Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Занятия с логопедом. Буква "Л". Артикуляционные упражнения, на постановку звука

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Наказать непослушный язычок.
Цель.
Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание! 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Вкусное варенье. (Чашечка)
Цель.
Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Пароход гудит.
Цель.
Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Индюк.
Цель.
Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели.
Цель.
Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у .
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Лошадка. (Пощелкаем язычком)
Цель.
Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание! 1.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2.Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3.Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Лошадка едет тихо.
Цель.
Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.
Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Внимание! 1.Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2.Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3.Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Дует ветерок.
Цель.
Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Проблемы с дикцией достаточно часто встречаются у детей дошкольного возраста. Иногда диалог с ребенком могут вести только самые близкие люди, для остальных речь малыша непонятна, поскольку он не выговаривает букв или просто заменяет их другими при разговоре. В этом случае ребенку необходимы специальные занятия, позволяющие поставить правильное произношение звуков, сделать речь внятной, обеспечить малышу и избавить от проблем и комплексов в будущем, которые часто возникают из-за логопедических нарушений.

Артикуляционная гимнастика для звука «Л» – это комплекс упражнений для , с помощью которой ребенок учится правильно произносить этот звук. Занятия проводятся с малышами старше 3 лет, до школы лучше поставить малышу правильное произношение.

Принцип и особенности артикуляционной гимнастики для звука «Л»

Цель артикуляционной гимнастики – объяснить ребенку и закрепить, с помощью повтора упражнений, положение, в котором должны находиться речевые органы (губы, язык, небо) в момент произнесения определенного звука. Отработав до автоматизма, какое именно положение занимают артикулярные органы в момент произнесения того или иного звука, малыш научится четко и правильно их произносить. Научившись делать простые движения, формировать внятный звук, малыш легко сможет преобразовать их в более сложные, его речь не только станет понятной окружающим, но и увеличится словарный запас, улучшится образное мышление.

Артикуляционная гимнастика включает комплекс статических и динамических упражнений. Выполняется ежедневно, при этом ребенок должен не только видеть взрослого человека, показывающего, как правильно делать упражнение, но и себя, поскольку малыш нуждается в зрительном контакте. Если ребенку не нравится предложенное маленькое зеркало, позвольте ему заниматься перед большим, ведь оно даст возможность малышу чувствовать себя более взрослым.

Занятия проводятся только в игровой форме, необходимо учитывать настроение ребенка. Комплекс обычно занимает 7-10 минут и не должен превышать четверти часа для детей 3-4 лет. Малыши 5-6 лет занимаются не более 20 минут. Если ребенку сложно выполнять упражнения в течение этого времени, можно разделить комплекс на 2 части. Упражнения выполняются сидя, спина должна быть прямой, необходимо следить за дыханием малыша.

При правильной артикуляции звук «Л» произносится:

  • открытыми губами;
  • открытыми зубами;
  • кончик языка при этом поднимается и упирается в верхние зубы;
  • с умеренной воздушной струей.

При правильном положении всех речевых органов, звук «Л» получается звонким.

Упражнения имеют устоявшиеся названия, обучая ребенка выполнению каждого из них, следует стараться, чтобы ребенок его запомнил. Это превратит занятие в игру и избавит от ежедневных объяснений, чего именно хочется от малыша.

Чтобы звуки произносились правильно, необходимо добиться подвижности языка, поскольку именно он отвечает за произношение звуков в наибольшей степени. Упражнения позволяют растянуть уздечку – у большинства малышей с проблемами произношения она короткая и недостаточно эластичная. Кроме того, регулярные занятия тренируют мышцы губ, языка, учат ребенка правильно дышать.

Комплекс динамических упражнений позволяет получить четкое произношение.

«Индюшонок»

При помощи упражнения развивается двигательная активность передней области языка и отрабатывается его верхний подъем.

Упражнение делается с приоткрытым ртом. Кончиком языка необходимо дотрагиваться до верхней губы. Движения языком вперед-назад выполняются сначала медленно, а потом во все более быстром темпе.

«Лошадка»

Упражнение учит ребенка цокать, это укрепляет мышцы языка и помогает малышу правильно располагать его в момент произнесения звука «Л». Попросите малыша улыбнуться, показав зубки, и поцокать языком, упираясь им в нёбо.

Важно при этом не двигать нижней челюстью.

После того, как ребенок научится выполнять это упражнение, попросите его повторить, но уже без звука.

«Пароходик»

Ребенок растягивает губы в улыбке, помещает кончик языка между зубами, слегка прикусывает его и произносит протяжный звук «Ы».

Упражнение «Чистим зубки»

Выполняется с приоткрытым ртом. Необходимо водить языком из стороны в сторону с внутренней стороны зубов, имитируя их чистку.

«Вкусное варенье»

Широким языком ребенок облизывает верхнюю губу.


Статические упражнения

«Заборчик»

Ребенок показывает в улыбке сомкнутые зубки.

«Чашечка»

Широко открыв рот, необходимо тянуться языком к нёбу.

«Иголочка»

Все упражнения выполняются 10-15 раз. Делая статические упражнения, необходимо удерживать положение в течение 3-5 секунд.

Короткие стишки, содержащие несколько слов с определенным звуком, правильного произношения которого и нужно добиться, помогают закрепить полученный во время гимнастики результат.

  1. Летний ливень льет с небес,
    По утру умылся лес.
  2. Лаком лавочку покрыли,
    Вся на солнышке блестит.
    И на лавочке бабуля
    С удовольствием сидит.
  3. Ленту алую Ларисе
    Мама в косу заплела,
    Чтобы маленькая Лара
    Краше всех в саду была.

Просите ребенка, чтобы он четко проговаривал слова и звуки.


Как закрепить полученный результат

Для закрепления результата необходимо произносить вместе с ребенком слоги, содержащие букву «Л».

Лу-лу-лу, ла-ла-ла; ло-ло-ло, лы-лы-лы.

Для закрепления результата используют артикуляционную гимнастику для звука «Л» в картинках.

Для этого отбирают картинки, на которых изображены предметы или животные, в названиях которых присутствует буква «л». Причем она может находиться в начале, средине или конце слова. Например:

  • Ландыш, лягушка, лев, лыжи.
  • Кастрюля, холодильник, телевизор, пальто.
  • Бокал, стол, стул, пенал.

Объясняйте малышу значение незнакомых слов, в этом случае он не только научится правильно их произносить, но и обогатит словарный запас. Ребенок должен найти предложенную картинку и четко произнести, что именно на ней изображено.

Произносите сложные слова, содержащие несколько букв «л», например: пилил, налил, включил, летал. Кроме того, слова, содержащие звук «Л» после согласных: глаз, глина, злюка, шляпа, клоп, пляж, плафон, платформа.

Конечно, лучше, если занятия будет проводить профессиональный логопед. Даже если это будут всего несколько занятий, они все равно принесут пользу, поскольку позволят маме понять алгоритм необходимых действий.

Однако, если это невозможно по объективным причинам, можно заниматься с малышом самостоятельно, используя разнообразный методический материал, логопедические карточки и пособия, широко представленные в продаже. Следует помнить, что рекомендации должны соответствовать возрасту ребенка.

И, конечно, занятия должны иметь системный характер. Только в этом случае можно добиться хорошего результата. Будьте настойчивы и терпеливы, почаще разговаривайте с малышом, обращайтесь к нему с просьбами, тщательно проговаривая слова, и у вашего малыша все обязательно получится.

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была понятной и четкой, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звука [ л] .

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

    Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.

    На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

    Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

    Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.

    Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.

    Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

Правильная артикуляция звука «Л»:

Губы открыты

Зубы разомкнуты

Кончик языка поднят и упирается в верхние зубы(для начала можно кончик языка зажимать между зубами)

Воздушная струя умеренная и теплая

Звук «Л» звонкий

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

Чередовать «Блинчик – Иголочка»

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Индюк»

Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Пароход гудит»

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

Уважаемые родители!

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!

Учитель –логопед

Тонеева О.В.

Муниципальное бюджетное

Дошкольное образовательное

учреждение

Детский сад № 2

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА

(комплекс для звука [л])

Троицк, 2015г.

ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ [Л] И [Л"]

Недостатки артикуляции звука Л (твердого и мягкого) называются ламбдацизмом.

Различают две основные группы неправильного артикулирования этих звуков: ламбдацизм и параламбдацизм.

Ламбдацизм:

    Полусмягченное [Л], передняя часть языка приподнята, корень опущен.

    Полное отсутствие звука [Л] твердого (ампа — лампа, обака — облака).

    Межзубное произношение — кончик языка высовывается между зубами.

    Губно-губное — отсутствие смычки языка с зубами.

    Носовое — мягкое нёбо опущено, корень языка поднимается.

    Губно-губное [Л].

К параламбдацизму относятся все замещения твердого и мягкого звука [Л] другими зву-ками: в, у, р, д, ы.

Звук [Л"] мягкий, как правило, не имеет неправильного артикуляторного уклада, но часто замещается звуком (йот). В онтогенезе речи мягкий [Л"] усваивается ребёнком одним из первых согласных.

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [Л] И [Л"]

Мягкий звук [Л"] ставится легко, если ребёнок имеет возможность поднять передний край языка к верхним альвеолам. Достаточно перед зеркалом предложить ему широко раскрыть рот, поднять язык вверх и потанцевать язычком «на бугорках» за верхними зубками, напевая песенку ля-ля-ля. Танцуем и поём (язычок прыгает и поёт) ля-ля-ля.

Твердый звук [Л] можно ставить одним из следующих приёмов:

  1. Пожевать кончик языка передними зубами. Язык свободно лежит между зубами, кончик его хорошо виден, но губы его не касаются! Не убирая язык за зубы, «жевать» его кончик передними зубами, широко раскрывая рот и одновременно произносить: низким голосом ааааа (нараспев), слышится ла-ла-ла.
  2. Легко удерживая кончик языка между зубами, предложить ребёнку «посердиться на язычок» и «погудеть» — Ы (длительно), затем «уметь по команде» быстро убрать («выдер-нуть») кончик языка «назад».
  3. Упражнение: скажи А; легко прикуси кончик языка и погуди, посердись: Ы (длительно); быстро убери «назад». Послушай, что получилось: АЛ, АЛ, АЛ.
  4. Затем закрепить полученный звук в обратных слогах: ал, ол, ул, ыл.
  5. Во время произнесения звука (длительно) У-У-У предложить просунуть язык между губами и получить двугубное [Л], которое своевременно надо перевести в зазубное положение, иначе дефект закрепится.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука [Л].

  • Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами), с включением голоса остаётся неподвижным;
  • Губы открыты;
  • Зубы разомкнуты;
  • Воздух выдыхается умеренной струёй;
  • На ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
  • Голосовой моторчик работает.

Подготовительные упражнения для звука [Л] :

Упражнения для губ и челюстей. Открыть широко рот, как при произнесении звука «А». Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение.

Упражнение для языка.

1) Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась «чашечка» («ковшик»).

Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.

2) «Болтушка». Напряжённым загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.

Примечание. Могут быть следующие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в пространстве, и цель упражнения не достигается; губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.

3) Как в упражнении «болтушка», сделать язык «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овальную форму. Повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного звука [Л].

4) Произнесение длительного звука [Л].

Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук [Л]. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.

Часто у маленьких детей встречаются дефекты речевого развития. Одним из них является неправильное произношение согласного «Л». В некоторых случаях этот звук ребенок не может воспроизводить совсем, а иногда заменяет его другими созвучными буквами. Нередко логопеды сталкиваются с тем, что детки произносят вместо «Л» звук «Й». Такие нарушения требуют немедленной корректировки, в чем отлично может помочь артикуляционная гимнастика для звука «Л».

Заниматься с ребенком необходимо регулярно при помощи специального комплекса логопедических упражнений. Они позволят верно поставить воспроизведение любого звука, который вызывает у малыша затруднения.

В занятия для звука «Л» должны входит такие разновидности тренировок:

  • Артикуляционная гимнастика для звука.
  • Упражнения на деятельность дыхательных органов в процессе произношения.
  • Занятия, нацеленные на автоматизацию воспроизведения звука.

Хорошо будет, если каждая тренировка совместит в себе элементы всех указанных выше занятий. Упражнения следует выполнять не больше 15 минут, если малышу всего 3-4 годика, и не больше 25 минут, если ребенку исполнилось 5-6 лет.

Логопедическую гимнастику желательно сочетать вместе с заданиями, развивающими деятельность речевого аппарата.

Упражнения на произношение звука

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука состоит из нескольких упражнений, которые можно выполнять как со специалистом, так и в домашних условиях.

«Индюшонок»

Задачей данного упражнения является выработка верхнего подъема языка, а также двигательной активности его передней области. Ребенку необходимо приоткрыть рот, расположить язык на верхней губе и делать движения по ней вперед и назад. При этом нельзя отрывать язык от губы, а нужно поглаживать ее. Начинать занятие требуется медленно, а со временем увеличивать скорость и пробовать воспроизводить какие-либо звуки.

Если все будет выполняться верно, то должен быть слышен звук, напоминающий разговор индюка — «бл-бл-бл». При проведении тренировки важно следить за тем, чтобы язык не становился узким, а движения им делались не в бок, а четко вперед и назад.

«Пароходик»

Это занятие нацелено на то, чтобы уметь правильно располагать язык при воспроизведении звука «Л».

Для выполнения малышу понадобится немного открыть рот, улыбаясь, высунуть язычок, зажать его кончик между зубами и постараться выдать звук «ы-ы-ы». Таким образом, получится что-то похожее на гудок парохода.

Если наблюдается, что ребенок произносит вместе с «Ы» мягкий «Л’», то необходимо попросить малыша еще больше высунуть язык, а между зубами зажать среднюю его область, а не кончик.

«Качели»

С помощью данного упражнения можно отработать навык удерживания и чередования некоторых положений языка. Ребенку нужно улыбнуться, отрыть ротик, напрячь язык, и тянуться им сначала к носу, потом к подбородку. Начинать это упражнение необходимо быстро, а потом постепенно темп нужно снижать, в итоге стараться задержать язык в одном положении у носа или у подбородка на 3-5 секунд.

При такой тренировке требуется работа только одного языка. Довольно часто детки укладывают его на нижнюю губу, в результате чего функционирует челюсть снизу, а сам язык не работает. Следовательно, эффекта от занятия не наблюдается.

«Лошадка»

Целью этого упражнения является закрепление верхнего подъема языка, растяжение связки, находящейся под ним. Для выполнения следует широко открыть рот, улыбнувшись. Сначала нужно прикладывать широкий язык к небу, а потом опускать его в нижнюю часть полости. Первые занятия необходимо проводить медленно, постепенно наращивая скорость выполнения.

Если упражнение сделать верно, то воспроизведется звук, напоминающий цокот копыт лошади. Ребенку необходимо открывать ротик как можно шире и так на всем протяжении тренировки. Нижняя челюсть не должна двигаться. Если соблюдать неподвижность будет сложно, то можно помогать руками.

«Гармошка»

Задачей этого занятия считается закрепление подъема языка вверх, закрепление навыка удержания его в одной позиции долгое время, растяжение уздечки, расположенной под языком. Рот необходимо раскрывать очень широко.

Делать данное упражнение необходимо таким образом: широко раскрыть рот, расположить язык на небе, зафиксировать его в этом состоянии насколько это возможно. Затем нужно, не отрывая язык от неба, с применением силы оттянуть нижнюю челюсть к низу.

Как закрепить верное воспроизведение звука?

Артикуляционные упражнения для развития произношения звука «Л» должны сменяться автоматизацией воспроизведения этой буквы. Закреплять произношение необходимо не более 20 минут после проведения гимнастики.

Можно производить отработку воспроизведения звука с помощью проговаривания нескольких слогов с буквой «Л». К примеру, нужно повторять: «лы-лу-ла, ло-ле-ли-лю, лу-ля-лё-ло».

Также рекомендуется придумывать цепочки из слов, в которых содержится данная буква. Таким образом, можно и расширить словарный запас ребенка. Например, клей, мыло, лейка, лампочка, лист, малина, боль, ладонь, халат, салат, лоб.

Очень хорошо помогают закрепить результат упражнений скороговорки с этой буквой. К примеру, можно проваривать такую фразу: «Петя мал, взял мяту смял, увидела мать, не велела мяту мять». При выполнении данного упражнения можно предоставить ребенку возможность порассуждать над этой скороговоркой, описать или показать все действия в ней.

Многие родители думают, что правильно произносить букву «Л» детки должны с того момента, как начали разговаривать. Но это утверждение в корне неверное. Логопеды говорят, что четкое воспроизведение данного звука возможно в возрасте 5-6 лет.
Поэтому не следует мучить ребенка долгими тренировками, пытаясь добиться от него раннего произношения буквы «Л». Но выполнять упражнения все же необходимо. Все выше перечисленные упражнение также подходят и для взрослых.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса