Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основная мысль пьесы гроза. Борис и Тихон: сравнительная характеристика данных героев

Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. Она стала одним из лучших произведений автора, открыв глаза всего мира на нравы и моральные ценности тогдашнего купеческого сословия. Впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и благодаря новизне своей тематики (описания борьбы новых прогрессивных идей и стремлений со старыми, консервативными устоями) сразу же после публикации вызывала широкий общественный резонанс. Она стала темой для написания большого количества критических статей того времени («Луч света в темном царстве» Добролюбова, «Мотивы русской драмы» Писарева, критика Апполона Григорьева).

История написания

Вдохновленный красотой Волжского края и его бескрайними просторами во время поездки с семьей в Кострому в 1848 году, Островский начинает написание пьесы в июле 1859 года, уже через три месяца он её заканчивает и отправляет на суд петербургской цензуры.

Проработав на протяжении нескольких лет в канцелярии Московского совестного суда, он хорошо знал, что представляет собой купечество в Замоскворечье (исторический район столицы, на правом берегу Москвы-реки), не раз сталкиваясь по долгу службы с тем, что творилось за высокими заборами купеческих хором, а именно с жестокостью, самодурством, невежеством и различными суевериями, незаконными сделками и аферами, слезами и страданием окружающих. Основой для сюжета пьесы стала трагическая судьба невестки в купеческой зажиточной семье Клыковых, которая произошла в реальности: молодая женщина бросилась в Волгу и утонула, не выдержав притеснений со стороны властной свекрови, устав от бесхарактерности мужа и тайной страсти к почтовому служащему. Многие считали, что именно истории из жизни костромского купечества стали прототипом для сюжета написанной Островским пьесой.

В ноябре 1859 года пьеса была сыграна на подмостках Малого академического театра в Москве, в декабре того же года в Александринском драматическом театре в Петербурге.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В центе описываемых в пьесе событий находится зажиточная купеческая семья Кабановых, проживающая в вымышленном волжском городе Калинове, неком своеобразном и замкнутом мирке, символизирующем общий устрой всей патриархальной Российской державы. Семья Кабановых состоит из властной и жестокой женщины-тирана, и по сути главы семьи, богатой купчихи и вдовы Марфы Игнатьевны, её сына, Тихона Ивановича, безвольного и бесхарактерного на фоне тяжелого нрава его матушки, дочери Варвары, научившейся обманом и хитростью противостоять деспотизму матери, а также невестки Катерины. Молодая женщина, выросшая в семье где её любили и жалели, страдает в доме нелюбимого мужа от его безвольности и претензий свекрови, по сути лишившись воли и став жертвой жестокости и самодурства Кабанихи, оставленная на произвол судьбы тряпкой-мужем.

От безысходности и отчаяния Катерина ищет утешения в любви к Борису Дикому, который тоже её любит, но боится ослушаться своего дяди, богатого купца Савёла Прокофьича Дикого, ведь от него зависит материальное положение его и сестры. Тайком он встречается с Катериной, но в последний момент предает её и сбегает, потом по указанию дяди уезжает в Сибирь.

Катерина, будучи воспитанной в послушании и подчинении мужу, мучаясь собственным грехом, признается во всем мужу в присутствии его матери. Та делает жизнь невестки совершенно невыносимой, и Катерина, страдая от несчастливой любви, укоров совести и жестоких гонений тирана и деспота Кабанихи, решает покончить со своими мучениями, единственным способом, в котором она видит спасение, это самоубийство. Она бросается с обрыва в Волгу и трагически погибает.

Главные действующие лица

Все персонажи пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) - нового, прогрессивного.

Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы. Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования. Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.

Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.

Борис

Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.

В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.

Кабаниха

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.

Тихон

(Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи - Марфы Игнатьевны )

Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.

В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.

Особенности композиционного построения

(Фрагмент из драматической постановки )

Произведение начинается описанием города на Волге Калинова, образ которого является собирательным образом всех русских городов того времени. Изображенный в пьесе пейзаж волжских просторов контрастно оттеняет затхлую, унылую и мрачную атмосферу жизни в этом городе, которая подчеркивается мертвой замкнутостью жизни её жителей, их неразвитостью, серостью и дикой необразованностью. Общее состояние городской жизни автор охарактеризовал как бы перед грозой, когда пошатнется старый, ветхий уклад, а новые и прогрессивные веяния как порыв бешеного грозового ветра унесут долой мешающие людям нормально жить устаревшие правила и предрассудки. Описанный в пьесе период жизни жителей города Калинова как раз находится в состоянии, когда внешне все выглядит спокойным, но это только затишье перед грядущей бурей.

Жанр пьесы можно трактовать как социально-бытовую драму, а также как трагедию. Для первой характерно использование тщательного описания бытовых условий, максимальная передача его «плотности», а также выравнивание характеров. Внимание читателей должно распределяться между всеми участниками постановки. Трактовка пьесы как трагедии предполагает её более глубокий смысл и основательность. Если видеть в смерти Катерины последствие её конфликта со свекровью, то она выглядит как жертва семейного конфликта, и все само разворачивающееся действие в пьесе для настоящей трагедии кажется мелким и незначительным. Но если рассматривать гибель главной героини как конфликт нового, прогрессивного времени с угасающей, старой эпохой, то её поступок как нельзя лучше трактуется в героическом ключе, характерном для трагического повествования.

Талантливый драматург Александр Островский из социально-бытовой драмы о жизни купеческого сословия постепенно создает настоящую трагедию, в которой с помощью любовно-бытового конфликта он показал наступление эпохального перелома, происходящего в сознании народа. Простые люди осознают просыпающее чувство собственного достоинства, начинают по новому относиться к окружающему миру, хотят сами вершить свои судьбы и безбоязненно изъявлять свою волю. Это зарождающееся желание вступает в непримиримое противоречие с реальным патриархальным укладом. Судьба Катерины приобретает общественный исторический смысл, выражающий состояние народного сознания на переломном стыке двух эпох.

Александр Островский, вовремя заметивший обреченность загнивающих патриархальных устоев, написал пьесу «Гроза» и открыл глаза на происходящее всей российской общественности. Он изобразил разрушение привычного, устаревшего образа жизни, с помощью многозначного и образного понятия грозы, которая постепенно нарастая, сметет все со своего пути и откроет дорогу новой, лучшей жизни.

Проблематикой произведения в литературоведении называют круг проблем, которые так или иначе затрагиваются в тексте. Это может быть один или несколько аспектов, на которых акцентирует внимание автор. В этой работе речь пойдёт о проблемах «Грозы» Островского. А. Н. Островский получил литературное призвание уже после первой опубликованной пьесы. «Бедность не порок», «Бесприданница», « Доходное место» - эти и многие другие произведения посвящены на социально-бытовым темам, однако вопрос о проблематике пьесы «Гроза» нужно рассмотреть отдельно.

Пьеса была неоднозначно воспринята критиками. Добролюбов видел в Катерине надежду на новую жизнь, Ап. Григорьев подметил намечающийся протест против существующих порядков, а Л. Толстой и вовсе не принял пьесу. Фабула «Грозы», на первый взгляд, достаточно проста: всё основано на любовной коллизии. Катерина тайно встречается с молодым человеком, пока её муж уехал в другой город по делам. Не сумев справиться с муками совести, девушка признаётся в измене, после чего бросается в Волгу. Однако за всем этим житейским, бытовым, кроется куда более масштабные вещи, которые грозятся разрастить до масштабов космоса. «Тёмным царством» Добролюбов называет ту обстановку, которая описана в тексте. Атмосфера лжи и предательства. В Калинове люди настолько привыкли к моральной грязи, что их безропотное согласие лишь усугубляет ситуацию. Страшно становится от осознания того, что это не место сделало людей таким, это люди самостоятельно превратили город в некое скопление пороков. И теперь уже «тёмное царство» начинает влиять на жителей. После детального ознакомления с текстом можно заметить насколько широко разработана проблематика произведения «Гроза». Проблемы в «Грозе» Островского разноплановые, но при этом не имеют иерархии. Каждая отдельно взятая проблема важна сама по себе.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю» - так отвечает Дикой Кулигину.

Проблема любви

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина - Тихон и Катерина - Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

Конфликт старого и нового

Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время. Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества. Она даже не может позволить себе искренний порыв - обнять мужа - Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».

Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

Тест по произведению

А.Н. Островский. Гроза.

Тема, проблема, идея и пафос «Грозы».

В «Грозе» тема – изображение быта и нравов русского купечества 60-ых годов 19 века.

Проблематика – социокультурная и вечная. Обличение самодурства как социального и психологического явления в образах Дикого и Кабановой. Осуждение нравственной слабости, эгоизма, приспособленчества через образы Тихона, Бориса и Варвары. Проблема русского национального героического характера, воплощённого в образе Катерины. Проблема любви, греха и покаяния.

Идея: Островский утверждает, что стремление к свободе и счастью естественно и неодолимо, несмотря на трагичность жизненных обстоятельств, а самодурство всякого вида обречено на гибель. Стремление к свободе, справедливости, правде во все времена имеет высокую цену.

Пафос пьесы – трагический. Его основа – борьба Катерины за осуществление и защиту возвышенных идеалов, невозможность достижения идеала в данный исторический момент в данной социальной среде.

Конфликт.

В «Грозе» мы встречаем два вида конфликта. С одной стороны, это противоречие между властителями (Дикой, Кабаниха) и подвластными (Катерина, Тихон, Борис и др.) – это внешний конфликт. С другой стороны, действие движется благодаря конфликту психологическому, внутреннему – в душе Катерины.

Композиция.

«Гроза» начинается с экспозиции. Экспозиция – это, как правило, начальная часть произведения, которая предшествует завязке, знакомит с действующими лицами, местом и временем действия. Конфликт здесь ещё отсутствует (1 действие, 1 -4 явления). Здесь автор создаёт образ мира, в котором живут герои и развернутся события.

Потом идёт развитие действия, то есть ряд эпизодов, в которых действующие лица стараются активно разрешить конфликт. Наконец, конфликт доходит до момента, когда противоречия требуют немедленного разрешения, конфликт достигает максимального развития – это кульминация (4 д., 6 явление). Так как в пьесе два конфликта – у каждого своя кульминация. Кульминация внутреннего конфликта – последний монолог Катерины в 5 действии.

Вслед за ней – развязка, которая демонстрирует неразрешимость конфликта (гибель Катерины).

Художественные особенности драмы.

Особый художественный приёмиспользование символики.

Символ –особый художественный образ, вид иносказания. Он многозначен.



Многозначно само слово «гроза», вынесенное в заглавие. Символично и изображение «гиены огненной» на стене, символичен образ сумасшедшей барыни. Устремлённость Катерины к свободе символизируется вольным полётом птицы.

Используется в пьесе и приём «говорящих фамилий» и особых примет героев. Необузданный произвол Дикого вполне соответствует его фамилии, а в городе его зовут «воин» - это примета.

Город Калинов – пространство самодурства и страха.

Город как место действия обладает теми же функциями, что и пейзаж: воздействует на характер и психику Место действия в «Грозе»- вымышленный городок Калинов на высоком берегу Волги. (Потом этот городок станет местом действия других его драм - «Лес», «Горячее сердце».)

Время действия - "наши дни», то есть самый конец 1850-х. Действие происходит на берегу Волги, символизирующей волю, свободу. Здесь, по словам Кулигина, «красота». Этой «красоте» противопоставлен образ города Калинова

Город Калинов под пером Островского превращается в самостоятельный образ, становится одним из равноправных героев пьесы. Он живёт своей жизнью, имеет свой характер, свой норов. Как говорит городской мудрец Кулигин, "жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!" В нём льются невидимые, неслышимые слёзы, а на поверхности - тишь да благодать. Если бы не Катерина с её принародным бунтом против традиции, так бы всё тихо и сладилось, гроза прошла бы стороной.

Дикой.

Дикой, наделённый « говорящей фамилией», имеет и особую примету: в городе его зовут «воин». Он самодур, тиран, знает одну силу – силу денег. Ищет безответных, чтобы выместить на них свою злобу. Жизнь его состоит из ссор с окружающими и накопительства. Он чувствует эту пустоту, она гнетёт его и озлобляет ещё больше.

Эпитет «крутой сердцем», характеризующий Дикого, лейтмотивный, пять раз повторяется слово «сердце» в связи с его образом. В его понятии это слово связывается с гневом, негодованием, злостью, злобой. Вот он просит Кабаниху: «Разговори меня, чтобы у меня сердце прошло» (= гнев). А вот любуется собой: «Да что же мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое?» Здесь сердце означает «характер». Действительно ли гневливость – изначальная черта его характера? Нет. Кабанова прямо заявляет ему: « А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь?» В этой реплике – подсказка. Самодур сам себя дурит, «приводит в сердце». Зачем? Чтобы убедиться в своей власти. А зачем власть? Ради самой власти. А значит, связано со страхом за свою власть, требует постоянного её подтверждения. «Одно слово: воин!» _ говорит о нём Шапкин. В 3 действии он и сам признаёт: «… у меня там война идёт». И все зависят от милости «воина»: захочет – рассчитается с работниками, отдаст Борису его долю наследства, не захочет – его воля. А не может подавить человека – держит, как Кудряша, рядом, в поле зрения, на своей территории. Речь его полностью соответствует характеру – груба, оскорбительна, перенасыщена сниженной лексикой и ругательствами: «дармоед», «пропади ты пропадом», «тьфу ты, проклятый», «провались ты», «навязался».











Тест.




Тест.

Общественный сад на высоком берегу ________; за __________ сельский вид.

На сцене две скамейки и несколько кустов.

Явление первое

Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин

прогуливаются.

Кулигин (поет). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте...» (Перестает

петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты

мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за ________и все наглядеться не могу.

Кудряш. А что?

Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.

Кудряш. Нешто!

Кулигин. Восторг! А ты: «нешто!» Пригляделись вы, либо не понимаете,

какая красота в природе разлита.

Кудряш. Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик!

Кулигин. Механик, самоучка-механик.

Кудряш. Все одно.

Молчание

Кулигин (показывая в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там

так руками размахивает?

Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.

Кулигин. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву

Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!

Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик!

Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть по крайности все под видом благочестия, а этот как

с цепи сорвался!

Шапкин. Унять-то ею некому, вот он и воюет!

Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то

Шапкин. А что бы вы сделали?

Кудряш. Постращали бы хорошенько.

Шапкин. Как это?

Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с

ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не

пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.

Шапкин. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.

Кудряш. Хотел, да не отдал, так это все одно что ничего. Не отдаст он меня:

он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам

страшен-то, а я с ним разговаривать умею.

Шапкин. Ой ли!

Кудряш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит?

Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня

Шапкин. Уж будто он тебя и не ругает?

Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я:

он - слово, а я - десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним

рабствовать не стану.

Кулигин. С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть. <…>

Явление второе

Те же, Дикой и Борис.

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты

пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Дикой. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не

смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда

ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?

Борис. Я и слушаю, что ж мне делать еще!

Дикой (посмотрев на Бориса) . Провались ты! Я с тобой и говорить-то не

хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался! (Плюет и уходит.)

Александр Островский «Гроза».

B1. К какому из трех родов литературы относится пьеса «Гроза» (ответ

запишите в именительном падеже)?

B2. Вставьте вместо пропуска в текст название реки, о которой идет речь

(в именительном падеже).

B3. За Диким, Кабанихой (и другими героями их типа) закрепилось слово,

выведенное на сцену Островским и сделавшееся после его пьес

общеупотребительным. Им обычно обозначают «властного человека,

который руководствуется во взаимоотношениях с людьми личным

произволом». Один из героев Островского протолковал это слово так:

«это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть

кол на голове теши, а он всё свое. Топнет ногой, скажет: кто я?

Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежат, а то

беда...» Запишите это слово.

B4. Как называют острое столкновение, противостояние характеров и

обстоятельств, положенное в основу сценического действия (начало

такого противостояния мы видим в приведенном фрагменте)?

B5. Как называется речевое общение двух или более лиц, построенное на

чередовании их высказываний в разговоре?

B6. Как называется небольшое высказывание персонажа, фраза, которую

он произносит в ответ на слова другого персонажа?

высказываниям героев, набранные курсивом. Каким термином их

обозначают?

Четко и разборчиво.

На вопрос в объеме 5–10 предложений. Ответы записывайте

Четко и разборчиво.

C1 Если бы вы были режиссером-постановщиком пьесы, какие

комментарии вы бы дали актерам, занятым в приведенном эпизоде

(на примере одной-двух ролей)?

Приведенный фрагмент взят из первого действия «Грозы». В нем Островский

выпускает на сцену всех героев, чтобы познакомить с ними зрителя. Перед

нами первое появление семейства Кабановых (первый выход, первые слова

героя в драме всегда очень важны для его понимания). Только что мы

слышали от Кулигина, что Кабаниха – ханжа, что она «нищих оделяет, а

домашних заела совсем». Теперь мы это видим воочию.

Актрисе, играющей Кабаниху, нужно освоить разные интонации. Героиня

щедро использует их в своих военных действиях против домашних. Она то

жалуется и прикидывается смиренной, то угрожает и обвиняет, то говорит

«горячо», то «совершенно хладнокровно». Кабаниха – мастер сбивать с толку, стравливать людей для внешне благой цели. В основе ее характера – то же самодурство, что у Дикого, только прикрытое благочестием. Ключевой момент фрагмента – развернутая реплика Кабанихи о законе и страхе. Она выдает тревогу, которую чувствует героиня (пришли новые, «последние» времена, незыблемые основы колеблются).

Катерина, напротив, не умеет притворяться, о чем и заявляет Кабанихе прямо.

Актрисе, играющей Катерину, надо показать эту прямоту и открытость ее

характера, не приспособленного к жизни в «темном царстве» Калинова. Здесь

умеет жить Варвара (не случайно все ее реплики – в сторону, она умеет и

внешне соблюдать правила, и найти выход своей внутренней энергии – «лишь бы все шито-крыто» было).

Тихон – забитый и покорный сын своей матери, доходящий в самоуничижении до смешного. Заметим словоерсы в его речи: так говорят слуги с господами, низшие чины с высшими. Тихон принадлежит к такой группе героев пьесы, которые смиряются со своей жизнью под пятой самодуров (Борис, Кулигин).

Тем интереснее будет публичный протест, на который Тихон решится в

Важно также заметить, что вся сцена внешне представляет собой прогулку

семейства по городу. Никто из окружающих и не заподозрит, что внутри этого чинно гуляющего семейства – война. Это очень похоже на рассказы Кулигина об устройстве калиновской жизни – запертые ворота, высокие заборы, за которыми поедом едят домашних и льются слезы.

После этой сцены становятся понятны причины конфликта Катерины с

«темным царством».

C2 В каких еще произведениях русской литературы поднимается тема

взаимоотношения родителей и детей и какие переклички возникают

между ними и пьесой «Гроза»?

Тема взаимоотношения родителей и детей поднимается во многих

произведениях русской литературы. Школьники могут обратиться, например,

к «Недорослю» Фонвизина, «Горю от ума» Грибоедова, «Капитанской дочке» Пушкина, «Мертвым душам» Гоголя (детство Чичикова), «Обломову»

Гончарова, «Отцам и детям» Тургенева, «Войне и миру» Толстого и др.

Тест.

Часть 1

Б о р и с (не видя Катерины). Боже мой! Ведь это ее голос! Где же она? (Оглядывается.) К а т е р и н а (подбегает к нему и падает на шею). Увидела-таки я тебя! (Плачет на груди у него.)Молчание. Б о р и с. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог. К а т е р и н а. Ты не забыл меня? Б о р и с. Как забыть, что ты! К а т е р и н а. Ах, нет, не то, не то! Ты не сердишься? Б о р и с. За что мне сердиться? Катерина, Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила. Б о р и с. Полно, что ты! что ты! К а т е р и н а. Ну, как же ты? Теперь-то ты как? Б о р и с. Еду. К а т е р и н а. Куда едешь? Б о р и с. Далеко, Катя, в Сибирь. К а т е р и н а. Возьми меня с собой отсюда! Б о р и с. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись. К а т е р и н а. Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь. Б о р и с. Что обо мне-то толковать! Я - вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то? К а т е р и н а. Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают. Б о р и с. А муж-то? К а т е р и н а. То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев. Б о р и с. Тяжело тебе, Катя? К а т е р и н а. Уж так тяжело, так тяжело, что умереть легче! Б о р и с. Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда! К а т е р и н а. На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а го-ря-то, горя-то что! Да еще впереди-то сколько! Ну, да что думать о том, что будет! Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня... Б о р и с. Что ты, что ты! К а т е р и н а. Да нет, все не то я говорю; не то я хотела сказать! Скучно мне было по тебе, вот что, ну, вот я тебя увидала... Б о р и с. Не застали б нас здесь! К а т е р и н а. Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать... Вот забыла! Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего. Б о р и с. Время мне, Катя! Катерина. Погоди, погоди! Борис. Ну, что же ты сказать-то хотела? К а т е р и н а. Сейчас скажу. (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу. Б о р и с. Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя! (Обнимает и хочет уйти.) Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила! А.Н. Островский, «Гроза».
B1 Укажите литературный род, которому принадлежит произведение.
Ответ:
B2 Какой поступок Катерины последует сразу за изображенными событиями?
Ответ:
ВЗ
Ответ:
B4
Ответ:
B5 В бланк ответа запишите словосочетание, которое на протяжении пьесы являлось поэтическим лейтмотивом образа Катерины, а произнесенное Борисом в данной сцене изобличает его неискренность (фрагмент со слов «Поезжай с Богом!»).
Ответ:
B6 Ответ Катерины на реплику Тихона («Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой!..») представляет собой законченное развернутое высказывание. Как называется подобный тип высказывания в драматургическом произведении?
Ответ:
B7 Последние слова Бориса содержат восклицания, имеющие цель привлечь внимание слушателей. Как называются такие восклицания?
Ответ:
B1 драма
B2 самоубийство
B3
B4
B5 вольнаяптица
B6 монолог
B7 риторические

С1. Чем похожи Борис и Тихон? Раскройте свою позицию.

Тихон и Борис. Сравнительная характеристика (по драме А. Н. Островского «Гроза»)

Пьеса «Гроза» была допущена драматической цен­зурой к представлению в 1859 году. Цензор И. Нордстрем, хорошо относившийся к А. Н. Островскому, по просьбе друзей драматурга представил «Грозу» как любовную, а не социально-обличительную, сатириче­скую и в своем рапорте не упомянул ни о Кабанихе, ни о Диком. Но любовный конфликт выливается в обще­ственный и объединяет все остальные: семейный, социальный. К конфликту Катерины и Бориса с окру­жающими присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Ди­ким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой.

Два мужских образа помогают нам понять харак­тер Катерины. Смирный, безответный Тихон, муж Катерины, любящий ее, но не умеющий защитить, и Борис, племянник Дикого, приехавший в Калинов из Москвы.

Борис поневоле приехал в Калинов: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жа­лели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сест­ру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с се­строй сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием ». Бо­рису неуютно в городе, он не может привыкнуть к ме­стным порядкам: «Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смот­рят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше рус­ское, родное, а все-таки не привыкну никак

Объединяет обоих героев подневольность, зависи­мость: Тихона - от родной матери, Бориса - от Дико­го. Тихон с малолетства находится во власти деспо­тичной матери, во всем с ней соглашается, не смеет пе­речить. Она настолько подавила его волю, что, даже женившись на Катерине, Тихон продолжает жить по материнской указке:

Кабанова: Если ты хочешь мать послушать, так ты как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов: Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Н. А. Добролюбов, рассматривая образ Тихона, подмечает, что он «сам по себе любил жену и готов бы для нее все сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем нет сильного чувства...».

Тихон не знает, как угодить матери («...только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рож­ден, что не могу вам угодить ничем »), и даже срывает­ся на ни в чем не повинную Катерину («Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая! »). И прав был Кулигин, когда го­ворил о том, что за запертыми воротами в семьях « раз­врату темного да пьянства!» Тихон пьет от безысход­ности, пытаясь этим скрасить жизнь. Он ждет поезд­ки, чтобы хоть на время вырваться из-под материнской тирании. Варвара хорошо понимает ис­тинные желания брата:

Варвара: С маменькой сидят, запершись. Точит она его теперь, как ржа железо.

Катерина: За что же?

Варвара: Ни за что, так, уму-разуму учит. Две недели в дороге будет, заглазное дело! Сама посуди! У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сдела­ет, как приказано.

Катерина: И на воле-то он словно связанный.

Варвара: Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы вырвать­ся-то поскорей.

Тихон не может, да это просто-напросто и не прихо­дит ему в голову, противоречить матери, не может за­щитить от нападок Катерину, хотя и жалеет ее. В сце­не прощания мы видим, как Тихон мучается, пони­мая, что обижает жену, давая наказы под нажимом матери:

Кабанова: Что ж ты стоишь, разве порядку не зна­ешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя.

Кабанов: Да она, чай, сама знает.

Кабанова: Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай! Чтоб я слышала, что ты ей приказываешь! А потом прие­дешь, спросишь, так ли все исполнила.

Кабанов: Слушайся маменьки, Катя!

Кабанова: Скажи, чтоб не грубила свекрови.

Кабанов: Не груби!

Кабанова: Чтоб почитала свекровь, как родную мать!

Кабанов: Почитай, Катя, маменьку, как родную мать!

Кабанова: Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!

Кабанов: Работай что-нибудь без меня! И т. д.

Тихон предпочитает «непротивление», по-своему приспосабливаясь к домашней тирании. Он утешает Катерину, пытаясь загладить свою вину: «Все к серд­цу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай...»

Борис тоже находится в зависимом положении, ведь главным условием для получения наследства яв­ляется проявление почтительности к дяде, Дикому. Он сознается, что бросил бы «все да уехал. А то сестру жаль ».

Борис - новое лицо в городе, но также прогибается под действием «жестоких нравов» Калинова. Чем же он заслужил любовь Катерины? Возможно, Катерина обращает внимание на Бориса потому, что он приез­жий, не из местных; или, как писал Н. Добролюбов, «к Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных...; к нему ее влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и жен­щины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной сво­боды».

Катерина утверждает, что любит своего мужа, под­меняя понятие «любовь» на жалость. Как утверждает Варвара, «коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать!»

Я считаю, что и Бориса любить тоже не за что. Он знал, что эта запретная, греховная связь может иметь очень тяжелые последствия и для него, и особенно для Катерины. И Кудряш предупреждает: «Только вы смотрите, себе хлопот не наделайте, да и ее в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свек­ровь-то больно люта ». Но Борис даже не пытается про­тивиться своему чувству или образумить Катерину. Но не это самое страшное. Поражает поведение Бори­са после того, как Катерина призналась в измене свек­рови и мужу. Борис тоже не в состоянии защитить Ка­терину. А ведь она предлагает выход из этой ситуа­ции - просит забрать ее в Сибирь, готова ехать с любимым хоть на край света. Но Борис малодушно от­вечает: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы ...». Борис не го­тов на открытый бунт, а именно так расценили бы калиновцы поступок, на который герой так и не решил­ся. Получается, что наследство ему все же дороже. Он готов только поплакать вместе с Катериной над своей и ее несчастными долями. И ведь он понимает, что ос­тавляет любимую женщину погибать («Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, что­бы ей не мучиться долго! »). Нельзя не согласиться с точкой зрения Н. А. Добролюбова, что «Борис - не ге­рой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье... Он представляет одно из об­стоятельств, делающих необходимым фатальный ко­нец...» пьесы.

А вот Тихон, напротив, оказался человечнее, выше и сильнее Бориса! Несмотря на то, что Катерина изме­нила и опозорила его, он оказался способен на сочув­ствие к ней и к своему сопернику: «Мечется тоже; плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ру­гали, ругали - молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет ».

Любовь Тихона к Катерине в полной мере проявля­ется после ее смерти:

«Маменька, пустите, смерть моя! Я ее вытащу, а то так и сам... Что мне без нее! » И вот в этот-то момент Тихон оказался способен сказать матери правду, обвинив ее в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы ...»

Эти-то слова и говорят о том, что настали новые времена, где не место деспотии, самодурству, притес­нениям.

С2. Чем вызван протест Катерины в драме «Гроза» и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?

Тест.

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Д и к о й. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек! К у л и г и н. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза. Д и к о й. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза? К у л и г и н. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять или прочие которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение - для глаз оно приятней. Д и к о й. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе - ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать. К у л и г и н. Кабы я со своим делом лез, ну тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше, степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится. Д и к о й. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает. К у л и г и н. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет. Д и к о й. Ну и пущай знают, а я тебя знать не хочу. К у л и г и н. За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите? Д и к о й. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю. К у л и г и н. Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!» Д и к о й. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты! К у л и г и н. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов. Д и к о й (гордо). Все суета! К у л и г и н. Да какая же суета, когда опыты были? Д и к о й. Какие-такие там у тебя громовые отводы? К у л и г и н. Стальные. Д и к о й (с гневом). Ну, еще что? К у л и г и н. Шесты стальные. Д и к о й (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что? К у л и г и н. Ничего больше. Д и к о й. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори. К у л и г и н. Электричество. Д и к о й (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин? К у л и г и н. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал: Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю. Д и к о й. А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит! К у л и г и н. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.) Д и к о й. Что ж ты, украдешь, что ли, у кого! Держите его! Этакой фальшивый мужичонко! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу). Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил-таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито). Перестал, что ль, дождик-то? 1-й. Кажется, перестал. Д и к о й. Кажется! А ты, дурак, сходи да посмотри. А то - кажется! 1-й (выйдя из-под сводов). Перестал! Явление третье Варвара и потом Борис. В а р в а р а. Кажется, он! Б о р и с (проходит в глубине сцены). Сс-сс! Б о р и с (оглядывается). Поди сюда. (Манит рукой.) Б о р и с (входит). Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость! Б о р и с. А что? В а р в а р а. Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не ждали его, а он приехал. Б о р и с. Нет, я не знал. В а р в а р а. Она просто сама не своя сделалась! Б о р и с. Видно, только я и пожил десяток деньков, пока! его не было. Уж теперь не увидишь ее! А.Н. Островский, «Гроза».
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1 Каков жанр произведения, из которого взят фрагмент?
Ответ:
B2 Представителем какого сословия, изображенного Островским, является Дикой?
Ответ:
ВЗ Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирую­щими (упоминающимися) в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ:
B4 Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ:
&

». Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно сделать, благодаря мастерству драматурга Островского. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству.

Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега! … Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности.

Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдницаНе с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой. Почему Катерина полюбила БорисаВедь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя.

Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис – причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку – грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» – такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себяБудучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог – ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести.

Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу – все равно… В могиле лучше… Опять житьНет, нет, не надо… нехорошо» Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса