Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мастер и маргарита библейские главы краткое. Cочинение «Библейские сюжеты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита. Иешуа на компромисс

Тема: Библейские главы и их роль в решении нравственных проблем романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Цели и задачи урока.

1. Выяснить, с какой целью вводит М. Булгаков в свой роман библейские сюжеты и их героев? Какими видит и изображает главных библейских персонажей Иисуса Христа и Понтия Пилата?

2. Определить, какие философские и нравственные проблемы поднимает и решает автор в ершалаимских главах? О чём предупреждает нас, от чего предостерегает?

3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, пробуждение понятий добра, милосердия, совести и т.п.

Форма урока обсуждение проблем за круглым столом, дискуссия (исследовательская работа по текстам Библии и романа).

Оформление:

1. Портрет М. Булгакова (в исполнении учащихся 11 класса).

2. Библия, Евангелие от Матфея.

3. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

4. Иллюстрации к сценам "Суд", "Казнь" (в исполнении учащихся 11 класса).

5. Оформить стенд с работами выпускников прошедшего года:

а) реферат «Библейские главы и их роль в решении философско-эстетических проблем романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»;

б) сочинение "Письмо прокуратору Иудеи Понтию Пилату";

в) доклад о жизни и творчестве М. Булгакова.

Эпиграф к уроку: "Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с Писателем" (М. Булгаков.)

Плакаты к уроку:

1. "Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина социальных подлостей на земле". (В. Лакшин.)

2."Совесть   искупление вины, возможность внутреннего очищения" (Е. В. Корсалова).

Этапы урока (на доске):

1. Сопоставление булгаковского сюжета с евангельской основой. Цель обращения и переосмысления библейского сюжета.

2. Понтий Пилат. Контрасты в изображении главного героя ершалаимских глав.

3. Иешуа Га-Ноцри. Проповеди бродячего философа: бред или стремление к истине?

4. Философские и нравственные проблемы, поднятые в ершалаимских главах. Центральная проблема.

5. Роман-предупреждение. Творческое решение проблемы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступление к уроку.

Слово учителя. Начать наш первый урок по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" мне хочется строками из статьи Елены Владимировны Корсаловой - доктора педагогических наук, профессора литературы - "Совесть, истина, человечность..."

"Наконец-то в школу пришел этот талантливый русский роман, воплотивший размышления автора о своей эпохе и вечности, человеке и мире, художнике и власти, роман, в котором удивительным образом переплетаются сатира, тонкий психологический анализ и философские обобщения..."

Я как учитель полностью согласна с Еленой Владимировной и с удовольствием повторю её слова: «Наконец-то в школу пришел этот талантливый русский роман..." И от себя добавлю: роман сложный, требующий глубоких раздумий, определенных знаний.

Сегодня мы начинаем его изучение.

Тема первого урока звучит так:

"Библейские главы и их роль в решении философско-эстетических проблем романа М. Булгакова " Мастер и Маргарита".

Когда в первый раз, летом, вы читали этот роман, я уверена, что обратили внимание на его композицию. И это не случайно. Композиция романа оригинальна и многопланова. В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа:

1-ый  повествование о жизненной судьбе Мастера,

2-ой  созданный Мастером роман о Понтии Пилате.

Получился роман в романе.

Главы вставного романа рассказывают об одном дне римского прокуратора. Они рассредоточены в основном повествовании о московской жизни главного героя, Мастера, и окружающих его людей. Их всего четыре (2, 16, 25 и 26 гл.). Они вклиниваются в озорные московские главы и резко от них отличаются: строгостью повествования, ритмизированным началом, древностью (ведь они переносят нас из Москвы 30-х годов двадцатого века в город Ершалаим тоже 30-х годов, но века первого).

Обе линии единого произведения  современная и мифологическая явно и неявно перекликаются друг с другом, что помогает писателю шире показать современную ему действительность, осмыслить её (а это одна из самых главных задач писателя М. Булгакова, которую он решает во всех своих произведениях.)

Задачи нашего урока:

Провести параллели, проверку современной действительности опытом мировой культуры на уровне вечных ценностей, всеобщих нравственных принципов.

А основы этого нравственного опыта заложены в христианстве. Узнать о них может каждый, читающий Библию.

Сопоставить булгаковский сюжет с евангельской основой, понять, почему Булгаков обращается к библейским сюжетам, зачем переосмысливает и изменяет их;

Определить, какие философские и нравственные проблемы поднимает и решает автор, о чем предупреждает.

Я понимаю всю сложность поставленной задачи для первого урока, но надеюсь, что, работая с текстами Евангелия и романа дома, отвечая на вопросы домашнего задания, с моей помощью на уроке, за этим круглым столом совместно мы можем обсудить многие важные вопросы и попытаемся сделать выводы.

Я прошу смело высказывать свои суждения, даже если они будут не совсем верными, спорными, внимательно слушать ответы товарищей, пользоваться сигнальными карточками (!), чтобы я вовремя заметила ваше желание высказаться. Т. е. я жду от вас полноценной работы мысли и слова и обещаю быть вам добрым помощником.

Итак, приступаем к 1 этапу урока. Задание к нему получили все три группы .

1. Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой. Цель обращения и переосмысления библейского сюжета.

Вступительное слово: Не знающим Библии кажется, что ершалаимские главы  парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных отличий.

1 Вопрос: Каковы же эти отличия?

Обратимся к вашему домашнему заданию:

Возраст (Иисусу - 33 года, Иешуа - 27 лет);

Происхождение (Иисус  сын Божий и Пресвятой Девы Марии, у Иешуа отец  сириец, а мать  женщина сомнительного поведения; родителей он не помнит);

Иисус  бог, царь; Иешуа  нищий бродячий философ (положение в обществе);

Отсутствие учеников;

Отсутствие популярности в народе;

Не въехал на осле, а вошел пешком;

Изменил характер проповеди;

После смерти тело похищает и предает земле Левий Матвей;

Иуда не повесился, а убит по приказу Пилата;

Оспорено божественное происхождение Евангелия;

Отсутствие предначертанности его смерти на кресте во имя искупления грехов человечества;

Нет слов " крест " и " распятый ", а есть грубые "столб ", "повесить";

    главный герой не Иешуа (прообразом которого является Иисус Христос), а Понтий Пилат.

2 Вопрос: Почему М. Булгаков обращается в своем романе к библейским сюжетам и их героям с одной стороны, а с другой зачем, с какой целью переосмысляет их?

В образе Иешуа Га-Ноцри изображен не сын Божий, но сын человеческий, т.е. простой человек, хотя и наделенный высокими моральными качествами;

М. Булгаков уделяет внимание не идее божественного предопределения, предначертанности смерти во имя искупления человеческих грехов, а земной идее власти, социальной несправедливости;

Делая главным героем Понтия Пилата, хочет обратить особое внимание на проблему нравственной ответственности человека за происходящее вокруг;

Обращается к библейским сюжетам и героям, чтобы подчеркнуть важность всего того, о чём будет говорить, проблем, которые будут решать.

Вывод: Обращение к библейскому сюжету подчеркивает важность описываемого в ершалаимских главах, а переосмысление их автором обусловлено его желанием сблизить всеобщие нравственные идеалы с земными проблемами власти и ответственности человека за происходящее.

2 этап урока. Материалы к вопросу готовила 1 группа.

Понтий Пилат. Контрасты в изображении главного героя ершалаимских глав.

Учитель: Предлагаю начать работу над образом Понтия Пилата с текста. Зачитаем строки, повествующие о появлении во дворце этой значительной и сложной фигуры: "В белом плаще... "

Комментирует: Нельзя не почувствовать значительности и особой эмоциональной наполненности этой фразы даже на слух. Но далее идёт фраза, которая сразу снимает этот ореол значительности, подчёркивая земные слабости героя, несколько приземляя его:

"Более всего на свете... с рассвета " (стр.20, 2 абз.)

Вывод: Так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости.

Давайте обратимся к тексту и найдём там и другие примеры контраста  главного художественного приёма, которым пользуется автор Булгаков в изображении Понтия Пилата.

Величественные черты правителя.

Человеческие слабости.

1. В прошлом бесстрашный войн, всадник " золотое копьё ".

2. Внешне  величественная фигура всесильного прокуратора.

3. Внушает всем страх, называет себя " свирепым

чудовищем".

4. Окружен толпой слуг и охранников.

5. Хочет быть справедливым, помочь Иешуа.

6. Призван решать судьбы людей.

7. Видит, что Иешуа не виновен.

8. Вынес приговор.

1. Ненавидит запах розового масла.

2. Внутри  сильная головная боль.

3. Боится кесаря, прячет трусость, боится доносов.

4.Одинок, единственный друг  собака Банга.

5. Потерял веру в людей, боится потерять карьеру.

6. Посылает невиновного на смерть.

7. Обвиняет в том, во что сам не

верит.

8. Мучается во сне и наяву.

Вопрос: Почему так много контрастного в изображении прокуратора Понтия Пилата?

Булгаков хочет показать, как в человеке борются доброе начало и злое, как Пилат хочет быть справедливым и совершает зло.

Оставим на время Понтия Пилата и обратимся к другому герою ершалаимских глав  Иешуа Га-Ноцри.

3 этап урока.

Иешуа Га-Ноцри. Проповеди бродячего философа. Бред или стремление к истине? (2группа).

Учитель: Опять обратимся к тексту и посмотрим, как появляется во дворце и в романе второй герой ершалаимских глав.

" Этот человек..." (стр. 22).

" Связанный мгновенно..." (стр. 24).

" Арестованный пошатнулся..." (стр. 29).

Комментарии: Это описание создаёт образ жалкого, слабого физически человека, которому трудно переносить телесные мучения.

Вопрос: Каков этот герой внутренне? Так ли он слаб духом, как телом?

Обратимся к тексту:

1. В чём обвиняют Га-Ноцри?

2. Что же он проповедует на самом деле? Что утверждает?

Главные обвинения в словах прокуратора: " Так ты собирался разрушить здание храма и призывал к этому народ?"

Проповеди Иешуа:

1. "Все люди добрые ", " Бог один,… в него я верю".

2. "... рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины".

3. "... всякая власть является насилием над людьми и что настанет день, когда не будет власти, ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть".

Учитель: Поговорим об утверждениях Иешуа. Посмотрим на них глазами Понтия Пилата.

1. Какое из его утверждений воспринимается Понтием Пилатом как бред, как безвредное чудачество?

2. Какое из них считается легко оспоримым?

3. Какое вызывает у него трепет, страх? Почему?

1-ое утверждение Пилат считает бредом и по-своему оспаривает его: физически - с помощью Крысобоя, морально  напоминанием о предательстве Иуды;

2-ое утверждение вызывает у него насмешку: "Что такое истина?" Вопрос должен уничтожить собеседника, т.к. человеку не дано знать ни истину, ни даже что такое истина. Для людей это сложное, отвлеченное понятие. Что можно ответить на этот вопрос?

Что бы ответили вы?

Можно ожидать потока отвлеченных, туманных слов.

НО: "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти, "  ответ Иешуа прост и понятен, истина исходит от человека и замыкается на нём.

Это кусочек истины, оспорить которую Понтий Пилат не может.

3-е утверждение вызвало страх у прокуратора, т.к. он боится доносов, боится потерять карьеру, боится расправы кесаря, боится столба, т.е. боится за себя.

Вопрос: А Иешуа боится за себя? Как он себя ведет?

Иешуа боится телесных истязаний. Но не отступает от своих убеждений, не меняет взглядов.

Вопрос: Какие качества героя открываются вам в его проповеди и поведении?

Главные качества Иешуа: доброта, сострадательность, отвага.

Учитель: В раскрытии образа второго героя ершалаимских глав также используется приём контраста. Слабый физически Иешуа Га-Ноцри оказывается сильным духом.

Учитель: Вернёмся к сцене допроса и посмотрим, что думает о бродячем философе иудейский прокуратор?

Вопросы: 1. Понял ли Понтий Пилат, что Иешуа не виновен? Уверен ли он в этом?

Да. " В светлой и лёгкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, и состава преступления в нём не нашёл".

2. Хочет ли он спасти его от мучительной смерти? Быть справедливым?

Да. Понтий Пилат делал Иешуа намёки, чтобы тот отказался от своих слов о кесаре, посылал " намекающий взор " и т.п.

3. Какое же чувство побеждает в Понтии Пилате все остальные? Как это происходит?

Сначала Пилат хочет быть справедливым и спасти философа. Но рассуждения последнего о власти повергают его в ужас. " Погиб!" потом: "Погибли!" Он делает попытку склонить Иешуа к отказу от своих слов, но безуспешно.

Страх оказывается сильнее желания быть справедливым. Он побеждает.

4. Найдите слова прокуратора, в которых звучит смертный приговор.

- " Ты полагаешь, несчастный... не разделяю " (стр. 35)

Учитель: Итак, внутренняя борьба в Понтии Пилате между добром и злом, между желанием быть справедливым или вынести смертный приговор невиновному закончена.

Всесильный прокуратор, умный, мудрый правитель испугался, смалодушничал, струсил.

Он проходит состояния: от страха - к трусости - к подлости.

Вопрос: Скажите, на каком этапе этой логической цепочки вы могли бы ещё понять и оправдать Пилата? Когда нет?

Страх - чувство физиологическое (равно испугу), свойственно всем живым существам, оно рефлекторно, как и инстинкт самосохранения.

Т.е. Пилат мог испытать чувство страха, это нормально, неосудимо.

Но человек - существо разумное. Он отвечает за свои поступки. Пилат должен не уступать страху, победить трусость, оставаться до конца верным себе, своим убеждениям.

Вынесение смертного приговора невиновному  это уже подлость. А подлость это безнравственно.

Акцент: Трусость между страхом и подлостью. Страх не всегда ведёт к трусости, но от трусости до подлости 1 шаг.

Вывод: "Трусость  несомненно один из самых страшных пороков", так говорил Иешуа.

"Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок",  внутренний голос Понтия Пилата.

И действительно: "Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина социальных подлостей на земле".

Так было с Понтием Пилатом: он совершил подлость из страха, из трусости. Но это не всё. Понтий Пилат сохранит себе и жизнь, и карьеру. Но лишит себя чего-то очень важного.

Что же это?

Понтий Пилат потерял покой. Его будет мучить совесть.

Попытался ли Пилат исправить сделанное, как?

Да. Прикажет убить Иуду. Захочет облагодетельствовать Левия Матвея.

Успокоит ли это его?

Нет. "Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит луна, ... его терзает бессонница" (стр. 461).

"При луне ему нет покоя... он утверждает, что чего-то не договорил тогда... с арестантом Га-Ноцри... более всего в мире он ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу".

"Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много?"  спросила Маргарита.

Закончим на этом наш разговор о героях библейских глав и обратимся к их проблемам.

4 этап урока. Материалы к вопросу готовила 3 группа.

Философские и нравственно-эстетические проблемы, поднятые в ершалаимских главах.

Учитель: Сейчас я хочу обратиться к группе №3.

Их домашним заданием был вопрос о проблемах романа, поставленных автором в ершалаимских главах. Слушая высказывания на сегодняшнем уроке, участвуя в них, я думаю, они сумели дополнить свои домашние наброски. И я предоставляю слово им.

Среди всех проблем романа " Мастер и Маргарита " мы хотим выделить две отдельные группы, которые мы могли бы озаглавить так: "философские" и "нравственно-эстетические".

Причём, мы заметили, что группы эти разные в количественном отношении. Т.к. философия  наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, то и философские проблемы, на наш взгляд, поднятые в этих главах, тоже связаны с наиболее общими законами.

Поэтому мы выделили следующие проблемы философского характера:

Что такое добро и зло?

Что есть истина?

В чём смысл человеческой жизни?

Человек и его вера.

Учитывая, что « …нравственность  это правило, определяющее поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», выделяем нравственно-эстетические проблемы романа, поднятые в ершалаимских главах:

Духовная свобода и духовная зависимость.

Ответственность человека за свои деяния.

Человек и власть.

Социальная несправедливость в жизни человека.

Сострадание и милосердие.

Вопрос: Какая из поставленных автором проблем является, на ваш взгляд, центральной?

Проблема ответственности человека за свои деяния, т.е. проблема совести.

Е. В. Корсалова в своей статье подтверждает эту мысль. Говорит она и о том, для чего дана человеку совесть: " Совесть  внутренний компас человека, его моральный суд над собой, моральная оценка своих поступков. Совесть искупление вины, возможность внутреннего очищения".

Запомните, дети, эти слова.

Вопрос всем: Какие из этих проблем можно назвать современными нам, сегодняшними?

Все.

Вывод. М. Булгаков поднял в своём романе проблемы вечные, неумирающие. Его роман обращен не только к его современникам, но и к потомкам .

Мы продолжим работу над этими проблемами на следующем уроке.

5 этап урока.

Роман-предупреждение. Творческое решение проблемы.

"Роман-предупреждение  это горькое писательское предвидение того, какие картины могут стать реальностью, если будет и далее раскручиваться нынешняя жизненная спираль".

Эти слова из статьи критика относятся и к роману М. Булгакова, который хочет предостеречь нас, всех живущих, от сделок с совестью, от духовной несвободы.

Я просила подойти вас к этому вопросу творчески, решить его оригинально.

Что из этого получилось?

1 группа приготовила рисунок  иллюстрацию к сцене " Суд ";

2 группа приготовила рисунок  иллюстрацию к сцене " Казнь";

3 группа оформила прошлогодние работы: 1) реферат "Роль ершалаимских глав в решении нравственных и философских проблем романа"; 2) сочинение " Письмо римскому прокуратору Понтию Пилату".

А ещё ребята сочинили стихи, пусть они и завершат наш урок.

Подведение итогов урока  оценки.

1. Я довольна (не довольна)… Чем?

2. Мы справились с поставленными задачами (не справились).

3. Трудность темы и проблемы.

4. Совместный труд. Оценки участникам групп.

Домашнее задание:

2. К теме " Сатира в романе " подобрать материал к вопросу: " Кого и за что наказывает Воланд?"

3. Зло, жадность, равнодушие, эгоизм, бессердечие, ложь  их примеры в московских главах.

Стихотворение "Сон Пилата"

Н.П. Борисенко

Снова снится Пилату нескончаемый сон:

Суд вершит прокуратор, близок к истине он.

В прошлом доблестный Всадник Золотое копье,

Чем сегодня прославит он правленье своё?

Перед ним добр и светел, осиян добротой,

Как сама добродетель, вместе с правдой самой.

Люди добрые, это ль преступленье его,

Что он ходит по свету, сеет мир и добро?

Что несет исцеленье и сквозь стены дворцов

Как само откровенье видит мир без оков?

Морщит лоб прокуратор. Будь смелей, игемон,

Неужели проклятый страх в тебе порожден?

Невиновен, ты знаешь, так скажи, не молчи.

Чью судьбу ты решаешь в этой лунной ночи?

Промолчал... не исправил... не сберег от столба...

И на муки отправил не его, а себя.

И душе нет покоя  наказанье страшно:

Быть бессмертным герою и пороку его.

Трусость, подлость из страха  самый страшный порок!

Совесть  вот твоя плаха,

Крест  бессмертия срок!

За строкой урока

    При подготовке к данному уроку класс был поделен на три рабочие группы, каждая из которых получила конкретное задание: один большой вопрос (см. вопросы 2, 3, 4 в разделе «Этапы урока») и общее задание (см. вопрос 1).

Творческое решение вопроса о романе-предупреждении (см. вопрос 5) рассчитано на индивидуальные способности учащихся (в поэзии, изобразительном искусстве и т. п.).

2. Задание к следующему уроку по роману также носит опережающий характер. Вопросы 1 и 2 даются всему классу, а вопрос 3 можно распределить по группам или дать в качестве индивидуального задания.

В романе Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть реальность и фантастика, сатира и любовная лирика. Особенно выделяются четыре главы историко-философского характера. Это «роман в романе» - сказ о Христе и Понтии Пилате. Главы о прокураторе Иудеи и Иешуа Га-Ноцри (Иисусе Христе) пишет главный булгаковский герой - Мастер. Созданный по библейскому сюжету, этот роман стал судьбой его автора. Мастер по желанию Булгакова так изложил известную библейскую историю осуждения и смертной казни Христа, что в ее реальности невозможно усомниться. История вышла такая земная, такая живая, будто бы сам Булгаков присутствовал на всем этом. Иешуа в изображении Мастера - не мифологический персонаж, а живой человек, способен ощущать и негодование, и досаду. Он боится боли, боится и смерти. Но при внешней обыкновенности Иешуа - необыкновенный человек. Сверхъестественная сила Иешуа вложена в его слова, в его убежденность в их истинности. Но главное качество, которое отличает Иешуа от всех других персонажей романа, - независимость ума и духа. Они лишены условностей и догм. Они свободные. Несостоятельность и внутреннюю стойкость не могут убить в нем ни сила власти Понтия Пилата, ни угроза смерти. Благодаря этой независимости ума и духа перед Иешуа приоткрываются скрытые от других истины. И он несет эти очень опасные для власти истины людям.

Чтобы создать такого героя, Мастер сам должен иметь хоть некоторые его качества. Мастер исповедует те самые истины, проповедует добро и справедливость, хоть сам не был смиренным, терпимым и благочестивым. Но есть в Мастере все таки та же зависимость, та же внутренняя духовная воля, что и у его героя, который идет на Голгофу.
С ужасом слушает прокуратор Иудеи соображения о власти. Иешуа говорит, что настанет время, когда власть не будет нужна. Такие слова было не только страшно, но и рискованно слушать. Предохраняя себя от посторонних ушей, прокуратор почти прокричал: «В мире не было, нет и не будет школы большей и прекрасней власти, чем власть императора Тиберия!» Эта фраза сказана Булгаковым, ясное дело, не из исторических источников. Она - из современных ему идей. Писатель заменил только имя. Вообще, если бы читатели могли прочитать роман в то время, они наверное заметили бы перекликание описанной библейской истории с умышленностью. Решение Синедриона и Понтия Пилата напоминают решение правоведов и других современных Булгакову официальных организаций. Похожесть - в неистовом фанатизме, в страхе перед инакомыслием.

Герой романа Мастера, Иешуа Га-Ноцри, осужден. Его мирные речи, что возражают насилию, опаснее для власти, чем прямой призыв. Иешуа опаснее убийцы, которого помиловал Понтий Пилат. И хотя он сумел подчинить прокуратора своим умом и странной силой слова, Пилат направляет насмерть именно его, боясь за себя, за свою карьеру. Как политик Понтий Пилат победил, но испытал поражение перед великой силой духа. И прокуратор это понял.

Понтий Пилат напоминал Булгакову некоторых современных писателей политиков и государственных деятелей. Но есть существенное отличие: расправа над невинным стоила Пилату тяжелых душевных мучений, а у современных писателей политиков получается избежать даже укоров собственной совести. Так библейск

    Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера - творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь»....

    Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Мастер и Маргарита” - это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в нем присутствуют как бы два романа. Главы этих романов...

    Мастер это человек высокообразованный, по профессии бывший историк. Мастер выигрывает крупную сумму, бросает работу и начинается заниматься тем, о чём мечтал: пишет роман о Понтии Пилате. Его роман вызвал критику официальных литературных властей, из-за...

    Великий бал у сатаны бал, который в романе «Мастер и Маргарита» даёт Воланд в Нехорошей квартире в бесконечно длящуюся полночь пятницы, 3 мая 1929 г. По воспоминаниям Е.С. Булгаковой в описании бала были использованы впечатления от приёма в американском...

  1. Новое!

Преподаватель русского языка и литературы
Уссурийского суворовского военного училища
Маркина Ольга Николаевна.

Урок по теме: «Философско-библейские главы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Учебные цели: проанализировать философско-библейские главы романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» в единстве формы и содержания, донести до суворовцев нравственные уроки Булгакова, главные, в его представлении, ценности; помочь понять замысел писателя, написавшего «роман в романе», и осмыслить временную перекличку линий произведения.

Развивающие цели: формировать умение логически рассуждать и чётко излагать свои мысли; развивать эмоциональные качества и чувства суворовцев; развивать творческие способности обучаемых, их познавательную активность.

Воспитательные цели: содействовать формированию общечеловеческих нравственно-мировоззренческих идей; способствовать духовному взрослению суворовцев.

Материальное обеспечение урока: портрет М.Булгакова, наглядно-иллюстративный материал к «Евангельским главам» романа «Мастер и Маргарита», тексты романа, фильм М.Гибсона «Страсти Христовы», аудиокассеты «Духовные беседы в Московском суворовском училище» и «Беседа с другом о смысле жизни».

Ход урока:

1. Объявление темы и целей урока.

2. Аудиозапись (фрагмент лекции по библейской истории и о смысле жизни).

3. Вступительное слово преподавателя:

Вселенная…планета Земля…и маленький человек - венец творения Господа, как учит православное христианство. Зачем дана человеку жизнь? Каков её смысл?

«Рукописи не горят»,- пророчески произносит один из персонажей о романе Мастера, но эти слова по праву можно отнести ко всему роману в целом.

Как известно, главная книга жизни писателя увидела свет в полной редакции лишь в 70-е годы, через 30 с лишним лет после её написания. Она[ книга] не могла « сгореть», потому что честное, талантливое, несущее людям великое понимание жизни, рано или поздно должно быть прочитано теми, ради кого писалось. В этом, мне кажется, заключается вечный закон справедливости.

4. Работа с текстом. Анализ I главы:

  • Композиция «Мастера и Маргариты", как нам известно, своеобразная.
  • В чём заключается это своеобразие? («Роман в романе»: повествование о быте московского народонаселения 20 - 30 годов, о жизни Мастера и судьбе созданного им романа о Понтии Пилате).
  • Откроем роман и найдём ответ на вопрос: чему так изумился непрошеный собеседник, подсев к Берлиозу и Ивану Бездомному?
  • Ответ литераторов вызвал логически оправданный второй вопрос Воланда. Какой?
  • Что услышал Воланд в ответ?
  • Но дальнейшее развитие событий опровергает этот тезис. Что же случилось на Патриарших?
  • Значит, человек не может управлять своей жизнью в полной уверенности. Тогда возникает другой логически оправданный вопрос: какие же силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения?

5. Работа учащихся с листком обратной связи:

Что лежит в основе человеческого поведения:

  • стечение обстоятельств;
  • ряд случайностей;
  • следование избранным идеалам;
  • нравственный ориентир;
  • жажда власти;
  • страх смерти.

6. Слово-обобщение учителя:

Вот эти вопросы и ставятся Булгаковым в «Евангельских главах». «Зачем ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления?» - грозно допрашивал Понтий Пилат Иешуа.

(На доске: Истина - то, что соответствует действительности, правде.)

Голова грозного прокуратора раскалывалась от боли, и вдруг он слышит слова, которые вряд ли рассчитывал услышать.

Что же это за слова? (Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…). Как всё просто и вместе с тем сложно. Как догадался оборванец? Может он врач? Вот так в роман входит философская тема поиска истины, и от того, откроешь ли ты её для себя, зависит твой человеческий облик.

7. Работа с текстом. Анализ «Евангельских глав».

Вы обратили внимание, что Иешуа представлен в романе как бродяга?

  • У него есть родители?
  • Ученики?
  • Описываются ли в «Евангельских главах» проповеди Иешуа, его знаменитые чудеса-исцеления?

Выполнение тестового задания № 1. (Приложение № 1).

Булгакову нужна была яркая, как солнечный луч, и короткая, как вспышка молнии, жизнь праведника, обыкновенного, казалось бы, человека; М.Булгакову важно было показать внутренний, духовный мир Иешуа, стойкость духа.

  • Какую же истину открывает Иешуа П. Пилату? Главное убеждение Иешуа? (Злых людей нет на свете, все люди добрые…..)
  • Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признания? (Что Иешуа невиновен. Это и есть истина).
  • Но вот прокуратору подают другой кусок пергамента. И это уже серьёзно…В чем обвиняется Иешуа?
  • Перед каким нравственным выбором встаёт Понтий Пилат? (Спасти бродячего философа и лишиться власти, положения, карьеры, возможно, жизни или сохранить своё положение, казнив невиновного и поступив против совести; отступив от истины, Пилат выбирает второе).
  • Однако Пилат пытается подсказать путь спасения. Вчитаемся в ремарки, сопровождающие диалог.
  • Почему Иешуа отказывается от компромисса, который мог бы спасти ему жизнь? (Истина для него дороже жизни).
  • Следование истине, внутреннему убеждению, голосу совести требует мужества, стойкости духа, и во имя её [ истины ] Иешуа принимает мучительную смерть на кресте.

На доске христианская молитва «Символ Веры». (читает подготовленный суворовец).

Фрагмент фильма М.Гибсона «Страсти Христовы».

В чём вы увидели несоответствие между изображенным в фильме и в романе? Чем объяснить? (Призыв к Отцу - подчеркивается небесное происхождение. Копьём в сердце - Понтий Пилат посылает Иешуа лёгкую смерть, чувствуя свою вину…)

И вот тут открывается ещё одна тема, связанная с «Евангельскими главами», - тема греха и покаяния.

Грех - это ощущение вины человека перед Богом. П.Пилат совершил грех, он и в историю вошел как человек, подписавший смертный приговор Иисусу Христу.

Какой человеческий порок Иешуа считает самым главным? (Трусость).

Выполнение тестового задания № 2. (Приложение № 2).

Искупить грех можно только покаянием, т.е. признанием своей вины, искренним раскаянием и добрыми делами.

Учёные утверждают, что мир сновидений это больше, чем отражение наших мыслей; именно во сне мы оказываемся наедине с отражением наших скрытых страхов, желаний, тревоги.

Выразительное чтение учащимся отрывка из главы 26 «Сон Пилата».

М. Булгаков даёт свою версию ощущения греха Понтием Пилатом, его раскаяние в содеянном и его наказание. Одна из попыток загладить свою вину - убийство Иуды.

Реализация индивидуального творческого задания.(Задание: сравнить участь Иуды по книге французского исследователя Э. Ренана «Жизнь Иисуса» и участь Иуды в романе М.Булгакова).

Другая попытка загладить (искупить) свою вину - устроить судьбу Левия Матвея.

Реализация творческого задания (сочинение-миниатюра «Каким я увидел П.Пилата в эпизоде «П.Пилат и Левий Матвей»).

Если человек, уверен Булгаков, искренне раскаялся в совершенном грехе, он будет помилован Богом. Как был наказан П. Пилат за своё малодушие, трусость?

Чем завершается история Пилата?

Сколько лет разницы между описанными событиями в «Евангельских главах» и событиями, происходящими в Москве? (приблизительно 1900 лет).

Исследователи творчества Булгакова установили, что события в обоих случаях происходят на Страстной неделе. Появляется Воланд со своей свитой в Москве в среду, а в ночь с субботы на воскресенье покидает её, покидают Москву Мастер и Маргарита. Именно в это время они встречаются с Пилатом, и становится очевидным, что прощён Пилат в самый светлый христианский праздник. Какой? (Светлое Христово Воскресение - Пасха).

И эта временная перекличка обеих линий повествования не случайна. Культура человеческих отношений не может существовать только в прошлом. Как и 2000 лет назад человек живёт не только заботой о бренном теле, более всего он живёт правдой и совестью - жизнью духа.

Иудея с центром в Иерусалиме находилась под властью Римской империи, а Россия Булгакова? (под властью диктатуры Сталина).

Мастер, написавший роман о Понтии Пилате, рискнувший рассказать людям историческую правду, живёт в тоталитарном государстве. И этому государству не по нутру произведение, затрагивающее проблему ответственности человека, наделённого властью вершить людские судьбы.

Разговор о судьбе Мастера у нас впереди, скажу лишь, что его судьба - это судьба многих художников России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма, это судьба и самого Булгакова (с его представлениями об истине и свободе выбора жизненного пути, о его вере во всепобеждающую силу любви).

8. Фрагмент аудиозаписи духовной беседы в Московском суворовском училище «Беседа с другом о смысле жизни».

9. Задание на самоподготовку («домашнее» задание):Подготовить к анализу главы 5,7,9,12,18,24,28. Устно ответить на вопрос: Изменились ли горожане внутренне?

Приложение № 1.

Тест № 1.

Почему в романе Иешуа представлен как бродяга?

  1. соответствие ;
  2. автор подчёркивает внутреннюю свободу героя;
  3. автор стремится показать Иешуа бедняком.

Приложение № 2.

Тест № 2.

Почему для Иешуа один из самых страшных пороков - трусость?

  1. трусость ведёт к предательству;
  2. трусость - сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла;
  3. трусость - малодушие, недостаток душевной силы.

Библейские» страницы романа М.А. Булгакова

«Мастер и Маргарита»

Тип урока: урок-семинар с использованием ИКТ.

Цели урока:

    Приобщение учащихся к чтению литературы философского содержания.

    Работа по развитию культуры речи, памяти и кругозора учащихся.

    Развивать у учащихся навыки работы в коллективе.

Задачи урока:

    Познакомить учащихся с отдельными главами романа М.А.Булгакова.

    Выявить стержневую идею, проблематику романа через анализ текста.

    Научить учащихся размышлять, логически мыслить, доказывать свою точку зрения.

    Проанализировать образ писателя, проникнуться его мыслями и чувствами через просмотр фильма, слайдов.

Оборудование урока:

« Он гений»

«Мастера и Маргариты»

Ход урока.

Слово учителя:

На предыдущем уроке мы начали знакомство с жизнью, творчеством Михаила Афанасьевича Булгакова, сложной судьбой его замечательных произведений. А также узнали историю создания самого популярного его романа «Мастер и Маргарита» и познакомились с первой главой этого произведения.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о романе «Мастер и Маргарита».

Тема нашего сегодняшнего урока - «Библейские страницы» в романе М.А. Булгакова.

(Начинаем просмотр слайдов)

Роман «Мастер и Маргарита» - главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Ведь во времена сталинских репрессий, господства социологической критики нельзя было ждать чуда. Поэтому Булгаков, как и его герой – Мастер - не верил в возможность увидеть свой роман напечатанным. Но в наше время это один из самых читаемых и любимых произведений.

Как мы уже отмечали, это многоплановый по жанру роман: сатирический, философский, фантастический, любовно - лирический, бытовой, РОМАН - МИФ - так определяют жанр этого произведения критики.

Действие романа длится всего 4 дня (начинается в среду и в ночь на воскресенье заканчивается, в праздник Пасхи.) Но за этот короткий промежуток времени писатель охватывает события, которые происходят в трёх временных рамках. 1. Москва 30-х годов (Земной мир). 2) «Библейский мир». И 3) Вечность (потусторонний мир).

Время и пространство то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, то пересекаются, то теряют границы, то есть они и конкретны, и условны. Знакомимся с страницами романа, где раскрывается философская сторона произведения и главная идея романа. Именно философские вопросы, поднятые Булгаковым в этом произведении, стягивают все сюжетные линии книги. И первый вопрос:

    « Кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?»- спрашивает Воланд. Как отвечает на этот вопрос Иван Бездомный?

    Какие доводы, опровергающие это, приводит Воланд?

А если жизнь человека действительно вся соткана из случайностей, то может ли он ручаться за завтрашний день, за своё будущее? Что же является истиной в этом хаотическом мире? - Эти вопросы ставит автор в «евангельских» главах романа – своеобразном идейном центре романа.

3. Итак, что за человек Понтий Пилат? (читаем по слайду энциклопедическую справку, рассказываем гл. 2)

4. Кого имеет в виду Булгаков под именем Иешуа Га-Ноцри?

(слайд: энциклопедическая справка об Иисусе, рассказ об Иешуа из 2 гл. романа)

    Попытаемся сравнить истинные библейские страницы и «евангельские» у Булгакова по схеме:

Имя, - кто предал его,

Возраст, - какую казнь принял,

Ученики Христа (Иешуа), - после казни?

Происхождение,

    В чём сходство и различие? Что достигает автор, меняя историю Иисуса?

5. Философия Иешуа? (просмотр отрывка из фильма В. Бортко «Мастер и Маргарита» Сцена допроса Иешуа римским прокуратором.)

6. Поведение Понтия Пилата на допросе.

7. Какой философский вопрос задаёт он Иешуа? (Что есть ИСТИНА?) Как на него отвечает бродячий философ?

8. Почему Понтий Пилат всё-таки утверждает смертный приговор?

Гл. 25 - 26

    Что беспокоит Понтия Пилата в часы казни?

10. Зачем введён в повествование сон Пилата?

Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мёртв душою. Лишь во сне он может и готов погубить свою карьеру прокуратора Иудеи, готов спасти от казни ни в чём не виновного «безумного мечтателя и врача». А наяву прокуратор непреклонен, и для него «нет более великой власти, чем власть императора Тиверия.»

11. Как свою трусость оправдывает прокуратор Иудеи?

12. Почему Булгаков именно трусость считает главным пороком человечества?

13. История Иуды из Кириафа?

14. Каким образом хочет загладить свою вину перед Иешуа Понтий Пилат?

Гл. 32

15. В конце романа мы узнаём об участи римского прокуратора. Какова она? (Как заканчивает Мастер свой роман? Почему?)

16. Так кто всё-таки главный герой в романе Мастера ? Почему?

17. Попытаемся найти своеобразных двойников героям ершалаимских страниц среди героев, живущих в Москве 30 - х годов, и героев потустороннего мира. (Иешуа – Мастер, Иуда – Алоизий, Понтий Пилат – Воланд). Объяснить эти соответствия.

Итак, «библейские» страницы романа М. Булгакова помогают нам выяснить главную идею романа : человеческую судьбу определяет непрерывный поиск истины. И роман Булгакова именно об ответственности человека за всё добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или рабству, предательству и бесчеловечности. Вот за эти философские выводы М.Булгаков получил высокую оценку А. Ахматовой: «Он Гений»

А теперь посмотрим, насколько вы были внимательны на уроке. Попробуйте ответить на вопросы небольшого теста по «ершалаимским» страницам романа. И позже отгадать кроссворд. (работа с ИКТ)

Домашнее задание : «Сатирическое изображение Москвы

30 -ых годов» (гл. 7, 9, 12, 14, 17, 18, 28)

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть реальность и фантастика, сатира и любовная лирика.
Особо выделяются четыре главы историко-философского характера. Этот «роман в романе» - повествование о Христе и Понтии Пилате.
Главы о прокураторе Иудеи и Иешуа Га-Ноцри (Иисусе Христе) пишет главный булгаковский герой - Мастер. Созданный по библейскому сюжету, этот роман стал судьбой его автора. Мастер, по воле Булгакова так изложил известную библейскую историю осуждения и казни Христа, что в ее реальности невозможно усомниться. История получилась такая земная, такая живая, будто сам Булгаков присутствовал при всем этом. Иешуа в изображении Мастера - не мифологический персонаж, а живой человек, способный испытывать и возмущение, и досаду. Он боится боли, боится смерти. Но при внешней обыкновенности Иешуа - необыкновенный человек. Сверхъестественная сила Иешуа заключена в смысле его слов, в его убежденности в их правоте. Но главное качество, отличающее Иешуа от всех остальных персонажей романа, - независимость разума и духа. Они лишены условностей и догм. Они свободны. Независимость и внутреннюю стойкость не могут убить в нем ни сила власти Понтия Пилата, ни угроза смерти. Благодаря этой независимости разума и духа перед Иешуа открываются скрытые от других истины. И он несет эти очень опасные для властей истины людям.
Чтобы создать такого героя, Мастер сам должен обладать хоть некоторыми его качествами. Мастер исповедует те же истины, проповедует добро и справедливость, хотя он сам не был смиренным, терпимым и благочестивым. Но есть в Мастере та же независимость, та же внутренняя духовная свобода, что и у его героя, идущего на Голгофу.
С ужасом слушает прокуратор Иудеи рассуждения о власти, в том числе и о кесаревой. Иешуа говорит, что наступит время, когда никакая власть не будет нужна. Такие слова Пилату было не только страшно, но и рискованно слушать. Охраняя себя от посторонних ушей, прокуратор почти прокричал: «На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной власти, чем власть императора Тиверия!» Эта фраза взята Булгаковым, естественно, не из исторических источников. Она - из современных ему газет. Писатель заменил только имя. Вообще, если бы читатели могли прочитать роман в то время, они наверняка заметили бы перекличку описанной библейской истории с современностью. Решения Синедриона и Понтия Пилата напоминают решения рап- повцев, Главреперткома и других современных Булгакову официальных организаций. Схожесть - в зверском, оголтелом фанатизме, в страхе перед инакомыслием.
Булгаков знал твердо, что опубликовать роман он не сможет, что рано или поздно он будет распят за этот роман. Но в писателе жила слабая надежда на здравый смысл современного ему «прокуратора». Не сбылось.
Герой романа Мастера, Иешуа Га-Ноцри, приговорен. Его мирные речи, отвергающие насилие, опасней для власти, чем прямой призыв к мятежу. Иешуа опаснее убийцы, которого помиловал Понтий Пилат. И, хотя Иешуа сумел покорить прокуратора своим умом и удивительной силой слова, Пилат отправляет на смерть именно его, боясь за себя, за свою карьеру. Как политик Понтий Пилат победил, но потерпел поражение перед великой силой духа. И прокуратор это понял.
Понтий Пилат напоминал Булгакову некоторых современных писателю политиков и государственных деятелей. Но есть существенное различие: расправа над невинным стоила Пилату тяжелых душевных мучений, а современным писателю политикам удавалось избежать даже укоров собственной совести. Так библейский сюжет соприкоснулся с реальной жизнью.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса