Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сочинение на тему: Жилин и Костылин в плену в повести Кавказский пленник, Толстой. Поведение жилина и костылина в плену Устный рассказ жилин и костылин

Жилин и Костылин разные судьбы сочинение 5 класс

План

1. Коротко о произведении.

2.1. Жизнь в плену.

2.2. Побег.

3. Мой любимый герой.

Л. Н. Толстой написал свой рассказ Кавказский пленник в 1872 году и посвятил его событиям Кавказской войны. В произведении на примере двух человек он описал нелегкую жизнь в татарском плену и военную доблесть русского узника.

Жилин и Костылин - разные персонажи и по характеру, и по образу мышления. Но однажды они оказались на одной дороге. Во время пленения Жилин вел себя как герой, отбивался и пытался убежать. А Костылин, напротив, струсил и, имея заряженное ружье и боевую лошадь, не то, что товарища не защитил, даже сам сбежать не сумел!

Примечательно, как оба эти офицера, находясь в одних и тех же обстоятельствах, вели себя по-разному. Жилин неизменно надеялся только на себя, постоянно искал возможности для побега, всегда вел себя правильно. Например, он занялся хорошим делом - мастерил куклы из глины и раздавал их местной детворе, ремонтировал вещи и лечил больных. Этим он завоевал уважение и симпатии татар.

Костылин же, напротив, вел себя пассивно и трусливо. Он, сетуя на судьбу, постоянно лежал в сарае, расслабляясь физически и душевно. Он ни к чему не стремился, не хотел бороться, всего боялся и ленился. На возможность выкупа оба товарища отреагировали различно. Жилин не хотел, чтобы пожилая мама платила за него непомерную плату, сторговался до пятисот рублей за свою свободу, да и то специально отправил письмо не по адресу. Костылин, напротив, обрадовался, что можно на кого-то скинуть ответственность за свое освобождение и бездеятельно стал ждать выкупа из дома.

Во время первого побега Жилин проявил себя стойким и мужественным человеком. Превозмогая боль в ногах от жестких колодок, он терпеливо сносил все препятствия, целеустремленно шел вперед, надеясь на лучшее. Его товарищ по несчастью, наоборот, всю дорогу ныл, жаловался и хотел вернуться назад в плен, а в последствии он так ослабел, что Жилин был вынужден тащить товарища на себе. В этом поступке проявились все самые прекрасные черты мужчины - доброта, самопожертвование, готовность прийти на помощь.

После возвращения к татарам, Жилин не перестал терять надежду на побег. Несмотря на страшные условия, в которых оказались пленники, Иван продолжал действовать, проявлять инициативу, бороться. Его оптимистический дух и жизнерадостный настрой, его неугасаемая энергия и целеустремленность во многом повлияли на результат. Сердечность и приятные манеры Жилина побудили хозяйскую дочь Дину оказать ему помощь в побеге. Рискуя, девочка помогла пленнику сбежать и даже проводила его за поселок.

Жилин счастливо добрался до своих, а Костылин, отказавшись от повторного побега, провел в плену еще месяц. Его, полуживого, ослабевшего, освободили, как только пришел выкуп. Конечно же, я в восторге от главного героя Жилина. Он - бесстрашный и мужественный человек, уверенный в себе и в своих силах, положительный и неунывающий. Он смог изменить свои обстоятельства, смог справиться, казалось бы, с невероятно сложной проблемой, смог выбраться из тяжелой ситуации достойно. У этого мужчины можно многому научиться, например, как быть оптимистом в непростых обстоятельствах, как стать хорошим другом, как правильно вести себя в непривычной обстановке.

>Сочинения по произведению Кавказский пленник

Жилин и Костылин в плену

В рассказе «Кавказский пленник» Л. Н. Толстой противопоставляет двух героев, которые являются русскими офицерами. Несмотря на одинаковые условия, Жилин и Костылин в разных ситуациях проявляют себя по-разному, что не может остаться незамеченным. Так, например, они оба участвуют в Кавказской войне первой половины 19-го века, оба хотят на время уехать в отпуск повидать свои семьи и оба оказываются на опасной дороге, ведущей прямо в плен к татарам.

Жилин происходит из обедневшей дворянской семьи. У него одна пожилая мать и больше никого. Он привык все делать сам и всего добиваться сам. Костылин, в отличие от него, происходит из зажиточной семьи. По натуре он человек зависимый и слабый. Несмотря на то, что у него есть ружье и он мог спасти их обоих от татар, он не выстрелил, а лишь убежал в кусты. Аналогичное поведение просматривается и во время пребывания обоих героев в плену. Костылин сразу же от страха написал письмо домой под диктовку татар с просьбой о крупном выкупе. Тогда как Жилин не стал писать такого письма, пока их не накормили, не сняли с них кандалы и не дали свежую одежду.

За месяц, который офицеры провели в плену, мало что изменилось. Костылин все также раскисал по любому поводу и надеялся на скорый выкуп от родителей, а Жилин тщательно обдумывал план побега и делал подкоп под сараем. Попутно он помогал местным жителям чинить вещи, которые сломались, подкармливал собаку, хоть и сам не доедал и мастерил глиняные куколки для Дины – маленькой дочери татарина. За этот месяц жители аула его полюбили и зауважали. Одни называли его «джигитом», другие мастером.

Когда настала пора бежать, Жилин, конечно же, взял с собой товарища. Однако Костылин и на этот раз подвел. Он столько ныл по дороге, что ему обувь натерла ноги, что Жилин взвалил его такого грузного и толстого на себя и сам понес. Тогда их заметил татарин, проезжающий по лесу, и вернул пленных обратно. На этот раз их посадили в глубокую яму и ужесточили меры. На помощь пришла Дина – единственный настоящий друг Жилина. Не боясь, что ее накажут, она принесла Жилину длинную палку, с помощью которой он выбрался на волю.

После определенных трудностей, он все же смог добраться до своих и был освобожден, а Костылин так и остался сидеть в яме еще месяц, пока за него не заплатили выкуп. Посредством таких приключений автор сумел отчетливо показать, как складываются судьбы у людей с разными характерами, как смелость и отвага могут помочь в нужный момент, а трусость и малодушие подвести.

В рассказе «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой противопоставляет двух героев – офицеров русской армии Жилина и Костылина, служивших на Кавказе и попавших в плен к горцам (которых в рассказе называют татарами).

Начиная читать рассказ, мы еще не знаем характеров главных героев, а только узнаем их фамилии, но у нас сразу возникает ощущение, что автору больше нравится Жилин, чем Костылин. Жилин, видимо, мужчина «жилистый», крепкий, с твердым характером, а у Костылина характер, скорее всего, как бы «хромает». Мы предполагаем, что Костылин - человек зависимый, нерешительный, нуждающийся в посторонней помощи. Дальнейшие события это подтверждают.

В плен двое офицеров попали по вине Костылина, который должен был прикрывать Жилина, а вместо этого испугался и бросился бежать. Жилин не стал держать злости на своего сослуживца, ругать, проклинать его. Это говорит о его великодушии. В плену они вели себя по-разному. Костылин по требованию горцев сразу написал письмо на родину о том, чтобы за него отдали выкуп. А Жилин намеренно указал на письме неправильный адрес, решив, что обязательно сбежит из плена. Но, кроме хитрости, Жилин проявляет и гордость, и мужество: понимая, что его могут убить, если за него не заплатят, он все равно не боится им об этом сказать («С ними что робеть, то хуже»). И татары его за это уважают. Когда решается вопрос о выкупе, Жилин ведет переговоры, диктует условия, и при этом заботится не только о себе, но и о Костылине.

В отличие от своего приятеля, Жилин не надеется на чудесное спасение и не сидит сложа руки. Он человек деятельный и все время обдумывает, как бы спастись из плена. В этом главное отличие этих двух людей. Один из них деятельный, работящий, верящий в то, что из любого положения можно найти выход, а второй – увалень, лентяй и трус. Глядя на то, как Жилин мастерит кукол или плетет плетенки, хозяйская дочь Дина испытывает к нему симпатию и начинает заботиться о нем. А по ночам Жилин роет подкоп, чтобы спастись.

Когда к побегу все готово, Жилин берет товарища с собой, он хочет спасти и его. Тот отказывается, робеет, но Жилин все же уговаривает его бежать. Побег оказался неудачным, опять же из-за Костылина. Неуклюжий, плаксивый, он натер себе ноги сапогами. Речь идет о спасении жизни, а ему идти некомфортно! Несмотря на то, что Костылин был грузным, Жилин взвалил его на плечи и долго нес. Не мог он товарища в беде оставить.

Их поймали, надели на ноги колодки и посадили в глубокую яму. Казалось бы, спасения нет. Но благодаря Дине, Жилину все же удалось сбежать. А Костылин в этот раз бежать отказался, он смирился со своей судьбой, да и состояние ему не позволяло. Вот так и бывает: тот, кто ставит перед собой цель, верит в нее и делает все, чтобы ее достигнуть, тот побеждает. А тот, у кого воли нет, кто духом слаб, того и силы оставляют.

Жилин сумел прижиться во враждебной обстановке, и это помогло ему выбраться из плена. Другого человека такой случай выбил бы из колеи, заставил бы уехать домой, но Жилин не так5ов. Он остался служить на Кавказе. А за Костылина через месяц дали выкуп, и он был отпущен еле живой. Что с ним было дальше, Толстой не сказал. Наверное, не посчитал нужным даже упоминать о судьбе этого никудышного человека.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока :

  1. Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;
  2. развивать навыки сопоставительной характеристики героев;
  3. продолжить работу над развитием речи учащихся;
  4. воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Рассказ «Кавказский пленник был написан Л.Н. Толстым в 1872году. Толстой очень любил этот рассказ, считал его одним из лучших.В рассказе два героя, но рассказ назван «Кавказский пленник», а не «пленники». Так автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным.

Фамилии героев находятся как бы в паре, даже рифмуются. Что они означают?

II. Реализация индивидуального домашнего задания: итоги исследовательской работы со словарем.

Учащийся, выполнявший индивидуальное домашнее задание, сообщает:

Жила – прочное основание мышц, отсюда слово «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке. Костыль – палка для хромых, безногих. Костылина фамилия характеризует как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре героя.

III. Постановка цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы с вами будем вести речь об этих героях Тема урока: «Жилин и Костылин: разные судьбы». СЛАЙД №2.

Оба героя - офицеры, попали в плен к татарам, оба вернулись из плена. Можно ли говорить о том, что у них разные судьбы?

(Высказывания учащихся).

Для того, чтобы аргументировано ответить на поставленный вопрос, мы должны с вами на материале рассказа сравнить двух героев, выяснить какими чертами характера они обладают, как каждый из них ведет себя в различных ситуациях.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Л. Н. Толстого: «Человек сам отвечает за свою судьбу».

А каждый из вас должен решить сегодня для себя еще одну задачу: зависит ли судьба человека от его поступков?

IV. Проверка домашнего задания : СЛАЙД №3

Знакомство Жилина с Костылиным.

    1. Как познакомились Жилин и Костылин? (сжатый перерсказ)
    2. Найдите в тексте описание внешности героев (работа с текстом).
    3. Почему они решили ехать вместе впереди обоза? (выборочный пересказ).

V. Работа с текстом. Составление плана сравнительной характеристики.

Аналитический пересказ и чтение по ролям эпизодов, работа в группах.

1. Группа №1. Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?

Группа №2.

Сцена выкупа. Как ведут себя Жилин и Костылин?

Группа №3.

Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и Костылин.

Беседа по итогам групповой работы.

Запись в тетради основных кратких выводов. СЛАЙДЫ № 4, 5, 6.

2. Первый побег (чтение по ролям)

Вывод. Слайд №7

  1. Знает дорогу, ведет за собой товарища.
  2. Помогает Костылину. «Бросать товарища не годится».

Костылин

  1. Постоянно жалуется на боль, усталость, говорит, что не может идти дальше.
  2. Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли).

Второй побег - результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина.(аналитический пересказ)

Жилин. Слайд №8

  1. постоянно думает о вольном житье;
  2. уговаривает Дину помочь ему;
  3. шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил;
  4. не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам

Костылин

  1. отказывается от побега
  2. не может превозмочь свою боль
  3. прекращает бороться: «Уже мне, видно, отсюда не выйти».

VI. Выводы по уроку.

Почему так по-разному сложились судьбы героев? СЛАЙД № 9.

  1. Разница в характерах в сцене нападения татар;
  2. «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене выкупа;
  3. Активная жизнь Жилина и Костылина в плену;
  4. Физическая и духовная слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина во время первого побега;
  5. Побег Жилина- результат жизнестойкости и жизнелюбия героя;
  6. Человек (по Л.Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу.

Учащиеся приходят к выводу, что Л.Н. Толстой в своем рассказе о войне показал, что жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам.

Костылин и в плену, и при побеге оказался не соратником Жилина, а обузой. Еще до плена можно догадаться, что ведут себя герои по- разному. В одних и тех же условиях один герой проявляет стойкость, мужество, волю, находчивость, активно борется, а другой только страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит усталость, боль, бездействует.

Подобный тип поведения можно наблюдать и в нашей жизни, от этого зависит судьба человека. Наша судьба в наших руках.

VII. Рефлексия

  1. Попробуйте выразить свое отношение к героям повести при помощи синквейна (слайд №10)
  2. Выберите смайлик, который отражает ваше настроение в конце урока.

Д/з: подготовить сравнительную характеристику героев

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса