Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Нарисованная радость как описана главная героиня. “Эти персонажи дались нам труднее всего”

Инструкция

Характеристика героев может быть двух видов: индивидуальная и сравнительная. Если вам нужно составить индивидуальную характеристику героя , начните с описания исторической эпохи, о которой идет речь в произведении. Это имеет важное значение, так как позволяет объяснить многие поступки героя . Расскажите о социальном положении героя . Опишите среду, в которой он воспитывался и в которой формировался его характер. Например, Евгений Онегин рос в среде светского общества, что отразилось на его характере, образе жизни, отношении к женщинам. Вы знаете, что ему наскучила светская жизнь, надоели красавицы из высшего общества, пустое . Поэтому он увлекся Татьяной Лариной, так не похожей на них.

Подробно опишите в характеристике героя , одежду, внешний вид, манеру поведения. Обычно манеры или какие-то необычные черты во внешности героя являются средством раскрытия характера. Например, Михаил Юрьевич Лермонтов в "Герой " подчеркивает во внешности Печорина противоречия: стройный, тонкий стан и широкие плечи, что доказывало крепкое сложение. Это помогает нам понять поступки героя , тоже противоречивые, неоднозначные.

Поступки героя , безусловно, необходимо описать в характеристике. Например, Печорин во время вздрагивал от шума ставен, но не боялся ходить на кабана. Особенности речи героя - важная составляющая характеристики героя . Так, любезно-сентиментальное отношение Манилова, героя Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души", раскрывается в его речи: "Я бы с радостью отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы".

Составляя характеристику героя , обратите внимание на персонажа, круг его интересов. Например, Пьер Безухов в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" является ищущим свой жизненный путь человеком. Автор описывает его поиски и душевные кризисы. Пьер проходит путь от увлеченности идеями Наполеона до осознания того, что является движущей силой . Образ Пьера показан в развитии. Если вы составляете характеристику этого героя , обязательно опишите его поиски жизненного пути.

Можно также отметить отношение автора к своему герою, если это просматривается в произведении. Например, если вы составляете характеристику Татьяны Лариной, героини Пушкина "Евгений Онегин", отметьте доброе, искреннее, бережное отношение к ней автора. "Татьяна, милая Татьяна...", - пишет А.С. Пушкин.

Сравнительная характеристика позволяет нам понять героя через сопоставление. Например, характеризовать Жилина, героя произведения Льва Николаевича Толстого "Кавказский пленник", необходимо через сопоставление с другим героем, Костылиным. Это позволит вам глубже осмыслить поступки героя и отразить в характеристике. В заключении характеристики вы можете написать и свое отношение к герою.

Источники:

Характеристика героя - достаточно распространенная форма проверки понимания текста или темы в целом. Такое задание вы можете получить на занятиях по литературе, литературному и лингвистическому анализам, а также на занятиях по иностранным языкам.

Инструкция

Охарактеризовать можно только такого героя , которого хорошо знаешь. Поэтому вам нужно в первую очередь как можно подробнее ознакомиться с содержанием того художественного произведения, по которому вам задали задание. Вам нужно разобраться с деталями и попытаться понять подтекст этого произведения. Также нельзя характеризовать героя в отрыве от других героев: все они тесно связаны и влияют друг на друга по мере развития сюжета.

Характеристику героя подчас не нужно выискивать в подтексте. В тексте присутствуют так называемые прямые характеристики: то, как отзывается о своем герое автор, как описывает его, и то, как отзываются о нём другие герои. Всё это нужно учитывать, когда дается персонажа. Ваш ответ по герою - это не просто ваши личные впечатления и выводы.

Сложнее найти в тексте и описать в связном тексте косвенные характеристики. Это - те выводы, которые может сделать достаточно читатель, ознакомившись с поступками героя и его . Здесь уже нужно более глубокое понимание . Никто уже не скажет: этот - красивый, этот - вежливый, а тот - груб с женщинами. Вам придется искать всё это самим и облекать в , подбирая наиболее подходящие эпитеты и развернутые характеристики.

Можно и выходить за рамки анализа -то одного произведения. Проследите развитие порученного вами образа в веках: может быть, по этой были сняты или мультфильмы, может быть, этот же персонаж появлялся в других литературных . Конечно, это более глубокий персонажа, более глубокое понимание произведения, и выполнение такой работы требует времени и старания, но и характеристика в конечном итоге получится более полной.

Видео по теме

Характеристика героя подразумевает составление как можно более полного его описания. Задача автора характеристики – систематизировать и обобщить информацию о герое, сделать из нее выводы. Такая работа покажет не только аналитические способности, а также мыслительные и речевые навыки пишущего.

Вам понадобится

Инструкция

Начните характеристику с того, как в произведении читатели знакомятся с героем. В каких условиях он появляется, какое создается впечатление при знакомстве с ним и какими художественными приемами пользуется при этом автор. Хорошим вступлением будет информация о прототипе героя, о том, как автору

Литература

5 - 9 классы

Вариант 1. Прозаический текст
Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные
вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом,
свободно, понятно, доказательно и грамотно.
Рекомендуемый объём – 250–300 слов.

Школьный этап. 8 класс
2
Вера Агафонова (р. 1979)
НАРИСОВАННАЯ РАДОСТЬ
Полукруглый лепесток, круглая выемка… Бумага вкусно похрустывает,
разделяясь под ножницами. Марина вслушивается в этот приятный хруст и
слегка даже отвлекается от своего дела. Ножницы соскальзывают, защемляя
нежную кожу на пальце. Мать, всевидящая и вездесущая, тут же восклицает
из-за спины:
– Мариночка, солнышко, аккуратнее! Побереги руки.
Мать права. Руки надо беречь. Они странные, эти руки: они могут
небрежно, как бы случайно, бросать на белый лист диковинные ягоды – и
с трудом удерживают чашку с чаем.
С ножницами они тоже особо не дружат, поэтому ножницы им мстят – вот
как сегодня, несмотря на это, приходится брать эту недружелюбную вещицу и
резать бумагу. Цветы – ромашки, орхидеи, маргаритки – рассыпаны по белому
полю; нужно собрать их, перевернуть наизнанку и написать на них загадки и
забавные задания.
Отец втискивается в дверь, жуя бутерброд, придирчиво разглядывает
маргаритки и припечатывает:
– Ерундой страдаешь, Маришка! Телевизор бы лучше глядела.
Марина смотрит на него – а глаза у неё огромные, в каждом – по
васильковому полю, – просто смотрит. Отец вздыхает и уходит досматривать
футбол.
Марина разворачивает ромашку, слегка покалеченную ножницами, и
надписывает: «Прочитай какое-нибудь стихотворение детским голосом».
И сама начинает мысленно цитировать: «Идёт бычок, качается, вздыхает на
ходу…». Бычок молодец – он качается, но пока идёт. «Сейчас я упаду…»
Раньше Марина тоже умела ходить, лет до шести. А потом какая-то
невидимая и неукротимая змея, пробуравив землю у Марининых ног, проникла
в её ступни и пробиралась всё выше и выше, заставляя девочку сначала
ковылять неуклюже, как бычок из стихотворения, а потом сесть в кресло и
больше уже не подняться. Но Марина рада, потому что у неё есть васильковые
глаза, которые видят прекрасный мир – намного прекраснее, чем видят все
остальные. Ещё у неё есть руки, которые не могут отпереть дверь квартиры, но
могут открыть волшебную дверцу в мольберте – и мир за ней еще более
удивителен. А ещё эти руки могут вынести этот огромный мир – поле в цветах,
небо, пронизанное солнечным светом, – и показать его всем тем, кто не замечал
такой красоты.
Сегодня Марина рисует свои цветы потому, что завтра у неё день
рождения. Придут гости – человек двадцать, не меньше. Они не будут
танцевать, потому что стесняются, значит, надо сделать так, чтобы им не было
скучно; тогда никто не будет молчать и украдкой поглядывать на её железный
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2017–2018 уч. г.
Школьный этап. 8 класс
3
капкан. «Это моя колесница!», – смеётся иногда Марина, и васильковые глаза
становятся темнее.
Мать берёт из буфета большое блюдо и начинает замешивать бисквит. На
стене, над её головой, висит картина – сиреневый луг, падающие звезды и
женщина – светлая, одинокая, осыпанная звездопадом. Марина смотрит на нее,
долго, безмолвно, а после спрашивает:
– Мама. Ты меня замуж выдашь?
Мать на секунду перестает размешивать тесто и тут же спокойно отвечает:
– Конечно, выдам. Как же?
Марина смотрит васильковыми глазами на светлую женщину, просто
смотрит. Где-то, наверно, есть принц на белом коне, только её железную
колымагу на этого коня явно не погрузят. Зато у неё есть хитрые руки, и
волшебный ключ-кисточка, им можно отпереть заветную дверцу – только
прикоснуться к мольберту. Можно позвать на сиреневый луг ослепительных
бабочек, и золотистых оленей с огромными грустными глазами, и дождь,
подсвеченный солнцем. И подарить всё это друзьям, которые придут завтра на
её день рождения – чтобы они радовались, и удивлялись, и смеялись, – и чтобы
всё это было искренне.
(2007)
1. Как описана главная героиня? Как она относится к своей болезни?
2. Какие детали в её портрете запомнились вам и почему?
3. Каково авторское отношение к своей героине?
4. Как описаны отец и мать Марины?
5. Какие слова и словосочетания повторяются в рассказе? Зачем это нужно
автору?
6. Почему действие рассказа разворачивается накануне дня рождения
героини?
7. Как вы понимаете название рассказа?

Студии Pixar просто невероятные персонажи. Сценарист “Головоломки” Ронни Дель Кармен объясняет, как же они были созданы.

Это история о том, что происходит в голове у девочки по имени Райли. Ей свойственны обычные для всех людей эмоции – Брезгливость, Печаль, Страх, Гнев и Радость. Особенность этих качеств в том, что они являются реальными персонажами, которые живут в голове у девочки и, соответственно, управляют её поведением.

Не каждый день дизайнеру персонажей приходится создавать абстрактных героев, так что мы были заинтригованы тем, как Pixar решил эту задачу. Вот пять вещей рассказанных нам Ронни Дель Карменом, которые могут вас удивить.

1. “Эти персонажи дались нам труднее всего”


Радость и Печаль

“Если вы думаете, что такие вещи, как визуализация подсознания, изображение абстрактного мышления и восстановление памяти – довольно трудное дело, представьте себе это же, но только с одним отличием – его нужно сделать понятным для детей. Это действительно непростое дело” – говорит Ронни Дель Кармен.

“Нам пришлось создавать персонажей, которых никто никогда не видел раньше, считайте, с нуля. И сделать так, чтобы их заботило то, о чем они должны заботиться в реальности. Мы поставили перед собой цель: выяснить можем ли мы создать связь между героями в голове маленькой девочки и самой, собственно, девочкой”.

2. “Это был доооолгий процесс”


Все фильмы, включая мультфильмы, делаются в общей сложности год, но “Головоломка” создавалась дольше, чем большинство: Pixar начал работу над мультфильмом в 2009.

“Этот мультик создавала маленькая армия, несущая в себе заряд креатива. Мы искали способы представить идеи моего содиректора, Пита Доктера, родившиеся в его голове” – объясняет Дель Кармен. “Мы объединились и попытались рассказать историю. Мне пришлось делать элементарные зарисовки того, как должны выглядеть герои и мир, в котором они будут жить – такие маленькие-маленькие рисуночки”.

“Потом к нам присоединился художник-постановщик и начал представлять себе весь остальной мир и то, как можно его визуализировать. Мы заполучили арт-директоров и дизайнеров, которые могли выходить за рамки и исследовать, например, как создаются и обрабатываются в голове воспоминания.

Так же аниматоры объясняли нам каждый свой шаг: что они хотят сделать и могут сделать с этими эмоциями. Все эти вещи происходили в синергии в течении длительного периода времени”.

3. “Некоторые созданные персонажи так и не попали в мультфильм”

“Мы нарисовали много персонажей, которые в итоге так и не попали в мультфильм” – показывает рисунки Дель Кармен. “С помощью мозгового штурма мы создали таких персонажей, как Надежда, Гордость и другие эмоции, которые могли бы быть в мультфильме, но не вписались в основную сюжетную линию в итоге”.
Вот концепт-арты для некоторых из этих потерянных персонажей:


“Мы полюбили их всех, но героев, которые приглянулись нам больше, мы сделали работниками “Департамента лиц” и “Департамента имен”. Это были институты, которые мы создали внутри долговременной памяти. Мы знаем, что бывают такие ситуации, когда люди быстро могут распознать лицо человека, но с именами все обстоит хуже. Таким образом, мы создали отдел внутри человеческого разума, отвечающий за лица, а потом отдел, который отвечает за имена. И эти ведомства не сотрудничают друг с другом, они буквально ненавидят друг друга. Вот почему бывает такое, что вы можете вспомнить лицо, но из-за дезорганизации Департамента Имен, вы не можете вспомнить нужное имя” – рассказывает Дель Кармен.

4. “Некоторые персонажи выглядят так, как были созданы изначально”

Хотя аниматоры потратили годы работы над деталями персонажей, некоторые из них в конечном итоге были очень близки к зарисовкам Дель Кармена и Пита Доктера.

“Пит долгое время рисовал Гнев в виде квадрата с негодующими глазами и опущенными уголками рта. Таким выглядел Гнев с самого начала. А потом дизайнеры решили сделать персонажей более конкретными, придать им больше реальности, так сказать”.

Вот мастер-класс Дель Кармена о том, как нарисовать Гнев

5. “Они слишком уставшие для того, чтобы делать сиквел”


Несмотря на то, что многие персонажи и сцены остались на “полу” в монтажной, Дель Кармен отклоняет любые попытки разговора о продолжении мультфильма: “Когда мы создавали мультфильм, мы пытались вписать в него все последовательности и возможные ситуации. Все наши усилия пошли на завершение этой истории и она вышла в мир всего несколько месяцев назад. Пять лет создания мультфильма… Это правда истощает. Так что нам нужно взять перерыв, уйти на каникулы. Я помогаю студии в различных маленьких проектах и мне этого пока что хватает”.

Если вы жаждете снова увидеть персонажей “Головоломки”, предлагаем вам посмотреть короткометражку, выпущенную Disney в августе, которая называется “Первое свидание Райли”.

https://youtu.be/r0qZEkXTGIc

Бонус: еще 5 интересных фактов о “Головоломке”

– По словам Пита Доктера, каждая эмоция была основана на определенном визуальном образе: Радость - на звездочке, Печаль - на слезе, Гнев - на огненном кирпиче, Страх - на натянутом нерве, Брезгливость - на брокколи (несмотря на то что, по признанию Пита, он сам очень любит брокколи).

Зелёное платье и синие волосы Радости были добавлены для того, чтобы сохранить отличие от героини из мультфильма “Питер Пен” Динь-Динь (хотя такой шаг привел к тому, что в первых статьях в прессе её сравнивали с Мардж Симпсон).

– Художник персонажей Альберт Лозано изначально набросал Печаль в пижаме, полагая, что подавленный человек будет оставаться в постели весь день.

– Шестой персонаж Сюрприз в конечном счете вошел в свойство Страха.

– В первом сне Райли фигурирует говорящая крыса (здесь - мышь) Реми из “Рататуя” (2007). Также в мультфильме появлялись два объекта из мультфильма “ВАЛЛ·И” (2008) - огнетушитель (им Радость тушила подпалённого Гневом Страха) и рваный ботинок (он был в мешке Бинго-Бонго). Одно из воспоминаний Райли - фотография на фоне статуи динозавра в пустыне по дороге в Сан-Франциско. Этот динозавр, скорее всего, - один из героев следующего мультфильма “Хороший динозавр” (2015).

СЕМЕЙНЫЕ ЧТЕНИЯ № 1

Урок нравственности. (По повести Элинор Портер «Поллианна»)


Возрождение традиций семейного чтения

Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падения престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.

Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объём памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободно писать и т.д.

Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой.

Современная школа основной своей деятельности имеет сферу знания: почти всё время, которое ребёнок находится в школе, у него уходит на упражнения по развитию мышления, разума, рассудка. Гораздо меньше внимания уделено воспитанию чувств, эстетическому воспитанию, реальному делу. Тем самым нарушается органичность развития человека, которое заключается в равномерном развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер (знания, творчества, практической деятельности).

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения . Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного, сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестаёт быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребёнка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребёнка является одной из важнейших задач социума.

Это одновременно и специфическая форма общения ребёнка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребёнка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.

Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку.

Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

Главное отличие семейных чтений от других его видов - классного, внеклассного и домашнего - состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребёнка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения – это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом которого является совместное прочтение произведения литературы.

Мациевская В.К.


7 бета класс. Урок по повести-феерии А.Грина «Алые паруса»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №6»


Урок нравственности.

(По повести Элинор Портер «Поллианна»).

«Семейные чтения»

Мациевская Валентина Керимбековна,

Учитель русского языка и литературы

Пермь, 2012

План внеклассного мероприятия «Семейные чтения».

Повесть Элинор Портер «Поллианна».

Урок нравственности.


Подлинная любовь рождается лишь в сердце,

пережившем заботы о судьбе другого человека.

В. А.Сухомлинский, великий педагог.

Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой -

отражающиеся в ней звёзды.

И.Кант, немецкий философ.

Эта книга без возраста и без настроения. Её можно и

грустно и когда всё отлично.

    Чтение притчи о двух волках (слайд-шоу, музыка Артемьева. Прогулка).

    О чем эта притча?

    От кого зависит, каким ты будешь человеком?

    Слово учителя о повести. (Эпиграфы)

    Презентация биографии Э.Портер (родители и ученики).

    Анализ повести по предложенным вопросам (родители и ученики).

    Нравственные характеристики Поллианны (карточки). Отобрать те, которые характеризуют Поллианну.

    Работа в группах «Как изменила Поллианна окружающих её людей (каждая группа представляет свой вариант).

    Встречали ли вы таких людей, как Поллианна?

10. Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?

11. Какие черты характера Поллианны хотели бы воспитать в себе?

12. Напишите на стикерах, какие черты характера Поллианны хотели бы воспитать в себе, а родители - пожелания ребятам. Приклейте стикеры на нарисованное на доске сердце (музыка Артемьева.Финал)

    Работа в группах «Игра в радость» (каждая группа представляет свой вариант).

    Работа в группах: нарисовать «радость» (каждая группа представляет свой вариант. Э.Артемьев Музыка любви)

    Оригами СЕРДЦЕ. Подарите сердечко товарищу по парте (песня Ровесники-ровесницы)

Рефлексия:

    1. Что понравилось?

      Хотели бы продолжить подобные мероприятия?

      Что могли бы посоветовать, предложить?


Элинор Портер. Повесть «Поллианна».

Страницы биографии писательницы.

Элинор (а точнее Элеанор) Хадсон Портер жила давно, далеко и недолго, всего 51 год. Она родилась 19 декабря 1868 года в Америке, в Нью-Гемпшире, в семье потомков первых английских переселенцев в Новый свет. Уже в детстве проявила недюжинные способности к пению, закончила бостонскую консерваторию, выступала в светских концертах, пела в церковном хоре, но, двадцати четырех лет выйдя замуж за бизнесмена и перебравшись на жительство в Нью-Йорк, предпочла музыке литературу и добилась в ней существенных успехов. Уже первые опубликованные произведения – рассказы 90-х годов и роман «Пересечь поток» (2907) – имели большой успех у читателей. В дальнейшем Портер выпускала по роману в год, книги её успешно расходились, привлекая внимание критики и читателей глубоко христианским осмыслением бытия, однако главной книгой писательницы, книгой, не только принесшей ей бешеную популярность при жизни, но и литературное бессмертие, стала повесть для детей «Поллианна», написанная в 1912 году и вышедшая в свет в 1913 году.

После выхода романа писательницу стали называть создателем самого оптимистичного литературного персонажа.

Элинор Портер писала этот роман в саду, разбитом прямо на крыше нью-йоркского дома. По словам автора, о лучшем кабинете она мечтать не могла. Место, где много воздуха, простора и зелени помогло главной героине стать веселой и жизнерадостной.

Книга сразу же встретила восторженный прием у читателей всех возрастов, и спрос на неё не могли удовлетворить миллионные тиражи (уже к 1920 году книга была переиздана 47 раз!). По всей Америке создавались «Клубы Поллианны». Знаменитая актриса немого кино Мэри Пикфорд заплатила Портер астрономическую по тем временам сумму за права на экранизацию по- вести. На Бродвее с шумным успехом шла пьеса «Поллианна» с Элен Хейз в заглавной роли.

Памятник Поллианне – девочка в развевающемся платье с широко распахнутыми, как крылья, руками - был открыт во дворе публичной библиотеки г. Литлетона (США) в сентябре 2002 года. Поклонники творчества Элинор Портер собираются здесь ежегодно в день Поллианны, и проводят литературные праздники.

Имя героини стало чрезвычайно популярным, его стали давать не только новорожденным младенцам, но и коммерческим фирмам, сортам молока и т.д.

В 1960 году на киностудии Уолта Диснея был поставлен фильм, и исполнительница главной роли, Хэйли Милз получила престижную премию. При работе над фильмом режиссеры не уложились в отведенное им время – киноверсия получилась на 20 минут длиннее. Но сам Уолт Дисней в виде исключения разрешил такую вольность – настолько он был доволен работой.

После выхода фильма брат Уолта Диснея, Рой Дисней, выпустил тысячу брелоков с изображением Поллианны и со словами Линкольна: «Когда вы ищете плохое в человеке, вы, несомненно, это найдете».

Современные художники создали компьютерную игру , придумали куклу с именем героини. В Московском Молодежном театре с успехом идет спектакль «Поллианна». Существуют музыкальные версии повести.

Писательница получила множество писем с просьбами продолжить историю её необычной героини, и в 1915 году появилась вторая книга – «Поллианна вырастает» тоже встреченная издателями и читателями с большим энтузиазмом.

Портер продолжала писать до самой своей смерти, и её новые произведения вызывали немалый интерес публики. Всего за годы своей писательской карьеры Портер создала четыре тома коротких рассказов и четырнадцать романов для детей и взрослых. К числу её самых известных произведений относятся «Просто Дэвид» 1916, книга о мальчике-сироте), «Путь к согласию» (1917), «О деньги, деньги!» (1918),Рассвет» (1919, о человеке, теряющем зрение), «Мэри-Мерайя» (1920, о маленькой дочке разведенных родителей) и др.

Умерла Элинор Портер 21 мая 1920 года. Некролог, напечатанный в «Нью-Йорк таймс» на следующий день после её смерти, носил краткий, но выразительный заголовок: « Умерла автор «Поллианны ».

Неслыханная популярность повестей о Поллианне привела к тому, что уже после смерти Портер ещё три писательницы (Вирджиния Моффат, Харриет Смит и Элизабет Бортон) поочередно создавали всё новые книги, объединенные образом главной героини, и описывающие её очередные приключения. Так появилась целая серия – «Радостные книги Поллианны».

Поллианна – некрасивая девочка с добрым сердцем, хорошим характером, болтушка, умеющая радоваться даже тогда, когда радоваться нечему и, мало того, своим примером возвращающая радость окружающим. У неё есть игра, которой научил девочку отец, бедный пастор маленькой церкви на дальнем западе. Когда в числе пожертвований в посылке вместо куклы, которую так хотелось получить крохотной Поллианне, оказались костыли, пастор, в полном согласии с христианским духом и буквой, сказал ребёнку, что лакать не надо, а надо радоваться тому, что костыли ей не нужны. Они, костыли, кстати, ещё сыграют свою роль и в первой, и во второй книгах. Но во всяком случае Поллианна и правда сумела обрадоваться, и с тех пор всегда играла в эту игру, когда ей было плохо. А плохо ей было, увы, слишком часто. Мама Поллианны умерла, когда она была совсем младенцем, а отец – когда девочке исполнилось десять лет. Других родственников она не знала, потому что мама, жившая в молодости в большой богатой семье на востоке США, вышла замуж за папу вопреки воле родителей и сестёр, и отношений семья пастора с родственниками жены не поддерживала. Какое-то время о девочке заботились чужие люди – дамы из благотворительного комитета, пока младшая сестра её матери, унаследовавшая всё состояние семьи, не согласилась исполнить свой долг и взять племянницу на воспитание.

Пережившая немало трагедий и крах собственной любви, замкнувшаяся на самой себе чопорная дама приняла 11-летнюю девочку, добиравшуюся до её дома через всю страну, холодно, строго и определила ей в богатом большом доме комнату на чердаке, где не было ни зеркала, ни ковра, ни штор и где запрещено было даже в жару открывать окна, потому что в них летели с улицы мухи, с которыми тётя Поли яростно боролась. Не имея собственных детей, эта, в сущности, неплохая женщина, просто о них ничего не знала, кроме того, что они по неосторожности могут испортить ковры или мебель, как ничего не знала о любви, которая умеет всё прощать и учит радоваться даже тому, что, в общем-то, не радует, например, детским проказам.

Впрочем, Поллианна скоро растопила этот холод и открыла сердце тётки для любви, хотя поначалу девочке пришлось нелегко. Нелегко, надо сказать, и читать обо всём этом. Одновременно, даже ещё раньше Поллианна покорила сердца слуг, работавших в доме, а потом сердца соседей, а потом и всех жителей городка. И всех она научила играть в свою игру, и каждому эта игра помогла справиться с болезнями, неприятностями и обидами.

Поллианна, таким образом, нашла много-много друзей и среди взрослых, и среди сверстников, а между делом изменила к лучшему не только характер тётушки, но и её судьбу. К несчастью, на долю добрых и светлых людей выпадают наиболее тяжёлые испытания, как будто судьба сознательно проверяет их на прочность. Так и Поллианну подстерегла большая беда. Однако к тому времени она приобрела себе множество друзей, и они, конечно, не могли не помочь ей хотя бы из благодарности за то, что она сделала для них.


Памятник Поллианне был открыт во дворе публичной библиотеки города Литлетона (США) в сентябре 2002 года. Поклонники творчества Элинор Портер собираются здесь ежегодно в день Поллианны и проводят литературные праздники.

Экранизации повести Элинор Портер «Поллианна»

    1920 год. «Поллианна» - немой, чёрно-белый; режиссёр Пол Пауэлл, в главной роли Мэри Пикфорд. (США).

    1958 год. «Поллианна» - черно-белый (Бразилия, на португальском языке).

    1960 год. «Поллианна» - цветной, студия Уолта Диснея, режиссер Дэвид Свифт, в главной роли Хейли Миллз. (США).

    1971 год. «Жизнь прекрасна, когда любишь», по повести «Поллианна». (Турция, на турецком языке).

    1973 год. «Поллианна». Телефильм, в главной роли Элизабет Арчард (Великобритания).

    1982 год. «Приключения Поллианны», телефильм, в главной роли Пэтси Кензит. (США).

    1986 год.- телесериал, мультипликация. (Япония, на японском языке).

    1989 год. «Поли», по повести «Поллианна», музыкальный фильм, во всех ролях афроамериканские актеры. (США).

    1990 год. «Поли. Возвращение домой». Музыкальный фильм, все действующие лица являются персонажами «Поллианны». (США).

    2003 год. «Поллианна» - телефильм; режиссер Сара Хардинг, в главной роли Джорджина Терри. (Великобритания).

Элинор Портер «Поллианна» (вопросы для анализа повести)

    Кто такая Поллианна?

    Откуда такое необычное имя?

    Сколько Поллианне лет?

    Каким представляете себе портрет Поллианны?

    Почему она оказалась у тёти?

    Почему прекратились отношения тети Поли и мамы Поллианны?

    Как выглядит комната Поллианны и почему именно сюда поселила её тетя?

    В чем заключается «игра в радость» и когда Поллианна начала в неё играть? (Отрывки из фильма «Поллианна»).

    Что, по словам Поллианны, значит «жить»?

    Какое слово чаще всего произносит тётя Поли, а какое Поллианна? Как это их характеризует?

    Почему заплакала миссис Сноу, когда Поллианна рассказала об игре в радость?

    Что заставило тётю Полли перевести Поллианну в другую комнату?

    Почему тётя Поли, которая терпеть не могла собак и кошек не смогла отказать Поллианне?

    По словам доктора, Поллианна – «чудодейственное лекарство». Как вы понимаете эти слова?

    Какое участие приняла Поллианна в жизни Джимми Бина?

    Какая беда сблизила всех героев повести?

    Как вы понимаете слова «радужная девочка»?

    Почему во время болезни Поллианны в дом мисс Поли «потянулись один за другим посетители: знакомые и незнакомые, мужчины, женщины, дети»?

    За что её так любят все окружающие её люди?

    Кого и как изменила Поллианна?

    Что больше всего вам нравится в Поллианне?

    Чему научила вас повесть Элинор Портер?

    Встречали ли вы в жизни таких людей?

    Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?

    Попробуйте нарисовать «радость» (какие цвета красок, предметы?)

Приложение1

Как изменила Поллианна героев повести

«тогда»

«после»

Приложение 2

Попробуйте сыграть в радость

Радость

Приложение3

Рефлексия: 1. Что вам больше всего понравилось?

2. Напишите о своих впечатлениях.

3. Что хотели бы посоветовать, предложить?

















Прочитайте.

  • А) Три года тому назад, однажды, в зимний вечер <…> тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, вошёл в комнату, требуя лошадей. Лошади все были в разгоне. При сем известии путешественник возвысил было голос и нагайку; но Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное своё действие. Гнев проезжего прошёл; он согласился ждать лошадей и заказал себе ужин. Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдёрнув шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с чёрными усиками.
  • Б) Лошадь Муромского, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю и внутренне доволен был случаем, избавляющим его от неприятного собеседника. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мёрзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. Между тем стремянный привел виновную лошадь, держа её под уздцы. Он помог Муромскому взобраться на седло, а [Иван Петрович] пригласил его к себе.
  1. Напишите имя автора и названия произведений (по отдельности и общее), откуда взяты эти отрывки. Напишите также фамилию Ивана Петровича из второго отрывка.
  2. Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог лошади на почтовой станции о событиях повести или монолог лошади Муромского о хозяине и его дочери. Объём – 150–200 слов.

Ответы и критерии оценивания

  1. А.С. Пушкин (1 балл), «Повести Белкина» (1 балл), «Станционный смотритель» (1 балл), «Барышня-крестьянка» (1 балл), Берестов (1 балл). Всего 5 баллов.
  2. Монолог лошади.

Задание 2. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Вариант 1. Прозаический текст

Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом

Вера Агафонова (р. 1979)

НАРИСОВАННАЯ РАДОСТЬ

Полукруглый лепесток, круглая выемка… Бумага вкусно похрустывает, разделяясь под ножницами. Марина вслушивается в этот приятный хруст и слегка даже отвлекается от своего дела. Ножницы соскальзывают, защемляя нежную кожу на пальце. Мать, всевидящая и вездесущая, тут же восклицает из-за спины:

– Мариночка, солнышко, аккуратнее! Побереги руки.

Мать права. Руки надо беречь. Они странные, эти руки: они могут небрежно, как бы случайно, бросать на белый лист диковинные ягоды – и с трудом удерживают чашку с чаем.

С ножницами они тоже особо не дружат, поэтому ножницы им мстят – вот как сегодня, несмотря на это, приходится брать эту недружелюбную вещицу и резать бумагу. Цветы – ромашки, орхидеи, маргаритки – рассыпаны по белому полю; нужно собрать их, перевернуть наизнанку и написать на них загадки и забавные задания.

Отец втискивается в дверь, жуя бутерброд, придирчиво разглядывает маргаритки и припечатывает:

– Ерундой страдаешь, Маришка! Телевизор бы лучше глядела.

Марина смотрит на него – а глаза у неё огромные, в каждом – по васильковому полю, – просто смотрит. Отец вздыхает и уходит досматривать футбол.

Марина разворачивает ромашку, слегка покалеченную ножницами, и надписывает: «Прочитай какое-нибудь стихотворение детским голосом». И сама начинает мысленно цитировать: «Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу…». Бычок молодец – он качается, но пока идёт. «Сейчас я упаду…»

Раньше Марина тоже умела ходить, лет до шести. А потом какая-то невидимая и неукротимая змея, пробуравив землю у Марининых ног, проникла в её ступни и пробиралась всё выше и выше, заставляя девочку сначала ковылять неуклюже, как бычок из стихотворения, а потом сесть в кресло и больше уже не подняться. Но Марина рада, потому что у неё есть васильковые глаза, которые видят прекрасный мир – намного прекраснее, чем видят все остальные. Ещё у неё есть руки, которые не могут отпереть дверь квартиры, но могут открыть волшебную дверцу в мольберте – и мир за ней еще более удивителен. А ещё эти руки могут вынести этот огромный мир – поле в цветах, небо, пронизанное солнечным светом, – и показать его всем тем, кто не замечал такой красоты.

Сегодня Марина рисует свои цветы потому, что завтра у неё день рождения. Придут гости – человек двадцать, не меньше. Они не будут танцевать, потому что стесняются, значит, надо сделать так, чтобы им не было скучно; тогда никто не будет молчать и украдкой поглядывать на её железный капкан. «Это моя колесница!», – смеётся иногда Марина, и васильковые глаза становятся темнее.

Мать берёт из буфета большое блюдо и начинает замешивать бисквит. На стене, над её головой, висит картина – сиреневый луг, падающие звезды и женщина – светлая, одинокая, осыпанная звездопадом. Марина смотрит на нее, долго, безмолвно, а после спрашивает:

– Мама. Ты меня замуж выдашь?

Мать на секунду перестает размешивать тесто и тут же спокойно отвечает:

– Конечно, выдам. Как же?

Марина смотрит васильковыми глазами на светлую женщину, просто смотрит. Где-то, наверно, есть принц на белом коне, только её железную колымагу на этого коня явно не погрузят. Зато у неё есть хитрые руки, и волшебный ключ-кисточка, им можно отпереть заветную дверцу – только прикоснуться к мольберту. Можно позвать на сиреневый луг ослепительных бабочек, и золотистых оленей с огромными грустными глазами, и дождь, подсвеченный солнцем. И подарить всё это друзьям, которые придут завтра на её день рождения – чтобы они радовались, и удивлялись, и смеялись, – и чтобы всё это было искренне.

  1. Как описана главная героиня? Как она относится к своей болезни?
  2. Какие детали в её портрете запомнились вам и почему?
  3. Каково авторское отношение к своей героине?
  4. Как описаны отец и мать Марины?
  5. Какие слова и словосочетания повторяются в рассказе? Зачем это нужно автору?
  6. Почему действие рассказа разворачивается накануне дня рождения героини?
  7. Как вы понимаете название рассказа?

Вариант 2. Поэтический текст

Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом , свободно, понятно, доказательно и грамотно.

Виктор Генрихович Гофман (1950–2015)

МЕТЕЛЬ

Бесшабашная, дикая сила,
Шумный гость из далёких широт,
Наконец-то метель закружила,
И по всем закоулкам метёт.

Но безумие снежное ближе,
Чем скучающий дождик смурной,
Надоело в исхоженной жиже
Чертыхаться и чавкать зимой.

Я люблю этот посвист широкий,
Как в степи пугачёвский набег,
Пусть слепит и царапает щёки,
Бьёт в лицо нескончаемый снег.

Но, когда, горячась, сатанея,
Я иду на неё всё быстрей,
Приближение бездны яснее,
Ощущение жизни острей.

  1. Как описана метель в стихотворении?
  2. Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения?
  3. Какие произведения, описывающие метель, вам известны и в чём их можно сопоставить со стихотворением Виктора Гофмана?
  4. Почему метель сравнивается с «пугачёвским набегом»?
  5. Каково авторское отношение к метели? Как это отношение отражено в художественных приёмах?
  6. Как вы понимаете смысл последней строфы?

Критерии оценивания

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Максимальный балл за все выполненные задания – 70.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса