Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Логопедическая гимнастика для развития речи. Речевая гимнастика игры и задания для развития речи у дошкольников

Светлана Комарова
Речевая гимнастика (младший дошкольный возраст)

РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА

младший возраст

1. Упражнение на дыхание

2. Упражнение на слуховое внимание

4. Развитие артикуляционного аппарата

5. Произнесение потешек, скороговорок, чистоговорок, загадок.

6. Хоровод

7. Упражнение на координацию речи с движением.

1 – 2 НЕДЕЛЯ «А»

1. Упр. «Бегемотики» (открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять» , потом закрыть рот). Повторить упражнение 3-4 раза.

Рот пошире открываем, в бегемотиков играем :

Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя, до пяти считаю я.

А потом раскроем рот – отдыхает бегемот.

2. Упр. «Детки спят» Вдох и выдох носом.

3. Упр. «Листья» :

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на ципочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо и влево)

Будто опять закружится хотят (поднимаются, кружатся)

4. Упр. «Где позвонили?» (глаза открыты, показать направление рукой)

5. Упр. «Покачай куклу Таню, она плачет (а-аа) » (тихо, громко) .

6. Упр. «Аня потеряла маму в лесу, кричит «Ау» . Все позовём Аню «Ау, Ау – у!»

7. Игра «Каравай» .

3 – 4 НЕДЕЛЯ «У»

1. Упр. «Змея» (улыбнуться рот открыть, высунуть язычок изо рта, затем спрятать) . Повторить 3 -4 раза.

2. Упр. «Чем пахнет?» (Вдох носом - выдох ртом)

3. Упр. «Что ты слышишь?» (озвученные предметы за ширмой)

4. Упр. «Паровоз гудит» - У-У-У (громко) ;

«Мальчик плачет» -УУУУ (медленно, тихо)

«Голубь воркует» У-У-У-У-У (короткие, отрывистые звуки)

«Воле воет» УУУУУУУУУ (грозно протяжно)

5. Дети спрятались, а Оля ищет «Ау!» . Все зовут Олю «Ау!»

6. Игра «Зайка серенький сидит» .

1 – 2 НЕДЕЛЯ «О» «И»

1. Вдох носом - выдох ртом (бегали и устали) .

2. Игра «Кто позвал?» Взрослый подражая крику животных

росит угадать, кто придёт к ним в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги и подаёт голос, подражая одному из животных. Ребёнок угадывает, кто это.

3. У мальчика болят зубы. Как он стонет? «О-О-О»

(тихо – громко) .

4. Упр. «Лошадка ржёт» . Чья лошадка ржёт дольше? «И-И-И-

И» (Колина? Сашина? Ксюшина?)

5. Чистоговорка «Ко-ко-ко, не ходите далеко» .

6. Игра «Эхо» (Две подгруппы. Одна – произносит слово,

другая воспроизводит его. Слова с согласными звуками [аист, Аня, Инна, аптека, азбука].

3 - 4 НЕДЕЛЯ «Э»

1. Вдох и выдох ртом (позеваем)

2. Игра «Телёнок»

Бу-Бу (два прыжка)

Я рогатый. («Рожки» из пальчиков на голове)

Бу-бу, (Два прыжка)

Я хвостатый. («Хвостик» из руки- за спину)

Бу-бу, (Два прыжка)

Я ушастый. («Ушки» из ладошек - на голову)

Бу-бу, (Два прыжка)

Очень страшный. («Рожки» на голове, бодаются)

Бу-бу, Испугаю. Бу-бу, забодаю.

3. Игра «Эхо» (воспитатель называет гласные поочерёдно :А У

О И Э, а дети хором повторяют тихо (на условный знак рукой

воспитателя- громко (рука вверху, тихо (рука внизу) .

артикуляцию звуков А,О,У,И,Э, затем дети воспроизводят.

5. Чистоговорка «Мылом Мила куклу мыла»

6. Игра «Пузырь» .

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Б» «П»

1. Упр. «Кормление птенцов» (Дети – птички сидят открыв рот. Вос-ль «кормит» ).

2. Упр. «Чем пахнет?» (глубокий вдох носом) .

3. Упр. «Помощники» :

Раз, два,три, четыре.

Мы посуду перемыли (трут одной ладошкой другую )

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку. (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли, (опять трут, ладошка о ладошку )

Только чашку мы разбили. (загибают пальчики)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали

Так мы маме помогали. (сжимаю и разжимают кулачки)

4. Упр. «Кто кричит?» (овечка бе-е, баран бэ-э-э, автомобиль би-би-би, цыплята пи-пи-пи, барабан бум-бум-бум).

5. Упр. «Говорим тихо, громко» (на условный знак рукой вос-ля – громко (рука в верху, тихо (рука внизу)

6. Чистоговорки : «Уп-уп-уп, мама варит суп»

«Бы-бы-бы, идёт дым из трубы» .

7. Игра «Паровоз» (выбирается ребёнок. Все произнося «Паровоз пускает пар, топку топит кочегар» . Ребёнок едет и произносит «пф, пф,пф» ).

3 – 4 НЕДЕЛЯ «В» «Ф»

1. Упр. «Кто умеет улыбаться?» (обнажать сжатые зубы) .

2. Упр. «Подуем на снежинку» (имитация или положить на ладошку маленький кусочек от салфетки).

3. Упр. «Лает собачка» (громко – большая «аф-аф-аф» , тихо – маленькая «гав-гав-гав» , медленно, быстро, высоко, низко).

4. Игра «Угадай, что я сказала?» (вос-ль негромко, затем шёпотом произносит слова – дети повторяют. Во-ва, Фе-дя,фи-лин, Ва-ся, Фе-ня, ва-та, и-ва, тык-ва).

5. Чистоговорки : «Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф» ,

«Ва-ва-ва – у Вани есть сова» .

6. Хоровод «Водит Ваня» .

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Т» «Д»

1. Упр. «Шарики» (надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.)

Я надул воздушный шарик. Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я.

2. Упр. «Ароматный цветок» (сделать глубокий вдох, сказать «Ах, как пахнет» - выдох).

3. Упр. «Гномики - прачки» :

Жили-были в домике

Маленькие гномики (дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики (правой рукой загибают пальчики левой руки)

Раз, два, три, четыре, пять (правой рукой разгибают пальчики на левой руке)

Стали гномики стирать (трут кулачками друг о друга)

Токт – рубашки (опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого)

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки.

Микки умница был, всем водичку носил.

4. Игра «В гости» (ребёнок стучит и произносит «тук, тук, тук» . Другой отвечает «да, да» . Вос-ль стучит, отвечают все дети.)

5. Упр. «Идут часы – тик, так» (тихо, громко, медленно, быстро)

6. Игра «Оркестр» (играет один ребёнок на дудочке»Ду-ду-ду», затем по подгруппам).

3 -4 НЕДЕЛЯ «М» «Н»

1. Упр. «Покажи верхние зубы, спрячь»

2. Упр. «Надуть пузырь» (имитация)

3. Упр. «Кто позвал Мишку?» (у ребёнка игрушка, он отворачивается, кто либо из детей зовет «Мишка» . Ребенок должен отгадать, кто позвал).

4. Игра «Мамы и детки» (мяу, му-у, аф-аф, бе-е, ко -ко, высота звучания.

5. Игра «Заводные игрушки» (дети стоят друг за другом. Хозяин «зоводит» игрушку лошадку «хр-хр-хр» , потом едет, произнося «но – но - но» ).

6. Чистоговорка «Ан – ан – ан – папа чинит кран» (тихо,громко, быстро, медленно)

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Г» «К»

1. Упр. «Поиграй на губках пальчиками» .

2. Упр. «Надуем шарик» (имитация) маленький, побольше, большой.

3. Упр. «Снегири» :

Вот на ветках, посмотри, (по 4хлопка руками по бокам и

В красных майках снегири. по 4 наклона головы на строку)

Распушили пёрышки, (на первое слово каждой строки- частое

Греются на солнышке. потряхивание руками, на второе - один хлопок по бокам) .

Головой вертят, (по 2 поворота на каждую строку)

улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели! Дети разбегаются по группе,

За метелью! За метелью! взмахивая руками, как крыльями).

4. Упр. «Кукушка созывает деток» (высота и сила голоса, детки в одном конце комнаты,кукушка в другом и зовёт (тихо, громче, очень громко) : «Ку - ку» . Дети отзываются. Кукушка меняет место.

5. Чистоговорки : «Гуляют гуси на горе» , «Куры квохчут во дворе» (тихо, громко, медленно, быстро, чётко) .

6. Повижная игра «Гуси, гуси…»

3 -4 НЕДЕЛЯ «Х» «Ы»

1. Упр. «Слон» (сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» («десять» , вернуться в исходное положение). Выполнить 4-5 раз.

2. Упр. «Дует ветер» (слабый, сильнее, сильный) .

3. Упр. «Повтори, что я сказала» (вос-ль называет слова со звуками «х» и «ы» , названный ребёнок повторяет (двое детей, вся группа и т. д.) . Дым, холм, сыр, мышь, пастух, мыло, сын, пыль, халат.

4. Чистоговорка : «Муха – горюха села на ухо» .

5. Игра «Поезд» (пыхтит – пых, пых, пых; идёт – пух, пух, пух; замедляет,ход – пыф, пыф, пыф).

1 – 2 НЕДЕЛЯ «С» «З»

1. Упр. «Подуй на воздушный шарик» (имитация) .

2. Упр. «Где позвонили комарики» (два ребёнка, взявшись за руки «звенят» «З-З-З-» , остальные дети отгадывают где).

3. Упр. «Мячик» :

Раз, два, прыгай мячик, (взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу) .

Раз, два и мы поскачем. (ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе)

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

4. Упр. «Комар далеко летит з-з-з-з-з» , долго, тихо. Подлетел ближе, стал громче з-з-з-з-з, совсем рядом з-з-з-з-з. Замахали руками, прогоняем комара, стал комар улетать (в обратном порядке) .

5. Упр. «полакайте как кот, собака, котёнок» .

6. Чистоговорки : «Са-са-са – бегает лиса» , «За-за-за – вот идёт коза» .

7. Стихотворении «Гуси» :

Старый дедушка Евсей ан лугу пасет гусей.

Гуси белые как снег, лапы красные у всех.

3 – 4 НЕДЕЛЯ «Ц»

1. Упр. «Слон набирает водичку» (вытянуть губы вперед трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом, повторить 4 – 5раз.

2. Упр. «Подуй на мыльные пузыри» , игра «Пузырь» .

3. Игра «Кто это?» , ребёнок за ширмой звукоподражает животным, птицам (кошке «мяу» , собаке «аф-аф» , птицам «чик-чирик» , лошади «и-и-и-го-го» и т. д.) – дети отгадывают, кто там.

4. Упр. «Лошадка идёт далеко, цокает копытцами» - дети выполняют также, как с комаром (см. выше) .

5. Упр. «Позовите цыпляток зернышки клевать – цып, цып,цып» (тихо, громче, совсем громче)

6. Чистоговорка «Бегают курицы прямо на улице» .

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Й»

1. Упр. «Подуй на одуванчик» (длительно) .

2. Игра «Где позвонили в колокольчик?» .

3. Подвижная игра «Лошадка» :

Я люблю свою лошадку, поглаживание ладонью по голове воображаемой лошадки, потом по спине и хвостику.

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик,

И верхом поеду в гости. Бег по кругу с высоким подниманием колен.

4. Упр. «Ослик кричит – И-а, и-а» (близко, дальше, далеко) .

5. Упр. «Вкусное варенье» (улыбнуться, открыть рот, облизывать языком верхнюю и нижнюю губу) .

6. Чистоговорка «Чище мойся, воды не бойся» (чётко, медленно, быстро) .

7. Игра «Пчелиный рой» (2 подгруппы, пчёлы идут говорят : «Вот летит пчелиный рой, убегайте дети!» ; вторая отвечает : «Ой, ой, ой!» и убегают.)

3 – 4 НЕДЕЛЯ «Ю» «Я»

1. Упр. «Улыбка» , «Трубочка» , чередование.

2. Упр. «Подуй на ладошку » (У Зины замёрзли руки-слабо, сильнее, сильно) . Повт. 3 – 4 раза

3. Упр. «Вытяни длинную ниточку – «Ю» , «Я» , тише, громче.

4. Чистоговорка «Я-я-я поймай воробья» ,

«Ю-ю-ю я песенку пою» .

5. Игра «Каравай» .

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Е»

1. Упр. «Бегемотики» (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять» , затем вернуться в исходное положение). Повтор 3 раза

Подражаем мы лягушкам : тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки, а я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем и нисколько не устанем.

2. Упр. «Подуй на большой пальчик» (У Тани болит, у Коли болит…. с усилием) .

3. Пальчиковая гимнастика «Алёнка - Малёнка» :

Алёнка – Малёнка, шустра и быстра : (хлопок ладонями, удар кулачками друг о друга – 2 раза)

Воды наносила, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Сарафан дошила, носок довязала,

Ягод насобирала, песню допела.

Везде поспела, в охотку ей дело. (повтор с первых строк)

4. Упр. «Вытяни длинную ниточку – Е-е-е» (тише, громче) .

5. Игра «Отгадай, кто позвал» (один ребёнок звукоподражает козлёнку «Ме-е-е» или ягнёнку «Бе-е-е» , а другой отгадывает).

6. Скороговорка «Ела, ела, дуб, дуб. Поломала зуб, зуб» . (медленно, быстро) .

3 – 4 НЕДЕЛЯ «Е» «Ё»

1. Упр. «Часики» (улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Для облегчения упражнения можно поставить пальчики на левый и правый угол рта).

2. Упр. «Гармошка» : и. п. - стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 1-2 сек. Выдох через рот.

3. Упр. «Вытяни длинную ниточку – Ё-ё-ё» (тише, громче) .

4. Упр. «Постучите, как я» (вос-ль простукивает ритм ладошками по коленям , дети повторяют):

а) О О; д) О о О;

б) О о о; е) о о о О О;

в) О О о о; ж) О о о О.

(большой круг – длинный звук, маленький круг - короткий)

Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.

Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.

Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:

  • языка;
  • уздечки.

Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.

Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.

В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.


Комплекс для детей 1-4 лет

Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
Динамичные упражнения для детей до 4 лет:

  • «Змейка»;
  • «Замесили тесто»;
  • «Чистим зубки»;
  • «Часики»;
  • «Качели»;
  • «Сытый хомячок»;
  • «Шарики».

Статические упражнения:

  • «Бегемотик»;
  • «Улыбочка»;
  • «Хоботок»;
  • «Блинчик»;
  • «Голодный хомячок».

Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.


Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.

Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.


Блок упражнений для развития мышц губ.

  • «Улыбочка» . Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
  • «Хоботок» . Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
  • «Бегемотик» . Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
  • «Заборчик» . Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
  • Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик» . Выполняется 5 раз.

Блок для развития мышц языка.

  • «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
  • «Сердитая киска» . Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
  • «Качели» . Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
  • «Змейка» . Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
  • «Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
  • «Парус» . Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
  • «Маляр» . Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
  • «Индюки» . Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
  • «Часики» . Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
  • «Чашечка» . С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
  • «Вкусное варенье» . Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
  • «Дятел» . Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
  • «Мотор» . Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
  • «Замесили тесто» . Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.

Для подъязычной связки языка.

  • «Лошадка» . Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
  • «Грибок» . Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
  • «Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.

Упражнения для мышц щек.

  • «Шарики» . Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
  • «Сытый хомячок» . Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
  • «Голодный хомячок» . Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.


Родители или педагоги?

Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.

Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.

Развивать речь ребенка с раннего возраста, значит помочь ему быстрее научиться выражать словами свои мысли и желания! Чем лучше вы будете понимать друг друга, тем меньше у малыша останется поводов для капризов и истерик.

Чтобы ребёнок научился говорить, т.е. произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Мы предлагаем Вам примеры такой гимнастики для развития речи у ребенка.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Лучше всего артикуляционную гимнастику выполнять сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Упражнения для развития речи ребенка (артикуляционная гимнастика)

Статические упражнения для языка

1. Птенчики

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Иголочка (Стрелочка. Жало)

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

4. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

5. Грибок.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

3. Футбол (Спрячь конфетку)

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

4. Лошадка

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

5. Оближем губки

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

На счет «один» челюсть опускается, на «два» – челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» – челюсть опущена на место, на «четыре» – челюсть двигается влево, на «пять» – челюсть опущена, на «шесть» – челюсть выдвигается вперед, на «семь» – подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Обезьяна

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

4. Дразнилки

Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

5. Протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

яяяяяяяяяяяяяя

ооооооооооооо

иииииииииииии

аааааэээээ

ооооояяяяя

аааааиииииэээээоооооо

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

2. Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков). Глотать капли воды, сока.

3. Подражать:

– мычанию,

– свисту.

4. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

5. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики по развитию речи не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Всем хорошо знакомы и понятны традиционные виды гимнастики, состоящие из различных упражнений для рук, ног, спины. Мы тренируем их для развития общей моторики, чтобы мышцы стали сильнее, а тело – более ловким и быстрым.

Зачем же надо тренировать язык, ведь в нем нет костей? Именно этот орган является главным для нашей речи, поэтому ему тоже необходимы специальные упражнения. Развитие и укрепление его мышц позволяет точно и четко выговаривать все слова и звуки, делая речь более четкой и понятной.

Артикуляционная гимнастика необходима детям для развития навыков произношения звуков

Артикуляционная гимнастика – что это такое?

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата – повышения подвижности и развития моторики губ, языка, щек, уздечки, что требуется для правильного воспроизводства звуков. Целью занятий артикуляционной гимнастикой является отработка движений всеми перечисленными выше органами и доведение до автоматизма занятие ими нужных позиций.

Ребенку для хорошей дикции и произношения требуются сильные губы и язык, легко меняющие свою позицию. Именно для достижения этого и необходимо заниматься с ним артикуляционной гимнастикой, выполняя специальные упражнения и играя в логопедические игры.

Нередко дефекты речи и недостаточно четкая дикция становятся препятствием для полноценного общения ребенка со сверстниками, что негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Уменьшить вероятность появления подобных проблем у детей можно при помощи артикуляционной гимнастики, начинать заниматься которой следует как можно раньше. Детям в возрасте 2 – 4 лет она поможет скорее научиться правильно произносить все звуки, в 5 – 7 лет – скорректирует и уменьшит дефекты речи.


Заниматься гимнастикой для язычка можно с логопедом или дома перед зеркалом

Кому заниматься с малышом?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой можно и самостоятельно, однако следует периодически проводить осмотр у логопеда, начиная с 1,5 – 2 лет (см. также: ). К 4 годам уже довольно четко видно, с произнесением каких звуков у малыша есть проблемы. Бывает, что в пять лет они проходят сами собой, но верно оценить развитие речи у ребенка и определить, насколько оно соответствует возрасту, может только специалист (подробнее в статье: ). Именно он должен заниматься и корректировкой произношения малыша при наличии проблем. Исходя из индивидуальных особенностей, врач назначит специальный комплекс упражнений, объяснит, как правильно их выполнять и продемонстрирует это на собственном примере.

Почти в каждом детском саду работает логопед, поэтому там с малышами также занимаются артикуляционной гимнастикой. Он не только проводит регулярный осмотр, но и, начиная с 5-ти летнего возраста, занимается устранением дефектов, проводя уроки для развития речи. Однако этих занятий зачастую недостаточно, при наличии выраженных проблем потребует регулярно выполнять все необходимые упражнения и дома.

Начинать выполнение упражнений следует перед зеркалом – так ребенок сможет наблюдать за движениями губ и языка. В отличие от взрослых, у которых все движения выполняются автоматически, малышу требуется визуально отображение всех своих действий в ходе занятий для выработки необходимых навыков.


Цель гимнастики - сделать язычок сильным и подвижным и научить его принимать необходимые для произносимых звуков положения

Взрослые, произнося звуки, делают это, не задумываясь о постановке языка, положении губ, дыхании. Ребенку же, который только осваивает их верное произношение, все эти моменты представляются довольно трудными и малопонятными. Губы и язык слушаются его с большим трудом, постоянно пытаясь занять более удобное, но не всегда правильное положение.

Сделать занятия легче и интереснее для ребенка можно, превратив скучные и непонятные упражнения в веселые игры и истории о приключениях языка, сопровождая их стихами и загадками. Предложите представить ему, что его язычок живет в своем домике (рте), где прячется за высоким забором (зубы). Он ложится спать, смотрит в окошко, выходит на прогулку, превращается в котенка или лошадку, катается на пароходе – так вы можете представить любое упражнение, как увлекательную игру и целую историю о его жизни.

Переоценить значение артикуляционной гимнастики для малышей очень сложно. Оно сопоставимо с ролью утренней зарядки и оказывает аналогичное действие на мышцы лица – укрепляет их, улучшает в них циркуляцию крови, развивает подвижность и гибкость. Закрепить имеющиеся навыки и приобрести новые позволит ежедневное выполнение рекомендованного комплекса, отводя на занятия по 5 минут несколько раз в день и повторяя каждое упражнение от 4 до 8 раз.

Вполне возможно, что выполнение некоторых упражнений может вызвать сложности даже у вас. В таком случае делайте их вместе с ребенком, не стесняясь признаться ему в своих затруднениях. Наберитесь терпения, и сохраняйте спокойствие – и в какой-то момент вы добьетесь успеха. Помочь вам в его достижении способны картинки с изображением каждого упражнения по артикуляции или специальные логопедические обучающие видео.

Упражнения и игры

Игра с язычком - одно из первых занятий артикуляционной гимнастики. Родителям надо зачитать текст сказки про язычок и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам.

Ниже приведены примеры упражнений с краткими инструкциями, входящих в основной комплекс для развития артикуляционной моторики у детей младшего дошкольного возраста. Все задания следует выполнять по 4 – 8 раз, динамические – делая по 2 – 6 повторов, для статичных – задерживаться в указанной позиции на 3 – 5 секунд. Перед каждым повтором давайте ребенку немного времени на отдых и расслабление мышц лица и языка.

Универсальный комплекс

  • «Вкусный мед» – делаем следующие движения – распахиваем рот и проводим по верхней губе заостренным язычком сначала в одну, затем в другую сторону. Во время выполнения контролируем подбородок – он должен оставаться статичным.
  • «Иголочка» – распахиваем рот и высовываем напряженный язык, постаравшись придать ему заостренную форму. Фиксируем позицию на несколько секунд.
  • «Качели» – для выполнения широко распахиваем рот и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, затем то поднимаем его к верхней, то опускаем вниз.
  • «Котенок лакает молоко» – распахиваем рот и высовываем язык, затем делаем несколько лакающих движений.
  • «Лопата» – для выполнения данного упражнения необходимо распахнуть рот и поместить расслабленный язык на нижнюю губу. Задерживаемся в такой позиции на некоторое время.
  • «Маятник» – приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке, после чего высовываем заостренный язык и дотрагиваемся его кончиком поочередно до уголков губ. Во время выполнения контролируем положения подбородка – он должен оставаться статичным, и языка – он не должен скользить по губам.
  • «Мостик» – распахиваем рот и упираемся изнутри кончиком язычка в зубы снизу. Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, не расслабляя язык.
  • «Окошко» – медленно распахиваем рот, а затем закрываем.
  • «Орешек» – не открывая рта, поочередно упираемся напряженным языком в стенки щек.
  • «Улыбка» – делается следующим образом: уголки губ растягиваются в улыбке, так, чтобы стали видны зубы, а затем плавно возвращаются в первоначальную позицию.
  • «Хоботок» – вытягиваем губы вперед, как будто хотим поцеловать кого-то, задерживаем их в этой позиции, затем медленно возвращаем в исходную.
  • «Хомячок» – закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции.
  • «Чашечка» – распахиваем рот, затем помещаем на нижнюю губу мягкий язык, загибаем его бока вверх и медленно поднимаем в таком состоянии к верхнему своду.

Примеры упражнений для укрепления языка

Обучение звукам «с», «сь», «з», «зь»

При правильном произнесении данных звуков губы требуется немного растянуть в улыбке, так, чтобы были слегка видны зубы, а язык упирался в зубы спереди, краями же прикасался к жевательным. При такой позиции вдоль языка образуется канавка, при прохождении по которой вдыхаемый воздух образует свистящий шум. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту. Улучшить артикуляцию и научиться правильному произношению данных звуков помогут следующие упражнения:

  • «Свистушки» – растягиваем губы в улыбке, прячем язык снизу за зубами и пытаемся посвистеть.
  • «Сдуваем вату с ладошки» – растягиваем губы в улыбке и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, слегка высунув его. Делаем вдох, и выдыхаем воздух, как будто пытаемся что-то сдуть.

Правильное произношение звуков «ш», «ж»

Рот при произнесении шипящих звуков следует держать слегка открытым, губы – скруглять, а конец язычка – приподнимать к верхнему своду, касаясь его краями жевательных зубов сверху. При таком положении под языком появляется небольшая чашеобразная выемка, через которую на выдохе проходит воздух. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту.


Упражнение «Вкусное варенье»

Параллельно тренировке артикуляционного аппарата необходимо работать с ребенком над определением различных шипящих и свистящих звуков на слух. Делать это можно в игровой форме – например, взрослый произносит тот или иной звук, после чего начинает проговаривать различные слова. Услышав слово с загаданным звуком, малыш должен показать это взрослому – например, хлопком. Научиться правильно произносить данные звуки помогут следующие упражнения:

  • «Вкусное варенье» – открываем рот, растягиваем губы в улыбке и проводим языком 2 – 3 раза по верхней губе, облизывая ее.
  • «Сдунь вату с носика» – кладем немного ваты на кончик язычка. Складываем тот в «чашечку», приподнимаем им вату наверх, и сдуваем ее на выдохе.
  • «Усыпляем язык» – располагаем широкий, находящийся в расслабленном состоянии язык на нижней губе.

Изучение звуков «ч», «щ»

Отработку данных звуков можно начинать лишь тогда, когда ребенок научился произносить глухие шипящие. Для этого подойдут следующие упражнения:

  • «Птенец зовет маму» – слегка приоткрываем рот и помещаем расслабленный язычок на нижнюю губу. Произносим звук «пя-пя-пя», дотрагиваясь до языка губами.
  • Удержание широкого расслабленного языка – распахиваем рот и сохраняем позицию в течение 10 секунд.

Упражнение необходимо для звуков: Р, Рь, Ж, Ч, Щ, С, Сь, Ть, Дь, Ц

При выполнении упражнений важно сохранять язык и губы расслабленными и внимательно контролировать дыхание, не допуская его задержки. Повторяем каждое упражнение по 3 – 6 раз.

Изучение звуков «л» и «ль»

  • «Маляр» – слегка приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке и водим напряженным язычком по верхнему своду.
  • «Пароход гудит» – приоткрываем рот и растягиваем губы, как при улыбке. Зажимаем кончик языка зубами, выдыхаем и произносим «ы-ы-ы» – при верном выполнении вы услышите звук, напоминающий «л».
  • «Раздуваем щеки» – зажимаем кончик язычка зубами и выдыхаем воздух, надувая щеки. Если упражнение выполняется верно, то воздух должен спокойно обтекать язык.

Упражнение «Пароход»

Правильное произношение звука «р»

Произнесение данного звука чаще всего вызывает затруднения, поскольку он дрожащий и переднеязычный. Многие родители сами не всегда отличают его от похожего вибрационного горлового звука. Наработать его точное произношение помогут следующие упражнения.

Веселые и эффективные артикуляционные упражнения и игры помогут вашему малышу научиться правильно произносить звуки. Книга адресована родителям и педагогам.

Из серии: Уроки логопеда (АСТ)

* * *

компанией ЛитРес .

Активная артикуляционная гимнастика

Активная артикуляционные гимнастика – это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка. Ее ребенок выполняет сам по образцу, данному взрослым.

Артикуляционные упражнения бывают статическими и динамическими.

Статические упражнения предполагают удержание органов артикуляции в определенном положении в течение 3–10 секунд. Чем старше ребенок, тем дольше он может удерживать язык или губы в заданном положении. Чтобы помочь малышу, вы можете считать вслух, например, вот так: «Раз, два, три – от-дох-ни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять – теперь можно отдыхать!»

В отличие от статических, динамические упражнения основаны на многократном повторении одного и того же движения. Эти упражнения развивают умение переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому их нужно выполнять в быстром темпе под счет взрослого: «Раз-два, раз-два…» или же по команде. Например, в упражнении «Качели», когда нужно поднимать и опускать язык, можно вместо «Раз-два» подсказывать: «Вверх-вниз, вверх-вниз».

Все артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом так, чтобы ребенок мог видеть и лицо взрослого, движения которого он копирует, и собственное лицо. Следите, чтобы малыш правильно выполнял все движения. Если же ему не удается повторить за вами какое-то упражнение, нужно помочь ему, вернувшись к аналогу этого упражнения в пассивном варианте (выполнить движение при помощи пальцев или чайной ложечки).

Комплекс упражнений для детей младшего дошкольного возраста (до 4 лет)

С ребенком младшего дошкольного возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой возникновения дефектов речи.

Для начала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы. Расскажите малышу, что язычок очень подвижный и ловкий и умеет выполнять самые разные движения.

В первую очередь предложите игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться лишь в череду утомительных и скучных упражнений. Она должна быть веселой игрой, увлекшись которой, малыш будет учиться незаметно для себя. Только тогда речевая моторика ребенка будет развиваться быстро и успешно.

Не нужно стремиться к тому, чтобы за одно занятие выполнить с малышом все упражнения комплекса. Лучше заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2–3 упражнения. Г лавное условие эффективных занятийхорошее настроение ребенка. Поэтому заканчивать гимнастику следует чуть раньше, чем об этом попросит он сам. Т огда у вас будет уверенность, что и в следующий раз малыш охотно согласиться заняться этим не слишком простым, но увлекательным для него делом.

Упражнения для нижней челюсти, губ и щек

Птенчик (статическое артикуляционное упражнение)

Предложите малышу поиграть: он будет птенчиком, а вы – мамой-птичкой. Скажите «птенчику», что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как именно) и подержать его так несколько секунд. (Положение губ, как при произнесении звука [а].)

Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение:

Ротик шире открывай -

Кушай, птенчик, не зевай!

Хоботок (статическое артикуляционное упражнение)

Покажите малышу, как надо с напряжением вытянуть вперед губы, чтобы они напоминали хоботок слоника (положение губ, как при утрированном произнесении звука [у]).

Попросите малыша повторить упражнение, удерживая губы «хоботком» 3–5 секунд.

Выполнять упражнение можно под такой стишок:

Губки в трубочку сложи -

Хоботок всем покажи.

Улыбка (статическое артикуляционное упражнение)

Игра подготовит губы ребенка к произнесению звуков [и], [с], [з].

Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы (положение губ, как при произнесении звука [и]). Прикус естественный: нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Попросите ребенка улыбнуться в ответ и удержать губы в улыбке 2–5 секунд. Расскажите ему стихотворение:

Улыбнись мне поскорей,

Тяни губки до ушей!

Колечко (статическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы (положение губ, как при произнесении звука [о]), и вытягиваете их вперед. Удержите губы в таком положении 2–5 секунд, а потом предложите ребенку самому сделать такое же колечко.

Расскажите стихотворение:

Губки круглые сложи

И колечко покажи.

Малыш плачет (динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «УА-УА!», а за тем произнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля губами. Таким образом, вы показываете одно за другим артикуляционные упражнения «Хоботок» и «Птенчик».

Попросите ребенка повторить эти движения губами.

Менять положение губ нужно 2–5 раз подряд.


Веселый и грустный (динамическое артикуляционное упражнение)

Эта игра также вырабатывает навык быстрого изменения положения губ. Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в тру бочку.

Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного (движение губ, как при последовательном произнесении звуков [и] – [у]).

Сменить положение губ надо 2–5 раз.


Шарик (статическое и динамическое артикуляционные упражнения)

Покажите, как можно надуть щеки и удерживать их в таком положении 3–5 секунд. Если ребенку не удается повторить, предложите ему просто дунуть, а сами сожмите в этот момент губы малыша своими пальцами. В результате щеки надуются. Удерживать щеки в таком положении надо в течение 2–5 секунд.

Затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Расскажите стихотворение:

Шарик надувай,

Воздух выпускай.

Поцелуй (статическое и динамическое артикуляционные упражнения)

Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущ ена, губы сомкнуты. Удерживайте такую позу в течение 2–5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите упражнение 2–5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже. Расскажите стихотворение:

Губки в трубочку сложу я,

Потом маму поцелую.

Рыбка (динамическое артикуляционное упражнение)

Эта игра подготовит губы ребенка к произнесению звуков [м], [п], [б].

Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет:

Ротик открывает,

Что сказать, не знает!

Затем изобразите, как рыбка «пускает пузыри». Для этого сначала широко открывайте рот, потом резко закрывайте, плотно смыкая губы. Постепенно увеличивайте темп.

Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри.

Когда малыш научится выполнять упражнение, расскажите стихотворение:

Рыбка ротик открывает -

Пузыри она пускает.

Тигр (статическое артикуляционное упражнение)

Игра, развивая подвижность губ, подготавливает их к произнесению звуков [о], [н].

Предложите малышу изобразить тигра.

Для этого продемонстрируйте «тигриный» оскал: отведите губы в стороны и обнажите зубы.

Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить когти.

Для этого ему нужно поднять кисти рук к лицу, согнуть пальцы, напрячь их и удерживать в таком положении.

Расскажите стихотворение:

Злого тигра всякий знает:

Тигр всех вокруг пугает.

Упражнения для языка

Лопатка (статическое артикуляционное упражнение)

Посмотрите на малыша, улыбнитесь, откройте рот и положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу.

Скажите малышу, что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать его «лопатку». Пока ребенок удерживает язык в течение 3–5 секунд, расскажите стихотворение:

Вот она, лопатка, -

Широка да гладка.

Прятки (динамическое артикуляционное упражнение)

Расскажите малышу, что язык умеет играть в прятки, и покажите, как он это делает. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу, как и в предыдущем упражнении, а затем отодвинь те язык за нижние зубы – «язычок спрятался». Предложите малышу поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3–5 таких движений.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников (О. А. Новиковская, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром -

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса