Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Самые необычные субкультуры. Молодежные субкультуры современной россии Молодежь субкультура

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Молодежная субкультура появилась в науке в середине 50-х годов XX века. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к динамическим обществам, и был замечен в связи с "техногенной цивилизации". Если ранее культура не делилась так ярко выражено на "взрослую" и "молодежную" (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.п.), то теперь у "отцов" и "детей" появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом. Как специфическое явление, молодежная культура возникает и в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст - время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит миру взрослых, а социологически - миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово - зрелость его отодвигается. "Молодежь" как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

Возникновение молодежной культуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность - поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых. Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи - досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг - это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств. В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.

Довольно часто все ограничивается лишь эксцентричностью поведения и нарушением норм общепринятой морали, интересами вокруг секса, "тусовок", музыки и наркотиков. Однако эта же среда формирует контркультурную ценностную ориентацию, высшим принципом которой объявляется принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью всего поведения. Вся ценностная сетка молодежной контркультуры связана с иррационализмом, что продиктовано признанием собственно человеческого лишь в природном, то есть отмежеванием "человеческого" от того "социального", которое возникло вследствие "монополии головы". Последовательное проведение иррационализма определяет гедонизм как ведущую ценностную ориентацию молодежной контркультуры. Отсюда и мораль вседозволенности, являющаяся важнейшим и органическим элементом контркультуры. Поскольку бытие контркультуры сконцентрировано на "сегодня", "теперь", то гедонистическая устремленность - прямое следствие этого.

Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.В настоящее время в молодежной среде нашей страны можно выделить три ведущих категории субкультуры, первую из которых образуют молодые люди, занимающиеся мелким бизнесом (мажоры). Они ориентированы на "легкое" добывание денег и "красивую жизнь". Их характеризует деловая хватка, достаточно хорошо развитое чувство корпоративности. Им присущ нравственный релятивизм, вследствие чего деятельность таких групп довольно часто связана с незаконным бизнесом и правонарушениями.

Вторую категорию составляют "люберы", "гопники" и т.п. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповедованием "культа физической силы", ярко выраженной криминальной направленностью, и во многих случаях - связью с уголовным миром. Их "идеология" опирается на примитивизированные социалистические идеалы, окрашенные "уголовной романтикой". Основу деятельности таких групп составляет мелкий рэкет и спекуляции. Группировки этого толка, как правило, хорошо вооружены, причем уже не только цепями, ножами, кастетами, но и огнестрельным оружием. Описанные выше молодежные криминогенные объединения в условиях политической нестабильности представляют значительную опасность, поскольку являются достаточно пластичным материалом, и в любой момент могут стать инструментом деятельности политических организаций радикальной и экстремистской ориентации.

Современная молодежь, однако, состоит не только из неформалов. Третью категорию составляют так называемые "яппи" и "не-ояппи". Это выходцы из средне- и малообеспеченных семей, отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самостоятельностью суждений, оценок и деятельности. Они ориентированы на обеспечение материального достатка в будущем и продвижение по социальной и служебной лестнице. Их интересы концентрируются в сфере образования, как необходимого трамплина для успешного продвижения в жизни. В манере одеваться их отличает деловой классический стиль и подчеркнутая опрятность. "Яппи", как правило, не имеют вредных привычек, заботятся о своем здоровье, занимаясь престижными видами спорта. Для них характерно стремление "делать деньги" и успешную карьеру в качестве бизнесменов, банковских работников, юристов.

Хиппи - это специфическая подгруппа субкультуры, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века, которая быстро распространилась по всем странам мира, и практически исчезла к середине семидесятых. В оригинале хиппи были частью молодежного движения, состоявшего практически полностью из белых тинейджеров и довольно юных взрослых в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Хиппи с презрением относились к устоявшимся понятиям, критиковали ценности среднего класса и выступали как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Они сделали популярными и осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание. Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности.

Панк - это субкультура, основой которой является музыкальное пристрастие к панк-року. С момента отделения от более широкого направления рок-н-ролла в середине-конце семидесятых годов, движение панк распространилось по всему земному шару и начало развиваться в великом множестве форм. Любая субкультура возникает только на руинах предыдущего течения, так в семидесятых годах произошло и с пересменкой хиппи-панк. Трогательные, почти воздушные, идеалы хиппи были сметены безудержной энергией разрушения, представленной панком. Культура панка отличается своим собственным стилем музыки, идеологией и модой. Она нашла свое отражение в изобразительном искусстве, танце, литературе и кино. Сам по себе панк состоит из множества более мелких субкультур, таких как стрит-панк, тяжелый панк и другие. Панк поддерживает тесную взаимосвязь с другими субкультурами, такими как готика и психобилити; сторонники этого движения выступают против коммерциализации, которая является одним из основных механизмов капитализма.

Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.

Стержень любой молодежной субкультуры - это уличный стиль. Сленг - одна из главных отличительных черт субкультуры. Владение специфическим языком - пропуск в группу.

Вступая в юношеский возраст, индивид отстраняется от семьи, ищет новую компанию, которая позволяет ему проходить социализацию. Официальные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на «социальную (общественную) жизнь», не затрагивая личную жизнь. Именно поэтому молодежь оказывает предпочтение не официальной структуре, а молодежной субкультуре, где у них есть возможность реализоваться на уровне социальных коммуникаций в своей социальной среде.

Конфликт молодежных субкультур

Субкультура, к которой принадлежит в основном молодежь, - это определенный выбор того, какую одежду носить, какую музыку слушать, в какие ценности верить, и, в первую очередь, к какой группе принадлежать. В большом городе молодые люди могут выбрать любую из множества таких групп. Они возникают даже внутри национальных общин.

Огромное разнообразие молодежных объединений влечет за собой определенные конфликты, имеющие в основном личностный характер и вытекающий в противостояние между молодыми людьми, относящими себя к разным субкультурным объединениям.

Любая молодежная субкультура имеет определенные правила, порой «неписанные» традиции, ценности, даже взгляды на одинаковые ситуации или происшествия у нескольких субкультур могут кардинально различаться, причем каждая субкультура считает свое мнение наиболее правильным, точным и актуальным. Основное отличие конфликтов молодежных субкультур, от конфликтах, происходящих в среде взрослых людей в том, что старшее поколение умеет более терпимо и корректно относится к постороннему мнению, или, по крайней мере, только лишь вербально реагировать на выявление каких-либо явных противоречий или различий во взглядах (полемизировать и искать компромисс). Молодежь же более темпераментно реагирует на подобные проявления «непохожести» кого-либо непосредственно на свою социальную группу и всеми силами старается это изменить, но, наталкиваясь на противостояние и нежелание противоположной стороны подчиниться, пытается, опять же благодаря юношескому эгоцентризму, решить подобную проблему физической силой. Именно из подобных ситуаций вытекают молодежные конфликты, межгрупповые выяснения отношений, определение правых, неправых, виновных и пострадавших.

Конфликт внутри культуры всегда имеет подчиненное место, так как разрушает традиционные механизмы ее самосохранения и устойчивого развития. Здесь возможен также конфликт культурных и цивилизационных основ общества, представленных разными социальными группами. В частности, между различными субкультурами.

Наше общество состоит из различных социальных групп, отличающихся как по количеству входящих в нее индивидов, так и по характеру групповой направленности.

Футбольные болельщики

Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности, имеющая давнее происхождение. Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Компенсаторное назначение буйства на стадионе и вандализма после матча очевидно. Но субкультурный смысл футбольных фан-сообществ этим, разумеется, не исчерпывается. Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое поведение как групповое и в то же время, не испытывающее давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т. п.).

Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. В среде фанатов брестского «Динамо» выделяется такая группировка, как неформальная организация «Blue-white Devils» - «Бело-голубые дьяволы», численность - около 300 человек.

В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. «Дьяволы» руководствуются философией «чистого образа жизни». Физически хорошо развитые, ее участники избегают драк, но защищают «маленьких» - самую юную часть фанатов, новичков.

В известном смысле сообщества футбольных фанатов восполняют недостатки социального опыта межгруппового взаимодействия, включая и опыт масштабного противостояния. В последнее время такие сообщества при разных командах все активнее заключают договоры о «ненападении» и совместных действиях против других сообществ:

друзья: фанаты БАТЭ (Борисов), минского «Динамо»;

враги: фанаты «Днепра» (Могилёв), «Гомеля», «Шахтера» (Солигорск), «Славии» (Мозырь), «Белшины» (Бобруйск), «Ведрича» (Речица), витебского «Локомотива»;

нейтралитет : фанаты минского «Торпедо».

Фаны могут получать именные карточки для покупки билетов на матчи своей команды со скидкой.

Байкеры versus мотоциклисты

В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (в России - недоступные по цене даже для «среднего класса») и другие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители определенного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не способны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.

Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной платформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет знаковой системы и даже самоназвания. Они придерживаются особого стиля жизни: эти мотоциклисты сами создают свой мотоцикл: покупают очень дешево старый мотоцикл (обычно в деревне), который дополняют деталями выброшенных на свалку мотоциклов, автомобилей, разного рода промышленных отходов. Такой обновленный, с оригинальным дизайном мотоцикл, не способный развивать слишком большой скорости, стоит примерно в 10 раз меньше, чем мотоцикл в магазине. Когда работа закончена, небольшие группы (дружеские компании) едут достаточно спокойно (не нарушая правил) на мотоциклах по дорогам. Они не ставят никаких особых целей путешествия - «просто едут».

Это не определившееся еще движение формируется в среде молодых людей из семей с небольшим достатком. Возможность свободно ехать на технике, сделанной своими руками, создает почву для самоутверждения и творческого отношения к жизни. Следует также учитывать, что в России при ее дорогах мотоцикл давно стал одним из основных (наряду с велосипедом) средств передвижения в небольших городах и селах, гораздо более важным и нередко более престижным, чем автомобиль. В этом отношении практика означенного движения мотоциклистов очень давняя, совершенно не байкерская, пока слабо фиксирующая свое символическое пространство, но, несомненно, связанная с особой субъективной конструкцией социальной реальности.

Рейверы

«Рейв» (от англ. rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в «Сло­варе современного сленга» Т. Торна как «дикая вечеринка, танцы или ситуация отчаянного поведения» Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее - образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов - носителей (создателей) соответствующих социокультурных образцов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и нашим последователям из среды молодежи. Рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни рейвера - ночной. В облике рейверов и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, - своего рода альтернатива рок-музыке.

Хип-хоп культура

Хип-хоп - «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг . В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.

При поддержке мероприятий в области хип-хоп культуры учитывается, что по происхождению хип-хоп связан с бескорыстным интересом городской молодежи к самовыражению и освоению окружающего мира в своеобразных субкультурных формах. Поскольку особенности хип-хоп культуры связаны с действиями на открытых территориях, в парках, на спортивных площадках, она стала своего рода альтернативой молодежным бандам преступного характера.

Брейк-данс (англ. Breakdance - «ломаный танец») - вид «танца в кругу», связанный с хип-хоп культурой. Для его обозначения также используются слова «брейкинг», «рокинг» (первоначальное название брейк-данса), «би-боинг». Возник в конце 1950-х годов в Нью-Йорке как явление молодежной «культуры улиц» в кварталах иммигрантов. Распространение нового танцевального стиля непосредственно было связано с активностью молодежных групп и с разделением территории больших городов на зоны, контролировавшиеся командами брейкеров. Конкуренция групп порождала усложнение брейка как танца и его растущее значение как ценности в молодежной среде. В этой части брейк-данс стал компенсаторным средством агрессивности подростков («танцевальные битвы»: один из лидеров хип-хопа Afrika Bambaataa предложил уличным молодежным группам «разбираться не стволами, а танцами: кто станцевал хуже, тот проиграл»).

Рэп (или речитатив). Смысл текста в рэпе имеет решающее значение, так как он изначально формировался как субкультура протеста, поэтому рэп принимал лозунговые формы. Фактически, рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. При умелом подборе звуков в рэпе достигается эффект мелодичности простого произнесения (начитывания) текстов. При кажущейся незамысловатости подхода стать мастером очень непросто, поскольку чтение текстов должно быть не монотонным, а запоминающимся, поэтому громадное значение имеет правильный подбор рифм, интонаций, принцип аллитерацииpsyfactor.org/rap.htm - _ftn4.

Граффити (ит. graffito - «нацарапанный») - вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. В этом смысле термина граффити являются феноменом хип-хоп культуры. Это своеобразное направление артдизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социально-художественную практику.

Изначально увлечение граффити формировалось не только в противопоставлении социальным нормам, общественной пристойности, но и как соревнование со «своими», где значимым было нарисовать свой «тэг» на более видном, на самом неожиданном месте. Развиваясь из культуры улиц, граффити менялись по манере исполнения и применяемой технике исполнения. Если первоначально основным инструментом райтеров были самодельные маркеры, а оттенки придавались красками для обуви и штемпелей, то позже появились аэрозоли для окрашивания автомобилей, и «тэги» повсеместно стали цветными. Особенность художественного образа зависела от твердости руки, поскольку изображение не могло быть подправлено, и от подбора распылителей, нередко украденных из магазинов.

Ди-джеинг (термин происходит от англ. «disk jockey») - вид творческой деятельности, главные компоненты которой:

- Миксинг (Mixing). Так называется процесс плавного микширования, совмещения, сведения, соединения, смешивания или перехода одной музыкальной композиции в другую с помощью ди-джейского пульта (микшера) и музыкальных проигрывателей. Этим, собственно, и занимается ди-джей, пытаясь обеспечить максимальное качество работы, чтобы как можно дольше удержать публику на танцполе.

- Скретчинг (Scratching, от англ. слова „scratch" - царапина; связано с царапанием грампластинки иглой проигрывателя). Так называется процесс создания индивидуальных ритмических звуковых схем с помощью специальной техники исполнения с использованием музыкальных проигрывателей и микшера.

Высшая, последняя и единственная цель диджея - побуждать народ к танцам. Хороший диджей - это вовсе не тот, у которого хорошие грампластинки, и не тот, кто их умеет состыковывать в длинную кишку, а тот, кто способен управлять настроением танцующих, заводить публику, доводить её до состояния экстаза.

Диггеры

Диггеры - исследователи подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, - эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности. Стремления к афишированию своей деятельности у диггеров, как правило, нет. Лишь в некоторые группы допускаются представители средств массовой информации. Во многих случаях диггеры сотрудничают с исполнительной властью, органами местного самоуправления, когда обнаруживают в подземных коммуникациях опасные для жизни людей явления (оседание фундаментов зданий, утечки в системе водоснабжения, различные нарушения экологического характера и т. д.). В этом аспекте диггеры проявляют себя как часть экологически ориентированных движений молодежи.

Толкиенисты

Очевидна связь толкиенистов с иностранным источником - образами книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион», сюжеты которых были положены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. Толкиенисты в основном люди юные, лет 13-17, но встречаются среди них и мастодонты.

Настоящего толкиениста от всех других любителей фэнтэзи отличает очень многое:

· Эти люди очень хорошо сознают свою отличность от прочих своих сограждан, так, что для соотечественников, не входящих в систему (а это все нормативное общество) порой нелегко понять и внедриться в нее;

· Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр.

· Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);

· Для значительной части свойственны символы удивительной готовности верить при минимуме оснований для веры (вера в магию и т.д.). Например, встречаются такие, которые считают себя атеистами, но не сомневаются в существовании эльфов.

Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм.

1. Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь - потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична, свежая кровь может её погубить.

2. Другая часть толкиенистов - это те, кому просто нравится играть.Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную «цивильную» жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней.

3. Третья категория - те, кому надо ощутить свою инаковость.В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.

Заключение

Участие в субкультуре это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них. Единственно стоит учитывать, что субкультуры часто подвергаются влиянию коммерческих компаний, которые диктуют им моду и модель потребительского поведения. На данный момент для социологов, маркетологов и социальных психологов стоит насущная проблема - замена социальной модели у молодежи потребительским поведением.

Молодежные субкультуры, создают собственную культуру, которая помогает молодым людям адаптироваться к жизни, берет на себя часть функций социализации индивидов, с которыми не справляются семья, школа, формальные молодежные организации и государство.

В заключении хотелось бы отметить положительные последствия молодёжных субкультур:

Снизилась общая агрессивность разборок между уличными бандами, отрицательная энергия противостояния реализовалась в другой форме;

Молодежь, увлеченная хип-хопом, была отвлечена от наркотиков и алкоголя, поскольку занятие брейком требует спортивной подготовки;

Заметно оздоровилась обстановка в криминальных, неблагополучных кварталах крупных городов Америки и Европы, других регионов мира;

В своих некоммерческих формах субкультура не требует от молодежи больших финансовых вложений;

Дает возможность организовать активный досуг определенной части молодежи, ориентированной на ценности той или иной субкультурной конструкции.

Субкультура хиппи - одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х гг. XX в. как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству.

Основная форма проведения досуга - тусовки с неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывают с домом, путешествуя практически без средств к существованию. Известна любовь хиппи к цветам и к хождению босиком. Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» со всеми вытекающими последствиями. Хипповские идеи живы до сих пор.

Хиппи. Литературно-художественно-публицистический журнал «Хиппилэнд» - это издание о хиппи и для хиппи, а также для всех тех, кто духовно близок их культуре и эстетике. «Хиппилэнд» - это проза и поэзия, графика и фотографии, философия и телеги, хайрастая хроника и фенеплётство, музыка - от рока до фолька и средневековья, Рэйнбоу и Толкиен, хипповые фестивали и «университет», «преданья старины хипповской» и «автостопный блюз», а также многое другое.

Близки по многим параметрам к хиппи растаманы. Растафари (раста) - это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»). Растаманы - убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения - марихуана и регги. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы - красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о России, следует отметить, что молодые растаманы в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это направление музыки зародилось в 60-е гг. XX в. на Ямайке).

Панки. Движение панков зародилось в середине 1970-х гг. XX вв. в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков - «Нет будущего!». Философия панков - философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ - стилизованная буква «А».

Стандартной панковской прической считается «ирокез» - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Панки - самые заядлые тусовщики, большие «специалисты» по выпивке, наркотикам, дракам - видимо, от безделья.

В СССР панковская субкультура проникла в 1979 г. Одними из первых панков были известные питерские рок-музыканты Андрей Панов («Свин») и Виктор Цой.

Готика зародилась в конце 70-х гг. XX в. на волне пост-панка. Ранние готы достаточно много взяли у панков, они выглядели также как панки, с тем лишь отличием что доминирующим цветом одежды и волос был черный (с вставками белого, красного или пурпурного) и серебряными украшениями. Вначале готами называли исключительно поклонников музыкальных готических групп. Постепенно готы приобрели собственный стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет.

Современный готический имидж довольно сложен и разнообразен, он включает в себя одежду, обувь, украшения, аксессуары, make-up, прическу. Готическая эстетика крайне эклектична по набору символов, используя как египетскую, так и христианскую и кельтскую. Достаточно широко представлена оккультная символика - пентаграммы, восьмиконечные звезды (символы хаоса), символы смерти.

У готов сформировался свой оригинальный стиль грима и маникюра. С помощью грима или пудры лицу придается мертвенно-бледный оттенок, делается черная подводка для глаз, также в черный цвет могут быть подкрашены губы, ногти. Черный цвет доминирует, но допустимы и другие цвета.

Эмо - сокращение от «эмоциональный» - термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной музыкальной составляющей. Визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на крик - отличительные особенности этого стиля.

Сегодня этот стиль музыки подразделяется на: эмокор, эмо-рок, кибер-эмо, панк-эмо, эмо-вайоленс, скримо, френч-эмокор хардкор-сан-диего и др. Поклонники эмо-музыки, выделяемые в особую субкультуру, называются эмокидами. Понятие эмо очень распространено среди современной молодежи. Кроме яркого прикида, прически и макияжа у этих ребят есть другие способы выразить себя. Через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни.

Мажоры - советская золотая молодёжь периода «развитомго социализма». В социальном отношении близки к яппи и когяру. Появились в конце 1970-х гг. Мажор не интересуется обычными бытовыми проблемами, поскольку все такие проблемы для него решены родителями. Он не испытывает недостатка в карманных деньгах. Он носит дефицитную одежду и обувь, может ездить на собственном (обычно принадлежащем кому-то из родителей) автомобиле, владеет аудио- и видеоаппаратурой заграничного производства. Он может проводить время на служебной даче родителей, если таковая полагается им по чину. Некоторые имеют возможность выезжать за границу, в том числе в капиталистические государства, и жить там с родителями. В среде мажоров котируется положение родителей в обществе и связанные с ним перспективы собственной жизни и карьеры. Однако, ценится и высокий уровень успеваемости в школе и ВУЗе. Отношение к сверстникам из «простых» семей - покровительственное, снисходительное или презрительное, хотя чаще - равнодушное. Будущее мажора безоблачно и не вызывает никаких тревог.

Яппи - молодёжная субкультура, представители которой ведут активный деловой образ жизни городского профессионала. Яппи имеют высокооплачиваемую работу, в одежде предпочитают деловой стиль, следят за модой, посещают фитнес-центры. Основной критерий принадлежности к «яппи» - успешность. Уважающий себя яппи носит строгий костюм (предпочтительно тройку), шерстяной и очень дорогой, не унизывает пальцы перстнями и не закалывает галстук булавкой с рубином - это дурной вкус. Максимум, что он может себе позволить, - это запонки с бриллиантовой пылью или антикварный хронометр «с репетицией». Но даже это не рекомендуется.

Хакеры - компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения в сетевом пространстве. Объектами атаки хакеров являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят из строя. В 1988 г. мир впервые испытал на себе мощь одного из самых эффективных хакерских орудий - компьютерного вируса.

Некоторые специалисты предрекают возникновение веб-мафии, которая займется кибершпионажем и кибертерроризмом. Вместе с тем хакеры как таковые выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу и своеволие.

Хакерами в основном являются студенты вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно, потому что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все хакеры осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

Экстремалы - те, кто любят жизнь как никто другой, но готовы рисковать снова и снова ради незабываемого чувства свободы.

Некоторые современные виды спорта, которые стали продвигаться в мире с 50-х гг. XX в., постепенно стало принято называть экстремальными. К таким видам спорта относятся скейтбординг, сноубординг, парашютизм, скалолазание и т. д. Экстремальные виды спорта появляются на свет каждый день. Их характеризует высокая степень опасности для жизни и здоровья спортсмена, большое количество акробатических трюков, высокий уровень адреналина, который выделяется у спортсмена во время занятия спортом.

Паркур - это экстремальный вид спорта, основанный на выполнении опасных трюков без всякой страховки. Это и лазание по зданиям, и прыжки с большой высоты. Но сами трейсеры считают своё занятие не столько спортом, сколько стилем жизни и философией. Название parkour пришло из конного спорта и переводится с французского как «полоса препятствий». А слово «трейсинг» произошло от французского traceur - человек, прокладывающий новые пути. Лозунг паркура: «Нет границ, есть только препятствия». Основатель паркура - Давид Белль.

Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые пируэты и сальто. Роллеры любят соревноваться. В России роллеры-одиночки появились в начале 90-х гг.

Байкеры. Первых байкеров называли «харлеистами» - по известной марке мотоцикла «Harley-Davidson». Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х гг. ХХ в. в США. В 40-х гг. ряды байкеров пополнились за счет ветеранов второй мировой войны.

Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70-х - начале 80-х гг., другой - уже в 90-е гг. Российские байкеры, насколько можно судить, законопослушны и конформны в большей степени, чем американские «Ангелы ада». Любимый напиток байкера - пиво. Одеваются они, как и положено любителям рока, в джинсы, черные футболки, кожаный жилет или куртку. Часто байкеры сплошь покрыты татуировками. Байкеров в большом количестве можно встретить на ежегодном байк-шоу, а на улицах - только ночью, когда есть «свобода передвижения». Отсюда и название тусовок - «Ангелы ночи», «Ночные волки».

Ролевики. Ролевые игры - заметное явление в современной молодежной субкультуре. Не имея особых возможностей повлиять на быстро меняющийся реальный мир, многие молодые люди хотят сконструировать мир вымышленный - и поверить в него.

Ролевики - неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкиенистов, а также хардболистов и страйкболистов. Ролевое движение выделяют как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка, своя литература и другие характерные элементы единой культуры.

Ролевое движение в России и СССР возникло в 80-е гг. на базе Клубов Любителей Фантастики. Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты - кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы. Ролевые игры особенно тесно ассоциированы с толкиенистами. В молодежной культуре 90-х гг. появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Джон Рональд Руэл Толкиен (на сленге толкиенистов - Профессор) - автор «Властелина колец», «Сильмариллиона» и других произведений, относящихся к жанру «фэнтези» - сказочной фантастики.

Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера - режиссеры игры - распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкиена и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.

В начале 80-х гг. толкиенисты появляются в СССР, прежде всего в Москве и Ленинграде. Они проводят «полёвки», конвенты, ролевые игры, посвящённые вселенной Толкиена. С 1990-х гг. проводятся всероссийские игры и несколько региональных - очень популярны ежегодные «Хоббитские игры».

Самый известный в России конвент ролевиков - Зиланткон (от татарского Зилант - мифический дракон, изображённый на гербе города Казани), проводящийся ежегодно в ноябре в Казани.

У российских толкинистов богатый разнообразный фольклор, который регулярно пополняется стараниями членов субкультуры. Сюда входят и тематические песни, и анекдоты, и фанфики, ставшие популярными настолько, чтобы пересказываться в устной форме. Кроме придумывания шуток и написания песен и фанфиков, многие толкиенисты уделяют внимание и время рисованию фанарта или созданию предметов «бытовой культуры Средиземья». В некоторых группах со временем устанавливаются каноны «культуры Средиземья», дополняющие описанные Толкиеном.

Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые - в средневековых нарядах. Весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон - от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут - меч - деревянный или текстолитовый - не пустое украшение.

Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы - менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие - с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.

Историческая реконструкция - довольно молодой вид молодёжного досуга. В России он появился в начале 90-х гг. и сразу получил распространение в кругу людей, увлекающихся историей, романтическим духом средневековья и искусством. В исторической реконструкции есть множество направлений, в том числе и спортивное. В нашей стране существует несколько федераций исторического фехтования.

Регулярно проводятся спортивные турниры. Фестивали и массовые постановки сражений проводятся, в основном, клубами исторического фехтования и реконструкции при поддержке администрации областей и городов, где проводится мероприятие. Также существуют мероприятия государственного значения (например, реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы в России или реконструкция Грюнвальдской битвы заграницей).

Историческая реконструкция - это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса.

Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нем, с помощью современных методов исторической науки.

Граффити. Слово граффити - итальянское, и переводится на русский язык как «нацарапанный». Под это определение подходит почти все, что угодно, начиная с наскальных рисунков, но под этим термином принято обозначать рисунки на стенах домов, в метро - при помощи баллончиков с краской, изредка - маркеров, в основном выдержанное в одном и том же стиле. Так называемых уличных художников зовут райтеры, граффиттеры или графферы.

Граффити впервые появилось в Америке в конце шестидесятых годов, как часть уличной культуры. Все это началось с обыкновенных тэгов. Tag - дословно переводится как «отметка». В Нью-Йоркском метро, оставляли вот эти тэги для того чтобы обозначить свое присутствие здесь. На сегодняшний день то же самое происходит в Московском метрополитене, но настоящие граффиттеры это всячески осуждают.

Из Америки вид этого искусства начал распространяться повсюду. Таким образом культура вышла из-под земли на улицы. Теперь тэги, строки песен, политические лозунги, слоганы и другие надписи стали в огромном количестве появляться на улицах больших городов...

Райтеры старались развивать свое мастерство, объединялись в различные группировки. Так же появились и стали развиваться разные стили, появилась целая прослойка общества со своими неписаными правилами, законами, боевыми отрядами. Можно сказать, что так образовалась субкультура.

Так же как и у любого искусства у графферов есть свои личные стили «письма». Еще райтеры рисуют разных персонажей - как своих, как и из мультфильмов и комиксов.

1. Провести исследование.

2. Сделать выводы.

3.

4. Публикации в прессе (собрать материалы, информацию).

5. Мнение экспертов.

6. Данные официальной статистики.

7. Степень научной разработанности (3-5 источников по этой проблеме).

Формирование обоснования выбранной темы. Социальная проблема.

Современный человек воспитывается и вырастает не просто в обществе, а в противостоянии субкультур общества. Субкультурные различия, приводят порой к серьезным последствиям, такие как субкультурные войны. Поэтому необходимо разобраться, что такое субкультура, чем люди живут, какие цели преследуют и ради чего.

Субкультура понимается в социологии и культурологии как часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

История термина

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством.

Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы».

Фэндом и возникновение молодежных субкультур

Фэндом (фанатство) - сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. По некоторым признакам фанатство и различные увлечения могут приобретать черты субкультуры. Так, например, произошло с панк-роком, готической музыкой и многими другими интересами. Однако большинство фэндомов и хобби не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.

Если фанатство чаще всего связанно с отдельными личностями (музыкальные группы, музыкальные исполнители, известные художники), которых фанаты считают своими кумирами, то субкультура не зависит от явных или символических лидеров, и на смену одному идеологу приходит другой. Сообщества людей с общим хобби (геймеры, хакеры, и т.п.) могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Какая-то часть молодёжных субкультур произошла от различных фэндомов. Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.

Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой . В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.

Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей. Имидж для представителя субкультуры - это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура.

С культурологической точки зрения символ и символизм являются определяющими в описании той или иной культуры и культурного произведения. Символы субкультур - это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого. Например, знак анкха в субкультуре готов - это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с другой - символ, самоопределяющий культуру в настоящее время.

Примеры субкультур

Музыкальные субкультуры

Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей.

Одной из первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Многое из их имиджа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры. Связана с хиппи субкультура битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное движение Растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией. В частности, среди убеждений растаманов - пацифизм и легализация марихуаны.

В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные ее черты - мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни.

В 90-е годы сильными молодежными субкультурами стали Эмо-киды и Кибер-панки. Субкультура Эмо одна из самых молодых (большинство ее представителей несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и демонстративность поведения. Киберы, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса и засилием технократии.

Арт-субкультуры

Большинство молодежных субкультур не связанных с музыкальными жанрами произошли из увлечений определенным видом искусства или Хобби.

Например зародившиеся в середине 20-го века ролевое движение. В нашей стране с ролевым движением связанно Игротехническое общество.

Увлечение японской анимацией породило фэндом аниме который в итоге перерос в субкультуру отаку. Для нее характерно увлечение японской поп-музыкой и косплеем.

Интернет-сообщество и интернет-культуры

С середины 90-х годов 20-го века, с распространением повсеместно Интернет-технологий, стали расти появляться интерактивные субкультуры. Нередко хакеров относят к субкультуре.

Индустриальные и спортивные субкультуры

В начале 20-го века с романтизацией городского образа жизни и неспособности части молодежи жить вне города возникают индустриальные (городские) субкультуры. Часть индустриальных субкультур вышли из фанатов музыки индастриал, но наибольшее влиняние на эти субкультуры оказали компьютерные игры (к примеру, Fallout).

К спортивным субкультурам можно отнести Паркур, а также футбольных фанатов.

Контркультуры
Наиболее из старейших контркультур является контркультура преступного мира. Ее появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон (ссылки в отдаленные места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жесткая субкультура с четкой иерархической лестницей и своими законамиhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 - cite_note-Kravchenko-2.

В России после 90-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона, блатная песня и татуировки. Часто гопников относят к представителям уголовной субкультуры. Однако сами гопники («хулиганы»), не выделяют себя как особую субкультуру, и данное определение можно считать номинальным.

Еще один яркий пример контркультуры - радикальная часть субкультуры скинхедов. Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги и ска, но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям. Однако не надо путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (таковы, например, традиционные скинхеды) и радикальную часть субкультуры (контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и др. политическими убеждениями.

Взаимоотношения субкультур

Субкультуры, как и любое культурное явление возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество 20-го века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить, что субкультуры изолированны, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.

Генетические связи субкультур

Родственные связи между культурами позволяют проследить движение народов, изменения языка и технологическое развитие человека. Родственные связи между субкультурами также помогают следить за изменением взглядов и развитием в 20-м веке. Пожалуй самым ярким примером родственных субкультур является Панк субкультура и ее потомки: готы и другие.

Они не такие, как взрослые. Они требуют самовыражения, которое не всегда нравится окружающим, а иногда даже вызывает шок и осуждение. Люди объединяются в неформальные группы по интересам, где их принимают такими, какими они есть. Это молодёжь, бунтующая, идущая вразрез с установленными традициями и принципами. Виды субкультур, созданные человечеством, обычно отличаются по направлению. Они бывают музыкальными, спортивными, идеологическими... В любом случае выделяются из общей массы и исповедуют свои ценности. В такие группы могут входить и взрослые люди, но это происходит достаточно редко и не носит массового характера.

Хиппи

Если многие из вас думают, что представители этого движения только употребляют наркотики и веселятся на вечеринках, то это абсолютно не так. Хиппи появились в 60-х годах XX века, создав неформальную политическую организацию. Они часто ораторствуют на митингах, проводят агитации. Есть и другие примеры субкультур, которые имеют чёткую политическую позицию. Например, неформалы в СССР, выступающие против системы; скинхеды, действия которых носят экстремистский характер; антифа, осуждающие фашизм, и так далее.

Представители этого движения имеют собственное философское понятие субкультуры и её идеологического направления. В политике они обычно придерживаются "левых" взглядов. Многие панки исповедуют анархизм, антисексизм, антимилитаризм. Они против угнетения негров и представителей других рас. Выступают за права животных, поэтому часто становятся вегетарианцами.

Эмо

Некоторые виды субкультур со временем теряют популярность. Им на смену приходят более новые, прогрессивные, адаптированные к новому столетию. Среди них эмо - молодёжное движение, главной атрибутикой которого являются асимметричные причёски, спадающие на глаза чёлки, пряди волос ярких расцветок, макияж с чёрными стрелками, свободная одежда, часто с разными аксессуарами, значками и заплатками.

Субкультура стала популярной в России в 2000 году. Её представители обожают хардкор-музыку, для них она смысл жизни. Суть этого движения - борьба с несправедливостью, открытое выражение эмоций. Но часто представители эмо просто обходятся внешней атрибутикой, не вникая в идеологию. Их называют "позерами" или подражателями. В отличие от них, настоящие эмо очень ранимые и чувствительные. Существует мнение, что такие подростки склонны к суициду, поэтому родителям стоит внимательно относиться к ребёнку, пытаться понять его переживания и поддержать в сложных ситуациях.

Готы

Их часто путают с эмо. Эти виды субкультур имеют аналогию в своём внешнем виде - закрывающие лицо волосы и макияж с акцентом на чёрный цвет. Но на этом схожесть заканчивается. Ведь готы, в отличие от эмо, приверженцы потустороннего мира. Они носят кресты, пентаграммы, зубы и другую страшную атрибутику. Поэтому естественно, что собираются они на кладбищах в тёмное время суток, часто в полнолуние. Уважения к мёртвым они не испытывают, просто могилы и каркающие вороны на деревьях - органичная для них атмосфера. При этом их нельзя назвать почитателями культа смерти.

Особенной идеологии у них нет. Единственное, чего придерживаются представители этой субкультуры, так это настроения в стиле декаданс. Они имеют загадочный и мрачное Воспринимают жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая её фантазией и мечтами. Именно готы породили такое движение, как сатанизм. Эта ветка отделилась от своего "прародителя", но взяла от него очень много: чёрный цвет в одежде, жёсткую музыку в стиле хэви-метал, сборы на кладбищах. Только в отличие от тех же готов, сатанисты пошли дальше: они поклоняются дьяволу, почитают смерть, приносят в жертву животных, а иногда и людей.

Металлисты

Главное понятие субкультуры, её основной атрибут и характерный признак - тяжёлая рок-музыка. Её в разных проявлениях слушают представители этого движения. Они постоянно ходят на концерты любимых групп, наслаждаются тихим звучанием треков в наушниках или на полную громкость в динамиках. Музыка - главный смысл их жизни, она всегда является её частью и проявлением.

Металлисты подразделяются на две группы: радикальную и нормальную. К первой относятся подростки, которым часто присущ дух бунтарства и агрессии. Они распивают спиртное, устраивают погромы и потасовки. Представители второй группы более лояльны и спокойны. Они никому не мешают и просто наслаждаются музыкой.

Чёрный цвет преобладает в одежде представителей этой субкультуры. Фото металлистов каждый человек видел не раз. На них заметно, что они отдают предпочтение узким высоким сапогам, кожаным курткам. Многие металлисты носят серьги в ушах, кольца с черепами, часто они ездят на мотоциклах и входят в байкерское движение.

Ультрас

Трудно сегодня представить футбольный матч без разных кричалок и песен, баннеров и флагов, файеров и дудок. И за всем этим стоит организованная группа фанатов, которые называют себя ультрасами. Они живут футболом, пылко поддерживают любимый клуб, устраивая целые представления на стадионах. Иногда такая жизнь для них становится более красочной и весёлой, чем обыкновенные будни в семье или на работе.

Ультрас - это уже давно настоящая субкультура с чёткой иерархией и собственными атрибутами. Её представители всегда отправляются на матч своей команды, даже если проводится он на другом конце планеты. В случае победы они гуляют до утра и празднуют на полную катушку, если же клуб проиграл, ультрас могут сойтись в массовой драке с фанатами того, кто разгромил их команду.

Движение пришло к нам из Италии. В 1966 году болельщики "Милана" решили объединиться, чтоб поддерживать любимых игроков. Сегодня движение распространилось по всему миру, как и готы, эмо или хиппи. Это только некоторые примеры субкультур, популярных и востребованных. На самом деле их гораздо больше, и каждая имеет свои особенности, философию и атрибутику.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса