Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Энциклопедия сказочных героев: "Баба-Яга". Загадочный образ бабы яги

Проект для младших школьников, 4 класс «Баба-Яга - кто она?»»

I. Введение.
Почти в каждой волшебной сказке присутствуют такие герои как Баба Яга, Кощей Бессмертный, злая мачеха и другие. Нам захотелось выяснить: откуда появились эти герои? Для своего исследования мы выбрали Бабу Ягу, ведь это самая первая «страшилка», с которой встречается в жизни маленький человек.
Баба-Яга - одно из самых известных и таинственных существ на земле. Большинство людей считают её обычной злой ведьмой. А недавно узнали, что некоторые люди величают Бабу-Ягу древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей.
Нами было опрошено 20 одноклассников и 15 взрослых. Результаты следующие:
на вопрос «Ты знаешь что-либо о Бабе Яге?» ответили «да» - 34, «нет» - 1
на вопрос «Это твой один из любимых сказочных героев?» ответили «да» - 14, «нет» - 21
на вопрос «Ты узнал о ней со сказок? ответили «да» - 35, «нет» - 0
на вопрос «Она ведьма?» ответили «да» - 30, «нет» - 5
на вопрос «Она богиня?» ответили «да» - 5, «нет» - 30
на вопрос «Хотел бы узнать о ней больше?» ответили «да» - 25, «нет» - 9.

Мы сделали вывод , что Баба - Яга – любимый сказочный герой детей и взрослых, о ней они узнали со сказок, но кто она - ведьма или богиня, мнения разошлись. 86% опрошенных считает, что Баба-Яга – ведьма. Всем бы хотелось узнать, а кто же она на самом деле?
Нас заинтересовал образ Бабы - Яги, захотелось разобраться в этом вопросе: «Баба - Яга – ведьма или богиня?», поэтому и тема нашего проекта «Баба-Яга – кто она?»
Отсюда и цель работы – узнать больше о якобы всем известной личности, определить, кто она ведьма или богиня.
Задачи исследования:
провести анализ литературы по проблеме исследования;
провести анкетирование взрослых и учащихся;
узнать, где жила Баба-Яга;
на примере сказок проследить за образом Бабы-Яги;
кто такая Баба – Яга - есть ли у неё прототипы;
изучить быт Бабы – Яги;
изучить след, который Баба - Яга оставила в литературе;
опровергнуть или подтвердить гипотезы.
Методы исследования:
поиск информации;
анкетирование;
анализ;
наблюдение;
классификация;
обобщение.
Мы разработали план действий:
провести тестирование, которые выявят уровень заинтересованности и просвещенности детей и взрослых;
найти литературу по интересующей теме (в домашней библиотеке, в школьной библиотеке, в Интернете);
исследовательская деятельность;
рассказать одноклассникам интересные сведения о Бабе-Яге;
изготовить раскраску для маленьких.
Гипотезы:
Баба - Яга-ведьма
Баба - Яга-богиня
Предмет исследования: сведения о Бабе - Яге
Данная работа имеет большую просветительскую и практическую направленность: подготовлен сборник материалов с информацией о Бабе-Яге, подборкой стихов, песен, рисунков; изготовлена раскраску для маленьких.
II. Теоретическая часть.
2.1 О Бабе - Яге в словарях
Из словарей мы узнали о Бабе Яге следующее:
Баба- Яга - (Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха; Гвоздензуба - сербское; Ежи баба - словенское; Яга баба – болгарское и т.д.)- загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами.
Большая советская энциклопедия: «Ведьма, колдунья, женщина – служительница дьявола, якобы обладающая сверхъестественной способностью вредить людям и животным». Тут же: «Бог, фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающего как предмет религиозного поклонения и веры»
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: «Ведьма или выдёма – колдунья, чародейка, спознавшаяся, по суеверию народа, с нечистой силою, злодейка, у которой бывает хвостик».
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «Бог, абсолютное существо, не зависящее ни от каких причин, но причина всего существующего, характеризуемое в большей частью религий как личность, действующая по целям и имеющая волю, как Творец и Промыслитель вселенной, а в некоторых как безличное начало, совпадающее с миром».
Баба- первая часть имени показывает, что наша героиня весьма преклонного возраста. Ведь наши слова «баба- бабушка», «дед-дедушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения, имеющих внуков. Поэтому первая часть имени хозяйки избушки на курьих ножках не только отмечает, что она женщина, но и указывает на ее определенный жизненный опыт.
Яга - вторая часть имени однозначной трактовке не поддается. Некоторые считают, что наши предки, называли «ягой» лесную женщину, отмечая ее вздорный характер или особенную одежду.

2.2 Образ Бабы- Яги в народных сказках
Наиболее полным источником сведений о жизни Бабы - Яги в далёком прошлом являются народные сказки. Перечень изученных мною русских народных сказок вы можете увидеть в библиографии исследовательской работы.
Из сказок мы узнали, что живёт Баба - Яга в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. Забор вокруг избы из человеческих костей. На заборе – черепа, вместо засова человеческая нога, вместо замка рот с острыми зубами. Внешне Баба - Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Одета Баба - Яга в одну рубаху без опояски. Глаза горят красными сполохами. У Бабы - Яги костлявые руки и острые железные зубы.
Баба- Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Во время поезда Бабы- Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья. Баба - Яга похищает и поедает детей, которых она забрасывает в печь лопатой и зажаривает.
В других случаях Яга выглядит человечнее: помогает зашедшим к ней в избушку добрым молодцам советом и даёт им в дорогу волшебных помощников. Баба - Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: "что это русским духом пахнет". Она знает язык животных и растений.
Ей служат черные коты, вороны, змеи.
Так кто же она? Добрая помощница или страшная людоедка?
Вообще, сведения о Бабе Яге тех лет крайне противоречивы. В сказочном образе Бабы-Яги как бы переплелись качества положительного и отрицательного персонажа. А то, что Бабу-Ягу представляют по-разному, может тоже связано с древним образом Богини.
2.3 Образ Бабы- Яги в современных произведениях
Кроме сказок мы читали и современные произведения о Бабе- Яге. Перечень изученных нами современных сказок вы можете увидеть в библиографии исследовательской работы.
Меняются времена - меняются нравы. В последние годы характер Бабы- Яги помягчел: она уже почти не делает гадостей и совсем не ест людей. К детям Яга относится с особой симпатией. И больше похожа на деревенскую старушку, чем на злую колдунью. Быт её тоже изменился в лучшую сторону. Исчезли черепа с забора, в доме стало почище и попросторнее. Избушка Яги теперь не только вертится на одном месте - она научилась бегать.
В силу привычки Яга ещё использует ступу, но всё чаще предпочитает летать на метле. Одним словом, несмотря на природную хромоту, Яга старается идти в ногу с прогрессом.
Из сказок мы много о Яге узнали. Но для полноты образа не хватает изображения Бабы - Яги. И тогда мы предложили одноклассникам нарисовать Бабу - Ягу. Вы можете увидеть некоторые из наших работ. Для самых маленьких в рамках проекта мы собрали раскраску.
2.4 Образ Бабы- Яги в научных статьях
Где же найти следы божественного происхождения Яги? Это был самый трудный этап – прочитать научные статьи, понять этих умных взрослых. Тут мы обращались за помощью к учителю и родителям маме.
Не раз пытались ученые понять образ Бабы-Яги, живущей в веках. Она как бы триедина, то есть одна в трех лицах. Она и Воительница, и Дарительница, и Похитительница. Она – Советчица и Повелительница. А каждой своей ипостаси соответствует определенный возраст и функция.
Первая ипостась (качество, роль) Бабы-Яги - Воительница, это молодая девушка. Она думает о борьбе и победе, область ее мироздания - Небо, то есть, она является Богиней. В сказках она предстает как девица-богатырка или дочка, племянница старой Бабы-Яги (то есть, молодая Баба-Яга).
Вторая ипостась Бабы-Яги – Дарительница и Избавительница от беды. Это уже взрослая женщина, получившая определенный жизненный и магический опыт, и вступившая в пору деторождения, плодородия (для земли). Возможно, в ней отразился образ Великой Богини, Богини-Матери, создательнице нашего мира. У нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Ее сфера обитания - Земля. Она тоже Богиня, но более близкая к людям, их проблемам и стремлениям. Этот образ можно подразделить еще на несколько: Яга-Советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре). Яга-Охранительница, Покровительница (следящая с помощью своих волшебных помощников (гусей, блюдечка и проч.) за похождениями героя). Она - Повелительница явлений природы, а также птиц и зверей. Иногда Бабу- Ягу называют Берегиня. В переводе на современный язык – Богиня Экологии. Именно Яга, хранительница леса и зверей, многие столетия берегла нашу природу. Поэтому перед ней расступались дремучие леса и раздвигались горы. Поэтому великой богине верно служили гуси – лебеди, и мудрые вороны, и все живые существа, за исключением человека.
И третья ипостась Бабы-Яги - Похитительница. Это уже старуха, близкая к смерти, а значит к загробному миру. Она уже мастер в колдовстве и магии, она может повелевать силами природы, животными, тварями лесными, и имеет над ними власть. И похищая (чтобы съесть) молодых людей, детей, она как бы приносит их себе же в жертву, чтобы еще хоть ненадолго продлить свое существование.
Существует трактовка, согласно которой, Баба-Яга - персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру. Существует версия, что имя Яги произошло от слова йог, и сама она - из Индии. Характерна такая деталь: в избушке Бабы–Яги три пары волшебных рук делают всю домашнюю работу. Может быть, ей служит шестирукое божество Шива. Не случайно Баба – Яга, как и индийские йоги – отшельники, живёт вдали от людей и ведёт уединённый образ жизни. Кроме того, её ступа очень напоминает священные индийские сооружения, которые так и называются - ступы.
Другие исследователи утверждают, что Баба – Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках».
И есть предположение, что Баба–Яга существо инопланетного происхождения и прибыла на землю из космоса. Не даром она умеет летать. В сказках и мифах часто упоминается, что ступа её железная. Не исключено, что это не ступа, а одна из ступеней многоступенчатого космического корабля. Но откуда бы ни взялась Баба Яга - из Индии, с Севера или с космоса, - именно на Руси поселилась она много веков назад.
2.5 Жизнь Бабы-Яги в искусстве
Образ Бабы- Яги с давних пор вдохновлял поэтов и композиторов. Первые стихи, посвященные Яге, принадлежали А.С.Пушкину, написавшему в «Руслане и Людмиле»:
Там, на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой…
Великий композитор М.П.Мусоргский, написав «картины с выставки», назвал одну из пьес «Баба- Яга».
В кино и телевидении этот сочный персонаж также не обойден вниманием. Главной Бабой-Ягой Советского Союза был, конечно, Георгий Милляр (1903-1993). «В 16 сказках Роу Милляр сыграл 30 ролей, то есть в каждой сказке у него было по два-три образа. А коронной, конечно же, стала роль Бабы-Яги, на которую пробовались многие известные актрисы: «Огонь, вода и… медные трубы» - Вера Алтайская, «Новогодние приключения Маши и Вити» роль Бабы-Яги исполнила Валентина Кособуцкая, в фильме «Книга мастеров» роль Бабы-Яги исполнила Лия Ахеджакова. И, конечно, нельзя обойтись без замечательных бабок-ёжек из мульфильма «Летучий корабль».
Народ сочинил множество песен, частушек, стихов о Бабе-Яге.
Дразнилок, связанных с Бабой - Ягой, немного. И это вполне объяснимо: их сочинителей и исполнителей Яга могла просто-напросто съесть. Так это или не так, но все же дразнить одинокую пожилую женщину – дело не очень красивое.
Ни одной русской женщине не посвящалось столько произведений, сколько Бабе- Яге. Объяснение этому одно: у Бабы-Яги есть характер: яркий, самобытный, неоднозначный.
Когда однажды ее спросили: «Как вы относитесь к тому, что оставили большой след в искусстве?», Баба- Яга ответила: «По-моему, моя избушка оставила большой след…». И показала на отпечаток куриной лапы. Впрочем, и в чувстве юмора Яге не откажешь!
III. Практическая часть.
3.1 Создание паспорта Бабы - Яги
Для того, чтобы зафиксировать все что мы узнали о героине в произведениях, прочитанных нами, разработали форму записи сведений о Бабе - Яге. Называется эта форма «Паспорт Бабы - Яги».
Паспорт включает в себя следующие пункты:
Где живет?
Здесь указывается произведение
Как передвигается?
Как в произведении передвигается Яга
Как выглядит?
Внешний вид
Возраст
Сколько лет
Характер
Какой характер у Яги в этом произведении
Средства колдовства
С помощью чего Яга колдует
Добрые дела
Какие добрые дела она делает в этой сказке
Злые дела
Какие злые дела она делает в этой сказке
Друзья
Есть ли у Яги друзья
Враги
Есть ли у Яги враги
Жилье
Где живет Баба - Яга
Кем командует?
Кто находится у неё в подчинении
Изобретательность
Как Яга хитрит в сказке
К каждой сказке мы составляли Паспорт Бабы - Яги, который вкладывала в картотеку.
По результатам моей аналитической работы мы составила сводный паспорт Бабы - Яги – богини, перечислив все наиболее повторяющиеся значения признаков, и Бабы - Яги- ведьмы.
3.2 Нечистьмер
Много узнав о Бабе Яге, встал вопрос об измерении данных о ней. Как это сделать?
Мы придумали НЕЧИСТЬМЕР – вертикальную шкалу, показывающую как близко к ведьме или богине находится конкретная Баба-Яга из произведения.Заполняем нечистьмер, ориентируясь на контрольные точки. Потом сравнили полученный паспорт с контрольными точками и сделали выводы, составили диаграммы по значениям нечистьмера.
IV. Заключение
Так кто же она такая – Баба Яга? В этом трудно разобраться.
При сравнении паспортов Бабы Яги по русским народным сказкам с контрольными точками мы пришли к выводу, что в сказках количество добрых и злых дел Бабы- Яги практически равны (ведьма-богиня- 5/4).
Гипотеза 1 - Баба Яга-ведьма.
Она всем вредит.
Создает на пути трудности.
Похищает детей.
Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть.
У неё страшный вид.
Может ли людоедка быть добрым божеством? Нет, но ведь Баба-Яга и не людоедка.
Во многих сказках говорится, что она сажала детей на лопату, чтобы изжарить в печи. Но это не вся правда. Сказка доносит до нас древний ритуал перепекания ребенка. Суть его заключалась в следующем: если младенец рождался недоношенным, то его сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь, символизирующую женское лоно. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали. Есть такая болезнь «сухота», или «собачья старость». Но в прежние времена больного ребенка - обмазывали тёплым тестом, сажали на лопату и трижды засовывали в натопленную печь. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка. Таким образом, версия о Бабе-Яге, ведунье и знахарке, небезосновательна. Сказка лишь исправила знак «плюс» (перепекание ребенка приносит ему пользу), на «минус» (ведьма детей жарит и ест). Баба - Яга жила в согласии с природой, отлично знала этот народный метод и вылечила немало деревенских детишек.
На самом деле Баба - Яга не ела человеческого мяса, это придумали взрослые, чтобы пугать маленьких детей. Ведь раньше сказки рассказывали «из уст в уста», поэтому наделили ее разными качествами-и хорошими, и плохими. Каждый придумывал к образу Бабы - Яги новые детали - пострашнее. И может быть, не зря Баба- Яга пугала народ? Перестали люди бояться – стали уничтожать природу, загрязнять атмосферу и воду, вырубать леса, осушать болота и менять течения рек. Многие виды зверей и птиц исчезли. В последнее время Яга нечасто показывается людям. Возможно, дожидается, когда мы станем бережнее и добрее к природе…
Если прочесть сказки правильно, можно увидеть, что матери посылали к ней своих дочерей вовсе не для того, чтобы их съели. Девочки проходили у Яги настоящий курс разных женских премудростей: учились прясть, ткать, готовить.
Сказка – продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит в ее повествование свои поправки. Современная Баба- Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций.
Многие до сих пор считают Бабу-Ягу ведьмой. Но ничего плохого в этом нет. Слово «ведьма» происходит от слова «ведать», то есть знать. От этого же слова произошло и название первых святых книг на земле – Веды. Более того, ведьмами называли добрых женщин-целительниц, которые ведали разные секреты, и относились за это к ним в народе, как к святым.
Гипотеза 2 -Баба Яга-богиня. В сводном паспорте Бабы – Яги по авторским сказкам оказалось признаков богини- (4), ведьмы -(2).
По результатам проведенного исследования мы сделали следующие выводы:
Умеет делать волшебство.
Указывает герою дорогу.
Дает добрые советы.
Может понимать язык зверей и птиц, повелевает ими.
Её боятся отрицательные персонажи.
Баба - Яга, как и сама природа, никогда не раскрывает всех своих тайн и остается вечной загадкой для человека.
Баба-Яга персонаж не отрицательный. Впрочем, и не положительный. Создается впечатление, что у нее свой собственный кодекс чести (совсем как у богов древности) и свои секреты.
Значит, из двух гипотез - «Баба Яга-богиня», «Баба Яга-ведьма» - обе подтвердились.
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». А.С. Пушкин.

Русская народная сказка "Баба-Яга"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Баба-Яга" и их характеристика

  1. Девочка. Живет с отцом и мачехой. Добрая, красивая, отзывчивая, ласковая, трудолюбивая.
  2. Мачеха. Злая и коварная
  3. Баба-яга. Любит кушать маленьких девочек. Злая и скупая, никому добра не делает, а за то, никто ее не любит.
План пересказа сказки "Баба-Яга"
  1. Мачеха и ее задание
  2. Наказ родной тетки
  3. Баба-яга за работой
  4. Работница и платочек
  5. Кот и мясо
  6. Собаки и хлеб
  7. Калитка и масло
  8. Береза и ленточка
  9. Побег
  10. Погоня
  11. Гребень
  12. Полотенце
  13. Смерть бабы-яги
  14. Возвращение домой.
Кратчайшее содержание сказки "Баба-Яга" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Когда отец девочки женился на другой, мачеха невзлюбила девочку.
  2. Отправила она ее к сестре своей, к бабе-яге, а тетя родная девочку научила, что делать
  3. Баба-яга посадила девочку ткать, а сама спать пошла.
  4. Девочка всем угодила, кому платочек, кому мясо, хлеб, масло, ленточку и сбежала со двора.
  5. Баба-яга в погоню бросилась, а девочка то гребень бросит, то полотенце
  6. Не смогла баба-яга реку выпить, а девочка домой прибежала, отцу правду сказала, тот мачеху и прогнал.
Главная мысль сказки "Баба-Яга"
Как ты к людям, так и они к тебе.

Чему учит сказка "Баба-Яга"
Сказка эта учит проявлять доброту к другим людям, быть отзывчивой, вежливой, заботливой. Учит что все добрые дела обязательно вознаграждаются. Учит перед выполнением сложного дела, посоветоваться со знающими людьми. Учит решительности и бесстрашию.

Отзыв на сказку "Баба-Яга"
Мне очень нравится эта сказка, которую я читаю не первый раз. В ней главная героиня - маленькая, но очень смелая девочка, которую отправили на съедение к бабе-яге. Девочка очень боялась страшной тетки, но нашла в себе силы преодолеть свой страх. И это твердость духа героини мне понравилась больше всего.
Ну а то, что девочке помогли все обиженные бабой-ягой, кажется очень правильным.

Пословицы к сказке "Баба-Яга"
Ты мне, я тебе.
За добро добром платят.
Доброе слово и кошке приятно.

Читать краткое содержание, краткий пересказа сказки "Баба-Яга"
Жили муж с женою и была у них дочка.
Но умерла жена, погоревал муж, да на другой женился.
А мачеха оказалась злой, все хотела девочку со свету сжить.
И вот как-то отправляет девочку к своей сестре, за иголкой с ниткою, а сестра та - баба-яга.
Перед уходом девочка к родной тетке заходит, спрашивает как ей быть, страшно ведь к бабе -яге идти. Тетушка ее успокаивает. Дает ленточку для березки, хлеба для собак, маслица для ворот, и мяса для кота, и говорит ничего не бояться.
Вот пошла девочка через лес к бабе-яге. Долго шла, а как приходит, видит баба-яга сидит у окна, холст ткет.
Поздоровалась девочка, попросила иголки с ниткой. А баба-яга ее посадила поработать вместо себя, а сама спать пошла. И уходя так работнице тихонечко говорит, чтобы та баню натопила, девочку искупала, а утром она ее съест.
Девочка услыхала эти слова, сидит ни живая, ни мертвая. Но опомнилась, к работнице бежит, платочек ей красивый дарит. Просит, чтобы не спешила та баню топить, чтобы воду в решете носила. Работница и согласилась.
Как баба-яга высунется, про баню спросит, так работница и отвечает, что топит.
А девочка к коту, что на лавке сидел. Мяса ему отборного дает. Кот съел, ухмыльнулся. А девочка и просит котика научить, как от бабы-яги сбежать.
Кот показывает ей на гребень и полотенце, и говорит с собой взять. Когда баба-яга нагонять будет, за собой бросить.
Схватила девочка гребень и полотенце, и бегом из дома. А на улице собаки. Хотели девочку разорвать, а она им хлеба кинула. Дальше калитка. Хотела заскрипеть, бабу-ягу разбудить, а девочка ее маслом смазала.
За калиткой береза, хочет девочку веткой отхлестать, а девочка березу ленточкой повязала.
Кот в это время ткать сел. Не столько ткет, сколько запутывает
Выходит баба-яга, видит, нет девочки. На кота набросилась, куда смотрел? А тот про мясо вспоминает. Баба-яга на собак, те хлебу радуются, баба-яга на калитку ругаться, а та маслицем довольна. Баба-яга на березу, а та ленточкой хвастает.. Баба-яга на работницу, а та ей платочек показывает.
Бросилась баба-яга в погоню, в ступе скороходной. Услышала то девочка, бросила позади себя гребень. Лес вырос, небо попирает. Остановилась баба-яга, грызть лес стала. Дорогу прогрызла, дальше спешит, снова девочку догоняет.
Бросила девочка полотенце, разлилась река широкая. Не может баба-яга переправится. Стала она реку пить, пила-пила, пока не лопнула.
А девочка домой спешит. Там отец ее уже потерял, у новой жены спрашивает. Прибежала тут девочка, рассказывает про бабу-ягу, да про то, как та ее съесть хотела.
Рассердился отец, прогнал злую жену, и стали они жить счастливо.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Баба-Яга"

Проектная работа «Загадочный образ Бабы Яги»

«Баба-Яга или Яга-Баба

- сказочное страшилище, большуха

над ведьмами, сподручница сатаны

Баба-яга костяная нога: в ступе едет,

пестом погоняет,упирается,

помелом след заметает; она простоволоса

и в одной рубахе, баз пояски;

то и другое верх безличия».

Даль В. И.

«Там ступа с Бабою-Ягой идёт-бредёт сама собой».

Пушкин А. С.

Актуальность.

У каждого человека есть в жизни свои увлечения! Я очень люблю петь, танцевать, а особенно участвовать в театральных постановках. Любая роль мне удаётся! Однажды я сыграла роль Бабы Яги! Это было просто восхитительно!

Баба-Яга – неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но в этом лихом существе есть такое, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к ней. Так кто же она, эта загадочная старушка? Нам захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе.

Объект исследования – Баба-Яга в славянских мифах и в волшебных сказках.

Предмет исследования – роль Бабы Яги в славянских мифах и в волшебных сказках.

Цель работы – определение роли Бабы Яги в жизни мифологического и сказочного героя: добрая старушка или злая ведьма.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач :

    Изучить литературные и мифологические энциклопедии, прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Баба Яга.

    Познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги в сказках.

    Изучить этимологию имени сказочного персонажа Баба Яга.

    Составить частотный словарь характеристик имён Бабы Яги.

    Выяснить возраст Бабы Яги на примере опрашиваемых взрослых и детей.

    Проанализировать и обобщить полученные данные.

Наше предположение: мы считаем, что Баба Яга – злая ведьма, поскольку:

    она всем вредит;

    создаёт на пути трудности;

    Баба Яга похищает детей;

    может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть;

    у неё страшный внешний вид, её боятся дети.

Методы исследования:

    анализ литературных и исторических источников информации;

    сравнение описаний образа Бабы Яги в разных источниках;

    обобщение полученных данных.

Исследование проводилось на основе научных трудов Афанасьева А.К., Иванова В.В., Проппа В.Я., Даля В. и других отечественных учёных, а также славянских мифов и русских народных сказок.

Исследовательская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Образ Бабы-Яги

Баба-Яга – известный персонаж славянских волшебных сказок. Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим.

Как отмечает исследователь–сказочник А.КАфанасьев, образ Бабы Яги в преданиях славян изначально не был отрицательным, да и самого понятия ведьмы не существовало в древности. В языческие времена Баба-Яга – могущественная богиня, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением, хозяйка леса и зверей. Одна из наиболее значимых берегинь.

По мнению Иванова В.В., по мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, всё в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба-Яга превратилась в зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрёпанными косматыми волосами. Иногда она изображается с носом, висящим аж через грядку. («Сидит Баба Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос»).

Такого же мнения придерживается В.Я Пропп. Он пишет: «С проявлением земледелия и земледельческой религии вся «лесная» религия превращается в сплошную нечисть, великий маг – в злого колдуна, мать и хозяйка зверей – в ведьму, затаскивающую детей на вовсе не символическое пожирание»

В. Даль пишет, что яга – «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи. Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны». «Кости у неё местами выходят

наружу из-под тела». «Она простоволоса и в одной рубахе без опояски» . Баба-Яга может быть слепой на один глаз, хромой (у неё «костяная нога»), чёрной, лохматой, растрёпанной и т.д.

Особое внимание привлекает колченогость, одноногость Бабы Яги, связываемая с её и или змееподобным обликом. В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону» . По мнению К. Д. Лаушкина, считающего Бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи. О. А. Черепанова пишет: «Общерусское «змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом «земля» - «ползающая по земле» .

Ягой-бабой (егибовой, егибицей) крестьяне некоторых районов России именовали во многом сходную с ягой по облику и «занятиям» ведьму, колдунью. У Бабы-яги и у ведьмы длинные, косматые волосы; колдунья, ведьма, как и яга; подобно бабе-яге, ведьма связана с очагом, печью, часто колдует возле печи; она наделена способностью оборачиваться в животных, сама оборачивает людей, может испортить их, лишить жизни и т. п.

Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу: «Она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа её железная, везут её черти; под поездом этим страшная буря, всё стонет, скот ревёт, бывает мор и падёж; кто видит ягу, становится нем» . Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; вообще, она, как и ведьма, может оборачиваться змеёй, кобылой, деревом, различными предметами, природными явлениями и т.д. Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц и пр.), чёрных котов, воронов и ворон; считалось также, что у неё в подчинении находятся черти и вообще всякая нечистая сила, а также различные фантастические существа.

Таким образом, в славянской мифологии Баба-Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой. Возможно, всегда чувствовалось, что это лишь маска, а не истинная суть.

Обратиться к самому выражению «Баба Яга». Баба-яга, Яга-баба как древнее устойчивое понятие состоит из двух слов. Баба – женщина, бабушка, прабабушка, прародительница, пращур, ещё и бог, то есть слово «баба» восходит к божественным, произошедшим от Бога первопредкам. Во многих губерниях России повитуху, помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребёнком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой и почитали, чествовали как человека, наделённого особыми умениями, силами, мудростью.

Слово «яга» в древнерусском языке означало: шкура ягнёнка или шуба из шкуры ягнёнка мехом наружу. Это ритуальная одежда древней волхвы, при помощи которой, как правило, определялась любая старшая женщина в роду.

Двойственность мифологического образа Бабы-Яги отразилась в волшебных сказках.

Так, во многих сказках Баба-Яга похожа на ведьму.

«Зашла Марюшка в избушку и видит: сидит там Баба – яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит» («Финист-ясный сокол»).

Ездит в железной ступе, погоняя её пестом и заметая следы помелом. Слугами Бабы-Яги являются гады (змеи, лягушки, ящерицы), чёрные коты или вороны. У неё в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный Кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).

У неё необычная чаще всего – костяная нога.

«Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба –Яга костяная нога» («Иван – Быкович»).

«Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба – Яга, костяная нога, старая, беззубая» («Заколдованная Королева»).

Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но всё же, от неё исходит много мудрости. Лягушки, чёрные коты, Кот Баюн, вороны, змеи – все существа, в которых уживается и угроза и мудрость.

Несмотря на её злые намерения, обещание и стремление посадить пришедшего к ней человека на лопату, затолкать его в жарко протоплённую печь и поджарить к обеду, она оказывает гостеприимство и Ивану-царевичу, и Ивану - крестьянскому сыну: и в бане выпарит, и накормит, и спать уложит, и даст путеводный клубок. Сказочному герою Баба Яга подскажет, где и как найти заворожённое богатырское оружие, как одолеть Кащея Бессмертного и освободить красавицу из его плена. Дети, попавшие к этой страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых, казалось бы, безвыходных положений. Все её злое коварство идёт прахом, и из похитительницы она превращается в дарительницу. И никого она никогда не съедает, т. е. и в сложившейся после принятия христианства трактовке образа Бабы Яги сохранилось влияние прежних представлений о Бабе-берегине.

Язык предков забывается, загрязняется, а этническое самосознание остаётся. К нему незамутнённому у детей, молодых людей и обращается Баба Яга. Не потому ли образ её, хотя и искажённый наслоениями поздних времён, сохраняется в сказках для детей.

Выводы

    образ Бабы Яги в преданиях славян изначально не был отрицательным;

    по мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, всё в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения;

    двойственность мифологического образа Бабы-Яги отразилась в волшебных сказках: она может быть доброй и злой.

Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:

1. Яга-воительница ;

Яга – воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю. Её «рать – сила несметная». Яга-воительница, прилетев в избу и за­став в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти: «…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить» («Баба-Яга»).

2. Яга-похитительница – наиболее распространённый тип и характерен северному образу Яги, уносящей детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Это образ связан, возможно, связан с двумя обрядами. Так, во многих местах существовал обряд «пе­репекания ребёнка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ре­бёнка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим че­ловеком. Возможно, что сказки о «Яге – похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда, посвящения юношей в охотники, введения их в определённую возрастную группу. Обряд заключался обычно в том, что мальчиков 10-12 лет на неко­торое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, про­водя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник.

3. Яга-дарительница . Гостя она выпрашивает и дарит предметы, обладающие Волшебной силой: «Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая» («Финист – ясный сокол»).

4. Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью или советует, что нужно сделать): «Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время» («Василиса Премудрая»).

5. Яга-повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью; ветром и лесным зверьём):

«… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:

- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько «Баба- Яга».

6. Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.

В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей – в роли воителя и похитителя.

7. Яга-прародительница (мать-бабка для нескольких своих дочерей- внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тётка (сказка «Баба Яга»).

Иногда функции Яги выполняют её женские заместители-аналоги (колдунья или бабка), а иногда – мужские (Кощей, колдун, леший).

Современная Баба-Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций. Так, в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха» Андрея Белянина Баба-Яга занимает одно из центральных мест в роли

положительного героя, а именно – эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.

Таким образом:

1. Баба Яга ведает судьбой:

    дарит клубок (путеводную нить);

    даёт советы, которые помогают достичь цели;

    «Чует сердцем»;

    испытывает людей.

2. Баба Яга связана с воздушной и огненной стихией:

    поднимает ветер помелом, свистом;

    летает на ступе;

    лежит на печи.

3. Связана со смертью и подземным миром:

    связана с ночью и тьмой;

    всегда старая (костяная нога);

    слепая, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»);

    живёт в избушке без окон и дверей (домовине);

    вокруг её дома ограда из черепов (12 +1);

    огонь, данный ею, может убить;

    похищает детей;

    Яга – язвить, мучить.

Выводы:

    в волшебных сказках описывается несколько образов Бабы Яги: Яга-воительница, Яга-похитительница, Яга-дарительница, Яга-советчица, Яга-повелительница, Яга-охранительница, Яга-прародительница;

    образ Бабы Яги может быть как положительным, так и отрицательным;

    в современных сказках Баба Яга чаще всего – положительный герой;

    сказки напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

Характеристика образа Бабы Яги

Внешняя характеристика Бабы Яги говорит нам о том, что чаще всего в предоставлении читателя – отрицательный персонаж.

Обратим внимание на описание портрета Бабы Яги.

…входит - в избушке сидит баба-яга костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная королевна»)

…на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.

(«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)

…сидит там баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. (« Финист - ясный сокол»)

Как мы видим, в описании портрета этой героини чаще всего использована отрицательная лексика: беззубая, костяная нога, нос крючком. Уже из этого складывается у читателя образ отрицательного персонажа.

Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. («Баба Яга»)

…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. («Гуси - лебеди»)

…вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. («Василиса Прекрасная»)

Стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.
(«Марья Моревна»)

Внимание читателя сразу же привлекает необычность дома – на курьих ножках.

Если обратиться к исследованиям, то можно найти, что такие дома строили для умерших людей. (В древности умерших хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги – отсюда и произошло выражение «Баба Яга - костяная нога».)

Современного читателя пугает не столько сам дом, сколько забор вокруг дома построенный из человеческих костей или кольев с человеческими черепами.

Мы сразу представляем себе, что хозяйка такого дома должна быть очень злой и кровожадной.

Необычным средством передвижения Бабы Яги является железная ступа , в которой она может летать в поисках своей излюбленной пищи: маленьких детей, которых злая ведьма изжаривает в своей печи, а затем с аппетитом поедает.

… Выехала из леса Баба Яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом заметает. («Василиса Прекрасная»)

…Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. («Марья Моревна»)

Яга – баба схватила жихаря, села в ступу, поехала; едет в ступе, пестом понужат, а помелом следы заметать. («Баба Яга и жихарь»)

Отрицательным оказывается и отношение к Бабе Яге её окружающих.

…Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. («Гуси - лебеди»)

…А кот ей в ответ:

Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила, а она мне мясца дала! («Баба Яга»)

Таким образом, по внешней характеристике бабы Яги, мы можем сделать вывод, что Баба Яга – отрицательный персонаж.

Тогда возникает вопрос: почему исследователи устного народного творчества характеризуют в большинстве своём Бабу Ягу как положительную героиню.

В характеристике любого литературного героя обязательно оценивают поступки персонажа и его речь, так как по ним можно сделать вывод о характере и его внутреннем мире.

Обратимся к поступкам Бабы Яги.

В сказках «Гуси - лебеди», «Баба-яга и Заморышек» - Баба Яга совершает злые поступки: крадёт братца Иванушку («Гуси - лебеди»), пытается убить братьев («Баба-яга и Заморышек»).

Но в большинстве сказок Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает солдату найти королевну («Заколдованная королевна»), Андрею оттыскать Марью – царевну («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»), Марьюшке – Финиста – ясного сокола (« Финист - ясный сокол»).

Злой характер героини выдаёт и её речь, в которой содержатся угрозы.

…Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь. («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)

…-Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. («Баба-яга и Заморышек»)

В речи этого персонажа мы слышим выражения, характеризующие её как доброго человека, близкого к народной культуре. Ласково она обращается к пришедшим в её дом: «добрые молодцы» («Баба-яга и Заморышек»), «красная девица» (« Финист - ясный сокол»), «девица» («Гуси - лебеди»), «голубчик» («Заколдованная королевна»).

С той же лаской относятся к ней и герои сказок: Иван-царевич, Василиса Прекрасная, солдат – они называют её «бабушкой».

Анкетирование

    Анкетирование проводилось в 2 этапа:

    1 этап – опрос детей;

    2 этап – опрос взрослых.

    Общее число опрошенных-20человек.

    Возраст опрашиваемых:

    1 группа – дети от 6 до 8 лет;

    2 группа – взрослые от 22 до 63 лет.

Результаты анкетирования

Средний возраст Бабы - Яги в восприятии взрослых составляет 1000 лет, а в восприятии детей – 176 лет.

Заключение

Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-Яги. Найдется ли в русской сказочной мифологии другой персонаж, о котором бы спорили так много, как о Бабе-Яге? В большинстве сюжетов она представлена в обличии ведьмы – старой и злой старухи-колдуньи, пытающейся всячески навредить герою. Но сквозь этот «негатив» просвечивают и совсем иные её качества: она предвещает страннику, что ожидает его впереди, помогает ему мудрым советом, даёт богатырского коня, клубок и т.п. С учётом данного противоречия была выбрана тема исследовательской работы.

Объект исследования является Баба-Яга в славянских мифах и в волшебных сказках.

Предмет исследования – роль Бабы Яги в славянских мифах и в волшебных сказках.

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование мифов и сказок, касающихся выбранной темы. Во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что это позволило лучше понять и принять объект изучения – Бабу–Ягу.

Исследование частично подтверждает гипотезу, что Баба Яга – злая ведьма:

    Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма;

    она может быть разной – и доброй, и злой;

    часто она помогает герою, спасает его;

    Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.

Но всё-таки, Баба-Яга – отрицательный герой, помогающий порой сказочному герою.

В ситуации с Бабой-ягой этот парадокс разрешается достаточно просто. Представление о ней формировалось в ту далёкую эпоху, когда ещё не было ни богов, ни жрецов, а женщины являлись главенствующим полом. Постепенно этот образ всё усложнялся, ему приписывалась божественная сущность и ритуальная необходимость. С приходом христианства негативные черты заслонили позитивные и стали ведущими. Постепенно Баба-Яга была переведена в ранг низших существ.

Но и сейчас нельзя не согласиться с тем, что некоторое обаяние в облике «лесной старухи» сохранилось, иначе, чем ещё объяснить его популярность у маленьких читателей России? Ещё многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки ещё раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин. Это исследование помогло мне вжиться в образ Бабы Яги и успешно сыграть роль моей любимой героини.

Среди различных жанров устного сказа, конечно, заслуживают особого внимания русские народные сказки. Ни для кого не секрет, что русские народные сказки появились давно и передавались из уст в уста, дожив, таким образом, до времен, когда возникла письменность. Это позволило сказкам завоевать популярность у большего количества людей, и поэтому сегодня каждый из нас может наслаждаться богатством сказочного мира, его многообразием. Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного народного творчества с установкой на вымысел.

Мир русской народной сказки своеобразен и загадочен. В нем можно повстречать и простых людей, и купцов с купчихами, царей и их дочерей, да и вымышленных героев, среди которых Баба Яга - пожалуй, один из самых колоритных персонажей.

Однажды на уроке мы читали сказку «Гуси – лебеди». Одним из персонажей была баба-Яга. Она была злая – хотела девочку помыть, попарить, а потом посадить в печь, зажарить, съесть и на ее косточках покататься.

Нам стало интересно, а во всех ли сказках Баба-Яга такая же? Мы с учителем организовали кружок «Книжкины посиделки». После уроков мы собирались в классе вместе с родителями, читали сказки, обсуждали образ бабы-Яги. Что же мы выяснили?

Такая же злая, жестокая баба-Яга была только в сказке под названием «Баба Яга». Она хотела то же съесть девочку. Бросается в погоню, от злости зубами скрипит. А встретив преграду на пути в виде реки – начинает пить воду из реки. И лопнула Баба-Яга!

1. Нами были прочитаны сказки:

«Заколдованная королевна»,

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю чего»,

«Сказка о Василисе Премудрой»,

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,

«Иван меньшой – разумом большой»,

«Финист – ясный сокол»,

«Царевна – лягушка»,

«Марья Моревна»

В этих сказках Баба-Яга встречает пришедших к ней недружелюбно по началу, ворчит, а узнав причину прихода – кормит, поит, парит в баньке, беседует с гостями, даже может ласково называть: добрый молодец, дитятко.

А ещё и помогает – дает совет или указывает дорогу.

2. Где живет баба-Яга?

В дремучем лесу (или на поляне), одна – одинешенька, в избушке на курьих ножках (или на одной куриной ножке, или на воробьиной ножке, на веретенной пятке, на бараньих рожках). У избушки одно окошко, она может поворачиваться к лесу задом, а к гостям передом, а может с востока на запад. Избушка может быть не обнесена забором, а бывает и обнесенная тыном или частоколом с черепами.

3. Как выглядит баба-Яга?

Она старая, седая, беззубая, или с одним клыком. В избушке сидит раскинув ноги из одного угла в другой, зубы держит на полке, нос в потолок врос. Может расположиться на девятом кирпиче на печке. Несмотря на возраст, быстро передвигается и даже кричит громким голосом и свистит молодецким посвистом. Умеет кудель прясть.

4. Есть ли родственники у бабы-Яги?

Да, есть. Дочь родная – Марья-царевна, жена Андрея стрелка. Зятя своего узнает по ширинке, которую ему в дорогу дала Марья-царевна. Есть сестры: средняя и старшая. Есть племянница – девица Синеглазка, Богатырка, дочь одной из сестер. У старшей сестры есть сын – Змей Горыныч, племянник остальным бабам-Ягам.

5. Есть ли волшебные вещи?

Клубочек шерсти путеводный, ступа с пестом и помелом – для передвижения; полотенце, гребешок; имеет власть над буйными ветрами; серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретенце; серебряные яблочки; табун волшебных лошадей, ворон – птица вещая. Многие из этих вещей дарит, некоторые использует для своих целей, некоторые приводят к смерти бабы-Яги.

6. Необычная Баба-Яга.

На одной из встреч мы прочитали сказку «Иван-царевич и Белый Полянин» и увидели совсем другую бабу-Ягу!

У бабы-Яги золотая нога, она очень быстро бегает, так что ее трудно догнать. Живёт под землёй в большом городе в палатах, в плену держит девицу. Есть рать несметная (которую для неё делают портные и сапожники), она 30 лет воюет с Белым Полянином. Погибает от меча Ивана-царевича.

7. Баба-Яга в славянской мифологии.

Прочитав сказки, нам захотелось узнать, а откуда появился образ бабы-Яги. Вот что мы узнали.

Наши далёкие предки придавали бабе Яге совершенно другое значение. Распущенные, растрёпанные волосы символизировали связь с потусторонним миром. По традиции умершей женщине расплетались косы. А костяная нога - тоже признак давно умершего человека. Да и летает она в ступе, след за собой заметает, потому что славяне, отправляя покойника в последний путь, всегда заметали за ним след, чтоб в мир живых не вернулся. Да и ступа по форме очень напоминает деревянный гроб. Поэтому напрашивается вывод: баба Яга - давно умершая женщина.
А почему же у неё избушка на курьих ножках? Оказывается, по славянскому обычаю, пока душа умершего человека ещё не определилась, ей сооружали «жилище». Ритуальную куколку помещали в специальный домик и ставили на срубленное дерево. Присмотритесь к корням деревьев, чем не куриные ножки. Кстати, у народов севера этот обычай сохранился до сего дня.
Очень интересен и тот факт, что все приходят к бабе Яге за советом. Почти во всех сказках Иван - царевич получает волшебные предметы, которые помогают ему в его «приключениях».
Если обратиться к происхождению «имени» «Баба Яга», то увидим следующее толкование. Бабой называли женщину, которая уже родила ребёнка. «Яга» - огнь - огонь. То есть получается, что баба Яга - женщина - огонь или огненная женщина. Существовал глагол «ягать» - кричать. Это особый крик, в котором концентрировалась очень сильная энергия. Этот крик издавали охотники и роженицы. Исходя из этого, получается, что баба Яга - это главная матерь, которая знала и умела всё.
А как часто в сказках можно слышать: «Сейчас посажу на лопату - и в печь!». Но если вспомнить все сказки, вы не найдёте ни одной, где бы баба Яга изжарила хотя бы одного ребёнка. А пошло это от того, что существовал обряд перепекания больного ребёнка. В заговоренное тесто бабка - повитуха заворачивала больного ребёнка и на хлебной лопате отправляла в печь. Через некоторое время доставала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. И что интересно, после такой процедуры, ребёнок шёл на поправку.

Библиографическое описание: Ткаченко А. О., Елисеева Н. П. Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок // Юный ученый. — 2018. — №3. — С. 130-133..04.2019).





Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.

Ключевые слова : миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет.

Various versions of the origin of the image of Baba Yaga are specified. Analyzed are the negative and positive actions of Baba Yaga in folk tales. The attitude towards Baba Yaga of the pupils of the primary school and users of the social network «VKontakte» has been revealed. A collective portrait of Baba Yaga is proposed based on the results of the survey .

Key words: myth, folk tales, Baba-Yaga, collective portrait.

Баба Яга - одно из самых известных и самых таинственных существ на Земле. Считается, что первые упоминания о ней встречаются в мифах древних славян 6–9 веков нашей эры. По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова ЯГАТЬ, что значит кричать, шуметь, ругаться. На Руси таких женщин часто называли Ягишною.

Одни учёные считают Ягу обычной злой ведьмой. Вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир.

По другой версии, прототип Бабы Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Стремление Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», больных младенцев: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. И это действительно часто помогало.

Также существует версия, что имя Яги произошло от слова «йог», и сама она - из Индии. Неспроста она имеет отшельнический образ жизни и живет в лесу, вдали от людей и населенных пунктов.

Другие исследователи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках». Также есть предположение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель - олений мох, когда-то он назывался «яг».

Интересно, что первое письменное упоминание о Бабе Яге сделано в 16 веке в книге английского путешественника Д.Флетчера, а первая сказка о ней была написана М. Н. Макаровым в 1820 году. В начале ХХ века ее стали изображать известные художники на своих полотнах.

Исследуя происхождение образа Бабы Яги, была поставлена задача изучить народные сказки об этом персонаже. Было прочитано всего 7 сказок (табл. 1). В 4 сказках Баба Яга является положительным персонажем, она помогает главным героям, дает им совет, а в 3 сказках - совершает плохие поступки: обманывает героев, похищает и поедает детей.

Таблица 1

Образ Баба Яги в народных сказках

Название сказки

Характерные черты

Поступки

Заколдованная королевна

«костяная нога, старая, беззубая»,

Положительный персонаж:

помогла герою, созвала буйные ветры

Гуси-лебеди

«морда жилиная, нога глиняная»

Отрицательный персонаж :

похитила братца

«костяная нога - холст ткет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Отрицательный персонаж :

хотела съесть племянницу

Царевна-лягушка

«костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит»

Положительный персонаж:

помогла герою, указала, где находится смерть Кощея

Золотой конь

«костяная нога - на ступе ездит, метлой подметает, пестом погоняет»

Положительный персонаж:

помогла герою, дала клубочек

Две сестры

«испугалась девочка Баба Ягу, задрожала»

Положительный персонаж:

подарила серебряное веретено

Баба Яга и Лутонюшка

Отрицательный персонаж :

обманула Лутонюшку, хотела его съесть

В ноябре 2017 года был проведен опрос среди учащихся начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» в форме анкеты с целью сравнительного анализа отношения к героине и изучения характерных черт, присущих образу Бабы-Яги. Всего было опрошено 42 ученика и 37 пользователей социальной сети. На вопрос: «Баба Яга является положительным или отрицательным персонажем?» ученики начальной школы в большинстве, а это 86 % ответили, что отрицательным (рис. 1). Однако пользователи социальной сети точно не определились, все-таки, плохая или хорошая бабушка Яга (49 % - отрицательный, 51 % - положительный персонаж).

Рис. 1. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» на вопрос «Баба Яга - положительный или отрицательный персонаж?»

Выявляя характерные черты Бабы Яги, было установлено, что большинство (43 %) пользователей социальной сети считают ее хитрой и смешной, а учащиеся склоняются, что наша героиня - злая и вредная (40 %) (рис.2).

В анкете учащиеся указали, что знакомы с персонажем Бабой Ягой благодаря сказкам «Гуси лебеди», «Иван царевич и серый волк», «Последний богатырь», «Летучий корабль» и «Морозко». На вопрос о поступках Бабы Яги в этих сказках (рис.3), большинство указало, что она «похищает и поедает детей» (57 %).

Рис. 2. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о характерных чертах Бабы Яги

Рис. 3. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о совершаемых Бабой Ягой поступках в сказках

На вопрос «Представьте, что Баба Яга существует, как ее узнать?» было получено множество разных, интересных характеристик от учеников начальной школы. Мы попробовали создать собирательный образ современной Бабы Яги. По их мнению, Баба Яга - очень худая сильно скрюченная пожилая женщина 600-летнего возраста низкого роста с седыми длинными волосами, длинным и большим носом, на конце которого 1–2 бородавки. Спина у нее неровная, нога костяная. Имеет кривые зубы, страшное, морщинистое лицо, злые глаза, ворчливый голос, злобно смеется, но бывает смешной. Ходит в старомодной одежде с костылем, иногда летает на метле или в ступе. Живет в избушке в лесу, варит зелья. Очень некультурная, совершает плохие поступки.

Пользователи социальной сети современную Бабу Ягу представляют несколько иначе: некрасивая бабушка с большим носом, хитрыми прищуренными глазами, кривыми зубами, хриплым голосом. Одета в лохмотья из мешковины, на шее бусы из сушеных мухоморов и старый шарф. Иногда ходит в халате и с косынкой на волосах. Имеет костяную ногу, лихо управляет метлой и ступой. Но внешность обманчива. На первый взгляд кажется неопрятной, сутулой и опасной. Но если проявить ласку, то она сразу изменится и станет настоящей милой доброй бабусей. Живет в избушке на курьих ножках.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что Баба Яга предстает перед нами и положительным и отрицательным персонажем, совершает как добрые, так и плохие поступки. Результаты опроса показали неоднозначное отношение к нашей героине, ученики считают, что она злая и вредная, однако пользователи социальной сети, а это, в основном, более взрослые люди, считают Бабу Ягу милой и смешной, что также прослеживается и в собирательном портрете современной Бабы Яги.

Полученные материалы в ходе изучения образа бабы-Яги можно будет использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и на внеурочных занятиях.

Литература:

  1. Мартиросова М. А. Мифы народов мира для детей. - Белый город: 2010, 364 с.
  2. Науменко Г. Вся славянская мифология. - М.: АСТ, 2004. - 190 с.
  3. Энциклопедия для детей. Т6, ч.1. Религии мира - М.: Аванта+, 1996. - 720 с.
  4. https://ru.Wikipedia.org/wiki/Баба-яга
  5. https://www.larec-skazok.ru/skazki-pro/babu-iagu

Ключевые слова: миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет .

Аннотация: Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса