Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое либерализм? Либеральная идеология: понятие, общая характеристика

Впервые термин «либерализм» (от лат. liberalis – свободный) был использован в Испании в 1811 году в Испании. В дальнейшем данный термин вошел во все европейские языки. Идеи либерализма активно разрабатывались и защищались такими мыслителями как Дж. Локк, Т. Гоббс, А. Смит, Ш. Монтескье, И. Кант, Т. Джефферсон, Б. Констан, А. Де Токвиль, И. Бентам, Дж. Ст. Милль и др. Как идеологическое и политическое явление либерализм зародился на основе идей Просвещения в конце XYII - начале XYIII веков. На ранних этапах своего развития он являлся важнейшим средством борьбы возглавляемого буржуазией «третьего сословия» против существующих абсолютистских порядков. Поэтому его содержание было прямо связано с потребностями и интересами нарождающейся буржуазии. С самого начала в фундамент либерализма были заложены принципы свободы личности, её высокая самоценности и право на самореализацию, а также признание её ответственности перед обществом. Свобода понималась либералами как свобода от государственного, церковного и иных форм социального контроля. На основе данных предпосылок были сформированы экономические и политические установки либерализма. В сфере экономики идея свободы личности интерпретировалась либералами как свобода частного предпринимательства и рынка. Они последовательно выступали за освобождение экономической деятельности от государственной регламентации, за предоставление максимального простора частной инициативе. Экономическая свобода, по мнению либералов, является основой гражданских и политических свобод. Принцип свободы в политической сфере трактовался либералами как свобода от ограничений со стороны государства. На базе подобной установки была сформулирована идея «государства – ночного сторожа», суть которой состояла в том, что государство должно быть наделено лишь самыми минимальными и необходимыми функциями, обеспечивающими охрану порядка, законность и защиту страны от внешней опасности. Было отмечено, что гражданское общество должно иметь приоритет над государством, которое может быть достигнуто на основе принципов конституционализма и парламентаризма. Либералы отстаивали идеи верховенства закона как средства ограничения государства и о разделении властей как инструменте контроля общества над государством. Выступая против сословных привилегий, они подчеркивали идею равенства граждан перед законами, которые должны носить скорее характер запретов, а не предписаний. Подобные идеи либерализма создали теоретическую основу для формирования правового государства. К началу ХХ века в странах Запада либерализм оказался в достаточно сложном положении. Развитие свободного рынка и предпринимательства из идеи превратилось в реальность. Но вот тут-то и выяснилось, что ничем не ограниченная игра рыночных сил в условиях социальной незащищенности трудящихся не принесла большей части общества ни благополучия, ни свободы. В подобной обстановке резко упало доверие к традиционным либеральным ценностям и начался пересмотр важнейших положений классического либерализма. Под влиянием сложившейся ситуации, а также развития рабочего и социал-демократического движения в арсенале либералов появились идеи социальной справедливости, государственной поддержки малоимущих слоёв населения, устранения крайностей имущественного неравенства и т. д. В результате либерализм эволюционировал в «социальный либерализм (неолиберализм)» Решающую роль в утверждении неолиберализма как одной из важнейших реформистских идеологий ХХ века сыграли социалистическая революция в России и мировой экономический кризис начала 30-х годов, которые поставили вопрос о необходимости переосмысления таких постулатов классического либерализма как неограниченная индивидуальная свобода и свобода конкуренции. Особое значение имели широко популярные в те годы идеи английского экономиста Дж. Кейнса (1881 – 1946), который разработал модель государственного регулирования, нацеленную на резкое расширение государственного вторжения в экономику и значительное ограничение её рыночных начал. Кейнсианская модель предусматривала также значительное расширение потребительского спроса населения на основе существенного увеличения государственных расходов, создание социальных гарантий для малоимущих слоев населения в области медицины, образования, занятости, пенсионного обеспечения и т. д. На практике идеи неолиберализма впервые были реализованы в «новом курсе» президента Ф. Рузвельта, избранного в 1932 году. Его правительством стала активно проводиться политика демонополизации экономики и осуществляться её государственное регулирование. Были введены пособия по безработице, легализована деятельность профсоюзов, стали заключаться коллективные договора между рабочими и предпринимателями. В дальнейшем подобные процессы охватили практически все индустриально развитые страны. Главное отличие неолиберализма от классического либерализма заключается в признании активной роли государства в регулировании экономики и проведении социальной политики. На смену идее о его отстраненности от экономических и социальных процессов пришло понимание того, что государство должно всемерно содействовать прекращению социальных конфликтов и сглаживанию чрезмерного социального неравенства на основе поддержки наиболее бедных и социально незащищенных слоев общества. Было признано, что подобная политика может проводиться государством лишь на основе его активного влияния на экономические процессы. В этих условиях либералы, подобно социал-демократам, стали отстаивать идеи доступного для всех граждан медицинского обслуживания, бесплатного школьного и высшего образования, расширения системы социального обеспечения и т. д. Они явились также приверженцами идеи прогрессивного налогообложения, полагая, что крупные собственники должны нести свою долю ответственности за социальную стабильность общества. В результате осуществления подобной политики на Западе была создана новая модель государства, названная «государством всеобщего благоденствия». Однако в 70-е годы стала утрачивать своё влияние и неолиберальная идеология, которая, сохранив верность основным принципам свободы и рыночного предпринимательства, впитала в себя ряд несвойственных ей прежде идей (акцент на социальном равенстве граждан, признание необходимости государственного вмешательства в экономику и социальную жизнь общества и др.), породивших нарушение её внутренней целостности и непротиворечивости. Кризисные явления экономики 70-х годов, сопровождавшиеся кризисом «государства всеобщего благосостояния», во многом явились следствием той политики, которую проводили партии неолиберальной ориентации. В результате падения своей популярности они были вынуждены уступить государственную власть партиям, проводившим неоконсервативную политику. Однако в дальнейшем либерализм снова вступил на путь переосмысления своих ведущих принципов. Была, в частности, признана необходимость возврата к принципам стимулирования рыночных механизмов при одновременном сокращении регулирующей роли государства.

Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокри­та, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сфор­мировался на базе политической философии английских просве­тителей Д, Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII-XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частной собственности, либерализм по­ложил в основу своей концепции идеалы свободной конкурен­ции, рынка, предпринимательства.

Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.

Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие:

1) естественное равенство людей;

2) наличие и гарантия неотчуждаемости таких прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность;

3) верховенство закона, его обязательность для всех;

4) договорный характер отношений государства и граждан, предусматривающий их взаимную ответственность;

5) демократический политический режим, предоставляющий всем гражданам равные права избирать и быть избранными;

6) наличие развитого гражданского общества и гарантий невмешательства в частную жизнь;

7) конституционализм, предусматривающий ограничение законодательной и исполнительной власти посредством, прежде всего, системы разделения властей, механизма сдержек и противовесов, установления пределов и «ясных» процедур деятельности законодателей.

Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой сте­пени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкрет­ному Отечеству и универсальных прав человека.

Попытки решения этих вопросов привели к возникновению в либерализме многочисленных внутренних течений. Так, в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить его основные ценности с тоталь­ной опорой на государство, или с социально ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние всех людей, нежели отдельного индивида, либо с пред­ставлениями, отрицавшими социальную направленность деятельности государства («консервативный либерализм») и т.д.

Усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его исторически обновлен­ной форме – неолиберализме . Важнейшим достоинством поли­тической системы здесь провозглашалась справедливость, а пра­вительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи кон­сенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.

В отличие от прежней склонности ме­ханически определять демократичность политической жизни по большинству, стали отдавать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти. Причем Р. Даль, Ч. Линдблюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем оно больше соответ­ствует принципам либерализма. Правда, представители праволиберальных течений (Ф. Хайек, Д. Эшер, Г. Олсон) полагают, что при плюрализме способны сформироваться механизмы экспро­приации большинством богатого меньшинства, а это может по­ставить под угрозу основополагающие принципы либерализма.

В то же время сохранившаяся в неолиберализме ориентация по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятель­ности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека (что способствует укреплению отнюдь не всех связей и отношений в обществе, а временами несет и опас­ность атомизации социума) ограничивают электоральную базу этих представлений в современных условиях.

С другой стороны, именно основные ценности либерализма обусловили коренное измене­ние в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров нео­консерватизма и христианско-демократической идеологии. На либеральной основе развились многообразные теории политичес­кого участия, демократического элитизма и т.д.

Либерализм - школа в международных исследованиях, которая по основным положениям противоположна реализму. Истоки этого направления в трудах Дж. Локка, И. Канта, А. Смита, Дж. С.Милля. Основоположником этой школы считается Вудро Вильсон (1856-1924), 28-й президент США, один из основателей Лиги Наций. Представителей этой школы еще называют идеалистами, а саму школу - идеалистической. Идеализм особенно был распространен в 1919-1939 годах и представлял попытку через международные институты, в первую очередь Лигу Наций, обеспечить мир и кооперацию между государствами.

Идеалистический подход отличает от других подходов ярко выраженная этическая позиция. Он исходит из оптимистического представления о природе человека как существа разумного, способного к нравственному совершенствованию, мирному общежитию, ради общего блага готовому отказаться от политики силы и стремления к доминированию. Идеалисты стремились создать гармоничную, лишенную военных конфликтов модель международных отношений. На первый план они ставили международное сотрудничество, правовое разрешение конфликтов, регулирование взаимоотношений между народами с помощью международных организаций, обсуждение спорных проблем на переговорах. Фактор силы в политике не оценивался столь высоко, как у реалистов, более эффективными средствами влияния рассматривались экономические и правовые рычаги. Либералы исходили из того, что взаимодействие государств на мировой арене для сохранения мира и экономического процветания обязательно должно регулироваться межправительственными организациями и международными режимами (совместно разработанными членами мирового сообщества правилами, нормами, процедурами в конкретной сфере международных отношений, например, в торговле, финансовой политике и т. д.). Государства при либеральном подходе хотя и признаются главными участниками международных отношений, но не единственными. Подчеркивается, что наряду с ними действуют межправительственные (ООН, ОБСЕ и др.) и неправительственные организации (правозащитные, экологические, гуманитарные, транснациональные корпорации и др.).

В 1980-е годы возникает школа неолиберализм а (или структурного либерализма), которая продолжает классический либерализм, но учитывает новые реальности мирового политического процесса: комплексную взаимозависимость, развивающееся межгосударственное сотрудничество, интеграцию, создание глобальной общности. Неолиберализм уделяет особое внимание взаимосвязи политики и экономики. В силу взаимозависимости государств возможности для их сотрудничества посредством международных организаций должны возрастать, а влияние анархии на международную среду ослабевать.

В рамках неолиберализм а возникло несколько направлений, концепций, которые иногда рассматривают и как самостоятельные концептуальные школы. К их числу относится прежде всего концепция комплексной взаимозависимости. Её представители - американские политологи Роберт Кеохейн и Джозеф Най. В этой концепции международная политика анализируется с точки зрения участия в ней множества политических акторов - не только государств, но и неправительственных организаций (их сегодня в мире насчитывается свыше 10000), в том числе влиятельных транснациональных корпораций. В политическую жизнь активно включились партии, церковь, профсоюзы и другие организации. Государство перестало быть единственным актором на мировой сцене, более того, утрачивает свою роль главного субъекта международной политики в пользу международных организаций. Признание многообразия акторов, видов и каналов взаимодействия между ними привело к тому, что в исследовании мировой политики сейчас вместо понятия международные (а по сути межгосударственные) отношения стало использоваться понятиетранснациональные отношения. Модель транснациональных отношений, в которой акцентируется роль негосударственных акторов, сформулировал Р. Кеохейн совместно с Дж. Наем, а концепцию комплексной взаимозависимости нередко относят к транснационалистской, или глобалистской, школе.

Согласно теории взаимозависимости все политические акторы в большей или меньшей степени влияют на международную политику. Они заинтересованы не только в экономическом сотрудничестве, но и в объединении усилий для решения общих, глобальных проблем, например, охраны окружающей среды, ограничения вооружений, нераспространения ядерного оружия и др. Положение любой страны зависит от ее отношений с другими государствами и от международной системы в целом. В силу растущей взаимозависимости различных стран разграничение внутренней и внешней политики государства становится все более относительным: не только внешняя политика зависит от внутренней, но и внутренняя от внешней, причем во все большей степени. Многосторонняя зависимость государств делает невыгодным силовое разрешение конфликтов, тогда как кооперация, сотрудничество создают условия для мира и процветания, утверждают транснационалисты.

» и «либеральный» происходят от латинского liberalis и буквально значат «имеющий к свободе». Когда речь идет о либерале как о стороннике общественно-политического движения, предполагается, что человек этот стоит на платформе, которая приветствует углубление и развитие политических свобод в самом широком понимании этого слова. Как правило, либеральная идеология объединяет сторонников демократического парламентаризма, а также тех, кто стоит за свободу частной предпринимательской деятельности.

В обыденной жизни ярлык «либерал» чаще всего получают те, кто проявляет ненужную и неуместную терпимость к чужому поведению, которое нарушает общепринятые нормы и правила. Считается, к примеру, что излишний в воспитании подрастающего поколения отрицательно влияет на становление личности подростка. Часто общественности требуют покончить с либерализмом в отношении преступников и злостных нарушителей социальных норм.


в политике

Кого можно отнести к либералам в области деятельности? Речь идет об общественных деятелях, которые поддерживают и всецело одобряют идею ограничения всякого вмешательства государственных структур в социальные отношения. Главные принципы либеральной системы ценностей сформировались в те времена, когда в обществе зарождались и крепли буржуазные отношения, основанные на свободном предпринимательстве.

Либерал наивысшим приоритетом в общественно-политической жизни считает личную, экономическую и политическую свободу. Права и его свободы для либерала становятся неким базисом и отправной точкой для формирования политической позиции. По мнению политиков либерального толка, именно свободное развитие любых социальных позволяет построить по-настоящему демократическое государство.

Идеалом многих западных политиков становится либеральная демократия. Впрочем, в ней сегодня мало что осталось от прежнего свободомыслия и вольнодумства. Основной упор западные либерал- делают не столько на расширении действительных свобод граждан, сколько на снятии ограничений, тормозящих развитие частного . Политологи и социологи отмечают, что традиции западного все глубже проникают в экономику, политику и культуру развивающихся стран.

Понятие «либерализм» появилось в начале 19 века. Первоначально либералами называли группу депутатов-националистов в кортесах - испанском парламенте. Затем это понятие вошло во все европейские языки, однако в несколько ином значении.

Сущность либерализма остается неизменной на протяжении всей истории его существования. Либерализм - это утверждение ценности человеческой личности, ее прав и свобод. От идеологии Просвещения либерализм заимствовал идею естественных прав человека, поэтому в число неотчуждаемых прав личности либералы включали и включают право на жизнь, свободу, счастье и собственность, причем наибольшее внимание уделяется частной собственности и свободе, поскольку считается, что собственность обеспечивает свободу, которая в свою очередь есть предпосылка успеха в жизни отдельного человека, процветания общества и государства.

Свобода неотделима от ответственности и заканчивается там, где начинается свобода другого человека. «Правила игры» в обществе фиксируются в законах, принимаемых демократическим государством, в котором провозглашены политические свободы (совести, слова, собраний, объединений и т.п.). Экономика рыночная, основанная на частной собственности и конкуренции. Такая экономическая система есть воплощение принципа свободы и условие успешного экономического развития страны.

Первым историческим типом мировоззрения, содержащего обозначенный выше комплекс идей, был классический либерализм (конец 18 - 70-80-е годы 19 века). Его можно рассматривать как непосредственное продолжение политической философии эпохи Просвещения. Недаром «отцом либерализма» называют Джона Локка , а создатели классического либерализма Иеремия Бентам и Адам Смит считаются крупнейшими представителями позднего Просвещения в Англии. На протяжении 19 века либеральные идеи развивали Джон Стюарт Милль (Англия), Бенжамен Констан и Алексис де Токвиль (Франция), Вильгельм фон Гумбольдт и Лоренц Штейн (Германия).

От идеологии Просвещения классический либерализм отличается, прежде всего, отсутствием связи с революционными процессами, а также отрицательным отношением к революциям вообще и к Великой Французской революции в частности. Либералы принимают и оправдывают социальную действительность, сложившуюся в Европе после Великой Французской революции, и активно стремятся совершенствовать ее, веря в безграничный общественный прогресс и силу человеческого разума.

Классический либерализм включает ряд принципов и концепций. Его философской основой является номиналистический постулат о приоритете единичного перед общим. Соответственно центральным является принцип индивидуализма: интересы личности выше интересов общества и государства. Поэтому государство не может попирать права и свободы человека, а личность имеет право защищать их против посягательств со стороны других лиц, организаций, общества и государства.


Если рассматривать принцип индивидуализма с точки зрения его соответствия действительному положению вещей, следует констатировать его ложность. Ни в одном государстве интересы отдельного человека не могут быть выше общественных и государственных. Обратная ситуация означала бы гибель государства. Любопытно, что впервые на это обратил внимание один из основоположников классического либерализма И. Бентам. Он писал, что «естественные, неотчуждаемые и священные права никогда не существовали», так как они несовместимы с государством; «…граждане, требуя их, просили бы только анархии…». Тем не менее, принцип индивидуализма сыграл в высшей степени прогрессивную роль в развитии западной цивилизации. И в наше время он по-прежнему дает личности законное право отстаивать свои интересы перед лицом государства.

Принцип утилитаризма представляет собой дальнейшее развитие и конкретизацию принципа индивидуализма. Сформулировавший его И. Бентам полагал, что общество - это фиктивное тело, состоящее из отдельных личностей. Общее благо - также фикция. Действительный интерес общества не что иное как сумма интересов составляющих его индивидов. Поэтому любые действия политиков и любые институты должны оцениваться исключительно с точки зрения того, в какой мере они способствуют уменьшению страданий и увеличению счастья отдельных людей. Конструирование модели идеального общества, по мнению И. Бентама, не нужное и опасное с точки зрения возможных последствий занятие.

Основываясь на принципах индивидуализма и утилитаризма, классический либерализм предложил в качестве оптимальной вполне конкретную модель общества и государства. Государству не следует вмешиваться в социально-экономические отношения: оно способно скорее нарушить гармонию, чем содействовать ее установлению.

Концепции общественной саморегуляции в сфере политики соответствует концепция правового государства. Целью такого государства является формальное равенство возможностей граждан, средством - принятие соответствующих законов и обеспечение их неукоснительного выполнения всеми, в том числе, государственными чиновниками. При этом материальное благосостояние каждого отдельного человека считается его личным делом, а не сферой заботы государства. Смягчение крайностей нищеты предполагается за счет частной благотворительности. Сущность правового государства кратко выражается формулой: «закон превыше всего».

Правовое «маленькое государство» должно быть светским. Классический либерализм выступал за отделение церкви от государства. Религию сторонники этой идеологии считали личным делом отдельного человека. Можно сказать, что любой либерализм, в том числе и классический, в целом безразличен к религии, которая не рассматривается ни как положительная, ни как отрицательная ценность.

Программы либеральных партий обычно включали следующие требования: разделение властей; утверждение принципа парламентаризма, то есть переход к таким формам организации государства, при которых правительство формируется парламентом; провозглашение и реализация демократических прав и свобод; отделение церкви от государства.

Вторая идея, заимствованная социальным либерализмом у социал-демократии, - это идея социальной справедливости, понимаемой как право каждого на достойную жизнь. Конкретным способом ее реализации стали также предложенные социал-демократами широкие социальные программы, предполагающие перераспределение прибыли от богатых к бедным через систему государственных налогов.

Социальное страхование по болезни, безработице, по старости, страховая медицина, бесплатное образование и т.п. - все эти программы, постепенно вводимые и расширяемые в странах западной цивилизации на протяжении конца 19 - 70-х годов 20 века существовали и продолжают существовать благодаря введению прогрессивной шкалы налогообложения. Такая система взимания налогов предполагает, что люди, имеющие больший доход или капитал платят больший процент с этого дохода или капитала, чем люди, имеющие меньшие средства к жизни. Социальные программы одновременно содействуют развитию экономики, поскольку расширяют платежеспособный спрос.

В настоящее время влиятельность либерализма как политического мировоззрения растет. Это связано как с воскрешением неоконсерваторами ряда основополагающих положений классического либерализма, так и с распадом СССР, мировой системы социализма, с переходом входивших в нее европейских стран к либеральной экономической модели и политической демократии западного образца, в утверждении которой решающую роль сыграли либерализм и либеральные партии. В то же время кризис либеральных партий продолжается.

Социализм

Понятие «социализм», которое вошло во всеобщее употребление в третьем десятилетии 19 века, призвано было обозначить направление общественной мысли, стремящееся разработать принципиально новую модель устройства общества как целого на основе преобразования социально-экономических отношений. Дать краткое содержательное определение этой идеологии сложно, поскольку понятие социализм объединяет большое количество сильно различающихся между собой концепций, которые могут быть разделены на две большие группы: собственно социалистические и коммунистические.

В концепциях первой группы предполагается, что достойная жизнь трудящихся может быть достигнута в обществе, основанном на сочетании общественной и частной собственности на средства производства, а всеобщее абсолютное равенство не обязательно и не желательно. Концепции второй группы предлагают создать общество, основанное исключительно на общественных формах собственности, что предполагает полное социальное и имущественное равенство граждан.

Характеристика социалистической идеологии, учитывающая существование двух обозначенных выше направлений социалистической мысли, может быть дана следующим образом. Социализм предполагает критику буржуазного общества с позиций некоторого идеала, «расположенного» по мысли социалистов в будущем. Формулировка основных черт будущего общества дается с позиций наиболее обездоленной части населения, зарабатывающей на жизнь своим трудом. Само общество социальной справедливости предполагает существенную роль общественных форм собственности, сближение крайностей богатства и бедности, замену конкуренции солидарностью, взаимопомощью. Новое общество мыслится как способное обеспечить более быстрый и всесторонний общественный прогресс, чем буржуазное.

Первый исторический тип социалистической идеологии - это гуманистический социализм первой половины 19 века, называемый также утопическим социализмом (в настоящее время второе название представляется необоснованным, так как марксизм также оказался утопией, хотя и в ином смысле). Его основоположниками и крупнейшими представителями являются Анри де Сен-Симон и Шарль Фурье (Франция), Роберт Оуэн (Англия). Гуманистическим это социализм назван потому, что его создатели, формулируя основные черты общества социальной справедливости, исходили из интересов человека вообще, а не представителя какого-либо класса или слоя, хотя наибольший выигрыш реализация предложенной модели должна была принести людям труда.

Конкретные системы взглядов основоположников гуманистического социализма были различны, но в общем и целом общество социальной справедливости мыслилось как основанное на сочетании общественной и частной форм собственности, на сотрудничестве классов. Предполагалось сохранение общественного и имущественного неравенства, связанного с неодинаковостью вклада - финансового и трудового - в развитие предприятия, с разной ролью представителей различных социальных слоев в обществе. Переход к новой общественной организации мыслился как постепенный и происходящий исключительно мирным путем. В качества средств перехода предлагались: обращение к власть имущим, к представителям крупного бизнеса, создание на новых принципах образцовых предприятий, пропаганда положительного опыта. Именно обозначенные средства перехода к обществу социальной справедливости вызвали к жизни название «утопический социализм».

В 40-е годы 19 века возник марксизм, называемый также рабочим или экономическим социализмом, а также научным коммунизмом. Эта идеология появилась на основе осуществленного Карлом Марксом анализа экономических отношений буржуазного общества в условиях роста рабочего движения. Основные положения марксизма таковы.

Капиталистическое общество неизбежно утратит свою экономическую эффективность из-за свойственного ему противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения. Чтобы ликвидировать это противоречие и открыть простор развитию производительных сил, следует ликвидировать частную собственность на средства производства. Соответственно будущее общество социальной справедливости станет одновременно экономически наиболее эффективным. В нем будет общественная собственность на средства производства, не станет классов, исчезнет эксплуатация, утвердится полное общественное и имущественное равенство, прекратит свое существование государство как политическая организация экономически господствующего класса (его заменит общественное самоуправление), станет возможна творческая самореализация каждого человека.

Переход к новому обществу возможен лишь путем классовой борьбы и социальной революции, которую осуществит рабочий класс во главе с коммунистической партией, вооруженной знанием законов общественного развития. Непосредственно после победы революции утвердится диктатура пролетариата, которая станет новой, высшей формой демократии, поскольку к тому времени пролетариат будет составлять в обществе большинство населения.

Развитие марксизма во второй половине 19 - начале 20 века привело к появлению двух современных типов социалистической идеологии: марксизма-ленинизма и идеологии социал-демократии. Марксизм-ленинизм, называемый также большевизмом и научным коммунизмом, возник как приспособление марксизма к условиям России и к практике социалистического строительства после победы российской революции 1917 года. Принявшие эту идеологию партии стали, как правило, называться коммунистическими.

Попытка претворения в жизнь марксистской модели, осуществленная в СССР и других странах мировой системы социализма, привела к появлению общества, в котором государственная экономика управлялась из единого центра в условиях отсутствия политической демократии. Это была еще одна попытка преодоления кризиса либерализма и либеральной экономической модели. Однако созданное общество не стало ни более гуманным, ни более экономически эффективным, чем капиталистическое, в долгосрочной перспективе, а потому и ушло с исторической арены.

Идеология социал-демократии, сформировавшаяся в 90-е годы 19 века, возникла как критика, ревизия марксизма. Ее основные положения были разработаны германским социал-демократом Эдуардом Бернштейном и постепенно приняты международной социал-демократией, хотя и не без острой борьбы мнений. Произошел отказ от таких основополагающих положений марксизма как социальная (социалистическая) революция, диктатура пролетариата, полная замена частной собственности на средства производства общественной собственностью.

Пересмотр марксизма оказался возможен и неизбежен, поскольку в последние десятилетия 19 века стало очевидно, что положение рабочего класса не ухудшается с развитием капитализма, как предсказывал К. Маркс, а улучшается. Из этого факта Э. Бернштейн сделал далеко идущие выводы, не потерявшие своего значения в наши дни, и разработал программу построения демократического социализма.

Поскольку экономическое развитие в условиях капитализма ведет к росту материального благосостояния рабочих, задача социал-демократических партий должна заключаться в совершенствовании существующего общества, а не в его ликвидации и замене другим, принципиального отличным от буржуазного.

Необходимым условием такого совершенствования является политическая демократия. Э. Бернштейн обратил внимание на то, что последовательная реализация основных либеральных принципов политического устройства ведет к ликвидации политического господства буржуазии, если рабочий класс сумеет организоваться и будет постоянно поддерживать свою партию на выборах.

Таким образом, следовало бороться за углубление политической демократии, победу партии рабочего класса на парламентских выборах, формирование социал-демократического правительства. Такое правительство при поддержке парламентского большинства должно неуклонно осуществлять программу растянутых во времени реформ, направленных на улучшение материального положения рабочего класса, рост его социальной защищенности, повышение культурного и образовательного уровня и т.п.

С этой целью, а также ради повышения экономической эффективности следовало постепенно осуществлять частичную национализацию промышленности, прежде всего, убыточных предприятий и отраслей, наладить государственное регулирование частного капиталистического сектора, разработать и осуществить широкие социальные программы на основе перераспределения прибыли от имущих к малоимущим через систему налогов.

В начале 21 века основными ценностями международной социал-демократии продолжают оставаться солидарность, свобода, равенство, политическая демократия, регулируемая государством рыночная смешанная экономика, социальная защищенность населения. Постепенное увеличение государственного сектора экономики более не считается целесообразным.

В настоящее время, несмотря на то, что социал-демократические партии периодически приходят к власти в европейских странах, сменяя неоконсерваторов, кризис социал-демократической идеологии нельзя считать преодоленным, поскольку новых конструктивных идей, способных обновить программу и практику демократического социализма, у международной социал-демократии нет.

Либерализм

В своем возникновении и развитии либерализм прошел два этапа:

1_17-19 век: классический либерализм

2_от начала 20 века до сегодняшнего дня: неолиберализм или социальный либерализм

Отцами-основателями либеральной идеологии считаются Джон Локк, Жан Жакк Руссо («Об общественном договоре»), Джон Стюарт Милль («О свободе»), Томас Пэйн («Права человека», «Здравый смысл»). Идеология либерализма это идеология нового времени, когда средневековье и феодалимз уходят в прошлое и развивается капитализм. Основные идеи классического либерализма:

1_Признание человека в качестве высшей ценности. Либерализм это идеология индивидуализма.

2_Признание равенства всех людей и признание за человеком естественных, обретаемых в силу рождения неотчуждаемых прав (основные: право на жизнь, собственность, свободу).

3_Признание свободы как высшей из ценностей, которыми обладает человек. В то же самое время человек несет ответственность за свои поступки. Единство свободы и ответственности - один из краеугольных камней либералистической идеологии.

4_Верховенство закона. Только закон может ограничить свободу человека.

5_Антиэтатизм - как можно более минимизированное государство.

6_Моральная и религиозная толерантность.

7_Отношения между обществом и государством носят характер договора.

8_Вера в общественный прогресс.

9_Признание свободной конкуренции, свободного частного предпринимательства и рынка в качестве естественных регуляторов экономических и социальных отношений.

Этатизм это активное вмешательство государство в экономическую и политическую жизнь страны.

Либералы столкнулись с рядом проблем: равенство людей, свободное предпринимательство и рынок могут регулировать много, но не все, требуются другие регуляторы, следствием появления которых стало увеличивание государства и его роли.

Неолиберализм

С течением времени ряд положений классического либерализма подвергся пересмотру и неолиберальные идеи в основном были сформулированы после Второй Мировой войны.

В 1947 году был создан Либеральный Интернационал, который объединил более 20-ти партий. Сейчас в нем присутствуют все страны Европы.

Теоретиками неолиберализма являются: Хайек, Белл, Тоффлер, Арон.

Основные идеи неолиберализма:

1_Повышение эффективности производства на основе высоких технологий

2_Главный инструмент - поощрение свободы частной собственности и предпринимательства.

3_Государство должно сократить свое непосредственное участи в экономике.

4_Свои социальные функции государство должно ограничить заботой о занятых в постиндустриальном производстве, то есть оно должно заботиться только о благополучии двух третей общества, которые создают богатство страны.

5_Интернационализация экономики, разработка и реализация программ региональной и глобальной интеграции.

6_Забота о благоприятной природной среде, развитие экологических программ, решение глобальных проблем.

Сущность основных идей социал-демократии

Основные идеи демократического социализма, они изложены в Декларации принципов социалистического интернационала (1989)

Взаимозависимость общества и личности

Политическая демократия:

Парламентаризм

Многопартийность

Признание оппозиции

Право на инакомыслие

Ориентация на ненасильственное эволюционное развитие

Экономическая демократия, смешанная экономика

Общественно-политические организации и движения, их типология и функции

Общественно-политические организации и движения это добровольные формирования, возникшие в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общих интересов и целей.

Партии тоже входят в эту группу, но сильно выделяются. Только они ставят четкой целью достижение власти, использование власти. Только партии имеют жесткую структуру и четкую схему достижения власти. Другие общественные организации менее политизированы.

В отличие от партий эти движения и организации не ставят перед собой цель овладеть государственной властью. Количество общественно-политических организаций и движений сильно превышает количество партий.

Типология общественно-политических организаций и движений

По сфере деятельности:

1_РСПП – Российский союз промышленников и предпринимателей

2_профсоюзы

3_спортивные союзы

4_творческие союзы и ассоциации

5_правозащитные организации

6_экологические движения и др.

По степени и форме организации:

1_стихийные

2_слабоорганизованные

3_с высокой степенью организации

По времени существования:

1_кратковременные

2_долговременные

Польский социолог и политолог Евгений Вятр считает, что практически все общественно-политические организации и движения проходят в своем развитии ряд стадий:

1_Создание предпосылок движения. Реальные проблемы и противоречия становятся основой обсуждения и появления активных личностей, предлагающих варианты решения этих проблем. Вырабатывается общее видение проблемы.

2_Выработка идейных и организационных основ. Движение формирует четкую позицию, создает программу, проводит организационные съезды или выступления руководителей движения в органах печати или телевидения.

3_Стадия агитации. Для любой организации массовость – залог успеха.

4_Стадия развернутой политической деятельности. Начинается сама работа партии. Эта стадия зависит от поставленных целей. Если цели достижимы, стадия может длиться недолго, если цели недостижимы или труднодостижимы, стадия может растягиваться на очень долгое время.

5_Стадия затухания движения. Движение или организация могут прекратить свое существование, когда поставленная цель выполнена или оказывается ложной/недостижимой; под давлением власти; когда нет средств продолжать борьбу и т.д.

В последнее время (20-30 лет) во многих странах мира наибольшее распространение получили так называемые альтернативные движения (АД). Это новые общественные движения, стремящиеся найти оригинальные решения глобальных и некоторых других актуальных проблем: распространения ядерного оружия, ресурсов, экологии, войны и мира, качества жизни. Деятели этих движений заявляют, что старые политические структуры неэффективны и неспособны решить глобальные проблемы.

Эти движения непопулярны в России и популярны в Европе. В альтернативных движениях участвуют люди, как правило, не имеющие экономических затруднений. Возраст – от 18 до 35 лет, горожане, представители среднего класса, учащиеся школ и студенты. Уровень образования – высокий.

Наиболее активные и организованные альтернативные движения:

1_Экологическое (Гринпис, Всемирный фонд дикой природы и др.).

2_Антивоенное и антиядерное.

3_Движение в защиту гражданских прав.

4_Организации сторонников альтернативного образа жизни.

5_Феминистское.

6_Движение пенсионеров.

7_Потребительское.

Дочерние движения бывают экстремистскими, например, экологическое – Peta.

Партийные системы

В своем функционировании в рамках политической системы в зависимости от характера и числа партий, все партии данной страны складываются в так называемую – партийную систему.

Принято выделять:

1) Однопартийные системы

2) Двухпартийные

3) Многопартийные

1е считаются анахронизмом и распространены меньше других (Китай, Северная Корея, Куба, Вьетнам). Происходит сращивание партийных и государственных органов. Прежде всего – партии и исполнительной власти.

Многое зависит от тех требований, которые предъявляются к партии для того, чтобы они считались партиями общественного масштаба. Одни из самых жестких требований – в РФ.

Партия должна отвечать следующим требованиям:

1) Состав – не менее 50000 человек

2) Должна иметь региональные отделения более, чем в половине субъектов РФ

3) Более или в половине субъектов РФ должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 человек

2я. Действует в странах, где несколько партий (ок.20). Однако, только у 2х партий есть реальная возможность выиграть на парламентских выборах и прийти к власти.

2 самые влиятельные партии сменяют друг друга у власти (в классическом виде представлено в США – демократы и республиканцы). В некоторых странах действует модифицированная 2хпартийная система (2+1, 2,5) – такая система сложилась в Германии – XDC | XCC, СДПГ. Партия свободных демократов – роль маятника. Примерно такая же система существует и в Великобритании.

Аналитики отмечают, что у подобной системы есть явные плюсы:

1) Удобство выбора для избирателей

2) Система способствует постепенному смягчению идеологических конфликтов между партиями и переходу их на более умеренные позиции

3) Позволяет приблизиться к идеалу «ответственного правления»: одна – у власти, другая – в оппозиции.

Если избиратели недовольны работой правительства, они голосуют за оппозиционную партию на выборах в парламент.

3я. Многопартийная система действует, где в стране несколько достаточно крупных и влиятельных партий, каждая из которых набирает значительное число голосов на выборах в парламент. (Италия, Финляндия, Греция).

При такой системе в парламенте может быть до 10 партий. Их было бы еще больше, если не устанавливался так называемый «избирательный порог/барьер». Как правило, он составляет 5%. В РФ до выборов 2007г. Был 5% - сейчас – 7%

При многопартийной системе, партии на выборах часто объединяются в избирательные блоки. В РФ такие блоки можно было создавать до 2007г. По новому закону это запрещено.

Вопреки расхожему мнению о том, что либерализм - это нечто совершенно новое, занесенное в российскую культуру веяниями с Запада, либеральные политические взгляды в России имеют весьма обширную историю. Обычно приход этих политических воззрений в нашу страну принято датировать серединой 18 века, когда первые мысли о свободе стали закрадываться в умы наиболее просвещенных граждан государства. Наиболее ярким представителем первого поколения либералов в России считают М.М.Сперанского.

Но, если вдуматься, либерализм - явление едва ли не столь же древнее, как христианство, и даже как Ведь, происходя именно от греческого слова, обозначающего свободу, либеральные политические взгляды, прежде всего, подразумевают ценность это самой свободы как величайшего дара, находящегося во власти человека. И речь идет не только о внутренней но и свободе гражданина от государства. Под этим подразумевается невмешательство государства в любые частные дела его граждан, возможность свободно высказывать свои политические взгляды, отсутствие цензуры и диктата со стороны руководителей страны, а именно это проповедовали как древние философы, так и первые приверженцы христианства.

Под личной свободой люди, проповедующие либеральные взгляды, понимают свободу самореализации, а также свободу противостоять любой силе, исходящей извне. Если человек внутренне несвободен, это неминуемо ведет к его краху как личности, потому что внешнее вмешательство может с легкостью сломить его. Следствием несвободы либералы считают возрастание агрессии, отсутствие возможности адекватно оценивать ключевые мировоззренческие понятия, такие как истина, добро, зло.

Кроме того, либеральные подразумевают под собой и которая должна гарантироваться государством. Свобода выбора места жительства, перемещения, и другие - это основы, на которых должно держаться любое либеральное правительство. При этом для приверженцев либерализма недопустимо даже малейшее проявление агрессии - любые изменения в государстве должны достигаться только эволюционным, мирным путем. Революция в любой ее форме уже есть нарушение свободы одних граждан другими, и, следовательно, она недопустима для тех, кто исповедует либеральные политические взгляды. В России конца 19-начала 20 века либералы проиграли именно потому, что ожидали от власти реформ, которые помогли бы преобразовать страну без кровопролития. Но, к сожалению, этот путь развития государства был отвергнут монархией, итогом чего и стала революция.

Таким образом, если подводить краткий итог, можно сказать, что либеральные политические взгляды - это такая мировоззренческих идей и идеологических концепций, в основе которой лежит исключительное уважение к свободе как к высшей ценности. Политические и экономические права гражданина, возможность реализации на всей территории страны свободной предпринимательской деятельности, отсутствие тотального контроля со стороны государства за его гражданами, демократизация общества - вот главные особенности либерализма как политической системы взглядов.

Для реализации такой системы необходимо четкое разделение во избежание концентрации ее в руках отдельных лиц или олигархий. Поэтому четко выраженные и независимые друг от друга исполнительная, судебная и законодательная власти - неотъемлемый атрибут любого государства, живущего по либеральным законам. Учитывая это, а также то, что практически во всех демократических странах мира свобода и права человека являются высшей ценностью, можно смело утверждать, что именно либерализм стал основой для создания современной государственности.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса