Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

О гений друг ошибок трудных. И опыт, сын ошибок трудных. Задачи, реализуемые при проведении игры

"О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных..."

Эти строки из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина являются своего рода напутствием для людей и заставляют задуматься о роли опыта и ошибок в их жизни. Что же такое опыт? Опыт - это знания, накопленные на протяжении жизни. Можно ли накапливать опыт, не совершая ошибок? Практика показывает, что нет. Можно учиться на чужих ошибках, но жить, не совершая собственных невозможно. Каждый человек, появившись на свет, начинает набираться опыта, совершая ошибки, чтобы становиться лучше, чем они есть. “Опыт и ошибки“ можно назвать родственниками, так как из ошибок появляется опыт. Эти два понятия очень близки и одно является продолжение другого. Какую же роль играют опыт и ошибки в жизни людей?

Эти и другие вопросы являются поводом к длительному размышлению. В художественной литературе тема выбора собственного пути, в ходе совершения ошибок и получения опыта, затрагивается очень часто.

Обратимся к роману Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин”. Это произведение рассказывает о неудачной любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Онегин в начале произведения представлен как легкомысленный дворянин, который потерял интерес к жизни, и на протяжении романа он пытается найти новый смысл своего существования. Татьяна же серьезно относится к жизни и людям, она мечтательная натура. Впервые повстречав, Онегина она сразу же влюбилась в него. Когда Татьяна пишет Евгению любовное письмо, она проявляет смелость, и вкладывает в него всю свою любовь к нему. Но Онегин отвергает Письмо Татьяны. Это произошло, потому что тогда он еще не был влюблен в нее. Влюбившись в Татьяну, он отправляет ей письмо, но тогда она уже не могла принять его чувств. Она научилась на своих ошибках и не повторила их снова, теперь она знала, что влюбившись в такого легкомысленного человека, она совершила большую ошибку.

Еще одним примером, где прослеживается получение опыта из ошибок, является произведение Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети ”. Евгений Базаров всю свою жизнь являлся нигилистом, он отрицал всё, все чувства, что могли бы зародиться в человеке, включая и любовь. Его нигилистские взгляды были самой большой его ошибкой. Полюбив Одинцову, его мир начинает рушиться. Он с трудом смог рассказать о своих чувствах, которые он так рьяно отрицал. А Одинцова хоть и любила Евгения, но все равно выбрала спокойную жизнь и отказала ему. Перед смертью Базаров завет именно ту из-за кого его мир был разрушен, его любовь не исчезла. Перед смертью он понял свою ошибку, но, увы, он уже не мог ничего исправить.

Итак, ошибки – это то, что позволяет людям накапливать жизненный опыт. И не так важно, чьи это ошибки, человек должен учиться на своих ошибках, а также на ошибках других. Только так люди будут способны совершенствоваться и формироваться как личность.

​Виталий СТРУГОВЩИКОВ, педагог дополнительного образования:

С детских лет у меня было желание знать, как сделано, устроено, работает: как устроены часы, как работают моторы, другие сложные механизмы. Я увлекся цифрами, конструированием, в дальнейшем - физическими явлениями и химическими превращениями: из деталей конструктора строил химические вещества, соединяя различные шары друг с другом, получал макеты молекул новых веществ с неизвестными мне свойствами, позже самостоятельно пытался изучить свойства получившихся веществ. Эти маленькие самостоятельные исследования были для меня открытием! В формировании своего мировоззрения я всегда опирался на знания старших учителей-наставников (повезло!). В дальнейшем пришел к мысли, что давать и помогать осваивать знания гораздо важнее и интереснее, чем только знать. Во время учебы в станкоинструментальном институте произошло мое становление как педагога: будучи студентом, помогал осваивать сложную науку - математику - сокурсникам.

Сегодня мой рабочий кабинет оснащен современным высокотехнологичным оборудованием, это адаптивно- и программно управляемые токарный, фрезерные, сверлильные, раскроечные станки; 3D-станки, компьютерная и мультимедийная техника, электрические и электронные малые станки и инструменты. Все эти средства помогают делать занятия насыщеннее, красочнее и интереснее, что повышает мотивацию учащихся к освоению новых знаний. Особый интерес при работе с детьми - создание конструкторско-проектных работ как в рамках занятия, так и в качестве дополнительной деятельности (проекты, связанные с конструированием скоростных автомобилей и летательных аппаратов, адаптированных под беспилотное перемещение). Знания в области (знать, как - know how) конструирования и новых технологий позволяет моим ученикам воспринять мир по-другому (они начинают понимать, как это работает, устроено, сконструировано), а некоторые из них смогут стать архитекторами (технологами, конструкторами) нового современного мира. С младшими школьниками мы создаем проекты простых стендовых моделей, позволяющих освоить технологию изготовления и увидеть конструкцию в целом, с учащимися средней ступени обучения создаем более сложные макеты, знакомим с технологией изготовления и финишной обработки, с учениками высшей ступени выстраиваем бизнес-проект. Ученики придумывают новый «продукт», составляют техническое обоснование, конструируют (создают конструкторско-технологическую документацию), разрабатывают и строят наглядный и действующие макеты, и, наконец, «продукт» готов в производство и для потребителя. Важное направление - работа с одаренными детьми, ведь именно они добиваются успехов на соревнованиях, конкурсах, выставках высокого уровня. Я создал методическую разработку по подготовке детей к соревнованиям по техническим видам спорта.

Звание учителя стало жизненным кредо, призванием. Для меня важно, чтобы занятия были интересными и эффективными, чтобы на каждом занятии ученики делали свои маленькие открытия.

Ирина РЕВЯКИНА, учитель русского языка и литературы:

Каждый из нас пришел в профессию разными дорогами, но школа не терпит «прохожих». Поработав год-два, человек навсегда остается в этой профессии или уходит, не возвращаясь.

Волшебником быть трудно: все время он сам творит чудеса и учит творить других, открывая книгу знаний, но не все имеют желание учиться, творить. Как мотивировать ученика, как помочь разобраться в себе, в науках? Как помочь не пройти мимо прекрасного? Как дать понять, что все эти знания необходимы ему. Слова часто проходят мимо, а дела запоминаются. Чтобы что-то открыть, надо приложить усилия. Спрашивая с детей, спроси сначала с себя. Учить надо не только словами, но и личным примером. Ведь учитель ежедневно находится под прицелом сотни глаз. Мы должны научить наших компьтеризованных учеников мечтать, ассоциативно думать, чаще смотреть в книгу, а не на экран; видеть, чувствовать, понимать тех, кто рядом с ними, сопереживать чужому горю и искренне радоваться победам других, научить реализовывать себя в этом информационном сумасшедшем потоке современной жизни. Любовь и знания помогают нам в просветительской деятельности.

Я очень люблю свою профессию. Когда вижу детские глаза, растворяюсь в них, неся разумное, доброе, вечное, забывая обо всем. Мы погружаемся в тайны орфографии и пунктуации русского языка, в тайны слов художественной литературы. Объясняя правила, я всегда привожу примеры из жизни, говорю, где бы они могли их применить. Зачем надо знать эти приставки, суффиксы, части речи? Надо! Необходимо знать все: фонетику и орфоэпию, морфемику и словообразование, морфологию и лексику, а иначе грамотно ни писать, ни говорить дети не научатся. Так витает дух просвещения на уроках, помогая создавать чудеса.

Уроки литературы - это истинное волшебство. То мы на неведомых дорожках изучаем следы невиданных зверей, то на метле, как бабки-ешки, летим за тридевять земель, то, размышляя, плачем: почему так Герасим поступил с Муму? А когда уже став постарше, мы собираемся на первый бал, восхищаемся очарованием летней ночи, задумываемся над вопросами: можно ли убить одного ради спасения нескольких? Кто я - тварь ли дрожащая или право имею? Как много в этом мире «зачем?» и «почему?»! И все ведь это в книгах откроется тому, кто внимательно и терпеливо не просто прочитает, а пристально изучит все скрытое, зашифрованное автором.

Свои уроки я строю так, чтобы детям было комфортно, чтобы они умели не только получать необходимую информацию из разных источников, но и самостоятельно ее находить, правильно использовать, чтобы дети не боялись ошибаться, ведь ошибаются все, а вот признают и исправляют свои ошибки немногие. Теоретический материал я связываю с практикой реальной жизни, события давних лет сопоставляю с сегодняшним днем.

Наша профессия такова, что мы не сразу видим результат своего труда. Мы даем детям не только знания, но и часть своей души, частички нашего сердца, тепла, а они порой не учат, не знают, не умеют, не делают, не слушают, да и просто не хотят. Наши слова и дела дают всходы через годы. Как радуется сердце, когда встречаешь выпускников или слышишь по телефону: «Спасибо вам за ваши уроки!», «Спасибо, мы сдали все экзамены и поступили в институт!» (За многие годы педагогической деятельности у меня не было ни одной двойки за экзамен, хотя ученики были разные, даже классы коррекции.) «Мы часто вспоминаем ваши уроки!», «А вы были правы, когда говорили...», «Мы столько книг прочитали. Так, как вы нас учили!», «А помните наши экскурсии, походы?», «Мы приглашаем вас на нашу свадьбу». ...Действительно, «сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух».

Сегодня педагог не только учит, но и сам учится посто­янно.

Современный учитель - это виртуоз своего дела, коммуникабельный, мобильный, креативно мыслящий, хорошо владеющий компьютерными технологиями, уважающий личность, стильный. Учитель готовит будущее.

Я горжусь тем, что я учитель. Эти правила мне помогают подготовить детей к «открытиям чудным»: старайся сделать обучение увлекательным, обучай энергично, заставляй ученика правильно устно и письменно излагать учебный материал, следи за его речью, никогда не останавливайся!

Работа в школе помогла мне реализовать многие возможности: психолог, актер, режиссер, оператор, экскурсовод, модельер, визажист... И своим ученикам я помогаю раскрыться и почувствовать себя, может быть, и гениями.

Надежда ВОРОБЬЕВА, воспитатель:

Как далеко шагнула вперед наука, с какой неумолимой скоростью движется она дальше благодаря гению ученых, талантливому мастерству тысяч людей! Этот процесс коснулся всех областей нашей жизни, в том числе и образования. Не утихает дискуссия о том, что такое педагогика - наука или искусство. Мне близка мысль, что педагогика - наука, которая сотворчество мудрого взрослого и ребенка превращает в искусство. Приобретать опыт на основе знаний, замечать «удивительное рядом» и совершать открытия, быть ответственным за свои поступки - это ли не философия новых стандартов образования?!

Мы, как педагоги, учим будущему, то есть тому, чего еще нет, жить в условиях, которые мы сейчас только можем предположить... В этом нам помогают такой гений, как мастерство педагога, и такой гений, как любознательность ребенка, опыт взрослого и желание нового эксперимента ребенка... Взрослый и ребенок... Рука в руке... Вперед и вперед...

Пушкин, будучи гениальным писателем и поэтом, очевидно, был еще и гениальным педагогом. Подтверждение - его многочисленные детские произведения (в том числе и такие познавательно-поучительные сказки, как, например, «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке»). Стихотворение «О, сколько нам открытий чудных...» можно даже считать программным произведением, в котором Пушкин, заглянув вперед, показал нам, к чему должны стремиться в воспитательно-образовательном процессе педагоги будущего, как ныне считается, инноваторы. Дочитав стихотворение до конца, как мне кажется, в этих строках можно рассмотреть практически все выделенные области развития ребенка, сформулированные в федеральных государственных образовательных стандартах.

С первых же строчек «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух...» мы окунаемся в чувство предвкушения, что любой наш полезный труд, работа, проведенная не только с детьми, с родителями, с коллективом, в окружающем мире, а также в первую очередь над собой (любую деятельность необходимо начинать с себя), обязательно приведет к положительному результату и откроет и перед тобой, и перед твоим окружением что-то новое, необыкновенное и неожиданно прекрасное.

Следуя за мыслью Александра Сергеевича «и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг...», мы приходим к осознанию того, что, вкладывая в каждого ребенка максимально возможные знания, умения, навыки, любовь, мы испытываем трудности, бывает, ошибаемся, но всегда стремимся к лучшему и получаем этот результат, возможно, и кратковременный, потому что вся наша жизнь состоит из случаев и парадоксов. Но на протяжении всей нашей деятельности как мы, педагоги, так и все объекты образовательно-воспитательного процесса приобретаем опыт, который нельзя заменить никакой научной литературой, никаким высшим образованием.

Читая стихотворение, мы подходим к описанию тех областей, которые необходимо развивать человеку для достижения своих самых лучших качеств, положительного результата, прогресса, того, к чему нас призывают современные требования, отраженные во ФГОС. Александр Сергеевич советует развивать в человеке такие качества, как способность к изобретательству, созиданию, развитию воображения, независимо от того, кем является человек по своей сути («один - алмаз, другой - бриллиант»). ФГОС диктуют нам абсолютно те же требования к развитию личности ребенка, но через определенные образовательные области: способность к изобретательству - познание, музыка, изобразительное творчество, чтение художественной литературы, труд; созидание - музыка, здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, художественное творчество; воображение - музыка, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество.

В итоге мы приходим к мысли, что достигнуть просвещения, открытий, добиться вообще чего-либо в нашей жизни независимо от того, в какой стране, регионе, городе мы живем, какой век за окном, можно только ежедневно, ежечасно, ежесекундно трудясь и работая над собой, окружающим миром. Через века звучат напутствием потомкам слова гениального Александра Сергеевича Пушкина: «Все достигается чрез труд».

"И опыт, сын ошибок трудных"...
«И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг» А.С. Пушкин

* * *
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах.
Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997.

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.» Бытие, глава 3:22-24

//// «В этом смысле теологическая точка зрения представляется универсальной, поскольку учитывает - как естественную (человеческую), так и сверхъестественную (Божественную) составляющие происхождения государства».

// «Однозначно, согласен: следует рассматривать человечество как Богочеловечество.»

Если и возможно так, то все же более условно и метафорично. Человек не может быть больше Бога или самой вселенной, он и со своим огородом или даже домом не всегда справляется, не говоря уже о стране, гордыне или гоноре. Даже от человека зависимый малый мир, ему полностью не покоряется. Чтобы хоть приблизится к Богочеловеческому следует очень многое изменить для начала в себе, а до этого ой как еще далеко. Успеть бы хоть и в малую долю принести пользы окружению и не погибнуть бесславно. Мир стал хрупок как никогда ранее слабостью сильных и силою слабых!

//// Вопрос даже и не столько в том, с чем согласится человек «имеющий достоинство» или нет, и даже не в том кем его считают другие, а в том, кто он есть сам собой на деле.

// «А разве кто-либо определяет "вместо" человека - кто он есть НА САМОМ ДЕЛЕ?»

«...Однако происхождение государства согласно данной теории заключается в синергии (соучастии) Божественной воли и свободного волеизъявления человека, его творческой деятельности. В этом смысле теологическая точка зрения представляется универсальной, поскольку учитывает - как естественную (человеческую), так и сверхъестественную (Божественную) составляющие происхождения государства. См.этимологию "государство".» http://ru.wikipedia.org/wiki/Теологическая_теория_ происхождения_государства

Вот именно то, что «теологическая точка зрения представляется универсальной», но и возможно не единственной для нас особо важно!
В этом вся соль мировой понятийной проблемы смысла, когда только какбудто одна религия может «логично» и до конца сказать, что же такое есть начало и конец земной формы цивилизации. Но именно это отвечает смыслу полной и противоречивой системы доказательств, которая выходит за границы логики, когда только и возможно сказать «знаменитую максиму Credo quia absurdum est («верую, ибо абсурдно», то есть метафизично в понимании)». «И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно». Тертуллиан «О плоти Христа» См.: http://ru.wikipedia.org/wiki/
А как быть с материальным и непротиворечивым миром природы, которая есть начало и конец самой себя в сути её «материальности» и практичной устойчивости объективного закона, а не случая, но с человеческой стороны видимая, как неопределенная синкретическая сущность идеального и материального в практике?! Здесь даже у А.С. Пушкина «И случай, бог изобретатель» т.е. – случай подчинен необходимости Божественной логике в синтезе свободного Творения и Откровения в Гениальности и явлении Парадокса.

Здесь мы выходим на грань такого понимания, как парадокс существования разного в одном, но вне противоречия и одновременно и в нем, что и есть диалектика или путь Дао. Это ли не доказательство самого парадокса как парадокса логично-алогичного и алогично-логичного, как два в одном и более в снятии, троичности и т.п. с неким признаком «дурной» бесконечности смысла в себе как некой «вещи в себе» и за пределом понимания и трансцендентальности?! Вот что нам нужно понять и схватить … в более высокой творческой силе сверхфеномена, чем то, доступное, что уже знаем и видим!

А ведь в раннее Вами же приведенных словах из Библии «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло»; «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.» 1*. И в псалмах Давида: «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.» 2* (1* Бытие. Гл..3. ; и 2* Псалтирь Гл. 81. )
- Нет ли тут логического противоречия в отрицания самого Бога с момента явления природы и свободного в ней человека, или это иносказательные и метафоричные образы?! Но также и нет тут однозначности и полноты для ясного понимания сути, но есть лишь интуитивный знак несказанного Откровения, как чудесного зеркального отражения обыденного смысла нашей повседневности в чувстве себя «как - я есть сущий и подобный богу» и «этим я уже бог»…! Но так ли Это и в чем Так?
И здесь не всегда столь важно кто сказал это, так как словами многое от «нечто» передаются лишь условно, говорящими и пишущими тексты или апокрифы людьми и ими передаваемыми (повествующими) героями и образами в пересказе. Все сказания есть как косвенные или прямые свидетельства особой ткани передаваемого смысла, что для нас уже есть более «виртуальные» персонажи событий и значений в скрытых и живых контекстах. Но и потому тут так важен сам смысл и логика передаваемого явления или события и то, что именно этим сказано и иносказательно, но и в другом, Логосе моста-смысла или его кромки или грани.

Итак, мы тут имеем противоречия в логике и религии, которые нам явно указывают на неполноту определений, - непротиворечивость неполноты логики, а с другой стороны полноту противоречивости религии и природы, как естественную ограниченность нашего понимания. Где «гений парадокса друг», но даже и он дитя времени и уровня понимания находящееся под феноменом чего-то высшего, чем смысл. Но в самом образе некой иносказательности мы все часто едины и подобны, хоть и воспринимаем это по-разному и в другом своем контексте. Здесь и проходит общий канал связи, в понимании как едином.

Да, человек определяет, кто он есть на самом деле с момента своего практического проявления в отношениях с другими людьми в прямой совокупности всех личных чувств и качеств души. Что также происходит и косвенно через оценку другими людьми его качеств и ментального самоутверждения мнения, где он получает важный символический знак, как признак большего и лучшего, а не уничижительный ярлык «животного», способный лишь будировать в негативном и низком, - но не побуждать и вдохновлять в уверенности и оценке положительной перспективы для других и себя в равности почитания, сочувствия и любви, но вне всякого рабства и ущемления в неправовом и унизительном принуждении. Только так мы выходим на творческую и верную мотивацию самого момента инновационного развития и его движущего изнутри инсайта и интуиции.

«Бог есть любовь»!
Здесь чистый и разительный пример для всех нас дает Иисус Христос (В христианстве Мессия, Спаситель, Бог-Сын, Сын Человеческий. В Исламе почитаемый как «один из важных пророков Бога» и Мессия). Он был последовательным и твердым мессианским (ожидаемым) творцом-воплотителем нового учения, проповедующего «золотое правило нравственности» Нового Завета в качестве второй основной заповеди (3*). Но и он же был верным воином с «духовным мечом» и идеей воплощения особого феномена роли Богочеловека на Земле, где «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (св. Афанасий Великий).* Но и здесь нам следует понимать метафору верно. - Как путь мудрого Божественного равенства всех верующих в осознании своей нравственной меры, где сам Он не поскупился отдать даже собственную жизнь на казнь в залог будущего каждого из нас, кто его любит, чувствует, почитает и помнит с доброй надеждой и верой. «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» Прим.: (3*) (Мф.22:38-40).
«Согласно вероучению большинства христианских церквей Иисус Христос совмещает в себе природу божественную и человеческую, являясь не промежуточным существом ниже Бога и выше человека, но является и Богом и человеком по своей сущности. Воплотившийся в человека, Он своими крестными страданиями в себе самом исцелил повреждённую грехом человеческую природу, затем воскресил её и вознёс в Царство Небесное.» См. http://ru.wikipedia.org/wiki/Иисус_Христос

См.: Теорема Гёделя о полноте и о неполноте.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Теорема_Гёделя_о_неполноте
Вассерман о Боге: http://www.youtube.com/watch?v=ecj-GFq3fYQ&feature=related
Тертуллиан: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Золотое правило нравственности:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Золотое_правило_нравственности
Прим.* Христианство: http://ru.wikipedia.org/wiki/Христианство
Иисус Христос: http://ru.wikipedia.org/wiki/Иисус_Христос
http://ru.wikipedia.org/wiki/Теологическая_теория_ происхождения_государства
Джордж Оруэлл. Заметки о национализме. 1945 г. http://orwell.ru/library/essays/nationalism/russian/r_nat2
Резолюция Довиля и Россия – Фонд Стратегической Культуры | Strategic Culture Foundation

Ольга Ляхова
Эссе «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух»

Опубликовано огромное количество книг и статей, посвященных творческому наследию Александра Сергеевича Пушкина. В этих трудах Пушкин представлен как великий русский национальный поэт, творец современного русского языка, литературный критик, историк, мыслитель, художник. К сожалению, до обидного, мало внимания уделено высказываниям Александра Сергеевича по вопросам народного образования, которые содержатся в его сочинениях, а также в официальных материалах, записках. По мнению Пушкина, могущественная , прежде всего, в национальной литературе и отечественной истории. Решение проблемы духовного воспитания молодежи Пушкин не мыслил без формирования у нее русского национального идеала. По мнению поэта, могущественная просветительная сила заключена , прежде всего, в национальной литературе и отечественной истории. Взгляды А. С. Пушкина на просвещение заслуживают самого пристального внимания и глубокого исследования.

О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух… .

Мне хотелось бы поразмышлять на эту тему и перенести эти слова в педагогическую науку. Сколько открытий делает человек за свою долгую жизнь. Первые, а может быть самые важные, начинаются еще в детском возрасте. Узнать и понять что – то новое, детям помогают родители, педагоги, воспитатели. Педагогическая наука состоит сплошь из открытий . Об этом говорили многие известные педагоги прошлого. Например, К. Д. Ушинский показал, что, как и всякая другая наука, педагогика не может развиваться без опыта и что се открытия являются необходимой предпосылкой совершенствования обучения и воспитания. Учитывая достижения, смежных с педагогикой наук, исследуя практический опыт учебно-воспитательной работы, педагоги приходят к открытию новых , ранее неизведанных методов обучения и воспитания. В современной науке – это инновационные методы работы, экспериментирование в разных областях. Открытия в экспериментах , так говорили в древности и сейчас это выражение очень актуально. Еще Сухомлинский говорил, что процесс освоения новых знаний очень важен, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром открытий , в котором предстоит жить. Много чего сказано об открытиях материальных и это важно, потому что еще китайские философы говорили :

То, что я услышал, я забыл

то, что я увидел, я помню

то, что я сделал, я знаю.

Хочется сказать о важности открытия личности детей . Каждый маленький человечек имеет свои особенности характера и как говорил Сухомлинский : «Учитель, в первую очередь, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное» .

Именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель, это человек, который не только овладел теорией педагогики, но еще и практики, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.

Про настоящего педагога часто хочется сказать - чудный , а иногда и чудной . Что это значит? Говоря чудной , совсем не хочется обидеть, а наоборот, хочется отметить, что прирожденный педагог всегда найдет ключик к любому ребенку иногда такими необычными методами, которые даже представить было трудно. Это качество нельзя заработать годами практики или читая массу литературы. Это качество дается человеку при рождении и сопровождает его всю жизнь. Поэтому бывает так, что сначала знакомишься с человеком и думаешь – какой-то он чудной , а пообщаешься и хочется уже сказать – какой же он чудный !

Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что воспитание должно быть самобытным, национальным, дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой, народ определял содержание и характер воспитания, все население должно быть охвачено просвещением .

Работая с детьми, нельзя забывать и об их родителях, ведь именно они, это те близкие люди, которые тоже вкладывают много в личность ребенка и порой не всегда понимают, что нужно давать ребенку, а чего не нужно. Именно для этого и работает педагог с родителями своих воспитанников, можно сказать даже просвещает их .

В заключении хочется сказать словами В. А. Сухомлинского :

«Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и ученика, - это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу. Учителя и учеников должна связывать духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник».

Викулова Наталья Александровна

Преподаватель физики и математики

БПОУ ВО «Череповецкий многопрофильный колледж»

г. Череповца, Вологодской области

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике

Турнир знатоков и любителей физики

«И опыт сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг….»

Цель: создание условий для развития коммуникативных компетенций обучающихся в ходе игры; выработать навык: применять знания, полученные в процессе обучения физике к решению логических и нестандартных задач.

Задачи, реализуемые при проведении игры:

способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, их логического и математического мышления, умения делать выводы, обобщать и конкретизировать;

формирование кооперативной компетенции - чувства коллективизма, работать в команде, эффективно общаться с однокурсниками, нести ответственность за результаты своей работы, активной позиции обучающихся;

воспитание отношения к физике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития физики;

расширение знаний обучающихся, развитие познавательного интереса к изучению физики;

формирование представления о возможности различных подходов при выполнения задания;

воспитание сообразительности, находчивости;

вызвать интерес к здоровому соперничеству;

показать связь физики и математики с реальной действительностью.

Предварительная подготовка:

Создание трех команд из трех групп первого курса.

Выбор капитана команды.

Придумать название команды.

Каждая команда готовит эмблемы для своих членов.

Каждая команда готовит презентацию своей команды

Деятельность обучающихся: поиск, анализ и оценка информации, работа в коллективе и команде, участие в коллективном обсуждении решения задач, решение задач, выступление, эффективное общение с однокурсниками.

Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер.

Программное обеспечение : компьютерная презентация.

Время: 45-50 мин.

Комментарий: Технология игры в форме презентации. Группа заранее разбита на три команды, каждая из которых (под контролем преподавателя) готовит отличительные значки для своих членов - значки, бейджики и так далее. В командах заранее выбираются капитаны. Судить игру может сам ведущий (преподаватель) или специально приглашенное независимое жюри.

Ход игры:

Вступительное слово преподавателя:

Уважаемые гости! Уважаемые участники игры! Сегодня мы собрались для того, чтобы принять участие в турнире знатоков и любителей физики (слайд №1).

В турнире принимают участие 3 команды. Давайте поприветствуем их (приветствие команд).

Орешек знаний тверд, но все же

Мы не привыкли отступать

Нам расколоть его поможет

Девиз игры: «Хочу все знать!»

Устанешь от науки мудрой -

Все объяснить сумеет вдруг

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

Итак, начинаем нашу игру.

Правила игры: за правильный ответ дается одна «идея». У команды есть небольшое время на раздумье, после истечении которого ответ зачитывается как неверный, даже если прозвучал верный вариант. Выигрывает та команда, которая больше всего наберет «идей».

ПЕРВЫЙ КОНКУРС: «ФИЗИКИ ШУТЯТ» (слайд №2)

Задания:

1. Что мешает обучающемуся БПОУ ВО «Череповецкий многопрофильный колледж», пойманному директором на месте курения, распасться на отдельные молекулы и в рассыпную исчезнуть из вида? (слайд №3)

2.Девушка Оля, собираясь на Хэллоуин, решила сделать себе прическу. Она долго перед зеркалом расчесывала свои волосы, пластмассовой расческой. В результате на конкурсе ведьм она заняла первое место. Почему? Какое физическое явление произошло с ее волосами? (слайд №4)

3. В каких обучающихся быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? (слайд №5)

ВТОРОЙ КОНКУРС:

«ПАРАДОКСОВ ДРУГ, ИЛИ КАРУСЕЛЬ ИЗОБРЕТЕНИЙ» (слайд №6)

Комментарии: Формулировка задания и ответ на одном слайде. На ответ настроена анимация с появлением по «щелчку», то есть вначале на слайде видна только формулировка, а в нужный момент появляется ответ.

Вещи, которые нам так привычны,

Были когда-то совсем необычны.

Нужен был чей-то ум гениальный,

Чтобы мог мыслить парадоксально.

Гений, известно, друг парадоксов,

Тот, для кого невозможное - просто.

1. Через месяц Гиерону

Ювелир принес корону,

И царю узнать охота-

Честно ль сделана работа.

Вот корона, Архимед,

Золотая или нет?

И задумался ученый-

Как узнать состав короны?

И однажды, в ванне моясь,

Опустился он по пояс.

На пол вылилась вода,

Догадался он тогда…

Вопрос: О чем догадался Архимед? (слайд №7)

2. Он вместо лягушек

Взял меди и цинка,

В соленой воде

Ток пошел по пластинкам,

Недаром у Вольты

Профессора звание,

Было в болоте в тот год ликованье

Вопрос: Что в 1799 г. создал А.Вольта? (слайд №8)

3. Ампер в лаборатории
увидел провода.
Зачем они? Откуда?
Кто их принес сюда?
Потом включил рубильник
И тут же вскрикнул -Ах!

Заметил притяженье,
Движенье в проводах!

Вопрос: Какое действие электрического тока было установлено Ампером? (слайд №9)

ТРЕТИЙ КОНКУРС:

«НЕ ЗНАЯ ПАСКАЛЯ, АМПЕРА И ОМА - В ИГРЫ НЕ СУЙСЯ, СИДИ ЛУЧШЕ ДОМА!» (слайд №10)

Ваша задача такова:

Все без исключения

Объяснить явления.

1. Тебе по болоту ходить довелось?

Легко тебе было? Вот то-то!

Тогда почему же

Огромнейший лось

Так просто бежит по болоту?

Вопрос: Почему лось не проваливается? (слайд №11)

2. Деду банки прописали,

А инструкцию не дали.

Ох, намучились немало-

Деда в банку засосало!

Вопрос: На чем основан принцип действия медицинских банок? (слайд №12)

3. Полет этот, кажется

Нынче кошмаром.

Огонь разводили

Буквально под шаром.

Шар наполнялся

Не воздухом-дымом,

Небо с тех пор

Не зовут нелюдимым.

Вопрос: Почему воздушный шар наполняли дымом? (слайд №13)

Четвертый конкурс: «Гимнастика ума»

(слайд №14-15)

Перед вами игровое поле (слайд №15). Оно состоит из 15 клеток. За каждой клеткой скрывается задание.

Внимание! Правила игры: первая команда выбирает клетку. Открывается задание, над которым думают все команды. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит той команде, которая знает ответ на вопрос. И команда имеет право на выбор следующей клетки. И так далее до тех пор, пока не будут сыграны все клетки.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса