Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Темпы в музыке: медленные, умеренные и быстрые. Что такое музыкальный темп? Виды музыкальных темпов Инструмент помогающий определить правильный темп исполнения

Этим уроком мы начнем серию занятий, посвященных различным нюансам в музыке.

Что делает музыку действительно неповторимой, незабываемой? Как уйти от безликости музыкального произведения, сделать его ярким, интересным для слушания? Какими средствами музыкальной выразительности пользуются композиторы и исполнители, чтобы добиться этого эффекта? На все эти вопросы мы постараемся ответить.

Надеюсь, что каждый знает, или догадывается, что сочинение музыки - это не только написание стройного ряда … Музыка – это еще и общение, общение композитора с исполнителем, исполнителя со слушателями. Музыка – это своеобразная, необыкновенная речь композитора и исполнителя, с помощью которой они раскрывают перед слушателями все то сокровенное, что таится в их душах. Именно с помощью музыкальной речи они устанавливают контакт с публикой, завоевывают ее внимание, вызывают эмоциональный отклик с ее стороны.

Как и в речи, в музыке два основных средства передачи эмоций – это темп (скорость) и динамика (громкость). Это два главных инструмента, которые используются для того, чтобы превратить четко отмеренные ноты на письме в гениальное музыкальное произведение, которое никого не оставит равнодушным.

На этом занятии мы поговорим о темпе .

Темп на латыни означает “время”, и, когда вы слышите, как кто-то говорит о темпе музыкального произведения, то это означает, что человек имеет в виду скорость, с которой оно должно исполняться.

Значение темпа станет понятнее, если вспомнить тот факт, что изначально музыка использовалась в качестве музыкального сопровождения танца. И именно движение ног танцоров задавало темп музыки, и музыканты следовали за танцорами.

Со времени изобретения нотной записи композиторы пытались найти какой-нибудь способ четкого воспроизведения темпа, в котором следовало исполнять записанные произведения. Это должно было сильно упростить чтение нот незнакомого музыкального произведения. Со временем они заметили, что у каждого произведения есть внутренняя пульсация. И эта пульсация у каждого произведения разная. Как и сердце у каждого человека стучит по-разному, с разной скоростью.

Так вот, если нам понадобится определить пульс, мы считаем количество ударов сердца в минуту. Так и в музыке – для записи скорости пульсации стали записывать количество в минуту.

Чтобы помочь вам разобраться в том, что такое метр и как его определить, предлагаю вам взять часы и топать ногой каждую секунду. Слышите? Вы отстукиваете одну долю , или один бит в секунду. Теперь, глядя на часы, стучите ногой два раза в секунду. Получилась другая пульсация. Частота, с которой вы топаете ногой, называется темпом (или метром ). Например, когда вы топаете ногой один раз в секунду, темп равен 60 битам в минуту, потому что в минуте, как мы знаем, 60 секунд. Топаем два раза в секунду, и темп составляет уже 120 бит в минуту.

В музыкальной записи это выглядит примерно так:

Такое обозначение говорит нам о том, что за единицу пульсации взята четвертная нота, и пульсация эта идет с частотой 60 ударов в минуту.

Здесь тоже за единицу пульсации взята четвертная длительность, но скорость пульсации в два раза быстрее – 120 ударов в минуту.

Есть и другие примеры, когда за единицу пульсации берется не четвертная, а восьмая или половинная длительность, ну или какая-нибудь другая… Вот несколько примеров:

В таком варианте песенка “Маленькой елочке холодно зимой” будет звучать в два раза быстрее первого варианта, так как за единицу метра взята длительность в два раза короче – вместо четвертной, восьмая.

Такие обозначения темпа чаще всего можно встретить в современных нотах. Композиторы же прошлых эпох пользовались в основном словесным описанием темпа. Даже сегодня для описания темпа и скорости исполнения используются те же терминами, что и тогда. Это итальянские слова, потому что, когда они входили в употребление, основную массу музыкальных произведений в Европе сочиняли итальянские композиторы.

Ниже приведены самые распространенные обозначения темпа в музыке. В скобках для удобства и более полного представления о темпе дано примерное количество ударов в минуту для данного темпа, ведь многие не имеют ни малейшего представления, как быстро или как медленно должен звучать тот или иной темп.

  • Grave – (граве) – самый медленный темп (40 уд/мин)
  • Largo – (лярго) – очень медленно (44 уд/мин)
  • Lento – (ленто) – медленно (52 уд/мин)
  • Adagio – (адажио) – медленно, спокойно (58 уд/мин)
  • Andante – (андантэ) – не спеша (66 уд/мин)
  • Andantino – (андантино) – неторопливо (78 уд/мин)
  • Moderato – (мoдэрато) – умеренно (88 уд/мин)
  • Allegretto – (аллегрэтто) – довольно быстро (104 уд/мин)
  • Allegro – (аллегро) – быстро (132 уд/мин)
  • Vivo – (виво) – живо (160 уд/мин)
  • Presto – (прэсто) – очень быстро (184 уд/мин)
  • Prestissimo – (прэстиссимо) – предельно быстро (208 уд/мин)

Впрочем, темп не обязательно показывает, насколько быстро или медленно следует исполнять пьесу. Темп ещё и задает общее настроение пьесы: например, музыка, исполняемая очень-очень медленно, в темпе grave, навевает глубочайшую тоску, но та же музыка, если ее исполнить очень-очень быстро, в темпе prestissimo, покажется вам невероятно радостной и светлой. Иногда для уточнения характера композиторы пользуются такими дополнениями к обозначениям темпа:

  • leggiero – легко
  • cantabile – певуче
  • dolce – нежно
  • mezzo voce – в пол-голоса
  • sonore – звучно (не путать с криком)
  • lugubre – мрачно
  • pesante – тяжело, весомо
  • funebre – траурно, похоронно
  • festivo – празднично (фестивально)
  • quasi rithmico – подчёркнуто (утрированно) ритмично
  • misterioso – таинственно

Такие ремарки пишутся не только в начале произведения, но могут появиться и внутри его.

Чтобы еще немного вас запутать, скажем, что в сочетании с обозначениями темпа, иногда используются вспомогательные наречия, для уточнения оттенков:

  • molto - очень,
  • assai - весьма,
  • con moto - с подвижностью, commodo - удобно,
  • non troppo - не слишком,
  • non tanto - не столь,
  • sempre - все время,
  • meno mosso - менее подвижно,
  • piu mosso - более подвижно.

Например, если темп музыкального произведения - росо allegro (поко аллегро), то это означает, что пьесу нужно играть “довольно резво”, а росо largo (поко ларго) будет означать “довольно медленно”.

Иногда отдельные музыкальные фразы в пьесе играются в другом темпе; это делается для придания большей выразительности музыкального произведения. Ниже приведено несколько обозначений перемены темпа, с которыми вы можете встретиться в нотной записи:

Для замедления:

  • ritenuto - сдерживая,
  • ritardando - запаздывая,
  • allargando - расширяя,
  • rallentando - замедляя

Для ускорения:

  • accelerando - ускоряя,
  • animando - воодушевляя,
  • stringendo - ускоряя,
  • stretto - сжато, сжимая

Для возвращения движения в первоначальный темп применяются следующие обозначения:

  • a tempo - в темпе,
  • tempo primo - первоначальный темп,
  • tempo I - первоначальный темп,
  • l’istesso tempo - тот же темп.

Классическое определение гласит, что темп в музыке – это скорость движения. Но что под этим подразумевается? Дело в том, что в музыке есть своя единица измерения времени. Это не секунды, как в физике, и не часы-минуты, к которым мы привыкли в жизни.

Музыкальное время больше всего напоминает биение человеческого сердца, мерные удары пульса. Эти удары и отмеряют время. И как раз от того, какие они – быстрые или медленные, зависит темп, то есть общая скорость движения.

Когда мы слушаем музыку, мы не слышим этой пульсации, если, конечно, она специально не показывается ударными инструментами. Но каждый музыкант скрыто, внутри себя обязательно ощущает эти удары пульса, именно они помогают играть или петь ритмично, не отклоняясь при этом от основного темпа.

Вот вам пример. Все знают мелодию новогодней песни «В лесу родилась елочка». В этой мелодии движение идет, в основном, восьмыми (иногда встречаются и другие). Одновременно бьется пульс, просто так его не слышно, но мы его специально озвучим с помощью ударного инструмента. Послушайте данный пример, и вы начнете ощущать биение пульса в этой песне:

Какие бывают темпы в музыке?

Все темпы, какие только есть в музыке, можно поделить на три основные группы: медленные, умеренные (то есть средние) и быстрые. В нотной записи темп принято обозначать специальными терминами, большая часть из которых являются словами итальянского происхождения.

Так к медленным темпам относятся Largo и Lento, а так же Adagio и Grave.

К темпам умеренным причисляют Andante и производное от него Andantino, кроме того — Moderato, Sostenuto и Allegretto.

Наконец, перечислим быстрые темпы, это: веселое Allegro, «живые» Vivo и Vivace, а также быстрое Presto и наибыстрейшее Prestissimo.

Как установить точный темп?

Можно ли измерить музыкальный темп в секундах? Оказывается, можно. Для этого используется специальный прибор – метроном. Изобретателем механического метронома является немецкий физик-механик и музыкант Иоганн Мельцель. Ныне музыканты в своих повседневных репетициях пользуются как механическими метрономами, так и электронными аналогами – в виде отдельного прибора или приложения на телефоне.

Каков принцип действия метронома? Этот прибор после специальных настроек (передвинуть грузик по шкале) отбивает удары пульса с определенной скоростью (например, 80 ударов в минуту или 120 ударов в минуту и т.п.).

Щелчки метронома напоминают громкое тиканье часов. Та или иная частота биения этих ударов соответствует одному из музыкальных темпов. Например, для быстрого темпа Allegro частота будет примерно 120-132 удара в минуту, а для медленного темпа Adagio – около 60 ударов в минуту.

Вот такие вот основные моменты, касающиеся музыкального темпа, мы хотели донести до вас. Если у вас еще остались вопросы, то, пожалуйста, напишите их в комментариях. До новых встреч.

Темп в музыке, по всей видимости, является самой неопределённой и неоднозначной категорией, отвечающей за временные параметры.

Что такое темп?

Темп — это скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение. Обратите внимание на слово абсолютный. На деле же темп оказывается относительным.
В отличие от метра и , где существуют четкие предписания, когда и с какой громкостью брать ту или иную ноту, в темпе такой математический подход дает сбой.
Казалось бы, с изобретением метронома любые неоднозначности должны сойти на нет. Однако картина не меняется сотни лет со времен Бетховена. Сначала композиторы старались скрупулезно выписывать темп по метроному, но позже отказались от этой затеи. Какие еще вопросы связаны с темпом? Вагнер в свое время, например, заявил, что правильность интерпретации полностью зависит от удачно выбранного темпа. Верно ли это утверждение? Исходя из своего субъективного опыта, могу сказать, что оно верно на 90%. Остальные 10 — это правильное понимание стиля музыки и все остальное.

Подчеркну, что это лишь точка зрения. Однако думается, что я не одинок в ней поскольку одни из лучших мировых музыкантов (таких как Лайндсдорф, А.Зимаков, Вагнер:) придерживаются того же мнения.
Попробую ответить на вопрос: почему многие композиторы отказались от обозначения метронома в своих произведениях?

Существует множество причин, но главная, по всей видимости, в прогрессе музыкантов.

Такая вещь как непрофессионализм довольно распространена среди исполнителей любых профессий.

Возьмем, например, современного (ситуация из моей биографии).

К примеру, написал он партитуру и занес ее в какой-нибудь секвенсор. Расставил темпы и все готово. Произведение звучит, также как в голове композитора. Но после этого партитура попала в оркестр и половина музыкантов не могут сыграть свои партии. Вот здесь и приходиться жертвовать либо темпом, либо нотами.

Многие произведения Бетховена были очень сложны для его современников и, по всей видимости, он решил дать некоторую свободу выбора темпа.

Современные же музыканты без труда играют Бетховена, но как только речь заходит о Шостаковиче или не дай бог о Мессиане, то все крушится и получается epic fail:)

При чем здесь собственно темп?

Главная проблема в том, что музыканты любят замедлять быстрые пассажи без причины, или брать медленный темп, объясняя это какой-то выразительностью, но сути это не меняет — они просто не могут это сыграть. От этого страдает композитор, слушатель и музыка.

Очень часто музыканты неправильно интерпретируют темпы, в результате чего произведения быстрого характера становятся балладами и наоборот.

Это очень часто можно наблюдать в среде классических гитаристов (это скорее даже правило искажать темпы) — написано Allegro играется Moderato, написано Moderato начинают играть Lento. Таких примеров тысячи — достаточно посмотреть несколько известных произведений и можно увидеть градацию темпа в пределах 40, а то и больше единиц метронома. Повторю, что это характерно для гитаристов-классиков. Среди пианистов я такого не замечал. Вообще сложно представить себе пианиста, который, используя в качестве оправдания свое видение, начал бы играть фантазию Шопена C# maj в темпе 140.

Это первая сторона проблемы темпа назовем ее механическо-исполнительской.

Теперь рассмотрим природу темпа.

Темп как структура, регулирующая ритмическое и метрическое движение музыки устоялся совсем недавно. Можно выделить два типа темпа:

  1. математический (темп метронома)
  2. чувственный (аффективный)

Математический характерен для электронной музыки, металла и проч. музыки, которая играется строго под клик. В такой музыке не допускаются никакие отклонения от темпа) за редким исключением можно встретить accelerando и ritenuto)

Чувственный это определяемый стилем, агогикой и . Один такт может быть в темп 90 второй в темпе 120, а третий в темпе 60. Такой подход к ритму характерен для Скрябина, Рахманинова.

Также есть середина между этими двумя понятиями. Такие явления как , шаффл построены на умелом сочетании разного подхода к темпу. Обозначения метронома не могут отражать реальных темповое этой причине от них отказались многие композиторы и по этой же причине большинство музыкантов отказываются от игры под клик.

С другой стороны словесные обозначения позволяют передать характер движения и направление, в котором следует мыслить музыканту (-ам)

Вот, что пишет Харлапин по этому поводу:

Словесное обозначение темпа указывает, не столько на скорость, сколько на «количество движения» — произведение скорости на массу (значение 2-го фактора возрастает в романтической музыке, когда в роли темповых единиц выступают не только четверти и половинные, но и другие нотные величины). Характер темпа зависит не только от основного пульса, но и от внутри долевой пульсации (создающей своего рода «темповые обертоны»), величины такта. Метроритмическая скорость оказывается лишь одним из множества создающих темп факторов, значение которого тем меньше, чем эмоциональнее музыка.

Темп

Скорость движения музыкального произведения называют темпом . По ходу произведения, в зависимости от темы, темп может изменяться.

Всё это задаёт выразительность произведения. Можно играть не просто быстро - медленно, но и ускоряя, запаздывая и т.д.. Вариантов много. Их мы и рассмотрим в данной статье.

Обозначение темпа

Темп преимущественно обозначают итальянскими словами. Встречаются обозначения и на русском языке. Также можно задать темп по метроному. Записывается темп над нотным станом в самом начале произведения, а также в тех местах, где темп меняется.

Рассмотрим всё по порядку.

Три основные группы темпов

Все темпы разделены на три группы: медленные, умеренные и быстрые темпы.

. Умеренные темпы . Быстрые темпы
Оттенки

Для уточнения оттенков темпа используют следующие обозначения:

Динамические оттенки

Для того, чтобы обозначить ускорение движения или замедление, используют следующие обозначения:

Другие обозначения
Итальянское обозначение Русское обозначение
a tempo в темпе
tempo primo
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса