Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что изучает физическая география? Структура науки и направления исследований. География — определение, история, основные отрасли и научные дисциплины

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ?

С самой глубокой древности человек ощущал потребность в географическом, то есть землеописательном, знании. Знакомство со своей собственной страной всегда считалось обязательным с чисто практической точки зрения, в то время как познание других стран в значительной степени диктовалось любознательностью. Но география как наука долго не могла возвыситься над примитивной стадией простого сбора данных. Этот первоначальный период продолжался до тех пор, пока добытые данные не стали сопоставляться друг с другом и пока из этого сопоставления не начали делать соответствующие выводы. Когда это случилось, география стала истинной наукой. Но затем возник вопрос о ее собственном методе и ее месте среди других, ранее утвердивших себя наук. На протяжении многих поколений человека привлекала то одна, то другая сторона географии. Соответственно видоизменялись и основные понятия новой науки.

География - это наука о распределении предметов и явлений на поверхности Земли.

Первым употребил понятие «география» (сложное слово, в котором «Ге» означает Землю, а «графо» - описание) древнегреческий ученый Эратосфен. Он жил в III в. до н.э. Но люди определили круг географических вопросов задолго до этого. История географических знаний - это летопись человеческих усилий, предпринимаемых в стремлении получить как можно больше научных и практических сведений о своем окружении и распространении людей по земному шару: научных - в попытке объяснить наблюдаемые явления с достаточной степенью достоверности (путем тестирования и проверки), и практических - с целью использовать их для облегчения жизни людей в различных природных условиях, для того чтобы получить возможность видоизменять неблагоприятные условия среды или даже установить контроль над ними.

Любопытство. С него все и началось. Ничто не мешает нам предположить, что среди самых первых вопросов, которые задал себе первобытный человек, были и те, что относились к свойствам окружающей его природной среды. Подобно многим другим животным, первобытный человек выделял определенные участки земной поверхности как необходимую для его жизни территорию. И подобно многим другим животным, он постоянно терзался смутным предчувствием того, что, быть может, в каких-то других местах трава еще зеленее. Любопытство толкало на поиск, порождало стремление разузнать, что же находится за ближайшей грядой холмов, ограничивавших его горизонт. Но мир, который он открывал, запечатлевался в его сознании лишь узко и односторонне. Поэтому в течение длительного исторического периода люди обнаруживали и описывали много различных миров. По-видимому, способность человека наблюдать и обобщать результаты наблюдения безгранична. Но вместе с совершенствованием этой способности в сознании человека меняется и создаваемая им картина мира, что, однако не мешает всем возможным мирам оставаться в действительности весьма непохожими на их описания.

Мир человека включает все то, что, находясь на поверхности Земли, он может воспринять и познать с помощью своих органов чувств. Земля - это планета средних размеров, обращающаяся вокруг средних размеров космического «атомного реактора», который мы называем Солнцем. Если представить Солнце размером с апельсин, то Земля в том же масштабе выглядела бы булавочной головкой, удаленной от него на расстояние около фута. Однако эта булавочная головка достаточно велика, чтобы при помощи сил гравитации удержать у своей поверхности тонкую пленку газов, называемую атмосферой. К тому же Земля расположена на таком расстоянии от Солнца, которое в нижних, приземных слоях атмосферы обеспечивает температуру, позволяющую воде находиться в жидком состоянии.

Форма Земли близка к шарообразной, но точнее это геоид, уникальная фигура - шар «сплюснутый» у полюсов.

«Лик» Земли - это сфера, глубина и высота которой от дневной поверхности определяются степенью проникновения в нее человека. Все науки и все виды искусства рождены наблюдениями и восприятиями людей в пределах этой сферы, олицетворяющей собой вплоть до начала Космической эры весь людской мир. Но это очень сложный мир: в нем развиваются явления, обусловленные физическими и химическими процессами, существуют растения и животные - результат биологических процессов; обитает здесь и сам человек, подвергающийся влиянию окружающей его природе ной среды и в то же время служащий причиной происходящих в ней изменений, которые возникают в связи с экономическими, социальными и политическими событиями. Все эти явления и события существуют в сложном сочетании и взаимосвязях друг с другом, образуя то, что называется географической оболочкой .

Географическая оболочка - это совокупность четырех взаимосвязанных и взаимопроникающих оболочек: гидросферы, атмосферы, литосферы и биосферы.

Главная особенность географической оболочки состоит в том, что в ней существует жизнь, возникло и развивается человечество.

Поэтому, взаимодействие Человека и Природы - важнейший предмет географического изучения. Здесь хочется привести слова Б.Б.Родомана: «Существование географии не нуждается в оправданиях потребностями науки и практики. География - сложившееся явление культуры; известная достопримечательность цивилизации; пирамида из знаний и представлений, накопленных человечеством; памятник людям, которые погибли, осваивая океаны и пустыни, чтобы ты мог дремать в кресле, пролетая над Атлантикой или Сахарой. Прожить век на Земле и не ознакомиться с географией - все равно, что побывать в Египте, не увидев пирамид, или посетить Москву, не взглянув на Кремль.

География - это в значительной степени наука для детей. В эпоху компьютеров и космических полетов она воспринимается как сказка. Но без сказок нет детства».

География рассказывает о детстве человечества, о том, как люди открывали Землю. Этот рассказ содержится не только в изложении истории путешествий и географических исследований, но и в оставшихся от прошлого географических названиях (Магелланов пролив, пролив Дрейка, остров Тасмания, Баренцево море, Берингов пролив, мыс Челюскин, море Лаптевых, хребет Черского и т.д . ). Знакомясь с Землей, географические открытия совершает для себя заново каждое поколение.

Образованный человек должен иметь целостное представление о Земле, о своей стране. Любовь к географии наполнит вашу жизнь такой интересной и многогранной деятельностью, как туризм - источник личных географических открытий, стимулятор экологического мышления и бескорыстного, нестяжательного отношения к миру. Немногие станут профессиональными географами, но каждому предстоит большая географическая практика. Это всякого рода вынужденные переезды, и поездки для отдыха и развлечения, для удовлетворения любознательности.

Счастливого пути!

Изучение географии – задача, которая может обескуражить. География – обширная дисциплина, которая включает множество разделов, и заучивание названий мест, особенно в отрыве от всякого контекста, может показаться скучным и сложным. Однако освоение этой науки может подарить вам чувство глубокого удовлетворения и помочь вам лучше узнать мир, в котором мы живем. Не исключено, что изучение географии перерастет в истинную страсть к путешествиям и знакомству с новыми культурами!

Шаги

Часть 1

Начало

    Решите, с какой целью вы учите географию. Подход к изучению будет определяться поставленной вами целью. Если вы просто хотели бы больше узнать об окружающем мире или лучше отвечать на вопросы по географии в викторинах, ставки довольно невысоки. Если же вы планируете с рюкзаком за плечами объехать несколько стран и должны представлять себе маршрут, или если вы благополучно проспали уроки географии, а теперь вам нужно подготовиться к экзамену, на карту может быть поставлено многое.

    • Спросите себя, чего вы надеетесь достичь в результате изучения географии, и пусть ответ на этот вопрос поможет вам определить конкретную область и подход.
    • Например, если вы отправляетесь в самостоятельное путешествие по Европе, вам надо сконцентрироваться на регионе, в который вы собираетесь, и узнать о его культуре, валюте и языках, на которых говорят в той или иной местности.
  1. Определите рамки. Невозможно выучить сразу все обо всех местах на свете. Если вы зададите себе рамки – изучить досконально небольшую область или получить общие знания о гораздо большей территории – то это поможет вам определиться с дальнейшим подходом. Вот примеры таких рамок:

    • Выучить все улицы в своем городе
    • Выучить все главные дороги в своем регионе
    • Выучить все районы и районные центры (или другие административные единицы) в области (штате, провинции)
    • Выучить все регионы (области) своей страны
    • Выучить все страны мира
    • Выучить все материки, океаны и самые населенные страны
    • Выучить все страны, в которых говорят по-английски
    • Выучить все страны Европы
  2. Выберите подход. Существуют два основных подхода к изучению географии: от мелкого к крупному или от крупного к мелкому. Под движением от мелкого к крупному подразумевается, что вы начинаете изучение со своей местности и постепенно расширяете рамки, пока не получите общее представление о мире. При движении от крупного к мелкому изучение начинается с общей картины мира и далее перемещается к более глубоким "слоям" и узким областям знаний.

    • Если вы выбираете подход "от частного к общему", начните с изучения своего города или района. Затем узнайте о соседних районах, затем – об области или крае. Потом изучите регионы, граничащие с вашим, потом – граничащие с ними. Когда вы изучите свою страну, переходите к соседним государствам. Продолжайте расширять границы изучения, пока не получите достаточного представления о географии всего мира.
    • Если вы выбираете подход "от общего к частному", начните с изучения материков и океанов. Затем выучите страны. Затем – столицы всех стран. Потом изучите крупнейшие города и регионы каждого государства, потом – кто является главой каждого из них. Продолжайте, пока не достигните того уровня знаний, который является вашей целью. Можно прорабатывать таким образом по одному материку за раз.
  3. Изучайте карты. Чтобы учить географию вам нужны карты. В Интернете доступно много географических карт, но вы можете использовать и бумажные. Карты содержат разнообразную информацию и бывают в разной степени детализированными; выберите такую или такие, на которых представлена вся необходимая вам информация.

    • Вы можете также найти и распечатать контурные карты. Наносить на контурные карты названия городов, регионов, стран – хороший способ их выучить, а также проверить себя.

Часть 2

Углубление знаний
  1. Изучайте культуру и население. Просто название страны и ее положение на карте – довольно обезличенные сведения, и запоминать их может показаться бессмысленным, если не проводить связи между страной и населяющими ее людьми. Каждое место на свете – это, в первую очередь, люди со своей уникальной культурой и историей, и знакомство с характером места через знакомство с культурой и народом вдохнет жизнь в ваше изучение географии.

    Почитайте о спорах по поводу границ. Границы между странами часто имеют долгую историю конфликтов и споров. Узнайте об этих конфликтах, чтобы легче запомнить, кто находится по каждую сторону границы. Аналогично, если вы почитаете о том, как менялись названия стран и городов – не просто о факте переименования, но о том, кем и почему оно было произведено – то вы глубже поймете историю региона и запомните современные названия стран или городов.

    Исследуйте водные пути. Цивилизации всегда возникали рядом с водой. Большинство крупных городов, в особенности старинных, находится возле океанов, морей или больших рек. Узнайте о торговых путях и представьте, каким было судоходство и морские путешествия в процессе развития или освоения материка, чтобы лучше понимать текущую ситуацию.

    Объедините географию с другими интересующими вас областями. Если вы пытаетесь учить географию, но находите, что это скучно или сводится к механическому запоминанию, попробуйте связать ее с интересующей вас темой или областью. Например, если вы интересуетесь климатом, то изучение климата каждого региона может помочь вам запоминать сведения по географии более эффективно.

    Посетите интересующие вас места. Лучший способ узнать какую-либо местность – побывать там! Вам может показаться, что изучать географию места после того, как вы там побываете, нелогично (если цель вашего изучения – спланировать передвижения во время поездки), однако, возможно, детали будет легче усвоить, если они будут основываться на опыте.

    • Например, если вы пытаетесь выучить самые населенные города своего региона, постарайтесь посетить каждый из них. Путешествуя из города в город, вы получите представление о расстояниях между ними, а также о том, чем примечательны сами города.
  2. Задавайтесь вопросами о текущей ситуации. Частью настоящего понимания того или иного предмета является способность мыслить критически. В случае с географией, вы можете поинтересоваться, кто определяет, где пройдет граница, кто составляет карты, которыми вы пользуетесь, или как политические границы влияют на местное население, которое в начале могло с трудом к ним адаптироваться.

Землю изучают разные науки. Астрономия исследует происхождение и развитие Земли как космического тела. Строение нашей планеты изучает геология. Биология познает населяющие Землю живые существа.

    География - наука, изучающая поверхность Земли как среду, где возникло и развивается человечество.

Рис. 1. Многообразие земной поверхности

С земной поверхностью хорошо знакомы все. На ней люди живут, ведут хозяйство, по ней они перемещаются. Земная поверхность удивительно многообразна (рис. 1). Она состоит из множества непохожих друг на друга участков (элементов): материков и океанов, гор и равнин, рек и озер. Неповторимый облик придает земной поверхности и то, что находится на ней: леса, города и т. д.

    Элементы земной поверхности со всем, что на них расположено, называются географическими объектами.

Изучая географические объекты, наука география отвечает на несколько вопросов.

Что это такое? Чтобы изучить географический объект, прежде всего нужно определить, что он из себя представляет - озеро или пруд, завод или школу, овраг или балку. Географические объекты могут быть разного происхождения (рис. 2).

Рис. 2. Географические объекты

Где это находится? Для географии очень важно определить положение объекта на земной поверхности. От этого зависят его внешний вид и свойства. Например, жилища людей в теплых и холодных районах Земли абсолютно непохожи (рис. 3).

Рис. 3. Зависимость внешнего вида объектов от их расположения на земной поверхности

  • Определите, как люди приспособились к обитанию в разном климате.

Как это выглядит? Образ географического объекта - его важнейшая характеристика. У многих объектов образ настолько ярок, что достаточно взгляда, чтобы хорошо запомнить их (рис. 4).

Но для практических целей одних ярких впечатлений бывает недостаточно. Поэтому географические объекты тщательно описывают, определяя их главные свойства. У гор это высота и крутизна склонов. У рек - ширина, глубина и скорость течения. У зданий - занимаемая ими площадь, высота и форма.

Рис. 4. Образы географических объектов

  • Определите по контурам, какие географические объекты изображены на рисунке.

Изучая земную поверхность, люди поняли, что она постоянно меняется. Возникают и разрушаются горы, пересыхают реки и озера, появляются и исчезают города. Так перед географией появился еще один важный вопрос: почему это происходит? Пытаясь ответить на него, география начала изучать не только географические объекты, но и связи между ними, а также влияющие на них явления и процессы (рис.5). Со многими из этих процессов и явлений мы встречаемся постоянно, например с ветром, дождем, снегом; с другими: извержениями вулканов, землетрясениями, морскими течениями - многие из нас знакомы только заочно.

Рис. 5. Процессы и явления, влияющие на географические объекты

Многие географические объекты, явления и процессы, влияющие на них, порождены самой природой и поэтому называются природными . Но есть и такие, которые возникли в результате деятельности человека. В отличие от природных, они называются антропогенными (от греч. «антропос» - человек).

Вопросы и задания

  1. Чем различается изучение Земли астрономией, геологией, биологией и географией?
  2. Приведите примеры природных и антропогенных географических объектов на территории, прилегающей к вашей школе. Какие объекты преобладают?

В природе множество загадок и интересных феноменов, объяснением которых занимается физическая география. Почему в тропиках жарко, а на полюсах - экстремально холодно? Почему во внутренних частях материков выпадает меньше осадков, нежели на побережьях? Как и почему образовывается туман? На все эти вопросы пытается найти ответы данная наука.

Что изучает физическая география? Какова ее структура? Какие направления можно выделить в её современных исследованиях? Об этом пойдет речь в статье.

Что изучает физическая география? Определение науки

Физическая география входит в число естественнонаучных дисциплин, и является частью общей географии. Она занимается многочисленными проблемами строения и функционирования так называемой Земли.

Что изучает физическая география на сегодняшний день? В круг интересов этой науки входит структура, формирование, а также динамика функционирования различных природно-территориальных комплексов. Важнейшей задачей физической географии на современном этапе является поиск рациональных путей использования природных условий и ресурсов человеком.

Физическая география зародилась еще в IV веке до нашей эры. Но лишь после крупных экспедиций и плаваний Колумба, Магеллана, Марко Поло человечество осознало всю важность этой науки. Не теряет своей актуальности она и в наши дни, когда, казалось бы, наша планета уже достаточно изучена.

Объекты физической географии и направления ее исследований

Среди основных объектов изучения этой науки следует выделить следующие:

  • геологическое строение;
  • рельеф;
  • внутренние воды;
  • климат территорий;
  • внутренние воды;
  • флора и фауна (в частности, их распределение по поверхности планеты);
  • ландшафты;
  • природные зоны и пр.

К основным направлениям исследований физической географии относятся:

  • закономерности формирования и развития географической оболочки Земли, природных территориальных комплексов;
  • теоретические, а также практические проблемы геофизики и геохимии ландшафтов;
  • проблемы ландшафтного районирования территорий, а также типологии ландшафтов;
  • методы и принципы изучения географической оболочки и ее отдельных компонентов.

Система физико-географических наук

Физическую географию принято делить на три больших раздела. Это:

1. Общее землеведение (изучает общие закономерности в строении и развитии географической оболочки планеты).

2. Физическая география материков и океанов (изучает особенности природы крупнейших в мире природных комплексов - континентов и океанов).

3. Ландшафтоведение (изучает геосистемы на региональном или локальном уровне).

В целом в систему физико-географических наук входит целый ряд различных научных дисциплин. Среди них геоморфология, климатология, метеорология, гидрология и гидрография, палеогеография, океанология, почвоведение, биогеография, гляциология и другие.

Физическая география как учебная дисциплина

Где и как изучается физическая география? Начальный курс этой науки преподается в школах (как обязательный предмет), а также в колледжах и университетах. В частности, в школе изучается общая физическая география мира, география материков и океанов, а также физическая география России.

Географические факультеты, кафедры учреждены во многих университетах России и Европы. В развитых странах интерес к этой науке лишь возрастает. Изучение физической географии в университете - это не только лекции и семинары, но и интересные практические занятия, увлекательные экскурсии и походы, полевые исследования.

Выпускники отделений географии находят себе работу в самых разных сферах и отраслях. И это не только работа «в поле», поиск новых месторождений нефти или проведение метеорологических наблюдений. Туризм, педагогика, производство товаров, картографическое дело - вот далеко не полный список сфер деятельности, в которых выпускник-географ сможет найти себе применение.

В заключение…

Теперь вы знаете, что изучает физическая география. Объектами исследований для этой науки выступают: рельеф и почвы, климат и полезные ископаемые, растительный мир, ландшафты и природные зоны материков.

Структура физической географии представлена тремя крупными разделами. Это общее землеведение, география материков и океанов и ландшафтоведение.

География – это достаточно интересная и необычная наука, изучающая Землю. В переводе с греческого, слово «география» означает «землеописание», именно из этого и можно ответить на вопрос, что изучает география. С каждым годом эта наука только совершенствовалась, она завоевывала новые вершины, становилась более обширной и интересной, привлекала к себе внимание.

Возникла география потому, что правители были одержимы узнать, как устроены различные государства, страны, сколько имеется морских и земных путей для передвижения. География, как наука, уже развивается сотни тысяч лет, принося нам только новую и полезную информацию.

Общая характеристика географии

География занимается изучением географической оболочки Земли, а также ее структуры. В составе географии можно отметить три основные науки, которые делают ее более интересной и завершенной.

  1. Землеведение – оно изучает развитие географической оболочки, а также закономерности ее строения.
  2. Ландшафтоведение – наука о территориальных природных комплексах.
  3. Палеогеография – изучает физико-географическую обстановку, а также ее динамику.

География – это обширное понятие, она имеет непосредственно отношение и к другим наукам, которые также занимаются изучением различных земных компонентов, явлений и процессов.

География – наука о Земле

Начиная изучать предмет географии, даже маленькому ребенку известно, что в первую очередь география изучает всю Землю. Но на самом деле еще существует множество дополнительных наук, которые также занимаются изучением живых существ, организмов. Отметим следующие науки:

  • Страноведение.
  • Историческая география.
  • Картография.

Наука География занимается изучением водной, воздушной и твердой оболочки Земли, а также взаимодействия живых существ с природой, а также отвечает на целый ряд других вопросов.


Земная поверхность достаточно разнообразна, на ней имеются участки, как суши, так и воды. Самыми крупными непосредственно являются океаны и материки. Земле свойственно принимать различные погодные условия, такие как град, дождь, ветер, снег, землетрясение. Все это тоже изучает география.

За последнее время люди имеют огромное влияние на Землю, и оно, к сожалению, негативное. География старается изучать все изменения, протекающие на Земле, какими бы негативными они не были.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса