Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проблема истинной любви: аргументы из литературы отечественных и зарубежных классиков. Тема любви в произведениях русских поэтов и писателей

Любовь, как дерево: она вырастает сама собой, пускает глубоко корни во всё наше существо и нередко продолжает зеленеть и цвести
даже на развалинах нашего сердца.
Виктор Гюго

В преддверии приходящей весны и поговорим о наиболее известных историях любви достойнейших людей.

Ромео и Джульетта - вечная любовь

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…» Почему большая любовь эти двух по нашим меркам детей (Джульетте было 13, её возлюбленный Ромео на два-три года старше) стала символом любви всех времён и народов. В чём же мощь и сила этого чувства не подвластного времени реки?

Возможно, что она воспета замечательным слогом великого драматурга Уильяма Шекспира, а может оттого, что любовь явилась жертвой извечных разборок взрослых, добровольная смерть героев заставила содрогнуться толпу и растопила вражду сердец воюющих семейств Монтекки и Капулетти... Как знать…

И пусть достоверность событий, описанных в трагедии, не подтверждена, но кто будет сомневаться в реальности истории, ведь имена Ромео и Джульетта стали нарицательными красивой верной любви, и по сей день вызывают восторг и преклонение перед двумя юными сердцами.

История любви Одиссея и Пенелопы

Ещё одна не менее известная история любви из древности веков, воспетая древним греком - великим Гомером. В её основе лежат супружеские отношения Одиссея и его жены Пенелопы – пример редкой жертвенности во имя любви и женского умения ждать вопреки всему…

Одиссей, как истинный воитель, после свадьбы оставляет свою молодую супругу и отправляется на войну.

Его возвращения Пенелопа ждала долгие двадцать лет, одна вырастила сына и за это время отвергла предложения руки и сердца 108-ми мужчин, которые, ссылаясь на смерть мужа, стремились занять его место.

Не менее верен был Пенелопе и Одиссей, в своих морских сражениях, испытаниях и скитаниях, храня верность и целомудрие супруге. Так, встретив красивую колдунью, которая пыталась соблазнить его и предлагала вечную молодость взамен на любовь к ней, герой Эллады устоял от соблазна. И помог ему в том немеркнущий свет далёкой любви его Пенелопы. И только спустя 20 лет, любящие сердца воссоединились вопреки всем невзгодам.

Любовь к ороля Великобритании Эдуард VIII и Уоллис Симпсон

А вот уже совсем современная история любви, достойная того, чтоб говорить о ней.

В 1930 году Виндзорский дворец Великобритании ошеломил мир животрепещущей новостью: наследник королевского престола Эдуард VIII отрёкся от власти. Причиной послужила любовь к молодой американке и к тому же замужней женщине Уоллис Симпсон, далеко не королевских кровей.

Королевский двор негодовал и поставил наследника перед выбором: либо власть, либо любовь к простолюдинке. Эдуард VIII не раздумывая, предпочёл пламенную любовь к женщине.

Разведясь с первым мужем, Уолисс и Эдуард поженились и тридцать пять лет прожили вдали от родины, храня свою так дорого доставшуюся им любовь.

"Любовь никогда не умирает,- писала 84-летняя Уоллис после смерти своего мужа. - Она меняет свой курс, он становится мягче и шире... Любовь - это работа. На алтарь семейного счастья женщины должны принести свою мудрость...».

Александр Грибоедов и Нина Чавчавадзе история любви

Эта достойная любовь нашего соотечественника писателя Грибоедова к своей жене: мимолётное счастье в несколько месяцев и 30 лет траура, как символ верности и вечной любви грузинской женщины к русскому писателю.

33 -летний Александр Грибоедов, как посол российской империи, был направлен в Персию. По пути он посетил дом своего давнего друга князя Александра Чавчавадзе. И сердце его с первых минут было покорено дочерью хозяина дома - пятнадцатилетней красавицей Ниной. И юная княгиня не смогла противостоять нахлынувшему лавиной большому чувству к русскому писателю: «Как солнечным лучом обожгло!», - признавалась она подруге.

Обвенчавшись осенью, молодые отправились в Персию, а в январе следующего 1829 года Александр был зверски убит толпой исламских фанатиков. Так короток был момент пленительной любви.

Нина Чавчавадзе-Грибоедова больше не вышла замуж и почти 30 лет, до конца своих дней не сняла траура. «Чёрная розой Тифлиса» - так называли её в городе, написала на надгробной плите своего мужа:

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Захоронения Грибоедовых находятся рядом, в городском пантеоне Тбилиси - столице Грузии.

Можно перечислять и перечислять красивые истории как торжество великой любви. Легко любить того, кто разделяет с тобой чувства. Откуда и чем питается любовь, когда она не разделена, а порой и отвергнута? Однако от этого чувство не становится слабее, а быть может наоборот, ещё более пронзительным и потрясающим в своей силе.

Эльберт Эйнштей и Маргарита Конёнкова

История этих необычных отношений не является романтически наполненным гимном преданной любви, она интересна лишь тем, что в нейпроявилась единственная любовь гениального учёного, разбившая его сердце.

Эйнштейн влюбился в Маргариту Конёнкову (в девичестве Воронцову) - жену известного русского скульптора, на 56 году своей жизни, сразу как только увидел её. Как же не была похожа юная Маргарита на его неуклюжую жену Эльзу с расплывшейся фигурой и измученным лицом, которую он никогда не любил, как и первую жену Милеву - сербку! А здесь точёная талия, красивая грудь, изящное положение рук - ради сохранения этой красоты женщина отказалась от рождения детей. Муж-скульптор обожал и боготворил её и молча принял её решение.

Коненков скульптор и его муза-жена Маргарита Коненкова.

Сначала Маргарита относилась к Эйнштейну как к очередной забаве, привыкшая к постоянным изменам мужу с другими мужчинами, она приготовилась к очередному флирту. Но скоро поняла, что её ледяное сердце начинается плавиться от неведомой до сих пор пламенных чувств к великому гению.

Через год умирает супруга Эйнштейна - Эльза, брачные оковы уже не сковывают его любви к Марго. Её частые приезды в Принстон в особняк к учёному оба даже не пытаются скрывать. И только муж Маргариты кажется ничего не замечает или делает вид, что не замечает.... Он боится потерять свою Маргариту - музу и вдохновение. А её ласок и нежности хватало на многих...Невероятно талантливая, умная, красивая, она словно львица с лёгкостью покоряла всё новые сердца, становясь богемой Америки.

Эти отношения на троих длились долго. Общаясь, Маргарита не только по настоящему любила основателя теории относительности, но и свою родину- СССР, она выполняла задания НКВД и выведывала у него все секреты по разработке атомной бомбы. Когда Эйнштейн узнал об этом, то даже не смог накричать на свою любимую, он всего лишь пошёл в ФБР, чтобы попросить милости для своей возлюбленной и помог ей вернуться на родину.

В последние годы перед расставанием Маргарита и Альберт.

По возвращении семьи Коненковых в СССР, любовым отношениям был положен конец. С этого момента, жизнь для Эйнштейна потеряло всякий смысл. Он наотрез отказался выполнять предписания врачей к операции на сердце, которое уже не способно было выдержать жестокого финала разлуки.

Более того, власти запретили переписку Маргарите с Эйнштейном, что вызвало невероятные страдания у Альберта. Он писал ей все оставшиеся годы, но даже не имел возможности отправить письма. Даже умирая, 76 летний Эйнштей не смог послать прощального письма своей единственной возлюбленной, с любовью в сердце к которой он покидал этот мир.

Не терзаясь особо, восприняла Маргарита известие о кончине своего далёкого друга, хотя и была далеко не безразлична к нему. Вскоре умер и её муж - скульптор, а судьба на склоне лет поступила с ней невероятно жестоко. Постаревшая, неухоженная она доживала в забвении в своём доме-мастерской, часто впадая в забытье. Лишь воспоминания яркой, единственной любви к мужчине с вечно растрёпанными волосами и густыми усами вызывали у неё радость... Умирала от голода, рядом с ней не было никого, кроме лишённой добродетели, наглой и жестокой домработницы, ставшей здесь хозяйкой....

В 1980 году, в центре благополучной Москвы из грязной квартиры выносили тело исхудавшей некогда красивой женщины, на руке которой отстукивали последние минуты золотые часы - подарок Великого Эйнштейна. Он собственноручно надел их при расставании на запястье самой дорогой для него женщины.

Иван Тургенев и Полина Виардо

Великий русский писатель Иван Тургенев и знаменитая оперная дива испанского происхождения «с французской совестью и духом», как называли её газеты тех времён, Полина Виардо-Гарсиа – яркий пример драматичной, полной страданий любви на протяжении всей жизни писателя. Их взаимоотношения скорее можно охарактеризовать так: один любил, другая лишь позволяла себя любить…но то, что дружба была искренней и сильной - сомнений нет.

Во внешне неприметной, чуть сутулящейся женщине с глазами навыкат и вправду было что-то грубоватое, цыганское, доставшееся ей от испанца отца - певца Мануэля Гарсиа. Но по словам современников, стоило лишь первым нотам сорваться с её голоса, как по собравшимся пробегала искра, экстаз охватывал слушавших, и уже не имел никакого значения облик самой певицы. Завороженные голосом исполнительницы, люди впадали в некую прострацию, и не могло быть среди них равнодушных к этой особе.

Одурманенный при первой встрече чарующим голосом Полины, русский писатель потерял голову, и подобное состояние переживал целых четыре десятилетия до последних дней своей жизни.

Виардо же будучи замужем за человеком на 20 лет старше себя, испытывала к Тургеневу лишь тёплую симпатию, общность взглядов и интересов, единство духа притягивали к нему, а потом она и вовсе приблизила его к себе, ввела в свой дом на правах друга, члена семьи, возлюбленного….

Полина Виардо-Гарсия не только осветила любовью душу писателя, стала на многие годы его музой, вдохновляла на творчество, помогала ему с переводами на французский, оттачивая стиль, но и до последних дней была рядом с ним, умирающим от рака вдали от родины. А Иван Тургенев предпочёл любить неразделённой любовью и быть с ней рядом всю свою жизнь, так и не заимев свою семью и детей.

Бедный художник Нико Пиросмани и французская актриса Маргарита

Ах, опять Маргарита....

«Миллион, миллион алых роз…» - кто не знает припева этой песни о невероятно пронзительной и неразделённой любви бедного художника к заезжей актрисе. В её основе тоже реальные события. Нико Пиросмани - грузинский художник из простой семьи, рано лишившийся родителей, испытывающий постоянную нужду, у него не было возможности даже купить холсты, и все свои творения он размещал на стенах, досках, на столовой клеёнке. Частенько зарабатывал на жизнь вывесками питейных заведений.

Красивая французская актриса Маргарита посетила с гастролями провинциальный город, в котором жил и работал Нико, а заодно и сердце начинающего художника. Пиросмани влюбился в неё страстно, с первых минут, всем своим нутром, но, к сожалению, эта любовь не вызвала ответного чувства. Сердце бедного художника сгорало в пламени страсти.

В день своего рождения (это была весна) Нико Пиросмани наполнил несколько арб живыми цветами и подогнал их к окнам дома, где остановилось Маргарита. Охапки сирени, белой акации и белоснежные розы (не алые) заполнили непостижимым ароматом улочки Тифлиса и легли на площадь толстым цветочным покрывалом. Так и осталось загадкой, где художник добыл эти цветы...

Сердце Маргариты, тронутое зрелищем, дрогнуло, она вышла, поцеловала Нико и всё... На следующий день актриса покинула город навсегда. Больше они не виделись…

Никола Пиросманишвили не стал великим художником при жизни, его направление примитивизма в живописи не было понято, он умер в возрасте 56 лет, в полной нищете, до последних дней, храня в сердце образ любимой Маргариты…. Работы художника хранятся в музеях мира.

Любовь – великая сила, способная преобразить целый мир, сделать человека лучше, сильнее, выше, она неподвластна времени. По словам Тургенева:

«Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

И пусть хоть раз в жизни она опалит своим пламенем и ваши крылья! И пусть вам повезёт в любви!

И пусть вам повезёт в любви!!! Может вам будет интересно почитать о празднике всех влюблённых, о влюблённости и любви в нашей жизни в статье (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

На вопрос «Что такое любовь: кратко и ясно?» большинство людей ожидают услышать, что любовь — это болезнь, яд, необъяснимая привязанность, которая со временем проходит. Но с высоты 29 лет своей любви я хочу сказать, что категорически с этим не согласна.

Настоящая любовь — это прежде всего бескорыстное служение любимому человеку и ежедневная забота. Настоящая любовь не проходит, а растёт со временем, как снежный ком, который двое влюблённых катят перед собой по своей жизни.

Со временем начинаешь понимать, что ты любишь своего родного человека, не потому что у него голубые глаза или потому что он круто водит машину , а потому что он нежно заботиться о тебе и о ваших детях. И «нежно заботится» только звучит так мимимишечно , а на самом деле это многотрудная работа.

И это не просто моё мнение , основанное на моём опыте. В древние времена люди по-ругому понимали, что такое любовь. А именно: под любовью они понимали бескорыстное служение, а не романтику отношений. Именно потому они пропускали многие стадии любви, характерные для нашего эгоистического общества — стадии притирок, ссор, самоутверждения. Они сразу переходили от романтической стадии к стадии служения , а затем, к стадии настоящей любви.

Чтобы стала более понятна моя мысль, давайте рассмотрим, что такое любовь с точки зрения психологии в современном мире . Рассмотрим 7 стадий, которые проходит каждая любовь. Дочитайте эту коротенькую статью до конца и Вы узнаете о любви что-то новое .

1-я стадия любви — влюблённость.

1-ю стадию точно все знают — это так называемый «конфетно-букетный период». В этот период ты не замечаешь никаких недостатков у своего возлюбленного. Он кажется тебе идеальным.

2-я стадия любви — привыкание.

Проходит некоторое время и ты уже не так волнуешься и не так восхищаетесь своим любимым. Ты начинаешь воспринимать его более адекватно.

3-я стадия любви — притирка.

Я не открою Америку, если скажу, что во время притирки у большинства влюбленных начинаются первые ссоры. Вы сами, наверняка, проходили эту стадию. Здесь, думаю, всё зависит от размера эго у каждого из влюбленных.

Как известно, людей без недостатков не бывают. Именно на этой стадии многие начинают видеть только недостатки своего партнера. Недостатки и раньше были, но просто на стадии влюбленности благодаря физиологическому и гормональному состоянию влюблённые их не замечали.

Именно на этой стадии, влюбленные чаще всего расстаются , так и не узнав, что впереди их ожидают самые интересные и самые главные стадии их любви . И целая жизнь впереди!

4-я стадия любви — стадия терпения.

Благодаря стадии терпения (которая может длится у некоторых несколько лет), претерпев до конца все неудобства и даже боль, влюблённые получают награду — переходят на следующую стадию. Стадию служения, когда понимаешь, что есть что-то важнее, чем доказывать свою правоту и отстаивать свое мнение.

5-я стадия любви — служение.

На этой стадии получаешь удовольствие от бескорыстного служения, бескорыстной заботы о своём любимом. Настоящая любовь — это не стремление ПОЛУЧАТЬ что-то от партнера, а стремление служить друг другу.

6-я стадия любви — дружба.

Стадия служения переходит в стадию дружбы, когда они претерпели все притирки, им хорошо и комфортно вместе, они говорят на одном языке, понимают друг друга с полуслова. Вы удивитесь, когда узнаете, в какую следующую стадию переходит стадия дружбы.

7-я стадия — НАСТОЯЩАЯ любовь.

Это настоящая награда для тех, кто преодолел все предыдущие стадии. Вы становитесь одним целым. Вы как-будто связаны невидимой резинкой. Многие исследования показывают, что люди, прожившие много лет в любви, имеют даже синхронизированные показатели пульса, давления и т.д.

Особенно ярко такая любовь проявляется в беде, когда ты готов отдать всё, даже свою жизнь , чтобы спасти своего любимого.

Уверяю Вас, это не просто моё мнение, основанное на моём опыте. Об этом говорят многие известные философы и писатели. Вот только несколько цитат:

В древние времена люди не тратили столько времени на стадии ссор, притирок, терпения, потому что они по-другому понимали любовь. А именно: как самоотвержение, как бескорыстное служение друг другу, как дружбу. Это и есть настоящая любовь. Именно об этом слова Цицерона, приведенные выше.

И если кто-то спросит у Вас, что такое любовь с научной точки зрения (философской) и что такое любовь с точки зрения психологии, можете смело отвечать, что это прежде всего нежная дружба, радость ежедневного служения и заботы друг о друге.

Напишите в комментариях, что Вы думаете по поводу этих мыслей? Поделитесь своей историей любви.

До новых встреч на страницах блога. Желаю всем любви и радости!

Посмотрите это потрясающее видео. Эту простую тайну нужно передать детям. Жизнь, не похожа на путешествие, а похожа на танец! Фрагмент лекции британского философа Алана Уотса «почему жизнь не похожа на путешествие»

Тема любви в русской литературе

Подобно всем другим литературам мира, русская литература уделяет теме любви немалое место; ее "удельный", скажем так, вес ничуть не меньше, нежели во французской или английской литературах (хотя "любовные истории" в чистом виде в русской литературе встречаются не столь уж часто, чаще любовный сюжет отягощен побочными линиями и темами). Однако реализация данной темы в различных текстах, принадлежащих русской классической литературе, отличается большим своеобразием, резко отличающим ее от всех других литератур мира. Рассмотрим, в чем именно заключается данное своеобразие.

Прежде всего, для русской литературы характерен серьезный и пристальный взгляд на любовь и, шире, интимные отношения между мужчиной и женщиной. Девизом такого отношения может служить известная пословица "с любовью не шутят". Русская сатира мало и неохотно вторгается в область личного. Минутная влюбленность Чичикова в тоненькую и прозрачную институтку, оказавшуюся дочерью губернатора, имеет также мало отношения к любовной теме, как и "страдания" овдовевшей дамочки из раннего чеховского рассказа "Загадочная натура", бросившей когда-то любимого человека ради богатого генерала и теперь не имеющей силы отказаться во имя своих чувств от другого богатого генерала.

Причина такой серьезности одна: любовь в русской литературе почти всегда принадлежит области драматического и очень часто - трагического пафоса, но крайне редко история отношений мужчины и женщины - в прозе ли, в поэзии - дает повод для веселья. "Хэппи энд", любимый Диккенсом и порой допускаемый даже Бальзаком, в русской литературе не просто отсутствует, он столь же чужероден ей, как чужеродны вальсы Шопена и южнокитайская народная музыка. Все знаменитые любовные истории русской классики, от "Бедной Лизы" Карамзина до "Темных аллей" Бунина протекают весьма напряженно и заканчиваются очень плохо. "Хэппи эндом" в таком контексте можно считать финал "Евгения Онегина" - Татьяна, будучи верной женой другого, будет вечно любить человека, недостойного ее, Онегин вечно будет одинок, но по крайней мере они остались живы.

Можно ли считать, что на столь мрачную окраску любовной темы в русской литературе повлияли какие-то более общие закономерности, например, какой-то особенный надрыв и трагизм, ей присущий? Подобная постановка вопроса представляется спорной. Бердяев когда-то назвал русскую литературу "профетической", и это действительно так, но вряд ли ее можно упрекнуть (как и всю русскую культуру в целом) в безысходной мрачности. (Сомневающимся рекомендуем сравнить "Песни западных славян" с русским фольклором, записанным тем же Александром Сергеевичем). Конечно, реализация данной темы соприкасается с общей духовной доминантой и философской парадигмой русской литературы, но происходит это несколько иначе.

Трагизм в разработке любовной тематики вытекает из нескольких источников, наиболее давним и полноводным из которых является, конечно же, народная традиция. Только в русском фольклоре любовные частушки называются "страдания", только в русской деревне синонимом слова "любить" было слово "жалеть". Заметьте, акцент делается именно на печальной, мучительной стороне взаимоотношений мужчины и женщины, а во главу отношений возводится не половое желание (что не означает, конечно, отсутствия в том же фольклоре особой субкультуры, описывающей "срамное" - сказки, частушки и т.д.), но духовное начало - жалость. Вслушаемся в смысл слова "супруги": это не узаконенные любовники, это "соупряжники", тянущие в одной упряжи общий воз. Здесь народное, может быть, еще языческое понимание брака и любви перекликается с христианским, православным пониманием брака как испытания прочности духовных и физических сил человека, тяжкого труда во имя высшей цели. Из языческого прошлого шли свадебные обряды на русском Севере: в архангельских селах невеста, пышно наряженная на свадебном пиру, под венец шла в том же "синяке", простом синем сарафане, в котором кладут в гроб. Таким образом, вступление в брак по значению находилось на том же уровне, что и рождение и смерть. (Заметим в скобках, что интересно сопоставить этот обычай с мыслью Толстого, что жениться надо как умирать, только когда нельзя иначе.)

Древние обычаи и реалии позднейшего времени находят мощную подпитку в особенностях средневековой русской культуры. Не стоит переоценивать глубину петровских преобразований именно в области интимной, личной жизни человека. Тысячелетние устои невозможно переменить вместе с платьем. Средневековой русской (и не только русской) культуре присущ известный дуализм, разделение человека на грешную плоть и стремящийся горе дух. В Европе этот дуализм был преодолен рождением полнокровного человека Возрождения, героя Рабле и Боккаччо. Противопоставление телесного и плотского, низменного и высокого снимается. Новый человек целен и жизнерадостен, он спокойно смотрит на желания плоти, считая их естественными, и не видит большого греха в удовлетворении этих желаний.

В русской культуре Возрождения не было.

Средневековое противопоставление плоти и духа пережило петровские реформы и радикальные эксперименты позитивистов-нигилистов XIX века, дожило до XX века и все еще неплохо чувствует себя сегодня. Если кто сомневается, почитайте газеты: там время от времени публикуют письма женщин, оскорбленных рекламой прокладок по телевидению (массовое сознание, базирующееся на стереотипах, шокирует вторжение "запретных", "низовых" тем в "высокие", "культурные" сферы).

Итак, плоть противостоит духу. Плоть греховна, ее нужно смирять, ее бунт чреват роковыми последствиями. Что лежит в основе грехопадения русского Фауста XVII века, Саввы Грудцына? Не жажда познания и не гордыня, как у доктора Агриппы Нестгейльмского, нет, его губит плотская страсть к чужой жене. "И, захваченный обманчивою лаской женщины той, а подлинно сказать - завистью дьявола, попал Савва в сеть прелюбодеяния с этой женщиной". В обмен на ее благосклонность он продает свою душу.

Единственный дозволенный путь реализации грешных помыслов - брак, но и к нему отношение строгое. Интересно противопоставление самоощущения современников, Генриха VIII в Англии и Ивана Грозного в России, женатых по 6-7 раз. Иван Грозный, собственноручно душивший своих незаконнорожденных детей (он считал, что они не угодны Господу), в периоды раскаяния чувствует себя страшным грешником. Он пишет в обращении к инокам Кирилло-Белозерского монастыря: "А мне, псу смердящему, кому учити и чему наказати, в чем просветити? Сам бо всегда в пианьстве, в блуде, в прелюбодействе, в скверне, во убийстве, в хищении, в ненависти, во всяком злодействе". Подобных настроений у Генриха VIII современники никогда не отмечали. Ощутимое падение возможно только с высокой точки, и этой высокой точкой было традиционное отношение к любви и браку.

В нем нераздельны верхи и низы, по крайней мере, до Петровской эпохи; в русском фольклоре, в отличие от французского или древнеиндийского, отсутствует образ женщины-возлюбленной. Героиня его либо незамужняя, невинная девица, либо жена, либо вдова, добрачные отношения - отношения жениха и невесты. И, разумеется, в мире, расколотом на тьму и свет, на святость и грех, невозможно и непредставимо "облегченное" отношение к сексуальной стороне жизни. Все, что происходит вне супружеского ложа, определяется не как страсть и не как естественная потребность. Для него есть только одно слово - блуд.

Наиболее полно и ярко это средневековый дуализм воплощен, конечно, в Катерине из "Грозы". Не протест против общества, как казалось мальчикам-критикам, загнал ее на крутой обрыв над Волгой. Для Катерины нет оправдания ее грешной страсти, потому что такого оправдания в рамках традиционной, патриархально-средневековой этики не существует. Она может либо падать дальше, все ниже и ниже (оттого и просит Бориса забрать ее, оттого и готова жить с ним в незаконной связи - все равно обратной дороги нет!), либо искупить страшный грех - долгим покаянием (может быть, пожизненным) либо смертью, что и происходит. Для "павшей" женщины или девушки в патриархальном обществе нет легитимной роли, как нет чего-то среднего между возвышенной и чистой любовью и блудом.

"Чего-то среднего" нет и во всей русской литературе. Отношения между возлюбленными - героями русской классики - либо накалены до такого уровня чистоты и высоты, который уже третий век продолжает изумлять прочую ойкумену, либо это гнусный разврат, либо то и другое вместе (что особенно характерно для героев Достоевского). Но очень трудно, живя на Земле в реальном мире, сохранить запредельную святость чувств, и оттого каждая вторая русская "love story" - трагедия. Кто-то погибнет, кто-то сойдет с ума, кто-то пойдет на каторгу, а многие расстанутся навеки.

Перережет себе горло робкий мечтатель Пискарев, обнаружив в своем идеале красоты обыкновенную проститутку; пойдет на каторгу леди Макбет Мценского уезда и туда же, искупать давний грех, поедет за Катюшей Масловой Нехлюдов. Убьет Рогожин Настасью Филипповну, Карандышев - бесприданницу Ларису, Казбич застрелит бедняжку Бэлу и Алеко своей рукой оборвет жизнь вольнолюбивой Земфиры. В монастыре встретит Лаврецкий Лизу, умрет на руках у Елены Инсаров, под колесами поезда погаснет свеча жизни Анны Карениной. Желающие могут дополнить список - Ниной ли, отравленной Арбениным, Хромоножкой ли, сошедшей с ума от любви к Ставрогину или славным казаком Андрием, погубленным любовью к прекрасной полячке, или иными героями по своему вкусу.

Вчитываясь в страницы, повествующие о "погибших от невиданной любви" (Высоцкий), поневоле удивишься во многом умышленной запутанности чувств и усложненности коллизий. Встает вопрос: неужели нельзя попроще, неужели нельзя не закручивать узлы до крайности? Но надрыв столь же обязателен для любовных историй героев классики, как и противопоставление "высокого" и "низкого". Они не то чтобы не могут не страдать, они именно хотят страдать (помните "страдания"?).

Исчерпывающе полно это формулирует Наташа из "Униженных и оскорбленных" "Но что же делать, если мне даже муки от него - счастье? Разве я на радость иду к нему?" И здесь уже непонятно, где страдание и где счастье, и можно ли их разделить. Страдание - неотъемлемая, а может быть, и главная часть любви. Не спешите произносить слово "мазохизм". Страдание тесно связано с концепцией греховности плотской любви. Пострадав, такой грешный влюбленный очищается этим самым страданием, и любовь его делается чистой. Очень хорошо показано это в "Войне и мире": воспылав физическим влечением к Анатолю Курагину, Наташа платит за это болезнью и месяцами страданий, а вот более правильная любовь к Пьеру страданий почти и не несет. Но, конечно, не обязательно трагизм заложен внутри отношений, он может придти и извне, например, героиня страдает не от того, что любит "неправильно" и хочет помучиться, а от того, что возлюбленный, скажем, погиб на войне. Но такая ситуация бывает куда реже.

В страданиях, мучительстве и самомучительстве ("Побранить меня некому - милого нет...") почти не остается времени для счастья. Но формула русской любви и не содержит такого элемента. Здесь мы видит поистине уникальное отношение к счастью:

Но чем бы я могла помочь?

От счастья не исцеляю.

Счастье - не вожделенное состояние души и тела, а постыдная болезнь глухих и сытых. "Доколе нам страдать?" - спрашивает жена Аввакума и ответ протопопа "До самой смерти" сразу придает ей бодрости, так же как и ответ Мандельштама жене Надежде в аналогичной ситуации: "Почему ты думаешь, что должна быть счастлива?". В самом деле, а обладает ли счастье самоценностью? Применительно к личной жизни - явно нет, потому что нет ничего тошнотворнее семейного, скажем, единственного "правильного" личного счастья в русских романах. Да и много ли его? Женитьба господина Быкова на Вареньке Доброселовой, не несущая ей особой радости, Наташа с вечной загаженной пеленкой (ударным аргументом современных феминисток) да тщательно дрессируемая Штольцем Ольга. Ну, Пушкин, как всегда, пытается внести немного солнца в холодную атмосферу и дарит нам изумительную насмешку над стереотипами - финал "Станционного смотрителя"; но только один Пушкин. У всех прочих мы видим не семейное счастье, а разные виды несчастья, либо до брака и вовсе дело не доходит. Любопытно, что великая литература с крайне низким процентом брачности и рождаемости создавалась в эпоху и в стране, где нормой были 8-9 детей у простонародья и 3-4 у аристократов!

Нежелание быть счастливым и принципиальный трагизм любовных историй невозможно объяснить только средневековой этической парадигмой или влиянием русского фольклора. Трагическая тема любви в русской классике неразрывно связана с общими ее тенденциями, такими, как мучительный поиск гармонии в мире хаоса, жажда веры и стремление к недостижимым идеалам во всех областях духовного и физического бытия. "Нельзя ли идеалов посвятее?" - восклицает Достоевский. Если есть идеал любви, то это любовь как высшее воплощение совершенной гармонии, как апофеоз веры ("Бог есть любовь") и синоним идеального бытия ("Только влюбленный имеет право на звание человека"). Но вопрос, возможно ли торжество гармонии в раздираемом противоречиями макрокосме, также риторичен, как вопрос, возможна ли окончательная победа добра над злом. Мир русской литературы - мир трагичный, мир вечных вопросов, не имеющих ответов, в нем колеблются онтологические сваи бытия и торжествует энтропия, и в этом мире любая попытка противопоставления отдельного, личного уютного уголка со счастливой любовью и хэппи-эндом срывающему покровы ветру хаоса с головой выдает философскую несостоятельность и творческую бездарность автора, если не полный его непрофессионализм.

В знаменитом 66-м сонете Шекспира именно любовь выступает силой, способной примирить человека с хаосом действительности, она то, что удерживает над бездной.

Tired with all these, for restful death J cry...

Помните? После перечня всех несправедливостей мира и тягот жизни поэт говорит:

Tired with all these, from these J would be gone,

Save that, to die, J leave my love alone.

любовный литература русский

Такое понимание любви есть и в русской традиции, когда через любовь и страдание человек поднимается к более высоким уровням сознания, обретает смысл жизни и путь к истине. Но никогда чувство не превращается в один из кирпичиков успешного домостроительства: независимо от финала отношений оно всегда поднимается до космических масштабов ("Любить - это с простынь, бессоницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику..."), превращая судьбы обитателей заштатных скотопригоньевсков и безвестных деревень в легенды и жития, а их самих - в главных участников вселенской мистерии, "Где Бог с Дьяволом борется, а поле битвы - сердца людей".

Любовь считается самым прекрасным чувством, которое испытывают люди. Что же представляет собой это светлое слово, и почему мы так часто встречаем его в различных литературных произведениях? За что любовь так восхваляется поэтами и писателями?

Я думаю, что человек не может чувствовать себя счастливым без любви. На протяжении жизни мы испытываем это чувство по отношению к родителям, друзьям, потом к своим детям – мы всех любим по-разному, но обозначаем это одним словом. Как бы то ни было, любовь не может существовать без понимания, уважения, готовности прийти на помощь в трудную минуту, защитить и сделать все ради любимого человека.

Любовь – это подвиг, жертва, своеобразная вершина душевного развития человека. Одну из граней этого чувства – любовь между мужчиной и женщиной – мы наблюдаем в творениях многих писателей и поэтов, художников и композиторов, в театральных постановках и в кинороманах. Любовь представляет собой вечный неисчерпаемый источник вдохновения. Ярким примером такой безграничной любви является известная всем история Ромео и Джульетты. Герои произведения силой чувства преодолели и ненависть, и вражду, и даже смерть.

В произведениях русской литературы также встречается множество произведений, содержащих авторский гимн вечной любви. В качестве примера можно рассмотреть небезызвестный пафос стихотворения А. С. Пушкина “Я вас любил…”, в котором мы видим светлую печаль о вечной любви и проникновенную невозможность счастья с возлюбленной. Герой стихотворения благороден и бескорыстен, он верит в то, что любовь еще не угасла, но в то же время отрекается от счастья только ради благополучия любимой женщины.

В знаменитом романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” главная героиня ради любви продает свою душу дьяволу, который в результате помогает ей отомстить обидчикам любимого. Ранее Маргарита отказалась от всего ради счастливой в ее понимании жизни с Мастером.

Любовь невозможно расшифровать, у нее нет точного определения. Любовь является, пожалуй, самой сложной, таинственной и парадоксальной реальностью, с которой хотя бы один раз в жизни сталкивается каждый человек. Это чувство нельзя просчитать или вычислить, оно не поддается никаким расчетам. Любовь просто есть в нашей жизни и без нее невозможна сама жизнь.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Любовь выскочила перед нами, как убийца выскакивает из-за угла, и мгновенно поразила нас сразу обоих. Любовь – высокое, чистое, прекрасное...
  2. Богат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви. Стихи Пушкина ярко отражают отношение поэта...
  3. В. Маяковский – поэт-бунтарь, горлан и агитатор. Но одновременно это человек с чуткой и ранимой ду­шой, способный на самые светлые...

Эпиграф: «Без любви жить легче. Но без нее нет смысла». (Л.Н. Толстой)

Что такое любовь? Этот вопрос, несомненно, волнует каждого человека. Недаром извечным проблемам любви посвящено немало произведений художественной литературы. Особенно эта тема волновала великих русских писателей: А.П. Чехова, И. С. Тургенева, И.А. Бунина, А.И. Куприна. У каждого из них было свое, личное, отношение к любовным переживаниям, которые являлись для их героев либо серьезным испытанием, либо становились причиной тяжелой драмы, либо приводили к серьезным раздумьям и духовному обновлению.

Как рассуждает главный герой рассказа Чехова «О любви» Павел Константинович Алехин, русская интеллигенция, которую очень интересуют вопросы любви, все усложняет и предпочитает «украшать свои чувства роковыми вопросами»: честно или нечестно, умно или глупо, и к чему все это может привести? По его мнению, любовь не терпит каких-либо законов, и у каждого любящего или влюбленного проявляется по-своему.

Чужой опыт совершенно бесполезен. Именно сомнения в правильности своего влечения помешали самому Алехину любить Анну открыто и смело, признавшись в этом не только ей, но и самому себе. Понимание того, что для любви не должно быть никаких преград и оговорок, пришло к нему слишком поздно и принесло только боль и горестные воспоминания. И все-таки он осознал свою роковую ошибку: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Понял, но уже был глубоко несчастлив.

О том, как важно не проглядеть свое счастье, пишет Тургенев в повести «Ася». Главный герой N, как и Алехин в рассказе Чехова «О любви», начинает понимать, насколько сильно было его чувство к Асе, только тогда, когда навсегда потерял ее любовь. Своей нерешительностью и рассудочностью он все испортил. В общем-то, он испугался светлого и сильного чувства девушки, обидев ее и оттолкнув. Спустя годы, он, «утратив все крылатые надежды и стремления», свято хранит предметы, напоминающие ему об Асе, и тоскует в полном одиночестве.

О сложностях любовных отношений также писали Бунин и Куприн. Но они по-разному подходили к этой теме. У Бунина любовь – это сильные и в то же время тревожные эмоции. Порой все заканчивается трагедией, потому что поступки влюбленных героев не всегда благородны и честны. Страстные и безответственные чувства разрушительны. Так, в рассказе «Кавказ» обманутый муж убивает себя из-за предательства жены, которая любила другого человека и скрытно уехала с ним отдыхать на Кавказ, хотя боялась и страдала. Ее украденная любовь не была счастливой в отличие от любви Верочки в рассказе Куприна «Куст сирени». Вера не просто любит своего мужа Алмазова, а жертвует ради него многим, поддерживает его и во всем помогает. Любовь дает для этого силы, которые Вере необходимы еще и потому, что Алмазов слабый, нервозный и не очень умный человек. Но для нее это не имеет значения. Она счастлива, когда муж спокоен и доволен собой.

Любовь – это очень сильное и многогранное чувство. Ее сила может быть направлена и на созидание, и на разрушение. Сколько бы ни размышляли, сколько бы ни писали, ответ на вопрос, какой должна быть любовь, каждый человек находит для себя сам. Об этом просто и точно сказал поэт К. Жане:

Два парня поспорили так горячо,

Что их услыхал бы любой.

Они говорили еще и еще

О том, что такое любовь.

«Любовь – это радость!» - один говорил.

«Нет, жертва», - ответил другой.

«Любовь – это сила, что выше всех вил!»

«Нет – слабость», - заметил другой.

«Любовь – это счастье! Любовь – это свет!», -

Один вдохновенно кричал.

«Счастливой любви не бывает и нет», -

Угрюмо другой отвечал.

Поняв, что в тупик их зашел разговор,

Друзья подошли к старику.

«Отец, ты поможешь решить этот спор,

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса