Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проблематика произведения. Аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость


Главный герой гениального романаФ.М. Достоевского, «Преступление и наказание» Родион Раскольников задается вопросом, позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? Автор изображает его великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все человечество, который приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла и в отчаянии решается «преступить» нравственный закон - убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Однако нормальному человеку, коим, несомненно, является и герой романа, чуждо кровопролитие и убийство. Чтобы понять это, Раскольникову потребовалось пройти через все круги нравственного ада и побывать на каторге. Лишь в финале романа мы видим, что герой осознает абсурдность своей безумной идеи и обретает душевное равновесие.

В противовес сомневающемуся и мечущемуся Раскольникову Достоевский рисует в своем романе образ Свидригайлова, человека, не задумывающегося о средствах достижения своих целей. Опускаясь в пропасть разврата, теряя веру, Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, показывая тем самым тупиковость теории Раскольникова.

Основанный на реальной истории роман американского писателя Т.Драйзера «Американская трагедия» повествует о судьбе честолюбивого молодого человекаКлайда Грифитса, мечтающего вырваться из рамок своей среды, стремительно и упорно шагающего по ступенькам своей карьеры, вверх – к миру денег и роскоши. Соблазнив честную девушку и будучи уверенным в своей любви к ней, герой вскоре понимает, что эта связь является основной помехой на пути в высшее общество. Образуется классический любовный треугольник, третьим «углом» которого становится девушка из высшего света, открывающая Клайду всевозможные выходы к материальным благам. Будучи не в состоянии устоять перед таким соблазном, молодой человек тщательно продумывает возможность избавления от своей первой любви, которая мешает не только честолюбивым замыслам, но и просто мешает жить в свое удовольствие. Так свершается преступление – продуманное, серьезно подготовленное и трусливое. После смерти девушки полиция выходит на след Клайда и обвиняет его в умышленном убийстве. Суд присяжных приговаривает его к высшей мере и оставшуюся часть своей жизни Клайд проводит в тюрьме». В итоге он исповедуется, признает свою вину. Его казнят на электрическом стуле.

Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, своей лени и распущенности, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.

В своем позднем романе «Острие бритвы» У.С. Моэм рисует жизненный путь молодого американца Ларри, половину жизни проведшего за книгами, а другую - в путешествиях, труде, поиске и самосовершенствовании. Его образ ярко выделяется на фоне молодых людей его круга, тратящих свою жизнь и незаурядные способности впустую на исполнение мимолетных прихотей, на развлечения, на беззаботное существование в роскоши и праздности. Ларри выбрал свой путь и, не обращая внимания на непонимание и порицание близких людей, искал смысл жизни в лишениях, странствиях и скитаниях по всему миру. Он целиком отдался духовному началу, чтобы достичь просветления разума, очищения духа, открыть смысл вселенной.

Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден - рабочий парень, моряк, выходец из низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз - девушкой из состоятельной буржуазной семьи. Руфь начинает учить полуграмотного Мартина правильному произношению английских слов и пробуждает в нем интерес к литературе. Мартин узнаёт, что журналы платят приличные гонорары авторам, которые в них печатаются, и твердо решает сделать карьеру писателя, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. Мартин составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает много книг. Железное здоровье и несгибаемая воля движет его к цели. В конце концов, пройдя долгий и тернистый путь, после многочисленных отказов и разочарований, он становится знаменитым писателем. (Дальше он разочаровывается в литературе, своей возлюбленной, людях вообще и жизни, теряет ко всему интерес и кончает жизнь самоубийством. Это так, на всякий случай. Аргумент в пользу того, что исполнение мечты не всегда приносит счастье)

Акула, ecли перестает двигать плавниками, камнем пойдет на дно, птица, если перестанет махать крыльями, упадет на землю. Так и человек, если в нем угаснут стремления, желания, цели, рухнет на дно жизни, его затянет густая трясина серой обыденности. Река, которая перестает течь, превращается в зловонное болото. Так и человек, который перестает искать, думать, рваться, утрачивает «души прекрасные порывы», постепенно деградирует, его жизнь становится бесцельным, жалким прозябанием.

И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

Роман знаменитого английского писателя У.С.Моэма «Бремя страстей человеческих» затрагивает одну их наиболее важных и животрепещущих для каждого человека вопросов – есть ли смысл в жизни, а если есть, то каков он? Главный герой произведения Филип Кэри мучительно ищет ответ на этот вопрос: в книгах, в искусстве, в любви, в суждениях друзей. Один из них, циник и материалист Кроншоу, советует ему поглядеть на персидские ковры и отказывается от дальнейших пояснений. Лишь годы спустя, потеряв почти все свои иллюзии и надежды на будущее, Филип понимает, что тот имел в виду и признает, что «жизнь не имеет никакого смысла, и существование человека бесцельно. Зная, что ни в чём нет смысла и ничто не имеет значения, человек всё же может получить удовлетворение, выбирая различные нити, которые он вплетает в бесконечную ткань жизни. Существует один узор - самый простой и красивый: человек рождается, мужает, женится, производит на свет детей, трудится ради куска хлеба и умирает; но есть и другие, более замысловатые и удивительные узоры, где нет места счастью или стремлению к успеху, - в них скрыта, пожалуй, какая-то своя тревожная красота».

Термин ʼʼпроблема ʼʼ (от др.- греч. problema – задача, задание) имеет в литературоведении значение, сходное с тем, в котором он используется в различных областях науки. Проблема - ϶ᴛᴏ теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования.

В литературоведческих работах встречаются следующие определœения: ʼʼПроблематика (др.
Размещено на реф.рф
греч. problema – нечто брошенное вперед, ᴛ.ᴇ. выделœенное из других сторон жизни) - ϶ᴛᴏ идейное осмысление писателœем тех социальных характеров, которые он изобразил в произведении. Осмысление это состоит по сути в том, что писатель выделяет и усиливает те свойства характеров, которые он, исходя из своего идейного миросозерцания, считает наиболее существеннымиʼʼ (Введение в литературоведение. Под. ред. Г.Н.Поспелова – М., 1976, с.77)

Иными словами, под проблематикой художественного произведения в литературоведении принято понимать область осмысления, понимания писателœем отраженной реальности . Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определœенным углом зрения. На уровне проблематики читателю как бы предлагается диалог, подвергается обсуждению та или иная система ценностей, ставятся вопросы, приводятся художественные ʼʼаргументыʼʼ за и против какой-либо жизненной мироориентации.

Проблематику можно назвать центральной частью художественног содержания, потому что в ней, как правило, в заключено то, ради чего читатели обращаются к произведению – неповторимый авторский взгляд на мир.
Размещено на реф.рф
Естественно, что проблематика требует повышенной активности от читателя: если тему он принимает как данность, то по поводу проблематики у него могут и должны возникать собственные соображения, согласие или несогласие, размышления и переживания, направляемые размышлениями и переживаниями автора, но не целикомим тождественные. В случае если опираться на идею М.М. Бахтина о специфическом познании художественного содержания как диалоге между автором и читателœем, то нужно признать, что в наибольшей мере эта идея относится как раз к проблематике произведений.

В отличие от тематики проблематика является субъективной стороной художественного содержания, в связи с этим в ней максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир или, как писал Л.Н. Толстой, ʼʼсамобытное нравственное отношение автора к предметуʼʼ (Толстой Л.Н. Предисловие к сочинœениям Гюи де Мопассана// Полн. собр.
Размещено на реф.рф
соч. В 90 тт. Т.30 – М., 1951). Число тем, которые предоставляет писателю объективная действительность, поневоле ограничено, в связи с этим не редкость, когда произведения разных авторов написаны на одну и ту же или сходную тему. Но нет двух крупных писателœей, произведения которых полностью совпадали бы по своей проблематике.

Своеобразие проблематики – своего рода визитная карточка автора. Так, практически не было поэта͵ который в своем творчестве обошел бы тему поэзии. Но проблемы, которые связываются с этой темой, оказываются различными. ʼʼПушкин рассматривал поэзию как ʼʼслуженье музʼʼ, поэта – как боговдохновенного пророка, подчеркивал величие поэта и его роль в делœе национальной культуры. Лермонтов акцентировал гордое одиночество поэта в толпе, его непонятость и трагическую судьбу. Некрасов ставил вопрос о гражданственности поэтического творчества и общественной полезности деятельности поэта в ʼʼгодину горяʼʼ, резко выступая против теорий ʼʼчистого искусстваʼʼ. Для Блока поэзия была прежде всœего истолковательницей и выразительницей мистических тайн бытия. Маяковский первым стал рассматривать поэзию каксвоего рода ʼʼпроизводствоʼʼ, ставя вопрос ʼʼо месте поэта в рабочем строюʼʼ. Как видим, при единстве темы проблематика у каждого из поэтов оказывается весьма индивидуальной и субъективнойʼʼ (Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения – М., 1999, с.45).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, проблематика представляет собой важнейшее ʼʼзвеноʼʼ содержания литературного произведения. Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим всœе элементы художественной целостности. Во многих случаях творения словесного искусства становятся многопроблемными, и эти проблемы далеко не всœегда разрешаются в пределах произведения. А.П. Чехов справедливо писал: ʼʼВы смешиваете два разных явления: решение вопроса и правильную постановку вопроса. Только второе обязательно для художника. В ʼʼЕвгении Онегинœеʼʼ или ʼʼАнне Каренинойʼʼ не решен ни один вопрос, но они вас вполне удовлетворяют, потому что всœе вопросы поставлены в них правильноʼʼ (Письмо А.С. Суворину от 27 октября 1888 года).

Литературоведами достаточно давно стали разрабатываться вопросы художественной проблематики (в какой-либо мере их касались Г.В.Ф. Гегель, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и другие эстетики и литературоведы XVIII – XIX столетий). При этом системной научной разработке эта проблема подверглась только в XX веке. Одной из первых плодотворных попыток разграничить типы художественной проблематики была попытка М.М. Бахтина, который выделил романную и нероманную концепции действительности. В типологии Бахтина они различались прежде всœего по тому, как подходит автор к пониманию и изображению человека. Г.Н. Поспелов в книге ʼʼПроблемы исторического развития литературыʼʼ (М., 1972) выделил четыре типа проблематики: ʼʼмифологическуюʼʼ, ʼʼнационально-историческуюʼʼ, ʼʼнравоописательнуюʼʼ (иначе – ʼʼэтологическуюʼʼ) и ʼʼроманнуюʼʼ (в терминологии исследователя – ʼʼроманическуюʼʼ). Эта типология, правда, не свободна от существенных недостатков (неточности терминологии, излишняя социологизация, произвольное и неправомерное связывание типов проблематики с литературными жанрами), но она вполне может служить исходной точкой при анализе произведений.

В работе современного исследователя А.Б. Есина классификация Поспелова уточнена и дополнена, благодаря чему были выделœена следующие типы проблематики: ʼʼмифологическаяʼʼ, ʼʼнациональнаяʼʼ, ʼʼсоциокультурнаяʼʼ, ʼʼроманнаяʼʼ (где выделяются в качестве подтипов ʼʼавантюрнаяʼʼ и ʼʼидейно-нравственнаяʼʼ), ʼʼфилософскаяʼʼ.

Очевидно, выделœенные типы проблематики не могут исчерпать всœего многообразия вопросов, которые ставят перед читателями авторы произведений. Это хорошо понимают сами исследователи. Не случайно в классическом учебнике ʼʼВведение в литературоведениеʼʼ под ред. Г.Н. Поспелова (М., 1976, с. 81) дается уже несколько иной перечень, указывается, что проблематика ʼʼможет отражать разные стороны общественной жизни. Она должна быть нравственной, философской, социальной, идейно-политической, социально-политической и т.д. Это зависит от того, на каких сторонах характеров и на каких противоречиях акцентирует внимание писательʼʼ

Следует отметить, что проблематика многих конкретных произведений часто выступает в своем типологически чистом виде (сказки Салтыкова-Щедрина – социокультурная, ʼʼПолтаваʼʼ А.С. Пушкина – национальная и т.п.). То есть имеется в виду, что другие типы проблематики не играют в содержании этих произведений значительной роли. Но часто встречаются и такие произведения, в которых сочетаются два, реже три или четыре проблемных типа. Так, идейно-нравственная и социокультурная проблематика сочетаются в ʼʼЕвгении Онегинœеʼʼ А.С. Пушкина, в драмах А.Н. Островского; сочетание национальной и идейно-нравственной проблематики характерно для поэмы А.С. Пушкина ʼʼМедный всадникʼʼ. Существуют даже произведения, в которых встречается сочетание трех или четырех типов проблематики (ʼʼВойна и мирʼʼ Л.Н. Толстого, ʼʼМастер и Маргаритаʼʼ М.А.Булгакова и др.)

Наличие в содержании произведения разных типов проблематики – один из моментов художественного своеобразия этого произведения. При этом при анализе следует иметь в виду, что не всœегда разные типы проблематики существуют в произведении ʼʼна равных правахʼʼ. Так, к примеру, в повести Н.В. Гоголя ʼʼТарас Бульбаʼʼ наряду с ведущим национальным типом существуют также романные аспекты проблематики, связанные с любовью Андрия к полячке. Οʜᴎ в определœенной мере создают содержательное своеобразие повести и влияют на закономерности стилеобразования в ней. Но в общем художественном строении произведения эти аспекты занимают, бес­спорно, подчинœенное положение. С помощью романного конфликта подчеркивается острота конфликта национального, усиливается драматизм этой стороны содержания. Аналогичную вспомогательную роль играет социокультурный фон в идейно-нравственных романах Ф.М. Достоевского, романные аспекты в социокультурной по ведущему типу поэме Н.В. Гоголя ʼʼМертвые душиʼʼ и т.п. Все это показывает, что анализ проблемного состава произведения, взаимодействия типов проблематики в системе одного художественного целого должен быть достаточно тонким и диалектичным.

Проблема литературного произведения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Проблема литературного произведения." 2017, 2018.

Главный герой гениального романа Ф.М . Достоевского, «Преступление и наказание» Родион Раскольников задается вопросом, позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? Автор изображает его великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все человечество, который приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла и в отчаянии решается «преступить» нравственный закон - убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Однако нормальному человеку, коим, несомненно, является и герой романа, чуждо кровопролитие и убийство. Чтобы понять это, Раскольникову потребовалось пройти через все круги нравственного ада и побывать на каторге. Лишь в финале романа мы видим, что герой осознает абсурдность своей безумной идеи и обретает душевное равновесие.

В противовес сомневающемуся и мечущемуся Раскольникову Достоевский рисует в своем романе образ Свидригайлова, человека, не задумывающегося о средствах достижения своих целей. Опускаясь в пропасть разврата, теряя веру, Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, показывая тем самым тупиковость теории Раскольникова.

Основанный на реальной истории роман американского писателя Т.Драйзера «Американская трагедия» повествует о судьбе честолюбивого молодого человека Клайда Грифитса, мечтающего вырваться из рамок своей среды, стремительно и упорно шагающего по ступенькам своей карьеры, вверх – к миру денег и роскоши. Соблазнив честную девушку и будучи уверенным в своей любви к ней, герой вскоре понимает, что эта связь является основной помехой на пути в высшее общество. Образуется классический любовный треугольник, третьим «углом» которого становится девушка из высшего света, открывающая Клайду всевозможные выходы к материальным благам. Будучи не в состоянии устоять перед таким соблазном, молодой человек тщательно продумывает возможность избавления от своей первой любви, которая мешает не только честолюбивым замыслам, но и просто мешает жить в свое удовольствие. Так свершается преступление – продуманное, серьезно подготовленное и трусливое. После смерти девушки полиция выходит на след Клайда и обвиняет его в умышленном убийстве. Суд присяжных приговаривает его к высшей мере и оставшуюся часть своей жизни Клайд проводит в тюрьме». В итоге он исповедуется, признает свою вину. Его казнят на электрическом стуле.

Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, своей лени и распущенности, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.

В своем позднем романе «Острие бритвы» У.С. Моэм рисует жизненный путь молодого американца Ларри, половину жизни проведшего за книгами, а другую - в путешествиях, труде, поиске и самосовершенствовании. Его образ ярко выделяется на фоне молодых людей его круга, тратящих свою жизнь и незаурядные способности впустую на исполнение мимолетных прихотей, на развлечения, на беззаботное существование в роскоши и праздности. Ларри выбрал свой путь и, не обращая внимания на непонимание и порицание близких людей, искал смысл жизни в лишениях, странствиях и скитаниях по всему миру. Он целиком отдался духовному началу, чтобы достичь просветления разума, очищения духа, открыть смысл вселенной.

Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден - рабочий парень, моряк, выходец из низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз - девушкой из состоятельной буржуазной семьи. Руфь начинает учить полуграмотного Мартина правильному произношению английских слов и пробуждает в нем интерес к литературе. Мартин узнаёт, что журналы платят приличные гонорары авторам, которые в них печатаются, и твердо решает сделать карьеру писателя, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. Мартин составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает много книг. Железное здоровье и несгибаемая воля движет его к цели. В конце концов, пройдя долгий и тернистый путь, после многочисленных отказов и разочарований, он становится знаменитым писателем. (Дальше он разочаровывается в литературе, своей возлюбленной, людях вообще и жизни, теряет ко всему интерес и кончает жизнь самоубийством. Это так, на всякий случай. Аргумент в пользу того, что исполнение мечты не всегда приносит счастье)

Акула, ecли перестает двигать плавниками, камнем пойдет на дно, птица, если перестанет махать крыльями, упадет на землю. Так и человек, если в нем угаснут стремления, желания, цели, рухнет на дно жизни, его затянет густая трясина серой обыденности. Река, которая перестает течь, превращается в зловонное болото. Так и человек, который перестает искать, думать, рваться, утрачивает «души прекрасные порывы», постепенно деградирует, его жизнь становится бесцельным, жалким прозябанием.

И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

Роман знаменитого английского писателя У.С.Моэма «Бремя страстей человеческих» затрагивает одну их наиболее важных и животрепещущих для каждого человека вопросов – есть ли смысл в жизни, а если есть, то каков он? Главный герой произведения Филип Кэри мучительно ищет ответ на этот вопрос: в книгах, в искусстве, в любви, в суждениях друзей. Один из них, циник и материалист Кроншоу, советует ему поглядеть на персидские ковры и отказывается от дальнейших пояснений. Лишь годы спустя, потеряв почти все свои иллюзии и надежды на будущее, Филип понимает, что тот имел в виду и признает, что «жизнь не имеет никакого смысла, и существование человека бесцельно. Зная, что ни в чём нет смысла и ничто не имеет значения, человек всё же может получить удовлетворение, выбирая различные нити, которые он вплетает в бесконечную ткань жизни. Существует один узор - самый простой и красивый: человек рождается, мужает, женится, производит на свет детей, трудится ради куска хлеба и умирает; но есть и другие, более замысловатые и удивительные узоры, где нет места счастью или стремлению к успеху, - в них скрыта, пожалуй, какая-то своя тревожная красота».

  1. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Человек иногда, не замечая своего счастья, проходит мимо. Когда чувство любви возникает у него, становится поздно. Так случилось с Евгением Онегиным. Сначала он отверг любовь деревенской девушки. Встретившись с ней через несколько лет, он понял, что влюблён. К сожалению, их счастье невозможно.
  2. М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени». Истинная любовь Печорина к Вере. Его легкомысленное отношение к Мэри и Бэле.
  3. И С. Тургенев. «Отцы и дети». Евгений Базаров отрицал всё, в том числе и любовь. Но жизнь заставила его испытать его это истинное чувство к Анне Одинцовой. Суровый нигилист не смог противостоять уму и обаянию этой женщины.
  4. И А. Гончаров. «Обломов». Любовь Обломова Ольги Ильинской. Желание Ольги вырвать Илью из состояния равнодушия и лени. Обломов пытался найти цель жизни в любви. Однако усилия влюблённых были тщетны.
  5. А. Н. Островский. Невозможно жить без любви. Доказательством тому является, например, глубокая драма, которую пережила Катерина, главная героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза».
  6. И.А. Гончаров. «Обломов». Великая сила любви - тема многих писателей. Часто человек способен ради любимого изменить даже свою жизнь. Однако не всегда это удаётся. Например, Илья Ильич, герой романа И.А. Гончарова «Обломов», ради любви отказался от многих своих привычек. Ольга же, испытав разочарование, бросает Обломова. Взаимообогащающего развития их отношений не получилось, потому что желание прозябать «переползая из одного дня в другой», для Ильи оказалось сильнее.
  7. Л.Н. Толстой. Любовь - великое чувство. Оно способно изменить жизнь человека. Но может принести много надежд и разочарований. Однако это состояние может и преобразить человека. Такие жизненные ситуации были описаны великим русским писателем Л.Н. Толстым в романе «Война и мир». Например, князь Болконский после жизненных невзгод был убеждён, что больше никогда не испытает счастья, радости. Однако встреча с Наташей Ростовой изменила его взгляд на мир. Любовь - великая сила.
  8. А. Куприн. Порой кажется, что из нашей жизни исчезает поэзия, волшебная красота любви, что мельчают чувства людей. Верой в любовь до сих пор поражает читателей рассказ А. Куприна «Гранатовый браслет». Его можно назвать волнующим гимном любви. Такие рассказы помогают сохранить веру в то, что мир прекрасен, а людям иногда доступно недоступное.
  9. И.А. Гончаров «Обломов». Влияние дружбы на формирование личности - серьёзная тема, волновавшая И. А. Гончарова. Герои его романа, ровесники и друзья, И. И. Обломов и А. И. Штольц, показаны почти по одной схеме: детство, окружение, образование. Но Штольц пытался изменить сонную жизнь друга. Его попытки не увенчались успехом. После кончины Обломова Андрей взял в свою семью сына Ильи. Так поступают настоящие друзья.
  10. И.А. Гончаров «Обломов». В дружбе осуществляется взаимовлияние. Отношения бывают непрочными, если люди не желают помогать друг другу. Это показано в романе И.А. Гончарова «Обломов». Апатичная, трудная на подъём, натура Ильи Ильича и молодая энергия Андрея Штольца - всё это говорило о невозможности дружбы между этими людьми. Однако Андрей прилагал все усилия подвигнуть Обломова на какую-нибудь деятельность. Правда, Илья Ильич не смог достойно ответить на заботу друга. Но желания и попытки Штольца заслуживают уважения.
  11. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Дружба не всегда бывает прочной, особенно если она держится на подчинении одного человека другому. Подобную ситуацию описал Тургенев в романе «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов сначала был яростным приверженцем нигилистических взглядов Базарова и считал себя его другом. Однако он быстро растерял убеждение и перешёл на сторону старшего поколения. Базаров, по словам Аркадия, остался в одиночестве. Это произошло оттого, что дружба не была равноправной.
  12. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (о дружбе, товариществе). О том, что «нет святее уз товарищества», говорится в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба».

Проблема взросления человека всегда волновала не только психологов, но и деятелей культуры: писателей, художников, музыкантов и так далее. Период считается чуть ли не самым сложным в жизни.

Литература и аргументы: проблема взросления в популярных произведениях

В своей небольшой повести «Над пропастью во ржи», ставшей классическим произведением, также поднимает эту тему. Он оговаривает ее довольно необычно: главный герой повести, Холден Колфилд, является самым натуральным нигилистом, отрицающим все хорошее, что ему может предложить общество. В силу своего возраста Колфилд приводит по-настоящему смешные аргументы. Проблема взросления главного героя повести - это и есть тот самый пресловутый подростковый кризис. Холдену всего лишь 17 лет, поэтому для него актеры театра играют «слишком хорошо», школа вызывает в нем отвращение, а окружающие люди, которые пытаются с ним контактировать, натыкаются на прочную стену непонимания и неприятия. Повесть, однако, заканчивается тем, что Колфилд наконец чувствует себя счастливым.

Пропасть между поколениями или глупость молодых?

Проблема взросления в литературе раскрывается с разных позиций, но понятие нигилизма в подобных произведениях фигурирует очень часто. Неокрепшее сознание подростка отрицает абсолютно все, потому что он таким образом хочет повысить свою значимость и выразить своеобразный протест. Так, продолжая тему нигилизма, стоит обязательно упомянуть знаменитый роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Главный герой произведения, из-за которого и развивается основной внешний конфликт - Евгений Васильевич Базаров. Он не видит смысла в любви, презирает любые формы искусства и считает, что нормы морали и религии придуманы от нечего делать. Несмотря на внешнюю «крутость», этот персонаж вызывает только чувство жалости у зрелого читателя. Человек, который пытается полностью противопоставить себя обществу, не может вызывать уважение, потому что такое поведение называется инфантильным. Базаров кичится своим нигилизмом, от которого спустя несколько лет не останется и следа.

Кодекс чести для оленя: история о Бэмби

Проблема раннего взросления затронута в небезызвестном произведении Феликса Зальтена под названием «Бэмби, жизнь в лесу». Маленький антропоморфный олененок, изображенный в книге, проходит через все стадии взросления. Он понимает, что суровая жизнь требует от него стать сильным и непоколебимым, но детство очень долго не отпускает его. Маленький Бэмби видит, что отец не слишком внимателен к нему, и поэтому изо всех сил старается стать более самостоятельным. Трагическая смерть матери вносит свою лепту, и олененок начинает становиться мужественнее и серьезнее, но одновременно и страдает от того, что не может никак ускорить этот процесс - такова его проблема взросления. Аргументы из литературы, пусть даже из детской, подтверждают, что период переходного возраста оставляет в нашей жизни неизгладимый след, и многое зависит именно от того, насколько удачно пройдет этот период. В книге «Бэмби, жизнь в лесу» главный герой оказывается достаточно сильным. Но всегда ли так бывает в жизни?

Детство, отрочество и юность

Очень весомые собственные аргументы к проблеме взросления привел также знаменитый писатель Алексей Толстой. Написав свой автобиографический роман из трех частей «Детство. Отрочество. Юность», он дал не только растущему поколению, которое рассматривает это произведение в школе, но и взрослым читателям. Толстой очень подробно описывает становление своей еще не окрепшей личности, так что читатель «растет» вместе с маленьким Лешей, который превращается в статного мужчину Алексея. Свою жизнь писатель описывает довольно бесхитростно, однако очень интересно. Можно заметить, как менялось мышление героя, как его мировоззрение становилось все более зрелым, как трансформировалось его отношение к собственной семье. Чем старше становился Леша, тем больше он замечал и понимал, и ничего из этого не ускользнуло в том числе и от читателя. Конечно, некоторые эпизоды Толстой наверняка придумал или додумал, но художественной ценности произведения это нисколько не умаляет.

Взрослые дети Америки и их трагедии

Хотя проблема раннего взросления детей чаще всего затрагивается или в психологической, или в военной литературе, эту тему можно встретить и в некоторых произведениях на отвлеченную тематику. Например, Теодор Драйзер в своей «Американской трагедии» очень талантливо описал, к чему может привести ранняя самостоятельность ребенка, который вынужден планировать свою жизнь отдельно от семьи. Такую тематику также очень любил судьба которого как раз так и сложилась. Автор был вынужден работать с малых лет, чтобы прокормить свою семью и младших братьев и сестер. Драйзер же раскрыл суть понятия «недолюбленого» ребенка, который тяготится тщеславием и меркантильностью и считает, что положение в обществе важнее чести. Главный герой «Американской трагедии» сам виновен в своих несчастьях, потому что изворотливость и жадность никогда не приносят человеку счастья. Вынужденный продумывать собственный бизнес-план с юного возраста, Клайд Гриффитс попадает в ловушку раннего взросления, когда основные еще не постигнуты, а деньги зарабатывать ты уже научился.

Психологизм персонажей от Джоан Роулинг

Очень часто и женщинами затрагивается пресловутая проблема взросления. Аргументы из литературы принимаются во внимание даже в том случае, если жанр этой литературы - фантастика. По такой тропе пошла знаменитая создательница мира о Гарри Поттере Джоан Кэтлин Роулинг. На протяжении семи книг ее герои растут, а читатель с интересом наблюдает за переменами в их психологии. Сначала трое друзей - Рон, Гарри и Гермиона - просто дружат, а с четвертой книги, когда они становятся взрослее, начинают испытывать уже и чувство привязанности друг к другу. Роулинг мастерски описывает их отношения - возможно, решающую роль в ее потрясающей технике психологизма сыграл именно тот фактор, что она женщина. От менее зрелого читателя могут и ускользнуть некоторые причины конфликтов между персонажами, но более опытный читатель сразу же заметит, что виной всему - юношеские переживания. Несмотря на то что «Гарри Поттер» - книга о волшебных мирах и магических приключениях, эти юношеские переживания очень жизненны и реалистичны. Из песни, как известно, слов не выкинешь.

Дети-ангелы у Рэя Брэдбери

Порой бывает очень интересно, насколько удивительными могут быть авторские аргументы. Проблема взросления затрагивается ими как бы невзначай, мимоходом, однако литературные критики все равно улавливают эту тему в их произведениях. Рэй Брэдбери в своей книге «Вино из одуванчиков» прибегает к довольно необычной технике. Он повествует именно так, как стал бы описывать события маленький мальчик. Это добавляет книге известного шарма, ведь взрослые читатели уже давно забыли, о чем они мечтали и думали в детстве. Брэдбери мастерски подчеркивает отличие детского сознания от взрослого, и это делает книгу очень светлой и милой. Менее интересной она от этого также не становится - напротив, книгой можно «захлебнуться» во время чтения. Только в детстве мы можем мечтать о теннисных туфлях или свежих цветах. Детские эмоции и мысли всегда очень искренни и светлы, и именно это показывает в своем произведении Брэдбери.

Война и мир для неокрепших душ

Проблема взросления на войне также поднималась очень часто в классической литературе. Лев Толстой не стал посвящать этой проблеме целую книгу, но вплел ее в множество других тем и проблем в своем бессмертном произведении «Война и мир». Примером неокрепшего, еще детского сознания, которое становится тверже и взрослее, является образ Наташи Ростовой, которую меняет война. Толстой подчеркивает, как это больно и неправильно, когда взросление как бы вырвано из ребенка насильно, когда он вынужден взрослеть. Конечно, война - это не то время, когда можно позволить себе надолго застревать в детстве, но как несправедлива она к тем, кто еще даже не успел как следует рассмотреть! Первые любовные переживания, дрожь в коленях, волнения и глупые шутки с подругами - всего этого лишены девочки-подростки, которым приходится жить во время войны. Характер твердеет или ломается, а любовь или крепнет и становится кремневой, или рассыпается на части, собрать которые не представляется возможным.

Раннее взросление, о котором никто не догадался

Примечательно, что Владимир Набоков приводит в теме взросления совсем недетские аргументы. Проблема взросления в его скандальном произведении «Лолита» затрагивается немного косвенно, однако все равно имеет место. Молодая девушка, точнее, девочка, которая ради собственной выгоды или из праздного интереса считает нормальным завести отношения со взрослым мужчиной - это очень интересный персонаж, который не постеснялся описать Набоков. Его Лолита сперва кажется совсем невинным, ничего не понимающим ребенком, который подвергается растлению и не осознает этого. Однако по ходу произведения читатель узнает, что Лолита не так уж и проста, а повзрослела она уже очень и очень давно. Потрясающе, как такая молодая девочка может уверенно и лицемерно вести себя с мужчиной, который годится ей в отцы. Возможно, именно это и потянуло к ней главного героя - взрослая женщина в теле малолетней девочки. Одно остается ясным: то, что произошло с Лолитой, нельзя назвать никак иначе как трагедией.

Проблема становления характера в культовом произведении Киплинга

Очень тонко описал эту тему Редьярд Киплинг в своей «Книге джунглей». Тема взросления личности затронута у него как бы мельком, но автор, кажется, приводит совершенно неоспоримые аргументы. Проблема взросления Маугли хоть и занимает всего одну главу в этом произведении, но становится переломным моментом книги. Именно потому, что Маугли начинает становиться мужчиной и испытывать чувства к противоположному полу, внешний конфликт в произведении выходит на новый уровень. Если бы Маугли никогда не ощутил и не заинтересовался девушками, он бы мог прожить в джунглях всю жизнь. Но, конечно, тогда бы читатели не получили и классического произведения, не раз экранизированного разными телевизионными студиями. Маугли больше не может жить среди членов своей прежней, животной семьи. Каким бы романтическим ни было это произведение, читатель все равно понимает, что это - история жизни каждого человека, переданная в форме очень красивой и необычной метафоры. Взрослея, человек выходит из зоны комфорта, и поэтому душа его плачет, как новорожденный младенец.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса