Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Открытый урок с эстрадным ансамблем методика. Открытый урок по вокалу «Динамические оттенки. Фразировка. Упражнения на артикуляцию

Описание материала : представленный мной конспект открытого занятия по вокалу рассчитан для работы с детьми младшего возраста (5-7 лет). Тема занятия: «Волшебный массаж». Этот материал предлагается педагогам дополнительного образования и музыкальным руководителям в детских садах.

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто

(Сократ)

ТЕМА: «Волшебный массаж»

ЦЕЛЬ : Повысить адаптивные возможности детского организма с помощью ознакомления с видами массажа применяющихся на занятиях вокалом.

ЗАДАЧИ :

Обучающая: научить выполнять гигиенический и вибрационный массажи.

Развивающая: способствовать развитию певческих навыков с использованием здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей детей.

Воспитательная: формировать представления об охране здоровья, бережного отношения к себе и к своему молодому организму.

Оздоравливающая: создание системы профилактики и коррекции здоровья детей путём обучения методиками: дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, гигиенический и вибрационный массажи, вокальные упраженения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика, игра.

Оборудование, дидактический материал:

Фортепиано, музыкальная аппаратура, нотный стан, головные уборы с названием нот, репродукции картин изобразительного искусства, музыкальные произведения классического и современного направления.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

3. Изучение новой темы.

4. Закрепление новой темы.

5. Творческая часть.

6. Подведение итогов занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент (2 мин.)

Педагог: Здравствуйте, друзья мои! Вы сегодня все пришли?

Ответ детей (проверка присутствующих)

Я очень рада вас видеть, и надеюсь, вы тоже пришли на занятие с хорошим настроением. Тем более что сегодня у нас с вами очень интересная тема: «Волшебный массаж» А чтобы ничего не омрачило наше занятие, хочу вам напомнить что нужно:

· быть вежливыми и аккуратными на занятии;

· не включать и не трогать никакую аппаратуру самостоятельно.

· в розетку не вставлять ручки, заколки, скрепки и прочие посторонние предметы.

· не пользоваться электроприборами, если замечено повреждение провода.

2. Повторение пройденного материала (10 мин.)

Педагог: Ребята, назовите, пожалуйста, мне ноты, которые вы знаете.

(ответ детей: до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Правильно! И сейчас мы попадем с вами в сказку, где каждый из вас будет ноткой. Я буду ноткой - ДО, а вы…

Каждому ребенку надевается головной убор, соответствующий определенной ноте.

Педагог: Ну вот, вы уже и превратились в нотки. Все нотки живут в домике - нотном стане. На сцене вы видите нотный стан. Но он пуст. Каждая нота имеет в домике свое место, но какое? Ну-ка нотки покажите, где в домике ваше место.

Дети по очереди становятся возле нотного стана, и показывают, где располагается каждая нота.

Педагог: Уважаемые мои нотки! Напомните, пожалуйста, что обязательно нужно, делать юным вокалистам, чтобы хорошо петь нотки.

(ответы детей)

Педагог: Правильно, заниматься вокальными упражнениями, дыхательной и речевой гимнастикой, и не забудем про ряд упражнений «Приключение язычка». Для этого мы проведем специальную настройку. У нас хорошее настроение? (ответы детей)

Педагог: Сядьте удобно, закройте глаза (дети сидят на стульях полукругом). Мы готовы к работе на занятии по вокалу. Сделайте глубокий вдох и выдох (дети повторяют это упражнение 2-3 раза). Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните и выдохните. Начинаем наше занятие с группы упражнений «Приключение язычка»

Поднимаем язычок до носа и опускаем до подбородка (растягивается нижняя часть язычка, и укрепляются мышцы нижней челюсти), каждое упражнение повторяем 10 раз

Сворачиваем язычок в трубочку и делаем вдох через нос, а выдох осуществляем через язычковую трубочку (упражнение на твёрдость формы)

Облизываем верхнюю и нижнюю губы по часовой, а затем против часовой стрелке (упражнение на подвижность язычка)

Педагог: Ребята у вас всё прекрасно получается. Продолжаем нашу работу и переходим к развитию и укреплению артикуляционного аппарата. И у меня к вам вопрос. Что это такое и для чего он нам нужен? (ответ детей). Совершенно верно вы ответили на мой вопрос. Мы переходим к следующему ряду упражнений:

Верхнюю губку тянем вниз и возвращаем в исходное положение

Нижнюю губку вытягиваем вперед, а затем прячем под верхнюю губку

Вытягиваем губы вперед и делаем движения вверх-вниз, вправо-влево

Вытянутыми губками делаем круговые движения в разные стороны

Упражнение «Поцелуй»

Растягиваем широко губы в улыбке так, чтобы были видны все зубы.

Упражнение «Рыбка»

Упражнение «Машинка»

Педагог : Мы с вами завершили первый блок упражнений и чтобы перейти к следующему, я хочу, чтобы вы максимально расслабились сидя на своих стульчиках. Закрытыми глазками послушали классическое произведение Клода Дебюсси «Лунный свет» (дети в тишине слушают музыку).

Педагог: Продолжим занятие с вокальной разминки. Зачем нужна вокальная разминка? А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии? (ответы воспитанников). Правильно ребята. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке. Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и уже поющие люди с улыбкой смотрят на мир и на других людей. Давай улыбнёмся с вами друг другу и продолжим наше занятие. Начинаем с распевок:

Упражнение № 1

На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)

Упражнение № 2

Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 3

По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём да-да-да-да-да-да-да-да.

Упражнение № 4

Поём по слогам «Сияла ночь» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 5

Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

Упражнение № 6

До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.

Упражнение № 7

Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 8

По звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.

Педагог: Завершаем блок распевок мы всегда скороговорками. А для чего нам нужны скороговорки? (ответы воспитанников). Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.

Упражнение № 9

Поём скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

Упражнение № 10

Проговариваем скороговорку «Мышка мыла мишке шишке»

Упражнение № 11

Проговариваем скороговорку « Тигрёнок громко рыкнул р-р-р-р.

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Педагог : Мы повторили все знакомые вам упражнения и готовы приступить к новой теме. А называется она «Волшебный массаж». А делали ли вам массаж? (ответы воспитанников). Вы совершенно правы, массаж бывает разный, в том числе и для вокалистов. Сегодня мы с вами познакомимся с гигиеническим и вибрационным массажами. Упражнения эти просты, но очень необходимы при занятии вокалом. Вы готовы к новым к упражнениям? (ответы воспитанников).

Упражнения гигиенического массажа:

1. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания, от середины лба к вискам.

2. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания от середины носа по крыльям носа, по верхнечелюстным пазухам вверх к вискам.

3. Расслабленные губы (рот слегка приоткрыт). От середины верхней губы вниз к уголкам, массируем указательными пальцами обеих рук поочерёдно. Нижняя губа массируется аналогично, только вверх.

4. Подбородок - выполняем активные касательные движения вправо-влево.

Педагог: Мы с вами познакомились с гигиеническим массажем. А для хорошей работы резонаторов необходимо всем вокалистам выполнять следующие упражнения вибрационного массажа.

Вибрационный массаж

1. Лоб - выполняем лёгкие постукивания с самым высоким звуком «м».

2. Гайморовые пазухи - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «м».

3. Верхняя губа - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «в».

4. Нижняя губа - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «з».

5. Верхняя часть спины и груди - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «м».

Педагог: Спасибо большое. А теперь напомните мне, какие упражнения мы ещё сегодня не выполняли? (ответы детей). Правильно. Упражнения на дыхание. Ведь они нам очень необходимы перед началом занятия вокалом, потому что если перед началом пения не взять дыхание, то звук прозвучит не так как надо. Сейчас, мы с вами выполним дыхательные упражнения. Следите за тем, чтобы плечи во время вдоха не поднимались. Напомните мне, какие нужно соблюдать правила при выполнении этих упражнений (ответы воспитанников и выполнение упражнения вместе с педагогом «Маятник», «Насос», «Кошка», «Перекаты»).

4. Закрепление новой темы (5 мин.)

Неожиданно для всех детей в зал входит Шапокляк. Напевая песенку.

Педагог: Кто вы такая? И что вы здесь делаете?

Шапокляк:

Кто людям помогает

Тот тратит время зря.

Хорошими делами

Прославиться нельзя

Ха-ха-ха-ха.

Я старуха Шапокляк.

Педагог : А зачем Вы к нам пришли?

Шапокляк : Я хоть и старушка, вернее женщина почтительного возраста, но и то знаю, как нужно петь и что для это нужно делать. Сейчас я вам расскажу. Хотите? (ответы детей). Итак, слушайте меня внимательно, и записывай в ваши тетрадочки. Необходимо есть конфеты перед занятием, регулярно прогуливать занятия. Дышать ртом…

Педагог: Шапокляк, что-то ты путаешь. Ребята уже все знают. Как соблюдать гигиену голосового аппарата. Регулярно посещают все занятия и с удовольствием делают все упражнения показанные педагогом. Правда, ребята? Ну-ка, расскажите старушке Шапокляк, что мы сегодня на занятии узнали.

(ответ детей)

Шапокляк: И, правда, знаете много. Видно моя информация устарела. Ребята, может вы мне какую-нибудь хорошую песню споёте. Вы согласны?

Дети : Согласны. Мы споем Вам песню «Шарики воздушные».

5. Творческая часть (4 мин.)

Дети исполняют песню: «Шарики воздушные».

Шапокляк: Какие вы молодцы. Теперь я точно знаю, что вы умеете правильно петь, и я теперь спокойно могу отправиться домой. Но помните, что моя Крыска - Лариска за вами наблюдает. Учитесь хорошо, выступайте, побеждайте на конкурсах и может быть, станете настоящими артистами. До свидания.

Шапокляк уходит.

6. Подведение итогов занятия (4 мин.)

Педагог: Ну, что, нам пора возвращаться из сказки.

Педагог снимает с детей головные уборы.

Педагог : Я очень вами горжусь ребята. Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового, и вам было интересно на занятии. Если это действительно так, прикрепите на наш нотный стан улыбающиеся нотки, а если - нет, то грустные.

Дети прикрепляют нотки.

Педагог: Спасибо ребята. До следующего занятия.

Используемая литература.

1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М.: РИПОЛ классик, 2008.

3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. - 2003. - № 5.

4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - М., 2002.

5. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000.

6. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. - М., 1996.

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования для детей «Радуга» г. Сочи

Эстрадный вокал

Тема: «Путешествие в страну «Мелодия»»

Домбровская Юлия Юрьевна

Даниленко Светлана Васильевна

Пояснительная записка

Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Каждый из нас наделен им. А как неповторимо звучат голоса детей, как они любят петь и выступать как дома для родителей, так и на праздниках. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.

Приходя на первое занятие по вокалу, они еще не знают, чем им предстоит заниматься. И очень важно с первого занятия раскрыть перед воспитанниками красоту музыки, показать как необходимо овладение средствами вокальной выразительности, музыкально - ритмическими способностями, что помогает детям свободно и раскрепощено держаться на сцене, что сегодня невозможно представить исполнителя эстрадной песни не обладающего хореографическими и актерскими навыками, что позволяет более ярко и выразительно донести до зрителей характер исполняемых песен, приобретать знания музыкальной грамоты. А самое главное оказать влияние на эмоциональный, а, следовательно, и мотивационный аспекты личности к занятиям по вокалу.

Новизна и актуальность разработки.

Разработка данного занятия обусловлена поиском оптимальных форм работы с детьми в системе дополнительного образования. Занятие проходит в форме игры – путешествия, чтоспособствует эмоциональному общению воспитанников, развитию их творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через выполнение индивидуальных и групповых заданий. Педагогу данное занятие помогает получить начальное представление о музыкальных способностях вновь прибывших воспитанников, насколько они любят музыку и желают научиться красиво и правильно петь, насколько он наделен способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей.

Ещё одной отличительной особенностью данной разработки занятия является скоординированная деятельность всех направлений деятельности при обучении в вокальной студии (вокал, музыкально - ритмические движения, хореография, актёрское мастерство), направленных на достижение единой цели.

При составлении методической разработки использованы методы:

метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;

метод общения;

метод импровизации;

метод драматизации.

Все методы находятся в тесной взаимосвязи. Это помогает педагогу вести в течение занятия такое необходимое живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от одного этапа занятия к другому, поскольку носит эмоциональный характер и вызывает у ребят чувство радости. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.

Занятие построено таким образом, что контроль над эффективностью реализации разработки данного занятия педагог может осуществлять незаметно для воспитанников, так как на последней станции путешествия они сами показывают в игровой форме, насколько реализованы цели и задачи, поставленные педагогом.

Роль и место занятия в образовательном маршруте обучающихся, практическое назначение занятия.

Дети, на данном занятии, имеют возможность, познакомится со всеми разделами программы, по которой они будут обучаться на протяжении всего курса по эстрадному вокалу.

Ожидаемые результаты.

Положительный настрой детей на занятия вокалом,

Практическая значимость образовательной разработки занятия состоит в том, что она может быть применена в кружковой работе, в общеобразовательных школах, Дворцах детского творчества, домах культуры.

Цель:

ЦЕЛЬ: создание условий для включения детей в систему непрерывного музыкально-эстетического образования посредством занятий в вокальной студии.

Задачи:

    знакомство детей в игровой форме с основными понятиями песенного жанра;

    выработка первоначальных навыков подготовки голосового аппарата к вокальному исполнению;

    развитие познавательной активности детей;

    содействие эстетическому воспитанию детей;

    создание у детей атмосферы радости общения и успешности в коллективе.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, экран, ноутбук (компьютер), музыкальная аппаратура (дека для мини-дисков), пианино, журнальный столик, стулья для детей, ларец, нотный стан, «волшебная» палочка.

Возраст детей: 7 – 8 лет

План занятия:

    Приветствие

    Знакомство

    Подготовка к «путешествию»

    Станция «Нотки»

    Станция «Мажор и Минор»

    Станция «Театральная»

    Станция «Грация»

    Станция «Сцена»

    Подведение итогов занятия. Выявление настроения детей.

    Прощание.

Ход занятия.

Перед началом занятия в записи звучат детские песни. Ребята знакомятся с буклетом. Дети занимают свои места в аудитории. (слайд № 1)

1. Организационный момент. Приветствие.

Педагог: Здравствуйте, друзья! Хотите побывать в сказочной музыкальной стране? Где прекрасные ученики и добрые педагоги, где учиться не нудно, не трудно, а весело и чудно? Такая страна на свете есть, называется она

«Мелодия»! (слайд № 2)

2. Знакомство

Педагог: Прежде чем отправиться в наше путешествие, давайте с вами познакомимся. Меня зовут Юлия Юрьевна. А как зовут вас?

Дети по одному отвечают.

Педагог:

Вот мы с вами и познакомились. А теперь поприветствуем друг друга.

Приветствие наше будет немного необычным, музыкальным. Именно так

здороваются в прекрасной стране « Мелодия».

Музыкальное приветствие: «Добрый День»

Показ педагога.

Дети вместе с педагогом исполняют приветствие.

Педагог: Молодцы, вы прекрасно справились.

Вот теперь мы можем отправиться в путешествие. Давайте возьмём с собой самое необходимое: светлую улыбку и хорошее настроение. Главная цель нашего путешествия – увидеть, как прекрасна музыкальная страна, какие герои её населяют.

3. Подготовка к «путешествию»

Педагог: Для волшебного путешествия и помощники нужны волшебные: сказочный экран, волшебный ключ и необыкновенный поезд. Сказочный экран у нас есть, необыкновенный поезд мы с вами создадим сами. Я буду паровозом, а вы будете вагончиками. Давайте сейчас построимся и попробуем изобразить настоящий поезд.

Педагог берет флажок и свисток. Дети изображают поезд.

Педагог: Вот мы и готовы! А как мы попадем в страну «Мелодия»?

Педагог достает из ларца скрипичный ключ

Педагог: Вы знаете, что это такое?

Ответы детей

Педагог: Правильно, это скрипичный ключ. Он поможет нам открыть дорогу в прекрасную страну «Мелодия».

Педагог крепит скрипичный ключ на нотный стан.

На экране открывается дверь, (слайд № 3) и дети видят карту страны «Мелодия» (играет сказочная музыка) (слайд № 4)

Педагог: Дорога открыта, путешествие начинается.

Но что за путешествие без веселой песни? Чтобы дорога была веселей, я буду петь песенку, а вы попробуйте запомнить несложные слова песни и петь вместе со мной. Запоминайте.

Припев:

Чух-чух-чух, ту- ту-ту,

Белые барашки

Выдувает на ходу

Паровоз-букашка.

Молодцы, у вас здорово получается! Теперь с весёлой песней нас точно пропустят в музыкальную страну! Куплет исполню я, а с припевом наш поезд тронется. Припев - это начало движения. Итак, приготовились! (слайд № 4, 5)

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: (плюсовка 1 куплет и припев песни «Паровоз-букашка»)

Поезд останавливается. На экране домик с окошками. (слайд № 6)

4. Станция «Нотки»

Педагог: Наша первая остановка. Посмотрите, ребята, какой замечательный

домик. В этом домике живут 7 очень дружных жильцов ноток.

А вы знаете их имена и кто, на каком этаже живет?

Ответы детей (До, ре, ми, фа, соль, ля, си).

Педагог: Правильно! На первом этаже живет нотка «ДО».

Открывается окошко домика на первом этаже, и дети видят ноту «ДО»

Педагог: В стране «Мелодия» нота «ДО» - символ доброты и дружбы. Эта нота поможет Вам найти много друзей. Ребята, а вы знаете песни о дружбе?

Дети называют песни о дружбе («Дружба крепкая», «Когда мои друзья со мной» и т. д.)

Педагог: На втором этаже живет «РЕ»

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «РЕ»

Педагог: Это радость творчества, работа. Как вы думаете, чтобы красиво и правильно петь, нужно много РЕгулярно трудиться?

Ответы детей

Педагог: Да пение это регулярные занятия и много труда. Давайте узнаем, а кто же живет у нас на 3 этаже – нота «МИ», что означает Мир песни.

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «МИ»

Песни бывают разные: песня народная и песня, создаваемая композиторами и поэтами. И познакомить нас с этими песнями в дальнейшем сможет нотка «МИ».

Подскажите, кто живет на следующем этаже?

Ответы детей

Педагог: Правильно! Нота «ФА».

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «ФА»

В моей стране все большие ФАнтазеры и выдумщики.

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «СОЛЬ»

Педагог: Вот мы и на этаже «СОЛЬ». В нашей стране это означает сотрудничество, согласие, сотворчество. Эти качества очень важны, когда жители страны поют хором. Но в нашей стране учатся петь и по одному. Такое пение называется сольным и такой исполнитель солист.

Педагог: Этаж нотки «ЛЯ». ЗемЛЯ… Эта нотка знакомит своих друзей с тем, что происходит на нашей земле. Она рассказывает о разных событиях.

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «СИ».

Педагог: Последняя жительница дома – нота «СИ». «СИ» – это сила. Сила творчества, сила фантазии, сила дружбы.

Между ними есть крючочки.

Ну-ка, их произнеси –

Дети: До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

Педагог: А теперь наоборот –

Дети: Си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Педагог: Чтобы с ними подружиться,

Надо музыке учиться.

Мир прекрасный ты откроешь,

Если нотки все освоишь.

В мир волшебный попадёшь –

Вместе с ними запоёшь!

Будешь с нотками дружить –

Музыкально будешь жить.

Жить без музыки, дружок,

На земле никто не мог.

Вот мы и познакомились с семью новыми друзьями. Мы с ними еще обязательно встретимся, а пока отправляемся в путешествие в поисках новых друзей.

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: «Паровоз-букашка». (Плюсовка припев) (слайд № 7)

Поезд останавливается. На экране одноэтажный уютный домик. (слайд № 8)

5. Станция «Мажор и Минор»

Педагог: Наша вторая остановка. И мы попали с вами к двум братьям, с которыми, я надеюсь, мы подружимся. А зовут их Мажор и Минор. И сейчас я хочу познакомить вас с одной замечательной сказкой. Жили - были два брата: Мажор и Минор. Мажор был старшим, а минор - младшим. Старший брат всегда веселился:

Я - лад мажорный: радостный, задорный!

А младший - грустил и вздыхал:

Я печальный с давних пор, потому что я - минор.

Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно. Вот однажды отправились они в лес по грибы да по ягоды и заблудились...

Ох, пропадём, в яму упадём, запричитал минор. Никогда нам из этого леса не выйти...

Да что ты расплакался, успокаивал его старший брат. Не горюй, а лучше песенку спой!

Исполняет песню: Я минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд, песню грустную пою и сейчас я зареву...

Песня получилась у минора очень уж грустная. Загрустил вместе с ним весь лес, печально зашелестела трава, затих ветерок, даже птички замолчали. А солнышко спряталось за тучку от грустной песенки минора.

Нет, братец, так не годится! - воскликнул мажор. Давай-ка я спою!

И запел мажор свою песню: Все мы дружно стали вряд, получился звукоряд. Не простой - мажорный, радостный, задорный.

Встрепенулся лес, выглянуло солнышко, защебетали весело птички, подпевая старшему брату мажору.

А ну-ка, братец, веселее шаг! Смотри, как ярко светит солнце, как щебечут птицы! Слышишь? Журчит ручей! Вот в какую сторону нам идти!

Так с весёлой песней и выбрались братья из леса!

Понравилась вам сказка?

Так как же зовут двух братьев музыки?

Ответы детей (Мажор и минор).

На экране у домика появляются два человечка. (слайд № 9)

Педагог: А как вы думаете, какие можно выполнять движения под музыку мажора? А минора?

(Мажор - активные: хлопки, прыжки и т.д., минор - плавные.) Мы с вами сейчас проведём игру. Будет поочерёдно звучать музыка. Когда вы услышите мажор, нужно будет хлопать в ладоши, как только зазвучит минор - покачивать руками из стороны в сторону над головой. Всем ясно задание? Посмотрим, кто из вас самый внимательный!

Проводится игра, звучит разнохарактерная музыка.

Педагог: Молодцы, вы все научились разбираться с настроением музыки, а значит, подружились с Мажором и Минором. Но наше путешествие продолжается, и необыкновенный поезд вновь отправляется в путь.

Дети с педагогом вновь образуют поезд и с песней «отправляются в дорогу». Звучит музыка (плюсовка «Паровоз-букашка» припев).

Дети, поют вместе с педагогом. (слайд № 10)

Поезд останавливается. На экране домик – станция. (слайд № 11)

6. Станция «Театральная»

Педагог: Мы не зря остановились на этой станции. Любой человек, выступающий на сцене, будь то актер, музыкант или певец дарит зрителям не только свое творчество, но и эмоции. А вы знаете, что такое эмоции?

Ответы детей: радость, печаль, грусть, восхищение и т. д. А как мы можем передать эти эмоции? Интонацией голоса и мимикой (выражением лица)

Педагог: Сейчас я прочитаю текст уже знакомой нам песенки, а вы внимательно послушаете, а потом ответите, получилось ли мне интонацией голоса и мимикой передать характер и содержание текста?

Педагог читает строки не в характере, грустно и затянуто.

Педагог: Плывут за окошком поля и леса,

Мы едем туда, где нас ждут чудеса,

И солнышко светит и речка блестит

И наш паровозик так быстро летит.

Нет, не удалось мне передать настроение, потому что текст из весёлой, задорной песни. И написал её Александр, а помог ему один из наших друзей Мажор. Давайте вместе с вами прочтём строчки весело?

Дети пытаются проговорить строки весело, задорно, звонко. (слайд № 12)

Педагог: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Пришло время отправляться дальше...

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка. Дети, поют вместе с педагогом «Паровоз-букашка» (плюсовка припева). Поезд останавливается. (слайд № 13)

7. Станция «Грация»

На экране танцующая девочка. (слайд № 14)

Педагог: Чтобы весело нам петь,

Нужно телом нам владеть.

Всем под песню танцевать,

Песней с танцем покорять.

Когда певец поет на сцене, он не только должен хорошо петь, но и обязательно уметь красиво двигаться. На станции «Грация» мы с вами попробуем выучить несколько танцевальных движений, которые вам обязательно пригодятся для выступлений. А поможет нам в этом паровозик из «Ромашкова». Будьте внимательны, слушайте музыку и повторяйте движения за мной и волшебными помощниками на экране.

На экране сказочные герои показывают танцевальные движения. Дети пытаются запомнить и повторить движения с помощью педагога.

(слайд № 15, 16, 17)

Педагог: Замечательно! Вы просто настоящие танцоры. Все движения у вас замечательно получаются. Они нам обязательно пригодятся на следующей станции. И снова в путь.

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка. Дети, поют вместе с педагогом (плюсовка припева).(слайд № 18)

8. Станция «Сцена»

На экране сцена. (слайд № 19)

Педагог: Ну, вот, ребята, мы с вами и приехали на одну из самых главных станций страны «Мелодия» - станция «СЦЕНА». Все кто попадает на эту станцию, становятся настоящими артистами. И верным другом им становится Микрофон.

Посмотрите, внимательно, и скажите: «Сколько микрофонов находится в нашей аудитории?»

Ответ детей (10).

Педагог: Вы очень внимательны и правильно посчитали – их ровно 10. Посмотрите, как они улыбаются и очень ждут, когда окажутся в ваших руках, но …

Но чтобы микрофон действительно был помощником исполнителю, надо уметь им пользоваться. Как вы думаете, как нужно пользоваться микрофоном?

Ответ детей

Педагог: У вас интересные предположения. И во многом вы правы. Как со всеми друзьями, так и с микрофоном нужно обращаться бережно.

В микрофон не надо кричать, но и не надо просто напевать.

В микрофон нужно петь ясно, четко и чисто, чтобы слышно было все слова и не было фальши.

Не надо бояться микрофона. Сначала ваш собственный голос покажется не вашим, так как микрофон имеет свойство искажать звуки.

Не надо держать микрофон за головку, а то звук будет глухим.

Но это еще не все.

Держать микрофон нужно в одной руке. 4 пальца должны располагать наверху все вместе, а большой внизу. Микрофон не должен закрывать ваше лицо и располагаться на расстоянии 5 -10 сантиметров. Звук должен попадать в середину микрофона.

Итак, я надеюсь, что вы теперь вооружены знаниями и готовы к работе с

микрофоном.

На протяжении всего рассказа педагог демонстрирует правильное обращение с микрофоном.

Педагог: Сейчас мы с вами попробуем спеть песню с микрофонами, вспомнить, как мы учились быть актерами на станции «Театральная» и движения, которые выучили когда были на станции «Грация». Если мы с вами будем внимательны, то у нас получится настоящее выступление маленьких артистов.

Педагог раздает всем детям микрофоны. Звучит музыка. Дети, вместе с педагогом исполняют песню «Паровоз букашка» пытаясь в своем выступлении соединить эмоции, движения, правильное обращение с микрофоном.

(слайд № 20, 21, 22, 23, 24, 25)

9. Подведение итогов занятия. Выявление настроения детей. (слайд № 26)

Педагог: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Но в стране «Мелодия» еще много, много интересного. Занимаясь вокальным творчеством, вы сможете узнавать об этой стране все больше и больше. Понравились ли вам наши приключения?

Ответы детей

Педагог: А вы знаете, что вы так понравились нашим новым друзьям, что они передали вам подарок.

Педагог достает музыкальную шкатулку. Шкатулка открывается. Звучит волшебная музыка.

Педагог: В этой шкатулке разноцветные нотки, с помощью которых мы с вами сегодня сочиним свою настоящую МЕЛОДИЮ. Если вам понравилось наше путешествие, вам было весело и интересно, возьмите из шкатулочки нотку и прикрепите на нотный стан, где располагается скрипичный ключ, который открыл нам дверь в страну «Мелодия».

Дети берут нотки и прикрепляют на нотный стан.

10. Прощание.

Педагог:

Посмотрите, какая замечательная мажорная мелодия у нас получилась.

Да, от общения с музыкой и мы стали сегодня чуть-чуть красивее и добрее. Несите эти чувства в наш мир, и он станет лучше! Вы были замечательными попутчиками, обещайте не забывать дорогу в музыкальную страну «Мелодия». Я очень рада, что сегодня познакомилась с вами. Спасибо вам большое. До новых встреч, друзья!

Анна Федькина
Открытый урок по вокалу «Динамические оттенки. Фразировка»

Цель занятия : Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой .

Задачи :

1. Развить динамический слух ;

2. Научиться исполнять музыкальные произведения с фразировкой ;

3. Воспитать музыкальный вкус.

Оборудование :

Телевизор, микшерный пульт, DVD проигрыватель, микрофон, аппаратура для усиления звука.

Объём занятия : 45 минут.

Ход занятия:

Вводная часть :

Здравствуйте дорогие присутствующие. Я Федькина Анна Ивановна педагог по вокалу т . о. «Весёлые нотки» . Сегодняшний урок пройдёт с Чининой Анастасией - ученицей 1 года обучения. Тема нашего занятия : «Динамические оттенки . Фразировка » . Сегодня мы познакомимся с динамическими оттенками , узнаем что это такое; научимся исполнять песни с фразировкой . Поймём, на сколько важна динамика и динамические оттенки для придания художественной музыкальной красоты произведения, на сколько она его обогощает.

Основная часть :

Упражнения на дыхание :

Самое главное в постановке вокала - это правильное дыхание. Именно с него начинается обучение профессиональному пению, которое служит проводником в огромный мир сцены. Именно с правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная техника , и поэтому я рекомендую перед каждым распевом проделывать упражнения на дыхание, для разогрева.

Во время дыхательных упражнений нужно усвоить обязательные правила :

следить за положением тела. Шея не должна быть напряжена и вытянута вперед. Мы должны находиться в состоянии комфорта, слегка расслабляемся. Во время упражнений работает только живот.

1 упражнение : Активно вдохните и выдохните через нос (повторите 6 раз) .

2 упражнение : Энергично вдохните через нос и выдохните через рот (повторите 6 раз) . Это послужит своеобразным “массажем” для связок.

3 упражнение : Вдохните через рот, выдохните через нос (повторите 6 раз) .

4 упражнение : Вдохните через одну ноздрю, выдохните через другую, зажимая пальцем нужную ноздрю (6+6 раз) .

5 упражнение : Вдохните через нос и выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивайте воздух на выдохе через губы. Это упражнение поможет развить мышцы губ и интенсивность выдоха.

6 упражнение : Надуйте щеки, как шар. Резко “выхлопните” воздух через губы-трубочку. Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, и пригодится для развития хорошей артикуляции.

Упражнения на артикуляцию :

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.

Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся : ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань) . Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор, от "архитектуры" которого зависит качество звука.

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно, очень просто сказать : "снятие зажатий", - но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе нам помогут простейшие упражнения :

1. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.

2. Чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесём : К-Г, К-Г,К-Г.

3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично произнесём : П-Б, П-Б, П-Б.

4. Очень хороши для тренировки скороговорки. Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза) .

а) На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

б) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

в) Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

г) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

д) Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Распевание :

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. Распевание применяется для разогрева голосового аппарата и активизации певческого дыхания. Работу по распеванию будем проводить путем повторения упражнения по полутонам вверх и вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса : «до» - первой октавы - «ре» второй октавы.

Распевки :

1. Как под горкой под горой торговал старик золой, картошка моя вся поджаренная (повторить пять раз)

2. ДО РЕ ДО РЕ ДО

ДО РЕ МИ РЕ ДО

ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО СОЛЬ ДО

3. Мы перебегали берега. Распеваться в мажоре с повышением на пол тона.

4. Распевание по гаммам.

Мы живём в мире полном звуков. И не смотря на то, что мы занимаемся всего лишь 1 год, мы знаем, что нас окружают звуки, которые делятся на шумовые и музыкальные. Музыкальные звуки объединяются композитором по смысловому содержанию в музыкальное произведение. Каждое музыкальное произведение имеет свои неповторимые способности, которые именуются как средство музыкальной выразительности. Одно и тоже музыкальное произведение может звучать совершенно по разному, зависит это от того, какое средство музыкальной выразительности будет применено при исполнении.

Сейчас я сыграю небольшой отрывок из песни два раза, мелодия будет одинаковая , но с разными средствами музыкальной выразительности. (Исполняется отрывок из песни 1 раз piano; 2 раз forte).

Настя, ответь мне, чем отличается один отрывок из песни от другого?

(ответ : 1 отрывок звучал громко, а 2 отрывок звучал тихо.)

Правильно, Настя ты услышала. 1 отрывок звучал громко, а 2 отрывок звучал тихо.

В музыке принято силу громкости называть динамическими оттенками .

Таким образом, динамика – это сила звучания музыки.

Подумай, Настя и скажи мне, как может звучать музыка по громкости, по силе звучания?

(ответ : громко, тихо, умеренно).

Правильно, Настя. В жизни мы тоже разговариваем не на одной громкости. Обычно, когда мы хотим сказать что то важное, мы усиливаем подачу голоса - говорим громче, так и в музыке, наиболее важные слова в частности в песне, проговариваются громче.

Почему, как ты думаешь?

(ответ : чтобы привлечь внимание, подчеркнуть важность и т. д.)

Начинаем исполнять песню мы довольно тихо, потому как у каждого музыкального произведения есть своё динамическое развитие . Сила звука постепенно нарастает, а потом постепенно снижается. Это в музыке и называется применением динамических оттенков и фразировкой , т. е. как у обычной разговорной фразы есть своя логика – что то произносим громче, а что то тише.

Сегодня мы продолжаем работать над песней «Новогодняя» . Мелодию ты знаешь хорошо, текст мы с тобой разобрали, уф – такты расставили, и сегодня будем работать над фразировкой , т. е. добавим динамические оттенки , и песня сразу станет живой, добавятся эмоции.

Как ты считаешь, с каким динамическим оттенком ты начнёшь исполнение?

(ответ : начну песню с тихого исполнения). Сила голоса будет нарастать к припеву песни. 2 куплет нужно исполнить максимально громко, но не крикливо, т. к. здесь содержится главная мысль песни, как это называется мы с тобой узнаем на следующем уроке . А к концу песни, поскольку автор всё сказал, что хотел передать – динамика идёт на спад .

Работа над песней «Новогодняя» . Трудно исполняемые места пропеваются с объяснением снова и снова.

Работа над следующей песней «Объединение» .

Заключительная часть, подведение итогов :

Сегодня мы познакомились (ответ : с динамическими оттенками , узнали, что музыка может звучать громко, тихо. Умеренно, и это является динамическими оттенками , и в музыке называется средствами музыкальной выразительности.)

Настя, дома продолжай работать с дыханием, выполняй упражнения на дикцию и на дыхание.

Наш урок окончен , до свидания. Спасибо что пришли на мой открытый урок , я надеюсь мы с Настей и с вами с пользой провели время.

Семушина Наталья Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Центр Детского творчества №5
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование навыков певческого дыхания. Конспект занятия по эстрадному вокалу".
Дата публикации: 01.11.2017
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования Центр Детского Творчества №5

«Формирование навыков

певческого дыхания»

Конспект занятия по эстрадному вокалу

Возраст учащихся 10-17 лет,

год обучения – любой

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной

г. Ульяновск, 2017 год

Цель занятия – освоение приемов певческого дыхания в практической

певческой деятельности учащихся.

Задачи :

Образовательные

Раскрыть актуальность значения дыхания в жизни человека;

Обеспечить усвоение учащимися знаний по формированию и применению

правильного певческого дыхания;

Показать практическую значимость упражнений.

Развивающие

Обучить методике выполнения упражнений, способствующих профилактике

и укреплению здоровья.

Создать условия для развития у учащихся вокально-исполнительских

навыков: активность артикуляционного аппарата, нижнереберное

диафрагменное дыхание, музыкальный и гармонический слух, память,

эмоциональную выразительность, навыки двухголосного пения.

Воспитательные

Воспитание художественного вкуса через освоение

Воспитание сознательного подхода к обучению.

Личностные

Научить использовать возможности своего организма для укрепления и

сохранения здоровья;

Повышения уровня самооценки, стремления к творческой самореализации.

Тип занятия: комбинированное занятие с использованием мультимедийной

презентации.

Методы:

Словесные – комментарии, объяснения, беседа.

Наглядные – показ, показ-исполнение, объяснительно-иллюстративный.

Практические – творческая работа, вокальные упражнения, проблемно-

поисковый, репродуктивный, элементы исследовательского метода,

сравнительный анализ.

Технологии : личностно-ориентированная, развивающего обучения,

межпредметных связей, здоровьесбережения, элементы проблемного

обучения, ИКТ.

Межпредметные связи : музыка, физкультура, сольфеджио, русский язык,

литература.

Планируемые результаты : усвоение учащимися знаний по формированию и

применению правильного певческого дыхания и опоры звука; освоение

артикуляции, четкой дикции, художественно-образного исполнения

произведения.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для

проведения занятия с необходимым количеством посадочных мест, доска,

мел, стулья, листы бумаги, ручки, компьютер и мультимедийная установка.

Продолжительность занятия: 1 ч. 40 минут.

№ Этапы работы

Организационный момент

Педагогическая цель: создать условия

для эмоционального настроя и

плодотворной деятельности.

Приёмы мотивации: создание

атмосферы психологического

комфорта.

Методы : словесный, игровой.

Форма проведения: игра.

Форма работы: работа в парах.

Продолжительность: 3 мин.

Здравствуйте, ребята! У меня

прекрасное настроение, и я хочу,

чтобы и у вас оно стало таким

же. Предлагаю вам игру “Подари

тепло другу”.

Встаньте парами лицом друг к

другу. Пусть одни из вас раскроют

свои ладони, а другие накроют их

своими. Посмотрите ласково друг

другу в глаза так, чтобы ваши

ладони потеплели. Чувствуете

А сейчас пожелайте друг другу

что-нибудь хорошее, чтобы ваши

ладони потеплели еще больше.

Что вы пожелали друг другу?

(ответы учащихся)

Настроение улучшилось? Тогда

начинаем!

Актуализация знаний для изучения

нового материала

Педагогическая цель: подготовить

детей к изучению нового материала,

создать ситуацию выбора приоритета

жизненных ценностей, определить

понятия «здоровье».

Приём мотивации: занимательность

материала, создание ситуации для

самомотивации детей.

Метод: игровой с элементами

проблемного обучения.

Форма проведения: беседа, игра-

путешествие.

Форма работы: коллективная,

самостоятельная работа.

Оборудование: стол, бумага,

карандаши.

Продолжительность: 12 мин.

Предлагаю отправиться в

путешествие на воздушном шаре.

Нарисуйте на листах бумаги

воздушный шар, который летит

над землей. В корзине воздушного

шара нарисуйте человечка.

Представьте, что это вы летите

на воздушном шаре. Вокруг голубое

небо, светит солнце. Напишите 9

жизненных ценностей, важных для

Вас настолько, что Вы взяли бы их

с собой в путешествие (например,

дружба, любовь, семья, богатство,

здоровье...). Представьте, что ваш

воздушный шар начал снижаться и

может скоро упасть. Чтобы

подняться вверх, необходимо

срочно избавиться от лишнего

балласта. Сбросьте балласт, то

есть вычеркните 3 (а потом еще 3)

слова из списка. Что вы оставили в

Учащиеся перечисляют свои

жизненные ценности. Педагог

записывает их в столбик на доске.

Если жизненные ценности

повторяются, педагог ставит

плюсы. Затем по количеству

плюсов и по важности для

жизненных ценностей. Например,

1 место – здоровье, 2 место -

семья и т.д. Приходят к общему

выводу о том, что главная

жизненная ценность для человека -

его здоровье.

Что же такое здоровье? (Дети

высказывают свои варианты

С помощью педагога приходят к

выводу, что «здоровье» – это не

просто отсутствие болезней,

это состояние полного

физического, психического,

социального благополучия.

Чем вас лечат, когда вы болеете?

Дети обычно отвечают:

«Лекарствами».

А можно быть здоровым без

лекарства?”

Можно, но как?

Приходят к выводу о том, что

нужно следить за своим здоровьем,

вести здоровый образ жизни,

заниматься спортом, учиться

правильно дышать.

Изучение нового материала

Педагогическая цель: формировать

знания о роли дыхания в жизни

человека, навыки правильного

певческого дыхания, развивать

музыкальный и гармонический слух,

Приём мотивации: эмоциональность

изложения, наглядность,

Объяснение материала с

использованием компьютерной

презентации.

Тема нашего занятия –

«Формирование навыков певческого

дыхания».

Сегодня мы поговорим о роли

дыхания в жизни человека, о том,

занимательность и красочность

предлагаемого материала для

формирования устойчивого,

познавательного интереса.

Методы: репродуктивный,

объяснительно-иллюстративный,

организация совместной

деятельности.

Форма проведения: беседа с

использованием компьютерной

презентации

Форма работы: коллективная.

Оборудование: компьютер,

презентация.

Продолжительность : 1 час 05 мин.

Беседа «Роль дыхания в жизни

человека», объяснение нового

материала – 8 минут;

Выполнение упражнений – 20 минут;

Перерыв – 10 минут;

Работа над репертуаром – 27 минут.

как правильно дышать, и о том,

как правильное дыхание влияет на

индикатор здоровья человека.

правило, имеют крепкое здоровье.

Пение положительно влияет на

работу дыхательной системы,

почек, гортани, щитовидной

железы, сердца.

Пение – отличное средство

самовыражения и снятия

внутреннего напряжения.

В процессе пения укрепляется

певческий аппарат, развивается

дыхание, положение тела во время

пения (певческая установка)

способствует формированию

хорошей осанки.

Пение – один из факторов

улучшения речи, оно благотворно

помогает строить плавную и

непрерывную речь.

Пение положительно влияет на

общее состояние здоровья.

Дыхание – одна из главных загадок

человека. Это ключ к множеству

тайне здоровья, тайне

продолжительности жизни, тайне

сверхъестественных

способностей.

Только дыхание отличает живое

от неживого, нашу планету от

всех других в Солнечной системе,

камни от цветов, жизнь от

Человек может прожить неделю

без воды, 5 дней без сна, месяц –

без еды, но его жизнь остановится

через несколько минут, если он

перестанет дышать.

Еще тысячи лет назад древние

целители знали: дыхание позволяет

человеку лучше познать себя,

восстановить энергетические

запасы организма. Это

подтверждается и сейчас.

Дыхание – это основа жизни, это

получение жизненной энергии из

окружающего пространства.

Именно дыхательные упражнения

позволяют человеку уйти от

медикаментов.

Дыхание уравновешенного человека

отличается от дыхания человека в

состоянии стресса. Дыхательные

упражнения помогают справиться

с целым рядом проблем

современного мира: синдромом

хронической усталости,

депрессией, перепадами

настроения. Установлено, что

если дышать в радостном темпе,

через некоторое время

почувствуешь радость. Также

можно вызвать печаль, тревогу и

даже страх. Каждой эмоции

соответствует свой дыхательный

Дыхательный ритм имеет большое

значение для спортсменов.

Высочайшие достижения в спорте

невозможны, если ты не умеешь

правильно дышать. Благодаря

дыхательным практикам заметно

омолаживается весь организм.

В нашем организме, как в костре,

сгорают питательные вещества и

проходят реакции окисления. Чем

быстрее и больше поступает в

организм кислорода, тем быстрее

этот костер прогорит.

Таким образом, можно

рассуждать о связи дыхания и

продолжительности жизни.

Собака, например, делает 40

вдохов в минуту, ее

продолжительность жизни 15-20

лет. Человек делает примерно 17

вдохов в минуту, живет 70-80 лет.

Черепаха делает 1-3 вдоха в

минуту, живет 150-200 лет, есть

виды, которые живут до 500 лет.

Какой вывод можно из этого

Дети приходят к выводу: чем

медленнее дышишь, тем дольше

живешь.

В легких здорового человека

должен быть постоянный уровень

CO2 = 6,5%, и значение только

этого важнейшего параметра

отличает больного человека от

здорового. Содержание

углекислого газа в организме

можно регулировать

тренировками дыхания, и сделать

это человек способен в любом

возрасте.

Человек – единственное существо

на планете, которое способно

сознательно управлять своим

дыханием, поэтому необходимо

работать над собой,

контролировать свое дыхание,

наслаждаясь долгой и счастливой

На занятиях мы уделяем большое

значение дыханию, т.к. правильное

певческое дыхание – это основа

Комплекс здоровьесберегающих

упражнений, который сегодня мы

освоим, является профилактикой

заболеваний, в первую очередь,

заболеваний органов дыхания.

Начнем с упражнений на

формирование и сохранение

правильной осанки и укрепление

позвоночника.

Во время пения нужно стоять

ровно, спина и ноги ровные,

подбородок параллельно полу,

слегка вздернут. Если подбородок

ушел куда-то вниз, как часто

пытаются взять низкие или

высокие ноты, сразу образуется

зажим на месте шея – плечи.

Упражнение «Замок»

Для начала проверим состояние

осанки и позвоночника. Заведём

правую руку за спину сверху, а

левую снизу и сцепим в замок. А

теперь поменяем руки. Получилось

легко – значит, у вас хорошая

осанка и нет особых проблем с

позвоночником.

А как сформировать осанку?

«Книга на голове» - самое

эффективное упражнение на

сохранение осанки.

Можно постараться выполнить

обычные поручения: принеси ручку,

сядь на стул, посмотри в окно, и

делать всё это с книгой на голове.

Можно посоревноваться с детьми,

у кого книга на голове

продержится дольше.

Расслабление

Во время пения тело должно быть

расслаблено, не должно

ощущаться напряжение каких-

либо мышц. В первую очередь, это

относится к мышцам живота и

груди: живот должен быть

расслабленным, мягким. Грудь

нельзя держать после вдоха

«колесом», т.е. выпячивать вперед

и в стороны, мышцы шеи не

должны быть зажаты.

Необходимо также, чтобы

гортань во время пения находилась

в свободном, естественном

положении. Вредна какая-то

постоянная маска на лице,

искусственная улыбка, широко

раскрытые глаза и т.п. Т.е. тело

должно находиться в свободном,

естественном положении.

Физическое расслабление мышц

тела необходимо не только для

свободы гортани, но и для

правильной работы дыхания.

Предлагаю выполнить несколько

упражнений на расслабление.

Упражнение «Пол - потолок»

Задание: Встаньте прямо, ноги на

ширине плеч, руки над головой и

представьте, что вас активно

сжимает пол и потолок. Вы –

пружина, которая стремится

разжаться.

Упражнение «Крест»

Задание: Встаньте прямо, ноги

вместе, руки в стороны.

Представьте, что вас

растягивают вертикально (за ноги

– вниз, за макушку – вверх), и

одновременно – горизонтально (за

левую руку – влево, за правую –

Упражнение «Грим»

Накладываем воображаемый грим

на лицо, лоб, щеки, подбородок.

Похлопываем, поглаживаем.

Можно посмотреться в

воображаемое зеркальце и

мысленно произнести – «Ах, какая

красота!» Советую выполнять

это упражнение перед любым

выступлением, оно раскрепощает

мышцы лица, снимает внутреннее

напряжение, поднимает

настроение, создает чувство

уверенности в себе.

Упражнение «Самомассаж»

Самомассаж улучшает

кровообращение, обмен веществ,

работу всех органов и систем,

повышает тонус организма,

помогает противостоять

простудам и поднимает

настроение.

Исходное положение - стоя. Для

выполнения этого упражнения

активно прогреваем ладони -

трем одну о другую («добываем

огонь»). Когда ладони стали

горячими, начинаем круговыми

движениями растирать

поочередно суставы в следующем

порядке: запястье, локти, плечи,

шея, поясница, колени, голени.

Соответственно в ходе

выполнения упражнения

постепенно сгибаемся до нижней

точки наклона. После выполнения

упражнения медленно

поднимаемся, «выстраивая»

позвоночник от копчика до шеи.

Дыхание – это топливо для

вокалистов. От правильно взятого

дыхания зависит качество звука в

Следующий комплекс дыхательных

упражнений поможет вам лучше

ощутить свою диафрагму и

правильное певческое дыхание.

Я предлагаю встать вполуоборот,

что позволит мне контролировать

выполнение упражнений.

Мы с вами уже знаем, что дыхание

состоит из трех моментов – вдох,

задержка и выдох.

Упражнения на дыхание

«Вдох-выдох»

Вдох и выдох необходимо

контролировать диафрагмой – это

мощная мышца, которая

находится под грудной клеткой.

При вдохе она опускается, при

выдохе поднимается. Чтобы

проще понять, представим себя в

форме шарика или гармошки.

Например, если я, например,

гармошка, то, чтобы меня начать

растягивать, то при вдохе у меня

передняя и задняя стенка, как бы,

раздвигают друг друга. Показ.

Во время вдоха представьте, что

вдыхаете аромат любимого

цветка, при этом следите, чтобы

плечи и грудь не поднимались,

работала диафрагма и мышцы

поясницы.

Чтобы чувствовать диафрагму,

покашляйте, положив кулачок под

грудную клетку. Теперь обхватите

себя - одна рука на животе, другая

на пояснице. Делаем плавный вдох и

плавный выдох на звук «Ф».

Следите, чтобы не поднимались

грудь и плечи. Выдыхать воздух

нужно до конца. Попробуем?

Выполнение. Если вы правильно

выполняете упражнение, то у вас

автоматически пропускается

воздух в диафрагму.

Ну как, получается? Не

волнуйтесь, не у всех это

получается сразу, нужно долго

тренироваться. Желательно

выполнять это упражнение еще

дома перед зеркалом.

Упражнение на плавном вдохе

«Холодное дыхание» («Свеча»)

Нужно поставить перед собой

ладошку и подуть на нее.

Свободную руку для контроля

положим на живот. Дуем на

ладошку, чтобы почувствовать

холод на ладони. Выдыхать воздух

нужно до конца, чтобы ладошка

была всегда холодной. Следим за

диафрагмой – живот «убегает»,

как бы «прилипает» к спине. Показ

– выполнение.

«Раздувание огня»

Также холодный, только теперь

прерывистый выдох.

Прикладывайте усилия к тому,

чтобы выдох был ощущаем, как

будто стоит свеча, и вам нужно

ее задуть.

Упражнение «Вертолет»

кончика языка о небо, произносить

букву «р». Некоторым трудно

произнести звук «р», но все же,

постарайтесь предельно

расслабить кончик языка. Нужно

делать это предельно долго на

одном выдохе и предельно ровно,

чтобы звук не прерывался, не

переходил в какое-то шипение, а

был такой, как маленький

вертолет. Нужно быстро и

коротко вдохнуть, желательно и

ртом, и носом одновременно,

причем не в легкие, а сразу в

живот. Т.е. грудь не поднимается.

Это упражнение можно где

угодно, но, поскольку рычание

достаточно громко слышно, то,

когда вы уже отработаете это

упражнение, поймаете ощущение,

можно перейти на тихий свист,

на букву «с». Здесь у нас уже

получится не вертолет, а

воздушный шарик.

Упражнения на парные

согласные : «с-з», «ш-ж», «ф-в»

Произносим согласные на одном

дыхании, переходя с шипящего на

звонкий, контролируя ощущение

задней стенки диафрагмы (мышц

поясницы).

Вокальные упражнения

Пение закрытым ртом на звук «м»,

с опорой на дыхание, начиная на

примарных тонах в удобной для

учащихся тесситуре.

Пение упражнения в пределах

«секунд» на разные слоги.

Последний звук увеличивает

продолжительность ровного,

спокойного освобождения от

дыхания в зависимости от его

Упражнение поется на «legato»,

начиная от ля первой октавы по

тонам вниз на чередовании гласных

и на ощущении «длинного смычка»

Упражнение поется на сочетании

чередования слогов, где

присутствует гласный и согласный

Упражнение на звук «р» по звукам

тонического трезвучия вниз вверх и

вниз по полутонам.

Работа над репертуаром

Сегодня мы продолжим работу

над музыкальным произведением

Анны Петряшевой «Музыка-река»

План работы:

Анализ словесного текста и его

Грамотное чтение нотного

Разбор тонального плана, ладовой

и гармонической структуры

произведения.

Членение на мотивы, периоды,

предложения, фразы. Определение

формы (куплетная, двухчастная,

трехчастная и т. д.).

Фразировка, вытекающая из

музыкального и текстового

Различные виды динамики.

Построчная работа над песней.

Работа над чистотой

интонирования в партиях сопрано

на сцене с микрофонами.

Закрепление нового материала

Педагогическая цель: формирование

способности выделять главное и

применять полученные знания на

практике.

Устный опрос

Что такое здоровье? (Ответы

учащихся)

Приём мотивации: занимательность

материала, создание ситуации

соревнования.

Метод: словесный, игровой.

Форма проведения: соревнование.

Форма работы: коллективная работа.

Продолжительность: 15 мин.

Контроль . Устный опрос по теме.

Контроль усвоения, обсуждение и

исправление ошибок Мониторинг на

дыхание и дикцию.

Как дыхание влияет на жизнь

человека? (Ответы учащихся)

Назовите правильное положение

тела во время пения стоя и сидя?

(Стоять или сидеть прямо,

свободно, не должно ощущаться

напряжение каких-либо мышц тела

и лица, гортань в свободном,

естественном положении).

Из каких моментов состоит

певческое дыхание? (Вдох,

задержка, выдох)

Объясните и покажите, как нужно

правильно дышать во время пения?

(Вдох бесшумный, плавный,

спокойный, не понимая плечи и

грудную клетку, работают только

диафрагма и мышцы спины).

Мониторинг на дыхание и

дикцию.

Вы сегодня много узнали о том, как

правильно дышать и как дыхание

влияет на пение. Теперь

посмотрим, что у нас получилось.

Будем произносить скороговорку

«Как на горке, на пригорке жили 22

Егорки. Раз, Егорка, два, Егорка,

три, Егорка…» и т.д., пока не

закончится дыхание. Чем больше

Егорок, тем лучше.

А для чего нужны скороговорки?

(Для улучшения дикции).

Вначале произнесем вместе. А

теперь каждый из вас по очереди.

Педагог контролирует выполнение

задания, идет обсуждение ошибок,

их коррекция.

Все молодцы! Лучший результат

сегодня у (имена детей, лучше всех

справившихся с заданием).

Рефлексивно-оценочный этап

Педагогическая цель: мотивация

детей для использования полученных

знаний в жизни, формулирование

вывода, выявление степени

удовлетворенности детей данным

занятием.

Метод: аналитический, рефлексия.

Форма проведения: беседа.

Форма работы: Коллективная.

Продолжительность : 3 мин.

Ребята, что на сегодняшнем занятии

вам понравилось больше всего?

(Ответы детей)

Как вы считаете, кто лучше всех

выполнял задания? (Ответы

О чем вы расскажете дома?

(Ответы детей)

А какое у вас сейчас настроение?

(Ответы детей)

Я вижу, у кого было хорошее

настроение оно не изменилось. А у

кого было плохое – улучшилось. Я

очень рада.

Подводя итог, хочется сказать, что

дышать нужно как маленькие дети.

Понаблюдайте, как они дышат:

дышат они животом, т.е.

диафрагмой. Давайте постепенно

переходить на правильное дыхание,

данное нам с рождения. Кроме

этого, правильное дыхание будет

вашим помощником в любой

сложной ситуации.

Задание на дом

Педагогическая цель: проверить

степень овладения учащимися учебного

материала.

Метод:

· Домашняя работа над вокальными

упражнениями с помощью

презентации, сольными и

ансамблевыми произведениями,

стихотворными текстами.

Продолжительность : 2 мин.

Я хочу, чтобы вы дома выполняли

изученный комплекс упражнений,

контролируя свое дыхание перед

зеркалом, учили песню «Музыка-

река» и свои сольные

произведения.

Спасибо вам за помощь! До

План-конспект открытого занятия по эстрадному вокалу по теме: "Развитие ладового слуха и чувства метроритма".

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

План-конспект открытого занятия

Тема: «Развитие ладового слуха и чувства метроритма»

Разработала: Захарова Ирина Анатольевна, педагог

дополнительного образования

Курск - 2013

Схема плана-конспекта учебного занятия

Тема занятия: «Развитие ладового слуха и чувства метроритма»

Цель занятия: развивать звуковысотный слух и чувство ритма

Задачи:

Обучающие - разностороннее развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;

Развивающие - развивать музыкальные способности детей;

Воспитательные - формировать чувство прекрасного но основе современного музыкального материала.

Тип занятия: повторение пройденного

Методы обучения: словесный метод, наглядный метод, метод игры

Организация рабочего места педагога: песенный материал, диск с записями фонограмм, пианино, игрушка Ступенич, карточки с длительностями, рисунки

Межпредметные связи : сольфеджио, ритмика, актерское мастерство

Литература: Козырев «Система сольмизации» , 1999 г.

Структура занятия

1 Организационный момент

1.1 Приветствие

1.2 Положительный настрой на занятие

1.3 Проверка готовности к занятию обучающихся

1.4 Сообщение темы занятия, постановка цели

2 Актуализация знаний обучающихся

2.1 Повторение пройденного материала

3 Ритмическая пауза.

4 Работа над песнями

5 Итоги занятия

Ход занятия

1. Организационный момент:

Музыкальное приветствие:

Здравствуйте, ребята

Здравствуйте, учитель.

Я рада видеть вас на этом занятии!

Проверка готовности к занятию:

Сейчас вам предстоит петь песни, слушать музыку и для этого мы проведем специальную настройку. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь я буду произносить фразы, а вы их повторяйте хором, негромко, спокойно.

Мы готовы к работе на занятии.

У нас хорошее настроение.

Мы будем стараться.

Откройте глаза, еще раз глубоко вздохните. ВЫДОХНИТЕ и приготовьтесь работать на занятии.

Сообщение темы, постановка цели.

2. Актуализация знаний обучающихся:

Вспомните и расскажите чем вы занимались на прошлом занятии (пели ступени, песни – попевки, разгадывали ритмические загадки) Пели песни «Зонтики», «Эскимос».

Сегодня мы продолжим работу над чистотой интонирования ступеневых оборотов, ритмическими загадками, пением песен для будущих концертов.

Приготовились, настроились - поем ступеньки. Пропевание ступеневых оборотов с их показом ручными знаками. Игра «телевизор».

Вопросы: какая самая главная ступень? - раз.

Почему? - потому что к ней тянутся остальные ступени.

Как ее называют музыканты? - тоника

Теперь вам ступени будут загадывать загадки. Закрывайте глазки. Ушки внимательно слушают. Кто отгадал - поднимает руку.

Молодцы, ребята, очень хорошо справились с этим заданием.

Послушайте внимательно мелодию песни. Я сыграю ее 2 раза. Ваша задача определить настроение этой мелодии и лад

В начале играю – в мажорном ладу, потом в минорном ладу. Дети должны назвать, что изменилось настроение, а соответственно лад, назвать лад

А сейчас послушайте внимательно, мелодию какой песни я играю?

Звучит песня - попевка «Василек» .

Кто помнит какие ступеньки живут в этой попевке.

Кто знает поднимает руку и становится на это время УЧИТЕЛЕМ и всему классу показывает ступени.

А сейчас, какую я играю попевку.

Звучит мелодия попевки «Листопад».

Кто отгадал поднимает руку и поет песню.

Задаваемые вопросы:

Что мы сейчас пели? - мелодию

Мелодия делится на что? – на фразы

Какие ступеньки спрятались в первой фразе? (Кто помнит – тот и показывает).

Какие ступеньки спрятались во второй фразе?

Показываем сердце мелодии - ножками.

Что показывали наши ножки? Пульс мелодии, музыканты называют сердце мелодии - доли

А, сейчас, покажем каждый звук мелодии. Хлопаем в ладоши и показываем ритм песни. Сочетаем движение долевой и ритмической пульсации

К нам в гости пришли длительности – они обозначают сколько длится музыкальный звук.

Дети называют длительности по именам. Поют песни про длительности. Читают их по карточкам и отгадывают ритмические загадки

Разбор новой песни – попевки «Едет, едет паровоз».

3. Ритмическая пауза.

Движение под музыку. Набор элементарных движений показывающих метрическую пульсацию.

4. Работа над песнями

Работа над песней «Эскимос»

Приемы пения: «эхо», «а капелла» - работа по фразам. Прохлопываем ритм в ладошки. Показываем метрическую пульсацию ножками

Молодцы ребята, а закончим мы занятие исполнением песни «Веселые зонтики». Постарайтесь передать веселое настроение в песне. Следите за слаженностью звучания ансамбля.

Исполнение песни «Веселые зонтики» технические задачи: добиться чистоты интонации, четкой дикции, своевременного начала и окончания музыкальных фраз.

Эмоционально-художественные задачи: постараться добиться светлого, возвышенного, одухотворенного состояния при исполнении, почувствовать радость и удовлетворение от исполнения песни.

5. Итоги занятия:

Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса