Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Открытие высших женских курсов год. Бестужевские высшие женские курсы

Одними из первых в 1869 по инициативе российского педагога И. И. Паульсона были открыты Аларчинские высшие женские курсы в Петербурге и Лубянские - в Москве. В 1872 были также основаны Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге. С 1878 в Петербурге действовало Общество для доставления средств высшим женским курсам, во многих российских городах с 1899 были открыты отделения Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию. В 1878 в Петербурге были основаны Высшие женские курсы с тремя отделениями: словесно-историческим, физико-математическим (естественным) и специально математическим. Их учредителем и первым директором стал профессор русской истории Санкт-Петербургского университета К. Н. Бестужев-Рюмин , племянник декабриста М. П. Бестужева-Рюмина (курсы получили название от его имени).

За открытие таких курсов и распространение высшего женского образования в России боролись передовые женщины того времени - А. П. Философова , Н. В. Стасова , М. В. Трубникова . Содействовали учреждению курсов также профессора Военно-Медицинской Академии, Академии наук и особенно Санкт-петербургского университета . Руководство педагогической частью на курсах осуществлял Совет, председателем которого в 1882 был назначен профессор ботаники, ректор Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетов .

В 1872 в Москве открылись женские историко-филологические курсы историка В. И. Герье с изучением четырех основных наук: политическая история, литература, история искусства и естествознание. В 1879 в Киеве были открыты курсы с двухгодичным, а с 1881 - трехгодичным курсом обучения на физико-математическом и словесно-историческом отделениях. В 1879 по университетской программе были реорганизованы курсы в Казани. Активное участие курсисток в революционных и студенческих движениях спровоцировало издание правительственного указа 1886 о запрещении приема на все высшие женские курсы, и большинство из них было закрыто.

Но уже в 1896 в Петербурге П. Ф. Лесгафтом были организованы Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. В 1900 восстановлены курсы В. И. Герье. В 1905-1910 гг. были восстановлены высшие женские курсы в Киеве, были открыты Одессе, Казани, Харькове, Тифлисе, Новочеркасске, Варшаве, Томске. Параллельно создавались частные курсы по программам одного или двух университетских факультетов, например, историко-литературные и юридические курсы Н. П. Раева, юридические Е. И. Песковской в Петербурге, юридические и историко-филологические В.А. Полторацкой в Москве и другие. Открывались курсы институтского типа: в 1904 - Стебутовские сельскохозяйственные курсы, в 1906 - Женские политехнические курсы. В 1915 они были преобразованы соответственно в Сельскохозяйственный и Политехнический женские институты.
Несмотря на высокий уровень образования, права выпускниц были ограничены, им не присваивалось никакого звания. Лишь в 1911 законом «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительниц» те высшие женские курсы, программы которых могли быть признаны равными университетским, получили статус вузов. В 1912 на курсах, находившихся в ведении Министерства народного просвещения, обучалось около 25 тысяч слушательниц, из них почти 15 тысяч в Москве и Петербурге. После 1917 высшие женские курсы вошли стали частью единой системы высшего образования.

Среди выпускниц Бестужевских курсов - актрисы Е. И. Тиме и О. Г. Клементьева, которые преподавали в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, популярные детские писательницы Е. М. Прилежаева-Барская и Т. Д. Руссес, О. А. Добиаш-Рождественская - первая в России женщина, получившая докторскую степень по истории, первая русская женщина-астроном С. В. Романская, автор первого в России учебника библиотечного дела Е. В. Балабанова.

Получив образование в институтах и гимназиях, девушки хотели учиться дальше. Это стремление вполне определенно проявилось еще в начале 1860-х годов, когда в университетских аудиториях появились вольнослушательницы. Но вскоре допуск их к высшему образованию был прекращен. Победили те, кто считал, что высшее образование для женщин не только необязательно, но и вредно. Однако женщины не намерены были сдаваться. Ведь только образование могло дать им верный кусок хлеба, независимость и возможность принимать участие в общественной жизни.

Женщины требовали себе права на высшее образование, общественность и ученые поддерживали их стремление.
Однако министерство не могло решить этого вопроса одним указом о допуске девушек со средним образованием в высшие учебные заведения, ибо программы женских школ были по уровню ниже программ мужских гимназий, готовивших абитуриентов в институты.

Благодаря стараниям и инициативе частных лиц с 90-х годов прошлого века в Петербурге стали открываться частные гимназии, в программы которых включались предметы, преподававшиеся в мужских гимназиях, и куда приглашались достойные учителя.
Особо авторитетными в столице считались гимназия М. А. Лохвицкой-Скалой, смешанная гимназия Радовицкой-Тимофеевой, гимназия кн. Оболенской, а также гимназии М. Н. Хитрово, Э. П. Шаффе, М. С. Михельсон, особенно славилась гимназия М. Н. Стоюнина. Девочек, которые стремились к знанию языков, привлекали всем известные Петришуле и Анненшуле, а также Реформатская школа с прекрасным составом педагогов.

Желающие продолжать образование, уезжали за границу, хотя это было совсем не просто. Иногда, чтобы уехать, приходилось вступать в фиктивный брак, чтобы таким образом получить необходимое на выезд разрешение.
Общественное движение в защиту женского образования подвинуло правительство к тому, чтобы разрешить учреждать в стране высшие учебные заведения для женщин.

1870-е годы ознаменовались открытием Высших женских курсов сначала в Москве, а затем в Казани, Киеве. Петербурге и других городах.

Судьба Бестужевских курсов с тремя отделениями: словесно-историческим, физико-математическим (естественным) и математическим была сложной. Основанные в 20 сентября (2 октября) 1878 году, они долго юридически не приравнивались к университету, несмотря на то, что их профессора были те же и программы ничем не отличались от университетских.
Из сочувствия к курсисткам некоторые профессора читали лекции безвозмездно, среди них Сеченов, Бекетов, Лесгафт, сам Бестужев-Рюмин, возглавивший курсы. Преподавали также профессора Петербургского университета А.М.Бутлеров, А.Н.Веселовский, Н.И.Кареев, Д.И.Менделеев, Е.В.Тарле и другие. Обучение велось по традиционной курсовой системе с обязательной сдачей переводных экзаменов в конце учебного года.

Бестужев-Рюмин

На курсы принимались лица, не моложе же 21 года, представившие аттестат об окончании учебного заведения в объеме 8-ми классов женской гимназии, справки о политической благонадежности и согласии родителей или опекунов (чтобы это преодолеть, некоторым опять приходилось прибегать к фиктивным браком).
Плата составляла: 50 р. в год для слушательницы и 5 р. за предмет для вольнослушательницы. Это были немалые суммы для того времени. что обусловило учреждение в 1878 году "Общества для доставления средств Санкт-Петербургским женским высшим курсам".

Высшее образование давалось многим слушательницам ценой больших жертв: экономия в жилье и еде, поиск дополнительного заработка. Но это не останавливало, не пугало и то, что после 4-х летнего обучения на курсах они никакими особыми правами не пользовались. Число женщин, желающих получить высшее образование, росло.

Министерство упорствовало, а в ответ на слишком активные выступления курсисток, принимавшие уже политический характер, прием на курсы был прекращен. Но после трехлетнего перерыва приема выяснилось, что стремящиеся к высшему образованию женщины хлынули за границу, в университеты Парижа, Цюриха и других городов. В верхах поднялась тревога: талантливые умы покидали Россию. Более того, возвращаясь на родину, они привозили из Европы вольнолюбивые идеи.

Министерство было вынуждено уступить и признать наконец Бестужевские курсы высшим учебным заведением с объемом образования, равным университету.Число уезжающих за границу сразу снизилось, а среди слушательниц появились даже иностранки, в 1901 году их было уже двадцать пять.
При открытии курсов на них поступило 468 постояннослушательниц и 346 вольнослушательниц, а к сентябрю 1881 года на них состояло уже 938 постояннослушательниц и 42 вольнослушательницы. К 1912 году число слушательниц достигает почти 6000 человек, из них 39 иностранок.

Плохих отметок у курсисток не бывало. Экзамены были строгие, требования большие. На экзаменах по математике, вспоминает курсистка Т. Клочко, давались две задачи и 2 теоретических вопроса, изложение которых иногда занимало добрых 4 страницы большого формата. Слушательниц, которые шли на экзамен неподготовленными, называли «авоськами». Они не имели авторитета и на курсах долго не задерживались.

Экзаменационная книжка "бестужевки" Р.В.Григорьевой (р.Архангельской),
слушательницы физико-математического факультета курсов

Большое значение в жизни курсисток играли общественные организации: землячества, товарищеская касса взаимопомощи, бюро труда, товарищеская курсовая столовая, читальня, научные общества и кружки, работу которых обеспечивали сами курсистки. Объединял работу этих организаций совет старост, который избирался на общей сходке в начале учебного года. Совет старост был упразднен в 1911 г. по требованию правительства.
Но на курсах был создан (нелегально) Центральный орган (ЦО), который руководил всеми сферами общественной жизни курсов. Работа курсов была бы невозможна без Общества доставления средств Высших женских курсов и его Комитета. Члены Общества были прогрессивные люди России, их трудами создана материальная база курсов. Им же удалось отстоять курсы в тяжелые времена.

Лекции по физике

В первый состав Комитета входила С.В. Ковалевская. Она оставалась почетным членом Общества до самой своей смерти в 1891 г. Проживая в Швеции, она интересовалась делами курсов, навещала их во время приездов в Петербург. В 1890 г. Во время своего последнего приезда она присутствовала на экзамене на физико-математическом отделении и осталась очень довольной подготовкой курсисток.

После Бестужевских курсов для женщин стали открываться двери и в другие заведения.
Уже в 1897 году был открыт первый в России Женский медицинский институт близ Петропавловской больницы.

В 1903 г. — педагогические курсы в Петербурге преобразовались в Женский педагогический институт;

в 1906 г. женщины стали допускаться вольнослушательницами в университеты. В 1905 году - Высшие женские политехнические курсы, программы которых были приравнены к программам технических вузов.

Одних высших курсов в городе насчитывалось в 1913 году одиннадцать, не считая самых престижных -- Бестужевских. «Спутник гимназистки» на 1909-1910 учебные годы дает сведения уже о 127 высших женских учебных заведениях, в которых девушки могли продолжать образование.


Расширились и права окончивших Высшие женские курсы: с 1904 года им разрешили преподавать в старших классах женских гимназий, а с 1906 года -и мужских. И наконец, с переходом с курсовой системы на предметную 30 мая 1910 г. Государственный Совет приравнял свидетельства об окончании ВЖК к выпускным свидетельствам университета.

В 1906 году на Бестужевских курсах открылся юридический факультет. Профессор Михаил Яковлевич Пергамент был бессменным деканом Юридического факультета Высших (Бестужевских) Женских курсов в Петербурге. В течение всех 13 лет своего существования юридический факультет был предметом его повседневной заботы, он привлек к преподаванию лучшие научные силы Петербурга. Его трудами был организован юридический кабинет, заботливо подобранные фонды которого облегчали научную работу слушательниц юридического факультета. Немалая доля его труда была и в создании при курсах государственных испытательных комиссий по всем трем факультетам, приравнявшим дипломы курсов к университетским.

Той же осенью 1906 года ввели должность инспектрис для наблюдения за поведением курсисток во внеучебное время.

Записочка от помощника инспектрисы Курсов Юлии Николаевны Вощининой, адресованная помощнику библиотекаря Лидии Ивановне Вороновой, была написана для того, чтобы две вышеупомянутые госпожи, - а теперь полноправные бестужевки, - могли получить необходимые для учебы книги. Записка написана на
заказной бумаге, видимо, специально предназначавшейся для подобной неофициальной внутренней переписки, с полупрозрачным вензелем в центре: С П В Ж К, т.е. Санкт-Петербургские Высшие женские курсы

Большим успехом было решение Городского управления о строительстве нового специального здания для Бестужевских курсов. Оно было возведено в 1910 году на 10-й линии Васильевского острова. Строительство здания обошлось в 216895 рублей. Из этой суммы общественные пожертвования составили 90000 рублей.


На Высших женских курсах училось много девушек, приехавших в столицу со всех концов Российской империи. Общество для доставления средств всегда старалось помочь им в подыскании недорогого и удобного жилья, даже снимало квартиры. К середине 1890-х гг. появилась возможность построить собственное общежитие на участке, прилегающем к зданию курсов: «Дом… соединен внутренними ходами с домом курсов. В 3-х этажах его находятся 3 зала, 58 комнат для слушательниц и квартира инспектрисы. Все комнаты его светлые и высокие; система отопления и вентиляция принята, по указанию специалистов, усовершенствованного типа; устроена канализация для отвода нечистот; двор асфальтирован; введено электрическое освещение. Стоимость постройки равняется 115 600 руб.».

Общежитие


Общежитие было платным: стоимость проживания в течение одного учебного года (10 месяцев) составляла 300 руб.Рядом с общежитием функционировала и курсовая столовая. Живущие в общежитии получали в ней завтрак из двух блюд (в 12 часов - во время большой перемены) и обед - из трех блюд (после окончания занятий). Меню составлялось вперед на 10 дней и по возможности разнообразилось, приближаясь к режиму семей «среднего достатка». Кроме того, обед в столовой могли получать все желающие слушательницы, в том числе и не живущие в общежитии.

Столовая

Цена за обед устанавливалась очень скромная: в первый год существования столовой обед обходился слушательницам в 30 копеек; в следующем году цена была снижена до 25, а затем и до 16 копеек.
Общество для доставления средств с первых лет существования поставило целью организовать на курсах полноценную фундаментальную библиотеку, способную обеспечить не только учебный процесс, но и научную работу слушательниц.

Библиотека


Особую гордость курсов составляла химическая лаборатория, организованная в здании на 10-й линии Васильевского Острова по проекту и чертежам профессора А. М. Бутлерова (средства на оборудование были пожертвованы О. Н. Рукавишниковой). Помещение лаборатории - 245 кв. м. и 5 м. в высоту - полностью соответствовало своему назначению. На первом этаже была устроена лаборатория количественного анализа на 22 места, кабинет-лаборатория профессора и отдельная комната со шкафами химической аппаратуры. Винтовая лестница соединяла это помещение со вторым этажом, где в большом зале с отличными вытяжными шкафами и в препараторской комнате располагалась лаборатория качественного анализа.

Лаборатория

В 1895 г. было принято решение о постройке на курсах собственной обсерватории, и уже через год, в 1896 г., состоялось ее открытие, а в 1900 г. была построена и новая башня.

Над внутренней лестницей на крыше здания курсов «была возведена круглая кирпичная башня высотою около трех сажен, с железным балконом, предназначенным для наблюдений простым глазом, и небольшою зрительной трубой. Внутренность башни разделена на две части: нижняя представляла собой небольшую комнатку с окном, верхняя была приспособлена для установки инструмента».


Обсерватория


На первое время необходимое оборудование и приборы для наблюдений Бестужевским курсам были пожертвованы Академией Наук, Университетом и Пулковской обсерваторией.

В 1910 г. астрономическая обсерватория Бестужевских курсов получила международное признание: результаты наблюдений стали учитываться центральным астрономическим бюро в Киле.
До конца существования курсов астрономия оставалась одной из самых популярных специальностей физико-математического отделения; здесь работали замечательные ученые: профессора А. А. Иванов и А. А. Белопольский. Многие из их учениц, выпускниц, стали профессиональными астрономами; некоторые из них остались преподавать на курсах (и впоследствии - в университете), другие были приняты сотрудниками в Пулковскую обсерваторию.

Допуск бестужевок к сдаче магистерских экзаменов дал им право читать специальные курсы в университете. Ряды ученых стали пополняться именами бестужевок разных выпусков. Среди них член-корреспондент (историк) О. А. Добиаш-Рождественская; академик (математик) П. Я. Полубаринова-Кочина, кончавшая уже Петроградский университет, с которым курсы слились в 1919 году; профессор (математик) В. И. Шифф; ассистент (химик) на Высших женских политехнических политехнических курсах Н.П. Вревская, преподаватели (историки), сдавшие магистерские экзамены, С.В.Меликова-Толстая и О.К.Недзведская-Самарина.
Из воспоминаний выпускницы Бестужевских курсов Н.А.Никольской
Не было на физико-математическом факультете слушательницы, которая не знала бы Веру Иосифовну Шифф. Вера Иосифовна поступила на Бестужевские курсы в 1878 году и окончила специальное математическое отделение. Ее работа по математике была отмечена Советом профессоров, как особо выдающаяся


После окончания курсов Вера Иосифовна уехала за границу на год, потому что только там можно было женщине получить ученую степень, а по возвращении была приглашена на Высшие женские курсы для руководства практическими занятиями по математике. Первые годы В.И.Шифф руководила только практическими занятиями, а позднее читала и самостоятельные лекции по ряду математических дисциплин. Хорошо известны ее прекрасные задачники по дифференциальному и интегральному исчислениям и по аналитической геометрии.


За сорок лет существования курсы дали высшее образование тысячам женщин, которые потом работали в сельских школах, библиотеках, читальнях и т.д. Среди них были видные деятели революционного движения (Н.К.Крупская, А.И и О.И. Ульяновы, К.Н. Самойлова, Л.А. Фотиева и др.), писательницы, артистки, преподаватели высших учебных заведений, ученые.

В Петербурге организовалось и множество других курсов: общеобразовательных, историко-литературных, педагогических, архитектурных, строительных.

Двери к образованию открылись, но они были платными, а права выпускниц все равно были ограничены. К тому же многим приходилось долгие годы работать в земских школах или больницах, давать частные уроки, чтобы накопить денег на дорогу и первое время самостоятельной жизни.

Отказав женщинам в получении высшего образования в государственных университетах, и столкнувшись с сильным женским противодействием этому решению – правительство было вынуждено не препятствовать общественной инициативе в виде Высших женских курсов. Они открывались в крупных городах как частные учреждения под ответственность научного деятеля, пользующегося доверием правительства. Первые такие курсы появились в Москве, благодаря профессору В.И. Герье (1872), а через несколько лет – в Санкт-Петербурге под патронажем профессора К.Н. Бестужева-Рюмина (1878).

В 1861 г. В.И. Герье был ещё слишком молод, чтобы принимать участие в историческом заседании Совета Московского университета, обсуждавшем вопрос о женском образовании. Но он уже имел опыт приёма экзаменов у выпускниц женских гимназий, стремящихся работать домашними учительницами, и представлял себе потребность и запрос общества.

Главную цель В.И. Герье видел НЕ В ПРИОБРЕТЕНИИ ЖЕНЩИНАМИ ПРОФЕССИИ, А В ИХ ПРОСВЕЩЕНИИ, ведь женщина – «почётный член общества, МАТЬ И ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА ГРАЖДАН».

«Мы предлагаем КУРСЫ НЕ ФАКУЛЬТЕТСКИЕ, НО курсы предметов ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ», – сказал 1 ноября 1872 г. на открытии курсов С.М. Соловьёв . Можно заметить только, что ректор Московского университета не изменил свой взгляд на женское образование – ведь десять лет назад, в 1861 г., он ПРОГОЛОСОВАЛ ПРОТИВ. Интересно отметить, что курсам было отдано здание Первой мужской градской гимназии, которую, в своё время, окончили сам С.М. Соловьёв, М.П. Погодин , Н.В. Бугаев , Н.А. Умов , В.П. Сербский и другие выдающиеся умы.

В связи с данной установкой в первоначальном составе лекторов преобладали гуманитарии: А.Н. Веселовский , П.Г. Виноградов , В.О. Ключевский , С.М. Соловьёв , Н.И. Стороженко , Н.С. Тихонравов , Л.М. Лопатин .

В 1905 г. В.И. Герье на посту директора курсов сменил С.А. Чаплыгин . В 1906 г. был открыт медицинский факультет. А с 1915/1916 уч.г. Московские высшие женские курсы ПОЛУЧИЛИ ПРАВО ПРОВОДИТЬ ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ И ВЫДАВАТЬ ДИПЛОМЫ О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ.

В сентябре 1918 г. решением Совета Народных Комиссаров РСФСР курсы Герье были преобразованы в смешанное учебное заведение, получившее название 2-й МГУ.

История сохранила имена некоторых выпускниц Московских женских курсов – не в последнюю очередь, благодаря славе их мужей. Муза писателя И.А. Бунина – Вера Муромцева, Белла Розенфельд – художника М. Шагала. Правило сработало и в обратную сторону. Сын первой выпускницы курсов Елизаветы Дурново-Эфрон Сергей Эфрон стал мужем знаменитой поэтессы Марины Цветаевой, дочери И.В. Цветаева , основателя Музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина .

Поэтическим даром была наделена Мариэтта Шагинян, математическим – Ольга Цубербиллер, преподававшая много лет в Институте тонких химических технологий им. М.В.Ломоносова. На кафедре геологии Московского университета под руководством А.П. Павлова (кроме его жены) работала Вера Варсанофьева.

Для многих научных работников их жёны становились не только квалифицированными помощницами, но и превращались в самостоятельных успешных исследователей: пример тому, М.В. Павлова – выпускница Киевского института благородных девиц.


Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы открылись 20 сентября 1878 г. в здании Александровской гимназии. Профессорско-преподавательский состав был просто блестящим. Женщинам читали лекции Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов , Вл. Соловьёв, А.Н. Бутлеров, О.Ф. Миллер, И.А. Бодуэн-де-Куртенэ, А.Е. Ферсман, А.Е. Фаворский, А.Н. Бекетов (бывший фактическим руководителем курсов). Когда в 1906 г., на курсах в Москве был открыт медицинский факультет, в Петербурге – юридический, дававший женщинам право на работу в области статистики.

Первой женщиной, получившей разрешение преподавать на курсах (в то время как С.В. Ковалевской это запретили!), стала выпускница-математик В.И. Шифф. Бестужевские курсы окончила Л.Н. Запольская, читавшая математику на курсах Герье в Москве.

Столичное местоположение наложило отпечаток на функционирование курсов. Население Санкт -Петербурга постоянно участвовало в различных как промонархических, так и антимонархических политических акциях – выступлениях, демонстрациях, кружках. Бестужевки Н.К. Крупская, А.И. Ульянова, Л.А. Фотиева составили в своё время ближайшее окружение В.И. Ленина.

Отметим, что и личность самого К.Н. Бестужева-Рюмина , выпускника юридического факультета Московского университета, не так проста. С одной стороны лояльный профессор истории, согласившийся взять на себя ответственность за создание Высших женских курсов, с другой стороны – племянник декабриста М.П. Бестужева-Рюмина, казнённого за участие в восстании 14 декабря 1825 г.

Поступавшие на Бестужевские курсы сдавали свидетельство об окончании среднего учебного заведения, справку из полиции о политической благонадёжности, разрешение родителей и 50 рублей в год (с 1889 г. – 100) за слушание лекций.

Первый выпуск 1882 г. – 4 человека из 26.

По окончании курсов выдавалось свидетельство, указывавшее какие предметы были сданы по избранному факультету. Оно не давало никаких прав и для устройства на научную работу следовало сдавать государственный экзамен в университете.

Первые женщины добились этого права в 1911 г. – 13 экзаменов за полный курс университета.

В 1913 г. свидетельство об окончании курсов прировняли к университетскому.

Константин Николаевич Бестужев-Рюмин

В 1918 г. Бестужевские женские курсы стали 3-м Петроградским университетом, а в 1919 г. объединились с Петроградским университетом.

В МГУ работали бестужевки-профессора: математик П.Я. Кочина , филолог Е.С. Истрина , историк С.И. Протасова .

Рассеянные по стране, выпускницы Бестужевских курсов, старались не терять связи друг с другом.

Университет активно помогал московским бестужевкам готовиться к празднованию 85-летия (1963) и 90-летия alma mater. Женщины собирали архивный и иллюстративный материал, встречались со студентами и преподавателями в Доме культуры на ул. Герцена, а в феврале 1961 г. в Доме культуры на Ленинских горах была организована тематическая выставка. В 1978 г., к 100-летию курсов, бестужевки направили ректору МГУ А.А. Логунову благодарственное письмо .


Говоря о курсистках, невозможно не вспомнить картину «Курсистка», написанную художником-передвижником Н.А. Ярошенко в 1883 г. Портрет находится в Киевской картинной галерее. Неожиданное заключается в том, что это действительно портрет – раз, и ПОРТРЕТ БЕСТУЖЕВКИ – два.

Анна Константиновна Дитерихс
1859–1927

Сестра генерала А.К. Дитерихса, одного из руководителей Белого движения в Сибири и на Дальнем Востоке.

Слушательница Бестужевских курсов, увлекалась философией.

Писательница – «Один против всех» (1909), «Подвиг. Восточное сказание» (1912), «Из воспоминаний о Л.Н.Толстом» (1926).

Жена В.Г. Черткова, лидера толстовского движения.

«Был я в Петербурге… Один из старинных знакомых затащил меня в мастерскую какого-то молодого художника. Поглядел я, по обыкновению, с каким-то деревянным благоговением на всю эту обстановку мастерской… и вдруг ожил, очувствовался.
Увидел я одну маленькую картинку. Картинка эта ничем особым не замечательна.
Вот она: девушка лет пятнадцати-шестнадцати, гимназистка или юная студентка, бежит “с книжкой под мышкой” на курсы или на уроки. Таких девушек “с книжкой под мышкой”, в пледе и мужской круглой шапочке всякий из нас видел и видит ежедневно. Одни из нас просто определяют это явление: “бегают на курсы”, другие – “что идут против родителей”, иногда “помирают не своею смертью”. И вот художник, выбирая из этой толпы “бегущих с книжками” одну, самую ординарную, обыкновенную фигуру, тонко подмечает и передаёт зрителю самое главное. Чисто женские девичьи черты лица, проникнуты на картине присутствием юношеской светлой мысли.
ВОТ ЭТО-ТО СЛИТИЕ ДЕВИЧЬИХ И ЮНОШЕСКИХ ЧЕРТ В ОДНОМ ЛИЦЕ, В ОДНОЙ ФИГУРЕ, ОСЕНЁННОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛЬЮ, СРАЗУ ОСВЕЩАЛО И ОСМЫСЛИВАЛО И ПЛЕД И КНИЖКУ И ПРЕВРАЩАЛО В НОВЫЙ, НАРОДИВШИЙСЯ, НЕБЫВАЛЫЙ И СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ»

курсы с разрешения правительства были открыты в 1869 (Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве). Одним из этапов борьбы за женский университет была организация в Петербурге в 1870 систематических «Публичных лекций» для мужчин и женщин. Эти лекции получили название «Владимирских курсов» (по имени Владимирского училища, где они помещались). За деятельностью Высшие женские курсы был установлен надзор.

В 1872 были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и Высшие женские курсы профессора Московского университета В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 в Казани и в 1878 в Киеве Высшие женские курсы имели по 2 факультета: физико-математический и историко-филологический. В 1878 в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с учёным и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские Высшие женские курсы (названы по имени профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, который был их официальным учредителем и возглавлял курсы в 1878-82).

После подавления революционно-демократического движения 70-х гг. царское правительство в 1881 решило закрыть Высшие женские курсы В 1886 по распоряжению министерства народного просвещения приём на Высшие женские курсы был прекращён. Возрождение Высшие женские курсы связано с революционным движением конца 19 - начала 20 вв. В Петербурге и в Москве были восстановлены некоторые Высшие женские курсы , стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В течение 1905-16 Высшие женские курсы были созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тбилиси, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и в младших классах мужских средних школ. Высшие женские курсы сыграли значительную роль в развитии женского образования в России, особенно курсы Герье и Бестужевские курсы. Бестужевские курсы были по существу первым женским университетом в России.

На Высшие женские курсы учились многие деятельницы революционного движения, например на Бестужевских курсах - Н. К. Крупская, А. И. Елизарова-Ульянова, П. Ф. Кудели, К. Н. Самойлова, Л. А. Фотиева, один из организаторов Болгарской компартии Н. Благоева и др. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках.

После Великой Октябрьской социалистической революции Высшие женские курсы как особый тип вуза перестали существовать.

Лит.: Лихачева Е., Материалы для истории женского образования в России, [кн.] 2, СПБ, 1893; Некрасова Е., Из прошлого женских курсов, М., 1886; Высшие женские курсы в С.-Петербурге. Краткая историческая записка 1878-1903 гг., 3 изд., (СПБ], 1903; Мижуев П. Г., Женский вопрос и женское движение, СПБ, 1906; Кудрявцева А. А. и Цветаева Е. М., Высшие женские Голицынские сельскохозяйственные курсы, «Вестник высшей школы», 1958, № 10; Боброва Л. А., «Высшие женские курсы профессора Герье» в Москве (1872-1888), в кн.: Труды Московского историко-архивного института, т. 16, М., 1961.

Статья про слово "Высшие женские курсы " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 3138 раз

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса