Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мадонна с младенцем под соснами кранах вроцлав. Мадонна с младенцем под яблоней

Мадонна с Младенцем
Ок. 1525. Дерево, масло, 58x46. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Лукас Кранах - один из самых известных мастеров немецкого Возрождения. Он учился живописи у своего отца. В 1502-1503 Кранах работал в Вене, позднее он совершил путешествие по Нидерландам и почти 45 лет служил при Дворе Саксонских курфюрстов (1505-1550) в Виттенберге. С 1520 Кранах был тесно связан с М. Лютером. В творчестве художника отразились многие явления, присущие немецкому Возрождению. Мастер работал в различных жанрах: писал картины на религиозные, мифологические, античные сюжеты, а также портреты. Как и многие мастера Возрождения, Кранах занимался гравированием, преимущественно в технике гравюры на дереве. Картина "Мадонна с Младенцем" относится к зрелому периоду творчества Кранаха, когда у художника определился особый, узнаваемый тип в изображении женского лица, чуть скуластого, с удлиненным разрезом глаз, тонко очерченными бровями - своеобразного канона женской красоты, который повторялся в изображаемых им Мадоннах с 1520-х. Картина сохранилась не полностью, часть доски была обрезана (при каких обстоятельствах - не известно). Мадонна изображена на фоне виноградной лозы (виноградника) - символа истинной Церкви Христовой. Другие известные произведения: "Суд Париса". 1529. Нью-Йорк, Музей Метрополитен; "Мадонна с Младенцем под яблоней". Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Венера и Амур". 1509. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Эпоха Ренессанса на немецких землях имела свои особенности из-за бурных крестьянских войн и процессов Реформации. Передовые идеи Лукаса Кранаха в изобразительном искусстве принесли окончательную победу гуманистических идеалов в разрозненную Германию.

Мадонна Кранаха – бледнолицая красавица-мать с длинными пышными рыжими волосами, золотистыми волнами ниспадающими на ее плечи и грудь. Образ богоматери созвучен с немецким народным идеалом красоты, одновременно похожа и на Венеру итальянского живописца Боттичелли, и целомудренную римлянку Лукрецию, жену царя Коллатина, и прекрасную принцессу из давних немецких сказок.

Острый подбородок, высокий лоб, бледная коже, четко очерченные губы и узкие широко расставленные глаза – очевидная дань модны популярным тогда чертам лица немецких красавиц. Одежды немецкой Мадонны эпохи Возрождения характерны для верхушки общества – королевских семей и аристократов.

Красный лиф платья, темно-зеленая накидка на плечах и золотистая с металлическим теплым отблеском ткань длинных рукавов – ярких и богатых оттенков. Обе руки придерживают младенца, стоящего на ее коленях, а лицо – спокойное, умиротворенное, исполненное величием и небывалой мудрости.

Младенец также светловолосый, как и его земная матерь. Подобен также и разрез глаз и форма удлиненных ушей. В руках святое дитя держит горбушку хлеба и спелое яблоко с дерева, что растет позади.

Для христианства эпохи Ренессанса это были символы искупления первородного греха и придают дополнительный смысл полотну – младенец Иисус знает, с какой целью он пришел в человеческий мир и готов принять свою тяжелую, но важную миссию.

Царственный вид матери и дитя, их естественные позы и мудрые печальные взгляды, смотрящие прямо на художника, сотворившего это полотно, придают величественный и, одновременно, очень земной вид.

На втором плане, прямо за спиной Мадонны, изображена яблоня, увешенная многочисленными краснощекими яблоками. Эти плоды также не случайны в картине Кранаха.

С одной стороны, создают обычный мирный пейзаж, а с другой стороны символизируют дерево с которого Адам и Ева вкусили запретный плод и женщина предстает в образе новой Евы, несущей избавление от древнего первородного греха. Далее раскинулся типичный саксонский пейзаж с горами и древним замком на склоне, зеленая долина с кристально чистым озером.

Многие живописные картины Лукаса Кранаха Старшего сознаны на религиозную тематику, а художественные особенности мастера северного Ренессанса состоят в том, что на своих полотнах он отошел от классических рамок изображения характерных для предыдущей эпохи, пропитав такие картины как «Мадонна с Младенцем под яблоней» передовыми идеями времени – гуманистическими принципами и идеалами.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина впервые в России представляет масштабную выставку, посвященную творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии. Сорок восемь живописных и более пятидесяти графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов, где сочетаются интерес к истинно ренессансному прочтению религиозных и мифологических тем с элементами позднеготическоой сказочности и спиритуализма. Экспозиция прослеживает важные почвенные перемены, произошедшие в художественном сознании немецких мастеров в период между Ренессансом и маньеризмом. +Стоимость билетов на посещение постоянной экспозиции музея и выставки «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом»: Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х; Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности. Серебряный век» (1530; ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531; Фонд замка Фриденштайн, Гота). Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе. Центральная фигура выставки - Лукас Кранах Старший, реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем – внуку и правнуку. Он также явился создателем легко узнаваемого и запоминающегося мира ярких художественных образов. О Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего XVI столетия. Работа «Венера и Амур» (1509) была создана в тот период, когда Кранах Старший состоял придворным художником у курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого. Художник изобразил античную богиню красоты и любви в полный рост, полностью обнаженной. После 1530 года Кранах и его мастерская многократно обращались к этому сюжету. Насчитывается около 35 картин кисти Кранаха, его учеников, последователей и подражателей с изображением Венеры и Амура. К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». На рубеже XIV и XV столетий и вплоть до середины XVI века в немецких землях широкую популярность приобрел, наряду с богородичным, культ четырех главных дев-заступниц: святых Екатерины Александрийской, Маргариты, Варвары и Доротеи. На картине Лукаса Кранаха Старшего мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного южнонемецкого скалистого пейзажа и темного занавеса, который держат маленькие ангелы. В центре композиции – Младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью: одной рукой Он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой касается символической виноградной грозди, которую держит Мадонна. Изображение дополнено образующими сложную композиционно-ритмическую группу фигурами присутствующих при этом сакральном действе святых дев в нарядных придворных платьях и с их атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночкой с цветами у Доротеи и башней за спиной у Варвары. Картина из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха; виноградная лоза означает “истинную Церковь Христову”, которую персонифицирует Богоматерь; изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Отдельные элементы пейзажа также заключают в себе символический подтекст: гора – духовное возвышение над мирской суетой; скала – непоколебимая твердость и нерушимость истинной веры, опорой которой является Христос. Расцвет гравировального творчества Лукаса Кранаха Старшего приходится на первое десятилетие его работы при дворе Фридриха Мудрого, одного из наиболее образованных и могущественных курфюрстов Германии. В период с 1506 по 1516 год были созданы почти все основные работы мастера...

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция сайт запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

В ГМИИ им.Пушкина открылась выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом". 48 живописных и более 50 графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов.

Лукас Кранах Старший, "Венера и Амур", 1509

В первую очередь, когда приходишь на выставку в ГМИИ, надо понимать, что Кранахов было как минимум четыре: Лукас Кранах Старший, Ганс Кранах и Лукас Кранах Младший – его сыновья, и Лукас III Кранах – его внук. При этом у Лукаса Кранаха Старшего была еще и целая мастерская, которая дописывала его работы или, наоборот, делала подготовительные этапы.

Лукас Кранах Старший, "Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской со святыми Варварой, Доротеей и Маргаритой", 1510-е

Лукас Кранах Старший. "Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской со святыми Варварой, Доротеей и Маргаритой", 1510-е

К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину "Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой". На картине мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного скалистого пейзажа северной природы и темного занавеса, который держат маленькие ангелы. В центре композиции – младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью. Одной рукой он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой касается символической виноградной грозди, которую держит Мадонна. Изображение дополнено фигурами святых дев в нарядных придворных платьях и с их атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночкой с цветами у Доротеи и башней за спиной у Варвары.

Лукас Кранах Старший, "Христос и Богоматерь", 1516-1520

Картина "Христос и Богоматерь" небольшая по формату, но очень смелая по композиционному решению для своего времени. Портреты персонажей взяты максимально крупно в отрыве от традиционных религиозных сюжетов, из-за чего дистанция между ними и зрителем полностью стирается. Лукас Кранах Старший действительно был новатором, завершающим эпоху Дюрера и всего Северного Возрождения и открывающим новый период в истории живописи.

Лукас Кранах Старший, "Мадонна с младенцем (в винограднике)", 1523

"Мадонна с младенцем (в винограднике)", 1523

Конечно, выставка не отражает и десятой части творчества мастера, но тем не менее дает представление о характерных особенностях живописи каждого из художников династии. Картины в экспозицию собирались буквально со всего света, но среди них есть и те, которые все время находятся в постоянном собрании ГМИИ. Одна из них – "Мадонна с младенцем (в винограднике)".

Лукас Кранах Старший, "Большая Мадонна с младенцем под яблоней", 1526

Картина "Большая Мадонна с младенцем под яблоней" приехала в Москву из Санкт-Петербургского Эрмитажа. Если сравнить эту работу с предыдущей, то можно заметить несколько характерных особенностей, важных для всей живописи Лукаса Кранаха Старшего: это, в первую очередь, обобщенные, сглаженные черты округлых лиц Мадонны и младенца, узкие миндалевидные глаза и почти никак не выраженные эмоции. Еще одна интересная деталь – почти все женские персонажи у Кранаха рыжеволосые. Возможно, у него была одна модель, с которой он их писал.

Лукас Кранах Старший, "Женский портрет", 1526

Кранах всегда очень точен в деталях: будь то детали одежды, тонкие пряди волос, которые он отделяет золотистыми прорисовками, или элементы пейзажа – все это можно разглядывать до бесконечности. А самый внимательный зритель обязательно заметит и знаменитую подпись мастера – крошечного крылатого дракона, который может быть нарисован где угодно.

Лукас Кранах Старший, "Грехопадение, изгнание из рая и воскрешение", 1529

В этой картине объединено сразу несколько библейских сюжетов: грехопадение Адамы и Евы и изгнание из рая композиционно расположены в левой части картины, справа же изображены распятие и воскрешение Христа. Сюжеты дополнены массой интересных и необычных деталей. Например, в левой части смерть, изображенная в виде скелета, гонит Адама из рая вместе с дьяволом, а в правой части агнец божий топчет скелет, символизируя тем самым воскрешение Христа и победу над смертью.

Лукас Кранах Старший, "Юдифь на пиру у Олоферна", 1531

У этого произведения сюжет тоже очень сложный, состоящий из нескольких линий. На переднем плане Юдифь сидит за одним столом с Олоферном, одетым по моде XVI века в окружении воинов. А на заднем плане, вдали у шатров можно разглядеть, как Юдифь кладет голову Олоферна в мешок. При этом существует еще и картина большого формата, изображающая точно такую же композицию с шатрами, то есть продолжение или следующий кадр сюжета.

Лукас Кранах Старший, "Христос и грешница", 1532

Лукас Кранах Старший и мастерская, "Христос и грешница", 1532

Картина принадлежит к позднему этапу творчества художника, когда он работает в основном вместе со своей мастерской. По тому, как написаны лица на этом произведении, можно сказать, где Кранах работал сам, а где ему помогали подмастерья. Центральные образы Христа и грешницы принадлежат самому мастеру: его кистью написаны крупные черты лица, ярко выделяющиеся на темном фоне. Толпа вокруг, изображенная с различными выражениями и гримасами, скорее всего создавалась его учениками.

Лукас Кранах Младший, "Мадонна с младенцем", 1537

Лукас Кранах Младший продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов. Так как его старший брат Ганс умер еще при жизни отца, Лукас возглавил мастерскую в 22 года, при этом он уже имел большой художественный опыт.

Картина «Мадонна с младенцем под яблоней» написана мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим в 20-х годах 16 столетия в период расцвета своего таланта. Размер картины художника 53 x 42 см, холст, масло; возможно картина была обрезана. Немецкий художник Лукас Кранах изобразил Мадонну в образе очаровательной земной женщины с младенцем на руках, расположившейся в яблоневом саду. С целью подчеркнуть роль Богоматери, как хранительницы света и радости мира, художник поместил непорочную Деву Марию и младенца на высокой горе, усиливая перспективу дальним пейзажем у подножья гор. И Мадонна, и младенец Иисус внимательно смотрят с картины на зрителя, словно давая нам понять, что им двоим уже известна уготованная судьба и они готовы ее принять без тени сомнения. Взгляд Богоматери чуть тронут печалью, нежностью и тихой скорбью - она знает, что должна потерять сына и вновь обрести его на небесах. История искусства.

весь текст

Вам нравится «Мадонна с младенцем под яблоней»? Вы можете купить её в виде холста в багете, отпечатанную как фото в раме или даже с нанесённым фактурным гелем, придающим сходство с оригиналом. Сурков Игорь – её автор получает отчисления с каждой продажи. Заказав эту картину в интернет магазине картин, плакатов и репродукций «Худсовет», вы помогаете этому человеку создавать новые произведения

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса