Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Готовность детей к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема. Психологическая готовность ребёнка к школе

ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Лекция - 3

1. Готовность ребенка к обучению в школе

2. Обучение – целенаправленный педагогический процесс

3. Структура учебной деятельности младшего школьника

4. Развитие учебной деятельности младшего школьника

5. Формирование личности младшего школьника

В наше время многие дети приходят в школу, умея читать, считать. Значит ли это, что уже одно владение навыками чтения и счета само по себе свидетельствует о том, что они готовы к самостоятельному осуществлению учебной деятельности? Ответ «да» был бы большим упрощением понимания проблемы готовности ребенка к систематическому обучению в школе.

Поступление в школу радикальным образом изменяет весь образ жизни ребенка. Во-первых, учебная деятельность требует ответственного отношения и систематического организованного отношения и труда. Она ставит перед ребенком задачу преднамеренного усвоения знаний, основ разных наук, - что предполагает уже другую структуру познавательных психических процессов, чем в дошкольные годы. Во-вторых, учение в школе дает возможность ребенку занять новую позицию в системе общественных отношений. Главное в этом изменении заключается в совсем новой системе требований, предъявляемых к ребенку с его новыми обязанностями, важными не только для него самого и для его семьи, но и для общества. Его поступки, его отношения со сверстниками и со взрослыми и все другое в его жизни рассматриваются через призму новых обязанностей. В-третьих, соответственно изменившемуся положению ребенка и появлению у него новой ведущей деятельности – учения – перестраивается весь повсе­дневный ход его жизни: беспечное время препровождение дошкольника сменяется жизнью полной забот и ответственности. Он должен неукосни­тельно соблюдать режим школьника, заниматься дома определенными учебными предметами, спокойно сидеть на уроках и делать, что требует учитель, выполнять правила поведения школьника и т.д.

В-четвертых, учебная деятельность и поведение ребенка в целом определенным образом оценивается школой и отношение окружающих (учителей, родителей, сверстников и т.п.) во многом зависит от этой оценки. Положение ребенка в семье и среди сверстников с самого начала школьного обучения связано с тем, как он выполняет свои новые обязанности. Сказать о младшем школьнике, что он хороший – это, прежде всего, оценить его как ученика. Как он учится - вот что определяет его место в коллективе одноклассников, отношение к ребенку в семье.

В-пятых, ребенок, став школьником, получает и новые права. Он имеет право на более серьезное отношение к нему со стороны взрослых, претендует на одобрение за хорошую учебу, он имеет право на рабочее место и на создание надлежащих условий для учебных занятий.



Таким образом, переход от дошкольного детства к школьному означает существенное изменение положения ребенка в системе общественных отношений и всего его образа жизни. Учение для ре­бенка приобретает характер его трудовой обязанности, как средство актив­ного участия в повседневной жизни общества. Следовательно, школа становится центром жизни детей, наполненной их собственным интересами, взаимоотношениями и переживаниями. Однако для того, чтобы у ребенка возникла внутренняя позиция школьника, необходима определенная сте­пень готовности к школьному обучению.

Готовность ребенка к школьному обучению трактуется по-разному. В психологии и педагогике длительное время считали основным критерием такой готовности только уровень умственного развития, указывающий на запас тех знаний и представлений, с которыми ребенок приходит в школу. Однако, как показы­вает жизненная практика и опыт школьного обучения, нет прямого соот­ветствия между запасом знаний и широтой представлений с тем уровнем умственного развития ребенка, который является необходимым и доста­точным условием обучаемости.

Известный психолог Л.И. Божович предлагает выделить, во-первых, готовность ребенка к школьному обучению в области познавательной позиции младшего школьника. По мнению Л.И. Божовича, первая из них предполагает не только определенный уровень интеллектуального развития, но и определенный уровень развития его познавательного отношения к действительности, т.е. определенный уровень развития его познавательных интересов и готовности ребенка к произвольной организации своей познавательной деятельности. Если знания, которые приобретает ребенок в дошкольном детстве, являются как бы «побочным продуктом» разнообразных видов его игровой и практической деятельности (приобретение знаний еще не носит целенаправленный и систематический характер), то учение в школе является специально организованным и самостоятельным видом деятельности, предполагающим уже целенаправленное усвоение знаний, предусмотренных программными требованиями.

Вторая связана с тем, что ребенок, обладая большим запасом знаний и навыков, относительно высоким уровнем интеллектуального развития, в тех случаях, когда учебные занятия лишены непосредственного интереса и поэтому их необходимо выполнять из чувства долга и ответственности, начинает отвлекаться и выполнять их небрежно. Здесь сказывается недостаточная личностная готовность ребенка к учению, его неумение правильно отнестись к своим обязанностям школьника, которая предполагает известный уровень развития социальных мотивов поведения и деятельности ребенка и их определенную структуру, т.е. внутреннюю позицию школьника. Как показывают исследования, при всей наивности ответа первоклассников, к моменту поступления в школу дети уже руководствуются общими социальными мотивами учения. Следовательно, в этот период у них возникает потребность в деятельности, которая была бы в глазах окружающих значимой, важной, ценимой. Именно на этой основе у них проявляется стремление учиться в школе, желание стать школьником, занять в жизни новую позицию.

А.А. Люблинская выделяет следующие показатели готовности ребенка к обучению в школе:

1. Общее физическое развитие ребенка: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции и т.д., соответствующие средним нормам физического развития мальчика и девочек семилетнего возраста в нашей стране.

Большого внимания заслуживает состояние нервной системы ребенка в целом (степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности), основных анализаторов (зрения, слуха, моторики). Успешность учения детей в школе, все отношения ученика к школе и к товарищам в определенной мере зависят от нормального функционирования организма в целом.

2. Владение достаточным объемом представлений, знаний, понятий, на базе которых может быть построена учебная деятельность в классе.

3. Сформированность важнейших привычек и навыков поведения:

самообслуживания, культурных, трудовых. Необходимо владеть и рядом умений: слушать речь, смотреть и видеть, сосредотачиваться на работе, вспоминать то, что нужно для понимания нового, объяс­нять, рассуждать, делать выводы.

4. Владение ребенком связной, грамматически и фонетически правильной речью: умением понимать обращенную к нему речь другого, умением самостоятельно строить предложения, чтобы выразить свои мысли и т.д.

5. Крайне важная для овладения письмом степень развития мелкой мускулатуры кисти руки и пальцев.

6. Подготовленность к совместной с товарищами работе и жизни:

умение помочь другому, уметь отстаивать свою правоту, если он прав.

7. Желание учиться, интерес к знаниям, радость узнавания нового, на основе которых в процессе учебной деятельности могут быть сформирова­ны глубокие и устойчивые познавательные интересы и радость от умст­венного труда ().

Исходя из анализа разных подходов к проблеме готовности ребенка к школе, можно выделить объективную и субъективную готовность ребенка к систематической учебной деятельности. К объективной готовности мож­но отнести уровень интеллектуального развития, нормальное физическое развитие, владение правильной речью, важнейшие привычки, навыки и умения, пригодные в разных сферах жизнедеятельности ребенка. Субъек­тивная готовность к учению предполагает развитие познавательного инте­реса, умения ребенка к целенаправленной деятельности, развитие потреб­ностей к общественно-значимой деятельности, желание учиться, интерес к знаниям, радость узнавания нового.

Отношение к предстоящему учению как важному и ответственному делу не складывается само собой, оно нуждается и в родительской поддержке, и в специальной работе по его формированию.

3.2. Обучение – целенаправленный педагогический процесс

«Учение» и «школа» - в нашем сознании эти понятия всегда очень тесно друг с другом связаны. Учиться в школе – это обучение, т.е. ученик и учитель включаются в целенаправленный педагогический процесс. Ведь обучают ребенка всему, притом с самого раннего возраста. Бук­вально с первых дней жизни. Ребенок не смог бы освоить ни одного самого простого действия с предметами, если бы взрослый не давал бы образца таких действий. Ребенок, оставленный наедине с окружающими его предметами, без учения и помощи, взрослых не мог бы понять, зачем они нужны, - не мог бы открыть их общественного назначения: на ложке, или на молотке не «написаны» способы их употребления. И чем меньше ребенок, тем больше он требует помощи, показа, руководства со стороны взрослых. Только в обучении усваивает задачи и мотивы человеческой деятельно­сти, нормы отношения между людьми, вообще, все достижения науки и культуры. Можно сказать, что обучение - это всеобщая форма развития ребенка, вне обучения нет никакого развития.

Никто не будет спорить с тем, что дети всегда, как малы бы они ни были, являются обьективно членами общества. А субъективно - сами для себя, т.е. до поры до времени чувствуют и осознают только своих и живут в их окружении. С поступлением ребенка в школу коренным образом меняется его положение. Учение, которым теперь он должен заниматься, оказывается, очень важно для общества, не только папа и мама, а также общество в лице учителя, класса, школы будут оценивать, на­сколько хорошо он выполняет эти свои новые и важные обязанности. Таким образом, поступление в школу – это довольно резкая перемена в жизни ребенка. Мы должны понять состояние внутренней тревоги новичка – ему очень хочется стать школьником, но уже сложилось понимание (или хотя бы предчувствие) того, что с него теперь иной спрос – он должен быть только хорошим учеником. «Страх» перед школой (если, разумеется, он не внушен искусственно взрослым) свидетельствует о том, что ребенок понимает: ему предстоит заниматься делом серьезным и очень значимым не только для себя, для родителей, но для общества. Этим и отличается, прежде всего, школьное обучение от того, чем раньше занимался ребенок в детском саду и в семье.

Говоря, что школьник - это «человек общественный», мы не забываем и о том, что учение не заполняет и не может заполнять собой всю жизнь ребенка. Конечно, он играет, занимается все больше посильным трудом, рисует, поет, танцует, начинает проявлять себя в спорте. Но эти виды деятельности у младшего школьника все-таки подчинены учению – учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей.

Напомним, что под ведущей деятельностью в отечественной психологии понимается деятельность ребенка на том или ином этапе его развития, в процессе и в рамках которой у него складываются основные качества личности и основные психического процессы, характерные для данного возраста. Младший школьный возраст есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности и свою ведущую роль она осуществ­ляет именно в этот период.

Начало школьного этапа не означает, что игре уже нет места в жизни ребенка, игра нужна - и дома, и в школе. Ее необходимость обусловлена тем, что в первые дни школьного обучения дети еще не умеют учиться. Использование игровых приемов позволяет мобилизовать внимание детей, способствует сохранению интереса к занятиям и хорошему запоминанию. По мере формирования собственно учебной деятельности постепенно сокращается от класса к классу удельный вес игровых приемов, но не исчезает полностью.

С того момента, когда семилетний ребенок переступил порог школы и вошел в 1 класс, игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни и уступает ведущее место учению, которое существенно меняет мотивы его поведения, открывает новые источники развития его познавательных и нравственных сил.

Этап первоначального вхождения ребенка в новые условия школь­ной жизни, характерен тем, что ребенок учится подчиняться новым требованиям и школы, и учителя, регулирующим его поведение в школе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих учебных предметов. Безболезненное прохождение ребенком этого этапа в основном зависит от хорошей готовности ребенка к школьной жизни. Радость оттого, что он идет в школу, ожидание в ней встретить что-то необычное, ощущение новизны школьной жизни помогает ребенку быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в школе, норм отношений с товари­щами, распорядка дня и т.д. Требова­ние неукоснительного соблюдения новых правил и норм дает почувствовать первоклассникам своеобразие нового этапа их жизни. Здесь необходимо указать на такой факт, что первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно чувствительны к выполне­нию всех правил. Они в некотором смысле формалисты: и сами стараются неукоснительно соблюдать правила и от своих одноклассников требуют этого.

Положительное отношение к процессу усвоения знаний и умений, любознательность и интерес к окружающему, формируемые в дошкольные годы, способствуют возникновению познавательных интересов к математике или к грамматике, которые становятся основной учебной деятельности младших школьников.

Недостатки работы по формированию готовности ребенка к учению приводят к тому, что он первоначально испытывает те или иные трудности и не сразу включается в школьную жизнь.

В основном первоклассники испытывают три типа трудностей:

Первый из них связан с особенностями нового школьного режима –надо вовремя просыпаться и вставать, нельзя пропускать занятия, все уроки внимательно слушать, делать аккуратно все учебные задания и т.д. Без должных привычек у ребенка появляются чрезмерная усталость, срывы в учебной работе, пропуск режимных моментов.

Второй тип трудностей связан с характером взаимоотношений с учителем, с товарищами по классу, в семье. Учитель, при всей своей приветливости и доброте к детям, все-таки выступает как авторитетный и строгий наставник, предъявляющий определенные требования и пресекающий всякие отклонения от них. Он всесторонне и постоянно оценивает не только учебную деятельность, но и поведение детей. Его социальная роль и позиция такова, что дети испытывают некоторую робость перед ним. Такое состояние в поведении может проявляться в чрезмерной ско­ванности или в некоторой развинченности и разболтанности.

Нередко первоклассник теряется в новой обстановке, в новом окружении, не может сразу познакомиться с детьми. Главная цель воспитательной работы учителя в этот период - формирование у детей чувства того, что класс, а затем и школа - это не чужая ему группа людей, а доброжелательный и чуткий коллектив сверстников. На основе наблюдений и специального изучения необходимо выявить индивидуальные особенности детей, общность интересов, некоторые внешние обстоятельства жизни (дети живут в одном доме и часто играют вместе) и, используя эти данные, сблизить и организовать совместную деятельность детей. Взаимоотношения учащихся в классе во многом зависят от требовательного и справедливого, ровного отношения учителя ко всем детям.

Изменения положения ребенка в семье в связи с поступлением в школу требует определенной перестройки уклада жизни семьи отношения родителей и близких к первокласснику. Как показывает жизненный опыт, в большинстве семей новые обязанности и новые права воспринимаются с уважением. Полностью удовлетворяются требования школьника во время выполнения домашнего задания, при соблюдении режима дня и т.д. Однако такое внимательное заботливое отношение взрослых, их готовность сразу удовлетворить запросы школьника может привести к тому, что ученик начнет диктовать свои условия и в центре жизни семьи окажутся только его интересы. Это так называемый «ученический эгоизм не считаться с интересами и заботами других членов семьи. Поэтому нельзя чрезмерно выпячивать его школьные дела, а рассматривать их в общем потоке семейных дел.

Третий тип трудностей первоклассники начинают испытывать в середине учебного года. Первоклассники, которые с радостью бегали в школу задолго до занятий, с удовольствием выполняли любые упражнения, гордились оценками учителя, по мере привыкания к внешним атрибутам теряют постепенно тягу к учению, в результате которой нередко наступают апатия и безразличность. Это связано с тем, что в учебной деятельности доля интеллектуального поиска ребенка невелика, познавательная само­стоятельность существенно ограничена, слабо формируется интересы к са­мому содержанию учебного материала. А элементы внешней заниматель­ности, используемые нередко учителями, действуют лишь кратковременно.

Наиболее верный способ предупреждения «насыщения» учеников по мнению В.В. Давыдова, заключается в постановке перед детьми достаточно сложных учебно-познавательных задач, в столкновении проблемными ситуациями, требующих активного выяснения путей средств их решения. Введение первоклассников с самого начала область интеллектуальных поисков открывает перед ними необходимость обоснования найденных способов действия на основе развернутых рассуждений и умозаключений. Такая мыслительная активность учеников способствует сознательному усвоению нужных знаний и умений, формированию у них познавательных интересов к учебному материалу. А отсутствие таких же интересов отрицательного скажется на всей последующей учебной работе (В.В. Давыдова, 1979).

Таким образом, этап первоначального вхождения в школьную жизнь характеризуется существенной психологической перестройкой - ребенок приобретает важные привычки нового режима, устанавливает доверительные отношения с учителем и одноклассниками, проявляет познавательный интерес к учебным предметам и т.д. От того, как будет введен ребенок в свои первые серьезные обязанности, как пойдет освоение всего строя школьной жизни, во многом зависит дальнейший ход обучения, формирование личности ребенка и его интеллектуальных способностей.

Основные виды готовности к школьному обучению

Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу- качество новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением "социальной ситуации развития", личностными новообразованиями, которые Выготский назвал "кризисом 7 лет". Богатовский является готовность школе. Если два термина связаны между собой причинно-следственных отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовкиготовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

В современных психолого-педагогических исследований неоднозначного деления готовности школьному обучению на виды.

Далее подробнее рассматриваем точку зрения каждого автора на проблему готовности дошкольников школьному обучению. Согласно позиции авторы учебного пособия по дошкольной педагогике С.А. Козловой и Т.А. Куликовой можно выделить два вида готовности к обучению в школе: общую и специальную. Следовательно, в дошкольном учреждении должна осуществляться общее и специальная подготовка.

Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечит ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).

Между обозначенными направления подготовки и готовностью существует тесная, взаимообусловливающая результат связь. Поэтому очень важно, чтобы педагог хорошо знать специфику работы по каждому направлению и вместе с семьей помогал ребенку достичь готовность к школе.

Рассмотрим, каковы содержание и особенности каждого направления.

Изучение программы первого класса школы показывает, что успешно овладеть ею сможет тот ребенок, который уже располагает определенным запасом знаний по школьным предметам, научился читать. Учитель будет операция на эти познания ученика, развиваются, обогащать. Значение, таким образом, составляют основу для начала обучения по специальным предметам.

Однако было бы неверно специальную подготовку к обучению в школе понимать лишь как количественное накопление знаний. Чем больше знает (запомню) а, тем лучше будет учиться? Сожалению, все не так просто. У ребенка-дошкольника хорошая память. Он быстро и много запоминает, может воспроизвести то, что запомнл (З.М. Истомина). На одной памяти для успешного обучения мало. важнее наличие умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, то есть необходим определенный уровень развития познавательных процессов. Умение считать до 100 не говорит о будущих успехов по математике. и даже умение читать (складывать буквы в слова) еще не гарантия хороших результатов по чтению и письму.

Важно особенность этих знаний и умений, понимание прочитанного следственных связей и закономерностей, способность выделять учебную задача. Исследователи Л.Е. Журова, Т.В. Тарантаева, Н.Ф. Виноградова, А.Н. Макарова и другие установив, что такая подготовка школе необходима.

Итак, чтобы дети были интеллектуальных подготовлен в школе, необходимо дать им определенные знания, выстроенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности. Следует также развивать у ребенка любознательный, познавательный интересный и способность осознания воспринимать информация.

При переходе в школу меняется образ жизни ребенка, его социальная позиция. Новые социальные позиции требует умение самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинировать, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, умеет общаться с детьми и взрослыми.

Недооценка необходимости общей подготовки в школе приводит к формализации процесса обучения, снижению внимания к решению главной задачи- формирование личности ребенка. Нередко случаи, когда при хорошей интеллектуальной готовности ребенок все же плохо учится. Значит, причину следует искать дефекты не специальной готовности к обучению в школе, а общий.

Прежде всего, надо, чтобы ребенок физически был готов в смене образа жизни и занятий. Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеет, быстро утомляться, их работоспособность будет падать все это не может не отразиться на качестве обучения и состояние здоровья. Поэтому уже с раннего возраста ребенка воспитателю и родителям следует позаботиться о его здоровье, формировать выносливость.

Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Исследования К.П. Кузовкова, Г.Н Годиной установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений и разнообразной деятельности. Возможности формирования ответственности (К.С. Климова). Старшие дошкольники способны ответственно относится к заданиям, которые предлагает взрослый ребенок запоминает поставленным перед ним целей, способен удерживать ее довольно долго и выполнять. Для того чтобы Быть готовым к учению, ребенку надо доводить дела до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. Эти качества, по данным исследований (Н.А. Стародубова, Д.В Сергеева, Р.С. Буре) и практики, успешно формируется концу дошкольного возраста.

Непременной характеристикой готовности к обучению служит наличие интереса знаниям (Р.И Жуковская, Ф.С. Левин-Щирина, Т.А Куликова) а, а также способность к произвольным действиям (З.М Истомина).

Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со взрослыми (Т.А Репина, Р.А. Иванкова, Р.Б. Суркина), знание норм поведения и взаимоотношений (В.Г. Нечаева, Т.И. Пониманская) , умение общаться с детьми и взрослыми (М.И.Лисина, А.Г. Рузгая). Новый образ жизни потребует определенных личностных качеств, стих, как честный, инициативных, смелость, оптимизм и другие. При установлении взаимоотношений с одноклассниками дети не всегда умеют без комплексов и обид отстаивать свою точку зрения, не заискивать перед другими, но и не противостоять себя другим. Это наука дается ребенку нелегко, но, как показывают исследования Е.В. Суботского, Т.И. Понеманской, Л.А. Пеньевской, в дошкольном детстве можно выложить ее фундамент.

Перечисленные выше характеристики социальных, нравственных булевой готовности формируется постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до шести лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне их.

Готовность к учению логично формировать путем сближения дошкольных и школьных форм организации и методов обучения. Конечно, не следует превращать детский сад в школу, но должно быть общее: обязательность, систематичность проведения занятий. Если вырабатывается стереотип поведения, создает психологическую установку на обязательность обучения; аналогичными могут быть и отдельные методы, приемы (игровые); могут совпадать и отдельные требования дети: Отвечать по одному, не мешать товарищем, слушать их ответы, выполнять задания воспитателя (учителя) и другие. Однако еще раз подчеркиваем, что превращает занятия в урок недопустимо.

С точки зрения нравственного левой подготовке в школе важно обратить внимание на интерес ребенка к занятиям, на то, что рождает желание заниматься. Р.С. Буре отмечает, что желания заниматься способствуют такие факторы: возможность удовлетворения потребности в познании; наличие трудности, связанные с содержанием, объемы, способы выполнения задания; возможность эти трудности преодолевать и получает положительную оценку взрослого. Оценку, они отметку, как это будет в школе. Ш.А. Амонашвили не рекомендуется ставить, отметку даже первоклассникам. "Отметка представляет собой педагогическую Бабу Ягу, переодетый в Добрую Фею" , как образно выразил свое отношение к отметке ученый.

Стимулом нравственные волевого развития служат в сочинении мотивов, ведение мотивов общественной пользы.

Подготовка к новому образу жизни происходит в повседневной жизни, где закрепляются нравственные нормы, создаются условия для практики морального поведения. Говорит о специальной (в том числе и нравственныо-волевой) готовности к школе допустимо только тогда, когда необходимые качества сформированы прочно и могут быть перенесены с ребенком в новые условия.

Психологическая готовность к школе предполагает также сформированность мотивы учения. Известно, что интересно колик у детей появляется очень рано. Происходит это под влиянием наблюдений за старшими детьми учениками, рассказов взрослых в школе как о привлекательных для ребенка перспективы его развития; действует также эффект "привлекательного неизвестного". Отвечая на вопрос, почему им хочется в школу, дети даже старшего дошкольного возраста зачастую отвечают: "Потому что мне купят ранец"; " Потому что там мой брат учится"; "Мы будем там как большие ребята играть на поле футбол" и тому подобное. Среди этих массивов нет главного- мотива учения (Хочу многому научиться"; "Хочу научиться читать, писать, решать задачи" и тому подобное). Лишь появление таких мотивов может свидетельствует о психологической, мотивационной готовности ребенка к обучению в школе. Формируются такие мотивы постепенно. Они "вырастают" из прочных познавательных интересов, умение прилагать усилия для получения новых знаний и подкрепляются положительной оценкой взрослых.

Р. Айзман, Г. Жарова, Г. Вартапетова, Е. Петрова считают, что основные критерии и параметры готовности ребенка к обучению зависит от понимания самой ее сущности. Существует два подхода- направление, внутри которых представлены разнообразные, а иногда и противоречивые точки зрения.

Первый подход можно назвать педагогический.

Его сторонники определяют готовность к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков: умение читать, считать, рассказывать стихи и т.д. такой подход, по крайней мере, по двум причинам непродуктивен:

  • во-первых, он направлен исключительно на решение одной задачи, а именно отбора детей, и не дает никакой информации о потенциальных возможностей ребенка;
  • во-вторых, констатируя уровень освоения конкретных учебных навыков, он не учитывает индивидуальные особенности психики ребенка, соответствие его физиологического развития логическому возрасту и не позволяет прогнозировать качество, цель и особенности усвоения знаний конкретным с ребенком.

Тем не менее, именно такой подход преобладает в настоящее время среди учителей (особенно, если в школе нет психолога). В результате умеющий читать и считать ребенок оказывается часто невнимательным, свет подвижный, быстро утомляется испытывает огромные трудности с систематическом обучением.

Второй подход можно назвать психологическим.

Есть суть в том, что готовность к школе понимается как результат общего психического развития ребенка на протяжении всего его до школьной жизни. Этот подход нельзя назвать универсальным, но, тем не менее, при большом разнообразии конкретных средств, методов для определения готовности, всеми ними лежит общетеоретическая представление.

Психологический подход выявляется зависимость уровня готовности ребенка к школе от множества факторов:

  • образовательного уровня родителей,
  • состава семьи, методов воспитания,
  • состояние здоровья ребенка,
  • особенности его развития (начиная с внутриутробного) и так далее.

Учитывайте такой важный момент, как трудность адаптации к новым условиям и требованиям, которые испытывают практически все действия,- "ощущение неопределенности", связанные совершенно новой жизнью и школе, вызывающие тревогу и ощущение дискомфорта, то есть психологическую напряженность. Там уже ломка прежних стереотипов, снижение двигательной активности, увеличение умственных нагрузок обусловливает физическое напряжение.

И если одни дети достаточно быстро и успешно преодолевают возможные трудности, то для других, менее готовых школе, эти нагрузки могут оказаться за предельными и приводит к нарушению физического и психического здоровья.

Р. Айзман, Г. Жарова, Г. Вартапетова, Е. Петрова предполаеют следующие основные критерии определения готовности ребенка к обучению в школе. Их можно представить в виде суммы трех составляющих:

  • физиологическая готовность организма, его зрелость,
  • психологическая готовность,
  • личностная готовность, уровень социализации.

Зрелость организма рассматривается как уровень развития, при котором требования школьного обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будет для ребенка чрезмерно обременительные. Критерии школьной зрелости может служить работоспособность ребенка в течение дня, недели или обратный показатель- его утомляемость.

Психологическая готовность- это готовность психических функций (восприятие, мышление, память, внимание, речь). Она обеспечивает успешность усвоения знаний в процессе школьного обучения. Основными критериями готовности здесь выступают произвольность познавательной деятельности, способность к обобщению, способность развернутой речи.

Большое значение имеет развитие эмоционально-волевой сферы: особенность ребенка сочинять мотивы, управлять своим поведением. Если готовность психических процессов рассматривается как "инструмент" для успешного усвоения учебнику знаний и умений, товары дня их успешного овладения является умственное развитие ребенка, то есть определенный запас сведений Об окружающем мире: о предметах и их свойствах, явления в живой и неживой природы, различных сторонах общественной жизни, моральных нормах поведения.

Личностная готовность включает в себя желание ребенка стать школьником, выполнять учебная деятельность. Появление такого желания концу дошкольного возраста связано с тем, что ребенок осознавать свое возросшее возможности, перестает удовлетворять всем способам приобщение в жизни взрослых, которые дает ему игра. Ребенок психологический перерастает игру. Положение школьника выступает для него как ступени к взрослости, а учеба- как ответственное дело, к которому все относится с уважением.

Впрочем, этот подход к определению готовности ребенка к школе не единственный. Познакомимся еще с одним, основанным на несколько иных позициях.

Рассматривай дошкольное детство как важнейший период жизни ребенка (познание мира человеческих отношений, первоначального становления личности), некоторые исследователи отмечают, что с момента поступления в школу у ребенка возникает эмоциональное предвосхищение последствий своего поведения, формируется самооценка, происходит усложнение и Осознание переживаний, обогащение моими чувствами и мотивами.

Основным новообразованием дошкольного возраста, по их мнению, является комплекс готовности к школьному обучению:

  • коммуникативная готовность,
  • когнитивная готовность,
  • уровень эмоционального развития,
  • технологическая оснащенность,
  • личностная готовность.

Коммуникативная готовность определяется способности ребенка нормально взаимодействует с людьми по определенным правилам и нормам.

Другими словами, старший школьник должен понимать, что его сверстники взрослые люди чувствуют и переживает не всегда так, как он сам, должен научиться "вчувствоваться" состояние окружающих неадекватно реагирует на переживания других.

к 6-7 годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений ненормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние новости управляющий характер по отношению к первым, в них нормы становится под индивидуальный контроль.

Под когнетивной готовностью подразумевается соответствующий уровень развития познавательных процессов: внимание, мышление, памяти, воображения. Все это связано с игрой. по представлению известного швейцарского психолога и Ж. Пиаже, дошкольник находится на второй стадии умственной активности. Умственное развитие от 3 до 6 лет характеризуется формирование образного мышления, которая позволяет ему думать о предметах, сравнивает их вполне Даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление у дошкольников еще не сформировалось.

Уровень эмоционального развития. По мере расширение сферы общения дети испытывают действия разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. К началу школьного обучения ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, произвольно управлять чувствами, у него должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (то есть достаточное сопротивляемость возникающим препятствует возможным неудачям) , на фоне которые возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Технологическая оснащенность включает минимум знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать. Однако психологи считают что гораздо важнее иметь развитие воображения. Например, у В. Давыдова читаем: "Главный аспект познавательной готовности высокий уровень развития воображения".

Воображение же развивается в игре. Основная единица игры- это мнимая ситуация. Существенным моментом для такой ситуации является перенос значения с одного предмета на другой.

Л. Выгодский говорил о расхождении видимого (оптического, зрительного) пространство и смыслового поля. Игра осуществляется невидимым, а в смысловом поле. Это означает, что ребенок действует в игре тем, что является значимо по смыслу, а не по свойствам. Ребенок открывает, что каждая вещь имеет свой смысл, каждое слово имеет свое значение, которое может замещать вещь. Он мысленно едет вещь за словом. Это и есть воображение (действия в смысловом поле), которые являются предпосылкой мышления.

Личностная готовность ребенка заключается в готовности к принятию новой социальной позиции- положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребенка в школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.

В личностная готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым школьному обучению является ребенок, которого школа Привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни- портфель, учебники, тетради), а возможности получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным преформированные иерархии мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитым Учебной мотивацией.

По мнению И.А. Архиповой можно выделить три основных направления психологической готовности ребенка к школе, изучая которые можно сделать вывод о школьной зрелости: психофизиологическая, интеллектуальные, личностные. У старших дошкольников, детей, прошедших длительный ток в своем психическом развитии, выделенное направление представлены в полной мере.

Так, например, психофизиологические направление предполагает изучение ребенка с точки зрения:

  • общего физического развития;
  • характеристика движений;
  • моторика руки;
  • произвольность регуляции действий;
  • работаспособности, утомляемости.

Интеллектуальное направление предполагает изучение ребенка с точки зрения следующие показателей:

  • круг знаний и представлений об основных предметов и явлений окружающей действительности;
  • уровни развития мыслительных операций;
  • особенности развития отдельных познавательных психических процессов.

Личностное направление предполагает изучение таких характеристик личности, которые позволяли бы принимать ребенку участие в учебном процессе. Большую роль при этом играет желание ребенка учиться, понимание нравственных категорий, сформированных волевых усилий. Кроме вышеперечисленных часто выделяют такие параметры, как:

  • понятие социальной позиции школьника;
  • навыков совместной деятельности;
  • умение ориентироваться в структуре межличностных отношений и так далее.

Итак, подготовка к школе должно быть разносторонней и начинается задолго до фактического поступления детей в школу.

Подготовка ребенка к школе осуществляется двумя институтами воспитания-семьей и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно получить желаемый результат. На диагностику готовности должно проводить специалист-психологи педагог по специально подобранным, научно обоснованным и проверенным методикам. Если же если ответственным делом занимаются дилетант-человек, не имеющий нужной квалификации и подготовки, то можно причинить ребенку вред, недооценив или переоценив уровень его развития.

Проблема готовности к школе включает педагогичес­кий и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.

Педагогическая готовность к школе определяется уров­нем владения специальными знаниями, умениями и на­выками, необходимыми для обучения в школе. Это навы­ки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов, чтение стихов и т.д.

1 См.: Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988.

2 См.: Психолого-педагогические проблемы. Обучение и воспитание детей шестилетнего возраста //Вопросы психологии. - М., 1984. - № 4-5.Безусловно, владение всеми этими навыками и умени­ями может облегчить ребенку первый этап школьного обу­чения, усвоения школьной программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не может обеспечить достаточно успешного включения ре­бенка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети, продемонстрировавшие при приеме в школу хороший уро­вень педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс, еще не чувствуют себя настоящими школьниками: они не готовы выполнять про­стейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками и пр. В то же время дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, но облада­ющие необходимым уровнем психологической зрелости, без труда справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой.

Проблема психологической готовности к школьному обучению широко разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Й. Йирасек, Г. Витцлак и др.).

Психологическая готовность к школе - это сложное об­разование, представляющее собой целостную систему вза­имосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформи­рованное™ механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих ка­честв в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.

В качестве основных компонентов психологической го­товности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, развитие произвольной сферы (волевая готов­ность) и интеллектуальная готовность.

Личностная готовность к школьному обучению. Успеш­ность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, хо­дить в школу. Как уже отмечалось, эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значи­мую деятельность, образует внутреннюю позицию школь-ника 1 , которая является важнейшей составляющей лич­ностной готовности к школе.

Первоначально эта позиция далеко не всегда связана с полноценным желанием ребенка учиться, получать зна­ния. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие пор­тфели, тетради, ручки и пр., желание получать отметки. И лишь позднее может появиться желание учиться, узна­вать в школе что-то новое.

Выделить не формальные, а содержательные аспекты школьной жизни ребенку помогает учитель. Однако для того, чтобы учитель мог выполнить эту функцию, ребе­нок должен быть готов вступить с учителем в отношения нового типа. Эта форма отношений ребенка со взрослым получила название внеситуативно-личностного общения 2 . Ребенок, владеющий этой формой общения, восприни­мает взрослого как непререкаемый авторитет, образец для подражания. Его требования выполняются точно и бес­прекословно, на его замечания не обижаются, напротив, к критическим словам взрослого относятся с повышен­ным вниманием, на указанные ошибки реагируют по-деловому, стараются как можно быстрее их исправить, внеся в работу необходимые изменения.

При таком отношении к учителю дети способны вести себя на уроке в соответствии со школьными требования­ми: не отвлекаться, не затевать с учителем разговоры на посторонние темы, не выплескивать свои эмоциональ­ные переживания и т.д.

Не менее важной стороной личностной готовности является способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Умение успешно взаи­модействовать со сверстниками, выполнять совместные учебные действия имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности, которая по сути сво­ей является коллективной.

Личностная готовность предполагает также определен­ное отношение к себе. Для овладения учебной деятельно­стью важно, чтобы ребенок умел адекватно относиться к результату своей работы, оценивать свое поведение. Если самооценка ребенка завышенная и недифференцирован-

1 См.: Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М, 1968.

2 См.: Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воро­неж, 1997.ная, что характерно для дошкольника (он уверен, что он «самый лучший», что его рисунки, поделки и пр. «лучше всех»), о личностной готовности к школе говорить не­правомерно.

Развитие произвольной сферы. Школьная жизнь требу­ет от ребенка соблюдения большого числа правил. Им подчинено поведение учеников на уроке (нельзя шуметь, разговаривать с соседом, заниматься посторонними де­лами, нужно поднимать руку, если хочешь что-то спро­сить, и т.д.), они служат для организации учебной рабо­ты учащихся (содержать тетради и учебники в порядке, делать записи определенным образом и т.д.), регулируют отношения учеников между собой и с учителем.

Способность подчиняться правилам и требованиям взрослого, умение работать по образцу - основные пока­затели сформированности произвольного поведения. Его развитие Д.Б. Эльконин считал наиболее важной состав­ляющей готовности к школе.

Под руководством Д.Б. Эльконина был проведен следу­ющий широко известный эксперимент. Взрослый просил ребенка разобрать кучу спичек, перекладывая их по одной в другое место. Затем экспериментатор уходил, оставляя ребенка одного в комнате. В эксперименте участвовали дети 5, 6 и 7 лет. Оказалось, что более старшие дети, готовые к школьному обучению, скрупулезно выполняли эту совер­шенно непривлекательную и в целом бессмысленную ра­боту (ведь они договорились об этом со взрослым). Дети помладше, не готовые к школе, некоторое время после ухода экспериментатора продолжали это занятие, но за­тем начинали играть со спичками, что-то строить из них или просто отказывались от работы. Для таких детей в ту же экспериментальную ситуацию вводилась кукла, кото­рая должна была присутствовать и наблюдать за тем, как ребенок выполняет задание (оставляя ребенка в комнате, экспериментатор говорил: «Я сейчас уйду, а Буратино ос­танется»). Поведение детей при этом менялось: они по­сматривали на куклу и старательно выполняли данное взрослым задание. Введение куклы заменило детям при­сутствие контролирующего взрослого и придало этой си­туации новый смысл.

Этот эксперимент показывает, что за выполнением правила лежит система отношений между ребенком и взрослым. Сначала правила выполняются в присутствии и под непосредственным контролем взрослого, затем сопорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним регулятором действий ребенка и он приобретает способность самостоятельно руководствоваться правилом. Такое «вращивание» соци­ального правила является свидетельством готовности к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению. С поступлением в школу ребенок приступает к системати­ческому изучению наук. Это требует определенного уров­ня познавательного развития. Ребенок должен быть спо­собен встать на точку зрения, отличную от его собствен­ной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не со­впадающие с его непосредственными житейскими пред­ставлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным услови­ем перехода к предметному обучению.

Для этого ребенку необходимо владеть определенными средствами познавательной деятельности (сенсорными эта­лонами, системой мер), осуществлять основные мысли­тельные операции (уметь сравнивать, обобщать, класси­фицировать объекты, выделять их существенные призна­ки, делать выводы и пр.).

Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие позна­вательные интересы, стремление узнавать что-то новое.

Психологическая готовность к школе - это сложное, комплексное образование, которое является итогом пол­ноценно прожитого дошкольного детства. Недостаточный уровень развития какого-либо одного или нескольких параметров психологической готовности свидетельствует о недостатках развития ребенка в предшествующий воз­растной период.

Уровень педагогической готовности выявляет учитель. Психологическая готовность ребенка к школе определя­ется психологом, в распоряжении которого имеются спе­циальные диагностические программы 1 .

Все дети, достигшие 6,5-7 лет и не имеющие противо­показаний по состоянию здоровья, приходят в школу и начинают в ней учиться независимо от того, какой уро­вень готовности к обучению они продемонстрировали при записи в школу. Поэтому диагностика готовности к обу­чению должна быть ориентирована на выявление инди-

1 См.: Готовность детей к школе. - М., 1992; Гуткина Н.И. Психоло­гическая готовность к школе. - М., 1996.видуальных психологических особенностей ребенка с уче­том их перспективного развития.

Следует иметь в виду, что ребенок поступает в школу, имея лишь предпосылки (достаточные или недостаточ­ные) к началу овладения новой для него учебной дея­тельностью. По словам Л.С. Выготского, собственно го­товность к школьному обучению формируется в ходе са­мого обучения, в ходе работы с ребенком по конкретной учебной программе. Считается, что судить об уровне го­товности к школе правомерно лишь к концу первого по­лугодия первого года обучения.

Уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребенком при приеме в школу, анализируются учителем и психологом с тем, чтобы они могли совмест­ными усилиями выработать тактику работы с каждым ре­бенком, учитывая его индивидуальные особенности.

Вопросы и задания

1. В чем состоит психологический смысл кризиса 7 лет?

2. Каковы основные внешние проявления этого кризиса?

3. Каковы основные параметры психологической готовности ребенка к школе?

4. В чем специфика педагогической и психологической готов­ности к школьному обучению?

Тема 3

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Специфика учебной деятельности в младшем

школьном возрасте.

Мотивы учения. Умение выделять учебную задачу.

Учебные действия. Действие контроля.

Оценка. Оценка и отметка.

Формирование у ребенка позиции учащегося.

3.1. Специфика учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Итак, напомним, что в младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе ко- торой ребенок приобщается к достижениям человеческой культуры, усваивает знания и умения, накопленные пред­шествующими поколениями. Усвоение ребенком челове­ческого опыта происходит и в других видах деятельности: в игре, общении со взрослыми и сверстниками, приобще­нии к труду. Но лишь в учебной деятельности оно приоб­ретает особый характер и содержание. В процессе осуще­ствления учебной деятельности «ребенок под руководством учителя овладевает содержанием развитых форм обществен­ного сознания (науки, искусства, нравственности, пра­ва) и умениями действовать в соответствии с их требова­ниями. Содержание этих форм общественного сознания имеет теоретический характер» 1 .

При переходе к школьному обучению предметом усво­ения становятся научные понятия, теоретические знания, что в первую очередь и определяет развивающий характер учебной деятельности. Л.С. Выготский указывал, что основ­ные изменения школьного возраста - осознание и овладе­ние психическими процессами - обязаны своим проис­хождением именно обучению: «осознание приходит через ворота научных понятий» 2 .

Учебная деятельность специфична не только по содер­жанию (овладение системой научных понятий), но и по своему результату. Эту ее важнейшую особенность специ­ально подчеркивал Д.Б. Эльконин 3 .

Отличие результата учебной деятельности от других де-ятельностей наиболее ярко обнаруживается при ее срав­нении с деятельностью продуктивной, или трудовой. Ре­зультатом продуктивной, или трудовой, деятельности все­гда является некоторый материальный продукт, который получается в ходе изменений, внесенных человеком в ис­ходные материалы: результат рисования - конкретное изображение, рисунок; результат лепки - поделка из пла­стилина или глины; результат конструирования - соору­жение из кубиков или деталей конструктора и т.п. Еще более отчетливо получение конкретного продукта высту­пает в труде.

Иначе построена учебная деятельность. В ней ребенок под руководством учителя усваивает научные понятия.

1 Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давы­дова. - М., 1990.-С. 11-12.

2 Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. - М., 1982. - Т.2. -С. 220.

3 См.: Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.Однако никаких изменений в саму систему научных поня­тий ребенок не вносит: ничего в науке и ее понятийном аппарате не изменится от того, будет ли действовать уче­ник с научными понятиями или нет и насколько успеш­ны будут его действия.

Что же в таком случае является результатом учебной деятельности?

«Результат учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий, прежде всего изменения самого ученика, его развитие... Это изменение есть приобретение ребенком новых способностей, т.е. новых способов действий с научными понятиями» 1 . Таким образом, учебная деятель­ность - это деятельность по самоизменению, самосовершен­ствованию, а ее продукт - те изменения, которые произош­ли при ее выполнении в самом субъекте, т.е. ученике.

Учебная деятельность имеет, конечно, и внешние ре­зультаты: полученное решение математической задачи, на­писанное учеником сочинение или диктант и пр. Но эти результаты важны для учителя и самих учащихся не сами по себе, а как показатели произошедших в учениках изме­нений. С этой позиции они и получают определенную оцен­ку: этому ученик уже научился и умеет делать хорошо, а это пока еще не освоил.

Становление полноценной учебной деятельности, фор­мирование у школьников умения учиться являются само­стоятельными задачами школьного обучения, не менее важными и ответственными, чем приобретение детьми кон­кретных знаний и умений. Овладение учебной деятельнос­тью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, в младшем школь­ном возрасте человек учится, как приобретать знания. И это умение остается с ним на всю жизнь.

Учебная деятельность, являясь сложной и по содержа­нию, и по структуре, и по форме осуществления, склады­вается у ребенка не сразу. Требуется немало времени и уси­лий, чтобы в ходе систематической работы под руковод­ством учителя маленький школьник постепенно приобрел умение учиться.

0 сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что даже в условиях целенаправленного, специально орга­низованного формирования учебной деятельности она

1 Эльконин Д.Б. Психология младшего школьника // Избранные психо­логические труды. - М., 1989. - С. 245.складывается не у всех детей 1 . Более того, специальные исследования показывают, что к концу младшего школь­ного возраста собственно индивидуальная учебная деятель­ность обычно еще не сформирована, ее полноценное осу­ществление возможно для ребенка только совместно с другими детьми 2 .

Учебная деятельность имеет определенную структуру: 1) мотивы учения; 2) учебные задачи; 3) учебные действия; 4) контроль; 5) оценка.

Для полноценного формирования учебной деятельнос­ти требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источни­ком школьных трудностей. Поэтому при диагностике воз­можных причин неуспеваемости или других затруднений школьников в учении необходимо проанализировать уро­вень сформированности разных компонентов учебной де­ятельности.

Многие родители шестилеток очень переживают за своих детей, которые должны идти в школу. Они задают себе вопросы: Смогут ли дети учиться? Готов ли ребенок к обучению в школе? Справиться ли ребенок со школьными нагрузками.

Раздел нашего сайта «Подготовка детей к школе» предназначен для определения готовности ребёнка к школе. Использовать его могут как специалисты, так и родители. Кроме того вы найдете материалы для подготовки детей к обучению в школе.

Готовность ребёнка к школе определяется по следующим направлениям:

1. Ориентация в окружающем мире — определяется уровень знаний об окружающем мире, ориентированность ребёнка в жизненных ситуациях.

2. Развитие графического навыка — определяется степень развития мелкой моторики и навыков владения графической деятельностью. Готовый к школьному обучению ребёнок должен уметь владеть карандашом, без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

3. Развитие восприятия сенсорных эталонов — определяется степень усвоения общепринятых образцов внешних свойств предмета (цветов спектра как эталонов цвета, геометрических фигур как эталонов формы). Задания позволяют определить, умеет ли ребёнок сравнивать воспринимаемый объект с этими эталонами.

4. Развитие восприятия пространства — определяется степень сформированности понятий «высоко» — «низко», «далеко» — «близко», «впереди» — «сзади», «прямо», «сбоку», «слева» — «справа».

5. Развитие памяти — определяется степень сформированности слуховой, зрительной наглядно-образной и словесно-логической памяти.

6. Уровень развития внимания — определяется развитие объёма и устойчивости внимания. Задания также позволяют анализировать развитие волевой сферы. Дети, у которых не сформирована волевая сфера, не принимают задание, постоянно отвлекаются, делают много ошибок уже в начале работы, иногда начинают рисовать или раскрашивать фигурки.

7. Уровень развития мышления — выявляется степень сформированности словесно-логического мышления.

8. Развитие речи — выявляется умение выполнять словесные поручения, понимание грамматической конструкции предложения, наличия в речи глаголов, прилагательных, развитие умения подбирать антонимы, наличие умения изменять существительные по числам.

9. Развитие эмоциональной сферы — выявляется степень развития умений определять эмоциональные состояния другого человека, адекватно передавать свои чувства и настроения, наличие знаний о нормах социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Занятия с детьми лучше проводить в первой половине дня. Продолжительность каждого занятия не должна быть более 20 мин. При выполнении заданий не следует торопить ребёнка. Необходимо научить его работать спокойно, аккуратно, тщательно выполняя все задания. Следует объяснить трудное для него задание несколько раз. Все задания надо читать не торопясь, чётко проговаривая слова.

Для занятий у ребёнка должны быть простой карандаш, цветные карандаши, шариковая ручка. Все графические задания желательно выполнять карандашом. Нужно следить за положением тетради, ручки, посадкой ребёнка. Следует проверить, удобно ли ребёнку сидеть за столом, правильно ли падает свет (у праворукого ребёнка свет должен падать слева, у леворукого — справа).

Требования современной школы к подготовке будущих первоклассников усложняются год от года, и это не может не беспокоить родителей. Сейчас введены новые образовательные стандарты (ФГОС), которые регламентируют, в том числе, и . Этот стандарт вызывает много вопросов и у родителей, и у педагогов. В этой статье остановимся лишь на нескольких примерах, вытекающих из требований нового стандарта.

Итак, о каком ребенке сегодня говорят, что он готов стать школьником?

Признаки готовности к школе

О будущем первокласснике говорят, что он

  • имеет достаточно здоровья, чтобы выдерживать школьные нагрузки. Детей, часто болеющих, с наличием особенностей в развитии, быстро утомляющихся, гиперактивных перед принятием решения об определении в первый класс нужно продиагностировать на степень готовности к учебному процессу. Иногда лучше пойти в школу на следующий год, чем поспешить и доставить себе и ребенку дополнительные трудности. Помните, что педагоги говорят: посещение врача – тоже подготовка к школе. Чем скорее начнут решаться проблемы, тем более подготовленным физически станет ребенок
  • имеет натренированную мелкую моторику. В школе дети много пишут, а это означает, что у них должны быть достаточно сильные руки. Если ребенок не посещал садик, то вам нужно самостоятельно решить вопрос прикладного творчества для него, потому что именно занятия лепкой, вырезанием, составление аппликаций дают руке необходимую твердость и уверенность.

Важно! Готовность мелкой моторики к письму считается хорошей, если ребенок владеет навыками графики (рисует, создает аппликации, лепит, вырезает и т.д.), в рисунке соблюдает композицию, отражает некое содержание, владеет техникой простой штриховки нарисованного, не заходя за контур, изображения на рисунках достаточно пропорциональны, а также ребенок может узнаваемо срисовывать с образца

  • умеет слушать педагога, концентрируя внимание на несколько минут, может возвращаться к обсуждению, способен не отвлекаться от учебной деятельности до 15-20 минут, воспроизводить задания учителя по предложенному образцу
  • готовность ребенка к школьному обучению во многом определяется по его способности не только внимательно выслушать, что говорит учитель, но и запомнить это, а затем и воспроизвести. Если с будущим первоклассником не учили стихов и песенок, не просили его делиться впечатлениями об увиденном, получается, к школе не готовили
  • важный аспект, на который обращают внимание детские психологи, – восприятие.

При всей абстрактности этого термина оно подразумевает очень конкретные вещи: понимание ребенком семи лет времени, ключевых пространственных понятий (верх, низ, право, лево, под, перед и т.д.), а также умение выделять характерные признаки одного или группы предметов

  • обладает развитым для своего возраста мышлением: может составлять рассказ с опорой на предложенные картинки, уметь объединять предметы или явления в группы и делать выводы о наличии у них общего, сравнивать их между собой и т.д.

Важно! Если у ребенка есть сложности в мыслительной деятельности, то освоение школьной программы будет даваться ему с трудом. Непременно проконсультируйтесь с логопедом и детским психологом и выберите оптимальную программу индивидуальной подготовки

  • имеет хорошо . Это значит, что готовность ребенка к школьному обучению подразумевает, что он грамотно, оригинально выражает свои мысли, излагает их последовательно, язык понятен, в рассказе ребенок выделяет главное, не теряется в деталях, знает смысл простых понятий

Важно! Во многих школах кругозор детей проверяют с помощью вопросов:

  1. Какая у тебя фамилия, имя, отчество?
  2. Сколько лет тебе, маме, папе?
  3. Как зовут твоих бабушку (бабушек) и дедушку (дедушек)
  4. Как называется столица России?
  5. На какой улице стоит твой дом?
  6. Каких птиц родного края ты знаешь? Каких из них можно встретить около твоего дома?
  7. Какие рабочие инструменты есть у вас дома?

При этом ожидается также, что ребенок будет очень лоялен к школе, эмоционально зрел, усидчив, дисциплинирован… А ведь в школах обучаются дети, а не роботы, которых можно выпускать сериями, попутно проводя апгрейд…

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса