Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Особенности творческой манеры (стиля) художника (материал, техника, выразительно-изобразительные средства)

Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства: специфика средств художественной выразительности в работах художни-ках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге. Методика ознакомления детей с творчеством художников и иллюстраторов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Психолого-педагогические условия изображения сюжетных композиций в рисунках средних дошкольников: образная выразительность и специфика средств художественной выразительности. Знания, умения и навыки при композиционном построении рисунка дошкольником.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2009

    Анализ психолого-педагогической литературы по теме восприятия. Художественное восприятие, которое движет к идее, заложенной автором произведения. Процесс развития художественного восприятия детей дошкольного возраста и творчество иркутских художников.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2011

    Искусство детской книги. Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства. Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей. Восприятие детьми книжных иллюстраций. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2010

    Изучение средств выразительности в скульптуре. Задачи ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. Анализ современных программ воспитания детей по разделу ознакомления дошкольников с произведениями искусства: скульптура малых форм.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2012

    Социальная основа лжи; процесс воспитания правдивости у дошкольников. Формирование честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. Методика обследования воспитанников ДОУ на выявление причин детской лжи.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития движений.

    дипломная работа , добавлен 12.06.2012

    Особенности и основные условия и средства развития художественного творчества и личности детей дошкольного возраста. Методики развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста. Экспериментальные исследования уровня восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений искусства. Технология ознакомления детей с натюрмортом и иллюстрацией.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2011

    Особенности основных жанров декоративно-прикладного искусства в историческом аспекте. Выразительные средства в построении графических композиций, специфика данного искусства. Создание декоративной композиции в технике графика на внеклассных занятиях.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2014

Екатерина Себень
Использование выразительно-изобразительных возможностей материалов и средств художественной выразительности

Художественно -творческий опыт дошкольников еще очень невелик, поэтому крайне важно познакомить детей с различными видами изобразительных материалов и на доступном для их возраста уровне рассказать об их свойствах. Необходимо дать ребёнку возможность экспериментирования и возможность убедиться на практике в том, что, например, гуашь имеет такую способность как укрывистость, и, используя её , мы можем сперва нарисовать тёмной краской вазу, а потом, дождавшись её высыхания, украсить её причудливыми узорами, нанесёнными белилами. Ребёнок, не знающий об этих свойствах гуаши, как правило, сначала рисует узоры внутри нераскрашенного контура вазы, а потом пытается, раскрашивая её краской, обводить уже нанесённые узоры, наползает на них кистью, узоры закрашиваются, расплываются, и у маленького художника портится настроение . Это тоже опыт. Но как облегчится труд малыша, когда рядом есть взрослый, готовый рассказать, что важна определенная последовательность работы, учитывающая особенности материалов . Например, в работе с акварелью, напротив, следует учитывать и использовать её лёгкость и прозрачность, наносить её поэтапно, понимая, что первый слой будет «просвечиваться» сквозь все последующие. Ребёнок может на практике убедиться, что работа с сухими материалами , такими как уголь, сангина, сухая пастель требует особой аккуратности и внимательности , иначе изображение будет испорчено отпечатками детских пальчиков. Ребёнку доступно понимание того, что при помощи сухой пастели можно насытить цветом большое пространство листа, что невозможно сделать так же быстро при помощи штриховки карандашом. Зато, работая с цветными карандашами и фломастерами, малыш может быть уверен, что линия будет чёткой и тонкой, такой, как толщина грифеля, а при работе с красками необходимо контролировать силу нажима на кисть. Педагог должен обращать внимание ребёнка на свойства материалов с точки зрения рациональности их использования , учить сочетать их в одной работе для достижения выразительности образа , побуждать к экспериментированию. Чем бы ни пользовался малыш, он должен получать удовольствие от общения с художественными материалами , не бояться их, а для этого ребёнку нужно внушить уверенность, что всегда можно исправить любую ошибку и неосторожность, невзначай допущенную в создании изображения. Например, вдруг капнула краска и расплылась некрасивой лужицей. Маленький художник готов расплакаться , ведь его труд испорчен . «Давай подумаем, что бы это могло быть, - скажет внимательный педагог , - возможно , краска капнула не случайно, и на этом месте должен вырасти кустик ? Нарисуем его!» И малыш «загорелся» новой идеей, и готов её воплощать!

Публикации по теме:

Использование технических средств на ООД Информация для РМО Суменкова Светлана Николаевна воспитатель МАДОУ ЦРР -детского сада № 3 Выступление на тему " Использование технических.

Использование художественных средств в трудовом воспитании дошкольников Введение Трудовое воспитание - это одна из важнейших сторон воспитания дошкольников. А начинается трудовое воспитание тогда, когда ребенок.

Использование нетрадиционных материалов на логопедических занятиях Использование нетрадиционных материалов на логопедических занятиях детьми является мощным стимулом речевого, моторного и интеллектуального.

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации В настоящее время в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому.

Использование возможностей курорта при закаливании и оздоровлении ребенка в семье Мастер-класс. Воспитатель Бибаева Е. П. Использование возможностей курорта при закаливании и оздоровлении ребенка в семье. Дата Форма прове.

Консультация «Роль художественной литературы как средство развития выразительности речи» Роль художественной литературы как средство развития выразительности речи В чём я вижу необходимость и актуальность данной работы Проблема.

Обучение дошкольников ПДД с использованием средств художественной литературы Обучение дошкольников ПДД с использованием средств художественной литературы. Знакомить детей с правилами дорожного движения надо начинать.

Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству «Народные промыслы» Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

Основные правила перспективы

Само слово перспектива переводится с латыни как «Смотреть насквозь». Перспектива - это наука об изображении предметов так, как их видит человеческий глаз. То есть, с кажущимися изменениями в пространстве (линейными, световыми, цветовыми, тоновыми, контрастными). Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистически.

Перспектива делится на линейную и воздушную. Линейная перспектива – это кажущиеся размерные изменения в пространстве по контурам предметов, которые можно изобразить линией.

Воздушная перспектива – это кажущиеся световые изменения в пространстве, которые передают тоном и цветом. У воздушной перспективы есть свои законы и у линейной перспективы есть свои законы, мы их и рассмотрим.

Перспективу делят на два вида: фронтальную и угловую. Фронтальная перспектива – это, например, если Вы взяли куб, поднесли его к уровню глаз и видите его как четырёхугольник без плоскостей, как клеточку в тетради. А угловая, это – если вы смотрите, например, на тот же куб сверху или снизу или сбоку, то есть когда Вы смотрите на него под углом.

Угловая перспектива - это когда предмет по отношению к вам располагается под углом и вы можете видеть его грани, ребра, плоскости.

Фронтальная перспектива - когда предмет расположен фронтально по отношению к вам и вы видите только одну его сторону.

Законы линейной перспективы.

1. Для того чтобы изобразить глубину пространства, нужно частично ближним предметом перекрывать дальний.

2. Ближний предмет всегда зрительно больше, чем дальний.

3. Чем ближе расположен к Вам рисуемый предмет, тем ниже его основание к краю листа. Чем дальше он, тем выше его основание к краю листа. Если есть другой предмет, который расположен в реальности дальше от Вас, при рисовании тем выше его основание по отношению к предмету, который ближе к Вам.

4. Горизонтальные рёбра, параллельные картинной плоскости, нужно изображать строго горизонтально.

5. Горизонтальные рёбра в угловом повороте (угловая перспектива), нужно изображать наклонно.

6. Горизонтальные рёбра в угловом положении нужно изображать короче, чем во фронтальном (фронтальная перспектива).

7. Все вертикальные линии изображаются всегда вертикально, без изменений. Изменения будут лишь в том случае, если вы рисуете, например деревья и стоите близко около них с поднятой головой вверх.

8. Фронтальная перспектива изображается без перспективных изменений линейно. А в угловой – нужно изображать линейные перспективные изменения. Изображаем так как видим - горизонтальные линии, например, будут короче, чем такие же под длине вертикальные. Рисуем также перспективные сокращения предметов в пространстве (линейное уменьшение размеров предметов в пространстве, по отношению к Вам.) Направление горизонтальных рёбер предметов нужно также уметь видеть.

9. Чем ближе горизонтальные линии предметов к линии горизонта, тем больше они сокращаются. То есть, чем они ближе к линии горизонта, тем они короче по длине. Плоскость, расположенная на линии горизонта изображается ровной линией.

10. Если повернуть плоскость круглой формы по отношению к глазам фронтально, (фронтальная перспектива) то рисуем круг. А если повернуть под углом, (угловая перспектива), то рисуем эллипс.

Законы воздушной перспективы.

Воздушной перспективой называют кажущиеся изменения признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства.

1. Изображаем так как видим, все ближние предметы видим подробно. А удалённые обобщённо. Так и рисуем.

2. Все ближние предметы воспринимаются чётко, а дальние неопределённо. Соответственно для передачи пространства контуры ближних предметов нужно делать резче, а дальних мягче.

3. Чем дальше находится предмет тем кажется светлее, чем ближе, тем темнее так и изображаем. На большом расстоянии (пейзаж например) светлые предметы кажутся темнее, а тёмные предметы светлее ближних. Так и рисуем.

4. Чем ближе предмет, тем он кажется объёмней. Это происходит из–за ярко выраженной светотени, когда предмет находится близко. Чем дальше находится предмет, тем он кажется более плоским. Для передачи пространства ближние предметы светотенью изображаем более объёмно, а дальние более плоско.

5. Все удалённые предметы покрываются воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой, беловатый. Для передачи пространства ближние предметы нужно изображать яркими, а удалённые - бледными.

6. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удалённые – одноцветными; то есть для передачи пространства все ближние предметы нужно изображать разными по цвету красками, а удалённые – одинаковыми.

Тема 6 Дидактические принципы обучения изобразительному искусству

Успешное выполнение учебно-воспитательных задач, по­ставленных перед общеобразовательным предметом «Изобрази­тельное искусство», повышение эффективности уроков изобра­зительного искусства возможно лишь при строгом соблюдении ди­дактических принципов в процессе преподавания.

Являясь научными основами процесса обучения в целом, принципы дидактики приобретают конкретное выражение и со­держание в зависимости от специфики преподаваемого предмета. Рассмотрим, какое выражение находят дидактические принципы в преподавании изобразительного искусства в школе.

Принцип воспитывающего обучения предполагает решение в процессе преподавания не только учебных, но и воспитатель­ных задач. Занятия изобразительным искусством должны спо­собствовать выработке у школьников миро­воззрения, содействовать идейно-политическому, нравственному и эстетическому воспитанию детей. На уроках рисования раз­виваются внимание, память, волевые черты личности школьника, его умственные и художественные способности.

Следуя принципу воспитывающего обучения, преподаватель изобразительного искусства не только вырабатывает у учащихся те или иные технические навыки, разъясняет термины, законы, по­нятия, но и рассматривает каждую учебную задачу широко и всесторонне, с перспективой на общее развитие и воспитание детей.

Специфические особенности проведения и содержания уро­ков рисования с натуры, на темы, декоративного рисования, уроков-бесед об изобразительном искусстве могут в разной степе­ни предоставлять возможность для идейного, нравственного и эстетического воспитания детей. Анализируя произведения выда­ющихся мастеров изобразительного искусства на уроках-беседах, школьники видят красоту окружающей действительности как бы в сконцентрированном виде. Они знакомятся с красотой предмет­ного мира и со сложным духовным миром человека. Немалую воспитательную роль играет и то, что учащиеся начинают воспри­нимать мысли художника, владевшие им при создании картины.

Принцип научности

В процессе обучения школьники должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, т. е. знаний, пра­вильно отражающих предметы и явления реального мира. В соот­ветствии с этим в основе методики обучения должен лежать прин­цип научности.

Задача педагога - изложить закономерности строения при­роды и законы ее изображения на плоскости так, чтобы ученики привыкли, рисуя, мыслить методами реалистического искусства, как наиболее объективного и всеобъемлющего отображения действительности.

Научные основы учебного рисунка базируются на целом ряде наук, таких, как перспектива, цветоведение, теория теней, где изучаются законы светотени, анатомии и др. П. П. Чистяков, определяя искусство, писал: «Вы­сокое, серьезное искусство живописи без науки не может сущест­вовать. Наука в высшем проявлении ее переходит в искусство». История убедительно показывает, что выдающиеся художники всегда использовали науку в практике искусства.

Во время рисования с натуры мы не только наблюдаем пред­мет, но и познаем его, мы не только стараемся скопировать его внешнюю форму, но и стремимся понять внутреннюю структуру.Рисуя, человек познает мир, анализирует его. Процесс познания реальной действительности лежит в основе и науки и искусства, различны лишь формы отражения: наука воплощает результаты познания реальной действительности в форме поня­тий, суждений и умозаключений, искусство же - в образной форме.

Основной задачей преподавателя является указание путей правильного наблюдения и познания реальной действительности. Одно из основных требований принципа научности - точ­ность терминологии. Научность обучения требует от учителя изобразительного искусства хорошей научно-теоре­тической подготовки, постоянного повышения уровня профес­сионального мастерства.

Принцип наглядности

Один из важнейших дидактических принципов - принцип на­глядности обучения - обусловлен необходимостью чувственного восприятия изучаемых предметов и явлений как основы для фор­мирования представлений и понятий. Глубоко исследовал применение наглядных пособий в про­цессе обучения Я. А. Коменский, который предлагал осуществлять принцип наглядности на уроках посредством наблюдений реаль­ных предметов или наблюдение моделей (если нет реальных предметов) и рисунков, картин. При этом Коменский провозгла­сил «золотым правилом» дидактики следующее: «... все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а имен­но: видимое для восприятия - зрением, слышимое - слухом, за­пахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осяза­нию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватывают­ся несколькими чувствами...»

Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явле­ниям как источнику познания. Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание ри­сующего к главному.

Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа натуры, что существенным образом влияет на правильность суждения о предметах и явлениях, следо­вательно, и на качество построения изображения. Особенно боль­шое значение наглядность имеет на первоначальной ступени обучения.

Принцип наглядности требует такого преподнесения учебного материала, при котором понятия и представления учащихся ста­новятся более ясными и конкретными.

Все правила, законы должны быть наглядно продемонстри­рованы учащимся. Применение наглядных пособий помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений, т. е. способствует развитию абстрактного мышления. Это положение обусловливается осо­бенностями развития мышления детей. На ранних этапах раз­вития ребенок мыслит больше образами, чем понятиями, причем понятия доходят до детского сознания значительно легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами и обра­зами.

ТЕМА 3. Основные средства художественной выразительности в рисунке

1. Линия в рисунке

2. Светотень.

5. Композиция

6. Перспектива

Линия в рисунке - основное изобразительное средство, причем имеет значение не каждая линия отдельно, а их совокупность, дающая изобра­жение данного предмета.

П. П. Чистяков, известный педагог в области изобразительного ис­кусства XIX века, требовал «рисовать не изгибы линий, а формы, которые они образуют между собою... Всякий, кто не видит форму, и линии верно не нарисует... Линия и верная сама по себе, но проведенная не в соответ­ствии с другими, служит только ошибкой». Линия может носить различный характер.

Линия однородная и не меняющаяся по своей толщине в процессе всего изображения передает форму предмета, прорисовывает детали. Как более выразительное средст­во линия выступает в качестве штриха , который на одном и том же ри­сунке может быть толще, тоньше, короче, длиннее, идти не сплошной ли­нией, а прерываться или, наоборот, ложиться близко друг к другу, соз­давая впечатление тени. Например, художник Е. И. Чарушин интересно изображает своеобразную пушистую фактуру меха, перьев у животных и птиц.

При помощи линий художник передает положение предмета в прост­ранстве и изменение его формы в разных ракурсах.

Этапы линейного построения рисунка в условно-плоскостном изобра­жении следующие:

1. Нахождение места предмета на листе бумаги в зависимости от его размеров и положения в пространстве.

2. Расположение крупных частей (конструкция и пропорции).

3. Отработка деталей.

Общая обрисовка всего контура предмета никогда не производится на первых этапах работы. Обведение всего контура может стать завер­шающей стадией рисунка, когда основной задачей является четкое вы­деление формы и ее частей (например, рисунки в альбомах для раскра­шивания).

Рисунки, в которых решаются цветовые задачи (передача разнооб­разия оттенков, определенного колорита и т.д.), а также рисунки объем­ные с обозначением светотени контурной линией не обводятся, иначе теряется выразительность.

Во время работы на каждом этапе изображения следует помнить основной принцип- идти от общего к частному, все время держать в поле зрения весь предмет, а не только ту его часть, которая изображается в данный момент.

В условно-плоскостном рисунке предмет изображается в двух измере­ниях, без передачи объема светотеневыми средствами. При таком типе изображения важно выбрать точку зрения, с которой лучше выявляется характерная форма предмета, его частей (например, при изображении человека - положение фас, животных - профиль и т.д.).

Объемное изображение связано с передачей светотеней и перспек­тивных сокращений.

Изображение предметов в различных ракурсах без использования светотени иногда применяется художниками, но для такого рисунка надо в совершенстве владеть способами линейного изображения. Примером могут служить многие рисунки и картины японского живописца, рисо­вальщика Кацусика Хокусая .

Светотень. Художник, изображая на рисунке соотношение света и тени, может лучше передать объем и особенности формы. В зависимости от освещения одни части предмета выявляются лучше, другие менее заметны, так как поглощаются тенью. Предмет по-разному восприни­мается при ярком, рассеянном и слабом освещении.

Световые и теневые пятна располагаются по форме предмета. На закругляющихся частях переход от света к тени постепенный, незаметный, через полутона. На предметах, ограниченных плоскостями под углом, границы между светом и тенью резкие.

Иногда на затемненной части предмета появляется более светлое пятно как результат отражения световых лучей, падающих от близлежа­щих предметов. Цвет предмета в этом месте может приобрести другой оттенок. Это явление носит название рефлекс.

Степень освещенности предмета и резкости перехода от света к тени зависит от расстояния между источником света и предметом, силы све­та, угла падения светового луча, цвета и фактуры предмета.

Предметы могут отражать и поглощать световые лучи. Матовые по­верхности поглощают большее количество света, зеркальные поверхности отражают почти все лучи, образуя блики.

Таким образом, в понятие светотени входят: свет - наиболее осве­щенная часть предмета; блик - самое светлое пятно на освещенной части; тень - самая затемненная часть; полутень - место перехода от света к тени. Особенно постепенен переход на округлых частях; падаю­щая тень - тень от предмета на той поверхности, где он расположен; рефлекс - оттенки в теневой части предмета под влиянием цветовых и световых лучей от окружающих предметов.

Фон. Своеобразие графического изображения состоит в том, что ри­сунок может не заполнять всей плоскости листа. Очень часто дается изображение одного предмета без окружающей его обстановки, т.е. ри­сунок окружает тот фон, который присущ данной бумаге. Фон не всегда безразличен для рисунка. Он является одним из средств, помогающим придать рисунку выразительность.

Чаще всего рисунок наносится на белую бумагу, но в зависимости от стоящих изобразительных задач может быть использована и цветная бумага спокойных тонов: серая, зеленоватая, желтоватая и т. п.

Для рисунка акварелью может быть взята только белая бумага, так как краска прозрачна. Для кроющих материалов (гуашь, пастель, сан­гина, мел) можно использовать цветной фон. Чаще всего он применяется при выполнении декоративных рисунков. В сюжетных рисунках художник создает фон, так как он тесно связан с содержанием и часто включает множество оттенков. Поэтому такие рисунки лучше выполнять на белой бумаге.

Фон создает дополнительные возможности, которые делают рисунокрельефнымым, выпуклым, выразительным. Благодаря фону можно получить большойэффект в создании определенного колорита: на темном фонехорошо выделяются светлые цветы, ярко освещенные части предмета.часто использует цветовые контрасты, что придает образубольшую выразительность. Рисунок может заполнять весь лист бумаги и передавать широкую картину какого-либо события, но и здесь всюкомпозициюне обязательно заключать в ограничивающую ее рамку.

Цвет в изо6разительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании.

Художник использует цвет для передачи своего замысла, своего от­ношения к изображаемому. В картинах, где показано человеческое стра­дание, горе, чаще всего используются цвета неяркие, приглушенные,более темные (например, в картинах В. Г. Перова «Тройка», «Проводы покойника», И. Н. Крамского «Неутешное горе», К. Д. Флавицкого «Княжна Тараканова» и др.)

В картинах с радостным, оптимистическим настроением цвета подби­раются яркие, сочные (например, к картине И. Е. Репина «Запорожцы», А. И. Лактионова «Письмо с фронта»).

Красный цвет возбуждает у человека радостные чувства, что хорошо использовал И. Е. Репин в картине «Запорожцы». Но этот же цвет в другой его картине, «Иван Грозный и сын его Иван», создает у зрителя чувство страха перед пролитой кровью. Красное зарево, покрывающее небо, в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» вызывает ужас перед изображенной трагедией.

Такое различное воздействие цвета объясняется тем, что цвет воспри­нимается и осознается человеком не сам по себе, а в связи с тем событи­ем, которое изображено. В этом мы видим одно из проявлений единства формы и содержания в художественном произведении.

Цвет используется художником и с целью вычленения главного. На­пример, в картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» фигура боярыни выделяется черным пятном на белом снегу. В «Сватовстве майора» П. А. Федотова также применяются контрасты цветовых сочетаний, чтобы еще ярче показать главных персонажей: светлое платье невесты - на темном фоне комнаты и темная фигура жениха - на светлом фоне передней; второстепенные лица (мать, сваха и прислуга) не выделены цветом, и при первоначальном просмотре картины эти фигуры не воспри­нимаются, хотя расположены в центре.

Цвет является средством реального отображения действительности, но действует не изолированно, а в общей совокупности с композицией, линией рисунка, раскрывая и усиливая при этом содержание картины. Художник С. А. Чуйков светлыми, радостными мажорными красками передает наступление нового в жизни женщины в картине «Дочь Со­ветской Киргизии».

Важное значение цвет имеет в живописи как основное изобразитель­ное средство. В графике цвет делает рисунок ярким, красочным, но не является основным выразительным средством. У В. А. Серова очень интересные акварельные рисунки (например, к сказке Мамина-Сибиряка «Ворона и канарейка»). Но именно этого художника мы можем назвать мастером карандашного (черного) рисунка. В этой технике В. А. Серов достиг непревзойденного совершенства, передавая сходство с оригина­лом несколькими характерными штрихами. Он создал серию портретов (карандашом) знаменитых русских актеров Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ер­моловой, Г. Н. Федотовой, К. С. Станиславского, В. И. Качалова, И. М. Москвина и других, передавая в простом линейном рисунке под­линные черты каждого. В. А. Серов создавал впечатление объемности, пластичности изображения при помощи небольшой растушевки.

Не меньшим мастером рисунка карандашом" был И. Е. Репин. Портреты, выполненные им, не менее выразительны, чем живописные (например, портреты В. М. Васнецова, Н. С. Лескова и других). И. Е. Репин создал карандашом и сложные композиции («Невский проспект», «Горький читает пьесу «Дети солнца»), особенно выразительные своей легкостью наброска, на фоне которого ярко выделяются и тщательно отработаны основные действующие лица.

Для овладения правильными графическими умениями необходимо знать основные свойства цвета, их взаимовлияния, правила использова­ния. Этим занимается специальная наука - цветоведение. Она учит художника анализировать цвета и использовать их в своих целях.

Цвета делятся на хроматические и ахроматические (хрома - по гре­чески означает - «цвет»).

Ахроматические цвета - белый, серый, черный. Они, по существу, бес­цветны и отличаются друг от друга только по светлоте (цвет. табл. 1).

Хроматические цвета отличаются друг от друга по светлоте и по цве­товому тону. Например, желтый цвет гораздо светлее синего или красного и совершенно отличается от них цветовым тоном. Хроматические цвета, расположенные в определенном порядке по цветовым тонам, образуют спектр.

В спектре различают две группы цветов - теплые и холодные. Теп­лые цвета напоминают цвет солнца, огня: желтый, красный, оранжевый. Холодные цвета напоминают цвет голубого неба, льда, воды: синий и его оттенки. Это деление связано с нашими ощущениями. Все цвета, кроме основных, могут иметь теплый или холодный оттенок: желто-зеленый или сине-зеленый; красно-лиловый или сине-лиловый и т. п. (цвет. табл. 2).

Дополнительные цвета. При одновременном восприятии всех цветов спектра в момент быстрого вращения спектрального круга (оптическое соединение) мы видим белый цвет. В спектральном круге при оптическом соединении два цвета, расположенные примерно друг против друга, также могут дать белый цвет. Такие цвета называют дополнительными: крас­ный и голубовато-зеленый, фиолетовый и желто-зеленый, желтый и си­ний, оранжевый и голубой (цвет. табл. 1).

Расположенные рядом дополнительные цвета усиливают яркость друг друга. Художник должен использовать эти свойства для придания выразительности создаваемому образу.

Хроматические цвета делятся также на основные и производные. Основные - красный, синий, желтый. Они самостоятельны, их нельзя получить, смешивая несколько красок. Все остальные цвета - производ­ные. Они получаются путем соединения двух или несколько цветов. На­пример, желтый и синий дают зеленый цвет; соединение красного и сине­го - лиловый; зеленого и красного - коричневый и т. д.

В спектральном круге производные цвета хорошо просматриваются при переходе от данного цвета к другому, например, все оттенки оран­жевого цвета видны при переходе от красного к желтому (цвет. табл. 1).

Различные оттенки одного цвета зависят от степени его светлоты, насыщенности тона, красочных контрастов и рефлексов.

Насыщенным тоном называется такой, в котором ярче всего выражены цветовые качества данного цвета, т.е. наиболее интенсивный тон.

Красочный контраст - взаимодействие близко расположенных цветов, влияющих на оттенки.

Понятие красочного контраста включает несколько положений.

1. Светлые цвета на темном фоне кажутся еще светлее, а на светлом темнее.

2. Холодные цвета делают соседние более теплыми, а теплые более холодными.

3. Расположенные рядом дополнительные цвета усиливают яркость друг друга.

4. Нейтральный цвет принимает оттенок дополнительного цвета к окраске того предмета, который рядом с ним расположен. Например, серый цвет рядом с зеленым будет казаться розоватым.

Красочный рефлекс - оттенок в теневой части предмета или на па­дающей тени вследствие освещения его отраженным светом от окружаю­щих предметов. Например, у белой вазы, стоящей на красной скатерти, тень на боковой поверхности будет слегка розоватой, у темной вазы на белой скатерти тень на стороне, обращенной к скатерти, станет светлее.

Зная все особенности цветовых сочетаний, художник может создать рисунок в определенном колорите.

Колоритом называется общая цветовая гармония, где каждый цвет находится в согласованном единстве с другими. Иногда термин «колорит» употребляют в смысле цветовой гаммы рисунка, общей его тональности, когда все цвета подчиняются одному, передавая его оттенки, например: голубой колорит, розовый и т. п.

Композиция - это определенное расположение предмета в простран­стве и его связь с другими предметами.

Слово композиция происходит от латинского compositio, что означа­ет - «составление, соединение».

Композиция в живописи и графике означает построение произведения, распределение его частей на плоскости листа в определенной связи друг с другом, соответственно содержанию.

Художник уделяет большое внимание композиции. В предваритель­ной работе над раскрытием содержания картины он делает ряд эскизов, набросков в поисках такого построения произведения, которое бы наибо­лее совершенно отвечало задуманному.

Разнообразны примеры решения композиции. Наиболее простой композицией отличается фризовое построение, характерное для древнего египетского, ассирийского искусства, где расположение предметов под­вигалось строгому порядку одной линии. Такая композиция давала возможность художнику графически выразить торжественность процессий,выделялся каждый изображенный персонаж. Но это маложизненное построение, так как основу его составляет ритм и симметрия в их чистом виде. Здесь нет таких положений предметов, которые, как правило, существуют в жизни. Это заслонение одного предмета другим, удаление или приближение отдельных предметов и в связи с этим изменение их размеров и четкости очертаний.

Мастера эпохи Возрождения ставили задачу воспроизведения пред­метов на плоскости в тех отношениях, в каких они воспринимаются ху­дожником определенной точки зрения. Образцами считаются работы Леонардо да Винчи и Рафаэля. У Рафаэля композиция помогала передать идею гармонического восприятия мира; красота - в гармонии, стройном соответствии всех частей. Отсюда и симметричное расположение: глав­ное в центре, правая и левая стороны уравновешены, например располо­жение фигур в «Сикстинской мадонне».

Это построение для выделения главного используется художниками и в дальнейшем (например, В. И. Суриков в «Боярыне Морозовой», В. Г. Перов в «Тройке» и др.). Расположение фигур и предметов должно диктоваться прежде всего задачами создания художественного образа

Большое значение имеет выбор точки зрения, с какой художник какбы смотрит на картину. От этого зависит и правильность передачи содержания. Например, богатыри в одноименной картине В. М. Васнецова производят такое величественное впечатление не только благодаря своему могучему телосложению, но и потому, что они расположены выше линии горизонта, мы смотрим на них как бы снизу, и они кажутся еще выше. Или у М. В. Нестерова в картине «Пустынник» мы видим фигуру сверху,этим подчеркивается еще большая кротость всего облика старика.

Композиция помогает передать движение, динамику. Конечно, это трудная задача, так как специфика изобразительного искусства в том, что можно передать только один момент движения, как бы остановить его на мгновение, чтобы запечатлеть в картине. Напряженность движе­ний, динамичность борющихся фигур ярко показана в картине А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя».

В нашем представлении движение связано с расположением предмета по наклонной линии. Художник использует это и располагает предметы по диагонали (например, В. Г. Перов «Проводы покойника», В. П. Су­риков «Боярыня Морозова», И. Е. Репин «Бурлаки»). Различные де­тали позволяют судить о быстроте движения. В картине «Не ждали» И. Е. Репин расположил фигуру матери спиной к зрителю, и мы можем представить, как в следующую минуту мать и сын бросятся навстречу друг другу.

В иллюстрациях художника И. Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» хорошо видно перспективное построение шеренги тридцати трех витязей, выходящих из вод морских. На другой иллюстрации к этой же сказке на переднем плане изображены царевич Гвидон и его мать, а вдали виднеется город с дворцами и златоглавыми церквами соответст­венно меньших размеров.

Таким образом, проблема композиции может быть правильно решена только в зависимости от поставленных содержанием задач, только с позиций реалистического отношения к изображаемому.

Все окружающие предметы в зависимости от расстояния, выбора точ­ки зрения рисующим кажутся иными, чем в действительности, больше или меньше, могут выделяться ярче или быть в тени, казаться частично заслоненными и т.д.

Правильно изобразить предмет помогает перспектива. Это вспомо­гательная наука, изучающая изменения формы и цвета предмета, распо­ложение его в пространстве при изображении с определенной точки зрения.

Перспективное изображение включает два понятия: линейную пер­спективу и воздушную. Линейная перспектива - построение кажущихся изменений предмета в связи с его положением (фас, сбоку, три четверти поворота и т. п.) и уменьшение размеров с удалением предмета, располо­жение его в разных планах на листе. Воздушная перспектива - измене­ние в связи с удалением четкости очертаний, видимости деталей, яркостицвета. Это хорошо можно понять по картине И. И. Шишкина «Лесные дали». Протяженность пространства хорошо передана К. Ф. Юоном в картине «Утро индустриальной Москвы».

Для правильного перспективного построения рисунка необходимо учитывать следующие моменты: горизонт, точку зрения, точку схода, угол зрения.

Горизонт как термин, применяемый в искусстве,- это условная линия уровня глаз рисующего, пересекающая воспринимаемый объект или иду­щая поверх него или снизу.

Точка зрения - отношение между направлением взора рисующего и положением предмета. Может быть высокая точка зрения и низкая.

Точка схода -место на горизонте, где сходятся при построении рисунка все прямые линии.

Угол зрения образуется воображаемыми линиями, идущими от вер­шины и основания предмета и пересекающимися при восприятии в глазу. От угла зрения зависит видимость частей предмета, передача его поло­жения в пространстве, размеры.

Основные положения линейной перспективы:

1. Все предметы по мере удаления кажутся меньше. Это зависит от
угла зрения, который меньше для далеко стоящих предметов, чем для
близкостоящих.

Леонардо да Винчи установил основные закономерности уменьшения изображения. Вот одно из его положений о двух одинаковых предметах, расположенных на разном расстоянии от рисующего: «Второй предмет, удаленный от первого, как первый от глаза, будет казаться вдвое меньше первого, хотя бы оба были одинаковой величины».

2. Все удаляющиеся от нас параллельные линии сходятся в одной точке на линии горизонта. Перспективный горизонт служит основой для правильного построения - линии, идущие от предметов, расположенных выше горизонта, будут опускаться к нему, а расположенных ниже гори­зонта- подниматься и пересекаться в точке схода на горизонте.

3. В зависимости от положения предмета к глазу рисующего (точки зрения) меняется форма предмета (видимость различных частей).

4. С удалением предметов уменьшаются и расстояния между ними.

1.1 Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять содержание книги ему помогает художник.

Сначала ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, море, самолет, спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.

Образ героя – один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких художественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающем его мире, служит первым мерилом жизненных явлений.

Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности графики - рисунка, цвета, композиции книжной страницы, макета книги в целом.

Цвет в детской книге – главный помощник художника. Он играет важную роль в процессе восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет.

Сложность отношения детей к цвету ясно видна в их рисунках, где цвет выступает как способ различения предметов, выражения эмоции; нередко цвет выполняет и игровую функцию. Для художника, который обращается не только к цветовому восприятию, но и к «цветовому воображению» (определение С.Эйзенштейна) детей, важно, что это воображение управляется как впечатлениями зримого мира, так и эмоциональной реакцией на них, а также специфической игровой логикой ребенка. Задача художника – удовлетворить потребность законов цветовой гармонии. Приобщая детей к постижению законов цветовой гармонии, художник не только развивает их эстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному восприятию множества других явлений действительности.

Различными способами достигали сложной цветовой гармонии В.Лебедев, В.Конашевич, Ю.Васнецов и др. В.Лебедев предпочитает зрелищность, «парадный выход» цвета – открытого, яркого, насыщенного. Живое взаимодействие цветов, их борьба – все это происходит на глазах у зрителя. Рисунки к «Цирку» С.Маршака, выполненные в 1924г., - характерный пример лебедевского умения строить виртуозные цветовые композиции. В «Цирке» торжествует интенсивность цветов; художник вскрывает динамичную структуру пятна, стремящегося к противоборству с другим локальным пятном. Этот прием и создает ту динамику, которая пронизывает всю книгу. Рисунки производят впечатление нарядных красочных, между тем единственной по-настоящему «яркий» цвет – красный. Но цветовая ориентация книги так тонка и умела, что остальные цвета (серый, лимонно-жёлтый, зеленый, черный) звучат рядом с красным в полную силу.

Принцип В.Конашевича – принцип согласованности, сопоставления цветов. Художник обладает редчайшим умением «вселять» цвета друг в друга, заставляя во всех цветах звучать неуловимый, общий им всем, еле слышный оттенок, - и добивается с помощью этого приема единства цветового решения.

В иллюстрациях Ю.Васнецова удивительно точно определены пропорции реального и фантастического цвета; этот принцип равновесия имеет большое значение для верного восприятия книги. Цвет Васнецова «привязан» к предмету: волк у него серый, гуси- белые, лиса – рыжая. Кроме того, цвет его конкретен, прост, его легко назвать. Это в каком- то смысле цветовая азбука, помогающая ребенку осмыслить цвет и его значение.

Рисунок в детской книге существует на равных с цветом правах. Рисунок – это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей – новая ступень в развитии. Именно рисунок делает книгу книгой, одновременно он является тем ограничением, которое накладывается на цвет законами книги и которое вводит цвет в систему книжного построения - макет.

Нельзя пройти мимо характерных признаков предмета: если в детской книжке нужно нарисовать, например, мяч, то он просто обязан быть круглым, так как это – основной его признак, для всех мячей общий. Такой общий признак есть у каждой группы предметов, но, отталкиваясь от него, художник наделяет предмет ещё и конкретностью существования в определенной среде.

Рисуя человека и стараясь передать характер персонажа или его душевное состояние, также следует иметь в виду и некоторые особенности детского восприятия. В книге постоянным и близким ребенку способом изображения и выражения проявлений душевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный момент движения.

Жест несет богатую смысловую нагрузку, но только жест наблюденный, острый и обобщенный до известного предела: в нем ценное живое зерно движения.

Особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности рисунка, что вызывается особенностями детского восприятия.

Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам детской книги.

В книге для маленьких детей специфично внешнее и внутренне оформление, требующее продуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка.

Макет книги объединяет все средства выразительности. Способы макетирования различны. Мастерски реализованная динамика книжной структуры рождает оригинальный пространственный и цветовой ритм книги. Типы макетов книжек для маленьких детей различны – от книжки – игрушки, книжки – образа, книжки – ширмы до книжки –тетрадки. Особые черты имеет и оформление детской книги. Нет необходимости сохранять в книге для детей всю структуру книги для взрослых (суперобложка, переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист и т.д.).

Особый характер оформления – его наглядность, стройность, занимательность – отличает книжную графику для детей.


Информация о работе «Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетных композиций»




Как средство развития сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста После завершения намеченного плана работы по развитию сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с иллюстрациями Ю.А.Васнецова, был проведен контрольный этап эксперимента. На данном этапе исследовалась эффективность использованных занятий формирующего...

В апреле 2010 года. В эксперименте принимало участие 16 детей старшей группы. 2.2 Художественное восприятие иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста В процессе констатирующего эксперимента нами были выдвинуты следующие критерии оценки рисунков детей и уровни развития изобразительных умений: 1. Устойчивый интерес, увлеченность, желание рассматривать иллюстрации. Эмоциональный отклик...

Можно прочитать стихотворение об этом фрукте (ягоде). Игра заканчивается, когда все фрукты (ягоды) определены. В конце можно нарисовать любой из фруктов . 2. Формы работы детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с натюрмортом. В старшей группе продолжается работа по ознакомлению детей с натюрмортом, но уже на более сложном уровне. Детям предлагаются разные виды...

Вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию. 3. Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о изобразительных средствах иллюстрации. Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он...

Композиция – это способ расположения изображения в пространстве. Это средство выразительности, которое помогает понять идею произведения, т.е. замысел. В ИЗО искусстве композиция реализует несколько законов. Законы композиции в плоскостных и объемных видах искусства представлены по-разному.

Плоскостные - выделение сюжетно-композиционного центра. Художник пользуется несколькими способами, чтобы выделить главное: расположение главного в центре, выделение размером или цветом, изоляция гл героя, направление жестов, взглядов гл. героя, динамика движения, яркими дополнительными деталями. Используется в живописи и графике.

7. Графика как вид изобразительного искусства. Художники-иллюстраторы детской книги.

Графика – это вид искусства, в основе которого лежит письмо, рисунок – это изображение на плоскости, когда окружающий мир изображается схематично. Художник не стремиться передать глобальность, используются основные без оттенков и переходов. Появилась в 15 в, как самостоятельный вид искусства. Долго был черно-белым, с развитием техники стали использоваться цвета. Любое отпечатанное произведение является оригиналом. Графическое изображение создается в два этапа: создание оттиска и печать.

Выделяется два вида печати: графика высокой печати – изображение выступает над фоном, и графика низкой печати – изображение вдавлено.

По назначению – книжная, плакатная, прикладная (марки, обертки)

По технике – ксилография (дерево), офорт (металл), литография (камень), линогравюра (линолиум).

Графика как вид изоискусства характеризуется тем, что образы носят пространственный характер, переданы на двухмерной поверхности и воспринимаются непосредственно только с помощью зрения. Графика использует разные средства для создания образа – линии, световые пятна. Знакомство детей с изо искусством рекомендуется начинать с произведений графики и прежде всего с иллюстрацией детских книг. Простота, лаконичность графики позволяет детям схватывать главное, определять сюжетную линию.

Через восприятие иллюстрации дети вводятся в мир условных, графических образов.

С каждым годом растет число художников, отдающих свои силы дошкольной книге. Художники много работают над оформлением книг. Запоминающиеся иллюстрации созданы в иллюстрациях Лебедева, Васнецова, Рачева, Конашевича. Каждый художник по-своему выражает содержание иллюстрируемых произведений.

В иллюстрациях Коношевича видна любовь художника к вымыслу, характерна сюжетная и декоративная изобретательность, юмор, некоторая условность формы, соответствующая характеру сказки. Его страницы занимательны, со множеством мелких рисунков.

Лебедев дает ясное, четкое изображение предметов, придает большое значение деталям, его композиции завершены, пространственны, занимают всю страницу книги.

Необыкновенно острые характеристики дает художник Рачев в иллюстрациях к сказкам. Художник раскрывает в них обычно характер и переживания зверей по аналогии с человеческими, но сохраняет при этом в полной мере повадки зверей, их подлинный нрав и привычки.

Васнецов подходит к сказке как к народной фантазии, связывает ее образы с народной игрушкой. Используя гиперболичность, повторность образов, фантастичность, условность.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса