Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пионеры герои рассказы на белорусском языке. Истории о пионерах-героях. Юные герои Великой Отечественной воины


4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Школа в партизанском крае.

Т. Кот. ,Из книги «Дети-герои»,
Увязая в топком болоте, падая и снова поднимаясь, мы уходили к своим - к партизанам. В родном селе лютовали немцы.
И вот целый месяц немцы бомбили наш лагерь. «Партизаны уничтожены»,- послали они, наконец, донесение своему верховному командованию. Но невидимые руки снова пускали под откос поезда, взрывали склады с оружием, уничтожали немецкие гарнизоны.
Лето кончилось, осень уже примеряла свой пестрый, багряный наряд. Трудно нам было представить сентябрь без школы.
- Я вот какие буквы знаю! - сказала как-то восьмилетняя Наташа Дрозд и вывела палочкой на песке круглое «О» и рядом - неровные ворота «П». Ее подружка нарисовала несколько цифр. Девочки играли в школу, и ни та, ни другая не замечали, с какой грустью и теплотой следит за ними командир партизанского отряда Ковалевский. Вечером на совете командиров он сказал:
- Ребятишкам школа нужна…- и добавил тихо: - Нельзя их лишать детства.
В ту же ночь на боевое задание вышли комсомольцы Федя Трутько и Саша Василевский, с ними Петр Ильич Ивановский. Вернулись они через несколько дней. Из карманов, из-за пазухи доставали карандаши, ручки, буквари, задачники. Миром и домом, большой человеческой заботой повеяло от этих книжек адесь, среди болот, где шла смертельная схватка за жизнь.
- Мост легче взорвать, чем ваши книжки раздобыть,- весело блеснул зубами Петр Ильич и достал… пионерский горн.
Никто из партизан ни слова не сказал о том, какому риску подвергались они. В каждом доме могла быть засада, но никому из них в голову не пришло отказаться от задания, вернуться с пустыми руками. ,
Были организованы три класса: первый, второй и третий. Школа… Вбитые в землю колья, переплетенные лозняком, расчищенная площадка, вместо доски и мела - песок и палочка, вместо парт -пни, вместо крыши над головой - маскировка от немецких самолетов. В пасмурную погоду нас одолевали комары, иногда заползали змеи, но мы ни на что не обращали внимания.
Как дорожили ребята своей школой-поляной, как ловили каждое слово учителя! Учебников приходилось по одному, по два на класс. По некоторым предметам совсем не было книг. Многое запоминали со слов учителя, который иногда приходил на урок прямо с боевого задания, с винтовкой в руках, опоясанный лентой с патронами.
Бойцы приносили все, что удавалось добыть для нас у врага, но бумаги не хватало. Осторожно снимали мы березовую кору с поваленных деревьев и писали на ней угольками. Не было случая, чтобы кто-то не выполнил домашнего задания. Пропускали занятия только те ребята, которых срочно посылали в разведку.
Выяснилось, что у нас только девять пионеров, остальных двадцать восемь ребят нужно было принять в пионеры. Из парашюта, подаренного партизанам, мы сшили знамя, сделали пионерскую форму. В пионеры принимали партизаны, галстуки вновь поступившим повязывал сам командир отряда. Тут же был избран штаб пионерской дружины.
Не прекращая занятий, мы строили к зиме новую школу-землянку. Для ее утепления надо было очень много мха. Выдергивали его так, что болели пальцы, иногда срывали ногти, больно резали руки травой, но никто не жаловался. Никто не требовал от нас отличной учебы, однако это требование предъявлял к себе каждый из нас. А когда пришла тяжелая весть, что убит наш любимый товарищ Саша Василевский, все пионеры дружины дали торжественную клятву: учиться еще лучше.
По нашей просьбе дружине присвоили имя погибшего друга. В ту же ночь, мстя за Сашу, партизаны взорвали 14 немецких автомашин, пустили под откос эшелон. Немцы бросили против партизан 75 тысяч карателей. Снова началась блокада. Все, кто умел обращаться с оружием, ушли в бой. Семьи отступали в глубь болот, отходила и наша пионерская дружина. На нас леденела одежда, ели один раз в день заваренную в горячей воде муку. Но, отступая, мы захватили все наши учебники. На новом месте занятия продолжались. И клятву, данную Саше Василевскому, мы сдержали. Весной на экзаменах все пионеры отвечали без запинки. Строгие экзаменаторы - командир отряда, комиссар, учителя - были довольны нами.
В награду лучшие ученики получили право участвовать в соревнованиях по стрельбе. Стреляли они из пистолета командира отряда. Это была для ребят высшая честь.

14-летний мальчик из украинской Шепетовки стал самым юным Героем Советского Союза.

Времена не выбирают, гласит известная мудрость. Кому-то достаётся детство с пионерскими лагерями и сбором макулатуры, кому-то - с игровыми приставками и аккаунтами в социальных сетях.

Военная тайна

Поколению детей 1930-х досталась жестокая и страшная война, отнимавшая родных, близких, друзей и само детство. И вместо детских игрушек самые стойкие и отважные брали в руки винтовки и автоматы. Брали, чтобы мстить врагу и сражаться за Родину.

Война - не детское дело. Но, когда она приходит в твой дом, привычные представления меняются кардинально.

В 1933 году писатель Аркадий Гайдар написал «Сказку о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Этому произведению Гайдара, написанному за восемь лет до начала Великой Отечественной, было суждено стать символом памяти обо всех юных героях, павших в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Валя Котик, как и все советские мальчишки и девчонки, конечно, слышал сказку о Мальчише-Кибальчише. Но вряд ли он думал, что ему придётся оказаться на месте отважного героя Гайдара.

Он родился 11 февраля 1930 года на Украине, в селе Хмелевка Каменец-Подольской области, в крестьянской семье.

У Вали было обычное детство мальчишки той поры, с обычными шалостями, секретами, порой плохими отметками. Всё изменил июнь 1941 года, когда в жизнь шестиклассника Вали Котика ворвалась война.

Отчаянный

Стремительный гитлеровский блицкриг лета 1941-го, и вот Валя, живший к тому времени в городе Шепетовка, вместе с семьёй уже на оккупированной территории.

Победоносная мощь вермахта вселяла страх во многих взрослых, но не напугала Валю, который вместе со своими друзьями решил бороться с фашистами. Для начала они стали собирать и припрятывать оружие, оставшееся на местах боёв, кипевших вокруг Шепетовки. Потом осмелели до того, что стали красть автоматы у зазевавшихся гитлеровцев.

А осенью 1941 года отчаянный мальчишка совершил настоящую диверсию - устроив засаду у дороги, он гранатой подорвал машину с гитлеровцами, уничтожив нескольких солдат и командира отряда полевой жандармерии.

О делах Вали узнали подпольщики. Остановить отчаянного мальчика было почти невозможно, и тогда его привлекли к подпольной работе. Ему поручали собирать сведения о немецком гарнизоне, расклеивать листовки, выступать в качестве связного.

До поры до времени шустрый паренёк подозрения у гитлеровцев не вызывал. Однако чем больше становилось на счету подпольщиков успешных акций, тем внимательнее начинали гитлеровцы искать их помощников среди местных жителей.

Юный партизан спас отряд от карателей

Летом 1943 года над семьёй Вали нависла угроза ареста, и он вместе с матерью и братом ушёл в лес, став бойцом партизанского отряда имени Кармелюка.

Командование старалось беречь 13-летнего парня, но он рвался в бой. К тому же Валя показал себя как умелый разведчик и человек, способный найти выход из самой сложной ситуации.

В октябре 1943 года Валя, находившийся в партизанском дозоре, напоролся на карателей, готовившихся атаковать базу партизанского отряда. Мальчика скрутили, но, решив, что он не представляет угрозы и не может дать ценных разведданных, оставили под охраной здесь же, на опушке леса.

Сам Валя был ранен, но сумел добраться до избушки лесника, помогавшего партизанам. После выздоровления он продолжил воевать в отряде.

Валя участвовал в подрыве шести вражеских эшелонов, уничтожении кабеля стратегической связи гитлеровцев, а также ещё в целом ряде успешных акций, за которые он был отмечен орденом Отечественной войны I степени и медалью «Партизану Отечественной войны II степени».

Последний бой Вали

11 февраля 1944 года Вале исполнилось 14 лет. Фронт стремительно катился на Запад, и партизаны, как могли, помогали регулярной армии. Шепетовку, где жил Валя, уже освободили, но отряд двинулся дальше, готовясь к своей последней операции - штурму города Изяслава.

После неё отряд должен был быть расформирован, взрослым предстояло влиться в регулярные части, а Вале - вернуться в школу.

Сражение за Изяслав 16 февраля 1944 года получилось жарким, но оно уже завершалось в пользу партизан, когда шальной пулей Валя был тяжело ранен.

На помощь партизанам в город ворвались советские войска. Раненого Валю срочно отправили в тыл, в госпиталь. Однако ранение оказалось смертельным - 17 февраля 1944 года Вали Котика не стало.

Валю похоронили в селе Хоровец. По просьбе его матери, прах сына перенесли в город Шепетовку и перезахоронили в городском парке.

Большая страна, пережившая страшную войну, не могла сразу оценить по достоинству подвиги всех, кто сражался за её свободу и независимость. Но со временем всё встало на свои места.

За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1958 года Котику Валентину Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В истории он так и не стал Валентином, оставшись просто Валей. Самым юным Героем Советского Союза.

Его имя, как имена других пионеров-героев, о чьём подвиге рассказывали советским школьникам послевоенной поры, подверглось шельмованию в постсоветский период.

Но время всё расставляет на свои места. Подвиг есть подвиг, а предательство есть предательство. Валя Котик в тяжёлую годину испытаний для Родины оказался мужественнее многих взрослых, и по сей день ищущих оправдания своей трусости и малодушию. Вечная ему слава!

Юные герои Великой Отечественной воины

Познавательный материал для внеклассной работы по литературному чтению или по истории для начальной школы по теме: ВОВ

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Это были простые дети и подростки, о которых знали только родные, одноклассники и друзья.

Но пришел час тяжелых испытаний и они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. Вместе со взрослыми на их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. И никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий подвиг во славу свободы и независимости своей Родины!

Нет! — сказали мы фашистам, —

Не потерпит наш народ,

Чтобы русский хлеб душистый

Назывался словом «брот»....

Где найдется в мире сила,

Чтобы нас она сломила,

Под ярмом согнула нас

В тех краях, где в дни победы

Наши прадеды и деды

Пировали столько раз?..

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали, с русскими едины,

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши...

Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым…

Пешим, плавающим, конным,

В жарких битвах закаленным!

Слава павшим и живым,

От души спасибо им!

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ — за нас с тобой.

Отрывки из стихотворения С. Михалкова «Быль для детей»

Казей Марат Иванович (1929-1944), партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1965, посмертно). С 1942 г. разведчик партизанского отряда (Минская область).

В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой Ад ой Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пятнадцатилетний Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Портнова Зинаида Мартыновна (Зина) (1926-1944), юная партизанка Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1958, посмертно). Разведчик партизанского отряда «Юные мстители» (Витебская область).

Война застала ленинградку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, — это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 г., возвращаясь с задания, в деревне Мостище Зина была выдана предателем фашистам. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее. Отважная юная партизанка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием — званием Героя Советского Союза.

Котик Валентин Александрович (Валя) (1930—1944), юный партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1958, посмертно). С 1942 г. — связной подпольной организации в г. Шепетовка, разведчик партизанского отряда (Хмельницкая область, Украина).

Валя родился 11 февраля 1930 г. в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, руководители партизанского отряда доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его. Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Обыкновенный мальчишка, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету — шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени. Погиб Валя как герой в одном из неравных боев с фашистами.

Голиков Леонид Александрович (1926—1943). Юный герой-партизан. Бригадный разведчик 67 отряда четвертой ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях.

Всего им уничтожено 78 фашистов, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Отличился в боях у деревень Апросово, Сосницы, Север. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награжден орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».

13 августа 1942 г., возвращаясь из разведки от шоссе Луга — Псков неподалеку от деревни Варницы подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. Представлен к званию Герой Советского Союза. 24 января 1943 г. в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. Президиум Верховного Совета Указом от 2 апреля 1944 г. присвоил ему звание Героя Советского Союза.

Аркадий Каманин мечтал о небе, когда был еще совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, летчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А еще всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти. Когда началась война, он пошел работать на авиационный завод, потом на аэродром. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолет. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолет на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награжден вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

Юта Бондаровская летом 1941 г. приехала из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь настигла ее страшная война. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов. Партизанский отряд вместе с частями Красной Армии ушел помогать партизанам Эстонии. В одном из боев — у эстонского хутора Ростов — Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны, пала смертью храбрых. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью «Партизану Отечественной войны» I степени, орденом Отечественной войны I степени.

Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи — на юге Ленинградской области — была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих ребят, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смела, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: «За отличную учебу». Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам. Вместе с юной партизанкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Юная патриотка была расстреляна. Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны I степени.

За операцию по разведке и взрыву железнодорожного моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но получить свою награду юная героиня не успела.

Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела — деревню заняли фашисты. И тогда однажды ночью Лариса с двумя старшими подругами ушла из деревни. В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П.В. Рындин вначале отказался принять «таких маленьких». Но молоденьким девчонкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях. Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны I степени стоит горькое слово: «Посмертно».

Не мог мириться со зверствами фашистов и Саша Бородулин . Раздобыв винтовку, Саша уничтожил фашистского мотоциклиста, взял первый боевой трофей — настоящий немецкий автомат. Это и стало веской причиной приема его в партизанский отряд. День за днем вел он разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. Немало уничтоженных машин и солдат было на его счету. За выполнение опасных заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша Бородулин зимой 1941 г. был награжден орденом Красного Знамени. Каратели выследили партизан. Трое суток уходил от них отряд. В группе добровольцев Саша остался прикрывать отступление отряда. Когда все товарищи погибли, отважный герой, позволив фашистам сомкнуть вокруг себя кольцо, выхватил гранату и взорвал их и себя.

Подвиг юного партизана

(Отрывки из очерка М. Даниленко «Гришина жизнь» (перевод Ю. Богушевича))

Ночью каратели окружили деревню. Гриша проснулся от какого-то звука. Он открыл глаза и глянул в окно. По освещенному луной стеклу мелькнула тень.

— Папа! — тихо позвал Гриша.

— Спи, чего тебе? — отозвался отец.

Но мальчик больше не спал. Ступая босыми ногами по холодному полу, он тихонько вышел в сени. И тут услышал, как кто-то рванул двери и несколько пар сапог тяжело прогремели в избу.

Мальчик бросился в огород, где стояла баня с маленькой пристройкой. Сквозь щель в дверях Гриша видел, как вывели его отца, мать и сестер. У Нади текла кровь из плеча, и девушка зажимала рану рукой...

До самого рассвета простоял Гриша в пристройке и смотрел перед собой широко раскрытыми глазами. Скупо цедился лунный свет. Где-то с крыши сорвалась сосулька и с тихим звоном разбилась на завалинке. Мальчик вздрогнул. Он не чувствовал ни холода, ни страха.

В ту ночь у него между бровей появилась маленькая морщинка. Появилась, чтобы никогда уже не исчезать. Семью Гриши расстреляли фашисты.

От деревни к деревне шел тринадцатилетний мальчик с не по-детски суровым взглядом. Шел к Сожу. Он знал, что где-то за рекой был его брат Алексей, были партизаны. Через несколько дней Гриша пришел в поселок Ямецкий.

Жительница этого поселка Феодосия Иванова была связной партизанского отряда, которым командовал Петр Антонович Балыков. Она и привела мальчика в отряд.

С суровыми лицами слушали Гришу комиссар отряда Павел Иванович Дедик и начальник штаба Алексей Подобе- Дов. А он стоял в изорванной рубашке, со сбитыми о корни ногами, с негаснущим огнем ненависти в глазах. Началась партизанская жизнь Гриши Подобедова. И на какое бы задание ни отправлялись партизаны, Гриша всегда просил взять его с собой...

Гриша Подобедов стал отличным партизанским разведчиком. Как-то связные сообщили, что гитлеровцы вместе с полицаями из Кормы ограбили население. Забрали 30 коров и все, что попало под руку, и едут в направлении Шестого поселка. Отряд направился в погоню за врагом. Руководил операцией Петр Антонович Балыков.

— Ну, Гриша, — сказал командир. — Пойдешь с Аленой Конашковой в разведку. Узнайте, где враг остановился, что делает, что думает делать.

И вот в Шестой поселок бредет утомленная женщина с мотыгой и мешком, а с нею мальчик, одетый в не по росту большую телогрейку.

— Это же просо сеяли, люди добрые, — обращаясь к полицаям, сетовала женщина. — А попробуй поднять с малым эти вырубки. Нелегко, ох, нелегко!

И никто, конечно, не заметил, как следят зоркие глаза мальчонки за каждым солдатом, как они все замечают.

Гриша побывал в пяти домах, где остановились фашисты и полицаи. И обо всем узнал, потом подробно доложил командиру. В небо взвилась красная ракета. И через несколько минут все завершилось: партизаны загнали врага в хитро расставленный «мешок» и уничтожили его. Награбленное добро вернули населению.

Ходил в разведку Гриша и перед памятным боем у реки Покать.

С уздечкой, прихрамывая (в пятку попала заноза), маленький пастушок сновал среди гитлеровцев. И такая ненависть горела в его глазах, что, казалось, одна она могла бы испепелить врагов.

А затем разведчик докладывал, сколько видел у врагов пушек, где стоят пулеметы и минометы. И от партизанских пуль и мин находили себе могилы на белорусской земле захватчики.

В начале июня 1943 г. Гриша Подобедов вместе с партизаном Яковом Кебиковым пошел в разведку в район деревни Залесье, где размещалась карательная рота из так называемого добровольческого отряда «Днепр». Гриша пробрался в дом, где подвыпившие каратели устроили вечеринку.

Партизаны бесшумно вошли в деревню и целиком уничтожили роту. Спасся только командир, он спрятался в колодец. Утром его оттуда вытащил местный дедок, как поганого кота, за загривок...

Это была последняя операция, в которой участвовал Гриша Подобедов. 17 июня вместе со старшиной Николаем Борисенко он поехал в деревню Рудую Бартоломеевку за мукой, приготовленной для партизан.

Ярко светило солнце. На крыше мельницы порхала серая птичка, наблюдая хитрыми глазенками за людьми. Широкоплечий Николай Борисенко только взвалил на подводу тяжелый мешок, как прибежал побледневший мельник.

— Каратели! — выдохнул он.

Старшина и Гриша схватились за автоматы и бросились в кустарник, росший у мельницы. Но их заметили. Свистнули злобные пули, срезая веточки ольшаника.

— Ложись! — подал команду Борисенко и выпустил длинную очередь из автомата.

Гриша, целясь, давал короткие очереди. Он видел, как каратели, будто бы наткнувшись на невидимую преграду, падали, скошенные его пулями.

— Так вам, так вам!..

Неожиданно старшина глухо охнул и схватился за горло. Гриша обернулся. Борисенко задергался всем телом и затих. Его остекленевшие глаза смотрели теперь безразлично в высокое небо, а рука впилась, как будто прикипела, в ложе автомата.

Кустарник, где теперь остался один Гриша Подобедов, окружили враги. Их было около шестидесяти человек.

Гриша стиснул зубы и поднял руку. К нему сразу же бросилось несколько солдат.

— Ах вы, ироды! Чего захотели?! — крикнул партизан и в упор полоснул по ним из автомата.

Шесть гитлеровцев свалилось ему под ноги. Остальные залегли. Все чаще и чаще над Гришиной головой свистели пули. Партизан молчал, не откликался. Тогда осмелевшие враги вновь поднялись. И вновь под метким автоматным огнем вжимались в землю. А в автомате уже кончились патроны. Гриша выхватил пистолет. — Сдаюсь! — крикнул он.

К нему рысцой подбежал высокий и тонкий, как жердь, полицай. Гриша выстрелил ему прямо в лицо. На какой-то неуловимый миг мальчик окинул взором редкий кустарник, тучки на небе и, приставив пистолет к виску, нажал на спусковой крючок...

О подвигах юных героев Великой Отечественной войны, можно прочитать в книгах:

Авраменко А.И. Гонцы из неволи: повесть / Пер. с укр. — М.: Молодая гвардия, 1981. — 208 е.: ил. — (Юные герои).

Большак В.Г. Проводник в бездну: Докум. повесть. — М.: Молодая гвардия, 1979. — 160 с. — (Юные герои).

Вуравкин Г.Н. Три страницы из легенды / Пер. с белорус. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 64 с. — (Юные герои).

Валько И.В. Куда летишь, журавлик?: Докум. повесть. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 174 с. — (Юные герои).

Выговский B.C. Огонь юного сердца / Пер. с укр. — М.: Дет. лит., 1968. — 144 с. — (Школьная библиотека).

Дети военной поры / Сост. Э.Максимова. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.

Ершов Я.А. Витя Коробков — пионер, партизан: повесть — М.: Воениздат, 1968 — 320 с. — (Библиотека юного патриота: О Родине, подвигах, чести).

Жариков А.Д. Подвиги юных: Рассказы и очерки. — М.: Молодая гвардия, 1965. —- 144 е.: ил.

Жариков А.Д. Юные партизаны. — М.: Просвещение, 1974. — 128 с.

Кассиль Л.A., Поляновский М.Л. Улица младшего сына: повесть. — М.: Дет. лит., 1985. — 480 с. — (Военная библиотека школьника).

Кеккелев Л.Н. Землячок: Повесть о П. Шепелеве. 3-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1981. — 143 с. — (Юные герои).

Корольков Ю.М. Партизан Леня Голиков: повесть. — М.: Молодая гвардия, 1985. — 215 с. — (Юные герои).

Лезинский M.Л., Эскин Б.М. Живи, Вилор!: повесть. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 112 с. — (Юные герои).

Логвиненко И.М. Багряные зори: докум. повесть / Пер. с укр. — М.: Дет. лит., 1972. — 160 с.

Луговой Н.Д. Опаленное детство. — М.: Молодая гвардия, 1984. — 152 с. — (Юные герои).

Медведев Н.Е. Орлята благовского леса: докум. повесть. — М.: ДОСААФ, 1969. — 96 с.

Морозов В.Н. В разведку шел мальчишка: повесть. — Минск: Госиздат БССР, 1961. — 214 с.

Морозов В.Н. Володин фронт. — М.: Молодая гвардия, 1975. — 96 с. — (Юные герои).

В ася Карась был старше нас, второклассников, на два года. Но поводом для зависти детворы был не его “богатый жизненный опыт”. Он три года подряд каникулы проводил не в деревне у бабушки, как мы, а в пионерском лагере. Вася и в последние денечки перед школой не снимал красного пионерского галстука, даже играя в футбол или гоняя на велосипеде.

Он был для нас человеком как бы с другой планеты. Это ж надо - летом он жил отличной от нашей детской беззаботности жизнью! Жизнью интересной, полной событий и приключений. Мы слушали его захватывающие рассказы с наслаждением и кипящей завистью. И когда я узнал от отца, что на июль мне купили путевку в пионерский лагерь, я целую неделю скакал от радости.

Наконец этот день наступил!

Автобусы прикатили в живописный лес, посреди которого разместились расписные деревянные домики с отрядными флагштоками. В самом центре пионерского лагеря располагались парадный плац и площадка с бесплатными аттракционами! Из кустов повсеместно торчали ослепительно белые на солнце гипсовые скульптуры, отображающие сцены из жизни советских пионеров.

Так мне еще нигде и никогда не нравилось, разве что в Москве, на ВДНХ. Родители остались далеко в пыльном городе. И я тотчас почувствовал себя впервые в жизни самостоятельным человеком.

Самое важное, что из рассказов Васи Карася я знал, как себя вести с первых же минут. Не растерялся, как другие мальчишки и девчонки, когда забирали в камеру хранения наши чемоданы, предварительно наклеив на них огромные листы бумаги с фамилией владельца, когда проходили медосмотр, когда разбивали по отрядам и селили в отрядные палатки.

Получив белье от кастелянши (жуткое словечко!), я без труда выбрал себе спальное место. Мудрый и рассудительный Вася Карась советовал выбрать такое, чтобы оно было и чуть обособленным, и в то же время защищенным от сквозняка. А это означало - не возле окна. Я деловито разглядел пол и потолок, заглянул под кровать, заткнул газетой крысиную дыру. И пацаны приняли меня за человека бывалого.

В этот вечер произошло событие, которое, в принципе, склонило на мою сторону весь наш отряд вообще. В камеру хранения я не сдал несколько вещей (конечно, по совету того же Васи Карася). Это были: зубная паста, фонарик и кусок толстой стеариновой свечи. Спички я припрятал заранее, и запас

их был довольно внушителен. Каково же было изумление мальчишек, когда я достал свои незамысловатые вещицы вечером, после отбоя. Все сгрудились подле моей кровати у тумбочки, на которой они были аккуратно разложены.

Пацаны, давай страшилки рассказывать, - предложил я. Рассказывать страшилки было вообще моим любимым занятием в нашем дворе.

А про что? - переспросил Женечка, самый маленький из нас. Он был похож на детсадовца из подготовительной группы (как в лагерь-то его взяли?).

Про страшное-страшное... - Я задумался. Какая самая страшная история из тех, что я помнил? Может быть, про белую простыню, или про желтое пятно, или про черный автомобиль, про желтую руку и белые клыки, про волчью пасть или синих покойников? И тут вспомнил самую новенькую, которую даже Вася Карась не знал. Про Подкукуевку. Ребята усмехнулись ехидно, услышав несколько незатейливое название. А мне стало не до смеха, когда вспомнил я свои кошмары от этой сказочки. И этот жуткий старческий вкрадчивый голос посреди ночи: “Сынок, как пройти в Подкукуевку?”

Сюжет был удивительно прост: на одно лесное озеро приезжали на ночной лов рыбаки. Ловили-ловили, а потом из омута выныривали длинные-длинные руки и душили этих честных и ни в чем не повинных людей. Весь этот кошмар сопровождал леденящий кровь старушечий голос - вопрос о дороге на Подкукуевку. Вроде сына ее убили, а она мстит за него? В общем, непонятно, зато страшно. Пацаны, затаив дыхание, слушали так, что различалось биение их сердец. Свеча при этом извивалась дьявольским пламенем, языки которого отражались в десятках влажных воспаленных глаз. Вася Карась рекомендовал в подобных случаях дополнять эффект такой шуткой: намазать лицо зубной пастой, лечь на стол, накрыться простыней, вставить в скрещенные на груди руки свечу. Кому-нибудь

необходимо пробраться к комнате девчонок, подсветить снизу лицо фонариком и постучать в их окно. Вкрадчиво.

Итак, все улеглись. С замиранием сердца уложили меня на стол с зажженной свечой в руках. Честно говоря, особенного удовольствия мне этот момент не доставлял. Наш разведчик Серега с Монастырки (у них до сих пор жива эта славная традиция) прокрался с фонариком к девочкам. Через минуту оттуда раздался дикий визг.

Как выяснилось потом, они тоже рассказывали страшилки, трясясь от ужаса под одеялами именно в тот момент, когда увидели в черном окне грандиозный оскал Серого. Когда все стихло с помощью отрядного пионервожатого Ванечки, девчонки вместе с ним вошли в нашу комнату, уведомленные, что мужской коллектив понес определенные потери в безвременно “усопшем” моем лице.

Короче говоря, после первого дня и ночи, проведенных в лагере, я cтал лидером. Как теперь говорят, неформальным. Плюс ко всему я был выше всех ростом, кучеряв (это качество считалось бесспорно положительным у тогдашних девчонок), знал с тысячу различных историй и немало забавных игр, пробовал писать стихи, играл в футбол и на баяне, мог строить рожицы, громко петь, возглавить команду КВН и быстро придумать ответы на миллион вопросов. Так по крайней мере мне казалось. И когда выбирали командира нашего пионерского отряда, к моей кандидатуре не смогли прибавить ни одной.

Все надели красные галстуки перед общей линейкой дружины, посвященной открытию смены. Все шло как полагается. За исключением одного происшествия.

Когда мой родной отряд построился на первой линейке, все заметили, что я - единственный без пионерского галстука. Старшая вожатая - полная дама лет пятидесяти - Клава заорала раздраженно в нашу сторону в мегафон. И вспотевший от такой неожиданной неловкости Ванечка быстро повязал мне свой выцветший галстук. Я так ничего и не успел ему сказать. На подъем флага я не поднял руку в салюте. Никто, правда, не заметил. Но когда все осмыслил, то расплакался так сильно, как никогда еще не плакал. ...Я, второклассник, не был еще пионером, и это было само собой разумеющимся. Откуда мне было знать, что командиром пионерского отряда должен быть пионер?! Оказалось, что я был самым младшим по возрасту. Младше Женечки.

После линейки Иван сделал суровое замечание по поводу моей “странной выходки”. Я хотел было объяснить, но он уже спешил в дирекцию на “накачку” по моему поводу.

Как не пионер?! Почему не пионер?! - долго не мог понять он моего сбивчивого рассказа. Потом они громко расхохотались, и белозубая сказала:

Дурачок, ничего страшного, Ванечка ведь принял тебя. На линейке, при флаге, даже советский гимн играл! Никому и не говори про эти пустяки.

Сначала я поверил. Дня три не вспоминал о случившемся. Но как-то жег меня этот галстук и давил горло.

На моей парадке - кипенно-белой, накрахмаленной рубашке, появились две алые шпалы, старательно пришитые белозубой подружкой Ванечки. Командир отряда!

Все принялись за репетирование сценок, концертных номеров к отрядному костру и к конкурсу инсценированной песни. Но затаившееся во мне сознание чего-то неправого грызло меня по ночам. А может, все правильно? Может, теперь я настоящий пионер? Не до окончания лагерной смены, а всамделишный? Неужели так просто стать пионером, как говорят взрослые Ванечка и белозубая?

И промчалось, и протянулось еще три дня. Приехал отец с полной сумкой черешни, клубники, орехов, пирожных и других, необходимых в лагерной жизни харчей и причиндалов. Как он мне обрадовался!

Какой ты у меня взрослый! Неужели мой сын пионер и командир отряда?! - восхищался он, подняв меня над своей головой. - А вообще здорово, что тебя до срока приняли!

Раз у отца появились сомнения, то и мне пришлось начистоту заявить о своих. Мы удалились с ним подальше от людских глаз в березовую рощу. Уселись на изумрудную траву, и он с огромным участием, внимательно меня выслушал. Папа всю жизнь поглядывал на часы, а тут лицо его было спокойным и очень серьезным. Потом он ласково погладил меня по голове, хотя прежде никогда этого не делал (сын должен воспитываться спартанцем).

Тогда он посоветовал мне поступить по совести, как сердце подскажет. Хотя оставил за мной возможность немедленно собрать вещи и поехать с ним и мамой на юг, подальше от этих проблем. Но я считал себя взрослым. От себя не уедешь. И сделал выбор впервые в своей жизни самостоятельно.

Вечером того же дня я попросил девочек прийти в нашу комнату на страшилки. И начиная, как заправский страшильщик, вдруг неожиданно перешел к теме своих терзаний.

Ох, и разговоров наразговаривали мы в этот вечер! И обо мне, и о Ванечке, и о белозубой, и о пионерских законах. Мне показалось, что все разом от меня отступились, забыли. Не дожидаясь окончания горячих споров, я незаметно вышел, проскользнул сквозь щель в заборе, прелом и скользком, и побежал навстречу неизвестной темноте. Острые шипы шиповника больно царапали мою кожу на лице и голых коленях. Сам не знаю,

как добрел до старого графского пруда (так, во всяком случае, он назывался), сел на заросшие тиной мостки... Как жить дальше?!

Взошла луна, и я вспомнил свою коронную вещицу про Подкукуевку. И показалась она мне тогда такой глупой выдумкой, что страшилки я до сих пор никому не рассказываю. А вот утопиться хотелось! Понарошку.

К полуночи меня нашли здесь Ванечка с белозубой. Они пришли купаться при луне. Веселились, дурачились совсем как маленькие, начали зачем-то обниматься, целоваться, прижиматься друг к другу и... заметили меня. И за шкирку, как котенка.

Прознав обо всем, старшая вожатая Клава нашла, по ее мнению, отличный выход. На очередной линейке она поведала всем мою печальную историю. И сотни ребячьих рук поднялись вверх, голосуя за то, чтобы принять меня в пионеры на торжественном сборе дружины.

Огромный костер выкидывал пламя под самое небо. Пели песню про картошку - пионеров идеал... Потом “Взвейтесь кострами, синие ночи!”.

Сегодня, 19 мая, 95 лет пионерской организации. Для многих это теплые воспоминания, песни у костра и т.д. О пионерах написано много книг, стихов и песен. И сегодня из книг ребята могут узнать о той жизни, которую вели их сверстники в те годы. Школьные годы, отдых в пионерских лагерях, помощь другим людям, самоотверженность, мужество, героизм, удивительные дела и, иногда, приключения – все это в книгах о пионерах.

Сейчас важно, что у пионеров есть чему поучиться и нынешнему поколению – чувству справедливости, товарищества, дружбе, взаимопомощи. Важны отношения между детьми и как это написано. Например, книга Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», написанная в 1940 году, перед Великой Отечественной войной, без всякой идеологии, дала такой импульс движению юных «тимуровцев», помогающих людям, которые нуждались в такой помощи: семьям воинов в годы Великой Отечественной войны, старикам, что это движение «тимуровцев» продолжалось 40 лет!

Итак, читайте, вспоминайте или открывайте для себя новую страну – Пионерию.


Сборники: А. Власов, А. Млодик «О вас, ребята»; «Пионерский характер»

Пионеры в довоенные годы


Белых и А. Пантелеев «Республика ШКИД» в частности, рассказывается об организации первых пионерских отрядов.

Богданов Н. «Когда я был вожатым», «Партия свободных ребят» О первых пионерах в деревне помню книгу. разные проделки детей в юмористическом тоне

Бодрова А. «Аринкино утро» Книга о деревенской девочке Аринке, отважной, беззаветно преданной друзьям, неистощимой на выдумки. О первых пионерах и комсомольцах. О том, сколько мужества, твердости, смелости нужно тем, кто идет впереди, - пионерам.

Гайдар А. «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда»

Аркадий Гайдар хорошо писал об организации разумной деятельности детей старшего пионерского возраста. «Тимур и его команда» - одна из лучших книг советской детской литературы. Вожатая-комсомолка Натка - героиня его книги «Военная тайна»

Кассиль Л. «Черемыш, брат героя», «Великое противостояние»

Осеева В. «Васёк Трубачев и его товарищи» Часть 1.

Рыбаков А. «Кортик», «Бронзовая птица» Мишка Поляков и его друзья верят в Светлое будущее, мечтают построить коммунизм и разжечь огонь мировой революции. Огромным счастьем им представляется вступить в «детскую коммунистическую организацию» - в ряды пионеров, у которых «все по-военному»; приключенческая повесть о том, как ребята в пионерском лагере, устроенном в старой помещичьей усадьбе, раскрывают тайну бронзовой птицы, охранявшей секреты графского наследства.

Пионеры в годы войны


Авраменко А.И. «Гонцы из неволи»

Богомолов В. «Иван»

Большак В.Г. «Проводник в бездну»

Браун Ж. – «Юта Бондаровская»

Валько И.В. «Куда летишь, журавлик?»

Верейская Е. «Три девочки»

Воскресенская З. «Девочка в бурном море»

Ершов Я.А. «Витя Коробков — пионер, партизан»

Жариков А.Д. «Подвиги юных»; «Юные партизаны»

Карнаухова И. «Наши собственные, «Повесть о дружных»

Кассиль Л., Поляновский М. «Улица младшего сына» 13-летний Володя Дубинин, до войны был обычным парнем, у которого были семья, друзья, школа. Но война внесла коррективы в привычный уклад жизни, он ушел в партизаны. Вместе с ними ему пришлось жить в каменоломне, скрываясь от немцев. Семь раз за 50 дней и ночей он выбирался наружу и рассказывал о планах врага. В одну из таких вылазок он узнал, что фашисты собираются затопить каменоломню. Благодаря его быстрому сообщению командиру, партизаны смогли возвести преграды, и все остались живы

Кассиль Л. «Дорогие мои мальчишки»

Катаев В. «Сын полка», «Волны Чёрного моря»

Клепов В. «Тайна золотой долины», «Четверо из России»

Кнорре Ф. «Оля» Книга рассказывает о судьбе цирковых артистов (девочки и ее родителей) в годы Великой Отечественной войны.

Козлов В. «Витька с Чапаевской улицы» Витьку Грохотова и его приятелей хорошо знали в городке. Нередко эта компания доставляла взрослым много беспокойства. Ребятам и в голову не приходило, что очень скоро кончится их беспечальное житье. Война стала для подростков суровым испытанием, и не всем удалось выдержать его с честью.

Козлов В. «Красное небо». В повести прослеживается путь мальчишки, который в начале Великой Отечественной войны оказался далеко от дома, от родителей, рассказывает о его судьбе, мужании, осознании высокого чувства долга, ответственности перед людьми, родной страной.

Козлов В. «Юрка Гусь» Книга рассказывает о подростках, вместе со всем народом прошедших через трудности и опасности войны, о становлении их характеров в суровых испытаниях.

Корольков Ю. «Партизан Лёня Голиков» В годы Великой Отечественной войны, когда фашисты вторглись на новгородскую землю, Леня Голиков встал в ряды народных мстителей. Не раз ходил он в опасные разведки, добывая важные сведения о расположении фашистских частей, вместе с партизанами подрывал вражеские поезда с боеприпасами, разрушал мосты, дороги… Погиб Леня Голиков в одном из сражений с гитлеровцами. Посмертно ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Костюковский Б. «Жизнь как она есть» (об Ариадне и Марате Казеях)

Кузнецова А. «Чертова дюжина» Дети 13-14 лет помогают партизанам, иногда в самых опасных местах, взрослому попасть невозможно. Костя Зарахович не отступается от своих принципов, он не снимает галстука. Принципиальность стоит ему жизни. Дина Затеева, поняв, что ее сосед – предатель, убивает его на глазах немецкого офицера.

Лезинский M.Л., Эскин Б.М. «Живи, Вилор!»

Лиханов А. «Крутые горы» В этой повести автор поднимает проблемы становления характера и нравственного воспитания подростка. Маленькому герою этого произведения приходится быстро усвоить очень много грустных понятий, которые принесла с собой война.

Лиханов А. «Последние холода» Почему Альберт Лиханов так назвал свою повесть? Может быть потому, что действие происходит ранней весной, и скоро придет тепло. А может потому, что заканчивается война. Бои идут уже в Германии. Все ждут долгожданную победу. Люди устали от войны, разрухи, голода. Особенно тяжело было детям. Постоянно хотелось есть, и даже талоны на дополнительное питание не спасали. А что делать, если вы потеряли все талоны, а мама лежит в больнице, и ее нельзя расстраивать. Как поступить в этом случае 12-летнему Вадьке? А ведь ему надо заботиться и о младшей сестренке.

Матвеев Г. «Зеленые цепочки», «Тайная схватка», «Тарантул». Трилогия о ленинградских подростках, участниках героической обороны Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

Миксон И. «Жила, была». Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И вдруг началась война, враг окружил город… «Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей, обжег и мое сердце, - пишет в предисловии автор. - Я решил рассказать о былом и отправился по следам горя, безмерных страданий, безвозвратных потерь. …Итак, жила-была девочка. Звали ее Таня Савичева…»

Морозов Н. «Юта» О юной партизанке Юте Бондаровской, ленинградской девочке, которая во время войны оказалась на псковской земле.

Надеждина Н. «Партизанка Лара»

«Орлята» (сборник рассказов о пионерах-героях)

Очкин А. «Иван – я, Федоровы – мы». В этой повести подлинные события и почти все подлинные имена. Автор описывает боевые дела своего друга, «братишки» Вани Федорова, геройски погибшего в Сталинграде.

Осеева В. «Васёк Трубачев и его товарищи» Часть 2.

Рутько А. «Созвездие надежды» Повесть о воспитанниках детского дома в Одессе, об их участии в войне с фашистами, сопротивлении в оккупированном городе.

Сабило И., Чащин И. «Остаюсь в заслоне» Повесть о борьбе партизанского отряда в годы войны, о жизни и подвиге пионера-героя Саши Бородулина.

Смирнов В.И. «Зина Портнова»

Сухачев М. «Дети блокады»

Черняк С. «Томка-партизанка»

Чуковский Н. «Морской охотник»

Яковлев Ю. «Балерина политотдела»

Пионеры в 50-80 годы


Алексин А. «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле» - история веселая, грустная, поучительная. Юные герои А.Алексина впервые сталкиваются со «взрослыми», нередко драматическими проблемами.

Алексин А. «Отряд шагает в ногу», «Саша и Шура», «Говорит седьмой этаж», «Повесть Алика Деткина» и др.

Баруздин С. «Большая Светлана» книга рассказов о девочке Светлане, о том, как она росла, ходила в детский сад, в школу, вступила в пионерский отряд, в комсомол, окончила курсы медицинских сестёр и уехала работать в Киргизию. В книге три части: «Про Светлану», «Светлана-пионерка» и «Светлана - наша Сейдеш», печатавшиеся раньше отдельными изданиями.

Власов А. «Трудный вопрос». Повесть о пионерах, об активной человеческой доброте и мнимом активисте Грише Грачеве, о силе классного коллектива.

Воронкова Л., Воронков К. «Рожок зовёт Богатыря» в повести рассказывается о приключениях дальневосточных ребят, которые отправились искать убежавшего из совхоза оленя и заблудились в тайге. Три дня и три ночи провели они в лесу, терпели голод, попадали в бестропья, перебирались через завалы. Здесь в трудную минуту обнаружились истинные характеры ребят: кто считался отважным и храбрым — оказался малодушным, кто выглядел незаметным — обнаружил высокие качества души, неумелые — многому научились, и все они поняли силу пионерского коллектива, когда все за одного, а один — за всех.

Воронкова Л. «Старшая сестра», «Личное счастье»

Воронкова Л. «Алтайская повесть» Прообразом для своих героев автор взяла школьников одной хорошей школы, где учились и русские и алтайские дети. О их делах, о их удачах и невзгодах, о их сердечной дружбе, о трудолюбивом мальчике Косте и своенравной Чечек - что по-русски значит «Цветок», - обо всем этом вы прочитаете в повести.

Голицын С. «Сорок изыскателей», «За березовыми книгами», «Тайна старого Радуля»

Дубов Н. «Огни на реке», «Небо с овчинку»

Ермолаев Ю. «Секрет на весь свет»; «Можете нас поздравить»

Ефетов М. «Письмо на панцире» Повесть о пионерском лагере Артек, об интернациональной дружбе детей, о судьбе девочки-пионерки, побывавшей в Артеке, о её отце - инженере, участнике войны, который помог раскрыть тайну надписи на черепахе.

Жвалевский А., Пастернак Е. «Время всегда хорошее» Что будет, если девчонка из 2018 года вдруг окажется в 1980 году? А мальчик из 1980 года перенесется на ее место? Где лучше? И что такое «лучше»? Где интереснее играть: на компьютере или во дворе? Что важнее: свобода и раскованность в чате или умение разговаривать, глядя в глаза друг другу? И самое главное - правда ли, что «время тогда было другое»? А может быть, время всегда хорошее, и вообще, все зависит только от тебя?

Железников В. «Хорошим людям – доброе утро» В этой книге вы найдёте повести и рассказы о ваших современниках и ровесниках, о том, как они живут и как им бывает хорошо и весело, а подчас очень трудно и очень тяжело.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса