Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Принятие христианства на Руси и её значение. Важнейшие причины принятия христианства русью

В IX – X вв. в жизни восточных славян происходят серьезные изменения.

В Восточной Европе идет интенсивный процесс складывания феодальных отношений. Возникает государство Русь с центром в Киеве. Русские князья и их дружинники подчиняют себе многие славянские и неславянские народности, проживающие на Восточно-Европейской равнине, облагают их данями. Они совершают победоносные походы на Византию и заставляют гордых византийцев выплачивать им контрибуции, а также содержать за свой счет русских купцов, приезжающих в византийские города для торговых сделок.

Казалось бы, верхушке русского общества не оставалось ничего иного, как прославлять тех языческих божеств, с «чьей помощью» Русь встала в один ряд с крупнейшими странами Европы. Однако вместо этого русская знать вдруг начинает интенсивные поиски новой религии. Как следует понимать этот парадокс?

Так арабский хронист Яхья Антиохийский тесно связал крещение русского народа с военной помощью, оказанной князем Владимиром византийской правящей династии для подавления восстания Варды Фоки, а также с последовавшей за этим событием – женитьбой Владимира Святославича на византийской принцессе Анне.

Русские писатели XI в. Илларион и Иаков Мних заявляли, что жители Киевского государства обязаны христианизацией только Владимиру Святославичу, на которого якобы сошла милость Бога и он сумел понять, что православная вера – единственная правильная. Иаков Мних заметил также, что на формирование христианского мировоззрения Владимира оказала влияние его бабка княгиня Ольга.

А вот создателям «Повести временных лет» казалось, что поводом к крещению Руси послужили искусная пропаганда византийских миссионеров и желание киевского боярства.

Однако крещение жителей Восточной Европы, которые, как показывают источники, оказывали яростное сопротивление данной акции, не может быть объяснено ни желанием византийской принцессы, ни брачными обязательствами русского князя, ни прихотью самого князя Владимира, ни уговорами норвежского конунга, ни влиянием на Владимира княгини Ольги и византийских миссионеров.

В XIX в. возникла ещё одна версия христианизации Восточной Европы. Историки церкви утверждали, что русское язычество было «бедно», «бесцветно» и «примитивно» и потому не могло якобы конкурировать ни с одной современной религией. Князя Владимира и его окружение чрезвычайно удручало это обстоятельство, поэтому он и решил позаимствовать религию у самой передовой державы тогдашнего мира – Византийской империи.

Данная версия не выдерживает критики. Советские историки убедительно показали в своих трудах, что язычество не было столь примитивным и бесцветным. Языческие ритуалы вовсе не уступали христианским обрядам в пышности, торжественности и воздействии на психику людей.

М.Д. Приселков считал, что главная причина принятия Русью христианства заключалась в отсутствии в Восточной Европе церковной иерархии византийского типа, в которой очень нуждалась страна. Поиски её привели Русь ко двору болгарских царей и к последующей затем христианизации русского народа, который принял крещение вовсе не от Византии, а от Болгарии. Действительно, Русь в X веке нуждалась в церковной организации, подобной византийской. Однако эта нужда была вызвана внутренними первопричинами, которые исследователь упустил из виду.

М.В. Левченко, С.А. Токарев, А.М. Сахаров высказали мнение, согласно которому христианская религия послужила прочной основой для объединения восточнославянских племен в единое государство.

Христианская религия – несомненно классовая религия. С этим невозможно не согласиться. Но это признание не решает полностью вопроса о причинах крещения Руси. Таких причин, конечно, было несколько, и на некоторые из них было указано историками в отечественной историографии.

На сегодня современные историки называют три основные причины этого:

1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

2. Несовместимость установившегося государственного единства разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

3. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.

4. Необходимость объяснить нарастание неравенства.

В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях от­дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство посте­пенно входило в жизнь древнерусского общества.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киевская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ис­лам, православной Византией и католическими государствами Западной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в принятии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной - и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом:

И еще один момент сыграл свое значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг - на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия.

На основе христианизации происходит становление ново­го типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в, начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

Крещение Руси - это важный этап на пути становления единого государства. Языческие верования уже не отвечали потребностям формирующегося общества, и Владимир Святославич это прекрасно понимал. О том, как монотеизм сменил собой политеизм - далее в нашей статье.

Христианизация и предшествовавшие ей события

Мало кто задается вопросом: «а какие события предшествовали принятию христианства»? Но вместе с тем этот вопрос очень интересен, поскольку крещению Древнерусского государства предшествовали поистине интересные и даже легендарные летописные предания.

Перед принятием христианства Владимир Святославич пытался «вдохнуть жизнь» в язычество, привести разрозненные верования, поклонение Макоши, Перуну, Даждьбогу, Волосу и другим во что-то целостное, способное сплотить разрозненные восточнославянские племена.

Он попытался выстроить пантеон богов с возглавлявшим его Перуном - богом-громовержцем, повелителем грозовых туч. Но эта удачная, с точки зрения князя, задумка, обернулась крахом и не привела к сколько-нибудь существенному объединению племен. Люди продолжали молиться своим богам-покровителям конкретного ремесла, защитникам определенных племенных образований.

Тогда-то он и стал задумываться о том, чтобы обратить свое государство в монотеистическую веру. Об этом мы можем узнать из столь значимой для нашего государства Повести временных лет, написанием которой занимался легендарный черноризец Киево-Печерского монастыря Нестор.

Из Повести временных лет мы узнаем, что на Русь были приглашены послы из Волжской Булгарии, Рима, Хазарского каганата и Византии. Эти государства представляли ислам, католицизм, иудаизм и православие.

Сразу же стоит заметить: разделения на католицизм и православие в то время еще не было, поскольку лишь только Вселенский собор 1054 года окончательно утвердил разделение двух церквей на Западную - с центром в Риме - и Восточную (с центром в Константинополе). Но для удобства мы приемлем такое разделение, поскольку уже в то время наметился серьезнейший раскол.

Что Владимир ответил каждому из них можно узнать из приведенной ниже таблицы.

Государство Изречение Владимира Красно Солнышко
Волжская Булгария (ислам) «Руси есть веселие пити» - в ответ на значительные ограничения в части употребления вина, запрет есть свинину и т. п. Предложение было отвергнуто.
Рим (католицизм) «Идите откуда пришли, поскольку нашими отцами это не было принято» - иноземцам-латинянам князь.
Хазарский каганат (иудаизм) «Нет у вас земли своей и крова, дак почто мне обращаться в вашу веру?» - задает Владимир закономерный вопрос хазарам, что были рассеяны.
Византия (православие) Владимир, выслушав прибывшего к нему византийца, сказал, что ему нужно «еще подумать, ибо опрометчивость в выборе веры может быть наказуемым».

И хотя вера византийцев Владимиру Святославичу пришлась по душе, он решил, совместно с боярами, прибегнуть к еще одному испытанию: послать людей к латинянам, мусульманам и грекам, чтобы понаблюдать за таинством отправляемого ими богослужения. Вернувшиеся из Константинополя послы глубокомысленно изрекли: «Побывав на богослужении, не знали мы, где есть - на небе или на земле». И князь сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

На этом события, что предшествовали принятию Русью христианства, рассмотрены.

Крещение Руси: как это было

Годом принятия христианства на Руси считается 988 год, что согласуется с Повестью временных лет . Этот год предваряли действия совсем иного характера - военные. Великий князь Владимир вовсе не хотел быть подвергнутым осмеянию и унижению. Он не хотел просить у византийцев крестить его (что в свое время было проделано с его бабкой Ольгой). Владимир жаждал «завоевать себе веру», что он и начал претворять в жизнь.

Древнерусскому государству во главе с хитрым князем Владимиром потребовался незначительный повод для того, чтобы напасть на византийский город Корсунь (возле нынешнего Крыма, в границах современного Севастополя) и захватить его в 987 году. По преданию, князь пообещал, что если возьмет этот город приступом, то обратится в христианство.

После взятия города он вступил в переговоры с императорами Василием и Константином, пообещав вернуть им город, если они выдадут за него их сестру Анну. А он, якобы в качестве уступки, согласится подвергнуть себя крещению.

Есть и другое предание, согласно которому Владимир захватил Корсунь только лишь ради женитьбы на Анне, которую не хотели выдавать за «варвара» ее братья. Но, вынудив их пойти на это, он … ослеп. И только лишь молитвами Анны ему было возвращено зрение. Уверовав в чудо, князь крестился и обвенчался со своей «спасительницей». Но это лишь предание, которое с действительностью имеет мало общего.

И уже в 988 году, вернувшись на Русь с супругой-гречанкой, князь сверг языческие идолы и повсеместно насадил христианство. Именно в этом году были произведены известные массовые крещения людей в Днепре.

Конечно, были и сопротивления со стороны населения Руси, но они носили характер не столько антихристианский, сколько антикиевский. Сопротивление носило больше именно политический окрас, нежели религиозно-культурный.

Почему именно христианство - государственная религия на Руси?

Причинами принятия христианства на Руси являются:

Все эти причины в той или иной мере отражают необходимость государя и государства в укреплении своих позиций - как внешних, так и внутренних.

Так ли велика роль христианизации на Руси?

Сложно переоценить значение принятия христианства на Руси. Ведь именно христианство сыграло большую роль в становлении того государства, которое сейчас занимает одну седьмую часть всей суши земного шара.

Кратко о значении христианизации:

Все это в той или иной степени говорит нам о том, что Владимир, за заслуги по части принятия христианства прозванный Равноапостольным, сделал правильный выбор, обзаведясь мощным союзником и укрепив власть в государстве.

Интересно знать: на реке Угре при князе Иване III.

Последствия христианизации: в пространстве и во времени

Христианство предопределило многие аспекты в развитии Древнерусского государства. Это касается, прежде всего, места в истории, которое было предопределено в 988 году на многие столетия вперед.

Крещение Руси может встать в один ряд с изобретением колеса и бумаги, как в масштабах государства, так и в пределах всего мира. И это не может быть вымарано со страниц истории: это случилось когда-то и так будет всегда.

В историческом плане принятие христианства имело далеко идущие последствия. Вплоть до того, что Россия, в последующем, унаследует от Византии двуглавого орла и статус «третьего Рима».

В политическом плане Русь примкнула к блоку православных государств. И хоть раскол тогда еще и не был официально признан, он уже давно наметился как по части богослужения, так и в плане государственности.

К культурным последствиям следует отнести бурное развитие письменности, зодчества и живописи. Все это было спровоцировано христианизацией, принятием византийской религиозной традиции. На Русь приглашались мастера из Византии: зодчие, живописцы, книжных дел мастера. Что, конечно же, придавало государству веса - как политического, так и культурно-экономического.

Были запрещены многие противоречащие духовности обряды; они насильственно изымались из обращения народом. Без восстаний не обходилось, но в культурном плане это было необходимостью.

Все это через несколько десятков лет приведет к рассвету Древнерусского государства , которое на политической арене будет иметь значительный вес, а династические браки сделаются обыкновенным делом. Для каждого европейского государя будет значимым родство с киевским правителем.

В конечном счете все эти последствия - закономерный итог крещения Руси. Принятие монотеистической веры требовалось для укрепления государства - и оно было Владимиром Равноапостольным произведено. История показывает, что сделанный им выбор - наиболее благоприятный с точки зрения дальнейшего развития государства. Убеждают в этом нас и нынешние дни…

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя образовательная школа №30" г. Абакана


Принятие христианства на Руси


Выполнила: Тропина А.О.


Абакан, 2014


Введение

Ольга

Святослав

Ярополк

Владимир

Заключение

Библиографический список


Введение


Обращение в христианство - одно из наиболее важных событий в истории русского народа. Для истории России, как и предшествовавших ей Древнерусского государства и феодальных княжеств, характерна тесная связь светской политической организации власти и религии. Эта связь в течение столетий менялась, и именно поэтому значение принятия христианства в организации и управлении древнерусским обществом представляет несомненный научный интерес.

Объектом исследования в данной работе является история Древней Руси в период принятия христианства. Предметом - сущность и значение крещения Руси.

Цель работы - изучить историю крещения Руси. Для достижения поставленной цели выделю следующие задачи исследования:

·Рассмотреть причины принятия христианства;

·Изучить крещение великой княгини Ольги;

·Охарактеризовать религиозную реформу 980 г. Владимира I;

·Показать историческое значение принятия христианства.

Хронологические рамки исследования охватывают период с X по XI вв, а географические рамки - территорию Киевской Руси и ближайшие земли.

Важнейшими источниками исследования являются многочисленные грамоты, летописи "Осада Корсуни Владимиром и крещение Руси", церковный устав князя Владимира Святославовича, договоры русских князей с Византией.

Исследование данной темы имеет давние традиции в исторической науке. В истории России религия оказывала глубокое и всестороннее влияние на жизнь общества и государства, поэтому проблемы истории религии и ее взаимоотношений с государственной властью представляют особый интерес. Крупнейшие историки прошлого положили начало изучению этих проблем. Традиционно в отечественной историографии значение принятия христианства сводилось к развитию письменности и культуры, в то время как в зарубежной литературе этот факт признавался решающим и первостепенным для образования киевской государственности.

Историк С.М. Соловьев полагал, что православие способствовало замене родовых отношений государственными, и тем самым утверждению самодержавия. По его словам, "сословие, пользовавшееся; могущественным нравственным влиянием, сословие духовное, изначала действовало в пользу единовластия". Согласно наблюдению В.О. Ключевского, православная церковь создала на Руси особое общество, параллельное государственному: фактически она состояла из таких же точно элементов, которые входили в состав государства.

Современные историки рассматривают принятие христианства в русле синтеза цивилизационного и классового подходов и подчеркивают особую роль православия в формировании восточнославянской общности. Книга Я.Н. Щапова, "Государство и церковь в Древней Руси", например, специально посвящена проблеме взаимоотношения церкви и государства на Руси в X - XIII вв.

Из приведенного обзора историографии следует, что изучение истории принятия христианства требует разработки новых методов, отказа от привычных схем.

христианство русь ольга владимир

Причины принятия христианства на Руси


С образованием древнерусского государства произошли серьезные перемены в социально-политической жизни общества. Между тем духовная жизнь общества по-прежнему покоилась на установках, восходящих к языческой религии. В результате возникала духовная напряженность. Язычество с его представлением о мире и тем местом, которое оно отводило в нем человеку, уже не соответствовало потребностям власти. Поклонение родоплеменным богам более отвечало потребностям родового строя: язычество воспроизводило племенной сепаратизм, порождало коллективную ответственность за все поступки, оправдывало кровную месть. Новые условия предполагали личную ответственность человека за свершенные поступки, признание моральных правил, которые бы объединяли, а не рознили.

А вот политические причины принятия христианства таковы: новая религия должна была духовно упрочить государство, дать законные и священные основания княжеской власти. Язычество с его политеизмом (многобожием) в этом смысле уступало христианскому монотеизму (единобожию). Единый бог на небе и единый правитель на земле, объединение людей по религиозному, а не племенному, этническому признаку - все это содействовало политическому укреплению державы.

Человек средневековья в своих духовных и нравственных исканиях испытывал потребность в религии, которая бы наиболее полно и сокровенно отвечала на жизненные вопросы. Столь сложные задачи язычеству были не по силам. Оно было лишено глубины и универсализма, неотъемлемых черт христианства и других мировых религий.

Наконец, невозможно было оставаться языческой страной в соседстве со странами христианскими. Международный статус правителей Древней Руси оказался в прямой зависимости от религиозного выбора, который им предстояло сделать.

Основные этапы христианизации Руси


Ольга


Вопрос о времени принятия христианства известной нам княгиней Ольгой довольно запутан, как, впрочем, и ее происхождение, и возраст, в котором она крестилась. Например, наиболее подробное описание поездки Ольги в Царьград осенью 957 г., содержащееся в трактате Константина Багрянородного о церемониях византийского двора, даже не упоминает о крещении русской княгини. Там вообще прямо не говорится, кто она - христианка или язычница.

Ряд косвенных обстоятельств, однако, может быть использован в качестве аргумента в пользу того, что, по крайней мере, ко времени, когда княгиня прибыла во дворец Константина VII Багрянородного, она уже была христианкой. Об этом свидетельствует описание приема, который был ей оказан, и упоминание о наличии в свите княгини православного священника Григория.

Так или иначе, путь княгини ко крещению является свидетельством того, что истинная вера обретается только прозрением сердца, горящего жаждой постижения Совершенного и единения с Ним. В разговоре с сыном Святославом она свидетельствует о себе: "Я признала Бога, сын мой, и радуюсь: если и ты познаешь, тоже станешь радоваться".

Значит, до познания Бога в душе Ольги не было радости. Трагическая гибель мужа, кровавая месть древлянам должны были еще более омрачить ее сердце. Озарение божественной истиной переменило в душе княгини скорбь на радость.


Святослав


Вернувшись из Константинополя, св. Ольга начинает миссионерскую деятельность, но существенным препятствием на ее пути оказывается непреклонная позиция ее сына, Святослава. Мысль о крещении Руси, которое должно было последовать за крещением князя, являлась для 60-х годов X столетия вполне естественной. А это значит, что христианство без труда уже могло стать религией всего народа, если бы было устранено главное препятствие к тому - государственный статус языческой религии.

Крещение св. Ольги и ее миссионерская деятельность еще более укрепили положение христиан в Киеве, но упорное неприятие новой веры Святославом и его дружиной создали все же довольно сложную религиозную и политическую ситуацию в Древнерусской державе. Победоносная война 964 - 965 гг., окончившаяся полным разгромом Хазарии, прекратившей после этого свое государственное существование, принесла князю и его дружине громкую славу, но это не ослабило позиции христиан, составлявших окружение св. Ольги, являвшейся реальной правительницей во время постоянных отъездов Святослава на войну.

Св. Ольга скончалась в 969 г., завещав "не творить тризны над собою", но похоронить по-христиански. Вскоре после этого над молодой христианской общиной Киева нависла серьезная опасность. Согласно Иоакимовской летописи, тогда же произошла расправа язычников над входившими в войско Святослава руссами-христианами.


Ярополк


Во время правления Ярополка Святославовича (972 - 980) христианская община продолжала оказывать все большее влияние на жизнь Киева. В 979 г. Ярополк провел удачные переговоры в Киеве с византийским посольством, так как за год до этого он победил традиционно союзных Византии печенегов и наложил на них дань. Вслед за византийским посольством Киев посетила миссия, посланная римским папой. Все это свидетельствует о превращении Киева в 70-е годы X в. в христианский центр европейского значения.


Владимир


Важно подчеркнуть, что в начале своего правления Владимир пытался упрочить духовное единство в рамках язычества. Религиозная реформа 980 г. должна была придать язычеству более широкий общественно-политический смысл. В Киеве перед княжеским теремом было создано капище, которое представляло официальный языческий пантеон (вместо множества местных богов), с верховным божеством в лице Перуна. Но вскоре Владимир отказался от реформы, признав несовместимость старой религии с поставленными целями: простое выдвижение на первый план языческих богов, которых князь считал главными, не могло повлечь за собой пересмотра всей системы верований и обрядов. Язычество по природе своей оказалось неспособным стать регулятором общественных отношений.

Тогда Владимир обратился к мировым религиям. В "Повести временных лет" под помещена новелла о выборе веры князем Владимиром (986 г.).

Владимир захватил киевский престол грубой силой. Тем же путем он расширил пределы своей державы, тем самым приобретя много врагов как среди соседей, так и в числе подданных. Чтобы удержать власть, нужны сила и популярность. Первая была, второй не хватало. Советники Владимира это понимали. Учитывали они и сложность внешнеполитической обстановки, особенно после двух болгарских неудач: похода Святослава на Дунай и похода Добрыни на Каму. Проблема союзников стала очень актуальной. Но и она решалась путем принятия того или иного вероисповедания. Следовательно, надо было выбрать программу, приемлемую и для подданных, и для правителей, и для одного из сильных соседей.

Злые балтийские боги не нравились киевлянам, среди которых с 864 г. распространялось православие, хотя оно еще не стало государственной религией. Поэтому в Киев снова стали проникать миссионеры с Юга (греки), с Востока (болгары) и с Запада (немцы), а князь прислушивался к проповедям, потому что ошибка в выборе веры могла стоить престола и головы. Надо было все взвесить.

Принять ислам Владимир отказался из-за запрещения пить вино. Дело было не в личном пристрастии князя к алкоголю, а в ритуале общения с дружиной - совместной трапезе, на которой обязательно пили хмельные напитки - пиво и мед - ради веселья, а не опьянения. Отказ от традиции совместных даров сулил князю потерю дружины, которая усмотрела бы в этом оскорбительное пренебрежение. С католиками же Владимир вообще отказался беседовать: он считал, что это не принесет никакого результата.

Именно поэтому и обратился князь в православие. Значение сделанного шага было столь велико, что в свете его померкли личные качества князя, грехи, за которые он должен был ответить на Страшном суде как человек, но не как правитель. Крестившись в 987 г., Владимир примирил с собой своих воинов-дружинников, крестил киевлян в Днепре в 988 г. и новгородцев в Волхове в 989 г., низвергнув Перуна.

Низвержение идола Перуна не было неприятно новгородским славянам, потому что Перун был бог чужой, но для восприятия христианства новгородцы не были готовы, как мы увидим при описании и анализе последующих событий. Что же касается других городов, даже крупных, то там принятие новой веры шло еще медленнее. Близкий к Киеву Чернигов был крещен только в 992 г., а Смоленск, лежащий на пути "из варяг в греки" - в 1013 г. Прочие же славянские племена, как подчиненные киевскому князю (кривичи, радимичи), так и сохранившие независимость (вятичи), удержали привычное мировоззрение.

На самом деле, обстоятельства крещения Владимира крайне запутанны, и потому даже возникла так называемая "корсунская легенда", согласно которой Владимир принял православие в обмен на руку византийской царевны Анны, подарив ее братьям только что взятый Корсунь.

В любом случае, для победного, хотя и медленного наступления православия сопротивление древних культов было не страшно. Древние верования устойчивы, но пассивны, они могут только защищаться, что и обрекает их на исчезновение. Но время бесспорного преобладания христианства над языческими культами наступило только в ХII в. Пока мы можем только отметить очередную политическую победу Киева и киевлян над славянскими и балтийскими племенами и то, что совершилась она благодаря продолжению линии св. Ольги и союзу с могучей Византией.

Однако, опять не все было гладко. С 990 г. Византия жесткими методами подчинила Грузию, часть Армении и возобновила войну против болгарского царя Самулла. Не обошлось и без военных столкновений с Русью. В таких условиях, казалось бы, был естественным отказ от принятого исповедания, но тут проявилось сходство исторических судеб Византии и древней Руси. Процесс, начатый Константином и Владимиром, оказался необратимым и пошел лавинообразно. Город за городом принимали православие как государственную религию, дававшую утешение и надежду на вечную жизнь. Это увлекало людей, получивших вместе с религией блага культуры через письменность в изобразительное искусство. Православие на Руси перехватило у язычества инициативу и шло от победы к победе.


Историческое значение принятия христианства


Значение принятия христианства:

·Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. "Божий слуга" - государь был по византийским традициям и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы;

·Произошло изменение статуса Руси в системе международных отношений. Русь стала цивилизационным субъектом, придерживающимися общепризнанных норм и правил поведения;

·Принятие христианства привело к расцвету Киевского государства и распространению новой культуры, что проявилось в строительстве церквей и обретении письменности. Важную роль сыграло присутствие образованных болгар, бежавших в Киев после завоевания их страны Византией. Вводя в практику кириллицу, они передали и свои знания. Старославянский язык стал языком культа и религиозной литературы. На основе синтеза этого языка и восточнославянской языковой среды сформировался древнерусский литературный язык, на котором были написаны такие памятники литературы, как "Русская правда", летописи, "Слово о полку Игореве". Среди монахов появились врачи и учителя. При монастырях начали открываться школы;

·Принятие христианства привело к смягчению нравов: на грабеж и убийство стали смотреть как на величайшие грехи, а прежде они считались признаком доблести. Христианская мораль ограничивала (правда, как правило, только на словах) алчность богатых, заставляла их видеть в простолюдинах и даже в рабах людей;

·Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название "православие", т.е. "истинная вера". Русское православие ориентировало человека на духовное преображение и оказало огромное влияние на формирование менталитета (общественного сознания) древнерусского общества. В отличие от католичества, оно в большей мере было художественно-культурной, эстетической системой ценностей, чем политической. Православную церковь характеризовала свобода внутренней жизни, отстраненность от светской власти;

·Распространилось православное мировоззрение - стремление к пониманию смысла жизни не в мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве. Традиционное сострадание русского народа получило свое утверждение в христианстве, в его внимании к нищим, больным и убогим, в требовании помогать человеку, попавшему в беду.

В целом выбор византийского православия Древней Русью в качестве государственной религии определил особенности развития российской цивилизации. Постепенно в стране складывались политические, экономические и культурные традиции, подобные византийским:

·Преобладание в церковных функциях поучения человека, а не объяснения устройства мира;

·Стремление воплотить в мирской жизни божественный идеал.

Но Русь не была пассивным объектом приложения византийской культуры. Приобретая византийское наследие, она и сама оказывала сильное влияние на политическую организацию общества.

Заключение


Таким образом, невозможно было оставаться языческой страной в соседстве со странами христианскими. Международный статус правителей Древней Руси оказался в прямой зависимости от религиозного выбора, который им предстояло сделать. Процесс принятия христианства на Руси прошел несколько этапов:

·крещение княгини Ольги в 944 г.

·религиозная реформа Владимира I в 980 г.

Толчком к принятию христианства послужили события, происшедшие в Византии. В конце 90-х годов X в. империя переживала трудные времена. Чтобы подавить мятеж, император Василий II обратился за помощью к киевскому князю. Владимир согласился на условиях заключения брака с принцессой Анной, сестрой императора. Непременным условием стало и крещение Владимира. В Херсонесе Владимир и его дружина приняли христианство, после чего князь пошел с Анной к венцу. Вернувшись в Киев, Владимир разрушил языческий пантеон и призвал киевлян принять крещение. Произошло это в 988 г., который и считается годом принятия христианства на Руси.

Новая религия утвердилась не сразу. Сила дохристианских верований позволяет говорить о своеобразном двоеверии как о историко-культурном феномене народной жизни средневековой Руси. Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии - событие большого исторического значения. Еще большее значение христианство имело для утверждения новой общественной системы. Постепенно изживались местные, племенные различия, что способствовало этнической консолидации. Вместе с тем, христианство византийского, православного варианта привело к политическому и культурному отчуждению от латинской, католической Европы, утверждению иной модели исторического развития. С принятием христианства начали выстраиваться церковь и церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе.

Библиографический список


1.Вернадский Г.В. Россия в средние века / Под ред. Е.П. Беренштенйа. - М, 1997. - 352 с.

2.Греков Б.Д. Киевская Русь. - М, 1953. - 394 с.

.Древняя Русь: пересечение традиций / Под ред.В. В. Милюкова. - М, 1997. - 464 с.

.Иеромонах Никон (Лысенко). Начало христианства на Руси // Вопросы истории. - 1990. - №6. - С.36 - 53.

.Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. - СПб, 1998. - 448 с.

.Литаврин Г.Г. Русско-византийские связи в середине 10 в. // Вопросы истории. - 1986. - №6. - С.41 - 52.

.Мадорский А. Русский хронограф: Вся православная Россия времен от Рюрика до Николая II. - М., 1999. - 400 с.

.Мезин С.А., Рапов О.М. Русская церковь в 9 - первой трети 12 в. Принятие христианства // Вопросы истории. - 1990. - №1. - С.165 - 168.

.Скрынников Р.Г. История Российская. IX - XVII вв. - М, 1997. - 498 с.

.Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси 14 - 16 вв. - Новосибирск, 1991. - 397 с.

.Погодин А.Л. Краткий очерк истории славян. - М, 2003. - 132 с.

.Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - Самара, 1993. - 111 с.

.Платонов Д.М. Лекции по русской истории. - М., 2000. - 742 с.

.Протоиерей Владислав Цыпин. От крещения Руси до нашествия Батыя // Вопросы истории. - 1991. - №4-5. - С.34 - 42.

.Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси Х - ХIII в. - М., 1989. - 232 с.

.Церковь, общество и государство в феодальной России: сб. ст. - Мн., 1990. - 352 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Новый Гуманитарный Университет

Натальи Нестеровой

Академия экономики и управления

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

по истории на тему:

«Объективные причины принятия христианства на Руси»

Подготовил: студент Шаповалов Р.Б

Москва 2002

1. Крещение Руси и мнения некоторых отечественных историков на причины принятия христианства на Руси.

Для того, что бы было понятно, что же собой представляла Русь до принятия христианства, и каковы были причины и последствия принятия православия на Руси нам надо обратиться к трудам некоторых отечественных историков, таких как С.Ф. Платонов, Н.М. Карамзин, С.И. Соловьев, а также некоторых современных историков, придерживавшихся, порой различных точек зрения по этому вопросу.

Несомненно, принятие православия для Руси определило всю ее последующую историю, развитие государственности, самобытной культуры, особенности национального характера русского народа.

Земли и народы, объединенные под названием Русь, узнали христианство задолго до 988 г., когда его принял великий князь Киевский Владимир Святославович (980-1015 гг.). Есть свидетельства того, что один из русских князей со своими воинами крестился еще в IX в. Существует также предположение, согласно которому именно русов, находившихся под властью хазар, крестили просветители славян Кирилл и Мефодий во время своего путешествия в Хазарию в 858 г. Дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения проложила княгиня Ольга, вдова князя Игоря. Около 955 г. она приняла крещение в Константинополе. Оттуда княгиня привезла греческих священников на Русь. Однако ее сын Святослав не видел нужды в христианстве и чтил старых богов. Заслуга же утверждения православия на Руси принадлежит князю Владимиру, сына Святослава.

Например, что же пишет Н.М. Карамзин о принятии православия и причинах его принятия на Руси: «Скоро знамения веры христианской, принятой государем (Владимиром), детьми его, вельможами и народом, явилось на развалинах мрачного язычества в России, и жертвенники Бога истинного заступили место идольских требищ. Великий князь соорудил В Киеве деревянную церковь св. Василия, на том, месте где стоял Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих для строения храма каменного во имя Богоматери, там где в 983 году пострадал благочестивый варяг и его сын.Между тем ревностные служители алтарей, священники, проповедовали Христа в различных областях государства. Многие люди крестились, рассуждая, без сомнения, так же, как и граждане киевские; другие, привязанные к закону древнему, отвергали новый: ибо язычество господствовало в некоторых странах России до самого XII в. Владимир не хотел, кажется принуждать совести; но взял лучшие, надежнейшие меры для истребления языческих заблуждений: ОН СТАРАЛСЯ ПРОСВЕТИТЬ РОССИЯН. Чтобы утвердить веру на знаниях книг божественных, еще в IX в. переведенных на славянский язык Кириллом и Мефодием и, без сомнения, уже давно известных киевским христианам, Великий князь завел отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России. Сие благодеяние казалось тогда страшной новостью, и жены знаменитые, у коих неволею брали детей в науку, оплакивали их как мертвых, ибо считали грамоту опасным чародейством».

Из этого отрывка «Истории государства Российского» мы видим, что Карамзин, акцентирует наше внимание на недостаточном просвещении Руси до принятия православия. По его мнению, это главная причина принятия христианства. Политические и экономические причины он не рассматривает или рассматривает, но считает их менее важными. Это и понятно, ведь Н.М. Карамзин представляет нам развитие истории, как усилия отдельных личностей, глав государства с их сильной государственной властью (самодержавием). Такой же точки зрения по этому вопросу придерживается и Д.И. Иловайский в своих «Очерках отечественной истории» и многие другие историки, почитатели и последователи Карамзина, связывавшие принятие христианства с историческими легендами (т.н. «Испытание веры»).

Да, несомненно, христианство принесло на Русь просвещение в виде грамотности и более высокого уровня распостронения письменности в государственных структурах и среди власти на местах, но ведь такое государство, как Древняя Русь, подчинившая почти всю Русскую равнину при предшественниках Владимира, хотя и в условных границах, до этого события только на силе существовать не могло, тем более что оно было уже в те времена многонациональным. Для правильного ведения государственного хозяйства (налогообложение, торговля) требовались грамотные люди, требовалась письменность, грамотность и они существовали, хотя и в незначительной степени, на высшем уровне государства. Здесь то и требовалось максимальное усиление роли государства, его шаткого единства. И христианство, как главная и универсальная в те времена объединяющая сила помогла этому процессу. Но утверждать, что Русь до принятия христианства Владимиром была совершенно варварской и темной страной нельзя.

Известный специалист по русскому летописанию А.А. Шахматов вообще считал, что крещение Руси произошло еще до княжения Владимира. Ведь еще до него здесь появились церковнославянский язык и болгарская письменность, что отразилось в договорах с греками. Богослужения в церкви св. Ильи так же совершались на болгарском языке духовенством из Болгарии. Русь уже тогда знала христианство через проповедников христианского учения, как из Византии, Болгарии, так и из Рима. Резкого разделения Церквей в то время еще не было.

С.Ф. Платонов указывал уже больше на экономические причины принятия христианства.

Большинство историков подчеркивают насильственный характер крещения Руси. Многие люд не желавшие креститься убегали в леса, убивали, как и священников, так и своих же сородичей, принявших новую религию. Однако было бы ошибкой сводить весь процесс христианизации к насилию со стороны государства. Введение христианства на Руси принципиально отличалось от насильственного крещения язычников Нового Света испанцами или Прибалтики крестоносцами. Распространение новой религии на Руси не являлось упорным насаждением извне чужой культуры; это был закономерный и естественный процесс. Но стоит помнить о том, что старое и отжившее – в данном случае язычество - всегда упорно сопротивляется новому. По мнению некоторых ученых крещение Руси князем Владимиром стало завершением крупной настоящей реформы в духовной сфере, сопоставимой по своим политическим последствиям и общему значению для русской истории с преобразованиями Петра Великого. Во-первых, Владимир прочно обосновался, в отличие от своих предшественников, в Киеве и сделал его культурной, духовной и политической столицей государства. Во-вторых, князь стремился политически объединить все союзные славянские племена с помощью общей для всех религии. Характерно, что основы новой веры утвердились на Руси примерно за 100 лет. Норвегии и Швеции на это потребовалось 150 и 250 лет соответственно, хотя и принимали они христианство в одно и то же время.

Государственная реформа Владимира пробудила огромный духовный потенциал народа, и дал толчок бурному развитию страны. Вместе с христианством на Русь пришли письменность и книжное просвещение на доступном для всех славянском языке. В Западной Европе в то же время утвердились богослужения и чтения на латыни, которыми владела весьма незначительная часть общества. С принятием новой веры изменился гражданский и семейный быт, появились новые нравственные понятия и правила поведения в обществе. Церковь и ее служители стремились укрепить политический авторитет князей и предать их власти сакральный «священный» характер. Это так же способствовало объединению страны и дальнейшему ее развитию.

Большинство историков придерживаются мнения, что крещение сыграло положительную роль в государственном развитии Руси. Однако есть и другие, нетрадиционные мнения, высказываемые, в частности, историком И.Фрояновым, взгляды которого всегда отличались оригинальностью и даже парадоксальностью. Он считает, что Владимир ввел христианство для того, чтобы сохранить уже разрушавшийся восточнославянский родоплеменной союз и удержать господствующее положение сильного племени полян, прежде всего киевской верхушки. Эту реформу Владимира, по мнению Фроянова, нельзя назвать прогрессивной, так как вводилась она для сохранения старых родоплеменных порядков. Язычество между тем не утратило в Древней Руси своей социальной и политической перспективы, а мировоззрение древнерусских христиан Фроянов считает в значительной мере языческим. Русь стала христианской лишь формальной. До создания православной державы было еще далеко. Взгляды Фроянова в определенной степени созвучны последним выводам российских специалистов по истории языков и культуры, указывающих на своеобразное слияние и смещение языческих и христианских представлений в мировоззрении древнерусского населения. Однако этот взгляд общепринятым не является.

Совсем радикальных взглядов по этому вопросу придерживаются группа историков во главе с А.Т. Фоменко, утверждающая что Русь ничего не потеряла, но и не обрела от принятия новой религии. Но это уже другой вопрос.

Преобладание христианства не означало полного исчезновения язычества. Пишут иногда о «двоеверии» древнерусского общества. Элементы язычества сохранялись на Руси на протяжении многих столетий, доходило даже до открытых выступлений языческих жрецов – «волхвов». Но поворот вспять, к язычеству стал невозможным.

2.Основные объективные причины принятия христианства на Руси.

Итак, почему же Русь была крещена?

На сегодня современные историки называют три основные причины этого:

1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

Для принятия христианства на Руси было несколько причин. Одним из главных факторов, которые побудили ее стать более цивилизованной и отказаться от язычества, было желание Владимира сделать Русь единым государством и соединить народы, живущие в нем. В то время создание сильного духом княжества было необходимым. Язычество не позволяло объединить племена и вызывало ряд конфликтов между ними. Вместе с этим и власть князя была незначительной. Для сплочения народа и усиления собственной значимости, князь Владимир добился принятия христианства.
Причины принятия христианства на Руси были разные. Необходимо было и сближение с другими странами, в частности с Европой. В те времена язычество не приветствовалось многими странами, которые приняли христианство. Поэтому оно было причиной отчуждения и враждебности, проявлявшейся по отношению к русскому государству. Это были международные причины принятия Русью христианства.
Нельзя забывать и о возможных личных мотивах князя Владимира. Он не хотел жить в грехе, и пытался освободиться от своего языческого образа жизни. За все время правления он совершил достаточно поступков, которые олицетворяли его не с лучшей стороны. Ему было необходимо очищение, и достичь его можно было путем принятия христианства.
Причины принятия христианства следовали из тесных отношений русского государства с византийским государством. С Русью его связывали экономические и культурные факторы. Кроме того, в русском государстве уже была община христиан, появившаяся задолго до начала правления князя Владимира.
ПОДВЕДЕМ ИТОГ.1. Т.к. языческая религия тормозила развитие зарождающихся феодальных отношений и не способствовала объединению Руси, князь Владимир принял решение объединить все славянские племена при помощи единой религии – христианства. 2. Поставить Русь вровень с развитыми христианскими государствами. 3. Укрепить дипломатические и торговые отношения с христианскими странами. ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА: принятие христианства способствовало бурному, стремительному развитию страны. Приглашённые из Византии мастера строят храмы, украшают их фресками, мозаикой, иконами. Русские мастера учатся у них. Изменяется сельское хозяйство. Появляется огородничество. Прибывшее из Византии духовенство готовит кадры для церкви и как следствие распространяется знания и грамотность. Организуются школы. Молодых людей посылают на учёбу за рубежи страны. Вводится летописание. Русь начинает чеканить золотую монету. Древняя Русь постепенно становится государством новой, высокой культуры. Укрепляются торговые отношения с христианскими странами.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса