Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Синтаксис, как раздел языкознания. Синтаксис: наука о языке, что она изучает, основные понятия

1. Синтаксис как раздел науки о языке.

Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает законы и правила построения осмысленных высказываний, законы построения связной речи.

Ученые: Ломоносов, Востоков, Овсяннико-Куликовский, Потебня, Фортунатов, Буслаев, Пешковский, Шахматов. Современные: Салганик, Валгина, Розенталь, Лекант, Сиротинина, Золотова, Ильенко

Задачи синтаксиса:

1) изучение связей и отношений слов в различных их комбинациях, образующих осмысленные высказывания;

2) изучение предложений в их структурной целостности и качественном своеобразии.

Разделы синтаксиса:

1) синтаксис словосочетания; 2) синтаксис простого предложения; 3) синтаксис осложненного предложения; 4) синтаксис сложного предложения;5) синтаксис текста.

Предложение изучается синтаксисом в 4-х основных аспектах:

1) с точки зрения своей сущности как особой единицы языка, отличной от звука, слова, морфемы, словосочетания, т.е. предложение изучается в его структурной цельнооформленности и семантическом

своеобразии; 2) с точки зрения своего внутреннего устройства, т.е. выявляются синтаксические связи и отношения, реализованные в предложении, а также исчисляются минимальные парные соединения слов, называемые словосочетанием; 3) с точки зрения систематизаций, т.е. выясняется, в какие классификационные разряды входит предложение; 4) с точки зрения тех преобразований, которым подвергается предложение в меняющихся условиях общения, например, преобразования по актуальному членению.

Основные понятия синтаксиса

Синтаксическими единицами являются словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, текст.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова.

Например, в предложении К дому Ивановы подъехали на новенькой машине 7 слов на 5 словоформ, т.к. предлог является элементом формы слова и входит в состав членов предложения.

В составе словосочетания или предложения словоформа выступает в синтаксической функции и является структурно-смысловым компонентом

синтаксической единицы – синтаксемы.

Синтаксема - (морфологическая форма слова иногда со служебным словом) – единица, обладающая определенной синтаксической семантикой.

Например, в саду, у реки – семантика местоположения; до неузнаваемости, до изнеможения – значение степени и следствия.

Синтаксические связи и отношения

Синтаксические связи и отношения между элементами синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений.

Синтаксическая связь есть выражение взаимосвязи элементов в синтаксических единствах. Основные виды синтаксической связи – это сочинение и подчинение.

При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты, при подчинении – синтаксически неравноправные: один выступает как главный, другой – как зависимый.

Сочинительной связью соединяются однородные члены и части сложносочиненных предложений, подчинительной – словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчиненных

предложений.

Сочинительная связь бывает открытой , т.е. объединяет различное число компонентов, например, Сергея, Вани и Коли не было сегодня в школе (можно еще добавить Вити ), и закрытой , т.е. объединяет только два компонента, находящиеся между собой в от отношениях противопоставления или соединения, но не простого перечисления, например Мне было скучно, и я пошел погулять .

Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения характерны для грамматической основы предложения – подлежащего и сказуемого.

Непредикативные отношения в свою очередь делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные, объектные и обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами словосочетаний и предложений, как простых, так и сложных.

5. Понятие о свободных и связанных словосочетаниях. Стилистически маркированные словосочетания.

Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные . Свободные состоят из 2х слов, которые являются разными членами предложения и выполняют разные синтаксические функции, разлагаются на составляющие их части. нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью;

Связанные состоят из 2х слов, которые являются либо фразеологически, либо синтаксически неразложимыми, компоненты выполняют функцию одного члена предложения. два студента, несколько книг, бил баклуши, экзамен повышенной сложности

Стилистически маркированные словосочетания -

Клей обойный, сельдь атлантическая, зачетная книжка.

7. Виды простого предложения (предложения реальной и ирреальной модальности; утвердительные и отрицательные; по типу высказывания; распространенные и нераспространенные; простые и сложные предложения).

В зависимости от положенного в основу классификации признака различаются предложения:

    В зависимости от количества предикативных единиц

Простые - состоящие из одной предикативной единицы (членимые, имеющие второстепенные члены, не членимые, не имеющие второстепенных членов)

Сложные - состоящие из двух или более предикативных единиц (двукомпонентные и многокомпонентные)

    По соотнесенности предмета мысли и его признака

Утвердительные – наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности

Отрицательные – отрицающие наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности. В общеотрицательные предложениях отрицается сказуемое (с помощью частиц НЕ и НИ или с помощью интонации – Где вам торговаться! Ни слова больше я тебе не скажу . НО НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОТРИЦАНИЕМ! Предложения с повторяющейся частицей НЕ в составном глагольном сказуемом: Широта его взглядов не могла не удивлять . – усиленное утверждение. Вопросительные или восклицательные предложения со значением обобщенного утверждения: Кто не проклинал станционных смотрителей?). В частноотрицательных предложениях отрицается какой-либо второстепенный член предложения: Законы пишу не я . Контекстуальные случаи – структурно предложения отрицательные, но семантически утвердительные: Увы, - он счастия не ищет и не от счастия бежит!

3.По типу отношения у объективной реальности

Предложения с выделением реальной модальности – утверждение о существовании факта в настоящем, прошлом, будущем (Я прямо перейду к тому, что мне еще осталось досказать ).

Предложения ирреальной модальности – выражают оттенки субъективных значений – предположение, сомнение, уверенность, возможность, невозможность, приказ. Выражаются сослагательным и повелительным наклонением (Пойдемте ко мне, Павел Романович, - сказала я своим самым хрустальным тоном ).

4. По цели высказывания:

Повествовательные – предложения содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение: Вышел хозяин.

- Вопросительные – заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему: Далеко и вы живете? Бывают местоименные (содержат местоимение или начериче)и неместоименные (не содержат). Выделяют: собственно-вопросительные, вопросительно-утвердительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно побудительные, вопросительно-риторические.

- Побудительные предложения выражают желание заставить действовать других людей: Воротить, воротить его!

5. Восклицательные и невосклицательные

Восклицательные – предложения, в которых содержание сопровождается выражением чувств говорящего. Восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания.

Невосклицательные – не содержат.

6. Распространенные и нераспространенные

Распространенные – содержат второстепенные члены

Нераспространенные – не содержат

7. Полные и неполные

Полные – содержат все необходимые члены данной структуры предложения

Неполные – не содержат

8. Двусоставные и односоставные

Двусоставные - подлежащее + сказуемое

Односоставные–один главный член

Речь – главное средство в общении людей. Она близка к сознанию и мышлению человека. Свои мысли мы выражаем в словах и предложениях, используя язык, которому нас научили родители в далёком детстве. Язык играет важную роль и в дальнейшей жизни человека. Благодаря ему в словосочетаниях и словах закрепляются все знания, получаемые в процессе жизни, так как мы не перестаём излагать их, руководствуясь своим мнением или отношением в беседах на работе или в дружной компании. «Синтаксис» в данном случае выступает основным помощником в построении русской речи, помогая правильно формировать словосочетания.

Синтаксис как раздел науки о языке

Раздел языкознания, который носит название «синтаксис» основан на изучении словосочетаний и предложений как в русском языке, так и в области литературы.

Синтаксис изучает синтаксический строй поставленной речи и языка , т. е. предложения, словосочетания, их построение, способы включения словосочетаний в состав предложения, закрепление построений в тексте, а также объединение и формирование слов в сложных предложениях и т. п. О том, что изучает синтаксис и его определение более точно описано в википедии.

Синтаксис. Википедия. Определение

Си́нтаксис (в переводе с древнегреческого языка «σύν-ταξις» – «составление») – это раздел лингвистики, изучающий построение и функциональное взаимодействие разных частей речи в текстовых предложениях, коротких словосочетаниях и прочих единицах языковой речи . В грамматике считается составной частью. Исследуемые разного рода вопросы синтаксического характера затрагивают область изучения такой науки, как морфология .

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий предложение и словосочетание, основными подразделами которого являются синтаксис предложения и словосочетания.

Словосочетание – это единица синтаксиса, представляющая собой сочетание двух или более двух самостоятельных слов, которые связаны друг с другом грамматически и по смыслу. В состав словосочетания входят главное слово и зависимые слова.

Предложение – основная единица синтаксиса и языка; одно или несколько слов, в которых заключаются вопрос, сообщение или побуждение (совет, просьба, приказ) ; характеризуется смысловой законченностью (т. е. представляет высказывание) и интонацией; включает в себя грамматическую основу, в состав которой входят главные члены, а именно подлежащее и сказуемое, или один из них.

Разделы синтаксиса

  • синтаксис словосочетания;
  • синтаксис простого предложения;
  • синтаксис сложного предложения;
  • синтаксис текста.

Существует разница между предложением и словосочетанием, которую необходимо определять и не смешивать эти единицы в одно целое, так как они разного уровня, несмотря на то, что наличие необходимости их изучения одной лингвистической дисциплиной воссоединяет их. Это необходимо для создания различных синтаксических конструкций (т. е. изначально происходит соединение слов в словосочетаниях, а затем уже из словосочетаний складываются предложения).

Предложение в данном случае выступает более сильной и усовершенствованной синтаксической конструкцией. Оно организовано иначе: в отличие от словосочетания содержит грамматическую основу. Простые предложения состоят из одной грамматической основы, а более сложные из нескольких.

Отличительные примеры:

  • «лежать на печи» (словосочетание);
  • «Емеля спал на печи» (простое с одной грамматической основой: «Емеля» (подлежащее) «спал» (сказуемое));
  • «Пока Емеля спал на печи, ведра сходили за водой» (сложное с двумя грамматическими основами: 1) «Емеля спал» ; 2) «ведра сходили») .

Основные понятия синтаксиса

Кроме основных синтаксических единиц, в этой роли также выступают сложное синтаксическое целое и текст. В составе всех синтаксических единиц слова используются в словоформе (форме слова) и в совокупности образуют так называемую «морфологическую парадигму» (к примеру, «К дому Петровы подъехали на новой машине» , в данном случае выделяется семь слов на пять словоформ, а предлог – это элемент формы слова и включён в состав членов предложения).

Словоформа и синтаксема

Словоформа в составе предложения или словосочетания является структурно-смысловым компонентом синтаксемы (синтаксической единицы).

Синтаксема – единица, представляющая собой морфологическую форму слова и обладающая отличительной синтаксической семантикой (например, «в саду у реки» (использована семантика местоположения) или «до неузнаваемости», «до изнеможения» (использована семантика значения следствия и степени).

Синтаксическая связь

Между синтаксическими единицами существуют синтаксические связи или синтаксические отношения, которые являются основными признаками синтаксических построений.

Синтаксическая связь – это выражение взаимосвязи основных элементов в присущих им синтаксических единствах. К основным видам синтаксической связи относятся подчинение и сочинение.

При сочинении способны объединяться равноправные синтаксические компоненты , а при подчинении – неравноправные, при этом один из компонентов выступает главным, а другой зависимым.

Сочинительная связь способствует соединению однородных членов и частично сложносочинённых, а подчинительная – словоформ и словосочетаний, а также частично в сложноподчинённых предложениях.

Сочинительная связь может быть открытой, т. е. объединять количество слов (например, «Сергея, Саши и Вани вчера не было в школе» ), и закрытой, когда она объединяет не более двух слов , находящихся в отношениях соединения или противопоставления, но не перечисления (например, «Мне было грустно, и я пошёл прогуляться») .

Синтаксические отношения существуют двух видов: предикативные и непредикативные. Предикативные влияют на грамматическую основу; непредикативные способны возникать между слов в любых построениях.

Роль синтаксиса в современном русском языке

Впервые о синтаксисе заговорил А.А. Шахматов в начале XX века. Он первый выступил с докладом, который представил на рассмотрение, а в 1914 году издал первый учебник относительно этой науке, который закрепился в русской литературе.

А.А. Шахматов считал синтаксис высшим уровнем языковой системы, объясняя, что его единицы широко выступают в процессе общения и способствуют соотношению сообщаемой информации с действительностью, а также подмечал полный набор синтаксических единиц.

Сегодня сложно разделить морфологию и синтаксис. Вспомним, морфология основана на изучении форм и значении слов, а синтаксис изучает построение предложений и сочетаемость слов и словосочетаний. Очень часто встречаются смысловые и грамматические ошибки как в речи, так и в текстах, в построении словосочетаний (к примеру, «ужасная красота» или «красивый девочка» ). Переходным элементом в данном случае от лексико-морфологического значения к синтаксическому является синтаксис словосочетаний, при помощи которого отдельные слова структурируются в предложения.

Предложение по своей особенности имеет интонационную завершённость и законченный смысл, а словосочетание определяет действие, предмет или явление, на основании чего именно предложение воспроизводит мысли, эмоции и желания. При этом предложение считается минимальной единицей общения , так как свойства слов проявляются не всегда только в нём, как в элементе коммуникации, но иногда и в словосочетаниях, как в грамматическом и смысловом их объединении.

Синтаксис, кроме строения предложений, изучает и грамматические свойства, а также типы и словосочетания как наименьшее объединение слов, связанное грамматически. Учитывая это, можно выделить в нём синтаксис словосочетания и предложения. Таким образом, сформированные предложения объединяются по смыслу в один текст. Главным признаком текста, в свою очередь, будет считаться смысловое единство (основная тема).

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое - объединение предложений в связной речи.

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании. Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол. Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг. Другой основной синтаксической единицей является предложение. Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления. Предложение соотносится с логическим суждением, однако не тождественно ему. Как справедливо указывал еще Аристотель, каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение выражает суждение. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т.д., соотносительные не с суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение может служить также для выражения эмоций и волеизъявления, входящих в сферу чувства и воли. В науке нет единого определения предложения. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане логическом, психологическом и формально-грамматическом.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Синтаксис как раздел грамматики:

  1. 16. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис как раздел языкознания. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе словосочетания. Предложно-падежное управление.
  2. 19 Синтаксис как раздел языкознания. Синтаксические единицы языка.
  3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА КАК РАЗДЕЛ НАУКИ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
  4. Вопросы к экзамену по разделам «Синтаксис словосочетания Синтаксис простого предложения Синтаксис сложного предложения»
  5. Синтаксис как раздел науки о языке. Актуальные проблемы синтаксической науки.
  6. 17. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис как раздел языкознания. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе предложения. Согласование главных членов предложения. Согласование однородных членов предложения. Употребление причастного и деепричастного оборотов в предложении.
  7. Словосочетание как единица синтаксиса. Широкое и узкое понимание словосочетания. В.В. Виноградов о словосочетании как единице синтаксиса.
  8. 30. В русскую грамматику учение о частях речи пришло через грамматику Смотрицкого (1648).
  9. 34. Синтаксема как единица синтаксиса. Словосочетание как непредикативная еди-ница. История вопроса.
  10. 21. Синтаксис, его предмет и основные понятия. Единицы синтаксиса.
  11. 18. Экспрессивный синтаксис как стилистическое средство.
  12. 15. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Морфология как раздел языкознания. Основные категории раздела. Варианты падежных окончаний имен существительных. Особенности употребления некоторых форм степеней сравнения прилагательных. Употреблени
  13. 12. Лексико-фразеологические нормы современного русского литературного языка. Лексикология как раздел языкознания. Основные категории раздела. Лексическая сочетаемость. Контаминация. Типология лексических ошибок. Ошибки, связанные с неправильным употреблением многозначных слов
  14. 13. Лексико-фразеологические нормы современного русского литературного языка. Лексикология как раздел языкознания. Основные категории раздела. Типология лексических ошибок. Логические ошибки в речи (алогизмы). Речевая избыточность (плеоназм, тавтология). Речевая недостаточность.
  15. 11. Лексико-фразеологические нормы современного русского литературного языка. Лексикология как раздел языкознания. Основные категории раздела. Лексическая сочетаемость слов. Точность словоупотребления. Контаминация. Специфика толковых словарей русского языка.
  • В) Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных государств, участвующих в международном разделении труда
  • Вопрос 229. На какое количество групп разделяют действия, составляющие инцидент?
  • Второй раздел моего дипломного проекта – Электротехническая часть.
  • 1. Предмет синтаксиса. Понятие синтаксемы.

    2. Механизмы синтаксиса.

    3. Синтаксис словосочетания.

    4. Предложение и суждение.

    5. Признаки предложения.

    6. Структурный аспект изучения предложения.

    7. Коммуникативный аспект изучения предложения.

    8. Семантический аспект изучения предложения.

    1. Предмет синтаксиса. Понятие синтаксемы

    Синтаксис – это грамматическое учение о строе предложения, о синтаксической сочетаемости и функциях форм слов в речи. Он начинается там, где происходит соединение словоформ в конструкции. Сам термин «синтаксис» происходит от греческого слова, которое означает «строй», «построение», «порядок» или «устройство». Разделами синтаксиса являются: 1) синтаксис словосочетания, изучающий сочетательные возможности слова; 2) синтаксис предложения; 3) синтаксис текста.

    Основными синтаксическими единицами являются словосочетание и предложение, состоящие из двух или более компонентов, которые объединяются синтаксической связью, выражающей определенные структурно-семантические отношения.

    В последнее время стало очевидным, что должна быть выделена более мелкая синтаксическая единица, из которой строятся словосочетания. Она получила название «синтаксема». Синтаксема - это синтаксическая форма слова, участвующая в выражении того или иного синтаксического значения.

    Так, в предложении Я не пошла в театр из-за пуговицы компонент «из-за пуговицы» выражает синтаксическое отношение причины и может быть развернут в целое предложение: Я не пошла в театр, потому что у меня оторвалась пуговица.

    Словоформа «ночью», которая содержит три граммемы (тв. пад., ед.ч. и ж.род), может передавать синтаксические отношения времени и объекта.

    Например: проститься ночью – время (когда была ночь) и любоваться ночью – объект.

    Следовательно, эта словоформа в синтаксисе становится синтаксической формой, способной передавать синтаксические отношения, становясь при этом синтаксемой.

    Таким, образом, синтаксема – это мельчайшая, далее не делимая единица синтаксиса, т.е. конкретная синтаксическая форма слова, которая участвует в выражении синтаксических отношений. Она выступает и как носитель элементарного смысла, и как конструктивный компонент более сложных построений, может употребляться самостоятельно, например, в качестве заголовков («У моря») или в качестве распространителей.

    2. Механизмы синтаксиса

    Синтаксис сам является механизмом, управляющим комбинированием знаков при формировании высказывания. Описать синтаксический механизм – значит, определить единицы, составляющие комплексы языковых знаков, и установить правила их комбинирования.

    Синтаксический механизм функционирует благодаря наличию классов слов (их категорий); сами же категории (классы слов) формируются на основе комбинаторных возможностей единиц.

    Учение о синтаксических связях слов – важнейший раздел синтаксиса. Связи слов определяются их валентностью, которая является основным механизмом синтаксиса.

    Валентность (от лат. «сила») – это способность слова сочетаться с другими словами. Связь слов в словосочетании и предложении – это реализованная потенциальная валентность, которой обладают лексические единицы в системе языка.

    Каждое слово по своему значению предполагает или «открывает» пустые места для своих «партнеров». Валентность, таким образом, - это свойство слова или формы слова называть или предполагать рядом с собой в определенной ситуации определенного «партнера». Валентностей столько, сколько «партнеров» необходимо назвать, чтобы корректно интерпретировать слово или форму слова.

    Например, глагол арендовать имеет пять валентностей: 1. кто арендовал, 2. у кого арендовал, 3. что арендовал, 4. на сколько (на какой срок, какое время), 5. за сколько (за какую сумму). Если убрать 4-ую валентность (на время), то ситуация аренды трансформируется в ситуацию купли-продажи; если отбросить 5-ую (деньги ), будет представлена ситуация «одолжить – взять взаймы»; если убрать 4-ую и 5-ую вместе – «кража» или «ограбление».

    Валентность определяется с опорой на лексическое толкование слова. Так, семантика глагола «посвящать» обусловливает наличие трёх валентностей; употребляя его в речи, мы обязательно заполним три места для его «партнеров»: кто? что? кому? – Поэт посвящает стихи женщинам.

    Различают обязательную и факультативную валентность. Например, глагол «рубить» трехвалентен. При сочетании его с существительным в именительном падеже (человек рубит) реализуется одна из обязательных валентностей (кто) и соответственно устанавливается одна связь; в случае его употребления с другой синтаксемой – существительным в винительном падеже (рубит дерево) – реализуется вторая обязательная валентность и устанавливается вторая связь. А при сочетании с синтаксемой «существительное в творительном падеже» (рубит топором) реализуется третья (факультативная) валентность и устанавливается третья связь, то есть предложение «Человек рубит дерево» семантически завершено.

    В предложении «Он взял книгу у соседа» глагол «взять» реализует обязательную валентность, связанную с его переходностью, (что? - книгу) и факультативную валентность – у соседа .

    Слова, которые заполняют валентности, называются в современном синтаксисе актантами (действующими лицами или предметами). Актанты соответствуют подлежащему и дополнению в традиционном синтаксисе. Зависимые же слова, не заполняющие никакой валентности, получили название «сирконстантов », и в традиционном синтаксисе они соответствуют обстоятельствам. Так, в предложении «Анна позвонила мне только вечером» актантами являются слова Анна и мне , сирконстантом – вечером .

    Количество валентностей у лексических единиц может быть различным. Есть слова авалентные (смеркается, морозит), одновалентные (спать, летать) и много -, то есть двух-, трех-, четырех-, пятивалентные.

    Валентностью обладают и формы слов. Например, инфинитив читать имеет одну валентность: читать что (книгу). А форма прошедшего времени читал получает дополнительную валентность, ограничивающую время действия (когда), именно поэтому нельзя сказать «читал завтра».

    К механизмам синтаксиса относится также закон семантического согласования. Сравним предложения.

    (1) Он приехал к нам летом.

    (2) Он приехал к нам за лето…

    Ясно, что предложение (2) семантически не завершено. Синтаксема «за лето» должна быть согласована с единицами, указывающими на количество приездов:

    Он приехал к нам за лето всего один раз.

    Или (1) За все лето он работал всего один месяц.

    (2) С каждым днем он работал…

    Предложение (2) семантически не завершено. Синтаксема «с каждым днем» должна быть согласована с указанием на постепенность становления чего-либо: С каждым днем он работал все лучше и лучше (все больше и больше ).

    На основе валентности возникают сочетания слов, вступающих в иерархические отношения, когда главный компонент присоединяет к себе зависимые.

    Однако в языке широко распространены и другие типы связи слов, когда отношения между ними характеризуются равноправием.

    3. Синтаксис словосочетания

    Формирование словосочетаний является результатом распространения различных знаменательных частей речи (глаголов, существительных, прилагательных и наречий). Например:

    (2) езда верхом;

    (3) полный злобы;

    (4) светло от солнца.

    Эти словосочетания характеризуются односторонней связью и называются подчинительными. В них четко выделяются главные и зависимые компоненты: в (1) главное слово – читать , во (2) главное слово – езда , в (3) главное слово – полный , в (4) главное слово – светло .

    Соответственно зависимыми будут: книгу, верхом, злобы и от солнца .

    В зависимости от характера главного компонента выделяются словосочетания глагольные , субстантивные (главное слово - существительное), адъективные (главное слово - прилагательное) и наречные , или адвербиальные.

    В элементарном словосочетании, состоящем из двух компонентов, выражается определенное синтаксическое отношение, связанное с семантикой падежа. Так, в русском языке в глагольных словосочетаниях с творительным падежом могут быть переданы следующие синтаксические отношения: 1. резать ножом – орудийное; 2. гордиться сыном – эмоционального объекта; 3. выть волком – сравнительное; 4. ехать лесом – локальное (место); 5. ехать ночью – временное и другие.

    В зависимости от способа связи компонентов словосочетания выделяют сочинительные (равноправные), подчинительные (субординативные) и предикативные (взаимонаправленные) словосочетания.

    К сочинительным словосочетания относятся те, которые связаны сочинительными союзами и перечислительной интонацией.

    Например: вчера, сегодня, завтра; мать и дочь; не то дождь, не то снег; вооружен, но не опасен; институты или университеты . В этих словосочетаниях ни один из компонентов не зависит от другого.

    К подчинительным , субординативным словосочетаниям относятся такие, компоненты которых могут быть связаны тремя способами: управление, согласование и примыкание. Но каким бы из этих способов они ни были связаны, всегда один компонент подчиняет себе другой.

    Управление – это способ оформления подчинительной связи, при котором главный компонент требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме, при этом изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого: резать хлеб, слыть чудаком, подарок отцу .

    Согласование – это способ оформления подчинительной связи, при котором зависимое слово повторяет грамматические формы главного: синее небо, синяя лента, синий флаг.

    Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимый компонент присоединяется к главному без изменения своей грамматической формы. Это смысловая связь компонентов, которая не имеет формального выражения: вышивать красиво, ехать верхом, кофе по-турецки, ехать молча.

    Все словосочетания служат строительным материалом для предложения и могут быть вычленены из него при синтаксическом анализе.

    Классификация словосочетаний

    I. По количеству компонентов:

    1) простые (двучленные) - купить стол;

    2) сложные, включающие большее число компонентов - рассказывать сказку тихо;

    II. На основании принадлежности главного слова к той или иной части речи:

    1) субстантивные важные новости

    3) адъективные очень важный

    4) адвербиальные (наречные) очень важно

    5) местоименные любой из них

    III. По характеру смысловых отношений между компонентами:

    1) атрибутивные (определительные) красный бант

    2) объектные купить масло

    3) обстоятельственные встать рано

    4. Предложение и суждение

    Синтаксема и словосочетание, оставаясь предметом синтаксиса, все-таки не являются основными его элементами. Основным предметом исследования в синтаксисе стало простое предложение. Ни один человеческий язык не обходится без простого предложения. Предложение – это основная единица коммуникации вообще. Сущность его во всех языках мира заключается в развертывании признаков предмета сообщения.

    Предложение – многоаспектная единица языка. При его анализе необходимо учитывать логический, структурный, коммуникативный и семантический аспекты.

    С точки зрения логико-ориентированного подхода к изучению предложения задача состоит в том, чтобы понять, как суждение, то есть форма мысли, которая либо что-то утверждает либо что-то отрицает, отражается в логической структуре предложения; как построения в языке отражают соотношения между предметами, их свойствами и качествами. Этот логико-ориентированный аспект был взят на вооружение в европейской научной традиции.

    Мысль всегда двучленна. Структура суждения, в которой материализуется мысль, как правило, состоит из субъекта, предиката и связки, которая не считается членом суждения. Субъектом суждения является то, о чем идет речь. Он может быть не выражен словесно, не вербализован. Предикатом является утверждающая нечто об этом предмете часть суждения, из которой мы получаем новое знание о предмете, о его признаках.

    Предложение как форма выражения и существования суждения, однако, не тождественно ему. Оно имеет свою специфику.

    Не всякое предложение может выражать суждение. В вопросительных и побудительных предложениях ничего не утверждается и не отрицается. Кроме того, одно и то же суждение может быть выражено разными предложениями: Весна в этом году ранняя. Какая ранняя в этом году весна!

    Структура суждения универсальна, а структура предложения обусловлена спецификой грамматического строя конкретного языка.

    Предложение, таким образом, является не столько выражением суждения, сколько выражением его интерпретации. Говорящий, воспринимая какую-либо ситуацию в окружающей его действительности, соединяет в своем сознании предметы мысли для отображения и интерпретации в языке этой ситуации.

    Акт соединения предмета мысли и каких-либо его признаков получил название «предикация». Понятие предикация было введено в науку о языке еще в античности. Признак, приписываемый субъекту речи, называется предикативным, или предикатом (от позднелатинского praedicatum – «высказываемое», «сказанное»). Во многих языках этот термин был использован для обозначения главного члена предложения. В русском языкознании принят термин «сказуемое».

    Синтаксис (гр. syntaxis - составление). - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словообразовании и учение о предложении. Основными синтаксическими единицами являются: словоформа (т.е. слово в определённой форме), словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

    Предметом синтаксиса являются слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение. В результате соединения словоформ, употребления слов в определённых формах строятся синтаксические единицы: словосочетания, предложения. Так в предложении: Где-то на западной окраине гулко ухнула ручная граната (Ш.) использованы словосочетания на западной окраине, гулко ухнула, ручная граната. В русском языке предложение может быть построено из одного знаменательного слова в определённой форме: Утро; Светает; Вот озеро; Встать! и др. Однако такие предложения, как правило, допускают расширение с помощью поясняющих слов: Летнее утро; Быстро светает; Вот лесное озеро; Встать немедленно!

    Предложение и словосочетание - синтаксические единицы разного назначения, каждая из них может иметь свои существенные признаки. Предложение оформляет высказывание, оно является главной единицей синтаксиса. Словосочетание - один из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу. В синтаксисе изучаются правила грамматического оформления предложения и словосочетения.

    В речи предложения связаны друг с другом. Группа предложений, определённым образом связанных между собой в относительно завершённом отрезке текста, объединённом тематически и логически, образует так называемое сложное синтаксическое целое. В сложном синтаксически целом - единое тематическое содержание предложения связаны с помощью лексических единиц, глагольных форм времени и вида. Закономерности построения сложного синтаксического целого - предмет изучения синтаксиса текста.

    Синтаксические средства русского языка, с помощью которых строются предложения и словосочетания, разнообразны. Основными являются формы слов в их взаимодействии и служебные слова. Посредством словоизменительных показателей и служебных слов осуществляется синтаксическая связь слов в словосочетании и предложении. Например, в предложении Сквозь тучу глядело на землю негреющее солнце (Ш.) слова связаны родовыми окончаниями (солнце глядело, солнце негреющее), а также падежными окончаниями в сочетании с предлогами (глядело на землю, глядело сквозь тучу).

    При построении предложения используются также интонация и порядок слов. Интонация (сообшения, вопросы, побуждения) не только средство грамматической организации предложения, но и показатель законченности высказывания. Порядок слов - взаимное расположение их в составе словосочетания и предложения. В русском языке есть определённые правила взаимного расположения слов в разных видах их сочетаний. Так, грамматической формой является расположение сказуемого после подлежащего, согласованное определение обычно ставится перед определяемым словом, а несогласованное - после него. Отступление от этого правила используется в стилистических целях.

    Синтаксические единицы связаны с единицами других уровней систеты языка: они строятся из слов, точнее из словоформ. Синтаксис, таким образом опирается на лексику и морфологию. Особенно тесно связаны синтаксис и морфология как две стороны грамматического строя языка.

    Морфологические единицы, морфологические показатели реализуются в речи через словосочетание и предложение. Морфологические категории частей речи являются опорой синтаксических отношений (западная окраина - определительные отношения "предмет - признак"), а также синтаксических категорий (ухнула граната - прошедшее время, реальная модальность).

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Пьер и мари кюри открыли радий
    Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
    Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса