Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

География населения и социальная география. Физико- географическая наука. Примеры физической географии

Ввиду того, что география населения изучает два вида территориальных систем (население и населенные пункты), она состоит из двух блоков, тесно связанных между собой: территориальные группы населения и населенные пункты, их сети и системы (рис. 1.2).

Каждый элемент блок-схемы может изучаться на макроуровне (мир, макрорегион мира), мезоуровне (соответственно - субрегион, государство) и микроуровне (соответственно - государство, территориально-административная единица государства или система населенных пунктов).

География населения

Территориальные группы населения

Населенные пункты,

их сети и системы

    Демогеография

    Половозрастной состав

    Социальный состав

    География трудовых ресурсов

    География миграций

    Размещение населения

    Расселение населения

    Урбанизация

    Культура, быт, образ жизни населения

    Материальные формы и основные фонды поселений

    Население (жители населенных пунктов)

    Природные условия и географическая среда территории поселений

Этнический состав

(этногеография)

Рис. 1.2. Структура географии населения

_________________________________ ТЕМА 2__________________________

ТЕКУЩИЙ УЧЕТ НАСЕЛЕНИЯ.

ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ

Ключевые понятия: ТЕКУЩИЙ УЧЕТ, МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ, ПОДВОРНЫЕ ПЕРЕПИСИ, ПОДУШНЫЕ ПЕРЕПИСИ, ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ, НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕПИСИ, СОВРЕМЕННЫЕ РЕГИСТРЫ НАСЕЛЕНИЯ.

Текущий учет населения - сбор информации и сведений о случаях рождения, смерти, заключения (расторжения) браков по мере возникновения этих событий. Цель текущего учета - регулярное получение данных о численности и составе населения, а также о других характеристиках демографических процессов. Специфика текущего учета - демографические события попадают под наблюдения при их юридическом оформлении .

Элементы текущего учета существовали с глубокой древности. Так, учеты фискального характера проводились ещев Древнем Египте (2800-2250 гг. до н. э.), Древней Иудее,Месопотамии, Индии и других странах. В Китае первый учет населения был проведен в 2238 г. до н. э. В Древней Греции учеты населения (взрослыхмужчин) известны с конца IV в. до н. э. В Древнем Риме регулярные учеты населения (цензы) в военно-учетных, фискальных и электоральных целях проводились, начиная с 435 г. до н. э.

В период раннего средневековья учеты населения также имели, главным образом, фискальные цели. Поэтому учитывались не отдельные люди или семьи, а такие податные единицы, как дом, очаг или домохозяйства. В качестве примера можно привести «Книгу страшного суда», содержащую описание 34 графств Англии, проведенное в 1086 г. по приказу Вильгельма Завоевателя.

В более позднее время учеты населения проводились в отдельных городах (Нюрнберг, 1449; Страсбург, 1473), а затем и в странах. Право учета населения принадлежало церкви. Регистрация обрядов крещения, погребения, венчания происходила в метрических книгах. Лишь в конце XVIII в. во всех европейских государствах функции регистрации перешли от церкви к статистическим учреждениям.

В России начало учетов населения, имевших фискальные цели, относится к IX в. С XIV в. объектом обложения становятся земельные угодья - соха, четверть, десятина. Поэтому документы, в которых содержалось описание податной единицы, назывались сошными письмами . В XVII в. начали проводить подворные переписи, называемые так потому, что единицей обложения стал двор (домохозяйство). Они были проведены в 1646, 1678, 1710 и 1716-1717 гг. При Петре І произошел переход от налогообложения дворов к налогообложению душ, и переписи стали именоваться подушными, а с 1718 г. - ревизиями. Списки податного населения назывались «сказками», единица мужского учета - «ревизская душа», именные списки - «ревизские сказки». Именно этот вид учета населения стал предшественником переписей, аналогов которому в Европе не было. Ревизии были единственным источником сведений о населении страны на протяжении 1719- 1860 гг. К их недостаткам можно отнести то, что они учитывали только податное население, проводились не на всей территории страны и длились много лет. С отменой крепостного права в 1861 г. ревизии были отменены. С 1834 г. сбор сведений в России переходит от церкви к губернским статистическим комитетам, а в 1865 г. - центральному статистическому комитету .

С середины ХХ в. в большинстве экономически развитых стран текущий учет существует в рамках общенациональной системы регистрации. Одновременно с регистрацией дается, как правило, краткая характеристика места события и лица события.

Становление в Европе централизованных государств потребовало наличия точных и надежных данных о качественных и количественных характеристиках населения. Как реакция на эту потребность в странах Европы и в США стала складываться система государственной статистики, и был поставлен вопрос о проведении основанных на новых принципах переписей населения. В отличие от текущего учета населения, который занимается постоянным сбором информации об отдельных демографических событиях населения страны, перепись дает одномоментный портрет населения страны по широкому спектру признаков, которую впоследствии назвали программой переписи (см. ниже).

Перепись (по определению ООН) - единый процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации (или распространения другим образом) демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам страны .

Цель переписи населения : получить сведения о численности, составе и размещении населения, необходимые для организации экономической жизни страны, определения представительства в законодательных учре­ждениях и научном изучении населения. Круг сведений, которые необ­ходимо получить во время переписи, называется программой переписи , которую разрабатывает Статистическая комиссия ООН. Она включает: демографические признаки; экономические признаки; характеристику уровня образования; этнические признаки; прочие признаки (для каж­дого государства в отдельности, например, гражданство и др.).

Перепись населения проводится несколькими этапами. Подготови­тельный этап заключается в разработке программы и материалов пере­писи, подготовке кадров для ее проведения (инструкторов, счетчиков, программистов и др.), проведении предварительного обхода всех пере­писных участков на предмет учета, согласовании сроков проведения пе­реписи и критического момента. Основной этап включает в себя непо­средственный обход помещений в целях переписи населения. В конце основного обхода проводится выборочный контрольный обход для сверки полученной информации. На заключительном этапе подводятся сначала предварительные итоги переписи, а затем окончательные. Пе­риод получения заключительных итогов переписи зависит от наличия программного обеспечения и степени компьютеризации переписных от­делов и руководящих переписных статистических ведомств.

В истории переписей населения выделяются 3 этапа:

1. Конец Х V ІII в. - первая половина ХІХ в. В 1790 г. в США была про­ведена первая перепись в истории, последующие были в Швеции и Фин­ляндии (1800), Великобритании, Франции, Дании и Норвегии (1801). Эти переписи на протяжении длительного времени были далеки от совер­шенства, так как учитывали ограниченный набор признаков, страдали огромным недоучетом, не были привязаны к какому-либо конкретному моменту времени, отсутствовали строгие правила их проведения, обра­ботка их результатов длилась много лет. Однако в первые десятилетия XIX в. постепенно закладывались основы организации переписей насе­ления, принципы формирования их программ .

Огромную роль в этом отношении сыграла перепись населения Бель­гии 1846 г. Она проводилась под руководством великого бельгийского ученого А. Кетле (1796-1874), который впервые разработал принципы проведения переписей населения, в частности принцип одномоментно­сти, ввел термин «наличное население».

Особенностью этого этапа является заложение принципа регулярно­сти проведения переписей (каждые 10 лет в США и Англии, каждые 5 лет во Франции и Швеции, каждые 3 года в Австрии); при этом учитыва­лись пока только отдельные признаки.

2. Вторая половина ХІХ в. - первая половина ХХ в. В этот период на Международных статистических конгрессах, регулярно проводившихся в 1853- 1876 гг., и в Международном статистическом институте разви­вается методология проведения переписей. Например, было рекомендо­вано проводить переписи не реже одного раза в 10 лет, в годы, оканчи­вающиеся на 0 (или близкие к этой цифре), учитывать наличное (а не юридическое) население и относить все данные к строго определенному (критическому) моменту времени. Количество переписей населения стало быстро увеличиваться: так в 70-е гг. XIX в. было проведено 48 пе­реписей, в 80-е - 54, в 90-е - 57. В течение этого периода переписи были проведены во всех странах Европы и Америки, в некоторых стра­нах Азии и Африки.

3. Середина ХХ в. - наши дни. Переписи проведены в освободив­шихся странах Африки, в 1980-е гг.- в странах юго-западной Азии: ОАЭ, Катаре, Саудовской Аравии. В первом десятилетии XX в. было проведено уже 74 переписи. При этом к началу ХХ столетия переписями было охвачено 64 % мирового населения.

В России первая перепись прошла в 1897 г. по инициативе П.П. Семенова-Тян-Шанского. Учитывались 3 категории населения: наличное, постоянное и приписное (юридическое). В программе было 14 признаков . «Принято считать, что в по­становке статучета населения Россия в конце XIX в. отставала от большинства евро­пейских стран и США примерно на 100 лет, т. к. в Швеции, Англии, Норвегии, Франции и др. странах они прошли еще в 1800-1801 гг., а в США - в 1790 г. При всей фактографической точности эти аргументы не совсем корректны, т. к. по своему методическому уровню, организации и широте охваченных ею вопросов перепись 1897 г. значительно превзошла опыты подобного рода концаXVIII - начала XIX в. в Америке и Европе. Единственным ее аналогом может считаться лишь перепись насе­ления Бельгии 1846 г.» (Социология в России. М., 1999. С. 395.).

Подробнее о переписях населения в СССР можно прочитать в п. 4 основной ли­тературы. После распада СССР Республика Беларусь провела самостоятельно первую перепись в условиях суверенного государства в 1999 г., Россия - в 2002 г.

Переписи населения, как правило, проводятся в год, оканчивающийся на ноль или близкий к нему; не реже одного раза в десять лет; в период года, когда население менее мобильно. При проведении переписей обя­зательно выбирается, так называемый, критический момент переписи (чаще - это полночь даты переписи), к которому будут приведены все собранные материалы.

Научные принципы проведения переписи: всеобщность; одномо­ментность; анонимность; самоопределение (все ответы записываются со слов опрашиваемого); наличие единой программы проведения переписи, координируемой Статистической комиссией ООН.

В настоящее время во многих странах особой разновидностью со­вмещения текущего учета и переписей населения стали выступать спи­ски населения, т. н. регистры населения. Особенностью регистров явля­ется то, что они не имеют каких-либо специализированных целей, кроме целей демостатистического учета, и потому в них заносятся сведения обо всех без исключения жителях страны. Хотя традиция ведения регистров населения существует довольно давно, их широкое и эффективное ис­пользование началось только с созданием соответствующего программ­ного обеспечения.

При рождении (илипри въезде на территорию страны) человеку присваивается индивидуальный идентификационный код (ИИК),не меняющийся на протяжении всей жизни. Все события в жизни человека, которые требуют документального оформления, сопровождаются внесением ИИК в соответствующие документы.Авто­матизированныйрегистр населения становится как бы перманентной переписью. Сами переписи проводятся только для корректировки данных регистра. В некоторых странах, например, в Финляндии, Дании, Нидерландах, Швеции, переписи населения в их традиционном виде больше уже не проводятся, и вся необходимая информация получается главным образом на основе регистров. Так, в Финляндии в 1990 г. «пере­пись» впервые осуществлена без обращения к населению, т. е. полностью на базе ре­гистров .

Данные текущего учета и переписей населения являются взаимно до­полняющими и используются совместно. Зная количество рождений, смертей и переездов с места на место, можно рассчитывать численность населения в межпереписные периоды. Владея информацией о численно­сти и структуре населения, можно вычислять относительные показатели демографических процессов. Таким образом, текущий учет демографи­ческих событий и переписи населения образуют неразрывное единство.

География населения изучает динамику, состав, разме­щение населения и населенных пунктов. Это основополагаю­щая часть фундаментальной науки - экономической и соци­альной географии.

От других наук, изучающих население, географию насе­ления отличают: 1) комплексность исследований, включа­ющих особенности многих общественных наук (демографии, антропологии, этнографии и др.); 2) территориальный ас­пект, предусматривающий изучение различных простран­ственных группировок населения в их взаимосвязях с хозяй­ством и природной средой.

Географию населения принято рассматривать именно как "основополагаюгцую часть экономической и социальной географии", т. е. как хотя и главную, но только часть трие­диной экономической и социальной географии, включающей изучение населения, природных ресурсов, хозяйства. Впро­чем, это вопрос дискуссионный. Многие ученые считают ее дисциплиной одного ранга с экономической географией, по­скольку весьма четко различаются предметы исследова-

ния: географии населения занимается исключительно сово­купностями людей, а экономическая география - в основном разными территориальными формами, процессами экономи­ческой длительности и результатами этой деятельности. По­этому ряд зарубежных и отечественных ученых предлагали и предлагают считать географию населения третьим разделом географии, наряду с физической географией и экономической географией (россиянин Р. М. Кабо, американец Г. Т. Треварта, француз П. Жорж).

Сближению географии населения и экономической геогра­фии служит то обстоятельство, что в последнее время эко­номическая география стала называться экономической и социальной географией. Стало понятным, что люди, насе­ление - это не только "первая производительная сила все­го человечества", не только "золотые руки", не только про­изводитель, но и потребитель, а экономика связана с насе­лением, можно сказать, целиком - с начала и до конца.

В целом же, в процессах общественного воспроизводства население присутствует как бы в четырех качествах: а) как субъект производства (производитель); б) как потребитель материальных и интеллектуальных ценностей; в) как подле­жа щее воспроизводству явление (предмет демографии); г) как главное звено связей и взаимодействий между приро­дой и хозяйством - ведь именно через хозяйствующее насе­ление реализуется и влияние природы на хозяйство, и вли-яяме хозяйства на природную среду.

Следует отметить, что в первые годы советской власти экономической географией изучались только размещение производства и экономическое районирование. География на­селения практически целиком выпадала из ее поля зрения. "С водой, - отмечал географ Н. Н. Баранский, - был вып­леснут и сам человек. Убив старую антропогеографию, "но­вые веяния" ничего не создали на ее месте; раздел о населении... в более новых работах выпал бесследно, проваливши сь между природой и хозяйством и между физической и экономической географией. Человека забыли!!!".

География населения как самостоятельная ветвь экономической географии стала развиваться в нашей стране лишь с начала 40-х гг., что является заслугой, прежде всего, Николая Николаевича Баранского и Рафаила Михайловича Кабо.

В современных условиях география населения, по словам географа Б. Б. Родомана, уже может рассматриваться как одна из половин географии в целом: первую половину занимает география природы, или физическая география, вторую - география человека, антропогеография, или соцальная география, рассматривающая все то, что привнесено в земной мир жизнью и деятельностью людей.

С другой стороны, по словам географа С. В. Калесника, "наука в целом, как совокупность знаний о природе, обществе и мышлении, в сущности, едина, и развитие любой ее ветви не отгорожено резкими рубежами от развития смежных ветвей. Поэтому всякая классификация наук условна". Следовательно, вопрос о том, считать ли географию населения, социальную географию частью экономической географии или самостоятельной наукой бессмыслен: и то и другое верно.

Во избежание путаницы следует кратко напомнить основные теоретические положения, рассматривавшиеся в предыдущем курсе "Теоретические основы экономической и социальной географии", где формулировались объект и предмет исследования данной науки, в качестве категорий научного познания соотносящиеся между собой как общее и частное.

Широкий или предельный объект экономической и социальной географии (ЭСГ)- географическая среда и общество во взаимодействии с природой. (Географическая среда - освоенная и вовлеченная в жизнь человеческого общества часть географической оболочки, или ландшафтная сфера). К конкретным объектам относятся: население, природные ресурсы, хозяйство.

Предмет науки - это те стороны объекта, которые изучаются в данное время данной научной теорией и, в то же время, тот угол зрения, под которым они рассматриваются. Предметом ЭСГ является разностороннее исследование населения, природных ресурсов, хозяйства для выявления территориальных и пространственно-временных связей.

Таким образом, если рассматривать географию населения как часть ЭСГ, то ее предметом является изучение пространственных особенностей динамики, состава, размещения населения и населенных пунктов. Из определения видно, что в географии населения выделяются два основных, тесно связанных между собой направления: 1) исследования населения и 2) исследования населенных пунктов, их сетей и систем. В том и другом направлении исследования ведутся в самых разных территориальных единицах - мира в целом, континентов, стран, городских агломераций, городов и отдельных поселений, а также политико-административных и экономических единиц (например, в нашей стране: республик, краев, областей, автономных округов, экономических районов и подрайонов).

В методическом плане география населения использует все географические, экономические и социальные подходы и методы, анализировавшиеся в предыдущем теоретическом курсе. Тесная связь географии населения с другими гумани­тарными науками, имеющими с нею общие объекты исследования, характеризуется в третьем разделе данной темы.

Динамика, состав, размещение населения и населенных пунктов включают следующие укрупненные категории:

1. География, воспроизводства населения.

2. География человеческих рас.

3. Этнический состав населения.

4. География религий.

5. Социальная структура и трудовые ресурсы.

6. Миграции населения.

7. Размещение населения и географические формы рассе­
ления.

Перечисленные основные составляющие (разделы) гео­графии населения весьма объемны, что не позволяет рас­смотреть их на лекциях достаточно полно. По каждому из

|i.i ["(слон можно (и мы обязательно будем) выделять свои

Пс-цпфпчсскш- задачи и отмечать целый ряд проблем: по
||м.|,д.|гмо(-ти, смертности, использованию трудовых ресур-
i с mi, миграциям и т. д.

Hi.(делить проблемы и задачи по географии населения в цс.чмм значительно сложнее. Сейчас взгляды на мир в це-"и iM, n."i политику, историю, экономику у нас меняются кар-."UMi.-i.in.по - меняется все наше мировоззренческое целепо- ыг.-мшс. Раньше, выделяя задачи географии населения, мы, п|>г-ждс всего, отметили бы: 1) важность задач географии п.к"г.чсния для планирования размещения народного хозяй-i та страны; 2) критику буржуазных теорий: антропогеогра-цп, бихевиоризма, географического детерминизма, неомаль-i у.пкшства, геополитики и т. д.

Справочно: бихевиоризм - ведущее направление амери-к.пн-кой психологии, определяющее предметом психологии не

<>:ш.-шие, а поведение по схеме: стимул (внешняя среда) -
реакция (двигательный и эмонациональный ответ).

Теперь мы другими глазами смотрим даже на пресловутую м"орпю Т. Мальтуса, стараясь, прежде всего, не осудить, не очернить, но понять, что же все-таки хотел он сказать. И, оказывается, например, что закон убывания плодородия почв, I..IK «то трактовал Мальтус, вещь вполне реальная. А то, что и конце XVIII в. невозможно было предположить появления. онрс-менной "Einkindersistem" (один ребенок в семье), нельзя <"г;пшть ему в вину. Но это действительно был закон воспро­изводства народонаселения, а не "всеобщая и полная заня-гпсть при социализме", оказавшаяся, в конце концов, вместе си всем марксистско-ленинским учением, очередной прекрас­ной утопией, в одном ряду с утопиями Сен-Симона, Фурье, < >у:ша, Мора.

Общие задачи географии населения:

- в области теории: изучение тенденций и закономер­ностей географии воспроизводства населения, его взаимодей-

ствия с природой, размещения населения, позволяющие по­знать "механизм" действия общих законов развития обще­ства;

- выполнение многих практических задач: учет населения, составление трудовых балансов, планирование строительства учреждений обслуживания, детских учреждений,прогнозирование миграций и др.;

- культурного, мировоззренческого характера: распространение знаний по географии населения, различий вего размещении и численности, разнообразии поселений и проблем их развития.

Одной из основных задач является необходимость приведения изучения географии населения в соответствие с миро­вым уровнем и логикой ее дальнейшего развития: всесторон­него рассмотрения предмета и восполнения существенных пробелов, освобождения от идеологических искажений и ог­раничений.

Отсюда вытекают и конкретные задачи.

Необходимо поднять уровень изучения географии на­селения в цикле социально-экономических и естествен­но-экологических наук. Связано это, прежде всего, с тем, что основным фактором глобальной экологической нестабиль­ности является чрезмерно высокий рост численности населе­ния мира. В то же время тщательного изучения требуют диаметрально противоположные процессы резкого сокраще­ния рождаемости в России, депопуляции русской нации.

Кроме того, в эпоху научно-технической революции (НТР) основное значение приобретает именно население, высоко­квалифицированные трудовые ресурсы, как основной потен­циал для развития отраслей, определяющих уровень науч­но-технического прогресса (НТП), научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), новых техноло­гий, высших этажей машиностроения и химии. Все они тяго­теют к крупным городам и агломерациям, о чем свидетель­ствуют примеры развития Японии, Италии, "азиатских тиг-1-и"," В то же время темпы роста использования минераль­ны, ресурсов сокращаются, они в значительной степени за-м!-шлются вторичными ресурсами.

I". экономической географии традиционно место раздела I 1.н-е.чение" находится после "Природных ресурсов". Одна-|ч следует отметить, что в одном из последних школьных -, mi »)пиков по экономической и социальной географии России Г. И Рома и В. П. Дронова раздел "Население" достойно зани-п.к-г первое место.

Наряду с довольно активно изучавшейся деятельностью и-чоиска в материальном производстве, необходимо усили- .к/ни, изучение географии сферы обслуживания: географии рекреации (отдых, лечение, туризм), географии торговли тмрж, ярмарок, рынков), географии образования, религий и i д. В то же время необходимы и работы по географическим.и m-ктам занятости в многоукладной экономике - государ-

Шспной, кооперативно-коллективной, частной.

Повышение значения в жизни страны региональных по- штпко-административных структур - субъектов Федера­ции вызывает необходимость усиления пространствен­на аналитических подходов в географии населения, что i низано с неизбежностью концентрации производительных

Им к условиях рыночной экономики и изменением основной|.1комомерности их размещения. Сюда же относится и необходимость расширения географии изучения национально-этнических процессов: проблем малочисленных (но не "малых"поскольку каждый народ велик) народов, принудительныхмиграций, депортаций, вспышек национальной розни на этойi и >чне.

Сегодня необходимо переосмысливать географические аспекты изменений в планировании, прогнозировании населения, перехода на региональные уровни, на уровни отдельных поселений, фирм, предприятий.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • основные направления, задачи и разделы географии населения и социальной географии;
  • характеристики населения, изучаемые социально-экономической географией;

уметь

  • анализировать факторы развития процесса расселения населения, эволюции урбанизации;
  • показать развитие социологизации географической науки;

владеть

  • понятийным аппаратом географии населения и социальной географии;
  • приемами социально-географического исследования;
  • методикой оценки качества жизни.

География населения как общественно-географическая наука

В систему географических наук как составная часть социально-экономической географии входит география населения – общественно-географическая наука, изучающая географические (территориальные) особенности формирования и развития населения и населенных мест (поселений) в различных социальных, экономических и природных условиях.

В этой науке выделяются два основных направления:

  • 1) исследование населения отдельных стран и их частей (например, в России – республик, областей, краев, а также городов и городских агломераций, сельских районов); к этому же направлению относится изучение географии населения мира;
  • 2) исследование сетей населенных мест (городских и сельских) и систем расселения с анализом региональных различий в типах и формах расселения. Оба направления тесно связаны между собой.

Кроме того, география населения занимается изучением:

  • региональных различий в воспроизводстве населения;
  • размещения трудовых ресурсов и их использования;
  • плотности населения и типов заселения территории;
  • миграций населения (их интенсивности, состава и направлений);
  • региональных различий в трудовых навыках, культуре, быте и образе жизни;
  • демографической обстановки, характерной для той или иной территориальной группы населения в определенный исторический период.

В соответствии с определенными задачами и направлениями исследований сформировались разделы географии населения – география трудовых ресурсов, география миграций, география городов (геоурбанистика), география сельского расселения и др.

География населения тесно взаимодействует с демографией, этнографией, социологией, историей и целым рядом других наук. На стыках этих наук возникли новые научные дисциплины. Так, на стыке географии населения и демографии возникла геодемография (географическая демография) – направление научных исследований в рамках СЭГ, занимающееся изучением геодемографической обстановки, отражающей взаимосвязи демографических процессов с системой расселения, социальной инфраструктурой, образом жизни различных групп населения.

Население – объект географического изучения и условие размещения производства

География населения – важнейший раздел социально-экономической географии. Человек, человеческая общность – носители социальной формы движения материи. Своим трудом люди преобразуют в процессе производства материальных благ природную среду, создают искусственную среду обитания – "вторую природу". Человек, вооруженный производственными навыками, является важнейшим элементом производительных сил, приводя в движение предметы труда и пользуясь орудиями труда. Само производство осуществляется для удовлетворения человеческих потребностей, в то же время развитие производительных сил включает в себя и физическое, и духовное развитие людей, воспроизводство ими потомства – потенциального потребителя и производителя материальных и духовных благ в будущем.

Как важнейшая производительная сила человек изучается географией хозяйства. В первую очередь люди интересуют ее как рабочая сила, используемая на предприятиях и нуждающаяся в рабочих местах. Но жизнь людей не сводится только к материальному производству. Другие стороны жизни населения, его воспроизводство и развитие, территориальная общность людей и их социальные контакты изучают демогеография и социальная география, а территориальные системы расселения – география поселений, или геоэкистика.

Какие же характеристики населения изучаются экономической и социальной географией?

В социально-политическом плане велико значение этнического (национального ) состава населения. Особенно сильно сказывается влияние его в государствах многонациональных. Здесь часто возникают межнациональные конфликты, сепаратистские движения на этнической основе, направленные на создание этнократических государств с господством какого-либо одного этноса. Межэтнические конфликты возникают как между коренными народами, населяющими территорию одного государства, так и между коренным народом и живущими в этой же стране представителями диаспоры. Такая ситуация возникает, когда представители коренных этносов или, наоборот, диаспоры чувствуют себя ущемленными экономически, в политическом или культурном отношении. Нередко межэтнические конфликты дополняются и усугубляются религиозными, межконфессиональными.

Влияние национального состава населения сказывается и на разных сторонах экономической жизни. Каждый народ, исторически адаптируясь к природным условиям населяемой им страны, обладает специфическими производственными навыками, характерными особенностями, традициями в питании, одежде, жилье, поведении (сильно сказывается в этом отношении и влияние религии), и даже развивающиеся процессы интеграции, унификации, космополитизации образа жизни не в состоянии разрушить эту специфику. Именно сегодняшняя эпоха глобализации еще более рельефно отображает этнические (национальные) и конфессиональные особенности людей.

Учет трудовых навыков и традиций населения необходим для эффективной организации хозяйства и более полного использования трудовых ресурсов. Так, например, необходимо сохранение трудовых навыков коренных народов Сибири и Севера в оленеводстве и охотничьем промысле, а также условий для их развития. Учет национальных особенностей быта нужен при определении потребностей в тех или иных товарах и услугах, возможностей их производства и реализации на территории, заселенной данным этносом. Национальные особенности влияют на потребности в таких элементах социальной инфраструктуры, как медицинские учреждения, школы, культурные учреждения (необходимость преподавания, радиотелевизионного вещания, издания книг и газет на родном языке). Религиозные традиции, сочетающиеся с национальными, сильно влияют на образ жизни и бытовые потребности населения. Значение религиозной принадлежности людей в политической и экономической жизни государств заставляет учитывать и конфессиональный состав населения (без углубления в сущность теологических догматов различных религий).

Из собственно демографических характеристик страны, региона, поселения главная – численность населения (для поселений употребляют термин "людность"). Исследуются процессы, приводящие к изменению численности и структуры населения, т.е. динамики населения. Данные приводятся как абсолютные (в тысячах, миллионах человек), так и относительные за определенный период (в процентах, чаще в промилле).

Динамика численности населения за год складывается из естественного прироста (разность числа рождений и смертей) и сальдо миграций (разность между числом приехавших и выехавших). Показатели числа рождений, смертей (абсолютные и на 1000 жителей) характеризуют естественное движение населения, а числа мигрантов (приехавших и выехавших с переменой постоянного места жительства) – механическое движение. Показатели естественного движения населения в целом довольно инерционны, т.е. устойчивы по годам, поскольку определяются медленно изменяющимися факторами – структурой населения по полу и возрасту, уровнем экономического развития, образом жизни и социально-культурными запросами населения. Но при сильных общественных сдвигах они могут меняться и относительно быстро, особенно рождаемость, а при войнах, стихийных бедствиях – и смертность. В результате в некоторые периоды в ряде стран наблюдается естественная убыль населения, когда смертность превышает рождаемость. В таких случаях говорят о явлении депопуляции. Депопуляция в отдельных регионах может быть обусловлена миграциями населения, которые, в частности, существенно меняют его возрастную структуру как в районах выбытия, так и прибытия мигрантов. Вследствие преобладания среди мигрантов молодых возрастов в районах устойчивого притока средний возраст населения понижается, а в районах преимущественного выбытия населения, напротив, повышается. Понятно, что это прямо сказывается на показателях рождаемости и смертности.

Миграционные процессы характеризуются числом въехавших и выехавших (миграционной подвижностью), сальдо механического прироста или убыли (результативностью миграции) как в целом по тому или иному региону, так и в расчете на 1000 жителей.

Показатели динамики численности населения зачастую являются индикаторами экономического благополучия территории. Кратковременный спад рождаемости и рост смертности – результат экономического и социального кризиса. Высокий механический прирост – свидетельство и результат экономического бума. Высокий оборот миграции при близком к нулю сальдо – показатель слабой приживаемости мигрантов (из-за неудовлетворенности заработками, бытовыми условиями). Быстрый рост населения за счет долговременно сохраняющейся высокой рождаемости – следствие скорее архаичности экономики, чем ее процветания. Он создает демографическое напряжение, порождает избыточное давление на природные ресурсы, вызывает дефицит рабочих мест и в последующем – потоки эмигрантов.

Возрастно-половая структура населения имеет значение для определения потребности в различного вида учреждениях обслуживания (образования, здравоохранения), ассортимента товаров в торговле, спроса на жилье с разным числом комнат (в зависимости от размера семьи). Помимо непосредственной зависимости сферы услуг от демографической структуры населения, последняя также обусловливает развитие и размещение различных сфер деятельности. Например, при однобокой специализации промышленности в городах (так называемых моногородах) может возникнуть дефицит рабочих мест для вторых членов семьи (в "шахтерских" городах – для женщин, в "текстильных" – для мужчин). Пропорциональное развитие сфер приложения труда мужчин и женщин – одно из направлений размещения отраслей экономики в городах и городских агломерациях, позволяющее более полно и эффективно использовать трудовой потенциал, а также создавать благоприятный социальный климат для жизнедеятельности населения. Возрастно-половая структура имеет прямое отношение и к выявлению существующего и перспективного трудового потенциала страны, региона, отдельных мест.

Трудовой потенциал территории определяется исходя из количественной и качественной его оценки. Основная составная часть трудового потенциала, или трудовых ресурсов, – лица трудоспособного возраста. В нашей стране к ним относятся женщины в возрасте от 16 до 54 лет и мужчины от 16 до 59 лет. Резерв составляют лица в возрасте до трудоспособного (подростки 14–15 лет) и старше трудоспособного (пенсионеры), а также инвалиды, занятые в народном хозяйстве.

На начало 2014 г. численность экономически активного населения составила 75,2 млн человек, или более 52% от общей численности населения страны, в их числе 70,5 млн человек, были трудоустроены, или 94,4% экономически активного населения были заняты в экономике и 4,18 млн человек (5,6%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных около 1,0 млн человек. Таким образом, официальная численность безработных почти в четыре раза меньше реальной.

В сегодняшней ситуации география занятости и безработицы населения становится важнейшим направлением исследований в социальной и экономической географии. География занятости и безработицы в России зависит от демографической ситуации и структурной трансформации хозяйства. На сегодняшний день рынок труда в России несбалансирован, большинство регионов страны являются трудоизбыточными. В целом ряде республик и областей России предложение рабочей силы значительно превышает спрос на нее (например, республики Северного Кавказа – уровень безработицы в Северо-Кавказском федеральном округе составляет 19,5%, республики Калмыкия, Бурятия, Тува, Удмуртия, Ивановская, Архангельская и Тамбовская области). В то же время в районах Крайнего Севера наблюдается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной. Острая нехватка рабочих и специалистов ощущается в определенных отраслях экономики, в то же время существует скрытая безработица. Наилучшим образом ситуация с занятостью обстоит в крупнейших мегаполисах страны – в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Чукотском автономных округах, Магаданской области, промышленных регионах Урала.

Большое значение имеет не только количественный, но и качественный состав трудовых ресурсов , а также и всего населения. Он зависит от многих факторов, например от возрастной структуры. В районах с многочисленным молодым населением возникают проблемы с трудоустройством вступающих в трудоспособный возраст. Но молодежь более мобильна, способна к переобучению, повышению квалификации. В районах со стареющим населением, менее мобильным, любые структурные изменения в хозяйстве протекают более тяжело. Имеет значение образовательный уровень трудовых ресурсов, доля лиц со средним, средним специальным и высшим образованием, занятых в экономике. Эти различия между регионами довольно значительны. Приходится учитывать также традиционные национальные предпочтения в сфере занятости, исторически сложившиеся трудовые навыки. Самостоятельное значение имеет анализ материального благополучия и социально-культурного развития населения.

Таким образом, можно сделать основные выводы о влиянии населения и расселения на развитие и размещение отраслей хозяйства.

  • 1. На размещение производства влияет качественный и количественный состав трудовых ресурсов. С этим связано, в частности, размещение трудоемких и наукоемких производств.
  • 2. С размещением населения непосредственно связаны размещение и территориальная организация сферы услуг и ряда отраслей материального производства, ориентирующихся на население как потребителя.
  • 3. Демографическая и этническая структуры населения и тенденции их динамики определяют многие стороны социально-экономического развития территорий (трудоресурсный потенциал, развитие отраслей и производств мужского и женского профиля, структура потребления).
  • 4. Важнейшее значение в условиях продолжающейся реструктуризации экономики России, развития рыночных отношений приобретают проблемы безработицы, создания новых рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров, социальной и экономической поддержки малоимущих. Понятно, что этим определяется широкий круг проблем развития всей экономики страны.
  • 5. Исторически сложившееся расселение – важнейший стабилизирующий фактор организации народного хозяйства, поскольку именно в поселениях, городах и агломерациях сосредоточены трудовые и материально-технические ресурсы, требующие более полного использования при одновременном их расширенном воспроизводстве и обновлении.

Увлекательный предмет география является научным направлением, изучающим земную поверхность, океаны и моря, окружающую среду и экосистемы, а также взаимодействие между человеческим обществом и окружающей средой. Слово географии в буквальном переводе с древнегреческого означает "описание земли". Ниже приведено общее определение термина география:

"География - система научных знаний, изучающая физические особенности Земли и окружающей среды, включая влияние деятельности человека на эти факторы, и наоборот. Предмет также охватывает закономерности размещения населения, землепользования, наличия и производств".

Ученые, которые изучают географию известны как географы. Эти люди занимаются исследованием природной среды нашей планеты и человеческого общества. Хотя картографы античного мира были известны как географы, сегодня это относительно самостоятельная специализация. Географы, как правило, сосредоточены на двух основных областях географических исследований: физической географии и географии человека.

История развития географии

Термин "география" был придуман древними греками, которые не только создали подробные карты окружающей местности, а также объяснили отличие людей и природных ландшафтов в разных местах Земли. С течением времени, богатое наследие географии осуществило судьбоносное путешествие в яркие исламские умы. Золотой век ислама стал свидетелем поразительных достижений в области географических наук. Исламские географы прославились новаторскими открытиям. Были исследованы новые земли и разработана первая сетка-основа для системы карт. Китайская цивилизация также инструментально способствовала развитию ранней географии. Компас, разработанный китайцами, использовался исследователями для изучения неизвестного.

Новая глава в истории науки начинается с периода великих географических открытий, период, совпадающий с Европейским Ренессансом. В европейским мире проснулся свежий интерес к географии. Марко Поло - венецианский купец и путешественник возглавил эту новую эпоху исследований. Коммерческие интересы в установлении торговых контактов с богатыми цивилизациями Азии, такими как Китай и Индия стали основным стимулом путешествий в те времена. Европейцы продвинулись вперед по всем направлениям, открыв новые земли, уникальные культуры и . Был признан огромный потенциал географии для формирования будущего человеческой цивилизации и в 18 веке, ее ввели в качестве основной дисциплины на университетском уровне. Опираясь на географические знания, люди начали открывать новые пути и средства для преодоления трудностей, порождаемых природой, что привело к процветанию человеческой цивилизации во всех уголках мира. В 20-м веке, аэрофотосъемка, спутниковые технологии, компьютеризированные системы, и сложное программное обеспечение радикально изменили науку и сделали изучение географии более полным и подробным.

Ветви географии

География может рассматриваться как междисциплинарная наука. Предмет включает в себя трансдисциплинарный подход, что позволяет наблюдать и анализировать объекты в пространстве Земли, а также разрабатывать пути решения проблем на основе этого анализа. Дисциплина география может быть поделена на несколько направлений научного исследования. Первичная классификация география разделяет подход к предмету на две обширные категории: физическая география и социально-экономическая география.

Физическая География

определяется как ветвь географии, которая включает в себя изучение природных объектов и явлений (или процессов) на Земле.

Физическая география дополнительно подразделяется на следующие отрасли:

  • Геоморфология: занимается изучением топографических и батиметрических особенностей поверхности Земли. Наука помогает прояснить различные аспекты, связанные с формами рельефа, такие как их история и динамика. Геоморфология также пытается предсказать будущие изменения физических характеристик внешнего облика Земли.
  • Гляциология: раздел физической географии, занимающийся изучением взаимосвязи динамики ледников и их влияния на экологию планеты. Таким образом, гляциология предполагает исследование криосферы, включая альпийские и материковые ледники. Ледниковая геология, гидрология снега и т.д. являются некоторыми субдисциплинами гляциологических исследований.
  • Океанография: так как океаны содержат 96.5% от всей воды на Земле, специализированная дисциплина океанография посвящена их изучению. Наука океанография включает в себя геологическую океанографию (изучение геологических аспектов дна океана, подводных гор, вулканов и т.д.), биологическую океанографию (изучение морской флоры, фауны и экосистем океана), химическую океанографию (изучение химического состава морских вод и их воздействие на морские формы жизни), физическую океанографию (исследование океанических движений, таких как волны, течения, приливы и отливы).
  • Гидрология: еще одна важная отрасль физической географии, занимающаяся изучением свойств и динамики движения воды по отношению к суше. Она исследует реки, озера, ледники и подземные водоносные горизонты планеты. Гидрология изучает непрерывное движение воды от одного источника к другому, выше и ниже поверхности Земли, через .
  • Почвоведение: раздел науки, который изучает различные типы почв в их естественной среде на поверхности Земли. Помогает собирать информацию и знания о процессе формирования (почвообразование), составе, текстуре и классификации почв.
  • : незаменимая дисциплина физической географии, исследующая рассредоточение живых организмов в географическом пространстве планеты. Она также занимается изучением распределения видов в течение геологических периодов времени. Каждый географический регион имеет свои уникальные экосистемы, а биогеография исследует и объясняет их взаимосвязь с физико-географическими особенностями. Существуют различные ветви биогеографии: зоогеография (географическое распределение животных), фитогеография (географическое распределение растений), островная биогеография (изучение факторов, влияющих на отдельные экосистемы) и т.д.
  • Палеогеография: отрасль физической географии, которая изучает географические особенности в различные моменты времени геологической истории Земли. Наука помогает географам получить информацию о континентальных положениях и тектоники плит, определяющиеся путем изучения палеомагнетизма и ископаемых записей.
  • Климатология: научное исследование климата, а также важнейший раздел географических исследований в современном мире. Рассматривает все аспекты, связанные с микро или местным климатом, а также макро или глобального климатом. Климатология также включает в себя изучение влияния человеческого общества на климат, и наоборот.
  • Метеорология: занимается изучением погодных условий, атмосферных процессов и явлений, влияющих на местную и глобальную погоду.
  • Экологическая география: исследует взаимодействие между людьми (отдельными лицами или обществом) и их природной средой с пространственной точки зрения.
  • Прибрежная география: специализированная область физической географии, которая также включает в себя изучение социально-экономической географии. Она посвящена исследованию динамического взаимодействия между прибрежной зоной и морем. Физические процессы, формирующие побережья и влияние моря на изменение ландшафта. Исследование также предполагает понимание воздействия жителей прибрежных районов на рельеф и экосистему побережья.
  • Четвертичная геология: узкоспециализированный раздел физической географии, занимающаяся изучением четвертичного периода Земли (географическая история Земли, охватывающая последние 2,6 миллиона лет). Это позволяет географам узнать об экологических изменениях, произошедших в недавнем прошлом планеты. Знания используется в качестве инструмента для прогнозирования будущих изменений в окружающей среде мира.
  • Геоматика: техническая отрасль физической географии, которая включает в себя сбор, анализ, интерпретацию и хранения данных о поверхности земли.
  • Ландшафтная экология: наука изучающая влияние различных ландшафтов Земли на экологические процессы и экосистемы планеты.

География человека

География человека, или социально-экономическая география - ветвь географии, занимающаяся исследованием воздействие окружающей среды на человеческое общество и земную поверхность, а также влияние антропогенной деятельности на планету. Социально-экономическая география ориентирована на изучение самых развитых с эволюционной точки зрения существ мира - людей и их окружение.

Эта ветвь географии делится на различные дисциплины в зависимости от направленности исследований:

  • География население: занимается изучением того, как природа определяет распределение, рост, состав, образ жизни и миграции человеческих популяций.
  • Историческая география: объясняет изменение и развитие географических явлений с течением времени. Несмотря на то, что этот раздел рассматривается как отрасль человеческой географии, он также фокусируется на определенных аспектах физической географии. Историческая география пытается понять, почему, как и когда изменяются места и регионы Земли, а также какое влияние оказывают на человеческое общество.
  • Культурная география: исследует, как и почему культурные предпочтения и нормы меняются в зависимости от пространства и места. Таким образом, она занимается изучением пространственных вариаций человеческих культур, включая религию, язык, выбор источников средств к существованию, политику и т.д.
  • Экономическая география: важнейший раздел социально-экономической географии, охватывающий исследование расположения, распределение и организацию хозяйственной деятельность человека в географическом пространстве.
  • Политическая география: рассматривает политические границы стран мира и разделение между странами. Она также изучает, как пространственные структуры влияют на политические функции, и наоборот. Военная география, электоральная география, геополитика - некоторые из субдисциплин политической географии.
  • География здоровья: исследует воздействие географического положения на здоровье и благополучие людей.
  • Социальная география: изучает качество и уровень жизни человеческого населения мира и пытается понять, как и почему такие стандарты меняются в зависимости от места и пространства.
  • География населенных пунктов: занимается исследованием городских и сельских поселений, экономической структуры, инфраструктуры и т.д., а также динамики расселения человека по отношению к пространству и времени.
  • География животных: изучает животный мир Земли и взаимозависимость между людьми и животными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Министерство образования

Национальный институт образования

В.С.Аношко, Б.Н.Крайко, Мешечко Е.Н., П.И.Рогач

Общая география

Учебное пособие для 11 класса

Общеобразовательных учреждений с русским и белорусским языками обучения

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Основные этапы развития географии

§ 1 Истоки географических знаний. География античного времени, средневековья и эпохи Великих географических открытий

§ 2. Современная географии: становление и основные направления развития

Тема 2. Методы географических исследований

§ 3. Классификация методов географических исследований

§ 4. Новые методы географических исследований

§ 5. Географическая карта – модель земной поверхности.

Раздел II. Физический мир Земли

Тема 3. История развития Земли

§ 6 Геологическая история Земли. Система геологического летоисчисления.

Тема 4. Влияние Солнца и Луны на Земные процессы

§ 7. Влияние Солнца и Луны на земные процессы

Раздел III. Географическая оболочка Земли

Тема 5. Географическая оболочка как природный комплекс планетарного масштаба

§ 8. Зональность – основная закономерность географической оболочки

§ 9. Характеристика составных частей географической оболочки. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера.

§10 Почвы, растительный и животный мир Земли

§ 11. Взаимодействия общества и природы на разных этапах развития человечества

Тема 6. География природных ресурсов Земли

§ 12. Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность и прогнозирование состояния природных ресурсов

§ 13. Распределение природных ресурсов на суше и в Мировом океане.

Тема 7. Территориально-пространственное деление географической оболочки

§ 14. Природные компоненты и природно-территориальные комплексы (ПТК). Ландшафты

Раздел IV. Территориальная организация общества. География мирового хозяйства.

Тема 8. Географические проблемы территориальной организации общества

§ 15. Понятие о территориальной организации жизни населения. Территориальные социально-экономические системы. Факторы и принципы районной планировки.

Тема 9. Мировое хозяйство. Мировое хозяйство и научно-технический прогресс. Международное разделение труда

§ 16. Мировое хозяйство и его отраслевая структура. Международная экономическая интеграция.

§ 17. Влияние научно-технического прогресса на мировое хозяйство

Тема 10. География отраслей мирового хозяйства.

§ 18. Факторы размещения отраслей мирового хозяйства.

Промышленность мира.

§ 19. Энергетика.

§ 20 Металлургия

§ 21. Машиностроение.

§ 22. Химическая промышленность

§ 23.Лесная промышленность

§ 24. ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Пищевая промышленность.

§ 25. Транспорт

§ 26. Мировое сельское хозяйство. Растениеводство

§ 27. Сельское хозяйство. Животноводство

Раздел V. Глобальные проблемы

Тема 11. Глобальные проблемы человечества и роль географии в их решении

§ 28. Сущность понятия «глобальные проблемы человечества». Геоэкологические проблемы

§ 29. Демографическая проблема. Демографическая политика.

§ 30. Политическая география. Геополитика.

§ 31. Международное сотрудничество в решения экологических проблем Концепция устойчивого развития.

Вопросы для обобщающего повторения

Заключение

Приложения

Как работать с учебником

Уважаемые старшеклассники!

Перед каждым параграфом предлагаются рубрика «Изучение содержания параграфа предоставляет возможность» , которая раскрывает суть параграфа. Например

Ø дополнить представления об истоках географических знаний;

Ø изучить этапы и особенности развития географических знаний на каждом из исторических этапов развития общества.

Материал учебника разделен на основной, который обязателен для усвоения всеми учащимися, и дополнительный для расширения общего кругозора учащихся (выделен в тексте параграфа мелким шрифтом). При работе с текстом учебного пособия учащимся необходимо использовать его иллюстративный и статистический материал, а также приложения в конце учебного пособия. Иллюстративный материал сопровождается вопросами и заданиями, поиск ответов на которые позволит более глубоко и осознанно усвоить содержание параграфа. Для самоконтроля и проверки знаний и умений в конце каждого параграфа приводятся вопросы, которые требуют пересказа содержания учебного пособия, обозначены порядковым номером без звездочки, более сложные обозначены одной звездочкой(*).

Для более глубокой и всесторонней подготовки к урокам вам необходимо использовать периодическую печать, информацию радио и телепередач, Internet, применять знания из других школьных предметов.

ВВЕДЕНИЕ

Вы приступаете к изучению завершающего курса «Общая география», в котором рассматривается природа, население и хозяйство Земли в их тесной взаимосвязи. Как Вы уже знаете общим объектом изучения географии является географическая оболочка. В курсе общей географии она рассматривается как природный комплекс планетарного масштаба и как объект антропогенного воздействия.

Вы познакомитесь с развитием в географической науке двух направлений – дифференциации, которая ведет к образованию в географии множества научных дисциплин, и интеграции, ведущей к объединению разных ветвей географии в единое целое и способствующей усилению целостности и единства географии как науки, формированию общей географии.

Процессы интеграции протекают не только между частями географии, но и на стыке географии с другими науками (биологией, геологией и др.), что способствует образованию новых научных направлений и новых наук. Эти явления также изучают в общей географии.

Такой подход особенно актуален для географии, которая хотя и состоит из двух структурных частей – естественнонаучной (физическая география) и общественнонаучной (экономическая и социальная география), но ее задачей является изучение природы, население и хозяйственной деятельности в комплексе и установление законов и закономерностей взаимодействия между человеческим обществом и природной средой.

Необходимость общегеографического понимания явлений и процессов, протекающих на Земле, доказывается комплексностью географической науки. Как известно, общим объектом географии является географическая оболочка Земли, которая состоит из взаимодействующих земных сфер (литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы) и является средой жизни и деятельности человека. Состояние географической оболочки во многом определяется не только силами природы и космоса, но и деятельностью человека. Понять и изучить это многообразие можно только, зная общие законы и закономерности развития природы и общества.

Комплексность в общегеографических исследованиях предполагает одновременное изучение и учет всей информации о состоянии природы, хозяйства, населения, экологическом состоянии территории. В общегеографических исследованиях окружающей среды отчетливо проявляются два направления – экологическое (геоэкологическое) и ресурсное. В пределах каждого из них, формируются такие учебные и научные дисциплины, как геоэкология, природопользование, ресурсоведение и др., которые исследуют проблемы взаимодействия между природой, человеком и хозяйством.

Место общей географии в системе географических наук можно показать в виде следующей схемы (Рис…)

Без общегеографического подхода невозможно реализовать огромный научный, мировоззренческий, общекультурный и идеологический потенциал, который заложен в географии как образовательном предмете, дающем комплексное представление об окружающем мире, о системе взаимоотношений общества и природы.

Общегеографические знания играют важную роль в стратегии устойчивого развития государства, в расширении международных связей, в интеграционных процессах. Благодаря комплексному, территориальному подходу к изучаемым природным, хозяйственным, социальным объектам и явлениям у учащихся формируется географическое мышление. Общая география как целостная учебная дисциплина пока находится в стадии формирования. Отдельные понятия, определения требуют дальнейшего обсуждения и уточнения. Однако общепризнанным является значение этой дисциплины в познании и решении сложнейших проблем возникающих во взаимоотношении общества и природы и в формировании географических знаний.

Первый раздел учебного пособия посвящен развитию географической науки. Он раскрывает исторический путь географии от простого землеописания до науки решающей многие практические проблемы в современном мире. Особое внимание уделено вопросам развития общей географии и методам географических исследований. Второй раздел «Физический мир Земли» включает вопросы влияния Солнца и Луны на географические процессы и явления на Земле. Не зная этих вопросов невозможно понять и объяснить основные процессы, происходящие в географической оболочке Земли. В третьем разделе «Географическая оболочка Земли» географическая оболочка рассматривается как природный комплекс планетарного масштаба, приводятся схемы ее территориального деления, дается общий обзор природных ресурсов, а также воздействие человека на географическую оболочку. Раздел IV. «Территориальная организация общества. География мирового хозяйства» включает социально-географические вопросы и проблемы территориальной организации общества, раскрываются проблемы становления мирового хозяйства и его интеграции, а также особенности развития его отраслей в эпоху НТП.

В завершающем разделе учебного пособия изучаются глобальные проблемы человечества и пути их решения, вопросы устойчивого развития регионов и стран, а также международное сотрудничество в решении глобальных проблем человечества.

Вопросы и задания

1. В чем заключается уникальность географической науки?

2. В чем заключается сущность комплексности географических исследований.

3. Какие существуют отличия между физической, социально-экономической и общей географией?

Раздел 1. .География как наука


Похожая информация.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса