Как определяет автор жанр пьесы снегурочка почему. "Снегурочка" (Островский): описание и анализ пьесы. конфликт в области нравственных отношений
Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка» Особенности пьесы.
«Снегурочка» - сказка, мечта, национальное предание, рассказанное в великолепных стихах Островского…
К.С.Станиславский
Островский Александр Николаевич
ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823 – 1886), русский писатель, драматург, член - корреспондент Петербургской АН (1863).
В. Г. Перов. «Портрет А. Н. Островского». 1871 год. Третьяковская галерея.
- раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт пьесы, определить жизненные ценности берендеев, выявить уровень знаний содержания и понимания учащимися сказки.
- “ Снегурочка” - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Пьеса Островского представляет собой удивительно красивый сплав фольклора и литературы. Используя мотивы народной сказки о снежной девушке, обогатив их научными данными о жизни, драматург создал самобытную "весеннюю сказку", полную тайн, великолепия персонажей, переданных музыкальным слогом и по-настоящему русским языком.
1 группа. «Берендеи».
Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры.
Русская пословица.
2 группа. «Снегурочка».
- Пусть гибну я, любви одно
мгновенье
- Дороже мне годов тоски и
А.Н. Островский.
3 группа. «Лель».
- Через красивое - к человечному.
В. А. Сухомлинский.
- Многослойность
- многожанровость
- вечные сюжеты
- синтез
- нравственность
- конфликт
- Многослойность
- многожанровость
- вечные сюжеты
- синтез
- нравственность
- конфликт
- Нравственность (Словарь Ушакова) - совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе.
- Конфликт («Современный толковый словарь» изд. «Большая Советская Энциклопедия») определяется как столкновение сторон, мнений, сил.
Основной нравственный конфликт произведения. Перекрестный опрос.
- Брусила и берендеи – робята.
Эскиз костюмов, 1885 – 1886 гг.
Нерушима гармония извечных и суровых законов природы, согласно которым должно протекать человеческое бытие.
Причина всех несчастий страны берендеев -
в людском эгоизме, в потере людского родства,
в утрате любви и чувства красоты:
В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев,
Исчезло в них служенье красоте.
В этих словах мудрого царя раскрывается
глубинный смысл пьесы, где этическая
красота человека определяется
взаимосвязью с природой и другими
А заключительные слова Берендея:
«Изгоним же последний стужи след из наших душ и обратимся к Солнцу» раскрывают идейную основу всей пьесы, в них высказана мечта А Островского о мире,свободном от холодных, расчетливых людей.
Драматург утверждает право человека на полноценную духовную жизнь, выражает мечту о создании новых форм взаимоотношений между людьми, а свобода в любви, высокая её оценка, признание за нею лучших нравственных качеств, облагораживающих человека, является значительным условием создания счастливого государства.
Заполнение таблицы «Известное, специальное, новое».
известное
специальное
новое
- «Снегурочка» А.Н Островского, созданная для праздничного спектакля и предназначенная демократическому зрителю представляет большой интерес. Это “многослойное, многоуровневое произведение”, которое вместило в себя народную сказку, представление о древнем племени берендеев (тюркских кочевников, живших в южнорусских степях (XI-XIII вв.); с 1146 г. стали вассалами русских князей. Название в летописях исчезает к XIII в) , старинные календарные обряды, песни, заклинания.
- В основу поэтической драмы был положен один из вечных сюжетов русского фольклора о том, как приходит в мир прекрасная девушка - снегурушка и гибнет от солнечного луча. А ближайшим источником стала народная сказка о Снегурочке, опубликованная в 1862 году собирателем И.А. Худяковым. Очень внимательно прочёл драматург работы знаменитого учёного-мифолога и фольклориста А.Н. Афанасьева: сборник «Русские народные сказки» (1826-1871) и исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869). «Заёмный» сюжет был лишь поводом для рождения оригинального художественного замысла.
В.М.Васнецов Берендеевка
Н.Рерих Ярилина долина
Прообразом Берендеева царства явилось имение Щелыково, приобретенное
драматургом в 1867 году
В Берендеевом царстве переплетается реальное и фантастическое. Здесь оживают образы славянского язычества: Весна-Красна, Солнце-Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур), Дед Мороз (является прообразом Велеса, Студенеца, Трескуна, Морозко), Снегурочка (Богиня любви Лада или Кастрома).Сказочные существа общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой (« водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль)) Берендеи совершают свои весенние обряды, поют народные песни – «те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далёкие языческие времена».
В.М.Васнецов Весна-Красна
Н.Рерих Дед-Мороз
В пьесе два главных, самостоятельных, но объединенных в единое
целое конфликта: первый- это противоборство Холода и Тепла, Мороза и
Ярилы, второй- собственное устройство царства берендеев. Оба конфликта
перерастают в конфликт в области нравственных отношений в основе, которых богатство- бедность, любовь- холод.
- Специальное:
1. «Снегурочка»- это многослойное произведение, так как в пьесу вошли разные жанры фольклора.
Берендеи - племя, жившее в XI-XIII веках.
2. Многожанровое произведение.
Произведение было задумано в модном для 70 годов 19 века жанре «феерии»,
пьесы – маски.
3. В ечный сюжет русского фольклора такой, который существуют на протяжение долгого времени независимо от авторов.
- 1862 год собиратель И.А. Худяков издал сказку.
4. В сказке показано сказочное царство берендеев , куда пришла жить Снегурочка.
5. Синтез реального и фантастического , то есть славянские языческие божества общаются с реальными людьми.
6. Два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта.
Это конфликт между Морозом и Ярилой и конфликт внутри берендеева царства.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
- Известное:
- «Снегурочка» была написана на сюжет народных сказок, в ней используются календарная поэзия, поговорки, пословицы, заклятия, песни, предания и легенды.
- Островский определил жанр как лирическая «весенняя» пьеса-сказка, драма.
- Всем известен сюжет народной сказки о том, как прекрасная девушка-снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.
- Основой берендеева царства является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений, справедливые законы.
- « водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль)).
- В пьесе два конфликта: первый - между Холодом и Теплом, Морозом и Ярилой.; второй - внутри самого царства, а также между берендеями и Мизгирем как жителем чужой страны.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
- Новое:
- берендеи – это тюркские кочевники, жившие в XI-XIII веках в
южнорусских степях.
2. «Феерия» - праздничное сказочное представление, модное в 70 г. 19 века.
Пьеса-маска – это объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, политического- относительно свободное творчество автора.
3. 1862 год собиратель И.А. Худяков издал сказку.
1826-1871 А.Н.Афанасьев в сборнике «Русские народные сказки» опубликовал сказку.
1865-1869 А.Н.Афанасьев в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» исследовал сказку.
4. Сказочное царство берендеев- это мечта Островского о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.
5. Дед Мороз- это образ, объединивший в себя черты языческих богов: Велеса, Варуна, Студенца, Трескуна, Морозка. Прообразом Снегурочки явилась богиня любви Лада.
6. Конфликт пьесы перерастает в конфликт в области нравственных отношений в основе, которых богатство и бедность, любовь и холод.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
известное
специальное
Русская народная сказка, старинные календарные обряды, песни.
новое
многослойное произведение.
берендеи
древнее племя тюркских кочевников в южнорусских степях
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
Лирическая «весенняя» пьеса-сказка,
драма.
многожанровое произведение.
Феерия
праздничное сказочное представление
пьеса-маска
объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, музыкального, политического - относительно свободное творчество автора. .
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
прекрасная девушка - снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.
вечный сюжет русского
фольклора
1862 год собиратель И.А. Худяков
1826-1871 А.Н.Афанасьев
сборник «Русские народные сказки»
1865-1869 А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»
исследовал сказку.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
основой является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений, справедливые законы.
сказочное царство берендеев
мечта драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
Славянские божества: Весна - Красна, Солнце - Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур)- общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой ( « водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль))
С интез реального и фантастического
Дед Мороз- Велес, Варун, Студенец, Трескун, Морозко (ночь, луна, звезды, зима, мороз, воды, мир умерших).
Снегурочка- Богиня любви Лада.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
1.Противоборство
Холода и Тепла,
два главных, самостоятельных,но объединенных в единое целое конфликта.
Мороза и Ярилы.
конфликт в области нравственных отношений:
2. царство
богатство- бедность,
берендеев- Мизгирь
любовь- холод.
Петр Ильич Чайковский (1840-1893) русский композитор
- П. И. Чайковский работая над «Снегурочкой» писал: «Я уже около месяца не вставая сижу за работой; пишу музыку к волшебной пьесе
Островского „Снегурочка“», само драматическое произведение он считал перлом творений Островского, а о своей к нему музыке сказал так: «Это одно из моих любимых детищ.
Весна стояла чудесная, у меня на душе было хорошо… Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку».
Васнецов Виктор Михайлович (1846-1926) русский живописец
- А эта поэма «Снегурочка»-
лучшее, что есть.
Молитва русская и мудрость, мудрость пророка.
Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844 -1908 русский композитор
- «…я прислушивался к голосам народного творчества и природы, брал напетое и подсказанное им в основу своего творчества». Н.А. Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» воспел жизнь народа, живущего в согласии с природой, показал богатство народных обычаев и обрядов, без которых картина сказочной Руси не была столь красочной.
Б. В.Асафьев писал о «Снегурочке»: «Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно ДОЛЖНО молчать... Кажется, в опере звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства»
«В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского».
Фрагмент из оперы Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка». Сцена таяния Снегурочки. «Снегурочка» Н. А. Римского- Корсакова- это «нежный цвет русской оперы». Б. В. Асафьев (музыкальный критик). Составление тестов.
- 1 группа. «Берендеи». Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры (образ Берендеева царства).
- 2 группа. «Снегурочка». Образ Снегурочки в восприятии Н. А. Римского-Корсакова.
- 3 группа . «Лель». Лель – сын Солнца и певец любви.
Домашнее задание
- Придумать и записать «страшную» историю о каком - нибудь представителе низшей славянской мифологии (русалке, водяном, лешем, домовом).
Островский был талантливым писателем и драматургом. Его по праву можно считать создателем репертуара русского театра. Островский часто затрагивал нравы купечества. Однако среди всех его сюжетов о замоскворецких купцах имеется и некое сказочное произведение, не похожее на остальные. Называлась она Снегурочка. Давайте и мы сделаем ее , охарактеризовав Снегурочку в пьесе.
Островский: Снегурочка, анализ произведения
Снегурочка была написана Островским в 1873 году и она стала действительно фееричной. Все кто прочел сказку, отмечали ее лиричность, окруженную фантастическим антуражем. Снегурочка необычна не только жанром, где пьеса-сказка сочетается с феерией, но и общим сочетанием текста, который переплетается с музыкой и балетной постановкой. В этой работе зритель и читатель встречается с богами, полубогами, а также с обычными жителями берендеями. Островскому удается в Снегурочке сочетать фантастику с реальностью и это делает пьесу еще более интересной.
Говоря об источниках вдохновения появления этой пьесы, это была всем известная о Снегурочке и славянская мифология. Изучая сюжет, мы переносимся в мир царствования Берендея, где было все очень идеально. Даже правитель царства был непохож на других. Он был настоящим воплощением народной мудрости и беспокоился о своем народе. И вот Берендей стал он замечать, что его народ становится тщеславным и за это попадает под гнев Ярило. Однако Берендей открывает истину — все живое должно любить. Вот только в царстве живет Снегурочка, у которой нет дара любви. Ее отец Мороз знает о мести Ярила, который поклялся растопить девушку, как только та полюбит по-настоящему.
Вот так и живет Снегурочка в семье бобыля. Для названых родителей девушка лишь приманка для женихов. Снегурочка принесла смуту в царство, ведь ради девушки они готовы бросать своих возлюбленных, нарушая устои. Причем чем холоднее была девушка к парням, тем сильнее они к ней тянулись. Понравился было Снегурочке пастух Лель, но тот одаривал своим вниманием всех девушек, в то время как Снегурочка хотела внимания только к себе. Это расстраивало девушку, которая не умела любить. А тут еще и Мизгирь, которому захотелось к ней посвататься. Только девушка не может принять его предложение, ведь в сердце к нему пустота. И здесь мы видим страдания персонажей, ведь и Снегурочке плохо, так как она не может познать любви. Страдает и Купава, которую бросил Мизгирь, да и самому жениху плохо, ведь кроме Снегурочки он больше никого не видит.
И тут девушка просит свою мать Весну подарить ей возможность любить, и она согласилась. По ее словам, Снегурочка полюбит первого встречного, им и оказался Мизгирь. Его радость была велика, ведь Снегурочка ответила на его чувства. Однако здесь проявился и его эгоизм, ведь из-за него и растаяла девушка.
Смерть Снегурочки, которая была готова умереть за любовь, стала победой над стужей в сердце. А Мизгирь, дав однажды Снегурочке обещание погибнуть вместе, прыгает в озеро, чтобы соединиться с возлюбленной, которая превратилась в холодную воду.
В целом пьеса раскрывает тему любви, без которой наша жизнь бессмысленна. Также автор показывает связь противоположностей, где невозможно представить мир без света и тьмы, без тепла и холода. При этом мы видим, несмотря на их противоречие, их борьбу, друг без друга они существовать не могут.
«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.
История создания
Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.
Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.
В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.
Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.
Анализ произведения
Описание произведения
В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.
Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.
Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.
Главные герои
(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )
Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.
Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.
Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.
Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.
Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.
«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.
То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.
Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.
Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.
При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.
«Снегурочка» - «весенняя сказка» А.Н. Островского. Написана в марте-августе 1873 г. Первая публикация: «Вестник Европы» (1873 г., №9). По окончании работы над пьесой А.Н. Островский сказал Н.А. Некрасову: «В этом произведении выхожу на новую дорогу». Новизна пьесы, воспринятой как «преддверие к историческим галереям» драматурга, не встретила однозначного одобрения. И.С. Тургенев был «пленен красотой и легкостью языка пьесы», высоко оценил поэзию национального предания, заключенную в ней. Но те, кто ценил в Островском дар сатирика и обличителя, были разочарованы. Критика иронически отметила сходство некоторых мотивов «весенней сказки» с шекспировской комедией «Сон в летнюю ночь». Привычка воспринимать Островского как бытописателя «темного царства» привела к отвержению «призрачно-бессмысленных» образов пьесы и оценке берендеев как «народа столь же глупого, сколько фантастического» (В.П. Буренин).
Источником поэтической образности пьесы «Снегурочка» Островского явилась славянская мифология. Основой сюжета послужила народная сказка о девушке-снегурочке (опубликована И.А. Худяковым в 1862 г.). Сведения о верованиях и религиозных представлениях древних славян Островский почерпнул из фундаментального исследования А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—1869 гг.). Обрядовые песни, игрища, образные мотивы лирических монологов составились из записей фольклористов и этнографов А.В. Терещенко, Т.И. Филиппова, П.Н. Рыбникова и др. Стихотворный размер песни хора гусляров, начинающего второе действие, драматург приблизил к ритму прозы «Слова о полку Игореве». «Снегурочку» можно рассматривать как мифо-поэтический пролог к поздней драматургии Островского, итог его размышлений о духовных основах русской жизни. Авторское определение жанра как «весенняя сказка» дает ключ к содержанию пьесы о весне народной жизни.
«Начальное», «раннее» время действия — это правремя славянского племени. Пространство жизни берендеев (название взято из «Повести временных лет», но там оно принадлежит союзному Руси тюркскому племени) одухотворено и оживотворено, вещно и прекрасно. Это заря мироздания — золотой век: «Веселы грады в стране берендеев, радостны песни по рощам и долам / Миром красна Берендея держава». Сказочно-утопическое Берендеево царство устроено на началах правды и любви. Религия берендеев — «естественная», «натуральная» религия народа, у которого дело закона «написано в сердцах» и свято соблюдается всеми. Мудрым и справедливым блюстителем закона выступает Берендей, — «великий царь счастливых берендеев», «за всех сирот заступник», «отец земли своей».
Дети природы, берендеи живут с нею в счастливом согласии, радостно повинуясь ее основному закону - закону любви: «Природой неизменно положена пора любви для всех...» Любовь для берендеев — первоначало жизни; «горячность любовная» — необходимое условие ее продолжения. Она связывает воедино все элементы мироздания, обеспечивает его эпическое равновесие. Обрядовая, ритуальная любовь является земным воплощением священного брака земли и Неба, залогом благополучия берендеева царства. В сакральное время (Ярилин день) в заповедном лесу брачное торжество совершается во славу верховного божества Ярилы: «Угодней нет Яриле жертвы!». Как дети природы, берендеи язычески безразличны к «личному» началу в любви. (Особенно это заметно в безличной ласковости «любимца солнца» пастуха Леля, в «любвиобильности» Елены Прекрасной и пр.) Здесь-то и кроется зерно трагического конфликта.
Появление среди людей Снегурочки грозит разрушить естественный порядок жизни. Дочь Весны и Мороза, она не «знает любви совсем» и потому в глазах берендеев выступает нарушительницей природного закона: «На свете все живое должно любить...». Холодность героини, ее «нездешняя» красота порождает среди берендеев ревность, брань, усобицу. Наступает «остуда в сердцах немалая», исчезает религиозное «служенье красоте», нарушается весь уклад жизни людей. В гневе Ярила не знает пощады и лишает берендеев благодатного тепла: короткое лето «год от году короче становится, а вёсны холодней...».
Зерно трагического конфликта прорастает, когда «гордый духом» Мизгирь, увлеченный красотой Снегурочки, изменяет красавице Купаве. Это неслыханное нарушение человеческого закона предвещает конец беспечального и беспроблемного золотого века. Личное своеволие любовного чувства посягает на самую сущность религии любви берендеев. Мизгирь и Снегурочка, чуждые родовому единству берендеев, вносят хаос и разрушение в их гармоничное и упорядоченное бытие. «Личное» вступает в неразрешимое противоречие с «родовым» и гибель его становится неизбежной. Погибает Снегурочка, вымолившая у матери-Весны дар любви ради приобщения к человеческому роду. Ее «неотмирная» красота растаяла под яростными лучами верховного покровителя здешнего мира. Гибнет «обманутый богами» Мизгирь, бросаясь в озеро с Ярилиной горы: «Если боги обманщики — не стоит жить на свете!»
Жестокость к беззаконным проявлениям личного чувства звучит в словах царствующего мудреца Берендея: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут. Солнце знает, кого карать и миловать. Свершился правдивый суд!..» Конфликт между «законом» и «волей», «своим» и «чужим» приводит к финальной катастрофе. Так происходит «рождение трагедии из духа эпоса».
Впервые «Снегурочка» Островского поставлена 11 мая 1873 г. в Малом театре (Москва). Музыку к спектаклю написал П.И. Чайковский. Заглавную роль исполнила Г.Н. Федотова. В Александринском театре (Петербург) первый раз пьеса поставлена 27 декабря 1900 г. - в бенефис К.А. Варламова, исполнителя роли царя Берендея. В заглавной роли выступила В.Ф. Комиссаржевская. Среди других постановок следует отметить спектакль Нового театра (Москва), премьера которого состоялась 8 сентября 1900 г. В режиссуре A.П. Ленского пьеса прозвучала как драма любви. В Художественном театре (Москва) пьеса шла в постановке К.С. Станиславского (первое представление — 24 сентября 1900 г., роль Берендея играл В.И. Качалов).
В 1881 г. Н.А. Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка», впервые поставленную 29 января 1882 г. в Мариинском театре (Петербург), — под управлением дирижера Э.Ф. Направника. Среди других постановок оперы следует отметить премьеру 8 октября 1885 г. Частной Русской оперы С.И. Мамонтова (художественное оформление спектакля — B.М. Васнецов, И.И. Левитан, К.А. Коровин). В Большом театре (Москва) первая премьера оперы состоялась 26 января 1893 г.
«Снегурочка» Островский
«Снегурочка » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение - «Снегурочка» , написанное в 1873 году.
В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса - своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.
Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы. Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.
Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.
Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.
Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить» . И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.
Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.
Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.
Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.
Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, - возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего - взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».
Таяние Снегурочки - это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись» . Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.
Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет - погибнем вместе» . Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.
А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной» , потом «чудесной» . Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:
Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать …
Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.