Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Высшее режиссерское образование. Режиссерский факультет: куда поступить, где учиться

Меня спрашивают (и это случается постоянно), где есть лучшие режиссерские факультеты, и как (и куда) лучше всего поступить на режиссуру театра, телевидения или кино. Хотя режиссерских факультетов не так много — я решил высказаться на эту тему поподробнее. Заранее оговорюсь: речь тут пойдет о режиссерских факультетах московских вузов (т.е. — Москвы).

Конечно же, я был бы не я — если бы не советовал поступать на режиссуру драмы — в свой родной «альма-матер» — РАТИ-ГИТИС. Да-да, тут действует сила инертности и привычки: ведь я проучился там пять лет. Которые пролетели как один день. А имена-то какие (мы имеем сейчас): Сергей Женовач, Леонид Хейфец , Олег Кудряшов, Евгений Каменькович, Дмитрий Крымов ... За каждым именем — если не целая эпоха театрального искусства, то, по крайней мере, пол-эпохи — уж точно.

Впрочем, раньше (еще когда я учился) — состав кафедры режиссуры драмы — был, на мой взгляд, сильнее. Во-первых, канула в лету мастерская М.А. Захаров а (а когда-то, наряду с мастерскими Олега Кудряшов а и Сергея Женовач а, она считалась самой сильной мастерской режиссерского факультета ГИТИСа). Во-вторых, по разным причинам ушло с кафедры несколько действительно сильных педагогов, которые ранее (и длительное время) были в составе «звездных» мастерских — но целостными и самодостаточными творческими единицами. В частности, уже давно не преподает в РАТИ Герман Сидаков , открывший собственную театральную школу, в рамках которой проходит обучение «синтетической» режиссуре, в должности обычного педагога работает М.Л. Фейгин , ранее входившей в состав мастерской С.А. Голомазов а. Не состоит на кафедре режиссуры и сам Сергей Голомазов — ОЧЕНЬ яркий и самобытный мастер, у которого я проходил свои «университеты». Пришла ли им равноценная замена? На мой взгляд, вряд ли.

Это, впрочем, совсем не означает, что обучение на режиссерском факультете РАТИ-ГИТИС в последние годы стало слабее. Вовсе нет. Там по-прежнему есть, куда поступить и есть, кому научить. Другое дело, что, на мой взгляд, наблюдается недостаток «подрастающего поколения» из числа тех педагогов, кто в будущем мог бы заменить корифеев. Личностей стало мало. Те, кто из себя что-то представлял — ушли или изменили свой статус. А другие... Нет-нет, не буду ничего говорить, дабы никого не обижать. Но свое мнение о происходящем на факультете режиссуры в РАТИ у меня, конечно же, имеется.

Надо сказать (и это мое устойчивое мнение, проверенное годами и известиями коллег), что обучение на режиссерском факультете (для актеров) — лучше, чем на актерском. И это несмотря на то, что в последние года там (на актерском) почти полностью изменился состав кафедры (появились Владимир Андреев ,Борис Плотников , Сергей Голомазов , Павел Бородин ), что, конечно же, в значительной степени улучшило качество обучения. В то же время, актерский факультет РАТИ никогда не считался особенно сильным местом подготовки актеров, «в угоду» более топовым «Щуке», «Щепке», и отчасти — Школе-студии МХАТ . Впрочем, все в конечном счете зависит от мастерской. Лично мне нравилось, как преподавали мастерство — у нас на курсе. Хотя — сейчас я отчетливо понимаю, где и какие ошибки были допущены педагогами, и что в подготовке можно было бы улучшить (и значительно).

Возраст поступления на режиссуру в РАТИ — не имеет четкого ограничения. Как правило, абитуриент 30-40 лет — считается подходящим для зачисления. Срок обучения: 5 лет. Количество мест набора — четко не регламентировано.

Ранее упомянутая мною «Школа драмы Германа Сидакова» — это краткосрочные (4 месяца) курсы актерского мастерства и режиссуры «в одном флаконе». Сидаков — пропагандирует комплексное обучение смежным театральным и кино — профессиям, в общей группе занимаются актеры, режиссеры и так называемые «шоураннеры» — сценаристы и продюсеры — те, кто разрабатывает идею короткого метра и доводит ее до киновоплощения. При этом, педагог не разграничивает обучение по нишам , кино и театр им воспринимаются как единый творческий организм, вследствие чего — не требуется разделения методологии подготовки.

Отзывы о школе среди профессионалов — крайне положительные. Если Вы не хотите заморачиваться поступлением в классические театральные (или кино) вузы — то этот вариант — как раз Вам подойдет. Хотя, честно говоря, я не совсем понимаю, как можно овладеть профессией за 4 месяца. Но это, наверно, «вопит» чрезмерная ограниченность моего восприятия.

Режиссерский факультет Театрального училища Бориса Щукина — по сути «младший брат» того, что есть в РАТИ. Хотя «по именам» он отступает от своего «старшего брата» незначительно: Сергей Яшин, Юрий Погребничко, Юрий Еремин, Римас Туминас — вполне себе создают ореол «брендовости» и «знатности». Значительных (и уж очень специфических) различий по методике обучения между РАТИ и «Щукой» нет, но есть различие в количестве набираемых абитуриентов: не более 28 на курс, 50% из которых — бюджетные. Кроме того, если в РАТИ (в определенных случаях) Вас могут зачислить сразу на второй или даже третий курс (это редкость, конечно, но такие случаи бывали), то в «Щуке» — придется начинать обучение с первого курса , даже если Вы талантливы как Станиславский:)) Это жаль, но это — так.

Кстати, следует добавить, что — и в РАТИ, и в «Щуку» можно поступить и на заочное обучение . Его специфика выражается в том, что на «очные» занятия Вы будете ездить — время от времени. Честно скажу, о заочной форме обучения никогда не слышал каких-то особо добрых отзывов или слов. Впрочем, если Вы живете где-то далеко от Москвы и не планируете переезд в столицу или смежные с ней районы — заочка может стать этакой вполне себе самодостаточной отправной точкой Вашей творческой биографии. Хотя — без крайних на то оснований — рекомендовать заочную форму театрального обучения столичным или околостоличным жителям — я бы не стал.

Московский институт телевидения и радиовещания (МИТРО) — проект, безусловно, ОЧЕНЬ раскрученный. Институт позиционирует себя — как наиболее комплексную клоаку обучения смежным профессиям театра, кино и телевидения (шоу-бизнеса). Почти каждую неделю там проходят мастер-классы и тематические занятия от приглашенных «звезд» . Причем, неважно, являются ли они звездами с фундаментальной творческой подготовкой или людьми с, так скажем, неоднозначной для творческой среды репутацией, но «засвеченных» на ТВ. Но «фронтментов», конечно же, в разы больше. Никита Михалков, Тимур Бекмамбетов, Александр Филиппенко, Евгений Миронов, ВладимирВладимирович Познер, Владимир Хотиненко, Владимир Меньшов — вот весьма неполный перечень ведущих мастер-классы МИТРО.

Наличие таких «имен» в списках лиц, ведущих занятия МИТРО, конечно, восхищает. Однако, удивительно то, что за все прошлые годы (вплоть до сейчас) — до меня не дошло ни одного экспертного (или просто — любительского) мнения о качестве образования, полученного в данном вузе. Конечно, я существую, в основном, в театральной среде, а МИТРО — из немного другой оперы. Но — тем не менее... Вуз есть, он раскрученный, а сказать о нем (по существу) — совершенного нечего.

Лично у меня от всего этого информационного бума — создается впечатление этакой непрекращающейся кино-тэвэшной тусовки с точечным вкраплением стримлайнерства отдельных российских звезд, которая (тусовка) длится вечно и (почти) не предполагает серьезное обучение творческим профессиям. Это лично мое ощущение. Которое может не совпадать с реальностью .

Количество свободных мест на курсы МИТРО — официально не регламентировано. Вуз «славится» самым коротким (среди существующих аналогов) набором документов для поступления: паспорт, документ об образовании и три фото. Срок обучения (актерское мастерство и режиссура кино и телевидения): два года.

При желании заниматься режиссурой кино или телевидения — есть смысл обратить внимание на Институт телевидения и радиовещания (ГИТР) . Этакий — бюджетный и малораскрученный аналог МИТРО. Но — с достаточно странной репутацией . Хотя... если Вы не боитесь трудностей, то — вперед!

С марта 2017 года у нас в московской театральной школе открываются краткосрочные (двухмесячные) режиссерские курсы. Они адресованы тем, кто хочет поступить на режиссерский факультет — в театральный вуз. Ничего объяснять особо не буду, вся информация изложена »

В России немало театральных учебных заведений и каждое имеет свою специфику работы и программу обучения одарённых людей. Чтобы мечта о театре или кино воплотилась в жизнь нужно правильно выбрать и поступить в избранное учебное заведение. Лучшие театральные учебные заведения расположены в Москве и Санкт-Петербурге.

ГИТИС появился благодаря П.А. Шостаковскому вначале как Музыкально-драматическая школа. Располагается в Москве и является крупнейшим в России и в мире. ГИТИС – лучшее учебное заведение для изучения сценической речи. Он представляет собой мечту талантов сценического искусства.

Театральные ВУЗы, в том числе и ГИТИС сильно отличаются от других учебных заведений.

  • Для поступления нужно пройти отборочные туры (их три), после этого абитуриент получает возможность сдавать вступительные экзамены по актёрскому мастерству.
  • Следующий этап – коллоквиум, оценивающий уровень эстетического и культурного развития.
  • Заключительным этапом поступления служит суммирование всех набранных баллов с баллами ЕГЭ по русской литературе и русскому языку.

Обучение проводится на очном и заочном отделении. ГИТИС обучает на восьми факультетах по всем театральным направлениям. Режиссёрский факультет является старейшим, там работают 9 мастерских. Там производится обучение цирковой режиссуре и режиссуре драмы. Драматическая режиссура состоит из теоретической и практической части. Практическая учит будущего режиссёра лучше понимать актёра, используя знание того, какие составляющие включает в себя актёрская игра на сцене.

Что такое ВГИК

  • ВГИК расположен в Москве. Вуз готовит специалистов с высшим, средним специальным и дополнительным образованием. Сегодня практически все деятели профессионального кино Российской Федерации являются выпускниками ВГИКа.
  • Режиссёрский факультет ВГИК обучает будущих звукорежиссёров, режиссёров анимации, игрового и неигрового кино. Приём желающих учиться производится на конкурсной основе.
  • ВГИК готовит актёров кино и драмтеатра. Желающие учиться во ВГИКе на актёрском факультете готовят чтецкую программу, которую нужно довести до убедительного, захватывающего просмотра, заготовить ответы на вопросы мастеров.
  • В учебном заведении есть Учебная киностудия для производства кинофильмов и видео. ВГИК – единственная в России школа экранных искусств, имеющая подобную киностудию.

ВГИК предоставляет возможность получения среднего профессионального образования, так как имеет в составе Колледж кино, телевидения и мультимедиа.

Поступление в театральный ВУЗ

Ознакомится с информацией о поступлении в ГИТИС или ВГИК позволит семинар для абитуриентов. Семинар предоставляет сведения о том, как готовиться, что нужно, что важно, с чего начинать. Семинар проводится вместе с ГИТИС, поэтому там присутствуют преподаватели, набирающие студентов в этом году. Семинар подскажет направление движения и учебник, по которому нужно готовиться.

Семинар проводится на платной основе, проходит несколько часов, включает мастер-классы, лекции.

Многие абитуриенты подают документы сразу в несколько учебных заведений, так шансы поступить возрастают. Из года в год конкурс в ГИТИС, ВГИК и другие театральные учебные заведения гигантский: на одно место претендует до двухсот человек. Поэтому часто перед приёмом документов устраиваются прослушивания.

Чётких правил, по которым проводятся экзамены, как и критериев оценки одарённости, нет, так как профессия творческая. Поступление зависит от человека, который набирает курс, поэтому следует разузнать, что он предпочитает, какие у него требования, характер преподавания. Важный критерий отбора – внешние данные. Актёрская игра должна подкрепляться яркой харизматичной внешностью актёра. Следует также освоить азы теории актёрского мастерства, выбрав подходящий учебник.

Что за учебное заведение ВКСР

Высшие курсы сценаристов и режиссёров – это негосударственное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования России. Это одно из самых старых в России учебных заведений для людей с высшим образованием.

Учебное заведение Высшие курсы сценаристов и режиссёров основано в 1963 году в Москве. В его состав входят продюсерский, сценарный и режиссёрский факультет.

В начале работы ВКСР слушатели принимались исключительно по направлению Союзов кинематографистов, киностудий, республиканских Госкино. Чуть позднее, в период «оттепели» Хрущёва курсы открыли путь в кино талантливым людям, ранее получившим высшее образование по другой специальности. Примеры – архитектор Георгий Данелия, медик Илья Авербах, инженер Глеб Панфилов.

Как поступить

На курсы зачисляются желающие учиться моложе 35 лет по результатам творческого конкурса, который проводится в два этапа.

  • Предварительный конкурс представляет собой рассмотрение комиссией представленных работ в виде автобиографии, изложенной в литературной форме, произведения в письменном виде на тему «Событие или случай, свидетелем или участником которого вы были» и рецензии на игровой кинофильм. В дополнение можно сдавать творческие произведения, выполненные в других видах и жанрах (фильм, фото, рисунки).
  • Вступительные экзамены в форме собеседования. Экзамены призваны выявить общий уровень культурного развития будущего слушателя, знания в сферах кино, музыки, литературы, театра, изобразительного искусства. Также выполняется специальное задание, имеющее отношение к выбранной профессии.

Приём лиц, предоставивших необходимые документы и прошедших по конкурсу, производится после заключения договора о представлении образовательных услуг на платной основе и произведения оплаты за обучение.

Обучение на ВКСР

Обучение проходит в творческих мастерских, руководители которых – ведущие мастера кино. Методическое управление ведут советы режиссёрских отделений и сценарских. В компетенцию советов входит обсуждение всех вопросов, связанных с обучением, сопровождение защиты курсовых и дипломных работ и принятие решения о выпуске слушателей.

Результатом подготовки на сценарном отделении ВКСР является дипломная работа в виде сценария полнометражного фильма, предложенного к выпуску.

Оканчивающим режиссёрский факультет нужно подготовить дипломный короткометражный фильм, состоящий не более чем из трёх частей. Выпускники отсылаются работать на киностудии, направившие их на обучение.

Театральные учебные учреждения в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург называют культурной столицей России. Петербург славится театральными ВУЗами и училищами. Здесь расположены Щепкинское и Щукинское театральные училища, которые кардинально различаются в методах обучения студентов.

В Санкт-Петербурге находится Высшая школа режиссёров и сценаристов. Подготовка здесь проходит в двух направлениях:

  • Долгосрочное обучение, длящееся 2 года (4 семестра), мастерские. Проходит по вечерам и в выходные дни.
  • Тренинги и курсы, состоящие из 10–15 занятий.

По окончании долгосрочного обучения выдаётся Свидетельство, если защищена дипломная работа (сценарий, фильм), то Диплом о дополнительном профессиональном образовании.

Краткосрочное обучение подразумевает посещение курсов и тренингов, состоящих из трёх, десяти или пятнадцати занятий. Они помогут понять основы кинематографической профессии и по какому пути нужно двигаться дальше, какие книги по режиссуре следует изучить, какой учебник предпочесть.

МИР Бориса Юхананова

Мастерская индивидуальной режиссуры Бориса Юрьевича Юхананова находится в Москве. Здесь ведётся работа с актёром, композитором, художником, хореографом, оператором, преподаются основы актёрского мастерства, игра актёра и искусство создания рисунка, постановка, разработка ситуации.

Мастерская индивидуальной режиссуры обучает драматургии, сценарному мастерству, философии искусства, созданию информационных проектов, перфомансов, инсталляций в сфере современного искусства. Изучается специфика режиссуры, разбор и анализирование сценария, построение кадра, основы монтажа, разработка эпизода, современные технологии в кино.

Рассматривается создание телевизионных форматов, режиссура телепроектов и реалити-шоу, основы работы над сериалами, основы организации кастинга, маркетинг, основы работы продюсера.

Мастерская реализует профессиональную переподготовку и повышение квалификации в очно-заочной, заочной и дистанционной формах обучения. Назначение мастерской – подготовка мастеров, способных работать результативно в сложившихся современных условиях.

Развитие режиссёрских способностей у детей

У детей режиссёрская игра появляется на более раннем этапе, чем сюжетно-ролевая. Уже на первом году жизни ребёнок передвигает предметы, создавая подобие общения. Режиссёрская игра в детском возрасте появляется в тот момент, когда ещё недостаточно развиты навыки общения со сверстниками, ребёнок не умеет учитывать желания и интересы других людей.

К концу третьего года жизни малыш «режиссирует» собственный замысел с игрушками, которые выступают в роли персонажей игры. Подобная игра для ребёнка легче, ведь неодушевлённые предметы не имеют собственных желаний. Режиссёрская игра служит подготовкой к общению со сверстниками.

Режиссёрская игра имеет ярко выраженный сюжетно-ролевой характер, главной составляющей в ней является речь: ребёнок комментирует события и собственные действия, меняя при этом интонации, темп и громкость выражений. Режиссёрская игра строится на опыте и детских представлениях об окружающем мире. Правильно организованная педагогом, родителем или воспитателем разовьёт детское мышление, воображение, поведает и неизведанном, что важно в период взросления.

Творческие способности необходимо развивать с самого раннего детства. Это обусловит всестороннее развитие личности в будущем, заложит основы общения с другими людьми, позволит развить врождённый талант. Благодаря совершенствованию одарённости с самого раннего детства, упорному труду на пути к воплощению мечты, откроются двери лучших театральных ВУЗов в Москве и Санкт-Петербурге.

  1. Автобиографию: 1-3 стр. Стиль написания – любой: от классической «сухой» автобиографии до литературно-художественного повествования. Если вы закончили Filmmaking Московской школы кино: в автобиографии обязательно указать, в каком проекте участвовали и в качестве кого, приложить ссылку на просмотр работы.
  2. Эссе на тему «Почему я хочу стать режиссером?»: 1-3 стр. Важно: эссе - это творческая работа, которая не сводится к простому пересказу вашего жизненного пути (для этих целей служит Автобиография).
  3. Устный рассказ на камеру: 2-5 мин. Расскажите на камеру историю из жизни (своей, своих знакомых или других людей, но не сказочных или фантастических персонажей), в которой события связаны с темой (тема для каждого потока индивидуальна, публикуется за 20 дней до даты соответствующего потока на странице программы в категории «Вступительные испытания»).Техника, качество и стилистика съемки, постановка голоса и актерская подготовка значения не имеют. Не нужно изысков, главное, чтобы вас было видно и слышно. Допускается не более одной монтажной склейки. Важно: в кадре должны быть вы, и только вы! Убедительная просьба не заучивать текст наизусть и не читать его с листа! Цель задания – рассказать историю
  4. Mood-видео. 2-5 мин. Снимите сами или смонтируйте из собственных или найденных в Интернете фото или видеоматериалов ролик длиной 2-5 минут, передающий атмосферу и настроение истории, рассказанной вами в задании №3. Внимание: не нужно реконструировать и экранизировать эту историю с помощью актеров, не нужно буквально иллюстрировать все описанные в ней события. Речь идет именно о настроении и атмосфере: помогите нам их почувствовать - без слов и поясняющих титров. Вы можете использовать музыку, но если это песня, то не нужно, чтобы ее текст нам что-то объяснял.

В теме письма: Задания для пре-отбора. Фамилия Имя.

За 2 дня до собеседования мы сообщим вам результат пре-отбора.

2 этап - Собеседование

Если вы успешно прошли пре-отбор, мы приглашаем вас на встречу с приемной комиссией.

На собеседовании вам будет дано задание, которое необходимо выполнить в течение дня.

Результат вступительных испытаний мы сообщим вам в течение 5 рабочих дней после прохождения собеседования по электронной почте.

Данное решение принимается приемной комиссией по согласованию с куратором программы. Школа не комментирует причины отказа.

Режиссер-постановщик – руководитель творческой группы, работающий над созданием фильма, спектакля или шоу.

Кто такой режиссёр?

(фр. régisseur , от лат. rego управляю) — руководитель творческой группы, работающий над созданием фильма, спектакля или шоу. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Режиссер-постановщик — это творческий лидер проекта в кинематографе, на телевидении или в театре. Он отвечает за художественную составляющую произведения. Под его руководством работают актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр. Литературной основой служит сценарий или пьеса, и режиссёр-постановщик далеко не всегда является их автором. Но в итоге именно он отвечает за то, что увидит зритель. С его именем будут связывать успех или провал проекта.

Режиссёр-постановщик может специализироваться на постановке игровых или документальных фильмов, театральных спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий.

Обычно режиссёра-постановщика называют просто режиссёром, т.к. и без уточняющего «прицепа» ясно, что он отвечает за постановку. Это касается любого режиссёра-постановщика, независимо от специализации.

Опишем некоторые варианты этой профессии.

В театре режиссёр руководит творческим коллективом, занятым в постановке: выбирает актёров, работает с ними над ролями, вместе со звукорежиссёром и художником сцены продумывает оформление спектакля и пр. При этом он подчиняется творческому руководителю театра (если сам не является таковым), и они совместно выбирают пьесы для постановки.Организационные вопросы в процессе репетиций и во время представления ему помогает решать помощник режиссёра. Он взаимодействует с техническими службами, актёрами, следит, чтобы во время спектакля всё происходило без заминок.

Цирковое искусство радикально отличается от театрального. Так же, как отличается от театральной цирковая труппа: цирковые артисты работают династиями, годами отрабатывают свои номера. Они часто сопряжены с риском для жизни. Кроме того, труппа цирка - это не только люди, но и дрессированные животные. Цирк работает для развлечения публики, и главная задача циркового режиссёра - сделать каждый номер как можно ярче и зрелищнее. Всё это вносит свою специфику в работу циркового режиссёра. Однако принципы его работы схожи с работой театрального режиссёра. Он продумывает интригу представления, работает с артистами, художником-постановщиком, инженерами-конструкторами, бутафорами, осветителями, звукорежиссёром и др. участниками циркового шоу.

Кино - это сложный производственный процесс. (Как и телевидение.). У кинорежиссёра есть целая бригада помощников: второй режиссёр, режиссёр по работе с актёрами, помощник режиссёра (ассистент режиссёра, который ведёт хронометраж отснятого материала), консультанты и пр.

Хотя как минимум двое из этой бригады и обозначаются словом «режиссёр», они выполняют другие задачи. Например, второй режиссёр (в западном кино - First Assistant Director) помогает режиссёру-постановщику при разработке режиссёрского сценария, формулирует информацию для художников по гриму, по костюму, для ассистентов по актёрам и пр., планирует съёмочный процесс. И следит, чтобы весь производственный процесс шёл без сбоев, чтобы каждый раз съёмочная площадка была готова к работе, актёры и костюмеры были на своих местах и т.д. Это очень большой объём работы, и обычно у кинорежиссёра два вторых режиссёра. Режиссёр по работе с актёрами (он же ассистент по актёрам, директор по кастингу) ищет подходящих исполнителей на роли, организует их фото- и кинопробы.

Главное организационное бремя при создании фильма несут продюсеры, которые занимаются вопросами бюджета, дистрибуции и т.д. Продюсер фильма отвечает и за привлечение ключевых участников процесса, в том числе режиссёра, если, конечно, тот сам не является инициатором постановки. И продюсеры, и режиссёр подчиняются руководству киностудии. Работа режиссёра над фильмом начинается со сценария. Он может взять готовый сценарий, а может написать его сам или в соавторстве с профессиональным сценаристом. Он может взять за основу готовое литературное произведение или совершенно свежий сюжет. Даже если кинорежиссёр ставит фильм на готовый сценарий, он его дорабатывает по-своему: посекундно и покадрово расписывает план съёмки каждой сцены. В результате получается режиссёрский сценарий. Он обязательно изучает материалы, связанные с темой фильма, обращается к специалистам, которые могут его проконсультировать в каких-то вопросах. Участвует в составлении сметы, вместе с продюсером и вторым режиссёром намечает план работы. Вместе с художником-постановщиком, главным кинооператором, звукорежиссёром обсуждает художественную концепцию фильма и его оформление, утверждает эскизы, разработки, декорации и пр. Вместе с композитором и звукорежиссёром намечает экспликацию звука (график-схему). Отбирает актёров (с помощью ассистента по кастингу), работает с каждым из них над ролью, проводит репетицию сцен и т.д. Руководит съёмками. Когда съёмочный процесс завершён, отбирает нужные дубли, руководит процессом монтажа и озвучания.

Некоторые режиссёры успешно совмещают работу в театре и кино. Например, художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров стал известен еще в 1960-е годы как театральный режиссёр. Возглавив театр в 1973 г. (в то время - Московский театр им. Ленинского Комсомола), он очень быстро вывел его в разряд самых популярных в Москве. Каждый спектакль Захарова - событие театральной жизни столицы: «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Варвар и еретик», легендарный «Юнона и Авось» и множество других. В то же время, он автор замечательных фильмов, любимых миллионами: «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона».

Рабочее место

Режиссёр-постановщик может работать в кино, на телевидении, в театре, цирке и пр. - в зависимости от специализации. Хотя некоторые режиссёры с успехом реализуют себя в разных областях.

Оплата труда

Зарплата на 04.04.2019

Россия 17000—50000 ₽

Москва 90000—90000 ₽

Важные качества

Профессия режиссёра-постановщика предполагает артистизм, образное мышление, хороший интеллект, широкий кругозор, воображение, самодисциплину, высокую трудоспособность и лидерские качества. И ещё одно важное качество - чувство современности. Режиссёр должен чувствовать, насколько актуальна та или иная тема, идея в современном мире.

Знания и навыки

Режиссёр должен владеть теорией и практикой режиссуры, актерского мастерства, основами сценического и музыкального оформления, операторского искусства, понимать законы драматургии. Очень важны познания в области истории литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Необходимо знание классических и современных произведений драматургии, кинематографа. Желательно знание иностранных языков.

Где учиться на Режиссера-постановщика

Драматический и музыкальный театр

  • Российский университет театрального искусства - ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры драмы
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Факультет искусств. Специальность «Режиссура театра»
  • Театральном институте им. Б. Щукина. Режиссёрский факультет. Специальность «Режиссура театра»

И др. вузы театрального искусства.

Цирк, шоу-программы

  • Российский университет театрального искусства - ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры цирка. Специальность «Режиссура цирка»
  • Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Театрально-режиссерский факультет. Специальность «Режиссура театра». Специализация «Режиссура эстрады»
    Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Специализации: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и «Режиссура шоу-программ».
  • Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Направление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Кино и телевидение

  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Режиссерский факультет. Специальности: «Режиссура игрового кино», «Режиссура неигрового кино», «Режиссура анимационного фильма»;
  • Высшие курсы кино и телевидения ВГИК. Профессии: «Кинорежиссура», «Режиссура неигрового кино- и телефильма»;
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР). Факультет режиссуры ТВ и мультимедиа.

В кинематографии и театре, главенствующая роль отводится далеко не актерам или продюсерам, а режиссерам. Именно на него возлагается ответственность за конечный результат, и именно по отношению к нему выдвигаются самые высокие требования.

Последние годы отечественный кинематограф переживает стадию возрождения. Обществу регулярно представляют кино-новинки, которые справедливо можно отнести к шедеврам киноиндустрии. В связи с этим увеличивается спрос на людей творческих специальностей, которые будут способны поддержать достигнутый уровень и продолжить развитие искусства.

В кинематографии и театре, главенствующая роль отводится далеко не актерам или продюсерам, а режиссерам. Именно на него возлагается ответственность за конечный результат, и именно по отношению к нему выдвигаются самые высокие требования.

Кто такой режиссер?


– специалист, руководящий совокупностью ключевых процессов на съемочных площадках, сценах, аренах цирка и других театральных и концертных мероприятиях. Он интерпретирует сценарий и имеет полное представление о том, как нужно отыграть ту или иную сцену, чтобы сюжет выглядел наиболее реалистично.

Профессия режиссера возникла относительно недавно – в конце 19 столетия. Безусловно, потребность в людях, координирующих актеров и работающих над постановкой спектаклей, появилась в более ранний период, а именно в период становления театра. Однако на тот момент театральные труппы в основном обходились собственными силами, поэтому число таких специалистов было ограничено.

Идея режиссуры в современном ее представлении принадлежит немецкому и французскому театру – она заключается в формировании ансамблевости и подчинения всего спектакля единому замыслу.

Зарождение и стремительное развитие кинематографа обусловило не только увеличение популярности профессии, но и круг возлагаемых на режиссеров обязанностей, с которыми было бы довольно сложно справиться одному человеку. Это определило необходимость выделения более узких направлений:

  • Режиссер-постановщик – опытный профессионал, стоящий во главе всей команды и отвечающий за результат ее работы. Он занимается подбором актеров, корректирует их игру, вносит поправки в сценарий.
  • Режиссер имеет вторую по значимости после режиссера-постановщика ступень и, по сути, является его помощником, который учится у него и набирается опыта. Его привлекают к участию в крупных проектах и возлагают ответственность за подбор актеров массовки и съемку второстепенных сцен.
  • Режиссер-ассистент – низшее звено профессии и одновременно хороший старт для карьерного роста. Несмотря на то, что он находится "на подхвате" и не выполняет каких-либо важных функций, многие выпускники учебных заведений начинают свою деятельность именно с этой должности.
  • Звукорежиссер занимается улучшением качества голосов. Он выражает свое экспертное мнение относительно того, что именно и с какой интонацией нужно сказать, чтобы звук максимально соответствовал картинке и вызывал определенные эмоции у зрителей.
  • Режиссер монтажа – эксперт, занимающийся объединением отдельных эпизодов в единую полноценную картину. В работе он руководствуется рекомендациями главного режиссера и работает вместе с ним, отбирая лучшие сцены из отснятого материала.
Режиссер театра имеет абсолютно иную специфику работы. Театральные постановки требуют особой подготовки и навыков. Игра актеров, сценарий, декорации – все должно быть построено безупречно, поскольку в театре у режиссера не будет возможности отснять еще дубль, который понравится публике.

В зависимости от типа специализации основные обязанности режиссера могут варьироваться, однако к наиболее важным аспектам работы относится:

  • взаимодействие со сценаристами, продюсерами и другими участниками процесса;
  • распределение ролей, контроль и постановка игры актеров;
  • корректировка освещения;
  • просмотр отснятого материала и выделение самых лучших кадров;
  • внесение изменений в сценарий;
  • указания относительно внешнего вида актеров;
  • решение спорных ситуаций и поддержание соответствующей рабочей обстановки и т.д.

Следует заметить, что режиссеры – уникальные специалисты. Нередко они могут совмещать работу со смежными профессиями и выступать в роли продюсеров, сценаристов, актеров. В таком случае круг их обязанностей существенно расширяется.

Какими личностными качествами должен обладать режиссер?

Чтобы раскрыть свой творческий потенциал и достичь успехов в карьере, режиссерам приходится много работать и прикладывать много усилий. Поэтому им очень важно быть целеустремленными, трудолюбивыми, сильными духом людьми.

  • Как и в других творческих профессиях , в своей деятельности они должны быть креативными и иметь широкий кругозор.
  • Высокий уровень интеллектуального развития, начитанность и образное мышление являются постоянными спутниками в работе режиссеров.
  • Любознательность и стремление к саморазвитию требуются для увеличения опыта и лучшего понимания профессии.
  • Поскольку люди этой профессии имеют в своем подчинении большое количество сотрудников, они должны обладать лидерскими качествами и быть коммуникабельными.
  • Умение организовать работу и найти компромиссные решения в проблемных ситуациях – залог благоприятной атмосферы на рабочем месте.
  • Объективность и наблюдательность также пригодятся на творческом пути, которые позволят дать правильную оценку происходящему, выбрать нужное направление.

Преимущества профессии режиссер

Большое удовольствие режиссеру доставляет возможность самореализации и воплощения в жизнь его идей, которые, в случае успеха, будут признаны публикой, и он обретет популярность и признание.

Специалисты высокого уровня не нуждаются в поиске работы – она сама их находит. Большинство известных режиссеров очень востребованы и получают большие гонорары, сумма которых обычно не разглашается. Естественно, уровень их зарплаты напрямую зависит и от масштабов проектов, но, в основном, они могут самостоятельно устанавливать размер вознаграждения за свой труд.

Профессия является весьма увлекательной, благодаря тому, что режиссеры очень часто путешествуют и участвуют в различных мероприятиях. Кроме возможности увидеть мир, не менее привлекательным моментом в работе является знакомство с известными людьми и налаживание связей, которые, несомненно, принесут большую пользу.

Недостатки профессии режиссер

К основным недостаткам профессии относится малая доля вероятности того, что специалист сможет добиться успеха в карьере. Начинающим режиссерам приходится довольно сложно. Отсутствие опыта и всеми узнаваемого "имени" нередко означает и отсутствие работы. Значительная часть спонсоров выбирает для своих проектов только известных личностей, которые непременно смогут создать шедевр. Конечно, можно начать свою деятельность, работая в мелких проектах, но в таком случае и рассчитывать на солидное вознаграждение не придется. Да и нет никаких гарантий, что в будущем удастся попасть в высшую лигу.

Режиссер – не только развлечения и громкие вечеринки в честь премьеры, но и тяжелый труд. Эта работа чаще всего не предусматривает нормированного графика и отпуска по расписанию. Нередко режиссеры могут работать до поздней ночи или круглосуточно, пока не достигнут желаемого результата.

Очень часто режиссеры испытывают стресс и находятся в состоянии повышенного психо-эмоционального напряжения, что может крайне негативно отразиться на здоровье. Также не стоит забывать, что основная доля успеха в творческой профессии связана с вдохновением. Подавленность, апатия и стресс, вряд ли приведут к созданию чего-то, стоящего внимания.

Где можно получить профессию режиссер?


Профессию режиссера невозможно освоить самостоятельно или при помощи специальных курсов. Хотя изучение основных принципов режиссуры посредством самообразования вреда не принесет, настоящим специалистом можно стать, только получив соответствующее высшее образование.

Сегодня в большинстве городов России есть как минимум один ВУЗ, осуществляющий подготовку режиссеров. Многие университеты являются коммерческими, но и государственных ВУЗов, где можно получить эту профессию, тоже хватает. Все учебные заведения предлагают обучение преимущественно на платной основе, с минимальным количеством бюджетных мест, и поступить в них очень сложно. Абитуриентов отбирают по жестким критериям, основным среди которых, все же, остается талант.

От выбора университета во многом зависит и дальнейшее трудоустройство, поскольку в этой профессии престижность ВУЗа играет не последнюю роль. К наиболее популярным среди работодателей учебным заведениям относятся:

Источники изображений: macdigger.ru, tvkinoradio.ru, vnews.agency, severinform.ru

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса