Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Анализ произведения олеся куприна. Анализ «Олеси» Куприна: история любви с глубоким подтекстом Главная проблема повести олеся

Тема "Олеси" Куприна - бессмертная тема сердечных взаимоотношений и пылающих страстей. Она ярко и искренне для своего времени показана в трогательном рассказе Куприна, написанном в самом центре природы на Полесье.

Столкновение влюбленных из различных социальных групп обостряет их отношения оттенком жертвования собой, собственными жизненными принципами и оценками их другими людьми.

Анализ "Олеси" Куприна

Загадочная девушка, родившаяся в окружении природы, вобрала в себя все неподдельные и непорочные черты кроткого и простого характера, сталкивается с совершенно непохожей личностью - Иваном Тимофеевичем, который считается эффектным представителем общества в городе.

Начавшиеся трепетные отношения между ними предполагают совместную жизнь, где как заведено, женщина обязана приспособиться к новой окружающей атмосфере быта.

Олеся, привыкшая к своему сказочному обитанию в спокойном,любимом лесу с Мануйлихой, весьма тяжело и мучительно воспринимает перемены в ее жизненном опыте, фактически поступаясь собственными принципами, чтобы быть вместе со своим возлюбленным.

Предчувствуя непрочность отношений с Иваном, она в безжалостном, отравленном бездушием и непониманием городе идет на совершенное самопожертвование. Однако до тех пор отношения молодых прочны.

Ярмола описывает Ивану образ Олеси и ее тети, доказывает ему уникальность того, что в мире обитают маги и чародейки, побуждает его чрезвычайно увлечься загадкой простой девушки.

Особенности произведения

Очень красочно и естественно писатель рисует место обитания волшебной девушки, что нельзя не заметить при анализе "Олеси" Куприна, ведь пейзаж Полесья подчеркивает исключительность проживающих в ней людей.

Нередко говорится, что истории рассказов Куприна написала сама жизнь.

Очевидно, большинству молодого поколения будет сперва непросто понять смысл рассказа и то, что хочет передать автор, однако позднее, после чтения некоторых глав, они смогут заинтересоваться этим произведением, открыв для себя его глубину.

Главные проблемы "Олеси" Куприна

Это превосходный писатель. Ему удалось выразить в собственном творчестве самые тяжелые, высокие и нежные человеческие эмоции. Любовь — есть чудесное чувство, которым испытывается человек, словно пробным камнем. Умение по-настоящему и с открытым сердцем любить имеют отнюдь не многие. Это судьба волевой личности. Как раз подобные люди интересуют автора. Люди правильные, существующие в гармонии с собой и окружающим миром, являются образцом для него, собственно такую девушку создает в рассказе "Олеся" Куприн, анализ которого мы разбираем.

Обычная девушка обитает в окрестностях природы. Она прислушивается к звукам и шелесту, разбирает крики разных существ, весьма довольна своей жизнью и независимостью. Олеся самостоятельна. Ей достаточно той сферы коммуникации, какая у нее имеется. Обступающий со всех сторон лес она знает и разбирает, девушка отлично чувствует природу.

А вот встреча с человеческим миром сулит ей, к несчастью, сплошные неприятности и горе. Горожане думают, что Олеся и ее бабка - ведьмы. Они готовы свалить все смертные грехи на этих несчастных женщин. В один прекрасный день гнев людей уже согнал их с теплого места, и отныне у героини одно лишь желание: чтобы от них отвязались.

Однако бездушный людской мир не ведает помилования. В этом и кроются ключевые проблемы "Олеси" Куприна. Она по-особенному разумна и сообразительна. Девушка отлично осознает, что предвещает ей встреча с городским обитателем, "панычом Иваном". Она не подходит для мира вражды и ревности, выгоды и фальши.

Непохожесть девушки, ее изящество и самобытность вселяют в людей злобу, боязнь, панику. Абсолютно во всех невзгодаз и несчастьях горожане готовы винить Олесю и бабкеу. Их слепой ужас перед "колдуньями", которыми они нарекли их, разжигается расправой без всяких последствий. Анализ "Олеси" Куприна дает нам понять, что появление девушки в храме — это не вызов жителям, а стремление понять человеческий мир, в котором обитает ее любимый.

Главными героями "Олеси" Куприна являются Иван и Олеся. Второстепенные - Ярмола, Мануйлиха и остальные, в меньшей степени важные.

Олеся

Молоденькая девушка, стройная, высокая и очаровательная. Ее вырастила бабушка. Однако невзирая на то что она неграмотна, в ней есть естественный разум столетий, фундаментальные знания людской сущности и любопытство.

Иван

Молодой литератор, разыскивая музу, прибыл из города в деревню по должностным делам. Он интеллигентный и умный. В селе отвлекается с помощью охоты и знакомства с деревенскими жителями. Независимо от собственного происхождения он ведет себя обычно и без высокомерия. "Паныч" добродушный и чуткий парень, знатный и слабохарактерный.


Введение

1. Концепция естественной личности

2. Своеобразие реализма

3. Роль романтического начала

Заключение

Литература


Введение


В рамках работы проводится анализ повести русского писателя Александра Ивановича Куприна (1870 - 1938) «Олеся» (1898).

В 1897 году А. Куприн служил в Ровенском уезде Волынской губернии управляющим имением. Изумительная природа и особенности быта Полесского края, драматические судьбы его жителей вдохновили писателя на создание цикла «Полесских рассказов», в который вошла и «Олеся».

«Олеся» - это одно из первых крупных произведений Куприна, и одно из самых его любимых, о чем он говорил впоследствии. Это повесть о природе и трагической любви «представителей разных миров» - молодого барина Ивана Тимофеевича, приехавшего в Полесье из большого города на полгода и молодой девушки Олеси, обладающей неординарными способностями.

В цели и задачи работы входит:

рассмотрение концепции «естественной личности» в повести;

своеобразие реализма художественного стиля писателя;

роль романтической составляющей в повести.


1. Концепция естественной личности


Концепция «естественной личности», отраженная в повести А. Куприна «Олеся» исходит из представлений французского писателя и мыслителя Жан Жака Руссо и руссоизма. Основные положения этой концепции заключаются в следующем:

противопоставление буржуазной цивилизации простой жизни людей на лоне природы, вдали от городов, в которых царит эгоизм и лицемерие и в которых настоящая любовь обречена;

цивилизация не приносит людям счастья;

идея «естественного человека», человека природы, которая заключается в противопоставлении человеку природы «человека, созданного цивилизованным обществом». В повести Куприна этот конфликт можно обозначить как «двоемирие».

А. Куприн со свойственной ему художественной выразительностью набрасывает портрет главной героини повести, в котором причудливым образом сочетаются, как и земные, так и возвышенные начала:

«Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати - двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом» .

Вероятно, что изначальное чувство, возникшее у главного героя повести - молодого барина Ивана Тимофеевича было основано на «смутных» инстинктивных влечениях, однако дальнейшее общение с Олесей подкрепляется близостью духовной. Это преображение главного героя Куприн блестяще сочетает с описаниями природы.

Главная героиня Олеся - идеальное «дитя природы», далекая от цивилизованного общества. Тем не менее, она обладает сочетанием редких качеств, недоступных, как и главному герою, так и простым жителям.

Ей, по выражению, Куприна «доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания, которые, опередив точную науку на целые столетия, живут, перемешавшись со смешными и дикими поверьями, в темной, замкнутой народной массе, передаваясь как величайшая тайна из поколения в поколение» .

В первую очередь, молодого барина Ивана Тимофеевича привлекает романтический «некоторый ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности - эта гордая уверенность в свои силы, сквозившая в немногих обращенных ко мне словах» .

В образе Олеси Куприн воплотил идеал естественного человека, человека свободного, самобытного и цельного, живущего в гармонии с природой, «выросшего в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки».

Разумеется, наиболее ярко и полно Куприн раскрывает характеры главных героев, представителей кардинально разных миров - в любви, в любви бескорыстной и честной.

Зарождение любви совпадает с весенним пробуждением природы - главные герои счастливы пока живут одной жизнью с природой и подчиняются ее законам:

«Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоуханные ландыши и медом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные ленивые июньские дни…» .

Иван Тимофеевич в минуты этого душевного подъема, на пике эмоциональной близости с Олесей сам сравнивает себя с «языческим богом» или «молодым, сильным животным», наслаждаясь «светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью:

«Ни разу, ни скука, ни утомление, ни вечная страсть к бродячей жизни не шевельнулись за это время в моей душе».

Раскрывая характер Олеси, писатель вкладывает в ее образ свою мечту - мечту о Личности, не подверженной влиянию среды. Однако предрассудки и условности окружающей среды оказываются сильнее всех чувств переполняющих главного героя, что и обуславливает трагический исход этой истории.


2. Своеобразие реализма


Своеобразие реализма А. Куприна заключается в сочетании несочетаемых миров, так называемом двоемирии, то есть разделении мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу.

Так изначально романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе» творческую активность, фантазию и самобытность художника с его правом на преображение реального мира. В связи с этим, движение романтизма изначально обозначалось как «протест против Бога», против изначальной предопределенности. Иными словами, реальная действительность не устраивает романтика, и он создает в противовес ей, параллельно ей или же в целях гармонизации - свою действительность, свой мир.

Исходя их этого, "двоемирие" является явным классическим признаком традиционного романтизма.

Начальные страницы "Олеси" можно охарактеризовать по стилистике как реализм, поскольку там достаточно подробно описывается быт полесских крестьян. И только после того как в повести появляется Олеся, романтизм уже неотделимо соседствует с реализмом.

Другими словами, в произведении описывается любовь реального человека и романтической идеальной героини. Иван Тимофеевич попадает в неведомый ему притягательный и загадочный мир Олеси, а она - в его реальность. Идеальность Олеси, помимо перечисленных свойств, заключается еще и в том, что она готова пожертвовать собой и принять мир реальный, со всеми его жестокостями. Таким образом, в произведении прослеживаются черты, как реализма, так и романтизма.

Первый конфликт повести заключается в своеобразии традиций Полесья, где христианские традиции тесно переплелись с языческими. Цивилизация и дикая природа живут по совершенно разным законам.

Однако, несмотря на обширную историю развития и эволюции человека (смен образа жизни, культурных и социальных перемен и т.д.) и всех специфических моментов человеческой цивилизации (развитием естественных наук, техники и социальных преобразований), у человека сохранились основные традиционные представления о добре и зле, любви и ненависти, о врагах и друзьях.

Изначально, главному герою кажется, что он попал в какой-то заповедный мир, в котором остановилось время. Это ощущение передается читателю.

Мир предстает перед нами в двух реалиях - реальный (где есть одна форма времени) и волшебный (где время и пространство протекает по другим законам).

Подробное описание пространства Полесья, которое делится на свое - чистое, христианское - и языческое, в котором обитают злые силы необходимо для того, чтобы объяснить читателю причину негативного отношения крестьян к «колдуньи» Олеси.

Иван Тимофеевич, герой, от лица которого читатель узнает обо всех событиях, является своего рода «границей», разделяющей миры реальный и идеальный. Реальный мир - это Петербург и его «высший свет»; идеальный мир - это лес, в котором живёт Олеся с бабушкой.

Иван Тимофеевич сам рассказывает о Петербурге Олесе с нескрываемым отвращением:

«Так вот такие высокие дома. И сверху донизу набиты людьми. Живут эти люди в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что всем и воздуху-то не хватает. А другие внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде; случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят».

Олеся отвечает Ивану Тимофеевичу:

«Ну, уж я б ни за что не променяла своего леса на ваш город. Я и в Степань-то приду на базар, так мне противно сделается. Толкаются, шумят, бранятся... И такая меня тоска возьмет за лесом, - так бы бросила все и без оглядки побежала... Бог с ним, с городом вашим, не стала бы я там жить никогда» .

Из противостояния этих миров вытекает другой конфликт. Этот конфликт социальный: люди, воспитанные в столь различных условиях просто не могут быть вместе, и обречены на расставание.

Поэтому Куприн не делает романтическую любовь безмятежной и приводит героев к тяжким испытаниям. Таким образом «лесная сказка» заканчивается трагически. Дело заключается не только в обстоятельствах финала, когда Олеся сталкивается с жесткостью и подлостью окружающего мира. Куприн рассматривает этот вопрос более масштабно, с социальной точки зрения: насколько возможно, чтобы идеальное «дитя природы» жила в чуждой ей среде.

Эти миры четко противопоставлены друг другу и как верно отмечает главный герой, не могут сочетаться:

«Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил» .

Таким образом, в повести затрагивается не только тема любви, но и тема недостижимого счастья.

Своеобразие реализма Куприна заключается еще и в том, что этот сказочный мир, в который попал главный герой, лишен идеализма - деревенские жители предстают злобными и ограниченными. Олеся, зная склад их ума и испытав на себе их неприятие, пытается оградиться и защититься от них:

«А мы разве трогаем кого-нибудь! Нам и людей не надо. Раз в год только схожу я в местечко купить мыла да соли... Да вот еще бабушке чаю, - чай она у меня любит. А то хоть бы и вовсе никого не видеть» .

Обладая интуитивным знанием, благородством и рядом других человеческих качеств, Олеся выигрывает по сравнению со своим возлюбленным - Иваном Тимофеевичем, который предстает перед нами типичным представителем интеллигенции, человеком с «ленивым сердцем», человеком искренним, отзывчивым, но нерешительным и в некоторой степени эгоистичным. Он не смог почувствовать опасность, которая угрожала Олесе и благодаря своей подверженности условностям и предрассудкам цивилизованного мира, сам того не желая, принес беду своей любимой.

Олеся чувствует и понимает это изначально, говоря возлюбленному:

«Вышло вам вот что: человек вы хотя и добрый, но только слабый... Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете» .

Олеся, владеющая необъяснимым с точки зрения Ивана, даром провидения, чувствует неизбежность трагического конца. Она знает, что Иван Тимофеевич не способен отречься от своего мира, но, тем не менее, идет на самоотречение, пытается примерить свой образ жизни с тем миром, который ей чужд.

Когда Олеся предлагает Ивану просто поехать за ним, безо всякой женитьбы, у главного героя возникает подозрение, что её отказ связан с боязнью церкви. Однако Олеся говорит, что ради любви к нему она готова перебороть и это.

Сам Иван Тимофеевич, от лица которого ведется повествование, не оправдывает себя и не отрицает того, что при всей своей любви к Олесе, зависит от условностей цивилизованного мира. По сути именно эти условности и обуславливают трагичность финала, а предчувствия близкой беды и близкого расставания посещают теперь уже и главного героя:

«Я близко вглядывался в ее бледное, закинутое назад лицо, в ее большие черные глаза с блестевшими в них яркими лунными бликами, - и смутное предчувствие близкой беды вдруг внезапным холодом заползло в мою душу» .


3. Роль романтического начала


Романтическое начало «Олеси» угадывается в самом начале повести, когда реалистичное неторопливое описание быта и нравов полесских крестьян снабжается рассказами слуги Ивана Тимофеевича - Ермолы о «ведьмах» и о живущей неподалеку колдунье.

Однако романтическое начало предстает во всей своей полноте лишь с появлением Олеси - дочери лесов. Романтический образ Олеси заключается не только в ее идеальности - изолированности от ограниченных своей злобой людей и отсутствием низменных интересов к славе, богатству, власти и т.д. Основными мотивами ее поступков являются эмоции. В плюс к этому, Олесе знакомы тайны человеческого подсознания, за что местные жители называют ее «колдуньей».

Олеся, не знающая всех тонкостей, хитростей и условностей цивилизованного мира, благодаря своей открытости заставляет и Ивана Тимофеевича хотя бы на время забыть обо всех предрассудках своей среды.

Вместе с этим, необходимо отметить, что Олесе не свойственна наивность и беззащитность - она знает что такое людская злоба и неприятие, она знает что любая непохожесть в человеческом сообществе наказуема, но, тем не менее, она способна на «поступок», в отличие от возлюбленного.

Любовь Олеси - величайший дар главному герою, в котором сочетается жертвенность и смелость, но в тоже время Куприным закладывается в этот дар ряд конфликтов и противоречий.

Таким образом, подлинный смысл любви А. Куприн видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту своих чувств.


Заключение


Концепция «естественной личности» в повести А. Куприна представлена следующими моментами:

противопоставление двух миров - мира реального, который олицетворяет главный герой и мира идеального, который олицетворяет деревенская девушка Олеся;

обреченность настоящей любви в цивилизованном мире;

идея «естественного человека», человека природы, то есть противопоставление человеку природы «человека, созданного цивилизованным обществом» на примере образа Олеси.

Раскрывая характер Олеси, писатель вкладывает в ее образ свою мечту - мечту о Личности, не подверженной влиянию среды.

В этой же концепции и заключается своеобразие реализма А. Куприна - в сочетании несочетаемых миров, так называемом двоемирии, то есть разделении мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу.

Первый конфликт повести заключается в своеобразии традиций Полесья, где христианские традиции тесно переплелись с языческими.

Из противостояния реального и идеального миров вытекает второй конфликт: возлюбленные, воспитанные в столь различных условиях просто не могут быть вместе, и обречены на расставание.

Романтическая составляющая прослеживается в самом начале «Олеси», когда реалистичное описание быта крестьян снабжается рассказами слуги барина о «ведьмах» и о живущей неподалеку колдунье.

Однако только после того как в повести появляется Олеся, романтизм в полной мере неотделимо соседствует с реализмом. Главный герой, попав в этот сказочный идеальный мир, на время забывает обо всех условностях современного традиционного общества и на некоторое время объединяется с природой. Однако Куприн остается реалистом, и лесная сказка заканчивается трагически, о чем интуитивно догадывается еще на первых этапах знакомства с Иваном Тимофеевичем сама Олеся.

куприн личность романтический реализм


Литература


1. Куприн А.И. Избранные сочинения - М.: «Художественная литература», 1985. - 655 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В произведении используется противопоставление двух миров: цивилизации и природы. Через эту тему и раскрывается тема любви.
Тема повествования заключается в том, что полюбившие друг друга молодые люди не подозревают, что их любовь заранее обречена и в том, что человек должен находиться как можно ближе к природе.
Повесть - воплощение мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой. Интонация любви угадывается в самом начале произведения в шелесте листвы и завывании ветра. Природа здесь не столько служит фоном, сколько живёт своей жизнью и сливается с характером героини.
Главная героиня предстаёт пред нами девушкой весьма импульсивной, весёлой и в тоже время мудрой и до глубины души добрейшей и непредсказуемой. Она не знает ни расчёта, ни хитрости, ей чуждо себялюбие.
« ... Прелесть её лица заключается в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом.»
Сначала Ивана привлекала её красота, весёлость и детская наивность, но далее он замечает следующее:
« ... Не одна красота Олеси меня в ней очаровала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишённый лукавого кокетства красивой женщины.»
Главный герой же напротив, полная противоположность Олеси. Но как известно противоположности притягиваются. Так, и в нашем случае, они полюбили друг друга.
Иван Тимофеевич по характеру является человеком добрым, но слабым. Доброта эта не хорошая, не сердечная. Слову своему он не господин. Над людьми любит вверх брать, а сам, хотя и не хочет, но подчиняется им. Любит пить вино. Деньгами не дорожит и копить их не умеет.
Естественно, Иван не мог не найти затерявшуюся в болотах «сказочную избушку», где жила Мануйлиха и Олеся, потому как Куприн задумал сделать это именно так и никак иначе. Окружив таинственностью историю о ведьме, он показывает нам что, по мере того, как главные герои узнают друг друга, развиваются их взаимоотношения. И в связи с этим, они не только познают друг друга, но и взаимно изменяются. Меняется их отношение к жизни и меняются их принципы.
Естественная, простая и возвышенная любовь Олеси заставляет Ивана Тимофеевича забыть на время предрассудки своей среды, пробуждает в его душе всё самое лучшее, светлое, человечное.
Олеся жертвует собой, когда решается пойти в церковь. Естественно, из этого ничего хорошего выйти не могло. Народ узнал в ней ведьму. Окружили её. Хотели её дёгтем вымазать, но она вывернулась и убежала. Олеся хотела этим сделать приятное Ивану, в конце концов, угодить ему, переборов в себе боязнь.
Иван узнаёт от людей, что именно произошло возле церкви и ужасается, услышав это. Ему хочется одновременно наказать бездушных людей и утешить и приголубить бедную, хрупкую Олесю.
Кульминация рассказа приходится на сцену, когда Иван Тимофеевич пришёл к Олесе. В середине разговора с ним, она и говорит, вспоминая:
« - Помнишь, я на тебя карты бросала? Ведь всё так и вышло, как они сказали тогда. Значит, не хочет судьба нашего с тобой счастья... А если бы не это, разве, ты думаешь, я чего-нибудь испугалась бы? »
И как он ни уговаривал, что ни делал её не переубедить, на счёт отъезда. Лишь рассказала ему сказочку про зайца и волка, подчёркивая этим, что она не хочет называть день когда уходит из леса со своей бабкой, т. к. не хочет чтобы он терзался расставанием и мучился от безысходности. Но он до конца не понял значения её слов, лишь интуитивно предчувствуя одиночество и миг страдания.
« Полнеба закрыла чёрная туча с резкими курчавыми краями, но солнце ещё светило, склоняясь к западу, и в этом смешении света и надвигающейся тьмы было что-то зловещее. » Этот отрывок точно описывает чувства главного героя, его ощущения в тот момент. В момент их прощания, длинною в целую жизнь и целое столетие. В этот вечер шёл дождь с градом, словно сама природа выказывала Олесе свою печаль и боль.
Ему осталась память о ней - красные бусы.
Никто не знает и не узнает никогда, откуда пришла Мануйлиха со своей внучкой в деревню и куда они навек исчезли. И эту загадочность тайны Куприн специально развил в этом повествовании дабы создать таинственный ореол, граничащий с некоей сказочной атмосферой.

Конечно, мы привыкли, что все истории должны заканчиваться хорошим концом. Но что же мы видим, благодаря Куприну? Пред нами история о двух влюблённых, которые были настолько разными людьми, насколько это вообще возможно. Здесь противопоставляется дикость, единение с природой, нежность, наивность и вместе с тем, глубокая мудрость в лице простой девушки Олеси. И в полном смысле этого слова «городского жителя», Ивана Тимофеевича, который является по характеру не сердечной доброты человеком, т. е. расчётливым и со злым умыслом; слабым и немного транжирой и слова своего сдержать не может. Как и все люди, без исключения он эгоист и в этом скорее всего, нет его вины.
Единственное, что их с Олесей по-настоящему объединяет, это то, что впервые в своей жизни в реальном настоящем времени, они полюбили друг друга.
На меня сильно произвело впечатление хитросплетение сюжета и постановка действия, происходящего на опушке леса. А главное, меня восхитило живое описание природы, которую Куприн наделил своими эмоциями и характером. Его произведение насквозь пропитано некоей лёгкостью и живыми оттенками.


Какие темы затрагивает писатель в повести «Олеся»?

Куприн в своей повести «Олеся» затрагивает несколько очень важных тем. Они очень ярко раскрываются в этом произведении.

Одна из тем, раскрывающаяся в этом произведении, человек и общество. Олеся и ее бабушка Мануйлиха столкнулись с полным непониманием людей. Олесе и Мануйлихе даже пришлось жить в лесу, вне цивилизации.Хотя и то общество, из которого они сбежали, сложно назвать цивилизацией.

Потому что те люди, из деревни, очень узко мыслят. Общество не любит тех людей, которые не похожи на них. Олеся и Мануйлиха отличаются от всех тем, что обладают огромным даром, не ходят в церковь. Люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, кто от них отличается.

Еще одна тема, раскрывающаяся в этом произведении, тема любви. Иван и Олеся любят друг друга. Несмотря на обоюдную искренность чувств, понимание героями любви и долга существенно разные. Олеся в сложной ситуации ведет себя гораздо ответственнее. Ее не страшат дальнейшие события, важно только одно, что она любима. Иван Тимофеевич, напротив, слаб и нерешителен. Олеся, дабы угодить Ивану, пошла в церковь, но все это закончилось плохо. Красивая, но короткая сказка взаимной любви оканчивается трагически. Серьезные чувства порою требуют от людей различных жертв- это видно из-за серьезного отношения Олеси к Ивану.

Третья тема, которая здесь раскрывается, это тема поколений. Настена очень хорошо относится к своей бабушке, не оставляет ее в трудной ситуации и всегда слушается.

Обновлено: 2018-03-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В ранней прозе Куприна особое место занимает рассказ «Олеся», который первые критики назвали «лесной симфонией». Произведение было написано по личным впечатлениям от пребывания писателя в Полесье. За два года до «Олеси» был создан «Молох», и хотя в основу рассказа и повести лег совершенно разнородный материал, они оказались связаны между собой единой творческой задачей — исследованием противоречивого внутреннего состояния современника. Первоначально рассказ задумывался как «рассказ в рассказе»: первая глава представляла собой довольно развернутое вступление, где говорилось, как группа охотников проводит время на охоте, а вечером забавляется всякими охотничьими историями. В один из таких вечеров и была рассказана, точнее прочитана, хозяином дома история об Олесе. В окончательном варианте эта глава практически исчезла. Изменился и облик самого рассказчика: вместо старика повествование было передано начинающему писателю.

«Полесье... глушь... лоно природы... простые нравы... первобытные натуры, совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком...» Все это было так привлекательно для начинающего писателя, но оказалось, что в деревне, кроме охоты, заняться просто нечем. Местная «интеллигенция» в лице ксендза, урядника и конторщика ничем не привлекает Ивана Тимофеевича, так зовут главного героя рассказа. Не находит «городской паныч» общего языка и с крестьянами. Скука жизни, беспробудное пьянство и дремучее невежество, царящие вокруг, угнетают молодого человека. Кажется, только он один выгодно отличается от окружающих: добр, сердечен, мягок, отзывчив, искренен. Однако всем этим человеческим качествам предстоит выдержать испытание любовью, любовью к Олесе.

Впервые это имя на страницах рассказа возникает, когда, решив развеять ставшую уже привычной скуку, герой решает посетить дом загадочной Мануйлихи, «настоящей, живой, полесской ведьмы». И на страницах рассказа словно оживает Баба Яга, такая, какой ее рисуют народные сказки. Однако встреча с нечистой силой обернулась знакомством с удивительно красивой девушкой. Олеся привлекла Ивана Тимофеевича не только "оригинальной красотой", но и своим характером, в котором сочетались нежность и властность, детская наивность и вековая мудрость.

Любовь двух молодых людей началась вроде бы совершенно неожиданно и развивалась довольно счастливо. Постепенно перед Иваном Тимофеевичем начинает раскрываться характер его избранницы, он узнает о незаурядных способностях Олеси: девушка могла определить судьбу человека, заговорить рану, нагнать страху, лечить обыкновенной водой болезни, даже свалить человека с ног, только посмотрев на него. Она никогда не пользовалась своим даром во вред людям, как не пользовалась и старая Мануйлиха, ее бабка. Только трагическое стечение обстоятельств заставило этих двух незаурядных женщин, старую и молодую, жить вдали от людей, сторониться их. Но даже здесь нет им покоя: жадного урядника не могут удовлетворить их жалкие дары, и он готов их выселить.

Иван Тимофеевич всячески стремится оградить и предостеречь свою возлюбленную и ее бабку от всевозможных бед. Но однажды он услышит от Олеси: "...Вы хотя и добрый, но только слабый. Доброта ваша не хорошая, не сердечная". Действительно, в характере Ивана Тимофеевича отсутствует цельность и глубина чувств, он может причинить боль окружающим. Олеся же оказывается неспособной обидеть никогда и никого: ни зябликов, выпавших из гнезда, ни бабушку своим уходом из дома с любимым, ни Ивана Тимофеевича, когда тот просит ее сходить в церковь. И хотя эта просьба будет сопровождаться «внезапным ужасом предчувствия» и герою захочется бежать за Олесей и «просить, умолять, даже требовать... чтобы она не шла в церковь», он сдержит свой порыв.

Этот эпизод и приоткроет тайну «ленивого» сердца: ведь не родился же герой с этим пороком? Жизнь научила его контролировать душевные порывы, заставила отбросить то, что заложено в человеке природой. По контрасту с героем изображена Олеся, лишь она одна, "сохраняет в чистом виде изначально присущие человеку способности" (Л. Смирнова). Так на страницах рассказа создается образ положительного героя Куприна — «естественного человека», чья душа, образ жизни, характер не испорчены цивилизацией. Внутренне гармоничный, такой человек несет гармонию и в окружающий его мир. Именно под воздействием любви Олеси на миг проснулась "усталая" душа героя, однако ненадолго. «Зачем же я не послушался тогда смутного влечения сердца…?» На этот вопрос герой и автор отвечают по-разному. Первый, защищаясь от голоса совести общими рассуждениями о том, что «в каждом русском интеллигенте сидит немножко развивателя», отмахнулся от возникшего призрака вины перед Олесей и ее бабкой, второй — настойчиво донес до читателя свою сокровенную мысль о том, что "человек может быть прекрасным, если он будет развивать, а не губить дарованные ему природой телесные, духовные и интеллектуальные способности" (Л. Смирнова).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса