Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Иван яковлевич яковлев чувашский просветитель. Иван Яковлевич Яковлев - чувашский просветитель



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Основные даты жизни и деятельности
  • 3 Чины и награды Российской империи
  • 4 История Симбирской чувашской школы
  • 5 Семья И. Я. Яковлева
    • 5.1 Супруга
    • 5.2 Дети
    • 5.3 Внуки
    • 5.4 Правнуки
  • 6 И. Я. Яковлев как писатель, переводчик и издатель
  • 7 Память
  • 8 Фотогалерея
  • Литература

Введение

Иван Яковлевич Яковлев - чувашский просветитель конца XIX - начала XX веков.


1. Биография

Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки - Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне - Тетюшский р-он Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей русского крестьянина Пахомова, однодеревенца. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крестного отца Ивана Яковлева.

В 1856 году по предписанию удельного ведомства И. Яковлев был отдан на учёбу в удельное училище в с. Старые Бурундуки Буинского уезда. По окончании его, как лучший ученик, в 1860 году был принят в уездное училище в г. Симбирске. В конце этого же года с группой учеников 1 класса И. Яковлев был переведен в только что открывшиеся при Симбирской мужской гимназии землемеро-таксаторские классы, где проучился до 1863 года. По окончании учёбы он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору и около четырёх лет проработал сельским мерщиком.

Часто разъезжая по Симбирской, Казанской и Самарским губерниям, И.Яковлев знакомился с культурой, жизнью и бытом русского, татарского, чувашского, мордовского населения. Под влиянием либеральных идей 60-х гг. XIX столетия он приходит к мысли о необходимости попытаться облегчить жизнь родного чувашского народа не с помощью разорительных революций, а прежде всего путем его просвещения, приобщения к грамоте и к русской культуре. Постепенно И. Яковлев вынашивает планы воссоздания чувашской культуры. Но он чувствует, что для этого требуется дополнительное образование.

В конце 1866 года Яковлев с большим трудом добился освобождения от службы в удельном ведомстве (по закону, как сирота, обучавшийся за счёт государства, он должен был отработать там не менее 10 лет) и осенью 1867 года поступает в V класс Симбирской мужской гимназии.

Обучаясь там, Яковлев вызывает к себе в Симбирск односельчанина А. В. Рекеева, а затем других чувашских мальчиков и начинает учить, содержа их на средства, добываемые репетиторством. Организованная таким образом частная школа затем, при активной поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова, постепенно расширяется.

В 1870 году Иван Яковлев с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет. Заботу о чувашской школе в годы его студенчества взял на себя И. Н. Ульянов, с которым Яковлев активно переписывался, получал от него учебники, литературу, а нередко и - материальную поддержку.

В университете Яковлев знакомится с известным ученым-ориенталистом профессором Н. И. Ильминским, консультируется у него по «инородческому» (национальному) вопросу. При активном содействии Ильминского к концу 1871 года И.Яковлев составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита, поскольку старый, созданный на основе древнебулгарского (тюркского) языка в начале текущего тысячелетия, был основательно забыт.

В дальнейшем яковлевский алфавит совершенствуется. В 1872 году на нём был издан букварь, ставший подлинно народной книгой. Первые два выпуска букваря Яковлев, сам испытывая материальные затруднения, издает на свои средства. Тогдашними консерваторами букварь был встречен в штыки: «Пылкость молодой натуры, с которой он (Яковлев - ред.) принялся за дело, была причиной того, что он встал на неправильный путь в инородческом деле. Г-н Яковлев в деле образования чуваш задался мыслью чувашский язык сделать книжным…»

В 1875 году Иван Яковлев успешно окончил историко-филологический факультет Казанского университета и был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда входили учебные заведения Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний с центром пребывания в г. Симбирске. С этого времени развернулась полная забот, тревог и порой драматической борьбы, напряженная педагогическая и просветительская деятельность Ивана Яковлевича Яковлева, ставшая делом его жизни. Опираясь на помощь и содействие русских прогрессивно настроенных общественных деятелей и коллег, он осуществлял административное и педагогическое руководство Симбирской чувашской школой, превратившейся со временем в кузницу учительских кадров для чувашских и других школ Поволжья, преподавал в ней, открывал и инспектировал школы в местностях с чувашским населением, разрабатывал педагогические и методические принципы обучения в национальной школе. Он составлял и выпускал учебники и учебные пособия, писал рассказы, организовывал перевод на родной язык учебной, художественной, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы.

И.Яковлев вел активную переписку с академиками С. Платоновым, В. Радловым, А. Кони, В. Имшенецким, музыкальными деятелями М. Балакиревым, С. Смоленским, художником-академиком Н. Кошелевым и многими другими. В числе его корреспондентов были: известный немецкий издатель, основатель «Universal Bibliothek» в Лейпциге А. Реклам, французские учёные Л. Сиклер, А. Пинар, венгерские - Г. Балинт, Д. Месарош, редактор «Revue Oriental» академик Б. Мункачи и другие. За 50 лет своей деятельности Яковлев написал около 2 тысяч писем. Основная их тема - просвещение и национальный подъем родного народа, приобщение его к русской культуре. За 50 лет яковлевская чувашская Симбирская школа выпустила тысячи учителей и учительниц, в последние годы число воспитанников доходило до 350 человек обоего пола. Она стала центром создания новой чувашской письменности, переводов и издания книг на чувашском языке, распространения их в десятках тысяч экземпляров среди сельского населения.

Многие выпускники школы, окончив с успехом разные высшие учебные заведения, отметили свой жизненный путь выдающимися достижениями «на поприщах науки, искусств, ремесел, сельского хозяйства и т. п.», - с гордостью писал И.Яковлев.

То, что было сделано им для чувашского народа, И. Яковлев считал сделанным и для русского и других народов. Он никогда не противопоставлял интересы своего народа интересам других, выступал поборником дружбы народов. Более того, он считал, что только сближаясь с русским народом, сливаясь с Матерью - Россией, чуваши могут сохранить себя как народ. «Поэтому-то одной из задач создававшейся мной школы, - писал И. Яковлев, - было всячески содейсттвовать сближению между народами русским и чувашским на почве школьной программы, жизни, быта. Для этого должны были служить следующие меры: 1) приобщение чуваш к христианской культуре, признаваемой народными массами (И. Яковлев организовал перевод и перевел на чувашский язык часть Библии: Новый Завет и Псалтирь. В настоящее время Библия целиком переведена и издана на чувашском языке); 2) создание чувашского литературного языка и письменности, притом с алфавитом, имеющим общее с алфавитом русским; 3) ознакомление русского народа с жизнью и бытом чуваш, равно как и ознакомление чувашского народа с историческим прошлым, настоящим Матери-России».

Осенью 1919 года И. Я. Яковлев по болезни вышел на пенсию. В 1922 году он переехал жить в Москву к сыну. Скончался Иван Яковлевич Яковлев в 1930 году.

Наследие И. Яковлева в свете последних исторических перемен ещё подлежит переосмыслению. Это - дело будущего. В годы коммунистического режима многое из жизни и деятельности этого выдающегося человека замалчивалось по идеологическим основаниям, а полуправда, как показывает жизнь, опаснее лжи. Истинный масштаб сделанного выдающимся сыном чувашского народа, воспитанного в русской семье, станет ясен после изучения и введения в научный оборот документов, к которым до недавнего времени у многих исследователей просто не было доступа.


2. Основные даты жизни и деятельности

  • 1856-1860 гг. - Учёба в Бурундукском удельном училище
  • Декабрь 1860 г. - май 1863 г. - Учёба в землемерно-таксаторских классах при Симбирской гимназии
  • Май 1864 г. - декабрь 1866 г. - Служба в удельном ведомстве
  • 1(13) сентября 1868 г. - поступление в V класс Симбирской мужской гимназии
  • 28 октября (9 ноября) 1868 г. - Основание Симбирской чувашской школы
  • 25 июня (7 июля) 1870 - получение золотой медали об окончании гимназии
  • 12 (24) августа 1870 г. - поступление в Казанский университет
  • 1871-1873 гг.- создание чувашской письменности, издание букваря и учебника для чувашских школ
  • 17 (29) июня 1875 г. - получение свидетельства об окончании Казанского университета
  • 28 августа (9 сентября) 1875 г. - назначение инспектором чувашских школ Казанского учебного округа
  • 1877 г. - преобразование Симбирской чувашской школы в центральную
  • 26 сентября (8 октября) 1877 г. - вступление в брак с Е. А. Бобровниковой
  • 1878 г. - открытие женского класса при центральной школе
  • 1890 г. - Преобразование Симбирской центральной школы в учительскую
  • 1901 г. - Открытие женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе
  • октябрь 1917 г. - Преобразование Симбирской чувашской учительской школы в учительскую семинарию
  • октябрь 1922 г. - переезд к сыну в Петроград
  • лето 1923 г. - переезд в Москву
  • октябрь 1928 г. - Празднование 80-летия со дня рождения и 60-летия со дня основания первой чувашской школы.
  • 23 октября 1930 смерть в Москве и похороны на Ваганьковском кладбище

3. Чины и награды Российской империи

Орден Св. Станислава 3 ст. 26.12.1878 г.
Орден Св. Станислава 2 ст. 27.12.1887 г.
Орден Св. Анны 3 ст. 15.05.1889 г.
Орден Св. Анны 2 ст. 26.12.1892 г.
Серебряная медаль в память Александра III 25.04.1896 г.
Тёмно-бронзовая медаль «За труды по I всеобщей переписи населения 1897 г.» 30.01.1897 г.
Орден Св. Владимира 4 ст. 9.03.1900 г.
Действительный статский советник 1904 г.
Медаль в память Отечественной войны 1812 г.
Медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых.


4. История Симбирской чувашской школы

В конце 60-х годов XIX века в Симбирской губернии было 305 чувашских селений, насчитывающих более 100 тыс. жителей и ни одной школы с преподаванием на чувашском языке. Первая такая школа открылась на личные средства гимназиста И. Яковлева и размещалась на частных квартирах. При поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова 15 ноября 1871 года школа приобрела официальный статус, постоянное финансирование и помещение. Закончив университет, И. Н. Яковлев занялся дальнейшим её развитием. Для школы было приобретено на набережной Свияги каменное двухэтажное здание с находящимися при нём строениями и землей. После капитального ремонта, в сентябре 1877 г., была переведена с собственный постоянный дом. В нём разместились учебные классы, спальни воспитанников, кухня, столовая, пекарня и учительская квартира.

В числе построек, вместе с каменным домом, находился одноэтажный деревянный флигель, отведенный под женское отделение школы, которым заведывала жена И. Я. Яковлева - Екатерина Алексеевна, приемная дочь Н. И. Ильминского. Первоначально там разместилась квартира инспектора Яковлева - до 1885 года.

Построеные в 1878 году мастерские школы, по ходатайству И. Я. Яковлева были перестроены в домовую церковь. 20 января 1885 года храм был освящен во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов. Позже. в 1897-1898 гг. здание было надстроено вторым этажом, пристроен алтарь. В здании разместились школьная библиотека и классы женского отделения. В настоящее время здание передано Ульяновской епархии, и в нём располагается храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов.

Для мастерских было отстроено новое двухэтажное каменное здание, где производилось обучение столярно-токарному, переплетному и ручному труду. Вся классная и школьная мебель изготавливалсь в мастерских, кроме этого мастерские выполняли заказы города, в том числе для кадетского корпуса, гимназии, лютеранской кирхи и вообще изделий на продажу, что являлось важной статьей дохода школы. Мастерские давали школе до 3,5 тыс. рублей дохода в год, а накопленный капитал школы к 1917 году составил 100 тыс. рублей

В 1906 году при Симбирской чувашской школе было открыто мужское двухклассное приходское училище, в 1910 году переведенное в собственное трехэтажное здание, пожертвованное сибирским меценатом Н. Я Шатровым.

Наиболее значительным зданием школы было построенное в 1885 году трехэтажное здание, на третьем этаже которого разместилась квартира И. Я. Яковлева и женское отделение, которым заведывала его жена - Екатерина Алексеевна. Квартира семьи Яковлевых, в которой они прожили до 1922 года, состояла из 6 комнат - кабинета, столовой, гостинной, спален Ивана Яковлевича и Екатерины Александровны и детской.
К 1917 году чувашская учительская семинария представляла собой комплекс состоящий из учительской школы, мужского и женского начальных училищ, женских педагогических курсов, сельскохозяйственной школы 1 разряда. В школу принимались крещеные и некрещеные чуваши, а также русские и крещеные татары в возрасте от 11 до 18 лет. К 1918 году в чувашской народной школе было подготовлено около 1200 человек.

В 1919 году в соответствии с реформой образования РСФСР, было принято решение о закрытии Симбирской чувашской семинарии и открытии на её базе учительского института, без учета сложившегося чувашского направления. От чувашской семинарии оставались только трехгодичные чувашские курсы при институте. Все имущество семинарии предавалось институту. Иван Яковлевич остался не у дел. Он всеми силами и средствами старается сохранить свое детище. 23 ноября 1919 г. в газете «Заря» - органе Симбирского губкома РКП(б) и губисполкома, появилась заметка: «Яковлев и чуваши», в которой говорилось, что «деятельность Яковлева имела огромное значение среди чувашского населения, но тем не менее в данный революционный момент приходится от Яковлева, безусловно, отказаться. Как он сам, так и его взгляды устарели для нашей эпохи, для нашего времени» . 25 ноября коллегия Симбирского губоно постановила: «Считая, что пребывание Яковлева в стенах семинарии вредно отражается на деятельности семинарии, по предложению Наркомпроса уволить Яковлева в отставку с сохранением за ним пенсии».
Лишь весной 1920 года при вмешательстве В. И. Ленина, лично знакомого с семьей Яковлевых по Симбирску, была назначена пенсия И. Я. Яковлеву и его жене, а 1 сентября 1920 года в зданиях бывшей чувашской семинарии открылся Чувашский институт народного образования, позднее - Ульяновский чувашский педагогический техникум. 23 сентября 1928 г. техникуму было присвоено имя И. Я. Яковлева. С 1937 года техникум стал педагогическим училищем им. И. Я. Яковлева, которое просуществовало в Ульяновске до 1956 г.


5. Семья И. Я. Яковлева

«В семейной жизни я был счастлив и в жене, и в детях моих»

5.1. Супруга

В 1870 г., будучи студентом Казанского университета, Иван Яковлевич познакомился с Н. И. Ильминским и его семьей, в которой воспитывалась их приемная дочь Екатерина Алексеевна Бобровникова (р. 2 октября 1861 г.). Через семь лет состоялась свадьба 16-летней Екатерины, выпускницы казанской женской гимназии, и 29-летнего инспектора чувашских школ Ивана Яковлева.

В жизни Екатерины Алексеевны были не только домашние обязанности. В 1878 году при Симбирской чувашской школе было открыто женское отделение, которое она позднее возглавила и работала преподавателем и воспитателем бок о бок со своим мужем.


5.2. Дети

28 декабря 1878 года в семье Яковлевых родился первый ребёнок, которого в память деда назвали Алексеем. Позднее родились Наталия, Лидия, Николай и Александр. Из них Наташа и Саша умерли в раннем возрасте.

  • Алексей Иванович Яковлев (1878-1951) - известный историк, член-корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии СССР;
  • Николай Иванович (1883-1949) - горный инженер, военный конструктор, музыковед;
  • Лидия Ивановна (1881-1942) - филолог и переводчик.

5.3. Внуки

Достойные продолжатели рода - внучка О. А. Яковлева, кандидат исторических наук, внук И. А. Яковлев стал доктором физико-математических наук. Ещё две внучки: Е. А. Некрасова - доктор искусствоведения, А. А. Некрасова - профессор Государственного института театрального искусства.

5.4. Правнуки

А. Б. Покровская - народная артистка Российской Федерации, А. Б. Покровский - концертмейстер Московской консерватории, В. В. Павлов - заслуженный артист Российской Федерации, Е. В. Павлова - кандидат искусствоведения, Франсуаза Варе - профессор медицины (Франция), праправнук М. О. Ефремов - заслуженный артист Российской Федерации. Л. Д. Некрасова - москвовед, искусствовед. Это уже шестое поколение замечательного сына чувашского народа.


6. И. Я. Яковлев как писатель, переводчик и издатель

Знакомство с ученым-ориенталистом Н. И. Ильминским в годы учёбы в Казанском университете утвердила желание И. Я. Яковлева в создании чувашской азбуки, букваря и издании книг для чувашей, которым по незнанию русского языка был закрыт путь к знаниям и литературе. Изучение фонетики чувашского языка привело к созданию первой чувашской азбуки, насчитывающей 47 букв. Была составлена азбука и букварь, с поучительными для народа пословицами и поговорками. Однако выяснилось, что 47 букв сложно для запоминания и И. Я. Яковлев переработал азбуку, оставив в 1873 году только 25 букв.

В первую очередь И. Я. Яковлев занялся переводом на чувашский язык Евангелия, который в целом был завершен только к 1911 году. Над переводом Библии он работал до 1922 года, когда неизданные материалы И. Я. Яковлев передал в архив Британского библейского общества. Кроме религиозной литературы им были изданы литературный сборник «Сказки и предания чуваш» и «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним» в двух томах, переводы на чувашский язык произведений русских классиков: «Полтавы» Пушкина, «Песни про купца Калашникова» Лермонтова, рассказов Толстого и др

За всю жизнь Яковлев издал более 100 книг и брошюр на чувашском языке.

Некоторые сочинения И. Я. Яковлева:

  • Букварь для чуваш . Казань, 1872 (издавался до 1919 г.).
  • О школьном образовании чуваш . «Городской и сельский учитель», 1897, в. 5;
  • Краткий очерк Симбирской учительской школы . Симбирск, 1908;
  • Детские рассказы . Чебоксары, 1968.
  • Письма . Чебоксары, 1985. - 366 с.
  • Верьте в Россию и любите её . Чебоксары.: Чувашский госуниверситет, 2002. - 308 с.

7. Память

Для развития и сохранения наследия И. Я. Яковлева в Чебоксарах создан Институт И. Я. Яковлева при Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова

И заведующий Симбирской чувашской учительской школой

Ива́н Я́ковлевич Я́ковлев (25 апреля 1848 года , Кошки-Новотимбаево , Буинский уезд , Симбирская губерния - 23 октября 1930 года , Москва) - чувашский просветитель , православный миссионер , педагог, организатор народных школ, создатель нового чувашского алфавита и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист.

Энциклопедичный YouTube

Биография

Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки́-Новотимба́ево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне - Тетюшский район Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей чувашского крестьянина Пахомова, односельчанина. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крёстного отца Ивана Яковлева.

Основные даты жизни и деятельности

  • 1856-1860 - учёба в Бурундукском удельном училище
  • Декабрь 1860 - май 1863 г. - учёба в землемерно-таксаторских классах при Симбирской гимназии
  • Май 1864 - декабрь 1866 г. - служба в удельном ведомстве
  • 1(13) сентября 1868 - поступление в V класс Симбирской мужской классической гимназии
  • 28 октября (9 ноября) 1868 - основание Симбирской чувашской школы
  • 25 июня (7 июля) 1870 - получение золотой медали об окончании гимназии
  • 12 (24) августа 1870 - поступление в Казанский университет
  • 1871-1873 - создание чувашской письменности, издание букваря и учебника для чувашских школ
  • 17 (29) июня 1875 - получение свидетельства об окончании Казанского университета
  • 28 августа (9 сентября) 1875 - назначение инспектором чувашских школ Казанского учебного округа
  • 1877 - преобразование Симбирской чувашской школы в центральную
  • 26 сентября (8 октября) 1877 - вступление в брак с Е. А. Бобровниковой
  • 1878 - открытие женского класса при центральной школе
  • 1890 - преобразование Симбирской центральной школы в учительскую
  • 1901 - открытие женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе
  • октябрь 1917 - преобразование Симбирской чувашской учительской школы в учительскую семинарию
  • октябрь 1922 - переезд к сыну в Петроград
  • лето 1923 - переезд в Москву
  • октябрь 1928 - празднование 80-летия со дня рождения и 60-летия со дня основания первой чувашской школы
  • 23 октября 1930 - смерть в Москве и похороны на Ваганьковском кладбище

Чины и награды Российской империи

За всю жизнь Яковлев издал более 100 книг и брошюр на чувашском языке.

Некоторые сочинения И. Я. Яковлева:

  • Букварь для чуваш . Казань, 1872 (издавался до 1919 года);
  • О школьном образовании чуваш . «Городской и сельский учитель», 1897, в. 5;
  • Краткий очерк Симбирской учительской школы . - Симбирск, 1908;
  • Детские рассказы . - Чебоксары, 1968;
  • Письма . - Чебоксары, 1985. - 366 с.;
  • Верьте в Россию и любите её . - Чебоксары.: Чувашский госуниверситет, 2002. - 308 с.

Оценка деятельности Яковлева

В стихотворении «Письмо чувашского народа Великому Сталину » дана отрицательная оценка действиям И. Я. Яковлева в ходе усмирения восставших чувашских крестьян с. Чемеево зимой 1907 года

Министр-вешатель-Столыпин
Подписал указ проворно:
«Привести народ чувашский
Срочно в полную покорность».
Яковлев, йанра́л чувашский,
Разъезжал на тройке барской,
Как Столыпина посланник,
Манифест читая царский.
Но его мы отвергали…

И. Г. Максимов отмечает большую разницу в оценке деятельности И. Я. Яковлева в сравнении с оценками деятельности другого соратника Н. И. Ильминского - В. Т. Тимофеева , сделавшего практически то же самое для татар , что И. Я. Яковлев для чуваш.

По-разному оценивается теперь деятельность этих двух людей, В. Т. Тимофеева и И. Я. Яковлева, делавших, одно и тоже, на их родине: первый для просвещения татар-кряшен , а второй - чувашей. В Чувашской АССР в 1968 году торжественно и всенародно праздновалось 100-летие Симбирской чувашской учительской школы и 120-летие её основателя И. Я. Яковлева. В Чебоксарах на центральной площади установлен памятник просветителю чувашей И. Я. Яковлеву, его имя присвоено библиотеке и открыт музей его имени. В современной же татарской литературе к именам Н. И. Ильминского и В. Т. Тимофеева, ещё 100 лет тому назад обучавших часть татар (кряшен) письменности с русскими буквами и способом письма, которая теперь стала всеобщей для татар, и тем самым облегчавшим путь к сближению с европейской культурой, приклеены ярлыки «миссионер» и «поп», позаимствованные из пропагандистского арсенала былых татарских националистов, а Казанская центральная крещёно-татарская школа третируется, как место подготовки антимусульманских миссионеров.

Память

Музеи

  • Музей Ивана Яковлева в с. Кошки-Новотимбаево республика Татарстан, Тетюшский район
  • Музей Ильи Николаевича Ульянова и Ивана Яковлевича Яковлева при Чувашском государственный университете им. И. Н. Ульянова
  • Музей Ивана Яковлевича Яковлева в Чувашском государственном педагогическом университете (1968)
  • Музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И. Я. Яковлева»

Памятники

  • Памятник и бюст И. Я. Яковлеву в городе Чебоксары
  • Памятник И. Я. Яковлеву в селе Кошки-Новотимбаево

Люди. События. Факты. И. Я. ЯКОВЛЕВ - ЧУВАШСКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ПЕДАГОГ

Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930) завоевал славу подвижника на ниве просвещения чувашского народа. Педагог, писатель, переводчик, основатель чувашской письменности и первой в истории чувашского народа Симбирской школы для чувашей, он пользовался всеобщим признанием и любовью многих поколений своих учеников.

И. Я. Яковлев родился в бедной крестьянской семье в дер. Кошки (по-чувашски "кошки" - "выселки"), или Новотимбаево, Буинского уезда Симбирской губ. (ныне - Тетюшский р-н Республики Татарстан). Его мать умерла сразу после родов, и двухдневного сироту, по чувашскому обычаю, усыновила семья Пахомовых. Отца своего он тоже не помнил. Кормить ребенка стала соседка, у которой был свой новорожденный. В семье Пахомовых мальчик рос как родной, но с рождения он был болезненным и тщедушным. Когда немного подрос, стал проявлять стремление к учебе. Помещенный в Бурундуковское училище, он жил в семье русских крестьян Мушкеевых, относившихся к сироте тоже тепло, по-родственному. Училище он закончил в 12 лет первым учеником и был отправлен в Симбирское землемерное училище. Окончив в Симбирске землемерно-таксаторские классы, до конца 1866 г. работал землемером. Стремление продолжать учебу привело его в гимназию, которую он первым из чувашей закончил с золотой медалью. Затем он поступил в Казанский университет на историко-филологический факультет.

В Казанском университете на него обратил внимание известный востоковед Н. И. Ильминский, посвятивший себя делу просвещения народов Поволжья. Яковлев многим ему обязан: Ильминский помогал ему и в учебе, и в устройстве на работу. В годы учебы Яковлев познакомился с трудами революционных демократов и их последователей, с педагогической литературой (К. Д. Ушинский, И. А. Худяков, Л. Н. Толстой и др.).

После того, как в 1875 г. Яковлев закончил университет, он был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. Еще в 1868 г., будучи гимназистом шестого класса, он основал на своей квартире в Симбирске чувашскую школу-интернат, которой он отдал все свои силы и знания. Впоследствие она была преобразована в учительскую школу и подготовила армию сельских учителей, деятелей просвещения. Из стен этой школы вышло много известных чувашских писателей - К. Иванов, Тайр Тимки, Н. Шубоссини, М. Турбина и др.

До Яковлева чувашский народ не имел своей письменности. На основе русской графики он, при помощи Ильминского и студента В. А. Белилина, разработал чувашский алфавит, создал чувашскую азбуку и букварь, учебники и книги для

Пушкарев Лев Никитович - доктор исторических наук. 143

чтения на родном языке для школьников. Тем самым была заложена основа начального образования. Написанные им книги для чтения состояли из его собственных оригинальных рассказов на темы народного быта и творчески переработанных образцов устного народного творчества чувашей. По сей день рассказы Яковлева для детей изучаются в школах Чувашии. Яковлев и его ученики переводили на чувашский язык произведения классиков русской литературы - А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого. Любимым поэтом Яковлева был Н. А. Некрасов. Созданная Яковлевым и его учениками учебно-педагогическая литература помогла выработать единый чувашский литературный язык и методику обучения детей на родном языке, что способствовало зарождению чувашской национальной литературы.

Яковлев стоял у истоков чувашского образования и просвещения, отдавая все свое время, силы и знания воспитанию национальных учительских кадров. При его участии было открыто около 40 чувашских школ, он созывал учительские съезды, организовывал педагогические курсы. Преодолевая рутину чиновничества, Яковлев упорно и методично формировал национальный учительский корпус Чувашии, превратив свою школу-интернат в кузницу учительских кадров 1 .

Меньше мы знаем о его личной жизни. Правда, кое-что можно узнать из записанных А. В. Жиркевичем с его слов воспоминаний, а также мемуаров сына - известного ученого, члена-корреспондента АН СССР А. И. Яковлева 2 .

Я был хорошо знаком с А. И. Яковлевым, проработал под его руководством три последних года его жизни над изданием таможенных книг XVII века. Яковлев нередко рассказывал мне о своем детстве и о своих родителях.

Рассказы Яковлева о своей семье возникали при общении со мной спорадически, по самым различным поводам. Расспрашивая меня о моих родителях и узнав, что мой отец - из крестьян, окончивший три класса церковно-приходской школы, но самоучкой ставший бухгалтером, а мама - сельская учительница начальных классов, с 38-летним стажем работы, Алексей Иванович сказал: "У нас с Вами много общего: мой папа - тоже из бедной крестьянской семьи, а мама - тоже учительница, всю жизнь проработавшая, как тогда говорили, "на ниве народного просвещения". Мою маму и по внешнему виду все сразу определяли именно как учительницу. Она была необыкновенно подтянута и требовательна, даже в ее взгляде было что-то, заставлявшее ей повиноваться. Одета она была всегда одинаково- белая кофта, темная юбка, но как это все было наглажено, как все это блестело чистотой и аккуратностью - я Вам и передать не могу! И так с самого утра - халатов она не терпела. Всегда в форме, всегда собрана, всегда при деле.

В моей памяти, - говорил Алексей Иванович, - сохранились образы детства, проведенного с папой. Как сейчас, вспоминаю долгие зимние вечера моего детства- и отчего они казались мне такими продолжительными? Вот мы сидим за столом, покрытым белой скатертью, вышитой крестом руками моей мамы... Папа очень любил ручную чувашскую вышивку, прекрасно в ней разбирался и даже мог по женскому вышитому платью определить, из какой местности родом та или иная женщина. Особенно ему нравились симметрично расположенные фигуры животных и птиц, а также розетки и богато разработанные кресты... Но - это я отвлекся. Я хотел о наших семейных вечерах рассказать. Итак, мы сидим за столом. На нем стояла самая большая наша керосиновая лампа на высокой ножке и с белым матовым абажуром, с широким фитилем на 12 линий - была раньше такая мера у ламп. Вы, наверное, о ней и понятия не имеете... Мама сидит за столом и либо проверяет тетради (а их всегда было страшно много), либо что-нибудь шьет или штопает.

А папа читает вслух. Читал он удивительно! Его интонация просто в душу западала. Больше всего из прозаиков он любил Тургенева, читал его медленно, переживая каждое изменение сюжета, даже каждое слово. В особо чувствительных местах он мог и заплакать. Мама говорила: "Ну, вот, опять нюни распустил! ". "Прости, дорогая, - отвечал папа. - Ну, что я могу с собой поделать! Но как Иван Сергеевич пишет, как волнует душу! Какой талант, какое уменье передать малейшие движения души! Нет, положительно, Тургенев - величайший из русских писателей! Слушай, сын, слушай внимательно и запоминай все, что я тебе читаю!" Из прочитанного папой мне особенно запомнились почему-то "Клара Милич", "Часы" и "Записки охотника". Бывало, что я и засыпал под мерный стук часов и голос отца.

И эти вечерние читки мне многократно снились впоследствии, а память о них - одно из самых дорогих моих воспоминаний".

Вспоминаю еще один эпизод из рассказов Яковлева о своем отце. Речь зашла о любимых поэтах: "Вы сказали, что в юности Апухтиным увлекались... А что - вкус у Вас неплохой... Только немного старомодный. Сейчас все больше "лучшего, талантливейшего поэта нашей советской эпохи" ценят, ну, и совсем молодых... А вот мой папа всю жизнь был верен Некрасову и именно его ценил выше всех остальных поэтов. "Певец горя народного" - иначе он его и не называл. А из всех его стихов он чаще всего перечитывал сборник "Последние песни", изданный в 1877 г., - трагические стихи, предсмертное завещание поэта... Года за два до смерти папа попросил меня отыскать в его библиотеке эту книгу и почитать ему. Я выполнил его просьбу, нашел, читал, а он слушал и плакал... "Скоро стану добычею тленья... ", "Дни идут... Все так же воздух душен", "Я примирился с судьбой неизбежной"... Сейчас я кляну себя за то, что послушался папу и читал ему эти строчки - после этого чтенья ему сразу стало хуже. Врач разбранил меня и строго-настрого приказал не волновать отца. С тех пор эта книга была у меня, но я ею никогда не пользовался и даже не раскрывал ее - груз какой-то непонятной вины давил мне душу".

Однажды пришел я к Алексею Ивановичу под Новый (1950) год, поздравить его с праздником и застал сидящим у елки... После обзора елочных украшений он начал рассказывать мне о елке своего детства: "Приготовления к Новому году в нашей семье начинались уже с осени. Как только проливались дожди и гулять из-за грязи было негде, меня усаживали за изготовление игрушек, причем нужно было делать их не только для себя, но и для других детей. Мама научила меня клеить гирлянды из колечек разноцветной бумаги, а папа мастерил какие- то замысловатые коробочки из цветной же бумаги, которые никак нельзя было раскрыть, не разорвав их. Внутрь, в коробочку, он закладывал какой-нибудь сюрприз - конфетку, урюк, орех, изюминки, сушку, кусочек пряника и т. д., а меня заставлял раскрашивать эти коробочки. И таких игрушек мы за осень изготавливали целые короба, которые папа затем развозил по деревенским школам и, как Дед Мороз, раздавал ребятишкам. Мне эти игрушки были очень дороги, и я думаю, как правильно поступали мои родители, заставляя заботиться о других детях, а не только о собственном удовольствии. Очень мне хотелось вместе с папой поехать и раздавать мои самоделки, но время было зимнее, мама меня не отпустила. Боялась, что я простужусь.

А вообще-то я, помнится, раза два-три сопровождал папу в его поездках по школам, но это когда я уже стал постарше. Однажды мы попали на свадьбу в одной из деревень, и наряд невесты я до сих пор помню - как же он был красочен и красив! Голова ее была повязана белой вышитой лентой, расшитый пояс (обязательно собственными руками!), и с головы до ног она была покрыта белым же вышитым покрывалом. А у жениха - расшитое полотенце через плечо - чудо, одним словом! Русская вышивка тоже хороша, но чувашская - просто изумительна!".

В журнале "Лик Чувашии" за 1995-1996 г. был опубликован дневник А. В. Жиркевича, рассказывающий о его встречах с И. Я. Яковлевым. Опубликованные Г. А. Александровым выборки из этого дневника рассказывают о времени первой мировой войны, двух революций и последовавшей потом вслед за этим разрухе и произволе. Этот дневник ценен тем, что автор его подробно и обстоятельно рассказал о последних днях жизни и деятельности И. Я. Яковлева. Перед нами предстают слова и дела человека, посвятившего всю свою жизнь Симбирской школе-интернату. Его жизнь в 1916- 1923 гг. описана детально, с массой бытовых подробностей.

Автор дневника познакомился с Яковлевым совершенно случайно, будучи инспектором военных лазаретов. А ближе узнав директора школы-интерната, проникся уважением к нему и к его просветительской деятельности. Жиркевич пишет в дневнике: "Я хотел изобразить Яковлева с душой, способной загореться по-молодому, когда дело касается заветных вопросов, которым посвящена была вся жизнь". Почти ежедневно встречаясь с Яковлевым, он побудил его рассказать о своей жизни. Эти записанные "с голоса" Жиркевичем воспоминания Яковлева впоследствии были изданы. Опубликованная же выборка из дневника существенно их дополняет: мы можем теперь представить себе, как жила семья Яковлевых

Знаменательно одно место из этого дневника. Яковлев, пишет автор, "гордится тем, что всегда был и остается "демократом", и что оба сына его воспитаны в демократическом духе, т. е. выйдя из простого народа, стоят в интересах простонародья". И еще одну его черту выделил Жиркевич: "Удивительная личная скромность! Просто любуешься им! ". Эта личная скромность многое объясняет и в судьбе, и в деятельности автора. Он всегда старался подчеркнуть роль выпускников Симбирской школы в развитии школьного образования в чувашских деревнях. Особо он выделял А. В. Рекеева, Д. Ф. Филимонова, К. И. Ефимова и других истинных подвижников народного просвещения. Яковлеву пришлось вести длительную борьбу с местной администрацией за право существования национальных чувашских школ. В письме к Н. И. Ильминскому от 12 января 1879 г. он рассказал, как на губернском земском собрании в декабре один гласный ему говорил: "Ваша школа прекрасно идет, это все знают. Но у вас учат по-чувашски, поют по-чувашски, у вас и всенощная совершается по-чувашски. Поэтому многие не сочувствуют и говорят, что вы поднимаете чувашский вопрос и можете возбудить в них сепаратизм". Боязнь пробуждения национализма среди народов Поволжья, стремление к "обрусительной" политике привели к появлению в 1903 г. "Высочайше утвержденного мнения Государственного совета", по которому должность окружного инспектора чувашских школ упразднялась (именно ее занимал тогда Яковлев), а сами они передавались под управление русской администрации. За Яковлевым было оставлено руководство Симбирской школой с половинным против прежнего окладом.

Освобожденный от административных обязанностей, Яковлев смог больше времени уделять педагогической деятельности. В Симбирской школе он преподавал математику, педагогику и логику. И вскоре добился того, что чувашские школьники - в нагольных полушубках и кафтанах из домотканого сукна, в лаптях и валенках - стали разбираться в силлогистических модулях аристотелевой логики, освоили логарифмирование и бином Ньютона.

Но главной областью просветительской деятельности Яковлева всегда была переводческая работа. Следует отметить ее результаты - перевод на чувашский язык Библии. Эта работа привлекла к себе внимание влиятельного английского Библейского общества, и с лета 1908 г. на его средства было выпущено почти 20 тыс. экземпляров Нового Завета, Псалтыри, Книги Пророков и других библейских книг - около 2/3 всей Библии. Сам же Яковлев был избран почетным членом Библейского общества.

Помимо большой преподавательской и переводческой работы, Яковлеву пришлось приложить много сил и к делу строительства самой Симбирской школы. С помощью сочувствовавших его начинаниям лиц он сначала построил двухэтажное здание школы, а затем присоединил к нему еще шесть коттеджей для учителей и мастерских. Он расширил школьную усадьбу в общей сложности до 2 га, разбил здесь сад, огород, гимнастический плац. Кроме того, он добился выделения Симбирской школе специальной сельскохозяйственной фермы, где ученики проходили практику земледельческих работ. На ферме был заложен плодовый сад, устроен плодовый питомник, разбиты поля для семипольного оборота, проведен с гор водопровод на 6 тыс. ведер воды в сутки и т.д. С 1913 г. началось планомерное обучение воспитанников и воспитанниц ведению сельского хозяйства на передовом для того времени уровню.

Во время первой мировой войны Яковлев передал два лучших здания школы под госпиталь для раненых. Инспектируя военные госпитали, Жиркевич и познакомился с директором Симбирской школы. Прежде всего он изумился необыкновенной известности Яковлева и записал 10 марта 1920 г. в своем дневнике:

"Популярность Ивана Яковлевича Яковлева среди чувашского населения до сих пор так велика, что даже маленькие дети, со слов взрослых, знают о нем и о том, что он сделал для чувашского народа". Несколько позднее, уже завершая переписывание воспоминаний Яковлева о своей жизни, Жиркевич так оценил его вклад в культуру чувашей: "Заслуги Яковлева в деле просвещения чувашей безмерны. Их оценят только со временем, отойдя на известное расстояние от той эпохи, в которой он так убежденно, самоотверженно работал на благо родного народа" (запись от 8 апреля 1920 г.).

Прогноз Жиркевича сбылся. Благодарные потомки воздвигли Яковлеву памятник в Чебоксарах, назвали его именем один из проспектов столицы республики, присвоили его имя Чувашскому государственному педагогическому университету, Аликовской и Бичуринской средним школам. В Чувашском университете учреждено несколько именных стипендий для лучших студентов. Подвижник чувашского просвещения, так много способствовавший укреплению дружеских чувств между чувашским и русским народами, их сближению, их дружбе, Яковлев прожил большую и насыщенную жизнь и всю ее посвятил служению своему народу. В течение одной жизни он создал чувашский литературный язык, оставил после себя образцы изложения на нем различных видов и жанров литературы, воспитал целую плеяду учеников и последователей, заложил основы национального образования и просвещения.

Примечания

1 Появившаяся в некоторых справочных изданиях цифра в 400 школ - не более чем досадная опечатка. Краткая литературная энциклопедия. Т. 8. М. 1975, с. 1067. См.: Краткий очерк Симбирской чувашской учительской школы. Симбирск. 1908; Материалы к истории Симбирской чувашской школы, мужского и женского при ней приходских двухклассных училищ с трехлетними педагогическими курсами. Симбирск. 1913; МАКАРОВЫ. П. Чувашский педагог И. Я. Яковлев. - Советская педагогика, 1953, N б; ДНЕПРОВ Э. Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России. 1918-1974. Библиографический указатель. М. 1974, NN 10344-10350 и по именному указателю.

2 См.: Иван Яковлевич Яковлев. 1848-1930. Чебоксары. 1948; СИРОТКИН М. Я. Очерки дореволюционной чувашской литературы. Чебоксары. 1967; И. Я. Яковлев и его школа. Чебоксары. 1971; АЛЕКСАНДРОВ Г. А. И. Я. Яковлев в 1917-1920гг. Чебоксары. 1992; его же. Чуваши в дореволюционных учебных заведениях. Чебоксары. 1994; его же. Чувашская интеллигенция: истоки. Чебоксары. 1997; ЯКОВЛЕВ А. И. И. Я. Яковлев (1848- 1930). Изд. 2-е. Чебоксары. 1958.

3 Цит. по: Иван Яковлевич Яковлев. 1848-1930, с. 65.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

И.Я.Яковлев. Симбирск, 1910.

Яковлев Иван Яковлевич - [родился - 25.4.1848, д. Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшского района Республики Татарстан), умер - 23.10.1930, Москва] – выдающийся деятель культуры и просвещения чувашского народа, педагог-демократ, писатель, переводчик, создатель дидактики двуязычной начальной школы в России, современной чувашской письменности, Почетный член Британского и Иностранного библейского общества в Лондоне (1913).

Чăваш халăхěн сутлăхси: с ěнě чăваш сырулăхне йěркелекенě: Библие чăвашла кусараканě. 1848 сулхи ака уйăхĕн 25 хальхи Тутар Республикине кěрекен Кăнна-Кушки ялěнче суралнă: Чěмпěр гимназийěнче: Хусан университетěнче вěреннě: чăваш шкулěн инспекторěнче: Чěмпěр чăваш шкулěн ертусинче ěсленě. Н.И. Ильминский вěренекенě. 1930 султа вилнě: Мускавра Ваганьково масарěнче пытарнă. Яковлев Иван Яковлевич

Яковлев Иван Яковлевич (1848-1930) Чувашский деятель культуры и просвещения, педагог-демократ, писатель, соратник. Родился в семье крестьянина. В 1875 окончил историко-филологический факультет Казанского университета. Будучи гимназистом, в 1868 основал Симбирскую чувашскую школу (на свои и частные пожертвования), которая при поддержке Ильи Ульянова была принята в 1871 на государственный бюджет. В 1877 преобразована в Симбирскую центральную чувашскую школу, в 1890 - в Симбирскую чувашскую учительскую школу, ставшую центром чувашской культуры. В 1878 при Центральной школе открылось женское отделение. По окончании университета Яковлев работал инспектором чувашских школ Казанского учебного округа (до 1903), руководил (до октября 1919) Чувашской учительской. Яковлев способствовал открытию чувашских и других национальных школ в Поволжье. Для чувашских школ разработал методику обучения, творчески использовав педагогическое наследие: Ушинского и его последователей. В начале 1870-х Яковлев на основе русской графики составил новый чувашский алфавит, написал буквари, учебники. Его книги для чтения составлены на основе рассказов из народного быта и образцов устного народного творчества, собирателем которого он был; его переводы классиков русской художественной литературы (Пушкина, Крылова, Льва Толстого, Некрасова), а также изданные им научно-популярные книги способствовали формированию чувашского литературного языка и становлению национальной литературы, сближению их с передовой русской культурой.

Книга "И.Я.Яковлев в фотографиях и документах". Чебоксары, 1999г.

И.Я.Яковлев. Симбирск, 1911.

И.Я Яковлев и Е.А. Яковлева с внучкой Катей в столовой своего дома. Симбирск, 1910.

В главном корпусе Симбирской чувашской школы осенью 1991г. был открыт Государственный музей И.Я.Яковлева и истории его школы.

Награды И. Я. Яковлева. Ордена: 1. Орден св. Станислава 3 степени. Награжден 26 декабря 1878 г. – «за отлично-усердную службу». 2. Орден св. Станислава 2 степени. Награжден 27 декабря 1887 г. – «за отлично-усердную службу». 3. Орден св. Анны 3 степени. Награжден 15 мая 1889 г. – «за отличие на службе». 4. Орден св. Анны 2 степени. Награжден 26 декабря 1892 г. – «за отлично-усердную службу». 5. Орден св. Равноапостольского князя Владимира 4 степени. Награжден 9 марта 1900 г. – «за отлично-усердную службу». Медали: 1. Серебряная медаль в память в Бозе почивающего императора Александра III на Александровской ленте. Награжден 25 апреля 1896 г. на основании именного высочайшего указа от 26 февраля 1896 г. 2. Темно-бронзовая медаль на ленте из государственных цветов. Награжден 30 января 1897 г. – «За труды по I всеобщей переписи населения 1897 г.» 3. Медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых. 4. Медаль в память Отечественной войны 1812 г.

Хальхи вăхăтра Чăваш патшалăх педагогика университечě И.Я. Яковлев ячěпе хисепленсе тăрать. Шупашкарта Чăваш патшалăх университетěнче çутлăхçă эткерне тěпчекен лаборатори ěçлет, ятарлă музей пур. И.Я. Яковлев палăкě Шупашкарта Чăваш наци библиотеки умěнче вырнаçнă. Кунсăр пуçне И.Я. Яковлев музейě тăван ялěнче те, Чĕмпĕрте те пур. И. Я. Яковлев яче е мер асра.

В 2008 году чувашский народ празднует знаменательную дату - 160-летие со дня рождения выдающегося сына земли чувашской, просветителя и гуманиста Ивана Яковлевича Яковлева. И.Я. Яковлев принадлежит к числу тех выдающихся деятелей, чьи совершения сохраняются в памяти последующих поколений и становятся явлением духовной жизни. Он был неутомимым тружеником просвещения и культуры, стоявшим у начала национального подъема чувашского народа, поборником дружбы чувашского народа с другими национальностями. Он создал систему образования народов Поволжья и Урала, подготовки национальных кадров и внес большой вклад в формирование духовно-нравственных ценностей общества. Мероприятия, посвященные этой знаменательной дате, пройдут не только в Чувашии, но и в ряде регионов страны, в том числе в Республиках Татарстан, Башкортостан, Ульяновской и Самарской областях, гг. Москва, Санкт-Петербург.

День чувашского языка - 25.04.2008г. День чувашского языка. Учрежден Постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской Республики «Об учреждении Дня чувашского языка» от 9 апреля 1992 г. Отмечается ежегодно в день рождения выдающегося деятеля культуры и просветителя чувашского народа, создателя современной чувашской письменности Ивана Яковлевича Яковлева.

В телеэфире - документальный фильм об Иване Яковлеве - В эфире телеканала "Россия" транслировалсяся документальный фильм "Свет высокой звезды", посвященный великому просветителю И.Я. Яковлеву. Фильм создан в 2003 году в рамках проекта "Лица Чувашии" и знакомили зрителя с основными вехами жизни и деятельности патриарха. - В рамках подготовки к юбилею И.Я. Яковлева Гостелерадиокомпания "Чувашия" планирует также показ других фильмов и передач, созданных коллективом телевидения и радио в разные годы. - Ежедневно в эфире канала "Радио России" с 7 апреля в 12.35 в рубрике "Из нашего фонда" транслируется серия литературных чтений, подготовленная на основе книги "Моя жизнь". Год записи 1998 г.

Открыта документальная выставка, посвященная И.Я.Яковлеву В Чувашии мероприятия, посвященные 160-летию со дня рождения Ивана Яковлева, становятся все интенсивнее. Большое внимание в рамках этого знаменательного события уделено выставочной программе. Первой экспозицией стала художественно-графическая, которая в начале года работала в Чувашском государственном художественном музее. В Литературном музее им. К.В.Иванова открылась документальная выставка «И.Яковлев. Личность и эпоха» Основой для создания экспозиции стали материалы из фонда Чувашского национального музея. Зрителям представлены уникальные фотографии, мемориальные вещи, книги, рукописи, личные предметы патриарха. Лейтмотив выставки стало "Завещание родному чувашскому народу", написанное И.Я. Яковлевым 4 августа 1921 г., и положенное в основу замысла данной экспозиции. В рамках открытия, в которой приняли участие представители органов власти, деятели культуры и искусства, различных творческих организаций, педагоги и учащиеся, было особо подчеркнута роль патриарха в становлении современной Чувашии, развитии образования, литературы, культуры. Оценки И. Я. Яковлеву дали время, родной народ, его сподвижники и последователи. В рамках выставочной работы 18 апреля в Государственном архиве электронной и кинодокументации состоялся презентация электронного издания "Семья просветителя" и демонстрация фильмов об Иване Яковлеве.

Заслуги И. Я. Яковлева Имя И.Я.Яковлева широко известно не только в Чувашии и России, но и далеко за пределами нашей страны. Создание чувашской письменности на основе русского алфавита, основание Симбирской чувашской учительской школы, открытие сельских школ, издание первых учебников, формирование чувашского литературного языка, воспитание чувашской интеллигенции, развитие литературного перевода, отстаивание единства чувашского и русского народов на началах равноправия, христианское просвещение – таков неполный перечень основных заслуг И.Я. Яковлева. Он издал более 100 книг и брошюр, которые помогли простым чувашским людям научиться читать и писать, получить образование и стать специалистами. Среди них: "Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки", "Моя жизнь. Воспоминания" и др. Чувашский патриарх хорошо понимал роль православной религии для народа того времени и, будучи почетным членом Британского и иностранного библейского обществ в г.Лондон, Иван Яковлев стал инициатором перевода на чувашский язык и издания Священного писания.


Дети:

За всю жизнь Яковлев издал более 100 книг и брошюр на чувашском языке.

Некоторые сочинения И. Я. Яковлева:

  • Букварь для чуваш . Казань, 1872 (издавался до 1919 г.).
  • О школьном образовании чуваш . «Городской и сельский учитель», 1897, в. 5;
  • Краткий очерк Симбирской учительской школы . Симбирск, 1908;
  • Детские рассказы . Чебоксары, 1968.
  • Письма . Чебоксары, 1985. - 366 с.
  • Верьте в Россию и любите её . Чебоксары.: Чувашский госуниверситет, 2002. - 308 с.

Оценка деятельности Яковлева

И. Г. Максимов отмечает большую разницу в оценке деятельности И. Я. Яковлева в сравнении с оценками деятельности другого соратника Н. И. Ильминского - В. Т. Тимофеева , сделавшего практически то же самое для татар , что И. Я. Яковлев для чуваш.

По-разному оценивается теперь деятельность этих двух людей, В. Т. Тимофеева и И. Я. Яковлева, делавших, одно и тоже, на их родине: первый для просвещения татар-кряшен, а второй - чувашей. В Чувашской АССР в 1968 году торжественно и всенародно праздновалось 100-летие Симбирской чувашской учительской школы и 120-летие ее основателя И. Я. Яковлева. В Чебоксарах на центральной площади установлен памятник просветителю чувашей И. Я. Яковлеву, его имя присвоено библиотеке и открыт музей его имени. В современной же татарской литературе к именам Н. И. Ильминского и В. Т. Тимофеева, еще 100 лет тому назад обучавших часть татар (кряшен) письменности с русскими буквами и способом письма, которая теперь стала всеобщей для татар, и тем самым облегчавшим путь к сближению с европейской культурой, приклеены ярлыки «миссионер» и «поп», позаимствованные из пропагандистского арсенала былых татарских националистов, а Казанская центральная крещено-татарская школа третируется, как место подготовки антимусульманских миссионеров.

Память

Для развития и сохранения наследия И. Я. Яковлева в Чебоксарах создан Институт И. Я. Яковлева при Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова

Музеи:

  • Музей Ивана Яковлева в с. Кошки-Новотимбаево республика Татарстан, Тетюшский район
  • Музей Ильи Николаевича Ульянова и Ивана Яковлевича Яковлева при Чувашском государственный университете им. И. Н. Ульянова
  • Музей имени Ивана Яковлевича Яковлева в Чувашском государственном педагогическом университете
  • Музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И. Я. Яковлева»

Памятники:

  • Памятник и бюст И. Я. Яковлеву в городе Чебоксары
  • Памятник И. Я. Яковлеву в селе Кошки-Новотимбаево

Улицы:

Фотогалерея

Литература

  • Дело его жизни. Сборник научных статей. Издатель - фонд им. Яковлева. Редактор Кириллов И. П. Чебоксары 2008.
  • Итоги юбилейной научной сессии, посвященной столетию со дня рождения И. Я. Яковлева , «Записки Чувашского н.-и. института языка, литературы и истории», 1949. в. 3;
  • Краснов Н. Г. Иван Яковлевич Яковлев. Жизнь. Деятельность. Педагогические идеи. Очерки . Чебоксары, 1976.
  • Этнопедагогический манифест И. Я. Яковлева. Чебоксары 2003.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса