Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Восточные танцы: история и легенды арабских стран. Восточные сказки: танец живота - история и современность

Услышав словосочетание «восточные танцы», многие представляют себе ослепительно прекрасных женщин в ярких нарядах, окутанных успокаивающей туманной дымкой лампад и фимиамов. На протяжении многих веков эти гипнотизирующие движения являлись спутниками страсти, заключенной в скромность и простоту, которая свойственна всем восточным женщинам.

Пожалуй, можно с уверенностью утверждать, что восточные танцы являются самыми женственными и сексуальными, несмотря на то, что большая часть тела танцовщицы прикрыта одеждой. Очаровательная девушка, в процессе танца, раскрывает свою сексуальную энергию, и раскрепощается. На востоке существует мнение, что в процессе исполнения танца живота раскрываются 1 и 2 чакры, которые выпускают наружу всю нерастраченную энергию, и женщина избавляется от гинекологических заболеваний.

Однако этому есть и более научное объяснение. На самом деле, все движения, из которых состоят восточные танцы - вращательные, круговые, выпады вверх и наклоны вниз, в буквальном смысле «разгоняют кровь» и тем самым предотвращают возникновение недугов, связанных с ее застоем.

История восточных танцев

Если верить истории, восточные танцы были привезены в Европу кочевниками-цыганами, а уже потом, распространились по всей Азии. Именно поэтому, нельзя говорить о современных направлениях восточного танца как об одном целостном организме. На самом деле, это гармоничная совокупность элементов различных культур, которая создавалась на протяжении многих веков, для того, чтобы предстать в наши дни в своем законченном, идеальном варианте.

Существует легенда, согласно которой однажды, во время выступления танцовщицы, ей под одежду залетела пчела и, испугавшись, девушка стала вращать плечами и животом, чтобы прогнать насекомое, при этом, не прерывая своего выступления. И, как ни странно, зрители пришли в восторг от тех движений, которые им удалось увидеть.

Однако свою мировую известность восточные танцы начали обретать только в 20 веке, когда в Голливуде все поголовно начали увлекаться этим искусством. Одно за одним создавались различные телешоу и киномюзиклы, в которых принимали участие роскошные обольстительницы в ярких, сверкающих одеждах, но с обнаженным животом, томные манящие взгляды которых вводили джентльменов в ступор и не позволяли отвести взгляд.

И уже в 60-х годах минувшего века восточные танцы окончательно перестали быть «гаремными», и их начали преподавать практически во всех танцевальных студиях мира. И, безусловно, стали появляться различные стили, каждый из которых был результатом привнесение особых культурных элементов разных стран. В наши дни, самыми популярными считаются такие направления как:

* Baladi;
* Saidi;
* Ghawazee.

Все они, несмотря на огромное количество различий, предусматривают «работу» с мечами, палками и платками.

Существует еще одно, не менее привлекательное и очаровательное направление, которое носит название «Трайбл» - в нем используются музыка, движения и костюмы, которые взяты из различных эпох. Именно поэтому, у танцовщицы есть возможность подобрать облачение, которое будет самым выгодным образом выделять ее достоинства, но так, чтобы это не выглядело агрессивно и чересчур вызывающе, ведь первое о чем нужно помнить - восточный танец должен привлекать не откровенной сексуальностью, а скромностью и загадочностью.

Польза восточных танцев

Современные ученые с уверенностью утверждают, что восточные танцы оказывают самое позитивное воздействие на женский организм. А все за счет того, что выполнение движений способствует усилению кровообращения в органах малого таза и помогают сохранить здоровье и устойчивость всем отделам позвоночника. К тому же, они служат превосходным способом профилактики осложнений, которые часто возникают при родах.

Также, стоит отметить, что психологи считают танец живота одной из самых действенных практик, направленных на приведение души и тела к полной гармонии.

1. Существует более пятидесяти разновидностей восточных танцев, среди которых выделяются даже особые направления - ливанская школа, египетская, турецкая и прочие.

2. Не нужно путать сценический стиль «кабаре», который показывают нам в голливудских фильмах с истинными фольклорными направлениями, такими как белади, саиди, халидки, дабка и нубия. Сценический стиль танца живота сформировался в процессе слияния двух культур - восточной и западной, и этот «синтетический» ансамбль стал популярен во всем мире благодаря своей сравнительной простоте движений и понятной, даже непрофессиональным танцовщицам, технике.

3. Создательницами современного танца живота принято считать трех великих женщин - Тахию Кариока, Бадию Масабни, Самию Гамаль. Все они снимались в голливудских фильмах и, в рамках своих ролей, часто должны были исполнять восточные танцы.

4. Колоссальный вклад в развитие танца живота внес Махмуд Реда - человек, который за свою жизнь поставил множество прекрасных танцевальных номеров. Он, также, придумал несколько направлений, самым известным из которых стал Александрийский танец, который сейчас известен во всем мире. В состав его труппы, в свое время, входили такие звезды как Фарида Фахми и Ракия Хассан. Многие сравнивают деятельность Реди с тем вкладом, который внес в развитие российских танцев Игорь Моисеев.

5. Танец живота могут исполнять не только женщины, но и представители сильной половины человечества. Еще со времен Османской империи существуют такие стили как танура и танхиб, которые были созданы специально для мужчин.

6. Стиль костюмов для исполнения восточных танцев постоянно меняется. Вопреки всеобщему мнению, не существует никаких определенных законов, все зависит от моды. «Стандартный» комплект, состоящий из широкой юбки, лифа и пояса постепенно уходит в прошлое. В наши дни, танец живота часто исполняют в брюках, или коротких юбках, к которым прикреплены специальные «погремушки», призванные не только создать определенное звучание во время танца, но также выделить и подчеркнуть ритм, которого придерживается танцовщица.

Плавные движения бедер, волнообразные вибрации живота, таинственная улыбка, грациозность и пластика танцовщицы сводят с ума зрителей, погружают их в негу чувственности этого волнующего зрелища... И так продолжается уже более 11 тысячи лет... Танец живота - это способ выражения своего преклонения и восхваления материнского начала женщин Средней Азии. Это даже скорее не танец, а форма медитации, ритуала с глубоким сакральным смыслом. Подобным образом женщины восхваляли рожениц по поводу рождения ребенка. Танец сразу заинтересовал представителей других народов и постепенно начал распространятся по другим восточным странам и народам средиземноморья. В связи с тем, что разные народы трактовали танец живота по-своему, его смысл менялся для каждого народа. Одни вкладывали в него свои понятия астрального восприятия мира, другие - исцеляющие свойства. Некоторые народы использовали его для обогащения внутренней культуры. Цыгане, жившие на востоке, эффективно вписали танец живота в свои национальные танцы, наполнив его своим необычайно красивыми и чарующими движениями, переполненными страстью, присущей цыганскому народу. Единственный народ, который оставался равнодушен к танцу живота - это исламский народ, которому вера исповедания не позволяла акцентировать свое внимание на таких моментах.


История
танца живота
Изначально танцы не были присущи всем. Они имели ритуальный характер и исполнялись шаманами в своих обрядах. Обычные люди, участвуя в действах, также имели право производить эти движения. Обилие обычаев и сопровождение ими многих процессов повседневной жизни привело к все большему проникновению танца в обыденность. Появление инструментальной музыки перевело танец из разряда мистики в разряд способов развлечения или выявления позитивных эмоций. Танцевали везде: и после удачной охоты и для празднования победы и для сопровождения свадебной церемонии. Нередко танцами выражали и негативные эмоции. Считалось, что таким образом можно обратиться к Богу, чтобы он снял с души танцующего тяжесть. Дальнейшее развитие танцевального искусства проходило под влиянием ислама перешедшего на территорию современной Турции с сельджукской и иранской культурой. Во время образования Оттоманской империи танец живота продолжил свое развитие в Стамбуле, где и приобрел свою окончательную форму. Когда основной верой в Турции стало мусульманство, каноны которого запрещают женщинам показывать полуобнаженное тело незнакомым мужчинам, танцы образовали довольно необычную ветвь - мужские танцы, исполнявшиеся только мужчинами. Женский же танец живота приобрел некоторую скромность в нарядах, что исключило ряд движений и сделало его более сдержанным. Но не зависимо от того кем производятся танцевальные движения в основе каждого из них лежит выражение желания и страсти. Поэтому именно восточные танцы считаются самыми эротичными, и даже сексуальными. На современные турецкие танцы огромное влияние оказали различные европейские течения. Это привело к возникновению наряду с традиционными религиозными течениями, новых спортивных и современных вариаций. Исторические движения сейчас можно наблюдать в изолированных, редко посещаемых иностранцами поселениях и лишь на праздниках и церемониях. Туристы, как правило, могут наблюдать лишь основы традиционного танца, без всей палитры разнообразия. Сейчас, как и прежде восточные танцы в Турции имеют большую популярность, которая постепенно переходит границы государства и завоевывает все большие и большие территории. Европейская культура начинает перенимать некоторые особенности восточных культур, в том числе и танцы.

Легенда о появлении танца живота
Существует легенда, связанная с появлением танца живота. Под одежду молодой плясуньи залетела пчела, перепутав разгоряченное тело, умащенное маслами, с благоухающим цветком. Девушка, чтобы избавиться от назойливого насекомого, извиваясь всем телом, стала энергично крутить бедрами и делать движения животом… Исследователи установили связь между многими движениями танца и движениями женщины в родах, что указывает на его базовую функцию поддержки деторождения. На Востоке, где девочек выдавали замуж очень рано, танцу живота обучали в первую очередь. Специфика танца состоит в постоянной динамике расслабления и напряжения определенных мышц, что помогает синхронизировать женщине свои движения и родовые схватки, и облегчить болевые ощущения в родах, увеличить пластичность тазового дна и подвижность суставов. Восточный танец имеет много корней. Он существовал еще в доисламскую и дохристианскую эпоху, и даже до иудаизма. Его истоки прослеживаются на фресках древних храмов Месопотамии (Западная Азия), на которых сохранились изображения танцующих людей. Похожие фрески имеют и древние египетские храмы. Считается, что они описывают древний ритуальный танец, который исполнялся на церемониальных празднествах, посвященных рождению детей и сбору урожая. Большое влияние на танец живота оказали цыганские племена. Цыгане путешествовали по Индии, Ближнему Востоку и Европе, временно осев в Испании. Нетрудно проследить сходство между народными индийскими и ближневосточными танцами. Ближневосточный танец является также и прародителем современного фламенко. Исламские страны, где традиционно существовали гаремные отношения, сместили акцент в танце с поклонения материнскому началу на соблазнение. Танец живота для многочисленных женщин в гареме служил способом завоевать внимание хозяина. Существуют свидетельства о том, что 3,5 тыс. лет до н.э. искусство восточного танца, путешествуя вместе с кочевыми племенами, попало и к древним славянам. Праславяне изменили характер танца. Он уже имеет несколько другое ритуальное значение: жена, ежегодно танцуя для своего мужа этот танец в годовщину свадьбы, оставалась такой же желанной, молодой и красивой спустя многие годы. Примерно за 300 лет до появления христианства славянский вариант этого танца начал свое путешествие обратно в Азию. Видоизмененным попав снова в Турцию и к жителям Аравийского полуострова, танец живота в течение почти 400 хранил свое сакраментальное значение "танца для единственного мужчины", но затем некоторые танцовщицы стали исполнять его за деньги. Так ритуальный вариант танца начал терять свой эзотерический смысл, и за последующие 350 лет стал известен во всех странах Востока, в Индии, Цейлоне, Японии, Афганистане, а также в Африке, Европе, в дальневосточных землях. В 80-е годы XIX столетия танец живота получил широкое распространение в Европе. Танцовщицы того времени, как правило, выступали в длинных платьях, бедра подчеркивал платок. В 50-е годы XX века в Египте усилились исламские настроения, что обусловило более жесткое отношение к танцу живота. На Ближнем Востоке успели образоваться два новых танцевальных центра — одним из них был Бахрейн, где не было строгих правил в отношении танца живота. Вторым танцевальным центром стала Ливия. В то же время в Турции танец живота развивался скорее в стиле кабаре, костюмы танцовщиц были более открытые и соблазняющие, чем в остальных стилях.

Исторические корни танца живота
Танец живота - это хвалебный гимн Женщине, Чувственности, Материнству. Это танец Жизни, наполненной глубокими переживаниями, сопровождающими появление на свет новой души. Сохранившись через тысячелетия, Танец Живота возрождается в современном мире вместе с потребностью каждой женщины осознать свою истинную природу. Искусство этого танца, уходящего своими корнями в глубь веков, несет в себе отражение древнейших культов плодородия, изобилия и любви. Именно с обрядами поклонения Египетской Исиде, греческой Афродите, вавило-ассирийской Иштар, воплощающих в себе образ Великой Матери-Богини, связывают возникновение этого ритуального танца.Танец живота - древнейший танец Земли. Поэтому у него множество направлений, стилей, видов. Многие народы мира влияли и влияют на развитие этого танца.
Древний Египет считается родиной танца живота. Географическое положение Древнего Египта было таковым, что он был довольно изолированным государством, поэтому долгое время танец формировался только египтянами и другие народы на него не влияли.
В Древнем Египте искусство танца ценилось очень высоко. В нем существовало много различных видов танцев: ритуальные, гаремные, военные танцы и танцы, которые танцевали просто для развлечения. О том, как исполнялись танцы, свидетельствуют дошедшие до нашего времени изображения танцоров и танцовщиц. В Древнем Египте танец был довольно разнообразным, движений было гораздо больше, нежели в “традиционном” танце живота. Руки, как правило, были “мягкие”, плавные, открытые, но также существовали характерные отрывистые, геометрические движения с зажатыми кулаками. Со временем Древний Египет стал больше подвергаться влиянию соседних стран: Сирии, Палестины, Нубии, Судана, Эфиопии. В 1500г. до н.э. египтяне привезли ко двору баядерок из Индии, которые привнесли в египетский танец элегантность, гибкость, утонченность. После периода Нового Царствования Египетская цивилизация стала угасать, все больше подвергаться нашествиям соседних стран и в 30 г. до н. э. Египет стал частью Римской Империи.
Цыгане . Заслуга цыган в том, что они явились своеобразным связывающим звеном между различными культурами. Странствуя по свету, они оставляли следы своей культуры и впитывали в себя колорит культуры той страны, через которую лежал их путь. Цыгане вышли из Индии примерно в 420г. н.э. и проследовали через страны Востока до Европы, остановились в Андалузии, где нашли близких себе по нраву людей. В Андалузии зародился стиль фламенко - смесь арабского, цыганского, еврейского, испанского и других танцев.

В Древней Греции существовало много религиозных обрядов, во время которых люди танцевали. Танец был обязательной частью поклонения таким богам и богиням, как Дионис, Бахус, Артемида, Афродита, Деметра и многим другим. Греческий танец характеризовался энергичностью, даже неистовостью, часто сопровождался криками, довольно громким музыкальным сопровождением. Танец считался средством исцеления от различных недугов тела и духа.
IX-X века в Индии связаны с периодом расцвета храмовой архитектуры. При храмах обязательно существовали ритуальные танцовщицы, которые считались очень почитаемыми людьми, имели дома в лучших кварталах города и не платили налоги на землю. Каждая танцовщица имела превосходное музыкальное, хореографическое и лингвистическое образования. Считалось, что танцовщица была замужем за храмовым божеством, поэтому она никогда не будет вдовой. Для индийского танца очень характерны движения руками, каждый жест имеет определенное значение, поэтому танцовщица не держит цимбалы в руках во время танца, цимбалы прикрепляют к различным частям тела.
Турция
. Чтобы понять природу турецкого танца, нужно заглянуть в историю. Турки селились на Центральном Анатолийском плато, потом они стали завоевывать близлежащие земли, продвигаться дальше в Европу, Африку, Азию. Образовалась Оттоманская империя, которая на протяжении длительного времени объединяла представителей различных цивилизаций, народов. Поэтому было несколько тысяч народных танцев, которые переплетались друг с другом, и говорить, что существовал чисто турецкий танец, нельзя. В Турции были религиозные танцы, народные танцы и даже ставились очень зрелищные спектакли. Турция внесла большой вклад в искусство танца в виде изобретения сложных интересных ритмов. Запреты ислама на танец задели в основном танцоров в крупных городах, населенных пунктах, но практически не повлияли на народные танцы в изолированных деревнях, поэтому даже сейчас в отдаленных селеньях можно видеть танец таким, каким он был много лет назад.
Европа . Наполеон открыл Египет для Европы. Помимо множества археологических ценностей европейцы, наряду с египетской культурой вообще увидели и танец живота.
США . В 1893 году Сол Блум привез в Америку восточный танец. Поскольку в то время там были довольно жесткие нравы и все, что было связано с телом, считалось неприличным, то Солу Блуму удалось шокировать публику извращенной подачей восточного танца, который он назвал танец живота. С тех пор название, как и ассоциация этого танца со стриптизом, к сожалению, закрепилось.

Стили и направления
Саиди . Саиди - это танец с тростью. Он зародился в местности Египта под названием Саид, где жили пастухи и воины, которые использовали бамбуковые трости как оружие. Женщины же переродили эти воинственные движения в красивый энергичный танец.
Танец с платком . Это один из самых театрализованных танцев, требующий актерского мастерства. Платок - это и фон, чтобы подчеркнуть красоту тела и движения. Это и то, что скрывает, чтобы потом открыть. Танцовщице очень важно почувствовать платок не как часть костюма, а как часть своего тела.
Заливский танец (халиджи) . Этот танец исполняют народы стран Персидского залива. Халиджи - это невероятно тонкий, лиричный танец. Костюмы для этого танца открывают только часть лица и кисти рук. Основной шаг этого танца имитирует поездку на верблюде.
Танец с цимбалами
Цимбалы - это один из самых древних музыкальных инструментов в виде двух пар деревянных или металлических пластинок. Их звук танцовщица использует как музыкальное сопровождение к своему танцу.
Танец с саблей . Это довольно сложный танец. Говорят, что в древние времена, провожая своих мужей на войну, женщины несли на голове саблю - так произошел этот танец. А еще говорят, что танцуя с саблей, женщина демонстрирует свою непокорность.


Танец живота до ХIX века

До 19-го столетия, восточный танец исполнялся в семейном кругу и на семейных праздниках. Свадьбы, обрезания, бармицвы и другие подобные события не обходились без этого танца. Иногда нанималась профессиональная танцовщица. Поскольку это были в основном семейные празднества, чужакам и чужестранцам редко доводилось видеть этот танец. Начиная с середины 1800 годов стали популярны торговые ярмарки. Танцовщицы Среднего востока начали выступать в Европе. Первое шоу восточных танцев прошло в Париже в 1889 году. Выражение "Danse Du Ventre" («танец живота») было придумано в 1893 году Солом Блумом, импрессарио Midway Plaisance и выставки “Улица в Каире” на Колумбийской торговой ярмарке и Всемирной ярмарке в Чикаго. Он сделал это осознанно, чтобы возбудить извращенное воображение викторианцев того времени, готовых заплатить любую цену за то, чтобы увидеть что-то “непристойное” в их понимании, а потом они могли пойти домой и притворяться шокированными. Расчеты мистера Блума были верны, и он заработал достаточно средств для финансирования своих будущих выборов в Конгресс, которые он впоследствии и выиграл. В итоге, название приклеилось, содействуя, таким образом, данному истолкованию.
В 1880-х годах, европейцы начали проникаться очарованием Востока. Такие писатели, как Гюстав Флобер и такие художники, как Жан-Леон Жером путешествовали на Средний Восток и в Северную Африку за вдохновением. Туристы посещали этот регион, чтобы поглазеть на экзотические ландшафты и людей. Колониальные армии Англии и Франции оккупировали несколько стран региона. С 19-го века и в первые десятилетия 20-го века, профессиональные танцовщицы в Египте делятся на Ghawazee и Awalim. Ghawazee были цыганами, обычно выступали на улицах или во дворах, часто их аудиторией были люди низшего класса. Awalim были более уважаемы, чем Ghawazee. Они могли не только танцевать, но также пели, играли на музыкальных инструментах и читали стихи, их часто приглашали в дома богачей. До 30-х гг. 20-го века, танцовщицы чаще выступали в домах или в кафе. Затем, в Каире, ливанская девушка по имени Badia Mansabny открыла ночной клуб Casino badia, который был оформлен в стиле Европейских кабаре. Разнообразная программа отличалась восточным представлением в форме танцев, пения, игры музыкантов и комиков, включала также различные европейские номера, и даже предлагался концерт для семей в дневное время. Официально исполнявшийся на довольно небольших площадках, Raks Sharki пришлось приспосабливаться к большим сценам. Хореографы европейских танцев, работая для Badia Mansabny, помогали обучать Восточных танцовщиц, добавляя элементы из других танцевальных школ, в особенности из балета. В начале 20-го века Каир стал крупным городом с населением в треть миллиона человек, из которых 20% были неегиптянами. Большинство иностранцев в Каире были торговцами. Стиль Baladi эволюционировал вместе с урбанизацией населения. Когда сельские жители приезжали в город, они были незащищены от влияния разных стран и результатом были изменения в стиле танца. Стиль Baladi, под влиянием Запада, и танцев Греции, Турции, Северной Африки, Персии, Индии, других стран Среднего Востока и, возможно, через контакт с Ghawazee превратился в новый танец, известный как Raks Sharqi. Новый танец стал смешением стилей и деталей костюма, приспособленным для индивидуального женского представления. Люди часто, говоря "женский сольный танец", отличая его от фольклорных танцев, обычно групповых. Танец с большим количеством движений бедер ассоциируется с Baladi, и центр движений смещается наверх, на торс.

Разновидности
Существует более 50 стилей восточного танца, выделяют также направления:
- египетская школа - более целомудренная версия танца живота в закрытых нарядах с более плавными движениями.
- арабская школа (халиджи) - танец волос, получивший свое название по характерным взмахам распущенных волос.
- турецкая школа более чувственная, костюмы более откровенные, приняты танцы на столе, общение во время танца с зрителями.
На танец живота повлиял арабский народный танец дабка (коллективный танец с подскоками, похожий на кельтскую джигу).
Аксессуары . В некоторых видах танца живота могут использоваться аксессуары:
- трость (танец саиди, родственный мужскому военному танцу тахтиб)
- бубен (шаманский танец нубия)
- огонь
- сабли
- сагаты (металлические диски)

Костюм
Костюм для танца живота имеет название - бедла. Классическими его элементами являются лиф, пояс и широкая юбка, часто с разрезом на бедре. Костюм для консервативной публики подразумевает закрывающую вуаль для живота, рук и волос. Вместо юбки иногда могут одеваться шаровары. Весь костюм украшается бисером, стразами, монистами или жемчугом. Украшения играют большую роль, поскольку они привлекают внимание, завораживают взгляд и сообщают танцу колорит восточной медитативности. Юбка может быть широкой (солнце, полусолнце) или прямой, с одним или несколькими разрезами. Лиф и пояс расшиваются блестками, бисером и т. д. К этим частям костюма пришиваются бахрома, висюльки, украшенные блестками, бисером. И это не случайно, ведь в восточном танце акцент делается на изолированные движения бедрами и грудью, поэтому и костюм украшается так, чтобы подчеркнуть движения, усилить их. Костюм усиливает сказочное впечатление, производимое на нас в восточным танцем. В традиционном костюме для танца живота живот остается открытым, чтобы показать собственно танец живота, но есть и другой тип костюма - это длинное платье, закрытое с платком, повязанным на бедра (так танцевали египтянки). Отдельного пояснения заслуживает обувь для танца. Традиционно, танец живота танцуется босиком, но сегодня, когда танец живота стал разновидностью эстрады, шоу, танцовщицы надевают туфли на каблуках. Но для тренировок лучше использовать чешки, мягкие танцевальные туфельки, а, еще лучше - тренироваться босиком.

Танец живота – что представляется воображению, как только слышим эти слова? Восточные сказки, персидские ковры, волшебная атмосфера, и… женщина – красавица, искусно двигающая бедрами в такт музыке, с загадочным взглядом в неописуемо красивом наряде.

Сегодня имеется огромное количество танцевальных школ и направлений, танец живота невозможно перепутать ни с одним другим танцем. Он имеет свою историю, дошедшую до нас из глубины веков, философию и смысл.

Распространение восточного танца в Европе и Америке

Одежда танцовщицы традиционно состояла из длинного платья и платка, повязанного в районе бедер. Такие слова, как «живот» или «женские бедра» произносить было неприлично, не говоря уже об откровенной демонстрации каких-либо частей тела.

В конце 19 века танец живота назывался танцем Саломеи. Популярность в Европе он обрел благодаря Мата Харри, которая стала откровенно оголяться во время танца, называя себя мастерицей восточного танца, хотя по факту это был больше стриптиз.

"Восточный танец" Мата Харри был больше похож на стриптиз

Большое влияние на популяризацию танца оказал Голливуд. впервые в фильмах появились женщины с открытым животом. Благодаря таким откровенным костюмам, танцовщицы, снимавшиеся в голливудских фильмах, могли лучше демонстрировать танец. Их примеру последовали и восточные красавицы, опустив пояс ниже на бедра. Впервые в танце уделялось внимание хореографии и постановке, до этого времени он всегда был от начала и до конца импровизацией.

С этого времени повсеместно стали использовать тему Востока в кабаре и барах, максимально оголив тело танцовщицы.

Известная танцовщица Самия Гамаль по совету своего хореографа впервые стала использовать вуаль в танце. Затем стали привносить в танец то мечи, то змей, но традиционный танец все-таки остается наиболее популярным.

Стили танцев Востока

Существует несколько стилей восточных танцев:

«Египетский» стиль отличается большим количеством резких движений бедрами, четкой постановкой рук, изобилием барабанов, энергичностью. Здесь нет места кокетству, скорей всем своим видом танцовщица говорит, что сама не знает, как ее тело выделывает такие движения.

«Персидский» стиль или арабский танец, он изящен, женственен и деликатен, здесь нет места сексуальности и провокации.

«Греческий», так в Греции называют танец, пришедший на их землю от турков. В нем много переходов от быстрого к медленному, используются элементы румбы, часто используется вуаль. Прижилась она в этом виде танца по той причине, что у греческих танцовщиц не хватало знаний технике восточных танцев, поэтому они были вынуждены разнообразить свое искусство дополнительным предметом.

Виды восточного танца

Танец с платком (шарфом) – один из самых эффектных видов танца, создает дополнительную таинственность, когда девушка под платком сначала прячет от зрителей одну из частей своего тела, затем ее оголяет. Девушка должна ощущать платок частью своего тела. Чаще всего, шарф используют в начале танца одну-две минуты, а затем его отбрасывают в сторону.

Танец с цимбалами (сагаты) – это старинный музыкальный инструмент в виде двух пар деревянных или металлических пластинок, похожий на испанские кастаньеты. Танцовщица мало того, что исполняет танец, но и успевает сама аккомпанировать себе, дополняя музыку.

Танец с саблей – интересен сочетание женственности и хрупкости с холодным оружием. Танцовщицы могут фиксировать сабли и ножи то на животе, то на бедрах, то на голове.

Философия восточного танца

Танец живота – танец жизни, ассоциируется с женщиной матерью. Он связан с культом Богини Плодородия. В представлениях древних небо ассоциировалось с мужчиной, а земля с женщиной, в результате их слияния появилось все живое. Ритуальные действия, восхваляющие богов стали часто сопровождаться танцами под музыку.

Танец живота является символом зачатия, вынашивания и рождения ребенка, именно поэтому в его содержании имеются эротические элементы. С развитием Древнего мира, танец трансформировался и постепенно стал нести еще одну функцию – развлекательную и становился обычным делом повседневности.

Кстати, у некоторых бедуинских племен до сих пор сохранился восточный танец в первоначальном его смысле. Во время родов, женщину помещают в большой шатер, где вокруг нее танцует толпа женщин, таким образом, встречая малыша счастьем и радостью. А в арабских странах до сих пор принято приглашать на свадьбу танцовщиц, желая, таким образом, молодоженам счастливой семейной жизни.

От танцовщицы зависит восприятие танца в целом зрителем. Иногда происходит «перебор», когда она превращает танец с глубокой философией и культурой в стриптиз. Так быть не должно, ведь танец живота – это танец души и женского внутреннего мира, сложный и тонкий. Цель танцовщицы – гимн женскому началу, материнству. В большинстве случаев, этот танец исполняют не девушки с «кубиками» на животе и выпирающими мышцами на руках, а женщины «в теле». Так танцовщицы заявляют о необходимости любви к своему телу, о ложном стыде к выпирающему животику, которое нужно заменить на чувство благодарности и трепета к месту, в котором зарождается новая жизнь.

Философия танца в технике движений

Считается, что основной точкой является зона пупка, именно вокруг нее «обыгрываются» все остальные движения. Он является энергетическим и духовным центром тела женщины, так как именно там находятся внутренние женские половые органы. Область пупка обязательно должна быть неподвижна, вне зависимости от того, какая часть тела находится в движении – это главное условие танца.

С помощью танца танцовщица может распределять энергию по своему телу и управлять энергией зала. Волнообразные движения пробуждают энергию внутри женщины, подготавливая ее к следующему использованию. С помощью круговых движений происходит концентрация энергии в определенной области, «удары» бедрами направляют энергетический поток к зрителям. «Тряска» распределяет равномерно энергию на всех зрителей.

Музыка для восточных танцев

Музыка в танце не должна быть на первом месте, на первом месте должна быть чарующая женщина и ее танец. Для каждого народа существуют своя фольклорная музыка. Профессиональные танцовщицы часто сами дополняют музыку звоном своих бубенчиков на костюмах. Музыка служит в этом случае только фоном для создания ритма и используется в минимальном количестве.

Чаще всего для танцев используется традиционная быстрая мелодичная народная музыка с быстрым началом и резкими переходами.

Посте того, как танец стал набирать популярность в странах Запада, возникло новое направление – Шарки. Он представляет собой микс из Восточной музыки.

У современных танцовщиц в арсенале большой выбор музыки для использования: и народная музыка, и этническая в обработке, и современная поп-музыка в восточном стиле. Главное, чтобы было яркое начало, относительно спокойная середина, резкие переходы и красочное завершение.

Идеальная женщина - влияние восточного танца на здоровье

Женщины, которые начинают практиковать танец живота на постоянно основе, замечают, что он делает их фигуру более подтянутой, стройной и женственной. Более того, считается, что этот танец возрождает и делает более ярким наличие женского начала – изящность, грациозность движений, жизнерадостность, походка, светящиеся от счастья глаза – все это выделяет женщину на фоне остальных.

Даже древние записи содержат немало советов о том, что танцовщица должна уметь контролировать внутреннюю и внешнюю энергии своего тела, отпустить все свои страхи и переживания. Важно отключиться от проблем и расслабиться, чтобы тело двигалось свободно и непринужденно.

Положительное влияние танца на организм однозначно: он влияет не только на внешность женщины, но и на внутренние органы, и на ее энергетический баланс.

  • Восточный танец, благодаря огромному разнообразию движений, делает живот одновременно упругим и гибким.
  • Более крепкими становятся руки и ноги, которые почти постоянно находятся в движении. Благодаря активным движениям бедрами и плечами, сердечно-сосудистая система также укрепляется.
  • Формируется правильная осанка благодаря постоянной тренировке мышц спины
  • Если танцевать правильно, то можно избавиться и от боли в суставах
  • На востоке большое значение уделяется медитации, что предает человеку спокойствие и положительно влияет на его нервную систему. Такой же эффект может оказывать и восточный танец. Происходит расслабление во время танца, появляются новые жизненные силы и энергия
  • С давних времен танец был обязательным для изучения каждой восточной женщины. Считается, что за счет массажа внутренних органов, он помогал не только при вынашивании ребенка, но и при родах. Замечено, что женщины, страдающие болями во время менструального цикла, говорили о снижении болевых симптомов
  • Многие женщины отмечали, что их семейная жизнь становилась крепче благодаря разнообразию в интимной жизни

Танец живота положительно влияет как внешность женщины, так и на ее внутренние органы

Противопоказания к восточным танцам

Конечно, не стоит рассматривать восточный танец как лекарство от всех болезней, все-таки будет лучше прежде, чем бежать за восточным костюмом проконсультироваться с врачом, ведь не каждый преподаватель танца может отследить по внешним признакам здоровье своей ученицы. Конечно, у этого столь активного вида танца есть и противопоказания.

  • Плоскостопие, так как задействованы подушечки пальцев
  • Проблемный позвоночник
  • Заболевания яичников
  • Гипертония
  • Болезни печени
  • Сильные боли во время менструаций
  • Туберкулез
  • Беременность

Танец живот - способ самовыражениия и польза для здоровья

Кто придумал танец живота?

Танец живота – это принятое на Западе и в России название традиционного ближневосточного танца, особенно raqs sharqi. Иногда его называют также ближневосточным танцем или арабским танцем. Термин "танец живота", строго говоря, является не совсем верным, поскольку в танец вовлечены все части тела. В настоящее время танец живота имеет несколько вариаций как в костюмах, так и в стиле танца, в зависимости от страны и региона. За последнее время были изобретены новые стили, поскольку популярность танца живота распространилась глобально. Наиболее известными стилями сейчас являются:

1. Raqs sharqi (буквально "восточный танец") - стиль, наиболее знакомый западным и российским жителям. Его можно увидеть в ресторанах, ночных клубах и кабаре всего мира, и каждый желающий может заказать танец живота, посетив эти места отдыха. Обычно его исполнителями являются женщины, но иногда его танцуют и мужчинами.

2. Raqs baladi, (буквально "народный" танец) - фольклорный стиль, исполняемый мужчинами и женщинами всех возрастов в некоторых ближневосточных странах, обычно на свадьбах.

Танец живота - это соло, импровизационный танец, хотя сейчас многие молодые танцовщицы часто выступает и в группе. Этот танец завораживает всех зрителей, поэтому очень часто люди пользуются тем, что могут заказать танец живота на праздник, на свадьбу или на корпоративную вечеринку.

Когда и где появился этот удивительный танец? Одна из гипотез предполагает, что танец живота первоначально исполнялся женщинами для женщин в Леванте (Левант - общее название стран Восточного Средиземноморья: Сирии, Ливана, Израиля) и Северной Африке. Эта теория очень популярна в Западных школах танца, потому что она помогает противодействовать отрицательному сексуальному стереотипу. Однако нет никакого письменного свидетельства, подтверждающего эту гипотезу. Другая теория утверждает, что у танца живота могут быть корни в древних арабских племенных религиях: это был танец в честь богини изобилия.

Согласно третьей теории, танец живота всегда исполнялся в качестве развлечения. Некоторые историки танца живота полагают, что движения танцующих девочек, изображенных в резных фигурках во времена фараонов, типичны для танца живота. У всех этих теорий есть какие-то основания, но ни одна из них не может быть строго доказана. Наиболее вероятно, что все перечисленные выше факторы поспособствовали развитию танца живота.

Первое зарегистрированное знакомство Запада с танцем живота произошло во время вторжения Наполеона в Египет в 1798 г., когда его войска увидели цыганских танцовщиц Ghawazee, а также исполнительниц более рафинированного танца Almeh.

Позже, в 19 веке танец живота был популяризирован, и художники-ориенталисты часто изображали сцены из жизни гарема в Османской империи. Примерно в ту же эпоху танцовщицы из ближневосточных стран начали выступать на различных ярмарках, часто конкурируя по популярности с экспонатами для выставок науки и техники. Заказ танцовщиц получил тогда большое распространение. Неизменным успехом пользуются исполнительницы этого фантастического танца и в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в России.

Восточные танцы: история и легенды арабских стран

Разговор о восточных танцах обычно сводится к экзотическому танцу живота или беллидансу. Именно покачивания бедрами, волнообразные движения животом легли в основу этого стиля. Но характерный хореографический рисунок - это фундамент. Ведь существует большое количество видов восточного танца, который объединил в себе культуры всех арабских стран.

История восточных танцев: от обряда до экзотики

Первые упоминания о восточном танцевальном стиле можно обнаружить в древних храмах Египта. На фресках, украшающих их стены, сохранились рисунки танцующих людей. Подобные изображения были найдены и в Месопотамии, древнейшей цивилизации. Возраст фресок составляет более 3000 лет.

Найти истоки и точные сведения о появлении танца спустя три тысячелетия не представляется возможным, что делает стиль более загадочным и таинственным. Он буквально окутан легендами. Одна из них гласит, что первоначально танец служил ритуалом и помогал облегчить родовые муки. Женщины окружали роженицу и совершали характерные движения бедрами, отгоняя злых духов от новорожденного.

Чуть позже танец нашел применение в ритуалах, связанных с культом Богини Плодородия. В те времена земля для жителей арабских стран была практически единственным источником пропитания. Чтобы получить щедрый урожай, жрицы в храмах исполняли танец живота, который ассоциировался с рождением новой жизни.

Под властью чувственного танца оказался весь Ближний и Средний Восток. Со временем стиль начал меняться: из ритуального танца он превратился в фольклорный или народный. Каждая этническая группа, входившая в состав региона, привносила в движения танцовщиц что-то свое. Существуют сотни народных танцев, прародителем которых стал восточный стиль. Их объединяет два момента: исполнительница - обязательно женщина, главные элементы - движения бедер и живота.

Соблазнительные танцы восточных красавиц также оценили европейские купцы и торговцы, которые стали путешествовать по Египту примерно с XVI века. Именно в это время страна стала частью Оттоманской империи, что и позволило жителям Старого Света безбоязненно ее посещать.


Европейцы переняли арабские традиции, но распространиться им по всему континенту помогла Мата Хари лишь в середине XIX века. Выступая перед публикой, она заявляла, что исполняет индийские ритуальные танцы. Это пробудило большой интерес к восточному искусству. В 1889 году в Париже было проведено первое шоу, на котором танец живота исполнили арабские женщины. Через 4 года после этого события, движениями восточных красавиц уже наслаждались в Чикаго благодаря Сол Блуму. С этих пор египетские танцовщицы перестают танцевать лишь для домашнего окружения - публика жаждет их завораживающих выступлений.

Меняется отношение к танцу и в Каире, который к XX веку становится крупным городом. Большую роль в этом процессе сыграла Бадиа Мансабни, танцовщица ливанского происхождения. Она открыла в столице Египта ночной клуб в стиле европейского кабаре. Восточные танцы стали частью концертных номеров, а не просто домашним увлечением арабских красавиц. Более того, Бадиа привлекала европейских хореографов к обучению девушек. Преподаватели объединяли движения восточного стиля с другими направлениями, создавая уникальную школу танца.

Но не только появление ночных клубов помогло Египту стать центром восточного танца. В 40-х годах XX века в стране начинают снимать мюзиклы, где главную роль играла арабская культура, в частности музыка. Не обходилось в постановках и без танцевальных сцен. При этом кинопроизводители Египта искали вдохновение в европейских и американских фильмах. Смешение культур в искусстве и привело к популярности египетской школы танца по всему миру.

В 90-х годах Египет перестал быть центром арабского танцевального стиля. Волна богатых туристов резко сократилась, что привело к закрытию ночных клубов, а мусульманские экстремисты, появившиеся в стране, запрещали женщинам танцевать публично. На этом фоне стиль стал развиваться в Турции и Ливане.

Восточные танцы не перестают волновать современных женщин. Возраст и страна при этом не имеют значения. Достаточно один раз увидеть грациозные покачивания бедрами, чтобы появилось желание овладеть этим искусством. Сложно сказать, сколько школ восточных танцев открыто по всему миру. Учитывая интерес к этому направлению, одно можно утверждать точно: их количество будет только расти.

Интересные факты

    Танец живота или беллиданс - термин, придуманный для распространения стиля в США. Считается, что его ввел в обиход Сол Блум, чтобы добавить направлению соблазнительности и привлекательности. Как показывает история, политик не прогадал.

    Традиционная одежда для женщин, исполняющих bellydance , - это лиф, юбка в пол или шаровары. Такой образ закрепился в сознании современных людей, хотя изначально костюм был гораздо скромнее. Девушки надевали длинные закрытые платья, а бедра подчеркивали платками. Встретить танцовщицу с голым животом было нонсенс. Что стало причиной столь откровенных изменений? Голливуд. Американские режиссеры представляли Восток ярким, блестящим и соблазнительным. Это и стало основой для создания «американского» образа восточной женщины, который, кстати, распространился по странам-прародительницам жанра.

    Согласно одной из гипотез, первоначально восточные танцы были частью мужской военной культуры и возникли в Тибете примерно 13 тысяч лет назад. Позже женщины переняли и видоизменили стиль танцев, сделав их более привлекательными для противоположного пола.

    Распространение жанра по Европе также связывают с именем Наполеона. По одной версии, он приказал отрубить головы 400 танцовщицам, чтобы они не соблазняли своими танцами его воинов. По другой - французский император был настолько очарован красотой и грациозностью восточных женщин, что окружил себя 400 танцовщицами.

    Искусством беллиданс в свое время овладели и древние славяне. Для них он также носил сакральный смысл. Каждый год в день свадьбы жена танцевала для своего мужа, чтобы оставаться для него желанной и молодой.

  • В Библии сохранился миф о прекрасной Саломее, которая очаровала танцами царя Ирода. Во время своего исполнения девушка скинула с себя 7 вуалей, оставшись перед ним полностью обнаженной. Восхищенный царь поклялся выполнить любую просьбу Саломеи. Та попросила голову Иоанна Крестителя. Ирод сдержал обещание. Что бы ни говорилось в предании, танец семи вуалей завоевал публику и даже нашел свое отражение в живописи. Полюбоваться образом Саломеи можно на картинах Мауриция Готтлиба и Беноццио Гоццоли.


    Завоевать внимание султана, выделиться на фоне остальных жен в гареме помогал именно танец живота. В исламских странах стиль приобрел иное звучание и стал ассоциироваться с искусством соблазнения. Тонкая грань между танцем и стриптизом вызывает многочисленные споры до сих пор.

    Существует красивая легенда появления bellydance . Она гласит, что причиной зарождения стиля стала обыкновенная пчела. Она залетела под одежду юной девушки, чем и заставила ее интенсивно крутить бедрами и животом. Попытка избавиться от назойливого насекомого в итоге превратилась в танец.

    Первой российской исполнительницей танца живота считается Татьяна Нурлабековна Зеленецкая.

    Культура Востока стала вдохновением для М. И. Глинки. Свои яркие впечатления от танца черкесских девушек композитор отразил в опере «Руслан и Людмила».

    Египетское правительство зарабатывает около 400 мл долларов ежегодно на танце живота. Дело в том, что танцовщицы обязаны платить налог за публичное исполнение беллиданс.

Популярная музыка в восточном стиле

Прикоснувшись к арабской культуре, вы удивитесь количеству песен, под которые исполняют знаменитый беллиданс. Их сочиняют в Египте, Турции, Ливане, Иране и других восточных странах. Особое распространение получила именно египетская музыка 40-х годов. Композиторам тех времен удалось завоевать любовь многих женщин по всему миру. Предлагаем, прикоснуться к чарующей музыке Востока

    «Noura Noura » Фарида Аль-Атраша. Произведения этого композитора сирийского происхождения можно было услышать практически в каждом мюзикле, выпускаемом в Египте. 40 лет он потратил на сочинение песен в восточном стиле. При этом Фарид не упускал возможность самостоятельно исполнять свои композиции, чем привлекал еще большее внимание к своей персоне.

«Noura Noura » (слушать)

    «Enta Omry» в исполнении Умм Кульсум. Музыку для этой песни написал Мохаммед Абд-аль-Ваххаб. Композитор прославился далеко за пределами своей родины: его перу принадлежат гимны Ливии, Туниса и Объединенных Арабских Эмиратов. В своем творчестве Мохаммед использовал не только арабские мотивы, но и европейские. В частности, впечатление на него произвела французская культура.

«Enta Omry» (слушать)

    «Gabar» Абделя Халима Хафеза. За свой необычный, завораживающий голос этот певец получил прозвище «Соловей Нила». Певческий талант не единственное, чем запомнился Абдель. Музыкант создал целую плеяду произведений, ставших классикой египетской культуры.

«Gabar» (слушать)

    «Welak» в исполнении современного ливанского певца Джозефа Атти. Восток и Запад сплетаются в единое целое в творчестве Джозефа. Бархатный тембр его голоса в сочетании с красивыми мелодиями принесли музыканту славу и признание.

«Welak» (слушать)


    «Ommi» Марселя Халифе. Свое первое выступление этот ливанский певец и композитор дал во время гражданской войны. Жажда представить окружающим свое творчество была сильнее страха смерти. И до сих пор его песни, написанные в традиционном арабском стиле, пользуются популярностью среди ценителей восточной культуры.

Разновидности восточного танца


Известно более 50 видов этого стиля. Такое разнообразие связано с культурными особенностями стран, где распространялся танец.

    Гавейзи получил наибольшее распространение в Египте и был «завезен» цыганами из Индии. Традиционно гавейзи исполняли на улицах. После выступлений танцовщицы ходили с перевернутыми бубнами и собирали деньги у зрителей. Характерной деталью костюма этого направления считается небольшая шляпка, декорированная лентами и бусинами.

    Бандари - иранский стиль. Его отличают интенсивные тряски бедрами и плечами. Танцуют бандари на носочках, держа в руках платочек.

    Хаггала - танец бедуинов, который традиционно исполняют на свадьбах. Его хореография включает частые хлопки и прыжки, которые гармонично сочетаются с движениями бедер. Отдельного внимания заслуживает юбка с широкими воланами.

    Нубия - стиль, который получил распространение в Судане. В основном его исполняет группа танцовщиц, которые держат в руках бубны или тарелки из тростника.

Кроме этого существуют арабская, турецкая, египетская и другие школы восточного танца. Не менее разнообразны и аксессуары, которые используют во время выступлений: сабли, бубны, канделябры, шали и веера.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса