 г. с труппой Американского балетного театра. Об этой последней «Жизели» Васильева и Максимовой газета «Нью-Йорк Таймс» написала: «проникновенный и эмоциональный спектакль… Их выступление, наполненное глубоким романтизмом, стало настоящим событием ».

18 апреля 2000 года в Большом театре состоялся грандиозный гала-концерт в честь юбилея Васильева, на который собралась вся культурная элита Москвы, приехали зарубежные гости. К этому событию в Белом фойе театра была устроена выставка его живописных работ, выпущены памятные серебряная и бронзовая медали с изображением легендарного летящего Спартака-Васильева (скульптора Ф.Февейского), сборник его стихов «Цепочка дней» и «Энциклопедия творческой личности — Владимир Васильев». Кумир многих поколений любителей балета в последний раз выступил на родной сцене в качестве артиста – он танцевал «Сиртаки» из балета «Грек Зорба», который никогда не видели в Москве. В свои 60 лет, это был все тот же великий танцовщик и артист, способный захватить и увлечь любую аудиторию.

Но он еще выйдет на сцену как танцовщик и драматический актер. Такую возможность подарит ему Римская опера и режиссер Беппе Менегатти в спектаклях «Долгое путешествие в рождественскую ночь» в 2000 году (роль Маэстро-Чайковского) и «Дягилев-Мусагет» (двойная роль Нижинского и Дягилева) в 2009. После ухода Кати Максимовой из жизни исповедальным и трагичным станет его исполнение посвященной ей «Баллады» Ф.Шопена в собственной постановке в Нью Йорк Сити центре, а затем в Перми, Воронеже и Донецке в 2010 году.

Вот, как написал об этом исполнении Васильева «Баллады» (с Д.Хохловой) известный театровед С.Коробков:

«Красивый и гибкий человек, в котором природа сохранила и стать, и повадку, силой своего дара и полетом своей мысли раздвинул пространство театра до космического безбрежья. Слегка поддерживая юную балерину и едва касаясь ее лица, он длил мгновения важного диалога, как длил Шопен свои пианистические brio, мечтая проникнуть в тайны мироздания и принять в свой мир вечно ускользающей красоты новые души. Волшебство васильевской исповеди выхватывало из памяти великие художественные образы того века, в котором он формировался как художник, и подтверждало общность – личностную и художественную – великих артистических натур. Тут, помимо мира Васильева, складывался еще и мир параллельный: из загадок Гамлета Джона Гилгуда, из пронзающих взглядов Отелло Лоуренса Оливье, из тонких душевных движений Марлона Брандо, из мелодики картин Бергмана и Феллини. Всех, кто рано или поздно переставал прятать себя за персонажем и решался сказать от себя, кто отваживался на исповеди своей эпохи.»

Столь же проникновенным исполнением запомнился Васильев и во втором посвященном Максимовой номере «Smile» на песню Ч.Чаплина (в исп. М.Джексона) на гала-вечере в Большом театре «И все что сделано тобой. Екатерине Максимовой посвящается» в 2014 году.

По-прежнему прекрасным назвали Васильева любители балета, когда он появился в роли отца Наташи Ростовой в короткой миниатюре «Первый бал Наташи Ростовой» на церемонии открытия Зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 году (хореограф Р.Поклитару).

Народный артист СССР Владимир Васильев - о том, как совместить живопись и балет, станцевать Шукшина и привить хореографам любовь к чтению.

В этом году балетмейстер и хореограф Владимир Васильев отмечает 60-летие творческой деятельности.

Кроме сцены в его жизни есть и еще одна страсть - живопись. К юбилейной дате в Доме Гоголя открылась выставка его картин «Сказки об Италии», а в Пермской художественной галерее на днях открывается экспозиция «Танцующая кисть».

О том, как совмещать занятия разными видами искусства, не оглядываться на былые заслуги и любить родину, народный артист СССР рассказал «Известиям».

Владимир Викторович, вы достигли в балете всех возможных высот. А теперь занялись живописью. Как вы думаете, к ней относятся так же требовательно, как и к выступлениям?

Наверное… Не знаю… Главное, я сам отношусь к собственной живописи требовательно. Мне нравится сам процесс работы, а после - у меня огромное количество претензий к себе. Это нормальная, совершенно естественная оценка. Мне кажется, только дилетанты восхищаются плодами своего творчества. У них обычно всё - прекрасно.

Возьмите Шаляпина. У него была постоянная неудовлетворенность, стремление завтра сделать лучше, чем сегодня. И так до бесконечности. Федор Иванович, кстати, был необыкновенно талантлив: лепил очень неплохо, рисовал.

- Вы занялись рисованием, потому что хотели везде поспеть, во всем себя проявить?

Просто мне всегда было тесно в рамках одной профессии! Это не для того, чтобы показать: «Я и это могу, и то мне по плечу». Нет. Мне хватает творчества, но мне всё интересно. Когда я начинал рисовать, делал это раза два в год. Всё время занимала основная профессия. Сейчас я рисую постоянно, каждый день. И это меня наполняет радостью творчества.

- Чем пишете?

В основном акварелью, потому что ее легче брать с собой в поездки. Когда я еду куда-нибудь, обязательно прихватываю краски. Они со мной были и в Италии, и в Бразилии, и на Енисее, и на Волге. Еще пишу маслом, но это только на Рыжевке в Костромской области. Там работается как нигде - только я и природа, и ничто не мешает нашему слиянию.

- А о том, чтобы добиться признания крупных музеев, вы не думали?


Владимир Васильев. Фото – М. Панфилович

Нет. Но мне приятно, когда художники и искусствоведы говорят, что я могу назвать себя профессиональным художником, когда пишут рецензии, спрашивают, продаю ли я свои картины. Наверное, время пришло и для этого. Тем более сейчас.

- Пенсии народного артиста СССР не хватает?

Да. Думаю, я не один, кто бы так ответил. Но я пока, слава богу, могу работать.

В последние годы вы уделяете много внимания молодым хореографам. С ними вы поставили спектакль по рассказам Шукшина. Разве можно станцевать Шукшина?

Можно. И Шукшина, и Платонова, и других великих. Я решил собрать наших отечественных современных хореографов и дать им возможность попробовать себя в особом проекте.

В рамках разных фестивалей, там, где есть к тому интерес, мы организуем творческие мастерские, которые обязательно связаны с литературой. В них наши современные хореографы ставят мини-балеты на тему творчества того или иного писателя.

Так мы сделали первый спектакль в Воронеже по произведениям Платонова. Литературоведы недоумевали: «Как же можно делать балет по Платонову?» А после спектакля один из литературных критиков сказал мне, что, пожалуй, ничего лучше на сцене по Платонову не видел.

- Вы не ведете их проторенной тропой. Ставите сложные задачи.

Да, это непросто. Современные хореографы обычно делают бессюжетные постановки. Я хочу показать им, как можно работать с сюжетом, с драматургией спектакля. Поэтому в моей мастерской они должны опираться на литературу и предпочтительнее - на серьезную музыку.

Не секрет, что сейчас молодежь мало читает. И этих знаний, этой основы им часто не хватает. Таким образом, для создания своих миниатюр им приходится больше читать.

У нас уже состоялось несколько мастерских - помимо платоновской еще по Астафьеву (на Азиатско-Тихоокеанском фестивале в Красноярске), по Шукшину (на Шукшинском фестивале в Барнауле), по Гоголю (на открытии конкурса артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой).

А в этом месяце откроется юбилейный, пятнадцатый по счету «Арабеск». И там тоже будет мастерская - по Толстому, к 190-летию со дня его рождения. Счастье, что ее будет снимать и даже показывать в режиме онлайн на своем сайте телеканал «Культура». И мы сможем показать открытие конкурса большему числу зрителей.

Не могу сказать, что мастерская - это какие-то уроки Владимира Васильева. Скорее я стараюсь делиться с молодежью своим опытом и тем ценным наследием, которое сам получил от своих великих учителей и предшественников.

- Почему бы вам не давать уроки в училище Большого театра?

В Московскую академию балета я пока приглашений не получал, но много уже сделал для Школы Большого театра в Бразилии. Я с удовольствием приезжаю и работаю там, где меня любят и ждут. Десять лет я руководил в ГИТИСе отделением хореографии. И был счастлив там.

Сейчас задача номер один в хореографии - увлечь человека эмоционально, заставить его сочувствовать героям на сцене. А для этого надо многое знать во всех областях искусства.

Меня потрясла информация, что вы получили звание народного артиста СССР после того, как Парижская академия танца присудила вам премию Вацлава Нижинского, назвав вас «Лучшим танцовщиком мира». Это действительно сыграло роль?

В Советском Союзе признание Запада если и имело какое-то значение, то не до такой степени, чтобы по этой причине «народного» давали. У нас звание не за это присуждали. Нужно было не один год серьезно доказывать, что ты этого звания достоин. И оно действительно было высшим и имело огромный вес.

- Что же могло подстегнуть чиновников?

Подстегнуло то, что у меня были главные роли и премьеры в Большом театре. Я к тому времени «Спартака» уже станцевал.

- Еще бы после «Спартака» не дать «народного»!

За него я получил Ленинскую премию. А к определению «Лучший танцовщик» я отношусь философски. В чем лучший? В этой партии, может быть, лучший, а в той - кто-то другой.

- Некоторые не стесняются с телеэкрана говорить, что они лучшие.

По-настоящему великие мастера, с которыми мне посчастливилось встречаться или работать, слово «я» произносили крайне редко. И это только добавляло им величия и достоинства. Впрочем, времена нынче иные: реклама и мелькание на экране - важное средство продвижения.

- Сам о себе не напомнишь - никто не вспомнит.

Может быть, сейчас это важно молодым - не знаю. Но время всё расставляет по своим местам. Оно - главный и, в общем-то, единственный судья. Хотя всё когда-нибудь забудется. Вот недавно исполнилось 20 лет со дня ухода из жизни Галины Улановой. Кто-то по телевидению или радио вспомнил об этом? А величин, подобных ей, в мире не так много.

В 2020 году вам исполнится 80 лет. Говорят, вы решили отметить юбилей постановкой Реквиема на сцене оперного театра в Казани.

У меня давным-давно была идея поставить Реквием Моцарта. С этим произведением уже была связана моя работа - «О, Моцарт, Моцарт» с Евгением Колобовым. Музыка эта гениальна, использовать ее - думаю, мечта любого хореографа. Обсуждения такие были, но пока окончательно концепция не сформирована.


Владимир Васильев. Фото – М. Панфилович

- Суеверны?

Нет. Когда-то мне хотелось сделать спектакль о художнике, прожившем большую жизнь и двигающемся к своему финалу. И лучшего музыкального ряда, чем Моцарт, для этого не найти. А сейчас передо мной уже совершенно иные картины. Посмотрим. Но, конечно, я бы хотел, чтобы мое творчество и дальше было связано с Татарским академическим театром оперы и балета.

- С чего началась ваша работа с казанским театром?

Еще 30 лет назад у меня появилась задумка поставить на большой сцене спектакль на Мессу Си минор Баха. Это грандиозное произведение, не сравнимое, на мой взгляд, ни с чем другим в музыке. Никогда и нигде оно не ставилось.

Но я хотел это сделать, чтобы получилось нечто зрелищное. Мечтал о Ватикане. Именно на площади Святого Петра хотел показать его, собрать международный состав исполнителей. Но в конце 1980-х это сделать было сложно. Все говорили: «Да, идея замечательная!» - но дальше дело не шло.

Шли годы, а идея не давала мне покоя. Большой театр или Мариинка очень подошли бы. У них и труппа огромная, и сцена, и возможности. Я хотел, чтобы на сцене одновременно находились и хор, и кордебалет, и певцы, и оркестр. Но я понимал, что вряд ли это там получится.

И вдруг случайно в разговоре с директором оперного театра в Казани Рауфалем Мухаметзяновым я поделился с ним своей мечтой. И он сразу предложил поставить Мессу Баха у них. Мне это не приходило в голову. Но когда я послушал хор театра - понял, что Бог посылает мне подарок в виде этой труппы.

- Почему русский балет так ценится в мире?

Да потому что за ним прекрасная школа и традиции. Оказывало и оказывает влияние на Запад именно русское искусство, русская широта, русская взыскательность и к самому себе, и к тому, что ты делаешь. Мне непонятно, почему у нас так преклоняются перед западным.

Шаляпин гордился тем, что он русский и что несет свет своего искусства именно из России. Обратите внимание: он гордился не собой, а тем, что получил на своей родине. В мемуарах Шаляпин писал, что его душа наполнялась радостью, когда он слышал хорошего певца, который оказывался русским по происхождению.

Вы говорите о русской балетной школе. Но все знают, какими жертвами дается успех. Можно ли добиться результата без муштры, без того, чтобы тебя били по ногам, критиковали? Может, лучше, когда тебя хвалят?

Кому как. К кому-то, наверное, можно подходить по всей строгости, а к другим - только по-хорошему. Я вспоминаю первые два года в школе. Мне было очень легко. Дети только учились читать, а я в первом классе почти всего Дюма прочел, а в 10 лет уже добрался до «Войны и мира». Меня никто не заставлял. Мне самому это было нужно. Так же было и в балете, и во всем другом, чем бы я ни занимался.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса