Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В чём социальный конфликт? Cочинение «Внешний и внутренний конфликты в драме «На дне

Драматургия М. Горького занимает особое место в русской драме. В начале XX века Горький обратился к театру и стал продолжателем традиций русской драматургии XIX века. Он считал, что основная цель драмы заключается в изображении «человека и народа», влияния судьбы на формирование человеческой личности. В то же время драматургия Горького тяготеет к жанру философской драмы. Особенно ярко эти черты драматургии Горького отразились в его второй пьесе «На дне», написанной в 1902 году.

В этой пьесе Горький постарался соединить реальные человеческие судьбы и отвлеченные философские понятия. Поэтому за внешним конфликтом пьесы про-слеживается внутренний конфликт, который и является основным в действии, позволяет более глубоко понять характеры героев, а также помогает автору раскрыть основной смысл пьесы. Внешний конфликт связан с любовным треугольником (Пепел - Наташа - Костылевы). Но это лишь фон для развития внутреннего действия, основанного на философском конфликте (Сатин - Лука - ночлежники). Именно внутренний конфликт оказывается основой драматургического действия. И этот конфликт во многом основан на раздумьях ночлежников о Человеке. Почему же именно эта тема так трогала Горького?

Писателя глубоко волновали мысли о том, кто такой Человек и каким он должен быть. В своем письме к Чехову он заметил: «Нужно быть извергом добродетели, чтобы любить, жалеть, помогать жить дрянным мошкам с кишками, каковы мы. И тем не менее все-таки жалко людей». И в то же время в Горьком жила неистребимая вера в человека, в силу его духа. «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он - все». Размышления о человеке, о его сущности, о духе и нравственности человека и легли в основу внутреннего конфликта пьесы «На дне».

В пьесе запечатлено, пусть частичное, несмелое, пробуждение человеческой души. Бойкий на слово Бубнов выявляет общую особенность, говоря о себе и других ночлежниках: «...все слиняло, один голый человек остался». Может, именно в силу своей «облинялости» босяки тяготеют к каким-то общим понятиям. Автор пишет о «философах поневоле», о несчастных людях, в которых еще жива мечта на более светлое будущее. Трудом хочет добиться успеха Клещ, Настя ищет спасения в любви, Анна обращается к Богу, Наташа ждет героя. В неловких суждениях босяков заключены ответы на сложнейшие вопросы о природе человека о его горькой судьбе с наивными надеждами на радость.
В пьесе есть и другой тип героев. Бубнов, Сатин, Барон смирились со своим положением шулеров, равнодушны к преступлениям. Но именно они глубоко судят о жизни и бессознательно тоскуют по воле и правде. В них заключен природный ум, обреченный на бездействие.
Начало внутреннего действия начинается с появлением в конце II акта старца Луки. Лука - незаурядная личность, он умен, у него громадный опыт и острый интерес к людям: «Понять хочется дела человеческие». При этом он хорошо видит не только заблуждения, но и светлые стороны человечества: «Люди-то? Они - найдутся! Они придумают! Помогать только им надо, уважать надо». Такова позиция Луки. Но он пассивно ждет блага, равнодушно взирая на конкретные несчастья. Он готов принять любой вариант жизни и приспособиться к нему. Помощь, которую он оказывает некоторым ночлежникам, также является своего рода прилаживанием к их нуждам. Краткие диалоги Луки с босяками, переплетаются, повторяются и придают пьесе напряженное внутреннее движение, растут призрачные надежды людей. Но когда происходит крушение их иллюзий, старик просто незаметно исчезает.

Но последнее действие раскрывает все последствия пережитого, так как, по выражению Сатина, Лука «проквасил нам сожителей». Именно брожение ленивых мыслей босяков больше всего и интересует Горького. Поэтому в последнем действии с особой силой и поднимается вопрос о Человеке. Нельзя, конечно, сказать, что в последнем акте герои становятся другими. Просто они все представлены в момент краткого болезненного раздумья, которое, однако, ничего не изменит в их жизни. Но это ни в коем случае не снижает значения их слов, так как они давно копились в их душе. Особенно это относится к словам Сатина о Человеке.

Сатин верно расценил примирение Луки с сущим, но сделал противоположные выводы: «Все - в Человеке, все для Человека! Существует только "Человек, все же остальное - дело его рук и его мозга». 14 хотя для Сатина все его сожители «тупы, как кирпичи», он отстаивает их возможности и человеческое достоинство.

Речь Сатина о Человеке - это гимн человеческим возможностям. Спасительная ложь лишь усугубляет иллюзии, а жизнь все равно вытащит наружу отвратительную правду, которая станет еще невыносимее и страшнее. Поэтому, по мнению Сатина, нельзя жить ложью и прошлым. Против сострадательного гуманизма Луки Сатин выдвигает свою правду о Человеке: «Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью». Он осуждает утешительную ложь Луки: «Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - Бог свободного человека». При этом Сатин понимает, что эти слова относятся не к конкретны обитателям ночлежки, так как они не способны бороться за себя и свое достоинство. Для него Человек - это все люди на земле.

В этом и заключается основной гуманистический нравственный смысл пьесы. Жизнь порой бывает так жестока к человеку, что заставляет его унижаться и подчиняться. Но изначально человек был создан как высокое и гордое создание. Именно ему под силу изменить мир.

    Правда и ложь.… Два противоположных полюса, связанных не-разрывной ниточкой. Что более необходимо человеку? Странно ставить такой вопрос. Ведь с самого детства нам прививают понятие о правде как о положительном качестве, а о лжи как об отрицательном....

    Она, правда-то, может, обух для тебя… Лука По-моему – вали всю правду, как она есть! Бубнов. Что лучше: истина или сострадание, правда или лож во благо? На этот вопрос пытались и попытаются ответить многие философы, мыслители, литературоведы, писатели....

    Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького "На дне". Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней...

    Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет,- Честь безумцу,который навеет Человечеству сон золотой! Как писатель Горький имел свой взгляд на роль и назначение искусства, он отводил ему высокие задачи и цели. В творчестве Горький искал...

Человек - это правда!
М.Горький
Максим Горький - талантливый художник, пришедший в русскую классическую литературу со своей темой, взглядом на мир, умением заинтересовать читателя и зрителя острым конфликтом, актуальной задачей и ее разрешением. Ярко
И смело прозвучал голос и Горького-драматурга. В пьесе «На дне» автор ставит и старается решить серьезные вопросы, относящиеся к разряду «вечных», каждый раз встающих перед новым поколением и его эпохой. Всегда будоражили умы и продолжают волновать людей вопросы любви и ненависти, места человека в окружающем его мире, проблемы добра и справедливости, правды и лжи.
Горький прекрасно знает традиции русской классической литературы. Он несет читателям и зрителям идеи гуманизма, справедливости и истины. Пьеса «На дне» столетие не сходит со сцен русских театров. Чем же она так привлекательна? В начале двадцатого века драматург открыл русскому зрителю малознакомый пласт жизни «бывших людей». И не просто показал ужасающие условия быта ночлежников, а философски взглянул на жизнь этих изгоев общества. Оказывается, они обычные люди со своими страстями, радостями и печалями. Герои пьесы «На дне» любят и ненавидят, страждут лучшей доли, плачут и смеются. Каждый в отдельности мечтает об иной жизни, ищет возможность выбраться из этого мира тьмы на волю. Спившийся Актер мечтает вернуться на сцену, Настя бредит чистой и беззаветной любовью, Пепел стремится к честной жизни.
С приходом в ночлежку Луки крепнет в ее обитателях вера в собственное возрождение, появляется иллюзия возможности перерождения, и тем страшнее и неотвратимее финал, когда в общем-то беззащитные и наивные люди терпят сокрушительное поражение в этом жестоком и бесчеловечном мире.
Даже традиционный любовный конфликт в пьесе претерпевает изменения. Казалось бы, искренняя и глубокая любовь Васьки Пепла к Наташе оборачивается для героини сущим адом и гибелью. В этом мире «бывших людей» не может существовать чистая и бескорыстная любовь. Все здесь оборачивается во зло, даже прекрасное и возвышенное чувство.
В затхлом подвале не может быть возрождения к творчеству и вдохновенному ТРУДУ- Здесь процветают лишь разбой, клевета, пьянство и драки. Поэтому постепенно гибнут или уходят обитатели «дна»: Анна и Наташа, Актер и Пепел.
Кажется, автором найдена причина этого зла - ложь. Сатин в своем страстном монологе объединяет носителей этого порока: рабов и хозяев. Но не так-то все просто и однозначно в мире и пьесе Горького. Лгущий людям Лука не является злодеем. Он приятный в общении и нужный в ночлежке старичок, несущий утешение страждущим. Его философия всепрощения и терпимости уходит корнями в православие.
Отвергая философию Луки, по-своему защищаются и прячутся от жизненных проблем скептики Бубнов и Барон. Цинизм и безверие - вот что является их временным пристанищем. Но и их гибель от пьянства или в случайной драке неминуема.
Максим Горький гениально показал в бытности ночлежников безысходность и страх русского общества перед действительностью в предреволюционную эпоху. Нужна была совершенно иная истина, способная кардинально изменить жизнь этих несчастных, вывести их из «мрака». Автор видел выход в революционном переустройстве мира. Он сам одновременно страшился и жаждал этого исхода. Будучи талантливым художником, Горький не мог не почувствовать и пройти мимо новых веяний в обществе. Все это нашло правдивое и смелое отражение в творчестве писателя в целом и в частности в пьесе «На дне».

Домашнее задание к уроку

2.​ Собрать материал по каждому обитателю ночлежки.

3.​ Подумать, как можно сгруппировать действующих лиц.

4.​ Какова природа конфликта в пьесе?

Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе.

Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский.

Максим Горький

История создания пьесы

Более 80 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира, а интерес к ней не ослабевает!

В 1901 году Горький сказал о замысле своей пьесы: «Это будет страшно». Автор неоднократно менял название: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах художественного театра. Выделено не место действия – «ночлежка», не характер условий – «без солнца», «дно», даже не социальное положение – «на дне жизни». Словосочетание «На дне» гораздо шире по смыслу, чем все вышеперечисленные. Что происходит «на дне»? «На дне» – чего, только ли жизни? Может быть, – и души?

Многозначность горьковской пьесы привела к ее разным театральным постановкам.

Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы (1902) Художественным театром прославленными режиссерами К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко при непосредственном участии А.М. Горького.

В 1903 году пьеса была отмечена почетной Грибоедовской премией.

Особенности композиции

Вопрос

Где происходит действие пьесы?

Ответ

В подвале, похожем на пещеру, в котором люди вынуждены вести допотопное существование. Отдельные штрихи описания вводят сюда символику ада: располагается ночлежка ниже уровня земли, люди лишены здесь солнца, свет падает «сверху вниз», персонажи ощущают себя «мертвецами», «грешниками», «сброшенными в яму, «убитыми» обществом и в этих сводах похороненными.

Вопрос

Как изображается место действия в пьесе?

Ответ

В авторских ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. Везде по стенам – нары. Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут на кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

Вопрос

Перечислите персонажей пьесы с их краткими характеристиками. На какие группы условно можно разделить всех персонажей?

Ответ

Всех обитателей ночлежки можно условно объединить в четыре группы, в зависимости от того места, которое они занимают в столкновении различных позиций, в философском конфликте пьесы.

Первая группа включает Актера, Настю, Пепла, Наташу. Эти персонажи предрасположены к встрече со странником Лукой. Каждый из них живет какой-то мечтой или надеждой. Так Актер рассчитывает вылечиться от алкоголизма, вернуться на сцену, где у него было театральное имя Сверчков-Заволжский. Теперь вот, правда, не осталось имени, но он устремлен в мыслях к артистической славе. Насте грезится французский студент, которого она якобы страстно любит. Пепел мечтает о свободной и раздольной жизни, «чтобы самому себя можно… было уважать». Наташа смутно надеется на счастливую участь, когда Василий будет ее крепкой опорой. Каждый из этих персонажей не слишком тверд в своих устремлениях, внутренне раздвоен.

Лука, о котором подробно мы будем говорить на следующем уроке, призван выявить сущность каждого.

Барон и Бубнов – третья группа. Первый из них постоянно живет прошлым, вспоминая сотни крепостных, кареты с гербами, кофе со сливками по утрам в постели. Полностью опустошенный, он ничего уже не ждет, ни о чем не мечтает. Второй – Бубнов – тоже иногда обращается к былым годам, когда он натерпелся от жизни, но в основном живет настоящим и признает только то, что видит и осязает. Бубнов – равнодушный циник. Для него понятны только факты, они – «упрямая вещь». Правда Барона и Бубнова – жесткая, бескрылая правда, далекая от подлинной истины.

Четвертую позицию занимает в пьесе Сатин. При всей ее самобытности она тоже отличается своей противоречивостью. Во-первых, слова, произносимые этим героем, находятся в резком контрасте с его сущностью. Ведь о правде говорит жулик по роду занятий, арестант и убийца в прошлом. Во-вторых, в ряде случаев Сатин оказывается близким Луке. Он соглашается со странником, что «люди для лучшего живут», что правда связана с представлением о человеке, что нельзя мешать ему и принижать его («Не обижай человека!»)

Образы следует расположить по «лестнице» чинов и положений, так как перед нами социальный срез жизни России начала XX века: Барон, Костылев, Бубнов, Сатин, Актер; Пепел, Настя.

Вопрос

Каков конфликт драмы?

Ответ

Конфликт этой драмы социальный. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении. Жизнь обездолила людей, собравшихся в этом аду. Она лишила права на работу Клеща, на семью – Настю, на профессию – Актера, на былой комфорт – Барона, обрекла на голодное существование Анну, на воровство – Пепла, беспробудный запой – Бубнова, проституцию – Настю.

Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

Вопрос

Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?

Ответ

Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое, он не становится основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов.

Вопрос

Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

Ответ

В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфликта – разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта – появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что кипятком ноги девке сварили» – Василиса опрокинула самовар и обварила Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они – заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…»

Вопрос

В чем своеобразие любовного конфликта в пьесе?

Ответ

Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.

Вопрос

Что напоминает вам эта ночлежка?

Ответ

Ночлежка является своеобразной моделью того жестокого мира, из которого были выкинуты ее обитатели. Здесь тоже имеются свои «хозяева», полиция, проявляется то же отчуждение, вражда, те же пороки.

Заключительное слово учителя

Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

Домашнее задание

Подготовиться к уроку-диспуту о Луке. Для этого: отметить (или выписать) его высказывания о людях, о правде, о вере. Определить свое отношение к высказываниям о Луке Барона и Сатина (IV акт).

Определить композиционные элементы пьесы. Почему Чехов считал последний акт лишним?

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Урок по литературе в 11 классе

Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»

Цели урока: показать новаторство Горького; определить составляю­щие жанра и конфликта в пьесе; подготовить учащихся к ЕГЭ.

Методические приемы: аналитическая беседа.

Ход урока

I. Беседа по содержанию пьесы «На дне»

В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше. Цент­ральным образом у раннего Горького является гордая и сильная лич­ность, воплощающая идею свободы. Поэтому жертвующий собой ради людей Данко находится в одном ряду с пьяницей и вором Челкашом, никаких подвигов ради кого-либо не совершающим. «Сила есть добро­детель», утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключает­ся в силе и подвиге даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки зрения, является сопротивление общему течению жизни.

После серии романтических произведений 90-х годов, полных бун­тарских идей, Горький создает пьесу, ставшую, пожалуй, наиболее важным звеном во всей философско-художественной системе писате­ля - драму «На дне» (1902). Посмотрим, какие герои населяют «дно» и как они живут.

Как изображается место действия?

(Место действия описывается в авторских ремарках. В первом дейст­вии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закоп­ченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей - людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пеп­ла. «Везде по стенам - нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, ук­ромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жиз­ни). Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «за­соренным разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте». Обра­тим внимание на колорит этого места: темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кирпичного брандмауэра, закрывающего небо, краснова­тый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек.

В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал - сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний «акт» драмы совершается все же на пустыре - там удавился Актер.)

Какие люди являются обитателями ночлежки? (Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это по­следнее пристанище для босяков, маргиналов, «бывших людей». Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пе­пел. Всех уравнивает положение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые (сапожник Алешка 20лет) и нестарые еще люди (самому стар­шему, Бубнову, 45лет). Однако их жизнь уже почти закончена. Умираю­щая Анна предъявляется нам старухой, а ей, оказывается, 30лет.

У многих ночлежников даже нет имен, остались одни клички, вырази­тельно обрисовывающие своих носителей. Ясен облик торговки пельменя­ми Квашни, характер Клеща, гонор Барона. Актер когда-то носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь даже воспоминаний почти не осталось - «все забыл».)

Что является предметом изображения в пьесе? Каков конф­ликт драмы?

Справка: Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

(Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание лю­дей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на «дно» жизни. Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном - содержатель ночлежки Кос-тылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом - по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.

^ Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конф­ликт, в результате которого оказался в унизительном положении.)

Что привело в ночлежку ее обитателей - Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предысто­рия этих персонажей?

(Сатин попал «на дно» после того как отсидел в тюрьме за убийство: «Убил подлеца в запальчивости и раздражении... из-за родной сестры»; Ба­рон разорился; Клещ потерял работу: «Я" - рабочий человек... я с малых лет работаю»; Бубнов ушел из дома «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника, хотя сам признается, что он «ленив» да еще и запойный пьяни­ца, «пропил бы мастерскую»; Актер спился, «пропил душу,., погиб»; судьба Пепла была предопределена уже при его рождении: «Я- сызмалолетства - вор... все, всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька!». Подробней других рассказывает об этапах своего падения Барон (действие четвертое): «Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался... а зачем? Не пони­маю! Учился - носил мундир дворянского института... а чему учился? Не помню... Женился - одел фрак, потом - халат... а жену взял скверную и - зачем? Не понимаю... Прожил все, что было, - носил какой-то серый пид­жак и рыжие брюки... а как разорился? Не заметил... Служил в казенной па­лате. .. мундир, фуражка с кокардой... растратил казенные деньги, - надели на меня арестантский халат... потом - одел вот это... И все... как во сне... а? Это... смешно?» Каждый этап жизни тридцатитрехлетнего Барона словно отмечен определенным костюмом. Эти переодевания символизируют постепенное снижение социального статуса, причем за этими «переодева­ниями» ничего не стоит, жизнь прошла «как во сне».)

В чем особенность социального конфликта каждого обитателя ночлежки?

Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим? (Эти социальные конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прош­лое, они не становятся основой драматургического конфликта. Мы на­блюдаем лишь результат внесценических конфликтов.)

Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

(В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфлик­та - разговор ночлежников, из которого ясно, что Костъшев ищет в ноч­лежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта - появление в ночлежке Наташи, ради кото­рой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хо­чет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесе­на за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что «кипятком ноги девке сварили» - Василиса опрокинула самовар и обвари­ла Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает ве­рить Пеплу: «Они - заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба...»)

В чем своеобразие любовного конфликта?

(Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице На­таше, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становит­ся единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, ко­торые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.)

^ П. Слово учителя

Конфликт, в котором участвуют все герои, - другого рода. Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии - в обыденной жизни, сколько в диалогах геро­ев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматурги­ческого конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

^ III Проверь себя

Прочитайте приведенный ниже фрагмент пьесы М, Горького «На дне» и выполните задания А11 -А15; В9 - В12.

Актер (останавливается, не затворяя двери, на пороге и, придерживаясь руками за косяки, кричит)- Старик, эй! Ты где? Я вспомнил... слушай.

(Шатаясь, делает два шага вперед и, принимая позу, читает.)

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, -

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

^ Наташа является сзади Актера в двери.-

Актер. Старик!..

Если б завтра земли нашей путь

Осветить наше солнце забыло,

Завтра ж целый бы мир осветила

Мысль безумца какого-нибудь...

Наташа (смеется) Чучело! Нализался…

Актер (оборачиваясь к ней) А-а, это ты? А где старичок милый старикашка? Здесь, по-видимому, - никою нет… Hаташа, прощай! Прощай..- Да!

Наташа (входя). Не здоровался, а прощаешься...

Актер (загораживает ей дорогу). Я - уезжаю, ухожу. Настанет весна - и меня больше нет...

Наташа. Пусти-ка... куда это ты?

Актер. Искать город... лечиться... Ты - тоже уходи... Офелия иди в монастырь..- Понимаешь - есть лечебница для организмов для пьяниц... Превосходная лечебница... Мрамор... мраморный пол! Свет... чистота, пища... все - даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь и... снова буду... Я на пути к возрожденью... как сказал... король... Лир! Наташа... по сцене мое имя Сверчков- Заволжский... никтo этого не знает, никто! Нет у меня здесь им. ни Понимаешь ли ты!» как это обидно - потерять имя? Даже собаки имеют клички...

^ Наташа осторожно обходит Актера, останавливается у кровати Анны, смотрит.

Актер. Без имени - нет человека...

При выполнении заданий All- A15 в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак « х »в кле­точку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А11 . Каков жанр пьесы М. Горького «На дне»?


    политическая сатира


    комедия нравов


    социально-философская драма
    4)водевиль

А12. Данная сцена происходит


    после того, как Лука рассказал Актеру о лечебнице


    непосредственно перед уходом Луки из ночлежки


    после монолога Сатина «Человек - это звучит... гордо»


    после убийства Костылева

А13. Что повлияло на изменение Актера?


    угрозы Костылева и Василисы


    «голая правда» Бубнова


    рассказы Луки о лучшей жизни


    публицистические речи Сатина

А14 . В данной сцене главной является проблема


    богатых и бедных


    человеческого достоинства


    роли искусства в жизни человека


    настоящего и прошлого России

А15 . Главным средством создания характеров героев является?


    портреты героев


    речь героев


    внутренние монологи

При выполнении заданий В9-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего зада­ния, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова, словосочетания или цифр. Каждое слово или цифру пи­шите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без про­белов, знаков препинания и кавычек, между цифрами в отдель­ной клеточке ставьте запятую.

В9. Речь Актера является развернутым высказыванием. Kaк называется этот тип высказывания в драматическом произведении?

В10. Развитие действия в данной сцене сопровождается авторскими комментариями. Укажите термин, который используют дли обозначения авторских комментариев в драматическом произведе­нии.

В11. Актер произносит яркую, емкую, лаконичную фразу: « Без имени - нет человека». Как называется такой вид изречений?

В12. В речи Актера много скрытых цитат из классических траге­дий (фрагмент со слов «Искать город...»). Укажите фамилию вели­кого драматурга, чьи произведения вспоминает Актер.

IVДомашнее задание

Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере

Пьеса Максима Горького «На дне» вскрывает философские и социальные проблемы общества на рубеже 19 и 20 веков.

Произведение «На дне» обращает внимание читателя на беспощадный мир отверженных обществом людей, которые скатились на самое его дно.

Главными героями произведения становятся жители ночлежки. Все эти люди несчастны по-своему, и у каждого из них своя жизненная история. Кто-то с рождения принадлежал этому миру, а кто-то начинал свою жизнь иначе, но по какой-то причине опустился на дно.

Этим грязным миром нищеты правит лишь стремление выжить. Кажется, что здесь нет места светлым, возвышенным чувствам. Поэтому обнаружить любовный конфликт в данной пьесе, по меньшей мере, неожиданно.

Конфликт разворачивается вокруг любовного треугольника: Василий Пепел, Василиса и Наташа. Все начинается с появления на страницах пьесы мужа Василисы, Костылева, который ищет свою молодую жену, которую он подозревает в измене ему с Васькой Пеплом. Все выглядит довольно банально до появления младшей сестры Василисы, Наташи.

МЕЖДУ ВАСИЛИЕМ ПЕПЛОМ И НАТАШЕЙ ЗАРОЖДАЕТСЯ НАСТОЯЩАЯ, ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ, КОТОРУЮ НИКАК НЕ ОЖИДАЕШЬ ВСТРЕТИТЬ В ПЬЕСЕ «НА ДНЕ».

Сердце Васьки внезапно забилось новым, светлым и бескорыстным чувством, которое разительно отличалось от той пошлой страсти, которую он испытывал к Василисе.

Иллюзия светлого будущего

Но мир отверженных не дает шанса влюбленным на светлое будущее. Василиса, из ревности к бывшему любовнику, мстит родной сестре. В то же время, она мечтает избавиться от мужа-тирана.

Ее мечта сбывается: Василий Пепел убивает Костылева в драке. Пепел попадает за решетку. В этот же момент и Наташа исчезает со страниц пьесы. Мечта молодых людей о светлой жизни, которая была так близко, рушится.

Возможность лучшего будущего для Васьки Пепла и Наташи была лишь иллюзией, обманчивым ощущением. Мир отверженных никогда не выпускает из своих лап тех, кто оказался в них однажды.

Пьеса «На дне» изображает необычный любовный конфликт, не укладывающийся в привычное представление о любовных конфликтах. Любовная линия не является главной в произведении Горького, однако, именно она продемонстрировала читателю всю горечь и безжалостность мира людей, которые однажды оказались «на дне»

Сочинение » На дне - Горький » Особенности любовного конфликта в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса «На дне» М.Горького как философская драма

О замысле пьесы про жизнь людей «дна» Горький писал так: «Это будет страшно. У меня уже готовы планы, я вижу – лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий – ясны, всё ясно. ». Неясными до последнего момента оставались только жанр и название. Автор размышлял над названием: «Без солнца», «Дно», «Ночлежка». И, наконец, оно родилось – «На дне».

Всё это диктует пьесе философское звучание. Важный момент драмы – появление в ночлежке Луки. Внешне он никак не влияет на жизнь ее обитателей (да и что в состоянии сделать нищий, бездомный старик?), но всё-таки в сознании ночлежников благодаря Луке начинается напряжённая работа.

Развитие пьесы как философской драмы начинается в тот самый момент, когда люди «дна» обнаруживают в себе способность мечтать о новой, лучшей жизни, размышлять над своими судьбами. Философская проблематика отразилась, прежде всего, в спорах героев о человеке, добре и правде.

Пьеса «На дне», рассказавшая зрителям и читателям о жизни московских босяков, отличается повышенной «идеологичностью». Парадокс философской драмы М.Горького заключается в том, что о вопросах бытия, его философских аспектах рассуждают исторгнутые из общества люди, нищие, опустившиеся. Но именно они напоминают читателям и зрителям об огромных человеческих возможностях.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Пьеса «На дне» М.Горького как философская драма

Смотрите также по произведению "На дне":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса