Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто рассказал сказку аленький цветочек. художественные фильмы. Что известно о ключнице Пелагее

В статье представлена биография Аксакова, известного русского писателя. Он известен многим как автор сказки а также как создатель "Семейной хроники", "Записок ружейного охотника" и других произведений.

Биография Аксакова начинается 20 сентября 1791 года, когда Сергей Тимофеевич появился на свет в городе в Уфе. В семейной хронике "Детские годы Багрова-внука" автор рассказал о своем детстве, а также составил характеристику своих родственников. Если вы хотите поближе познакомиться с первым этапом жизненного пути такого писателя, как Сергей Аксаков, биография для детей и взрослых, изложенная в этом произведении, наверняка заинтересует вас.

Годы обучения в гимназии

С. Т. Аксаков получил образование сначала в Казанской гимназии, а затем в Казанском университете. Об этом он рассказал в своих воспоминаниях. Матери очень трудно далась разлука с Сергеем, и она едва не стоила жизни как ей, так и самому писателю. В 1799 г. поступил в гимназию С. Т. Аксаков. Биография его отмечена тем, что вскоре мать забрала его обратно, поскольку во впечатлительном и нервном ребенке от одиночества и тоски начала развиваться как признавался сам Аксаков.

В течение года писатель находился в деревне. Однако в 1801 году он поступил в гимназию уже окончательно. С этим учебным заведением связана дальнейшая биография Аксакова. Сергей Тимофеевич неодобрительно отзывался об уровне преподавания в этой гимназии. Однако к нескольким преподавателям он испытывал большое уважение. Это, например, Карташевский. В 1817 году этот человек женился на сестре писателя, Наталье Тимофеевне. Во время обучения Сергей Тимофеевич был отмечен похвальными листами и другими наградами.

Учеба в Казанском университете

В 1805 году, в возрасте 14 лет, Аксаков стал студентом Казанского университета, только что основанного. Часть гимназии, где учился Сергей Тимофеевич, была отведена для нового учебного заведения. Некоторые преподаватели из нее стали профессорами университета. Студенты же были выбраны из числа лучших учеников гимназии.

Проходя курс университетских лекций, одновременно Аксаков продолжал обучение в гимназии по некоторым предметам. В первое время существования университета не было разделения на факультеты, поэтому все 35 первых студентов проходили множество наук: логику и высшую математику, химию и анатомию, классическую литературу и историю. В 1709 году, в марте, Аксаков завершил обучение. Он получил аттестат, в котором были указаны среди прочих науки, о которых Сергей Тимофеевич знал только понаслышке. В университете эти предметы еще не преподавали. Во время обучения у Аксакова возникла страсть к охоте и театру. Эти увлечения сохранились на всю его дальнейшую жизнь.

Первые произведения

Первые произведения написал в возрасте 14 лет С. Т. Аксаков. Биография его отмечена ранним признанием его творчества. В журнале под названием "Аркадские пастушки" было помещено первое стихотворение Сергея Тимофеевича. Его сотрудники пытались подражать сентиментальности Карамзина и подписывались пастушеческими именами: Аминтов, Дафнисов, Ирисов, Адонисов и др. Стихотворение Сергея Тимофеевича "К соловью" было оценено современниками. Аксаков, поощренный этим, в 1806 году основал вместе с Александром Панаевым и Перевозчиковым, ставшим впоследствии известным математиком, "Журнал наших занятий". В нем Аксаков выступал уже противником Карамзина. Он стал последователем Шишкова А. С. Этот человек создал "Рассуждения о старом и новом слоге" и был начинателем славянофильства.

Студенческая труппа, переезд в Москву и в Петербург

Как мы уже говорили, Аксаков увлекался театром. Страсть к нему побудила его создать студенческую труппу. В устраиваемых представлениях Сергей Тимофеевич выступал и сам, при этом показывал сценическое дарование.

Семейство Аксаковых получило в 1807 году приличное наследство, которое досталось от тетки Куроедовой. Аксаковы переехали в Москву, а через год - в Петербург, чтобы дочь получила воспитание в лучших учебных заведениях столицы. С. Т. Аксаковым в полной мере овладело в это время сценическое увлечение. Тогда же стал работать переводчиком в комиссии, занимающейся составлением законов, Сергей Тимофеевич Аксаков. Краткая биография его отмечена в это время и новыми знакомствами.

Новые знакомства

Аксаков хотел усовершенствоваться в декламации. Это желание привело его к знакомству с Шушериным, знаменитым актером конца 19 - начала 20 века. Молодой театрал проводил множество свободного времени у этого человека в разговорах о сцене и в декламациях.

С. Т. Аксаков приобрел кроме театральных знакомств и другие. Он сошелся с Романовским, Лабзиным и А. С. Шишковым. С последним он очень сблизился. Этому способствовал декламаторский талант Шишкова. Сергей Тимофеевич устраивал спектакли в доме Шишкова.

1811-1812 годы

В 1811 году решил оставить работу в комиссии Сергей Тимофеевич Аксаков, краткая биография которого отмечена новыми попытками найти себе занятие по душе, ведь прежняя служба не привлекала его. Сначала, в 1812 году, Аксаков уехал в Москву. Через некоторое время он перебрался в деревню. Здесь он провел годы нашествия Наполеона Бонапарта. Аксаков вместе с отцом записался в милицию.

Побывав последний раз в Москве, писатель познакомился через Шушерина с рядом литераторов, живших здесь, - Кокошкиным, Ильиным, Шатровым и др. Немного раньше Аксаков начал работать над переводом трагедии "Филоктет" Софокла, выполненным Лагарповым. Этот перевод требовался для бенефиса Шушерина. В 1812 году трагедия была выпущена.

Годы после нашествия французов

В период с 1814 по 1815 год Сергей Тимофеевич находился в Петербурге и Москве. В это время он сошелся с Державиным. Аксаков создал "Послание к А. И. Казначееву" в 1816 году. Впервые оно было издано в 1878 году в "Русском архиве". В этом произведении писатель негодует, что галломания общества того времени не уменьшилась после нашествия французов.

Личная жизнь Аксакова

Краткая биография Аксакова продолжается женитьбой на О. С. Заплатиной, дочери одного суворовского генерала. Ее матерью была турчанка, которую в возрасте 12 лет забрали в плен при осаде Очакова. Турчанка была воспитана и крещена в Курске, в семье Воинова. В 1792 году на свет появилась Ольга Семеновна, супруга Аксакова. В возрасте 30 лет женщина скончалась.

Сразу же после свадьбы Сергей Тимофеевич отправился в вотчину Тимофея Степановича, своего отца. Здесь в следующем году у молодых супругов появился на свет сын Константин. Сергей Тимофеевич безвыездно прожил в доме своих родителей 5 лет. Прибавление в семье было ежегодно.

Сергей Тимофеевич в 1821 году выделил сыну село Надежино в Оренбургской губернии. Это место встречается под именем Парашина в семейной хронике. До того как переехать туда, Аксаков поехал в Москву. Здесь он провел зиму 1821 г.

Возвращение в Москву, возобновление знакомств

Краткая биография Аксакова продолжается в Москве, где он возобновил свое знакомство с литературным и театральным миром. Сергей Тимофеевич завязал дружбу с Писаревым, Загоскиным, Шаховским, Кокошкиным и др. Писатель издал перевод десятой сатиры Буало. За это Сергей Тимофеевич удостоился стать членом знаменитого "Общества любителей российской словесности".

В 1822 году, летом, Аксаков вновь отправился вместе со своей семьей в Оренбургскую губернию. Здесь он безвыездно оставался вплоть до 1826 г. Аксакову не давалось занятие хозяйством. Подрастали его дети, которых нужно было учить. Выходом для Аксакова стало возвращение в Москву для занятия здесь должности.

Аксаков окончательно перебирается в Москву

В 1826 году, в августе, Сергей Тимофеевич навсегда простился с деревней. С этого времени до самой своей смерти, то есть около 30 лет, он лишь 3 раза, да и то наездом, был в Надежине.

С. Т. Аксаков вместе с шестью своими детьми перебрался в Москву. Он возобновил дружбу с Шаховским, Писаревым и пр. Биография Аксакова Сергея Тимофеевича отмечена в это время переводческими работами. В 1828 году взялся за прозаический перевод мольеровского "Скупого". А еще раньше, в 1819 году, он стихами изложил "Школу мужей" этого же писателя.

Работа в "Московском вестнике"

Аксаков деятельно защищал своих товарищей от нападок Полевого. Он уговорил Погодина, который издавал "Московский вестник" в конце 1820-х годов, завести в журнале "Драматическое прибавление", над которым работал Аксаков. Сергей Тимофеевич с Полевым враждовал и на страницах "Галатеи" Раича и "Атенея" Павлова. В 1829 году Сергей Тимофеевич прочитал сделанный им перевод восьмой сатиры Буало в "Обществе любителей российской словесности".

Служба цензором

Через некоторое время Аксаков перенес вражду с Полевым на почву цензуры. В 1827 году он стал одним из членов цензурного комитета г. Москвы. Эту должность Сергей Тимофеевич занял благодаря покровительству своего друга А. С. Шишкова, который в то время был министром народного просвещения. Сергей Аксаков прослужил цензором около 6 лет. При этом несколько раз он выполнял обязанности председателя комитета.

Аксаков - инспектр училища, смерть отца

Биография Аксакова Сергея Тимофеевича (дальнейших лет его жизни) представлена следующими основными событиями. Аксаков стал работать в межевом училище в 1834 году. Работа здесь продолжалась также в течение шести лет, до 1839 года. Аксаков сначала был инспектором училища. Через некоторое время, когда оно превратилось в Константиновский межевой институт, занял должность его директора. Сергей Тимофеевич разочаровался в службе. На его здоровье она влияла очень дурно. Поэтому в 1839 году он решил выйти в отставку. В 1837 году умер его отец, оставив значительное наследство, на которое и зажил Аксаков.

Новый круг знакомств

Круг знакомств Сергея Тимофеевича в начале 1830-х годов изменился. Скончался Писарев, Шаховской и Кокошкин потеряли свое былое влияние, Загоскин поддерживал с Аксаковым чисто личную дружбу. Сергей Тимофеевич начал подпадать под влияние молодого университетского кружка, в который входили Погодин, Павлов, Надеждин вместе со своим сыном Константином. Кроме того, близко сошелся с Гоголем (портрет его представлен выше) Сергей Аксаков. Биография его отмечена знакомством с Николаем Васильевичем в 1832 году. Их дружба длилась 20 лет, до самой (4 марта 1852).

Поворот в творчестве

В 1834 году Аксаков напечатал в альманахе "Денница" небольшой рассказ под названием "Буран". Это произведение стало поворотным в его творчестве. Сергей Аксаков, биография которого до этого времени не была отмечена созданием такого рода произведений, решил обратиться к действительности, освободившись в полной мере от ложноклассических вкусов. Идя по пути реализма, писатель в 1840 году принялся за написание "Семейной хроники". Произведение было закончено в 1846 году. Отрывки из произведения были опубликованы в "Московском сборнике" в 1846 году.

В следующем, 1847, появилось еще одно произведение Аксакова - "Записки об ужении рыбы". А еще через несколько лет, в 1852 году - "Записки ружейного охотника". Эти охотничьи записки имели большой успех. Имя Сергея Тимофеевича стало известно всей стране. Его слог был признан образцовым, а характеристики рыб, птиц и зверей - мастерскими изображениями. Произведения Аксакова признали И. С. Тургенев, Гоголь и др.

Затем Сергей Тимофеевич начал создавать воспоминания семейного и литературного характера. В 1856 году была издана "Семейная хроника", имевшая большой успех. Мнение критиков разошлось по поводу этого произведения, которое считается одним из лучших в творчестве Сергея Тимофеевича. Например, славянофилы (Хомяков) считали, что Аксаков первым среди русских литераторов нашел положительные черты в современной ему действительности. Критики-публицисты (например, Добролюбов), напротив, находили отрицательные характеристики в "Семейной хронике".

В 1858 году вышло продолжение этого произведения. Оно называется "Детские годы Багрова-внука". Это произведение имело меньший успех.

Болезнь и смерть

Биография Аксакова Сергея Тимофеевича для детей и взрослых отмечена тяжелой болезнью, с которой ему приходилось бороться в последние годы. Здоровье писателя пошатнулось примерно за 12 лет до смерти. Из-за болезни глаз он был вынужден долгое время находиться в темной комнате. Писатель не был приучен к сидячей жизни, его организм пришел в расстройство. При этом Аксаков лишился одного глаза. Болезнь писателя начала доставлять ему жестокие страдания весной 1858 г. Однако он переносил их с терпением и твердостью. Последнее лето Сергей Тимофеевич провел на своей даче, находившейся близ Москвы. Когда болезнь отступала, он диктовал новые произведения. Это, например, "Собирание бабочек". Произведение было опубликовано уже после смерти писателя, в конце 1859 года.

Краткая биография Сергея Аксакова отмечена переездом в Москву осенью 1858 года. Он провел в больших страданиях всю следующую зиму. Однако, несмотря на это, он все еще занимался иногда литературой. В это время Аксаков создал "Зимнее утро", "Наташу", "Встречу с мартинистами". Биография Аксакова заканчивается в 1859 году, когда Сергей Тимофеевич скончался.

Много раз появлялись отдельными изданиями. В частности, "Семейная хроника" пережила 4 издания, а "Записки ружейного охотника" - целых 6. И в наше время не угасает интерес к жизни и творчеству такого писателя, как С. Аксаков. Биография для детей и взрослых, представленная в этой статье, лишь вкратце знакомит с его творческим наследием. Многие его произведения вошли в золотой фонд русской литературы.

АКСАКОВ СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ
  • Род Аксаковых или Оксаковых, как звали их в старину, был древен и восходил к знатному варягу, переселившемуся в XI веке на Русь со своею дружиной. Были среди Аксаковых бояре, воеводы, генералы, но самым знаменитым стало имя Сергея Тимофеевича Аксакова - русского литератора.
  • Серёжа Аксаков был очень одарённым мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».
  • Литературой и театром Аксаков увлекался и в студенческие годы в Казанском университете, и в первые годы службы в Петербурге.
  • Своё литературное призвание Сергей Тимофеевич осознал очень поздно и первые книги написал, когда ему было уже далеко за пятьдесят. В эту пору С.Т.Аксаков - отец многочисленного и дружного семейства, гостеприимный хозяин дома, куда съезжалась вся литературная, театральная и музыкальная Москва. Друзья (а среди них были Н.В.Гоголь, М.Н.Загоскин, И.С.Тургенев, молодой Л.Н.Толстой) восхищались рассказами Аксакова-старшего о русской старине, о семейных преданиях, о красоте земли, которую он, страстный охотник и рыболов, знал как никто.
  • В приложении к «Детским годам Багрова-внука» дана была сказка «Аленький цветочек» - самая, быть может, добрая и мудрая из всех написанных на русском языке сказок.
  • Совсем немного времени оставила Аксакову судьба для творчества. Уходило здоровье, слабели глаза (приходилось диктовать). Зато всё ярче делалось внутреннее зрение, всё более гибким и выразительным становился язык.
  • С.Т.Аксаков умер, не завершив всего, что задумал. Но и того, что он успел, было довольно. Его любили современники и любят потомки.
  • Источник: Библиогид
Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек?
  • Ключница Пелагея
Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие?
  • Средней - золотой венец из каменьев самоцветных - у заморской королевишны в темнице каменной, за тремя дверями железными, за тремя замками немецкими.
  • Старшей - «тувалет» из хрусталя восточного - у дочери короля персидского в терему каменном, на горе каменной, за семью дверями железными, за семью замками немецкими, а ключи носит королевишна на поясе
На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного?
  • На правый мизинец
«Долго купец думал думу крепкую и придумал... Фальши у него на уме не было, а потому он рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял...». Объясните, что такое «запись заручная»?
  • Расписка
Какое чувство руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад?
  • Злость
  • Зависть
  • Жадность
Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь?
  • За час до истечения 3 дней и 3 ночей
А сейчас - чёрная шкатулка. Прослушайте отрывок из сказки и скажите, что здесь находится. «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, на пуховике пуха лебяжьего, покрытом золотой камкой...». Что такое «камка»?
  • Шелковая цветная ткань с узорами
Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь?
  • Двенадцатой
Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского?
  • 30 лет
Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами?
  • Верность данному слову; преданность; бескорыстная, искренняя любовь
Мультфильм «Аленький цветочек»
  • Мультфильм рисованный, 42 мин. Союзмультфильм, 1952 г.
  • По сказке С.Аксакова Фильм восстановлен на студии им.Горького в 1987 г.
  • Режиссер Лев Атаманов
  • Сценарист Георгий Гребнер
  • Художники-постановщики Леонид Шварцман, Александр Винокуров
  • Посмотреть мультфильм
Разные издания книги Автор презентации Марина Локсина
  • Автор презентации Марина Локсина
  • Для сайта http://skazvikt.ucoz.ru/

Согласно истории, как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея, села у печки, подперев голову одной рукой и начала свой рассказ: "В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек...

Да, ключница была в действительности.
Она была крепостной крестянкой. В юности во времена Пугачевского бунта со своим отцом она бежала от жестокого обращения своего хозяина-помещика Алакаева из Оренбурга в Астрахань. В родные места вернулась только через двадцать лет после смерти барина Ключница Пелагея - прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького мальчика Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку "Аленький цветочек". Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.

Сказку "Аленький цветочек" многие из нас знают, как народную.

Откуда берутся сказки

  • Самый первый сочинитель.
  • Человек, который записал сказку.

У народной сказки тоже есть сочинитель, это тот, кто самый первый ее сочинил, и от которого ее узнали наши прабабушки и прадедушки.

Так кто же ее придумал? Каким образом она сохранилась до наших дней?

Но это же очень просто. Все знают, что ее автор Сергей Тимофеевич Аксаков.

Но это немного не так. Он только воспроизвел старинный рассказ.

В книге Сергея Тимофеевича Аксакова "Детские годы Багрова-внука", в самом конце, размещена сказка "Аленький цветочек". Но Аксаков не сочинял ее, а только припомнил ее, чтобы воскресить и донести до нас.

В ее заглавии упоминается о ключнице Пелагее.
Кто же она, эта женщина, поведавшая это полюбившееся предание? Была ли она на самом деле?

Что известно о ключнице Пелагее

  • Кем работала крестьянка Пелагея у Аксаковых?
  • Что еще она делала в семье?
  • Чему научился у нее Сергей Тимофеевич?

До нас дошли сведения, что Пелагея была крепостной и в семье Аксаковых выполняла большую и важную работу. Она следила за порядком в хозяйстве, за амбарами и кладовыми. А еще ее часто приглашали в дом, где долгими осенними и зимними вечерами она рассказывала сказки. Она была хорошей сказочницей, рассказывала очень хорошо и интересно, и знала очень много разных сказок со всего света.

Все вместе любили они слушать сказочницу, а маленькому Сереже особенно запомнилась история про аленький цветочек. Он даже мог сам ее рассказать тем, кто хотел ее услышать. Он вырос, стал писателем, но часто вспоминал о добром старинном сказании и то, как он рассказывал его в детстве, подражая Пелагее и ее шуткам и присказкам.

Мудрая Пелагея научила Сергея Тимофеевича Аксакова любить природу и народное искусство России, и работая над книгой воспоминаний о своей семье и русской жизни тех лет, он восстановил и эту почти забытую сказку.
.
Он дал ей второе рождение и новую долгую жизнь. Много поколений людей росло с ней, но сказка до сих пор любима.

Занимательная викторина для младших школьников с ответами «Волшебный цветок» к 225-летию со дня рождения С. Т. Аксакова


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино Курская область
Описание: материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям детских садов и детям разного возраста. Его можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.
Цель: формирование умения видеть вокруг себя прекрасное посредством сказки, доказывать, что чудеса может совершать каждый – необходимо только быть честным, справедливым, помогать нуждающимся, как этому учат добрые герои сказок.
Задачи:
1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся об авторской сказке С.Т.Аксакова.
2.Совершенствовать умение детей правильно отвечать на вопросы, строить связную речь.
3.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
4. Воспитать любовь к сказкам разных писателей, устному народному творчеству, потребность в чтении книг, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Дорогие ребята! Сегодня мы снова окунемся с вами в чудесный, волшебный мир сказки. В этот мир мы попадаем тогда, когда открываем книгу со сказками. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают добро и справедливость. Поэтому так всегда хочется возвращаться к сказке вновь и вновь.
Одна из таких незабываемых сказок – « Аленький цветочек». Это чистая, красивая, добрая сказка со счастливым концом. Написана она прекрасным русским писателем Сергеем Аксаковым еще в прошлом веке, но до сих пор пользуется большой популярностью у детей и даже взрослых.

АКСАКОВ Сергей Тимофеевич (1791-1859),писатель,прозаик.


Родился 20 сентября (1 октября н.с.) в Уфе в родовитой дворянской семье. Детство провел в имении Ново-Аксакове и в Уфе, где отец служил прокурором Верхнего земского суда.


Учился в Казанской гимназии, а в 1805 был принят в только что открытый Казанский университет. Здесь проявился интерес Аксакова к литературе, театру; он начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях.
Не окончив университет, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов. Однако его больше занимала художественная, литературная и театральная жизнь столицы. Завел широкий круг знакомств. В 1816 женился на О.Заплатиной и уехал в свое родовое имение Ново-Аксаково. У Аксаковых было десять детей, воспитанию которых уделялось исключительное внимание.
В 1826 Аксаковы переселились в Москву, где с 1827-1832г. Аксаков исполнял обязанности цензора, а с 1833 по 1838 г. служил инспектором Константиновского межевого училища, затем стал первым директором Межевого института. Однако главное внимание он уделял литературной и театральной деятельности, активно выступал как критик.
Дом Аксакова и подмосковное имение Абрамцево стали своеобразным культурным центром, где встречались писатели и актеры, журналисты и критики, историки и философы.
В пятидесятые годы его здоровье резко ухудшилось. Надвигалась слепота, но он продолжал работу. Особую популярность приобрели его автобиографические книги - "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий. С.Аксаков скончался 30 апреля (12 мая н.с.) 1859 в Москве.

Викторина «Волшебный цветок»

Давайте же пройдемся по страницам этой замечательной сказки, представим себя ее героями,как положительными, так и отрицательными,попробуем "сорвать заветный аленький цветочек", приносящий счастье.
1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»? (Сергей Тимофеевич Аксаков)


2. Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»?
(Купец, торговый человек)


3. Какими чисто российскими товарами торговал отец?

(Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое другое)



4. Как звали дочерей купца?
(Старшая- Прасковея, средняя дочь - Марфа, младшая дочь – Настенька)
5. Что попросила привезти из дальних стран младшая дочь купца?(Аленький цветочек)


6. Какие подарки попросили у купца две другие дочери?
(Средняя - золотой венец из каменьев самоцветных - у заморской королевишны в темнице каменной, за тремя дверями железными, за тремя замками немецкими).


(Старшая - «тувалет» из хрусталя восточного - у дочери короля персидского в терему каменном, на горе каменной, за семью дверями железными, за семью замками немецкими, а ключи носит королевишна на поясе.)


7. От кого бежал купец в тёмные леса? (От разбойников басурманских, турецких да индейских: «Вот едет он путем-дорогою со своими слугами верными по пескам сыпучим, по лесам дремучим, и, откуда ни возьмись, налетели на него разбойники, бусурманские, турецкие да индейские, и, увидя беду неминучую, бросает честной купец свои караваны богатые со прислугою своей верною и бежит в темные леса»).
8. Что нашел купец, блуждая по лесу? (Дворец королевский: «Выходит он под конец на поляну широкую и посередь той поляны широкой стоит дом не дом чертог не чертог, а дворец королевский или царский весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко красное, инда тяжело на него глазам смотреть. Все окошки во дворце растворены, и играет в нем музыка согласная, какой никогда он не слыхивал»).



9 .Где рос аленький цветочек?(На зеленом пригорке в саду: « И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и возговорил он голосом радостным: «Вот аленький цветочек, какого нет краше ни белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая»).


10. Что потребовал зверь лесной, чудо морское в обмен на жизнь купца?
(Дочь пригожую: « Я отпущу тебя домой невредимого, награжу казной несчетною, подарю цветочек аленький, коли дашь ты мне слово честное купецкое и запись своей руки, что пришлешь заместо себя одну из дочерей своих, хороших, пригожих; я обиды ей никакой не сделаю, а и будет она жить у меня в чести и приволье, как сам ты жил во дворце моем»).
11. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чтобы купец мог быстро очутиться дома?
(Золотой перстень: « Дам я тебе перстень с руки моей: кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где пожелает, во единое ока мгновение. Сроку тебе даю дома пробыть три дня и три ночи»).



12. Что стало с сорванным аленьким цветочком в саду у зверя лесного, чуда морского? (Прирос к стеблю прежнему: «И вынула она тот аленький цветочек из кувшина золоченого и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук ее и прирос к стеблю прежнему и расцвел краше прежнего»).


13 .Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского?
(Исполнялись все ее желания)






14 .Сколько дней дал зверь лесной девушке на свидание со своим отцом и сестрами?
(«За час до истечения 3 дней и 3 ночей»)
15. Что привезла Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости? (Сундуки с богатыми нарядами.)




16. Что сделали старшие сестры, чтобы помешать вернуться своей младшей сестре вовремя во дворец к зверю лесному, чуду морскому?
(Перевели стрелки часов на час назад: « А сестрам то в досаду было, и задумали они дело хитрое, дело хитрое и недоброе; взяли они да все часы в доме целым часом назад поставили, и не ведал того честной купец и вся его прислуга верная, челядь дворовая»).


17. На какой палец нужно было надеть золотой перстень, чтобы вернуться во дворец зверя лесного, чуда морского? (На правый мизинец)


18. Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь?(Двенадцатой)
19. Назовите полное имя хозяина аленького цветочка.(Зверь лесной, чудо морское)

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас с вами не простое занятие, а - волшебное, так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят всякие чудеса.

- А где это может происходит?

Я знаю, что вы любите сказки. А почему? «Сказка, сказка-прибаутка

Рассказать сказку не шутка,

Чтобы с самого начала

Сказка реченькой журчала» .

В небе звёзд блестящих россыпь

Мчится сказка к детям в гости.

У неё в руках кручённый

Тонкий прутик золочённый.

А над нею месяц ясный

Мчится, мчится к детям сказка.(читает учитель под музыку)

Угадаете, кому могли бы принадлежать эти предметы - назовете название сказки.

(Демонстрируются зеркальце с ручкой, детская корона-венец и яркий цветок)..

Сегодня мы поговорим русском писателе Аксакове Сергее Тимофеевиче и о сказке, которую он написал"Аленький цветочек». Откроем карту Ульяновской области вАзбуке юного ульяновского школьника. Сегодня мы побываем в Майнском районе Ульяновской области. Там родился С.Т.Аксаков. В сентябре 1988 года в селе Аксакове, что находится в Майнском районе Ульяновской области, состоялся первый праздник, посвященный памяти Сергея Тимофеевича Аксакова. Вскоре село Аксаково было объявлено памятником культуры. К последующим праздникам в селе были заасфальтированы дороги, отремонтирована церковь, а в усадьбе – оборудован дом под музей. Теперь Аксаковские праздники стали традицией. Но, к сожалению, нет ни красивого дома, где жили Аксаковы, ни речки Майны, да и ключ давно высох. Зато есть уникальная экологическая тропа. Кого-то тропа через древний лес встретит мертвой тишиной, но человек впечатлительный сразу вспомнит аксаковский «Аленький цветочек» и младшенькую дочь купеческую, оказавшуюся в обители чудища

Рассказ учителя

Имя Сергея Тимофеевича Аксакова связано с лучшими представлениями о русских людях и чудесной русской природе. Много поколений читателей зачитывались произведениями Аксакова, в которых он с замечательной точностью и правдивостью изображал живую русскую действительность и природу. Мать Сергея Аксакова Мария Николаевна была очень образованной женщиной и приохотила своего сына к чтению. Сергей читал очень много. Детских книг в то время не было, но был детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», откуда он узнавал много интересного, например, откуда берутся гром, молния, дождь, облака и другие явления природы. Дошла очередь и до арабских сказок «Тысяча и одна ночь», которые приводили маленького Сережу в изумление, рождали в нем собственные фантазии. Отец – Тимофей Степанович, страстно любил природу. Сергей тоже был неравнодушен к природе, и в этом заслуга отца, мягкого по натуре человека. Он развил в сыне привязанность к охоте, рыбалке, общению с природой.

Как и у Пушкина старая няня Арина, так и у Аксакова в детстве первой наставницей и рассказчицей была ключница Пелагея, крепостная русская женщина с тяжелой судьбой. Этой ключнице Пелагее обязан Сергей Тимофеевич народной сказкой «Аленький цветочек» , выражающей лучшие качества русской души. Как видим, все, что окружало с раннего детства С.Т.Аксакова, помогло ему стать настоящим русским писателем – классиком, создателем сказки «Аленький цветочек»,удивительной по красоте и глубокой по содержанию

Как же появилась на свет сказка "Аленький цветочек"? А была ли на самом деле ключница, которая рассказала Аксакову сказку? Послушаем выступления ваших одноклассников, подготовленные дома.

А теперь познакомимся со знаменитой сказкой Аксакова и посмотрим музыкальный мультфильм «Аленький цветочек». http://viki.rdf.ru/item/1080/

Понравилась ли вам сказка С. Аксакова? Какие эпизоды особенно запомнились?

О чем же эта сказка? Вы нарисовали иллюстрации к сказке к тому эпизоду, который очень понравился.

Итак, сказка С.Т.Аксакова "Аленький цветочек" о волшебной силе любви и добра.

А сейчас мы совершим морское путешествие по сказке. Постарайтесь ответить на вопросы викторины и тогда вы сможете узнать, насколько хорошо знаете содержание сказки.

1.Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек?

1.мама 2.бабушка 3.ключница Пелагея

Что случилось с купцом в дороге?

1.на его караван напали разбойники 2.на корабле случился пожар 3.его люди погибли в пустыне

2.Волшебный предмет зверя лесного, чуда морского, с помощью которого купец мог быстро очутиться дома.

    браслет 2. золотой перстень 3. золотая серьга

3.Какой по счету пленницей была купеческая дочь?

1.первой 2.двеннадцатой 3. десятой

4.Через какое время обещала вернуться к чудовищу купеческая дочь?

1.через 12 часов 2. Через три дня и три ночи 3.через неделю

5.Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что…?

1.долго прощалась с отцом 2.сестры перевели часы назад 3.не хотела возвращаться

6.Кем оказался зверь лесной, чудо морское?

1.злым колдуном 2.заколдованным принцем 3.медведем

Давай подведём итоги. Поднимите руку, кто справился с вопросами викторины без ошибок. Молодцы.

Физкультурная минутка

Наши алые цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет,

Птички весело летают,

Нежно бабочки порхают.

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки-

Видно, отдохнуть пора…

Работа в группах

Дети собирают разрезанную картинку, узнают героя и читают отрывок из сказки. На отдельных листочках записаны слова, характеризующие героя. Дети подбирают нужную карточку к положительному и отрицательному герою. На кого вы хотели бы быть похожими?

На столах в каждой группе алые лепестки. Напишите по 1-му слову на лепестке от цветочка: чему научила вас сказка. Соберите в своей группе аленький цветочек, который приклейте к основанию из картона

В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне Аленьких цветочков! Пусть они расцветут и в душе каждого из нас.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса