Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Шекспир и эпоха возрождения. В чем тайный смысл произведений Шекспира? Шекспир запечатлел в своих творениях переломный характер эпохи, драматическую борьбу между старым и новым. В его произведениях отразилось движение истории в ее трагических противоречия

Комедии Шекспира принадлежат к числу самых замечательных образцов европейской комедиографии эпохи Возрождения. Шекспир прежде всего обращался к древнеримской комедиографии и к испытавшей значительное влияние ее итальянской «ученой комедии» 16 в. Герои комедий, преодолевая трудности на жизненном пути, с присущим им оптимизмом строят свое счастье, чем утверждается вера в человека и его возможности. Герои – энергичны, веселы, находчивы и остроумны. Молодые люди – влюбленные, борющиеся за свою любовь, вокгру множество персонажей – людей разного происхождения. Тема любви и верной дружбы.; атмосфреа праздника, смеющиеся комедии. Синтез традиций народа и ренессансно-итальянские комедии. Дух молодости.

Структура комедии: влюбленные не могут соединиться. Они деятельны, сами творят судьбу. Заканчивается браком, преодолев внешние препятствия (запреты, родители) и внутр (характер героев). Природ стихийная / человек. Розыгрыш!! Важный герой – шут – умен, носит только маску дурака. Дураки – простаки.

Эволюция шекспировск комедий: первая «Комедия ошибок» - комедия ситуаций. Мотив двойничества, через близнецов. «Укрощение строптивой» - тема раздвоения личности, движение к трагедии неразрешимого конфликта. «12ая ночь» - мрачная комедия. Мир поэтических чувств и веселья сосуществует в комедиях с драматическими конфликтами и даже трагическими мотивами. Хотя светлое веселье торжествует над мрачным ханжеством, бескорыстные чувстве одерж верх над сословными предрассудками. Основа комедийных ситуаций – случайные стечения обстоятельств, круто меняющих судьбы людей. Несмотря на капризы судьбы человек должен сам бороться за свое счастье.

Комедия "Укрощение строптивой" была написана Шекспиром в 15(93?) г., но впервые она вышла в свет только после его смерти - в 1623году. По поводу источников этой комедии до сих пор есть нерешенные споры.

В 1594 г. была издана анонимная пьеса - "Забавно придуманная история, именуемая - укрощение одной строптивицы". Все в анонимной пьесе - персонажи с их характерами, даже в основном "мораль" пьесы - соответствует шекспировской комедии. Существуют лишь небольшие расхождения. У анонима действие происходит не в Падуе, а в Афинах; все имена персонажей другие: главный герой зовется Феррандо, героиня всегда сокращенно Кет; у нее не одна, а две сестры - Эмилия и Филена, к каждой из которых сватается какой-нибудь один юноша, тогда как у Шекспира выведена одна сестра, имеющая нескольких поклонников; тайного брака у анонима нет, и вся развязка неясна.

Чередование эпизодов и развитие действия в обеих пьесах одинаковы, и в некоторых местах одна из них прямо копирует другую. Тем не менее, сам текст различен, и на всю пьесу приходятся лишь шесть строк, в точности совпадающих.

Для Шекспира был характерен такой способ переработки чужих пьес, когда он, заимствуя фабулу и образы, создает целиком новый текст, где использует лишь две-три фразы или выражения старой пьесы, но при этом все содержание ее необычайно углубляет, украшает и наполняет совершенно новым смыслом. В «Укрощении строптивой» Шекспир проявил тонкое понимание человеческой природы. Среди комментаторов этой пьесы существуют противоречия по поводу ее морали. Одни пытались видеть в пьесе защиту средневекового принципа безусловного подчинения женщины мужчине, другие рассматривали ее просто как шутку, лишенную идейного содержания.

Из всех персонажей пьесы лишь трое представляют собой яркие, хорошо разработанные характеры: это Катарина и Петруччо, и Бьянка. Герой комедии Петруччо - типичный человек нового времени, смелый, свободный от предрассудков, полный сил. Он жаждет борьбы, успеха, богатства, и встречает достойную противницу в лице Катарины. Катарина, усмиренная своим умным женихом Петруччо, превратилась в идеальную по благонравию жену. Двуличие чопорной Бьянки противопоставлено искренности строптивой Катарины. В финале пьесы, когда происходит своеобразное испытание жен, оказывается, что Бьянка, раньше кроткая по натуре, превратилась в сварливую капризницу, тогда как сама Катарина стала воплощением кротости и приветливости. Пьеса заканчивается ее знаменитым монологом, в котором она утверждает природную слабость женщин и призывает их к покорности мужьям.

Все остальные герои пьесы - условные фигуры, шаблонные гротески. Этому соответствует фарсовый характер действия: всевозможные проделки, потасовки, сплошной хохот, без лиризма, нежных, идеальных чувств, которые есть в почти одновременной, фарсовой "Комедии ошибок".

Шекспир разделяет общепринятое в его эпоху мнение, что мужу должно принадлежать главенство в семье. Но в то же время показом богатства натуры Катарины он подчеркивает гуманистическую мысль о внутренней равноценности женщины и мужчины.

Современному читателю не совсем понятна композиционная связь начала и главной темы пьесы.

Однако Шекспир хотел показать, чем отличались аристократы в современном ему обществе. Он показывает это на достаточно ярком примере с медником.

Медник Кристофер Слай засыпает пьяным сном у порога трактира. С охоты возвращается лорд с егерями и слугами и, обнаружив спящего, решает сыграть с ним шутку. Его слуги относят Слая в роскошную постель, моют в душистой воде, переодевают в дорогое платье. Когда Слай просыпается, ему говорят, что он благородный лорд, который был охвачен безумием и проспал пятнадцать лет, причем ему снилось, что он медник. Сначала Слай настаивает, что он разносчик по происхождению, чесальщик по образованию, медвежатник по превратностям судьбы, а по теперешнему ремеслу медник, но постепенно позволяет убедить себя, что он действительно важная персона и женат на очаровательной леди (на самом деле это переодетый паж лорда). Лорд сердечно приглашает в свой замок бродячую актерскую труппу, посвящает ее членов в план розыгрыша, а затем просит их сыграть веселую комедию, якобы для того чтобы помочь мнимому аристократу избавиться от болезни.

Итак, необходимо отметить, что такое вступление и показ необходимого аспекта жизни аристократов является очень важным элементом в данном произведении.

Таким образом, Шекспир раскрывает не только главную идею, но и показывает, как развлекается общество.

Однако главным в пьесе можно назвать одно условие, на котором стоит вся комедия. Это условие Баптисты.

Он объявляет женихам Бьянки, что не выдаст Бьянку замуж, пока не найдет мужа для старшей дочери. Он просит помочь найти для Бьянки учителей музыки и поэзии, чтобы бедняжка не скучала в вынужденном затворничестве. Гортензио и Гремио решают временно забыть о своем соперничестве, чтобы найти мужа для Катарины. Это задача не из легких, поскольку сам черт не сладит с нею, так зловредна и при всем упряма главная героиня.

Однако, как уже было отмечено выше, финал оказывается непредсказуемым. Катарина занимает место Бьянки, удивляя всех своей кротостью и приветливость.

Итак, необходимо отметить, что творчество Шекспира многообразно, каждая его драма, комедия, трагедия уникальна, так как охватывает помимо проблем современности, психологический аспект личности. На миросозерцание драматурга влияли события и политические перемены. Для творчества Шекспира всех периодов характерно гуманистическое миросозерцание: глубокий интерес к человеку, к его чувствам, стремлениям и страстям, скорбь о страданиях и непоправимых ошибках людей, мечта о счастье для человека и всего человечества в целом.

Основной идеей эпохи Возрождения была мысль о достойной личности. Время подвергло эту идею трагическому испытанию, свидетельством которого и явилось творчество Шекспира. Создавая свои произведения, Шекспир зачастую находился во власти литературного наследия своих предшественников, однако обращение к нему послужило лишь формой для произведений, которые он наделил абсолютно новым, глубоким содержанием. Правда, чувств - вот главный эстетический принцип Шекспира. Никакой ложной фальши, никакой ложной патетики, поэтому так впечатляет все то, что вышло из-под его пера.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Шекспир и эпоха Возрождения

Содержание

  • Введение
  • 1. Эпоха Возрождения
  • 1.1 Термин "Возрождение"
  • 1.2 Культура Возрождения
  • 2.1 Биография писателя
  • 3.1 Пьеса на все века
  • 3.3 Место действия
  • 3.4 Время действия
  • 3.5 Пьеса как целое
  • 4.1 Гуманист и рыцарь
  • 5. Эстетические проблемы
  • 5.1 Язык и стиль
  • 5.2 Трагическое в "Гамлете"
  • 5.3 "Гамлет" ? и несть ему конца
  • 6. История и современность
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Шекспир создал бессмертные произведения, в которых человечество вот уже на протяжении четырех веков находит ярчайшее воплощение самого себя. Великий мастер раскрытия характеров, Шекспир с необыкновенной силой показал трагедии жизни.

Шекспиру выпало жить в замечательное время. Он был современником великой эпохи в истории человечества, получившей название Возрождения. То была длительная полоса общественного и духовного развития Европы, когда происходила ломка многовекового феодального уклада и рождение буржуазного строя. Рост городов, возникновение денежного капитала, развитие товарного производства, образование мирового рынка, географические открытия - все это рушило вековечные понятия. Был положен конец духовному господству церкви, появились зачатки новой науки, начало формироваться новое мировоззрение.

Провозвестники нового мировоззрения, получившие название гуманистов, противопоставили изучение человеческой жизни вере в божественное.

Возрождение родилось на рубеже XIII-XIV веков. Перед изумленным Западом открылась забытая духовная культура, основанная на здравом отношении к человеческой природе, свободной мысли. Раскопки развалин Рима обнаружили скульптуры необыкновенной красоты. Возник культ античности. В ней увидели прообраз свободного человечества.

Шекспир отразил все стороны этого сложного процесса. В его произведениях перед нами предстают как люди, еще склонные жить по старинке, так и те, кто сбросил оковы отжившей нравственности, и те, кто понимает, что человеческая свобода отнюдь не означает права строить свое благополучие на несчастьях других.

Герои пьес Шекспира - люди именно такого склада. Им присущи большие страсти, могучая воля, безмерные желания. Все они - выдающиеся натуры. Характер каждого проявляется с необыкновенной ясностью и полнотой. Каждый сам определяет свою судьбу, выбирая в жизни тот или иной путь.

Вместе с тем у Шекспира нет идеальных героев. Он видел и запечатлел в созданных им образах сложность человеческой природы. Как истинным людям, ничто человеческое им не чуждо, в том числе слабости, заблуждения, ошибки и даже преступления. У Шекспира был великий дар видеть противоречия, свойственные людям, столкновения воль и стремлений. Именно это и сделало его драматургом. При этом он был далек от того, чтобы смотреть на поведение своих героев с точки зрения какой-нибудь строгой морали. Шекспир четко изображал зло и добро, но при этом не впадал в поучительность.

Читая пьесы Шекспира, мы, правда, нередко встречаемся с тем, как персонажи рассуждают на темы морали, дают оценку разным явлениям, в первую очередь поведению друг друга.

Мысль Шекспира растворена в образах и ситуациях его пьес, и он сумел так полно, всесторонне раскрыть характеры и обстоятельства, что картины, созданные им, богаты и сложны, как сама действительность. Вот почему, между прочим, когда предлагаются толкования пьес Шекспира, то они так же разнообразны, а подчас и противоречивы, как мнения разных людей о действительности.

Время шло, а творения Шекспира не только не умирали, но все больше входили в культурный обиход человечества. Уже через сто лет после смерти он был признан классиком, а затем возведен в ранг величайших писателей мира.

По мере того как все больше признавалось значение Шекспира, каждое поколение по-новому осмысляло для себя его произведения, по-новому толковало их. Все больше раскрывались глубокие мысли, заложенные Шекспиром в его пьесы, все яснее становилось его художественное мастерство.

1. Эпоха Возрождения

1.1 Термин "Возрождение"

В XV?XVI вв. в европейских странах происходит "величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством" Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 20, с. 346. , ? переход от феодального средневековья к новому времени, ознаменованному начальным периодом развития капитализма. Эта переходная эпоха получила название Возрождения, или Ренессанса.

Кризис средневековых социальных устоев и схоластической культуры резко обозначился в связи с аграрным переворотом, развитием городов, появлением мануфактур, установлением обширных торговых связей. Это была эра великих географических открытий, смелых морских путешествий, способствовавших становлению отношений между странами. Это была эпоха образования национальных государств, возникновения новой культуры, порывающей с религиозными догматами, эпоха бурного развития науки, искусства и литературы, возродивших идеалы античности и обратившихся к изучению природы.

Это была эпоха гуманизма, когда духовная диктатура церкви оказалась сломленной, и личность стала центром общественных интересов. Человек эпохи Возрождения отличается верой в разум, в свои силы, свою доблесть.

"Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно?ограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений" Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 20, с. 346. . "Герои того времени не стали еще рабами разделения труда. они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются, кто словом и пером, кто мечом, а кто и тем и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми" Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 20, с. 347. .

1.2 Культура Возрождения

Мировоззрение человека Ренессанса характеризуют свободомыслие, стремление к созданию новых представлений об обществе и мироздании. Однако для развития новых концепций не хватало еще достаточно обширных сведений о мире. В связи с этим мировоззрению ренессанского человека свойственно сочетание реальных представлений с поэтическими домыслами; часто новые идеи выступают еще в форме средневековых мистических представлений, а реальные знания неотделимы от фантастики.

Искусство Ренессанса народно по своему духу. Возрождение языческой поэзии античности сочетается с обращением к мотивам современного народного творчества, к полнокровным фольклорным образам. В эту эпоху происходит становление литературного языка и национальной культуры.

Различные этапы становления ренессанской культуры отличаются своеобразными чертами. Реализм в литературе этого времени развивается в последовательной смене разных жанров. На раннем этапе становления культуры Возрождения ведущую роль в литературе играют лирические жанры и новелла. На позднем этапе господствующим жанром становится драма. Ранний этап отмечен верой в свободное развитие человека. В его творческие возможности. На позднем этапе уже обнаруживается, что становление абсолютистского государства вступает в противоречие с идеалами гуманизма, оказывается враждебным этим идеалам. Трагические коллизии между развитой личностью и тираническим режимом абсолютистского государства явились основой драмы позднего Ренессанса. Расцвет гуманизма в эпоху бурных социальных изменений к началу XVII в. сменяется его кризисом.

В Англии Возрождение наступило в XVI в., позже, чем в Италии, Франции, Испании, но развивалось оно более интенсивно, опираясь при этом на идеи европейских гуманистов? от Петрарки и Пико делла Мирандолы до Эразма Роттердамского и Монтеня.

Представителем раннего этапа английского Возрождения был Томас Мор. Он учился в Оксфордском университете, где испытал сильное воздействие английских гуманистов Линэкра, Гросина и Колета. Томас Мор стал известным политическим деятелем.

Томас Мор впервые высказал мысль о том, что общество может существовать без частной собственности. Не отрицая идеи государственного устройства. Мор стремится нарисовать общество, в котором государство зиждется на коллективной собственности и общественном труде.

В литературе раннего этапа английского Возрождения ведущую роль играет поэзия. Ренессанская поэзия в Англии является великолепным итогом всей предшествующей истории английской литературы, которая почти не знала других жанров, кроме поэтических. Вместе с тем поэзия XVI века достигла значительно более высокого уровня в сравнении с предыдущими периодами ее развития.

Первые поэты?гуманисты Уайет и Сарри были аристократами, близкими ко двору Генриху VIII, жесткость и деспотизм которого сказались на их судьбе: Уайет был затачн в Тауэр, а Сарри казнен.

шекспир возрождение гамлет трагическое

XVI век в Англии был периодом расцвета драматургии. Английский театр отвечал народным интересам и был необычайно популярным в обстановке национального подъема. К концу XVI в. в Лондоне насчитывалось около двадцати театров; среди них особенно знамениты были театр Джеймса Бербеджа и театр Филипа Хенсло. Развитие театральной культуры шло не без трудностей, главной помехой являлись действия пуритан, считавших театр "бесовским" делом.

Соединение народного фарса и классической драмы было осуществлено в творчестве драматургов, которых называют "университетскими умами". К ним относятся Роберт Грин, Кристофер Марло, Томас Кид и др.

Томаса Кида считают автором несохранившейся пьесы "Гамлет", которая послужила основой для шекспировской трагедии. Но уже в "Испанской трагедии" есть ситуации, близкие "Гамлету" Шекспира: осуществление мести, вставная сцена спектакля? сцена на сцене. Мастерство Томаса Кида в создании убедительных характеров и драматического действия подготовляло драматическое искусство Шекспира.

2. Народный характер творчества Шекспира

2.1 Биография писателя

Творчество великого английского писателя Уильяма Шекспира имеет всемирное значение. Шекспировский гений дорог всему человечеству. Мир идей и образов поэтов?гуманистов поистине огромен. Всемирное значение Шекспира? в реализме и народности его творчества.

Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 г. в городе Стрэтфорде?на?Эйвоне в семье перчаточника. Будущий драматург учился в грамматической школе, где преподавали латинский и греческий языки, а также литературу и историю. Жизнь в провинциальном городе давала возможность тесного общения с народом, от которого Шекспир усвоил английский фольклор и богатство народного языка. Когда отец будущего поэта, зажиточный по тем временам торговец разорился, пятнадцатилетний Уильям вынужден был самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Какое?то время Шекспир был младшим учителем. В 1582 г. он женился на Анне Хэтевей; у него было трое детей. В 1587 г. Шекспир уехал в Лондон и вскоре стал играть на сцене, хотя большого успеха как актер не имел. С 1593 г. он работал в театре Бербеджа в качестве актера, режиссера и драматурга, а с 1599 г. стал пайщиком театра "Глобус".

Как драматург Шекспир начал выступать с конца 80?х годов XVI века. Исследователи считают, что сначала он отрабатывал и "подновлял" уже существовавшие пьесы и лишь затем перешел к созданию своих собственных произведений. Пьесы Шекспира пользовались большой популярностью, хотя его имя мало кто знал в то время, ибо зритель обращал внимание прежде всего на актеров.

В 1612 г. Шекспир оставил театр, перестал писать пьесы и вернулся в Стрэтфорд?на?Эйвоне.

Шекспир умер 23 апреля 1616 г. и был похоронен в Стрэтфорде?на?Эйвоне.

2.2 Периоды творчества писателя

Творческий путь Шекспира делится на три периода. В первый период (1591?1601) были созданы поэмы "Венера и Адонис" и "Лукреция", сонеты и почти все исторические хроники, за исключением "Генриха VIII" (1613); три трагедии: "Тит Адроник", "Ромео и Джульетта" и "Юлий Цезарь". Наиболее характерным для этого периода явилась веселая светлая комедия ("Укрощение строптивой", "Много шума из ничего" и др.).

Вершиной английской поэзии эпохи Возрождения и важнейшей вехой в истории мировой поэзии явились сонеты Шекспира. К концу XVI в. сонет стал ведущим жанром в английской поэзии. Шекспировские сонеты по своей философской глубине, лирической силе, драматизму чувства и музыкальности занимают выдающееся место в развитии искусства сонета того времени.

154 сонета, созданных Шекспиром, объединяются образом лирического героя, который воспевает свою переданную дружбу с замечательным юношей и свою пылкую и мучительную любовь к смуглой леди. Сонеты Шекспира? это лирическая исповедь; герой повествует о жизни своего сердца, о своих противоречивых чувствах; это? страстный монолог, гневно обличающий лицемерие и жесткость, царившие в обществе, и противопоставляющий им непреходящие духовные ценности? дружбу, любовь, искусство.

Существо же жанра исторической хроники состоит в драматургическом изображении реальных лиц и событий национальной истории. В отличие от трагедий, где Шекспир в интересах общего замысла отходил от точного изображения исторических фактов, хроника характеризуется верным воспроизведением исторических событий, что, однако, предполагает художественный домысел и художественное пересоздание материала.

Так же в первый период творчества наряду с историческими хрониками Шекспир создавал жизнерадостные, оптимистические комедии, в которых человек выступает творцом своего счастья, преодолевая подчас сложные драматические ситуации.

Второй период (1601?1608) ознаменован интересом к трагическим конфликтам и трагическим героям. Шекспир создает трагедии: "Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет", "Антоний и Клеопатра", "Кориолан", "Тимон Афинский". Комедии, написанные в этот период, уже несут на себе трагический отблеск; в комедиях "Троил и Крессида" и "Мера за меру" усиливается сатирический элемент.

Для трагедий Шекспира характерно глубокое проникновение в историческую суть трагических противоречий своего времени. В драматургии Шекспира удивительно правдиво отражены социально?политические конфликты эпохи Возрождения. Глубочайшие изменения в жизни, вязанные с гигантским переворотом в истории, когда на смену феодализму шел новый буржуазный строй, ? вот основа трагического у Шекспира. Историзм Шекспира? в постижении главных тенденций реальной борьбы, развертывающейся между старым и новым, в раскрытии трагического смысла социальных отношений того времени. При всем своем наивно?политическом взгляде на мир Шекспир сумел показать значение народа в жизни общества.

Трагический герой Шекспира активен и способен к моральному выбору. Он ощущает ответственность за свои действия. Если обстоятельства, общество противоречат идеалам нравственности и нарушают их, то моральный выбор героя? в борьбе против обстоятельств, в непримиримости ко злу, даже если это ведет к его собственной гибели. Ярче всего это проявилось в "Гамлете".

К третьему периоду (1608?1612) относятся трагикомедии "Перикл", "Цимбелин", "Зимняя сказка", "Буря", в которых проявляются фантастика и аллегоризм. В последний период творчества Шекспир остается верен идеалам гуманизма, хотя иллюзий относительно гуманизма нового капиталистического уклада у него уже не было. Не найдя воплощения в жизни, идеалы гуманизма в творческой фантазии Шекспира обрели форму мечты о будущем, о прекрасном новом мире. Эта мечта, при отсутствии возможности реализации ее в действительности, воплощалась в форме фантастических элементов, пасторальных сцен и аллегорий, характерных для творчества Шекспира последнего периода.

В драмах третьего периода Шекспир обращается к смешению фантастики с реальностью, к фольклорным мотивам, к сказочным сюжетам и утопическим ситуациям, к развертывающимся на фоне природы живописным сценам. В поздних трагикомедиях Шекспира господствует лирико?героическое начало, романтика исключительных событий. Этим пьесам свойственна тема противопоставления общества и природы. Жестких придворных нравов и идиллической сельской жизни. Однако разрыв с обществом является здесь формой морально?этической критики этого общества, а не призывом бежать из него. Не случайно герои возвращаются в общество. Чтобы продолжать борьбу со злом.

Важной проблемой для Шекспира является проблема человеческого характера. В центре сюжета большинства драм Шекспира стоит личность, которая раскрывается в борьбе, происходящей в настоящем. Шекспир не дает предыстории своих героев. Человек в произведениях Шекспира связан с жизнью современного драматургу общества.

2.3 Народность в творчестве Шекспира

Шекспир передал национальный колорит английской действительности, характер английской народной культуры. Никто до него не мог изобразить ход самой истории, показать различные слои общества в единой динамической системе.

Шекспир запечатлел в своих творениях переломный характер эпохи, драматическую борьбу между старым и новым. В его произведениях отразилось движение истории в ее трагических противоречиях.

Народная трагедия Шекспира опирается на сюжетный материал истории и легенды, в которых отражено героическое состояние мира. Но на этом легендарном и историческом материале Шекспир выдвигал острые современные проблемы. Для великих трагедий Шекспира характерен тираноборческий пафос.

В трагедиях на античные темы Шекспир остро ставил политические проблемы, выразил свое отношение к республиканской и монархической формам правления. В этих трагедиях Шекспир показал значение народа в политической борьбе, с грозной силой которого были вынуждены считаться правители.

Народность Шекспира в том, что он жил интересами своего времени, был верен идеалам гуманизма, воплощал в своих произведениях этическое начало, черпал образы из сокровищницы народного творчества, изображал героев на широком народном фоне. В творчестве Шекспира? истоки развития драмы, лирики и романа нового времени.

Народный характер драматургии Шекспира определятся также языком. Шекспир использовал богатство разговорного языка жителей Лондона, придал словам новые оттенки, новый смысл См.: Морозов М. Статьи о Шекспире. М., 1964. . Живая народная речь героев шекспировских пьес насыщена каламбурами. Образность языка в пьесах Шекспира достигается частым употреблением точных, живописных сравнений и метафор.

Язык Шекспира идиоматичен и афористичен. Многие шекспировские выражения стали крылатыми фразами.

3. Шекспир? драматург эпохи Возрождения

3.1 Пьеса на все века

Трагедия Шекспира "Гамлет, принц датский" наиболее знаменитая из пьес английского драматурга. По мнению многих высоко авторитетных ценителей искусства, это одно из самых глубокомысленных творений человеческого гения, великая философская трагедия.

Она касается важнейших вопросов жизни и смерти, которые не могут не волновать каждого человека. Шекспир-мыслитель предстает в этом произведении во весь свой гигантский рост. Вопросы, которые ставит трагедия, имеют поистине общечеловеческое значение. Недаром на разных этапах развития человеческой мысли люди обращались к "Гамлету", ища в нем подтверждение взглядов на жизнь и мировой порядок.

Однако "Гамлет" привлекает не только тех, кто склонен размышлять о смысле жизни вообще. Произведение Шекспира ставит острые моральные проблемы, имеющие отнюдь не отвлеченный характер. Ситуации трагедии и особенно мысли и переживания ее героя глубоко задевают души читателей и зрителей.

Как истинно художественное произведение, "Гамлет" привлекает многие поколения людей. Меняется жизнь, возникают новые интересы и понятия, а каждое новое поколение находит в трагедии нечто близкое себе. Сила трагедии подтверждается не только ее популярностью у читателей, но и тем, что вот уже почти четыре столетия она занимает одно из первых, если не самое первое место в репертуаре театров стран западной цивилизации, а теперь завоевывает и сцены театров других культур. Постановки трагедии неизменно привлекают зрителей, а мечта каждого актера - исполнить роль героя этой трагедии. Популярности "Гамлета" в последние десятилетия много способствовала экранизация его в кино и показы на телевидении.

Чувствительных и вдумчивых читателей волнуют судьбы многих литературных героев и героинь. Им сочувствуют, их жалеют или радуются с ними, но между читателями и зрителями всегда остается некоторое расстояние, отделяющее их от симпатичных и прекрасных героев, созданных писателями. Гамлет же входит в наши души.

Чтобы понимать Гамлета и сочувствовать ему, не нужно оказаться в его жизненной ситуации? узнать, что отец злодейски убит, а мать изменила памяти мужа и вышла за другого. Конечно, те, чья судьба хотя бы отчасти подобна гамлетовской, более остро и живо почувствуют все, что испытывает герой. Но даже при несходстве жизненных ситуаций Гамлет оказывается близким читателям, особенно если они обладают духовными качествами, подобными тем, которые присущи Гамлету, ? склонностью вглядываться в себя, погружаться в свой внутренний мир, болезненно остро воспринимать несправедливость и зло, чувствовать чужую боль и страдание как свои собственные.

Великие творения искусства с течением времени обретают одно трудно определимое качество. Они становятся в глазах многих людей духовным сокровищем, своего рода святыней, вызывающей восхищение. Но для полного понимания эстетических ценностей нужны определенные знания и навыки, которые позволяют не одним лишь сердцем, но и умом постигнуть, в чем смысл и значение данного произведения.

3.2 Поэтический взгляд на мир

Значительная часть работ о "Гамлете" написана так, как если бы это произведение представляло собой простой документ, в котором изложена история гибели Датского принца; исследуются события, причины поступков, психология героев. Казалось бы, это самый верный путь, если Шекспир-художник жизненной правды. Но при этом нельзя забывать, что он-художник, писатель, создавший произведение из дошедшего до него старинного предания и собственных наблюдений и мыслей о жизни. Надо помнить, что "Гамлет" в самом точном смысле слова произведение, нечто, созданное художником, а не простая фиксация фактов, имевших место в действительности. Если мы воспринимаем "Гамлета" как картину жизни и его героя как живого человека, то это результат великого, почти непостижимого искусства, которое было присуще такому гению, как Шекспир. Многие ошибки критиков происходили от того, что они забывали об этих простейших истинах.

Для того чтобы правильно понять смысл произведения, необходимо знать, как оно написано. Простой прием - разобрать сначала содержание, а затем форму произведения часто приводит к неправильному пониманию смысла. Надо, прежде всего, помнить, что произведение искусства не равнозначно действительности. Это отражение ее, достигнутое особыми средствами. Многие ошибки в толковании "Гамлета" происходят от того, что в пьесе видят такое же отражение жизни, какое дают пьесы Гоголя, Островского, Тургенева, Толстого, Чехова, Горького. И они дают отнюдь не непосредственное натуралистическое изображение действительности, а что касается Шекспира, то его художественный метод в корне отличается от метода, лежащего в основе реалистических драм нового времени.

Первое заметное отличие "Гамлета" от драм (большинства нашего времени) состоит в том, что пьеса написана в стихах. Это отнюдь не означает, что Шекспир переложил в стихи обыденную речь. "Гамлет" - поэтическая драма в полном смысле слова. B ocнове трагедии лежит поэтический взгляд на мир. Поэзия Шекспира одухотворяет весь мир. Природа тоже видится ему и его героям в поэтическом свете. Для поэтического взора мир таит немало чудесного и фантастического. С необычного, с чуда и начинается трагедия-появляется Призрак. Это вызывает волнение видевших его стражников, но один из них Марцелл говорит:

Есть слух, что каждый год близ той поры,

Когда родился на земле спаситель,

Певец зари не молкнет до утра;

Тогда не смеют шелохнуться духи,

Целебны ночи, не разят планеты,

Безвредны феи, ведьмы не чаруют.

(I , I , 158- 164) "Гамлет цитируется в переводе М. Лозинского" .

Вот в каком мире живет Датский принц. Здесь верят в духов, привидения, колдовство, в то, что планеты оказывают непосредственное воздействие на судьбы людей.

Мир, изображенный в трагедии, не вполне похож на нынешние представления о жизни и люди, живущие в нем, мыслят иначе, чем мы - поэтическими образами и понятиями.

Дело, следовательно, не в том, что трагедия Шекспира написана стихами, а в особом взгляде на мир, для которого чудесное было естественным.

3.3 Место действия

Кажется, ясно: место действия Эльсинор, резиденция датских королей. В тексте пьесы неоднократно подчеркивается, что все происходит в Дании в те отдаленные времена, когда она завоевала часть Англии и английский король стал данником датской короны. Ко читателя не покидает ощущение, что за исключением упоминаний, что перед нами Дания, ничего специфически датского в трагедии нет. Шекспир намеренно приближал действие к понятиям зрителей его театра. Недаром Гете отметил, что где бы ни происходило действие пьес Шекспира, перед нами всегда "Англия, омытая морями", и шекспировские римляне не столько римляне, сколько англичане.

Впечатление безошибочное, и Гете объяснил его: герои Шекспира прежде всего люди. Художник так тонко и точно уловил общечеловеческое в героях, которых он извлек из римской истории, скандинавской саги и итальянских новелл, что, за редкими исключениями, место действия воспринимается обобщенно. Это было еще более четко в театре Шекспира, где спектакли шли без декораций и актеры играли в современных костюмах.

Когда происходят события трагедии? В дохристианские времена легендарного Амлета или в эпоху Шекспира? Зная, как обстоит дело в пьесах Шекспира с местом действия, мы уже на пути к ответу и на вопрос о времени действия. Оно сейчас и всегда. Поэтому безразлично, какими декорациями обставят "Гамлета" в театре. Его играли как трагедию, происходящую в средние века, в эпоху Возрождения, в париках и фижмах XVIII века, во фраках и мундирах, в костюмах нашего времени. Существо трагедии оставалось неизменным.

И все же при всем том, что общечеловеческое, заключенное в трагедии, действенно во все времена, "Гамлет", конечно, произведение именно той эпохи, когда он впервые появился на сцене. На трагедии лежит неизгладимая печать Ренессанса, когда ярко расцвела индивидуальность и еще жива была героика единоличного подвига. Люди, изображенные в трагедии, не скованы традиционной моралью. Конечно, существовало государство со всем его аппаратом принуждения. Такою была монархия королевы Елизаветы I, таким является и государство, возглавляемое Клавдием. Но это был еще не тот абсолютизм, который подавляет отдельную личность и до мелочей регламентирует жизнь и быт всех сословий. Для части общества, для его верхушки сохранялась та индивидуальная свобода, которая была присуща дворянской вольности. Вместе с тем культура Возрождения породила такое самосознание личности, какого не могло быть в средние века. Хотя дословные привилегии еще сохранялись, гуманизм установил новые критерии оценки человека, имевшие в основе личные достоинства, независимо от происхождения.

Переходный характер времени сказывается и на образе героя трагедии. В Гамлете есть рыцарственность, унаследованная от старого времени, и приверженность принципам гуманизма, возникшего в новую эпоху. Вне этого сочетания образ Гамлета не может быть верно понят.

3.4 Время действия

Длительность действия в пьесах Шекспира была различной от нескольких лет, как, например, в "Зимней сказке", где между начальными тремя актами и финальными четвертым и пятым проходит шестнадцать, лет, до одних суток, как в "Буре".

А сколько времени занимают события в "Гамлете"? Анализ действия и реплик персонажей показал следующее.

Первая сцена первого акта начинается около полуночи, когда появляется Призрак, и заканчивается на рассвете.

Вторая сцена - во дворце - происходит утром или в середине дня.

Третья - проводы Лаэрта - во второй половине того же дня. Таким образом I, 1-3 охватывают одни сутки.

Четвертая н пятая сцены первого акта происходят в полночь, когда Гамлет встречается с Призраком. С первым проблеском зари, когда поет петух, этот эпизод заканчивается. Эти двое суток приходятся на месяц март. Затем наступает перерыв, длящийся два месяца, и новые сцены пьесы происходят в мае.

Отправка Рейнальдо во Францию, рассказ Офелии о сумасшествии Гамлета, возвращение послов из Норвегии, сообщение Полония королю о причине безумства принца, прибытие в Данию Розенкранца и Гильденстерна, их встреча с Гамлетом, заезд бродячих актеров в Эльсинор - все это происходит в один день (П, 1-2).

Следующие сутки наступают сразу) без перерыва. Они тоже наполнены событиями: встреча Гамлета с Офелией, поучение Гамлета актерам перед спектаклем, представление "Убийства Гонзаго", молитва короля и отказ Гамлета убить его в этот момент, беседа принца с матерью, убийство Полония, розыски его тела, арест Гамлета и решение короля отправить его в Англию занимают четыре сцены третьего акта и первые три сцены четвертого акта.

Отплытие Гамлета в Англию происходит, по-видимому, на следующий день, пятый по счету.

Длительность нового перерыва в действии трудно определить. В течение его до Франции доходит весть о смерти Полония, Лаэрт возвращается в Данию, а Гамлет, плывший в Англию, сталкивается с пиратами, которые помогают ему вернуться в Эльсинор. Заключительные события занимают два дня.

В течение шестого дня (IV, 5-7) происходит следующее: безумие Офелии, штурм дворца Лаэртом, сообщение моряков о возвращении Гамлета в Данию, сговор Клавдия с Лаэртом против принца, смерть Офелни.

Седьмой день - события на кладбище: беседа Гамлета с Первым могильщиком, похороны Офелии, стычка принца с Лаэртом (V, 1).

Трудно сказать, сколько времени проходит между первой и второй сценой пятого акта. Долгого перерыва между ними нет. По едва ли придворное развлечение - "дружеский" поединок между Лаэртом и Гамлетом происходит сразу после дня похорон. Вероятно, прошло несколько дней, прежде чем снят был траур по Офелии.

Давно уже было замечено, что в ряде пьес Шекспира есть двойной счет времени. С одной стороны, очевидно, что изображаемые события занимают достаточно долгое время - месяцы, годы; с другой - действие пьес происходит так стремительно, что мы не успеваем вести счет времени и нам кажется, что оно идет непрерывно или без пауз. Точности и полной согласованности времени у Шекспира нет.

3.5 Пьеса как целое

Поразительная черта "Гамлета" - взаимосвязь всех частей, единство всего драматического действия. Все происходящее на сцене в конечном счете "работает" на главный конфликт.

Разнообразие внешних обстоятельств действия в "Гамлете" поразительно. Здесь много всего: от наивных религиозных представлений о потустороннем мире до незначительных бытовых подробностей. Пышность и торжественность дворцовой обстановки, где решаются судьбы государства и частных лиц, сменяются картиной семейной жизни; то мы видим одну из зал или галерей дворца, то каменную площадку, где стоят ночные стражи; зрителям показано придворное представление актеров и мрачное зрелище кладбища.

Разнообразна не только внешняя обстановка действия, но и его атмосфера; Шекспир любит такие контрасты: придворное празднество окрашено в мрачные тона, а сцена на кладбище начинается шутками. Временами мы вместе с героем оказываемся на таинственной грани бытия, за которой начинается потусторонний мир, и зрителя охватывает мистическое чувство; но он тут же становится свидетелем сцен вполне реальных.

В целом, однако, дух трагедии определяется тем, что в ее зачине убийство с целью захвата власти, а на протяжении всего действия типичная дворцовая обстановка: подслушивание, слежка, подозрения, хитрости, коварные ловушки, заговор.

"Гамлет" трагедия не только в том смысле, что судьба героя оказывается злополучной. В трагедии изображается зло в самых разнообразных проявлениях - измена, предательство, коварство, убийства. Шекспир и раньше, даже в оптимистический период творчества, показывал различные виды зла, носители его появлялись и в некоторых его комедиях, но в конечном счете добро всегда торжествовало. В произведениях первых двух периодов зло изображалось как сила неправомерная. В "Гамлете" зло выступает как господствующая сила жизни.". Быть честным при том, каков этот мир, - говорит Гамлет Полонию, - это значит быть человеком, выуженным из десяти тысяч" (II, 2, 178-179). Когда Розенкранц, прикрывая свое и Гильденстерна лицемерие, пытается уверить Гамлета, что "мир стал честен" (II, 2, 241-242), принц решительно возражает: "Так, значит, близок судный день; но только новость ваша неверна" (II, 2, 243-244).

Честность--важнейшее качество в отношениях между людьми. Она состоит в прямоте, правдивости, добросовестном отношении друг к другу и отсутствии всякого лукавства. Ответ Гамлета имеет два значения - общее. ибо он на примере матери и Клавдия уже сделал свой вывод о том, каков этот мир, и - частное, относящееся непосредственно к его бывшим товарищам по университету. Гамлет сразу заподозрил, что они явились к нему неспроста. По сравнению с Клавдием их бесчестность мелка, но она входит в мрачный вывод Гамлета: бесчестие охватило весь мир.

Трагедия Шекспира представляет собой не только изображение общества, пораженного злом. Уже самые ранние пьесы-хроники: "Генри VI", "Ричард III", а также "Тит Андроник" давали такую картину. "Гамлет"-трагедия, глубочайший смысл которой заключается в осознании зла, в стремлении постичь его корни, понять разные формы его проявления и найти средства борьбы против него. Художник создал образ героя, потрясенного до глубины души открытием зла. Но не только герой, вся трагедия проникнута таким духом. Шекспир отнюдь не смотрит на происходящее глазами бесстрастного наблюдателя. Это творение выражает сознание художника, глубоко взволнованного зрелищем ужасов жизни, открывшихся ему во всей их страшной силе. Пафос трагедии составляет негодование против всесилия зла. Именно с таким чувством создавал Шекспир свой трагический шедевр.

Никакие элементы формы не могут рассматриваться сами по себе, оторванно от художественно целого. Каждый формальный элемент содержателен, его невозможно оторвать от идейного смысла произведения. С другой стороны, духовное богатство великого творения обусловлено изобилием художественных средств, примененных Шекспиром при создании "Гамлета".

4. Идеальный человек эпохи Возрождения

4.1 Гуманист и рыцарь

В пьесах Шекспира есть такая особенность: каков бы ни был отрезок времени, когда происходит действие, в течение его человек проходит свой жизненный путь. Жизнь героев шекспировских трагедий начинается с того момента, когда они оказываются вовлеченными в драматический конфликт. И действительно, человеческая личность раскрывает себя полностью, когда вольно или невольно вовлекается в борьбу, исход которой оказывается иногда для нее трагическим.

Перед нами прошла вся жизнь Гамлета. Да, именно так. Хотя действие трагедии охватывает всего несколько месяцев, но они и были периодом подлинной жизни героя. Правда, Шекспир не оставляет нас в неведении, каким был герой до того, как возникли роковые обстоятельства. Несколькими штрихами автор дает понять, какою была жизнь Гамлета до гибели его отца. Но всё предшествующее трагедии имеет мало значения, потому что нравственные качества и характер героя выявляются в процессе жизненной борьбы. Конечно, не безразлично, каким был датский принц до событий, с которых начинается трагедия, нам он открывается уже тогда, когда жизненные потрясения вызвали перемены в его взглядах и поведении.

Двумя средствами знакомит нас Шекспир с прошлым Гамлета: его собственными речами и мнением о нем других.

Из слов Гамлета "я утратил свою веселость, забросил все привычные занятия" (II, 2, 306-307) легко сделать вывод о душевном состоянии Гамлета-студента. Он жил в мире интеллектуальных интересов. Не случайно Шекспир-художник избрал именно Виттенбергский университет для своего героя. Слава этого города основывалась на том, что именно здесь Мартин Лютер 31 октября 1517 года прибил к дверям собора свои 95 тезисов, направленных против римско-католической церкви. Когда в специальной булле папа римский осудил его, Лютер сжег в 1520 году этот документ. Виттенберг стал, благодаря этому, синонимом духовной реформации XVI века, символом свободной мысли. Не принцы, не придворные составляли круг, в котором вращался Гамлет, а его товарищи по университету. При всей экономии, необходимой для драмы, Шекспир ввел в число действующих лиц трех однокашников Гамлета по университету - Горацио, Розенкранца и Гильденстерна. От этих последних мы узнаем, что Гамлет был любителем театра. При этом он не ограничивался посещением спектаклей, но был вхож за кулисы, лично знал актеров. Нам известно также, что Гамлет не только читал книги, но и сам писал стихи. Этому обучали в тогдашних университетах. В трагедии есть даже два образца литературного письма Гамлета: любовный стишок, адресованный Офелии, и шестнадцать стихотворных строк, вставленных им в текст трагедии "Убийство Гонзаго".

Автором подчеркнута интеллектуальность Гамлета, его широкий интерес к культуре и особенно к искусству (литература, театр). Но это далеко не весь Гамлет.

Шекспир представил его типичным "универсальным человеком" эпохи Возрождения. Именно таким рисует его Офелия в уже цитированных словах, жалея его, лишившись рассудка, Гамлет утратил свои прежние качества:

О, что за гордый ум сражен! Вельможи,

Бойца, ученого? взор, меч, язык;

Цвет и надежда радостной державы,

Чекан изящества, зерцало вкуса,

Пример примерных.

II , 1, 18?162

Гамлет изображен последователем принципов гуманизма. Как сын своего отца, он должен отомстить его убийце и полон ненависти к Клавдию. Более того, как человек широкомыслящий, Гамлет осознает, что Клавдий не только сам злодей, но и рассадник зла в стране. Он совратил не только мать принца, но и всех вокруг, заставлял служить ему, вовлекая в общую пучину зла. Это изображено в трагедии весьма наглядно. Пособниками Клавдия становятся Полоний, Розенкранц и Гильденстерн, Лаэрт и даже Офелия.

В сознании Гамлета возникает глубочайшее противоречие. Отомстить за отца его священный долг, уничтожить Клавдия необходимо, ибо он сеет повсюду зло. Но осуществить стоящую перед ним задачу Гамлет может только убийством, то есть должен совершить то самое зло, которое вызвало его глубочайшее возмущение.

Гамлет ведет борьбу, морально уничтожает тех, кто предает человеческое достоинство, наконец, пускает в ход и оружие. Гамлет хотел бы исправить мир, но не знает как! Он осознает, что простым кинжалом. Убив себя, не уничтожишь зла. А можно ли его уничтожить, убив другого?

Дли правильного понимания героя необходимо учитывать еще два важных обстоятельства. Первое из них - рыцарственность Гамлета и его высокое понятие о чести. Шекспир не случайно выбрал в герои принца. Отвергая мракобесие средних веков, - гуманисты отнюдь не зачеркивали того ценного, что видели в наследии этой эпохи. Уже в средние века идеал рыцарственности был воплощением высоких нравственных качеств. Реальное рыцарство было далеко не идеально, но в его среде появились люди и у них были свои певцы, которые требовали сочетания воинской доблести с защитой слабых и обиженных. Идеал мужественного, справедливого, доброго рыцаря во многом предвосхищал гуманистические представления о том, каким должен быть подлинный человек. Не только в литературе, но и реально в эпоху Возрождения эта тенденция имела место. Среди английских гуманистов именно таким идеальным рыцарем считался сэр Филип Сидни (1554-1586) ? воин, ученый, поэт, романист, автор "Защиты поэзии". Он пал в битве тридцати двух лет.

Между рыцарственностью Гамлета и его гуманизмом нет противоречия. Они сочетаются органически. Среди важнейших идеалов рыцарства была верность вообще, а в любви особенно. Не случайно именно в рыцарские времена возникли прекрасные предания о верной любви, как, например, история Тристана и Изольды, В этом предании воспевалась любовь не только до смерти, ной за гробом. Гамлет переживает измену матеря и как личное горе, и как измену идеалу верности. Всякая измена? любви, дружбе, долгу - расценивается Гамлетом как нарушение нравственных правил рыцарства.

В связи с этим весьма показательно отношение Гамлета к Фортинбрасу. Он для него рыцарь чести. Дружина Фортинбраса вызывает у Гамлета восхищение:

Вот это войско, тяжкая громада,

Ведомая изящным, нежным принцем,

Чей дух, объятый дивным честолюбьем,

Смеется над невидимым исходом,

Обрекши то, что смертно и неверно,

Всему, что могут счастье и опасность,

Так, за скорлупку.

VI , 4,47-53

Фортинбрас обрисован как рыцарь, искатель приключений, смело ищущий повода показать свою доблесть. Им движет честолюбие, отнюдь не считавшееся у рыцарей пороком. Наоборот, в нем видели высокую добродетель, и именно так оценивает стремление норвежского принца к подвигам и славе его датский собрат. По словам Гамлета, Фортинбрас движим "божественным честолюбием"-divine ambition.

Рыцарская честь не терпела никакого, даже малейшего ущерба. Именно из этого исходит Гамлет, говоря:

Истинно велик,

Кто не встревожен малою причиной,

Но вступит в спор из-за былинки,

Когда задета честь.

IV , 4, 53-56

Себе Гамлет ставит в упрек именно то, что он медлит, когда его честь задета не пустяковыми причинами, тогда как воины Фортинбраса "ради прихоти и вздорной славы // Идут в могилу." (IV, 4, 56-62).

Гамлет отнюдь не осуждает этими словами Фортинбраса, он лишь подчеркивает, насколько его повод для действий более велик, чем у норвежского принца. Как мы знаем, именно тогда, видя прохождение норвежских воинов, Гамлет окончательно созревает для мести: "О мысль моя, отныне ты должна // Кровавой быть, или прах тебе цена!" (IV, 4, 65-66).

Однако здесь необходимо отметить явное противоречие. Одним из правил рыцарской чести является правдивость. Между тем для осуществления первой части своего плана и чтобы удостовериться в вине Клавдия, Гамлет прикидывается не тем, каков он на самом деле. Как это ни покажется парадоксальным, Гамлет решает прикинуться сумасшедшим, и это именно то, что наименее задевает его честь. Гамлет ставит рядом "природу, честь", и, может быть, не случайно "природа" стоит на первом месте, ибо в его трагедии прежде всего оказывается задетой именно природа человека. Третья причина, называемая Гамлетом, не "чувство" вообще, - чувство обиды, оскорбления. Ведь сказал же принц о Лаэрте: "В моей судьбе я вижу отраженье Его судьбы!" (V, 2, 76-77). И действительно, у Гамлета убийством его отца тоже задета природа, то есть его сыновнее чувство, и честь.

5. Эстетические проблемы

5.1 Язык и стиль

Большая часть текста написана белыми стихами, но в некоторых сценах персонажи говорят прозой. Соотношение стиха и прозы в пьесах Шекспира составляет довольно сложную проблему, в "Гамлете" она решается просто.

Все прозаические диалоги имеют комическую тональность. Всюду, где Гамлет, разыгрывая сумасшедшего, беседует с Полонием, Розенкранцем и Гильден-стерном, Офелией, королем, Озриком, он говорит прозой и смеется над ними, его речь полна сарказмов, сатирических замечаний. В этом легко убедиться, обратившись к соответствующим местам текста: вторая сцепа второго акта (172-439) содержит насмешки Гамлета над Полонием, шутливую беседу с бывшими товарищами по университету, затем доброжелательный, но не лишенный насмешливости прием актеров (440-471), распоряжение Гамлета Полонию хорошо принять всю труппу (440-471); беседа принца с Офелией полна сарказмов (III, 1, 103-157).

Советы Гамлета актерам содержат сатирические выпады против дурной манеры игры (III, 2, I-50); до и во время представления "мышеловки" беседа Гамлета с матерью, Офелией, королем полна едких замена-. ний (III, 2, 97-147, 233-265), таков же разговор о флейте с Розенкранцем и Гильденстерном (III, 2, 360--389), издевка над Полонием по поводу того, на что похоже облако (III, 2, 390-405). Язвительными насмешками полны ответы принца, когда его допрашивают, где он спрятал труп Полония (IV, 2, 1-33; 3, 17-55). Юмор, сатира, ирония звучат в разговоре могильщиков с Гамлетом (V, 1, 1-240), пародийный и сатирический характер имеет беседа с Озриком (V, 2, 81-202). Из прозаических диалогов только два свободны от такого тона: письмо принца Горацио (IV, 6, 6-31), его же беседа с другом перед поединком (V, 2, 203-235), но, уведомляя короля о своем возвращении, Гамлет не мог отказать себе в иронии (IV, 7, 43-48).

Исследователи шекспировского стиля отмечают в "Гамлете" пять различных типов прозы:

1) в формальных документах, то есть письмах Гамлета,

2) в диалогах людей низшего сословия (могильщики),

3) в простой разговорной речи (Гамлет и актеры, Гамлет и Горацио),

4) в речах, свидетельствующих о помрачении рассудка (несколько реплик Офелии и Гамлета),

5) особое место в прозе принадлежит словам Гамлета о том, что небо, земля и люди уже больше не радуют его (II.2, 306-322). Здесь проза Шекспира достигает подлинно поэтической возвышенности и красоты.

Вариации прозы содействуют нашему понятию разнообразия стиля речи действующих лиц, но еще больше ощущается контраст между двумя основными элементами языка трагедии - прозой и стихами. При этом иногда переход от стихов к прозе служит ослаблению трагического напряжения или предварением патетических сцен, в других случаях проза тоже приобретает напряженно драматическое звучание (разрыв Гамлета с Офелией, III, 1, 102-157; дерзкие ответы принца королю, IV, 3, 20-39).

Стихотворная речь преобладает в "Гамлете". Белый стих Шекспира достиг здесь необыкновенного многообразия н гибкости. В больших стихотворных речах звучит различная тональность: страсть, патетика, рассудительность, ирония, эпическое спокойствие - всего не перечислишь. Особенно примечательно, что, читая и слушая, мы начинаем воспринимать стихотворную речь как нормальную, она кажется разговорной, и мы забываем об условности поэтического языка трагедии, настолько она звучит естественно.

"Гамлет" содержит своего рода антологию английского театра эпохи Возрождения. Шекспир отразил в этой трагедии три стадии английского ренессансного театра. Первая, самая ранняя стадия представлена наивной, прямолинейной трагедией "Убийство Гонзаго". В таком духе писали и играли пьесы в 1560-1570-х годах зачинатели светского гуманистического театра. Здесь нет особых хитросплетений сюжета, психология персонажей еще очень проста, обилие моральных сентенций напоминает тот жанр, с которого начиналась гуманистическая драма - моралите.

Следующей стадией развития ренессансной драмы была риторическая трагедия и комедия. "Университетские умы" Кристофер Марло, Роберт Грин, Томас Кид и другие отказались от старого "прыгающего" рифмованного стиха, заменив его белым стихом. Они наполнили речи персонажей различными приемами риторики и придали звучанию стиха мощь и силу. Эту стадию поэтической драмы английского Возрождения представляет монолог из трагедии "Дидона", который читает актер по просьбе Гамлета.

Наконец, сама трагедия воплощает стилевые принципы третьего, высшего периода английской драмы, отмеченного творчеством самого Шекспира.

5.2 Трагическое в "Гамлете"

В истории искусства было две эпохи высшего расцвета трагедии - в глубокой древности в V веке до н.э. и в начале нового времени в XVII веке. Трагедии Шекспира принадлежат к высшим явлениям данного искусства. В творчестве самого Шекспира трагическое проявлялось разнообразно. "Гамлет" занимает в нем срединное место, отличаясь как от его ранних трагедий, так и от тех, которые были созданы после истории принца Датского.

Как мы уже видели, действие трагедии не сплошь наполнено ужасами. В ней есть сравнительно спокойные моменты и даже сцены, сильно окрашенные юмором или сатирой. "Король Лир" и "Макбет" - более "страшные" трагедии, их общая атмосфера мрачнее. Тем не менее "Гамлет" отвечает всем главным признакам трагедии.

События, происходящие здесь, с самого начала осенены видением смерти. После кульминационных сцен третьего акта смерти следуют одна за другой: заколот Полоний, тонет Офелия, умирает отравленная королева, гибнут от меча и яда Лаэрт, Клавдий и Гамлет; в то время как на сцене уже лежат четыре трупа, послы из Англии сообщают о казни Розенкранца и Гильденстерна. Если считать и убийство старого короля, - девять смертей! Иначе как ужасной такую трагедию не назовешь.

Если бы они пали жертвами стихийного бедствия, с житейской точки зрения, это тоже было бы ужасно и мы сказали бы: "Произошла трагедия!" Однако в искусстве не всякая гибель является трагической. Люди, погибающие от катастроф, происшедших не по их воле, с точки зрения эстетики - жертвы бедствия, но не трагические герои.

Для того чтобы гибель человека, изображаемая в драме (или романе), была подлинно трагической, необходимы три предпосылки: особое состояние мира, называемое трагической ситуацией; выдающаяся личность, обладающая героической мощью; конфликт, в котором сталкиваются в непримиримой борьбе враждебные социальные и нравственные силы.

Трагическая ситуация в искусстве является в конечном счете отражением такого состояния, когда в мире происходит грандиозная социальная ломка. Поэтому расцвет трагедии приходится на переломные эпохи истории. Но не все переходные моменты социального развития порождали трагическое искусство. В классовом обществе, как показал К. Маркс, трагической является ситуация, когда гибнет многовековой уклад жизни, старый социальный строй, и на его место приходит новый. Как бы несправедлив ни был прежний строй жизни, он кажется людям старого закала лучшим, чем тот, который идет ему на смену. Свою гибель приверженцы уходящего мира считают неправомерной, видят в ней трагедию. И она действительно является трагической, потому что сдвиги, происходящие в социальном строе, несут гибель но только всему укладу жизни, но и людям, связанным с ним.

Подобные документы

    Гамлет - выразитель взглядов и идей эпохи Возрождения. Литературная полемика вокруг образа Гамлета. Шекспир писал о современной ему Англии. Все в его пьесе - герои, мысли, проблемы, характеры - принадлежит обществу, в котором жил Шекспир.

    реферат , добавлен 11.08.2002

    Основные факты биографии Уильяма Шекспира - наиболее известного английского поэта и драматурга. Репутация и критика, сомнения вокруг личности поэта. Вопросы периодизации творчества. Язык драматургических произведений автора. Идеи эпохи Возрождения.

    презентация , добавлен 09.12.2014

    Лев Толстой и его литературно-эстетические взгляды. Основные положения критического отзыва о пьесе Шекспира "Король Лир". Социально-политические конфликты эпохи Возрождения. Анализ парадоксального текста. Шекспиризация и шекспиризм в Европе и в России.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Уильям Шекспир в контексте английской культуры и мировой литературы. Краткий обзор его жизненного и творческого пути. Особенности развития европейской литературы ХХ века. Анализ популярных произведений поэта и драматурга в контексте школьной программы.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2015

    Франческо Петрарка как основоположник послесредневекового гуманизма. Джованни Боккаччо и "Декамерон" как главное произведение его жизни. Литература французского Возрождения. Вершина английского возрождения, анализ и исследование творчества Шекспира.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2013

    Эстетические категории трагического и комического, составляющие двеглавные струи, питающие все драматургическое творчество Шекспира. Трагедийная и комическая основы в исторических хрониках. Психологический феномен средневековой культуры - фигура буффона.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2015

    Шекспир и его творчество. Создание Шекспиром "Виндзорских проказниц". Отношение Марии Николаевны Ермоловой к Шекспиру как к художнику. Действующие лица Шекспировских произведений и их близость с живыми людьми. Содержание пьесы "Виндзорские кумушки".

    реферат , добавлен 24.05.2009

    Специфические признаки и особенности эпохи Возрождения, ее место и значение во всемирной истории. Культурное наследие Возрождения, представители и шедевры, характерные черты литературы. Преобразования в искусстве с переходом к новому восприятию мира.

    реферат , добавлен 14.09.2010

    Античное наследие в литературе эпохи Возрождения. Ранние поэмы Вильяма Шекспира, его место в истории английской литературы. Анализ жанровых особенностей поэм "Венера и Адонис". Особенности художественной интерпретации античного сюжета о Лукреции в поэме.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2014

    Биография Уильяма Шекспира - великого английского драматурга и поэта. Английская драма и театр Уильяма Шекспира, его стихотворения и поэмы, произведения в других видах искусства. Биографические загадки и тайны, связанные с жизнью и творчеством Шекспира.

5-8 классы

9-11 классы

Первый этап (подготовка восприятия)

Текст, предваряющий художественное произведение. Он невелик и содержит самые различные сведения: историческую справку, описание судьбы произведения, эпизоды из биографии писателя и др.

Глава учебника, посвященная жизни и творчеству писателя. Задача такой главы (или ее параграфов) – подготовить адекватное восприятие текста при чтении (отчасти этому помогают вопросы и задания, предложенные в конце главы).

Второй этап (формирование восприятия при чтении)

В учебниках-хрестоматиях этих классов находится сам текст, сноски, которые помогают осмыслить этот текст, вопросы и задания, которые рассчитаны именно на помощь в процессе чтения

Эта часть работы протекает вне урока и поэтому требует особого внимания и не столько контроля, сколько помощи. Учитель при этом часто обращается к использованию комментированного чтения, установочным вопросам, поэтапной проверке хода чтения.

Третий этап (углубление восприятия в процессе анализа)

Большая часть методического аппарата учебников-хрестоматий ориентирована на этот этап работы. На него же направлены усилия всех авторов методических рекомендаций: имеются в виду и методические руководства по классам, и тематические труды, и описание передового опыта.

В последние годы в учебниках старших классов появились вопросы и задания, завершающие монографические и обзорные темы. Но основной корпус материалов такого рода содержат методические руководства и рекомендации, в которых используется описание передового опыта.

Четвертый этап (этап итогов)

В ряде учебников-хрестоматий есть попытка выделить в отдельный раздел итоговые задания, способствующие более четкой фиксации целостного восприятия художественного произведения. Оно возникает в результате совместных усилий класса и учителя, но прежде всего-автора, которому помогают и составители учебников, и авторы литературоведческих и методических трудов.

Итоговые задания, которые появились в последние годы в учебниках старших классов, содержат и те вопросы и задания, которые рассчитаны на подведение итогов, суммарное осмысление всего произведения в целом.

Вопрос о нравственном идеале Шекспира

Вопрос о нравственном идеале Шекспира вызывает большие затруднения. Они отмечают, что его идеал- человек умный, благородный, образованный, но утверждение это лишено конкретности, так как современному школьнику не всегда понятны требования к личности в эпоху Возрождения.

Следовательно, нравственные идеалы автора, а также тема, идея, замысел произведения не воспринимаются учащимися до работы с учителем достаточно четко. Поэтому учитель, опираясь на изученный на уроках истории материал об эпохе Возрождения, прежде всего освещает на первом же занятии основные идеи гуманистов в социальной и религиозной областях и базирующиеся на этих идеях нравственные принципы. Он указывает, что эпоха Возрождения низвергла мрачное засилье церкви и провозгласила идею античности о гармоническом развитии человека. В пособии для учащихся старших классов отмечена, что «принцип свободного развития человеческой личности становится идейным знаменем Возрождения». Человек вновь получает право открыто высказывать свои мысли, опровергать, сомневаться, постигать неведомое. Критический ум при широкой образованности-вот одна из главных черт человека эпохи Возрождения. Если человек умеет мыслить и чувствовать, то, с точки зрения гуманистов, он прекрасен, кто бы он ни был, к какому бы сословию ни принадлежал.

По своим нравственным принципам Шекспир был достойным сыном своей эпохи. «Враг средневековых представлений о наследственном благородстве, религиозного фанатизма, расовых предрассудков и т.п., Шекспир в своих произведениях объективно утверждает принцип равенства, моральной равноценности людей всех сословий, всех рас и вероисповеданий»,- пишет А.Смирнов во вступительной статье к собранию сочинений драматурга. Шекспир всегда горячо сочувствует молодым героям, и особенно героиням, защищающим свое чувство от домостроевского уклада. А.Смирнов указывает также, что Шекспир очень высоко ценит «правду в человеческих отношениях, правдивость мыслей и чувств».

«Призрак

Я дух, я твой отец.

Притворенный по ночам

скитаться,

А днем томиться посреди огня.

Пока грехи моей земной природы

Не выжгутся дотла…..»

« Лаэрт

Его кончина, тайна похорон.

Где меч и герб костей не осеняли

Без пышности, без должного

обряда

Взывают громко от небес к

земле».

2.Испытывают ли герои сомнение перед мщением?

« Гамлет

Дух представший мне,

Быть может, был и дьявол….

и возможно…..

Меня он в гибель вводит. Мне

нужна

Верней опора.

« Лаэрт

Как умер он? Я плутен не

стерплю.

В геенну верность! Клятвы к

черным бесам!

Боязнь и благочестье в бездну

Безди!...

Король

Кто тебя удержит?

Лаэрт

Моя лишь воля…»

3. Какие нравственные качества Гамлета и Лаэрта раскрываются в их высказываниях?

« Гамлет

Назовите меня каким

угодно инструментом,-

вы хоть и можете меня

терзать, но играть ко мне

не можете»

« Лаэрт

Государь, я с вами;

Особенно, когда бы вы избрали

Меня своим орудьем»

Созданные три с лишним века назад трагедии, исторические хроники и комедии Шекспира живут до сих пор, волнуют и потрясают воображение зрителей. Лучшие театры мира и выдающиеся актеры поныне считают для себя экзаменом и счастьем поставить и сыграть шекспировский спектакль.

Увидев такой спектакль или просто прочитав пьесу Шекспира, вы захотите, наверное, узнать побольше о том, кто создал эти произведения. Но это не так просто.

О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений. Шекспир не писал воспоминаний и не вел дневника. Нет у нас его переписки с современниками. Не сохранились и рукописи пьес Шекспира. До нас дошло лишь несколько документов, в которых упоминаются разные обстоятельства его жизни. Каждый из этих документов, даже если в нем лишь несколько слов о Шекспире, исследован и истолкован. Редчайшими историческими ценностями считаются те немногие клочки бумаги, на которых рукой Шекспира написано несколько строк или просто стоит его подпись.

Нужно было положить очень много труда, чтобы мы могли прочитать теперь о Шекспире то, что должен знать о нем каждый образованный человек.

Вильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в маленьком английском городке Стратфорде, расположенном на реке Эйвон. Его отец был ремесленником и купцом. Рассказ о детстве и юности Шекспира полон красочных подробностей. Однако наука не может признать их вполне достоверными. Когда Шекспиру было немногим более 20 лет, ему пришлось внезапно покинуть Стратфорд. Молодой Шекспир отправился в Лондон.

Оказавшись в незнакомом городе без средств, без друзей и знакомых, он, как утверждают распространенные предания, зарабатывал первое время на жизнь тем, что караулил у театра лошадей, на которых приезжали знатные господа. Позже Шекспир стал служить в театре. Он следил, чтобы актеры вовремя выходили на сцену, переписывал роли, случалось, заменял суфлера. Словом, задолго до того, как великий драматург вывел на сцену своих героев, он узнал нелегкую закулисную жизнь театра.

Прошло несколько лет. Шекспиру начали поручать маленькие роли в театре, позднее получившем название "Глобус ", спектакли которого пользовались успехом в Лондоне. Актером Шекспир так и не стал, но его высказывания об актерском искусстве, а главное, великолепное мастерство в построении пьесы, свидетельствуют о поразительном знании законов сцены.

Впрочем, Шекспир писал не только пьесы. Его стихотворения - сонеты пленяли современников и продолжают пленять потомков силой чувств, глубиной мысли, изяществом формы. Читатели могут особенно хорошо оценить шекспировские сонеты, благодаря превосходным переводам.

Но главным делом для Шекспира, страстью всей его жизни была работа драматурга, создание пьес. Огромно мастерство Шекспира как драматурга. Язык его трагедий отличается необыкновенным богатством и красочностью. Его драматургия занимает почетное место в репертуаре театров всего мира.

Ликующая радость жизни, прославление здравого, сильного, отважного, ярко чувствующего, смело думающего человека - вот основное в первых пьесах Шекспира - комедиях: "Укрощение строптивой", "Комедия ошибок", "Сон в летнюю ночь", "Много шума из ничего", "Двенадцатая ночь", написанных в 1593-1600 гг. В них выражена важная для эпохи Возрождения мысль: человека нужно судить не по платью, не по знанию, не по сословию и богатству, а по его поведению и личным качествам.

Трудно найти в мировой драматургии пьесу такую же сказочно - веселую, ясную, волшебную, как "Сон в летнюю ночь". Поэтичное воображение Шекспира породило в ней фантастические, близкие к народным сказкам образы Горчичного Зернышка, Паутинки, Мотылька. Их участие в судьбе любящих приводит к счастливой развязке.

Но благородным гуманистическим идеям Возрождения не суждено было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с горечью это ощущает. В его следующих пьесах тоже выражены идеи Возрождения, но краски пьес становятся мрачнее. Он изображает столкновение прекрасных идеалов Возрождения с суровой деятельностью. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели героев, особенно дорогих ему, воплощающих светлые гуманистические идеи.

Юный Ромео и Джульетта - герои первой великой трагедии Шекспира (1594) - пламенно любят друг друга. Любовь их наталкивается на непреодолимую преграду - старинную вражду семейств. В неравном поединке с вековыми предрассудками, с кровавыми и бессмысленными законами, Ромео и Джульетта гибнут. Но в их любви, не смерившейся с предубеждениями старины, заключена высокая нравственная победа.

Пьесы Шекспира шли на сцене лондонского театра "Глобус". Театр " Глобус" был похож на круглый загон под открытым небом. Приезжий иностранец, посетивший в 1599 г. первое представление Шекспира "Юлий Цезарь", назвал театр "Глобус" домом с соломенной крышей - он имел в виду крышу над сценой. Свое название театр получил от статуи Геркулеса, поддерживающего плечами земной шар.

После постановки "Юлия Цезаря" с 1601 по 1608 гг. Шекспир создал самые великие свои трагедии: "Гамлет", "Король Лир", "Макбет", "Отелло".

Датский принц Гамлет горько скорбит об умершем отце. Но вдруг он с ужасом узнает: он не умер, он был убит. Убийца - родной брат убитого, дядя Гамлета - не только унаследовал престол покойного короля, но и женился на его вдове - матери Гамлета.

В трагедии изображено, как Гамлет вначале обличает лицемерие коронованного преступника, а затем и мстит ему за смерть отца. Но это только внешние события пьесы.

Трагедия рисует сложные и трудные раздумья благородного человека о природе зла, о порочном королевском дворе, о лжи, таящейся в дворцовых стенах, о болезнях, которыми поражен век, словно бы " вывихнутый в своих суставах". Великий русский критик В.Г. Белинский писал о Гамлете: "Это душа, рожденная для добра и еще в первый раз увидевшая зло во всей его гнусности".

Одиночество Гамлета - это одиночество человека, который опередил свое время, находится с ним в трагическом разладе и потому погибает.

В последние годы творчества Шекспира (1608-1612) его пьесы приобретают иной характер. Они удаляются от реальной жизни. В них звучат сказочные, фантастические мотивы. Но и в этих пьесах - "Перикл", "Зимняя сказка", "Буря" - Шекспир осуждает деспотизм и своевластие, встает на защиту дорогих ему идеалов, прославляет силу любви, веру и лучшие побуждения человека, утверждает естественное равенство всех людей. Восклицание героя одной из этих пьес: "Как прекрасно человечество!" - может служит знамением эпохи Возрождения, подарившей миру Шекспира.

В 1612 году Шекспир написал свою последнюю пьесу "Буря". Вскоре он оставил театр. Может быть Шекспир пережил разочарование в английском театре, уходившем от того великого пути, по которому он его вел.А может быть в годы молчания он вынашивал замыслы новых гениальных созданий, которым так и не суждено было появиться.

Шекспир умер в 1616 году, в день, когда ему исполнилось 52 года. Он был похоронен в церкви родного Стратфорда, куда до сих пор приезжают почитатели его таланта со всех концов мира, чтобы поклониться могиле великого драматурга, посетить дом, где он жил, посмотреть его пьесы в Стратфорском мемориальном театре, где ставят только пьесы Шекспира.

Сочинение


Расцвет английской драмы начался в конце 1580-х годов, когда появилась плеяда писателей, называемых теперь «университетскими умами»: Кристофер Марло (1564-1593), Томас Кид (1558-1594), Роберт Грин (ок. 1560-1592), Джон Лили (ок. 1554-1606) и несколько других. Вехами, обозначающими начало этого расцвета, явились две трагедии - «Тамерлан Великий» (1587) К. Марло и «Испанская трагедия» Т. Кдда (ок. 1587). Первая положила начало кровавой драме, вторая - жанру трагедий мести.

Есть все основания считать, что Шекспир начал драматургическую деятельность ок. 1590 года. В первый период творчества он создал ряд кровавых исторических драм - трилогию «Генри VI» и «Ричард III» и трагедию мести «Тит Андроник». Первые комедии Шекспира «Комедия ошибок» и «Укрощение строптивой» отличались довольно грубым комизмом, близким к фарсам.

В 1593-1594 годах наметился перелом. Хотя Шекспир никогда не отказывался от фарса и клоунады, в целом его новые комедии «Два веронца», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь», «Виндзорские насмешницы» отличаются тонким юмором. В них преобладают авантюрно-приключенческие мотивы и господствует тема любви.

Большинство исторических пьес этого периода окрашены верой в торжество лучших начал в государственной жизни, что особенно заметно в трех пьесах-хрониках- «Генри IV» (две части) и «Генри V». Хотя и в них непременным элементом действия является драматическая борьба между феодалами, в них примечательна изрядная доля юмора. Именно в «Генри IV» появляется образ Фальстафа - шедевр шекспировского комизма.

Единственная трагедия этого периода, длящегося до конца XVI столетия,- «Ромео и Джульетта» (1595). Ее действие проникнуто глубоким лиризмом, и даже гибель юных героев не делает эту трагедию безысходной. Хотя Ромео и Джульетта погибают, над их трупами происходит примирение враждующих семейств Монтек-ки и Капулетти, любовь одерживает нравственную победу над миром зла.

Трагедия «Ромео и Джульетта» воплощает оптимистическую настроенность Шекспира во второй период. В комедиях и единственной трагедии этих лет гуманность торжествует над дурными началами жизни.

На рубеже XVI-XVII столетий в умонастроении Шекспира происходит новый перелом. Первые признаки его ощущаются в исторической трагедии «Юлий Цезарь» (1599). Ее истинный герой, однако, не великий полководец, а другой римский деятель - Брут, заклятый враг тирании. Он примыкает к заговору против Цезаря, стремящегося к единоличной деспотической власти, и участвует в убийстве его. Приверженцы Цезаря, и в первую очередь Марк Антоний, демагогическими речами обманывают народ, римляне изгоняют Брута. Благородный герой терпит поражение и кончает самоубийством. Победа достается сторонникам тирании. Трагедия состоит в том, что народ (а именно он играет решающую роль в этой трагедии) не созрел до понимания того, кто является его истинными и кто мнимыми друзьями. Исторические условия сложились неблагоприятно для тех, кто желал утвердить в жизни благородные идеалы, и это выражено в «Юлии Цезаре».

Как и другие представители нового мировоззрения, Шекспир верил, что лучшие начала должны восторжествовать над злом. Однако ему и его поколению пришлось убедиться в том, что жизнь шла иным путем. Три века развивался европейский гуманизм, проповедуя необходимость переустройства жизни на новых, более человечных началах. Пора было бы увидеть следствия этого. Вместо этого все больше проявлялись отрицательные черты буржуазного развития во всех сторонах жизни. К пережиткам прежних феодально-монархических несправедливостей добавилась всеразрушающая сила золота.

Шекспир всей душой почувствовал, что гуманистические идеалы не могут быть осуществлены в жизни. Это получило выражение в 66-м сонете. Хотя большей известностью пользуются его переводы, принадлежащие С. Маршаку и В. Пастернаку, привожу еще один вариант:

* Я смерть зову, глядеть не в силах боле,
* Как гибнет в нищете достойный муж,
* А негодяй живет в красе и холе;
* Как топчется доверье чистых душ,
* Как целомудрию грозят позором,
* Как почести мерзавцам воздают,
* Как сила никнет перед наглым взором,
* Как всюду в жизни торжествует плут,
* Как над искусством произвол глумится,
* Как правит недомыслие умом,
* Как в лапах зла мучительно томится
* Все то, что называем мы добром.
* Когда б не ты, любовь моя, давно бы
* Искал я отдыха под сенью гроба.
* Перевод О. Румера

Вероятно, сонет был написан в конце 1590-х годов, когда начался перелом в умонастроении Шекспира, приведший к созданию трагедии «Гамлет». Она была создана, по-видимому, в 1600-1601 году. Уже в 1603 году появилось первое издание трагедии. Оно было выпущено без разрешения автора и театра, в котором шла пьеса, и называлось кварто 1603 года.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса