Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тема «маленького человека» в советской литературе. Образ "маленького человека" в русской литературе Печатные материалы Словари, руководства, справочные материалы и т. д

Вы замечали, как ход истории влияет на литературный процесс? Как с изменениями в реальной жизни, появлением новых законов, сменой власти, научным и техническим развитием перед писателем возникают различные проблемы, пути решения которых диктует, опять-таки, политическая ситуация в стране?

Одной из вечных проблем литературы вообще и русской литературы в частности является проблема «маленького» человека. Маленького не по биологическим параметрам: ростом не вышел, до других не дотягивается, - а по причине того, что занимает определенное общественное положение, не позволяющее ему стать кем-то большим, чем тем, кем он является.

Отдельные штрихи подобных образов видим уже в творчестве Пушкина. Вспомним «Станционного смотрителя»: бедный, несчастный старик, от которого обманом увезли родную дочь – чем не пример «маленького» человека? Но это пока лишь набросок, отголосок действительного образа «маленького» человека.

Дорогой читатель, не кори автора данного эссе, ежели уличишь в принятии позиции Чернышевского к вопросу о русской литературе середины XIX века, ведь трудно не согласиться с Николаем Григорьевичем, что появление национального характера, а с ним и «маленького» человека связано с творчеством Н.Гоголя. Хрестоматийный пример в этом отношении – повесть Гоголя «Шинель». Здесь уже видим нечто другое, иную авторскую позицию, знаменитый «смех сквозь слезы», когда человек и смешон, и в нелепости своей ужасающ. Но и жалко его – такого беззащитного. К слову заметим, что сей образ актуален и для нашего века: не случайно Ю. Норнштейн уже не первый год занимается созданием мультипликационного фильма по мотивам повести.

Следующий виток развития образ «маленького» человека получает уже в творчестве Ф.Достоевского. Открываем страницы «Бедных людей» - перед нами Макар Девушкин, типичный представитель «униженных и оскорбленных». Но что говорит он об упомянутой выше гоголевской «Шинели»?

«Я бы, например, так сделал; а то что тут у него особенного, что у него тут хорошего? Так, пустой какой-то пример из вседневного, подлого быта. Да и как вы-то решились мне такую книжку прислать, родная моя. Да ведь это злонамеренная книжка, Варенька; это просто неправдоподобно, потому что и случиться не может, чтобы был такой чиновник. Да ведь после такого надо жаловаться, Варенька, формально жаловаться».

Бунтует «маленький» человек, «свой слог вырабатывает», не согласен он со своим положением, не согласен с тем, что унижать его кто-либо право

имеет. И это не случайно, ведь именно в это время возникают в философии, а вместе с тем и в литературе, положения о самоценности каждой личности, об индивидуальности. Но куда приведет эта «индивидуальность»? Не к Раскольниковым ли, задающим себе вопрос «тварь ли я дрожащая или право имею?»?…

От середины к концу века творчество очень многих писателей наполнено описанием жизни «маленьких» людей: это произведения и Некрасова, и Гаршина, и Герцена, и Чехова и пр. И в качестве героев выступают представители разных социальных прослоек, занимающих разное общественное положение – актрисы, крестьяне, военные…

Особенно интересен в этом отношении А. Чехов на раннем этапе своего творческого пути с его юморесками и саркастическими шутками. Целый калейдоскоп рассказов, в которых главным действующим лицом выступает «маленький» человек – «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев» - позволяет нам понять отношение автора к людям подобного склада. Все они ничтожны, боязливы, а потому пресмыкаются перед людьми, стоящими выше их по социальной лестнице. Таких персонажей Чехов презирает. Это уже не гоголевский «смех сквозь слезы» - это горькое отчаяние обнищанию морального духа в человеке. Оно и понятно: наступает кризисная эпоха конца века, завершения, отмирания всех традиционных нравственных устоев и ожидание чего-то нового, еще неведомого и страшного в своей неопределенности (не случайно страшного, если вспомнить, что история уготовила для России в начале века двадцатого).

Меняется один век на другой, меняется человек, меняется его место в литературе. И будет так до тех пор, пока существует и литература, и люди, и движение истории.

Использованная литература:

1. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы [Электронный ресурс] URL : http://az.lib.ru/c/chernyshewskij_n_g/text_0210.shtml - 20.05.18

"Маленький человек" - литературный персонаж, характерный для эпохи реализма. Такой герой в художественных произведениях мог быть мелким чиновником, мещанином или даже бедным дворянином. Как правило, основная его особенность - низкое социальное положение. Этот образ встречается в произведениях как отечественных, так и зарубежных авторов. Тема маленького человека в русской литературе занимает особое положение. Ведь этот образ получил особенно яркое выражение в творчестве таких писателей, как Пушкин, Достоевский, Гоголь.

Великий русский поэт и писатель показал читателям чистую и неиспорченную богатством душу. Главный герой одного из произведений, входящих в цикл «Повести Белкина», умеет радоваться, сочувствовать и страдать. Однако жизнь пушкинского персонажа изначально складывается нелегко.

Словами о том, что станционных смотрителей проклинает каждый, начинается знаменитая повесть, без анализа которой невозможно рассмотрение темы «Маленький человек в русской литературе». Пушкин изобразил в своем произведении спокойного и счастливого персонажа. Самсон Вырин остался человеком добродушным и беззлобным, несмотря на многолетнюю тяжелую службу. И только разлука с дочерью лишила его душевного спокойствия. Самсон может пережить тяжелый быт и неблагодарную работу, однако существовать без единственного на свете близкого человека он не в состоянии. Станционный смотритель умирает от тоски и одиночества. Тема маленького человека в русской литературе многогранна. Герой повести «Станционный смотритель», пожалуй, как никакой другой способен вызвать у читателя сострадание.

Акакий Акакиевич

Менее привлекательным персонажем является герой повести «Шинель». Гоголевский персонаж - собирательный образ. Подобных Башмачкину множество. Они повсюду, но люди их не замечают, поскольку не умеют ценить в человеке его бессмертную душу. Тема маленького человека в русской литературе из года в год обсуждается на школьных уроках литературы. Ведь благодаря внимательному прочтению повести «Шинель» юный читатель может по-иному взглянуть на людей, которые его окружают. Развитие темы маленького человека в русской литературе началось именно с этого полусказочного произведения. Не зря великий классик Достоевский однажды произнес знаменитую фразу: «Все мы вышли из "Шинели"».

Вплоть до середины XX века образ маленького человека использовали писатели русские и зарубежные. Он встречается не только в произведениях Достоевского, но и в книгах Герхарта Гауптмана, Томаса Манна.

Максим Максимович

Маленький человек в творчестве Лермонтова - это незаурядная личность, страдающая от бездействия. Образ Максима Максимовича впервые встречается в повести «Бэла». Тема маленького человека в русской литературе благодаря Лермонтову стала служить литературным приемом для критического изображения таких пороков социального общества, как коленопреклонение, карьеризм.

Максим Максимович - дворянин. Однако он принадлежит к обедневшему роду, к тому же не обладает влиятельными связями. А потому, несмотря на свой возраст, все еще находится в чине штабс-капитана. Однако Лермонтов изобразил маленького человека не оскорбленным и униженным. Его герой знает, что такое честь. Максим Максимович - порядочный человек и старый служака. Во многом он напоминает пушкинского из повести «Капитанская дочка».

Мармеладов

В маленький человек жалок и ничтожен. Мармеладов осознает свою бесполезность и ненужность. Рассказывая Раскольникову историю своего нравственного падения, он едва ли способен вызвать симпатию. Он утверждает: «Бедность не порок. Нищета - порок». И эти слова словно оправдывают слабость и бессилие Мармеладова.

В романе «Преступление и наказание» особое развитие получает тема маленького человека в русской литературе. Сочинение по произведению Достоевского - стандартное задание на уроке литературы. Но, независимо от того, какое название имеет это письменное задание, выполнить его, не составив предварительно характеристику Мармеладова и его дочери, невозможно. Вместе с тем следует понимать, что Соня, хотя и является также типичным маленьким человеком, существенно отличается от прочих «униженных и оскорбленных». Она не в состоянии что-либо поменять в своей жизни. Однако эта хрупкая девушка обладает огромным духовным богатством и внутренней красотой. Соня - олицетворение чистоты и милосердия.

«Бедные люди»

В этом романе также речь идет о «маленьких людях». Девушкин и Варвара Алексеевна - герои, которых Достоевский создавал с оглядкой на гоголевскую «Шинель». Однако образ и тема маленького человека в русской литературе начались именно с произведений Пушкина. И они с романами Достоевского имеют немало общего. История станционного смотрителя рассказана им самим. «Маленькие люди» в романах Достоевского также склонны к исповеди. Они не просто осознают свою ничтожность, но и стремятся осмыслить ее причину, выступают в роли философов. Достаточно лишь вспомнить пространные послания Девушкина и долгий монолог Мармеладова.

Тушин

Система образов в романе «Война и мир» чрезвычайно сложна. Персонажи Толстого - герои из высшего аристократического круга. Ничтожного и жалкого в них мало. Но почему о великом романе-эпопее вспоминают тогда, как обсуждается тема маленького человека в русской литературе? Сочинение-рассуждение - это задание, в котором стоит привести характеристику такого героя, как из романа «Война и мир». На первый взгляд он смешон и неуклюж. Однако это впечатление обманчиво. В бою Тушин проявляет свою мужественность и бесстрашие.

В огромном произведении Толстого этому герою отводится всего несколько страниц. Однако тема маленького человека в русской литературе 19 века невозможна без рассмотрения образа Тушина. Характеристика этого персонажа очень важна для понимания взглядов самого автора.

Маленькие люди в творчестве Лескова

Тема маленького человека в русской литературе 18-19 века раскрыта максимально. Лесков в своем творчестве также не обошел ее. Однако его герои значительно отличаются от образа маленького человека, который можно видеть в повестях Пушкина и романах Достоевского. Иван Флягин - богатырь обликом и душой. Но этого героя можно отнести к разряду «маленьких людей». Прежде всего потому, что на его долю выпадает немало испытаний, однако он не сетует на судьбу и не плачется.

Образ маленького человека в рассказах Чехова

Подобный герой нередко встречается на страницах произведений этого писателя. Особенно ярко образ маленького человека изображен в сатирических рассказах. Мелкий чиновник - типичный герой произведений Чехова. В рассказе «Смерть чиновника» присутствует образ маленького человека. Червяковым управляет необъяснимый страх перед начальником. В отличие от героев повести «Шинель», персонаж из рассказа Чехова не страдает от притеснения и издевательств со стороны коллег и начальника. Червякова убивает страх перед высшими чинами, вечное преклонение перед начальством.

«Торжество победителя»

Тему преклонения перед начальством Чехов продолжил в этом рассказе. Однако маленькие люди в «Торжестве победителя» изображены в куда более сатирическом свете. Отец, дабы выхлопотать для своего сына хорошую должность, унижает себя заискиванием и грубой лестью.

Но в низких мыслях и недостойном поведении виновны не только люди, выражающие их. Все это является результатом порядков, царящих в социальном и политическом строе. Червяков не стал бы так рьяно просить прощения, если бы не знал о возможных последствиях допущенной оплошности.

В творчестве Максима Горького

Пьеса «На дне» повествует об обитателях ночлежки. Каждый из персонажей этого произведения - маленький человек, лишенный самого необходимого для нормальной жизни. Изменить что-либо он не способен. Единственное, на что он имеет право - верить в небылицы странника Луки. Сочувствие и тепло - это то, что нужно героям пьесы «На дне». Автор призывает читателей к состраданию. И в этом взгляды его совпадают с точкой зрения Достоевского.

Желтков

«Гранатовый браслет» - повесть о большой любви маленького человека. Желтков однажды влюбляется в замужнюю женщину, и этому чувству он остается верен до последних минут своей жизни. Между ними пропасть. И на ответное чувство герой произведения «Гранатовый браслет» не надеется.

Желтков обладает характерными чертами маленького человека не только потому, что занимает невысокое социальное положение. Он, так же как и Башмачкин, и станционный смотритель, остается один на один со своей болью. Чувства Желткова служат почвой для шуток и иронических зарисовок князя Шеина. Оценить глубину страдания «маленького человека» другие герои способны лишь после его смерти.

Карандышев

Образ маленького человека в имеет общие черты с подобными героями в произведениях Достоевского и Чехова. Однако униженный Карандышев в пьесе «Бесприданница» не вызывает ни жалости, ни симпатии. Он всеми силами стремится попасть в общество, в котором его не ждут. А за оскорбления, которые он выносит многие годы, он готов мстить.

К категории маленьких людей относятся также и и Катерина Кабанова. Но эти героини представляют собой личности цельные, а потому приспосабливаться и изворачиваться не умеют. Смерть для них становится единственным выходом из положения, в котором они оказались в силу косности общественного строя.

Образ маленького человека в литературе получил развитие в девятнадцатом веке. Однако в современной литературе он уступил место другим героям. Как известно, многие зарубежные авторы находились под влиянием русской литературы. Доказательством того служат произведения писателей XX, в которых нередко встречаются персонажи, напоминающие чеховских и гоголевских героев. Примером может служить «Маленький господин Фридеманн» Томаса Манна. Герой этой новеллы проживает свою недолгую жизнь незаметно и погибает так же, от равнодушия и жестокости окружающих.

Введение ………………………………………………………………………………………………….4

Основная часть …………………………………………………………………………………………4

Глава 1. «Маленький человек» Акакий Акакиевич Башмачкин……………………………………..4

Глава 2. «Маленький человек » в произведениях "Станционный смотритель", "Медный всадник", "Капитанская дочка»……………………………………………………………..4

Глава 3. . "Смерть чиновника". "Человек в футляре". "Торжество победителя".

"Хамелеон". "Толстый и тонкий"………………………………………………………………………6

Глава 4. . "Бедные люди". "Преступление и наказание". ……………………..7

Заключение …………………………………………………………………………………………….7

Выводы………………………………………………………………………………………………….7

Использованная литература………………………………………………………………………....8

Приложения ……………………………………………………………………………………………9

Гипотеза : Человек - это звучит гордо?

Цель : Выявить особенности изображения данного типа героев в литературе и разобраться в причинах появления таких людей в обществе

Задачи: прочитать произведения русской литературы 19 века: повесть "Шинель", повесть «Станционный смотритель», "Медный всадник", "Капитанская дочка"; изучить критическую литературу по повести; ознакомиться с Интернет-ресурсами по данной проблеме.

Методика :


1. На этапе определения потребностей учеников эффективными будут такие методы, как:

А)изучение анкеты учеников, определяющей уровень их знаний по теме;

Б)использование аналитической таблицы, выявляющей степень понимания сути предполагаемого исследования.

Этот этап чрезвычайно важен, так как позволяет учителю скорректировать работу над проектом, а ученикам - оценить собственные способности и соотнести их с задачами проекта.

2. В ходе работы учеников над проектом возможно использование самых разнообразных методов:

а)составление карты-плана предстоящей работы, что позволит ученикам почувствовать

ответственность за своё обучение, а также - внести критерии оценивания по каждому этапу работы;

б)"мозговой штурм" - с целью концентрации представлений о предстоящей работе;

в)неформальные наблюдения учителя, которые поддержат корректировку исследования и дадут основания для объективного оценивания;

г)обратная связь от сверстников, помогающая ученику оценить качество своей работы и соотнести её с потребностями общего исследования в группе;

д)самооценка и рефлексия, дающие ученику возможность оценить собственный труд и обдумать методы его улучшения;

е)отчёты по выполнению ключевых этапов проекта, представленных в форме черновых набросков, планов, схем, неформальных опросников, в которых ученики выражают свои мысли о ходе исследования. Названные методы позволят учителю и ученикам постоянно оценивать ход работы над проектом, будут способствовать развитию мыслительных навыков высокого уровня.

3. После выполнения проекта предполагается провести оценивание следующих итоговых работ учащихся:

а)отчётов - презентаций о проведённом исследовании;

б) выступлений на итоговой ученической конференции;

в) творческих работ в форме эссе и вики-статьи;

г) инсценирование фрагментов комедии Гоголя «Ревизор»

д) портфолио учеников с исследовательскими материалами.

При оценивании на каждом этапе работы над проектом будут учитываться глубина и полнота исследования, использование различных учебных ресурсов, творческий подход, умение связывать проблему с другими областями науки и видеть перспективу её развития.

Что знаю : Духовный мир «маленького человека» скуден, малоинтересен.

Что еще нужно найти : раскрыть истинное лицо, духовный потенциал «маленького человека» на примере образа Башмачкина из повести Гоголя «Шинель», Самсона Вырина из повести «Станционный смотритель» и героев других произведений.

Введение

Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался тем более актуален, чем более демократичной становилась литература. Само понятие "маленький человек", скорее всего, в употребление ввел Белинский (статья 1840 г. "Горе от ума"). Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. "Маленький человек - представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.


Проект посвящен "сквозной" теме в русской литературе - эволюции образа "маленького человека". Данная тема достаточно емкая, в ней отразились многие литературные и социальные процессы, происходившие в России в течение всего 19 века. Произведения, содержат богатый материал для раскрытия данной темы, для развития аналитических способностей, мышления, общего интеллекта учащихся. Метод проектов позволит рассмотреть данную тему комплексно, в интеграции с психологией, социологией, с реалиями современного мира.

Основная часть

Глава 1. «Маленький человек» Акакий Акакиевич Башмачкин

В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, унижающие и оскорбляющие достоинство других людей, нередко выглядят более жалкими и ничтожными, чем их жертвы. Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя "Шинель". Акакий Акакиевич - настоящий "маленький человек". Почему? Во-первых, он стоит на одной из самых низших ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе незаметно вообще. Во-вторых, мир его духовной жизни и человеческих интересов до крайности сужен, обеднен, ограничен. Сам Гоголь характеризовал своего героя как бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика документов одного из департаментов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Поэтому, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: "Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь". Духовная жизнь Башмачкина тоже ограничена. Собирание денег на новую шинель становится для него смыслом всей его жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража новой шинели, приобретенной путем таких лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие посмеялись над его бедой, и никто не помог ему. "Значительное лицо" так накричало на него, что бедный Акакий Акакиевич потерял сознание. Почти никто не заметил его смерти. Несмотря на уникальность образа, созданного писателем, он, Башмачкин, не выглядит в сознании читателей одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же униженных, разделяющих удел Акакия Акакиевича. Гоголь был первым, кто заговорил о трагедии "маленького человека", уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образования и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичночть общества по отношению к "маленькому человеку" и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. Не их вина, что они не очень умны, а порой и вовсе не умны, Но они никому не делают зла, а это очень важно. Так за что же тогда над ними смеяться? Может быть, к ним нельзя относиться с большим уважением, но нельзя их обижать. Они, как и все остальные, имеют право на достойную жизнь, на возможность чувствовать себя полноправными людьми.

Глава 2. «Маленький человек » в произведениях "Станционный смотритель", "Медный всадник", "Капитанская дочка"

Величайший поэт 19 века тоже не оставил незамеченной тему "маленького человека", только он обратил свой взор не на образ коленопреклоненного, а на судьбу несчастного человека, показывая нам его чистую, неиспорченную богатством и благополучием душу, умеющего радоваться, любить, страдать. Это повесть "Станционный смотритель", входящая в цикл "Повестей Белкина". Пушкин сочувствует своему герою. Изначально его жизнь складывается нелегко. "Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда… Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если скоро удастся ему избавиться от непрошенного гостя; но если не случится лошадей? боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца… Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием". Это текст Пушкина, но за ним мы слышим голоса Радищева и Карамзина. Но герой повести - Самсон Вырин - вполне счастлив и спокоен, он давно приспособился к условиям службы, красавица дочь Дуня помогает ему вести нехитрое хозяйство. Он мечтает о простом человеческом счастье, надеясь понянчить внуков, провести старость в кругу семьи. Но судьба готовит ему тяжкое испытание. Проезжий гусар Минский увозит Дуню, не задумываясь о последствиях своего поступка. Несчастный отец надеется вернуть дочь, но как ему тягаться с богатым гусаром! После неудачной попытки вернуть дочь, когда гусар "сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу", Вырин был уже не в состоянии бороться. Он "подумал, махнул рукой и решил отступиться". Самсон умер в тоске по дочери, горюя о возможной плачевной ее судьбе. Евгений, герой "Медного всадника", похож на Самсона Вырина.

…Наш герой
Живет в Коломне, где-то служит,
Дичится знатных…

Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь.

О чем же думал он? О том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость, и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег
.

Он тоже надеется на свое личное, пусть маленькое, но так нужное ему семейное счастье.

Жениться? Мне? Зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно,
Но что ж, я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
Пройдет, быть может, гой-другой -
Местечко получу, Параше
Препоручу семейство наше
И воспитание ребят.
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба,
И внуки нас похоронят.

Но все его мечты тщетны, потому что злой рок врывается в его жизнь: стихия губит его возлюбленную. Евгений не может противиться судьбе, он тихо переживает свою утрату. И только в состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте. Пушкин смотрит на своих героев со стороны. Они не выделяются ни умом, ни своим положением в обществе, но они добрые и порядочные люди, а поэтому достойны уважения и сочувствия. В романе "Капитанская дочка" в разряд "маленьких людей" входят Петр Андреевич Гринев и капитан Миронов. Их отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность, способность любить и уважать людей. Но у них есть еще одно очень хорошее качество - сохранять верность данному слову. Пушкин вынес в эпиграф поговорку: "Береги честь смолоду". Свою честь они сберегли. И так же дороги, как и герои его уже ранее названных произведений.

Глава 3. . "Смерть чиновника". "Человек в футляре". "Торжество победителя". "Хамелеон". "Толстый и тонкий".

"Маленький человек" постоянно встречается на страницах произведений. Это основной герой его творчества. Особенно ярко отношение Чехова к таким людям проявляется в его сатирических рассказах. А отношение это однозначное. В рассказе "Смерти чиновника" "маленький человек" Иван Дмитриевич Червяков постоянно и навязчиво извиняется перед генералом Бризжаловым за то, что случайно обрызгал его, когда чихнул. "Я его обрызгал! - подумал Червяков. - Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо." Ключевое слово в данной мысли - "начальник". Наверно, Червяков не стал бы бесконечно извиняться перед рядовым человеком. У Ивана Дмитриевича боязнь начальства, и этот страх переходит в лесть и лишает самоуважения. Человек доходит уже до того, что позволяет втаптывать себя в грязь, более того, он сам помогает делать это. Надо отдать должное генералу, он очень вежливо обращается с нашим героем. Но простой человек не привык к подобному обращению. думает, что его проигнорировали и приходит просить прощения несколько дней подряд. Бризжалову это надоедает, и он наконец-то кричит на Червякова. "-Пошел вон!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал."
"-Что-с? - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.
-Пошел вон!! - повторил генерал, затопав ногами.
В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и…помер."
Вот до чего доводит страх перед высшими чинами, вечное преклонение и унижение перед ними. Для более полного раскрытия образа своего героя, Чехов использовал "говорящую" фамилию. Да, Иван Дмитриевич мал, жалок, как червяк, его можно без усилия раздавить, а самое главное - он такой же неприятный.

В рассказе "Торжество победителя" Чехов представляет нам историю, в которой отец и сын унижаются перед начальником, дабы сын мог получить должность.
"Начальник рассказывал и, видимо, желал казаться остроумным. Не знаю, сказал ли он что-нибудь смешное, но только помню, что папаша ежеминутно толкал меня в бок и говорил:
-Смейся!…
…- Так, так!- зашептал папаша. - Молодец! Он глядит на тебя и смеется… Это хорошо; может, в самом деле даст тебе место помощника письмоводителя!"

И снова мы сталкиваемся с преклонением перед вышестоящими. И снова это самоунижение и лесть. Люди готовы ублажать начальника для достижения своей ничтожной цели. Им даже в голову не приходит вспомнить о том, что существует простое человеческое достоинство, которое нельзя терять ни в коем случае. хотел, чтобы все люди были красивы и свободны. "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Так думал Антон Павлович, поэтому, высмеивая в своих рассказах примитивного человека, он призывал к самосовершенствованию. Чехов ненавидел самоунижение, вечное прислуживание и преклонение перед чиновниками. Горький говорил про Чехова: "Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней". Да, он боролся с ней своими произведениями, он завещал нам "по капле выдавливать из себя раба". Возможно, столь мерзкий образ жизни его "маленьких людей", их низкие мысли и недостойное поведение - результат не только личных черт характера, но и их социальное положение и порядки существующего политического строя. Ведь не стал бы Червяков так усердно извиняться и жить в вечном страхе перед чиновниками, если б не боялся последствий. Такими же неприятными качествами характера обладают персонажи рассказов "Хамелеон", "Толстый и тонкий", "Человек в футляре" и многих других. Антон Павлович считал, что у человека должна быть цель, к исполнению которой он будет стремиться, а если ее нет или она совсем мала и ничтожна, то и человек становится таким же маленьким и ничтожным. Человек должен трудиться и любить - вот две вещи, которые играют главную роль в жизни любого человека: маленького и не маленького.

Глава 4. . "Бедные люди". "Преступление и наказание".

Если у Чехова персонажи унижаются, не сознают своего ничтожества, то у Достоевского"маленький человек" полностью понимает свою ненужность, бесполезность.

В романе "Бедные люди" речь идет о "маленьких людях". Макар Девушкин и Варвара Алексеевна также принадлежат к низшему слою общества. Они хотят хорошо жить, работают, надеются на свое счастье. Макар Девушкин очень любит Вареньку, он для нее как отец: покупает ей то, о чем она мечтает, хотя она его об этом не просит, а сам остается фактически без пищи, становится должником хозяйки дома, в котором он живет. Варенька, узнав о беде Макара Девушкина, пытается ему помочь: высылает ему деньги, чтобы он смог расплатиться с хозяйкой и чего-нибудь себе купить. Следует заметить, что она отдает далеко не лишние деньги, заработанные ее кропотливым трудом. Жалость и доброта свойственны этой нежной девушке и ее другу - Макару Девушкину, спасшему ее когда-то от злой родственницы. Здесь очень важна взаимовыручка, потому что только на нее и могут надеяться эти люди. Автор своими произведениями хотел указать на проблемы обездоленных. Они вынуждены жить в мрачных, грязных, мерзких и вонючих районах города. А чем многие из них этого заслужили? Чем заслужила это Соня Мармеладова? Чем заслужили это Макар Девушкин и Варвара Алексеевна? На это и обращает внимание Достоевский. Его "маленький человек" умеет рассуждать. Он не только "униженный и оскорбленный", понимающий свое ничтожество, он еще и философ, ставящий перед обществом вопросы величайшей важности.

Заключение

Представление о "маленьком человеке" менялось на протяжении всего 19 - начала 20 веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя. Но уже со второй трети 20 века этот образ исчезает со страниц литературных произведений, т. к. метод социалистического реализма не предполагает такого героя. В процессе изучения предмета мы пришли к выводу, что нельзя выявить какую-то систему изменения взглядов писателей на этих героев. Но можно найти общее во взглядах разных писателей. Например, писатели первой половины 19 века (Пушкин, Лермонтов, Гоголь) относятся к "маленькому человеку" с сочувствием. Особняком стоит Грибоедов, который смотрит на этого героя по-другому, что сближает его взгляды со взглядами Чехова и частично Островского. Здесь на первый план выходит понятие пошлости и самоунижения. В представлении Л. Толстого, Н. Лескова, А. Куприна "маленький человек" - это талантливый, самоотверженный человек. Такое разнообразие взглядов писателей зависит от особенностей их мировоззрения и от того разнообразия человеческих типов, которое нас окружает в действительной жизни

Выводы

В результате работы мы пришли к выводу, что человек не просто физиологическое и социальное существо, живущее среди других людей, но и личность, наделенная собственным богатым внутренним миром, чувствами, мыслями, правами. Гоголь был первым, кто заговорил о трагедии "маленького человека", уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образования и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества по отношению к "маленькому человеку" и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. Не их вина, что они не очень умны, а порой и вовсе не умны, Но они никому не делают зла, а это очень важно. Так за что же тогда над ними смеяться? Может быть, к ним нельзя относиться с большим уважением, но нельзя их обижать. Они, как и все остальные, имеют право на достойную жизнь, на возможность чувствовать себя полноправными людьми.

Использованная литература.

Учебники, методические пособия, хрестоматии, лабораторные пособия, справочный материал и т. д.

Печатные материалы Словари, руководства, справочные материалы и т. д.

1. Воропаев Васильевич Гоголь. Русские писатели. 19 век. – М., 2000.

2. "Шинель"

3. «Преступление и наказание»

4. "Ревизор"

5. Есин и приёмы анализа литературного произведения. – М., 2000.

6. Лотман пространство в прозе Гоголя. – М., 1978.

7. Манн Гоголя. – М., 1978.

8. Машинский мир Гоголя. – М., 1983.

9. «Медный всадник».

Само понятие "маленький человек" появляется в литературе раньше, чем складывается сам тип героя. Вначале это обозначение людей третьего сословия, которое стало интересовать писателей ввиду демократизации литературы. В ХIХ веке образ «маленького человека» становится одной из сквозных тем литературы. Понятие "маленький человек" ввел в употребление В.Г. Белинский в статье 1840 года «Горе от ума». Первоначально оно обозначало человека «простого». С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным персонажем демократических произведений второй половины XIX века. История литературы показала, что тип маленького человека оказался очень гибким, способным к видоизменению. С изменением социального, политического, культурного уклада, под влиянием философских идей различных мыслителей эволюционирует в литературе и тип «маленького человека», появляются его различные варианты. Сложное время рубежа веков порождало экзистенциальные настроения: «маленький человек» - это уже не только социальный тип ущербного и беззащитного, это человек вообще. Это человек, который слаб и беззащитен перед катаклизмами, переломами, судьбой, роком, Вселенной. Но разные писатели рубежа веков расставляли разные акценты при разработке темы «маленького человека». М.Горький (Матрёна «Супруги Орловы», Никита «Дело Артамоновых», Арина «Скуки ради»). Как никто другой из русских писателей, Горький увидел у простых, задавленных жизнью людей богатый и многогранный внутренний мир, высокие мысли и большие запросы, раздумья не только о куске хлеба, а и об устройстве мира, медленный, но неуклонный рост народного сознания. В серьезных, социально значимых конфликтах сталкиваются яркие, сложные характеры, разные убеждения. Горький не только и не столько жалел "маленького человека", "униженного и оскорбленного", сколько требовал от этого человека, чтобы он перестал быть "маленьким", а стал Человеком с большой буквы, не позволял себя унижать и оскорблять. («Человек - это звучит гордо», Сатин, «На дне»). Горький верил в духовные, творческие силы человека, в то, что человек, пусть даже «маленький» победит царящее зло. В конечном счете, это было связано с созреванием революции в стране, и горьковские произведения оказались созвучны чувствам, мыслям, настроениям людей тех лет. Горький пытался найти светлое начало в «погибших созданиях», от себя и от своих героев выступал против попыток унизить и оскорбить «маленького человека», что особенно ярко проявилось в страшном рассказе «Скуки ради». Но как художник, особенно в ранний период творчества, Горький не избежал ницшевского эстетизма, включающего в себя любование силой как «внеморальным» феноменом. Он противопоставляет «маленьких людей» людям физически сильным, красивым и симпатизирует последним. Это ясно видно в таких рассказах, как «Макар Чудра», «На плотах», «Мальва» и некоторых других. Челкаш отдает деньги Гавриле не потому, что жалеет несчастного парня. Ему отвратительно его унижение, он ему эстетически «неприятен». И.А.Бунин настаивал на иррациональном характере поступков человека. В рассказах «Игнат», «Сверчок» и др. Бунин утверждает, что у «маленьких людей» отсутствует чувство нравственного сознания, нет понятий добра и зла. В его рассказах счастье «маленького человека» не зависит от следования нравственным нормам. У Е.Замятина в повести «Уездное» главный герой – «маленький человек», Анфим Барыба, который близок Башмачкину Гоголя. Но Гоголь защищает в Башмачкине Человека, своего брата, а Замятин видит в своём герое серьёзную социальную и нравственную опасность. Это социально опасная, зловредная разновидность «маленького человека». Ф. Сологуб с одной стороны, наследует черты русской классической прозы, с другой стороны, автор сознательно отходит от нее. По характеру своего творчества Сологуб близок Чехову, Салтыкову – Щедрину (т.е. «маленький человек» сам виноват в своих несчастьях», высмеивает «маленького человека»). Подобно Чехову Сологуб чувствуют пошлость окружающей жизни в самых тонких её проявлениях. В романе «Мелкий бес» его главный герой Передонов весь соткан из аллюзий, сопряженных с его предшественниками, со всеми теми «маленькими и униженными», незащищенными, но это иная вариация человека «футлярного» типа, «маленького человека». Передонов – это ничтожное создание, распираемое от амбиций, воплощение обыденного демона, изнанки жизни, человек безнравственный и бездуховный, средоточие зла. Таким образом, в творчестве Сологуба «маленький человек» трансформируется в «мелкого беса». Вожделенный чин инспектора - трансформация шинели Акакия Акакиевича, единственно ценной вещи в жизни. Но в отличие от «маленьких людей» литературы 19 века, Передонов мнит себя важным, значительным, упивается своей значительностью, но вместе с тем не зазорным считает угодничество, подхалимство перед вышестоящими лицами. Передонов «маленький человек» именно в значении «мелкий, измельчавший, подлый выродившийся, низменный, ничтожный в своей злобе» . Это воплощение социального и нравственного низа. В этом Передонов близок Барыбе Замятина. В рассказе «Маленький человек» Сологуб открыто декларирует продолжение традиции: Саранин, неказистый внешне (мал ростом) служит в департаменте. Герой, выпив ненароком капелек, предназначавшихся жене (для уменьшения её дородности и придания ей соответствующего с мужем роста) стал катастрофически мельчать. В буквальном смысле слова. Метафорическое название историко-литературного типа героя «маленький человек» прочитывается и развивается Сологубом буквально. Но составляющая конфликта остаётся традиционной, Сологуб прямо говорит об этом: «традиции сослуживцев Акакия Акакиевича живучи». Сослуживцы Саранина презирают его за маленький рост, начальство требует возвращения прежних размеров, угрожает увольнением, жена перестаёт считать его за человека вообще, никто не слышит «комариного писка» маленького человека, он становится игрушкой, марионеткой в руках «сильных мира сего». Не имея силы противостоять им, «маленький человек» вынужден подчиняться жестокой власти капитала. «Маленькие людишки могут говорить, но их писк не слышен людям больших размеров» - резюмирует автор. «Маленький человек» в произведениях А.И. Куприна (Желтков «Гранатовый браслет», Ромашов, Хлебников «Поединок», Сашка «Гамбринус») несёт в себе ощущение беспросветности жизни, полной утраты возможностей существования. Обездоленные персонажи купринских рассказов чаще живут в атмосфере страдания и горести. Тем поразительнее их «сложные чувства», «светлые порывы». Куприн изображает незаурядность натуры «маленького человека», которая проявляется в его поступках. Его поведение сопровождается такой «совокупностью душевных движений», что сомневаться в «чудесном даре» «маленького человека» не приходится. Одним из проявлений такого дара является любовь. Продолжая традиции Пушкина и Достоевского, Куприн сочувствует «маленькому человеку», раскрывает его душевные качества в противовес писателям-декадентам, хотя и видит свойственные ему слабости, которые порой изображает с дружеской иронией. Накануне революции и в её годы тема «маленького человека была одной из главных в творчестве Куприна. Внимание писателя к «маленькому человеку», защита способности его чувствовать, любить, страдать вполне в духе Достоевского и Гоголя. Вспомним хотя бы Желткова из «Гранатового браслета». Тихий, робкий и незаметный, вызывающий жалость Веры и её мужа, он не только вырастает в трагического героя, но силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. «Маленький человек» Желтков оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве, в способности любить аристократам. С наибольшей яркостью и художественной силой рост сознания столь любимого Куприным "маленького человека" в эпоху первой русской революции отражен в известном рассказе "Гамбринус" - одном из лучших произведений писателя. Бедный еврейский скрипач Сашка из портового кабачка "Гамбринус" отказывается в дни разгула реакции исполнять монархический гимн, смело бросает в лицо царского охранника слово "убийца" и ударяет его, - этот Сашка едва ли не самый отважный из всех "маленьких людей" Куприна, непохожий на всех остальных. Таким его сделала окрыляющая атмосфера дней первой русской революции, прекрасно переданная в рассказе. Братское, «гоголевское» отношение к «маленькому человеку», сострадание, печаль о его никому не нужной жизни мы видим и в повести «Поединок». «Кто же, наконец, устроит судьбу забитого Хлебникова, накормит, выучит его и скажет ему: «Дай мне твою руку, брат». Вместе с тем его «маленький» герой (Ромашов, Желтков) нерешительный, романтически настроенный, не выдерживает поединка с суровой действительностью, оказывается нежизнеспособным, гибнет физически, не имея моральных сил противостоять обстоятельствам. Традиционно реалистическая тема «маленького человека» приобретает иную окраску у Л.Н. Андреева. Человек - это беспомощное существо перед лицом зловещих сил, бесконечно одинокое и страдающее. Необходимо отметить пристальное внимание Леонида Андреева ко всему, что связано с нравственным потрясением: присутствие или отсутствие страха, преодолением его. В центре его рассказов страх смерти и страх жизни, и она не менее ужасна, чем смерть. «Маленький человек» испытывает панический ужас перед мирозданием. В ранней прозе Андреева современники сразу увидели традицию Чехова в изображении "маленького человека". По выбору героя, степени его обездоленности, по демократизму авторской позиции такие андреевские рассказы, как "Баргамот и Гараська", "Петька на даче", «Ангелочек», «Жили-были» вполне соотносимы с чеховскими. Но Андреев везде выделил страшное для себя состояние мира - полное разобщение, взаимонепонимание людей. В пасхальной встрече хорошо известных друг другу городового Баргамота и бродяги Гараськи каждый из них неожиданно не узнает другого: "Баргамот изумился", "продолжал недоумевать"; Гараська испытал "даже какую-то неловкость: уж больно чуден был Баргамот!". Однако и открыв неведомо приятное в своем собеседнике, оба не могут, не умеют наладить отношений между собой. Гараська лишь издает "жалобный и грубый вой", а Баргамот "менее, чем Гараська, понимает, что городит его суконный язык".В "Петьке на даче" и "Ангелочке" - еще более мрачный мотив: разорваны естественные связи между детьми и родителями. Да и сами маленькие герои не понимают, что им нужно. Петьке "хотелось куда-нибудь в другое место". Сашке "хотелось перестать делать то, что называется жизнью". Мечта не мельчает, даже не гибнет (как в произведениях Чехова, Гоголя) , она не возникает, остается только равнодушие или озлобление. Раскрывая тему "маленького человека", Л.Н. Андреев утверждает ценность каждой человеческой жизни. Именно поэтому главной темой его раннего творчества становится тема достижения общности между людьми. Писатель стремится осознать важность тех общечеловеческих ценностей, которые объединяют людей, роднят их, независимо от каких бы то ни было социальных факторов. Необходимо также отметить, что тема «маленького человека» в творчестве Л.Андреева эволюционировала. Вначале она была окрашена в тона сочувствия и сострадания к обездоленным людям, но вскоре писателя стал интересовать не столько «маленький человек», страдающий от унижения и материальной скудости (хотя и это не забывалось), сколько «маленький человек», угнетенный сознанием мелкости и обыденности своей личности. Начиная с первых рассказов, в творчестве Леонида Андреева возникает упорно преследующее его сомнение в возможности адекватного постижения природы мира и человека, определяющее своеобразие поэтики его произведений: он испытывает в этом отношении то робкую надежду, то глубокий пессимизм. Ни одному из этих подходов к жизни так и не удается обрести полной победы в его произведениях. В этой отличительной черте его мировоззрения мы видим коренную особенность его творчества. «Маленький человек» у Н. Тэффи довольно близок чеховскому герою. Тонкая ирония, скрытый психологизм, чеховское изящество языка выделяли ее рассказы из огромного потока юмористической литературы, обрушившейся на Россию в «дни свобод» и последующие годы. Рассказ «Даровой конь» Н. Тэффи очень близок чеховскому произведению «Смерть чиновника». Как и у А.П. Чехова, смех Н. Тэффи достаточно отстранен, но больше саркастичен, чем у классика. Ее герой не исключителен, а зауряден. Комизм рассказа тесно связан с психологическим подтекстом. В центре рассказа – история «маленького человека» Николая Ивановича Уткина. В том, что перед нами именно «маленький человек», нет никаких сомнений, поскольку в самом начале рассказа автор демонстративно подчеркивает происхождение героя - «маленький акцизный чиновник маленького уездного городка». Для главного героя рассказа «счастливый» выигрыш - лошадь является символом честолюбивых мечтаний, жалких претензий «маленького человека» на какую-то иную жизнь, напоминающую жизнь аристократа. Смешные поступки Уткина, его желание выделиться из толпы, характерны для мелкого провинциального чиновника. Комизм рассказа строится на глубинном обнажении психологии человека никчемного, но претендующего на более высокий статус, поэтому смех окрашивается нотами грусти. Это роднит Н. Тэффи еще и с Н.В. Гоголем. «Маленький человек» в изображении Н. Тэффи, его истинная сущность, настолько адаптирован и гармоничен в окружающей его реальности, которая имеет перманентную модальную оценку автора, что кажется достойным порождением и семантическим продолжением среды, воспитавшей его, но враждебно к нему настроенной. И если герой А.П. Чехова может рассчитывать на читательское сострадание в силу драматичности ситуации, в которую он попадает, то персонаж Н. Тэффи поставлен в ситуацию эпизода, составляющего содержание отношений «социум-индивид» как перманентно антонимичные. И потому безликие, малозначительные герои в малой прозе Н. Тэффи составляют неотъемлемую часть среды, их внутреннее и внешнее содержание в изображении автора приобретает более жесткую интерпретацию, чем образ «маленького человека» А.П. Чехова, хотя оба автора используют иронию как способ мировидения.

В 1913 году 20-летний поэт-футурист В. Маяковский на публичном диспуте о новейшей русской литературе высту-пил с докладом под названием «Пришедший сам». Назва-ние его доклада явно перекликалось с названием книги Д. Мережковского «Грядущий Хам», в которой звучало грозное доказательное предупреждение о выходе на исто-рическую арену в России нового человека.

Однако поэт-футурист В. Маяковский не только не стра-шился этого нового человека, он радостно приветствовал его скорый приход.

В. Маяковский как истинный футурист именно с рево-люцией связывал свои надежды на будущее. Называя себя ее предтечей, он почти отождествляет себя с грядущим человеком нового времени. Он даже готов стать его голо-сом, потому что грядущий новый человек его пока не имеет.

Но в действительности новый человек оказался не со-всем таким, как о нем писал Д. Мережковский, и не та-ким, каким представлял его себе В. Маяковский. Пальма первенства в художественном исследовании этого героя нового времени принадлежит А. Платонову, М. Зощенко, М. Булгакову.

Новый человек имел в русской литературе своих пред-шественников в виде художественных образов в произве-дениях Н. Гоголя, Н. Лескова, Ф. Достоевского, А. Чехова. Это был забитый и всеми забытый «маленький человек», который за многие десятилетия вырос в самомнении и окон-чательно созрел для такого грандиозного протеста, кото-рый был способен «весь мир насилья» разрушить.

Одним из них, несомненно, является капитан Лебядкин из романа Ф. Достоевского «Бесы». Он, как известно, любит сочинять. Но его лирическое самовыражение все-гда имеет исключительно утилитарную цель. Капитан Лебядкин прямо говорит о том, чего он хочет. Например, так: «Брачных и законных наслаждений желаю!» В более общей форме его жизненная философия выражается сле-дующей знаменитой фразой: «Плюй на все и торжествуй!»

Ученики и последователи капитана Лебядкина переня-ли у него не только его художественные методы и ориги-нальный склад мышления, но и картину мироздания, в которой не было места ни Богу, ни черту, ни вечности, ни разуму, ни смыслу.

Очень скоро бывший «маленький человек» осознал свое новое привилегированное положение и вслед за капита-ном Лебядкиным заявил свое право на «законные наслаж-дения». «Мне удобства подай. Мне, товарищи, хочется жить не хуже, чем жили господа», — требует новый человек устами В. Маяковского и жить он хочет «у самых солнечных протуберанцев». Материал с сайта

«Маленький человек» русской литературы XIX века вы-ступил на историческую сцену с мечтой о сокрушении про-клятого старого мира и построении мира нового, основан-ного на равенстве и справедливости. Но шли годы, а быв-ший «маленький человек» так и не воплотил в реальность свою мечту. Он строил мощные фабрики и заводы, элект-ростанции, превращал в пустыню вековую тайгу и возво-дил оазисы посреди пустыни, обращал вспять великие реки и покорял космические просторы. Он изменял мир вокруг себя, но сам внутренне не менялся. Со временем у него росли лишь материальные запросы. И сегодня, по проше-ствии стольких лет, он вполне спокойно может сказать: «Ну, через это я как раз могу переступить». И переступит без всякого зазрения совести. И до тех пор, пока он будет таким, до тех пор, пока он будет способен на подобные поступки, наша жизнь не изменится в лучшую сторону. Мы вечно будем плестись в хвосте цивилизации, мечтая о том, как бы догнать и перегнать Америку.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса