Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Биография леонида андреева. Краткая биография леонида андреева

Русская литература Серебряного века

Леонид Николаевич Андреев

Биография

Андреев Леонид Николаевич (1871 - 1919), прозаик, драматург.

Родился 9 августа (21 н.с.) в городе Орле в семье чиновника. В шесть лет научился читать «и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку». В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891. С раннего детства «чувствовал страстное влечение к живописи», много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то «все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом». Несмотря на столь строгую оценку самим Андреевым своей живописи, его картины впоследствии экспонировались на выставках рядом с работами профессионалов, репродуцировались в журналах. В юности он не думал стать писателем.

В 26 лет, окончив юридический факультет Московского университета, собирался стать присяжным поверенным и относился к этой деятельности весьма серьезно, но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете «Московский вестник». Получив признание как талантливый репортер, буквально через два месяца он уже перешел в газету «Курьер». Так началось рождение литератора Андреева: он писал многочисленные репортажи, фельетоны, очерки. Первый же рассказ «Баргамот и Гараська» (1898), опубликованный в «Курьере», привлек внимание читателей и привел в восторг Горького. Сюжеты многих произведений этого времени прямо подсказаны жизнью, например, рассказ «Петька на даче» (1899). В 1889 - 99 появляются новые рассказы Л. Андреева, в том числе «Большой шлем» и «Ангелочек», которые отличает от первых рассказов (основанных на случаях из жизни) интерес автора к случаю, случайности в жизни человека. В 1901 петербургское издательство «Знание», возглавляемое Горьким, публикует «Рассказы» Л. Андреева, в числе которых известный рассказ - «Жили-были». Успех писателя, особенно среди молодежи, был огромен. Андреева волновало возрастающее отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность - рассказы «Город» (1902), «В большом шлеме"(1899). Раннего Андреева волнуют темы роковой случайности, безумия и смерти - «Мысль» (1902), «Жизнь Василия Фивейского» (1903), «Призраки» (1904). В 1904, в разгар русско-японской войны, Андреев пишет рассказ «Красный смех», определивший новый этап в его творчестве. Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха, начинающего господствовать в мире. Во время революции 1905 Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером. Его сомнения отразились в его творчестве: пьеса «К звездам», проникнутая революционным пафосом, появилась одновременно с рассказом «Так было», скептически оценивавшим возможности революции. В 1907 - 10 опубликованы такие модернистские произведения, как «Савва», «Тьма», «Царь Голод», философские драмы - «Жизнь человека», «Черные маски», «Анатэма». В эти годы Андреев начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства «Шиповник». В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием, тем не менее Бунин записывает в своем дневнике: «Все-таки это единственный из современных писателей, к которому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю». Последнее крупное произведение Андреева, написанное под влиянием мировой войны и революции, - «Записки сатаны». Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции. Андреев скончался 12 сентября 1919 в деревне Нейвола в Финляндии.

Андреев Леонид Николаевич появился на свет 9 августа 1871 г в городе Орле. Его отец был чиновником. С шести лет начал читать, и читал очень много. В одиннадцатилетнем возрасте был принят в орловскую гимназию, а в 1891 г ее закончил. С малого детства его тянуло к живописи, очень много писал картин, хотя нигде не учился. В итоге его полотна были на выставках рядом с картинами профессионалов. Далее учился на юриста в московском университете. В будущем хотел стать присяжным поверенным, но непредвиденно поступило предложение на должность судебного репортера в местной газете «Московский вестник». Через пару месяцев сменил газету на «Курьере». В этой газете напечатал свое первое творение «Баргамот и Гараська» в 1898 г. Некоторые сюжеты своих рассказов он брал из жизни – «Петька на даче» 1899 г. В течении следующего года Андрее пишет рассказы «Большой шлем», «Ангелочек».

Год 1901, в издательстве «Знание» печатают «Рассказы» Андреева, среди которых также «Жили-были». В рассказах «Город» 1902 г и «В большем шлеме» автор переживает озабоченность за отдаление от духовного своего современника. Ему также интересны темы смерти и безумия, рокового случая судьбы – рассказы «Мысль» 1902 г, «Жизнь Василия Фивейского» 1903 г. «Красный смех» 1904 г – это крик души о безумии войны, которая начинает преобладать над миром(разгар русско-японской войны). В 1905 Андреева заключают в тюрьму, за помощь революционерам. Позже у него появились сомнения в убеждениях революции. И на бумаге появились пьеса «К звездам» и рассказ «Так было». «Савва», «Тьма», «Царь Голод» - творения в модернистской манере, и философские драмы – «Анатэма», «Жизнь человека», «Черные маски», были напечатаны в 1907 – 1910 гг. В эти же годы писатель начинает сотрудничество с альманахами издательства «Шиповник».

Психология творчества остается тайной, несмотря на длительную историю изучения разными специалистами. Этим в первую очередь занимаются психологи и врачи, не оставляют попыток литературо- и искусствоведы. Выводы их зачастую отличаются от медицинских заключений. Впрочем, заметно в этом вопросе и робкое взаимопонимание. Алла Марченко, Юлия Латынина «В оценке поздней оправдан будет каждый час». Новый мир, 2009, №8
Профессор Елена Толстая отмечает существование литературоведения, с его пафосом реконструкции скрытой изнанки литературного процесса. Алексей Толстой и Николай Гумилёв М.;Иерусалим, 2004
Существуют две полярные точки зрения: талант – максимальная степень здоровья и талант — это болезнь. Апологетом второй точки зрения выступает Чезаре Ломброзо, не находивший, впрочем, наличия прямой зависимости между талантом и безумием. Еще в начале ХХ века профессор – психиатр Н.В. Краинский подчеркивал особенность, автономность психики нездорового человека, в которой своеобразно преломляются внешние впечатления. (Н.В. Краинский О лихорадочном бреде «Врачебное обозрение»,1923).
Постепенно, но неуклонно врачи начали изучать психологию творчества, привлекая насколько возможно специфические медицинские методы исследования
В конце Х1Х века возникла новая наука, названная Паулем Юлиусом Мёбиусом(1853-1907) патографией. Основной задачей патографии является попытка выяснения взаимовлияния переживаний, недугов художника на творчество, с одной стороны и творческой работы на тонус автора.
Одна из первых публикаций в этом направлении (еще не имевшем названия) появилась во Франции. Французский врач Луи-Франсуа Лелю (1804-1877) напечатал в 1836 году исследование о Сократе, а в 1847 году о Блезе Паскале. Мёбиусом написаны работы о Гёте, Шопенгауэре, Шумане и другие. Известны также, что особенно важно исследования писателей – врачей: А.П. Чехова о болезни царевича Дмитрия и Артура Конан Дойля о деятелях французской революции, в которой он связывает жестокость Марата и особенно Робеспьера с физическими недомоганиями. Последний страдал тяжелой формой экземы.
Патография была распространена наряду с европейскими странами в дореволюционной России, затем в СССР и продолжается в современной России. (В.Чиж, Н. Баженов, Г.Сегалин, И.Галант, Я. Минц,В. Руднев, М.Гуревич, А.Шувалов, М.Бурно и другие).
Большой интерес вызвали патографии А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.М.Горького и других классиков отечественной литературы. Исследования в этом направлении продолжаются, участвуют наряду с врачами, психологи и в самое последнее время присоединились литературоведы.
Леонид Андреев, его личность и творчество еще при жизни было предметом обсуждений специалистами разного профиля. Дискуссии о психическом состоянии Леонида Николаевича, вызывали гневные отповеди писателя, отрицавшего проблемы со здоровьем.
Не прошел интерес к творчеству писателя, его неординарной личности и в наше время.
Популярность, известность, слава, изменчивы: неожиданно ПРИХОДЯТ и так же исчезают. Ошеломляющей популярности Леонида Николаевича Андреева не препятствовало и то немаловажное обстоятельство, что в одно с ним время жили и творили ВЕЛИКИЕ современники: Лев Толстой и Антон Чехов.
Забвение наступило в советское время. Первые издания появились только в 1956 году. В 1959 году после сорокалетнего молчания в Государственном издательстве «Искусство» напечатали пьесы писателя. Из домашних рассказов знаю, как непросто в давние времена доставались билеты на спектакли по произведениям Андреева и о большом успехе пьесы «Тот, кто получает пощечину».
Лев Толстой следил за молодыми талантами, читал, выделял немногих. Рассказы Андреева: «Жили – были», «Валя», «Город», « Молчание» и другие были отмечены Львом Николаевичем. Писатели лично встречались. Андреев был в Ясной Поляне 21 -22 апреля 1910 года. Будучи под большим впечатлением от знакомства и доброй встречи с великим Толстым, писал: — Сейчас Лев Николаевич представляет единственное в мире явление. Он давно уже переступил какую-то грань, за которой нет борьбы, за которой — тишина и сияние святости. Он светится весь. В каждой его улыбке, взгляде, в каждой морщине лица столько же, если не больше, глубочайшей мудрости, как и в его словах. И быть может, даже не так важно слышать его, как видеть. 1910«Утро России». Мистер Рэй «Леонид Андреев у Л. Н. Толстого»
В дневнике секретаря Толстого Валентина Федоровича Булгакова после встречи с Андреевым со слов Льва Николаевича записано: «Хорошее впечатление. Умный, у него такие добрые мысли, очень деликатный человек.» (Булгаков В. Л. Н. Толстой в последний год своей жизни. М., 1957)
Высоко ценил творчество Леонида Андреева и другой великий писатель – современник, Антон Павлович Чехов: «Это будет большое имя» (ФЭБ Муратова Леонид Андреев, 1983).
Особые, доверительные отношения длительное время связывали Максима Горького с начавшим публиковаться Леонидом Николаевичем. Они дружески общались. Алексей Максимович ввел молодого писателя в среду литераторов, рекомендовал редакторам престижных журналов.
Любопытно, что в 1902 году хвалебный отзыв на вышедший сборник рассказов Л.Андреева написал Лев Троцкий. http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl478.htm
« По настоящему человек проявляется в том, что он создает», писал Стефан Цвейг в эссе «Тайна художественного творчества», а в речи «Смысл и красота рукописей» на книжной выставке в Лондоне, сказал: «… из множества неразрешимых тайн мира самой глубокой и сокровенной остаётся тайна творчества». Уинстон Черчилль полагал, что без знания биографии человека, этапов жизненного пути многое остается не понятым или трактуется не верно. А Марина Цветаева пошла еще дальше, считая, что «личность художника» превышает то, что он оставил после себя как творец. Есть о чем подумать!
Каким же был Леонид Николаевич? Что его волновало? Чему радовался? Как жил?
Леонид Николаевич Андреев родился 9 августа 1871 года в Орле, орловском крае, в котором жили, учились, творили знаменитые писатели России. Достаточно вспомнить И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Н.С. Лескова, И.Н. Бунина.
Отец писателя Николай Иванович был внебрачным сыном коллежского советника, кавалера Дмитрия Ивановича Карпова и крепостной девушки Глафиры.
Л.В. Иванова утверждает, что Карповы состояли в родстве с Тургеневыми, Лутовиновыми, Нилусами и другими знатными родами. http://www.rodon.org/andreev/_skda.htm Лидия Валентиновна Иванова Семейные корни Даниила Андреева
Девушку выдали замуж за сапожника и вместе с маленьким сыном отпустили на волю. Существует версия, что фамилия Андреев происходит от имени крестившего ребенка священника. Николай Иванович Андреев женился на Анастасии Николаевне Пацковской из обедневших польских помещиков. От этого брака родился будущий писатель.
Отец длительное время работал землемером – таксатором: измерял участки земли, составлял карты земельных угодий. Потом начал работать в банке. Жить стало легче, удалось приобрести хороший дом.

Дом в Орле, в котором жил Леонид Андреев

21 августа 1991 года, в день 120-летнего юбилея Леонида Андреева, в доме № 41 по 2-й Пушкарной улице в Орле открылся музей.

Леонид учился в классической орловской гимназии, увлеченно читал Шопенгауэра и Гартмана. Считают, что изучение философии Шопенгауэра, его пессимизма (термин, введенный в литературу философом) оказало влияние на мировоззрение молодого Леонида. Впрочем, не все читающие Шопенгауэра теряют бодрость духа, происходящие процессы не так прямолинейны и механизмы другие.

В 1889 году от кровоизлияния в мозг скоропостижно скончался Николай Иванович Андреев, что разрушило устоявшийся быт, внесло коррективы в жизнь семьи, болезненно отразилось на мировосприятии юноши.

В гимназии Леонид пережил с максимализмом юности первую влюбленность. Он увлекся Надеждой Чукмалдиной, сестрой гимназического товарища. Делал предложение, родители невесты не дали согласия. Несмотря ни на что, Леонид и Надежда сохранили добрые отношения, встречались и переписывались долгие годы.(Чуваков В. Н. Вступительная статья: Письма Леонида Андреева к Н. А. Чукмалдиной // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2001. — [Т. XI]. — С. 488—489. Письма к Н. А. Чукмалдиной <31 марта 1915 г>)

В 1889 году из-за несчастной любви Леонид пытался покончить собой. Желая испытать судьбу, лег под поезд между рельсов. К счастью без последствий. Предметом влюбленности была Зинаида Николаевна Сибилева. Девушка вполне самостоятельная из обеспеченной семьи адвокатов, волевая, с радикальными взглядами. Ее близкой подругой и наперсницей была первая в России женщина – хирург Вера Гедройц.

По окончании гимназии Леонид Николаевич учился на юридическом факультете Петербургского университета, но был отчислен за неуплату. Затем перевелся в Московский университет, за обучение в котором платило «Общество пособия нуждающимся». Окончил университет в 1897 году. Недолго работал помощником присяжного поверенного, выступал в суде. В газетах — «Московский вестник» и « Курьер» печатал репортажи с заседаний суда. Написанные профессиональным юристом, репортажи вызывали интерес и доверие у читателей.

Нужда и бедность несмотря на работу не проходила. Леонид Николаевич содержал не только себя, но помогал матери, живущей с младшими детьми. Работать приходилось много.

По воспоминаниям С.С. Блохина (сокурсника), в студенческие годы Леонид Николаевич много пил, от чего страдал, жаловался «на невыносимые сердечные боли и страх надвигающейся смерти». В кн.: Утро.О Леониде Андрееве: По письмам ивоспоминаниям. (Авт.: Янтарев Е.)Утро: Литературный сборник Под редакцией профессора Н.Н. Фатова. М.; Л. Издание авторов. 1927. N 1.

К сожалению, периоды неумеренного употребления алкоголя повторялись и вызывали тяжелые нравственные переживания.

Работа, между тем, продолжалась. Леонид Николаевич много и увлеченно рисовал, заслужил одобрение художников, в частности И.Е. Репина. Он «рисовал на заказ портреты по 3 и 5 рублей штука. Усовершенствовавшись, стал получать за портрет по 10 и даже по 12 рублей».

Автопортрет 1910


Автопортрет Л. Андреева на фоне картины Франциско Гойи

Портрет матери писателя

Иуда Искариот

Один оглянулся. «Дневник сатаны»

Несомненные художественные способности Андреева видны и в немногих приведенных картинах. Автопортрет на фоне одного из «Капричос» Гойи отличается тонким психологизмом и считается лучшим в обширной иконографии писателя, а Иуда Искариот блестяще иллюстрирует одноименную повесть.

Леонид Николаевич, несомненно, являлся труэнтом, т.е. обладал разными талантами. Термин « труэнтизм» введен доктором Лордом Бёркли Мойниганом в 1936 году. (Зильбер А.П. Врачи-труэнты. Очерки о врачах, прославившихся вне медицины Арка, 2013)

В 1892 году в журнале «Звезда» вышел первый рассказ Андреева «В холоде и золоте». Речь в произведении идет о голодном студенте. Но публикация не была успешной.

В 1894 году молодой писатель, переживая тоску и печаль, вновь покушается на самоубийство, стреляется, к счастью промахивается. Пуля попала в грудную клетку, с чем некоторые исследователи связывают развившееся впоследствии заболевание сердца. Версия крайне маловероятная!

Началом успешной литературной карьеры Андреева реально явилась вторая публикация: «Баргамот и Гараська» в журнале «Курьер» в 1898 году. Автора приветствовал Максим Горький. По предложению Алексея Максимовича Андреева приняли в знаменитые «Среды» Н.Д. Телешова. Здесь Леонид Николаевич познакомился со многими писателями, в первую очередь с Антоном Павловичем Чеховым. Писателей многое связывало. Полагают, не без оснований, влияние «Черного монаха» Чехова и в большей степени «ПалатыN6», на образ доктора Керженцева («Мысль») и на внимание Андреева к похожим ситуациям и сюжетам. Известно из письма В.В. Вересаеву о трагическом восприятии смерти Антона Павловича. «Смерть Чехова, тяжелая, бессмысленная, пригнетающая, точно увенчивающая и кончающая собою старую Русь, растущая духота, в которой дышать нечем, почти отчаяние…»

(В.В. Вересаев Литературные воспоминания. Директ – Медия, Москва 2010)

В 1897 году Леонид Андреев познакомился с будущей женой Александрой Михайловной Велигорской, внучатой племянницей Тараса Шевченко. В 1902 году Леонид Николаевич женился на А.М.Велигорской.

Леонид Андреев и Александра Велигорская

В жизни Андреева наметились перемены к лучшему. Но и в годы встреч с Александрой Михайловной и после женитьбы на любимой женщине в дневнике проскальзывают по-прежнему минорные ноты. «Боже, где мне взять силы для жизни! Опять бессмысленные, бесконечные страдания, опять бесцельные жалобы. Страшные дни, ужасные ночи, когда весь мир далек от тебя, и ты один с этой безумной тоскливой головой. Как выдерживает она. Как не разорвется сердце от этой муки. Как подло живуч и вынослив человек. Безумная, смертная тоска. Страшно, когда наутро ожидает мучительная казнь. А быть приговоренным к мучительной жизни и жить, тоскуя, плача, мучаясь, как грешник в аду; жить, сознавая всю пустоту, нелепость, бесконечную, безотрадную мучительность этой жизни, жить, все жить и жить. О, если бы умереть. Застыть в тишине и неподвижности. Не тоскует сердце, не бьются в мозгу мысли, мысли, от которых, кажется, разрывается голова. Страшны, мучительны эти мысли, которых нельзя передать словами». (11.08.1898) Библиотека ВВМ Вересаев Викентий Викентьевич Литературные воспоминания. Леонид Андреев http://veresaev.lit-info.ru/review/veresaev/004/384.htm

Казалось бы, все складывается удачно: писательская слава, общение с выдающимися людьми современной России и, наконец, любовь прекрасной девушки, женитьба.

В это по крайней мере внешне благоприятное время, Леонид Николаевич поступает в клинику профессора М.П. Черинова (1838 – 1905) и с 25 января до 22 марта 1901 года лечится от неврастении.

Здание клиники, в которой лечился Андреев.

В клинике Андреев не только лечится, но продолжает активно работать, пишет фельетоны для газеты «Курьер», заканчивает имеющий биографическую основу рассказ «Ложь» (последняя редакция) и одно из лучших произведений «Жили-были». По мнению Корнея Чуковского основная черта его писательской личности, что он — плохо ли, хорошо ли — всегда в своих книгах касался извечных вопросов, трансцендентных, метафизических тем.

Кем же был профессор Черинов?Чем занимался? Михаил Петрович Черинов (1838-1905), известный врач, терапевт окончил Московский университет, проходил стажировку в Вюрцбурге, Гейдельберге, Вене и Берлине. Подчеркиваю профессию Черинова — терапевт, т.е. Леонид Николаевич лечился в обычной не специализированной клинике. Обращает внимание и высокая творческая активность писателя в период госпитализации. Что послужило причиной пребывания в клинике, и какого было состояние Леонида Николаевича не ясно. В любом случае активная творческая деятельность позволяет отвергать предположение о серьезной депрессии.

9 февраля 1905 года в квартире Леонида Николаевича проходило нелегальное заседание ЦК РСДРП, после чего писателя арестовали и посадили в Таганскую тюрьму. Встревоженная Александра Михайловна, обратилась к докторам Ф.А.Доброву(1869 – 1941) и Г.И. Прибыткову(1854-1940) с просьбой дать медицинское заключение о состоянии здоровья, находящегося в тюрьме мужа. Несомненно, обращение к доктору Ф.А. Доброву, мужу родной сестры не было случайным. Александра Михайловна всеми силами стремилась освободить мужа из заключения, аргументируя опасность пребывания под стражей медицинскими показаниями. Доктор Добров получил разрешение осмотреть арестованного и скорее всего, в заключении утрировал симптомы. Г.И. Прибытков, ассистент клиники нервных болезней, по просьбе Ф.А. Доброва12 февраля 1905 года так же осмотрел Леонида Николаевича. Доктор Прибытков диагностировал у писателя тяжелую неврастению, подчеркнув, что болезнь следует «считать неизлечимой (…) всякие психические и нервные потрясения для него, безусловно, не только вредны, но и опасны». Конечно, к обоим заключениям следует относиться с осторожностью, учитывая желание родных и друзей добиться освобождения Леонида Николаевича. В то же время, несомненно, и тревожное состояние писателя, как и любого находящегося в тюрьме. Митрофанов В. П. Леонид Андреев и семья Добровых // Андреевский сборник. Исследования и материалы. Курск, 1975. С. 256.
Знакомые и друзья писателя единодушно полагают самым спокойным периодом жизни – годы брака с Александрой Михайловной. «Тем не менее рассказы его становились все мрачней и мрачней. «Василий Фивейский», «Доктор Керженцев», наконец, «Красный смех»… Когда он писал этот «Красный смех», то по ночам его самого трепала лихорадка, он приходил в такое нервное состояние, что боялся быть один в комнате. И его верный друг, Александра Михайловна, молча просиживала у него в кабинете целые ночи без сна, кутаясь в теплый платок, облегчая его состояние своим присутствием и безмолвием… (Записки писателя Н.Телешова Избр. соч.: В 3 т. — М., 1956; Избранные произведения. — М., 1985).

Александра Михайловна умирает в 1906 году от послеродовой горячки. Сиротой остается сын Даниил, в будущем писатель, философ, воспитывался у сестры жены.

Леонид Николаевич безутешен, уезжает по приглашению к Алексею Максимовичу Горькому на Капри. В доме Горького его понимают, сочувствуют и стремятся избавить от уныния, угрызений совести, тоски.

В 1908 году женится на А. И. Денисевич (Карницкой), переезжают в Райволу. Несмотря на перемены в жизни перепады настроения сохраняются.

Телешов приводит выдержки из письма Леонида Николаевича от 1909 года из Райволы. «…Совсем я расхворался: что-то с нервами, что-то с сердцем, что-то с головой – все болит, и особенно распроклятая голова. С февраля и по днесь я не написал ни одной строки. «Анатэма» давно продан, и деньги давно получены, и денег тех уж нет – разошлись по долгам. Но что поделаешь, когда голова болит, и болит, и болит… Устал я».

В.В. Вересаев часто видался с Андреевым, переписывался, вместе путешествовали по Крыму. Андреева по мнению Вересаева в отличие от Льва Толстого тянуло не к живой жизни, а к погружению в нее, к изучению. Мысль о «зависимости», непрочности, влияния наследственности были не случайными, и тревожили писателя.

В 1903 году доктор И. И. Иванов прочитал доклад на тему «Леонид Андреев как художник-психопатолог», анализируя рассказ «Мысль». Он полагал, что писатель подсмотрел ситуацию в профильном учреждении. Разгорелась острая полемика. Иванов публично принес писателю извинения. («Биржевые ведомости», 1903, № 107, 1 марта).

В то же время критики и читатели подчеркивали мрачную окраску произведений Андреева. В немалой степени это было обусловлено явным пристрастием к изображению безумия и смерти.(ФЭБ Муратова Леонид Андреев) В 1904 г. один из критиков (В. Л. Львов-Рогачевский) назовет воспроизводимый Андреевым мир «царством мертвых». (В. Л. Львов-Рогачевский Две правды. Книга о Леониде Андрееве (с иллюстрациями)1914

Отличительной чертой Андреева – писателя, несомненно, является ярко выраженный психологизм. Он сосредотачивал внимание на определяющей характер черте, подчеркивая во многих случаях одержимость героя.

В 1914 году Леонид Николаевич лечился в клинике под патронажем Иосифа? Якова? Лейбовича Герзони (1872). Выпускник Томского университета защитил диссертацию о пользе грудного кормления, открыл гинекологическую клинику. (Э. Любошиц Биографическая энциклопедия Евреи — Врачи и биологи России 1750 – 2010.Иерусалим 2013) Имя врача, упоминаемое в письмах и воспоминаниях — Иосиф, в биографической энциклопедии Яков. Возможно, у него как часто бывало – два имени. В любом случае речь идет о враче-гинекологе. Трудно понять, почему к нему обратился писатель. Какую помощь мог получить? Какова цель госпитализации? Думается в клинике были и другие отделения, не в гинекологическом же находился Леонид Николаевич, что невозможно по факту.

Известные нам госпитализации Леонида Николаевича не проясняют диагноз заболевания, ввиду несоответствия места госпитализации доминирующим жалобам.

Между тем, из многочисленных свидетельств современников, предстает добрый, участливый человек, ощущающий непреходящее одиночество в любом обществе. Леонид Андреев, который жил в писателе Леониде Николаевиче, был бесконечно одинок, не признан и всегда обращен лицом в провал черного окна. В такое окно и пришла к нему последняя гостья в черной маске — смерть». – писал почитатель писателя Александр Блок в статье « Памяти Леонида Андреева»

Хорошо знавший Леонида Николаевича Чуковский, не раз отмечал добрую душу писателя, помогавшего попавшим в беду и даже тем, кто не всегда был к нему лояльным.

Вот, что пишет К.Чуковский: «Я был болен и утратил способность работать. Вдруг приезжает общая наша знакомая и говорит, что некто, не желающий открыть свое имя, просит принять от него изрядную сумму, которая даст мне возможность отдохнуть и полечиться в санатории. Кто этот некто, я в ту пору не знал. Мне и в голову не приходило, что это Андреев, так как в качестве литературного критика я незадолго до этого резко нападал на него в ряде газетно-журнальных статей. Лишь после его смерти мне стало известно, что деньги были посланы им. Нужно было высокое «настройство души», чтобы встать выше личных обид и оказать такую великодушную помощь тому, кого считаешь своим врагом и хулителем». Бывал он, конечно, не столь благостным там, где требовалось отстоять свое мнение по принципиальным вопросам.

В годы революции Леонид Николаевич невольно оказался эмигрантом. Место дачи, на которой он жил, по новым договорам отошло Финляндии. Он тяжело переживал крушение России, обращался к союзным странам с призывом помочь Родине, искал связь с Северо- Западным правительством Колчака. Бессилие усиливало депрессию, ремиссии становились все реже и короче.

Разлад в обществе, физическое и политическое расхождение с друзьями усиливало изоляцию.

19 мая 1918 года он записал в своем дневнике: «Вчера вечером нахлынула на меня тоска, та самая жестокая и страшная тоска, с которой я борюсь, как с самой смертью. Повод — газета, причина — гибель России и революции, а с нею и гибель всей жизни»

В письме Николаю Рериху в 1919 году за неделю до смерти пишет: «Нет России, нет и творчества… Так жутко мне без моего царства, и словно потерял я всякую защиту от мира. И некуди прятаться ни от осенних ночей, ни от печали, ни oт болезни. Изгнанник трижды - из дома, из России и из творчества…»

А.В. Богданов в статье « Между стеной и бездной»1990 подчеркивал, что трагедией последнего года жизни писателя была изолированность от России.

Из прочитанных медицинских свидетельств, врачей лечивших Леонида Николаевича Андреева, можно сделать несколько выводов: писатель, насколько известно, никогда серьезно не лечился у психиатров, а только у врачей общего профиля, с редкими консультациями невропатолога и, возможно, психиатра. Как правило, фигурируют неспецифические жалобы на утомляемость, головные боли, часто нарушения концентрации. Не последнюю роль, очевидно, играет возникающие периоды неумеренного употребления алкоголя. Причем, Леонид Николаевич очень болезненно переносил эти моменты, раскаивался, гиперболизировано реагировал на свои поступки. На таком фоне на протяжении ряда лет приглушенно звучали жалобы на неприятные ощущения в области сердца, частые головные боли.

В качестве лечения фигурируют разного типа диеты, в основном молочно – растительная, пребывание на свежем воздухе, что, естественно, служило слабым неспецифическим паллиативом.

В этом контексте вспоминается история болезни Александра Блока, которому до последних месяцев жизни ставили диагноз неврастении, упуская развитие воспаления сердечных оболочек, приведших в конечном итоге к смерти от эндокардита, возможно с возникшей эмболией.

12 сентября 1919 года в деревне Нейвола, куда семья писателя перебралась из-за близости фронта, Андреев умер от кровоизлияния в мозг.

При жизни писателя и в последующие годы психиатры нередко обращались к анализу творчества писателя, проецируя судьбы героев произведений на автора. Известны статьи Аменицкого Д. А. Анализ героя «Мысли» Л. Андреева (К вопросу о параноидной психопатии). — «Современная психиатрия», 1915, № 5, с. 223–250; Д-ра Янишевского А. Е. Герой рассказа Леонида Андреева «Мысль» с точки зрения врача-психиатра. Казань, 1913 (приложение к журналу «Неврологический вестник», 1903, ч. XI, вып. 2); Д-р мед. Шайкевич М. О. Психопатология и литература. СПб., 1910. В наше время писали доктора А. Шувалов, М. Бурно и Н. Ларинский. Подобное сопоставление не всегда корректно и не позволяет достоверно судить о многом.

Думается трагическая жизнь Леонида Андреева, перепады настроения, обусловлены не только, несомненно, присущей ему неврастенией, но гигантскими потрясениями и потерями в революционные и послереволюционные годы, усилившими болезненные симптомы.

Леонид Николаевич Андреев был акцентуированной личностью, то есть отличался особенностями характера не выходящими однако за пределы нормы. (Карл Леонгард ввел в 1968 году этот термин).

Прекрасный писатель, хороший художник, честный человек Леонид Николаевич Андреев должен быть востребованным.

Леонид Андреев - русский писатель и художник. Он написал не так много произведений и прожил недолгую жизнь. Но имя этого автора стоит особняком в истории русской литературы. Он не похож ни на кого. Его проза поражает, заставляет задуматься. Произведения этого неординарного автора хочется перечитывать снова и снова. Жизнь и творчество Леонида Андреева - тема статьи.

Детство

Леонид Андреев, рассказы которого пронизаны глубокой философичностью, родился в Орле на улице Пушкарной - той самой, на которой обитали его персонажи Гераська и Бергамот. В тот год, когда на свет появился будущий писатель, в семье землемера-таксатора, наконец, воцарилась некоторая финансовая стабильность.

Николай Иванович Андреев - отец прозаика - отличался твердым и решительным характером. Его уважали все в округе за необыкновенное чувство справедливости, которой он был верен, даже пребывая в пьяном угаре. Николай Иванович, как и его сын впоследствии, имел тягу к алкоголю.

Любовь к творчеству Леонид Андреев наследовал от матери. Анастасия Николаевна хотя и была женщиной малограмотной, но умела сочинять необыкновенные рассказы и истории, чем немало радовала своего отпрыска.

Будучи гимназистом, Леонид демонстрировал необыкновенный дар слова. Он нередко писал школьные сочинения за своих друзей. Ему замечательно удавалось воссоздавать стиль великих писателей. Но настоящей его страстью было рисование. Леонид Андреев, быть может, стал бы выдающимся художником. Но учиться живописи в Орле в то время было негде. Писатель на протяжении всей своей жизни время от времени возвращался к своему увлечению.

К сочинительству Андреева подтолкнуло чтение. Серьезное отношение к книге в нем выработалось, когда он был еще отроком. Его жизнь составляли драки с соседскими мальчишками-пушкарями, рисование, произведения Жюля Верна, Чарльза Диккенса и Майн Рида. Все эти знания и впечатления в конечном счете вылились на бумагу. Родились такие персонажи, как Сашка из произведения «Ангелочек», Гераська и Бергамот.

Юность

На становление Андреева как писателя существенное влияние оказали сочинения Шопенгауэра. «Мир как воля и представление» долгие годы была для него настольной книгой. Будущему прозаику едва исполнилось семнадцать, когда в своем дневнике он сделал запись, в которой словно обещал себе однажды, благодаря своему писательскому творчеству, разрушить установившиеся каноны, и даже саму мораль. Он как будто видел себя уже в будущем - скандально известным писателем, автором «Бездны». Ведь довольно противоречивые чувства у современников вызывал Леонид Андреев. Рассказы его, впрочем, были еще не созданы в тот день, когда в дневнике появилась легендарная запись, цитаты из которой так часто приводят биографы беллетриста.

Андреев Леонид Николаевич, биография которого включает несколько попыток суицида, длительные алкогольные запои, не был способен вести спокойную размеренную жизнь. В юности он страдал от постоянных любовных увлечений. Уже тогда его чудовищно влекли две силы: любовь и смерть.

В советские годы был забыт Леонид Андреев. Биография этого писателя не интересовала литературоведов, потому как творчество его никак не вписывалось установленные цензорами рамки. Сегодня книги его снова интересуют читателей. Но и теперь они вызывают противоречивые споры. Достаточно лишь вспомнить одну из повестей, которые написал Леонид Андреев. «Иуда Искариот» - история о самом страшном негодяе в истории христианства - предоставлена столь неожиданно, что, при всем таланте автора, не может вызвать исключительно положительные отзывы.

Студенческие годы

После окончания гимназии Андреев поступил на юридический факультет. Но обучение пришлось прервать. Неразделенная любовь подтолкнула будущего беллетриста к попытке самоубийства. Оправившись после душевных переживаний и недуга, он снова поступил в университет. На этот раз в московский.

Леонид Андреев в студенческие годы, в отличие от большинства своих сверстников, политикой мало интересовался. В участии в запрещенных организациях замечен не был. Но много времени проводил за чтением Ницше. Так много, что смерть немецкого философа в 1900 году стала для него едва ли не личной трагедией.

Однажды во время каникул, пребывая в Орле, Андреев познакомился с девушкой. Завязался роман, который, как и предыдущий, закончился предательством возлюбленной. И молодой человек снова попытался покончить с жизнью. На этот раз попытка чуть не увенчалась успехом. Этот случай имел негативные последствия. Андреев до конца своих дней страдал от хронического заболевания сердца, приобретенного после попытки суицида.

Начало творчества

После сдачи государственных экзаменов Леонид Андреев нашел место помощника адвоката. Ему предстояло писать скучные судебные отчеты. Но даже это он делал не так, как его коллеги. Его заметки и отчеты отличались живым литературным языком. Именно тогда и начал свой путь в литературе Леонид Андреев.

Произведения его сперва печатались в журнале «Курьер». Затем он начинает писать для «Московского вестника». Леонид Андреев, жизнь которого протекала с юных лет весьма бурно, находился в постоянном поиске себя. Его мировоззрение менялось, что можно заметить, сравнив ранние и поздние сочинения. Но тема христианства и всепрощения интересовала его всегда.

«Бергамот и Гераська»

Этот рассказ был опубликован в 1898 году по заказу «Курьера». Произведение вышло в пасхальном номере. Рассказ повествует о двух очень разных людях. Один из них - постовой, исполнительный, но глуповатый человек. Другой - Гераська - существо загадочное. Никто точно не знает, где и на что он живет. Мало кто из жителей Пушкарной улицы, где тот обитает, видел его когда-либо трезвым. К тому же Гераська подворовывает. А потому часто ходит битый.

Действие рассказа происходит на Пасху. Бергамот находится на посту. Мечтает о том, когда же окончится рабочий день и он отправится домой, где ждут его любимая жена и маленький сын. Но праздник оскверняет внезапно возникший Гераська: грязный, пьяный, ничтожный, похабно ругающийся. Бергамоту следовало бы отвести его в участок. Но в светлый день Пасхи в его душе что-то происходит. Вместо того чтобы отправить этого несчастного за решетку, постовой отводит его к себе домой, сажает за праздничный стол.

Это рассказ можно назвать литературным дебютом Андреева. Именно после публикации этого произведения на него обратил Максим Горький. А спустя несколько месяцев автор «Песни о Буревестнике» попросил молодого писателя выслать старшему редактору одного из самых популярных в то время литературных журналов «хороший рассказ». Так в свет вышел «Петька на даче».

Из юриспруденции в литературу

В то время, когда первые рассказы Андреева читали москвичи, он все еще трудился в адвокатской конторе. Последний раз в качестве защитника он выступил в 1900 году. Вскоре он принял окончательное решение заняться литературным творчеством. Его последнее выступление одобрили коллеги-юристы. Несмотря на это, Андреев навсегда оставил адвокатскую деятельность.

Писателю, как известно, нужны не только читатели, но и критики. Освободив себя от нелюбимой работы, Андреев стал регулярно посещать литературные вечера. Он познакомился с Буниным, Куприным и другими прозаиками. Более опытные литераторы давали советы, иногда весьма строго критиковали. Все это было необходимо молодому прозаику. Он полностью окунулся в мир литературы. И уже в 1901 году был издан первый сборник его рассказов.

Слава

После публикации первой книги Леонид Андреев стал знаменит. Сборник переиздавали четырежды. Видные литературные критики оставляли хвалебные отзывы. В этот сборник не вошли произведения, благодаря которым так любим современными читателями Леонид Андреев. «Иуда Искариот», «Дневник Сатаны» - все это было значительно позже. Небольшие прозаические произведения, которые прославили начинающего писатель - это истории о простых людях, рассказы с незамысловатым сюжетом.

Андреев рассказал о том, что видел в Орле и в Москве. Он поведал читателям обычные истории, но вычленил из них главное. И, конечно же, критики оценили его живой литературный язык. Итак, какие же рассказы вошли в сборник?

«Жили-были», «Ангелочек», «Молчание», «Валя», «Алеша-дурачок», «Кусака» - все это произведения, послужившие основой писательской карьеры героя этой статьи. Стоит рассказать о каждом из них подробнее и начать можно с сочинения, которое написал как для детей, так и для взрослых Леонид Андреев.

«Ангелочек»

Леонид Андреев, анализ творчества которого подтверждает его оригинальное мышление, а также влияние таких философов, как Ницше и Шопенгауэр, вошел в литературу благодаря произведениям, в которых непоследнюю роль играет так называемый образ маленького человека, созданный еще Пушкиным. Рассказ «Ангелочек» повествует о мальчике из бедной семьи. О маленьком человеке, которому суждено было слишком рано повзрослеть.

Отец Сашки - главного героя рассказа - сильно выпивает. Мать не уступает в этом своему супругу. Сашка предоставлен самому себе, а потому ведет себя как взрослый человек. Этот мальчик напоминает озлобленного волчонка. Он не привык к нежности и вниманию. Мать груба. Отец - безвольный человек. У посторонних людей Сашка тем более не вызывает симпатии.

Однажды его приглашают на рождественский детский праздник, где он видит на елке чудную игрушку - восковую фигурку в форме ангелочка. В душе Сашки происходит какое-то приятное волнение. Он чувствует, что этот ангелочек ему нужен.

Чувства мальчика, который лишен заботы родителей и вызывает раздражение учителей, напоминают переживания Гераськи из другого произведения Андреева. Житель Пушкарной улицы во время пасхального обеда начинает вдруг плакать. Отчего же он стал вдруг таким чувствительным? Дело в том, что жена Бергамота назвала его по имени и отчеству. За долгую многострадальную жизнь подобным образом к нему никто не обращался. Также и Сашка, увидев чудесную игрушку, неожиданно смягчается, перестает грубить. Его душа словно оттаивает. Сашка приносит ангелочка домой, и, вместе с отцом, еще долго рассматривает рождественскую игрушку.

Но Андреев не был бы самим собой, если бы завершил этот рассказ на светлой, оптимистичной ноте. Сашка засыпает и ночью восковый ангелочек тает. Автор этим словно дает понять, что несчастный маленький человек навсегда останется таковым. Просветление в его жизни - временное явление.

«Жили-были»

Купец Лаврентий Кошеверов был злым, завистливым человеком. И, даже находясь, что говорится, на смертном одре, не смягчился. Герой рассказа «Жили-были» - купец, дьякон и студент - находятся в больнице. Они смертельно больны. Но каждый из них смотрит в глаза смерти по-разному.

Одного злит несправедливость жизни, которая уходит от него. Другой смиренно ждет своей кончины. Третий верит в то, что смерть обойдет его. Андреев изобразил характеры людей, то, как их душевное состояние меняется после оглашения страшного диагноза. Прозаик написал этот рассказ тогда, когда лишь начинал жить. За его плечами было три попытки самоубийства. Но ему удалось удивительно живо описать переживания человека, который, страдая от неизлечимого недуга, плачет лишь по солнцу, которого больше не увидит.

Рассказ «Молчание» повествует о загадочном самоубийстве дочери священника. В «Алеше-дурачке» речь идет о смутном ощущении несправедливости, закрадывающейся в детскую душу. О ком бы ни писал Андреев, всегда он был чрезвычайно искренен. Его рассказы столь пронзительны, словно ему довелось прожить жизнь каждого из его героев.

Среди произведений, которые написал Леонид Андреев, «Кусака» - одно из немногих, вошедших в школьную программу. Рассказ посвящен собаке, которая живет на улице и имеет возможность наблюдать человеческую жестокость в крайнем ее проявлении.

«Бездна»

Второе издание сборника Андреев дополнил рассказами, в который чувствовалось влиянием Ницше. Герои его оказываются в ситуации, которая меняет их сознание. В них как будто просыпается другой человек, - страшный, идущий на поводу у своих звериных инстинктов.

Рассказы «Бездна», «Набат», «Стена», изданные в 1902 году, подтвердили, что Андреев как писатель полностью сформировался. Произведения вызвали споры, дискуссии. В них автор сказал о том, о чем не только следует молчать, но и думать не желательно.

В «Бездне» идет речь о страшном событии, которое произошло с молодыми людьми. Гимназистка и студент прогуливаются вечером. Их беседа касается лишь возвышенных тем. Мысли, казалось бы, тоже предельно чисты. Но на пути им встречаются отбросы общества. Эти люди разрушают атмосферу чистоты и романтики. И став жертвой их нападения, студент, не так давно читавший стихи и рассуждавший о науке и искусстве, вдруг превращается в существо, для которого инстинкты превыше всего.

«Жизнь Василия Фивейского»

В начале творческого пути критический анализ современного социального мира для Андреева стоял на первом месте. Но позже стал заметен скептицизм. Писатель увлекся модным в ту пору спиритизмом. Читая его произведения, создается впечатление, что его мучили постоянные сомнения в вере.

В повести жизнь «Василия Фивейского» он изобразил судьбу праведного человека. Герой этого произведения безропотно выполняет свой долг. Василий Фивейский - священник. Но его проповеди прихожане слушать не хотят. Трагедии одна за другой разрушают мир в его доме. Погибает сын, спивается жена, затем на свет появляется больной ребенок. И Василий, будучи священнослужителем, начинает вдруг задумываться о том, видит ли его Бог, слышит ли он его молитвы.

«Записки неизвестного»

Произведения, который на позднем этапе своего творчества создал Леонид Андреев:

  1. «Иуда Искариот».
  2. «Дневник Сатаны».
  3. «Сашка Жегулев».
  4. «Он. Записки неизвестного»

Что-то мрачное и непонятное присутствует на страницах произведений Леонида Андреева. Неясным пессимизмом наполнен рассказ «Он», изданный в 1913 году. Неясным, потому как только в концовке читатель начинает понимать, что герой Андреева болен, и большая часть из того, что он описывает, мерещится ему.

Герой этого произведения - бедный студент. Он получает выгодное предложение о работе. И тут же отправляется за границу. Там он должен приступить к обязанностям учителя. Его воспитанники - дети странные. Они играют словно по принуждению, смеются как по команде. Они словно взрослые, играющие роль детей. Но главной странностью дома, в котором оказывается бедный студент, является человек, все чаще заглядывающий в окно.

Повествование в «Записках неизвестного» ведется от первого лица. Автор показывает таким образом внутреннее состояние человека, который постепенно лишается рассудка. Человек в окне смотрит на героя все чаще. Дети становятся в его глазах все невыносимее. В заключении этого произведения учитель умирает. Что послужило причиной его безумия, остается загадкой.

«Иуда Искариот»

Эту повесть Андреев написал всего за две недели. Максим Горький, прочитав произведение, сказал, что оно понятно будет не каждому и вызовет большой шум. Так и произошло.

Иуда у Андреева - герой, безусловно, крайне отрицательный. Но вместе с тем, очень несчастный. Апостолы же в повести русского писателя - обычные люди, которым не чужд такой порок, как трусость. Такая трактовка не могла не вызвать споров и недовольства со стороны глубоко верующих людей. Тем не менее книга была переведена на французский, немецкий, английский языки, и несколько раз экранизирована западными и российскими кинематографистами.

Следует также перечислить и другие произведения, созданные писателем на разных этапах творчества.

  1. «В тумане».
  2. «Признаки».
  3. «Марсельеза».
  4. «Сын человеческий».
  5. «Мои записки».
  6. «Красный смех».
  7. «Рассказ о семи повешенных».
  8. «Иго войны».

Последние годы

Революцию Леонид Андреев не принял. Более того, он испытывал крайнюю неприязнь к большевистской власти. Последние годы писатель провел в Финляндии. Книги, написанные в эмиграции, пронизаны особым пессимизмом. Среди них - «Дневник Сатаны», история о Дьяволе, который, оказавшись среди смертных, был поражен и угнетен коварностью обычных людей.

Леонид Андреев, книги которого были временно забыты, сегодня снова вызывает интерес и литературоведов, и читателей. Его называют ярким представителем Серебряного века русской литературы. В 1956 году на малой родине писателя был создан музей, посвященный его творчеству.

Писатель Леонид Андреев скончался в Финляндии в 1919 году от сердечного приступа. Похоронен в небольшом финском городке.

Многие статьи о Леониде Андрееве начинаются сообщением о том, что он был основоположником русского экспрессионизма (в основе этого направления лежит не отображение действительности, а внутренний мир автора, порождаемый ею). Хотя очень часто наряду с этим определением его творчества современники относили его метод и к критическому реализму, и к неореализму, и к и реальному мистицизму.

Отсутствие принадлежности к определенному направлению

Леонид Андреев, на творчество которого навешивалось столько ярлыков, порой сам не мог определиться со своей принадлежностью к какому-либо конкретному течению.

Писатель в письме к А. М. Горькому сам спрашивал, кто он такой на самом деле, так как для декадентов он реалист, а для реалистов - символист. В своем творчестве талантливый и своеобразный писатель хотел достичь синтеза или хотя бы примирения двух направлений миропонимания, живущих и постоянно противоборствующих в его сознании - декадентского и реалистического.

Два в одном

С реализмом все понятно. А что такое декаденство? Прямой перевод означает упадок или культурный регресс. В искусстве же и литературе - это модернистское направление, которому присущи крайние формы эстетизма, индивидуализма и аморализма или имморализма. И эти две взаимоисключающие крайности хотел синтезировать в своем творчестве Леонид Андреев. Все это послужило огранкой его блестящему самобытному таланту, и проза его была узнаваема сразу, хотя он обладал даром мастерски писать под кого-то - то ли под Гаршина, то ли под Чехова и которых восхищался. Надо добавить, что с юношеских лет и потом на протяжении всей жизни он зачитывался Шопенгауэром и Ницше и считал их своими духовными наставниками.

Родители

Родился Леонид Андреев в довольно обеспеченной семье. Дед по отцовской линии был предводителем дворянства, а бабка - крепостной. Статью этот красавец пошел в деда. Обостренным чувством справедливости и тягой к выпивке - в отца, землемера-таксатора (оценщика), который умер от пьянства в возрасте 42 лет. А любовью ко всему прекрасному писатель обязан матери - представительнице обедневшего польского дворянского рода, любящей его беззаветно. Итак, в городе Орле, в семье чиновника 21 августа 1871 года появился на свет будущий «сфинкс российской интеллигенции», как называли его современники.

Художник-дилетант

Азбуке он выучился в 6 лет и на всю жизнь сохранил привычку читать запоем. В местную Орловскую гимназию поступил в возрасте 11 лет, учился неважно, но сочинения - в обмен на решения задач - писал почти всему классу, причем все они были разными по стилю. Но ни о каком писательстве Леонид Андреев не помышлял, ибо полностью был занят рисованием. Он не стал профессиональным живописцем, так как в Орле не было художественного училища, но умение рисовать одно время неплохо кормило семью - ему платили до 11 рублей за портрет. Спустя годы после смерти писателя его работы стали выставлять на международных выставках наряду с шедеврами мастеров живописи, его современников.

    Известный писатель. Род. в Орле в 1871 г.; отец его был землемер. Учился в Орловской гимназии и в университетах С. Петербургском и Московском, по юридическому факультету. Студентом сильно нуждался. Тогда же он написал первый свой рассказ "о… … Большая биографическая энциклопедия

    Русский писатель. Окончил юридический факультет Московского университета (1897). Начал печататься как фельетонист в 1895. Раннее творчество А. выражало демократические… … Большая советская энциклопедия

    Андреев, Леонид Николаевич - Леонид Николаевич Андреев. АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871 1919), русский писатель. Экспрессионизм в изображении кризисных ситуаций: испытания веры в повести “Жизнь Василия Фивейского” (1904); безумие и ужас войны в рассказе “Красный смех” (1905) … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1871 1919), рус. писатель. Романтич. природа творчества, ярко выраженное личностное начало, резко субъективный характер мировосприятия обнаруживают типологич. сходство поэтич. миров А. и Л. Органичные для А. проблемы одиночества, социального… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1871 1919) русский писатель. Ранние рассказы носили демократический и реалистический характер (Баргамот и Гараська, 1898). Сочувствуя революционерам (Рассказ о семи повешенных, 1908), изображал революцию как стихийный бунт (Савва, 1906);… … Большой Энциклопедический словарь

    Андреев, Леонид Николаевич, даровитый писатель. Родился в Орле в 1871 году. Отец его, сын по крови предводителя дворянства и крепостной девушки, был землемером; мать происхождения польского. Детство свое помнит ясным, беззаботным. Учился в… … Биографический словарь

    - (1871 1919), русский писатель. В ранних реалистических рассказах поиски социальной справедливости («Баргамот и Гараська», 1898). Сочувствуя революционерам («Рассказ о семи повешенных», 1908), изображал революцию как стихийный бунт («Савва»,… … Энциклопедический словарь

    - (1871, Орёл — 1919, деревня Нейвала, близ Мустамяки, Финляндия), писатель. В 1891—92 бывал в Москве проездом. В 1893, исключённый за неуплату из Петербургского университета, перевёлся на юридический факультет. В 1895 в Москву… … Москва (энциклопедия)

    АНДРЕЕВ Леонид Николаевич - (1871—1919), русский писатель. Рассказы «Баргамот и Гараська» (1898), «Большой шлем» (1899), «Рассказ о Сергее Петровиче» (1900), «Мысль» (1902), «Жизнь Василия Фивейского», «Красный смех» (оба — 1904), «Губернатор» (1906), «Рассказ о… … Литературный энциклопедический словарь

    Портрет (1871 1919), русский писатель. Родился 21 августа 1871 в Орле в семье мелкого чиновника. Окончив местную гимназию, поступил в Санкт Петербургский университет. Перевелся на юридический факультет Московского университета, который окончил в… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Л. Н. Андреев. Полное собрание сочинений и писем в 23 томах. Том 13. Статьи 1895-1900 , Андреев Леонид Николаевич. В томе представлены статьи Л. Н. Андреева, написанные в 1895-1900 годах. ISBN:978-5-02-036248-2, 978-5-02-039070-6…
  • Сашка Жегулёв , Андреев Леонид Николаевич. Леонид Андреев (1871-1919) - один из ярких представителей литературы Серебряного века, основоположник русского экспрессионизма, в прозе которого причудливо переплетаются повседневная…
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса