Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Самуил Моисеевич Майкапар: биография. Тематическая беседа-концерт, посвященная творчеству композитора С. М. Майкапара для детей старшего дошкольного возраста Кто автор цикла детских пьес бирюльки

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО»
МОСКВА 1938 ЛЕНИНГРАД

Редактор Ст. Маркус
Тех. ред. Е. Уварова
Корректор К. Тинде
Художник В. Яцкевич

Сдана в набор 27/11 1938 г.
Подписана к печати 22/VIII 1938 г.
Уполномоченный Главлита Б-50302.
Тираж 4000 экз. Объем 12½ п. л. + 1 вклейка.
Формат бумаги 60 x 92 1/16 бум. листов.
12,36 авт. листов 41 472 знаков в печ. л.
Индекс 340. Гиз. 642. Заказ 3988.

Набрана в I Образцовой типографии ОГИЗа
РСФСР треста «Полиграфкнига»
Валовая, 28.

Отпечатано на ф-ке юношеской книги изд-ва
ЦK ВЛКСМ «Молодая Гвардия»,
ул. Фр. Энгельса, 46. Нар № 932.

Цена 4 р. 35 к.
Переплет 1 р. 65 к.

ОТ РЕДАКЦИИ

Настоящая книга, по замыслу автора, представляет первую часть автобиографии. Вторую часть должны были составлять «Годы музыкальной деятельности».
Во время печатания этой книги С. М. Майкапар скончался.
Ниже мы приводим биографическую справку, написанную по просьбе редакции женой С. М. Майкапара - Е. А. Майкапар.

БИОГРАФИЯ

Музыке начал учиться на седьмом году у итальянца Гаэтано Молла в Таганроге. В концертах начал выступать с девятилетнего возраста, а с четырнадцати лет стал пробовать свои силы в области композиции.

По окончании Таганрогской гимназии в 1885 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно - в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1893 г.

Юридический факультет университета окончил в 1891 г.

В 1893-1894 г. уехал в Вену совершенствоваться по игре на фортепиано у проф. Т. Лешетицкого, под руководством которого работал ежегодно по нескольку месяцев до 1898 г. В этот период выпустил в Вене первые два своих опуса: ор. 1 - Шесть немецких романсов для пения с фортепиано и ор. 2 - «Вариации» E-dur для фортепиано.

С 1898 по 1901 г. С. М. жил в Москве. Давал концерты в Москве, Петербурге и в провинции. Выступал в камерных концертах в Петербурге с проф. Ауэром и в Москве с квартетом Гржимали. Давал также концерты и в Германии. Кроме концертной деятельности, С. М. занимался в Москве частными уроками и композицией. За это время вышли в печати ор. 3 - Три прелюдии для фортепиано, ор. 4- «Восемь миниатюр», ор. 5 - «Лирические вариации f-moll», op. 6-Сюита в классическом стиле и ор. 7 - Два романса для пения.

Во время пребывания в Москве (1898-1901 гг.) С. М. работал и в области музыкально-научного исследования. В 1909 г. он выпускает большой труд «Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития». Вторым изданием эта книга вышла в 1915 г.

В Москве композитор состоял активным членом и секретарем научно-музыкального кружка под председательством С. И. Танеева.

С 1901 по 1903 г. С. М. работает в музыкальной школе в Твери. Здесь он впервые начинает сочинять художественные произведения для детей и юношества и издает ор. 8 - Восемнадцать маленьких новеллет для фортепиано. Большой успех этих произведений как у критики, так и в широких кругах педагогов и учащейся молодежи содействовал тому, что вплоть до последних дней жизни он уделял особое внимание в своей творческой деятельности этой отрасли композиции, стараясь пополнить своими произведениями детскую музыкальную литературу.

С 1903 по 1910 г. Майкапар жил в Германии, где давал концерты (в Берлине, Лейпциге и в других городах), преподавал и занимался композицией. За это время вышли в печати в различных издательствах России и Германии opus’ы с 9-го по 15-й для пения и для фортепиано соло.

Осенью 1910 г. С. М. получает предложение от А. К. Глазунова вступить в число преподавателей по фортепиано в Петербургскую консерваторию, оставляет Германию и переезжает в Петербург.

Здесь он в 1912 г. получает звание старшего преподавателя, а в 1915 г. - звание профессора.

На протяжении двадцати лет педагогической деятельности в консерватории (1910-1930 гг.) Майкапар одновременно непрерывно занимается композицией, научно-исследовательскими работами и концертирует. В этот период выходят в свет opus’ы от 16-го до 28-го, в том числе для детей и юношества - «Театр марионеток» (Дивертисмент из семи номеров), «6 колыбельных сказочек», «Соната для юношества» и «Бирюльки» (28 пьес); из крупных произведений - Соната ор. 19 в издании Беляева, «Вариации E-dur», «Мимолетные мысли» (2 серии) и др.

К тому же периоду относятся и научно-исследовательские труды (в рукописи): «О художественном музыкальном ритме», «О фортепианной технике», «О методах разучивания музыкальных произведений на основе исследования процесса их усвоения» и доклады «Об абсолютном слухе по Отто Абрагаму», «О сиамской музыкальной системе по проф. Штумпфу и ее значении для оправдания целесообразности нашей равномерной темперации», «Исследование фортепианной педали» и «Научная организация труда в применении к работе музыканта-исполнителя».

Будучи большим знатоком творчества Бетховена, в 1927 г., в 100-летнюю годовщину смерти этого гениального композитора, .С. М. Майкапар дал в Ленинграде в Малом зале консерватории семь вечеров, на которых с исключительным мастерством исполнил последовательно все тридцать две сонаты Бетховена.

В том же 1927 г. выходит в свет его книга «Значение творчества Бетховена для нашей современности» с предисловием А. В. Луначарского.

В 1930 г. Майкапар уходит из консерватории и посвящает себя почти исключительно творческой работе - композиции, игре и научным трудам.

За последний период времени (1930-1938 гг.) им написаны следующие произведения: «20 педальных прелюдий» (систематическая школа педализации, с объяснительным текстом) - находится в настоящее время в печати, «Первые шаги», №№ 1-16 (для фортепиано в 4 руки), «Песни дня и ночи» - сюита из шести пьес для скрипки с аккомпанементом фортепиано (для 1-й ступени детского ансамбля), «Легкая соната G-dur» в 4-х частях, для фортепиано и скрипки (для детского ансамбля 2-й ступени), «Багатэли» - 8 пьес для фортепиано и скрипки, «Трио a-moll» для фортепиано, скрипки и виолончели (для детского ансамбля 3-й ступени - рукопись), два квартета (в рукописи) - квартет d-moll и детский квартет G-dur для трех скрипок и виолончели и «Трудовые песни народов» (по Карлу Бюхеру «Работа и ритм»), в свободной обработке для фортепиано в 4 руки и скрипок в унисон (для детского ансамбля 1-й ступени, № 1-3 - рукопись).

В начале 1938 г. Майкапар закончил и сдал в печать книгу «Годы учения». Одновременно с этой книгой композитор в последние годы своей жизни работал над трудом под названием «Музыкально-исполнительское художественное творчество». Этот труд доведен им почти до конца.

Литературное наследие композитора С. М. Майкапара, представляющее весьма ценный вклад в музыкально-художественную и научную литературу, состоит из большого количества музыкальных произведений (около трехсот) и ряда научных трудов как изданных, так и находящихся в рукописи.

С. М. Майкапар скончался на 71 году жизни 8 мая 1938 г. в Ленинграде и погребен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища.

Е. А. Майкапар.

Биография
Юному советскому поколению будущих художников-музыкантов - посвящение

Почему я решил избрать своей специальностью музыкальное искусство

Глава первая
Первые годы учения и музыкальной жизни в период до поступления в консерваторию

1. Мой первый учитель - итальянец Гаэтано Молла
2. Первые музыкальные впечатления. Музыкальная среда
3. Первые побеги музыкальной деятельности

Глава вторая
Два года на низшем курсе специальной игры на фортепиано

1. Мои учителя: В. В. Демянский по классу игры на фортепиано и А. К. Лядов -по курсу обязательной гармонии
2. Симфонические и камерные концерты. Опера. Исторические концерты А. Г. Рубинштейна

Глава третья
Первые четыре года пребывания на высшем курсе фортепианного отделения. Начало занятий по специальной теории композиции.
Окончание университета

1. Новый директор консерватории - Антон Григорьевич Рубинштейн
а) Рубинштейн - пианист
б) Рубинштейн - композитор
в) Некоторые черты личности Рубинштейна и краткие биографические данные о нем
г) Деятельность Рубинштейна как директора консерватории
2. Профессор Вениамин Чези и мои занятия у него

3. Профессор Карл Карлович Зике. Курс его лекций по обязательной энциклопедии и инструментовке
4. Профессор Ливерий Антонович Саккетти (курс истории музыки и эстетики)
5. Мои воспоминания о первом международном конкурсе имени А. Г. Рубинштейна
6. Начало моих занятий по специальной теории композиции в классе профессора Н. Ф. Соловьева
7. Окончание университета
8. Заключение

Глава четвертая
Последние два года пребываний в консерватории и окончание ее по классам фортепиано и композиции

1. Профессор Иосиф Вейсс и занятия у него в классе
2. Занятия в классе ансамбля у профессора Ауэра
3. Профессор Н. Ф. Соловьев. Продолжение и окончание мною у него курса теории композиции
4. Окончание консерватории по специальности игры на фортепиано
5. Дополнение к описанию годов моего учения в консерватории

Глава пятая
Профессор Теодор Лешетицкий и время моих занятий у него

1. Подготовительный период
2. Первый период занятий с Лешетицким
3. Второй период занятий с Лешетицким
4. Мои товарищи по занятиям у Лешетицкого
5. Мои знакомства и встречи с другими выдающимися пианистами, бывшими учениками Лешетицкого
6. Некоторые еще не приведенные раньше советы Лешетицкого и дополнение к воспоминаниям о времени моих занятий с ним
7. Окончание моих занятий с Лешетицким
8. Итоги периода работы под руководством Лешетицкого
9. Заключение
Приложение
Список музыкальных произведений для детей и для юношества С. В. Майкапара



Майкапар, Самуил Моисеевич

Род. 6 декабря 1867 в Херсоне. Музыку изучал в Таганроге у Г. Молла, затем в СПб., где 1891 окончил юридический факультет университета и 1893 - консерваторию по классу фп. (Чези) и композиции (Соловьев). По окончании консерватории совершенствовался у Лешетицкого в Вене, после чего выступал в концертах в Берлине, Лейпциге, СПб., Москве и др. Живет в Москве. Изданы его пьесы для фп. (op. 2, 3, 4, 5,), романсы (op. 1) и книга "Музыкальный слух" (Москва, 1900; исследование о природе и значении муз. слуха, критика современных методов его развития и предложение нового метода, придающего одинаковую важность как развитию чистой интонации, так и утончению чувства звуковой краски и нюансировки).

Майкапар, Самуил Моисеевич

род. 18 дек. 1867 в Херсоне, ум. 8 мая 1938 в Ленинграде. Композитор. Окончил Петерб. конс. в 1893 по кл. ф-п. И. Вейса (ранее занимался у В. Демьянского и В. Чези), в 1894 по кл. композиции Н. Ф. Соловьева. В 1894-1898 совершенствовался как пианист у Т. Лешетицкого в Вене. Выступал как пианист. В 1901-1903 рук. муз. школы в Твери. В 1903-1910 жил и работал в Германии. В 1910-1930 преподаватель Петрогр. (Ленингр.) конс. (с 1917 проф.).

Соч.: Струн. квартет; Ф-п. трио; для унисона скр. и ф-п. в 4 руки - сюита Трудовые песни народов (по К. Бюхеру); для скр. и ф-п. - Легкая соната, Песня дня и ночи, Багатели; для ф-п. - сонаты (до минор, ля минор), Вариации, Три прелюдии, Восемь миниатюр, Лирические вариации, Маленькая сюита в классическом стиле, Маленькие новеллы, Две пьесы, Мимолетные мысли, Фантастические вариации, Два октавных интермеццо, Двенадцать кистевых прелюдий без растяжения на октаву, Пастушеская сюита, Двенадцать альбомных листков, Поэма в шести строфах, Баркарола, Серенада арлекина, Театр марионеток, Большая сонатина, Колыбельные сказочки, Две нежные записки, Бирюльки, Маленькая сюита, Стаккато-прелюдии, Миниатюры, Вторая сонатина, Баллада, Четыре прелюдии и фугетты, Двадцать педальных прелюдий; для ф-п. в 4 руки - Первые шаги; для голоса и ф-п. - романсы на сл. немецких поэтов, Н. Огарева, Г. Галиной, К. Романова и др.; каденция к Концерту Моцарта для 2 ф-п. с орк. си-бемоль мажор.

Лит. соч.: Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. М., 1890, 2-е изд. Петроград, 1915; Значение творчества Бетховена для нашей современности. М., 1927; Годы учения. М. - Л., 1938; Как работать на рояле. Беседы с детьми. Л., 1963.

Майкапар, Самуил Моисеевич

(род. 18.XII.1867 в Херсоне, ум. 8.V. 1938 в Ленинграде) - сов. композитор, пианист, педагог, муз. писатель. Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у Г. Молла). В 1885 переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где его основными педагогами были И. Вейс (фп.), Н. Соловьев (композиция). Параллельно занимался на юридич. фак-те университета (оконч. в 1890). По окончании консерватории до 1898 совершенствовался как пианист под рук. Т. Лешетицкого. С 1898 по 1901 выступал в концертах с Л. Ауэром и И. Гржимали. В 1901 основал муз. школу в Твери (ныне г. Калинин) и возглавлял ее до 1903. С 1903 по 1910, живя преимущ. в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии. Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. Танеевым московского научно-музыкального кружка. С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской-Петроградской-Ленинградской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла из 32 сонат Бетховена (впервые в 1927). Разносторонне одаренный музыкант, М. был известен как автор фп. пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр "Бирюльки".

Соч.: камер.-инструм. анс. - квартет, фп. трио, "Легкая соната" для скр. и фп.; пьесы для фл., в т. ч. Соната, Баллада, Поэма, неск. циклов вариаций, 2 серии "Мимолетных мыслей", 2 октавных интермеццо и др.; св. 150 фп. пьес для детей, в т. ч. "Бирюльки" (26 пьес), 24 миниатюры, 18 маленьких новеллетт, 4 прелюдии и фугетты, 20 педальных прелюдий и др.; пьесы для скр. и фп.; романсы; книги "Музыкальный слух" (1900, 2 изд. 1915), "Значение творчества Бетховена для нашей современности", с предисл. А. Луначарского (1927), "Годы учения и музыкальной деятельности", "Книга о музыке для старших школьников" (1938) и др.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Майкапар, Самуил Моисеевич" в других словарях:

    Майкапар, Самуил Моисеевич пианист и композитор (родился в 1867 г.), преподаватель Петроградской консерватории. Окончил Санкт Петербургский университет по юридическому факультету (1891) и затем Санкт Петербургскую консерваторию (1893, ученик… … Биографический словарь

    Самуил Моисеевич Майкапар Основная информация Дата рождения … Википедия

    - (1867—1938), пианист, композитор. Ученик Т. Лешетицкого. Автор многих детских (в том числе инструктивных) фортепианных пьес (цикл «Бирюльки» и др.), учебно методических работ. Преподавал (1910—30; фортепиано) в Санкт Петербургской… … Большой Энциклопедический словарь

    - (18 декабря 1867, Херсон 8 мая 1938, Ленинград) известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. По происхождению караим. Разносторонне одаренный музыкант, Майкапар был известен как автор целого… … Википедия

    Самуил Моисеевич Майкапар Самуил Моисеевич Майкапар (18 декабря 1867, Херсон 8 мая 1938, Ленинград) известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. По происхождению караим. Разносторонне… … Википедия

    Самуил Моисеевич Майкапар Самуил Моисеевич Майкапар (18 декабря 1867, Херсон 8 мая 1938, Ленинград) известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. По происхождению караим. Разносторонне… … Википедия

    Самуил Моисеевич Майкапар Самуил Моисеевич Майкапар (18 декабря 1867, Херсон 8 мая 1938, Ленинград) известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. По происхождению караим. Разносторонне… … Википедия

    Самуил Моисеевич Майкапар Самуил Моисеевич Майкапар (18 декабря 1867, Херсон 8 мая 1938, Ленинград) известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. По происхождению караим. Разносторонне… … Википедия

    Софья Эммануиловна Майкапар … Википедия

Книги

  • Самуил Моисеевич Майкапар. Бирюльки , Астахова Н.В.. С. М. Майкапар учил маленьких "музыкантов" игре на пианино и писал для них произведения, самыми известными из которых стали пьесы из цикла" Бирюльки"-так называют крошечные игрушечные"…

НГМБОУДОД ДМШ им. г. Нефтеюганск.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«С. Майкапар и его фортепианный цикл «Бирюльки»

Составил:

преподаватель

фортепианного отделения

С. Майкапар и его фортепианные циклы.

Цикл «Бирюльки»

С. Майкапар родился в Херсоне в 1867 году, его детские годы прошли в Таганроге, затем Майкапар поступает в Петербургский университет на юридический факультет , который окончил в 1891 году и одновременно в Петербургскую консерваторию, где учился по двум специальностям: композиции и фортепиано. По окончании консерватории и по совету Антона Рубинштейна Майкапар едет в Вену совершенствоваться у знаменитого пианиста профессора Теодора Лешетицкого. С 1903 года по 1910 год Майкапар живёт в Германии. Он много концертирует, сочиняет, занимается научной деятельностью . В 1910 году Майкапар получил приглашение от А. Глазунова преподавать в Петербургской консерватории. В 1930 году Майкапар уходит из консерватории и целиком посвящает себя творческой работе – композиции, исполнительству, научным трудам. Умер Майкапар 8 мая 1938 года.

Полное собрание Майкапара может уложиться в одном томе. Хотя их количество весьма велико (свыше 200 наименований), но большинство из них – фортепианные миниатюры, умещающиеся на одой или двух страничках. Пьесы Майкапара печатались в Германии, Австрии, Англии, Франции, Америке. Каталог сочинений Майкапара содержит фортепианные пьесы, романсы и сочинения для камерного ансамбля.

Майкапар начал сочинять в возрасте 14-15 лет и продолжал всю свою жизнь. И именно в области детской музыки имя С. Майкапара стало широко известным в стране. Он нашёл музыкальные образы и интонации близкие ребёнку; с помощью своих пьес для начинающих он учит детей любить музыку, открывая им широкие возможности собственного творчества и дорогу к познанию прекрасного искусства звуков.

Напрасно стали бы мы искать в детских пьесах Майкапара яркие стилистические особенности. Ценность их не в каких-либо неповторимых индивидуальных чертах мелодии, гармонии и т. д., а в сочетании всех элементов, каждый из которых быть может и не столь значителен. Ясная целеустремлённость, непосредственность высказывания, соединенные с большим исполнительским и педагогическим опытом, помогли Майкапару стать одним из зачинателей русской детской фортепианной литературы. Им разработана целостная система развития фортепианной техники. Его циклы фортепианных произведений, адресованные юным пианистам построены по совершенно определённому плану, охватывающему тот или иной раздел фортепианной техники или вид пианистической трудности. При этом строго соблюдён принцип «от простого к сложному». По такому плану создан цикл 12 кистевых прелюдий ор-14, две октавных интермеццоор-13, стаккато-прелюдии ор-31. Строго последовательно усложняются задачи в сборнике ансамблевых пьес «первые шаги ор-29 в фортепиано в 4 руки. Чёткий педагогический план виден в знаменитом цикле «бирюльки» (он связан с ознакомлением ученика со всеми 24 тональностями).

Если же взять творчество Майкапара в области мелких форм в целом, то наиболее близким ему и по форме, а отчасти и по духу оказывается Григ. Сочиняя детские пьесы, Майкапар исходил из убеждения, что общие требования маленьких художников те же, «что и у взрослых исполнителей; это требование образности красочности, затем простоты и безыскусственности композиций. Я отдал этому участку лучшие силы своего творчества».

Качества, которые характерны для Майкапара как «детского» композитора: жизненность и образность содержания (отсутствие искусственности, нарочитости, надуманности), искренность и эмоциональность, простота и лаконизм, законченность формы, органическая связь с инструментом.

Вот как распределял Майкапар пьесы по их содержанию:

Картины природы: «утром» соч.15 №1, «вечером», «ночь», «осень», «эхо в горах», «весной», «облака плывут» соч.23 №24, «у моря ночью», «в тумане», «росинки», «тихое утро», «бурный поток», «звёздная ночь» соч.33 №19.

Пьесы звукоподражательные: «свирель», «в кузнице», «музыкальный клоун» соч.16 №6, «на войне», «музыкальная шкатулка», «дружная работа», «конница идёт», «эолова арфа» соч.33.

Пьесы образно-изобразительные: «колыбельная» соч.8, «итальянская серенада» соч.8, «русалка», «танец клоунов» соч.21, «ловля бабочек», «в садике», «сиротка», «пастушок», «мимолетнее виденье», «мотылёк», «колыбельная», «песнь моряков», «семимильные сапоги», «на катке», «всадник в лесу», «бабочка» соч. 33 №8.

Пьесы настроения и чувства: «грустное настроение», «жалоба» соч.15, «грёза» соч.16, «в разлуке», «воспоминание», «песнь трубадура», «тревожная минута», «похоронный марш», «раздумье», «дальняя дорога», «призывная песнь», «элегия» соч.33, «весёлая игра» соч.33, «драматический отрывок».

Танцы: «гавот» соч.6, «тарантелла», «вальс», «менуэт» соч.16, «полька», «мазурка» соч.33.

Повествовательная музыка: «сказочка» соч.3, «романс», «диалог» соч.15, «падчерица и мачеха» соч.21, «колыбельные сказочки» соч.24 с №1-6, «легенда», «страшный рассказ», «рассказ моряка» соч.33.

Музыкальные заголовки : «детская пьеса», «прелюдия и фугетта», «оперетта», «мелодия» соч.8, «листок из альбома», «ноктюрн» соч.8, «скерцино» соч.8, «маленькое рондо», «прелюдия» соч.16, «вариации на русскую тему», «фугетта» соч.8, «соната» соч.27 и т. д.

Подавляющее большинство фортепианных пьес Майкапара – это программные произведения, это объясняется стремлением пробудить фантазию детей с помощью их характерных названий, т. е. путём ассоциативного сопоставления звуковых образов с явлениями и эмоциями, хорошо детям знакомыми. Майкапар конкретизировал содержание пьес, им была осознана особая необходимость создания детских пьес для начинающих, что и было выполнено с исключительным успехом в цикле «бирюльки».

«Бирюльки».

Цикл фортепианных пьес для детей С. Майкапара «Бирюльки» принадлежит к числу классических произведений педагогического репертуара и стоит в одном ряду с такими сборниками, как «нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» , «детский альбом» , «альбом для юношества» Ф. Шумана. Созданный в 1925-1926 годах цикл «Бирюльки» пользуется неизменной любовью как у юных музыкантов, так и их педагогов. Пьесы сборника отличает всё, что свойственно истинным шедеврам – независимо от того, монументальное это произведение или миниатюра – вдохновение, идеальная стройность формы, совершенная отделка деталей. Сейчас мало кто знает что такое бирюльки. Когда-то это была очень популярная у детворы игра: горсть нарезанных соломинок, кладётся ворошком на стол; играющие вытаскивают, чередуясь по одной не встряхивая вороха. «Бирюльки» - это сюита, включающая фортепианные пьесы самого различного содержания. Она состоит из шести тетрадей по четыре пьесы в каждой (в последней тетради 6 пьес). Сборник этот интересно сопоставить с циклами, как и «Х. Т.К» Баха, «Бирюльки» пьесы во всех 24 тональностях. Однако конструктивный принцип построения «бирюльки» несколько иной: I серия (тетрадь 1 и 2) с С до 3-х диезов; во II серии (тетрадь 3 и 4) с до мажор до 3-х бемолей; тетради 5 и 6 охватывают пьесы в тональностях с 4,5,6-ю знаками. Таким образом при том, что всего тональностей 24, а пьес 26 т. к. тональности С и а-moll как исходные точки движения в диезную и бемольную стороны повторены дважды. Понимая насколько важна для маленьких музыкантов образность, Майкапар очень серьезно относился к поиску возможно более ярких названий для пьес; не всегда это были первые приходившие на ум названия пьес. Так, в первоначальном варианте «тревожная минута» называлась «беспокойство», «мотылёк»-«эльф», «легенда»-«грёзы», «весною»-«малютка». Вместо «гавота» поначалу была задумана пьеса «лунный свет», хотя музыка этой пьесы не даёт оснований для такой иллюзии. Одни пьесы появлялись, как свидетельствуют черновики, сразу в законченном виде, другие же подвергались доработке и переработке. Так не сразу появился «маленький командир». Сначала родилось «непрерывная работа». Она и явилась мелодическим зерном для «маленького командира». «Миниатюра f-moll теперь это «семимильные сапоги» - по первоначальному замыслу имела совершенно другую музыкальную идею.

Темы пьес Майкапара всегда очень выразительны. Их характеризует мелодия яркая, запоминающаяся, как правило небольшой протяжённости. Энергична «песнь моряков», техничен наигрыш в «пастушке». Каждая пьеса своеобразна. Название её не случайно наклеенный ярлык, а определение содержания, дающее возможность развернуться творческой фантазии юного исполнителя. Достоинство пьес в самом тематическом материале и меньше – в его развитии. Он прибегает к контрастным сопоставлениям, а если они не нужны, то повторяющиеся фразы разнообразит изменением гармонического фона, фигуры аккомпанемента , переменой регистра. Гармонии в пьесах предельно просты.

Очень часто Майкапар прибегает к полифонии, если в начале своего творческого пути он пользовался приёмами полифонического письма скорее интуитивно, то в последствии пришёл к убеждению, что полифония является необходимым условием создания подлинно фортепианного произведения.

Майкапар не забывал о малом размере детской руки. Нигде в его детских пьесах мы не найдём октав, взятых одной рукой, или аккордов в широком расположении. Встречающиеся у него октавные удвоения всегда исполняются двумя руками. Широкое использование регистров рояля, связанное с размашистостью, полной свободой перемещения руки и даже корпуса, в пределах всего диапазона инструмента. Майкапар очень часто и умело прибегает к этому приёму. Уже непосредственное применение того или иного регистра даёт соответствующий художественный эффект (высокий регистр – «мотылёк», «росинки»; средний певучий «романс», «раздумье»; низкий «похоронный марш» и т. д.). Перемещение же в пределах одной пьесы какого либо отрывка, фразы или даже отдельного аккорда из одного регистра в другой даёт иную окраску звучания. Соединяя перенос с паузами, выдерживанием длительности звучания, едва заметными изменениями штрихов, динамических оттенков и т. д. Майкапар добивается усиления смыслового значения отдельных «кусков», подчёркивает перемены настроения и т. д. Использование регистровки в его пьесах – один из наиболее действенных приёмов фортепианной выразительности. Пьесы его всегда сопровождаются чётким указанием темпа исполнения, часто подкреплённого обозначением метронома. Темповым указаниям композитор придавал большое значение, правильно учитывая, что они дают представление не только в скорости движения, но и его характера. Штрихи, динамические оттенки и другие обозначения появлялись в неразрывной связи с нотным текстом. Фиксируя на бумаге нотные знаки, композитор воплощал одновременно и исполнительский замысел, предусматривая точность его реализации. На долю исполнителя пьес Майкапара остаётся только следовать его указаниям. В этом случае они в максимальной степени помогут художественности исполнения. У Майкапара всегда обозначено легато и стаккато (лёгкое и тяжёлое), портаменто, знаки протяжённости над нотой, акценты и т. д. Расставленные лиги точно указывают начало и конец фразы, а динамические обозначения – знаки ускорения и замедления движения (с помощью итальянской терминологии) всегда проставлена именно в том месте, где должны начинаться и где заканчиваться. Нельзя не отметить и особенности обозначения аппликатуры, проставленной Майкапаром в своих пьесах, придавая ей и правильному к ней отношению огромное значение. Исключительной точности придерживался Майкапар в обозначении педализации, считая её действенным средством художественности исполнения. Применение педали в его пьесах очень разнообразно и оно всегда оправдано художественными целями. К сожалению. Вопросам и обозначениям педализации в пьесах Майкапара не уделяется даже педагогами достаточно внимания и не придаётся того значения, которое придавал им композитор.

Особое внимание хочется обратить на то, что сборник «бирюльки» является циклом разнохарактерных пьес, т. е. имеет художественное значение как целое. И хотя, конечно, трудно ожидать его исполнения юными музыкантами целиком, как далеко не часто целиком исполняются циклы инвенций и симфоний Баха, ХТК, по изначальному замыслу «бирюльки» задумана как единое произведение. Каждый легко убедится в этом, если осознает особенности конструкции цикла (тональный план) и проиграет пьесы одну за другой: появление каждой следующей звучит как сюрприз, а не диссонанс с предыдущей. Совершенно очевидно, что создать стройную сюиту из 26 пьес мог лишь большой мастер.

Писать музыку для детей – очень нужное, почётное, но не лёгкое дело. Белинский писал «нужна душа благодатная, любящая, кроткая, мелодическая, простодушная; ум возвышенный, образованный, живое воображение, живая поэтическая фантазия, способная представить всё в одушевлённых радужных образах».

Литература.

1. Самуил Майкапар и его фортепианные циклы. «Классика» 2009 г.

2. Портреты пианистов. Д. Рабинович. М., 1963 г.

3. Начальный период обучения игры на фортепиано. , 1989 г.

18 декабря 1867 - 08 мая 1938

известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель

Разносторонне одаренный музыкант, Майкапар был известен как автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки», его романсы и «Музыкальный слух» (Москва, 1900).

Биография

Вскоре после рождения семья Самуила Майкапара переехала из Херсона в Таганрог . Здесь он поступил в Таганрогскую гимназию. Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у Г. Молла).

В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса, а также в классе композиции Николая Соловьёва . Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 году).

По окончании консерватории в 1893 году до 1898 года совершенствовался как пианист под руководством Теодора Лешетицкого, концертировал в Берлине , Лейпциге , Санкт-Петербурге , Москве и других городах.

С 1898 по 1901 год выступал в концертах с Леопольдом Ауэром и Иваном Гржимали . В 1901 основал музыкальную школу в Твери . С 1903 по 1910, живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии.

Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. И. Танеевым московского научно-музыкального кружка. С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла 32 сонат Бетховена (впервые в 1927 году).

Многие композиторы пишут музыку, которую с одинаковым увлечением слушают и взрослые, и дети. Но есть композиторы, которые всё своё творчество посвятили созданию только детской музыки, причём такой, которую дети могли бы не только слушать, но и сами исполнять.

Сегодня мы познакомимся с музыкой одного из таких детских композиторов, который жил более 100 лет назад. Звали его Самуил Моисеевич Майкапар.

Самуил Моисеевич Майкапар родился в городе Херсоне в 1867 году. В семье, кроме него было 4 сестры и все они занимались музыкой. Музыкальные способности Самуил унаследовал от своей мамы, которая очень хорошо играла на фортепиано. Он стал заниматься музыкой с 5 лет. В 11 лет он сам стал сочинять музыку, завёл тетрадь, в которую записывал все свои произведения. В семье было решено, что Самуил станет юристом, но от этой карьеры он отказался и поступил в консерваторию, которую успешно закончил.

В 1901 году Майкапар переехал в город Тверь, где открыл собственную музыкальную школу. Тогда и пришла ему в голову мысль писать детские произведения, которые могли бы исполнять сами дети.

Разнообразные небольшие пьески композитора для маленьких, только начинающих исполнителей можно назвать миниатюрами. Они, как фотографии в альбоме, объединяются в циклы. С одним из таких циклов мы с вами сегодня познакомимся. Он называется « Бирюльки».

Вслушайтесь в звучание этого слова. Какое оно ласковое, музыкальное. А что же оно означает? Когда-то, давным- давно, это была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие игрушечные вещички - бирюльки. Чаще всего это были вырезанные из дерева чашечки, кувшинчики, половнички и другие кухонные предметы, лесенок, шляпок, палочек и так далее. Бирюльки нужно было достать маленьким крючком, одну за одной, не пошевелив остальные.

Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры. Давайте познакомимся с этой музыкой. Что же можно найти среди бирюлек Майкапара?

Прежде всего, это детские музыкальные портреты.

Вот маленький пастушок. Ясным солнечным днём он вышел на летний цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё свирель.(Свирель- это маленькая дудочка) . Светлый, радостный наигрыш зазвенел над лугами. В середине пьески мелодия стала больше напоминать танец пастушка, а затем вновь заиграла его дудочка.

А сейчас, послушав следующую миниатюру, мы увидим маленького командира . Он очень воинственный, мужественный и отважный. Чётким голосом он энергично отдаёт приказы. Мы не знаем, кому они предназначаются - оловянным солдатикам, мягким игрушкам или друзьям- ребятишкам. Но музыка нас убеждает, что любой приказ такого командира будет обязательно выполняться.

В следующей пьеске музыка очень грустная, тихая, жалобная, Слушая её, хочется кого-то пожалеть, посочувствовать, поплакать. Кажется, что ребёнок жалуется на свою нелёгкую жизнь, на свою печальную судьбу. Назвал эту миниатюру Самуил Майкапар - «Сиротка»

Alan Huckleberry, piano


IMTA Level C3

Trifles: 26 Short Pieces for Piano, Library of Russian Soviet Music, 1977

Вот какие совершенно разные портреты, не похожие друг на друга представил нам композитор. В каждом из них угадывается не взрослый, а ребёнок. И о каждом нам рассказала музыка по своему.

Теперь мы обратим внимание на музыкальные пейзажи. Что такое « пейзаж»? Это картины природы: "Облака плывут", "Весною", "Осень", "На катке". Музыкальные пейзажи Майкапара посвящены четырём временам года.

В «Бирюльках» Майкапара нет такой пьесы, которая называется «Лето», но в это время года легко узнаётся в некоторых миниатюрах. Вот, например, «В садике». Слушая её, живо представляешь тёплый, летний день, детскую площадку, тенистый сад. Давайте послушаем.

Играя в саду, дети вдруг увидели… Как вы думаете кого? Может это бабочка или птичка? «Мотылёк» … Так Майкапар назвал это произведение. Мотылёк гораздо меньше бабочки, у него нет таких больших крыльев, поэтому он не такой изящный и грациозный. Зато он лёгкий и быстрый. Послушав это произведение, мы как будто увидели, как мотылёк перелетает с одного цветка на другой.

Я думаю, что это видели все, как вода большим, мощным потоком вливается в реку. Особенно весной. Видели? В пьесе «Бурный поток» Майкапар изобразил эту картинку.

Теперь нам предстоит удивительное путешествие в мир сказок . Сказки - это всегда что-то загадочное, удивительно красивое, необычное. Иногда мы сочиняем сказки сами, иногда видим их во сне. Самуил Моисеевич придумал маленькие сказочные пьески, как, например:«Мимолётное видение», "Сказочка" , "Легенда"…

Кто из нас не любит танцы? Нам нравятся детские и молодёжные, современные и бальные танцы. Мы с удовольствием смотрим балет, а ведь это тоже танец. Танцы — это очень увлекательное, приятное и красивое занятие. Самуил Моисеевич Майкапар писал много танцев. Это польки, гавоты, менуэты, вальсы. Вальс - это бальный плавный танец, которому больше 200 лет. Слово "Вальс» в переводе означает "кружиться, вращаться». В этом танце преобладают кружащиеся изящные движения.

Alan Huckleberry, piano
The University of Iowa Piano Pedagogy Video Recording Project
IMTA Level D3
Trifles: 26 Short Pieces for Piano, Library of Russian Soviet Music, 1977

Майкапар "Полька"

Исп. Катя, 6 лет, 10 мес. (Отчетный концерт ДМШ Газа)

Разносторонне одаренный музыкант, Майкапар был известен как автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр « Бирюльки ».

Бирюльки, цикл пьес для детей, соч.28 (1900)

  • 1. В садике
  • 2. Сиротка
  • 3. Пастушок
  • 4. Осень
  • 5. Вальс
  • 6. Тревожная минута
  • 7. Полька
  • 8. Мимолётное видение
  • 9. Маленький командир
  • 10. Сказочка
  • 11. Менуэт
  • 12. Мотылёк
  • 13.Музыкальная шкатулочка
  • 14.Марш
  • 15.Колыбельная
  • 16.Песня моряков
  • 17.Легенда
  • 18.Прелюдия и фугетта
  • 19.Эхо в горах
  • 20.Гавот
  • 21.Весною
  • 22.Семимильные сапоги
  • 23.На катке (Токкатина)
  • 24.Облака плывут
  • 25.Романс
  • 26.Всадник в лесу (Баллада)

Исполняет Anna Wang (14 year old) Анна Ванг, 14 лет (Recorded on May 9, 2010 in Vancouver, BC, Canada)

А сейчас предлагаю Вам, мои дорогие читатели, детский цикл "Бирюльки" С.Майкапара в виде сказки

(по мотивам сказки Г. Каменной)

Однажды, прибираясь на чердаке, Наташина мама нашла старую куклу с облупленным носом в пыльном платье. На ногах у нее не было туфелек. Наташа наклеила кукле каштановые косички, сшила новое ситцевое платье и маленькие туфельки из клеенки. Но, хотя теперь у нее и были на ногах туфельки, куклу назвали Босоножкой. Такой ее девочка увидела в первый раз. Босоножку Наташа очень полюбила. Каждый день утром она выносила ее гулять в сад. Вместе с ними всегда играл щенок Шарик. И в какие только игры они не играли!

А вечером, устав от игр, кукла бессильно опускала свои тряпичные руки, склоняла головку на плечо Наташе. Тогда девочка укладывала Босоножку в деревянную кроватку, укрывала одеялом, пела колыбельную

Босоножке нравилась такая жизнь. Но вот однажды, на день рождения, папа подарил Наташе новую куклу. Она была такая красивая! В розовом прозрачном платье с пышными оборками, на ногах — лакированные туфельки с пряжечками, а на голове шляпа с лентами, как цветок водяной лилии. Красавицу куклу назвали Лялей. Она сидела на диване, среди вышитых подушек, и ни с кем не разговаривала. Конечно, кукла очень воображала. Когда другие игрушки начали играть, она высокомерно заявила: "Потише, у меня голова разболелась! ".Игрушки обиделись и перестали обращать внимание на задаваку.

Но Наташе Ляля очень понравилась. Утром она брала нарядную куклу на руки, ласково прижимала к себе и кружилась с ней по комнате.

И чем ласковее была Наташа с Лялей, тем грустнее и печальнее становилась Босоножка. У нее не было такого красивого платья, шляпки, и она не могла открывать и закрывать глаза. Босоножка все чаще плакала, забившись в угол". Что ты хнычешь, — сказала ей однажды Ляля. Я на твоем месте давно бы отсюда ушла. Вот возьму и пожалуюсь Наташе, и тебя опять забросят на чердак". От обиды Босоножка заплакала еще сильнее и решила уйти далеко в лес и остаться там. Она никому ничего не сказала, выпрыгнула из окна и побежала все дальше и дальше от своего дома. В лесу было темно и страшно.

Когда над деревьями уже заалела заря, Босоножка вышла на опушку леса. Она осмотрелась вокруг и увидела на ветке мастера Шелкопряда, а на стволе дерева — пушистую Белку с орешком в цепких лапках. Босоножка поделилась с лесными жителями своим горем. Зверюшки посовещались и решили помочь кукле — сделать ее такой же красивой как Ляля. Шелкопряд сшил ей прекрасное платьице, а Белка дала ей две скорлупы ореха вместо туфелек. Принесла подарок и Цапля — это была шляпка-лилия. Исполнилась мечта Босоножки: она стала такой же нарядной, как и кукла Ляля. Зверюшки резвились вокруг куклы, звали ее играть, но она боялась испачкать свое платьице. И зверьки убежали.

Все в лесу были заняты своим делом. Шелкопряд сматывал в нить свои коконы. Белка запасала на зиму орешки. Босоножка загрустила. Она не знала чем заняться, а к безделью не привыкла. Ей вспомнился дом, Наташа, игрушки. "Я и не представляла себе, что мне будет без вас так грустно -подумала Босоножка. Зачем мне такое красивое платье, если его не видит Наташа? Я неблагодарная кукла. Меня сняли с пыльного чердака, заботились обо мне, а я от них убежала в лес". Босоножка бросилась напрямик через колючие кусты. Трава становилась все гуще и выше. Вдруг подул ветер, сверкнула молния, крупные капли дождя упали на листья. Все зверюшки попрятались в норки, и Босоножка осталась одна.

А дождь все лил и лил. За ветку зацепилась шляпка-лилия, ветер срывал платье, потоки воды смыли с ног туфельки. Забрызганная грязью, продрогшая от холода, Босоножка, наконец, увидела знакомую крышу. Но перед самым домом она поскользнулась и упала. Очнулась она от громкого лая Шарика. Это он, верный ее товарищ, весь день, когда обнаружилась пропажа, не находил себе места и отправился на розыски. Шарик радостно лизнул Босоножку в щеку и принес ее домой. Наташа очень обрадовалась. Даже Ляля улыбнулась Босоножке. А как радовались все остальные игрушки! Куклу почистили, переодели в выстиранное ситцевое платьице. А вечером все игрушки устроили настоящий бал в честь Босоножки, и Наташа танцевала с ней, как и прежде.

Босоножка снова была счастлива. Только теперь она до конца поняла, что друзья дороже блестящих нарядов.

.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса