Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Поведение и виды поведения. Типы поведения личности

Что такое поведение? Является ли оно просто реакцией индивида или группы на действие, окружающую среду, людей, какой-либо стимул или чем-то большим? Человеческое поведение - это термин, используемый для описания действия личности и её поступков. Научиться наблюдать и правильно понимать его является важной частью психологии. А так как наука не в силах читать мысли или скрытые эмоции, это служит хорошим ориентиром с самого начала изучения дисциплины.

Что такое поведение?

В поисках более прямого и эффективного объяснения развития у детей навыков психологи пришли к выводу, что моделирование наблюдений или обучение является основой для формирования детских поведенческих реакций. Человек приобретает многие неблагоприятные реакции, наблюдая и слушая других. Примером может служить ребёнок, который пинает других детей после того, как он был свидетелем этой картины в прошлом, студент, бреющий волосы, потому что его друзья так сделали, или мальчик, всегда опаздывающий на урок подобно другим ученикам. Что такое поведение с этой точки зрения? Выходит, что это результат отображения наблюдательного обучения, которое включает в себя моделирование, имитацию, субсидиарное обучение, выявление, копирование, ролевую игру и другие факторы.

Поведение животных

При изучении поведения животных используется термин импринтинг (по Лоренцу), который означает появление сложных поведенческих реакций в результате воздействия на соответствующий объект в критический момент. Например, только что вылупившиеся утята будут следовать за первым движущимся объектом, с которым они сталкиваются и привязываются. Как правило, это их мать. Что такое поведение животных? Оно может быть определено как внутренне ориентированная система адаптационных мероприятий, способствующих выживанию и воспроизводству.

Этология - это наука, изучающая поведение животных. Насекомые всегда были популярны как предметы для поведенческих исследований, поскольку в сравнении с позвоночными они имеют относительно просто устроенную нервную систему. Кроме того, они проявляют дискретные реакции на внешние раздражители, однако для них характерна также спонтанная деятельность, относящаяся к внутренним физиологическим потребностям.

Многие люди используют термин «инстинкт» как синоним врождённого, генетически запрограммированного поведения. Индивидуумы наследуют набор реакций так же, как и некоторые физические черты, такие как цвет тела и жилкования крыла. То есть они закодированы в ДНК и передаются следующим поколениям. Поскольку врождённое поведение является наследственным, оно подлежит генетическим изменениям в результате мутации, рекомбинации и естественного отбора, а также имеет эволюционную историю.

Поведение человека

Что может сказать о человеке его поведение? Если понаблюдать какое-то время за группой играющих детей, то можно увидеть, как они смеются и бегают, дерутся. Они могут образовывать маленькие группы, где лидер берёт на себя ответственность, а другие ему подчиняются. Важным здесь являются индивидуальные особенности, а также ощущения и мышление. Их действия могут также рассказать больше об их отношениях друг с другом. Образно говоря, поведение человека - это рассказ миру о том, что происходит внутри.

И если там не всё в порядке, то общество сталкивается с девиантным поведением. Что такое Это совокупность поступков в повседневной жизни или определённой ситуации. Выделяют несколько разновидностей социального поведения. В нынешнее время для социума стали особо значимы те его виды, которые имеют отношение к проявлению добра и зла, любви и ненависти, жажды успеха и власти, завышенной или

Девиантное поведение

Что это такое? Психологи утверждают: совокупность действий и поступков, которая не соответствует социальным нормам и ценностям и вызывает негативную реакцию у общественности, называется девиантной. Причинами такого поведения могут стать проблемы в семье, нежелание и неспособность к учёбе, уровень интеллекта ниже среднего и многие другие. Его можно рассматривать на двух уровнях. Первый включает незначительные проступки, нарушение моральных норм, Сюда также относится отказ от участия в полезной для общества деятельности, злоупотребление алкоголем, склонность к наркомании, токсикомании и так далее. Второй вид девиантного поведения - антисоциальные поступки, которые ведут к преступлениям и уголовной ответственности.

совокупность реальных действий, внеш. проявлений жизнедеятельности живых существ, в т. ч. человека. В обыденной речи и пед. практике традиционно принята более узкая трактовка П. как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и выполнения определенных форм действий (учебных, профессиональных и др.). Соответственно П. определяется в оценочных критериях как примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное. Такая трактовка, однако, не исчерпывает всего многообразия форм П. и не позволяет рассмотреть это явление всесторонне.

П. любого живого существа представляет собой непрерывный процесс приспособления к постоянно меняющимся условиям внеш. среды. Для всех животных среда выступает как совокупность биол. факторов. П. животных по своей сути является реактивным, т.е. представляет собой комплекс реакций на стимулы среды. Именно в этом аспекте П. рассматривается в рамках бихевиоризма. Его сторонники (Дж. Уотсон, Б. Скиннер и др.) распространили представления, основанные на изучении П. животных, и на деятельность человека. Этот подход вызвал резкую критику со стороны мн. ученых, доказавших несостоятельность биологизации П. человека. Действительно, мн. поступки человека бывают продиктованы необходимостью отреагировать на требования внеш. среды. Но человеческое П. этим не исчерпывается. Простейшие действия обусловлены внеш. побуждениями, т. е. П. человека в своих отд. проявлениях может быть реактивно. Но многие более сложные действия определяются внутр. побуждениями человека, и, т. о., его П. выступает как подлинная активность. Осн. содержанием П. животных является приспособление к среде. Человек оказывается способен выйти за рамки реактивного приспособления. Высш. проявления его П. носят характер деятельности. С науч.-методологич. точки зрения, деятельность - категория специфически человеческая. Ее своеобразие состоит в том, что она бывает направлена как на приспособление к внеш. условиям, так и (на более высоком уровне) на приспособление условий среды к потребностям самого человека. Тем самым достигается подлинно активный, а не реактивный характер человеческого П.

На ранних этапах развития П. ребенка всецело продиктовано стимулами среды. (Именно поэтому пед. рекомендации бихевиористов оказываются чрезвычайно эффективными для детей мл. возраста, впоследствии их роль снижается.) П. ребенка первых лет жизни психологи определяют как полевое, т.е. обусловленное внеш. полем - той материальной обстановкой, к-рая последовательно предстает перед ребенком. Если психич. развитие нарушено, как это бывает при разл. психич. заболеваниях и аномалиях (напр., шизофрении, раннем дет. аутизме.

и др.), П. и впоследствии долго остается полевым, непроизвольным. Напр., разместив соответствующим образом игрушки в комнате, можно точно предсказать последовательность действий ребенка, страдающего ранним дет. аутизмом, когда он войдет в эту комнату. Нормальное психич. развитие предусматривает постепенное формирование произвольной регуляции П., когда все большую роль приобретают собственные побуждения ребенка (П. становится т. н. поленезависимым). П. постепенно утрачивает спонтанный, импульсивный характер и все в большей степени опосреду-ется сознательно поставленными целями.

Формирование навыков специфически человеческого П. предусматривает усвоение выработанных человечеством определенных норм и правил. Подобно тому, как ребенок сначала беспорядочно манипулирует любыми предметами, а впоследствии осваивает их практич. назначение и свойства, так он усваивает и социальный характер своих поступков, учится соотносить действия и их результаты. Решающая роль при этом принадлежит взрослым, к-рые первоначально выступают для ребенка внеш. регуляторами его П., но постепенно перекладывают эту роль на самого ребенка. В итоге он оказывается способен самостоятельно произвольно регулировать свои действия, т.е. регуляция становится внутренней. Со стороны взрослых педагогически неоправданно жестко придерживаться своей направляющей, регулирующей функции, не считаясь с возрастающей способностью ребенка эту функцию присвоить. Такого рода присвоение должно осуществляться постепенно, однако если взрослые намеренно тормозят этот процесс, ребенок может еще долго не усвоить навыков управления своим П.

Побудительной силой человеческого П. выступает система мотивов, определяющих каждое конкретное действие, его направленность. Недостаточная сформированность мотивационной сферы или ее искажение, возникшее вследствие неблагоприятных условий становления личности, приводит к нарушениям П., к-рые в пед. практике наряду с недостаточной произвольной регуляцией оцениваются как неудовлетворительное П. Напр., деятельность мл. школьников, особенно первоклассников, определяется преим. игровыми мотивами. Лишь постепенно в результате целенаправленного формирования происходит становление собственно уч. мотивации.

П. человека выступает внеш. выражением его внутр. мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причем, знания человеком определенных норм и правил недостаточно для регуляции его П., если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное П., внутр. установки обретают свойство убеждений. Поэтому педагогически целесообразно формирование внутр. регуляторов деятельности посредством практич. осуществления определенного П.

В П. каждого человека находят отражение его индивидуально-психол. особенности: степень эмоциональной устойчивости, черты характера, склонности и др. Отд. индивидуальные черты могут накладывать на П. негативный отпечаток. Напр., эмоциональная неуравновешенность в сочетании с усвоенной склонностью к насильственным действиям может проявиться в агрессивном П. Задача педагога состоит в коррекции нежелательного П. с учетом особенностей формирования внутр. мира конкретного ребенка, его индивидуальных черт.

Многие отклонения в П. детей являются проявлением эмоционального неблагополучия, внутр. конфликтов. Коррекционные воздействия при этом должны быть направлены на смягчение психол. дисбаланса, устранение болезненных переживаний, порождающих негативное П.

Лит. Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, М., 1975; Асеев В. Г., Мотивация поведения и формирование личности, М., 1976; Выготский Л. С., Л у p и я А. Р., Этюды по истории поведения, М; см. также лит. при ст Деятельность, Мотивы. П. С. Арискин.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что собой представляет поведение в психологии? Поведение – родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и пр., т.е. любая измеряемая реакция организма. Реакцией в психологии принято называть ответное действие организма, вызываемое каким-либо раздражителем. Обычно все движения и поступки возникают в ответ на какие-нибудь импульсы, толчки, которые мы называем причиной того или иного поступка.

Поведение – одна из форм реализации личности человека в повседневной жизни. Поведение – комплекс ответных реакций, обусловленных действием внешних условий существования на организм; это совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу. Под поведением понимаются внешние проявления психической деятельности. Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение» и включает его как составную часть. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иначе, факты поведения и факты сознания разводятся по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается внешним наблюдением, а процессы сознания протекают во внутреннем мире субъекта и обнаруживаются самонаблюдением.

К фактам поведения относятся:

1. Все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей – поза, мимика, интонация и пр.

2. Отдельные движения и жесты.

3. Действия как более как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл.

4. Поступки – еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.

Согласно С.Л. Рубинштейну, поведение – особая форма деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, в основе которых – социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма которой – труд, а атрибут – общение. Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является; от норм групповых, ценностных ориентаций, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях, она выражается в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения. Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения – поступок.

Поступок – сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, группе или обществу, к природе в целом. В поступках проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действий, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. Поступок может быть выражен действием или бездействием, позицией, высказанной в словах, отношением к чему-либо, оформленным в виде места, взгляда тона речи, смыслового подтекста, в действии направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка необходимо учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступок – состояние или действие, но всякое состояние или действие становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности.

Действие в свое время выражается как произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Главная структурная единица деятельности. В каждом действии выделяются его ориентировочная, исполнительная и контрольная части. По способу функционирования действия являются произвольным и преднамеренным. По степени включенности эмоционально-волевых компонентов различаются действия волевые и импульсивные. В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введено С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым.

Понятие действие как единица анализа и предмета исследования используется при изучении действий перцептивных, исполнительных, мнемических, умственных и т.д. Характеризуя понятие действие можно выделить четыре момента:

    Действие включает как необходимый компонент акт сознания в виде постановки и удержания цели; но этот акт не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии.

    Действие одновременно акт поведения, но внешне движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели – скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность

    Через понятие действие утверждается принцип активности, противопоставляемый принципу реактивности; в субъекте предполагается активное начало в форме цели.

    Понятие действие «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир, либо цель действия может быть не только чисто биологической, но и социальной.

Деятельность или поведение организма, обладающего психикой, включает психические компоненты. Изменение психических компонентов деятельности, изменение взаимоотношений со средой, изменяет условия деятельности, а обусловленное этим изменением деятельность влечет за собой в ходе развития и механизмов этой деятельности, в частности и мозга. Учет этих психологических компонентов является необходимым условием раскрытия закономерностей поведения. Психологические компоненты делятся на три класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс. Если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции. То это благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и наоборот, отрицательные эмоции повышают и затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. Иногда определят как самостоятельную еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В тоже время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей способностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.

Психические свойства личности характеризуются большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности Ии поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенность развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека.

Термин «мотивация поведения» используется то в более узком, то в более широком смысле слова. В узком смысле слова – это мотивация конкретных форм поведения человека. В широко смысле слова под мотивацией поведения подразумевают совокупность тех психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом. Мотив выступает для человека достаточно ясно или в ходе приготовления к действию, или в процессе его совершения, или уже ретроспективно. На него действует возникшая система, которая соответствующим образом не только направляет наше конкретное восприятие (что мы примечаем в каких-либо условиях, на что обращаем внимание, что специально выделяем). Человек совершает то или другое действие потому, что он поставил перед собой какую-то более общую или более конкретную цель. Однако, не всякая цель, которая может возникнуть перед человеком, становится тем, что заставляет его совершать действие. Перед мысленным взором человека возникают различные цели, достаточно привлекательные и заманчивые, однако далеко не каждая из них становится для него действительной целью. Лишь какая-то из целей в данный момент приобретает для человека притягательную силу, становится тем, что на определенный отрезок жизни организует его психическую жизнь, его размышления, направляет его помыслы. Это происходит потому, что в этом случае появляется достаточно сильное внутреннее основание в самом человек, чтобы устремиться к действию; возникает достаточно сильное побуждение, которое и приводит его к поступку. Так мотив становится компонентом в той цепи последовательных психических актов, которые завершаются определенным действием. При этом речь идет о действиях, которые имеют осознанно целенаправленный характер. Действие, имеющее направленный характер, характеризуется тем, что человек может отдать себе отчет в том, почему он так поступает. Иначе говоря, он в более или менее ясной форме осознает, почему он действует таким образом, т.е. он осознает мотив своего поступка. Когда мы говорим, что мотив поступка может осознаваться отчетливо не столько в ходе самого действия, а ретроспективно, то подразумеваем случаи, когда действие совершалось по невольному порыву, по неодолимому стремлению. Обычно только после совершения такого действия человек уясняет более детально сам для себя, в чем заключается порыв, каков был мотив его поступка.

Многое в поведении мотивируется бессознательным, работающим через сеть защитных механизмов, символических маскировок и психосексуальных порывов. Сознательное действие – это не действие, которое сопровождается сознанием, а которое помимо своего объективного обнаружения имеет еще субъективное выражение.

Огромнейшее значение в современной имеет тема социального поведения. Социальное поведение подразумевает психологическое воздействие на людей и занятие среди них конкретного положения. Как правило, такой тип поведения рассматривается как противоположность поведению индивидуальному, которое, в свою очередь, не связано с положением человека, занимаемым им в социуме, и с отношениями, складывающимися между ним и окружающими его людьми, а также не рассчитано на оказание на отдельных людей или общество в целом какого-либо влияния.

Психологи выделяют несколько видов социального поведения. Мы же рассмотрим следующие:

  • Массовое поведение
  • Групповое поведение
  • Полоролевое поведение
  • Просоциальное поведение
  • Конкурентное поведение
  • Послушное поведение
  • Девиантное поведение
  • Противоправное поведение
  • Проблемное поведение
  • Поведение типа привязанности
  • Материнское поведение
  • Некоторые другие формы

Рассмотрим каждый из видов несколько подробнее.

Массовое поведение

Массовое поведение является плохо управляемой социальной активностью большого количества людей, которые не организованы и не преследуют конкретной цели. Нередко его называют и стихийным поведением. В качестве примера можно назвать моду, слухи, панику, различные религиозные, политические и экономические движения и т.п.

Групповое поведение

Групповым поведением называются действия людей, которые объединены в социальную группу. Чаще всего оно возникает по причине особых процессов, происходящих в таких группах. Отличается оно тем, что члены группы действуют согласованно, постоянно взаимодействуя друг с другом, даже когда находятся за пределами группы.

Полоролевое поведение

Полоролевое поведение представляет собой поведение, которое свойственно людям конкретного пола и связано с основными социальными ролями, выполняемыми этим людьми в процессе жизнедеятельности какого-либо социума.

Массовое, групповое и полоролевое поведение характерны для групп и отдельных личностей и зависят от того, какие социальные функции они выполняют и какие цели преследуют. Нижеизложенные виды социального поведения описывают личность в процессе её взаимодействия с другими личностями.

Просоциальное поведение

Основой просоциального поведения человека является его стремление к помощи и поддержке окружающих. Когда просоциальное поведение направлено на прямую помощь кому-либо, кому она нужна, тогда его называют помогающим поведением .

Конкурентное поведение

Конкурентным называется поведение, когда окружающие люди воспринимаются человеком как потенциальные или реальные конкуренты, и он вступает с ними в борьбу или соревнование. Такое поведение рассчитано на достижение преимущества и победы. Функционально или содержательно с конкурентным поведением связано поведение типа A , согласно которому человек является нетерпеливым, раздражительным, враждебным и недоверчивым, и поведение типа B , согласно которому, человек не стремится ни с кем конкурировать, и выражает всем доброжелательное отношение.

Послушное поведение

Под послушным поведением понимаются формы социального поведения, обеспечивающие цивилизованное и культурное взаимодействие между людьми. Довольно часто такой вид поведения называется правопослушным поведением, а ему в противовес называют девиантное, противоправное и проблемное поведение.

Девиантное поведение

Девиантным поведением является поведение, идущее вразрез с принятыми в обществе социальными, моральными и/или этическими нормами. Несмотря на это, девиантное поведение нельзя назвать противоправным, которое предполагает осуждение по закону.

Противоправное поведение

Противоправное поведение представляет собой поведение, нарушающее установленные социальные нормы. Данная форма поведения предполагает осуждение судом – человек за него может получить наказание, исходя из действующего законодательства.

Проблемное поведение

Под проблемным поведением понимается любое поведение, служащее причиной возникновения у человека психологических проблем. В большинстве случаев проблемное поведение состоит из непонятных и неприемлемых для других форм поведения, могущих быть дезадаптивными, деструктивными или антисоциальными.

Помимо прочих форм социального поведения, можно встретить и такие, которыми будут характеризоваться и близкие отношения между людьми. Такими видами являются поведение типа привязанности и материнское поведение.

Поведение типа привязанности

Поведение типа привязанности выражается в стремлении человека всё время быть рядом с другими. Представленная форма поведения проявляется уже в детстве, а объектом привязанности в большинстве случаев является мать.

Материнское поведение

В общем и целом материнское поведение – это поведение, присущее матерям в отношении своих детей, а также поведение любого человека вообще, которое схоже с поведением матери по отношению к ребёнку.

Есть также и некоторые другие формы социального поведения, взаимосвязанные со складывающимися в обществе отношениями людей. Таким поведением можно назвать поведение, целью которого является избегание неудач и достижение успехов, получение власти или подчинения кому-либо; уверенное или беспомощное поведение, а также некоторые другие.

Другие формы социального поведения

Стремление к успеху – это особая форма социального поведения, оказывающая влияние на успехи человека и в определённой степени на его судьбу. Наибольшее развитие стремление к успеху получило в прошлом столетии, и сегодня характеризует огромное количество успешных людей.

Избегание неудач – это альтернативная форма стремления к успеху. Проявляется такой вид поведения в озабоченности тем, чтобы не оказаться последним среди остальных людей, не быть хуже их, не стать неудачником.

Также можно выделить такие виды социального поведение как стремление к коммуникации с другими людьми и его противоположность – избегание людей. Отдельной формой можно назвать стремление к власти и стремление к сохранению власти , если она уже есть у человека. Противоположностью последних двух является стремление к покорности.

Другой формой социального поведения, на которую обратили внимание учёные, является уверенное поведение, когда человек уверен в себе, стремится к новым достижениям, ставит перед собой новые задачи, решает их и .

Однако довольно часто можно видеть, как способные люди, желающие добиться успехов и имеющие способности к этому, терпят неудачи по причине неуверенности и в тех случаях, когда проявлять их не следовало. Называется такое поведение беспомощным поведением , и определяется как поведение, при котором человек, имея всё, что нужно для достижения успехов, остаётся в бездействии, обрекая тем самым себя на неудачи.

Заключение

В последнее время внимание социологов привлекают именно те виды социального поведения, которые оказывают наибольшее влияние на состояние социума, положение отдельного человека и его судьбу.

Таковыми можно считать всевозможные проявления добра и зла, дружественности или враждебности, стремление к успеху и власти, уверенность или беспомощность. Большое внимание среди проявлений добра и зла уделяется альтруизму и просоциальному поведению.

А что касается антисоциального поведения, то среди его форм особо изучаются проявления агрессии. Интересно также и то, что агрессия и агрессивное поведение стали интересовать учёных по той причине, что враждебные поведенческие формы и враждебность между людьми вообще существует на протяжении многих веков, а для некоторых исследователей агрессивность является такой формой социального поведения, которую невозможно устранить из жизни общества.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: На то, как ведёт себя человек, и какая форма социального поведения является для него наиболее комфортной и приемлемой, в огромной степени оказывают влияние устойчивые черты его . Но важнее то, что зная о них, человек получает возможность провести корректировку своего образа действий, а также понять, в чём состоят его преимущества и недостатки. И если уж вы читаете эту статью, то, вполне вероятно, вас самих интересуют подобные вопросы, пусть и не с целью изменения себя, а с целью . Так что предлагаем вам пройти наш специальный курс по самопознанию, который расскажет вам много интересного о самом себе. Найти его вы можете вот .

Поведение человека представляет собой личностно направленные или социально значимые действия, источником которых и является он сам. Психология поведения – отрасль психологической науки, изучающая поведение, его детерминанты, факторы на него влияющие и т.д.

Поведение классифицируется по многим параметрам, в том числе классификации различаются у разных исследователей. Так, выделяют:

  • внутреннее и внешнее;
  • врожденное и приобретенное;
  • намеренное и непреднамеренное;
  • осознанное и неосознанное и др.

Наибольшее количество видов выделяют в социальном поведении.

Социальное поведение человека

Оно представляет собой действие или их сочетание среди людей и относительно них. При этом такие действия должны быть социально значимыми – иметь значение для окружающих.

Социальное поведение может быть девиантным (отклоняющимся) и делинквентным (наносящим вред окружающим), адекватным или неадекватным ситуации и сложившимся обстоятельствам, конфликтным и конформным и т.д.

В повседневном общении и взаимодействии имеет большое значение преднамеренное и непреднамеренное поведение. Если человек совершил определенный поступок без злого умысла, это не освобождает от ответственности, однако несколько смягчает наказание. А в том случае, если поведение послужило ответной реакцией (например, провокация на конфликт), ответственность несколько снижается.

Другими не менее важными разновидностями являются осознанное и неосознанное поведение. Несмотря на то, что их легко спутать с преднамеренным и непреднамеренным, это иные понятия. Неосознанное поведение представляет собой действия, мотив и совершение которых не осознается человеком. Как правило, оно остается незамеченным для самого действующего, но отлично трактуется окружающими.

Поведение человека по большей части представляет социальный аспект, однако имеет место и индивидуальное – оно осуществляется в парадигме «я и предметы». Оно также классифицируется на ошибочное и верное, адекватное и неадекватное и т.д.

Другие классификации

Согласно другим параметрам поведение разделяют на:

  • врожденное;
  • приобретенное;
  • творческое.

В первом случае считаются поведением действия, запрограммированные генетически. Также к ним относят выученные в первые часы жизни.

Во втором случае поведение формируется в результате научения, воспитания. Здесь возникает множество споров, поскольку детальный анализ многих действий наглядно демонстрирует, что они также запрограммированы генетически, а обучение выступает лишь своеобразным катализатором созревания готовности к их совершению.

Частью приобретенного поведения выступают также речь, лексические нормы, правила поведения, устои, установки и проч. Отдельной категорией выступает заученное поведение – сформированная на примере других значимых взрослых модель поведения. В ряде случаев им считают также и фобические реакции, например, в случаях, когда ребенок не сталкивался с высотой, но у него сформирована акрофобия.

Творческое поведение – действия, созданные самим человеком. Оно представляет собой конструктивное, созидательное действие.

Существует большое количество факторов, оказывающих влияние на поведение человека, однако этот вопрос является наиболее спорным в психологии поведения. В настоящее время выделяют несколько основных концепций, объясняющих человеческое поведение.

1. Теория личностных черт. Согласно этому направлению, поведение человека детерминируется (предопределяется) индивидуальными чертами. Согласно некоторым исследователям, человек может иметь от 2 до 10 основных черт характера, которые и определяют общий «курс» его действий.

2. Бихевиористская теория. Она определяет поведенческий акт как реакцию на стимул. Поведение представляет собой совокупность эмоциональных, двигательных, речевых реакций, формирующихся в ответ на влияние внешней среды.

При рождении у человека уже имеется определенный репертуар генетических реакций. В ходе жизнедеятельности воздействие стимула провоцирует создание новых реакций на базе этого репертуара, безусловные стимулы соединяются с условными, образуя сложные системы.

3. Вторая теория дала начало для создания теории социального научения. Согласно ей, поведение человека определяется ролями и паттернами. Они, в свою очередь, формируются в процессе наблюдения за социальными моделями. Личность представляет собой продукт взаимодействия «Я» и окружающей среды, поэтому на поведение оказывают влияние окружение человека, значимые взрослые, герои фильмов, педагоги, товарищи и т.д. Эта теория хорошо объясняет вариативность поведенческих актов в зависимости от обстоятельств, но мало внимания уделяет личностным качествам как фактору определения моделей поведения.

4. Психоаналитическая теория. Она представляет собой наибольшую противоположность бихевиоризму и гласит: поведение есть результат разрешения внутриличностного конфликта. Он возникает между тремя структурами психики: Ид (Оно – подсознательное, инстинкт), Эго (Я, личность) и СуперЭго (общественность, совесть, нормы, устои). Ведущая роль принадлежит Ид, именно оно побуждает к действию, а поведение определяется как совокупность поведенческих актов в ответ на импульсы Ид. Противоречивые стремления неосознанны, поэтому должны распознаваться как внутренние конфликты и анализироваться соответствующим образом.

5. Когнитивная теория. Поведение согласно ей представляет собой не механический ответ на стимул, а результат интерпретации конкретной ситуации, которая реализуется за счет уже имеющихся знаний и опыта. Поведенческие действия зависят, прежде всего, от собственной оценки обстоятельств человеком, поэтому предметами изучения должны быть: получение информации, ее объяснение, создание и распознавание образа, воображение, речь и т.д.

6. Гештальт. Согласно этой теории, личность воспринимает мир в виде целостных образов, при этом взаимодействуя с окружающей действительностью, он выделяет наиболее актуальные здесь и сейчас целостности. Поведение же – это проявление бытия в виде единого образа. Именно поэтому характеристика «здесь и теперь» является первичной в трактовке тех или иных действий человека.

7. Теория групповой динамики. Поведение человека напрямую зависит от коллективной деятельности, поскольку он является не только участием группы, но и ее продуктом. Это предположение «работает» только в отношении поведения именно в группе, чаще в рабочем коллективе.

Отдельной категорией теорий выступают социологические, поскольку выделяют достаточно большое их количество. К тому же они рассматривают поведение индивида исключительно в группе или социуме.

Социологические теории

Теория типичности. Поведение определено наличием типичных свойств, которые, в свою очередь, формируются за счет принадлежности к категории (культурной, национальной, профессиональной и др.)

Теория социального действия. Поведение есть следствие действий с учетом интересов, потребностей, восприятия других участников.

Институциональная. Поведение есть усвоенная индивидом роль, а именно соответствие действий в ее рамках нормам.

Функциональная. Поведение есть выполнение определенной функции, установленных с целью нормальной работы группы.

Интеракционизм. Поведение есть взаимодействие между участниками структурных подразделений, малых групп внутри большой.

Теория социального конфликта. Поведение есть следствие столкновения интересов участников группы, а также общественных позиций и мнений.

Теория социального обмена. В основе поведения лежит рациональный, взаимовыгодный обмен благами, деятельностями, вознаграждениями за них.

Феноменологический подход. Основным аспектом этой теории является понятие мира повседневности. Он разделяем многими людьми в процессе жизнедеятельности, тем не менее не исключает частные, биографические моменты. В мире существуют отношения лицом к лицу или безличные, и этим определяется поведение человека.

Мы описали лишь основные общепризнанные теории, каждая из которых детерминирует поведение человека определенным образом. Следует понимать, что факторы, оказывающие влияние на поведение человека в каждый конкретный момент и при определенных обстоятельствах разнообразны, и каждый из них требует учета.

Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса