Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сообщение про последние годы моцарта. Лев гунин

Имя Вольфганга Амадея Моцарта известно далеко за пределами его Родины – Австрии.

Он был великим композитором и музыкантом, представителем Венской классической школы музыки, автором более 600 музыкальных произведений. Моцарт Вольфганг Амадей - музыкальный гений. Второго такого гения, которого можно сравнить с Моцартом, найти в истории очень трудно. Ни у кого нет сомнений в том, что он является одним из величайших музыкантов на планете Земля. Поистине - Моцарт - человек мирового масштаба.

Краткая биография Моцарта:

Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург. Будущий композитор появился на свет в многодетной семье. Однако не все дети остались в живых. Из семерых – только двое, Амадей и его старшая сестра.

Любовь к музыке была у него с рождения. Ведь Амадей родился в музыкальной семье. Отец, Леопольд Моцарт, был непревзойденным виртуозом игры на органе и скрипке, руководителем церковного хора и композитором при дворе архиепископа Зальцбургского. Старшая сестра, Мария Анна Вальбург Игнатия, с раннего детства овладела игрой на фортепиано и клавесине.

Конечно же, первым учителем музыки стал для мальчика его отец Леопольд Моцарт. У Вольфганга музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. С самого раннего детства Вольфганг Амадей был «чудо-ребёнком»: уже в четырёхлетнем возрасте пробовал написать концерт для клавесина, а с шести лет блестяще выступал с концертами по странам Европы. Моцарт обладал необыкновенной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совершенно точно записать его.

В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.

Слава пришла к Моцарту очень рано. В 1765 г. были опубликованы и исполнены в концертах его первые симфонии. Всего композитором написано 49 симфоний. В 1769 г. он получил место концертмейстера при дворе архиепископа в Зальцбурге.

Следующие несколько лет (1770-1774) Амадей Моцарт проживал в Италии. Уже в 1770 г. Моцарт стал членом Филармонической академии в Болонье (Италия), а Папа Римский Климент XIV возвёл его в рыцари Золотой шпоры. В том же году в Милане была поставлена первая опера Моцарта «Митридат, царь понтийский». В 1772 г. там же поставлена вторая опера - «Луций Сулла», а в 1775 г. в Мюнхене - опера «Мнимая садовница». Оперы Моцарта получают большой успех публики. Начинается расцвет творчества Моцарта. Симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов.

С 1775 по 1780 годы плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. В 1777 г. архиепископ разрешил композитору отправиться в большое путешествие по Франции и Германии, где Моцарт концертировал с неизменным успехом. К 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.

В 1779 г. он получил должность органиста при архиепископе Зальцбургском, но в 1781 г. отказался от неё и переехал в Вену. Здесь Моцарт закончил оперы «Идоменей» (1781 г.) и «Похищение из сераля» (1782 г.). Женитьба Вольфганга Моцарта на Констанции Вебер отразилась также на его творчестве. Именно опера «Похищение из Сераля» пропитана романтикой тех времен.

Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Это уже был пик славы композитора. В 1786-1787 годах были написаны оперы: «Свадьба Фигаро», поставленная в Вене, и «Дон Жуан», который был впервые поставлен в Праге. Потом эти самые известные, знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон-Жуан» (обе оперы написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах.

Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.

В 1789 году Моцартом было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

В 1790 г. снова в Вене поставлена опера «Так поступают все». А в 1791 г. написаны сразу две оперы - «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта». Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками.

Последним произведением Моцарта стал знаменитый «Реквием», который композитор не успел завершить. Эта известная месса «Реквием» была закончена Ф. К. Зюсмайером, учеником Моцарта и А. Сальери.

С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.

Памятник Моцарту в Зальцбурге, на родине великого композитора

25 интересных фактов о жизни и творчестве В. А. Моцарта:

1. Моцарт обладал невероятной работоспособностью, абсолютным музыкальным слухом и исключительной памятью.

2.Полное имя «солнечного гения» – Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт. Откуда же появилось имя Амадей? Дело в том, что Теофил, буквальный перевод которого означал «любимый Богом», ещё при жизни виртуоза имел несколько вариаций. Амадей это итальянский вариант. Сам композитор всем остальным предпочитал имя Вольфганг.

3.Композитор проявил свои способности в музыке, будучи совсем ребенком. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу.

4.Моцарт считался ребенком-вундеркиндом. В Лондоне маленький Моцарт был объектом для научных исследований.

5.Вольфган Амадей в возрасте восьми лет играл с сыном Баха.

6. Когда юному дарованию исполнилось всего 12 лет, ему последовал заказ на оперу «Мнимая простушка». И он прекрасно справился с этим заданием. Потребовалось ему немного времени – всего несколько недель.

7.Однажды во Франкфурте к Моцарту подбежал юноша с восторгами от музыки композитора. Этим юношей был Иоганн Вольфганг Гёте.

8.Детство Моцарта прошло в бесконечных гастролях по городам Европы. Их инициатором был отец композитора.

9.Вольфган Амадей очень любил играть в бильярд и не жалел на него денег.

10.Доподлинно известно, что Моцарт был масоном. В это закрытое общество со множеством тайн и загадок композитор вступил в 1784 году. А позже в ту же ложу вступил его отец, Леопольд. Официальной целью вступления была исключительно благотворительность. Для их ритуалов он писал музыку, и неоднократно тема масонств поднималась в его музыкальных произведениях.

11.Вольфган Амадей являлся самым молодым членом Болонской Филармонической академии.

12.Первое собственное произведение Моцарт написал в шесть лет.

13.За один гонорар после выступлений Моцарта можно было прокормить семью из пяти человек на протяжении месяца.

14.Сыну Моцарта - Францу Ксаверу Моцарту довелось около 30 лет прожить во Львове.

15.Композитор был нежадным человеком, и всегда давал деньги тем, кто их у него просил.

16.Даже в малолетнем возрасте Моцарт умел играть на клавире с завязанными глазами.

17.Сословный театр в Праге – это единственное место, оставшееся в первозданном виде, в котором выступал Моцарт.

18.Вольфган Амадей любил юмор и был ироническим человеком.

19.Моцарт был неплохим танцором, а особенно хорошо у него получалось танцевать менуэт.

20.Великий композитор хорошо относился к животным, а особенно он любил птиц - канареек и скворцов.

21.Весной 1791 года Моцарт дал свой последний публичный концерт.

22.В честь Моцарта в Зальцбурге был основан университет.

23.В Зальцбурге есть музеи Моцарта: а именно в доме, где он родился и в квартире, где он проживал позже.

24.Самый известный памятник великому композитору построили в Севилье из бронзы.

25.В 1842 году был возведен первый памятник в честь Моцарта.

Мифы и легенды о Моцарте:

1.Необычайная личность Моцарта породила множество мифов и легенд. К примеру, существует весьма распространённое мнение, что музыкант был похоронен в общей погребальной яме как бедняк. Он, действительно, в конце жизни испытывал крайнюю нужду. Однако с покупкой гроба помог меценат Готфрид ванн Свитен, и его похоронили в простой неприметной, но отдельной могиле, как и многих в то время горожан, принадлежащих к венскому среднему классу.

2.Еще один миф – преждевременная смерть Моцарта и возможное отравление виртуоза его завистником Сальери. Если говорить кратко, то история эта достаточно сомнительная, потому как не существует каких-либо достоверных данных об этом. В посмертном заключении говорилось, что единственная причина смерти – ревматическая лихорадка. Спустя 200 лет после смерти Моцарта суд признал Антонио Сальери невиновным в смерти великого творца.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Моцарта Вольфганга Амадея:

*Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна оставаться музыкой.

*Чтобы сорвать аплодисменты, нужно либо писать вещи настолько простые, чтобы их мог напеть всякий возница, либо такое непонятное, чтобы только потому и нравилось, что ни один нормальный человек этого не понимает.

* Симфония, это очень сложная музыкальная форма. Начинайте с каких-нибудь простых частушек, и постепенно усложняя, двигайтесь к симфонии.

*Я не уделяю внимания к чьей-то похвале или вине. Я просто следую за своими собственными чувствами.

*Когда я путешествую в карете, или прогуливаюсь после хорошей еды, или ночью, когда я не могу заснуть, именно в таких случаях идеи текут лучше всего и наиболее в изобилии.

*Я не слышу в своем воображении части музыки последовательно, я слышу ее всю сразу. И это наслаждение!

*Работа - мое первое наслаждение.

*Ни высокой степенью интеллекта, ни воображения не удастся достичь гения. Любовь, любовь, любовь, вот душа гения.

*Невелика честь быть императором.

*Сразу после бога идет отец.

*Никто не в состоянии делать всё: балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн.

*Я не обращаю внимания на похвальбу. Я просто следую своим чувствам.

*Говорить красноречиво, очень большое искусство, но надо знать момент, когда следует остановиться.

*Только смерть, когда мы приближаемся, чтобы рассмотреть ее вблизи, является истинной целью нашего существования.

*Это большое утешение для меня помнить, что Бог, к которому я приблизился в скромной и искренней вере, пострадал и умер для меня, и что он будет смотреть на меня в любви и сострадании.

Творческое наследие Моцарта, несмотря на его короткую жизнь, огромно: по тематическому каталогу Л. фон Кёхеля (почитателя творчества Моцарта и составителя наиболее полного и общепринятого указателя его сочинений), композитор создал 626 произведений, среди которых 55 концертов, 22 клавирные сонаты, 32 струнных квартета.

фото из интернета

История знает немало примеров, когда дарованный Богом или провидением талант его владельцы не использовали, «зарывали». В случае с Вольфгангом Амадеем Моцартом получилось иначе. Рано обнаружив в сынишке музыкальные задатки, отец старался всячески их развить и использовать на полную катушку. Сегодня его сочинения известны всем, а в одном из анекдотов времен «лихих девяностых» даже рассказывается о том, что композитор пишет музыку для мобильников. Это свидетельствует о том, что люди не забыли музыку Моцарта, но оставили его самого перед смертью в нищете и болезни.

Величайшая гордость Австрии и загадка Творца, композитор, который мог стать русским, символ истинного гения – его жизнь и гибель оставили намного больше вопросов, чем ответов. История этого удивительного маэстро давно обросла огромным количеством легенд и мифов, в которых больше выдумки, чем правды. Давайте разберемся, как сложилась судьба этого человека, какой вклад он внес во всемирное развитие музыкального творчества и чем пришлось пожертвовать ради этого.

Неутомимый Моцарт: биография затейника и шутника

Количество портретов этого композитора зашкаливает, однако лишь некоторые из них счиитаются подлинными, как сделанные во время его жизни. Наиболее вероятно, что истинный облик композитора Моцарта наиболее чётко отражен в неоконченной работе знаменитого австрийского художника Йозефа Ланге. Он писал его в 82-году восемнадцатого века, когда молодое дарование был еще в полном расцвете сил. Причина, по которой работа так никогда и не была завершена, остается неизвестной.

По отзывам современников, про Моцарта можно сказать, что был он человеком подвижным и малоусидчивым. Он постоянно постукивал ногами, перебирал пальцами или размахивал руками, жестикулировал при разговоре, мог отбивать какой-то ритм или отыгрывать в воздухе, «будто на клавире».

Краткое описание деятельности музыканта

Если судить по написанным современниками портретам и свидетельствам очевидцев, он имел густые светло русые волосы, бледную кожу и отличался небольшим ростом. Несмотря на неказистый вид, кто такой Моцарт, знали далеко за пределами его родного Зальцбурга. Он восторженно глядел на жизнь большими голубыми глазами, но в последние годы в них поселилась некоторая рассеянность, тревога и вселенская усталость от изматывающего образа жизни и работы «на износ». Уже к совершеннолетию он объездил практически все страны Европы, побывал при самых прославленных аристократических дворах, давал концерты и писал оперы для наиболее влиятельных личностей своего времени.

Относительно творчества и наследия, оставленного Моцартом потомкам, говорят много. Оно не похоже ни на что, что делалось до него, да и после подобного не нашлось. Свою глубочайшую эмоциональность он научился умело сочетать с предельной ясностью и строгими формами, составленными по всем музыкальным канонам. Он не просто умудрился написать для каждого жанра и формы, существующих в его время, но и сделать эти произведения нетленными, незабываемыми. Он является величайшим в истории музыки мелодистом, особое значение для которого играли оперы. Камерно-инструментальное, а также симфоническое дарование композитора заставило его отказаться от клавира и клавесина в пользу фортепиано, но все его сочинения отличаются отчетливостью, изысканностью, какой-то особой элегантностью и размахом.

Рождение и детство Вольфганга

Музыкальный талант передался будущему светилу музыкального творчества явно по наследству от отца. Леопольд Моцарт был сыном умелого зальцбургского переплетчика, который с раннего детства изучал теологию, готовясь стать богословом, одновременно «вникая» в скрипку и орган. Его музыкальные таланты в какой-то момент перевесили, и он устроился на работу придворным сочинителем ко двору местного архиепископа, который содержал собственную капеллу. Он женился на дочке попечителя богадельни, которая родила ему семерых детей. Выжить удалось только двоим.

Старшая сестрица, Мария Анна Моцарт, в быту была прозвана Наннерль. Она с ранних лет обладала красивым чистым голосом. Ее выучили игре на клавире уже к семи годам, она прекрасно пела и сама могла себе аккомпанировать. 27 января 1756 года на свет появился мальчик, который едва не стоил здоровья и жизни матушке. Только через день после появления на свет он был крещен, а в книге для регистраций появилась сложная запись на латыни - Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb, Amadeus) Mozart. Впоследствии он неоднократно будет посмеиваться над своим несуразным длинным именем, предпочитая называться просто Вольфганг или Вольфи.

Становление вундеркинда

Когда отец стал заниматься с Наннерль игрой на клавесине, маленькому Вольфгангу было интересно, и он ни на шаг не отходил от них. Вскоре после исполнения трех лет мальчонка уже мог часами сидеть за инструментом, подбирая созвучия. В этом возрасте он уже по памяти легко проигрывал некоторые, особо понравившиеся, части музыкальных пьес, услышанных ранее. На то время он был еще не знаком с нотной грамотой, но и этот момент был с лихвой наверстан – к четырем-пяти годам он изучил ноты и сам писал небольшие произведения в свою нотную тетрадку, обмакивая перо, а часто и пальцы, в чернильницу. Некоторые произведения того времени сохранились до наших дней, к примеру, «Аллегро До мажор» 61-го года восемнадцатого века.

Стоит узнать

Отец в жизни Вольфганга играл «первую скрипку», он любил его очень трепетно, сильно и нежно. В своих более поздних записках Моцарт пишет все имена, и даже свое собственное, вкупе со словом бог, с маленькой буквы. Заглавной в его жизни удостоились только три слова: Музыка, Честь и Папа.

Дети Моцартов никогда не ходили в школу – Леопольд занимался с ними сам, обучая всему, что знал. При этом у маленького Вольфи была особенность – он отдавался всему, что делал, без остатка. Когда он научился писать, все стены в детской были испещрены словами, а цифрами и уравнениями были покрыты даже стулья и нижние поверхности столов и иных предметов мебели. Отец мечтал видеть свою дочь оперной певицей, а сына – композитором. Но так уж было принято в ту эпоху, что требовалось сперва показать себя, как исполнитель, иначе заслужить почет и уважение сочинителя никак не получилось бы.

В семействе было принято отдавать все лучшее детям, потому, имея жалование в две с половиной сотни флоринов, Леопольд никогда не скупился на организацию «гастролей» своего сына и дочки. Оставив супругу дома, он взял Наннерль и Вольфи и впервые устроил для них «тур по Европе», открывающийся концертом для курфюрста Баварии Максимилиана III в Мюнхене. Везде крохотного музыканта ждал успех и бурные овации. Продлилось это путешествие чуть больше трех недель. Именно с него начался вояж Моцарта на долгие десять лет.

З года оттачивания виртуозных умений

Мюнхенский успех воодушевил Леопольда, который души не чаял в своих детях. Он решил продолжать концертную деятельность, пока получается, тем более что это приносило невероятный доход, кучу подарков и предложений, от которых было просто невозможно отказаться. Начало музыкальное семейство с Вены, где играли для самой императрицы Марии Терезии Вальбурги Амалии Кристины. Ее августейший супруг, Франц I, желая разоблачить «мошенника», стал требовать всевозможных трюков, вроде игры с завязанными глазами, одним пальчиком, накрытой платком клавиатуры и прочего, но мальчишка оказался на высоте, что умилило и поразило всех.

  • В 1763 году семья Моцартов собралась в Париж, где их ждали уже к середине осени. Концерты юного дарования снискали оглушительный успех, а его первые сочинения были тогда же опубликованы с обязательной отметкой, что принадлежат они семилетнему дитяте. Занимался этим уже новый покровитель – Фридрих Мельхиор фон Гримм, человек влиятельный и богатый.
  • В апреле следующего года они уехали из Франции и через пролив Па-де-Кале отправились в Англию. В Лондон удалось добраться быстро, а вот выбраться оттуда довелось лишь через пятнадцать месяцев. Тут Вольфганг свел знакомство с сыном «знаменитого Баха» – Иоганном Христианом Бахом, который давал ему частные уроки бесплатно. Мальчику удалось поразить виртуозной игрой даже самого короля Георга III. В Лондоне он уже стал полноценным композитором, начал сочинять не только для клавира, но также симфоническую и даже трудную вокальную музыку.
  • В июле шестьдесят пятого, поддавшись на уговоры посла Голландии, юный музыкант и его семья направились из Лондона в Гаагу. Там удалось сыграть и первые собственноручно написанные композитором симфонии. Однако именно в этой стране, где книгу Леопольда перевели и опубликовали, семейство чуть не потеряло сперва Наннерль, а затем и Вольфганга. Они по очереди перенесли страшнейший брюшной тиф.

Весной 66-го, почти через три года, Моцарты решили вернуться домой. Однако попасть в Зальцбург, к месту службы отца, удалось только в ноябре, так как приходилось останавливаться с концертами в разных городах, ведь следовало что-то есть.

Личная жизнь музыкального волшебника

В восемьдесят первом году, когда композитор и музыкант приехал в Вену, снимать комнату ему пришлось у знакомых из Мюнхена – господ Веберов. У них имелось трое прекрасных дочерей, отец которых – театральный суфлер – мечтал выгодно выдать замуж, но не было ни одного завидного жениха в округе. Сперва Вольфганг обратил внимание на старшенькую, Алоизию, обладающую ангельским голосом и мечтающую стать оперной певицей. Она была хороша собой, высока ростом и вскоре выскочила замуж за актера, а Моцарт женился на ее младшей сестрице – Констанции.

Эта девушка особыми талантами не отличалась, внешне была обычной, а мечтой ее было – выгодное замужество, позволившее больше не задумываться, что есть и во что одеваться. Хотя утверждать, что она не любила своего дражайшего супруга, сейчас уже бесполезно. Годы жизни Моцарта в браке полны лишений, но он не пал духом и старался всячески исправить ситуацию, компенсируя все адской работоспособностью. Возможно, именно такое отношение к работе и укоротило век великого композитора.

Леопольд, который никогда не давал благословения на этот брак, в итоге смирился. Но полюбить Констанцию так и не смог. Она родила супругу шестерых детей, но выжить удалось только двоим.

  • Карл Томас (1784), впоследствии ставший довольно известным пианистом и переводчиком.
  • Франц Ксавер Вольфганг (1791), впоследствии неплохой композитор, преподаватель и пианист.

О младшеньком сыне ходило множество сплетен, так как внешне он был не похож ни на отца, ни на мать. От Констанции он получил имя в честь ученика отца и друга семейства Франца Ксавера Зюсмайера, который долгие годы жил в доме Моцартов. Совпадение? Возможно все.

Реализация таланта во взрослые годы

Если говорить о жизни Моцарта кратко, не стоит забывать, что известность ему принесло предпринятое еще в детстве турне по Европе. Вернувшись домой, семейство узнало, что очень популярно среди соседей. На то время из мальчика — «дрессированной обезьянки», Вольфганг превратился в десятилетнего юного композитора, что было тоже неслыханно.

  • В семьдесят первом году поставили первую оперу Моцарта под названием Mitridate, Re di Ponto в Милане, где та была встречена овациями и большим успехом.
  • Через год также радушно и с энтузиазмом приняли вторую оперу — Lucio Silla. Она опять принесла успех, а также немалые деньги.
  • В том же году композитор написал работу для Мюнхенской оперной сцены под названием La bella finta Giardiniera и для Зальцбурга Il sogno di Scipione в честь избрания нового архиепископа города.

Он ни на секунду не прекращал писать, хотя дела стали идти из рук вон плохо. Очарование крохотного мальчонки, деловито исполняющего разнообразные трюки, была уже безнадежно потеряно, а взрослого Моцарта воспринимали с осторожностью, предпочитая отдавать заказы более зрелым, опытным и прославленным мастерам.

Венский период и путешествие по Германии

Шестнадцатого марта Вольфганг Амадей Моцарт впервые прибыл в Вену и поселился в меблированных комнатах мадам Вебер. На ее дочери он впоследствии и женился, правда, не на той, на которой желал. В этом городе он познакомился с Готтфридом ван Свитеном, бароном и известнейшим меценатом, имеющим записи концертов Гайдна и Баха. Эта музыка оказала на творчество австрийца немалое влияние. Он желала стать воспитателем и педагогом инфанты Элизабет, однако на эту должность был принят Антонио Сальери. Чтобы оставаться на плаву, он давал бесконечные уроки, которые изматывали его, но продолжал сочинять музыку, которая в нем просто жила.

К концу восьмидесятых годов восемнадцатого века материальное положение его оставалось прискорбным, хотя что написал Моцарт, мог ответить любой знатный гражданин практически какого-угодно города Европы. Оглушительный успех «Фигаро» и «Дона Жуана» уже ушел в прошлое, а концерты («академии») не набирали достаточно количества желающих для проведения. Тогда, отправляясь в Германию, приятель и ученик Вольфганга князь Карл Лихновский, любезно предложил ему место в собственном экипаже. За три месяца он проехал Прагу, Лейпциг, Потсдам, Дрезден, прежде чем попасть в Берлин. Однако ожидаемой прибыли трудная поездка так и не принесла. Домой пришлось возвращаться почти с пустыми карманами.

Творческая конкуренция между Моцартом и Сальери: связь с масонами

Вопреки сложившемуся стереотипу, который был создан Пушкиным, Антонио Сальери не имел никаких претензий к Моцарту. Никакой откровенной вражды или ненависти меж этими двумя музыкантами не наблюдалось. Написанную в Вене «Свадьбу Фигаро», Антонио всегда называл лучшим творением Вольфганга. Именно он поспособствовал тому, чтобы максимально популяризовать ее, ведь после всего девяти «прогонов» она была снята с репертуара.

Тем не менее, принято называть Антонио отравителем композитора, и это прискорбно. В декабре восемьдесят четвертого Моцарт был принят в масонскую ложу «Во имя благотворительности». В следующем году он убедил и Леопольда тоже присоединиться к масонам, что тот и сделал. Вольфганг старательно писал музыку для многочисленных ритуалов. Считается, что в знаменитой «Волшебной флейте» легко отслеживается огромное влияние темы вольных каменщиков. Однако, несмотря на бедственное положение, никто из «коллег» музыканта не помог ему в трудные времена, хотя он и писал душераздирающие письма богатому венскому предпринимателю Михаэлю Пухбергу. Получить не удалось ничего ни от приятелей, ни от масонов.

Смертельный реквием

Весной девяносто первого года в творческом процессе молодого композитора наметился настоящий прогресс. Он стал активно дорабатывать то, что ранее никак не мог завершить. Вольфганг попытался получить должность капельмейстера, заместителя Антонио Сальери, но результата не добился. Тогда он решил стать заместителем (неоплачиваемым) капельмейстера Леопольда Хофмана, который на то время уже был стар и слаб. Пережить его Моцарту так и не удалось.

Жарким летом 1791 года в квартиру Моцартов пришел странный и ничем не примечательный гражданин, одетый в темное. Он заказал заупокойную мессу, которую должен был забрать через несколько недель. Таинственный человек так никогда не явился за сочинением, а «Реквием» сам композитор счел «похоронкой» для себя. Позже историки выяснили, что никакой мистики в этом не было. Музыкальную пьесу на смерть жены заказал граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, который просто не успел забрать ее вовремя.

Финал жизни великого композитора

В последний год у Моцарта стали проявляться симптомы смертельной болезни. Он часто падал в обмороки, у него была рвота, кружилась голова. На премьеру «Милосердия Тита» в Праге он прибыл уже совершенно больным и разбитым. Вернувшись домой, он засел за «Реквием», да так заработался, что жене пришлось вызывать врача и отбирать партитуру силой. Сперва это дало свои плоды, но к двадцатому ноября Вольфганг окончательно слег в постель. Руки и ноги его ослабли так, что он совершенно не мог ходить и даже держать в руках перо, а слух обострился до такой степени, что пришлось убирать из комнаты любимого кенара.

Супруга за больным почему-то не ухаживала, а занималась этим ее сестра Софи. Считается, что в это время жена и сама болела: она лечилась от язвы голени в Бадене с пресловутым Зюсмайером. Зрелище и правда было страшным: а от тела еще живого композитора разило (онкология?) так, что трудно было удержаться в помещении, а конечности распухли. Заговорили об отравлении (ртуть?), но углубляться в тему не стали.

Пятого декабря 1791 года Великий музыкант Вольфганг Амадей Моцарт скончался в своей постели, потеряв сознание только в последние два часа. Церковь запрещала погребение ранее сорока восьми часов, но на следующий день Моцарт был отвезен на кладбище и закопан в общую могилу, с нищими и преступниками. Точное место его захоронения так и осталось неизвестным. В конце двадцатого века, через двести лет после кончины великого музыканта, был организован показательный суд над Сальери, который последнего полностью и безоговорочно оправдал.

Увековечивание памяти о Моцарте

Несмотря на то, что прожил Амадей всего тридцать пять лет, он успел многое сделать. На его счету более шести сотен полноценных, завершенных музыкальных произведений. Памятники композитору установлены в его родном Зальцбурге и, в ставшей второй родиной, Вене. Его непростая судьба стала источником вдохновения для множества писателей, художников и кинематографистов.

Ему посвящены «Маленькие трагедии Пушкина, «Возвышенное и земное» Дэвида Вэйса и «Амадей» Питера Шеффера. В 1962 году на экраны вышла картина «Моцарт и Сальери» режиссера Владимира Гориккера. В честь него назван астероид Моцартия, а в Зальцбурге, через сто лет после смерти композитора стали выпускать конфеты Mozartkugel с начинкой из марципана.

Интересные факты из жизни музыканта и композитора

У Моцарта с детства был сильно чувствительный слух, а трубы он боялся почти до десятилетнего возраста. Приятель отца придворный трубач Андреас Шахтнер помогал ему избавить кроху от этого страха, играя ему чуть ли не на ухо. Однако ни к чему хорошему это не привело, мальчик бледнел и падал в обморок. Потому «мероприятия» пришлось прекратить.

Чтобы произвести впечатление на публику, отец научил Вольфганга играть с закрытыми глазами или с накрытой платком клавиатурой.

Когда Моцарту едва исполнилось двенадцать лет, ему заказал оперу сам император Священной Римской империи Иосиф II. Всего за несколько недель композитор справился с задачей и выдал на-гора «Мнимую простушку». Впрочем, произведение придворным певцам не пришлось по душе. Оно так и не было представлено публике.

Русский граф Андрей Разумовский, услышав «Волшебную флейту» в Вене, загорелся идеей устроить Моцарта придворным капельмейстером при русском дворе, о чем восторженно написал Потемкину. Он обещал купить Моцарту большое имение под Екатеринославом (ныне Днепр), доходы с которого должны были бы стать содержанием для композитора. Однако на то время Вольфганг был уже безнадежно болен, и вся затея провалилась.

Существует так называемый «эффект Моцарта», суть которого заключается в том, что прослушивание его музыки значительно усиливает мозговую активность. Правда, официальных результатов исследований данного вопроса нет. Потому, слушая бессмертные произведения, не стоит особо надеяться, что IQ станет выше.

Композитор обожал играть в бильярд, и у него в квартире в Вене, потом и в загородном доме, был установлен стол для этой игры. Разбираясь, на чем играл Моцарт, нельзя забывать и об этом потешном факте.

Из всех представителей Венской классической школы Моцарт является наиболее уникальным. Его одаренность проявилась еще в раннем детстве и развивалась вплоть до неожиданной смерти. Австрийский композитор создал более 600 произведений, виртуозно играл, работал в различных музыкальных формах. Его умение играть с четырех лет и ранняя смерть стали предметом многочисленных споров и обросли мифами. Биография Моцарта, краткое содержание жизни и творчества которого разбито на разделы, представлено в статье.

Ранние годы

Родился он 27.01.1756 г. в семье скрипача и композитора Леопольда Моцарта. Его родным городом был Зальцбург, в котором его родителей считали самой красивой супружеской парой. Мать, Анна Мария Моцарт, родила семерых детей, из которых выжили двое - дочь Мария Анна и Вольфганг.

Способность к музыке проявилась у мальчика с трех лет. Он любил играть на клавесине и мог подолгу подбирать созвучия. Отец начал заниматься с мальчиком с четырех лет, поскольку у него была ярко выраженная способность запоминать услышанные мелодии и воспроизводить их на клавесине. Так и началась музыкальная биография Моцарта, кратко о которой писать сложно, настолько она богата событиями.

К пяти годам Моцарт мог сочинять небольшие пьесы. На бумагу их записывал отец, ставя на полях дату создания. Помимо клавесина, Вольфганг научился играть на скрипке. Единственным инструментом, который наводил на юного музыканта ужас, была труба. Он не мог слушать ее звучание без сопровождения других инструментов.

Не только Вольфганг в семье Моцартов виртуозно играл. Его сестра была не менее талантлива. Первые концерты они давали вдвоем и вызывали восторг у слушателей. В Вене они были представлены императрице Марии-Терезии, которая слушала их концерт несколько часов.

С отцом они путешествовали по Европе, давая концерты знатным вельможам. Лишь на короткое время они возвращались домой.

Венский период

После недоразумения со своим работодателем, архиепископом Зальцбургским, Амадей Моцарт, краткая биография которого представлена в этой статье, решает изменить свою жизнь и отправляется в Вену. Он прибыл в город 16.03.1781 г. Для начала карьеры в Вене время было выбрано неудачно. Большинство аристократов уезжали на лето за город, и концерты практически не проводились.

Моцарт надеялся стать учителем принцессы Элизабет, образованием которой занимался Иосиф II. Но все попытки заканчивались неудачей. Вместо него Иосиф II выбирал Сальери и Зуммера. Однако у Вольфганга было достаточно учениц, хотя и менее знатных. Одной из них была Тереза фон Траттнер, которую считают его возлюбленной. Композитор посвятил ей сонату до минор и фантазию до минор.

После долгих ожиданий и преград Моцарт женился на Констанции Вебер. У них родилось шестеро детей, но выжили из них лишь двое. Именно связь с Констанцией испортила отношения музыканта с отцом, которого он любил с рождения. Биография Моцарта, кратко изложенная, невозможна без версии о его смерти.

Последний год жизни

В 1791 году Моцарту заказали «Реквием», который ему не довелось завершить. Сделал это его ученик Франц Ксавер Зюсмайер. В ноябре композитору стало очень плохо, он не мог ходить, потребовалась помощь врачей.

Они констатировали у него острую просовидную лихорадку. От нее в то время умерло много жителей Вены. Болезнь осложнилась общим ослаблением организма.

К 4 декабря состояние композитора стало критическим. 5 декабря скончался Моцарт. Биография (краткая) композитора, оставившего потомкам множество прекрасных произведений, на этом заканчивается.

Похороны состоялись 6 декабря 1791 года в присутствии только близких друзей. Затем его тело отвезли на кладбище для погребения. Где оно находится, неизвестно, но предположительно на том месте со временем был поставлен памятник "Плачущий ангел".

Легенда об отравлении Моцарта

Во многих произведениях описывается миф об отравлении Вольфганга его другом и известным композитором Сальери. Некоторые музыковеды по-прежнему поддерживают эту версию смерти. Однако убедительных доказательств не существует. В конце прошлого века во Дворце правосудия (Милан) был вынесен оправдательный приговор Антонио Сальери по обвинению его в убийстве Вольфганга Моцарта.

Биография Моцарта: кратко о творчестве

В творениях Моцарта сочетаются строгие и ясные формы с глубокой эмоциональностью. Его произведения поэтичны и несут в себе тонкое изящество, при этом они не лишены мужественности, драматичности, контраста.

Он известен своим реформаторским подходом к опере. Именно их новизной подкупает как опера, так и биография Моцарта, краткое содержание которой начинается с трехлетнего возраста. В его произведениях нет четко выраженных отрицательных или положительных персонажей. Их характеры многогранны. Самые известные оперы:

  • «Дон Жуан»;
  • «Свадьба Фигаро»;
  • «Волшебная флейта».

В симфонической музыке Моцарт (биография, краткая, но содержательная, наверняка позволила вам узнать много нового об этом композиторе) отличился присутствием певучести в оперных ариях и драматичностью конфликтов. Популярными считаются симфонии под номерами 39, 40, 41.

По тематическому каталогу Кехеля, Моцарт создал:

  • духовных творений - 68;
  • струнных квартетов - 32;
  • сонат (вариаций) для клавесина и скрипки - 45;
  • театральных произведений - 23;
  • сонат для клавесина - 22;
  • симфоний - 50;
  • концертов - 55.

Увлечения Моцарта

Больше всего композитор любил пребывать в веселом обществе. Он с радостью посещал балы, маскарады, устраивал у себя приемы. На балах он часто танцевал.

Как и другие его сверстники, Вольфганг Моцарт, краткая биография которого нами описана, хорошо играл в бильярд. Дома у него был собственный стол, что являлось особой роскошью в то время. Он часто играл с друзьями и женой.

В качестве домашних питомцев ему нравились канарейки и скворцы, которых он охотно держал у себя. Помимо этого, у него были собаки и даже лошади. По рекомендации врача он совершал ранние прогулки верхом каждый день.

Биография Моцарта кратко поведала о судьбе гения, прожившего недолго, но сделавшего неоценимый вклад в музыкальное искусство всего мира.

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

«Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» Так гениально выразил Пушкин сущность гениального искусства Моцарта. Действительно, подобного сочетания классического совершенства с дерзновенностью мысли, такой бесконечности индивидуальных решений на основе четких и ясных закономерностей композиции мы не найдем, наверное, ни у одного из творцов музыкального искусства. Солнечно ясным и непостижимо загадочным, простым и безмерно сложным, глубоко человечным и вселенским, космическим предстает мир моцартовской музыки.

В. А. Моцарт родился в семье Леопольда Моцарта, скрипача и композитора при дворе зальцбургского архиепископа. Гениальная одаренность позволила Моцарту уже с четырехлетнего возраста сочинять музыку, очень быстро овладеть искусством игры на клавире, скрипке, органе. Отец умело руководил занятиями сына. В 1762-71 гг. он предпринимал гастрольные поездки, во время которых многие европейские дворы познакомились с искусством его детей (старшая, сестра Вольфганга была одаренной клавиристкой, сам он пел, дирижировал, виртуозно играл на разных инструментах и импровизировал), повсюду вызывавшим восхищение. В возрасте 14 лет Моцарт был награжден папским орденом «Золотой шпоры», избран членом Филармонической академии в Болонье.

В поездках Вольфганг знакомился с музыкой разных стран, осваивая характерные для эпохи жанры. Так, знакомство с И. К. Бахом, жившим в Лондоне, вызывает к жизни первые симфонии (1764), в Вене (1768) он получает заказы на оперы в жанре итальянской оперы-buffa («Притворная простушка») и немецкого зингшпиля («Бастьен и Бастьенна »; годом раньше в Зальцбургском университете была поставлена школьная опера (латинская комедия) «Аполлон и Гиацинт». Особенно плодотворным было пребывание в Италии, где Моцарт совершенствуется в контрапункте (полифонии) у Дж. Б. Мартини (Болонья), ставит в Милане оперу-seria «Митридат, царь понтийский » (1770), а в 1771 г. - оперу «Луций Сулла».

Гениальный юноша меньше интересовал меценатов, чем чудо-ребенок, и Л. Моцарту не удалось найти для него места при каком-либо столичном европейском дворе. Пришлось вернуться в Зальцбург для исполнения обязанностей придворного концертмейстера. Творческие стремления Моцарта теперь ограничивались заказами на сочинение духовной музыки, а также развлекательных пьес - дивертисментов, кассаций, серенад (т. е. сюит с танцевальными частями для разных инструментальных составов, звучавших не только на придворных вечерах, но и на улицах, в домах австрийских горожан). Работу в этой области Моцарт продолжил впоследствии и в Вене, где было создано его самое известное произведение подобного рода - «Маленькая ночная серенада » (1787), своеобразная миниатюрная симфония, полная юмора и изящества. Пишет Моцарт и концерты для скрипки с оркестром, клавирные и скрипичные сонаты и др. Одна из вершин музыки этого периода - Симфония соль минор № 25, где отразились характерные для эпохи мятежные «вертеровские» настроения, близкие по духу литературному течению «Бури и натиска».

Томясь в провинциальном Зальцбурге, где его удерживали деспотические притязания архиепископа, Моцарт предпринимает неудавшиеся попытки устроиться в Мюнхене, Мангейме, Париже. Поездки в эти города (1777-79) принесли, однако, много эмоциональных (первая любовь - к певице Алоизии Вебер, смерть матери) и художественных впечатлений, отразившихся, в частности, в клавирных сонатах (ля минор , ля мажор с вариациями и Rondo alla turca), в Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром и др. Отдельные оперные постановки («Сон Сципиона» - 1772, «Царь-пастух» - 1775, обе в Зальцбурге; «Мнимая садовница » - 1775, Мюнхен) не удовлетворили стремлений Моцарта к регулярному контакту с оперным театром. Постановка оперы-seria «Идоменей, царь критский » (Мюнхен, 1781) выявила полную зрелость Моцарта-художника и человека, его смелость и независимость в вопросах жизни и творчества. Прибыв из Мюнхена в Вену, куда направился на коронационные торжества архиепископ, Моцарт порвал с ним, отказавшись вернуться в Зальцбург.

Прекрасным венским дебютом Моцарта стал зингшпиль «Похищение из сераля » (1782, Бургтеатр), за премьерой которого последовала женитьба на Констанце Вебер (младшей сестре Алоизии). Однако (впоследствии оперные заказы поступали не столь часто. Придворный поэт Л. Да Понте содействовал постановке на сцене Бургтеатра опер, написанных на его либретто: двух центральных творений Моцарта - «Свадьбы Фигаро » (1786) и «Дон Жуана » (1788), а также оперы-buffа «Так поступают все » (1790); в Шенбрунне (летней резиденции двора) была также поставлена одноактная комедия с музыкой «Директор театра» (1786).

Первые годы в Вене Моцарт часто выступает, создавая для своих «академий» (концертов, организованных по подписке среди меценатов) концерты для клавира с оркестром. Исключительное значение для творчества композитора имело изучение произведений И. С. Баха (а также Г. Ф. Генделя, Ф. Э. Баха), направившее его художественные интересы в область полифонии, придавшее новую глубину и серьезность его замыслам. Это очень ярко проявилось в Фантазии и сонате до минор (1784-85), в шести струнных квартетах, посвященных И. Гайдну, с которым Моцарта связывала большая человеческая и творческая дружба. Чем глубже проникала музыка Моцарта в тайны человеческого бытия, чем индивидуальнее становился облик его произведений, тем меньшим успехом они пользовались в Вене (полученная в 1787 г. должность придворного камерного музыканта обязывала его лишь к созданию танцев для маскарадов).

Гораздо больше понимания нашел композитор в Праге, где в 1787 г. была поставлена «Свадьба Фигаро», а вскоре состоялась премьера написанного для этого города «Дон Жуана» (в 1791 г. Моцарт поставил в Праге еще одну оперу - «Милосердие Тита »), яснее всего обозначившего роль трагической темы в творчестве Моцарта. Такой же смелостью и новизной отмечены «Пражская симфония » ре мажор (1787) и три последние симфонии (№ 39 ми-бемоль мажор , № 40 соль минор , № 41 до мажор - «Юпитер» ; лето 1788), давшие необычайно яркую и полную картину идей и чувствований своей эпохи и проложившие пути к симфонизму XIX в. Из трех симфоний 1788 г. только Симфония соль минор прозвучала один раз в Вене. Последними бессмертными творениями моцартовского гения стали опера «Волшебная флейта » - гимн свету и разуму (1791, Театр в венском предместье) - и скорбный величественный Реквием , не завершенный композитором.

Внезапность смерти Моцарта, чье здоровье было, вероятно, подорвано длительным перенапряжением творческих сил и трудными условиями последних лет жизни, таинственные обстоятельства заказа Реквиема (как выяснилось, анонимный заказ принадлежал некоему графу Ф. Вальзаг-Штуппаху, намеревавшемуся выдать его за свое сочинение), захоронение в общей могиле - все это дало повод к распространению легенд об отравлении Моцарта (см., например, трагедию Пушкина «Моцарт и Сальери»), не получивших никаких подтверждений. Творчество Моцарта стало для многих последующих поколений олицетворением музыки вообще, ее способности воссоздать все стороны человеческого бытия, представляя их в прекрасной и совершенной гармонии, наполненной, однако, внутренними контрастами и противоречиями. Художественный мир моцартовской музыки словно населен множеством разнообразных персонажей, многогранных человеческих характеров. В нем нашла свое отражение одна из основных черт эпохи, кульминацией которой стала Великая французская революция 1789 г., - жизнедеятельное начало (образы Фигаро, Дон-Жуана, симфония «Юпитер» и др.). Утверждение человеческой личности, активности духа связано и с раскрытием богатейшего эмоционального мира - многообразие его внутренних оттенков и деталей делает Моцарта предтечей романтического искусства.

Всеобъемлющий характер моцартовской музыки, охватившей все жанры эпохи (кроме уже упомянутых - балет «Безделушки » - 1778, Париж; музыка к театральным постановкам, танцы, песни, в т. ч. «Фиалка» на ст. И. В. Гете, мессы, мотеты, кантаты и др. хоровые произведения, камерные ансамбли различных составов, концерты для духовых инструментов с оркестром, Концерт для флейты и арфы с оркестром и др.) и давшей их классические образцы, во многом объясняется той огромной ролью, какую сыграло в ней взаимодействие школ, стилей, эпох и музыкальных жанров.

Воплощая характерные черты венской классической школы, Моцарт обобщил опыт итальянской, французской, немецкой культуры, народного и профессионального театра, различных оперных жанров и т. п. В его творчестве нашли отражение социально-психологические конфликты, рожденные предреволюционной атмосферой во Франции (либретто «Свадьбы Фигаро» написано по современной пьесе П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»), мятежный и чувствительный дух немецкого штюрмерства («Бури и натиска»), сложная и вечная проблема противоречия между дерзаниями человека и нравственным возмездием («Дон Жуан»).

Индивидуальный облик моцартовского произведения складывается из множества типичных для той эпохи интонаций и приемов развития, неповторимо соединенных и услышанных великим творцом. Его инструментальные сочинения испытали воздействие оперы, в оперу и мессу проникли черты симфонического развития, симфония (например, Симфония соль минор - своего рода рассказ о жизни человеческой души) может быть наделена детализированностью, свойственной камерной музыке, концерт - значительностью симфонии и т. д. Жанровые каноны итальянской оперы-buffa в «Свадьбе Фигаро» гибко подчиняются созданию комедии реалистических характеров с явным лирическим акцентом, за названием «веселая драма» встает совершенно индивидуальное решение музыкальной драмы в «Дон Жуане», проникнутое шекспировскими контрастами комедийного и возвышенно-трагического.

Один из ярчайших примеров моцартовского художественного синтеза - «Волшебная флейта». Под покровом волшебной сказки с запутанным сюжетом (в либр. Э. Шиканедера использовано множество источников) скрываются утопические идеи мудрости, добра и всеобщей справедливости, характерные для эпохи Просвещения (здесь сказалось и влияние масонства - Моцарт был членом «братства свободных каменщиков»). Арии «человека-птицы» Папагено в духе народных песен чередуются со строгими хоральными напевами в партии мудрого Зорастро, проникновенная лирика арий влюбленных Тамино и Памины - с колоратурами Царицы ночи, почти пародирующими виртуозное пение в итальянской опере, сочетание арий и ансамблей с разговорными диалогами (в традиции зингшпиля) сменяется сквозным развитием в развернутых финалах. Все это объединяется тоже «волшебным» по мастерству инструментовки звучанием моцартовского оркестра, (с солирующими флейтой и колокольчиками). Универсальность музыки Моцарта позволила ей стать идеалом искусства для Пушкина и Глинки, Шопена и Чайковского, Бизе и Стравинского, Прокофьева и Шостаковича.

Е. Царёва

Его первым учителем и наставником был отец, Леопольд Моцарт, помощник капельмейстера при дворе зальцбургского архиепископа. В 1762 году отец представляет Вольфганга, ещё совсем юного исполнителя, и его сестру Наннерль дворам Мюнхена и Вены: дети играют на клавишных инструментах, на скрипке и поют, а Вольфганг ещё и импровизирует. В 1763 году состоялось их длительное турне по Южной и Восточной Германии, Бельгии, Голландии, Южной Франции, Швейцарии вплоть до Англии; дважды они были в Париже. В Лондоне происходит знакомство с Абелем, И. К. Бахом, а также певцами Тендуччи и Манцуоли. В двенадцать лет Моцарт сочиняет оперы «Мнимая пастушка» и «Бастьен и Бастьенна». В Зальцбурге назначается на должность концертмейстера. В 1769, 1771 и 1772 годах посещает Италию, где получает признание, ставит на сцене свои оперы и занимается систематическим образованием. В 1777 году совершает в обществе матери поездку в Мюнхен, Мангейм (где влюбляется в певицу Алоизию Вебер) и Париж (где мать умирает). Обосновывается в Вене и в 1782 году женится на Констанции Вебер, сестре Алоизии. В том же году большой успех ждёт его оперу «Похищение из сераля». Создаёт произведения самых разных жанров, проявляя удивительную многогранность, становится придворным композитором (без определённых обязанностей) и надеется после смерти Глюка получить должность второго капельмейстера Королевской капеллы (первым был Сальери). Несмотря на славу, особенно оперного композитора, надежды Моцарта не сбылись, в том числе из-за сплетен относительно его поведения. Оставляет незаконченным Реквием. Уважение к аристократическим условностям и традициям, как религиозным, так и светским, сочетались у Моцарта с чувством ответственности и внутренним динамизмом, которые заставляли некоторых рассматривать его как сознательного предшественника романтизма, в то время как для других он остаётся несравненным завершением рафинированного и умного века, почтительно относившегося к правилам и канонам. В любом случае именно из постоянного столкновения с различными музыкальными и моральными клише того времени родилась эта чистая, нежнейшая, нетленная красота музыки Моцарта, в которой столь загадочным образом присутствует то лихорадочное, лукавое, трепетное, что именуется «демоническим». Благодаря гармоническому использованию этих качеств, австрийский мастер - подлинное чудо музыки - преодолел все трудности композиции со знанием дела, которое А. Эйнштейн верно называет «сомнамбулическим», создав огромное количество произведений, хлынувших из-под его пера как под давлением со стороны заказчиков, так и в результате непосредственных внутренних побуждений. Он действовал со скоростью и самообладанием человека нового времени, хотя и оставался вечным ребёнком, чуждым любых феноменов культуры, не относящихся к музыке, полностью обращённым к внешнему миру и одновременно способным на поразительные проникновения в глубины психологии и мысли.

Несравненный знаток человеческой души, особенно женской (передававший в равной мере её грацию и двойственность), проницательно высмеивающий пороки, мечтающий об идеальном мире, легко переходящий от самой глубокой скорби к величайшей радости, благочестивый певец страстей и таинств - будь эти последние католическими или масонскими - Моцарт до сих пор завораживает как личность, оставаясь вершиной музыки и в современном понимании. Как музыкант он синтезировал все достижения прошлого, доведя до совершенства все музыкальные жанры и превзойдя почти всех своих предшественников совершенным сочетанием северного и латинского строя чувств. Чтобы упорядочить музыкальное наследие Моцарта, понадобилось опубликовать в 1862 году объёмистый каталог, впоследствии обновлённый и исправленный, который носит имя своего составителя Л. фон Кёхеля.

Подобная творческая продуктивность - не такая уж, впрочем, редкая в европейской музыке - была не только результатом прирождённых способностей (говорят, что он писал музыку с той же лёгкостью и непринуждённостью, что и письма): в пределах короткого срока, отпущенного ему судьбой и отмеченного порой необъяснимыми качественными скачками, она была выработана благодаря общению с различными учителями, позволявшему преодолевать кризисные периоды становления мастерства. Из музыкантов, оказавших на него прямое влияние, следует назвать (помимо отца, итальянских предшественников и современников, а также Д. фон Диттерсдорфа и И. А. Хассе) И. Шоберта, К. Ф. Абеля (в Париже и Лондоне), обоих сыновей Баха, Филиппа Эмануэля и в особенности Иоганна Кристиана, бывшего образцом сочетания «галантного» и «учёного» стилей в крупных инструментальных формах, а также в ариях и операх-сериа, К. В. Глюка - в том, что касается театра, несмотря на существенное различие творческих установок, Михаэля Гайдна, великолепного контрапунктиста, брата великого Йозефа, который в свою очередь указал Моцарту, как достичь убедительности выражения, простоты, непринуждённости и гибкости диалога, не отказываясь и от приёмов самой сложной техники. Основополагающими были его поездки в Париж и Лондон, в Мангейм (где он слушал знаменитый оркестр под управлением Стамица, первый и самый передовой ансамбль в Европе). Укажем также на окружение барона фон Свитена в Вене, где Моцарт учился и оценил музыку Баха и Генделя; наконец, отметим путешествия в Италию, где он встречался со знаменитыми певцами и музыкантами (Саммартини, Пиччини, Манфредини) и где в Болонье держал у падре Мартини экзамен по контрапункту строгого стиля (по правде сказать, не слишком удачный).

Вольфганг Амадей Моцарт

Национальная гордость Австрии, величайшая загадка Творца, символ Гения – Вольфганг Амадей Моцарт. Его жизнь и смерть оставили больше вопросов, чем ответов. Его история обросла легендами и мифами. О нем написаны сотни книг. Но вряд ли мы когда-нибудь приблизимся к разгадке этого феномена.

Краткая биография

Обычно в биографии известных людей детские годы описывают вскользь, упоминают какие-то забавные или трагические случаи, повлиявшие на формирование характера. Но в случае с Моцартом рассказ о его детских годах – это повествование о концертной и композиторской деятельности полноценного музыканта и виртуозного исполнителя, автора инструментальных сочинений.


Он родился 27 января 1756 года в семье скрипача и педагога Леопольда Моцарта. Отец оказал огромное влияние на становление сына как личности и музыканта. Всю жизнь их связывала нежнейшая привязанность, даже известна фраза Вольфганга: «После папы – только Господь». Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна, которую дома звали Наннерль, никогда не посещали общественную школу, все образование, включая не только музыку, но и счет, письмо, чтение, им дал отец. Он был прирожденным педагогом, его методическое пособие по обучению игре на скрипке издавали десятки раз и долгое время считали лучшим.

С рождения маленького Вольфганга окружала атмосфера творчества, музыкальных звуков и постоянной занятости. Отец занимался с Наннерль на клавесине и скрипке, 3-летний Вольфи наблюдал за ними с ревностью и восторгом: ну, когда же папа позволит ему упражняться? Для него это все была игра – подбирать на слух мелодии, созвучия. Так, играя, и начались его занятия музыкой, которым он отдавался полностью.


Уже в 4 года он рисует каракули на нотной бумаге, чем приводит в ярость отца, однако гнев быстро сменяется изумлением – выглядящие хаотично на бумаге ноты складываются в незатейливую, но грамотную с точки зрения гармонии пьесу. Леопольд сразу понимает высочайшую одаренность, которой наградил бог его сына.

В те времена музыкант мог рассчитывать на вполне хорошую жизнь, если найдет покровителя и получит постоянную работу. Например, заняв должность капельмейстера при дворе или доме знатного вельможи. Тогда музыка являлась неотъемлемой частью социальной и светской жизни. И Леопольд принимает решение отправиться с выступлениями по городам Европы с целью снискать славу сыну для того, чтобы позднее он смог удостоиться лучшей судьбы. Он рассчитывал уже сейчас заручиться вниманием к необычайному таланту ребенка.

В первое путешествие Моцарты (отец, сын и дочь) отправились в начале 1762 года, когда Вольфгангу было 6 лет, а его сестре – 10. Чудо-дети везде встречали самый восторженный прием, они поражали слушателей своими исполнительскими умениями и навыками. Отец стремился придать их выступлениям как можно больше эффектности. Мария Анна исполняла сложнейшие технически музыкальные пьесы, подвластные не каждому опытному клавесинисту. Вольфганг и вовсе играл не просто виртуозно – ему завязывали глаза, покрывали клавиатуру платком, он играл с листа, импровизировал. Все силы были брошены на то, чтобы произвести сенсацию и запасть в память слушателям. И их действительно приглашали много и часто. В основном это были дома аристократов и даже коронованных особ.

Но был в этом еще один интересный момент. Во время всех этих путешествий от Лондона до Неаполя Вольфганг не только демонстрировал публике свое щедрое дарование – он также впитывал в себя все культурные и музыкальные достижения, которые мог ему предоставить тот или иной город. Тогда Европа была разрознена, очаги культуры вспыхивали в разных городах – и в каждом были свои течения, музыкальные стили, жанры, предпочтения. Маленький Вольфганг мог все это слушать, поглощать, перерабатывать своим гениальным умом. И в итоге синтез всех этих музыкальных пластов дал толчок к тому мощному движению, что являло собой творчество Моцарта.

Зальцбург и Вена

Увы, планам Леопольда не суждено было сбыться. Дети выросли и больше уже не производили такого яркого впечатления. Вольфганг превратился в невысокого юношу, «такого же как все», а прошлая популярность скорее даже мешала. Ни его членство в Болонской Академии, которое он получил в 12 лет, блестяще справившись с заданием, ни орден Золотой шпоры, врученный самим католическим Папой, ни всеевропейская известность не сделали легким карьерный рост молодого композитора.

Какое-то время он состоял капельмейстером у архиепископа в Зальцбурге. Непростые отношения с этим высокомерным человеком вынуждали Вольфганга браться за заказы из Вены, Праги, Лондона. Он стремился к независимости, неуважительное обращение больно ранило его. Частые разъезды привели к желанной цели – однажды архиепископ Коллоредо уволил Моцарта, сопроводив увольнение унизительным жестом.

В конечном итоге он переезжает в Вену в 1781 году. Здесь он проведет последние 10 лет жизни. На этот период придется расцвет его творчества, женитьба на Констанце Вебер, здесь он напишет самые знаменательные свои произведения. Венцы не сразу его приняли, и вообще, после успеха «Свадьбы Фигаро » в 1786 году остальные премьеры проходили спокойно. Гораздо теплее его всегда принимали в Праге.

В то время Вена была музыкальной столицей Европы, жители ее были избалованы обилием музыкальных событий, туда стекались музыканты со всего света. Конкуренция среди композиторов была очень высокой. Но не соответствует действительности то противостояние между Моцартом и Антонио Сальери, которое мы можем увидеть в знаменитом фильме «Амадей» Милоша Формана, а еще ранее – у Пушкина. Напротив, они с большим уважением относились друг к другу.

Также близкую и трогательную дружбу он водил с Йозефом Гайдном , посвятил ему прекрасные струнные квартеты. Гайдн, в свою очередь, бесконечно восхищался талантом и тонким музыкальным вкусом Вольфганга, его необыкновенной способностью чувствовать и передавать чувства как истинный Художник.

Несмотря на то, что должности при дворе Моцарту так и не удалось добиться, его творчество постепенно стало приносить ему немалый доход. Он был независимый человек, превыше всего ставящий честь и достоинство человека. Не лез в карман за острым словом, и вообще напрямую говорил все, что думает. Такое отношение не могло оставить равнодушным никого, появлялись завистники, недоброжелатели.

Болезнь и смерть

Небольшой творческий спад, наметившийся было в 1789-90 годах, в начале 91-го быстро сменился активной работой. В конце зимы он внес изменения в симфонию №40 . Весной была написана и затем летом поставлена опера «Милосердие Тита» по заказу чешского двора на день коронации Леопольда II. В сентябре был завершен совместный проект с Эмануэлем Шиканедером, товарищем по масонской ложе – зингшпиль «Волшебная флейта ». В июле этого года он получил заказ на заупокойную мессу от таинственного посланника…

В начале осени Вольфганг начинает жаловаться на недомогания. Постепенно они усиливаются. Последнее выступление Моцарта датировано 18 ноября – на день открытия очередной ложи Тайного Общества. После этого он слег и уже не вставал. До сих пор ученые медики ведут споры о причинах болезни, диагнозе. Чаще всего версию об отравлении отвергают, но не исключают полностью. За прошедшие столетия подлинных документов больше не стало, наоборот, все меньше доверия вызывают многие утверждения Констанцы и других свидетелей.

  • Моцарт написал больше музыки в своей короткой карьере, чем многие другие композиторы, которые прожили намного дольше.
  • Отношения с архиепископом Зальцбургским закончились, когда его секретарь дал Моцарту пинок в спину.
  • В путешествиях Моцарт провел в общей сложности 14 из 35 лет.
  • Леопольд Моцарт описал рождение сына как «чудо от Бога», потому что тот казался слишком маленьким и слабым, чтобы выжить.
  • Термин «ухо Моцарта» описывает дефект уха. Исследователи полагают, что у Моцарта и его сына, Франца, был врожденный дефект уха.
  • Композитор обладал феноменальным слухом и памятью, даже в детстве мог с одного прослушивания запомнить сложное по форме и гармонии произведение, и затем записать его без единой ошибки.
  • В 1950-х годах французский врач-фониатр Альфред Томатис проводил научные эксперименты, в ходе которых доказал, что прослушивание музыки Моцарта может улучшить IQ человека, ему принадлежит термин «Эффект Моцарта»; ее также признали оказывающей терапевтическое воздействие при ДЦП, эпилепсии, аутизме и многих неврологических заболеваниях, это научно доказано.
  • Второе имя Вольфганга Моцарта, Феофил, означает «любимый Богом» по-гречески.
  • Влияние Моцарта на западную музыку глубоко. Джозеф Хейдон отметил, что «потомство не увидит такой талант даже через 100 лет».
  • Моцарт написал свою первую симфонию, когда ему было всего 8 лет, а оперу – в 12.
  • Отец запрещал Вольфгангу жениться на Констанце Вебер, подозревая корыстный интерес ее семьи к делающему первые уверенные шаги в Вене Моцарту. Но тот не послушался впервые в жизни, и вопреки воле отца женился в августе 1782. Некоторые ученые изображают ее как непостоянную, другие смотрят на нее с большей симпатией. Через восемнадцать лет после смерти Вольфганга она снова вышла замуж и помогла своему новому мужу написать книгу о Моцарте.
  • Известное партнерство Моцарта с Лоренцо да Понте привело к созданию оперы «Свадьба Фигаро», основанной на пьесе Бомарше. Их сотрудничество является одним из самых известных в истории музыки;
  • Однажды в Вене маленький Вольфганг выступал во дворце для императрицы Марии Терезии. После выступления он играл с ее дочерьми, одна из которых отнеслась к нему особенно нежно. Вольфганг на полном серьезе стал тогда просить ее руки. Это была Мария-Антуанетта, будущая королева Франции.
  • Моцарт состоял в масонской ложе, это было тайное общество, объединяющее наиболее прогрессивных людей своего времени. Со временем Вольфганг стал отдаляться от идей братьев, в основном, из-за религиозных противоречий.

  • Последнее слово композитора Густава Малера (1860-1911) перед смертью было «Моцарт».
  • В 1801 году могильщик Джозеф Ротмайер якобы выкопал череп Моцарта с кладбища в Вене. Тем не менее, даже после различных испытаний, остается неизвестным, принадлежал ли череп, по сути, Моцарту. В настоящее время он заперт в Фонде Моцартеум в Зальцбурге, Австрия;
  • Барон ван Свитен дал на похороны Моцарта 8 флоринов 56 крейцеров – именно это сумму когда-то потратил Вольфганг на шутливые похороны своего скворца.
  • Моцарт был похоронен в «братской могиле» на Кладбище св. Маркса. «Общая могила» - это не то же самое, что могила нищего или братская могила, но могила для людей, которые не были аристократией. Одно из главных отличий состоит в том, что через 10 лет общие могилы подвергались раскопкам, а могил аристократов – нет.
  • Исследователи выдвинули в качестве гипотезы по меньшей мере 118 причин смерти Моцарта, включая ревматическую лихорадку, грипп, трихинеллез, отравление ртутью, почечную недостаточность и стрептококковую инфекцию.
  • По мнению нескольких биографов, Моцарт был маленьким человеком с сильными глазами. В детстве Вольфганг переболел оспой, которая оставила на лице шрамы. Он был худой и бледный с прекрасными волосами и любил элегантную одежду.
  • Согласно утверждениям жены Моцарта, Констанцы, в конце жизни Моцарт считал, что его отравили, и что он сочинял свой «Реквием» для себя.
  • Считается, что в «Реквиеме» он успел написать только первые 7 частей, а остальное дописал его ученик Франц Ксавер Зюсмайр. Но есть версия, по которой Вольфганг мог завершить «Реквием» несколькими годами ранее. Ученые все еще спорят о том, какие части Моцарт действительно написал.
  • У Моцарта и его жены было шестеро детей, из которых только двое пережили младенчество. Оба сына не имели семьи и детей.
  • Моцарт становился все более популярным после смерти. На самом деле, как отмечает биограф 20-го века Мейнард Соломон, его музыку по-настоящему оценили посмертно.
  • Композитор родился католиком и оставался им всю жизнь.
  • Моцарт был тенор. Во время камерных концертов в ансамбле он обычно играл на альте. А также был левшой.
  • Известный физик Альберт Эйнштейн очень любил музыку. Он обучался игре на скрипке, но по-настоящему сумел проникнуться ею только после того, как «влюбился в сонаты Моцарта».
  • Эйнштейн считал, что музыка Моцарта потребовала от него технического совершенства, и тогда стал усиленно заниматься.
  • Констанца, супруга Моцарта, уничтожила многие его зарисовки и чертежи после смерти композитора.
  • У Моцарта было несколько домашних животных, включая собаку, скворца, канарейку и лошадь.

Моцарт. Письма

Время сохранило множество портретов Моцарта, выполненных разными художниками, но все они между собой сильно различаются, трудно определить, были ли среди них наиболее близкие к оригиналу. Зато прекрасно сохранились письма композитора, которые он писал всю свою жизнь, будучи в постоянных разъездах – письма матери, сестре, «дражайшему папа», кузине, супруге Констанце.

Читая их, можно составить подлинный психологический образ гения, он словно живой предстает перед нами. Вот 9-летний мальчуган искренне радуется удобной бричке и тому, что извозчик мчит быстро. Вот он передает пламенный привет и низкий поклон всем, кого знает. Это был галантный век, но Моцарт умеет без излишней напыщенности и витиеватости проявить уважение, не теряя достоинства. Письма, обращенные к родным, полны искренности и доверительности, эмоциональности и вольного обращения с синтаксисом, ведь они писались не для истории. В этом их настоящая ценность.

В зрелые годы у Вольфганга формируется собственный эпистолярный стиль. Очевидно, что литературный дар ему присущ не в меньшей степени, что и музыкальный. Владея поверхностно несколькими языками (немецким, французским, итальянский, латинским), он легко составляет из них новые словоформы, с юмором играет словами, острит, рифмует. Его мысль скользит легко и непринужденно.

Следует отметить, что со времени написания писем немецкий язык прошел большой путь развития от локальных диалектов до национального языка. Поэтому многое в них современникам покажется не совсем понятным. Например, тогда было принято обсуждать публично проблемы пищеварения. Ничего, выбивающегося из нормы, в этом не было. То же с грамматикой и орфографией – Моцарт следовал своим правилам, а возможно, даже не задумывался об этом. В одном абзаце мог трижды написать имя какой-то персоны – и все 3 раза по-разному.

В России в советское время моцартоведы лишь частично цитировали некоторые из его писем – тщательно отредактированные. В 2000-м году вышло полное издание переписки семьи Моцартов.

Личные цитаты

  • «Я пишу как свинья» (по поводу того, как много пишет).
  • «Я не обращаю внимания на чью-либо похвалу или вину. Я просто следую своим собственным чувствам»;
  • «Поскольку смерть, когда мы подошли к ее рассмотрению, является истинной целью нашего существования, я выработал в течение последних нескольких лет такие близкие отношения с этим лучшим и самым верным другом человечества, что его образ не только больше не пугает меня, но действительно очень успокаивает и утешает! И я благодарю моего Бога за то, что он любезно предоставил мне возможность узнать, что смерть - это ключ, который открывает дверь нашему истинному счастью».
  • «Всякий раз, ложась спать, я помню, что возможно (как бы Молод я ни был), мне не суждено будет увидеть завтрашний день. И все же ни один человек из всех, кто меня знает, не скажет, что я в общении мрачен или печален...»(4 апреля 1787).
  • «Люди ошибаются, считая, что мое искусство легко приходит ко мне. Уверяю вас, никто не посвятил столько времени и размышлений композиции, как я».

Творческое наследие

Исследователей и биографов поражает чудовищная работоспособность Моцарта. Учитывая его занятость на службе, репетиции, концерты, гастроли, частные уроки, он успевал при этом писать – на заказ и по собственному велению души. Он сочинял музыку во всех существовавших тогда жанрах. Некоторые сочинения, особенно ранние, детских лет, утеряны. Всего за свои неполные 36 лет он написал более 600 произведений. Почти все они являются абсолютными жемчужинами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. За прошедшие 2 века интерес к ним только усиливается. Многие жанры он существенно развил и преобразовал, задав новую планку и ориентиры в искусстве.

Так, например, в его операх «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан », «Волшебная флейта» драматургия шагнула далеко за пределы традиционных для того времени музыкальных спектаклей. Более сильную смысловую нагрузку приобретает сюжет, часто композитор принимает самое горячее участие в разработке либретто, дает рекомендации по построению фабулы. Каждый образ действующих лиц получает более детальную психологическую прорисовку, становится «живым» не только с помощью текстов, но и через выразительные музыкальные средства.

Также сильное драматургическое развитие получает у него симфония. Во многих из них можно увидеть сходство с оперным принципом построения – опора на конфликт, противостояние, сквозное развитие. С другой стороны, увертюра к «Свадьбе Фигаро» настолько совершенна по форме, что ее исполняют отдельно в концертах как оркестровое произведение.

Симфонизм как высший тип музыкального мышления в творчестве Моцарта утверждает каноны классического стиля. Однако в целом весь его творческий путь прошел эволюцию от рококо (в основном, в детских сочинениях), затем через венский классицизм до предпосылок к раннему романтизму. Остается лишь предполагать, какой бы была музыка этого гения, столь эмоционального, восторженного, искреннего, если бы ему довелось дожить до эпохи романтического расцвета.

Среди музыкальных произведений Моцарта 41 симфония, 27 фортепианных концертов , 5 скрипичных концертов, 27 концертных арий, 23 струнных квартета и 22 оперы.

Образ Моцарта в театре, кино, телевидении и других медийных проектах


Музыку Вольфганга Амадея Моцарта можно услышать везде. О нем самом, истории его жизни, творчестве сняты сотни художественных и документальных фильмов, телевизионных проектов и поставлена театральная пьеса. Наиболее значимыми произведениями о нем считают:

  • «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина (цикл коротких пьес);
  • «Амадей» (1979) пьеса Питера Шаффера, которая легла в основу сценария знаменитого фильма Милоша Формана
  • «Амадей» - 8 премий Оскара и множество наград и номинаций в области киноискусства, в главной роли снялись Том Халс (Моцарт) и Ф.Мюррей Абрахам (Сальери).

Вот лишь неполный перечень телепроектов о Моцарте:

  • т/с «Моцарт в джунглях» - США (оригинальное название);
  • т/с «Avventura Romantica» (2016), в исполнении Лоренцо Зингоне (в роли молодого Моцарта);
  • т/с «Теперь я буду петь» (2016), в исполнении Лоренцо Зингоне;
  • т/с «La Fiamma» (2016), исполненная Лоренцо Зингоне;
  • «Стерн-папа (2015)» ТВ-эпизод, в исполнении Криса Маркетта (в роли Моцарта);
  • «Мистер Пибоди и Шерман Шоу»;
  • «Моцарт» (2016), исполненный Авнером Пересом (взрослый В. Моцарт);
  • «Фантастика» (2015);
  • «Моцарт против Скриллекс (2013) Телевизионный эпизод, в исполнении Ницца Питер (Моцарт);
  • Моцарт l"opéra Rock 3D (2011) (TV) В исполнении Микеланджело Локонте;
  • «Сестра Моцарта» (2010), в исполнении Дэвида Моро;
  • «Etida» (2010), Лука Хргович в роли Моцарта;
  • «Моцарт» (2008) Телесериал;
  • «В поисках Моцарта» (2006);
  • «Гений Моцарта», исполненный Джеком Тарлтоном»;
  • т/с «Симпсоны»;
  • т/с «Вольфганг Амадей Моцарт» (2002);
  • «Вольфганг А. Моцарт» (1991);
  • «Моцарт и Сальери» (1986) Телевизионный эпизод;
  • «Моцарт - его жизнь с музыкой» д/ф.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса